План работы
классного руководителя с родителями
Абакаровой Н.Р.
на 2019-2022 уч.г.
Цель:
Формирование эффективной системы взаимодействия родителей и учителей для создания благоприятной среды по формированию коллектива, для создания условий развития личности, духовно богатой, способной адаптироваться в обществе. Повышение роли родителей в воспитании нравственно – ориентированной личности учащихся.
Задачи:
— повышение педагогической культуры родителей, пополняя арсенал их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе через организацию проведения родительского всеобуча, родительского университета;
-содействовать сплочению родительского коллектива, вовлекая в жизнедеятельность классного и школьного сообщества;
— оказывать родителям содействие в решении проблемных ситуаций, влекущих неблагополучие в семье, в детско — родительских отношениях через организацию индивидуальной консультационной работы;
— укреплять взаимодействие с семьей для повышения эффективности профилактической работы с учащимися по предупреждению правонарушений и преступлений;
-формировать единое информационное пространство, способствующее неконфликтному взаимодействию педагогов, детей, родителей.
Критерии эффективности:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Активное участие в жизнедеятельности классного и школьного сообщества.
- Устранение неблагополучной ситуации в семье, нормализация детско- родительских отношений. 4
- Результативность совместной профилактической работы по предупреждению правонарушений.
- Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.
План работы с родителями на 2019-2020 год
№п/п |
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки |
Результат |
1. |
Родительское собрание. Анкетирование детей и родителей. Разработка и утверждение плана работы совместно с учащимися и родителями. |
Классный руководитель родительский комитет класса |
Сентябрь 2020г. |
Создана инициативная группа. Выявлен круг интересующих вопросов. Составлен план мероприятий (с возможностью дальнейшей корректировки) |
2. |
Подведение итогов работы. |
Классный руководитель, родители. |
Май, 2020г. |
Планирование работы на новый учебный год. |
План работы классного руководителя с родителями на 2020-2021 учебный год.
Дата проведения |
Название мероприятия |
Содержание |
Сентябрь |
Организационное родительское собрание. Выборы родительского комитета. |
Фотовыставка «Семья и летние каникулы». Планирование работы на новый учебный год. |
Октябрь |
1. Заседание «Досуг наших детей». 2. Организация работы с одаренными детьми. |
Круглый стол. Консультация для родителей. |
Ноябрь |
1. Подготовка к фестивалю Дружбы народов. 2. «Участие в акции «Люблю тебя, мой край родной!», посвящённой 90 – летию ХМАО — Югры 3. Индивидуальная беседа с родителями об успеваемости обучающихся. |
Составление сценария выступления и назначение ответственных за организацию праздника. Посещение ЦДиЮТТ «Патриот». Помощь родителей в сопровождении детей в ЦДиЮТТ «Патриот». |
Декабрь |
1. Семейная программа для родителей и учащихся «По ступенькам познания» 2. Привлечение родителей к подготовке и проведению новогоднего праздника. 3.Коллективное творческое дело «Готовимся к новому году». 4. Родительское собрание «Формирование установок толерантного сознания ». |
Собрание родительского актива по вопросам организации зимних праздников. |
Январь |
1. Родительское собрание «Первые уроки школьной отметки». 2. Анкетирование родителей «Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка». |
Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка. |
Февраль |
1. Спортивный праздник (День Защитника Отечества). 3.Посещение городской библиотеки. 4. Подвижные игры на свежем воздухе. |
Организация и проведение праздника. Поздравления с 23 февраля мальчиков класса. Консультация.Помощь родителей в сопровождении детей в городскую библиотеку. Девиз: В здоровом теле – здоровый дух. |
Март |
1. Родительское собрание «Агрессия, её причины и последствия». 2. Праздник мам и бабушек «Славим женщину России» 3. Индивидуальные беседы и консультации. |
Обсудить с родителями причины агрессивности и её влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности, возможных путей её преодоления. Поздравления с 8 марта девочек класса. Консультация, советы родителям. |
Апрель |
3. Индивидуальные беседы с учителями-предметниками. 4. Подготовка к смотру строя и песни. |
Советы родителям, которые помогут учащимся повысить свою успеваемость. Назначение ответственных за подготовку к смотру строя и песни. Ребята примут участие в смотре строя и песни, посвященной Дню Победы. |
Май |
1. Родительское собрание «Организация свободного времени и отдыха в летние каникулы». 2. Знакомство с рекомендациями учителей-предметников на лето. |
Организация и проведение праздника «Прощай, 2 класс». Организация летнего отдыха обучающихся. |
Май |
Галерея достижений. |
Оформление фотоальбома «Мы вместе!» |
План работы классного руководителя с родителями на 2020-2021 учебный год.
