План поэтапного руководства музыкальной игрой сказкой для детей старшего дошкольного возраста

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально- игровой досуг «Сказка про мышку»

Рекомендую проводить досуг в младших группах….

Перспективный план развития руководства театрализованной игрой (игрой-драматизацией) по сказке «Колобок»

Перспективный план развития руководства театрализованной игрой (игрой-драматизацией) по сказке «Колобок»…

Развёрнутый план работы по руководству музыкальной игрой-сказкой «Спящая красавица»

Представляю разработку развёрнутого плана работы поэтапного руководства музыкальной игрой — сказкой «Спящая красавица» для детей старшего возраста с выделением этапов работы. Материал рекомендую музык…

Сказки-«шумелки» как вид музыкально-игровой деятельности в процессе музыкального воспитания дошкольников

Материалы будут  полезены в работе воспитателей, музыкальных руководителей детского сада…

Музыкально — игровой досуг «Сказка про мышку».

Развлечение для детей средней группы….

Конспект совместной музыкально-игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью подготовительной группы, родителей и педагогов, в рамках долгосрочного проекта «Семья, что может быть дороже» Авторская музыкальная сказка «Семья-цветущий сад

Авторская музыкальная сказка «Семья-цветущий сад»…

Музыкально – игровое занятие «Мир музыкально искусства – мир сказки»

Цель:  Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности. Задачи: Обучающие:  Продолжать приобщать детей к традициям русской народной культ…

План поэтапного руководства музыкально-игровой сказкой «Золушка» для детей старшего дошкольного возраста»

Заворуева О.Г.

30.10.2017

Автор:
Коваленко Светлана Анатольевна Музыкальный руководитель, МДОБУ № 13, Россия, Приморский край, г.Дальнегорск

Цель: Развивать методические умения педагога планировать музыкально-игровую деятельность дошкольников: овладение способами поэтапного проектирования процессов развития музыкальной игры-сказкидля старших дошкольников.

Музыкальная сказка о гномах.

ЦЕЛЬ: Эстетическое развитие детейна материале сказки.

ЗАДАЧИ:

1.Расширить эстетические интересы детей посредством интеграции музыкальной и художественной деятельности;

2.Развивать творческое воображение;

3. Создать условия для развития умственной активности;

4.Поощрять проявления творческой самостоятельной активности в поисках способов выразительного исполнения роли.

1.ПЛАН.

Этапы руководства музыкальной сказкой.

1. Подготовительный. Написание сценария сказки, доступной возрасту,

от лица автора ,включающей короткие реплики для произнесения или пропевания детьми.

2. Подбор музыкального сопровождения к сюжету и образам сказочных героев.

3.Ознакомительный.Необходимо донести до детей смысл, содержание сказки, помочь прочувствовать выразительность музыкальных характеристикобразов и героев сказки.

Методы, применяемые педагогом на ознакомительном этапе работы: Словесный, наглядно-слуховой, метод первоначальной ориентировки в произведении, метод контрастного сопоставления, методы уподобления характеру художественного образа, метод творческой интерпретации содержания музыкального произведения.

4.Поисково-творческий этап . Решается задача вслушивания в музыку, различение и запоминание музыкальных характеристик образов сказки и поиск вариантов передачи настроений музыки в движениях. Включение в этап игровых заданий.

Методы, используемые в этом периоде работы: группа словесных методов; метод моделирования художественно-творческого процесса; метод озвучивания интонации разными способами( вербальной, ритмической, инструментальной, вокальной); методы интерпретации и фантазирования, методы определения художественного контекста; методы творческого сюжетосложения, основанного наанализе драматургии музыкального произведения, и моделирования художественно-творческого процесса.

5. Творческий этап. Определены актеры, сказка проигрываются фрагментами, а также целиком. Закрепление и творческое применение в импровизированном развитии сюжетной линии сказки. Действие сказки обогащается разными видами музыкальной деятельности.

Методы творческого этапа: метод рассуждения о художественном произведении; метод сопереживания; метод обобщения.

От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.

