Первое выступление хора под руководством пятницкого в каком году

ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ
Руководитель хора М.Е. Пятницкий

ИСТОКИ

В 1910 году под руководством М. Е. Пятницкого был организован хор крестьян Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний. Коллектив был невелик: на известной фотографии тех лет Митрофан Ефимович запечатлен всего лишь с четырнадцатью хористами в народных костюмах.

Первый концерт хора, состоявшийся 2 марта 1911 года в Москве, произвел фурор. Публика, пришедшая в Малый зал Благородного собрания, с восхищением слушала подлинные, глубоко трогающие песни. Выступление крестьян по достоинству оценили С. В. Рахманинов и Ф. И. Шаляпин — великие русские музыканты, прекрасно знавшие и ценившие русскую народную песню.

До начала 1920-х годов певцов приглашали на концерты в Москву, после которых «артисты» разъезжались по своим деревням, возвращаясь к привычному крестьянскому труду. После Октября 1917 года у крестьянского хора началась новая жизнь. 22 сентября 1918 года на концерте хора перед кремлевскими курсантами присутствует Ленин, который приглашает Пятницкого на беседу в Кремль. Оценив достоинства и большой потенциал нового коллектива, Ленин обещает Пятницкому всяческое содействие. Участники хора переезжают на постоянное место жительство в Москву. Концертная деятельность становится более активной, а с открытием регулярного радиовещания в ноябре 1924 года Хор узнала и услышала вся страна.

ИСТОРИЯ

Программа первого концерта

ИСТОРИЯ

Участники первых концертов

ИСТОРИЯ

Афиша первого концерта

СТАНОВЛЕНИЕ

После смерти М. Е. Пятницкого в 1927 году коллективу было присвоено имя его основателя, а дело продолжил его племянник, Петр Михайлович Казьмин, незаурядная личность, большой знаток русского народного творчества.

В 1929 году в прессе тех лет развернулась кампания под девизом «нам нужен старый хор, поющий песни кулацкой деревни. Новой деревне — новые песни». Творческий кризис разрешил приход в хор в 1931 году талантливого композитора Владимира Григорьевича Захарова, который направил развитие коллектива по новому руслу. В репертуаре хора появились авторские песни, в том числе прославляющие начавшиеся коллективизацию, электрификацию, индустриализацию: «Вдоль деревни», «Прокати нас, Петруша, на тракторе», «Зелеными просторами» и др. А лирические песни В. Г. Захарова — «И кто его знает», «Провожанье», «В чистом поле» — запела вся страна. Они «уходили в народ» со временем становясь народными.

В годы Великой Отечественной войны Хор ведет активную концертную деятельность, выступая в составе фронтовых концертных бригад. Популярными в то время были прямые трансляции концертов из студии Дома звукозаписи, которые слышали в тылу и на фронтах рядовые и командиры, летчики и моряки, от которых потоком летели фронтовые треугольники по адресу: «В Хор Пятницкого» (они хранятся по сей день).

Всенародную известность приобретает песня «Ой, туманы мои, растуманы», написанная в 1943 году В. Захаровым на слова М. Исаковского, ставшая гимном всего партизанского движения.

9 мая 1945 года вместе с победителями хор принимал активное участие в празднествах, посвященных Великой Победе в Москве. В послевоенные годы гастрольно-концертная деятельность коллектива расширяется. С конца 1940-х годов он начал выезжать за границу, побывав во многих странах Европы. Хор становится знаменитым.

ИСТОРИЯ

П. М. Казьмин, художественный руководитель, заместитель художественного руководителя по художественной части (1927-1964). Народный артист РСФСР, лауреат государственной премии

ИСТОРИЯ

В.Г. Захаров, художественный руководитель (1931-1956), народный артист РСФСР, лауреат государственных премий.

ИСТОРИЯ

Т. А. Устинова, основатель и руководитель танцевальной группы (1938-1999), народная артистка СССР, лауреат государственных премий СССР, профессор

ИСТОРИЯ

В. В. Хватов, основатель и руководитель оркестра (1938-1958), народный артист РСФСР

В 1936 году в жизни Хора произошло знаменательное событие – он стал профессиональным коллективом в составе Московской государственной филармонии. В 1938 году в коллективе создается танцевальная группа. Ее основателем была Татьяна Алексеевна Устинова. Выдающийся балетмейстер, воспитанница Московского хореографического училища, она отдала хору более 60 лет своей творческой жизни. Т. А. Устинова изучила народный хореографический язык разных областей России и ввела его в свои танцевальные композиции. Она – автор знаменитого «воронежского шага», когда девушки, будто лебеди, неспешно плывут в хороводе.