Дата проведения |
Название мероприятия |
Содержание |
сентябрь |
1.Анкетирование родителей. 2. Уточнение социального паспорта класса. 3. Индивидуальные беседы и консультации. Индивидуальные встречи с родителями по успеваемости учащихся. 5.Выборы родительского комитета класса и планирование работы. Заседание родительского комитета. 6. Родительское собрание №1 в ЗУМ «Задачи на новый учебный год». «Режим дистанционного обучения». |
Сочинения «Семья и летние каникулы». Планирование работы на новый учебный год. |
октябрь |
1. Индивидуальные беседы и консультации. 2. Участие родителей и учащихся в школьных и классных мероприятиях. 3. Участие родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты. |
Круглый стол. Консультация для родителей. Составление сценария выступления и назначение ответственных за организацию праздника. |
ноябрь |
1. Педагогическая консультация для родителей. 2. Подготовка к празднику «День матери» |
Собрание родительского актива по вопросам организации зимних праздников. |
декабрь |
1. Организация новогодних праздников: — привлечение родителей в украшении классного кабинета; — организация новогодних подарков. 3. Участие родителей и учащихся в школьных и классных мероприятиях 4. Индивидуальные беседы и консультации. Индивидуальные консультации по чтению «Читаем быстро». 5.Родительское собрание №2 ЗУМ по итогам полугодия |
Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка. |
январь |
1.Индивидуальные беседы и консультации. 2. Групповые и индивидуальные консультации по русскому языку. Тематическая консультация для родителей «Как помочь ребёнку хорошо учиться». 2.Подготовка к празднику «Защитники Отечества». |
Консультация. Помощь родителей в сопровождении детей в городскую библиотеку. |
февраль |
2.Индивидуальные беседы и консультации. 3. Организация праздника к 23 февраля и 8 марта. |
Организация и проведение праздника. Поздравления с 23 февраля мальчиков класса. |
март |
1. Индивидуальные беседы и консультации. 2.Подготовка к празднику мам и бабушек. |
оздравления с 8 марта девочек класса. Консультация, советы родителям. |
апрель |
1.Индивидуальные беседы и консультации. Индивидуальные консультации с родителями слабоуспевающих детей. Индивидуальная работа с родителями детей, нарушающих дисциплину. 2. Участие родителей и учащихся в школьных и классных мероприятиях |
Обсудить с родителями причины агрессивности и её влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности, возможных путей её преодоления. |
май |
Подготовка к празднику «Прощай, 3 класс!». 2.Родительское собрание №3 «Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы …» 3. Рекомендации и советы родителям на лето. 4. Сбор заявок родителей о посещении учащимися класса летнего школьного лагеря. |
Планирование работы на новый учебный год. |
Сотрудничество с социальными партнерами:
1. Городская библиотека №5.
2. ЦДТ
3. ЦДиЮТТ «Патриот».
Функции Родительского комитета класса
- Содействует обеспечению оптимальных условий для организации обучения (оказывает помощь в части приобретения дидактических материалов, подготовки наглядных методических пособий).