Музыкальная игра-сказка как средство развития речевого творчества дошкольников Печать

Веселова Ирина Сергеевна

музыкальный руководитель

ГБОУ СОШ №1 пгт.Суходол

Сергиевского района Самарской области,

структурное подразделение – детский сад «Алёнушка»

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА-СКАЗКА, КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ

РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация:В статье представлены характерные признаки, виды и задачи одной из современных форм развития детского речевого творчества – музыкальной игры-сказки, а также подробно описаны этапы руководства музыкальной игрой сказкой на примере «Спящей красавицы» Ш.Перро.

Ключевые слова:сюжетно-ролевая игра, музыкальная игра-сказка, ценностно-смысловое восприятие музыки, речевое творчество старших дошкольников.

Современное общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем. Музыкальная игра-сказка – одна из важнейших современных форм развития детского творчества. Это развернутая творческая сюжетно-ролевая игра, объединяющая в своем содержании музыку, литературу, театр, танец, изобразительное искусство, при ведущей роли музыкально-художественного содержания.

Характерными признаками музыкальной игры-сказки является:

· наличие музыкальных образов (лейтмотивов) у каждого героя сказки,

· созвучность литературной и музыкальной драматургии в сказке,

· возможность включения в содержание игры разнообразных видов музыкальной и художественной деятельности дошкольников,

· наличие игровых правил, соотнесенность игровых действий с музыкальными характеристиками героев сказки,

· возможность многократного усиления художественных впечатлений в процессе познания детьми культурных ценностей.

В соответствии с ведущей деятельностью детей в процессе игры, различают следующие виды музыкальных игр-сказок:

· Музыкальная игра-сказка-балет: ритмопластические импровизации в сочетании с ролевыми диалогами и сценическими постановками

· Сказка-опера: вокальное творчество, мелодекламация, музыкальные вокальные интонации в репликах и подпевании мелодии.

· Сказка драматический спектакль: ритмопластические импровизации в сочетании с ролевыми диалогами и сценическими постановками

Форма музыкальной игры-сказки позволяет решать серьёзные творческие задачи в доступной дошкольникам игровой форме:

· формировать ценностно-смысловое восприятие и расширять музыкальный кругозор воспитанников в процессе ознакомления с шедеврами мировой музыкальной культуры и литературы;

· развиватьсвязную монологическую и диалогическую речь, используя всё многообразие простых и сложных синтаксических конструкций литературного языка;

· активизировать воображение ребёнка, глубину его эмоционального сопереживания персонажам, в результате чего у дошкольника не только появляются новые знания, развивается гибкость и оригинальность мышления, но и самое главное — формируется новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Музыкальная игра-сказка требует слаженной, вдумчивой и поэтапной работы всего педагогического коллектива, а также непременного привлечения к воплощению семей воспитанников. Приведём пример поэтапного руководства музыкальной игрой-сказкой «Спящая красавица» по мотивам Ш.Перро.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: необходим музыкальному руководителю для самоподготовки к предстоящей работе. Для начала потребовалось глубже ознакомиться с содержанием сказки Ш.Перро (и либретто одноименного балета), восстановить его в памяти с позиции предстоящей подачи его дошкольникам. В виду невозможности (и ненужности) охвата всех сюжетных линий литературного и музыкального источника, нужно было выделить одну из линий, освободить её от лишних персонажей и поворотов сюжета. После этого можно было приступать к отбору музыкального репертуара, раскрывающего образы персонажей. Нужно точно определить продолжительность каждого фрагмента по времени и вид музыкальной деятельности ребёнка в момент его звучания (пантомима, пластический этюд, подготовленная хореографическая композиция, игра на музыкальных инструментах и др.).

Желательно, чтобы музыкальные образцы были яркими «лейтмотивными», со своим неповторимым «лицом», сменяли друг друга по принципу контраста, доводили сюжет до кульминации, выстраиваясь в логичную цепочку и раскрывая главную мысль произведения.

ЭТАП 1: Знакомство с первоисточником. Сказочный мир Шарля Перро неоднократно вдохновлял русских композиторов, в творчестве которых его персонажи обретают второе рождение. Все эти особенности делают сказки Ш.Перро прекрасным материалом для воспитания (в том числе и музыкального) дошкольников.

