Первые русские поселения на аляске под руководством

История Русской Америки начинается в первой половине 18 века, однако первое постоянное русское поселение в землях Аляски появилось там только в конце того же 18 века. Произошло это событие 22 сентября 1784 года. В тот день на берегу бухты острова Кадьяк, расположенного южнее Аляски, русским купцом Григорием Шелиховым было основано первое постоянное поселение. По замыслу Шелихова поселение должно было стать важным торговым пунктом для русских купцов, промышленников и православных миссионеров.

Название поселение получило по имени одного из кораблей, входивших в отряд: «Гавань Трёх Святителей». Стоит отметить, что характерной традицией русского военно-морского флота было давать кораблям названия в честь православных святых и христианских праздников: «Двенадцать апостолов», «Святой Павел», «Георгий Победоносец», «Святой Пантелеймон» и др. Название «Три Святителя» также было традиционным для российского флота. Корабль, в честь которого поселение и бухта получили своё название, носил имя в честь великих христианских святых: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Вместе с первыми жилыми домами и складами на американской земле появились и православные храмы, первый из которых был построен монахами Валаамского монастыря, прибывшими в Гавань Трёх Святителей вслед за экспедицией Шелихова. Но миссионерская деятельность православных священников коренным образом отличалась от миссионерства католической и протестантской церквей. Русская культура и православная вера на Аляске не стремились искоренить культуру и традиции коренного населения, а старались выстроить с ним гармоничные отношения. Именно православные священники начали на Аляске создавать двуязычные (русско-алеутские) школы.

Спустя чуть более 10 лет поселение было перенесено на то место, где сейчас расположен главный город острова – Кадьяк. Причиной тому послужило землетрясение, а возможно и последовавшее за ним цунами.

Несмотря на то, что история Русской Америки закончилась формально с продажей Аляски Соединённым Штатам Америки, память о первых русских поселенцах сохранилась в русской общине, проживающей сегодня на Аляске, а также в православных храмах, стоящих на этой земле. Именем Григория Шелихова назван пролив, отделяющий остров Кадьяк от Аляски, а бухта, где появилось первое русское поселение, внесена в список национальных исторических памятников Аляски и США.

Автор: Игорь Никольский

Поделиться ссылкой:

<b><i>Просмотров:</i></b>
1 575

2020-10-29

Пейзаж Аляски. Фото: Pixabay.com

Освоение Аляски — одно из тысяч достижений русских мореплавателей, изменивших мир. После того как наши исследователи первыми в мире открыли эти земли, они на целое столетие перешли под фактический контроль России.

За полтора столетия на Аляске появились десятки наших торговых поселений. Русские первооткрыватели пробирались вглубь континента и давали свои названия географическим объектам. Так, современную реку «Рашен» открыли именно наши исследователи, изначально назвав ее «Славянкой».

Когда к Берингову проливу впервые подошли британские мореплаватели, они с удивлением обнаружили на Алеутских островах русские поселения. Оказалось, что у русских давно есть карты северо-запада Америки, по точности превосходящие данные английского адмиралтейства.

Открытие Аляски обеспечило приоритет России в освоении полуострова и стало одним из доказательств мужества и непреклонности русских первооткрывателей. Их картами и трудами по освоению Аляски до сих пор пользуется весь мир. Подвиг наших исследователей вдохновил миллионы людей по всей планете!

Открытие Аляски русскими мореплавателями

Принято считать, что первыми европейцами, ступившими на северо-западное побережье Северной Америки, были члены экспедиции русского мореплавателя Семена Дежнева еще в XVII веке. Несколько кораблей, исследовавших Чукотку, попали в шторм. Их вынесло к берегу Америки, где они основали первое русское поселение.

Доподлинно известно, что берегов Аляски достиг корабль «Святой Гавриил» с командой мореплавателя Михаила Гвоздева на борту. Исследователи назвали новую землю Мысом Гвоздева, после чего вернулись на Камчатку.

Официальной датой открытия Аляски считается 1741 год. В рамках Второй камчатской экспедиции мореплаватели под командованием Витуса Беринга открыли Алеутские острова. В честь этого и других открытий именем Беринга назвали остров, море и пролив, соединяющий Россию и Америку.

Православная церковь в одном из городов Аляски. Фото: Pixabay.com

Русские промысловики осваивают новые земли

На Алеутских островах исследователи обнаружили ценнейший в то время ресурс: животных каланов, обладающих красивым и носким мехом. Тогда на Аляску устремились русские предприниматели и принялись заниматься промыслом и торговлей с местным населением.

Спустя несколько десятилетий после открытия на Аляске появилось первое русское торговое поселение — Уналашка. Вскоре на северо-западный берег Америки прибыла экспедиция «Северо-восточной компании» под руководством Григория Шелихова. Началось активное освоение новых земель.

В годы господства компании Шелихова на Аляске появилось множество поселений, развивался промысел и сельское хозяйство, а также были улажены конфликты с коренным населением. Помимо прочего, Шелихов активно завозил на Аляску православное духовенство и строил храмы — в них местных обращали в христианство и учили русскому языку.

Интересный факт:

В 1778 году к берегу Аляски впервые прибыли британские мореплаватели под командованием Джеймса Кука. С удивлением они обнаружили на Алеутских островах русские поселения. Мало того, карты Аляски, составленные русскими исследователями, по точности во много раз превосходили данные английского адмиралтейства.

Флаг Российско-американской компании и флаг «Русской Америки». Источник: Wikipedia.org

«Российско-американская компания»

В ходе Русско-индейской войны наши исследователи заняли остров Ситка. Вскоре по инициативе губернатора Аляски Александра Баранова на нем возвели город Ново-Архангельск, ставший центром новообразованной «Российско-американской компании».

Роль Баранова в развитии «Русской Америки» трудно переоценить. Он оставался бессменным и незаменимым руководителем русских поселений и экспедиций в Аляске на протяжении 28 лет.

Открытия русских исследователей в Аляске

Под руководством Баранова была снаряжена экспедиция Ивана Кускова к берегу Калифорнии. Задача была простая — найти место, пригодное для строительства крепости, а затем эту крепость построить. Новый форпост должен был стать представительством «Российско-американской компании» в США, что позволило бы наладить торговлю с калифорнийскими фермерами. Кроме того, на Аляске плохо росла пшеница, а возить хлеб из метрополии через пролив было весьма накладно. Освоение более плодородных земель Америки было нацелено на решение этой проблемы.

Форт-Росс в Калифорнии. Он же «Крепость Росс», основанная Иваном Кусковым. Фото: Pixabay.com

Экспедиция Кускова увенчалась успехом. У местных индейцев он купил тысячу гектар земли за мешок бусин, два топора и три одеяла. Построенная им крепость получила название «крепость Росс». Впоследствии американцы переименовали ее в Форт-Росс.

Интересный факт:

По пути до места, где будет построен Форт-Росс, Кусков первым обнаружил реку чуть севернее нынешнего Сан-Франциско. Недолго подумав, он назвал ее «Русская река». Сегодня американцы называют ее «Рашен».

Другой исследователь «Российско-американской компании» — Лаврентий Загоскин — стал первопроходцем в изучении глубинных земель Аляски. По результатам исследований он написал книгу, которая на долгие годы стала учебником для всех, кто решался сунуться в заснеженные равнины и хребты северо-западной Америки.

Популярные вопросы

Вопрос: Кто первым открыл Аляску?

Ответ: Первыми людьми, ступившими на побережье Аляски, стали члены экспедиции Семена Дежнева.

Вопрос: Когда открыли Аляску?

Ответ: Официальной датой открытия северо-западного побережья Северной Америки экспедицией Витуса Беринга считается 1741 год.

Вопрос: Как называлась столица Русской Америки?

Ответ: Ново-Архангельск.

Вопрос: Сколько лет Аляска была русской?

Ответ: Аляска находилась под формальным контролем «Российско-американской компании» с 1799 года по 1867-й. Фактически Российская Империя контролировала эти земли целых 125 лет.

Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев

Какие русские первыми поселились на Аляске

Вопрос этот весьма важен, ведь европейцы долго время пытались оспорить не только открытие русскими Аляски, но даже и Чукотки, и Камчатки, считая, что только они имеют право на эти богатые земли.

Официальная история стоит на стороне России. Первыми в 1648 году увидели берега Аляски участники экспедиции Семёна Дежнёва, а в первый раз русский человек вступил на американский континент восемьдесят пять лет спустя – 21 августа 1732 года. Это были казаки «начальника Чукотки» Дмитрия Ивановича Павлуцкого, которые на боте «Святой Гавриил» пересекли пролив между континентами и высадились на мысе Принца Уэльского. Командовали ботом картограф Михаил Спиридонович Гвоздев и подштурман Иван Фёдоров.

Спустя 13 лет экспедиция промысловиков на судне «Святой Евдоким» в первый раз вступила в бой с алеутами на острове Атту, после чего русские стали планомерно осваивать новые территории.

Испанцы в Канаду и на Аляску стали плавать только с 1774 года, а англичане в лице Джеймса Кука появились там в 1778 году.

Однако нет-нет, да и промелькнет в летописях отечественной истории информация о том, что первые русские поселения появились на Аляске еще в XVII, а то и в XVI веке.

Это – потомки экспедиции Дежнёва?

Русский историк Василий Николаевич Берх в книге «Хронологическая история всех путешествий» (1821 год) указывал, что четыре коча Дежнёва пропали без вести, и судьба их неизвестна. В это же время возникли слухи, которые подтверждал служилый человек Никифор Мальгин, который ходил у Чукотки на кочах между 1661 и 1678 годами, что напротив Чукотки в долине реки Хеуверен живут русские люди – у них белая кожа, они крестятся, поклоняются иконам и имеют густые бороды. Это же подтверждали и казаки, жившие на Анадыре.

Современный историк Светлана Григорьевна Федорова в книге «Русская Америка: от первых поселений до продажи Аляски» пишет, что в конце XVIII века шотландский путешественник Александр Маккензи слышал от индейцев, обитающих по реке Маккензи, что на территории эскимосов у озера «Бельхулай-тое» живут русские. На озере стоит крепость и русские снабжают индейцев железом; они высокие, бьют бобров и строят «большие лодки».

Во время первой Камчатской экспедиции 1729 года помощник Витуса Беринга капитан Шпенберг слышал о русских, которые живут «против  Суксунского  носу». Он связывал поселение с «потерянными кочами», которые вышли с устья Лены на восток.