- Координирует деятельность класса в подготовке обще школьных мероприятий.
- Проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся об их правах и обязанностях.
- Оказывает содействие в проведении классных мероприятий, экскурсий
- Участвует в подготовке школы к новому учебному году.
- Совместно с администрацией школы контролирует организацию качества питания обучающихся, медицинского обслуживания.
- Оказывает помощь администрации школы в организации и проведении общешкольных родительских собраний.
- Рассматривает обращения в свой адрес
- Взаимодействует с общественными организациями по вопросу пропаганды школьных традиций, уклада школьной жизни.
- Взаимодействует с педагогическим коллективом школы по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних обучающихся.
Права Родительского комитета
Комитет имеет право:
- Вносить предложения администрации и получать информацию о результатах их рассмотрения.
- Обращаться за разъяснениями к директору школы и председателю Управляющего совета.
- Выносить общественное порицание родителям, уклоняющимся от воспитания детей в семье.
- Поощрять родителей (законных представителей) обучающихся за активную работу в Комитете, оказание помощи в проведении общешкольных мероприятий и т.д.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПУШКИНСКАЯ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
СОВЕТСКОГО
РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО
Директор
МБОУ
«Пушкинская СШ»
от «___» _________2020г.
План
работы с родителями обучающихся «4-Б» класса
на 2020-2021 уч. год
Составила
классный руководитель: Кудусова Э.Б.
Дата |
Мероприятие |
Ответственный |
Отметка о выполнении |
Сентябрь |
Анкетирование «Мой ребёнок» |
Классный руководитель |
|
Сбор документов и справок для личного дела обучающегося, |
Классный руководитель |
||
Выбор родительского комитета, составление плана работы |
Классный руководитель |
||
Беседы ПДД, железнодорожных путях, о ОБЖД, «ребенок – |
Классный руководитель |
||
Беседы о здоровом питании, профилактики заболеваний, важность |
Классный руководитель |
||
Подготовка поделок для выставки «Дары природы» |
Классный руководитель |
||
Беседа с родителями слабоуспевающих обучающихся |
Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог |
||
Беседы школьного психолога с родителями детей из группы «риска» |
Классный руководитель Школьный психолог |
||
Посещение семей обучающихся |
Классный руководитель Соц. педагог |
||
Изучение интересов учащихся |
Классный руководитель |
||
Создать положительную мотивацию к обучению в школе |
Классный руководитель Школьный психолог |
||
Октябрь |
Педагогическая консультация «Трудности и радости школьной жизни» |
Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог |
|
Выявить трудностей в обучении с целью корректировки |
Классный руководитель Школьный психолог |
||
Индивидуальные беседы и консультации родителей (по |
Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог |
||
Родительское собрание Подвести итоги первой четверти. Рассказать о динамике процесса |
Классный руководитель |
||
Беседы о здоровом питании, профилактики |
Классный руководитель Мед. работник |
||
Ноябрь |
Педагогическая консультация «Трудности и радости школьной жизни» |
Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог |
|
Индивидуальные беседы и консультации родителей (по |
Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог |
||
Посещение семей обучающихся из группы «риска» |
Классный руководитель Соц. педагог |
||
Сбор документов для личных дел обучающихся |
Классный руководитель |
||
Создавать условия для сплочения классного коллектива, осознания |
Классный руководитель |
||
Беседы о здоровом питании, профилактики |
Классный руководитель Мед. работник |
||
Декабрь |
Новогодние праздники (школьный и классный) с привлечением |
Классный руководитель |
|
Беседы с родителями об успеваемости, поведении и посещаемости |
Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог |
||
Рекомендации для некоторых обучающихся о необходимости |
Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог |
||
Родительское собрание. Итоги адаптации. Выступление классного |
Классный руководитель |
||
Январь |