Начиная работу с детьми, очень важно провести беседу об известном сказочнике, вспомнить его сказки, которые знакомы ребятам и давно ими любимы. Можно организовать выставку в книжном уголке, посвящённую творчеству Ш.Перро, благо для этого имеются серьёзные поводы:

· в 2017 году исполняется 320 лет хрестоматийному изданию «Спящей красавицы» (1697г.),

· 2018 год – год 390-летия со дня рождения писателя (1628г.),

· а в 2019 году 130 лет исполнится одноименному балету Петра Ильича Чайковского (1889г.).

Чтобы привлечь внимание семей воспитанников к предстоящей работе, можно организовать литературную викторину с их участием, или устроить конкурс книжек-самоделок по сказкам Ш.Перро. Самое главное – пробудить интерес дошкольников и их семей к любимым произведениям великого сказочника.

ЭТАП 2: Знакомство с музыкальными фрагментами балета по сказке «Спящая красавица» можно начинать исподволь: ведь многие из них могут быть использованы в режимных моментах и в образовательной деятельности детей, не связанной с музыкой. Например:

· «Вальс» даст и детям и педагогам превосходный эмоциональный настрой на утреннем сборе;

· Вариации Феи Искренности и Феи Хлебных крошек могут фоном сопровождать детскую изодеятельность;

· Антракт и сцена охоты из 2-го действия добавят бодрости и чёткости движениям дошкольников в физической деятельности;

· А лейтмотив Феи Сирени или Adagio Авроры – успокоят ребят перед дневным сном.

Считаю очень интересным и действенным метод «сюрпризных моментов» (внос атрибута). Когда утром, или по возвращении из музыкального зала, с прогулки в группе детей ожидает новый предмет. Применительно к нашей сказке это может быть: диадема, корона, волшебная палочка, охотничий рог, веретено и т.д. Воспитатель инициирует беседу о том, что это за предмет, какому герою он может принадлежать, как его можно использовать и пр. Такими «сюрпризами» могут быть аксессуары, элементы костюмов и декораций для последующей драматизации по мере их изготовления с помощью родителей или самих ребят в процессе образовательной деятельности.

ЭТАП 3: Когда ребята, что называется, «находятся в теме», наступает момент для проведения ряда тематических занятий в форме музыкальной гостиной по ознакомлению с творчеством П.И.Чайковского и, непосредственно, с балетом «Спящая красавица». Вместе с ребятами необходимо проанализировать характер сказочных персонажей, их переживания и эмоциональные состояния, мотивы их поступков. Разобрав выразительные средства музыкального языка, используемые композитором, можно связать их с определёнными мимико-пантомимическими движениями. Наряду с импровизацией в будущей музыкальной постановке могут быть использованы готовые (вставные) номера.

Для того чтобы научить детей понимать настроение, выраженное в пластике, мы играем в игры-этюды с самодельным лото «Танцующие человечки»: «Опиши позу», «Повтори позу», «Чья это поза», «Угадай настроение», «Оживи позу».

ЭТАП 4: Развиваем непосредственно-исполнительские умения воспитанников.

· Пересказываем содержание постановки или её фрагмента от лица любимого героя;

· Импровизируем диалоги, обращая внимание на тембр голоса, интонацию, эмоциональную окраску произносимых фраз;

· Проигрываем эпизоды при помощи плоскостного, теневого театра;

· Распределяем роли по желанию детей;

· В нашем саду имеется материал для проектирования сюжетно-ролевой игры «Театр» (билеты, гардеробные номерки, маркировка кресел, спецодежда обслуживающего персонала и т.п.). Организуем тематические игры: «Как мы зрителями стали», «Кто мы такие», «Найди своё место» и др.

· Назначаем «день премьеры», изготавливаем афишу и пригласительные билеты для гостей.

Овладение детьми навыками творческой продуктивной речевой деятельности в процессе музыкальной игры-сказки способствует развитию фантазии и воображения ребенка; памяти и внимания, развитию восприятия; активизации и обогащению словарного запаса; при этом совершенствуется структура речи и произношение; усваиваются нормы построения предложения и целого текста.

