Одобрено
Комиссией по аудиторской
деятельности при Президенте РФ
25 декабря 1996 года
протокол N 6
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА
1. Общие положения
1.1. Настоящее Правило (Стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г.
1.2. Целью Правила (Стандарта) является установление норм, применяемых аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя <*>, при планировании аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
———————————
<*> В дальнейшем аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, именуются «аудиторские организации».
1.3. Задачами Правила (Стандарта) являются:
а) описание предварительного этапа планирования аудита;
б) формулирование принципов подготовки общего плана и программы аудита;
в) описание порядка подготовки и составления общего плана и программы аудита.
1.4. Требования данного Правила (Стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.
1.5. Требования данного Правила (Стандарта) носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного Правила (Стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.
2. Назначение и принципы планирования аудита
2.1. Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма — обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.
2.2. Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
2.3. Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами:
а) комплексности планирования;
б) непрерывности планирования;
в) оптимальности планирования.
2.4. Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования — от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.
2.5. Принцип непрерывности планирования аудита выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании аудита на длительный период времени, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта, в течение года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово — хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.
2.6. Принцип оптимальности планирования аудита заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вариантность планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.
2.7. При планировании аудита аудиторской организации следует выделить следующие основные этапы:
а) предварительное планирование аудита;
б) подготовка и составление общего плана аудита;
в) подготовка и составление программы аудита.
3. Содержание предварительного планирования аудита
3.1. Для эффективного планирования аудита до написания письма — обязательства и до заключения договора о проведении аудита аудиторская организация должна согласовать с руководством экономического субъекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.
3.2. На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово — хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию о:
а) внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;
б) внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.
Аудитору также следует ознакомиться с:
а) организационно — управленческой структурой экономического субъекта;
б) видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции;
в) структурой капитала и курсом акций (в случае, если акции экономического субъекта подлежат котировке);
г) технологическими особенностями производства продукции;
д) уровнем рентабельности;
е) основными покупателями и поставщиками экономического субъекта;
ж) порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;
з) существованием дочерних и зависимых организаций;
и) организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля;
к) принципами формирования оплаты труда персонала.
3.3. Источниками получения информации об организации для аудитора должны являться:
а) устав экономического субъекта;
б) документы о регистрации экономического субъекта;
в) протоколы заседаний Совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;
г) документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее;
д) бухгалтерская отчетность;
е) статистическая отчетность;
ж) документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты);
з) контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;
и) внутренние отчеты аудиторов, консультантов;
к) внутрифирменные инструкции;
л) материалы налоговых проверок;
м) материалы судебных и арбитражных исков;
н) документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;
о) сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта;
п) информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.
3.4. На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. В случае, если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.
3.5. При планировании состава специалистов, входящих в аудиторскую группу, аудиторская организация обязана учитывать:
а) бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита: подготовительного, основного и заключительного;
б) предполагаемые сроки работы группы;
в) количественный состав группы;
г) должностной уровень членов группы;
д) преемственность персонала группы;
е) квалификационный уровень членов группы.
4. Принципы подготовки общего плана и программы аудита
4.1. Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.
4.2. С помощью проведения аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур аудиторской организации следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
4.3. В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производит оценку риска системы внутреннего контроля (контрольного риска). Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.
4.4. При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя аудиторский риск, аудиторская организация определяет внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта. С помощью установленных рисков и уровня существенности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровня существенности, установленные при планировании.
4.5. Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит аудиторской организации точнее определить объем и характер аудиторских процедур.
4.6. Аудиторская организация, если сочтет это целесообразным, может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита. При этом аудиторская организация является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.
4.7. Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как данные результаты являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.
5. Подготовка и составление общего плана аудита
5.1. Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.
5.2. В процессе аудита у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать.
5.3. В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:
а) реальные трудозатраты;
б) расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;
в) уровень существенности;
г) проведенные оценки рисков аудита.
5.4. В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку в соответствии с правилом (Стандартом) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».
5.5. Составной частью общего плана являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:
а) формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;
б) распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;
в) инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово — хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;
г) контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;
д) разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
е) документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.
5.6. Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.
5.7. Примерное содержание общего плана аудита приведено в Приложении 1 к настоящему Правилу (Стандарту).
6. Подготовка и составление программы аудита
6.1. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.
6.2. Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.
6.3. Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.
6.4. Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.
6.5. Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.
6.6. В зависимости от изменений условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.
6.7. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
6.8. Примерное содержание программы аудитора приведено в Приложении 2 к настоящему Правилу (Стандарту).
6.9. По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.
