Первые детские сады появились под руководством в россии

В нашей стране в детских садах, включая частные, сейчас работает более 7 миллионов человек. В детсады ходит 99 процентов детей в возрасте от 3 до 7 лет. А с чего все начиналось?

Первый детский сад открылся в 1863 году в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Открыла его жена известного профессора и педагога Карла Люгебиля Софья. Сам термин «детский сад» — это буквальный перевод немецкого слова «Kindergarten». А первые курсы для подготовки воспитательниц в детсадах заработали в городе на Неве в 1871 году.

Чему учили тогда? Особой программы не было — большая часть занятий проводилась на природе. Дети играли в спортивные игры. Особое внимание уделялось «нравственному воспитанию» — девочки и мальчики пели церковные песни, учили молитвы. На целый день детей не оставляли — максимум на полдня.

С тех пор принципы дошкольного образования менялись каждые 20-30 лет. Как? Об этом рассказали в Минпросвещения.

1917 — 1919 год. Принята «Декларация по дошкольному воспитанию». Документ закреплял главные принципы: доступность и бесплатность общественного воспитания для всех дошколят. Впервые при МГУ им. Ломоносова появился факультет с дошкольным отделением. Тогда же прошел Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию и появился первый детский сад для глухонемых детей.

Особое внимание уделялось тогда обучению начальной грамоте и алфавиту. В то же время в стране появляется прообраз «Азбуки» — первое издание книги «Родная речь и ее развитие». Воспитатели активно используют ее для занятий.

В программе детсада окончательно закрепился «тихий час».

1934 — 1938 год. Появилась первая «Программа работы детского сада», а также «Руководство для воспитателей. Появляются ведомственные детсады (примыкающие к предприятиям, заводам). В это же время появляется журнал «Дошкольное воспитание». По его данным, в то время в детсадах воспитывались около 2 миллионов малышей.

Утро детей начиналось с утренней зарядки. Затем шли развивающие уроки: малышей учили вырезать из бумаги, лепить из глины, рисовать. Обязательным было общение с животными. Во многих детсадах жили кошки и стояли аквариумы — дети учились взаимодействовать с живой природой. Кроме этого, малышей учили счету и даже конструированию: в каждой группе обязательно была модель самолета) .

1944 год. Великая отечественная война оставила многих детей без родителей. В это время возникают дошкольные интернаты и детские дома с круглосуточным пребыванием, где жили осиротевшие дети. Число мест в новых учреждениях стремительно росло. Чему их учили? В основном, патриотизму, интернационализму, любви к Советской Армии, труду и обороне. Все другие дисциплины были отодвинуты на второй план — время диктовало свои приоритеты.

1959 год. Появились ясли, куда можно было отдать ребенка с 2 месяцев. В это же время была создана комплексная типовая программа воспитания, которая стала единым рабочим документом для всех детсадов страны.

1965-1970 годы. Специалисты разрабатывают шестиуровневую систему работы с детьми: через знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценку.

Профессиональный уровень воспитателей заметно вырос, образование движется вперед семимильными шагами.

Количество детей в детсадах уже превысило 15 миллионов.

Теперь дошкольники изучают азы английского, белорусского и украинского языков, математику, родную речь и даже литературу. Дети учатся пересказывать художественные тексты. Снова стали важны физкультура и спорт. Детей тренировали и закаливали, порой кардинально: в классы ставились чаны с холодной водой и надо было по очереди купаться во всех.

1984 — 1990 годы. В стране появилась первая «Типовая программа обучения в детском саду», которая готовила дошколят к обучению в школе с 6 лет.

2010 — 2020 годы. Система дошкольного образования кардинально изменилась. Владение конкретными навыками и умениями уступило место развитию самостоятельной активности малышей.

В 2013 году впервые в российской истории был принят ФГОС — федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Если раньше детям предлагали просто знать и применять знания, то сейчас учат самостоятельно находить решения нетипичных ситуаций, и выбирать, чему же они хотят научиться? Появление Цифровой образовательной среды сделало познавательный процесс интерактивным.

Официально

Сергей Кравцов, министр просвещения:

— Согласно нацпроекту «Демография» доступность детских садов для детей от 1,5 до 3 лет должна составить к 2021 году 100 процентов. Задача, поставленная президентом, — обеспечить доступность детсадов для детей всех возрастов, включая ясельные группы. В рамках нацпроекта «Образование» предусмотрено строительство новых детсадов, где будут все условия для полноценного и здорового развития ребенка. Мы хотим, чтобы дети в дошкольных учреждениях были счастливы, здоровы и получали всю необходимую заботу.

