План работы с родителями классное руководство по

План работы

 классного руководителя с родителями

Абакаровой Н.Р.

на 2019-2022 уч.г.

Цель:

Формирование эффективной системы взаимодействия родителей и учителей для создания благоприятной среды по формированию коллектива, для создания условий развития личности, духовно богатой, способной адаптироваться в обществе. Повышение роли родителей в воспитании нравственно – ориентированной личности учащихся.

 Задачи:

— повышение педагогической  культуры родителей, пополняя арсенал их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе через организацию проведения родительского всеобуча, родительского университета;

-содействовать сплочению родительского коллектива, вовлекая в жизнедеятельность классного и школьного сообщества;

 — оказывать родителям содействие в решении проблемных ситуаций, влекущих неблагополучие в семье, в детско — родительских отношениях через организацию индивидуальной консультационной работы;

— укреплять взаимодействие с семьей для повышения эффективности профилактической работы с учащимися по предупреждению правонарушений и преступлений;

-формировать единое информационное пространство, способствующее неконфликтному взаимодействию педагогов, детей, родителей.

Критерии эффективности:

  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Активное участие в жизнедеятельности классного и школьного сообщества.
  • Устранение неблагополучной ситуации в семье, нормализация детско- родительских отношений. 4
  • Результативность совместной профилактической работы по предупреждению правонарушений.
  • Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.

План работы с родителями на 2019-2020 год

№п/п

Мероприятия

Ответственные

Сроки

Результат

1.

Родительское собрание.

Анкетирование детей и родителей. Разработка и утверждение плана работы совместно с учащимися и родителями.

Классный руководитель

родительский комитет класса

Сентябрь

2020г.

Создана инициативная группа. Выявлен  круг интересующих вопросов. Составлен план мероприятий (с возможностью дальнейшей корректировки)

2.

Подведение итогов работы.

Классный руководитель, родители.

Май, 2020г.

Планирование работы на новый учебный год.

План работы классного руководителя с родителями на 2020-2021 учебный год.

Дата проведения

Название мероприятия

Содержание

Сентябрь

Организационное родительское собрание.

Выборы родительского комитета.

Фотовыставка «Семья и летние каникулы». Планирование работы на новый учебный год.

Октябрь

1. Заседание «Досуг наших детей».

2. Организация работы с одаренными детьми.

Круглый стол.

Консультация для родителей.

Ноябрь

1. Подготовка к фестивалю Дружбы народов.

2. «Участие в акции «Люблю тебя, мой край родной!», посвящённой

 90 – летию ХМАО — Югры

3. Индивидуальная беседа с родителями об успеваемости обучающихся.

Составление сценария выступления и назначение ответственных за организацию праздника.

Посещение ЦДиЮТТ «Патриот».

Помощь родителей в сопровождении детей в ЦДиЮТТ «Патриот».

Декабрь

1. Семейная программа  для родителей и учащихся «По ступенькам познания»

2. Привлечение родителей к подготовке и проведению новогоднего праздника.

3.Коллективное творческое дело «Готовимся к новому году».

4. Родительское собрание «Формирование установок толерантного сознания ».

Собрание родительского актива по вопросам организации зимних праздников.

Январь

1. Родительское собрание «Первые уроки школьной отметки».

2. Анкетирование родителей «Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка».

Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка.

Февраль

1. Спортивный праздник (День Защитника Отечества).

3.Посещение городской библиотеки.    

4. Подвижные игры на свежем воздухе.

Организация и проведение праздника. Поздравления  с 23 февраля мальчиков класса.

Консультация.Помощь родителей в сопровождении детей в городскую библиотеку.

Девиз: В здоровом теле – здоровый дух.

Март

1. Родительское собрание «Агрессия, её причины и последствия».

2. Праздник мам и бабушек «Славим женщину России»

3. Индивидуальные беседы и консультации.

Обсудить с родителями причины агрессивности и её влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности, возможных путей её преодоления. Поздравления с 8 марта девочек класса. Консультация, советы родителям.