ОБЩИЙ ПЛАН АУДИТА ┌─────────────────────┐ Проверяемая организация │ │ └─────────────────────┘ ┌─────────────────────┐ Период аудита │ │ └─────────────────────┘ ┌─────────────────────┐ Количество человеко - часов │ │ └─────────────────────┘ ┌─────────────────────┐ Руководитель аудиторской группы │ │ └─────────────────────┘ ┌─────────────────────┐ Состав аудиторской группы │ │ └─────────────────────┘ ┌─────────────────────┐ Планируемый аудиторский риск │ │ └─────────────────────┘ ┌─────────────────────┐ Планируемый уровень существенности │ │ └─────────────────────┘ ┌─┬──────────────────────┬────────────────┬───────────┬──────────┐ │N│Планируемые виды работ│ Период │Исполнитель│Примечания│ │ │ │ проведения │ │ │ ├─┼──────────────────────┼────────────────┼───────────┼──────────┤ ├─┼──────────────────────┼────────────────┼───────────┼──────────┤ ├─┼──────────────────────┼────────────────┼───────────┼──────────┤ ├─┼──────────────────────┼────────────────┼───────────┼──────────┤ └─┴──────────────────────┴────────────────┴───────────┴──────────┘ Руководитель аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от ее имени: Руководитель аудиторской группы:
ПРОГРАММА АУДИТА ┌─────────────────────┐ Проверяемая организация │ │ └─────────────────────┘ ┌─────────────────────┐ Период аудита │ │ └─────────────────────┘ ┌─────────────────────┐ Количество человеко - часов │ │ └─────────────────────┘ ┌─────────────────────┐ Руководитель аудиторской группы │ │ └─────────────────────┘ ┌─────────────────────┐ Состав аудиторской группы │ │ └─────────────────────┘ ┌─────────────────────┐ Планируемый аудиторский риск │ │ └─────────────────────┘ ┌─────────────────────┐ Планируемый уровень существенности │ │ └─────────────────────┘ ┌─┬────────────────────┬──────────┬───────────┬─────────┬────────┐ │N│Перечень аудиторских│ Период │Исполнитель│ Рабочие │Прим. │ │ │процедур по разделам│проведения│ │документы│ │ │ │ аудита │ │ │аудитора │ │ ├─┼────────────────────┼──────────┼───────────┼─────────┼────────┤ ├─┼────────────────────┼──────────┼───────────┼─────────┼────────┤ ├─┼────────────────────┼──────────┼───────────┼─────────┼────────┤ ├─┼────────────────────┼──────────┼───────────┼─────────┼────────┤ └─┴────────────────────┴──────────┴───────────┴─────────┴────────┘ Руководитель аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от ее имени: Руководитель аудиторской группы:
Компания работает, получает неплохой доход и прибыль, имеет определенный успех на рынке. Во время работы не обходится без трудностей и ошибок. Выявить проблемные места, слабые и сильные стороны бизнеса, принять правильные, обоснованные решения и даже предотвратить возможные административные взыскания или судебные процессы помогает регулярный аудит финансово-хозяйственной деятельности. Что это такое, какой бывает аудит, как он проводится и в какой ситуации это является обязательным для фирмы, разбираем в сегодняшней статье.
Что такое аудит
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального Закона от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, аудит – это независимая проверка бухгалтерской документации организации, проводимая для оценки достоверности финансовых отчетов за определенное время.
Говоря проще, в ходе аудита осуществляется проверка конкретного направления хозяйственно-экономической и финансовой деятельности предприятия с целью определения его эффективности, достоверности документации и ее соответствия нормативным актам с подведением итогов такого анализа в форме аудиторского заключения.
История аудита
Слово «аудит» произошло от латинского слова audio, т. е. «слышу». Предполагается, что потребность в аудиторской проверке возникла с появлением денежных и товарообменных отношений. Первые подтверждения проведения таких проверок датируются периодом с 1045 до 221 гг. до н. э. на территории современного Китая. Китайцы в то время смогли выстроить общегосударственную финансовую систему, которая предполагала формирование четкого бюджета и полноценный аудит всех правительственных отраслей.
Большой вклад в развитие аудиторской сферы внесли афиняне. В 5 ст. до н. э. в Древней Греции был создан орган народного собрания, на который возлагался контроль всех доходов и расходов государства. Древние римляне, в свою очередь, придумали и внедрили систему составления документов учета. Работники, которые этим занимались, назывались «квесторами» и были обязаны отправлять свои отчеты в Рим, где проводились мероприятия, схожие с нынешней консалтинговой деятельностью.
В 1862 году в Великобритании регулирование аудита было предусмотрено на государственном уровне. В 1867 году закон о проверках компаний ревизорами был принят во Франции.
В XX столетии требования к аудиторским проверкам стали ужесточаться на фоне многочисленных требований инвесторов, которые теряли деньги из-за банкротств предприятий. Во второй половине прошлого века аудиторы стали не только осуществлять проверки, но и предлагать услуги для помощи в бухгалтерском учете, внедрять новые системы управления предприятием, контроля качества, автоматизации учета и выполнять иную смежную работу.
Интересные факты
- Термин «аудитор» появился в начале 14 века, он определялся должность человека, который специализировался на процедурах проверки.
- В древности бухгалтерский учет хоть и велся, однако ему практически не придавалось значения.
- В 12 столетии аудиторская проверка была проведена в Лондонском Сити.
- В 1130 году был создан архив Казначейства Англии и Шотландии.
- Мировой экономический кризис (30-е годы 20 века) привел к значительным изменениям в правовом регулировании аудита. В Америке появилась комиссия по контролю операций на бирже и ценным бумагам, которая фактически занималась аудитом.
- В России обязательными аудиторскими проверками (они носили название «ревизия») занимались ревизоры. Аудиторы появились в период правления Петра I, при этом слово «аудитор» трактовался как «слушающий». Ревизор и аудитор – две разных должности.
- Аудиторская деятельность в современной Российской Федерации получила правовой статус в 1993 году в силу выхода соответствующего закона.
Зачем собственнику аудит
Финансовая отчетность является подтверждением соблюдения фирмой законодательных требований в области финансов, отражает реальную картину эффективности бизнес-процессов и всей организации. Поэтому в регулярных аудиторских проверках заинтересованы в первую очередь владельцы бизнеса.
Аудиторская проверка позволяет предпринимателю:
- проверить, насколько верно и грамотно ведется финансовая, в том числе бухгалтерская отчетность на предприятии;
- убедиться в правильности ведения бизнеса;
- вовремя выявить и устранить возможные факты нарушения сотрудниками норм законодательства в области финансов и бухгалтерии;
- проконтролировать корректность отражения данных в отчетах;
- избежать вопросов со стороны налоговой, трудовой инспекции и иных контролирующих организаций.
Пользователями финансовой отчётности являются:
- руководители и сотрудники, их представители;
- инвесторы, их представители;
- подрядчики и поставщики;
- заказчики и покупатели;
- займодатели (в т. ч. банковские структуры);
- представители органов власти;
- представители общественности.
Виды аудита
Существует множество видов аудита, все они досконально изучены. Классифицируют аудиторские проверки по разным признакам. В этой статье постараемся привести максимально полный перечень их видов.
В зависимости от проверяющей стороны
- Внутренний аудит. Проводится специалистами штатной аудиторской службы либо штатного аудитора при наличии такого сотрудника в организации.
- Внешний аудит. Осуществляется сторонними аудиторскими компаниями или отдельными аудиторами по договору.
В зависимости от обязательности проведения
- Обязательный аудит. Является необходимым в случаях, предусмотренных законодательством, а также может проводиться по поручению государственных организаций.