Фраза о том, что «дети – цветы жизни», знакома многим. Можно сказать, она зародилась в XIX веке, когда в Германии появился первый Kindergarten – «детский сад», где малыши могли развивать свои навыки под присмотром добрых и мудрых «садовниц». У истоков этой идеи стоял педагог Фридрих Фрёбель. Вскоре его теория стала популярна во многих странах, в том числе и в России. Последовательниц ее в конце XIX — начале XX веков в Российской империи называли «фребеличками». Благодаря одной из них в 1863-м году в Петербурге и был открыт первый в стране детский сад.

Деятельная «фребеличка»

Аделаиде Симонович было 22 года, когда она совершила настоящий переворот в российской системе воспитания детей.

Аделаида Симонович с дочерью, 1864 год.

Аделаида Симонович с дочерью, 1864 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Теорией общественного дошкольного воспитания она увлеклась во время своей поездки в Швейцарию. С ранних лет средняя дочь четы Бергман, хозяев небольшой лавки колониальных товаров, тяготела к наукам. Она блестяще сдала экзамен на право работать домашней учительницей, но пылкой целеустремленной натуре этого было мало. Он стала «бредить» об университетском образовании. Воплотить в России свою мечту она не могла: в те годы «особам женского пола не дозволялось посещать университетские лекции». Тогда вместе со своим мужем Яковом Симоновичем она отправилась за границу, где господствовали более демократичные правила в сфере образования.

Молодых людей влекли передовые идеи, они хотели обосноваться в Европе, где могли бы открыть свою «свободную школу», посещать занятия которой могли бы эмигранты. Но судьба распорядилась иначе.

Однажды Аделаида попала на курс лекций, в которых рассказывалось о работе детских садов в Женеве. Организованы они были по фрёбелевской системе, названной так в честь Фридриха Фрёбеля. Знаменитый в те годы педагог был ярым сторонником идеалистической немецкой философии и считал, что педагогика должна основываться на ее принципах. По его мнению, главной задачей дошкольной подготовки является воспитание развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытие. А достичь этого в 3-4-летнем возрасте проще всего через игру.

От теории Фрёбель перешел к делу и в 1840-м году в Бланкенбурге открыл первое учебное воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его «детским садом». Говоря о необходимости, заботливого «взращивания» молодого поколения, он проводил аналогии с растениями в саду. Поэтому культивированием у детей желательных социальных навыков, по его мнению, должны были заниматься «садовницы». Фактически впервые в истории он создал целостную систему общественного дошкольного воспитания, обогащенную практическими пособиями.

Детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Фото: Public Domain

Его «ноу-хау» не оставило равнодушной Аделаиду и ее супруга: Симоновичи приняли решение вернуться в Россию, чтобы воплотить в жизнь смелый в те годы эксперимент и открыть на родине «детский сад». 

«Звено между семьей и школой»

Первый детский сад в России был платный, и позволить отдать свое чадо могли состоятельные родители. За детьми присматривали «садовницы», которые, по мнению Аделаиды, должны были быть «образованы, энергичны, строги, но не злопамятны, взыскательны, но не придирчивы». Для малышей были созданы комфортные условия: был двор с садиком для игр и занятий, просторные залы и рекреации.

Детям в процессе игр показывали жизнь крестьян, учили русскому народному творчеству.

«Детский сад есть воспитательное заведение для малолетних детей от трех до семи лет без различия сословий, религии и пола. Он не есть заведение, в котором дети только играют между собой, как дома, не руководимые никем; точно так же он не есть учреждение, в котором имеется только надзор за поведением детей, чтобы не шалили, — писала Аделаида. — Цель детского сада — физическое, умственное и последовательно нравственное развитие детей. Он дополняет таким образом недостаточное (по многим причинам) семейное воспитание и вместе с тем подготовляет ребенка к поступлению в школу. Поэтому детский сад есть связывающее звено между семьей и школой».

При этом она подчеркивала, что между занятиями школы и детского сада должна быть строгая черта: «Школа занимается серьезно наукой, и детский сад, если хотите, серьезно игрою».

«Школа занимается серьезно наукой, и детский сад, если хотите, серьезно игрою», — считала Аделаида Симонович. Фото: Public Domain

Несмотря на популярность заведения, средств на его содержание стало не хватать. В 1869-м году он был закрыт.

Семья Симоновичей перебралась  на Кавказ, где в начале 70-х годов открыла детский сад в Тифлисе. Лишь в 1878-м году они вернулись в Петербург. 

В Царскосельском лицее учились дети дворян.

Первый бесплатный

Стоит отметить, что идею Аделаиды вскоре подхватили представительницы благотворительного «Общества дешевых квартир в Петербурге». В 1866-м году под их патронажем открыли так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения, который был абсолютно бесплатным.

Там детей знакомили со священным писанием, учили молиться, рисовать и лепить. При заведении работала также школа, была прачечная и кухня и швейная мастерская для пошива детского белья.