Список литературы:

1. Безбородова, Л.А. Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие / Л.А. Безбородова. — М. : ФЛИНТА, 2014.- 270 с.

2. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. – М. : Просвещение, 1983. – 255 с.

3. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие / В.И. Волынкин. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 441 с.

4. Виноградов, Л.В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 160 с.

5. Груздова, И.В. Развитие музыкально-игрового творчества дошкольников / И.В. Груздова // Справочник музыкального руководителя. – 2012. — № 3. – С. 4-11.

6. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.

7. Деркунская, В.А. Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкально-театрализованной деятельности / В.А. Деркунская, Е.А. Цапаева // Справочник музыкального руководителя. – 2014. — № 1. – С. 5-18.

8. Радынова, О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова. – Дубна: Феникс+, 2011. – 352 с.

9. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Науч. рук. Ю.А. Лебедев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.

< Предыдущая   Следующая >

«Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»

Автор Топчий Ольга Владимировна музыкальный руководитель МБДОУ №56 г. Шахты

Актуальность проекта.

 Дошкольный период детства общепризнан начальным этапом развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Искусство является главным звеном в современном дошкольном образовательном процессе. Искусство благотворно влияет на развитие маленького гражданина.

Мир искусства – включает в себя литературу, живопись, музыку. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства.

Необходимо создавать условия для всестороннего развития личности ребёнкаразвития его творческих способностей. Наиболее ярко проявляются творческие способности в музыкальной деятельности.

У детей, которые часто соприкасаются с музыкой, более богатый мир чувств, они более отзывчивы на переживания других людей, более жизнерадостны, лучше воспринимают всё новое, хорошо учатся в школе. По моему убеждению у каждого воспитанника детского сада можно пробудить интерес и любовь к музыкеразвить музыкальный слух и голос.

Для приобщения детей к музыкальной деятельности в детском саду используются различные формы: непосредственно-образовательная деятельность, праздники, события, проводится индивидуальная работа, самостоятельная деятельность.

Понимание дошкольного образования как активизации работы души ребёнка заставляет нас искать новые пути приобщения дошкольников к произведениям мировой и художественной классики, выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных инновационных методов, способствующих решению этой проблемы, является проектный метод, использование которого предполагает интеграцию (взаимопроникновение видов искусств) на основе единого проекта. Кроме того, использование проектного метода в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников способствует развитию образовательного учреждения, гармонизации отношений педагогов, воспитанников и их родителей.

Давно доказано, что именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливается тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представление о красоте музыки, живописи и поэзии. Важно включить в этот процесс и родителей, которых необходимо убедить, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкально-эстетическом и художественном образовании детей. Работа с родителями – одно из важных направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Родители, хорошо зная своего ребёнка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его произведениями искусства, постоянно обогащать впечатлениями, используя такие средства воздействия как слушание музыки, чтение книг, рассказывание сказок, рассматривание репродукций картин и т. д.

Взаимодействие различных видов искусства (музыка-живопись, музыка- литература, литература-живопись и др.) и художественной деятельности детей в едином образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения даёт больше возможностей и открывает новый путь в ходе реализации проектного метода. Особенно популярным становится детский театр. Он, как центр притяжения, стягивает все виды искусства в одно целое и предоставляет для тёплой встречи своё «компромиссное пространство» об общности детской игры и театра говорить излишне. В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты и сцены из окружающей действительности.

Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Ребёнок оценивает любое явление с позиции его эмоциональной ценности

Сказка в музыке обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром. Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Музыкальная сказка полностью отвечает этому требованию. Она:

• развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций;

• развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки;

• дает возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке;

• развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисункетворческих заданиях, инструментовке, в инсценировании сказок;

• дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме, и настойчиво ждут продолжения.

Ориентация ребенка-дошкольника на ценности мировой музыкальной и художественной классики играет огромную роль в развитии эмоциональной сферыРазвитие эмоций, интересов, мышления, воображения, вкусов ребёнка на основе шедевров классической музыки, живописи и поэзии, способствует формированию основы его музыкально-эстетического сознания и общей духовной культуры в целом. Комплексное использование видов искусств помогает выявлению тематического единства, поиску общих изобразительно-выразительных элементов, объединяющих разные художественные образы.