Апрель

  1. 1. Родительское собрание «Как помочь своему ребёнку учиться».
  2. 2. Анализ учебной работы за 3 четверть. Письма родителям о достижениях детей в различных видах деятельности.

3. Индивидуальные беседы с учителями-предметниками.

4. Подготовка к смотру строя и песни.

Советы родителям, которые помогут учащимся  повысить свою успеваемость.

Назначение ответственных за подготовку к смотру строя и песни. Ребята примут участие в смотре строя и песни, посвященной Дню Победы.

Май

1. Родительское собрание «Организация свободного времени и отдыха в летние каникулы».

2. Знакомство с рекомендациями учителей-предметников на лето.

Организация и проведение праздника «Прощай, 2 класс».

Организация летнего отдыха обучающихся.

Май

Галерея достижений.

Оформление фотоальбома «Мы вместе!»

План работы классного руководителя с родителями на 2020-2021 учебный год.

Дата проведения

Название мероприятия

Содержание

сентябрь

1.Анкетирование родителей.

2. Уточнение социального паспорта класса.

3. Индивидуальные беседы и консультации. Индивидуальные встречи с родителями по успеваемости учащихся.

5.Выборы родительского комитета класса и планирование работы. Заседание родительского комитета.

6. Родительское собрание №1 в ЗУМ «Задачи на новый учебный год». «Режим дистанционного обучения».

Сочинения «Семья и летние каникулы». Планирование работы на новый учебный год.

октябрь

1. Индивидуальные беседы и консультации.

2. Участие родителей и учащихся в школьных и классных мероприятиях.

3. Участие родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты.

Круглый стол.

Консультация для родителей.

Составление сценария выступления и назначение ответственных за организацию праздника.

ноябрь

1. Педагогическая консультация для родителей.

2. Подготовка к празднику «День матери»

Собрание родительского актива по вопросам организации зимних праздников.

декабрь

1. Организация новогодних праздников:

— привлечение родителей в украшении классного кабинета;

— организация новогодних подарков.

3. Участие родителей и учащихся в школьных и классных мероприятиях

4. Индивидуальные беседы и консультации. Индивидуальные консультации по чтению «Читаем быстро».

5.Родительское собрание №2 ЗУМ по итогам полугодия

Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка.

январь

1.Индивидуальные беседы и консультации.

2. Групповые и индивидуальные консультации по русскому языку.

Тематическая консультация для родителей «Как помочь ребёнку хорошо учиться».

2.Подготовка к празднику «Защитники Отечества».

Консультация. Помощь родителей в сопровождении детей в городскую библиотеку.

февраль

2.Индивидуальные беседы и консультации.

3. Организация праздника к 23 февраля и 8 марта.

Организация и проведение праздника. Поздравления с 23 февраля мальчиков класса.

март

1. Индивидуальные беседы и консультации.

2.Подготовка к празднику мам и бабушек.

оздравления с 8 марта девочек класса. Консультация, советы родителям.

апрель

1.Индивидуальные беседы и консультации. Индивидуальные консультации с родителями слабоуспевающих детей. Индивидуальная работа с родителями детей, нарушающих дисциплину.

2. Участие родителей и учащихся в школьных и классных мероприятиях

Обсудить с родителями причины агрессивности и её влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности, возможных путей её преодоления.

май

Подготовка к празднику «Прощай, 3 класс!».

2.Родительское собрание №3 «Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы …»

3. Рекомендации и советы родителям на лето.

4. Сбор заявок родителей о посещении учащимися класса летнего школьного лагеря.

Планирование работы на новый учебный год.

Сотрудничество с социальными партнерами:

1. Городская библиотека №5.

2. ЦДТ

3. ЦДиЮТТ «Патриот».  

Функции Родительского комитета класса

  1. Содействует обеспечению оптимальных условий для организации обучения (оказывает помощь в части приобретения дидактических материалов, подготовки наглядных методических пособий).
  2. Координирует деятельность класса в подготовке обще школьных мероприятий.
  3. Проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся об их правах и обязанностях.
  4. Оказывает содействие в проведении классных мероприятий, экскурсий
  5. Участвует в подготовке школы к новому учебному году.
  6. Совместно с администрацией школы контролирует организацию качества питания обучающихся, медицинского обслуживания.
  7. Оказывает помощь администрации школы в организации и проведении общешкольных родительских собраний.
  8. Рассматривает обращения в свой адрес
  9. Взаимодействует с общественными организациями по вопросу пропаганды школьных традиций, уклада школьной жизни.
  10. Взаимодействует с педагогическим коллективом школы по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних обучающихся.

