По конституции фрг руководство исполнительной власти осуществляет

Разработка
конституции ФРГ была проведена специальной
правительственной комиссией по поручению
конференции премьер-министров земель
западных зон в августе 1948 г. Одной из
важнейших задач было возрождение в
полной мере государственного федерализма,
а также создание правовых гарантий
против президентской узурпации власти
сравнительно с тем, что было установлено
в Веймарской конституции. Эти внутренние
политические и правовые задачи многое
предопределили в содержании основного
закона восстановленной республики. Для
принятия конституции был сформирован
особый Парламентский совет – в составе
65 советников, избранных от 11 ландтагов
земель на основе партийного представительства
(а также еще 5 делегатов Берлина). В
Парламентском совете оказались в итоге
представленными все основные политические
партии тогдашней Германии:
Христианско-демократический союз,
Христианско-социальный союз (Баварии),
СДПГ, Свободная демократическая партия,
КПГ и др. 8 мая 1949 г. большинством голосов
(53:12) Совет принял конституцию ФРГ. Затем
она была утверждена ландтагами земель
(кроме Баварии), западными военными
губернаторами, и 23 мая 1949 г. Конституция
ФРГ вступила в силу.

Основной закон
Германии 1949 г. первоначально состоял
из преамбулы и 172 статей. Несмотря на
«жесткий» характер документа (для
внесения консти­туционных поправок
требуется согласие 2/3 обеих палат
парламента), с 1951 г. изменения в него
вносились почти ежегодно. В итоге
произошло укрупнение Основного закона:
к настоящему времени в него включены
дополнительно 42 статьи (а исключены
лишь 5). Теперь он состоит из 11 глав и 146
статей. Ос­новному закону предпослана
содержательная преамбула.

Конституция
провозглашает Федеративную Республику
Германии демократическим, правовым и
социальным государством. Значительное
место в ней отведено правам и свободам
граждан (свобода личности, равенство
перед законом, свобода вероисповедания,
свобода убеждений, печати, собраний и
т.д.). Гарантировалась свобода и
неприкосновенность собственности. Но
вместе с тем декларировалось, что
«собственность обязывает, и, пользование
ею должно служить общему благу» с
закреплением преимуществ общественной
собственности. В ней провозглашен
партийный плюрализм; установлен примат
норм меж­дународного права над
внутринациональными нормами.

Основными
государственными органами ФРГ являются:
бундестаг, бундесрат, федеральный
президент, федеральное правительство
во главе с канцлером, федеральный
конституционный суд.

Бундестаг — нижняя
палата парламента, избирается на 4 года
всеобщим, прямым и тайным голосованием,
по смешанной избирательной системе.
Существующий 5%-ный барьер позволяет
отсеять наиболее радикальные группировки
как правого, так и левого толка. Бундестаг
является основным законодательным
органом.

Бундесрат (верхняя
палата парламента) — формируется из
представителей земель, его согласие
необходимо для принятия законов,
изменяющих конституцию, границы и
территорию земель, структуру земельных
органов и т.д.

Федеральный
президент избирается на 5 лет федеральным
собранием. Обладает ограниченными
полномочиями: представляет на утверждение
главу правительства, назначает и
увольняет федеральных судей и чиновников,
представляет страну на международной
арене.

Реальное руководство
исполнительной властью осуществляет
федеральное правительство во главе с
канцлером. Канцлер председательствует
в правительстве; имеет право форми­ровать
это правительство; подбирает кандидатуры
министров и выдвигает обя­зательное
для федерального президента предложение
относительно их назна­чения и
увольнения. Имеет право законодательной
инициативы. Федеральный канцлер, кроме
того, является единственным лицом
правительства, избираемым бундестагом
по предложению федераль­ного президента.
Президент всегда предлагает на пост
канцлера того канди­дата, который
является лидером коалиционного партийного
блока — а это зна­чит, что глава
правительства Германии сочетает в себе
партийную и государ­ственно-политическую
власти.

Таким образом, в
ФРГ сложился «режим канцлерской
демократии». В системе разделения
властей на первый план выдвигается
исполнительная ветвь.

      1. Федерализм.
        Институт конституционного надзора в
        современной Германии.

К числу основных
принципов, на которых построена
конституция ФРГ относятся федерализм.
Закрепленный Конституцией федерализм
подразумевал, что отдельные германские
земли пользовались ограниченным
суверенитетом, имели свои конституции,
свои представительные и правительственные
органы, свое законодательство (в
установленных Конституцией пределах),
но «федеральное право имеет перевес
над правом земель». Субъектом международных
отношений выступала ФРГ в целом.
Конституционное устройство земель
обязано было соответствовать принципам
Боннской конституции. К сфере исключительной
компетенции федерации относились
внешние сношения, оборона, гражданство,
основы финансово-экономической системы,
транспорт и связь, торговля и промышленность.
Остальное считалось сферой конкурирующего
законодательства (т.е. земли могли
законодательствовать в других сферах
при отсутствии федеральных постановлений).
За землями закреплялась обязанность
исполнять федеральные законы как свои
собственные – т. е. посредством той же
администрации. Из старых германских
порядков XIX в. было перенесено право
экзекуции – принуждения со стороны
федерации в отношении какой-либо земли.

В ходе развития
роль исполнительной власти возросла,
сложилось и верховенство федерации по
отношению к землям.

Важной конституционной
оговоркой было положение о том, что
демократические права и свободы не
могут использоваться «для борьбы против
свободного демократического порядка»;
возможность лишения основных политических
прав, а также гарантий тайны переписки.
В конституции был закреплен специальный
механизм, призванный гарантировать
«охрану конституции». Для этого
предусмотрена возможность лишения
отдельных лиц конституционных прав,
запрета политических партий в силу их
«антиконституционности», утверждалась
недопустимость изменения ряда
основополагающих установок Конституции
(это последнее было почерпнуто из
американского конституционного опыта
деятельности Верховного суда).

Решения такого
рода принимает Конституционный суд. Он
был организован лишь в августе 1951 г. и
стал важным новым институтом власти.

Каждая
земля стра­ны,
помимо Берлина и Шлезвиг-Гольштейна,
имеет свой земельный консти­туционный
суд, что делает процедуру рассмотрения
конституционных конф­ликтов,
как правило, двухступенчатой. Федеральный
конституционный суд (ФКС)
ФРГ,
являясь частью судеб­ной системы
Германии, не возглавляет систему
конституционных судов зе­мель.
Он не вправе контролировать конституционное
судопро­изводство
в отдельных землях федерации.
Конституционный суд земли при отклонении
от решений либо ФКС, либо Конституционного
суда другой земли сам обращается за
разрешением споров в ФКС, решения
которого окончатель­ны,
обжалованию и опротестованию не подлежат
ФКС.

Место­пребывание
ФКС — г. Карлсруэ. Согласно закону 1951 г.,
суд состоит из двух сенатов,
в каждом из которых — 8 судей. Компетенция
таких сенатов разграни­чена.
Возрастной
ценз, предъявляемый к судейскому корпусу,
колеблется от 40 до
68 лет. Срок службы для судей — 12 лет без
переизбрания. Как минимум трое
судей каждого сената -это профессиональные
судьи высшего федераль­ного уровня,
имеющие стаж работы в таких судебных
органах не менее трех лет.
Остальные — это лица, имеющие университетское
юридическое образова­ние
и прошедшие профессиональную стажировку,
— например, ими могут быть штатные
профессора права из университетов
Германии.

Состав Федерального
конституционного суда формируется так
называе­мым парламентским способом.
Членов суда избирали поровну бундестаг
и бундесрат, они пользовались как и все
судьи полной независимостью и
неприкосновенностью. Судьи конституционного
суда избираются пожизненно.

Компетенция
Конституционно­го
суда ФРГ состоит:

  • в
    толковании Основного закона на предмет
    соответствия законов федера­ции
    и законов земель Основному закону, а
    также соответствующих норм права
    земель федеральному праву;

  • в
    рассмотрении вопросов о компетенции
    федеральных органов, включая компетенцию
    канцлера ФРГ;

  • в
    рассмотрении вопросов о конституционности
    деятельности политичес­ких
    партий;

  • в
    рассмотрении дел о лишении граждан
    основных конституционных прав публичной
    властью (конституционная
    жалоба)
    и
    др.

ФКС
— один из самых авторитетных и популярных
органов публичной власти современной
Германии, несмотря на то что ежегодно
из нескольких тысяч
конституционных жалоб в пользу истца
он разрешает лишь несколько десятков.
Считается, что территориальная
отдаленность ФКС от других ин­ститутов
публичного права, расположенных в г.
Берлине, также гарантирует его
беспристрастность и независимость.

