Пивоваров руководство по гигиене скачать бесплатно


Название: Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека
Автор: Пивоваров Ю.П.
Год издания: 2001
Размер: 17.07 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский

В представленном пособии изложены методики исследования различных факторов окружающей среды человека, а также реакции организма на их воздействия. Большое количество задач помогает освоить практические приемы, нужные для оценки ситуативных случаев, возникающих в практической деятельности врача-гигиениста: оценки качества воды, условий труда, качества продуктов питания. Особое внимание автором пособия уделяется вопросам гигиены детей и подростков, лечебно-профилактических учреждений.

Скачать

Также рекомендуем скачать


Название: Гигиена детей и подростков. 3-е издание.
Автор: Кучма В.Р.
Год издания: 2020
Размер: 240.89 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Гигиена детей и подростков» в своем третьем издании на современном уровне рассматривает вопросы развития данного направления гигиены, в книге охарактеризованы формирование детского и подростков… Скачать книгу бесплатно


Название: Гигиена водоснабжения.
Автор: Нарыков В.И., Лизунов Ю.В., Бокарев М.А.
Год издания: 2009
Размер: 5.98 МБ
Формат: fb2
Язык: Русский
Описание: Представленное Вашему вниманию учебное пособие «Гигиена водоснабжения» рассматривает базовые вопросы темы, отражая такие аспекты, как вода в природной среде и значение воды для человека, охарактеризов… Скачать книгу бесплатно


Название: Гигиена детей и подростков
Автор: Кучма В.Р.
Год издания: 2008
Размер: 9.59 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное руководство «Гигиена детей и подростков» под ред., Кучмы В.Р., рассматривает вопросы гигиены детей различных возрастных групп. Изложены предмет и задачи гигиены детей и подростков, ее историче… Скачать книгу бесплатно


Название: Гигиена труда
Автор: Измеров Н.Ф., Кириллов В.Ф.
Год издания: 2008
Размер: 3.98 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Книга «Гигиена труда» под ред., Измерова Н.Ф,, и соавт., рассматривает вопросы влияния вредных факторов производства на состояние здоровье работающих. Изложена классификация производственных факторов,… Скачать книгу бесплатно


Название: Загальна гігієна з основами екології
Автор: Кондратюк В.А.
Год издания: 2003
Размер: 4.77 МБ
Формат: pdf
Язык: Украинский
Описание: Книга «Загальна гігієна з основами екології» под ред., Кондратюка В.А., рассматривает вопросы общей и частой гигиены. Описано взаимодействие человека, его продуктов жизнедеятельности с окружающим миро… Скачать книгу бесплатно


Название: Основы физиологии питания, санитарии и гигиены
Автор: Матюхина З.П.
Год издания: 2002
Размер: 14.69 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены» под ред., Матюхиной З.П., рассматривает вопросы правильного рациона. Изложены вопросы физиологии питания (отмечено значение пищевых веществ, дана… Скачать книгу бесплатно


Название: Гигиена и экология человека
Автор: Крымская И.Г.
Год издания: 2012
Размер: 7.45 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое пособие «Гигиена и экология человека» под ред., Крымской И.Г., рассматривает взаимодействие человека, его продуктов жизнедеятельности с окружающим миром. Изложены вопросы гигиены и эколог… Скачать книгу бесплатно


Название: Гигиена и основы экологии человека
Автор: Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С.
Год издания: 2004
Размер: 5.76 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Учебное руководство «Гигиена и основы экологии человека» под ред., Пивоварова Ю.П., и соавт., рассматривает основные аспекты гигиены. Изложены вопросы характеризующие разделы общей гигиены. Изложены м… Скачать книгу бесплатно


Название: Гигиена физического воспитания и спорта
Автор: Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.И.
Год издания: 2002
Размер: 10.77 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: «Гигиена физического воспитания и спорта» под ред., Вайнбаум Я.С., и соавт., рассматривает основные понятия гигиены, влияние ее факторов на физическое воспитание населения. Освещены гигиенические треб… Скачать книгу бесплатно


Название: Війскова гігієна з гігієною при надзвичайних ситуаціях
Автор: Пашко К.О.
Год издания: 2005
Размер: 3.19 МБ
Формат: pdf
Язык: Украинский
Описание: Учебник «Війскова гігієна з гігієною при надзвичайних ситуаціях» под ред., Пашка К.О., рассматривает систематизированные данные о военной гигиене и гигиене при чрезвычайных ситуациях. Описаны основы о… Скачать книгу бесплатно


Подборка по базе: Методическое руководство.docx, СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Ответы на задания по практическим занятиям, Базисное руководство по психотерапии.pdf, Отчет по практическим занятиям.docx, 10-11. Руководство для учителей биологии по методике организации, 3. ViPNet_Client 4U_for_Linux Руководство пользователя.pdf, 5. Сканер-ВС анализ защищенности Руководство пользователя.pdf, Задания по практическим занятиям по Микроэкономике часть.docx, Методическое руководство по выполнению практических работ в 1С А, Методическое руководство по выполнению практических работ в 1С А


ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ю.П.ПИВОВАРОВ, В.В.КОРОЛИК

РУКОВОДСТВО

К ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ГИГИЕНЕ И ОСНОВАМ

ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому

образованию в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений, обучающихся по специальностям

060101 «Лечебное дело», 060103 «Педиатрия», 060105 «Стоматология»

2-е издание, исправленное и дополненное

ACADEMIA

Москва

Издательский центр «Академия»

2006

УДК 613(075.8)

ББК 51.2я273

П32

Рецензенты:

зав. кафедрой гигиены Московского государственного медико-стоматологического университета, академик РАЕН, д-р мед. наук, профессор А.М.Лакшин;

зав. кафедрой общей, военной, радиационной гигиены и медицинской экологии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова, д-р мед. наук, профессор В. В. Семенова

Пивоваров Ю.П.

П44 Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 512 с.