Становление музыкально-эстетического и художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям — актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Целевая аудитория проекта: Дети, педагоги, родители

Цель: Формирование у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, создание богатого внутреннего мира ребёнка, развитие творческого потенциала детей старшего возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности.

Объект исследования :  проект «Сказка в музыке, как средство развития музыкально творческого потенциала старших дошкольников»

Предмет — педагогические условия, необходимые для эффективного испо —

льзования темы проекта для развития потенциальных музыкально- творческих возможностей детей старшей группы.

Гипотеза Если создать благоприятные условия для использования сказки в музыкальной деятельности, то возможно увлекательной игровой формой и интересным сюжетом сказки:

• развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки;

• выработать более совершенные умения и навыки исполнительства;

• расширить возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).

Задачи

• Теоретически обосновать тему, как способ ознакомления с классической музыкой, развития представлений детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения;

• приобрести практические знания и умения по внедрению данной темы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, выявить стиль взаимодействия с детьми «внутри» темы «Сказка в музыке»;

• проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста;

• разработать модель организации работы по теме «Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ для детей 5-7лет.

• обеспечение эмоционально-психологического благополучия и здоровья детей;

• накопление ребёнком опыта восприятия искусства;

• развитие творческого воображения;

• развитие ассоциативного мышления;

• активизация проявлений творчества.

Методы

• Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, музыкальной литературы и нормативных документов по проблеме.

• Изучение передового педагогического опыта по использованию технологии слушания музыкальных классических произведений.

• Моделирование и проектирование работы по теме «Сказка в музыке».

• Наблюдение, сравнение, обобщение, анкетирование родителей, качественный и количественный анализ музыкальных способностей детей.

Новизна проекта

В работе предпринята попытка изучения педагогических условий развития музыкально- творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность.

Теоретическая значимость проекта:

Заключается в разработке содержания и форм по формированию музыкально-эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность, которое предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса.

Практическая значимость проекта: Результаты исследования (материалы диагностики, методические разработки и конспекты мероприятий, методические рекомендации) могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений в процессе организации музыкально-эстетического развития детей.

Сроки реализации: с сентября 2018 года по май 2019 года

Содержание проекта:

• обеспечение интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• решение программных образовательных задач при проведении совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, в рамках непосредственно образовательной деятельности и при взаимодействии с семьями детей;

• построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;

• содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

• системность;

• сезонность;

• учёта возрастных особенностей;

• интеграция;

• координации деятельности педагогов;

• преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях ДОУ и семье.

Этапы проекта

Название, сроки Содержание работы

Результаты

1 этап

Подготовительный

Цель: Создание в группе системы социально — нравственного развития на отечественных традициях с учетом современного опыта.

сентябрь 2018 г. – октябрь 2018 г.

Подбор методического материала, фонотеки. Создание костюмов, декораций, театральных атрибутов. Разработка планирования работы над музыкальной сказкой, разработка интегрированных занятий. Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её актуальности, формулирование цели и задач проекта, прогнозирование o сформированности эмоционально-оценочного отношения к музыке.

— Развитое образное мышление и творческое воображение.

— Повышенный уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.

— Получение первого опыта самооценки.

Определение уровня знаний родителей по вопросам социально-нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста.

2 этап Основной

Цель: Организация образовательного процесса в соответствии с реализацией НИП

ноябрь 2018 г. — апрель 2019 г.

Разработка диагностического инструмента (критериев, показателей, дидактического материала) для отслеживания уровней эмоционально-ценностного отношения к музыке и творческого развития детей. Организация и проведение диагностического исследования.

• Проведение просветительской работы с педагогами ДОУ и родителями по актуальным аспектам музыкально-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста;

• Проведение бесед с детьми;

• Оформление книжного, театрального уголка;

• Систематизация накопленного материала. Материальное оснащение мониторинга.

Разработка конспектов интегрированных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по музыкально-эстетическому развитию.