- Инициативный аудит. Осуществляется по решению руководства компании на основании договора.
В зависимости от типа проверки
- Фактический аудит. Предполагает обязательное присутствие на объекте аудиторов с целью опроса сотрудников всех рангов, проведения процедуры инвентаризации.
- Камеральный или документальный аудит. Подразумевает изучение сводной и первичной бухгалтерской документации без присутствия эксперта на объекте.
В зависимости от решаемых задач
- Производственный, он же управленческий аудит. Оценка управления организацией, эффективности производства, производительности, финансовых инвестиций, совершенствование качества деятельности, связанной с производством.
- Аудит финансовой отчетности. Анализ и оценка финансовых документов и иных материалов на предмет их соответствия правилам бухучета и другим общепринятым критериям.
- Аудит хозяйственной деятельности. Комплексный анализ конкретных направлений деятельности предприятия.
- Аудит на соответствие требованиям. Проверка хозяйственной и финансовой работы организации с целью контроля ее соответствия требованиям законодательства или установленным правилам.
- Специальный аудит. Проверка соблюдения правил, норм и установленных процедур при решении определенных вопросов в рамках деятельности фирмы.
В зависимости от времени реализации
- Первоначальный аудит. Проводится впервые для данной компании.
- Согласованный аудит. Проводится в организации повторно или регулярно.
- Оперативный аудит. Короткая проверка, по результатам которой дается общая оценка состояния внутренних дел бизнеса.
В зависимости от характера проверки
- Системно-ориентированный аудит. Выполняется с учетом данных о системе внутриорганизационного контроля.
- Подтверждающий аудит. Нужен, чтобы оценить и подтвердить достоверность бухгалтерской, финансовой документации.
- Аудит на основе риска. Работа аудитора сосредоточена в сферах, в которых присутствует невысокий риск.
В зависимости от метода
- Сплошной аудит. Подробно проверяется вся финансовая и бухгалтерская отчетность.
- Выборочный аудит. В рамках аудита проверке подлежит лишь малая часть необходимых отчетных документов.
- Комбинированный аудит. Детальной проверке подлежат отдельные рискованные операции, все остальные рутинные операции проверяются выборочно.
Виды услуг аудита
Аудиторские услуги также делятся на виды. Вот большинство из направлений работы аудиторов:
Виды аудиторских услуг |
Что проверяют |
Общие |
|
Финансовый аудит |
Экономическое состояние субъекта |
Инвестиционный аудит |
Показатели профессиональных членов инвестиционных фондов, участников рынка ценных бумаг |
Промышленный аудит |
Объемы и качество выполняемых или выполненных работ |
Управленческий аудит |
Система управления коммерческой, производственной, социальной деятельностью предприятия |
Узкоспециализированные |
|
Налоговый аудит |
Налоговая и бухгалтерская отчетность |
Операционный аудит |
Хозяйственные операции, хозяйственная система, методы ее функционирования, целевые программы, сметы |
Аудит отдела продаж |
Процесс работы системы продаж в комплексе |
Аудит расходов |
Финансовые показатели субъекта из отчетности в разрезе расходов |
Кадровый аудит или аудит персонала |
Эффективность имеющейся на предприятии системы управления персоналом |
Аудит сайта |
Содержание интернет ресурсов |
PR аудит |
Внутренние и внешние коммуникации компании / проекта / PR-акции |
Экологический аудит |
Соблюдение требований в сфере экологической безопасности, охраны окружающей среды и экологического менеджмента |
Юридический / правовой аудит |
Финансовая деятельность в сравнении с предписанными законами, правилами или условиями |
Ценовой аудит |
Экономические, технологические, технические характеристики товара, услуги, работы инвестиционного проекта |
Методы аудита
Аудиторы в своей работе практикуют использование различных методов сбора информации и проведения проверок разными путями. Все они регламентированы внутренними правилами компании или прописаны в нормативных актах. При выборе того или иного метода эксперты руководствуются поставленными целями и задачами в рамках договоренностей с аудируемой организацией.
Методы фактического контроля:
- инвентаризация или присутствие аудитора при ее проведении;
- визуальные наблюдения:
- анкетирование;
- обследование объектов;
- тестирование;
- хронометраж;
- иллюстрация рабочего процесса;
- служебное расследование;
- экспертные оценки:
- эксперименты;
- экспертизы;
- контрольный замер или запуск;
- химико-лабораторный анализ;
- технологический контроль.
Документальные методы:
- исследование документов на предмет:
- содержания;
- оформления;
- соответствия законодательству в последней редакции;
- информационное моделирование:
- аналитические проверки;
- встречные проверки;
- обратный счет;
- взаимный контроль операций;
- логические проверки;
- прослеживание;
- контрольные сличения;
- камеральные проверки для определения фактов взаимоувязки данных учета с бухгалтерской, финансовой и прочей отчетностью.
Расчетно-аналитические методы:
- экономический анализ;
- статистические расчеты;
- экономико-математические методы.
Общенаучные методы:
- законы формальной и диалектической логики:
- единства и борьбы противоположностей;
- перехода количественных изменений в качественные;
- противоречия;
- тождества;
- отрицания отрицания;
- исключенного третьего;
- категории диалектической логики:
- дедукция;
- синтез;
- анализ;
- индукция;
- аналогия;
- абстрагирование;
- эксперимент;
- моделирование;
- общенаучные подходы:
- комплексность;
- объективность;
- историчность;
- системность.
Нормативно-правовые методы:
- гражданско-общественные;
- административно-правовые.
Собственные методы:
- методы существенности;
- специальные методы.
Эмпирические методы:
- сводки;
- группировки;
- средних величин;
- рядов динамики;
- индексов;
- элиминирования;
- детализации;
- балансового метода;
- графического метода.
Заимствованные методы:
- бухгалтерского учёта;
- теории вероятности;
- эконометрики;
- математических методов анализа;
- статистики;
- менеджмента;
- информационных технологий;
- теории денег и др.