      1. Объединение Германии.

Раздельное
существование германских государств
продолжалось не очень долго. В результате
глубоких изменений, происшедших в СССР
и Восточной Европе, сложились условия
для объединения страны.

Начало объединению
положило 9 октября 1989 г. — падение
Берлинской сте­ны, которая отделяла
восточную и западную Германию (в
160-километровой берлинской стене было
пробито более 100 проходов). Германия
объединилась фактически.

В ГДР 18 октября
1989 г. лидер СЕПГ и глава государства Э.
Хоннекер ушел в отставку. Эдмунд Кренц,
сменивший Хоннекера, способствовал
приня­тию либерального Закона о
свободе выезда в зарубежные страны,
опубликован­ного 6 ноября 1989 г., а уже
9 ноября ГДР сделала свои границы
открытыми.

18 марта 1990 г.
состоялись выборы в Народную палату
ГДР. Результаты оказались в пользу ХДС.

5 мая 1990 г. была
изменена преамбула Консти­туции ГДР
(исключение текста о построении социализма
и коммунизма).

31 мая Народная
палата постановила отменить государственную
символику ГДР и снять ее с официальных
зданий страны. Парламент 17 июня 1990 г.
провоз­гласил новые принципы Конституции
ГДР, согласованные с конституционны­ми
принципами ФРГ. Народная палата даже
подписала соглашение с бундес­тагом
о том, что она будет координировать с
ним свои законы.

22 июля 1990 г. был
восстановлен статус пяти восточногерманских
земель, которые приняли свои конституции.
Новеллами в локальных конституциях ГДР
стали положения о правах человека в
трудовой, социальной, культурной и
эко­логической сферах.

В мае 1990 г. был
оформлен валютный и социально-экономический
союзы, в августе 1990 г. —
государственно-политический.

Все эти события
предопределили подписание Договора об
установлении единства Германии,
ратифицированного 3 октября 1990 г.

8  ноября 1991 г.
законодательные палаты ФРГ — бундестаг
и бундесрат — созда­ли Совместную
конституционную комиссию, в которую
были включены по 32 представителя от
каждой палаты и по столько же их
заместителей. Решения комиссии должны
были приниматься квалифицированным
большинством состава депута­тов.
Отдельные ее разработки позволили
внести в Основной закон ряд изменений,
относящихся к федеративному устройству,
участию в Европейском союзе и др.
Совместная конституционная комиссия
пришла к выводу, что новую Конституцию
не следует разрабатывать, поскольку
Основной закон 1949 г. за 40 с лишним лет
вполне оправдал себя в качестве
демократической Конституции Германии.

Конституция ФРГ
1949 г. стала общегерманской. Народная
армия ГДР, службы безопасности, полиция
ликвидировались, частично влившись в
соответствующие институты ФРГ.

Объединение сделало
Германию наиболее мощным западноевропейским
государством, которое стало играть
определяющую роль не только в Европе,
фактически приобрела статус великой
державы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Онлайн-тестыТестыИсторияИстория государства и права зарубежных странвопросы


406. По Конституции Франции 1958 года гарантом стабильности государственной власти является:
Президент

407. По Конституции Франции 1958 года главу правительства назначает:
Президент

408. По Конституции ФРГ 1949 года каждые 4 года по смешанной избирательной системе, прямым и тайным голосованием избирается:
бундестаг

409. По Конституции ФРГ 1949 года руководство исполнительной властью осуществляет:
канцлер

410. По Конституции Японии исполнительную власть осуществлял:
Кабинет министров

411. По преданию, государственное и политическое устройство Спарты было выработано:
Ликургом

412. По реформам Ван Мана в Древнем Китае все земли были:
объявлены царскими

413. По Салической правде, в случае брака свободного с рабой …
свободный становился рабом

414. По своему характеру Устав ООН — это:
многосторонний универсальный договор

415. Под лоббизмом понимают:
политику влияния неправительственных организаций на государственные органы

416. Полисная форма государства представляла собой …
разновидность античного рабовладельческого государства

417. Политика «большого скачка»в Китае предусматривала:
досрочное построение социализма

418. Полноправных свободных граждан Вавилона называли:
авилум

419. Понятие «враг народа» было введено в период:
Якобинской диктатуры 1793-1794 годов

420. Понятие юридического лица отсутствовало в Гражданском кодексе:
Франции


Исполнительную власть в ФРГ осуществляют Федеральный Президент (нем. Bundesprдsident), Правительство (нем. Bundesregierung) и Федеральный Канцлер (нем. Bundeskanzler).

Федеральный Президент (V раздел Основного закона, ст. 54-61) избирается Федеральным собранием.

Федеральное собрание представляет собой орган, созываемый специально для избрания Президента в сроки, установленные Основным законом. Федеральное собрание состоит из депутатов Бундестага и такого же количества представителей, избираемых ландтагами (парламента) земель. Пассивным избирательным правом обладают граждане ФРГ, достигшие 40 лет. Избрание Федерального Президента проводится без прений. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов. Если после проведения двух туров голосования абсолютного большинства не получил никто, то в 3 туре избранным считается кандидат, за которого проголосовало большинство членов Федерального собрания.

Федеральный Президент избирается на пять лет, переизбрание допускается только один раз. Согласно новому закону Федеральный Президент не может входить ни в состав Правительства, ни в состав Парламента как федерации, и земли. Он также не может занимать какую-либо другую должность, работать по профессии и входить в состав руководства или наблюдательного совета предприятия, имеющих целью получение прибыли.

Федеральный Президент представляет государство, он заключает от имени ФРГ договоры с иностранными государствами, аккредитует и принимает послов. Президент назначает и увольняет федеральных судей, офицеров и унтер-офицеров, если законом не установлено иное. В отдельных случаях он осуществляет от имени рации помилование.

Основной закон устанавливает, что условием действительности актов федерального Президента является их контрассигнация федеральным Канцлером или компетентным министром. Исключение составляют акты об отставке Федерального Канцлера и делегированное законодательство.

Полномочия Президента весьма широки. «Он может участвовать в заседаниях правительства, распускает Бундестаг по предложению Канцлера, если тот остался в меньшинстве, либо по собственной инициативе, если ни один из кандидатов на пост главы правительства не собрал требуемого большинства голосов, предлагает кандидатуру канцлера»[ Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005. Гл. 18]. Особенно высока роль Президента в случае отсутствия в Бундестаге абсолютного большинства мест у одной из политических партий. По представлению федерального правительства и с согласия Бундесрата Президент может объявить состояние законодательной необходимости, во время которого федеральные законы могут приниматься, минуя Бундестаг. При этом президент не несет политической ответственности за свои действия.

«Центральное место в системе федеральных органов власти ФРГ занимает Федеральное Правительство, состоящее из Канцлера и министров»[ Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. 2-е изд., перераб. — М.: НОРМА, 2005. Гл. 17.]. (VI раздел Основного закона, ст. 62-69)

На Правительство возложены обязанности руководства страной, однако практически оно выполняет все государственные функции. Канцлер, единственный из членов правительства, избирается большинством голосов Бундестага. Его кандидатура предлагается президентом, инициатива Бундестага в этом вопросе весьма ограничена. Канцлер может быть смещен только путем избрания нового канцлера (так называемый «конструктивный вотум недоверия»).

Канцлер несет ответственность перед Бундестагом, определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. Фактически именно Канцлер назначает и увольняет министров, число которых не ограничено Основным законом, упоминающим лишь министров финансов, обороны и иностранных дел. Утверждение министров, как и их увольнение, производится Федеральным Президентом. Федеральное Правительство имеет право издавать постановления в целях исполнения федеральных законов, а также общих административных предписаний.

Так, главой ФРГ согласно Конституции является Федеральный Президент, которого избирает на пятилетний срок специально созываемое Федеральное собрание. Центральное место в системе федеральных органов власти ФРГ занимает Федеральное Правительство, состоящее из Канцлера и министров.

На данный момент Федеральным Президентом ФРГ является Йоахим Гаук, который занимает эту должность с 23 марта 2012 года. Канцлером ФРГ является Ангела Меркель, которая занимает эту должность с 10 апреля 2000 года.