ISBN 5-7695-3229-7

Описаны методы исследования разных факторов окружающей среды и реакции организма на их воздействие. Значительное количество ситуационных задач позволяет овладеть практическими навыками, необходимыми при оценке конкретных ситуаций в практической деятельности, проведении гигиенической экспертизы пищевых продуктов, оценке питьевой воды, условий труда на производстве. Подробно изложены вопросы гигиены труда, детей и подростков, лечебно-профилактических учреждений.

Для студентов высших учебных заведений.

УДК 613(075.8)

ББК 51.2я273

Оригинал-макет данного издания является собственностью

Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом

без согласия правообладателя запрещается

© Пивоваров Ю.П., Королик В. В., 2006
© Образовательно-издательский центр «Академия», 2006
ISBN 5-7695-3229-7 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2006

Оглавление

Предисловие………………………………………………………………………………………….. 5
Раздел 1. Влияние факторов окружающей среды на жизнедеятельность населения……… 6
Лабораторное занятие 1.1. Гигиеническая оценка среды обитания человека…………………… 7
Лабораторное занятие 1.2. Гигиеническая оценка инсоляционного режима, естественного и искусственного освещения зданий…………………………………………………………………. 14
Лабораторное занятие 1.3. Гигиеническая оценка питьевой воды и источников водоснабжения…………………………………………………………………………………………………….. 22
Лабораторное занятие 1.4. Методы улучшения качества питьевой воды……………………….. 37
Лабораторное занятие 1.5. Применение искусственного ультрафиолетового излучения в профилактических целях………………………………………………………………………………… 42
Лабораторное занятие 1.6. Санитарная экспертиза объектов окружающей среды на загрязнение радиоактивными веществами…………………………………………………………………… 51
Лабораторное занятие 1.7. Антропогенное загрязнение среды обитания человека и методы оценки риска его влияния на здоровье населения…………………………………………………. 56
Раздел 2. Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья…………………………. 61
Лабораторное занятие 2.1. Гигиеническая оценка полноценности питания…………………….. 62
Лабораторное занятие 2.2. Гигиеническая оценка витаминной ценности питания……………… 70
2.2.1. Водорастворимые витамины……………………………………………………………… 70
2.2.2. Жирорастворимые витамины……………………………………………………………… 71
Лабораторное занятие 2.3. Гигиеническая экспертиза пищевой ценности и доброкачественности продуктов питания……………………………………………………………………………. 75
Лабораторное занятие 2.4. Пищевые отравления, их расследование и профилактика…………. 95
Лабораторное занятие 2.5. Гигиенические требования к планировке и режиму работы пищеблока………………………………………………………………………………………………….. 101
Раздел 3. Гигиена лечебно-профилактических учреждений………………………………….. 110
Лабораторное занятие 3.1. Гигиенические требования к размещению и планировке лечебно-профилактических учреждений…………………………………………………………………….. 110
Лабораторное занятие 3.2. Гигиеническая оценка микробного загрязнения окружающей среды в лечебных учреждениях………………………………………………………………………… 134
Раздел 4. Воздействие вредных производственных факторов на здоровье людей…………. 139
Лабораторное занятие 4.1. Производственный шум и его влияние на организм………………… 141
Лабораторное занятие 4.2. Гигиеническая оценка вибрации……………………………………… 148
Лабораторное занятие 4.3. Оценка токсичности промышленных ядов………………………….. 153
Лабораторное занятие 4.4. Гигиеническая оценка производственной пыли…………………….. 163
Лабораторное занятие 4.5. Радиационная безопасность при работес радиоактивными веществами и источниками ионизирующего излучения………………………………………………… 170
Лабораторное занятие 4.6. Санитарно-дозиметрический контроль на объектах с применением источников ионизирующего излучения……………………………………………………………. 177
Лабораторное занятие 4.7. Гигиенические аспекты работы операторов на персональных компьютерах……………………………………………………………………………………………… 184
Раздел 5. Гигиенические основы обеспечения нормального роста и развития ребенка….. 192
Лабораторное занятие 5.1. Исследование и оценка физического развития детей и подростков. 192
Лабораторное занятие 5.2. Оценка состояния здоровья детей. Определение готовности к обучению в школе……………………………………………………………………………………….. 210
Лабораторное занятие 5.3. Гигиена учебных занятий в школе…………………………………… 221
Лабораторное занятие 5.4. Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов школ, школ-интернатов и учебных заведений начального профессионального образования………………… 236
Лабораторное занятие 5.5. Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов объединенных дошкольных учреждений………………………………………………………………………………. 242
Лабораторное занятие 5.6. Закаливание детей и подростков……………………………………… 248
Раздел 6. Гигиена экстремальных ситуаций и катастроф…………………………………….. 255
Лабораторное занятие 6.1. Санитарно-гигиенические проблемы медицины катастроф……….. 256
Лабораторное занятие 6.2. Гигиенические вопросы размещения людей при чрезвычайных ситуациях……………………………………………………………………………………………… 262
Лабораторное занятие 6.3. Гигиена водоснабжения организованных коллективов в экстремальных условиях……………………………………………………………………………………. 268
Лабораторное занятие 6.4. Медицинский контроль за питанием организованных групп населения в особых условиях……………………………………………………………………………. 276
Учебно-исследовательская работа студентов…………………………………………………… 283
Темы рефератов по разделу «Гигиена труда»……………………………………………………… 283
Темы рефератов по разделу «Гигиена детей и подростков»……………………………………… 287
Темы курсовых работ для студентов-иностранцев………………………………………………… 291
Тесты…………………………………………………………………………………………………. 293
Краткий словарь экологических терминов…………………………………………………….. 310
Приложение…………………………………………………………………………………………. 314

ПРЕДИСЛОВИЕ

Программа здравоохранения, проводимая в России, в настоящее время признана всем международным медицинским сообществом. Она свидетельствует о целесообразности приоритета профилактической работы в деятельности врача любого профиля.