Понятие аудиторской проверки
Аудиторская проверка – это комплекс мероприятий по сбору, оценке, анализу аудиторских доказательств с последующим выражением аудиторской оценки в виде заключения (для обязательных проверок) или отчета о достоверности данных, эффективности и корректности работы экономического субъекта (организации), а также рекомендациями по ликвидации возможных сложностей.
Чаще всего аудиторская проверка требуется после смены главного бухгалтера, собственника компании или состава ее учредителей.
Не стоит путать термины «аудиторская проверка» и «аудиторская деятельность» – это два разных понятия. Под аудиторской деятельностью подразумевают все аудиторские услуги, включая проверки и сопутствующие виды работ.
Этические принципы аудита:
- открытость и честность;
- объективность;
- тщательность и компетентность;
- конфиденциальность;
- профессиональное поведение.
Нормативная база, которой руководствуются аудиторы:
- МСА – международные стандарты аудиторской деятельности (действуют с 2018 года);
- стандарты организации (не должны противоречить МСА);
- ФСАД – федеральные стандарты аудиторской деятельности до законодательного принятия МСА (ранее 2018 года);
- кодекс профессиональной этики аудиторов.
Цели и задачи аудиторских проверок
Аудит, инициированный самой организацией, проводится с целями и ради выполнения задач, которые ставит руководство или собственник аудируемого субъекта. Вот некоторые примеры задач и целей, с которыми осуществляется инициативный аудит.
- проверка достоверности финансовой, бухгалтерской, налоговой отчетности;
- выявление возможных фактов злоупотребления руководящими сотрудниками;
- оценка учетной политики на предмет актуальности;
- анализ договоров на предмет гражданско-правовых и налоговых рисков;
- анализ кредиторской и дебиторской задолженности, всех денежных потоков, выявление причин недополучения денежных средств;
- проверка наличия налоговых рисков, анализ резервов, получение рекомендаций по их улучшению.
Обязательный аудит проводится с целью получения аудиторского заключения и предоставления его заинтересованным лицам, а также в контролирующие и надзорные органы. Такое заключение является подтверждением достоверности прилагаемых бухгалтерских бумаг.
Чтобы при проведении обязательного аудита получить максимум пользы, рекомендуется разработать и предоставить аудиторам индивидуальное техническое задание, в которое будут включены дополнительные проверки и процедуры, осуществляемые в интересах компании.
При этом может проводиться не только стандартный, но и системный комплексный аудит. Он более глубокий и обширный, а также проводится в несколько этапов, что позволяет по мере выявления ошибок сразу их устранять.
Кто такой аудитор и как его выбрать
Аудитор – это компания или независимый специалист, который осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия за конкретный период с целью защиты владельца бизнеса и всего общества от недостоверной информации.
Согласно Федеральному Закону «Об аудиторской деятельности», аудитор имеет право предоставлять следующие услуги:
- Постановка бухгалтерского учета в организации, ведение, составление, восстановление бухгалтерской отчётности, консультирование бухгалтеров и руководителей по бухгалтерским вопросам.
- Постановка налогового учета, ведение, составление, восстановление налоговых деклараций и расчетов, консультирование по вопросам уплаты налогов и налогообложения.
- Управленческое консультирование по вопросам ведения финансово-хозяйственной деятельности, включая реорганизацию и приватизацию экономического субъекта.
- Оценочная деятельность.
- Внедрение информационных технологий, автоматизация бухгалтерского учета.
- Юридическая помощь в рамках аудиторской деятельности, в т. ч. юрист предоставляет правовые консультации, представление интересов клиента при обращении в таможенные органы, налоговую инспекцию, органы местного самоуправления и государственной власти, административные и гражданские суды.
- Составление бизнес-планов, разработка инвестиционных проектов, их анализ.
- Экспериментальная и научно-исследовательская работа в сферах, которые связаны с аудиторской деятельностью, распространение их результатов в бумажном и электронном вариантах.
- Обучение в сферах, связанных с деятельностью аудиторов.
Отличие аудиторов от ревизоров прежде всего во взаимоотношениях с клиентом, подходе к работе и выводам, которые делаются по результатам проверки.
Аудитор не только проверяет показатели и документы аудируемого лица, но и инициирует способы оптимизации внутренних процессов, устранения ошибок, а также оказывает ряд иных полезных для клиента услуг.
В настоящее время обязательный аудит можно заказать исключительно в независимом аудиторском агентстве. Такая организация должна состоять в СРО и присутствовать в реестре, который размещен на сайте Минфина.
Выбирают аудиторскую фирму акционеры или владельцы бизнеса. Также на общем собрании должны быть установлены сроки проведения проверки. Размер оплаты услуг аудиторской организации утверждается на совете директоров ООО или АО.
В каких случаях аудит обязателен
Случаи проведения аудиторской проверки в обязательном порядке регламентируются Федеральным Законом «Об аудиторской деятельности». Согласно ему, проведению обязательного аудита подлежат:
- акционерные общества (АО);
- объединения страховщиков и страховые компании;
- банки и кредитные организации;
- негосударственные фонды;
- клиринговые фирмы;
- биржи и профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- организаторы торговли;
- компании с суммой активов на балансе свыше 60 млн рублей на конец предыдущего года;
- предприятия, получившие в предыдущем году выручку от сделок в сумме более 400 млн руб. (экспортные пошлины, акцизы и НДС не учитываются).
Если компания подпадает хотя бы под одну их указанных категорий, в ней должен проводиться обязательный аудит.
Как проводится аудиторская проверка
Проведение аудиторской проверки имеет множество особенностей: от планирования и выбора аудиторской компании до непосредственного сбора информации и подведения итогов. В этом разделе статьи рассмотрим все, что касается этого процесса.
Когда проводить проверку
Конкретные сроки проведения обязательного аудита на законодательном уровне не установлены. В статьях прописано лишь, в какие сроки юридические лица обязаны предоставлять заключения по обязательному аудиту: до 31 декабря, следующего за отчетный год, но не позднее 10 рабочих дней с момента получения документа.
Желательно проводить аудит заранее. Рекомендуется получить аудиторское заключение до итогового годового собрания акционеров, на котором собственникам предоставляется отчетность. Для акционерных обществ (АО) предельный срок такого собрания – 30 июня, для ООО – 30 апреля.