«Ассоциация помощи трону», образованная в довоенной Японии, выполняла функции
«Договор присоединения» — это контракт
«Кодексы честной конкуренции» в США в период «Нового курса» предусматривали
«Культурная революция» в Китае — это
«Новая политическая структура» Японии предусматривала
«Новая экономическая структура», установленная в Японии, предусматривала
«Новый курс», призванный вывести США из кризиса, был разработан при президенте
«Общества служения отечеству», образованные в предвоенной Японии, выполняли функции
«Символом государства и единства народа» по Конституции Японии является
«Трудовые лагеря» в США в 30-е годы — это
Американская система антитрестовского законодательства базируется на принципе
Бизония в послевоенной Германии- это
Британское содружество наций было создано в
Бывшие «союзные государства» стали именоваться в Германии землями на основании
Бюро экономической стабилизации и Комитет по регулированию цен были созданы в Японии в
В 1961 г. право участия (голосования) на выборах президента США получили жители
В Великобритании женщины были уравнены в избирательных правах с мужчинами в
В Великобритании избиратели получили право голосовать с 18 лет в
В Новейшее время круг уголовно-наказуемых деяний расширился за счет включения
В Новейшее время получают закрепление в праве новые виды договоров
В основе федерального уголовного права США положен УК
В парламенте Франции по Конституции 1946 г.
В США на общефедеральном уровне признание прав профсоюзного движения закрепил закон
В США основания освобождения должника от ответственности формируются на основе доктрины
В ФРГ функции «охраны конституции» возложены на
В ХХ веке в английском парламенте происходит
В ХХ веке в категорию «телесного имущества» были включены
В целях укрепления доверия населения и упрочения банковской системы США в 30-е годы
В Японии понятием «дзайбацу» обозначали
Важным звеном сотрудничества представителей крупных компаний и государственного аппарата в Японии являлся
Возрастной ценз в Японии для избирателей составляет
Возрастной ценз избирателей в США был снижен до 18 лет в
Вторая мировая война началась в
Вторая мировая война началась с нападения Германии на
Высшей судебной инстанцией Великобритании является
ГДР была образована в
Главой Британского содружества является
Двойной вотум в Великобритании был отменен в
Декриминализация — это
Для преодоления кризиса сельского хозяйства в США «Новый курс» предусматривал
Доминирующая политическая партия в Японии
Европейская система антимонопольного законодательства базируется на принципе
Закон «Об опасных мыслях», направленный на борьбу с оппозицией, был принят в Японии в
Закон Вагнера был принят в США в_________
Закон Германии 1935 г. «О германских общинах»
Законодательным органом Германии по Конституции 1919 г. является
Избирательные права в США женщины получили в
Избрание президента Франции населением было введено в
Институт адвокатуры в Великобритании был создан в
К категории «бестелесных вещей» относят
Китайская Народная Республика была образована в
Коллективный договор регулирует
Консолидированный акт — это закон
Конституционное ограничение сроков президентства в США было установлено в
Конституционный совет Франции по Конституции 1958 г.
Конституция Франции 1946 г. была утверждена
Конституция ФРГ 1949 г. была принята
Местное самоуправление Великобритании может осуществлять полномочия, которые
Нацистская партия пришла к власти в Германии в
Непосредственная причина краха Четвертой республики во Франции
Новая Конституция Японии была принята в
Нормативные акты исполнительной власти, изданные по вопросам, относящимся к прерогативе парламента, принято называть
Образование единого германского государства произошло на основе
Образование ФРГ произошло в
Общефедеральная система социального страхования была введена в США в
Объединение антифашистских сил, победившее на выборах 1936 г. во Франции — это
Объединение ФРГ и ГДР произошло в
Основу полицейских формирований Великобритании составляют
Отрасли права, единообразно регулирующие всю совокупность экономических отношений, — это отрасли
Официальное название германского государства по конституции 1919 г.
Пенсионный фонд в системе социального страхования формируется
Первая Конституция Китая была принята в
Первым президентом Китая был
По закону 1933 г. «Об обеспечении единства партии и государства» HCДAП была объявлена
По Конституции 1946 г. во Франции была установлена республика
По конституции 1947 года в послевоенной Японии формой правления была __________.
По Конституции 1949 года состав Конституционного суда ФРГ
По Конституции Германии 1919 г. президент избирался
По Конституции Франции 1946 г. президент избирался
По Конституции Франции 1958 г. гарантом стабильности государственной власти является
По Конституции Франции 1958 г. главу правительства назначает
По Конституции Франции 1958 г. представительством регионов является
По Конституции ФРГ 1949 года каждые 4 года по смешанной избирательной системе, прямым и тайным голосованием избирается
По Конституции ФРГ 1949 года руководство исполнительной властью осуществляет
Под лоббизмом понимают
Политика «большого скачка»в Китае предусматривала
После смерти Гинденбурга в 1934 г. пост президента в Германии
Потсдамские соглашения 1945 г. о Германии были подписаны
Правительство Виши возглавил
Право «двойного вотума» в Великобритании предусматривало возможность
Право на суд присяжных в США имеет обвиняемый, если ему угрожает наказание
Президент ФРГ по конституции 1949 года избирается
Президент ФРГ по Конституции 1949 года избирается на
Президентский стиль правления в Великобритании связан с
Принцип «закрытого цеха» был установлен в США законом
Принцип «закрытого цеха» предусматривает
Причина ликвидации правительства Народного фронта во Франции
Программа организации государственной власти, сформулированная Сунь Ятсеном, предусматривала
Сан-Францисский мирный договор между США и Японией был подписан в
Сенат в Пятой республике Франции
Символом стабильности Великобритании является
Синьхайской революцией в Китае назывались события
Система прецедентного права имеет место в
Система раздельного правления во Франции означает
Смертная казнь применяется в качестве наказания в
Смешанной собственностью называют собственность
Согласно Потсдамским соглашениям Германия должна быть
Составной частью Конституции Франции 1958 г. является Декларация
Суммарное производство в судебном процессе означает
Федеральная резервная система США была создана в
Федеральный свод законов в США переиздается и обновляется раз в
Федеральный свод законов США впервые был составлен в
Форма правления Пятой республики во Франции
Функции конституционного надзора в Японии выполняет
Ценные бумаги, удостоверяющие участие в обществе и право на участие в его управлении и получении дивиденда, — это
Эволюция двухпартийной политической системы Великобритании в ХХ в. заключалась в

Мы продолжаем рассматривать политическое устройство успешных с точки зрения реализации прогрессивных ценностей стран, и вслед за статьёй об устройстве Швейцарии мы будем разбирать Федеративную Республику Германия (ФРГ). Германия занимает 6-е место в мире по Индексу человеческого развития1 и 17-е по ВНД по ППС2 (Россия занимает 52-е и 55-е места соответственно). Германия особенно интересна также с той стороны, что по номинальному значению ВВП она занимает 4-е место в мире3. То есть организация производства в этой стране находится на очень высоком уровне. Во многом все эти достижения – результат грамотно выстроенных институтов, в том числе и политических. Как они устроены?

Сначала обрисуем систему вкратце, чтобы далее читателю было легче понять. Высшей властью в Германии обладает законодательный орган (парламент). Де-факто он состоит из двух частей — Бундестага (избирается напрямую, частично по мажоритарной, частично по пропорциональной избирательной системе) и Бундесрата (формируется правительствами Земель — так называются регионы — которых в Германии 16). Законодательный орган формирует исполнительную власть, то есть правительство, в том числе федерального канцлера, который многими считается де-факто главным лицом страны, и президента.

Каждая из 16 Земель имеет местный парламент — окружное собрание (которое избирается гражданами), и местную исполнительную власть — окружное управление (которое избирается местным парламентом). Также своя местная исполнительная власть, назначаемая местным парламентом, существует у единиц, которые чуть меньше, чем Земли — у Правительственных округов. Ещё более маленькая единица — это районы (к ним также из-за схожих функций можно отнести внерайонные города). Там есть Крейстаг (районный совет), который избирается гражданами, и администрация, которая формируется в различных районах по-разному. Вслед за районами идёт минимальная единица — коммуны (или общины, а также их объединения — ассоциации сообществ). Они избираются гражданами.

Содержание статьи

  • Законодательный орган (Парламент)
  • Глава государства
  • Правительство (исполнительная власть)
  • Земли (регионы)
  • Районы
  • Внерайонные города
  • Общины
  • Ассоциация сообществ
  • Итог
  • Источники

Законодательный орган (Парламент)

В Германии де-факто действует двухпалатный парламент, палатами в нём являются Бундесрат и Бундестаг.

I. Бундесрат (дословно — «федеральный совет»4) — это орган, который участвует в осуществлении законодательной и административной власти Федерации, согласно 50 статье5 Основного закона ФРГ (в Германии Основной закон является примерно тем же самым, что и конституция в других странах). Данный орган не избирается гражданами напрямую, так как он состоит из членов правительств Земель, которые их назначают из своего числа и отзывают (эти члены правительства являются в основном депутатами, которые назначаются в правительство парламентами Земель, а те в свою очередь избираются гражданами Земель).