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по медицинским специальностям и стоматологии дисциплина «Гигиена и основы экологии человека» наряду с дисциплинами «Общественное здоровье» и «Здравоохранение и эпидемиология» отнесена к группе основных медико-профилактических дисциплин. В начале 1990-х гг. в учебные планы факультетов Российского государственного медицинского университета был включен междисциплинарный государственный экзамен по профилактической медицине. Такой экзамен является проверкой знаний выпускников в области многих медико-биологических, клинических и параклинических дисциплин, изучающих возможность неблагоприятного воздействия ряда факторов, включая экологические, на здоровье человека и разработку мероприятий по предупреждению этого воздействия.

В соответствии с современными требованиями был скорректирован ряд дисциплин, прежде всего, гигиена и экология человека. Была разработана межкафедральная программа по преподаванию профилактической медицины, введены новые методики преподавания в части освоения будущими врачами принципов оценки конкретных ситуаций.

Настоящее руководство составлено с учетом всех современных требований. В нем нашли отражение многолетний опыт работы кафедры гигиены и основ экологии человека Российского государственного медицинского университета и Московского института медико-социальной реабилитологии, а также новые подходы к преподаванию, основанные на обучении студентов умению ориентироваться в разнообразных ситуациях, с которыми они встретятся в практической деятельности.

В каждом лабораторном занятии приведены методические рекомендации, в которых кратко изложены основные понятия данной темы. В конце занятия даются типовой вариант ситуационной задачи, перечень контрольных вопросов и вариант ответов на них. Ситуационные задачи могут быть использованы преподавателямидля текущего контроля обучения студентов на кафедре, промежуточного контроля на курсовом экзамене, а также заключительного контроля на итоговом междисциплинарном экзамене. Исходя из этого, в контрольные вопросы включены материалы, изучаемые студентами на других кафедрах. Такие вопросы отмечены значком «*» и входят только в вопросы итогового экзамена. Ряд ситуационных задач носит обобщающий характер, однако их можно легко разбить на несколько более простых задач. При использовании ситуационных задач на экзаменах к ним в качестве приложения даются все необходимые нормативные данные в табличном варианте.

В руководство включены новые нормативные документы и рекомендации по использованию современных методов исследований и соответствующей аппаратуры.

РАЗДЕЛ 1

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Человечество может существовать лишь при взаимодействии с объектами окружающей природной среды. Состояние природных факторов среды, т.е. экологическая обстановка, оказывает существенное влияние на здоровье людей. При определенном сочетании этих факторов человек чувствует себя комфортно, они оказывают на него оздоравливающее влияние. При других сочетаниях факторы среды действуют на него неблагоприятно, нарушают течение нормальных физиологических процессов в организме, содействуя возникновению патологических процессов.

В результате интенсификации производственной деятельности в настоящее время значительно увеличилось количество факторов окружающей среды, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм человека. Усилилось действие факторов, ранее не имевших существенного значения (интенсивного шума, вибрации, токсических выбросов в атмосферу и др.), появились новые факторы, представляющие большую опасность для здоровья населения (ионизирующая радиация, электромагнитные волны, пестициды и др.). Интенсивное развитие промышленности, транспорта и сельского хозяйства сопровождается резким увеличением загрязнения объектов окружающей среды, создающим неблагоприятную экологическую обстановку. Процессы самоочищения объектов окружающей среды, обеспечивавшие в прошлом круговорот веществ в природе, теперь оказываются недостаточными для обезвреживания поступающего в них огромного количества отбросов производства и жизнедеятельности населения.

Воздушная среда, с которой человек входит в самый непосредственный контакт и от состояния которой в значительной степени зависит его здоровье, в настоящее время все более загрязняется.

С течением времени все больше увеличивается интенсивность окислительных процессов, сопровождающихся поглощением кислорода из воздуха и выделением в него промежуточных и конечных продуктов окисления. Главным образом это продукты горения топлива, поступающие в воздух из разного рода энергетических установок, среди которых наибольшее место занимают промышленные предприятия и автомобильный транспорт. Основными загрязняющими компонентами выбросов этих установок являются двуокись углерода (СО2), окислы серы (SО2), разнообразные окислы азота, продукты неполного сгорания топлива (СО, сажа, неполностью сгоревшие углеводороды и т.д.). Кроме того, в воздух могут поступать и другие специфические продукты производственной деятельности: свинец, цемент, фреоны и множество других токсических соединений, характерных для того или иного производства. Многие из этих веществ и соединений способны оказывать на организм человека токсическое действие, приводя к росту неспецифической заболеваемости, особенно у детей.

В результате глобального загрязнения воздушной среды постепенно уменьшается прозрачность атмосферы, что приводит к снижению интенсивности интегрального потока солнечной энергии, поступающего на землю, и особенно наиболее биологически ценной его части — ультрафиолетовой радиации. Кроме того, в результате изменения газового состава воздушной среды весьма вероятны возникновение так называемого парникового эффекта с весьма неблагоприятными экологическими последствиями и истончение озонового слоя атмосферы, обеспечивающего защиту живых организмов от повреждающего действия коротких лучей солнечной радиации.

Экологическая обстановка на земном шаре в значительной степени зависит также от состояния гидро- и литосферы. В связи с увеличением численности населения и интенсификации его деятельности в последние годы ощущается недостаток пресной воды. Часто имеющаяся вода не отвечает требованиям безопасности. Она играет большую роль в эпидемиологических процессах.

Водные эпидемии характеризуются массовостью охвата населения и, следовательно, высокой степенью опасности. Кроме того, в силу случайно сложившихся природных условий в почве некоторых регионов, а следовательно, и в водоисточниках, расположенных на этих территориях, могут отсутствовать или, наоборот, находиться в избыточном количестве некоторые химические элементы, играющие существенную роль в обменных процессах в организме человека, что может привести к развитию в нем патологических процессов. Такие изменения в лито-и гидросфере часто происходят и в результате деятельности человека и приводят к возникновению искусственных биогеохимических провинций, на территории которых накапливаются токсические вещества в опасных для организма живых существ количествах.