Содержание таких учреждений было достаточно затратным и поэтому они не могли долго продержаться без поддержки. Кроме того в городе стали появляться противники таких заведений. В числе них были врачи, которые называли детские сады рассадниками болезней.  Они отмечали, что в садах воспитанники становятся слишком нервными, так как «садовницы» делают ставку на умственное развитие малышей. Кроме того мелкие работы плохо сказываются на зрении, а пение – на голосе.

В начале ХХ века во всей России лишь около 1000 детей посещали детские сады. Фото: Public Domain

В итоге, историки отмечают, что развитие дошкольных учреждений шло крайне медленно. В итоге в начале ХХ века во всей России лишь около 1000 детей посещали детские сады и так называемые начальные школы. Эта сфера практически не финансировалась. Так, к примеру, в 1913-м году в государственном бюджете по статье «Занятия с детьми дошкольного возраста» предусматривались затраты в среднем на одного ребенка-дошкольника в размере 1 копейки в год.

 Все изменилось в 1917 году. Уже в ноябре была принята официальная «Декларация по дошкольному воспитанию», гарантировавшая бесплатное образование и воспитание детей дошкольного возраста. Осенью 1917 года в России было уже 280 детских садов.

Детские сады появились в России в середине XIX века. Поначалу немногочисленные, платные частные детские сады находились только в крупных городах — родители, которым они были не по карману, водили детей в приюты. Рассказываем, как в России развивалась система детских учреждений и как они были устроены.

Бесплатные приюты для детей рабочих и крестьян

Деревенские дети, 1890 - 1909
Деревенские дети. 1890-1909. ГМИИ им. А. С. Пушкина/russianphoto.ru

В первой половине XIX века в России не было специальных учреждений, в которых родители могли бы оставить детей, пока сами работают. Каждый находил свои способы справиться с этой проблемой.

«У дворянских детей были няни, гувернеры, бонны, — рассказывает кандидат педагогических наук и автор научных публикаций по истории дошкольного образования Людмила Волобуева. — У детей рабочих вместо нянек были бабушки, которые уже не могли работать, старшие сестры или братья. Уже в 6-8 лет дети нянчили малышей, своих и чужих, могли приготовить обед и убраться в доме. Маленькие дети крестьян тоже оставались со старшими родственниками, подросшие — шли помогать родителям в поле. Если не было других возможностей, детей оставляли одних, что иногда приводило к трагедиям. Именно поэтому российские меценаты с 1837 года стали открывать приюты для приходящих детей».

Первые приюты появились в Санкт-Петербурге под руководством писателя и благотворителя Владимира Одоевского, а затем распространились по всей России. Приюты создавались в городах и селах и были бесплатными, поэтому в них могли оставлять детей на время работы и городские рабочие, и крестьяне. В «Положении о приютах», созданном Одоевским, было сказано, что с детьми в приютах необходимо заниматься ручными работами, счетом, чтением — для этого Одоевский даже написал букварь.

«На деле все происходило по-разному, — рассказывает Людмила Волобуева. — Приюты существовали только на средства благотворителей. В некоторых приютах не хватало денег, и работники были не заинтересованы в детях. Они не учили детей, а занимали старших ручным трудом, например, починкой одежды или шитьем, а младшим давали «жевки» с травами, чтобы те спали и не отвлекали взрослых».

У смотрительниц не было педагогической подготовки. Одоевский в своем «Наказе лицам, непосредственно заведывающим детскими приютами» писал: «Лучшее приготовление для намеревающейся поступить в должность смотрительницы есть следующее: пробыть несколько времени в каком-либо уже существующем заведении сего рода, оставаясь там от самого входа детей до минуты их выхода». Но в некоторых, особенно городских, приютах старались как могли: с детьми беседовали о Боге, о природе, о добрых и злых качествах, разучивали духовные песни, учили кроить, шить, вышивать, готовить еду. В свободное время дети играли в мяч, кубики, куклы, гуляли».

Фребелевские сады — как в Германии и Швейцарии

Дети во дворе дома Мяздриковых, 1890-е, Владимирская губ., г. Муром, ул. Московская, д. 36
Дети во дворе дома Мяздриковых, 1890-е. Муромский историко-художественный музей/russianphoto.ru

В том же 1837 году, когда в России открывались первые приюты для приходящих детей, в Германии педагог Фридрих Фребель открыл первый «детский сад» — воспитательное заведение, которое облегчало матерям труды по воспитанию детей, когда они заняты по хозяйству. Детским садом это заведение называли по двум причинам: во-первых, Фребель в своих работах сравнивал детей с растениями, требующими тщательного ухода, во-вторых, рядом со зданием действительно был сад, в котором дети играли и знакомились с природой. О детских садах Фребель написал несколько книг, а также создал дидактические материалы и пособия по воспитанию детей. К концу XIX века детские сады, как частные, так и государственные, открылись в Европе, Америке и Японии.