Число этих членов от Земель варьируется в зависимости от численности населения региона, согласно статье 51.2 Конституции ФРГ:

  • До двух миллионов человек (Бремен, Гамбург, Саар, Мекленбург-Передняя Померания) — 3 депутата;
  • От двух до шести миллионов (Берлин, Бранденбург, Рейнланд-Пфальц, Саксония, Саксония-Анхальт, Шлезвиг-Гольштейн, Тюрингия) — 4 депутата;
  • От шести до семи миллионов (Гессен) — 5 депутатов;
  • Свыше семи миллионов (Бавария, Баден-Вюртемберг, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия) — 6 депутатов.

Остальные члены земельных правительств обычно назначаются заместителями членов Бундесрата, так что в состав Бундесрата входят практически все члены правительств6, то есть 170 человек. Сами члены Бундесрата не могут голосовать самостоятельно, то есть члены каждой группы представителей от Земли должны голосовать вместе — в противном случае их голос не засчитывается (статья 51.3). Чтобы принять необходимое решение, нужно абсолютное большинство, которое составляет 35 голосов, а требующееся иногда квалифицированное большинство (в две трети голосов) составляет 46 голосов. За работу в Бундесрате вознаграждение не полагается. В качестве компенсации служебных расходов членам Бундесрата выплачиваются суточные и возмещается плата за проезд (а также положены бесплатные билеты для проезда на железнодорожном транспорте).

Политическое устройство Германии

В соответствии со статьёй 53 Основного закона члены Бундесрата пользуются особой привилегией: им предоставлено право участия во всех заседаниях Бундестага и его комитетов, где они вправе в любой момент взять слово. Кроме того, это право распространяется на «уполномоченных», которых они направляют туда в качестве своих заместителей. Депутаты Бундестага не располагают такими возможностями получения и предоставления информации в Бундесрате. Функций у Бундесрата несколько, вот основные из них:

1) Контроль законопроектов. Все законопроекты проходят через Бундесрат, и их можно поделить на три части:

  • Законы, вносящие изменения в конституцию. Для них требуется согласие Бундесрата большинством в две трети голосов;
  • Законы, затрагивающие бюджеты Земель. В отношении доходной части сюда относятся все законы о налогах, за счёт которых Земли и общины имеют поступления в свой бюджет — например, о подоходном налоге, налоге на добавленную стоимость, промысловом налоге и налоге с владельцев автотранспортных средств. В отношении расходной части – все федеральные законы, касающиеся обязанностей Земель по предоставлению денежных выплат, пособий в материальной форме или других аналогичных услуг третьим лицам;
  • Законы, затрагивающие суверенитет Земель в сфере организации структур и деятельности исполнительной власти.

Бундесрату в этом деле помогают 16 постоянных комитетов, среди них комитет образования и науки, комитет внутренних дел, комитет по делам Евросоюза. Отзыв Бундесрата часто гласит: «нет возражений», его члены также могут предложить изменить или дополнить законопроект, и лишь иногда полностью отклоняется законопроект, который, тем не менее, может быть позже внесён Федеральным правительством на рассмотрение в Бундестаг.

Если между Бундесратом и Бундестагом возникает конфликт, то созывается Согласительный комитет, который состоит из 32 человек по 16 от каждой палаты, и который вправе выработать предложения по изменению законопроекта — в этом случае изменённый законопроект вносится в Бундестаг. Если согласительная комиссия не вырабатывает изменений, то законопроект в изначальном виде (как правило, с пояснениями согласительной комиссии) вновь направляется в Бундесрат, который принимает соответствующее решение — согласиться, либо отклонить законопроект.

2) Право предлагать законопроекты. Бундесрат имеет право вносить в Бундестаг законопроекты. Соответствующие проекты направляются Федеральному правительству, чтобы предоставить ему возможность составить заключение. В течение шести недель, а в особых случаях в течение трёх или девяти недель, Федеральное правительство затем должно направлять их Бундестагу. Там эти законопроекты проходят ту же процедуру, что и законопроекты Федерального правительства или проекты, инициированные в самом Бундестаге.

3) Контроль исполнительной власти. Для большинства постановлений Федерального правительства и федеральных министерств в отдельности требуется в обязательном порядке согласие Бундесрата. Также правительство обязано держать Бундесрат «в курсе текущих дел». От согласия Бундесрата зависят не только правительственные постановления, но и множество предназначенных для структур исполнительной власти Общих административных положений, если те затрагивают прерогативы Земель.

4) Контроль по ЕС. Бундесрат, а в его лице и Земли, принимает участие в выработке позиций федерации по вопросам Европейского Союза. Поэтому Федеральное правительство призвано своевременно и в полном объёме уведомлять Бундестаг и Бундесрат обо всех шагах, планируемых Европейским Союзом. Бундесрат, а в экстренных случаях его Палата по европейским делам, проводят в комитетах подробное обсуждение проектов постановлений и директив Европейского Союза, после чего направляют в ЕС свой отзыв.

Если нормативные акты ЕС затрагивают федерацию, то Федеральному правительству следует в своих «брюссельских» решениях учитывать позицию Бундесрата. Если же основные положения законопроекта затрагивают законодательные полномочия, структуру или деятельность органов власти Земель, то, поскольку с «авторитетным мнением» Бундесрата следует считаться, за ним остаётся последнее слово при определении позиции Германии в Совете министров ЕС. Если Бундесрат и Федеральное правительство не могут договориться, то возобладает позиция Бундесрата, при условии, что она зиждется на решении, получившем две трети голосов. Но Бундесрат не может принять окончательное решение по увеличению расходов или сокращению доходов федерации. В таких случаях определённая Бундесратом германская позиция нуждается в согласии Федерального правительства.

Если основные разделы постановления ЕС затрагивают исключительные законодательные полномочия Земель в области школьного образования, культуры или радиовещания, то Федеральное правительство должно передать ведение переговоров на уровне ЕС и право голоса одному из земельных министров, назначенному Бундесратом.

5) Контроль за международными договорами. Закон о ратификации договора между государствами требует Согласия Бундесрата, если в соответствии с положениями Основного закона для принятия внутригосударственного правового акта такого же содержания потребовалось бы согласие Бундесрата. Путём наложения вето, то есть отказав в одобрении, Бундесрат может воспрепятствовать вступлению в силу для Германии международной договоренности.

6) Избирает половину состава Федерального конституционного суда.

7) Вправе выдвигать и одобрять кандидатуры на целый ряд должностей. Например, только с одобрения Бундесрата Федеральному Президенту Германии могут предлагаться кандидатуры для назначения на должности Генерального прокурора Германии, федеральных прокуроров и членов Правления Германского федерального банка «Дойче Бундесбанк».

8) Особые полномочия. Если Федеральный канцлер утратил доверие Бундестага, однако роспуска Бундестага не произошло, Федеральное правительство вправе в рамках сложной процедуры издавать законы с согласия Бундесрата, то есть он становится «законодательным запасом» на случай недееспособности Бундестага.

Поговорим теперь о самом органе в целом. Хоть он похож на верхнюю палату парламента, но на самом деле заметно отличается от своих собратьев — высших палат парламентов других стран, в том числе с федеративным устройством. Вот как Конституционный суд Германии ещё в 1974 году указывал: «В соответствии с нормами Основного закона Бундесрат не является второй палатой единого законодательного органа, которая участвует в законодательном процессе в полной мере и наравне с «первой палатой» — Бундестагом»7. В целом в нём есть элементы верней палаты, но с другой стороны Бундесрат не является равноправным участником законодательного процесса, а также обладает компетенцией не только в сфере законодательства, но и в исполнительной сфере8; также за данным органом не закреплено никакой собственной исключительной сферы ведения, подведомственной только ему и никому более.

Можно сказать, что это особый административный орган, который является не только органом контроля ветвей власти, но и связующим звеном между властями Земель и Федерации.

II. Бундестаг (Федеральное собрание) — нижняя и де-юре единственная палата Германии. В теории в Бундестаге 598 мест, и соответственно 299 человек избирается по мажоритарной системе (то есть выбираются непосредственно кандидаты), а 299 — по пропорциональной системе (то есть выбирается список кандидатов). Поэтому у каждого жителя Германии 2 голоса:

Политическое устройство Германии

  1. Первый — когда он голосует за кандидатов;
  2. Второй — когда он голосует за список кандидатов.

Но если посмотреть количество мест на 27 марта 2021 года, то мест аж 709.