Чтобы была возможность вносить корректировки в документацию по итогам аудита, лучше планировать поэтапный аудит в течение года. Установлен срок для исправления отчетности – до 10 рабочих дней после внесения изменений в документ учета и не позже срока проведения годового собрания. Корректировать утвержденную отчетность нельзя.
Инициативный аудит может проводиться в любое время по желанию руководства компании. Форма, объекты и сроки проверки также носят свободную форму.
Подготовка к будущей аудиторской проверке
Сдача ежегодной отчетности требует точности и достоверности всех данных. Чтобы убедиться в этом и избежать санкций из-за ошибок в отчетах, а также успеть сдать их в срок, многие компании предпочитают приглашать в помощь бухгалтеру независимых аудиторов.
Подготовка к аудиту предполагает:
- приведение в соответствие первичных документов;
- оформление бухгалтерской отчетности;
- проверку наличия всех необходимых форм в отчетности.
Список документов, предоставляемых для проверки, не регламентируется, даже если речь идет о процедуре обязательного аудита. Аудитор перед началом проверки предоставляет перечень необходимых бумаг. В него могут входить приказы, накладные, расчетные ведомости, акты, налоговые и даже учредительные документы. При этом он может запросить посмотреть абсолютно любые бумаги предприятия для отслеживания данных о себестоимости и иных показателей.
Этапы аудиторской проверки
Порядок аудиторской проверки предприятий прописан в нормативных документах МСА 200 и МСА 300. Он актуален как для обязательного, так и для инициативного аудита финансовой отчетности (в т. ч. бухгалтерской), но в остальных случаях аудиторы тоже руководствуются этими стандартами с поправками на перечень проверяемых документов.
Выделяют 6 этапов проведения аудиторской проверки:
- Предварительное планирование. На первоначальном этапе аудитор:
- знакомится с организацией, которую предстоит проверять;
- уточняет цели и задачи;
- определяет обязанности и фронт работ;
- согласовывает с руководством заказчика функции и сроки проверки, формы отчета;
- уточняет необходимость составления аудиторского заключения;
- подбирает специалистов, которые ранее уже работали с подобным бизнесом и хорошо подготовлены;
- согласовывает стоимость услуг.
- Составление плана и программы аудита. Это необходимо для повышения эффективности проверки и ускорения процесса. Здесь учитываются виды работы и последовательность их выполнения с оглядкой на то, в каком именно состоянии находится система внутреннего контроля организации.
- Подписание договора. На основании плана заключается договор между аудитором и аудируемым лицом на проведение проверки. Составляется техническое задание, в нем должен быть отражен ранее согласованный фронт работ.
- Аудиторская проверка. В рамках непосредственных работ аудитор:
- Изучает содержание учредительных документов предприятия, разрешения, лицензии;
- оценивает, насколько корректно прописана учетная политика организации, учитываются ли нюансы ее деятельности;
- руководствуясь специальными методиками и инструментами, проводит выборочную проверку расчетов, регистров налогового и бухгалтерского учета, первичной документации, аналитических справок;
- проводит контрольную инвентаризацию, если на фирме числится много имущества;
- анализирует показатели бухгалтерской, налоговой отчетности, проверяет их на соответствие данным учета;
- оценивает деятельность организации на соответствие ее документации требованиям законодательства.
В процессе проведения данных работ представители аудиторских организаций собирают аудиторские доказательства, которые позднее лягут в основу заключения и рекомендаций.
- Выводы и рекомендации. По итогам аудита специалисты предоставляют заказчику информацию обо всех недостатках, ошибках, пропусках, уведомляют о том, есть ли налоговые риски. Сообщают о возможных последствиях для компании и дают рекомендации по устранению проблем и снижению рисков. Допускается как письменная (отчет), так и устная форма предоставления такой информации по договоренности с заказчиком. Как правило, письменный отчет включает:
- используемые методы аудита;
- рекомендации по корректировкам политики учета, которые могут сказаться на бухгалтерской, финансовой отчетности;
- предложения и советы по изменениям отчетности;
- выявленные нюансы и неточности (ошибки, необоснованные действия сотрудников, руководства и т. д.), на которые стоит обратить внимание;
- точное название документа, в котором обнаружена проблема;
- ссылка на документ, который регламентирует этот вопрос;
- возможные санкции в случае неустранения нарушений;
- рекомендации по исправлению нарушения.
- Аудиторское заключение. Выдается заказчику по итогам аудиторской проверки. В нем приводится официальная оценка состояния бумаг и достоверности представленных в отчетах данных. В заключении отсутствуют конкретные выявленные проблемы и рекомендации, делаются лишь общие выводы.
Если аудит проводится с присутствием специалистов в офисе компании, важно предоставить им рабочие места и открыть доступ к информационным системам предприятия в режиме гостя (без возможности вносить изменения).
Как выбрать аудиторскую компанию
На рынке аудиторских услуг высокая конкуренция, поэтому выбирать фирму, которая будет проводить аудиторскую проверку, необходимо тщательно. Приводим в статье основные моменты, которые помогут найти и выбрать хорошую аудиторскую контору.
- Рейтинги аудиторских групп и компаний. В них данные за прошлый год публикуются в середине текущего года.
- Стоимость аудита. Следует придерживаться золотой середины, не пытаясь сильно сэкономить, но и не переплачивая за бренд или лишние процедуры.
- Рекомендации. Сарафанное радио в этой сфере работает очень хорошо. Письменные рекомендации почти всегда являются подтверждением профессионализма аудиторов.
Профессиональная аудиторская фирма обычно имеет штатную команду аудиторов, предлагает большой перечень услуг и активно делится своим опытом. Желательно разглядеть эти черты до заключения договора.
Что такое аудиторское заключение
Выше в статье мы писали, что по итогам проверки может выдаваться аудиторское заключение. Разберем, что же это такое.
Аудиторское заключение – это официальный документ, выдаваемый аудитором аудируемому лицу по итогам проведения аудита и содержащий мнение аудитора в установленной форме о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия.