В Российской империи первый детский сад открылся в 1859 году — в городе Гельсингфорсе, нынешнем Хельсинки. На территории современной России первый детский сад открылся в Санкт-Петербурге 27 сентября 1863 года. Учредительницей стала Софья Люгебиль, жена известного филолога Карля Люгебиля. Теперь именно 27 сентября в России отмечают день работников дошкольного образования.

«Медленно, но верно садов становилось все больше, — рассказывает Людмила Волобуева. — В 1874 году в России их было 56, а в 1881 году уже 84. Все первые сады были частными, их создавали на собственные деньги педагоги, просветители и общественные деятели. Почти все они перед тем, как создать собственные заведения, лично бывали во фребелевских садах, открытых в Германии и Швейцарии, — смотрели, как работают «садовницы» — женщины, ухаживавшие за детьми, изучали дидактические материалы». Если в приютах за детьми просто присматривали, то детские сады открывались для того, чтобы детей воспитывать и готовить к школе».

Почти все сады были платными, оплата зависела от размера города, в котором создан сад, и составляла от 50 до 150 рублей в год. За детьми в них присматривали «садовницы». Существовали и бесплатные сады — их устраивали и занимались там с детьми сами родители. Чаще всего занимались не в специальных помещениях, а на дому то у одной, то у другой семьи.

Чему учили в детских садах

В детском саду, 1930-е, Калининская обл., г. Кимры. До 14 января 1929 года город Кимры входил в состав Тверской губернии; с 14 января 1929 года по 3 июня 1929 года – в состав Центрально-Промышленной области; с 3 июня 1929 года – в состав Московской области, с 29 января 1935 года – в состав Калининской (ныне Тверской) области.
В детском саду, 1930-е. Леонид Шокин. МАММ/МДФ/russianphoto.ru

Первые детские сады открывались в крупных городах. В них ходили дети разных сословий — в основном дворянского и мещанского, иногда духовенства. Чаще всего обучением занималась «садовница» — женщина с педагогическим образованием или без него, ездившая за рубеж для знакомства с фребелевскими садами или прочитавшая книги Фребеля. Иногда «садовниц» специально приглашали из Германии или Швейцарии. Родители могли оставаться в саду с детьми — заниматься и помогать «садовнице».

«В сад ходили ребята от трех до восьми-девяти лет, — рассказывает Людмила Волобуева. — Дети проводили в саду 3-4 часа с утра и до обеда. В садах они не ели и не спали, а только занимались, играли и гуляли. На занятиях «садовницы» беседовали с детьми об окружающем мире и домашних животных, читали книги о природе, развивали внимание и наблюдательность. Дети, сообразно возрасту и силам, занимались «работами Фребеля» — специальными развивающими заданиями: считали кубики, плели из полосок цветной бумаги, строили геометрические фигуры из лучин. В некоторых садах дети рисовали, лепили и даже занимались столярным делом и шитьем. Ребят старше шести лет готовили к школе — учили чтению, арифметике, письму, языкам.

Занятия сначала проводились по пособиям Фребеля, а затем русские педагоги стали адаптировать их и создавать собственные. Во многом это было связано с русской культурой и особенностями русской природы. Фребель очень много внимания уделял занятиям с природными материалами, и не все их можно было найти в России. Его песенки и рассказы также были немецкими, поэтому приходилось придумывать свои или обрабатывать народные песни и сказки. Больше всего были известны материалы педагогов Василия и Елизаветы Водовозовых и Аделаиды Симонович.

Авторский опыт российских педагогов был признан и за рубежом. В 1900 году петербургское Фребелевское общество участвовало во Всемирной педагогической выставке, на которой получило бронзовую медаль. Эти заслуги прямо отражали высокий уровень воспитателей — в начале двадцатого века в России издавали больше ста педагогических журналов, проводили выставки дошкольного образования в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. На выставках читали лекции о дошкольном воспитании, продавали книги для взрослых и детей и материалы для занятий в семье и детском саду. Чаще всего российские педагоги работали в двух противоположных направлениях: свободное воспитание и религиозно-нравственное воспитание. Сторонники первого подхода считали, что к каждому ребенку нужно найти свой подход, создать развивающую среду по возрасту и не мешать играть и творить. Сторонники второй идеи считали, что дети должны стремиться к духовному идеалу, который и нужно в них воспитывать.

Правила и требования к детским садам

В детском саду, 1930-е
В детском саду, 1930-е. МАММ/МДФ/russianphoto.ru

До конца девятнадцатого века государство никак не регулировало частные детские сады. В 1893 году в очередной редакции законов Российской империи появились правила для открытия детских садов. Теперь частные детские сады могли открыть только русские подданные, для работы с детьми требовалось педагогическое образование — для мужчин это должен быть вуз, а для женщин — восьмой класс гимназии или последний класс курсов благородных девиц. В детском саду появлялись обязательные предметы: русский язык и Закон Божий. Отдельного здания у детского сада могло и не быть, достаточно было даже комнаты.