Политическое устройство Германии

Почему, собственно, так? Всё из-за немецкой системы, в которой второй голос, а именно голос за список имеет большее значение, так как он определяет соотношение сил в стране. На основе этого, помимо обычных мест для депутатов, выделяют ещё два:

1) Дополнительные. Эти места появляются, если партия в одной из Земель с помощью первых голосов получила для своих кандидатов больше мест в Бундестаге, чем ей полагалось иметь в этой Земле по результатам подсчёта вторых голосов. А если первых голосов меньше, а вторых больше? Если, например, какая-либо партия в какой-либо федеральной Земле получила десять мандатов согласно своей доле вторых голосов и добилась в той же Земле четырёх прямых мандатов, то остаются только шесть мест, которые достаются кандидатам этой партии по земельному партийному списку.

Зачем ввели подобные места? В смешанной избирательной системе нередко одна из партий — из-за успеха её кандидатов в одномандатных избирательных округах — получает в отдельных федеральных Землях больше мандатов, чем ей полагалось бы по количеству вторых голосов. Лишать места в парламенте кандидата, напрямую выигравшего выборы в своем округе, нельзя. Вот так и возникают дополнительные мандаты. В принципе она может помочь малым партиям занять определённое количество мест (если они прошли цензы в виде числа мест и процента поддержки). В результате партия получает в бундестаге непропорционально много мест, что привело к спорам в самой ФРГ и появлению второго типа мандатов.

2) Компенсаторные или уравнительные. Эти места ввели в 2013 году, так как Федеральный конституционный суд Германии посчитал, что наличие «дополнительных мест» нарушает конституционную гарантию того, что избирательная система будет равной и прямой. Против старой системы выступили члены СДПГ и «Союз-90»/«зелёные» и ещё более 3 тысяч граждан ФРГ. Смысл этих мест в том, что дополнительные места будут компенсироваться путём предоставления компенсаторных мест (уравнивающих мандатов) в той мере, которая в итоге позволит обеспечить распределение мест пропорционально результатам подсчёта вторых голосов.

Политическое устройство Германии

Бундестаг

Каждая партия, которая хочет попасть в Бундестаг, должна набрать по всей стране минимум пять процентов вторых голосов (это процентный барьер, который не позволяет мелким партиям пройти в парламент, во избежание раздробленности партийной системы, которая могла бы ослабить парламент). Единственное исключение: если партия получит, как минимум, три прямых мандата, она проходит в Бундестаг, невзирая на пятипроцентный барьер, со своей долей полученных вторых голосов.

В итоге из-за 111 дополнительных мест на 27 марта 2021 года всё выглядит следующим образом: 299 избрано по мажоритарной системе, а 410 — по пропорциональной.

Голосовать можно с 18 лет, при этом последние три месяца необходимо прожить непосредственно в Германии, избраться в Бундестаг также можно с 18 лет.

Полномочия Бундестага9:

1) Законодательная функция. Федеральный парламент имеет следующие исключительные сферы законодательства (статья 73):

  1. Иностранные дела, а также оборона, включая защиту гражданского населения;
  2. Гражданство Федерации;
  3. Свобода передвижения, паспортный режим, иммиграция и эмиграция, выдача документов;
  4. Валюта, денежное обращение и чеканка монеты, режим мер и весов, а также установление точного времени;
  5. Таможенное и торговое единство территории, договоры о торговле и судоходстве, свобода товарного обращения, оборот товаров и платежей с заграницей, включая таможенную и пограничную охрану;
  6. Воздушное сообщение, а также железнодорожное сообщение, которое полностью или в своём большинстве принадлежит Федерации (железные дороги Федерации), строительство, поддержание и эксплуатация рельсовых путей этих дорог, а также взимание платы за использование этих путей;
  7. Служба почты и телекоммуникаций;
  8. Правовое положение лиц, находящихся на службе Федерации и федеральных корпораций публичного права;
  9. Правовая охрана промышленной собственности, авторское право и издательское право;
  10. Сотрудничество Федерации и Земель в области уголовной полиции, в защите основ свободного демократического строя, существования и безопасности Федерации или Земли (охрана Конституции) и в защите территории Федерации от стремлений путём применения силы или направленных на такое применение подготовительных действий поставить под угрозу внешние интересы Федеративной Республики Германии, а также учреждение федерального ведомства уголовной полиции и борьба с международной преступностью;
  11. Статистика для целей Федерации.

При этом, земли (регионы Германии) могут обладать данными полномочиями тогда, когда власти ФРГ разрешат в виде федерального закона (статья 71).

2) Избирает должностные лица10:

  1. Канцлера, то есть главу правительства (но не назначает, это делает Президент, согласно статье 63 (2)). В России им является Председатель правительства, а во многих других странах — премьер-министр;
  2. Половину судей в Федеральный конституционный суд;
  3. Президента и Вице-президента Федеральной счётной палаты;
  4. Федерального уполномоченного по охране данных и свободе информации.

3) Функции контроля. Выражается это в том, что Бундестаг осуществляет контроль в виде ответов депутатам на их вопросы из запросов в адрес правительства, из «Часа вопросов и ответов», с помощью комитета по расследованию и института Уполномоченного по делам военнослужащих, которому Бундестаг поручает осуществлять парламентский контроль над вооружёнными силами, которые называются «Бундесвер».

Если депутатам не понравится работа правительства, они могут внести вотум недоверия правительству. С отставкой канцлера в отставку уходит и правительство. Вопрос о внесении вотума недоверия канцлеру голосуется вкупе с предложением кандидатуры его преемника. В свою очередь, канцлер вправе поставить вопрос о вотуме доверия правительству. В случае отрицательного ответа по предложению Федерального Президента предполагается либо избрание канцлером другого лица, либо роспуск Бундестага, при этом роспуск парламента предусматривается в случае, если новый канцлер не будет избран в течение 21 дня.

4) Принимает федеральный бюджет.

Избирается Бундестаг на 4 года. Также стоит выделить условно ещё два органа, связанных с парламентом:

1. Федеральное Собрание (глава V Основного закона ФРГ). Конституционный орган, который нужен для избрания Федерального Президента ФРГ. Федеральное собрание состоит из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых народными представительствами Земель на началах пропорциональности, то есть считается и определяется число представителей, пропорциональное населению Земли. Избирают его по системе абсолютного большинства, то есть чтобы выиграть, кандидату нужно набрать 50%+1 голос. Проходит такая система в два тура, но при этом во втором туре, что уникально, такая система тоже действует (обычно во втором туре используется система относительного большинства, то есть кандидат выбирается простым большинством). Но если в первых двух турах голосования такое большинство не получено ни одним претендентом, избранным считается тот, кто в следующем туре голосования соберёт наибольшее число голосов.

2. Совместный комитет (глава IV-a). Он образуется в случае состояния обороны, которое объявляет Федеральный Президент ФРГ с согласия Канцлера, согласно статье 115-a (4) (если органы работают нормально, то согласно статье 115-a (1) Бундестаг с одобрения Бундесрата констатирует по предложению правительства об этом, но требует большинства в 2/3 поданных голосов, при этом не менее большинства голосов членов Бундестага), и данный орган замещает Парламент Германии. Он состоит из 2/3 членов Бундестага (они назначаются Бундестагом на основе представительства фракций, а также они не могут входить в состав Федерального правительства) и 1/3 членов Бундесрата (каждая Земля должна быть представлена одним назначенным ею членом Бундесрата, при этом эти члены не связаны указаниями). В итоге, в Совместном комитете 48 человек: 32 (2/3) от Бундестага и 16 (1/3) от Бундесрата.

