Первые детские сады появились под руководством фребеля

Да, самый первый детский сад появился в Германии в первой половине XIX веке. Именно тогда немецкий педагог Фридрих Фрёбель сформировал принципы дошкольного учреждения, которое должно помогать родителями воспитывать, развиваться и обучать детей — через игру и без всякого принуждения. И многими его методиками пользуются до сих пор. Даже если не знают, кто их придумал.

Фридрих Фрёбель родился в Германии в 1782 году. Он был шестым ребёнком в семье и рано осиротел — мать умерла, когда ему не исполнилось и года. Отцу было не до ребёнка, и мачехе, которая у него вскоре появилась, — тоже. За Фрёбелем приглядывали братья и сестры, но большую часть времени он проводил один. «Природа была мне школой, деревья, цветы — учителями», — вспоминал он вполне в духе своего времени.

Став старше, он переехал к своему дяде, пастору, окончил школу, учился в университете на факультете математики и естественных наук, но из-за нехватки денег ему пришлось бросить учёбу и начать работать. Он был лесничим, библиотекарем, секретарём. Одно время интересовался архитектурой, но потом подружился со школьным учителем, начал преподавать сам и понял, что нашёл своё призвание.

Фридрих Фрёбель

В то время в Европе на слуху было имя другого педагога и просветителя — швейцарца Иоганна Генриха Песталоцци. Он открыл частную школу и звал туда не только детей, но и учителей — учиться педагогике. Фрёбель провёл в этой школе два года: одновременно учился и преподавал.

В эпоху Просвещения люди уже говорили об особой роли детства в жизни человека. Но идеалом всё равно оставался ребёнок без страстей и грехов. И этому, конечно, никак не соответствовали реальные дети — любознательные, непоседливые и упрямые. Религиозные воспитатели, конечно, считали, что нужно «смирять греховную натуру» с помощью розог. Но Песталоцци (а за ним и Фрёбель) утверждал, что ребёнку нужно помогать создавать и чувствовать, а не ограничивать его строгими правилами.

В 1816 году Фрёбель открыл собственную школу: изначально в ней училось шесть человек. Преподавали там военные друзья педагога (он участвовал в партизанской войне против французов в 1813 году), которых он заразил своей страстью к педагогике.

Надо сказать, что увлекать своим делом Фрёбель умел: его жена прониклась идеями мужа и пожертвовала на устройство школы всё своё состояние

Брат, после того, как продал свой бизнес, стал директором школы. А вдова другого брата купила имение и предложила Фрёбелю перевести свою школу туда. Правда, школа Фрёбеля просуществовала недолго: его обвинили в пропаганде атеизма. Конечно, атеистом Фрёбель не был. Наоборот, он стремился развивать в детях «божественное начало». Но слишком непривычны были его методы для тех, кто проповедовал смирение и послушание. «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним», — высказывание Фрёбеля звучит вполне в духе христианства, но на деле людям, которые обвиняли его в атеизме, было трудно это принять.

Фрёбель с женой много переезжали, пытаясь организовать школы то там, то тут. В Швейцарии, например, местные власти даже предложили Фрёбелю возглавить дом для сирот в городе Бургдорфе. В то время большинство приютов принадлежало церкви: там была строгая дисциплина, но с детьми почти не занимались. То, что маленьким детям нужен педагог, вообще мало кому приходило в голову. Но Фрёбель сам был сиротой и отлично знал, как нужны ребёнку забота и внимание. Он общался с детьми, придумывал для них стихи, песни, игры и игрушки, которые стали первыми в истории развивающими пособиями. Но задержаться в Швейцарии ему не удалось: жена Фрёбеля плохо переносила местный климат, и они вернулись в Германию.

Первый детский сад и «дары» Фрёбеля

Именно там, в городе Бланкенбурге, он в 1839 году открыл первое заведение для дошкольников, которое назвал «детский сад». Название было в духе эпохи Просвещения с её концепцией «естественного человека»: дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе.