В том же году в коллективе появляется оркестровая группа во главе с Василием Васильевичем Хватовым. Талантливый музыкант, он создал уникальный оркестр, в составе которого звучали баяны, гармони, рожки, жалейки, балалайки, домры, гусли, трещотки, что добавило в концерты новые краски, оттеняющие общее настроение исполняемых песен и танцев.

Во главе хора всегда стояли руководители, способные своим творчеством приумножить славу коллектива. Таким был Мариан Викторович Коваль, известный советский композитор, руководивший Хором в 1957–1962 годах. В 1959 году за большие творческие достижения коллектив был награжден орденом Трудового Красного знамени.

ИСТОРИЯ
М. В. Коваль, художественный руководитель (1957-1961) народный артист РСФСР

ВО ВЕСЬ ГОЛОС

В 1962 году в истории хора началась новая эпоха. Главный народный коллектив страны возглавил композитор Валентин Сергеевич Левашов, остававшийся на этом посту более двадцати лет. Задушевный, тонкий лирик, песни которого «за околицей», «Как не любить мне эту землю», «Поет гармонь на перекрестке» вошли в «золотой фонд» советского музыкального искусства.

Большое место в репертуаре хора этого периода занимают театрализованные вокально-хореографические сюиты и композиции, представляющие целые культурно-этнографические срезы разных областей России: «Брянские игрища», «Калужские переборы» и освещающие темы современной жизни: «Расцветай, земля весенняя», «Здравствуй, Волга!», «Поэма о Москве» Такие композиции требовали свободного владения сложным многоголосием и высокого исполнительского мастерства певцов, танцоров, музыкантов.

В 1968 году, получив высокое звание «академический», народный хор вошел в элиту отечественной культуры и искусства. Активно развивается гастрольная деятельность коллектива. С его программами смогли познакомиться и во всех уголках Советского союза, и за рубежом. География гастролей расширилась, искусству хора рукоплескали зрители более чем 40 государств. «Русские артисты берут наши сердца в свои руки», — восхищалась зарубежная пресса.

В 1986 году Хор имени Пятницкого награжден орденом Дружбы народов.

ИСТОРИЯ
В.С. Левашов, художественный руководитель (1962-1989) Народный артист СССР , лауреат Государственных премий СССР

РУССКИЙ ВСЕНАРОДНЫЙ ХОР

С 1989 года Хором имени Пятницкого руководит Александра Андреевна Пермякова. Много лет проработавшая в коллективе, человек большого таланта, непреклонной воли и безудержной энергии, в сложные годы перестройки она, взяв на себя бремя лидерства, не только сохранила коллектив, но и успешно развила достижения своих предшественников. Главное — возврат к исконным принципам народной музыки, к традициям, которые были заложены более ста лет назад М. Е. Пятницким. Хор никогда не стремился к этнографической достоверности. Сила его искусства именно в жизненности, в глубокой и неразрывной связью с современностью. «Песню не поют, ее играют», — любит повторять А. А. Пермякова и ставит во главу угла музыкальное действо. Оно связывает песню, танец, музыку, актерскую игру исполнителей в увлекательной калейдоскоп событий. Сцены будто рождаются на ходу: с одной стороны ни каких шаблонов, с другой ничего лишнего и случайного.

Такой подход требует высочайшего владения профессией. На сцене коллектив — единый организм, коллективная творческая личность, объединённая одной задачей и одним стремлением — раскрыть высокую нравственность и духовность русской песни, все красоту народного искусства России.

Сегодня в составе хора лучшие из лучших: певцы, танцоры, музыканты. Они приехали в коллектив из 30-ти регионов страны, среди них более 40 лауреатов всероссийских, международных и региональных конкурсов исполнителей — Россия в миниатюре, Россия молодая.

Любовь зрителей к хору не преходяща. Где бы они не выступали — залы переполнены. Это современные Россияне, для которых искусство хора — «Времен связующая нить», наши корни, наши истоки.

Концертные программы современного хора: «Россия — звонкая душа», «Россия — Родина моя», определяют основное кредо коллектива — служение Отечеству, которое он пронес через столетие.

Хор Пятницкого — национальное достояние России, ее гордость.