Изыскания Миллера и Кобелева

О ранних поселениях русских писал историограф Фёдор Иванович (Грехард) Миллер, который в 1733 году готовил Вторую Камчатскую экспедицию. Он тоже связывал их с кочами Дежнёва. В 1737 году Миллер нашел в архиве Якутска челобитные Дежнёва и записи опроса «служилых людей»; из документов стало ясно, что Дежнёв действительно обогнул Чукотку (многие в этом сомневались), но потеряли четыре корабля.

Тут же нашли показания Никифора Мальгина о походе Тараса Стадухина в шестидесятых годах XVII века – якобы Стадухин получил известие, что на  острове  «в  Пенжинском  море  живут  люди  бородатые,  платье  носят  долгое,  а  русских  называют  братьями».

Известие Миллер воспринял всерьез, и записал, что напротив Чукотки живут русские люди, торгуют с местными деревянной посудой, и скорее всего, являются потомками пропавших казаков.

Российский историк Иван Вячеславович Савельев в работе «Ранние русские поселения на Аляске» упоминает еще один источник, благодаря которому стало известно о «пропавших людях» – это опросы казаков Анадырьского острога, которые были произведены в Охотске в 1760-х годах.

Казак Иван Гребешков рассказал, что на Аляске живут люди русские «всем сходны»: старые с бородами, молодые – без, а избы строят рубленые. Казак Леонтий Вершинин говорил, что за островами есть «Большая земля, на которой живут бородатые люди, подобные русским».

После возникновения у берегов Чукотки экспедиции Джеймса Кука, на полуостров был отправлен казачий сотник Иван Кобелев. Он побывал на островах Ротманова и Крузенштерна (Имаглин и Игеллин), расспрашивая об англичанах, и узнал от эскимосского князька, что на аляскинском берегу в  остроге Кымговей живут русские, читают книги, знают письмо, чтут веру православную, а над покойниками ставят «дощечки писаные».

Потомки новгородцев?

Надо сказать, что кроме потерянных кочей, на которых было 120 человек, к берегам Аляски могло прибить и другие русские корабли. Случаи дрейфа промысловиков происходили, начиная с 1640-х годов, когда казаки предпринимали первые попытки достичь морем Анадыря.

В 1655 году без вести пропало судно  Павла Кокоулина «Заварзы», возвращавшееся с морского промыла, на борту находилось 14 человек.

Самая «древняя» версия говорит о том, что предками русских могли стать новгородцы, которые во времена Ивана Грозного (XVI век) прошли через всю Сибирь, спустились по Лене и достигли Анадыря. По дороге один из кочей отбился и пропал. Эту версию высказывал миссионер о. Герман, служивший на острове Кадьяк в 1795 году. Он тоже слышал о русских на Аляске и написал об этом настоятелю Валаама о. Назарию.

Или команда святого Павла?

Еще одна версия возникновения неизвестной властям русской крепости на Аляске связана с экспедицией Чирикова. Известно, что русский пакебот «Святой Павел» летом 1741 года высадил на американский берег членов команды, которые на корабль не вернулись.

Их потомков встречали на побережье американского континента от залива Льтуа до реки Колумбии. Испанцы, высадившись на берег в 1774 году, нашли там людей «белокурых, цивилизованных и приятных на вид». А в 1788  году пакетбот «Сен-Шарль» нашел на Аляске «русскую пристань».

Но сами русские отыскать потомков команды «Св. Павла» не смогли.

Археологи, которые в 1937 году нашли на Кенайском полуострове следы двухсотлетнего поселения, не смогли или не захотели доказать, что оно – русское. Исследования власти США проводят неохотно, и в сохранении истории русской Аляски не заинтересованы.

Тем не менее, свидетельства казаков и эскимосов явно дают понять, что уже с середины XVII века русские на Аляске жили.

Читайте наши статьи
на Дзен

Russian America

Русская Америка
Russkaya Amerika

Colony of the Russian Empire
1741–1867

Flag of Russian America

Flag

Coat of arms of Russian America

Coat of arms

Russian America Settlements Map.png
Russian Creole settlements
Anthem
«Боже, Царя храни!«
Bozhe Tsarya khrani! (1833–1867)
(«God Save the Tsar!»)
Capital
  • Kodiak (1799–1804)
  • Novo-Arkhangelsk
Demonym Alaskan Creole
Area
 • Coordinates 57°03′N 135°19′W / 57.050°N 135.317°WCoordinates: 57°03′N 135°19′W / 57.050°N 135.317°W
History
Government
Governor  

• 1799–1818 (first)

Alexander Andreyevich Baranov

• 1863–1867 (last)

Dmitry Petrovich Maksutov
History  

• Great Northern Expedition

15 July 1741

• Alaska Purchase

18 October 1867
Preceded by Succeeded by
Alaska Natives
Department of Alaska
Today part of United States

Russian America (Russian: Русская Америка, romanized: Russkaya Amerika) was the name for the Russian Empire’s colonial possessions in North America from 1799 to 1867. It consisted mostly of present-day Alaska in the United States, but also included the outpost of Fort Ross in California, and three forts in Hawaii, including Russian Fort Elizabeth. Russian Creole settlements were concentrated in Alaska, including the capital, New Archangel (Novo-Arkhangelsk), which is now Sitka.

After first landing in Alaska in 1741, Vitus Bering claimed the Alaskan country for the Russian Empire.[1] Russia later confirmed its rule over the territory with the Ukase of 1799 which established the southern border of Russian America along the 55th parallel north.[2] The decree also provided monopolistic privileges to the state-sponsored Russian-American Company and established the Russian Orthodox Church in Alaska.

Russian Alaska initially prospered from the fur trade, but by the mid 19th century, overhunting and logistical challenges led to its gradual decline. With most settlements abandoned by the 1860s, Russia sold its last remaining possessions to the United States in 1867 for $7.2 million.

Russian sighting of Alaska[edit]

In 1648 Semyon Dezhnev sailed from the mouth of the Kolyma River through the Arctic Ocean and around the eastern tip of Asia to the Anadyr River. One legend holds that some of his boats were carried off course and reached Alaska. However, no evidence of settlement survives. Dezhnev’s discovery was never forwarded to the central government, leaving open the question of whether or not Siberia was connected to North America.[3]

In 1725, Emperor Peter the Great called for another expedition. As a part of the 1733–1743 Second Kamchatka expedition, the Sv. Petr under the Dane Vitus Bering and the Sv. Pavel under the Russian Alexei Chirikov set sail from the Kamchatkan port of Petropavlovsk in June 1741. They were soon separated, but each continued sailing east.[4]

On 15 July, Chirikov sighted land, probably the west side of Prince of Wales Island in southeast Alaska.[5] He sent a group of men ashore in a longboat, making them the first Europeans to land on the northwestern coast of North America.

On roughly 16 July, Bering and the crew of Sv. Petr sighted Mount Saint Elias on the Alaskan mainland; they turned westward toward Russia soon afterward. Meanwhile, Chirikov and the Sv. Pavel headed back to Russia in October with news of the land they had found.

In November, Bering’s ship was wrecked on Bering Island. There Bering fell ill and died, and high winds dashed the Sv. Petr to pieces. After the stranded crew wintered on the island, the survivors built a boat from the wreckage and set sail for Russia in August 1742. Bering’s crew reached the shore of Kamchatka in 1742, carrying word of the expedition. The high quality of the sea otter pelts they brought sparked Russian settlement in Alaska.

Russian colonization[edit]

1740s to 1800[edit]

Beginning in 1743, small associations of fur-traders began to sail from the shores of the Russian Pacific coast to the Aleutian islands.[6]

The Bering Strait, where Russia’s east coast lies closest to Alaska’s west coast. Early Russian colonization occurred well south of the strait, in the Aleutian Islands.

Rather than hunting the marine life themselves, the Sibero-Russian promyshlenniki forced the Aleuts to do the work for them, often by taking hostage family-members in exchange for hunted seal-furs.[7] This pattern of colonial exploitation resembled some of the promyshlenniki practices in their expansion into Siberia and the Russian Far East.[8]
As word spread of the potential riches in furs, competition among Russian companies increased and a large number of Aleuts were apparently enserfed.[9][7][10][11]

As the animal populations declined, the Aleuts, already too dependent on the new barter-economy fostered by the Russian fur-trade, were increasingly coerced into taking greater and greater risks in the highly dangerous waters of the North Pacific to hunt for more otter. As the Shelekhov-Golikov Company of 1783-1799 developed a monopoly, its use of skirmishes and violent incidents turned into systematic violence as a tool of colonial exploitation of the indigenous people. When the Aleutian serfs revolted and won some victories, the promyshlenniki retaliated, killing many and destroying their boats and hunting gear, leaving them no means of survival. The most devastating effects came from disease: during the first two generations (1741-1759 & 1781-1799) of Sibero-Russian promyshlenniki contact, 80 percent of the Aleut population died from Eurasian infectious diseases; these were by then endemic among Eurasians, but the Aleuts had no immunity against the new diseases.[12]

Though the Alaskan colony was never very profitable because of the costs of transportation, most Russian traders were determined to keep the land for themselves. In 1784 Grigory Ivanovich Shelekhov, who later set up the Russian-American Company[13][better source needed]
that developed into the Alaskan colonial administration, arrived in Three Saints Bay on Kodiak Island with two ships, the Three Saints (Russian: Три Святителя) and the St. Simon.[14] The Koniag Alaska Natives harassed the Russian party and Shelekhov responded by killing hundreds and taking hostages to enforce the obedience of the rest. Having established his authority on Kodiak Island, Shelekhov founded the second permanent Russian settlement in Alaska (after Unalaska, permanently settled since 1774) on the island’s Three Saints Bay.

In 1790 Shelekhov, back in Russia, hired Alexander Andreyevich Baranov to manage his Alaskan fur-enterprise. Baranov moved the colony to the northeast end of Kodiak Island, where timber was available. The site later developed as what is now the city of Kodiak. Russian colonists took Koniag wives and started families whose surnames continue today, such as Panamaroff, Petrikoff, and Kvasnikoff. In 1795 Baranov, concerned by the sight of non-Russian Europeans trading with the natives in southeast Alaska, established Mikhailovsk six miles (10  km) north of present-day Sitka. He bought the land from the Tlingit, but in 1802, while Baranov was away, Tlingit from a neighboring settlement attacked and destroyed Mikhailovsk. Baranov returned with a Russian warship and razed the Tlingit village. He built the settlement of New Archangel (Russian: Ново-Архангельск, romanized: Novo-Arkhangelsk) on the ruins of Mikhailovsk. It became the capital of Russian America – and later the city of Sitka.