«Подобно тому, как садовник или земледелец ухаживает за своими растениями, придерживаясь во всех отношениях связи с природой, и доводит их до полного развития, выполняя все её требования, точно так же и мы должны стараться относиться к ребёнку и вообще к человеку. Исходя из его природы, его внутренних законов, должны развивать его, воспитывать и образовывать в нерушимом единении с жизнью и природой, в постоянной связи с первоисточником всякой жизни».

Фридрих Фрёбель «Будем жить для своих детей»

В первом детском саду действительно был свой сад — общий цветник и небольшая грядка у каждого ребёнка. Девушек, которые работали с детьми, называли «детскими садовницами». К слову, это название прижилось и в нашей стране — воспитателей так называли вплоть до 30-х годов XX века. Сады Фрёбеля создавались не для того, чтобы заменить на время семью. Они должны были помочь родителям в воспитании: мамы могли прийти вместе с детьми, поиграть и поучиться у садовниц.

Фрагмент картины Иоганна Сперла «Детский сад»

Фридрих Фрёбель не только первым придумал и открыл детский сад, но и разработал пособия для него. Он назвал эти пособия «дарами». Фрёбель считал, что именно через игру ребёнок знакомится с окружающим миром. И «дары» должны в этом знакомстве помочь.

Например, первый дар — это небольшие шерстяные шарики семи цветов радуги, привязанные к длинным ниткам. Мама раскачивает шар и объясняет, в каком направлении он движется: вперёд, назад, вправо, влево, вверх, вниз, по кругу. Опускает шар в коробочку и вынимает его, прячет его в ладонях и показывает. Ребёнок наблюдает за этим и развивает пространственное мышление. Потом он пробует играть с шарами сам, вращать их — тренирует координацию движений. Кроме того, он учит основные цвета.

Второй дар Фрёбеля — это деревянные шар, куб и цилиндр, которые показывают ребёнку основные геометрические тела и их свойства. Шар — символ бесконечности и движения, куб — символ покоя и единства в многообразии, ведь он выглядит по-разному, если смотреть на ребро, на вершину или на сторону. Цилиндр соединяет свойства куба и шара, он может стоять, а может катиться.

Следующие дары Фрёбеля — это кубы, разделённые на более мелкие части разной формы. Ими можно играть как конструктором. Были и двухмерные дары — разноцветные плоские кольца, полукольца, точки. Ещё Фрёбель (не зря он интересовался архитектурой) придумал игру с размоченным горохом и заострёнными палочками: втыкая их в горошины под разным углом, можно сконструировать буквально всё, что угодно.

Фрагмент картины Макса Либермана «Детский сад в Амстердаме»

Фрёбель придумал не только много интересных штук, которыми дети удовольствием играют до сих пор, но и разные варианты работы с ними. Назвал он их тоже необычно и немного высокопарно: «формы жизни», «формы познания» и «формы прекрасного».

  • «Формы жизни» — когда ребёнок строит или изображает объекты реального мира: дома, дороги, реки, горы.
  • «Формы познания» — когда ребёнок с помощью тех же деталей изучает математические и физические свойства предметов: например, учится считать, определять упавший предмет по звуку, делить целое на части.
  • «Формы прекрасного» — это когда ребёнок по нескольким простым правилам создаёт абстрактные предметы и узоры.

Конечно, «дары» были только частью системы Фрёбеля: дети играли в подвижные игры, пели (помимо книги «О воспитании человека» Фрёбель написал «Сто песен к играм в мяч»), изучали ремесла и садоводство. Фрёбель верил, что всё во Вселенной взаимосвязано и учил детей видеть эти связи.

Что стало с идеями Фрёбеля

Фрёбель умер в 1852 году в 70 лет. Его надгробие состоит из шара, куба и цилиндра — символов многообразия и единства мира и первых форм, с которыми Фрёбель знакомил детей.

Сам педагог был не слишком удачливым популяризатором собственного метода. Уже после его смерти в Берлине появилось «Фрёбелевское общество», вышел первый учебник, который описывал систему обучения, а по всей стране стали открываться детские сады и школы садовниц. Немецкие детские сады в то время считались образцовыми. Идеи Фрёбеля быстро разошлись по Европе, а через какое-то время пришли в Россию.