Разработка комплекса методических рекомендаций для педагогов ДОУ и консультаций для родителей.

Положительная динамика уровня творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста.

Участие в семинарах и конференциях, посвященных проблемам дошкольного образования, опубликование тезисов докладов.

3 этап Заключительный

Цель: Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

май 2019 г.

• Проведение диагностики и анализ уровня музыкально-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность;

• Анкетирование педагогов и родителей;

• Обобщение результатов и подведение итогов;

• Разработка методических рекомендаций по музыкально-эстетическому развитию у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

  • Создание фотоматериалов по результатам проекта совместно с воспитателем;

  • Участие воспитанников в конкурсах  творческих работ.

  • Систематизация накопленного материала.

  • Внедрение различных форм работы в образовательное пространство ДОУ.

Инсценировка «Золотая рыбка» по мотивам сказки А.С.Пушкина; сценарий театрализованного представления «Этих дней не смолкнет слава».

Показ музыкальной сказки- «Проделки Нехочухи или Дед Мороз в Африке» для родителей и педагогов на праздничном утреннике.

Заключительная оценка уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыке и музыкально — творческой активности детей.

Итоговая диагностика по результатам реализации проекта.

Оценка всей музыкально – образовательной деятельности в ходе реализации проекта,

Сбор данных по результатам эксперимента.

Создание модели организации работы в образовательном процессе ДОУ.

Выдвижение новых целей

Критерии эффективности

1. Разработана программа репертуара для выступления с детьми в библиотеке.

2. Разработано и проведено две консультации для педагогов ДОУ и родителей детей старшей группы:

• «Зачем ребенку кукольный театр»,

• » Создаем театральный костюм»,

• «Музыкально-эстетическое воспитание в семье».

3. Оформлена папка – передвижки для педагогов ДОУ и родителей детей старшей группы:

• «Сказка в жизни ребенка».

4. Проведено 2 диагностических среза уровня музыкально-эстетического развития.

5. Показаны 2 презентации:

• «Сказка в музыке, как средство развития творческого потенциала старших дошкольников», «История создания книги».

• «Театральный уголок «Здравствуй, маска!» для педагогов ДОУ и родителей детей старшей группы.

7. Повысила уровень профессиональной компетенции пройдя обучение: курсы музыкальных руководителей «Организационно-педагогические условия музыкальной деятельности в соответствии с ФГОС ДО» ознакомясь с презентацией на тему «Развитие творческих способностей детей посредством театрального искусства».

8. К педсовету подготовила консультацию «Влияние музыки на развитие личности ребёнка через проектную деятельность»; проведено выступление с презентацией на тему «Музыка как средство развития творчества».

9. Разработан сценарий Юбилея детского сада и опубликован на сайте «Инфоурок» для педагогов, сотрудников и родителей.

10. Организованы мастер-класса для педагогов ДОУ:

• » Кукольный театр своими руками».

11. Разработано и проведено анкетирование для родителей детей старшей группы и анкетирование для воспитателей ДОУ.

12. Прочитано с детьми старшего возраста множество книг художественной литературы музыкально-эстетического направления.

13. Проведены беседы и музыкальные игры, являющиеся частью подготовки к театрализованным выступлениям.

14. Оборудован театральный уголок в музыкальном зале который содержит «Пальчиковый театр»«Театр картинок», коллекцию театральных масок.

15. Приняла участие, совместно с воспитателем, в создании театральной костюмерной, коллекцию атрибутов и декораций к сказкам и т. д.

16. Создана картотека:

• Музыкальных сказок и мюзиклов

• Иллюстраций к сказкам

• Художественной и музыкальной литературы

• Фонотека музыкального материала

17. Создана книга рисунков детей «Мой любимый сказочный герой»«Сказки Пушкина».

18. Организована выставка творческих работ детей и родителей«Наш домашний кукольный театр».

19. Принимала участие в подготовке помещения к встрече артистов Шахтинского театра, Ростовского театра ростовых кукол и других гостей ДОУ.