Права Родительского комитета

Комитет имеет право:

  • Вносить предложения администрации и получать информацию о результатах их рассмотрения.
  • Обращаться за разъяснениями к директору школы и председателю Управляющего совета.
  • Выносить общественное порицание родителям, уклоняющимся от воспитания детей в семье.
  • Поощрять родителей (законных представителей) обучающихся за активную работу в Комитете, оказание помощи в проведении общешкольных мероприятий и т.д.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПУШКИНСКАЯ
СРЕДНЯЯ  ШКОЛА»

СОВЕТСКОГО 
РАЙОНА  РЕСПУБЛИКИ  КРЫМ

                                                                                             
                                                                     
СОГЛАСОВАНО      
                                                                                                                  Директор
МБОУ

                                                                                                              
   «Пушкинская СШ»

                                                                        
                                     от «___» _________2020г.  

План

работы с родителями обучающихся «4-Б» класса

на 2020-2021 уч. год

Составила
классный руководитель: Кудусова Э.Б.

Дата

Мероприятие

Ответственный

Отметка о выполнении

Сентябрь

Анкетирование «Мой ребёнок»

Классный руководитель

Сбор документов и справок для личного дела обучающегося,
медицинских справок

Классный руководитель

Выбор родительского комитета, составление плана работы
родительского коллектива

Классный руководитель

Беседы ПДД, железнодорожных путях, о ОБЖД, «ребенок –
велосипедист»  с целью профилактики несчастных случаев и дорожно-
транспортных происшествий.

Классный руководитель

Беседы о здоровом питании, профилактики заболеваний, важность
проведения вакцинации сезонных заболеваний. Гигиена и  СО
VID-19— меры предосторожности.

Классный руководитель

Подготовка поделок для выставки «Дары природы»

Классный руководитель

Беседа с родителями слабоуспевающих обучающихся

Классный руководитель

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Беседы школьного психолога с родителями детей из группы «риска»

Классный руководитель

Школьный психолог

Посещение семей обучающихся

Классный руководитель

Соц. педагог

Изучение интересов учащихся

Классный руководитель

Создать положительную мотивацию к

обучению в школе

Классный руководитель

Школьный психолог

Октябрь

Педагогическая консультация

«Трудности и радости школьной

жизни»

Классный руководитель

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Выявить трудностей в обучении с целью

корректировки

Классный руководитель

Школьный психолог

Индивидуальные беседы и консультации родителей (по
необходимости)

Классный руководитель

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Родительское собрание

Подвести итоги первой четверти.

Рассказать о динамике процесса

Классный руководитель

Беседы о здоровом питании, профилактики
заболеваний, важность проведения вакцинации сезонных заболеваний. Гигиена и 
СОVID-19- меры предосторожности.

Классный руководитель

Мед. работник

Ноябрь

Педагогическая консультация

«Трудности и радости школьной

жизни»

Классный руководитель

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Индивидуальные беседы и консультации родителей (по
необходимости)

Классный руководитель

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Посещение семей обучающихся из группы «риска»

Классный руководитель

Соц. педагог

Сбор документов для личных дел обучающихся

Классный руководитель

Создавать условия для сплочения классного коллектива, осознания
родителями своей роли в жизни ребенка

Классный руководитель

Беседы о здоровом питании, профилактики
заболеваний, важность проведения вакцинации сезонных заболеваний. Гигиена и 
СОVID-19- меры предосторожности.