У нас, помимо понятий «детский сад» и «детская садовница», появилось дразнительное прозвище для воспитательницы — фрёбеличка

Но, увы, как это часто бывает, методы стали популярными, но при этом потеряли свой смысл: дары, по сути, свели к набору палочек и деревяшек. Педагоги заставляли детей играть, но не понимали смысла и не объясняли детям значения предметов. Не говоря уже о всестороннем развитии и общении с природой — его попросту не было.

Поэтому методику Фрёбеля часто (и незаслуженно) обвиняли в сухости и оторванности от жизни. И когда в Италии спустя полвека с детьми стала работать Мария Монтессори, её метод противопоставляли детским садам Фрёбеля как системе общепринятой.

Но по сути оба этих педагога говорили об одном: в ребёнке от природы заложено всё необходимое — мы можем только немного помочь ему подружиться с миром и создать для этого подходящее окружение.

https://mel.fm/istorii/6540279-friedrich_froebel?utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=March

В 1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни.

Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда  «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.

Почему это именно «сад»? Ф.Фребель объяснял это так: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемле­мую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждают­ся в умелом уходе».

Эта фраза Фребеля была цитирована впоследствии в Энциклопедическом словаре Брокгауза – Ефрона 1902 года при объяснении происхождения слова «детский сад»: «Это последнее название имеет двоякое значение: во-первых, Фребель придерживался мнения, что сад, в котором дети могли бы играть и знакомиться с жизнью растений, составляет необходимую принадлежность такой школы; во-вторых, оно символически указывает на сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода».

  • Еще одна моя ремарка: И вот тут у меня как у человека любознательного и вдумчивого возникает еще одно противоречие с тем, что я  знаю из педагогических словарей и учебников. В наших словарях и учебниках говорится, что ознакомление с окружающим миром в детском саду Фребеля было оторвано от жизни и представлено только дарами (цитирую: «системой даров заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром», «жизнь ребенка ограничивается дидактическим материалом»). А как же указанные в источниках того времени «играть и знакомиться с жизнью растений»? Это разве не ознакомление с окружающим миром? Значит, мы знаем отнюдь не всё о первых детских садах???!!! Возможно, кто-то скажет: «Какая разница!» А разница очень большая – ведь важно знать первоисточник и те нюансы, которые были заложены самим автором в свою систему, а не пересказы его идей или чужие интерпретации!

Кстати, в каждом детском саду Ф. Фребеля у каждого ребеночка была своя небольшая грядка, за которой он ухаживал. А также был общий цветник.

Я с удовольствием делюсь с Вами фотографией макета первого в мире детского сада Ф. Фребеля. Этот макет сделан старшими дошкольниками вместе с воспитателем (детский сад 2523 г. Москвы). Дети вместе с воспитателем  изучали, каким был первый детский сад, какие были помещения и изобразили их в масштабе в этом макете. Использованы кусочки бумаги. А для изображения деревьев в макете использовались засушенные растения.

Этот макет первого детского сада был представлен на первой московской биеннале творческих проектов молодых педагогов, посвященной 150-летию первого детского сада в России (а он работал по системе Фребеля).

Детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц.

Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. Дети рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию.

Воспитательниц и нянь для детских садов специально готовили. На курсы воспитательниц принимали девушек, которые отличались любовью к детям, стремлениям к играм, чистотой характера и уже закончили к тому времени женскую школу. Будущие воспитательницы детского сада изучали средства воспитания, законы развития человека и ребенка, имени практические занятия, участвовали в играх детей. Уже в то время понимали, что чтобы обучать и развивать маленьких детей, нужны специальные знания об их развитии и особые профессиональные умения педагога.

Идеи Фребеля были очень популярны и в России, где во многих городах были открыты фребелевские общества.

Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые в мире обучающие игры и игрушки для детей. И пользуемся мы ими до сих пор. Не верите? Посмотрите это видео о современном детском садике и играх Ф. Фребеля в нем.  https://youtu.be/OQefRWidW4E

Узнали многое из того, что и Вы делаете в занятиях со своими детьми, считая это современными занятиями? А занятиям таким уже 150 лет!!! Давайте поговорим подробнее о системе Ф. Фребеля.