Всевозможные отходы деятельности людей, поступающие в почву и водоемы в возрастающем количестве, все больше осложняют экологическую обстановку. Внедряющиеся в последнее время в обиход полимерные материалы не поддаются традиционным способам обезвреживания.

Большую опасность вызывает интенсивное использование в народном хозяйстве радиоактивных материалов и других источников ионизирующей радиации. Вредное влияние радиации на организм существенно усилилось вследствие произошедших в последние десятилетия аварий на АЭС и реакторных двигательных установках морских судов. Остро стоит проблема захоронения отработанного реакторного топлива и других материалов.

Очень опасно для человечества широкое распространение радиоволн всевозможнейших диапазонов, особенно коротких волн дециметрового и сантиметрового диапазонов, используемых в телевидении и радиолокации. Всеобщая компьютеризация привела к тому, что при работе на операторов воздействует электромагнитное излучение, источником которого являются мониторы. Последствия этого воздействия на организм человека только начали изучать.

Задачей гигиенической науки является изучение всех факторов окружающей среды, которые могут оказывать влияние на организм человека, и разработка мероприятий, направленных на максимальное использование благоприятных природных ресурсов и исключение или снижение влияния вредных.

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 1.1

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Цель занятия. Студентов знакомят с воздействием на организм человека воздушной среды и принципами нормирования ее отдельных параметров.

Практические навыки. Студентов учат определять основные параметры состояния воздушной среды и давать гигиеническую оценку их комплексного влияния на человека.

Нормативные документы. СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения»; СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров»; СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений».

Задания. В процессе изучения темы студенты должны:

  1. определить атмосферное давление;
  2. определить среднюю температуру воздуха в помещении и ее перепады по горизонтали и вертикали;
  3. определить относительную влажность воздуха в помещении;

4) определить скорость движения воздуха:

а) в помещении (на рабочем месте);

б) в вентиляционном отверстии (в форточке);

  1. составить санитарное заключение о состоянии воздушной среды в данном помещении и теплоощущениях находящихся в нем людей, дать рекомендации по улучшению микроклиматических условий в данном помещении;
  2. решить ситуационные задачи с разными сочетаниями параметров воздушной среды.

Методические указания к заданиям

Состояние воздушной среды обитания человека оказывает существенное влияние на его самочувствие, настроение, работоспособность и здоровье в зависимости от физического состояния воздуха и наличия в нем тех или иных механических или биологических примесей.

Физическое состояние воздушной среды, т.е. микроклимат, характеризуется величиной атмосферного давления, температурой, влажностью, скоростью движения воздуха и мощностью тепловых излучений. Гигиеническое значение этих показателей заключается в основном в их влиянии на тепловое равновесие организма. Организм отдает тепло в обычных условиях за счет теплоизлучения, теплопроведения и испарения с поверхности кожи. Высокая температура воздуха в сочетании с повышенной относительной влажностью затрудняет отдачу тепла способами проведения и испарения, вследствие чего организм может перегреться. При низкой температуре влажность воздуха, наоборот, способствует его охлаждению, так как увеличивается отдача тепла способом проведения (по сравнению с сухим воздухом вода имеет значительно большую теплопроводность и теплоемкость). Увеличение скорости движения воздуха, как правило, способствует теплоотдаче способами проведения и испарения за исключением случаев, когда воздух насыщен водяными парами и имеет температуру выше температуры поверхности тела.

Следует отметить, что при небольших отклонениях физических факторов воздушной среды от зоны комфорта самочувствие здоровых людей может не измениться, тогда как у больных людей часто возникают так называемые метеотропные реакции. Особенно чувствительны к изменению метеорологических факторов внешней среды люди, страдающие сердечно-сосудистыми, нервно-психическими и простудными заболеваниями.

При гигиенической оценке влияния физических факторов воздушной среды на организм человека необходимо учитывать весь их комплекс: атмосферное давление, температуру воздуха, влажность и скорость движения. Для создания комфортного самочувствия людей рекомендуется соблюдать следующие параметры этих факторов в помещениях (микроклимат):

  1. средняя температура воздуха должна составлять 18—20 °С (для детей 20—22 °С), в палатах для недоношенных детей — 25, в перевязочных и процедурных кабинетах — 22, операционных — 21, родовых — 25 °С. Перепады температуры воздуха в горизонтальном направлении (от наружной стены до внутренней не должны превышать 2°С, в вертикальном — 2,5 °С на каждый метр высоты. В течение суток колебания температуры воздуха в помещении при центральном отоплении не должны превышать 3 °С;
  2. величина относительной влажности воздуха при указанных температурах может колебаться в пределах 40—60 % (зимой — 30-50 %);
  3. скорость движения воздуха в помещениях должна быть 0,2—0,4 м/с, на выходе из приточных отверстий вентиляционных каналов больничных палат — не более 1 м/с, а в ванных, душевых, физиотерапевтических кабинетах — 0,7 м/с. Особенно важно соблюдение этих условий в больницах.

Определение атмосферного давления. Атмосферное давление измеряют ртутными барометрами или барометрами-анероидами. Для его непрерывной регистрации используют барографы (барометры-анероиды с записывающим устройством и лентопротяжным механизмом). Величина давления выражается в миллиметрах ртутного столба (или в гектапаскалях). Обычные колебания атмосферного давления находятся в пределах (760±20) мм рт. ст. или (1013±26,5) гПа (1 гПа = 0,7501 мм рт. ст.).

При определении атмосферного давления барометром-анероидом перед отсчетом показаний прибора следует постучать пальцем по его стеклу для преодоления инерции стрелки.

Определение температуры воздуха. Температуру воздуха в помещениях обычно измеряют ртутными или спиртовыми термометрами. Термометр оставляют в месте измерения на 5 мин, чтобы жидкость в нем приобрела температуру окружающего воздуха, после чего регистрируют температуру. Для этой цели можно использовать аспирационный психрометр, сухой термометр которого более точно регистрирует температуру воздуха, так как его резервуар защищен от воздействия лучистого тепла.