«В законе не были прописаны требования к помещению — нужно было лишь указать его адрес и сделать вывеску на доме, — рассказывает Людмила Волобуева. — Если будущий владелец детского сада мог соблюсти все требования, он придумывал название детскому саду, решал, сколько человек он будет обучать и подавал прошение в учебный округ. Чаще всего, если все документы были в порядке, окружные чиновники давали разрешение. Владелец должен был каждый год сдавать отчет в округ: сколько детей какого сословия посещают сад, по каким пособиям занимаются. Информации было немного, но отказаться от отчета было невозможно, иначе разрешение на детский сад отзывали через полицию».

Интеллигенция и народные детские сады

Первые деревенские детские сады, 1927 год, Московская губ., с. Коломенское
Деревенский детский сад. 1927. Аркадий Шайхет/МАММ/МДФ/russianphoto.ru

С начала двадцатого века Министерство народного просвещения стало выделять средства для детских садов и дошкольных обществ. Деньги давали не всем, а адресно: Фребелевскому петербургскому обществу на открытие новых садов или московскому Обществу воспитательниц и учительниц на создание сада для прохождения педагогической практики. Но большая часть садов существовала на деньги родителей и просветительных обществ.

Просветительные общества стали открывать представители интеллигенции в Москве, Петербурге и других крупных городах в конце XIX века. Общества подлежали надзору Министерства внутренних дел и существовали «не ради прибыли, а для помощи нуждающимся» — так было написано в уставах. В Москве самыми известными были Общество воспитательниц и учительниц и детский клуб «Сетлемент», построенный по американскому образцу. Некоторым обществам давали государственное финансирование, некоторые притесняли — например, в 1908 «Сетлемент» закрыли за попытку воспитания детей в социалистическом духе.

«Именно общества стали открывать народные детские сады для детей рабочих, — говорит Людмила Волобуева. — Часто сады открывали при домах дешевых квартир, занимали одну или две комнаты, в которые приходили обучаться от 10 до 20 детей. В такие детские сады ходили дети от трех до восьми лет. Обычно групп было две — одна для детей от трех до пяти лет, другая — от шести до восьми. Детей приводили утром на шесть часов, в течение дня они несколько раз ели. Точных правил о режиме дня не было — каждое общество устанавливало свои. Когда сад закрывался, дети сами уходили домой и ждали, когда родители вернутся с работы».

Детские сады после революции

Детский сад в Ливадии, 1925 год, Крым, Ливадия. Фотография из архива Ольги Григорьевны Жокиной.
Детский сад в Ливадии. 1925 год. Архив Ольги Григорьевны Жокиной/russianphoto.ru

С каждым годом количество государственных садов возрастало. После революции 1917 года в ведение Наркомпроса перешло 250 частных и общественных садов. Постепенно частных садов становилось все меньше, но полностью их не закрывали. Государство могло обеспечить садами только детей рабочих и крестьян — служащим мест не хватало, и они пользовались частными платными садами. Не хватало и кадров для детских садов, поэтому в 1918 году в МГУ был открыт педагогический факультет с дошкольным отделением.

В 1934 году была создана первая образовательная программа для детских садов — государству было важно, чтобы детей учили социалистическим ценностям, вели антирелигиозную пропаганду. В 1938 году детские сады окончательно стали похожи на те, что мы знаем сейчас, — в них открылись ясельные группы. Туда принимали младенцев начиная с двух месяцев, а матери могли брать специальный перерыв на работе, чтобы приехать в сад и покормить ребенка грудью.

Благодарим за помощь в подготовке материала Людмилу Волобуеву, заведующую кафедрой дошкольной педагогики МГПУ, доцент, кандидат педагогических наук, автор исследований об истории детских садов в Москве и России, исследований о педагогических обществах. 

При подготовке использованы материалы:

Валентина Веременко. Детские сады и вопрос о социализации детей дошкольного возраста дворянско-интеллигентских семьях России второй половины XIX века — начала XX века.

Татьяна Данилина. Из истории развития образовательных дошкольных учреждений. 

Ксения Белых, Людмила Волобуева. Из истории дошкольного воспитания в Москве.

Детские сады известны еще с царских времен. Первые дошкольные заведения открылись в России в 19 веке. Причем воспитательная программа была заимствована у немцев. Тогда сады были платными, частными и недоступными для простого люда. И лишь в эпоху СССР они стали неотъемлемой частью советской жизни.

«Садовницы» и «цветы жизни»

Автор популярной детсадовской методики Ф.Фребель. /Фото: froebel-museum.de

Автор популярной детсадовской методики Ф.Фребель. /Фото: froebel-museum.de

Система воспитания дошкольников в детском коллективе разработана немецким педагогом Фрёбелем. Он и основал в 1837-м в Германии первое заведение, ставшее впоследствии прототипом сегодняшних детских садов. В философском контексте Фрёбель значился идеалистом, считавшим нравственное воспитание фундаментом будущего светлого общества. В своей методике он детально прорабатывал отдельно взятые положительные качества ребенка, включая в программы развивающие и подвижные игры. Однако коллеги находили его разработки слишком формалистичными. Детсадовских воспитательниц Фребель именовал «садовницами». А дети, по мнению ученого, — божьи цветы, взращивать которые нужно с любовью. Детский сад, по замыслу основателя, должен был противопоставить увязнувшему в техницизме миру природное движение человеческих ростков.