Используемая литература

 Фребель, Ф. Воспитание человека; Детский сад // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. — М., 1986. — С. 188-240
 Плеханов, А. Основоположник дошкольной педагогики (Ф. Фребель)// Дошкольное воспитание. — 1983. — № 8. — С. 32.Март

Статья на тему:

ФРИДРИХ ФРЕБЕЛЬ- НЕМЕЦКИЙ ПЕДАГОГ ОСНОВАТЕЛЬ ПЕРВОГО «ДЕТСКОГО САДА» В МИРЕ

Статья подготовлена педагогом ГБДОУ№81 Красногвардейского района г С-Пб

Громовой Галиной Васильевной

Фридрих Фребель впервые в истории дошкольной педагогики – дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями, систему общественного дошкольного воспитания.

Его учение способствовало выделению дошкольного воспитания в отдельную отрасль педагогической науки. В этом учении исходным являлось представление о деятельной природе ребёнка – его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности, любознательности.

Немецкий педагог пропагандировал создание детских садов, содействующих совершенствованию природных данных ребёнка; организовал подготовку воспитательниц; создал методику работы с детьми, в основу которой положил развитие органов чувств, движений, мышления и речи; раскрыл воспитательно-образовательное значение игр в детском возрасте.

Педагогика Фридриха Вильгельма Августа Фребеля основывается на:

  • признании уникальности каждого ребенка;
  • признании целостности детства во всех его проявлениях;
  • выявлении индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для их проявления в окружающей среде – в природе и социуме;
  • создании условий для развития внутреннего потенциала ребенка;
  • признании ребенка как части семьи и общества;
  • целостном взгляде на развитие каждого ребенка;
  • единстве воспитания и образования, социума и природы, следовании природе ребенка, его внутренним законам. 

Именно Фрёбель сформулировал первые принципы настоящего детского сада. Главный из них – не мешать ребенку становиться человеком, но помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа.  Фрёбель пропагандировал создание детских садов, содействующих совершенствованию этих природных данных ребёнка, организовал подготовку воспитательниц («садовниц»), создал методику работы с детьми, в основу которой положил развитие органов чувств, движений, мышления и речи, раскрыл воспитательно-образовательное значение игр в детском возрасте. Фребель предложил особый дидактический материал, т. н. «дары» Фребеля, представлявшие систему занятий игр с мячами и геометрическими телами – шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и всё более мелкими и разнообразными их членениями. Всё это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, величины, числа, комбинаторских способностей мышления в процессе детских «построек».

 Кроме «даров», Фребель вводил занятия-игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги, труду детей на огороде и в саду.

Всего Фребель разработал шесть «даров».

Первый «дар» – цветные мячики (цветов радуги и белый) – помогает ребенку различать цвета и осваивать пространственные представления.

Второй «дар» – шар, куб и цилиндр. Диаметр шара, высота куба и основание цилиндра одинаковы – знакомит с геометрическими телами.

Мяч – первая игрушка – выражает покой и движение, способствует познанию ребенком единства всего существующего.

Куб – символ единства и многообразия. Последовательность занятий с «дарами» знаменует переход от простого единства (мяч, шар) к более сложному (куб, деленный на части).

Остальные четыре «дара» – куб, деленный на мелкие части (кубики, 3- и 4-гранные призмы) – дают представление о целом и части, знакомят с геометрическими формами, способствуют развитию конструирования. Заимствованная у Песталоцци идея «даров» окутана Фрёбелем мистической символикой: через «дары» ребенок, по мнению Фрёбеля, подводится к пониманию единства и многообразия мира, к его основе – божественному началу.

Однако жизнь не стоит на месте, и идеи Фрёбель-педагогики получили свое развитие в различных авторских педагогических системах:

(М. Монтессори, Р. Штейнера, Селестер  Френе, Л. Малагуцци, развивающей системе Никитиных, теории развивающего обучения Б.Д. Эльконина–В.В. Давыдова). Последователи идей Фрёбель-педагогики по всему миру развивали и продолжают развивать систему элементов его «даров».