Заключение содержит:
- наименование: «Аудиторское заключение»;
- адресат, для которого предназначен документ, например, акционеры АО, участники ООО, другие лица;
- информацию о проверяемом субъекте: наименование, номер гос. регистрации, местонахождение;
- информация об аудиторской фирме / индивидуальном аудиторе: наименование фирмы или ФИО аудитора, номер гос. регистрации, местонахождение, номер в реестре, контакты для связи и т. д.;
- список аудируемых документов за заданный период (с указанием периода);
- информация о работах, которые были проведены при аудите для выражения мнения о достоверности отчетности;
- мнение аудитора или аудиторской компании о достоверности финансовой (в т. ч. бухгалтерской) отчетности проверяемой фирмы с указанием обстоятельств, влияющих на ее достоверность;
- результаты аудита в соответствии с законодательством;
- дата выдачи аудиторского заключения.
Существует несколько видов аудиторских заключений.
- Немодифицированное мнение или безусловно положительное – выражается, когда отчетность полностью отражает фактическое положение дел и соответствует всем правилам.
- Модифицированное мнение – делится на:
- мнение с оговоркой – проверка показала факты искажения статей отчетности или в ходе нее не было получено достаточно оснований, чтобы подтвердить их отсутствие;
- отрицательное мнение – были обнаружены значительные искажения, которые затрагивают несколько форм отчетности;
- отказ от выражения мнения – по факту аудита не были получены доказательства, достаточные для выражения мнения о комплексном и существенном влиянии невыявленных искажений отчетности.
Даже если аудитор отказывается выражать мнение по итогам проверки, это считается полноценным аудиторским заключением.
Стандарты и нормативные документы аудиторской деятельности
Деятельность аудиторских контор строго регулируется со стороны законодательства. Ниже рассмотрим четырехуровневую систему нормативных документов.
Документы 1-го уровня:
- Указы Президента России;
- Постановления Правительства России;
- Законодательные акты РФ.
Документы 2-го уровня:
- Федеральные стандарты (правила) РФ с едиными требованиями к порядку ведения аудиторской деятельности, оценке качества и оформлению аудита и сопутствующих услуг, порядку подготовки специалистов и оценки их квалификации. 11 правил первой и второй очереди утверждены Правительством России и являются обязательными.
Документы 3-го уровня:
- Внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений;
- Нормативные акты отдельных ведомств и министерств РФ по осуществлению и организации аудита.
Документы 4-го уровня:
- Собственные стандарты аудиторских фирм или индивидуальных аудиторов, которые разрабатываются с учетом своей практики и нормативных актов предыдущих трех уровней.
Вот основные нормативные документы, которыми регламентирована аудиторская деятельность в РФ:
- Федеральный Закон от 03.07.2016 N 360-ФЗ (О внесении сведений о членстве в СРО и о результатах обязательного аудита);
- Постановление Правительства РФ от 11.06.2015 N 576 (Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории России);
- Приказ Минфина РФ от 05.08.2015 N 122н (Об утверждении Порядка проведения экспертизы применимости документов, содержащих международные стандарты аудита, на территории России);
- Информационное сообщение Минфина России от 01.12.2015 (О международных стандартах аудита);
- Федеральный Закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ (Об аудиторской деятельности);
- Федеральный Закон от 01.12.2014 N 403-ФЗ (О выполнении требования к количеству членов саморегулируемой организации аудиторов);
- Федеральный Закон от 30.12.2008 307-ФЗ (Статья 18. Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов);
- Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в РФ;
- Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте России.
Какие ошибки чаще всего находят аудиторы
Проводя аудит финансового состояния организации, специалисты находят многочисленные погрешности и ошибки. К самым частым из них относятся:
- бесконтрольное формирование бухгалтерской отчетности или недостаточный контроль за этим процессом;
- составление бухгалтерской отчетности за год без предварительной инвентаризации;
- несоблюдение периодичности и сроков проведения инвентаризации, порядка фиксации ее результатов в документах;
- несоблюдение сотрудниками порядка ведения учета, прописанного в учетной политике фирмы;
- не предусмотрены резервы (по отпускам, сомнительных долгам, под удешевление материальных ценностей);
- отсутствует резервный капитал у АО и других организаций, устав которых предусматривает его создание.
Часто задаваемые вопросы
Да, часто аудит инициирует само предприятие (его руководитель или собственник). Обычно его проводят при смене главного бухгалтера, директора, а также когда есть сомнения в корректности ведения учета и его достоверности.
Да КоАП предусматривает штраф в случае первичного отсутствия обязательного аудиторского заключения в размере от 5 до 10 тыс. руб. для должностных лиц. Если нарушение повторяется, сумма достигает 20 000 руб. или применяется дисквалификация должностного лица на срок от 1 до 2 лет.
При непредоставлении аудиторского заключения акционерам предусмотрен штраф для компании от 500 до 700 тыс. руб., для руководителя – от 20 до 30 тыс. руб.
Также за несвоевременное раскрытие информации или ее непредоставление (в случае непередачи в налоговый орган и неразмещения в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности экономических субъектов) предусмотрены финансовые санкции. Сумма составляет от 5 до 10 тыс. руб. При повторном нарушении – от 10 до 50 тыс. руб. или дисквалификация работника на срок от 1 до 3 лет.
Аудит может проводиться независимой аудиторской конторой, в штате которой есть специалисты-аудиторы. Для осуществления такой деятельности аудитор должен сдать экзамен, получить аттестат и вступить в СРО.
Аудируемая компания имеет право поставить собственные задачи перед аудитором, которые дополнят и расширят обязательную проверку. Таким образом, фирма сможет получить не только аудиторское заключение, но и комплексную информацию по интересующим вопросам, а также рекомендации по устранению возможных недочетов.
Заключение
Аудит – это не просто способ отчитаться о деятельности компании перед контролирующими и надзорными органами. Это реальная возможность провести комплексное исследование финансовой, бухгалтерской работы на предприятии, получить детальный разбор каждой проблемы с профессиональными рекомендациями по ее устранению. Специализированные аудиторские конторы имеют лицензию и несут ответственность за результаты своей работы и выданные заключения. Поэтому, выбирая фирму, которая будет проводить проверку, важно делать ставку на профессиональных специалистов.