Классный руководитель

Мед. работник

Декабрь

Новогодние праздники (школьный и классный) с привлечением
родителей

Классный руководитель

Беседы с родителями об успеваемости, поведении и посещаемости
обучающихся (по необходимости)

Классный руководитель

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Рекомендации для некоторых обучающихся о необходимости
дополнительных занятий по некоторым предметам

Классный руководитель

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Родительское собрание. Итоги адаптации. Выступление классного
руководителя на тему «Ненасильственные методы воспитания»

Классный руководитель

Январь

Выявить трудности в обучении с целью

корректировки

Классный руководитель

Индивидуальные консультации и беседы с учителями –предметниками,
соц. педагогом, школьным психологом (по необходимости)

Классный руководитель

Контроль за внешним видом учащихся.

Классный руководитель

Беседы о здоровом питании, профилактики
заболеваний, важность проведения вакцинации сезонных заболеваний. Гигиена и 
СОVID-19- меры предосторожности.

Классный руководитель

Мед. работник

Февраль

Праздник вместе с семьей «Масленица»

Классный руководитель

Привлечение родителей к проведению классных
мероприятий

Классный руководитель

Индивидуальные беседы и консультации родителей (по
необходимости)

Классный руководитель

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Привлечение родителей к проведению праздника «День защитника
Отечества».

Классный руководитель

Контроль за успеваемостью и посещаемостью обучающихся. Доведение
до сведения родителей итогов успеваемости

Классный руководитель

Педагогические консультации

Трудности и радости школьной жизни»

Классный руководитель

Выявить трудности в обучении у некоторых обучающихся, с целью

корректировки

Классный руководитель

Март

Привлечение родителей к проведению Праздника 8Марта

Классный руководитель

Индивидуальные беседы и консультации родителей (по
необходимости)

Классный руководитель

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Праздник вместе с семьей «Масленица»

Классный руководитель

Беседы о здоровом питании, профилактики
заболеваний, важность проведения вакцинации сезонных заболеваний. Гигиена и 
СОVID-19- меры предосторожности.

Классный руководитель

Мед. работник

Родительское собрание. Итоги III четверти

Классный руководитель

Апрель

Индивидуальные беседы и консультации

Классный руководитель

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

«Книжкина неделя» Ремонт учебников

Классный руководитель

Библиотекарь

Май

Подведение итогов учебного года

Классный руководитель

Сбор данных о летнем отдыхе обучающихся

Классный руководитель

Беседы о здоровом питании, профилактики
заболеваний, важность проведения вакцинации сезонных заболеваний. Гигиена и 
СОVID-19- меры предосторожности.

Классный руководитель

Мед. работник

Провести анкетирование

«Удовлетворенность школьной жизнью»

Классный руководитель

Привлечь родителей к организации похода

Классный руководитель

Провести итоговую рефлексию с

родителями по вопросу «Как изменился мой ребенок. Что появилось нового!
«+» и «-» обучения.

Классный руководитель

Цели:

  • помочь
    родителям в повышении их педагогической культуры;
  • подготовить
    родительский коллектив к большей

самостоятельности и гибкости в
общении с педагогами;

  • развивать
    коммуникативные способности родителей в классном

родительском коллективе;

  • способствовать
    снижению факторов риска в детско-родительских отношениях

Задачи:

  • знакомить
    родителей с перспективами развития детского коллектива и дать им возможность
    стать активными участниками классных дел;
  • проводить
    просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологического
    просвещения с привлечением различных специалистов, возможно, из среды
    самих же родителей;
  • создавать
    условия для принятия совместных решений по вопросам жизнедеятельности
    классного коллектива.

Примерный план работы родительского комитета «4-Б » класса

Мероприятия

Сроки

1

Выборы родительского комитета

сентябрь

2

Распределение обязанностей среди членов родительского комитета

3

Утверждение плана работы

4

Организация совместных дел детей и родителей

5

Создание банка данных родительских ресурсов

Сентябрь-октябрь

6

Оказание помощи классному руководителю при проведении классных и
школьных мероприятий

7

Помочь в ремонте кабинета

В течении года

8

Выработка решений по организации действий и выделении
добровольных финансовых пожертвований, направленных на улучшение
материально-технического оснащения классного кабинета

В течении года

9

Организация совместных дел детей и родителей

В течении года по плану классного руководителя

10

Заседания родительского комитета

По мере необходимости

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ учащихся 6 класса

Цель:

  • Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции.