Политическое устройство Германии

Глава государства

Им является Федеральный Президент ФРГ. Как было сказано выше, избирается он Федеральным Собранием, а срок его полномочий составляет 5 лет. Президентских сроков максимум два. Чтобы стать Президентом, нужно иметь возраст в 40 лет и избирательные права. Согласно статье 55, он не может входить ни в состав Правительства, ни в законодательный орган Федерации или Земли, также он не может занимать никакую другую оплачиваемую должность, осуществлять коммерческую или профессиональную деятельность или входить в состав руководства или наблюдательного совета предприятия, имеющего целью получение прибыли. Полномочия11:

  1. Статья 82 (1). Подписание законов, но при этом он – предпоследний, кто их подписывает (закон должен подписать ещё и канцлер, и после подписания, законы оформляются Федеральным Президентом и публикуются в государственной газете «Бундесгезетцблатт» (на русский это переводится как «Федеральный вестник законов»)). В теории у Президента существует право вето, на практике оно применяется редко и чаще всего связано с мнением президента, что закон противоречит Конституции12 (всего это было 9 раз, последний раз – в 2020 году, когда Франк-Вальтер Штайнмайер отказался подписать «Закон о разжигании ненависти» из-за опасений по поводу его конституционности13);
  2. Статья 59. Федеральный Президент представляет Федерацию в международно-правовых отношениях. Он заключает от имени Федерации договоры с иностранными государствами. Он аккредитует и принимает послов. Договоры, регулирующие политические отношения Федерации и касающиеся предметов федерального законодательства, требуют согласия или содействия соответствующих органов, компетентных в отношении федерального законодательства, в форме федерального закона. К соглашениям административного характера применяются соответственно предписания, относящиеся к федеральной администрации;
  3. Статья 60 (1). Федеральный Президент назначает и увольняет федеральных судей, федеральных чиновников, офицеров и унтер-офицеров, поскольку законом не установлено иное;
  4. Статья 60 (2). В конкретных случаях он осуществляет от имени Федерации право помилования;
  5. Статья 63 (1). Предлагает кандидатуру Канцлера Бундестагу, и, если с ней согласны, то он его назначает. Но там есть своя особенность, о чём будет рассказано в разделе «Правительство»;
  6. Статья 64 (1). По предложению Канцлера назначает и увольняет членов правительства;
  7. Награждение грамотами от имени Федерации.

Президент ФРГ не является верховным главнокомандующим, его роль в мирное время выполняет Федеральный министр обороны (Статья 65-а), а в случае состояния обороны — Федеральный канцлер (Статья 115-b).

Президент при этом не обладает большой свободой, ведь, согласно статье 58, для действительности предписаний и распоряжений Федерального Президента, а также согласно статье 82 (1), для действительности закона, необходима их контрасигнатура Федеральным канцлером или компетентным федеральным министром.

Что такое контрсигнатура? Контрсигнатура, или контрассигнация (от лат. сontra – против и signo или assigno – подписывать) — в ряде стран подписание премьер-министром или уполномоченным министром нормативного акта главы государства, придающее этому акту юридическую силу14. Это позволяет контролировать главу государства, чтобы в теории он не смог захватить власть. Данное правило не относится к назначению и увольнению Федерального канцлера и роспуску Бундестага, о чём будет сказано в разделе «Правительство».

Политическое устройство Германии

В 2021 году Федеральным Президентом является Франк-Вальтер Штайнмайер

Бундестаг и Бундесрат могут отправить главу государства в отставку, так как согласно статье 61 они могут возбудить перед Федеральным конституционным судом обвинение против Федерального Президента в умышленном нарушении им Основного закона или другого федерального закона. Предложение о возбуждении обвинения должно быть представлено от имени не менее чем ¼ части членов Бундестага или не менее чем одной четвёртой части голосов Бундесрата. Решение о предъявлении обвинения требует большинства — 2/3 членов Бундестага или 2/3 голосов Бундесрата. Обвинение поддерживается представителем выдвинувшего обвинение органа. После предъявления обвинения Федеральный конституционный суд вправе временным приказом постановить, что Федеральный Президент не может выполнять свои должностные функции.

Сам Федеральный Президент может уйти в отставку по собственному желанию. Полномочия Федерального Президента в случае каких-либо препятствий или досрочного освобождения от должности осуществляются председателем Бундесрата (статья 57).

Правительство (исполнительная власть)

Оно состоит из Федерального канцлера и федеральных министров (Статья 62). Канцлер — глава правительства ФРГ. Избирается он Бундестагом по предложению Президента, большинством голосов депутатов, а позже назначается Президентом, согласно статье 63 (1) и (2). Если предложенное лицо не избрано, Бундестаг может в течение 14 дней после выборов избрать Федерального канцлера абсолютным большинством голосов своих членов (то есть 50%+1 голос), согласно статье 63 (3). По статье 63 (4), если в течение этого срока избрание не состоялось, незамедлительно проводится новый тур голосования, в котором избранным считается тот, кто получил наибольшее число голосов.

Если избранное лицо собрало голоса большинства членов Бундестага, Федеральный Президент в течение семи дней после выборов должен его назначить. Если избранное лицо не получило такого большинства, то Федеральный Президент имеет два варианта решения проблемы:

  • В течение семи дней сам назначает его;
  • Распускает Бундестаг.

Канцлер определяет основные направления политики и несёт за них ответственность.

Политическое устройство Германии

В начале 2021 года федеральным канцлером всё ещё является Ангела Меркель

Федеральные министры – это члены правительства ФРГ. Всего их 15:

  1. Министерство иностранных дел;
  2. Министерство внутренних дел;
  3. Министерство обороны;
  4. Министерство труда и социальных вопросов;
  5. Министерство образования и научных исследований;
  6. Министерство продовольствия и сельского хозяйства;
  7. Министерство по делам семьи, пожилых граждан, женщин и молодёжи;
  8. Министерство финансов;
  9. Министерство здравоохранения;
  10. Министерство юстиции и защиты потребителей;
  11. Министерство окружающей среды, охраны природы, строительства и ядерной безопасности;
  12. Министерство транспорта и цифровой инфраструктуры;
  13. Министерство экономики и энергетики;
  14. Министерство экономического сотрудничества и развития;
  15. Глава канцелярии (ведомство в структуре органов исполнительной власти ФРГ, в задачи которого входит обеспечение деятельности федерального канцлера Германии) федерального канцлера — Министр по особым поручениям.

Они назначаются и увольняются Федеральным Президентом по предложению Федерального канцлера (статья 64 (1)). Также Федеральный канцлер назначает одного из федеральных министров своим заместителем (статья 69 (1)).

В пределах этих основных направлений каждый федеральный министр ведёт дела своей отрасли самостоятельно под свою ответственность. При расхождении мнений между федеральными министрами решение выносит Федеральное правительство.

Правительство подотчётно парламенту, и в случае недовольства им, члены Бундестага могут выразить недоверие Федеральному канцлеру тем, что большинством членов выберет ему преемника, и обратиться к Федеральному Президенту с просьбой об увольнении Федерального канцлера, а президент должен удовлетворить эту просьбу и назначить выбранное лицо. Если обращение Федерального канцлера о выражении ему доверия не встречает согласия большинства членов Бундестага, то Федеральный Президент может по предложению Федерального канцлера в течение двадцати одного дня распустить Бундестаг. Право на роспуск утрачивается, как только Бундестаг большинством своих членов изберёт другого Федерального канцлера.

Срок работы министров связан с работой самого Бундестага, то есть новое правительство выбирают после новых выборов.

Земли (регионы)

Германия состоит из 16 субъектов, которые называются Земли, но при этом у многих есть свои наименования (Свободное государство (Бавария и Тюрингия), Свободный ганзейский город Бремен, Свободный и ганзейский город Гамбург), но у них есть более серьёзные различия. Земли – это крупные субъекты Федерации, которых больше всего (13 из 16), а также города, имеющие статус Земли (Берлин, Гамбург, Бремен).

В отличие от просто субъектов, в городах, имеющих статус Земли, нет районов как административно-территориальной единицы (кроме Бремена, который по факту состоит из 2 городов (Бремен и Бремерхафен) или городских районов). В отличие от обычных городов, в них городские округа (или районы) имеют органы власти.

В качестве примера можно привести следующее. Берлин, столица Германии, разделена на 12 административных округов, и в каждом из округов есть следующие органы власти:

  1. Окружное собрание уполномоченных. Является органом районного самоуправления; осуществляет контроль над администрацией округа, принимает решения по окружному бюджету и принимает решения по вопросам, возложенным на него ( Раздел 6, Статья 72 Конституции Берлина15). Оно избирается жителями округа (Раздел 6, Статья 69 Конституции Берлина). Избирать можно с 16 лет, для этого нужно проживать в округе, иметь право голоса и проживать в Берлине не менее трёх месяцев. Также избираться и быть избранными могут граждане ЕС. Окружное собрание уполномоченных состоит из 55 членов. Окружные кандидатуры, за которых отдано менее трёх из ста голосов, не имеют мест (Раздел 6, статья 70 (2)). Срок их работы такой же, как и у Палаты представителей Берлина, то есть 5 лет;
  2. Окружное управление. Администрация округа (Раздел 6, Статья 74 (2)). Оно состоит из окружного бургомистра и окружных городских советников, один из которых также избирается заместителем мэра. Окружное управление должно быть сформировано в окружном собрании на основе кандидатур политических групп в соответствии с коэффициентом их численности, рассчитанным по специальной формуле (Раздел 6, Статья 74 (1)). Глава управления — Окружной бургомистр — осуществляет надзор за членами окружного управления. Каждый окружной городской советник несёт за свою работу личную ответственность. Окружной бургомистр подконтролен главе города, то есть Правящему бургомистру (Раздел 6, Статья 75 (2)). В случае разногласий между сотрудниками окружного управления, само окружное управление принимает решение. Окружные собрания могут большинством в две трети голосов представителей собрания, уволить члена окружного управления до окончания срока полномочий. Также не реже одного раза в месяц регулярно проводятся совместные встречи Правящего бургомистра и 12 окружных бургомистров или их заместителей в качестве представителей, согласно разделу 6 статьи 68 (2) (Совет бургомистров).