Алексей Ефремов
Финансовый консультант
Все статьи автора
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите
ctrl
+
enter
1. Общий план проведения аудита составляется для:
1) согласования порядка проведения аудиторских процедур;
2) определения уровня существенности и аудиторского риска;
3) для достижения эффективности и результативности аудита;
4) + все ответы правильные.
2. Аудиторский риск – это:
1) опасность необнаружения ошибок системой внутреннего контроля;
2) опасность необнаружения существенных ошибок в процессе проведения выборочной проверки;
3) + опасность составления неверного заключения о результатах финансовой отчетности;
4) риск, присущий бизнесу клиента, обусловленный характером и условиями деятельности организации
3. Укажите верное утверждение:
1) риск внутреннего контроля может быть снижен в результате аудиторской проверки.
2) собственный риск не изменяется в зависимости от вида деятельности компании.
3) + если риск контроля низок, то аудитор может уменьшить объем выборки.
4) нет правильного ответа.
4 — Тест. Наиболее традиционной является следующая методика выполнения аудита:
1) + бухгалтерская;
2) юридическая;
3) отраслевая;
4) нет правильного ответа.
5. Основные положения методики проведения аудита не включают:
1) нормативное обеспечение аудита;
2) предметную область проверки;
3) методику проверки основных разделов учета;
4) + нет правильного ответа.
6 Рабочая документация – это:
1) аудиторский отчет;
2) аудиторское заключение;
3) + записи по время проведения аудиторских процедур;
4) документация по составлению договора на проведение аудита.
7. На количество и состав рабочих документов аудитора не влияет:
1) квалификация аудитора;
2) + квалификация руководства проверяемого предприятия;
3) условия договора на проведение аудита;
4) наличие эксперта.
8. Заключительному этапу проведения аудита не соответствуют такие документы:
1) + план аудита;
2) аудиторский отчет;
3) аудиторское заключение;
4) все ответы не правильные.
9. Аудиторское заключение подписывает:
1) + только руководитель аудиторской фирмы;
2) руководитель аудиторской фирмы и аудитор, которые непосредственно проводил аудиторскую проверку;
3) руководитель аудиторской фирмы и руководитель проверяемого предприятия;
4) все аудиторы, принимающие участие в проверке, и текст заключения утверждается руководителем аудиторской фирмы.
10. К видам аудиторского заключения нельзя отнести:
1) условно-положительное заключение;
2) + условно-отрицательное заключение;
3) безусловно-положительное заключение;
4) отрицательное заключение.
11. При наличии фундаментального несогласия обычно составляется:
1) положительное заключение;
2) условно-положительное заключение;
3) + отрицательное заключение;
4) отказ от выдачи заключения.
12. Система контроля за соблюдением порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля – это:
1) внутренний учет;
2) + внутренний аудит;
3) внутрихозяйственный контроль;
4) нет правильного ответа.
13. Процесс изучения законности, целесообразности и достоверности хозяйственных операций – это:
1) изучение выявленных в операциях нарушений;
2) формулирование аудиторских версий;
3) изучение хозяйственных операций;
4) + сбор аудиторских доказательств.
Тест — 14. Аудиторские доказательства, включающие в себя информацию, полученную от проверяемого субъекта в письменном или устном виде, – это:
1) + внутренние аудиторские доказательства;
2) внешние аудиторские доказательства;
3) смешанные аудиторские доказательства;
4) нет правильного ответа.
15. Проверка арифметической точности первичных документов называется:
1) взаимным контролем;
2) хронологической проверкой;
3) подтверждением;
4) + подсчетом;
5) нет правильного ответа.
16. Сбор информации у работников предприятия или за его пределами называется:
1) наблюдением;
2) + опросом;
3) встречной проверкой;
4) аналитическими процедурами.
17. Какое из нижеследующих утверждений неверно?
1) выборка при осуществлении аудита проводится с целью сокращения объема работ;
2) результаты анализа выборочной совокупности экстраполируются на генеральную совокупность;
3) + формальный подход к выборочному исследованию более предпочтителен, чем неформальный;
4) нет правильного ответа.
18. Какое из нижеследующих утверждений верно?
1) + объем выборки зависит от уровня риска выявления;
2) объем выборки не зависит от уровня существенности;
3) объем выборки зависит от уровня собственного риска;
4) нет правильного ответа.
19. К этапам организации аудиторской выборки не относится:
1) проверка репрезентативности выборки;
2) определение методов отбора;
3) + определение размера совокупности факторов, влияющих на выборку;
4) определение цели выборочной проверки.
20. К функциям внутреннего аудита нельзя отнести:
1. Проверку внутреннего контроля.
2. Проверку всех звеньев управления.
3. Работу над специальными проектами.
4. + Нет правильного ответа.
21. К итоговым документам аудиторской проверки не относятся:
1. Документы по оценке аудиторского риска.
2. Результаты экспертизы привлеченного специалиста.
3. Общий план проведения аудита.
4. + Все ответы правильные.
22. К видам выборочной проверки нельзя отнести:
1. Атрибутивную.
2. + Нормальную.
3. Количественную.
4. Нет правильного ответа.
23.Тест. Аудиторские доказательства, включающие в себя информацию, полученную от третьих лиц в письменно виде:
1. Внутренние аудиторские доказательства.
2. + Внешние аудиторские доказательства
3. Смешанные аудиторские доказательства.
4. Нет правильного ответа
24. К целям составления рабочих документов не относится:
1. + Помощь в привлечении клиентов.
2. Обеспечение юридической обоснованности проведения аудита.
3. Контроль рабочего времени аудита.
4. Обоснование выбора методики и приемов проведения проверки.
25. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности клиента представляет собой:
1. Подтверждение аудиторской фирмой правильности и точности исчисления всех показателей финансовой и статистической отчетности.
2. Акт проверки финансово-хозяйственной деятельности.
3. + Мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности заказчика.
4. Рекомендации по устранению выявленных недостатков в ведении учета.