Выявить трудности в обучении с целью корректировки |
Классный руководитель |
|
Индивидуальные консультации и беседы с учителями –предметниками, |
Классный руководитель |
||
Контроль за внешним видом учащихся. |
Классный руководитель |
||
Беседы о здоровом питании, профилактики |
Классный руководитель Мед. работник |
||
Февраль |
Праздник вместе с семьей «Масленица» |
Классный руководитель |
|
Привлечение родителей к проведению классных |
Классный руководитель |
||
Индивидуальные беседы и консультации родителей (по |
Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог |
||
Привлечение родителей к проведению праздника «День защитника |
Классный руководитель |
||
Контроль за успеваемостью и посещаемостью обучающихся. Доведение |
Классный руководитель |
||
Педагогические консультации Трудности и радости школьной жизни» |
Классный руководитель |
||
Выявить трудности в обучении у некоторых обучающихся, с целью корректировки |
Классный руководитель |
||
Март |
Привлечение родителей к проведению Праздника 8Марта |
Классный руководитель |
|
Индивидуальные беседы и консультации родителей (по |
Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог |
||
Праздник вместе с семьей «Масленица» |
Классный руководитель |
||
Беседы о здоровом питании, профилактики |
Классный руководитель Мед. работник |
||
Родительское собрание. Итоги III четверти |
Классный руководитель |
||
Апрель |
Индивидуальные беседы и консультации |
Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог |
|
«Книжкина неделя» Ремонт учебников |
Классный руководитель Библиотекарь |
||
Май |
Подведение итогов учебного года |
Классный руководитель |
|
Сбор данных о летнем отдыхе обучающихся |
Классный руководитель |
||
Беседы о здоровом питании, профилактики |
Классный руководитель Мед. работник |
||
Провести анкетирование «Удовлетворенность школьной жизнью» |
Классный руководитель |
||
Привлечь родителей к организации похода |
Классный руководитель |
||
Провести итоговую рефлексию с родителями по вопросу «Как изменился мой ребенок. Что появилось нового! |
Классный руководитель |
Цели:
- помочь
родителям в повышении их педагогической культуры; - подготовить
родительский коллектив к большей
самостоятельности и гибкости в
общении с педагогами;
- развивать
коммуникативные способности родителей в классном
родительском коллективе;
- способствовать
снижению факторов риска в детско-родительских отношениях
Задачи:
- знакомить
родителей с перспективами развития детского коллектива и дать им возможность
стать активными участниками классных дел; - проводить
просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологического
просвещения с привлечением различных специалистов, возможно, из среды
самих же родителей; - создавать
условия для принятия совместных решений по вопросам жизнедеятельности
классного коллектива.
Примерный план работы родительского комитета «4-Б » класса
№ |
Мероприятия |
Сроки |
1 |
Выборы родительского комитета |
сентябрь |
2 |
Распределение обязанностей среди членов родительского комитета |
|
3 |
Утверждение плана работы |
|
4 |
Организация совместных дел детей и родителей |
|
5 |
Создание банка данных родительских ресурсов |
Сентябрь-октябрь |
6 |
Оказание помощи классному руководителю при проведении классных и |
|
7 |
Помочь в ремонте кабинета |
В течении года |
8 |
Выработка решений по организации действий и выделении |
В течении года |
9 |
Организация совместных дел детей и родителей |
В течении года по плану классного руководителя |
10 |
Заседания родительского комитета |
По мере необходимости |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ учащихся 6 класса
Цель:
-
Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции.
Задачи:
-
включение родителей в совместную со школой воспитательную деятельность.
-
оказание помощи родителям в семейном воспитании.
-
совместная со школой организация социальной защиты детей.
-
организация ЗОЖ ребенка в семье и в школе.
Прогнозируемый результат:
-
положительное сотрудничество родителей с коллективом школы, избежание конфликтов в воспитании детей.
Основные направления работы
1) Индивидуальные беседы по результатам учебной деятельности учащихся.
2) Организация встреч родителей с учителями-предметниками.