Политическое устройство Германии

Земли Германии

По полномочиям, которые имеют Земли, можно выделить 4 типа (это полномочия регионов, которые прописаны в Основном законе, этим занимаются органы власти Земель).

1. Совместные, или, как они ещё называются, конкурирующие (Статья 74):

  1. Гражданское право, уголовное право и исполнение приговоров, судоустройство, судопроизводство, адвокатура, нотариат и юридическая консультация;
  2. Акты гражданского состояния;
  3. Право союзов и собраний;
  4. Право иностранцев на пребывание и постоянное проживание;
  5. Законодательство об оружии и взрывчатых веществах;
  6. Дела беженцев и перемещённых лиц;
  7. Государственное социальное обеспечение;
  8. Военный ущерб и его возмещение;
  9. Обеспечение инвалидов войны, родственников погибших и попечение о бывших военнопленных;
  10. Могилы павших воинов, других жертв войны и жертв тирании;
  11. Хозяйственное право (горное дело, промышленность, энергетическое хозяйство, ремёсла, кустарная промышленность, торговля, банковское и биржевое дело, частное страхование);
  12. Производство и использование ядерной энергии в мирных целях, сооружение и эксплуатация установок, предназначенных для этих целей; защита от опасностей, возникающих при высвобождении ядерной энергии или вследствие ионизирующего излучения, и захоронение радиоактивных материалов;
  13. Трудовое право, включая положение о предприятии, охрану труда и посредничество по найму, а также социальное страхование, включая страхование от безработицы;
  14. Регулирование субсидий на образование и содействие научным исследованиям;
  15. Право принудительного отчуждения, поскольку оно касается дел, упомянутых в статьях 73 и 74;
  16. Передача земель, природных богатств и средств производства в общественную собственность или в другие формы общественного хозяйства;
  17. Предотвращение злоупотреблений экономической властью;
  18. Содействие производству в сельском и лесном хозяйстве; обеспечение снабжения продовольствием, ввоз и вывоз продукции сельского и лесного хозяйства, рыболовство в открытом море и в прибрежных водах, охрана побережья;
  19. Сделки в отношении земельных участков, земельное право (без права участия в освоении земли) и сельскохозяйственная аренда, жилищное дело, населённые пункты и дома на праве личной собственности;
  20. Мероприятия против общеопасных и заразных заболеваний людей и животных, допуск к врачебным и другим медицинским профессиям и к врачеванию, оборот лекарств, лекарственных и наркотических средств и ядов;
  21. Хозяйственное обеспечение больниц и регулирование тарифов за предоставляемую ими помощь;
  22. Защита снабжения продовольствием и пищевой промышленности, предметов первой необходимости, фуража, семенного и посадочного материала для сельского и лесного хозяйства, защита растений от болезней и вредителей, а также охрана животных;
  23. Судоходство в открытом море и в прибрежных водах, а также морские навигационные знаки, судоходство по внутренним водам, метеорологическая служба, морские каналы и внутренние водные пути общего назначения;
  24. Дорожное движение, автомобильный транспорт, сооружение и поддержание автострад, а также взимание и распределение сборов за использование транспортными средствами общественных дорог;
  25. Рельсовые пути, не являющиеся железными дорогами Федерации, за исключением фуникулёров;
  26. Уничтожение отходов, охрана воздуха от загрязнения и борьба с шумом;
  27. Ответственность государства (в Конституции не прописано конкретно что это, тут имеется в виду видимо ответственность по каким-то вопросам);
  28. Искусственное оплодотворение людей, исследование и искусственное изменение наследственности, а также регулирование трансплантации органов и тканей.
  29. Оплата и обеспечение лиц, состоящих в публично-правовом отношении службы и верности (Статья 74-а). Здесь имеется в виду гражданская служба.

Федерация может принимать законы сама в целях обеспечения единообразных условий жизни на территории Федерации или сохранения правового или экономического единства в интересах Германии (статья 72.2). Если федерация это не регулирует, то регионы могут сами принимать решение.

Гражданская государственная служба — вид государственной службы; профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий высших должностных лиц государства и органов законодательной, исполнительной и судебной власти16.

2. Отклоняющиеся полномочия. Согласно статье 72 (1), Земля в сфере конкурирующей законодательной компетенции Земли обладает полномочием на законодательство лишь тогда и поскольку, когда и так как Федерация не пользуется своими законодательными правами. В области охраны природы, университетских степеней и поступления в университеты, среди прочего, законодательство штатов может отклоняться от (то есть изменять или заменять) федерального законодательства17. Но в случае чего федеральные органы могут принять меры по определённым вопросам.

3. Рамочные. Появляются в исключительных случаях, в виде предписания рамочных предписаний Федерации Землям по следующим направлениям:

  1. Правовое положение лиц, состоящих на публичной службе Земель, общин и других корпораций публичного права, поскольку статья 74-а не предписывает иного;
  2. Общие принципы высшего образования;
  3. Общее положение печати и кино;
  4. Охота, охрана природы и забота о ландшафтах;
  5. Распределение земли, пространственная организация и водный режим;
  6. Регистрация населения и выдача удостоверений личности;
  7. Охрана немецкого культурного наследия от вывоза за границу.

Если предписания были приняты, то Земли обязаны издать в течение установленного законом времени свои законы.

4. Исключительные. Если не прописаны как полномочия Федерации, так и их совместные полномочия, то Земли могут принимать сами решения (статья 70 (1)). Они занимаются, например вопросами внутренней безопасности, школьного и высшего образования, культуры и коммунального управления18. В целом Германия не такая «мягкая», как Швейцария, так как тут очень много именно совместных полномочий, но тем не менее, Земли имеют некоторые особенности, в частности по статье 32 (3), они могут с согласия Федерального правительства заключать договоры с иностранными государствами (в рамках законодательных компетенций Земель).

Общегерманские референдумы на общеполитические темы не предусмотрены Основным законом ФРГ19. Связано это как с опасением того, что народ поддастся политическому искушению, так и с плачевным опытом Веймарской республики (так называли Германию с 1919 по 1933 годы)20.

Референдум обязателен в том случае, если речь идет о принятии новой Конституции для всей страны или об изменении в административном делении федеративной структуры. В таком случае он проводится в соответствующих субъектах федерации. В основном референдумы проводятся в муниципалитетах и в масштабах Земель (по данным на 2010 год, в ФРГ прошло 3280 референдумов, и только 18 раз на уровне Земель). Также используются опросы и существуют народные инициативы, но во многих Землях – например, в Бремене (статья 71 Конституции Бремена21), у людей есть возможность предложить инициативы, которые, если будут выполнены условия, станут референдумом).

По политическому устройству они все имеют свои Конституции, которые должны соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социального правового государства в духе настоящего «Основного закона». На основе Основного закона Земли имеют схожие региональные органы власти, хоть и со своими небольшими отличиями друг от друга. Законодательная власть представлена местными парламентами:

  • Ландтаги;
  • Палата представителей (Берлин);
  • Бюргершафт (Бремен и Гамбург).

Они избираются гражданами в разных Землях на 4 года или 5 лет22. Избираются они либо по федеральной системе (то есть примерно так же, как в Бундестаг), или чисто по пропорциональной системе. Исполнительная власть представлена в виде правительства:

  • Правительство Земли;
  • Сенат (Берлин, Бремен, Гамбург);
  • Государственное правительство (Бавария, Саксония, Тюрингия).

Все Земли представлены в виде парламентских республик, то есть парламент имеет больше власти, и именно он избирает правительство. Также правительство ответственно перед парламентом Земли. Главой правительства является Премьер-министр или Министр-президент (в большинстве Земель), Первый бургомистр Гамбурга, Правящий бургомистр Берлина.

При этом они все разные — так, например, часть имеет право помилования, а часть нет, также существуют разные возрастные цензы, разные правила по поводу того, может ли глава правительства быть членом парламента, различия в полномочиях и так далее. Правительство работает столько же, сколько и парламент, то есть от 4 до 5 лет.