As Baranov secured the Russians’ settlements in Alaska, the Shelekhov family continued to work among the top leaders to win a monopoly on Alaska’s fur trade. In 1799 Shelekhov’s son-in-law, Nikolay Petrovich Rezanov, had acquired a monopoly on the American fur trade from Emperor Paul I. Rezanov formed the Russian-American Company. As part of the deal, the Emperor expected the company to establish new settlements in Alaska and to carry out an expanded colonization program.[citation needed]

1800 to 1867[edit]

By 1804, Baranov, now manager of the Russian–American Company, had consolidated the company’s hold on fur trade activities in the Americas following his suppression of the Tlingit clan at the Battle of Sitka. The Russians never fully colonized Alaska. For the most part, they clung to the coast and shunned the interior.

From 1812 to 1841, the Russians operated Fort Ross, California. From 1814 to 1817, Russian Fort Elizabeth was operating in the Kingdom of Hawaii. By the 1830s, the Russian monopoly on trade was weakening. The British Hudson’s Bay Company was leased the southern edge of Russian America in 1839 under the RAC-HBC Agreement, establishing Fort Stikine which began siphoning off trade.

A company ship visited the Russian American outposts only every two or three years to give provisions.[15] Because of the limited stock of supplies, trading was incidental compared to trapping operations under the Aleutian laborers.[15] This left the Russian outposts dependent upon British and American merchants for sorely needed food and materials; in such a situation Baranov knew that the RAC establishments «could not exist without trading with foreigners.»[15] Ties with Americans were particularly advantageous since they could sell furs at Guangzhou, closed to the Russians at the time. The downside was that American hunters and trappers encroached on territory Russians considered theirs.

Starting with the destruction of the Phoenix in 1799, several RAC ships sank or were damaged in storms, leaving the RAC outposts with scant resources. On 24 June 1800, an American vessel sailed to Kodiak Island. Baranov negotiated the sale of over 12,000 rubles worth of goods carried on the ship, averting «imminent starvation.»[16] During his tenure Baranov traded over 2 million rubles worth of furs for American supplies, to the consternation of the board of directors.[15] From 1806 to 1818 Baranov shipped 15 million rubles worth of furs to Russia, only receiving under 3 million rubles in provisions, barely half of the expenses spent solely on the Saint Petersburg company office.[15]

The Russo-American Treaty of 1824 recognized exclusive Russian rights to the fur trade north of latitude 54°40’N, with the American rights and claims restricted to below that line. This division was repeated in the Treaty of Saint Petersburg, a parallel agreement with the British in 1825 (which also settled most of the border with British North America). However, the agreements soon went by the wayside, and with the retirement of Alexandr Baranov in 1818, the Russian hold on Alaska was further weakened.

When the Russian-American Company’s charter was renewed in 1821, it stipulated that the chief managers from then on be naval officers. Most naval officers did not have any experience in the fur trade, so the company suffered. The second charter also tried to cut off all contact with foreigners, especially the competitive Americans. This strategy backfired since the Russian colony had become used to relying on American supply ships, and the United States had become a valued customer for furs. Eventually the Russian–American Company entered into an agreement with the Hudson’s Bay Company, which gave the British rights to sail through Russian territory.

The Russian Church in Alaska & Creolization[edit]

At Three Saints Bay, Shelekov built a school to teach the natives to read and write Russian, and introduced the first resident missionaries and clergymen who spread the Russian Orthodox faith. This faith (with its liturgies and texts, translated into Aleut at a very early stage) had been informally introduced, in the 1740s–1780s. Some fur traders founded local families or symbolically adopted Aleut trade partners as godchildren to gain their loyalty through this special personal bond. The missionaries soon opposed the exploitation of the indigenous populations, and their reports provide evidence of the violence exercised to establish colonial rule in this period.

The RAC’s monopoly was continued by Emperor Alexander I in 1821, on the condition that the company would financially support missionary efforts.[17] Company board ordered chief manager Etholén to build a residency in New Archangel for bishop Veniaminov[17] When a Lutheran church was planned for the Finnish population of New Archangel, Veniaminov prohibited any Lutheran priests from proselytizing to neighboring Tlingits.[17] Veniaminov faced difficulties in exercising influence over the Tlingit people outside New Archangel, due to their political independence from the RAC leaving them less receptive to Russian cultural influences than Aleuts.[17][18] A smallpox epidemic spread throughout Alaska in 1835-1837 and the medical aid given by Veniaminov created converts to Orthodoxy.[18]

Inspired by the same pastoral theology as Bartolomé de las Casas or St. Francis Xavier, the origins of which come from early Christianity’s need to adapt to the cultures of Antiquity, missionaries in Russian America applied a strategy that placed value on local cultures and encouraged indigenous leadership in parish life and missionary activity. When compared to later Protestant missionaries, the Orthodox policies «in retrospect proved to be relatively sensitive to indigenous Alaskan cultures.»[17] This cultural policy was originally intended to gain the loyalty of the indigenous populations by establishing the authority of Church and State as protectors of over 10,000 inhabitants of Russian America. (The number of ethnic Russian settlers had always been less than the record 812, almost all concentrated in Sitka and Kodiak).

An Aleutian man and woman.

Difficulties arose in training Russian priests to attain fluency in any of the various Alaskan Indigenous languages. To redress this, Veniaminov opened a seminary for mixed race and native candidates for the Church in 1845.[17] Promising students were sent to additional schools in either Saint Petersburg or Irkutsk, the later city becoming the original seminary’s new location in 1858.[17] The Holy Synod instructed for the opening of four missionary schools in 1841, to be located in Amlia, Chiniak, Kenai, and Nushagak.[17] Veniaminov established the curriculum, which included Russian history, literacy, mathematics and religious studies.[17]

A side effect of the missionary strategy was the development of a new and autonomous form of indigenous identity. Many native traditions survived within local «Russian» Orthodox tradition and in the religious life of the villages. Part of this modern indigenous identity is an alphabet and the basis for written literature in nearly all of the ethnic-linguistic groups in the Southern half of Alaska. Father Ivan Veniaminov (later St. Innocent of Alaska), famous throughout Russian America, developed an Aleut dictionary for hundreds of language and dialect words based on the Russian alphabet.

A highly visible trace of the Russian colonial period in Alaska are[when?] the nearly 90 Russian Orthodox parishes with a membership of over 20,000 men, women, and children, almost exclusively indigenous people. These include several Athabascan groups of the interior, very large Yup’ik communities, and quite nearly all of the Aleut and Alutiiq populations. Among the few Tlingit Orthodox parishes, the large group in Juneau adopted Orthodox Christianity only after the Russian colonial period, in an area where there had been no Russian settlers nor missionaries. The widespread and continuing local Russian Orthodox practices are likely the result of the syncretism of local beliefs with Christianity.

In contrast, the Spanish Roman Catholic colonial intentions, methods, and consequences in California and the Southwest were the product of the Laws of Burgos and the Indian Reductions of conversions and relocations to missions; while more force and coercion was used, the indigenous peoples likewise created a kind of Christianity that reflected many of their traditions.

Observers noted that while their religious ties were tenuous, before the sale of Alaska there were 400 native converts to Orthodoxy in New Archangel.[18] Tlingit practitioners declined in number after the lapse of Russian rule, until there were only 117 practitioners in 1882 residing in the place, by then renamed Sitka.[18]

Sale of Alaska to the United States[edit]

Check used for the purchase of Alaska

By the 1860s, the Russian government was ready to abandon its Russian America colony. Zealous overhunting had severely reduced the fur-bearing animal population, and competition from the British and Americans exacerbated the situation. This, combined with the difficulties of supplying and protecting such a distant colony, reduced interest in the territory. After Russian America was sold to the U.S. in 1867, for $7.2 million (2 cents per acre), all the holdings of the Russian–American Company were liquidated.

Following the transfer, many elders of the local Tlingit tribe maintained that «Castle Hill» comprised the only land that Russia was entitled to sell. Other indigenous groups also argued that they had never given up their land; the Americans encroached on it and took it over. Native land claims were not fully addressed until the latter half of the 20th century, with the signing by Congress and leaders of the Alaska Native Claims Settlement Act.[citation needed]

Russian American and the Creoles, who had been guaranteed the privileges of citizens in the United States[when?], were given the opportunity of becoming citizens within a three-year period, but few decided to exercise that option. General Jefferson C. Davis ordered the Russians out of their homes in Sitka, maintaining that the Americans needed the dwellings. Many Russians returned to Russia, while others migrated to the Pacific Northwest and California.[citation needed]

Russian settlements in North America[edit]

New Archangel (present-day Sitka, Alaska), the capital of Russian America, in 1837

  • Unalaska, Alaska – 1774
  • Three Saints Bay, Alaska – 1784
  • Fort St. George in Kasilof, Alaska – 1786
  • St. Paul, Alaska – 1788
  • Fort St. Nicholas in Kenai, Alaska – 1791
  • Pavlovskaya, Alaska (now Kodiak) – 1791
  • Fort Saints Constantine and Helen on Nuchek Island, Alaska – 1793
  • Fort on Hinchinbrook Island, Alaska – 1793
  • New Russia near present-day Yakutat, Alaska – 1796
  • Redoubt St. Archangel Michael, Alaska near Sitka – 1799
  • Novo-Arkhangelsk, Alaska (now Sitka) – 1804
  • Fort Ross, California – 1812
  • Fort Elizabeth near Waimea, Kaua’i, Hawai’i – 1817
  • Fort Alexander near Hanalei, Kaua’i, Hawai’i – 1817
  • Fort Barclay-de-Tolly near Hanalei, Kaua’i, Hawai’i – 1817
  • Fort (New) Alexandrovsk at Bristol Bay, Alaska – 1819
  • Redoubt St. Michael, Alaska – 1833
  • Nulato, Alaska – 1834
  • Redoubt St. Dionysius in present-day Wrangell, Alaska (now Fort Stikine) – 1834
  • Pokrovskaya Mission, Alaska – 1837
  • Kolmakov Redoubt, Alaska – 1844

See also[edit]

  • Alaska boundary dispute
  • Flag of the Russian-American Company
  • List of Russian explorers
  • Alaskan Creole people
  • Russian Americans
  • Russian colonization of North America
  • Russian–American Telegraph
  • Slavic Voice of America
  • Ukase of 1821

References[edit]