В это название он вкладывал двоякий смысл:

«1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения;

2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе».

Жаль, что потерялось это ласковое слово – «садовница». «Воспитательница дошкольного учреждения» – совсем иначе звучит, сухо и казённо.

А вот «детский сад» – прижилось, мы произносим эти слова, не задумываясь об их происхождении.

Детский сад – первая в жизни ребёнка школа общественных отношений.

И тут Фридрих Фребель был безусловно прав: этот бесценный жизненный опыт ничем не заменишь.

В 2015 году музеем Фридриха Фребеля в городе Бад-Бланкенбург была организована международная конференция, посвященная 175-летию со дня открытия первого в мире детского сада. Продолжатели традиций со всего мира: Финляндии, Германии, Греции, Эстонии, Японии, Великобритании и многих других стран собрались здесь для обмена опытом. В программе были выступления и доклады о практической работе с детьми, представлены интересные методики. Большое удивление у собравшихся вызвало то, что наборы являются уникальными и не имеющими аналогов, с национальным колоритом и интересными играми для детей.

Современная Германия является для всех настоящим образцом для подражания в деле внедрения идей фребель-педагогики. Многие годы здесь успешно работают по его системе десятки детских садов, а это значит, что все больше детей действительно развиваются и растут в атмосфере творчества. Никто не принуждает родителей отдавать своих отпрысков в эти фребелевские детские сады, наоборот, зачастую пребывание в них платное. Но родители с радостью пользуются такой возможностью, поскольку уверены, что их дети более открыты, успешены, не зашоренны различными табу, и это в дальнейшем очень пригодится им и в школе и в жизни.

Местные жители города Обервайсбаха очень гордятся знаменитым земляком и называют свой город «Фребельштадт». В самом деле, здесь расположен и мемориальный музей, с любовью воссоздаваемый с 1982 года, и Башня  «Фребельтурм» и знаменитая «Тропа Фребеля», ведущая путников из города по полям и  лесным горным тропинкам.

Список используемой литературы

  • Фребель Ф. Будем жить ради своих детей (Педагогика детства). – М., 2005;
  •  Чувашев И.В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России. — М., 1955;
  •  Красногорская Л.И. Очерки развития дошкольного воспитания. — М., 1938;
  •  История дошкольной педагогики: Учеб. пособие для пед ин-тов / Под ред. Л.Н. Литвина. — М.: Просвещение, 1989;
  •  Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С.Ф. Егорова. — М.: Изд. центр «Академия», 2001.

Несмотря на то, что сейчас в образовательных дошкольных учреждениях работают в основном женщины, сама идея «детского сада» принадлежит мужчине, как и первое ее воплощение

4c30ff7245
Фридрих Фребель

История жизни Фридриха Фребеля

Родившийся в 1782 году в семье бедного пастора мальчик был шестым по счету и практически не знал свою мать – она умерла еще до того, как малышу исполнился год. Постоянно отсутствующий отец, занятые своими делами старшие братья и сестры, нехватка элементарной заботы – все это сказалось на развитии мальчика. Даже когда его забрал к себе дядя, Фридрих испытывал недостаток семейного тепла. В школе, в которую его отдали, мальчик не подавал особых надежд, обучение казалось ему тоскливым, а приобретенные знания – непригодными для реальной жизни.

Взрослый Фридрих Фребель активно искал путь в жизни: он учился на лесничего, пробовал себя в разных специальностях, однако все они казались ему скучными. Лишь получив наследство, он стал независимым человеком и вскоре нашел привлекательную профессию. Знакомство с Песталоцци и другими педагогами-новаторами сыграло решающую роль в судьбе Фребеля – он открыл школу для мальчиков. Впрочем, эта школа (как и все его образовательные заведения) довольно быстро закрылась.

Первый детский сад и его «садовницы»

«детский сад» для детей дошкольного возраста. Возможно, таким образом он пытался компенсировать свое унылое детство и подарить другим детям то, чего сам был лишен.