3) Индивидуальные беседы по вопросам поведения детей в школе.
4) Участие в родительских собраниях по плану школы.
Тематика родительских собраний
Сентябрь |
|
Октябрь |
«Возрастные особенности шестиклассника» |
Декабрь |
«Семейные традиции в формировании у ребёнка желания трудиться» |
Февраль |
«Первые проблемы подросткового возраста» |
Май |
«Вот и стали мы на год взрослей. Подведение итогов прошедшего учебного года. Организация летнего отдыха школьников» |
Задачи родительского комитета:
Оказывать помощь в организации учебно-воспитательного процесса
Участвовать в организации сотрудничества родителей, классного руководителя, учителей, администрации школы
Помогать в решении хозяйственно-бытовых вопросов в классе, в школе
План работы с родителями
№ п/п |
Содержание |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Участие родителей в управлении
|
В течение года |
Классный руководитель, председатель РК |
2. |
Родительские собрания: 1. «Возрастные особенности шестиклассника». Вопросы: 1.Возрастные особенности шестиклассника. 2. Организация учебно-воспитательного процесса в 6 классе. 3. Планирование учебного года. 4. Выборы родительского комитета. 2. «Семейные традиции в формировании у ребенка желания трудиться». Вопросы: 1.Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться. 2. «Информационная безопасность учащихся». 3.Разное. Подведение итогов первого полугодия. 1.Итоги 2 четверти. Перспективы на 3 четверть. 2.О сохранении здоровья и жизни обучающихся во время проведения новогодних праздников и зимних каникул. 3.Разное. День открытых уроков (по мере необходимости). 3. «Первые проблемы подросткового возраста» Вопросы: 1. Первые проблемы подросткового возраста 2. Проблемы поведения учащихся в школе и дома, о пропусках учащимися уроков и о качестве знаний по отдельным предметам. 3. Подростковый суицид. Как предотвратить трагедии. 4. Разное. 4. «Итоги учебного года. Организация летнего отдыха школьников». Вопросы: 1.Итоги учебного года. Наши достижения. 2.Организация летнего отдыха обучающихся. 3.Обеспечение обучающихся школьной формой установленного образца. 4.Ремонт кабинета. 5.Инструктажи по технике безопасности во время летних каникул. |
Октябрь Декабрь В течение года Март Май |
Классный руководитель, Классный руководитель, Классный руководитель, Классный руководитель, |
3. |
Консультации для родителей по вопросам воспитания детей |
Еженедельно |
Классный руководитель |
4. |
День открытых дверей «Добро пожаловать в наш класс: на урок, классный час, мероприятие!» |
В течение учебного года по мере необходимости |
Классный руководитель, Администрация |
5. |
Участие родителей во внеклассной работе — День здоровья. — «Мама, папа, я – спортивная семья». — День знаний. — Конкурсная программа ко Дню матери. — Новогодний праздник. — Праздничный концерт для мам. — День семьи. — День Победы. |
В течение года |
Классный руководитель, родительский комитет класса |
Целью данной работы является:
Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в школе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям
Основные задачи:
Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности школы на основе нормативных документов.
Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители.
Формирование здорового образа жизни в семьях.
Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.
Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.
Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);
Актуальность психолого-педагогической работы с родителями
Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.
Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:
1)Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).
2) Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний, и т.д.).
3) Формирование эмоционально-волевой сферы.
Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.
Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Отсюда следует вывод:
Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.
Работу с родителями условно можно разделить на две части:
со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;
с частью родителей в форме коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных, в первую очередь, с конструктивным взаимодействием в системе «родитель-ребёнок».
Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Формы работы с родителями
Традиционные |
Нетрадиционные |
● Родительские собрания ● Общеклассные и общешкольные конференции ● Индивидуальные консультации педагога ● Посещения на дому |
● Родительские тренинги ● Дискуссии ● Психологические разминки ● Круглые столы ● Устные журналы ● Практикумы ● Родительские вечера ● Родительские чтения ● Родительские ринги |
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.