В известных на тот момент детских школах воспитанники занимались вязанием, заучиванием наизусть катехизиса и все это при полной тишине. Фребель предложил свой дидактический комплекс в полный противовес существующим. По его учению «садовницы» поддерживали с детьми частые диалоги, образно описывали каждое окружающее явление, изучали с ними цвета при помощи шерстяных разноцветных шариков, использовали в образовательном процессе наглядные пособия — кубики, шарики и деревянные игрушки. Фребель первым обозначил детский сад, как заведение для свободного развития маленьких детей. Эта система завоевала популярность во многих странах, не обойдя и Россию.

Первые российские сады для обеспеченных воспитанников

Первые детские сады в России были платными и воспитывали только детей из богатых семей. /Фото: pbs.twimg.com

Первые детские сады в России были платными и воспитывали только детей из богатых семей. /Фото: pbs.twimg.com

После открытия первого платного детского сада в 1859-м в Гельсингфорсе, аналогичное заведение появилось в 1863-м в Петербурге. Основательницей частного детсада стала супруга профессора Люгебиля. Последующие 10 лет платные детские заведения появились в Воронеже, Смоленске, Иркутске, Москве,Тбилиси. Организация и направления воспитательной работы в этих садах полностью зависели от взглядов покровителя. В некоторых, преимущественно открытых российскими немцами, методично реализовывалась система Фребеля. В других же кураторы с воспитательницами искали новые векторы работы, критикуя немецкого педагога и следуя высказываниям Ушинского, Толстого и иных отечественных педагогов.

К примеру, в детском саду Люгебиль старались уходить от строгого распорядка и регламентации, предоставляя воспитанникам возможность выбирать игры и занятия по своему вкусу под постоянным наблюдением “садовницы”. В теплое время года все активные развлечения проходили на природе — в цветочно-фруктовых садах, а зимой дети забавлялись ледяными горками. Воспитательницы приглашали понаблюдать за детьми родителей, параллельно давая им профессиональные советы для благоприятной атмосферы в доме. Люгебиль часто участвовала в играх и занятиях лично, чем снискала уважение и расположение большинства семей воспитанников. Она делала упор на развитие воображения, поэтому без сказок и живых бесед не проходил ни один день в ее заведении. Творческими изысками отличался и частный сад Симонович, существовавший в Петербурге в 1866-1869 гг. В газетах того времени его даже отмечали, как “разумнейший”.

Народные сады для бедных

После платных появились народные детские сады, доступные бедным. /Фото: gornovosti.ru

После платных появились народные детские сады, доступные бедным. /Фото: gornovosti.ru

Первый бесплатный народный детсад, доступный низшим слоям населения, открыт в Петербурге в 1866-м при благотворительном «Обществе дешевых квартир» для отпрысков домработниц. Занятия там были организованы все по той же фребелевской системе. Самые старшие дошкольники изучали священное писание, молитвы, плели, рисовали и занимались аппликацией. В народном саду оборудовали швейную мастерскую для пошива детского белья, прачечную, общую кухню и даже начальную школу для детей, родители которых работали на выезде. Старшие дети час в день элементарно обучались чтению и письму, а также беседам с педагогом. Не найдя отклика во властных кругах, просуществовавший несколько лет народный детский сад закрылся из-за безденежья.

Советский бум

Детский сад в СССР был явлением повсеместным. /Фото: mtdata.ru

Детский сад в СССР был явлением повсеместным. /Фото: mtdata.ru

Наиболее бурно система детских садов развивалась в России в советский период, когда была решена проблема централизованного финансирования. С первых лет существования СССР открылись десятки детских воспитательных учреждений. Молодое государство нуждалось в рабочих руках, в том числе женских. Поэтому по задумке власть имущих молодая мама, как потенциальная работница, не должна была озадачиваться вопросом «с кем оставить ребенка». Помимо того, что государственные детские сады брали на себя ответственность за воспитание детей с ясельного возраста, дошкольные заведения являлись первой ступенью среднего образования, что закреплялось Конституцией. Ясли и детский сад поначалу были отдельными друг от друга структурами (в ясли принимались дети в возрасте 2 месяцев, сад набирал воспитанников с 3 лет). В 1959 году эти подразделения объединили в одно учреждение, где руководствовались разработанной Министерством образования единой программой воспитания и обучения «от простого к сложному». Объединенный ясли-сад делился на семь групп – 3 ясельных и 4 детсадовских.