20. Проведены сезонные музыкально-игровые праздники:

осенью — «День матери»;

зимой — «Новый год», «Колядки», «День Защитников Отечества»«Масленица»;

весной —  «День птиц»праздник к Дню Победы «Этих дней не смолкнет слава»

21.Проведены музыкальные театрализованные представления«Новый год», «Золотая рыбка» (совместно с родителями).

22. Организована фотовыставка воспитателем группы  «Мы играем в сказку»

23. Проведены выступления с презентациями на педагогическом совете на тему «Музыка как средство развития творчества».

Предполагаемые результаты

1. Получение воспитанниками удовлетворения от результатов процесса перевоплощения, импровизации; ощущение собственной необходимости

и полезности от исполнения собственной роли.

2. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

• системность;

• сезонность;

• учёта возрастных особенностей;

• интеграция;

• координации деятельности педагогов;

• преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях ДОУ и семье.

Прогнозируемые результаты проекта:

Создать благоприятные условия для использования сказки в музыкальной деятельности, то возможно увлекательной игровой формой и интересным сюжетом сказки:

• развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки;

• выработать более совершенные умения и навыки исполнительства;

• расширить возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).

Благодаря литературным героям дети учатся оценивать свои поступки в различных ситуациях.

Дети владеют навыками драматизации, воспроизводят черты характера героя, используя мимику, жесты, речевую интонацию.

Дети охотно участвуют в театрализованных играх и представлениях. Они представляют театрализованное представление детям младших групп, родителям, выступая на утренниках и родительских собраниях.

Диагностический инструментарий (перечисление методик и их результаты, ссылки на приложение)

• Конспекты занятий по теме «Сказка в музыке».

• Творческие задания, направленные на:

— формирование музыкального и импровизационного творчества.

— восприятие музыкального образа через синтез искусств.

• Диагностическая методика по определению уровня формирования музыкального восприятия и передачи образа через различные виды художественно-творческой деятельности.

Диагностическая методика по развитию творческих способностей дошкольников. Котова Е. В., Кузнецова С. В. Романова Т.

Список литературы

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.

2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. Занятие 1

М., 2009.

3. Асафьев Б. В. «О музыкально — творческих навыков у детей». Ленинград, 1975.

4. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников (методическое пособие, М, – 2006.

5. Безгина Е. Н. Театральная деятельность дошкольников на английском языке. Метод, пособие. М., 2008.

6. Белобрыкина О. А. Волшебный мир домашнего театра. М., 1999.

7. Бельтюкова Г. В. Магнитный театр // Воспитатель ДОУ. 2008. № 12.

8. Березин В. И. Искусство оформления спектакля. М., 1986.

9. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 1994. — № 3.

10. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика». С-Пб,2000 г.

11. Буренина А. И. «Театр всевозможного»

12. Буренина А. И. «Коммуникативные танцы». С. —ПетербургМузыкальная палитра, 2004.

36. 13. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

14. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.

15. Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребенка» М.: Просвещение, 1967

16. Воронова В. Я. «Творческие игры старших дошкольников». М., Просвещение, 1971

17. Гончарова О. В. «Театральная палитра» Программа художественно-эстетического воспитания.

18. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2—

лет. Метод, рек., конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М., 2007.

19. Деркунская В. А. Игра и дошкольникРазвитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / СПб., 2004.

20. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. 2001. № 2.

21. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. М., 2001.

Ершова А. П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. Опыт, проблемы, перспективы. Ежегодник ИХО РАО. М., 2002.

22. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.

23. Караманенко Т. Н. «Кукольный театр – детям». М.: Просвещение,1982 г.

Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М., 2000.

24. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. — №11.

25. Мерзлякова С. И. Фольклор — музыка — театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками / М., 1999.

26. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М.: АРКТИ, 2004.

27. Торшилова Е. М., Морозова Т. В. Эстетические способности дошкольника: теория и диагностика. М., 1994.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мфу hp smart tank 515 инструкция по применению
  • Порошок противовоспалительный нимесил инструкция по применению
  • Мануал для mazda premacy
  • Левофлоксацин инструкция по применению цена уколы внутривенно
  • Мби 3 дезинфицирующее средство инструкция как разводить