Задачи:

  • включение родителей в совместную со школой воспитательную деятельность.

  • оказание помощи родителям в семейном воспитании.

  • совместная со школой организация социальной защиты детей.

  • организация ЗОЖ ребенка в семье и в школе.

Прогнозируемый результат:

  • положительное сотрудничество родителей с коллективом школы, избежание конфликтов в воспитании детей.

Основные направления работы

1) Индивидуальные беседы по результатам учебной деятельности учащихся.

2) Организация встреч родителей с учителями-предметниками.

3) Индивидуальные беседы по вопросам поведения детей в школе.

4) Участие в родительских собраниях по плану школы.

Тематика родительских собраний

Сентябрь

Октябрь

«Возрастные особенности шестиклассника»

Декабрь

«Семейные традиции в формировании у ребёнка желания трудиться»

Февраль

«Первые проблемы подросткового возраста»

Май

«Вот и стали мы на год взрослей. Подведение итогов прошедшего учебного года. Организация летнего отдыха школьников»

Задачи родительского комитета:

Оказывать помощь в организации учебно-воспитательного процесса

Участвовать в организации сотрудничества родителей, классного руководителя, учителей, администрации школы

Помогать в решении хозяйственно-бытовых вопросов в классе, в школе

План работы с родителями

п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Участие родителей в управлении

  1. Участие в работе общешкольного родительского комитета

  2. Работа классного родительского комитета

В течение года

Классный руководитель, председатель РК

2.

Родительские собрания:

1. «Возрастные особенности шестиклассника».

Вопросы:

1.Возрастные особенности шестиклассника.

2. Организация учебно-воспитательного процесса в 6 классе.

3. Планирование учебного года.

4. Выборы родительского комитета.

2. «Семейные традиции в формировании у ребенка желания трудиться».

Вопросы:

1.Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться.

2. «Информационная безопасность учащихся».

3.Разное.

Подведение итогов первого полугодия.

1.Итоги 2 четверти. Перспективы на 3 четверть.

2.О сохранении здоровья и жизни обучающихся во время проведения новогодних праздников и зимних каникул.

3.Разное.

День открытых уроков (по мере необходимости).

3. «Первые проблемы подросткового возраста»

Вопросы:

1. Первые проблемы подросткового возраста

2. Проблемы поведения учащихся в школе и дома, о пропусках учащимися уроков и о качестве знаний по отдельным предметам.

3. Подростковый суицид. Как предотвратить трагедии.

4. Разное.

4. «Итоги учебного года. Организация летнего отдыха школьников».

Вопросы:

1.Итоги учебного года. Наши достижения.

2.Организация летнего отдыха обучающихся.

3.Обеспечение обучающихся школьной формой установленного образца.

4.Ремонт кабинета.

5.Инструктажи по технике безопасности во время летних каникул.

Октябрь

Декабрь

В течение года

Март

Май

Классный руководитель,

Классный руководитель,

Классный руководитель,

Классный руководитель,

3.

Консультации для родителей по вопросам воспитания детей

Еженедельно

Классный руководитель

4.

День открытых дверей «Добро пожаловать в наш класс: на урок, классный час, мероприятие!»

В течение учебного года по мере необходимости

Классный руководитель,

Администрация

5.

Участие родителей во внеклассной работе

— День здоровья.

— «Мама, папа, я – спортивная семья».

— День знаний.

— Конкурсная программа ко Дню матери.

— Новогодний праздник.

— Праздничный концерт для мам.

— День семьи.

— День Победы.

В течение года

Классный руководитель, родительский комитет класса

Целью данной работы является:

Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в школе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям

Основные задачи:

Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности школы на основе нормативных документов.

Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители.

Формирование здорового образа жизни в семьях.

Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.

Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.

Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);

Актуальность психолого-педагогической работы с родителями

Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.

Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

1)Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).

2) Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний, и т.д.).

3) Формирование эмоционально-волевой сферы.

Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.

Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Отсюда следует вывод:

Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.