Сотрудниц заведения он называл «садовницами» и настаивал на необходимости их специального обучения. На курсы «садовниц» допускались лишь женщины, окончившие школу, опрятные, доброжелательные, хорошо относящиеся к детям. Стоит отметить, что Фребель сам отбирал претенденток на работу и считал, что от них во многом зависит слаженная работа детского сада.

До появления фребелевского сада в мире существовали лишь стандартные школы для детей старшего возраста и монастырские приюты для малышей. Причем вторые были предназначены не для обучения и развития, а лишь для содержания детей. По задумке, детский сад не должен был заменять ребенку семью, а лишь оказывать помощью матери. Фребель всегда был рад родителям, которые приходили на занятия, чтобы освоить новые методики воспитания.

Инновационность подхода Фребеля заключалась не только в возрасте воспитанников, которых брали в дошкольное учреждение, но и в самой образовательной методике. «Папа» детского сада разработал первые пальчиковые игры, собрал сотни песен для занятий, создал первую детскую мозаику и множество игр для развития мелкой моторики. Особой популярностью пользуется первый конструктор, являющийся одним из «даров» Фребеля.

Несмотря на старания Фребеля, детский сад был закрыт, поскольку программу образования в нем сочли атеистической.

«Дары» Фридриха Фребеля

4c30ff7245

Будучи основоположником дошкольного образования, Фребель был вынужден разработать свой дидактический материал, получивший со временем название «дары Фребеля». Развивающих комплектов, предназначенных для игры, было шесть.
Первый «дар» состоял из восьми подвешенных на веревочках шерстяных шариков (все цвета радуги и белый). Их предлагалось раскачивать, трогать, прятать от малыша и т.д.

Второй «дар» – это шар, цилиндр и куб одинакового размера. С помощью этих фигур ребенок должен был освоить азы геометрии, конструирования, простейшие свойства форм (шар катится, куб неподвижен, цилиндр совмещает эти свойства). Наконец, «дары» 3 – 6 представляли собой кубы, разделенные на мелкие детали, предназначенные для строительства.
К каждому набору «даров» Фребель прилагал и образец работы с ним. Из конструктора можно было создавать «формы жизни» (дома, мосты, башни) и «формы красоты» (мозаичные симметричные узоры).

Современные педагоги видят у системы «даров» Фребеля лишь один недостаток – места для фантазии почти не остается, ребенок должен действовать строго по инструкции.

Наследие Фребеля

При жизни Фридриху Фребелю не удалось добиться признания своих методик, однако в последующие годы они были оценены по достоинству и воплощены по всему миру. Талантливого педагога по праву считают одним из основателей дошкольного образования, а его «дары» десятками тысяч раскупаются современными родителями.

Несмотря на две сотни лет, прошедшие с момента создания его образовательных программ, ими до сих пор активно пользуются в детских садах Европы, России, бывших стран СССР. Да и само понятие «детский сад» плотно вошло в нашу жизнь.
На могиле Фридриха Фребеля установлен памятник в виде куба, шара и цилиндра – его первой педагогической разработки, известной практически каждому ребенку.

via

Массовое дошкольное образование существует в мире уже более ста лет (в нашей стране с 1917 года), и за это время оно стало чем-то обыденным и очевидным. Мы говорим «детский сад» и даже не задумываемся, что это словосочетание сравнивает детей с растениями. Откуда взялась сельскохозяйственная метафора?

В английском языке детское дошкольное учреждение называется так же, как и в русском – Kindergarten. Это простейшее языковое сопоставление даёт нам направление, в котором нужно копать. Там, где в русском языке буквально перевели иностранное выражение, в английском полностью заимствовали немецкий оригинал. Родина детских садов – Германия. Постараемся разобраться, как, когда и благодаря кому между Рейном и Одером возникла идея таких учреждений и как она изменила мир культивации, продолжая пользоваться языком земледелия, новых людей.