  1. ^ Charles P. Wohlforth (2011). Alaska For Dummies. John Wiley & Sons. p. 18.
  2. ^ United Kingdom of Great Britain and Ireland, Text of Ukase of 1779 in Behring sea arbitration (London: Harrison and Sons, 1893), pp. 25-27
  3. ^ Campbell, Robert (2007). In Darkest Alaska: Travel and Empire Along the Inside Passage. Philadelphia: University of Pennsylvania Press. p. 1. ISBN 978-0-8122-4021-4.
  4. ^ Black, Lydia T. (2004). Russians in Alaska, 1732–1867. Fairbanks: University of Alaska Press.
  5. ^ ««The People You May Visit»«. Russia’s Great Voyages. California Academy of Sciences. Archived from the original on 13 April 2003. Retrieved 23 September 2005.
  6. ^ Compare: Isto, Sarah Crawford (2012). «Chapter One: The Russian Period 1749-1866». The Fur Farms of Alaska: Two Centuries of History and a Forgotten Stampede. Fairbanks: University of Alaska Press. p. 8. ISBN 978-1-60223-171-9. Russian merchants along the route from Kamchatka to Kiakhta must have been elated when Vitus Bering’s expedition returned in 1742 to report that the northern coast of America was nearby and that its waters teemed with fur seals and sea otters. By the following year, the first commercial vessel had already been constructed in Kamchatka and had set off for a two-year voyage to the Aleutians. […] A rush of fur-seeking expeditions followed
  7. ^ a b Carpenter, Roger M. (2015). «Times Are Altered with Us»: American Indians from First Contact to the New Republic. Wiley Blackwell. pp. 231–232. ISBN 978-1-118-73315-8.
  8. ^
    Etkind, Alexander (2011). Internal Colonization: Russia’s Imperial Experience. Cambridge: John Wiley & Sons (published 2013). p. 68. ISBN 9780745673547. Agreeing with Soloviev that the history of Russia was the history of colonization, Shchapov described the process […]. Two methods of colonization were primary: ‘fur colonization,’ with hunters harvesting and depleting the habitats of fur animals and moving further and further across Siberia all the way to Alaska; and ‘fishing colonization,’ which supplied Russian centers with fresh- or salt-water fish and caviar.
  9. ^ Stephen W. Haycox, Mary Childers Mangusso (2011). An Alaska Anthology: Interpreting the Past. University of Washington Press. p. 27.
  10. ^
    Compare:
    Grinëv, Andrei Val’terovic (2016). «Russian Promyshlenniki in Alaska at the end of the Eighteenth Century». Russian Colonization of Alaska: Preconditions, Discovery, and Initial Development, 1741-1799 [Predposylki rossiisoi kolonizatsii Alyaski, ee otkrytie i pervonachal’noye osnovanie]. Translated by Bland, Richard L. Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press (published 2018). p. 198. ISBN 9781496210852. The Aleuts and other dependent Natives of the Russian colonies could never be considered slaves, or feudal serfs, or civilian workers in the usual sense of the terms. […] Up to the 1790s the Natives were obligated to pay tribute to the royal treasury, demonstrating personal dependence on the Russian emperor. Some of the Natives, evidently making up from a twelfth to an eighth of the adult population, belonged to the so-called kayury, whose position was in fact that of slaves, since they received nothing for their labor besides scanty clothing and food. However, this was not slavery as once existed in ancient Rome or in the American South […].
  11. ^ Compare: Gwenn, Miller (15 December 2015). «Introduction». Kodiak Kreol: Communities of Empire in Early Russian America. Ithaca: Cornell University (published 2010). p. 2. ISBN 978-1-5017-0069-9. The people of Kodiak kept some slaves, kalgi, outsiders whom they acquired through trading and warfare with people from other areas.
  12. ^ «Aleut History». The Aleut Corporation. Archived from the original on 2 November 2007.
  13. ^
    Mathews-Benham, Sandra K. (10 March 2008). «5: From the Aleutian Chain to Northern California». American Indians in the Early West. Cultures in the American West. Santa Barbara, California: ABC-CLIO (published 2008). p. 246. ISBN 9781851098248. […] before he died, Shelikhov had appointed Alexandr Baranov as governor of the Russian Alaska Company, the first functional and approved Russian monopoly in Alaska.
  14. ^ «Alaska History Timeline». Kodiakisland.net. Archived from the original on 27 October 2005. Retrieved 31 August 2005.
  15. ^ a b c d e Wheeler, Mary E. (1971). «Empires in Conflict and Cooperation: The «Bostonians» and the Russian-American Company». Pacific Historical Review. 40 (4): 419–441. doi:10.2307/3637703. JSTOR 3637703.
  16. ^ Tikhmenev, P. A. (1978). Pierce, Richard A.; Donnelly, Alton S. (eds.). A History of the Russia-American Company. Seattle: University of Washington Press. pp. 63–64. ISBN 9780295955643.
  17. ^ a b c d e f g h i Nordlander, David (1995). «Innokentii Veniaminov and the Expansion of Orthodoxy in Russian America». Pacific Historical Review. 64 (1): 19–35. doi:10.2307/3640333. JSTOR 3640333.
  18. ^ a b c d Kan, Sergei (1985). «Russian Orthodox Brotherhoods among the Tlingit: Missionary Goals and Native Response». Ethnohistory. 32 (3): 196–222. doi:10.2307/481921. JSTOR 481921.

Further reading[edit]

  • Essig, Edward Oliver. Fort Ross: California Outpost of Russian Alaska, 1812–1841 (Kingston, Ont.: Limestone Press, 1991.)
  • Gibson, James R. «Old Russia in the New World: adversaries and adversities in Russian America.» in European Settlement and Development in North America (University of Toronto Press, 2019) pp. 46–65.
  • Gibson, James R. Imperial Russia in frontier America: the changing geography of supply of Russian America, 1784–1867 (Oxford University Press, 1976)
  • Gibson, James R. «Russian America in 1821.» Oregon Historical Quarterly (1976): 174–188. online
  • Grinëv, Andrei Val’terovich. «The External Threat to Russian America: Myth and Reality.» Journal of Slavic Military Studies 30.2 (2017): 266–289.
  • Grinëv, Andrei Val’terovich. Russian Colonization of Alaska: Preconditions, Discovery, and Initial Development, 1741–1799 Translated by Richard L. Bland. Lincoln: University of Nebraska Press, 2018. ISBN 978-1-4962-0762-3. online review
  • Pierce, Richard A. Russian America, 1741–1867: A Biographical Dictionary (Kingston, Ont.: Limestone Press, 1990)
  • Saul, Norman E. «Empire Maker: Aleksandr Baranov and Russian Colonial Expansion into Alaska and Northern California.» Journal of American Ethnic History 36.3 (2017): 91–93.
  • Saul, Norman. «California-Alaska trade, 1851–1867: The American Russian commercial company and the Russian America company and the sale/purchase of Alaska.» Journal of Russian American Studies 2.1 (2018): 1–14. online
  • Vinkovetsky, Ilya. Russian America: an overseas colony of a continental empire, 1804–1867 (Oxford University Press, 2011)

Natives[edit]

  • Grinëv, Andrei V. «Natives and Creoles of Alaska in the maritime service in Russian America.» The Historian 82.3 (2020): 328–345. online[dead link]
  • The Tlingit Indians in Russian America, 1741–1867, Andreĭ Valʹterovich Grinev (GoogleBooks)
  • Luehrmann, Sonja. Alutiiq villages under Russian and US rule (University of Alaska Press, 2008.)
  • Smith-Peter, Susan (2013). ««A Class of People Admitted to the Better Ranks»: The First Generation of Creoles in Russian America, 1810s–1820s». Ethnohistory. 60 (3): 363–384. doi:10.1215/00141801-2140758.
  • Savelev, Ivan. «Patterns in the Adoption of Russian Linguistic and National Traditions by Alaskan Natives.» International Conference on European Multilingualism: Shaping Sustainable Educational and Social Environment EMSSESE, 2019. (Atlantis Press, 2019). online

Primary sources[edit]

  • Gibson, James R. (1972). «Russian America in 1833: The Survey of Kirill Khlebnikov». The Pacific Northwest Quarterly. 63 (1): 1–13. JSTOR 40488966.
  • Golovin, Pavel Nikolaevich, Basil Dmytryshyn, and E. A. P. Crownhart-Vaughan. The end of Russian America: Captain PN Golovin’s last report, 1862(Oregon Historical Society Press, 1979.)
  • Khlebnikov, Kyrill T. Colonial Russian America: Kyrill T. Khlebnikov’s Reports, 1817–1832 (Oregon Historical Society, 1976)
  • baron Wrangel, Ferdinand Petrovich. Russian America: Statistical and ethnographic information (Kingston, Ont.: Limestone Press, 1980)

Historiography[edit]

  • Grinëv, Andrei. V.; Bland, Richard L. (2010). «A Brief Survey of the Russian Historiography of Russian America of Recent Years» (PDF). Pacific Historical Review. 79 (2): 265–278. doi:10.1525/phr.2010.79.2.265. JSTOR 10.1525/phr.2010.79.2.265.

External links[edit]

  • Media related to Russian America at Wikimedia Commons

73. Русская Америка

Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск №73, март 2015 года.

Стенгазета «Русская Америка»   

«Русская Америка»

(История открытия и освоения Аляски русскими мореходами. Коренное население Аляски: алеуты, эскимосы и индейцы)

Фотография Походы Витуса Беринга и Алексея Чирикова в 1741 году.

Фотография Российские владения в Северной Америке на 1816 год.

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу. Отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail.ru или через диалоговое окошко на сайте к-я.рф. Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Наша искренняя признательность авторам материала этого номера Маргарите Емелиной и Михаилу Савинову, научным сотрудникам музея «Ледокол “Красин”» (филиал Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге, www.world-ocean.ru и www.krassin.ru).

Введение

Немногим больше, чем 280 лет назад, первый европейский корабль достиг берегов Аляски. Это был русский бот «Святой Гавриил» под командованием военного геодезиста Михаила Гвоздева. 220 лет назад началась русская колонизация континентальной Аляски. 190 лет назад (в марте 1825 года) российский император Александр I и «король Великобританский» Георг IV подписали конвенцию о границах «обоюдных владений их на северо-западном берегу Америки». А в марте 1867 года был подписан договор о продаже Аляски молодым Соединённым штатам Америки. Так что же такое – «Русская Америка», когда она стала русской, приносила ли доход императорской казне, правильно ли поступил император Александр II, решив продать эту землю? Об этом мы попросили рассказать научных сотрудников музея «Ледокол “Красин”», историков Маргариту Емелину и Михаила Савинова. Кстати, мы с удовольствием поздравляем всех наших читателей (и, особенно, учителей истории) с Всемирным днём историка, который отмечается 28 марта!

Наше открытие Америки

Фотография
Поход Семёна Дежнёва. Рисунок из книги «Семён Дежнёв».

 
Фотография
Типы русских судов в Сибири: дощаник, каюк и коч (рисунок XVII века).

 
Фотография
Капитан-командор Витус Беринг.