С целью длительной регистрации температуры воздуха (в течение суток, недели) применяют термографы, состоящие из воспринимающего элемента (изогнутой полой металлической или биметаллической пластины, наполненной толуолом), связанного с записывающим устройством, и лентопротяжного механизма.

Для определения средней температуры воздуха в помещении делают три замера по горизонтали на высоте 1,5 м от пола (в середине комнаты, в 10 см от наружной стены и у внутренней стены) и вычисляют среднее значение. По этим же данным судят о равномерности температуры в горизонтальном направлении. Для определения перепадов температуры по вертикали измерение делают у пола на высоте 10 см и на высоте 1,5 м.

Определение влажности воздуха. Для характеристики влажности воздуха используют следующие величины: абсолютная, максимальная и относительная влажность, дефицит насыщения и точка росы.

Абсолютной влажностью называется количество водяных паров в граммах, содержащееся в данное время в 1 м3 воздуха; максимальной влажностью — количество водяных паров в граммах, которое содержится в 1 м3 воздуха в момент насыщения; относительной влажностью — отношение абсолютной влажности к максимальной, выраженное в процентах.

Дефицитом насыщенияназывается разность между максимальной и абсолютной влажностью.

Точка росы — температура, при которой величина абсолютной влажности равна максимальной.

При гигиенической оценке микроклимата наибольшее значение имеет величина относительной влажности.

Для определения влажности воздуха используют психрометры и гигрометры. Аспирационный психрометр (рис. 1.1) состоит из двух термометров. Их воспринимающие части заключены в металлические трубки, через которые просасывают воздух с помощью вентилятора. Такое устройство обеспечивает защиту термометров от лучистой энергии и постоянную скорость движения воздуха, что делает возможным проведение исследования при постоянных условиях. Конец одного из термометров обернут тонкой материей, и перед каждым наблюдением его смачивают дистиллированной водой при помощи специальной пипетки. Вентилятор заводят ключом и отсчитывают показания через 3—4 мин от начала его работы после установления постоянной скорости просасывания воздуха.

Рис. 1.1.

Аспирационный психрометр

Абсолютную влажность рассчитывают по формуле

где К — абсолютная влажность, г/м3; Fв— максимальное давление водяных паров при температуре влажного термометра, мм рт. ст. (определяется по табл. 1.1);0,5 — постоянная; tтемпература сухого термометра; t}температура влажного термометра; В — барометрическое давление в момент исследования, мм рт. ст.; 755 — среднее барометрическое давление, мм рт. ст.

Абсолютную влажность переводят в относительную по формуле

где Rотносительная влажность, %; Fcмаксимальное давление водяных паров при температуре сухого термометра, мм рт. ст.

Относительную влажность по показаниям аспирационного психрометра можно определить по психометрическим таблицам (см. прил.).

Гигрометры регистрируют непосредственно относительную влажность воздуха. Они состоят из воспринимающего элемента (пучка обезжиренных волос), механически связанного с регистрирующей частью (стрелкой). Постоянно регистрирует относительную влажность воздуха гигрограф, представляющий собой комбинацию гигрометра с записывающим устройством и лентопротяжным механизмом.

Скачать бесплатно учебник: Гигиена и основы экологии человека, Пивоваров Ю.П.

Год выпуска: 2006

Автор: Кучма В.Р.

Жанр: Гигиена

Формат: PDF

Качество: OCR

Описание: Многолетняя практика здравоохранения в нашей стране, признанная в настоящее время всем международным медицинским сообществом, свидетельствует о целесообразности приоритета профилактической работы в деятельности врача любого профиля. Важность профилактической направленности здравоохранения нашла отражение в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ.
Согласно утвержденному в марте 2000 г. Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальностям 040100 «Лечебное дело», 040200 «Педиатрия» и 040400 «Стоматология», гигиена с основами экологии человека отнесена к группе основных медико-профилактических дисциплин.
Практической реализацией профилактического направления в системе высшего медицинского образования явилось включение в начале 1990-х гг. в учебные планы Российского государственного медицинского университета, а затем и ряда других вузов России и стран СНГ междисциплинарного государственного экзамена по профилактической медицине. Такой экзамен является проверкой знаний выпускников в области многих гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных, медико-биологических, медико-профилактических и клинических дисциплин, изучающих возможность неблагоприятного воздействия ряда факторов на здоровье человека и разрабатывающих мероприятия по предупреждению такого воздействия.
В этом плане потребовалась корректировка преподавания отдельных дисциплин в соответствии с утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации «Межкафедральной программой преподавания в медицинских вузах вопросов профилактической медицины» (2002), направленной на освоение будущими врачами принципов оценки конкретных ситуаций и умения их правильной коррекции, а также позиций, подлежащих изучению на кафедрах гигиены и основ экологии человека в соответствии с «Межкафедральной программой экологического образования в медицинских и фармацевтических вузах» (1993 и 2002 гг.).
В учебнике нашли отражение многолетний опыт работы кафедры гигиены и основ экологии человека Российского государственного медицинского университета, а также новые подходы к преподаванию, основанные на умении студентов ориентироваться в разнообразных ситуациях их будущей практической деятельности. В книгу- включены новые нормативные документы и рекомендации, необходимые врачу любого профиля при решении практических задач в их деятельности в области профилактических направлений здравоохранения, а также учтены современные разработки отечественных ученых по различным разделам гигиены, отраженные в монографиях последних лет.

скачать учебник: «Гигиена и основы экологии человека»

Пивоваров Ю.П.

ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

(Курс лекций)

Рекомендовано центральными координационно-методическими советами Российского государственного медицинского университета и Московского института медико-социальной реабилитологии в качестве учебного пособия для студентов

Издание первое

Москва 1999

Курс лекций «Гигиена и экология человека» подготовлен коллективом

кафедры гигиены и основ экологии человека Российского государственного медицинского университета и Московского института медико-социальной

реабилитологии под общей редакцией заслуженного деятеля

науки,

РФ

академика

Международной

академии

наук

экологии

и

безопасно

жизнедеятельности (МАНЭБ), член-корр. РАМН, профессора

Ю..П

Пивоварова.