Формы психолого-педагогического просвещения
Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).
1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Примерная тематика консультаций для родителей:
1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
4. Наказания детей. Какими им быть?
5. Тревожность детей. К чему она может привести?
6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
7. Грубость и непонимание в семье.
8. Талантливый ребенок в семье.
9. Друзья детей – друзья или враги?
10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Примерные темы родительских вечеров:
1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.
2. Первые книжки ребенка.
3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
4. Друзья моего ребенка.
5. Праздники нашей семьи.
6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
8. Песни, которые пели и поют наши дети.
Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Педагогам и родителям на заметку
Если:
– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
– ребенка хвалят, он учится быть благородным;
– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.
План работы с родителями.
№ |
Сроки |
Мероприятие |
1 |
Август (последняя неделя) |
Родительское собрание «Готовность детей к школе, обеспеченность учебниками. Задачи по организации учебно-воспитательного процесса в новом учебном году. Выборы родительского комитета. Инструктажи о мерах безопасности (общий инструктаж)»; Заседание родительского комитета, посвященное началу учебного года. |
2 |
Сентябрь (в течение месяца) |
Посещение семей учащихся с целью проверки соблюдения детьми режима дня, выявление «неблагополучных» семей (составление актов обследования семей). Беседы об участии детей во внеурочной деятельности и посещении кружков и секций. |
3 |
Октябрь (конец месяца) |
Открытое родительское собрание совместно с учащимися, учителями и администрацией школы «Предварительные итоги 1 четверти: успеваемость, посещаемость, поведение. Первые радости и первые неудачи. Характеристика класса как коллектива. Организация питания и подвоза, дополнительного образования детей. Родительский всеобуч – ознакомление с нормативно-правовой базой школы (Устав, локальные акты, образовательные программы и т.д.)». Беседы с администрацией и учителями-предметниками. |
4 |
Ноябрь |
Беседа (телефонный разговор) «Учим ребенка жизненным приоритетам». |
5 |
Декабрь (последняя неделя) |
Родительское собрание совместно с учащимися «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». (О Новогодних мероприятиях и безопасности во время их проведения. Обеспечение детей новогодними подарками. О занятости детей во внеурочное время.) |
6 |
Январь |
Смотр – конкурс «Маленькие тайны дневника школьника». Анализ родительским комитетом отношения семей учащихся к ведению школьного дневника. Заседание родительского комитета «Благоприятные условия развития детей. Воспитание нравственности». |
7 |
Февраль |
Родительское собрание «Развитие творческих способностей ребёнка – залог успешной адаптации к жизни в обществе». (О подготовке к фестивалю детского творчества, роль и участие семьи. Текущие результаты успеваемости, посещаемость и поведение детей). |
8 |
Март |
Беседа (дистанционная связь) «Как наказывать ребенка. Кнут или пряник?». Заседание родительского комитета «О роли родителей в повышении качества образовательного процесса». |
9 |
Апрель (в течение месяца) |
Посещение семей учащихся с целью проверки соблюдения детьми режима дня, выявление «неблагополучных» семей (составление актов обследования семей). |
10 |
Май (последняя неделя) |
Родительское собрание «Подведение итогов за прошедший год. Педагогические рекомендации на каникулы». Инструктажи безопасности. Заседание родительского комитета «Подведение итогов работы за учебный год». |
11 |
В течение лета |
Поддержание регулярной связи с родителями (о летнем отдыхе и занятости детей в каникулярный период, прохождении детьми летней практики на пришкольном участке). |
12 |
В течение года |
Регулярная связь с родителями с целью постоянного контроля за жизнедеятельностью ребёнка в школе и дома (совместное индивидуальное сопровождение детей). День открытых дверей для родителей. Анкетирование и соцопросы родителей. Участие родителей в общешкольных и классных мероприятиях (День знаний, День учителя, День Матери, вечер встречи с выпускниками, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, Последний звонок). Организация коллективного посещения музеев, выставок, театров; экскурсии. Совместное участие в творческих конкурсах, проектах. |
Основные направления
совместной воспитательной работы с родителями.