В ясли принимали с 2-месячного возраста. /Фото: i.pinimg.com

В ясли принимали с 2-месячного возраста. /Фото: i.pinimg.com

Частные детские сады в СССР не существовали. Все дошкольные заведения значились либо как государственные (муниципальные), либо считались ведомственными (курировались каким-то предприятием). Причем государством финансировалось не только повсеместное строительство детских садов, на и львиная доля остальных нужд. Все необходимые для воспитательного процесса игрушки, мебель, книги, посуда и прочее закупалось в необходимых объемах и постоянно обновлялось. На родительские плечи ложились минимальные расходы на питание ребенка, размеры которых рассчитывались от совокупного семейного дохода. При этом малообеспеченные родители и многодетные семьи за детский сад не платили совсем.

Ну а традиционное воспитание на Руси, в крестьянских семьях было всё-таки иным. Ведь не все сегодня знают, зачем девочкам отцовская рубаха, кто такая крикса и что умел 10-летний ребенок.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

До середины XIX века воспитание маленьких детей полностью ложилось на материнские плечи. Дворянки, безусловно, могли позволить себе подобный «каприз» и охотно проводили время со своими отпрысками, а затем передавали их в заботливые руки гувернанток. Куда труднее было женщинам не из привилегированных сословий, вынужденных самостоятельно зарабатывать на жизнь. Вняв их просьбам, в 1837 году власти Петербурга открыли в «Доме Трудолюбия» так называемые дневные детские комнаты, где малыши проводили время, пока их родители работали. Однако настоящий детский сад в России открылся лишь в 1860-х годах, когда последователи немецкого педагога Фридриха Фребеля заговорили о том, что с самого раннего возраста детей следует бережно «выращивать», подобно цветам.

Спор вокруг «божьих растений»

Основательница одного из первых российских детских садов Аделаида Симонович утверждала, что учреждение должно быть не «фабрикой по шлифовке воспитанников», а «садом для выращивания божьих растений». Впрочем, немецкое название Kindergarten так дословно и переводится – «детский сад». Воспитательниц первое время даже называли садовницами и призывали к взращиванию детей «естественным образом, как росток движется снизу вверх». На деле в первых детских садах занимались с детьми примерно так же, как и в более поздние времена: играли, обучали базовым навыкам, водили на прогулки.

Детский сад в Таганроге

В 1863 году на Васильевском острове открылся детский сад Софьи Люгебиль. Посещение было платным, причем позволить себе такое могли только состоятельные родители, поэтому первоначальная идея помощи работницам и малоимущим несколько затерялась. Воспитанникам учреждения было от трех до восьми лет. В Петербурге новшество сначала приняли в штыки: хирург Николай Пирогов в книге «Вопросы жизни» обрушился на детский сад с критикой и заявил, что сам не хотел бы провести первые годы жизни в месте, где все строго регламентировано и направлено на подавление свободы в ребенке. Другие врачи поддержали своего именитого коллегу: из их аргументов следовало, что детский сад – идеальный рассадник болезней, что игры с мелкими деталями портят зрение, пение хором – слух, а развивающие занятия – нервы.

Книга «Детский сад» Аделаиды Симонович

Справедливости ради следует отметить, что доктора несколько сгущали краски. На заре развития системы детских садов особой программы у них не было. Занятия часто проводились на природе, если, конечно, позволяли погодные условия. Воспитывали не столько интеллектуально, сколько нравственно – учили молитвам и церковным песнопениям. Ребенок проводил в детском саду в лучшем случае полдня, но, как правило, его забирали раньше. В 1866 году упомянутая выше Аделаида Симонович открыла еще один платный детсад, где ребенку можно было находиться не более четырех часов в день. Увы, спустя три года детский сад закрылся из-за нехватки средств, однако полученный опыт позволил Симонович выпустить книгу с толковыми рекомендациями по воспитанию. Вопреки протесту некоторых общественных деятелей, мода на частные детские сады распространилась за пределы столицы: они стали открываться в Иркутске, Смоленске, Воронеже и других городах.

От роскоши – к необходимости

В 1860-х появился, наконец, и бесплатный детсад. Его открыли при благотворительном Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга. Те, кто мог позволить себе внести хоть немного средств для развития учреждения, по желанию платили 10 копеек в месяц. Представители беднейших слоев имели право бесплатно отдавать туда своих детей. Дошкольников учили рисовать, делать аппликации, плести из разных материалов. Другим занятием было наблюдение за природными явлениями (например, дождем или закатом) и птицами, которых ребенок видит на улице. Со временем число бесплатных детских садов значительно выросло из-за востребованности: их устроили Александро-Невское общество трезвости, Общество пособия бедным женщинам, «Сельскохозяйственный приют» и другие организации. К началу XX века родилась мода на домашние детские сады: причем, в качестве воспитателей здесь нередко выступали родители дошкольников. Занятия нередко проводили по очереди – дома у каждого ребенка из группы. Воспитанники и «сотрудники» таких необычных детских садов получали свободный доступ в библиотеки и музеи, а также приобретали учебные пособия с большой скидкой.