ИСТОРИЯ
А. А. Пермякова художественный руководитель (с 1995), народная артистка России, лауреат премии Правительства РФ, профессор

2021-02-08

2 марта. Народный хор имени Пятницкого

В этот день 2 марта 1911 года в Москве состоялось первое выступление русского народного хора Пятницкого.

Родоначальником народного хорового пения на профессиональной сцене и организатором первого в России народного хора стал Митрофан Ефимович Пятницкий (1864—1927), знаток певческого искусства, знаменитый «собиратель» русских песен. Он ездил по деревням и селам центральной России, слушал народных певцов. Более 400 песен, записанных на старинном валиковом фонографе, сохранились в архивах Митрофана Пятницкого. Пятницкий был настолько покорен народными исполнителями, что у него появилась мечта показать на концертной эстраде русскую песню в её подлинном виде, так, как она звучала веками.

Народный хор Пятницкого

«Народная песня, — говорил Митрофан Ефимович, — эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает, и ее надо спасать».

В 1910 году Митрофан Пятницкий создаёт хор из народных певцов Воронежской и Рязанской губерний, который впоследствии был назван его именем.

2 марта (17 февраля по старому стилю)  1911 года хор впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания.

Зал Благородного собрания был полностью заполнен публикой. Медленно раздвинулся занавес, и перед зрителями предстала обыкновенная деревенская изба, вдоль бревенчатых стен стояли грубо сколоченные лавки. Русская печка, чугунки, кочерга, ухваты… Люлька, прялки, сундук с приданым…

Хор Пятницкого

Исполнители — 11 крестьян — спокойно и естественно чувствовали себя среди этой такой простой и привычной обстановки. Они не были профессиональными актерами. Впервые за тысячелетнюю историю России русские народные песни были представлены в авторском исполнении.

Именно этот «самодеятельный театр песни» произвел революцию в певческой культуре целой страны.

Песни пели никогда нигде не учившиеся, приехавшие в город только на время выступления простые русские крестьяне. Они пели проникновенно и бесхитростно, как это было принято в их родных деревнях. «Рядили они веками родную песню, как невесту к венцу, чтобы она, желанная, увидела свет Божий», — писал в те дни Пятницкий.

Выступление хора Пятницкого

А сегодня Государственный академический русский народный хор им. М.Е. Пятницкого — известный российский музыкальный коллектив, исполняющий народную музыку, — продолжает с успехом выступать, является лауреатом Премии «Национальное Достояние страны» и обладателем других государственных наград.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера

«Народная песня, — говорил Митрофан Ефимович Пятницкий, — эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает, и ее надо спасать».

В 1910 году Митрофан Пятницкий создаёт хор из народных певцов Воронежской и Рязанской губерний, который впоследствии был назван его именем.

(17 февраля) 2 марта 1911 года хор впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания, который был полностью заполнен публикой. Медленно раздвинулся занавес, и перед зрителями предстала обыкновенная деревенская изба, вдоль бревенчатых стен стояли грубо сколоченные лавки. Русская печка, чугунки, кочерга, ухваты… Люлька, прялки, сундук с приданым…

Исполнители — 11 крестьян — спокойно и естественно чувствовали себя среди этой такой простой и привычной обстановки. Они не были профессиональными актерами. Впервые за тысячелетнюю историю России русские народные песни были представлены в авторском исполнении.

Именно этот «самодеятельный театр песни» произвел революцию в певческой культуре целой страны. Песни пели никогда нигде не учившиеся, приехавшие в город только на время выступления простые русские крестьяне. Они пели проникновенно и бесхитростно, как это было принято в их родных деревнях. «Рядили они веками родную песню, как невесту к венцу, чтобы она, желанная, увидела свет Божий», — писал в те дни Пятницкий. Выступление крестьян по достоинству оценили С.В. Рахманинов и Ф.И. Шаляпин.

До начала 1920-х годов певцов приглашали на концерты в Москву, после которых «артисты» разъезжались обратно по своим деревням. После Октябрьской революции 1917 года у крестьянского хора началась новая история.

В сентябре 1918 года выступление хора перед кремлевскими курсантами посетил Владимир Ленин, который, оценив достоинства и большой потенциал нового коллектива, пообещал Пятницкому всяческое содействие. Участники хора переехали жить в Москву, их концертная деятельность стала более активной, а с открытием регулярного радиовещания в ноябре 1924 года о коллективе узнала вся страна.

После смерти М.Е. Пятницкого в 1927 году хору было присвоено имя его основателя, а в 1936 году хор стал профессиональным коллективом в составе Московской государственной филармонии.