26. К этапам организации аудиторской выборки не относится
1. + Определение величины оплаты за данный вид работ.
2. Определение единицы наблюдения.
3. Определение порядка распространения данных.
4. Определение единицы отбора
27. Аудиторские доказательства — это
1. Аудиторские версии по фактам проверки.
2. + Информация для формирования мнения о достоверности отчетности.
3. Записи, составленные в ходе проведения аудита.
4. Нет правильного ответа.
28. Основные требования, предъявляемые к рабочей документации не включают:
1. Отражение информации, относящейся к предыдущему и будущему периоду.
2. Оценка финансовой отчетности с установленными признаками и критериями.
3. Содержать используемые сокращения или условные обозначения.
4. Указание фамилии аудитора, даты, подписи.
5. + Нет правильного ответа.
30. Основной целью аудиторской проверки является:
+1. придание бухгалтерской отчетности достоверности
2. выявление скрытых от налогообложения доходов
3. проверка правильности оформления первичных документов по кассе
31. Аудитор это:
1. внештатный бухгалтер, курирующий работу рядовых сотрудников бухгалтерии
+2. независимый эксперт, проверяющий финансовую и налоговую отчетность организации
3. сотрудник налоговой службы, проверяющий правильность начисления налогов организацией
32. Основной целью аудита не является
1. Проверка правильности и достоверности обязательной отчётности организации
+ 2. оказание услуги и получение прибыли за выполнение аудиторской проверки
3. Анализ соблюдения предприятием норм действующего законодательства.
33. Аудит, базирующийся на риске, означает:
— Внеочередную проверку со стороны государственных надзорных органов
— Проверку наиболее экономически неустойчивых видов деятельности предприятия
+ Выборочную проверку работы предприятия, а именно, проверку критических точек
34. Неотъемлемый риск – это:
— Вероятность обнаружения нарушений ведения оборотно-сальдовых ведомостей
+ Явление, которое характеризует вероятность искажения сальдо счета или класса операций
— Риск обнаружения хотя бы одной существенной ошибки в бухгалтерской отчетности при проведении государственной аудиторской проверки
35. Внешний контроль качества аудита осуществляет:
— Министерство финансов РФ
+ Саморегулируемые организации аудиторов по отношению к своим участникам
— Федеральное агентство по контролю за аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами
36. Обязательный аудит проводится:
+ Ежегодно
— 1 раз в 3 года
— 1 раз в 5 лет
37. Чем вызвана потребность в аудите?
— Необходимостью получить информацию для разработки стратегических планов
— Желанием руководства предприятия убедиться в его финансовой состоятельности
+ Необходимостью подтвердить достоверность и правдивость документов бухгалтерской и финансовой отчетности
38. По итогам обязательного аудита готовится:
— Финансовый бюллетень субъекта хозяйствования
+ Информационное сообщение аудитора для руководства субъекта хозяйствования и/или аудиторское заключение
— Отчет аудитора и практические рекомендации
Добавить в «Нужное»
Планирование аудиторской проверки
Планирование является важным этапом многих процессов и видов деятельности. Аудиторская деятельность не является исключением. Планирование аудиторской проверки является важнейшей процедурой, предшествующей самой проверке и определяющей ее стратегические цели, объем, время аудиторских процедур. В рамках данного этапа определяются конкретные направления аудита и распределяются обязанности. Главное требование к планированию аудита — это эффективность самой проверки.
Общие принципы планирования аудиторской проверки
Планирование аудита начинается до написания письма-обязательства и до составления и подписания договора об оказании аудиторских услуг с экономическим субъектом. Комплексность, непрерывность и оптимальность — вот основные принципы аудиторской проверки. Рассмотрим каждый из них.
Комплексность при планировании аудита обозначает, что аудитор рассматривает организацию как целостную систему и при планировании взаимоувязывает и согласовывает все этапы и элементы аудиторских процедур.
Непрерывность при планировании аудита выражается в том, что аудитор понимает взаимосвязь между структурными подразделениями экономического субъекта и параллельно обозначает задания группе аудиторов в рамках проверки аналогичных вопросов во всех подразделениях. Кроме этого, данный принцип обозначает, что в рамках самой проверки планирование подлежит постоянной корректировке в связи с выявленными обстоятельствами при аудиторской проверке.
Что касается принципа оптимальности, то именно это принцип выражается в вариативности аудиторских методов, критериев проверки. Аудитор самостоятельно исходя из критериев оптимальности аудита для конкретно взятой организации и с учетом внутрифирменных стандартов определяет варианты общего плана аудита и детальной программы аудиторской проверки.
Этапы планирования аудита
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» устанавливает Стандарт N 3, который так и называется — планирование аудита. Первоначально аудитор должен составить общий план аудита, исходя из имеющихся у него сведений об организации. Общий план должен составляться с учетом таких факторов, как:
- общая экономическая ситуация в отрасли;
- особенности составления финансовой отчетности проверяемой компании;
- система бухгалтерского учета и организация внутреннего контроля (особое внимание уделяется учетной политике);
- риск и существенность (определение наиболее важных областей для аудиторской проверки, определение уровня существенности и риска);
- объем работ и время, необходимое для выполнения аудиторских процедур.
Именно составление общего плана аудиторской проверки позволит аудитору в дальнейшем составить детальную программу проверки.
Программа аудита, ее составление также являются неотъемлемым этапом планирования аудиторской проверки. Программа аудита фактически представляет собой детальные инструкции аудитора, что, когда и где проверять, а также служит средством контроля за временным исполнением проверки. При составлении программы аудита аудитор обращается к разработанному общему плану и фактически его детализирует, наполняя форму проверки содержанием.
Общий план и программа аудита могут и должны корректироваться, если того требует ситуация, если аудитор в рамках проверки обнаруживает, что необходимо проверить сопряженный участок или более глубоко изучить отдельный вопрос. В этом случае в план и программу вносятся соответствующие изменения с обязательным документальным обоснованием.
Приказ Минфина России от 30.12.2016 N 822
(ред. от 27.07.2018)
«Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита»
Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен
по расписанию:
- по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
- в выходные и праздничные дни в любое время
Вы можете заказать документ на e-mail