Детский сад в Иркутске. 1900-е гг.

Дольше всего ребенок мог находиться в приюте-яслях. Эти учреждения создавались специально под нужды фабричных работниц, вынужденных весь день проводить на производстве. Ясли начинали работать с 6 часов утра, а закрывались около 8 часов вечера. Детей кормили четыре раза в день: на завтрак предлагали кашу, на обед и ужин – суп и кашу, а на полдник – чай с белым хлебом. Умывали воспитанников дважды: сразу по прибытии и перед уходом домой. Прогулки тоже проводились в два захода – по полтора часа утром и вечером. В оставшееся время дети рисовали, шили, вязали, заучивали короткие тексты. В яслях всегда присутствовал медицинский персонал: как правило, опытный практикующий врач и студент-медик.

Детский сад в Российской империи

К октябрю 1917 года на территории Российской империи работало 280 детских садов на любой вкус: народные, домашние, частные. Некоторые из них готовили детей к школе, другие – просто помогали с пользой скоротать время в ожидании родителей. В советском государстве детский сад тем более не будет восприниматься как диковинка – ситуация, когда оба родителя работают и оставляют ребенка на попечение педагогов, станет нормой.

Первые детские сады в России появились в 60-х годах ХIX века по инициативе частных лиц, благотворительных и филантропических обществ, некоторых передовых земств. Было их мало, и, за редким исключением, все они были платными.

Государство не принимало участия в их организации. Плата за посещение частных детских садов была очень высокой, время пребывания в них ограничивалось обычно 4-мя часами, поэтому их услугами могли пользоваться только состоятельные родители. Направление воспитательной работы и подбор персонала всецело зависели от лиц, содержавших детские сады.

Первый бесплатный, так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения был открыт в 1866 г. при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в Петербурге. Занятия в нем, как и в других дошкольных учреждениях, проводились по системе Фребеля.

Появилось и несколько детских садов, где на основе принципиальных высказываний выдающихся русских ученых и педагогов велись поиски новых путей дошкольного воспитания. Например, уже в 60-е гг. XIX веке большая экспериментальная работа велась в Петербурге в детском саду супругов Я.М. и А.С. Симонович.

В целом развитие дошкольных учреждений в России шло крайне медленно. Государственные ассигнования на дошкольное воспитание были ничтожны. В государственном бюджете Российской империи на 1913 г. по статье «Занятия с детьми дошкольного возраста» предусматривались затраты в среднем на одного ребенка-дошкольника в размере 1 копейки в год. К октябрю 1917 г. в стране имелось всего около 280 детских садов, сосредоточенных в крупных городах, из них 250 — платные.

Такое положение дошкольных учреждений в дореволюционной России вполне закономерно. Перед ними и не ставилась задача организации воспитания детей широких народных масс. Правительство рассматривало детские сады лишь как учреждения для помощи буржуазному семейному воспитанию или для призрения сирот.

В.И. Ленин, говоря о детских садах и яслях в буржуазном обществе, так охарактеризовал причины их жалкого положения: «Эти средства не новы. Они созданы (как и все вообще материальные предпосылки социализма) крупным капитализмом, но они оставались при нем, во-первых, редкостью, во-вторых, — что особенно важно — либо торгашескими предприятиями, со всеми худшими сторонами спекуляции, наживы, обмана, подделки, либо «акробатством буржуазной благотворительности», которую лучшие рабочие по справедливости ненавидели и презирали».

Дошкольное воспитание в России существовало и развивалось лишь благодаря энтузиазму педагогов, среди которых следует выделить А.С. Симонович, Е.Н. Водовозову, Л.К. Шлегер, Е.И. Тихееву.

Источник

27 сентября 1863 года в Санкт-Петербурге был открыт первый детский сад. Путь от «школ для маленьких детей» и детсадов, украшенных портретом Ильича, до сегодняшних «центров развития» — в фотогалерее «Ъ».

Название «детский сад» было впервые дано дошкольному учреждению в Германии немецким психологом и педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фребелем в 1837 году. В первом детском саду Фребеля первоначально поступили пять его племянников и два племянника сподвижников Фребеля, преподававших вместе с ним. Несмотря на то что с течением времени сад стали посещать более 60 детей, материальное положение учреждения оставалось крайне затруднительным. Однако менялись времена, а с ними и система дошкольного образования.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хилак форте инструкция для детей до года при поносе
  • Ремантадин актитаб инструкция по применению взрослый в таблетках
  • Посудомоечная машина bosch аквастоп инструкция по эксплуатации на русском
  • Военное руководство молдовы
  • Пуско зарядное устройство revolter magnum инструкция