В годы Великой Отечественной войны хор вел активную концертную деятельность, выступая в составе фронтовых концертных бригад. В послевоенные годы гастрольно-концертная деятельность коллектива расширилась, он начал выезжать за границу и получил международное признание и известность.

Сегодня Государственный академический русский народный хор им. М.Е. Пятницкого — известный российский музыкальный коллектив, исполняющий народную музыку, — продолжает с успехом выступать, является лауреатом Премии «Национальное Достояние страны» и обладателем других государственных наград.

По материалам www.pyatnitsky.ru

2 МАРТА

Учреждён Сенат — высший государственный орган в России. Александр Пушкин обвенчался с Наталией Гончаровой. На российский престол вступил император Александр Второй. Впервые в испытательный полёт отправился французский сверхзвуковой пассажирский самолет «Конкорд».

2 марта 1911 года состоялось первое выступление русского народного хора под руководством Пятницкого. Ныне — хор имени Пятницкого.

«Имеет быть концерт крестьян-великороссов, специально выписанных из Воронежской, Рязанской и др. губерний. В программе: 1) Хоровые песни с сопровождением старинных инструментов — гуслей, жалеек, лиры. 2) Былины и исторические песни. 3) Причитания плакальщиц», — так было написано на афишах первого концерта, ныне знаменитого хора. Вообще, судьба Митрофана Пятницкого — это судьба человека, который упорно движется к своей цели, хотя ничто, казалось бы, этому не способствует. Пятницкий учился в Воронежском духовном училище, и, казалось, не собирался профессионально заниматься пением. Но вот полюбил человек народную песню — и всё тут. В Москве Пятницкий работал делопроизводителем в одной из больниц, что не помешало ему создать ансамбль народной песни. А в годы Первой мировой войны он организовал «хор инвалидов», в котором, действительно, пели инвалиды войны… Среди них были и полуграмотные люди, которых Пятницкий, тем не менее, обучал нотной грамоте! Пятницкий ездил по России и записывал народные песни, в том числе, и на фонограф. Искал людей, которые впоследствии могли бы петь в хоре. И организовал хор — ныне один из самых знаменитых в нашей стране. Благодаря хору имя Пятницкого известно всем, но не все знают, что Митрофан Ефимович Пятницкий — сын дьячка из деревни Александровка Воронежской губернии — человек, доказавший: если ты любишь какое-то дело, ты непременно добьёшься в нем значительных результатов, даже если на дворе — трудные времена и у тебя нет специального образования. Любовь — она всегда побеждает.

Состоялось первое выступление русского народного хора Пятницкого

Хор Пятницкого впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания 2 марта 1911 года. Зал Благородного собрания был полностью заполнен публикой. Медленно раздвинулся занавес, и перед зрителями предстала обыкновенная деревенская изба, вдоль бревенчатых стен стояли грубо сколоченные лавки. Русская печка, чугунки, кочерга. Люлька, прялки, сундук с приданым.


«Народная песня, — говорил Митрофан Ефимович Пятницкий, — эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем. Деревня начинает забывать свои прекрасные песни. Народная песня исчезает, и ее надо спасать».

В 1910 году Митрофан Пятницкий создает хор из народных певцов Воронежской и Рязанской губерний, который впоследствии был назван его именем.

Исполнители — 11 крестьян — спокойно и естественно чувствовали себя среди этой такой простой и привычной обстановки. Они не были профессиональными актерами. Впервые за тысячелетнюю историю России русские народные песни были представлены в авторском исполнении. Именно этот «самодеятельный театр песни» произвел революцию в певческой культуре целой страны.

Песни пели никогда нигде не учившиеся, приехавшие в город только на время выступления простые русские крестьяне. Они пели проникновенно и бесхитростно, как это было принято в их родных деревнях. «Рядили они веками родную песню, как невесту к венцу, чтобы она, желанная, увидела свет Божий», — писал в те дни Пятницкий.

А сегодня Государственный академический русский народный хор имени Митрофана Пятницкого — известный российский музыкальный коллектив, исполняющий народную музыку, — продолжает с успехом выступать, является лауреатом Премии «Национальное Достояние страны» и обладателем других государственных наград.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Установка межкомнатных дверей двухстворчатых своими руками пошаговая инструкция
  • Обязательно передадим руководству
  • Кейсы для руководства в производстве
  • Безошибочное руководство тео нотта по ухаживанию за ведьмами фанфик
  • Авито доставка отправка через почту россии инструкция