В 1648 году русские мореходы на кóчах (лодках с двойной обшивкой) под руководством Семёна Дежнёва и Федота Попова вошли в пролив, разделяющий Азию и Америку. Коч Дежнёва дошёл до реки Анадырь, откуда мореход отправил в Якутск донесение. В нём он писал, что Чукотку можно обойти по морю – иными словами предположил, что есть пролив между Азией и Америкой… Рапорт был отправлен в архив, где и пролежал более 80 лет, пока его случайно не заметили при разборе документов. Так в XVII веке открытие «не состоялось».

В 1724 году Пётр I издал указ об отыскании и исследовании пролива между Азией и Америкой, тем самым положив начало экспедициям Витуса Беринга. Первая Камчатская экспедиция началась в 1728 году – из Нижнекамчатского острога вышел бот «Святой Гавриил». Отважным мореходам удалось заметить, что берег Чукотского полуострова, вдоль которого они плыли, всё больше отклонялся к западу.

В то же время по решению Сената на северо-восток была направлена большая военная экспедиция под руководством казака Афанасия Шестакова, назначенного главным командиром Камчатского края. Морской отряд экспедиции Шестакова во главе с Михаилом Гвоздевым в 1732 году достиг побережья Аляски в районе мыса Принца Уэльского (крайней материковой точки северо-западной Америки). Здесь Гвоздев нанёс на карту около 300 км побережья (сейчас эти земли называются полуостровом Сьюард), описал берега пролива и ближайшие острова.

В 1741 году Витус Беринг, руководивший походом двух пакетботов «Святой Пётр» и «Святой Павел», подошёл к материку – Северная Америка была официально открыта со стороны Тихого океана. Тогда же были обнаружены Алеутские острова. Новые земли становились собственностью России. На них стали регулярно снаряжать промысловые экспедиции.

Первые русские поселения на Аляске

Фотография «Русские купеческие корабли у берегов Аляски» (художник – Владимир Латынский).

Промысловики возвращались с новооткрытых земель с богатой добычей мехов. В 1759 году торговец пушниной Степан Глотов причалил к берегам острова Уналашка. Так сюда стали постоянно прибывать суда русских промысловиков. Охотники разделялись на мелкие артели и отправлялись для добычи пушнины на разные острова. При этом они стали поступать с местным населением так же, как и в Сибири, – требовать уплаты пушниной налога (ясака). Алеуты воспротивились и в 1763 году уничтожили всё имущество и почти все суда промысловиков, многие из которых в этом вооружённом столкновении погибли. В следующем году конфликты продолжились, и на этот раз завершились не в пользу местного населения – погибло около пяти тысяч алеутов. Забегая немного вперёд, скажем, что с 1772 года в Голландской гавани на острове Уналашка русское поселение стало постоянным.

В Петербурге, наконец, решили обратить более пристальное внимание на новые земли. В 1766 году Екатерина II распорядилась послать к берегам Америки новую экспедицию. Ею командовал капитан Пётр Креницын, его помощником стал капитан-лейтенант Михаил Левашов. Флагманский корабль разбился у Курильской гряды, другие суда только в 1768 году дошли до Аляски. Здесь во время зимовки многие умерли от цинги. На обратном пути погиб и сам Креницын. Но результаты экспедиции были велики: завершилось открытие и описание сотен Алеутских островов, протянувшихся на две тысячи километров!

«Коломб Росский»

Фотография Памятник Григорию Шелихову в Рыльске.

Так называл купца Григория Ивановича Шелихова поэт и литератор Гаврила Романович Державин. В юности Шелихов отправился в Сибирь в поисках «счастья», поступил на службу к купцу Ивану Ларионовичу Голикову, а затем стал его компаньоном. Обладая большой энергией, Шелихов убедил Голикова отправить суда «на Аляскинскую землю, называемую Американскою… для производства пушного промысла… и заведения добровольного торга с туземцами». Было построено судно «Святой Павел», которое в 1776 году отправилось к берегам Америки. Через четыре года Шелихов вернулся в Охотск с богатым грузом пушнины.

Вторая экспедиция 1783–1786 годов также была успешной и привела к появлению первых поселений русских в бухте Трёх Святителей на острове Кадьяк. А в августе 1790 года Шелихов предложил своему новому партнёру Александру Андреевичу Баранову стать главным правителем недавно основанной Северо-Восточной меховой компании.

Активность промысловиков привела к конфликтам с местным населением, но впоследствии соседские отношения наладились. К тому же Шелихов организовал посадки привычных русским культур (картофеля и репы). Это снизило остроту продовольственного вопроса, хотя растения приживались плохо.

Главный правитель русских поселений в Северной Америке

Фотография «Портрет Александра Андреевича Баранова» (художник – Михаил Тиханов).

Александр Баранов прожил в Северной Америке 28 лет. Все эти годы – он главный правитель, как компании, так и русских владений. За усердие «к заведению, утверждению и расширению в Америке российской торговли» ещё в 1799 году император Павел I наградил Баранова именной медалью. Тогда же по инициативе Александра Андреевича была основана Михайловская крепость (затем Новоархангельск и ныне Ситка). Именно это поселение с 1808 года стало столицей Русской Америки. Баранов отправлял суда на исследование территорий, примыкавших к Тихоокеанскому побережью Северо-Западной Америки, установил торговые связи с Калифорнией, Гавайскими островами, Китаем, наладил торговлю с англичанами и испанцами. По его распоряжению в 1812 году в Калифорнии была основана крепость Форт-Росс.

Баранов стремился упрочить мирные взаимоотношения с туземцами. Именно при нём на территории Русской Америки были созданы благоустроенные поселения, судостроительные верфи, мастерские, школы, больницы. Стали обычными браки русских с коренными жителями. Сам Баранов был женат на дочери вождя индейского племени, и у них было трое детей. Детям от смешанных браков (креолам) Российско-Американская компания старалась дать образование. Их посылали учиться в Охотск, Якутск, Иркутск, Петербург. Как правило, все они возвращались в родные места служить компании.

Доходы компании возросли с 2,5 до 7 миллионов рублей. Можно сказать, что именно при Баранове русские закрепились в Америке. Александр Андреевич вышел в отставку в 1818 году и отправился на родину. Но морское путешествие было неблизким. В пути Баранов заболел и умер. Его могилой стали волны Индийского океана.

Командор Резанов

Фотография Памятник командору Николаю Резанову в Красноярске.

Николай Петрович Резанов родился в Петербурге в небогатой дворянской семье в 1764 году. В 1778 году поступил на военную службу в артиллерию, вскоре перешёл на гражданскую – стал чиновником, инспектором. В 1794 году был направлен в Иркутск, где познакомился с Григорием Шелиховым. Вскоре Резанов женился на Анне Шелиховой, старшей дочери «Коломба Росского», и занялся деятельностью семейной компании. На Резанова возлагалось «во всём пространстве данной ему доверенности и высочайше дарованных нами привилегий ходатайствовать по делам компании во всём, что к пользе и сохранению общего доверия относиться может».

В начале XIX века при дворе стали разрабатываться планы кругосветного путешествия. Резанов указывал на необходимость установления связей с Америкой морским путём. И вот в 1802 году Высочайшим повелением Николай Петрович стал командором – был назначен руководителем первой русской кругосветной экспедиции на шлюпах «Надежда» и «Нева» (1803–1806 годы) и посланником в Японию. Налаживание отношений со страной Восходящего Солнца и инспектирование Русской Америки были основными целями путешествия. Миссии Резанова предшествовало личное горе – умерла его жена…

Российско-Американская компания

Фотография Здание Правления Русско-Американской компании.

Ещё в середине 1780-х годов Г.И. Шелихов обратился к императрице с предложением предоставить его компании определённые привилегии. Покровительство генерал-губернатора Иркутской губернии, разрешение на торговлю с Индией и странами Тихоокеанского бассейна, отправка в американские поселения воинской команды, дозволение вести различные сделки с туземными вождями, введение запрета иностранцам на торгово-промысловую деятельность в пределах формирующейся Русской Америки – вот составляющие его проекта. Для организации подобной работы он просил у казны финансовую помощь в размере 500 тысяч рублей. В Коммерц-коллегии поддержали эти идеи, но Екатерина II отвергла их, считая, что интересы государства будут ущемлены.

В 1795 году Г.И.Шелихов скончался. Его дела принял зять Николай Резанов. В 1797 году началось создание единой монопольной компании на Тихоокеанском Севере (Камчатка, Курильские и Алеутские острова, Япония, Аляска). Главенствующая роль в ней принадлежала наследникам и компаньонам Г.И.Шелихова. 8 (19) июля 1799 года император Павел I подписал указ о создании Российско-Американской компании (РАК).

Устав компании был скопирован с монопольных торговых объединений других стран. Государство как бы временно делегировало РАК значительную часть своих полномочий, так как компания распоряжалась выделенными ей казёнными средствами и организовывала в регионе весь пушной промысел и торговлю. В России уже был подобный опыт – например, Персидская и Среднеазиатская компании. А самой известной иностранной компанией, конечно же, была Ост-Индская в Англии. Только в нашей стране император всё же больше контролировал деятельность купцов.

Правление компании находилось в Иркутске. А в 1801 году было переведено в Санкт-Петербург. Его здание можно увидеть, гуляя по набережной реки Мойки. Сейчас оно – памятник истории федерального значения.

Первая русская экспедиция вокруг света

Первая русская кругосветная экспедиция на шлюпах «Надежда» и «Нева» началась 26 июля 1803 года. «Надеждой» командовал Иван Фёдорович Крузенштерн (на него было возложено и общее морское руководство), «Невой» – Юрий Фёдорович Лисянский. Начальником же экспедиции, как мы уже говорили, был Николай Петрович Резанов.

Один из кораблей – «Нева» – снаряжался на средства Российско-американской компании. Ему предстояло подойти к берегам Америки, в то время как «Надежда» направлялась в Японию. Во время подготовки экспедиции её руководителям была дана масса разнообразных поручений экономического, политического, научного характера – в том числе и об изучении американских берегов. «Нева» подошла к островам Кадьяк и Ситку, куда были завезены необходимые припасы. Тогда же члены экипажа приняли участие в битве при Ситке. Затем Лисянский направил свой корабль в плавание вдоль берега северо-западной части Америки. «Нева» провела у берегов Америки почти полтора года. За это время была изучена береговая линия, собрана коллекция бытовых предметов индейцев и множество сведений об их укладе жизни. Корабль был нагружен ценными мехами, которые предстояло везти в Китай. Не без сложностей, но пушнина была всё же продана, и «Нева» продолжила плавание.

Резанов в это время находился на шлюпе «Надежда» у берегов Японии. Его дипломатическая миссия продолжалась шесть месяцев, но не была удачной. При этом совершенно не сложились отношения между ним и Крузенштерном. Разлад дошёл до того, что они общались друг с другом, обмениваясь записками! По возвращении в Петропавловск-Камчатский Николая Петровича освободили от дальнейшего участия в плавании.