Педагогические идеи Фридриха Фрёбеля

Выражение «детский сад» принадлежит немецкому педагогу Фридриху Фрёбелю и было придумано в 1840 году для обозначения своего революционного по тем временам дошкольного учреждения в Тюрингии. Фрёбель использовал слово «сад», так как сравнивал детей с нежными садовыми растениями, которые вырастают только благодаря сознательным и неустанным усилиям садовников. Собственно, суть этой метафоры не в детях – цветах жизни, – а в необходимости для детского развития хороших садовников-воспитателей. Мысль для первой половины 19 века нетривиальная: тогдашние взгляды на детство как на особый этап взросления человека не отличались ни широтой, ни какой-то особой изощрённостью. Большинство приютов принадлежало церкви (католической или протестантской), в них царили дисциплина и послушание вкупе с обязательными молитвами и присущим такому способу воспитания ханжеством. Необходимость профессии педагога была неочевидна.

Сады Фрёбеля

Здесь стоит сделать отступление и напомнить, что сама идея детства – изобретение Нового времени. Как отмечает французский историк семьи и семейной жизни Филипп Арьес, до 17 века ребёнок воспринимался как «маленький взрослый». И у крестьян, и у королей не существовало каких-то табу на информацию или отношения между людьми в присутствии малышей. В первую очередь это касалось таких полузакрытых ныне для детей тем, как смерть и секс. В отношении последнего считалось, что до момента полового созревания детям это просто неинтересно, но взрослым себе отказывать не стоит. К середине 17 века католические и протестантские моралисты сумели переломить эту пантагрюэлевскую средневековую непосредственность в пользу христианской идеи чистоты и святости детства. Понятие детства как особого состояния человека завоевывает умы, но это понятие было лишено движения. Ребёнок виделся религиозным учителям существом без страстей и грехов. Младенец Иисус с икон и возрожденческих картин – вот идеальный ребёнок. Разумеется, познающий мир пытливый детский ум постоянно разрушал статичный идеал, и в ход шли розги и прочие способы дисциплинирования. Здесь можно вспомнить классического литературного персонажа Тома Сойера, которому интересно блуждать по окрестностям своего городка, в то время как учителя воскресной школы пытаются заставить его жить картинами и стихами Писания. Если средневековый «маленький взрослый» участвовал в человеческом общежитии наравне со старшими, без скидок на возраст, то нововременному ребёнку вообще отказывают в таком участии.

Фридрих Фрёбель

Становление системы педагогического воспитания дошкольников Фрёбеля

В этих условиях в педагогику приходят Фридрих Фребёль и его швейцарский учитель Иоганн Песталоцци. Песталоцци, основываясь на просветительских идеях существования естественных законов природы, создаёт первую целостную концепцию воспитания детей. Согласно ему, задача педагогики – воспитывать и образовывать ребёнка сообразно человеческой природе, выражающейся в способностях мыслить, создавать и чувствовать. Это был кардинальный разрыв с предшествовавшим христианским обучением, которое считало нужным подчинить потенциально греховную натуру человека своей картине мира. Фрёбель, преподававший и одновременно обучавшийся в школе Песталоцци два года, перенёс его идеи на почву немецкого идеализма Канта и Фихте.

Педагогические идеи Фрёбеля не сразу оказались востребованы. Сперва, как и всякий новатор, он столкнулся с сопротивлением немецкого учительства и государства, которые обвиняли его ни много ни мало в потворстве атеизму. Будучи скорее изобретателем и преподавателем, Фридрих Фрёбель был не очень хорошим популяризатором своего метода. Из-за этого его карьера переживала взлёты и падения, сам он переезжал из одной части Германии в другую. Вместе с ним не могли устояться и его детские сады, которые то открывались, то закрывались. Только после смерти Фрёбеля его педагогические идеи получают признание. В 1859 году, через семь лет после смерти педагога, в Берлине возникает фрёбелевское общество, которое занимается распространением этой системы.

Детский сад Фрёбеля

Особый вклад в популяризацию детских садов внесла Лина Моргенштерн – детская писательница, педагог и деятель немецкого феминистского движения того времени. В этот период вопросы дошкольного обучения, всеобщего школьного образования, женский и рабочий вопросы рассматривались прогрессивными умами в качестве звеньев одной цепи экономической и политической отсталости, поэтому неудивительно, что реформаторы педагогики занимали активную позицию и по остальным кричащим вопросам современности.