Авторский коллектив: Аль Сабунчи А.А. — канд. мед. наук, ст.

преподаватель; Величко А.А. — канд. мед. наук, доцент; Волкова Р.С. — канд.

мед. наук, доцент; Грачева М.Н. — канд. мед. наук, ст. научный сотрудник;

Дериглазов А.Д. — канд. мед. наук, доцент; Зиневич Л.С. — канд. мед. наук,

доцент; Королик В.В. — канд. мед. наук, доцент; Колесникова В.В. — канд.

мед. наук, ст. научный сотрудник; Пивоваров Ю.П. — доктор мед. наук,

профессор; Сазонова Л.П. — канд. мед. наук, ст. преподаватель; Шикалов Г.М.

— канд. мед. наук, доцент (сотрудники каф. гигиены и основ экологии человека РГМУ); Алексеев С.В. — доктор мед. наук, профессор кафедры общей гигиены Санкт-Петербургской педиатрической медицинской академии; Иванов Н.Г. —

доктор мед. наук, профессор, руководитель лаборатории экологии и токсикологии РГМУ; Пальцев Ю.П. — доктор мед. наук, профессор, гл.

научный сотрудник, руководитель группы НИИ медицины труда РАМН.

Рецензенты: Кафедра общей гигиены Московского медицинского

стоматологического института (зав. кафедрой,

член-корр. РАЕН, профессор

Лакшин А.М.); Кафедра информатики и

управления охраной здоровья

населения Московской медицинской академии им. Сеченова (зав. кафедрой,

профессор Большаков А.М.).

Пивоваров Ю.П. Гигиена и экология человека: Курс лекций. — М.:

ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. — 192 с.

ISBN 5-89004-089-8

2

Курс

лекций

содержит

материалы

основных ,

лекцийчитаемых

сотрудниками кафедры студентам лечебного, педиатрического и медико-

биологического

факультетов университета, а также студентам

Института

медико-социальной реабилитологии. В лекциях нашли отражение основные

разделы гигиены: гигиена окружающей среды,

гигиена

питания,

гигиена

лечебно-профилактических учреждений, радиационная гигиена, гигиена труда,

гигиена детей и подростков, гигиена экстремальных ситуаций и катастроф, а

также связанные с этими разделами гигиены вопросы экологии человека.

Лекции составлены с учетом действующих

на

сегодняшний

день

официальных нормативных материалов (ГОСТы, СанПиНы, инструкции и др.),

в том числе введенных в действие в последние годы.

Данный материал написан в соответствии с действующими типовыми

программами

соответствующих

факультетов

и

достаточно

хор

иллюстрирован таблицами и другими информационными материалами. 18ВМ 5-89004-089-8

©Пивоваров Ю.П., 1999

©ВУНМЦ МЗ РФ, 1999

3

Лекция № 1

Предмет и методы гигиены. Взаимосвязь гигиены и экологии человека.

История возникновения и развития этих наук. Проблемы охраны окружающей среды в условиях НТР как важнейшие гигиенические и экологические задачи

Гигиена — основная профилактическая медицинская дисциплина,

ориентированная на сохранение и улучшение здоровья населения.

Термин «гигиена» происходит от древнегреческого слова»higienos», что

означает «целебный, приносящий здоровье». Происхождение его связывают

также с именем мифической богини здоровья Гигиен, дочери бога медицины

Эскулапа, которая изображалась в виде красивой девушки, держащей в руках

чашу, обвитую

змеей. У древних греков змея олицетворяла символ мудрости,

она выпивала

яд из чаши жизни и обезвреживала. Чашаее ее со змеей

сохранилась до сих пор как эмблема медицины.

Основной задачей гигиены является изучение влияния окружающей среды на здоровье и трудоспособность населения. При этом под окружающей

средой следует понимать весь сложный комплекс природных, социальных,

бытовых, производственных и других факторов.

Другой важной задачей гигиены является разработка средств и способов,

направленных на повышения сопротивляемости организма к возможным

неблагоприятным

влияниям

окружающей

среды, улучшение

состояния

здоровья физического развития,

повышение

работоспособности и

ускорение

восстановительных

процессов

после

тех

или

иных

. нагрузокЭтому

способствует гигиенический образ жизни, рациональное питание, физические упражнения, закаливание, правильно организованный режим труда и отдыха,

соблюдение правил личной гигиены.

Вгигиене широко применяются , физхимические,

бактериологические, физиологические и другие экспериментальные методы исследований, разработанные различными медицинскими и естественными науками. Одни из них используются для гигиенической оценки окружающей

4

среды, другие — для анализа физиологических реакций организма на ее

воздействие.

Истоки развития гигиены относятся к глубокой древности. Уже у народов

Древней Греции, Рима, Египта, Индии, Китая и др. наблюдались первые

попытки создания здоровых условий жизни. Это выражалось в различных мероприятиях, касающихся образа жизни, питания, предупреждения заразных заболеваний и борьбы с ними, физической культуры и т.д.

Наибольшего развития гигиена достигла в Древней Греции. Первое обобщение накопленных эмпирических гигиенических знаний сделано основоположником античной медицины Гиппократом(около 460 -377 гг. до н.э.). В трактате «О воздухах, водах и местностях» Гиппократ дает систематическое описание природных условий, показывает их влияние на

здоровье и указывает на значение санитарных мероприятий в предупреждении болезней. Греческие писатели-философы Платон и Аристотель в своих

произведениях

развивали идею

Гиппократа о влиянии внешней среды

на

здоровье людей. Поэтому в Греция, где в начале обращали главное внимание на

индивидуальную гигиену и спартанское воспитание, основанное на физической

тренировке,

гимнастических

играх,

закаливании,

стали

проводить

общественные санитарные мероприятия в области водоснабжения, питания,

удаления городских нечистот и т.д.