В августе 1805 году Резанов на торговом бриге «Мария» прибыл в Новоархангельск, где познакомился с Барановым. Здесь он обратил внимание на продовольственную проблему и попытался её решить…

Герой рок-оперы

Фотография Афиша рок-оперы «“Юнона” и “Авось”».

В 1806 году Резанов, снарядив суда «Юнона» и «Авось», отправился в Калифорнию, надеясь закупить продукты для колонии. Вскоре в Новоархангельск было доставлено более 2000 пудов пшеницы. В Сан-Франциско Николай Петрович познакомился с дочерью губернатора Кончитой Аргуэльо. Они обручились, но графу предстояла поездка в Петербург. Сухопутное путешествие по Сибири оказалось для него роковым – он простудился и весной 1807 года умер в Красноярске. Невеста ждала его и не верила слухам о его смерти. Только когда спустя 35 лет английский путешественник Джордж Симпсон сообщил ей печальные подробности, она поверила. И решила связать свою жизнь с Богом – дала обет молчания и ушла в монастырь, в котором прожила почти 20 лет…

В ХХ веке Николай Петрович Резанов стал героем рок-оперы. Основой грустной и пронзительной истории, которую со сцены в песнях рассказывают талантливые исполнители, стали изложенные выше реальные события. Поэт Андрей Вознесенский написал поэму о несчастной любви Резанова и Кончиты, а композитор Алексей Рыбников сочинил музыку к ней. До сих пор в Московском театре «Ленком» с неизменным аншлагом идёт рок-опера «Юнона» и «Авось». А в 2000 году Николай Резанов и Кончита Аргуэльо как будто встретились: шериф калифорнийского города Бениша привёз горсть земли с могилы Кончиты в Красноярск к белому памятному кресту в честь Резанова. На нём надпись: «Я тебя никогда не забуду, я тебя никогда не увижу». Эти слова звучат и в самой известной из композиций рок-оперы, они символ любви и верности.

Форт-Росс

Фотография Форт-Росс – русская крепость в Калифорнии.

«Русская крепость в Калифорнии? Не может быть!», – скажете вы и ошибётесь. Такая крепость действительно существовала. В 1812 году Баранов принял решение создать южное поселение для снабжения продовольствием русской колонии. Он отправил небольшой отряд во главе со служащим компании Иваном Кусковым на поиски удобного места. Кускову потребовалось совершить несколько походов, прежде чем он сумел договориться с индейцами. Весной 1812 года во владениях племени кашайа-помо была заложена крепость (форт), названная «Росс» 11 сентября того же года. Три одеяла, три пары штанов, два топора, три мотыги, несколько ниток бус потребовались Кускову для успеха в переговорах с индейцами. Также на эти земли претендовали испанцы, но фортуна отвернулась от них.

Основным занятием населения Росса было земледелие (прежде всего, выращивание пшеницы), но вскоре большое значение приобрела торговля и скотоводство. Развитие колонии шло под пристальным вниманием соседей-испанцев, а позднее мексиканцев (Мексика была образована в 1821 году). За всё время существования крепости ей ни разу не угрожали враги – ни испанцы, ни индейцы. С индейскими вождями даже был подписан протокол беседы, состоявшейся в 1817 году. В нём записали, что вожди «очень довольны занятием сего места русскими».

В Форт-Россе появились первые в Калифорнии ветряные мельницы и судостроительные верфи, фруктовые сады. Но, увы, колония приносила Российско-Американской компании одни убытки. Урожаи не были большими, а из-за близости испанцев поселение не могло расти. В 1839 году РАК решила продать Форт-Росс. Однако соседи не заинтересовались, надеясь, что русские просто забросят колонию. Только в 1841 году Росс приобрёл мексиканец Джон Саттер за 42 857 рублей серебром. Форт сменил нескольких владельцев и в 1906 году стал собственностью штата Калифорния.

Америка Русская, Америка Британская…

Когда речь заходит об Америке, мы, прежде всего, представляем себе переселенцев из Англии и Ирландии и молодое государство Соединённые Штаты Америки. А как складывались их отношения с русскими колониями?

Американские и британские компании также были заинтересованы в промысле пушнины на Аляске и развитии торговли. Поэтому столкновение интересов было неизбежным, а вопрос о границе владений разных стран становился с каждым годом всё более актуальным. Представители компаний пытались привлечь на свою сторону индейцев.

По инициативе Российско-американской компании начались переговоры с США и Великобританией, владения которой назывались Британской Колумбией и простирались на восток от Скалистых гор, считавшихся естественной границей. Ещё продолжалась эпоха географических открытий, поэтому границами служили естественные препятствия – реки, горные хребты. Теперь же край был более известен, и вставала задача его хозяйственного освоения. При этом представители компаний стремились, прежде всего, воспользоваться его богатствами – пушниной.

4 (16) сентября 1821 года император Александр I издал указ, расширивший российские владения в Америке до 51-й параллели и запретивший там иностранную торговлю. В США и в Англии были недовольны этим. Не желая обострения ситуации, Александр I предложил провести трёхсторонние переговоры. Они на­чались в 1823 году. И в 1824 году была подписана Русско-американская конвенция, а в следующем – Англо-русская. Границы были установлены (до 54 параллели), торговые связи налажены.

Продажа Аляски: как это было

Фотография Чек на 7,2 миллиона долларов США, предъявленный для оплаты покупки Аляски. В наши дни его сумма соответствует 119 миллионам долларов США.

Русская Америка находилась очень далеко от столичного Петербурга и центральной части Российской Империи, морской путь был очень тяжёл и по-прежнему опасен и полон лишений. Несмотря на то, что всеми делами ведала Российско-Американская компания, государство не получало доходов с этой территории. Даже наоборот – несло убытки.

В середине XIX века Россия участвовала в Крымской войне, которая завершилась для нашей страны неудачно. В казне остро чувствовался недостаток денежных средств, а расходы на далёкую колонию стали обременительными. И в 1857 году министр финансов Рейтерн высказывает мысль о продаже Русской Америки. Нужно ли было это делать? Вопрос до сих пор будоражит умы. Но не будем забывать – люди, принявшие это непростое решение, действовали в обстоятельствах своего времени, порой очень сложных. Можно ли осуждать их за это?

Дело окончательно было решено в декабре 1866 года, когда были проведены предварительные переговоры с правительством Соединённых Штатов. Тогда состоялось секретное «особое заседание», на котором присутствовали император Александр II и великий князь Константин Николаевич, министр иностранных дел Алексей Михайлович Горчаков, министр финансов Рейтерн, вице-адмирал Николай Карлович Краббе, а также американский посланник Стекль. Именно эти люди и решили судьбу Русской Америки. Все они единогласно высказались за её продажу США.

Русские колонии в Америке были проданы за 7,2 миллиона долларов золотом. 6 октября 1867 года над Ново-Архангельской крепостью в Ситке был торжественно спущен триколор РАК и поднят звёздно-полосатый флаг Соединённых Штатов. Эпоха Русской Америки завершилась.

Большинство русских поселенцев уехали с Аляски. Но, конечно, российское правление не прошло бесследно для этого края – продолжали действовать православные церкви, множество русских слов навсегда поселилось в языках народов Аляски и в названиях местных селений…

Золото Аляски

Золотая лихорадка – жажда обладания золотом – приключалась во все времена и на всех континентах. Одни её жертвы стремились вырваться из бедности, других подгоняла алчность. Когда в конце XIX века на Аляске было найдено золото, туда устремились тысячи старателей. Америка уже была не Русской, но это тоже страница её истории, поэтому мы кратко расскажем о ней.

В 1896 году на реке Клондайк обнаружили россыпи золота. Повезло индейцу Джорджу Кармаку. Новости о его находке распространились с быстротой молнии, и началась настоящая лихорадка. В Америке была безработица, а за несколько лет до открытия начался финансовый кризис…

Путь старателей начинался в расположенных по берегам рек и озёр селениях. В гористой местности дорога становилась сложнее, погодные условия суровее. Наконец, они достигали берегов Юкона и Клондайка, где могли занять участок и вести на нём поиски, промывать песок. При этом каждый мечтал сразу найти большой самородок, ведь работа – промывка – оказалась тяжёлой и изнурительной, а холод и голод – вечными спутниками. Обратная дорога – за продовольствием или с намытым золотым песком, с найденными самородками – также была нелёгкой и опасной. Повезло немногим. Слово «Клондайк» стало нарицательным для обозначения какой-то ценной находки. И о поисках на Аляске нам известно из многочисленных документальных свидетельств – ведь большинство американских газет направили туда своих корреспондентов, которые писали подробные отчёты и были сами не прочь найти немного золота. Автором самых известных рассказов и повестей о золотой лихорадке на Аляске стал Джек Лондон, так как сам приехал сюда в поисках золота в 1897 году.

Почему Джек Лондон писал об Аляске?

Фотография Джек Лондон. Фотопортрет конца XIX – начала XX века.

В 1897 году молодому Джеку был 21 год. Работал он с десяти лет и после смерти отчима содержал мать и двух сестёр. Но работа в Сан-Франциско на джутовой фабрике, продавцом газет или грузчиком не приносила больше доллара в день. А Джек ещё любил читать, узнавать новое и путешествовать. Поэтому он и решился оставить всё и рискнуть, отправившись на Аляску в поисках золота. Компанию ему составил муж сестры, но на первом же горном перевале понял, что здоровье не позволит ему продолжать путь…

Всю зиму Джек прожил в лесной избушке в верховьях реки Юкон. Лагерь старателей был небольшим – в нём жило немногим более 50 человек. Каждый был на виду – мужественный или слабый, благородный или подлый по отношению к сотоварищам. И прожить здесь было непросто – нужно было выдержать холод, голод, найти своё место среди таких же отчаянных авантюристов и, наконец, работать – искать золото. К Джеку любили приходить старатели. У него в гостях спорили, строили планы, рассказывали истории. Джек записывал их – так на страницах записных книжек рождались будущие герои его рассказов – Киш, Смок Белью, Малыш, пёс Белый Клык…

Сразу по возвращении с Севера Джек Лондон стал писать, один за другим рождались рассказы. Издатели не спешили их публиковать, но Джек был уверен в своих силах – год на Аляске закалил его, сделал более упорным. Наконец, первый рассказ – «За тех, кто в пути» – был напечатан в журнале. Его автору пришлось занять 10 центов, чтобы купить этот журнал! Так родился писатель. Пусть он не отыскал на Аляске золото, но он нашёл себя и со временем стал одним из самых известных американских писателей.
Прочтите его рассказы и повести об Аляске. Его герои как живые. И Аляска тоже героиня его рассказов – холодная, морозная, безмолвная, испытующая…

Люди Ворона и Волка

Фотография Колоши. Рисунок из атласа Густава-Теодора Паули «Этнографическое описание народов Российской Империи», 1862 год.