 Работу с родителями условно можно разделить на две части:

со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;

с частью родителей в форме коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных, в первую очередь, с конструктивным взаимодействием в системе «родитель-ребёнок».

Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями

Традиционные

Нетрадиционные

● Родительские собрания

● Общеклассные и общешкольные конференции

● Индивидуальные консультации педагога

● Посещения на дому

● Родительские тренинги

● Дискуссии

● Психологические разминки

● Круглые столы

● Устные журналы

● Практикумы

● Родительские вечера

● Родительские чтения

● Родительские ринги

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Формы психолого-педагогического просвещения

Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).

Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).

Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции  является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).

Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

особенности здоровья ребенка;

его увлечения, интересы;

предпочтения в общении в семье;

поведенческие реакции;

особенности характера;

мотивации учения;

моральные ценности семьи.

Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Примерная тематика консультаций для родителей:

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый  ребенок.  Проблемы  застенчивости  и  пути ее преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей – друзья или враги?

10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.

2. Первые книжки ребенка.

3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4. Друзья моего ребенка.

5. Праздники нашей семьи.

6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8. Песни, которые пели и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного  руководителя  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Педагогам и родителям на заметку

Если:

– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

План работы с родителями.

Сроки

Мероприятие

1

Август (последняя неделя)

Родительское собрание «Готовность детей к школе, обеспеченность учебниками. Задачи по организации учебно-воспитательного процесса в новом учебном году. Выборы родительского комитета. Инструктажи о мерах безопасности (общий инструктаж)»;

Заседание родительского комитета, посвященное началу учебного года.

2

Сентябрь

(в течение месяца)

Посещение семей учащихся с целью проверки соблюдения детьми режима дня, выявление «неблагополучных» семей (составление актов обследования семей). Беседы об участии детей во внеурочной деятельности и посещении кружков и секций.

3

Октябрь

(конец месяца)

Открытое родительское собрание совместно с учащимися, учителями и администрацией школы «Предварительные итоги 1 четверти: успеваемость, посещаемость, поведение. Первые радости и первые неудачи. Характеристика класса как коллектива. Организация питания и подвоза, дополнительного образования детей. Родительский всеобуч – ознакомление с нормативно-правовой базой школы (Устав, локальные акты, образовательные программы и т.д.)». Беседы с администрацией и учителями-предметниками.

4

Ноябрь

Беседа (телефонный разговор) «Учим ребенка жизненным приоритетам».

5

Декабрь

(последняя неделя)

Родительское собрание совместно с учащимися «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». (О Новогодних мероприятиях и безопасности во время их проведения. Обеспечение детей новогодними подарками. О занятости детей во внеурочное время.)

6

Январь

Смотр – конкурс «Маленькие тайны дневника школьника». Анализ родительским комитетом отношения семей учащихся к ведению школьного дневника.

Заседание родительского комитета «Благоприятные условия развития детей. Воспитание нравственности».

7

Февраль

Родительское собрание «Развитие творческих способностей ребёнка – залог успешной адаптации к жизни в обществе». (О подготовке к фестивалю детского творчества, роль и участие семьи. Текущие результаты успеваемости, посещаемость и поведение детей).

8

Март

Беседа (дистанционная связь) «Как наказывать ребенка. Кнут или пряник?». Заседание родительского комитета «О роли родителей в повышении качества образовательного процесса».

9

Апрель

(в течение месяца)

Посещение семей учащихся с целью проверки соблюдения детьми режима дня, выявление «неблагополучных» семей (составление актов обследования семей).

10

Май

(последняя неделя)

Родительское собрание «Подведение итогов за прошедший год. Педагогические рекомендации на каникулы». Инструктажи безопасности.

Заседание родительского комитета «Подведение итогов работы за учебный год».

11

В течение лета

Поддержание регулярной связи с родителями (о летнем отдыхе и занятости детей в каникулярный период, прохождении детьми летней практики на пришкольном участке).

12

В течение года

Регулярная связь с родителями с целью постоянного контроля за жизнедеятельностью ребёнка в школе и дома (совместное индивидуальное сопровождение детей).