В 1860 году Моргенштерн пишет книгу «Рай детства» – первый систематический учебник по методу Фрёбеля. Постепенно этот метод завоевывает всю Германию, став национальной немецкой системой дошкольного обучения, а затем начинает шагать по миру. Вторая половина 19 века – время, когда немецкая школа и детский сад считались образцовыми, в них видели залог экономических успехов Германии. В наибольшей степени влиянию немецких педагогических идей подверглись страны, в которых существовала устойчивая германофильская традиция импорта интеллектуальных новинок, в том числе Россия. Рождавшаяся в то же время отечественная педагогика испытала огромное влияние идей Фрёбеля, а его последовательниц здесь называли фребеличками.

6 даров Фрёбеля

Для Фрёбеля взросление человека – это процесс самораскрытия заложенных в нём способностей, который соответствует природным законам «божественного начала». С точки зрения педагога, внутренний мир ребёнка может раскрыться только во взаимодействии с миром внешним, а значит воспитатель должен такое взаимодействие провоцировать. Лучшим способом этого Фрёбель считал игру и разработал для детских игр систему из шести «даров», которые бы помогли ребёнку получить знания о базовых категориях (наиболее общих понятиях) нашего мира.

первый дар Фрёбеля

Что же представляют собой дары Фрёбеля? Первый дар – это небольшие разноцветные мячи на ниточках. С их помощью ребёнок учится различать цвета и получает первое представление о форме. Второй дар Фрёбеля – куб, шар и цилиндр, у которых диаметр шара и основания цилиндра, а также сторона куба одинаковые. Этот дар развивает понятие формы и размера. Третий, четвёртый, пятый и шестой дары состоят из более крупных кубов, разделённых на мелкие кубики, плитки, пирамиды всевозможных вариаций. Задача даров Фридриха Фрёбеля кроме углубления представлений ребёнка о геометрии – создать у него представление о целом и его частях и отношениях между ними. Отголоском этой системы даров является такая всем знакомая по советскому детскому саду игра как кубики. Таким образом, Фребёль ставит перед собой очень амбициозную задачу – на практике работать с абстрактным мышлением детей.

Педагогические системы Фрёбеля и Монтессори

Когда полвека спустя Мария Монтессори создавала свой метод, школа Фрёбеля была уже общераспространённой. В предисловии к английскому тексту «Дома ребёнка» американский учёный и педагог Генри Гольмс называет фрёбелевские дошкольные заведения «консервативным детским садом», противопоставляя его детскому саду либеральному, а также домам детства Монтессори. В работах самой Монтессори уже не найти ссылок на Фрёбеля, равно как и его критики – его система стала прочным фундаментом современной педагогики, который можно дополнять или исправлять, но невозможно отрицать полностью. Тем более, что между педагогическими системами Монтессори и Фрёбеля огромное количество общего, даже некоторая преемственность. Прежде всего, это педагогические системы, покоящиеся на прочном отрефлексированном философском основании. Это позволяет им в модифицированном виде жить даже век спустя после смерти своих основателей.

Как и Фрёбель, Мария Монтессори стремилась выявить скрытые в детях творческие способности, сформировать нового человека – и в этом смысле она идёт гораздо дальше обычной системы дошкольного образования, смысл которой обыкновенно видится в подготовке к школе. Наконец, как и фрёбелевские «дары» «монтессорный» дидактический материал – это не просто вспомогательный инструмент для игры, а едва не центральное место педагогического метода. Учитывая, какой степенью свободы обладает ребёнок в домах детства, Монтессори-педагоги в не меньшей степени, чем фрёбелевские, могут претендовать на звание «садовников детства».



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



Добавить в избранное
Распечатать

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно называется физраствор для ингаляций для детей инструкция
  • Инструкция по эксплуатации эхолота garmin striker 4
  • Бифидумбактерин экополис инструкция по применению во флаконах
  • Бмрз 150 руководство по эксплуатации
  • Led source hd multimedia projector инструкция