Коренные народы Аляски относились к нескольким различным языковым семьям (в такие семьи учёные объединяют родственные друг другу языки), их культура и хозяйство также отличались – в зависимости от условий обитания. На побережье и островах селились эскимосы и алеуты, жившие охотой на морского зверя. В глубине материка жили охотники на оленей карибу – индейцы-атапаски. Лучше всего русским поселенцам было из­вест­но атапаскское племя танайна (русские звали их «кенайцами»). Наконец, на юго-восточном побережье Аляски обитал самый многочисленный и воинственный народ этого края – индейцы-тлинкиты, которых русские называли «колошами».

Образ жизни тлинкитов сильно отличался от быта лесных охотников. Как и все индейцы северо-западного побережья Северной Америки, тлинкиты жили не столько охотой, сколько рыболовством – многочисленные реки, впадавшие в Тихий океан, были богаты рыбой, которая несметными косяками поднималась туда на нерест.

Все аляскинские индейцы почитали духов природы и верили в своё происхождение от животных, в иерархии которых первое место занимал ворон. По верованиям тлинкитов, ворон Эльк был прародителем всех людей. Он мог принимать любой облик, обычно помогал людям, но мог и рассердиться за что-нибудь – тогда происходили стихийные бедствия.

Посредниками между миром духов и миром людей в индейском обществе выступали шаманы, обладавшие в глазах соплеменников сверхъестественными способностями. Вступая в ходе обряда в транс, шаманы могли не только беседовать с духами, но и управлять ими – например, изгонять духа болезни из тела занемогшего человека. В шаманских ритуалах использовались особые музыкальные инструменты – бубны и погремушки, звуки которых помогали шаману войти в состояние транса.

Всё племя тлинкитов делилось на два больших объединения – фратрии, покровителями которых считались ворон и волк. Заключать браки можно было только между представителями разных фратрий: например, мужчина из фратрии Ворона мог выбирать жену только из фратрии Волка. Фратрии, в свою очередь, делились на множество родов, каждый из которых почитал своего тотема: оленя, медведя, кита-косатку, лягушку, лосося и др.

Не держать богатства для себя!

Фотография Современный индеец-тлинкит.

Племена Северо-западного побережья, не занимаясь ни скотоводством, ни земледелием, довольно близко подошли к возникновению государства. В обществе этих индейцев были знатные вожди, кичившиеся друг перед другом происхождением и сокровищами, богатые и бедные сородичи, и бесправные рабы, на долю которых доставалась вся чёрная работа в домашнем хозяйстве.

Племена Побережья – тлинкиты, хайда, цимшиане, нутка, квакиутли, белла кула и береговые сэлиши – вели непрерывные войны ради захвата рабов. Но чаще воевали не племена, а отдельные кланы внутри них. Помимо рабов ценились одеяла-чилкаты, металлическое оружие, а настоящим сокровищем индейские вожди считали большие медные пластины, которые жители Побережья выменивали у лесных племён. Практического смысла эти пластины не имели никакого.

В индейском отношении к материальному богатству была важная особенность – вожди копили сокровища не для себя! Как реакция на имущественное неравенство, в обществе тлинкитов и других береговых племён возник институт потлача. Потлач – это большой праздник, который богатые сородичи устраивали для своих соплеменников. На нём устроитель выражал презрение к накопленным ценностям – раздаривал их или демонстративно уничтожал (например, бросал в море медные пластины или убивал рабов). Держать богатства для себя считалось у индейцев неприличным. Впрочем, раздарив сокровища, организатор потлача не оставался в убытке – приглашённые чувствовали себя обязанными хозяину, и тот в дальнейшем мог рассчитывать на ответные дары и помощь гостей в различных делах. Поводом для потлача могло стать любое важное событие – рождение ребёнка, новоселье, удачный военный поход, свадьба или поминки.

Чилкат, каноэ и тотемный столб

Фотография Праздничный головной убор тлинкитов, украшенный перламутром и усами морского льва.

Какими мы представляем себе североамериканских индейцев? Полуобнажённые воины в боевой раскраске с топорами-томагавками в руках – это индейцы лесного северо-востока. Всадники в пышных уборах из перьев и в расшитой бисером одежде из бизоньей кожи – это индейцы Великих равнин. Жители Северо-Западного побережья сильно отличались и от тех и от других.

Тлинкиты и атапаски внутренних областей Аляски не выращивали волокнистых растений и шили свою одежду из кожи (точнее, замши) и меха. Из растительных материалов использовали гибкие сосновые корешки. Из таких корешков индейцы плели широкополые конические шляпы, которые затем раскрашивали минеральными красками. Вообще в индейской культуре Побережья много ярких цветов, а главный элемент орнамента – маски животных, реальных или фантастических. Такими масками украшали всё – одежду, жилище, лодки, оружие…

Впрочем, прядение и ткачество береговые племена знали. Из шерсти снежных коз, обитавших в Скалистых горах, тлинкитские женщины делали парадные накидки-чилкаты, поражающие тщательностью исполнения. Чилкаты по всей площади украшались масками духов и священных животных, края накидок расшивали длинной бахромой. В такой же манере делались праздничные рубахи.
Как и у всех индейских племён, костюм тлинкитов давал полное представление о своём владельце. Например, ранг вождя можно было установить по его головному убору. В центре его шляпы закреплялись одно над другим деревянные кольца. Чем знатнее и богаче был индеец, тем выше был столбик из таких колец.

Индейцы Побережья достигли замечательного искусства в обработке дерева. Из кедровых стволов они выдалбливали большие мореходные лодки-каноэ, вмещавшие десятки воинов. Селения индейцев украшались множеством тотемных столбов, каждый из которых представлял собой своеобразную родовую летопись. В самом низу столба вырезался мифический прародитель клана или конкретного семейства – например, ворон. Затем, снизу вверх, следовали изображения последующих поколений предков ныне живущих индейцев этого рода. Высота такого столба-летописи могла превышать десять метров!

Неуязвимые воины

Фотография Воин-тлинкит в деревянном шлеме, боевой рубахе и доспехах из дерева и сухожилий.

Жители Аляски сумели создать самобытную военную культуру. Не зная металла, они делали очень прочное защитное вооружение из подручных материалов. Эскимосы изготавливали панцири из костяных и кожаных пластин. Индейцы-тлинкиты делали свои доспехи из дерева и сухожилий. Готовясь к бою, тлинкитский воин надевал под такой панцирь рубаху из толстой и прочной лосиной кожи, а на голову – тяжёлый деревянный шлем с устрашающей маской. По словам русских колонистов, такую защиту нередко не могла взять даже ружейная пуля!

Оружием индейцев были копья, луки и стрелы, со временем к ним прибавились ружья, считавшиеся ценностью. Кроме того, каждый воин имел большой двулезвийный кинжал. В качестве оружия можно было использовать и заострённые вёсла боевых каноэ.

Индейцы обычно нападали ночью, стремясь застать противника врасплох. В предрассветной мгле устрашающий эффект их снаряжения был особенно велик. «И они подлинно в темноте страшнее самых адских чертей нам казались…» – писал правитель Русской Америки Александр Баранов о первом столкновении русских промышленников с тлинкитами в 1792 г. Но выдерживать долгое сражение индейцы не могли – вся их тактика была ориентирована на внезапные набеги. Получив решительный отпор, они, как правило, отступали с поля боя.

Котлеан против Баранова

Фотография
Индейцы захватывают Михайловскую крепость.

 
Фотография
«Котлеан и его семья» (художник Михаил Тиханов, участник кругосветной экспедиции Василия Головнина, 1817–1819 годы).

Самое большое выступление индейцев против русских колонистов произошло в 1802 году. Вождь ситкинских тлинкитов Скаутлельт и его племянник Котлеан организовали поход на Новоархангельскую крепость. В нём участвовали не только тлинкиты, но и жившие южнее цимшиане и хайда. Русское укрепление было разграблено и сожжено, а все его защитники и обитатели – убиты или уведены в рабство. Причины атаки обе стороны впоследствии объясняли происками противника. Русские обвиняли тлинкитов в кровожадности, а индейцы, в свою очередь, были недовольны действиями русских промышленников в своих территориальных водах. Возможно, не обошлось и без подстрекательства американских военных моряков, находившихся в то время поблизости.

Александр Баранов деятельно взялся за восстановление русской власти на юго-востоке Аляски, но полноценную экспедицию смог организовать лишь в 1804 году. К Ситке выдвинулась большая байдарочная флотилия. К операции присоединились моряки шлюпа «Нева», одного из двух кораблей первой русской кругосветной экспедиции. При появлении эскадры Баранова тлинкиты бросили своё основное селение на берегу и отстроили неподалёку мощное деревянное укрепление. Попытка штурма индейской крепости провалилась – в самый важный момент кадьякцы и часть русских промышленников не выдержали огня тлинкитов и обратились в бегство. Котлеан немедленно предпринял контратаку, и осаждающие отступили под прикрытие пушек «Невы». В этом бою были убиты три матроса из команды шлюпа, а сам Баранов получил ранение в руку.

В конце концов индейцы сами оставили крепость и ушли на противоположный берег острова. На следующий год был заключён мир. А Котлеан оказался одним из первых индейцев Побережья, запечатлённых европейскими рисовальщиками – сохранился портрет, на котором он изображён со своей семьёй.

Как поговорить с вождём?

Фотография Тлинкит в чилкате и резной ритуальной маске.

Эскимосский охотник прицелился из лука в северного оленя. Алеут в камлейке занёс для броска смертоносный гарпун. Шаман потрясает над больным индейцем волшебной погремушкой – гонит прочь злого духа болезни. Воин-тлинкит в деревянных доспехах грозно сверкает глазами из-под забрала резного шлема – сейчас ринется в бой…

Для того, чтобы увидеть всё это своими глазами, совершенно необязательно отправляться в Америку. В нашем городе о жизни эксимосов, алеутов, тлинкитов и лесных атапасков увлекательно расскажут экспозиции Музея антропологии и этнографии (МАЭ).

МАЭ – старейший музей нашей страны, его история начинается с петровской Кунсткамеры. Американское собрание музея сложилось из коллекций предметов, привезённых из Русской Америки военными мореплавателями – Ю.Ф. Лисянским, В.М. Го­ловниным. А материалы по этнографии индейцев других об­ластей Северной Америки получены по программам обмена с музеями Соединённых Штатов.