Программа работы с родителями
« Организация работы классного руководителя с родителем».
Цель программы:
Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в классе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям.
Основные задачи программы:
-
Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и
школы на основе нормативных документов Управляющего совета.
-
Формирование здорового образа жизни в семьях.
-
Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.
-
Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.
-
Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);
Исполнители мероприятий программы:
Ученический, родительский коллектив класса.
Актуальность психолого-педагогической работы с родителями:
Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.
Воспитательная функция семьи имеет:
-
Формирование мотивационно — ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).
-
Формирование образовательной сферы (способностей, приобретение знаний, и т.д.).
-
Формирование эмоционально-волевой сферы.
Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.
Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратят на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека.
Отсюда следует вывод:
Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.
Работу с родителями условно можно разделить на две части:
-
родительские собрания по повышению педагогической и психологической культуры;
-
коррекционно — развивающие занятия по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок
Сроки реализации программы 2010 – 2014г.г.
Правила работы:
-
к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искренне уважение;
-
общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо
-
изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным
-
изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу
Направления и формы работы:
1. Изучение семьи учащихся
Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Психолого-педагогическая диагностика:
-
наблюдение
-
беседа
-
тестирование (Тест «Я – родитель, я – приятель?!»)
-
анкетирование («Знакомство с родителями», «Ваш ребёнок»,
« Незаконченное предложение»)
-
материалы детского творчества
-
интерактивные игры
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей
Умело организованное продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах
-
родительские собрания
-
конференции
-
тренинги
-
индивидуальные и тематические консультации
-
беседы
3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Поскольку родители являются социальным заказчиком школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и классе
-
открытые уроки и внеклассные мероприятия;
-
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально технической базы школы и класса;
-
родительское общественное патрулирование;
-
День здоровья
-
шефская помощь
4.Участие родителей в управление учебно-воспитательным процессом
-
участие родителей класса в работе родительского комитета класса и школы;
-
участие родителей класса в работе совета школы
Ожидаемые результаты:
1.Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.
2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.
3. Формирование культуры здорового образа жизни.
4. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие национальных духовных традиций.
5. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.
6. Организация системы работы по формированию у старшеклассников осознанного отношения к будущему родительству.
7. Привлечение родителей к государственно-общественному управлению школой.
Механизм оценки результатов включает следующие критерии:
-
уровень педагогической компетентности родителей
-
уровень вовлеченности в реализацию программы учителей, родителей и учащихся школы
-
новые формы сотрудничества семьи и школы
Родительский комитет класса:
Баишева Надежда Михайловна — председатель родительского комитета
Тоскина Лариса Ивановна — организационные вопросы
Саввинова Екатерина Ананьевна — культурно-массовая работа
Деятельность родительского комитета:
-
Заседания родительского комитета для планирования работы по полугодиям.
-
Организация сбора средств в фонд развития класса.
Работа по микрогруппам
-
Контроль за успеваемостью учащихся
-
Контроль за культурой поведения учащихся за пределами школы
-
работа с семьями (по ситуации)
-
организация рейда в семьи
-
Беседы по проблеме табакокурения, алкоголизма
Девиз совместной деятельности
«Откроем двери в лучшее будущее нашим детям!»
Главные принципы
-
Видеть в каждом ребенке Личность, принимать его таким, какой он есть.
-
Оценка по предметам не средство для наказания
-
Быть открытым, искренним и доброжелательным детям
План работы родительского комитета
СЕНТЯБРЬ
-
Утепление и озеленение класса
-
Организация совместного похода в лес.
-
Знакомство с планом воспитательной работы на учебный год.