Наследниками культурных богатств греков являлись, как

известно,

римляне, у которых санитарные мероприятия получили еще большее развитие.

Гордостью Древнего Рима были крупные водопроводы, купальни и бани, но

этими благами пользовались далеко не все граждане, так как вода облагалась

большим налогом. Памятником городского благоустройства остается система

канализации с использованием нечистот для удобрения садов и полей.

Период средних веков (VI-ХIV) характеризуется полным упадком личной

и общественной гигиены. Постоянные

войны и

низкий

культурный

и

материальный уровень населения служили благоприятной почвой для развития эпидемий.

5

Вспышки

оспы, холеры,

тифов,

массовое распространение

проказы,

кожных, венерических и глазных болезней были характерным явлением для

того

времени. Пандемия

чумы

вXIV

в., известная

под названием»черной

смерти», унесла около 25 млн. человек.

Однако многие средневековые врачи высказывали ценные мысли в

отношении

гигиены.

Мировую

известность

получило

произведение

выдающегося таджикского врача и философа Абу Али Ибн Сины(Авиценны)

«Канон медицины», изданное в XI в.

Эпоха Возрождения (Х-ХVI в.) характеризуется некоторым оживлением

интереса к гигиене, в частности к профессиональной гигиене. Научный трактат

итальянского врача Рамаццини о болезнях ремесленников(1700) является

первым сочинением в этой области.

Более интенсивно гигиена стала развиваться в VIIХ -ХVIII и особенно в

XIX вв. Поводом к этому послужили рост крупных промышленных городов и

сосредоточение

на

их

территории

значительного

числа ,

нерабочих

обеспеченных материально, живущих в антисанитарных условиях, вследствие

чего намного возросла опасность эпидемических заболеваний.

Огромную

роль

в развитии гигиенической науки сыграл

немецкий

ученый Макс Петтенкофер(1818-1901), который по праву считается ее

основоположником. Он ввел в гигиену экспериментальный метод, благодаря

чему

она

превратилась в

точную ,наукурасполагающую объективными

способами исследования. Уделяя окружающей среде первостепенное значение

в

этиологии

заболеваний, Петтенкофер

наметил

основные

пути

ее

оздоровления. Он обращал также большое внимание на личную гигиену.

Отечественная гигиена в значительной мере развивалась самобытным

путем, и многие санитарные мероприятия были

осуществлены

в России

раньше, чем

на Западе.

Например, общественный

водопровод Б Новгороде

существовал в XI в., замощение улиц в Пскове производилось в XII в., тогда как в Западной Европе эти мероприятия были осуществлены на 300 лет позднее.

6

Последние, по данным Всемирной организации здравоохранения(ВОЗ),

формируют до 25% патологии человека, а в отдельных странах и отдельных регионах этих стран процент экологически обусловленных заболеваний может быть и существенно выше.

Исследованиями, выполненными в разных странах мира, в том числе и в

нашей стране, накоплен большой материал, характеризующий экологические изменения природной среды и их влияние на здоровье человека.

Установлено, что за последнее столетие количество углекислого газа

(основного «тепличного газа») в атмосфере планеты увеличилось на300 млрд.

тонн, что составляет примерно18% от исходного количества. К основным источникам поступления в атмосферу «тепличных газов» (в том числе СО2, СО,

СН) относятся предприятия теплоэнергетического комплекса(ТЭК). Выбросы только российских предприятий ТЭКСОСТВЕИЛИ в 1990 г. 720 млн. тонн, а в

последующие годы, хотя и сократились на60 млн. тонн, продолжали

составлять основную массу загрязнений.

Массивную добавку к загрязнениям атмосферы»тепличными газами»

вносит и автотранспорт. Так, автотранспорт США выбрасывает в воздух около

150 млн. тонн различных загрязнений, из которых около половины приходится на СО. Вклад автотранспорта России менее значим и составляет в год около20

млн. тонн, в том

числе

около17 млн. тонн

окиси углерода. Особо

неблагоприятными

в

этом смысле

являются: Москва — 801 тыс. тонн/год;

Санкт-Петербург — 244 тыс. тонн/год; Краснодар

и Омск— около 150 тыс.

тонн/год; Уфа, Волгоград, Самара, Воронеж — 100-120 тыс. тонн/год.

Накопление

углекислого

и

других»тепличных газов» в атмосфере

снижает рассеивание тепла в космическое пространство, ведет к повышению среднегодовой температуры примерно на 0,05ºС/10 лет и достигло в 1993 г. (по отношению к 50-м годам) + 0,6ºС.

Имеет место и тенденция снижения годовых количеств осадк(пов

12мм/10 лет), особенно в летнее время.

На территории России эта тенденция наиболее заметна в азиатской части

7

страны. Так, в Прибайкалье и Забайкалье, Приамурье и Приморье количество осадков в последние годы снизилось на 10% по сравнению с обычной нормой.

Всредних и высоких широтах Северного полушария продолжается

уменьшение общего содержания озона

в атмосфере, составляющее за

последние 10 лет 5-6% в зимнее и 2-3% в летнее время. Ученые объясняют это

цикличностью колебаний содержания озона,

также воздействием ряда

загрязнений, поступающих в атмосферу, таких как, например, фреон.

Перечисленные изменения в атмосфере в настоящее время, вероятнее

всего, не оказывают прямого существенного влияния на население , иливо всяком случае, такое воздействие практически невозможно установить.

Иное положение сложилось в отношении поступления в атмосферу ряда

промышленных

загрязнителей.

Ежегодная

эмиссия

в

атмосферу

таких

соединений, как диоксид серы, окись азота, твердых веществ, углеводородов,

летучих органические соединений только на

территории

России

составляет

более 50 млн. тонн, т. е. около 300 кг на одного жители. Кроме перечисленных,

в атмосферу попадают: бензапирен, мышьяк,

ртуть, бром,

сулема, ванадий,

марганец, фтор, цинк (от 10 до 1000 тонн

ежегодно).