В музейной экспозиции можно увидеть алеутскую и эскимосскую одежду, орудия промысла, алеутские головные уборы в виде заострённых деревянных козырьков, тлинкитские ритуальные маски, накидки-чилкаты и полный костюм воина-ситкинца – с боевой рубахой и тяжёлым деревянным шлемом! А ещё – сделанные из оленьих рогов томагавки атапасков-атена и много других удивительных вещей, созданных народами Русской Америки.

Собрания русских военных моряков хранятся не только в МАЭ, но и в другом старейшем музее Петербурга – Центральном военно-морском. В витринах новой экспозиции этого музея можно увидеть модели алеутских байдарок с миниатюрными фигурками гребцов.

Охотники в каяках

Фотография Модели алеутских каяков.

На побережье Аляски и близлежащих островов жили народы, жизнь которых была тесно связана с морем – эскимосы и алеуты. Во времена Русской Америки они были главными добытчиками дорогих мехов – основы благосостояния Российско-Американской компании.

Эскимосы (инуиты) расселились очень широко – от Чукотки до Гренландии, по всей североамериканской Арктике. Алеуты обитали на полуострове Аляска и на Алеутских островах, замыкающих с юга Берингово море. После продажи американских владений некоторое число алеутов осталось в пределах нашей страны на промысловых факториях Командорских островов.

Морская охота была главным занятием береговых жителей. Добывали моржей, тюленей, каланов и даже огромных китов – серого и гренландского. Зверь давал эскимосам и алеутам всё – пищу, одежду, свет для жилищ и даже мебель – из китовых позвонков делали сиденья. Кстати, с остальной мебелью в ярангах эскимосов было сложно из-за недостатка дерева.

Самым ярким элементом охотничьей культуры эскимосов и алеутов стали их лодки из звериных шкур – каяки и байдары. Алеутский каяк (именно от него происходят современные спортивные каяки и байдарки) имел деревянный каркас, обтянутый шкурами, и сверху был полностью зашит, для гребцов оставлялись только один или два круглых люка. Расположившись в таком люке, охотник, одетый в непромокаемый балахон-камлейку из тюленьих кишок, затягивал вокруг себя кожаный фартук. Теперь даже опрокидывание лодки не было для него опасным. Короткие вёсла, применявшиеся в каяках, имели лопасти на обоих концах.

Несколько иначе охотились эскимосы. Помимо каяков, они использовали большие лодки-байдары (не путать с байдарками!). Байдары тоже шились из шкур, но были полностью открытыми сверху и вмещали до десяти человек. Такая лодка могла иметь даже небольшой парус. Оружием эскимосским и алеутским охотникам служили гарпуны с отделявшимися костяными наконечниками.

Морская добыча была основой питания береговых народов, причём чаще всего мясо и жир употребляли в пищу в сыром или слегка разложившемся виде. Для длительного хранения мясо и рыбу высушивали на ветру. В суровых условиях Арктики однообразная диета легко приводила к тяжёлому авитаминозу – цинге, спасением были ягоды, водоросли и ряд тундровых растений.

Коренные американцы и православные миссионеры

Фотография «Святитель Тихон и алеуты» (художник Филипп Москвитин).

Первая православная духовная миссия была отправлена в американские владения Российской Империи в 1794 году – на остров Кадьяк. Через 22 года была создана церковь на Ситке, а к середине XIX столетия в Русской Америке насчитывалось девять церквей и более 12 тысяч христиан. «Неужели сюда приехало столько русских?» – спросите вы. Нет, в православие обращались индейцы и алеуты под влиянием русских духовных наставников-миссионеров.

Расскажем об одном таком подвижнике веры. В 1823 году в Русскую Америку прибыл молодой священник из Иркутска – Иоанн Евсеевич Попов-Вениаминов. Первоначально он служил на Уналашке, основательно изучил язык алеутов и перевёл для них ряд церковных книг. Позднее отец Иоанн жил на Ситке, где изучал нравы и обычаи индейцев-тлинкитов («колошей»), полагая, что такое изучение должно обязательно предшествовать любой попытке обращения воинственного и своенравного народа.

Легче всего обращению в православие поддавались алеуты, которые к середине XIX века были почти полностью крещены. Труднее всего шла у миссионеров работа с тлинкитами, хотя и на их язык был сделан перевод Евангелия. Индейцы неохотно слушали проповеди, а при обращении в новую веру требовали подарков и угощения. Среди имущества знатных тлинкитов, любивших всяческие регалии, порой оказывались и предметы церковного обихода…

Русские миссионеры не только проповедовали среди коренных жителей, но при необходимости даже лечили их! В 1862 году, когда сложилась угроза эпидемии оспы, церковнослужители лично занимались оспопрививанием в селениях тлинкитов и индейцев-танайна.

Необходимо отметить, что именно миссионеры, работавшие с коренными жителями Аляски, собрали множество ценных сведений о быте и верованиях эскимосов, алеутов и индейцев. Например, учёные-этнографы многое почерпнули из книги архимандрита Анатолия (Каменского) «В стране шаманов», написанной по наблюдениям автора, сделанным уже в американской Аляске.

«Аляска больше, чем вы думаете»

Фотография Шаман лечит больного индейца. Несмотря на деятельность миссионеров, в обществе тлинкитов шаманы прочно сохраняли свой авторитет.

В советское время несколько десятков километров Берингова пролива разделяли две совершенно разные политические системы. Послевоенный мир разделился. Настали времена «холодной войны», военного соперничества СССР и США. Именно в районе Аляски и Чукотки две сверхдержавы непосредственно соприкасались между собой. По обе стороны пролива – одинаковая природа, близкие по образу жизни народы, у которых схожие проблемы. Как живут ближайшие соседи? Отличаются ли от нас? Можно ли с ними общаться по-дружески? – эти вопросы волновали неравнодушных людей по обе стороны границы. В то же время именно из-за тесного соседства советский Дальний Восток и Аляска с их военными базами были наиболее закрытыми для иностранцев территориями.

К концу 1980-х годов международная обстановка смягчилась. Власти СССР и США даже устроили встречу советских и американских эскимосов. А чуть позже сотрудник газеты «Комсомольская правда», знаменитый путешественник Василий Михайлович Песков, организовал поездку американцев на Камчатку, а сам отправился в гости на Аляску.

Результатом поездки Пескова стала книга «Аляска больше, чем вы думаете» – настоящая энциклопедия жизни этого края. Василий Михайлович побывал на Юконе и на Ситке, в городах и в индейских деревнях, беседовал с охотниками, рыбаками, лётчиками и даже губернаторами штата! А ещё в его книге вы найдёте обстоятельные исторические экскурсы – о Русской Америке, продаже Аляски, «золотой лихорадке» и другой, уже более современной «лихорадке» – нефтяной. Упоминаются в книге и чрезвычайные ситуации, в которых на помощь обитателям Аляски приходили советские моряки (например, разлив нефти после аварии американского танкера в 1989 году) – никакие границы не могут помешать делу помощи и спасения!

Книга Пескова ничуть не устарела и в наши дни, ведь главное в ней – запечатлённые образы жителей Аляски с их историями, размышлениями, радостями и горестями.

«Север в будущее»

Фотография Флаг Аляски. Его придумал 13-летний Бенни Бенсон, мать которого была наполовину русской, наполовину алеуткой.

В 1959 году Аляска стала штатом США, 49-м по счёту. Девиз штата – «Север в будущее» («North to the Future»). А будущее многообещающе: новые месторождения полезных ископаемых, рост полярного судоходства. Именно Аляска делает Соединённые Штаты арктическим государством и даёт возможность вести в Арктике самую разнообразную деятельность – промышленную, научную и военную.
Здесь исследуются и разрабатываются месторождения, действуют мощные военные базы. При этом Аляска – самый малонаселённый штат с плотностью населения один человек на 2,5 квадратного километра. Её самый большой город – Анкоридж, где живут около 300 тысяч человек.

На Аляске самый большой в США процент коренного населения. Эскимосы, алеуты и индейцы составляют здесь 14,8% жителей. А ещё именно здесь находятся самые большие в Соединённых Штатах участки дикой природы – Арктический национальный заповедник и территория Национального нефтяного резерва, где выявлены, но пока не разрабатываются нефтяные месторождения.

Самый удобный и популярный транспорт на Аляске – небольшой самолёт. Но, хотя современная техника прочно вошла в быт коренных американцев, индейцы и в наши дни празднуют потлачи и прочно верят в прародителя-Ворона. Даже радиостанция в Ситке так и называется – Raven Radio!

Сохраняются у жителей Аляски и связи с потомками русских поселенцев, некогда покинувших Америку. В 2004 году в Ситке побывали потомки А.А. Баранова. Была проведена торжественная церемония заключения мира с вождями тлинкитского клана киксади, военным вождём которого некогда был противник Баранова Котлеан…

Вся эпоха Русской Америки и последующая история Аляски не насчитывают и трёхсот лет. Так что Аляска по историческим меркам – очень молодая.

Это интересно!

• Мы обычно представляем себе индейцев без бород и усов. Действительно, у большинства индейских племен мужчины выщипывали растительность на лице, делали это и жители Северо-Западного побережья. Но здесь этот обычай не был строгим – тлинкиты, хайда и другие индейцы этого края нередко носили усы и небольшие бородки.

• Счёт родства у тлинкитов вёлся по женской линии. Например, первоочередными наследниками вождя оказывались не сыновья, а дети его сестёр, они же должны были мстить за него в случае убийства вождя врагами. Женщины управляли домашним хозяйством и пользовались значительными правами, вплоть до инициативы развода.

• Знатные индейцы считали подходящими для себя занятиями только пиры и войну. При поездках некоторые вожди даже использовали носильщиков для перемещения своей особы в паланкине (или просто на плечах) из жилища в лодку.

• К концу XIX века кровавые межклановые войны индейцев ушли в прошлое. Конфликты между отдельными родами никуда не делись, но теперь стороны взывали к правосудию колониальной администрации и нанимали адвокатов за хорошие деньги.

• Главными потребителями изделий тлинкитского ремесла стали в это время приезжие туристы. Сами индейцы надевали традиционные чилкаты только для праздничных танцев, и всё чаще носили европейскую одежду, например, костюмы с жилетками и шляпы-котелки.


Спасибо, друзья, что вы с нами!
Ваш Георгий Попов, редактор к-я.рф

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Создание первых военных поселений под руководством аракчеева
  • Геотрекер для андроид инструкция на русском языке
  • Руководства для неврологов
  • Инструкция по охране труда при работе на дробильной установке
  • Instart fci руководство по эксплуатации