-
Изучение родительским комитетом вопроса организации питания учащихся.
ОКТЯБРЬ
-
Организация работы по микрогруппам
-
Подготовка к праздничному мероприятию «День матери».
-
Классное родительское собрание «Итоги первой четверти – первые радости и первые неудачи».
НОЯБРЬ
-
Организация родительских рейдов во время каникулярных дней.
-
День открытых дверей для родителей.
ДЕКАБРЬ
-
Подготовка сценария празднования Нового года.
-
Оформление подарков, сюрпризов для учащихся.
-
Организация ярмарки
-
Организация новогоднего праздника
-
Классный огонек «Мы встречаем Новый год».
-
Организация дежурства на дискотеке
-
Подведение итогов результата учебной деятельности учащихся класса за первое полугодие. Благодарственные письма родителям класса.
ЯНВАРЬ
-
Операция «Каникулы».
-
Родительская конференция «Традиции чтения в нашей семье».
-
Подведение итогов работы родительского комитета за первое полугодие. Определение неотложных задач второго полугодия.
-
Отчёт родительского комитета перед родительским собранием о проделанной работе.
ФЕВРАЛЬ
-
Смотр-конкурс «Маленькие тайны дневника школьника». Анализ родительским комитетом отношения семей учащихся к ведению школьного дневника.
-
Подготовка праздничной программы «А ну-ка, мальчики!» Поздравление пап, дедушек и мальчиков класса.
МАРТ
-
Конкурс на лучший рассказ «Моя мама». Изготовление альбома о матерях.
-
Подготовка совместно с классным руководителем праздничной программы «Как трудно быть девчонкой». Поздравление с 8 марта мам, бабушек и девочек класса.
-
Заседание клуба родительских встреч «Пока горит свеча». Обсуждение проблем формирования нравственных устоев личности.
АПРЕЛЬ
-
Участие родителей в неделе науки и творчества класса.
-
Спортивное соревнование «Самый спортивный папа»
-
Посещение уроков и внеклассных мероприятий родителями класса (по графику родительского комитета).
-
Индивидуальные консультации для родителей социального педагога (по запросам родителей).
-
Организация родительских рейдов
МАЙ
-
Подготовка к итоговому собранию «Творческий отчет детей за год». Награждение учащихся.
-
Совместный поход в лес.
-
Помощь учащимся класса в создании «Дневника класса».
ИЮНЬ
-
Участие родителей класса в ремонте классного кабинета, подготовка необходимых учебных пособий по различным предметам к новому учебному году.
-
Годовой отчёт о работе родительского комитета на Совете школы.
План работы с родителями
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Совместно с родителями подготовить класс к новому учебному году |
август |
Классный руководитель Родители |
2. |
Привлекать родителей к организации классных вечеров |
В течение года |
Классный руководитель |
3. |
Общешкольные, классные родительские собрания |
1 раз в четверть |
Классный руководитель |
5. |
Организовать консультации для родителей |
В течение года |
Психологическая служба школы |
6. |
Организовать родительское патрулирование |
По необходимости |
Классный руководитель Родители |
7. |
Родительский всеобуч |
1 раз в четверть |
Администрация Классный руководитель |
План проведения родительских собраний
№ |
Тема |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Итоги первой четверти – первые радости и первые неудачи. |
I четверть |
Винокурова М.Н. |
2. 3. |
Гостиная для родителей «Счастливая семья». Принуждение. Может ли оно быть эффективным? |
II четверть |
Винокурова М.Н. ЛазареваЛ.Е. (психолог) |
4. 5. 6. |
Родительская конференция «Традиции чтения в нашей семье». Как помочь подростку обрести уверенность в себе. Заседание клуба родительских встреч «Пока горит свеча». |
III четверть |
Род. комитет Винокурова М.Н. Род. комитет |
7. |
Жизненные цели подростков |
IV четверть |
Винокурова М.Н. |