День открытых дверей для родителей.

Анкетирование и соцопросы родителей.

Участие родителей в общешкольных и классных мероприятиях (День знаний, День учителя, День Матери, вечер встречи с выпускниками, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, Последний звонок).

Организация коллективного  посещения музеев, выставок, театров; экскурсии.

Совместное участие в творческих конкурсах, проектах.

Основные направления

совместной воспитательной работы с родителями.

Программа работы с родителями

« Организация работы классного руководителя с родителем».

Цель программы:

Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в классе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям.

Основные задачи программы:

  • Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и

школы на основе нормативных документов Управляющего совета.

  • Формирование здорового образа жизни в семьях.

  • Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.

  • Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.

  • Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);

 Исполнители мероприятий программы:

 Ученический, родительский коллектив класса. 

Актуальность психолого-педагогической работы с родителями:

Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.

Воспитательная функция семьи имеет:

  1. Формирование мотивационно — ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).

  2. Формирование образовательной сферы (способностей, приобретение знаний, и т.д.).

  3. Формирование эмоционально-волевой сферы.

Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.

Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратят на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека.

Отсюда следует вывод:

Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.

Работу с родителями условно можно разделить на две части:

  • родительские собрания по повышению педагогической и психологической культуры;

  • коррекционно — развивающие занятия по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок

Сроки реализации программы 2010 – 2014г.г.

Правила работы: 

  • к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искренне уважение;

  • общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо

  • изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным

  • изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу

Направления и формы работы:

1.      Изучение семьи учащихся

Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

 Психолого-педагогическая диагностика:

  • наблюдение

  • беседа

  • тестирование (Тест «Я – родитель, я – приятель?!»)

  • анкетирование («Знакомство с родителями», «Ваш ребёнок»,

« Незаконченное предложение»)

  • материалы детского творчества

  1. интерактивные игры

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей

Умело организованное продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах

  • родительские собрания

  • конференции

  • тренинги

  • индивидуальные и тематические консультации

  • беседы

3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Поскольку родители являются социальным заказчиком школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и классе

  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;

  • помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально технической базы школы и класса;

  • родительское общественное патрулирование;

  • День здоровья

  • шефская помощь

4.Участие родителей в управление учебно-воспитательным процессом

  • участие родителей класса в работе родительского комитета класса и школы;

  • участие родителей класса в работе совета школы

Ожидаемые результаты:

1.Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.

2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.

3. Формирование культуры здорового образа жизни.

4. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие национальных духовных традиций.

5. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.

6. Организация системы работы по формированию у старшеклассников осознанного отношения к будущему родительству.

7. Привлечение родителей к государственно-общественному управлению школой.

Механизм оценки результатов включает следующие критерии:

  • уровень педагогической компетентности родителей

  • уровень вовлеченности в реализацию программы учителей, родителей и учащихся школы

  • новые формы сотрудничества семьи и школы

Родительский комитет класса:

Баишева Надежда Михайловна — председатель родительского комитета

Тоскина Лариса Ивановна — организационные вопросы

Саввинова Екатерина Ананьевна — культурно-массовая работа

Деятельность родительского комитета:

  • Заседания родительского комитета для планирования работы по полугодиям.

  • Организация сбора средств в фонд развития класса.

Работа по микрогруппам

  • Контроль за успеваемостью учащихся

  • Контроль за культурой поведения учащихся за пределами школы

  • работа с семьями (по ситуации)

  • организация рейда в семьи

  • Беседы по проблеме табакокурения, алкоголизма

Девиз совместной деятельности

«Откроем двери в лучшее будущее нашим детям!»

Главные принципы

  • Видеть в каждом ребенке Личность, принимать его таким, какой он есть.

  • Оценка по предметам не средство для наказания

  • Быть открытым, искренним и доброжелательным детям

План работы родительского комитета

СЕНТЯБРЬ

  • Утепление и озеленение класса

  • Организация совместного похода в лес.

  • Знакомство с планом воспитательной работы на учебный год.

  • Изучение родительским комитетом вопроса организации питания учащихся.