По

показателям

относительной опасности выоросов на единицу городской площади наиболее

неблагоприятное

положение

сложилось

в

городах: Норильск, Никель,

Новотроицк, Ангарск, Мончегорск, Новокуйбышевск, Магнитогорск,

Череповец, Орск, Южно-Сахалинск, Новокузнецк, Н.Тагил, Зима, Заполярный,

Стерлитамак, Липецк, Салават.

По официальной

статистике, только

15%

городского

населения

России

проживает

на

территориях

с

загрязнением

атмосферой

не

превышающим

гигиенические

нормативы,

в 84 городах

и

промышленных

центрах

регистрируются уровни

загрязнений

выше10 ПДК

(Липецк, Магнитогорск, Каменск-Уральск, Красноярск, Новокузнецк,

Череповец, Братск, Омск, Пермь, Тольятти и др.).

Поступающие в атмосферу загрязнения распространяются на достаточно

большие расстояния в концентрациях, значительно превышающих ПДК.

В

дальнейшем загрязнения частично рассеиваются, частично оседают

на

8

почвенный покров и водные пространства.

Загрязнение водоемов усугубляется ростом сброса в них сточных вод. За

последние 10 лет количество сточных вод увеличилось почти 1/3наи составило более 70 км2, из которых почти 20 км2 имеют уровень загрязнения,

превышающий ПДК по целому ряду компонентов. Так, только населенные пункты Московской области ежесуточно сбрасывают в р. Москву и ее притоки свыше 150 тыс. м3 сточных вод, из которых 80% не соответствуют санитарным нормам. Ежегодно в водоемы поступает более30 тыс. тонн нефтепродуктов,

почти 60 тыс. тонн фосфора, около 20 тыс. тонн аммонийного

азота, 11 тыс.

тонн

синтетических поверхностно-активных веществ(СПАЕ),

около 50 тыс.

тонн

железа, от 0,3 до 2 тыс.. тонн фенолов, соединений

меди, цинка.

Интенсивное загрязнение водоемов отрицательно сказывается на качестве водоснабжения населения. Почти 50% из 60 млн. м3 питьевой воды, подаваемой

ежесуточно в водопроводы из открытых водо, немов соответствует

гигиеническим нормам. Около трети на населенияиспользуют воду из децентрализованых источников (колодцев, родников), качество которой имеет

отклонения от нормативов по химическим и микробиологическ;

показателям. Особенно тяжелое положение сложилось в Архангельской,

Астраханской, Курской. Ярославской, Калужской, Калининградской областях,

Приморском крае, Дагестане и ряде других территорий.

Вокруг

больших городов

и

крупных центров цветной и черн

металлургии, химии и нефтехимии интенсивному загрязнению подвергается и

почвенный покров. В ряде случаев имеет место образование искусственных

биогеохимических провинций.

Так,

содержание свинца, в 10

и

более

раз

превышающее

ПДК, отмечено

в

городах: Рудин, Пристань, Белово,

Дальногорск, Санкт-Петербург, Свирск,

Медногорск.

Вокруг

предприятий

черной металлургии (Ижевск,

Саранск)

содержание

марганца

до6

раз

превышает ПДК. Отмечено превышение ПДК по ванадию(Петропавловск-

Камчатский, Свирск, Самара, Николаев-на-Амуре), меди (Мончегорск, Ижевск,

Рязань, Санкт-Петербург), никелю и кобальту(Мончегорск), фтору (Братск,

9

Новокузнецк, Волго-рад, Красноярск). Имеют место интенсивное загрязнение

почв пестицидами. Та… в 1999 г. нагрузка на почву в сельскохозяйственном

производстве

составила 96

тыс.

тонн.

В отдельных регионах(Иркутская,

Волгоградская, Ростовская области, Краснодарский край) большое число проб

почвы содержит пестициды в количествах, превышающих ПДК.

Вызывает настороженность рост биологического загрязнения природной

среды, обусловленный, с одной стороны, увеличением отходов жизнедеятель-

ности человека и животных, интенсивным развитием промышленности

биотехнологии, а с другой — снижением самоочищающей способности почвы

и воды, изменением их микробного ценоза. В этом плане особого внимания

заслуживает промышленность биотехнологии.

Развитие

биотехнологии,

использующей

редчайшие

возможности

микроорганизмов, клеток растений и животных, позволит решить многие

вопросы народного хозяйства, создать и применить в промышленности

биокатализаторы для замены дорогостоящих процессов в химии и нефтехимии,

обеспечить

переход

медицины

на

принципиально

новый

ур

профилактики, диагностики и терапии, решить ряд актуальных проблем по

охране окружающей среды. Вместе с тем строительство

предприятий

биотехнологии

без учета основных требований гигиенической

науки

и

практики, особенностей биотехнологии и специфических возможностей ее

воздействия на здоровье человека привело к ряду негативных проявлений.

Многие

предприятия биотехнологии строились в непосредственной

близости с предприятиями нефтеперерабатывающей промышленности, ГРЭС и

др., выбросы

которых являются небезвредными для природы и здоровья

человека, а при совместном воздействии усугубляют вредный эффект.

Использование в биотехнологии микроорганизмов-продуцентов, культур

клеток, манипуляции

с

их

генным

аппаратом

создают

предпосылк

неблагоприятного

воздействия

биологических

агентов

на

здор

работающих, особенно при нарушении технологических режимов. Одной из важнейших проблем в плане профессионального риска является воздействие на

10

Соседние файлы в папке Общая гигиена

  • #
  • #

    18.05.201534.06 Mб301198423_FFD67_melnichenko_p_i_red_gigiena_s_osnovami_ekologii_cheloveka.djvu

  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как поставить определитель номера от яндекс на айфон инструкция
  • Телефон панасоник стационарный инструкция kx ts2365ruw инструкция
  • Телефон панасоник стационарный инструкция kx ts2365ruw инструкция
  • Инструкция по заполнению формы 3 отчет об изменениях капитала
  • Руководство по эксплуатации land cruiser 200 2017 года