ОКТЯБРЬ

  • Организация работы по микрогруппам

  • Подготовка к праздничному мероприятию «День матери».

  • Классное родительское собрание «Итоги первой четверти – первые радости и первые неудачи».

НОЯБРЬ

  • Организация родительских рейдов во время каникулярных дней.

  • День открытых дверей для родителей.

ДЕКАБРЬ

  • Подготовка сценария празднования Нового года.

  • Оформление подарков, сюрпризов для учащихся.

  • Организация ярмарки

  • Организация новогоднего праздника

  • Классный огонек «Мы встречаем Новый год».

  • Организация дежурства на дискотеке

  • Подведение итогов результата учебной деятельности учащихся класса за первое полугодие. Благодарственные письма родителям класса.

ЯНВАРЬ

  • Операция «Каникулы».

  • Родительская конференция «Традиции чтения в нашей семье».

  • Подведение итогов работы родительского комитета за первое полугодие. Определение неотложных задач второго полугодия.

  • Отчёт родительского комитета перед родительским собранием о проделанной работе.

ФЕВРАЛЬ

  • Смотр-конкурс «Маленькие тайны дневника школьника». Анализ родительским комитетом отношения семей учащихся к ведению школьного дневника.

  • Подготовка праздничной программы «А ну-ка, мальчики!» Поздравление пап, дедушек и мальчиков класса.

МАРТ

  • Конкурс на лучший рассказ «Моя мама». Изготовление альбома о матерях.

  • Подготовка совместно с классным руководителем праздничной программы «Как трудно быть девчонкой». Поздравление с 8 марта мам, бабушек и девочек класса.

  • Заседание клуба родительских встреч «Пока горит свеча». Обсуждение проблем формирования нравственных устоев личности.

АПРЕЛЬ

  • Участие родителей в неделе науки и творчества класса.

  • Спортивное соревнование «Самый спортивный папа»

  • Посещение уроков и внеклассных мероприятий родителями класса (по графику родительского комитета).

  • Индивидуальные консультации для родителей социального педагога (по запросам родителей).

  • Организация родительских рейдов

МАЙ

  • Подготовка к итоговому собранию «Творческий отчет детей за год». Награждение учащихся.

  • Совместный поход в лес.

  • Помощь учащимся класса в создании «Дневника класса».

ИЮНЬ

  • Участие родителей класса в ремонте классного кабинета, подготовка необходимых учебных пособий по различным предметам к новому учебному году.

  • Годовой отчёт о работе родительского комитета на Совете школы.

План работы с родителями

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Совместно с родителями подготовить класс к новому учебному году

август

Классный руководитель

Родители

2.      

Привлекать родителей к организации классных вечеров

В течение

года

Классный руководитель

3.      

Общешкольные, классные родительские собрания

1 раз в

четверть

Классный руководитель

5.      

Организовать консультации для родителей

В течение года

Психологическая служба школы

6.      

Организовать родительское

патрулирование

По необходимости

Классный руководитель

Родители

7.      

Родительский всеобуч

1 раз в четверть

Администрация

Классный руководитель

План проведения родительских собраний

Тема

Сроки

Ответственные

1. 

Итоги первой четверти – первые радости и первые неудачи.

I

четверть

Винокурова М.Н.

2.

3.    

Гостиная для родителей «Счастливая семья».

Принуждение. Может ли оно быть эффективным? 

II

четверть

Винокурова М.Н.

ЛазареваЛ.Е.

(психолог)

4.

5.

6.    

Родительская конференция «Традиции чтения в нашей семье».

Как помочь подростку обрести уверенность в себе.

Заседание клуба родительских встреч «Пока горит свеча».

III

четверть

Род. комитет

Винокурова М.Н.

Род. комитет

7.

 Жизненные цели подростков

IV

четверть

Винокурова М.Н.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Навиен делюкс к24 инструкция по эксплуатации на русском
  • Дерилайф крем инструкция по применению взрослым
  • Баладекс инструкция по применению для детей
  • Ремонт жучков на кузове автомобиля своими руками пошаговая инструкция
  • Тканевый шкаф икеа инструкция по сборке