Отдельно стоит поговорить о Вольном ганзейском городе Бремен, который сам по себе является уникальным. Парламент – Бюргершафт – здесь избирается на 4 года представителями двух городов, Бремена и Бремерхафена, согласно статье 75 Конституции Бремена (несмотря на своё полное название — Вольный ганзейский город Бремен — по факту он состоит из двух городов). При этом эти депутаты от города Бремена формируют муниципальное собрание, которое занимается вопросами города Бремен (статья 148 Конституции Бремена). Исполнительная власть — Сенат Бремена — является администрацией как города, так и исполнительной властью Земли. В Вольном ганзейском городе Бремене по факту 2 бургомистра (или мэра): Председатель Сената и бургомистр свободного ганзейского города Бремен, и Сенатор-бургомистр (статья 114 Конституции Бремена), который является заместителем главы Бремена. Они являются как главой города, так и главой Земли. При этом в Бременхафене такие же органы власти, как и в большинстве городов Германии, то есть местный избираемый совет, администрация и глава города.

Земли – это высший уровень регионального разделения, ниже которого стоят средний и местные уровни.

Средний уровень — Правительственные округа (Баден-Вюртемберг, Бавария, Гессен и Северный Рейн-Вестфалия). Они состоят из нескольких районов и внерайонных городов. В правительственном округе есть следующие органы:

  • Районное правительство, главой которого является правительственный президент (регинругспрезидент);
  • Руководящий президиум, который является коллегиальным, а председателем является правительственный президент (регинругспрезидент).

Глава назначается властями Земли, как и его заместитель. Сам орган состоит из различного рода специалистов, в том числе по связям с прессой и общественностью, координации и распоряжениями решений властей, управление проектами на территории округа. Сам орган играет роль связующего звена между Земельным правительством и более низкими административными уровнями23. Они занимаются распределением государственных средств как на обычные задачи, так и на меры поддержки. Кроме того, правительственные председатели имеют функции по надзору, контролю и лицензированию в сферах дороги и транспорта, сельского хозяйства, школ и так далее. Многие Земли от такого уровня отказались и отдали часть их полномочий административным уровням ниже.

Районы

Местный уровень – Районы. Это более мелкое объединение различных мелких городов и сёл (крупные города в них не входят). В соответствии с федеральным, а также Земельным законодательством, районы имеют следующие задачи24:

  1. Создание и содержание «районных дорог»;
  2. Планы строительства, которые охватывают более чем один район местных органов власти;
  3. Забота о национальных парках;
  4. Социальное обеспечение;
  5. Строительство и содержание больниц, государственных школ среднего образования;
  6. Сбор и утилизация бытовых отходов;
  7. Регистрация автомобиля;
  8. Размещение иностранных беженцев;
  9. Избрание Ландрата (о нём позже).

Районы могут выполнять дополнительные функции, основанные на различных местных законах в каждом регионе:

  1. Финансовая поддержка культуры;
  2. Строительство пешеходных зон и велосипедных дорожек;
  3. Финансовая поддержка школьных обменов;
  4. Строительство и содержание публичных библиотек;
  5. Оживление экономики;
  6. Поощрение туризма;
  7. Управление государственными колледжами.

В район входят следующие органы власти:

1) Районный совет (Крейстаг): отвечает за региональное самоуправление. Высший орган каждого округа. Он принимает все важные решения и контролирует всю администрацию. Важные решения, которые может принять только окружной совет, включают25:

  1. Изменение границ округа;
  2. Принятие, внесение поправок и отмена Статей Ассоциации;
  3. Обсуждение и принятие бюджетного устава и инвестиционной программы;
  4. Установление государственных сборов и частных юридических сборов, которые имеют отношение к значительной части населения округа;
  5. Определение школьных округов начальных и профессиональных школ;
  6. Принятие на себя новых задач, для которых нет никаких юридических обязательств.

Совет избирается непосредственно населением каждые 5 лет (в Баварии 6 лет). Обычно административное место сельского района находится в одном из его крупнейших городов. Однако районный совет и административное место некоторых сельских районов расположены не в пределах собственно района, а в соседнем городе, свободном от районов.

2) Администрация, которая представлена в двух видах:

  1. Обычная администрация, главой которого является Ландрат (районный советник), который либо избирается населением, либо крейстагом. По срокам он работает от 5 до 10 лет;
  2. Районный комитет – коллегиальный орган местного самоуправления. Состав, задачи и выбор значительно отличаются в немецких Землях. Обычно районный состоит из районного совета, штатного первого районного депутата, штатного другого районного депутата и 13 других почётных районных советников. Главой Райкома является Ландрат, но тут он первый среди равных, так как тут решения принимаются коллегиально.

Чем может заниматься администрация на примере Районного комитета26:

  1. Выполнение законов, нормативных актов и инструкций надзорного органа, изданных в контексте законов;
  2. Подготовка и реализация решений райсовета;
  3. Решение районных вопросов, возложенных на него районным советом в целом или на каждом конкретном случае;
  4. Управление государственными учреждениями, экономическими предприятиями района и другими районными активами;
  5. Распределение районных сборов между обязанными образованиями в соответствии с законами и решениями Районного совета, а также обеспечение их восстановления и сбора доходов района;
  6. Составление бюджета и инвестиционной программы, мониторинг денежных средств и бухгалтерского учёта;
  7. Представление района, обмен письмами и выполнение районных дел.

Внерайонные города

Это обычно крупные города, обычно от 100 тысяч человек (правда, бывают исключения, например в самом маленьком из них — Цвайбрюккене — на 30 сентября 2019 года жило 34 193 человека27), не входящие в состав какого-либо района, то есть сами обладающие правами района (город, приравненный к району). По устройству они схожи с городами, но при этом по полномочиям схожи с районами.

Политическое устройство Германии

Общины

Самый низкий уровень – общины или коммуны. Это обычно небольшой город (хотя могут быть исключения), сельское поселение, совокупность нескольких поселений. В общинах население избирает муниципальный совет. Он или непосредственно граждане избирают бургомистра (обербургомистра в общинах с населением более 50 тысяч человек). Бургомистр нередко избирается (иногда нанимается по контракту) на длительный срок — 8-12 лет. Бургомистр, как и французский мэр, одновременно назначается представителем государства. Обычно различают четыре модели организации местного самоуправления и управления в общинах28:

  1. Южногерманская (например, в Баварии). Представительный орган — совет общины — и исполнительный орган – бургомистр — составляют в известной мере единую коллегию. Они избираются населением раздельно, но бургомистр становится по должности председателем совета общины; ведущая роль принадлежит совету;
  2. Северогерманская (например, в Земле Нижняя Саксония). Представительный орган (совет и так далее), избранный населением, избирает директора общины и исполнительный комитет. Комитет занимается подготовкой решений совета, а директор руководит общинной администрацией, ведет текущие дела. Решающая роль также принадлежит совету;
  3. Совет — бургомистр (Земли Пфальц, Саар). Представительный орган избирается населением, бургомистр избирается представительным органом и является по должности его председателем. Однако, в отличие от южногерманской модели, бургомистр обладает значительными полномочиями, единолично решая важные вопросы;
  4. Совет — магистратура (Земля Гессен, Земля-город Гамбург). Представительный орган избирается населением, а исполнительным органом является коллективная магистратура, избираемая советом. Магистратура состоит из оплачиваемого бургомистра (нередко им является, по существу, нанимаемый на определённый срок специалист по управлению, который лишь оформляется на должность в порядке избрания) и неоплачиваемых членов магистратуры — своего рода совета при бургомистре. Важные вопросы решаются коллегиально, а бургомистр ведёт в основном текущую работу по управлению.

Полномочия общин можно поделить на два типа29:

  1. Обязательные (пожарная охрана, строительство и эксплуатация школьных зданий, градостроительное планирование, снабжение питьевой водой);
  2. Добровольные (строительство объектов социально-культурного назначения — спортзалов, музеев, театров и так далее).

Есть ещё Делегированные (порученные) полномочия, которые дают власти Земли или государства (вопросы защиты от стихийных бедствий, поддержание общественного порядка и так далее). Они временные, их исполнение контролируют власти, а также ими финансируются.

Ассоциация сообществ

Это объединение двух или более соседних, обычно небольших, общин одного района. Руководство объединением общин осуществляет мэр (бургомистр), которым нередко является мэр одной из общин, входящих в объединение, а также совет объединения и исполнительный комитет. К типичным полномочиям объединений общин обычно относятся:

  1. Планирование по использованию земель;
  2. Вопросы водоотведения;
  3. Строительство и обслуживание дорог местного значения;
  4. Организация начального образования;
  5. Обеспечение деятельности публичных библиотек и спортивных площадок;
  6. Обеспечение функционирования кладбищ;
  7. Пожарная охрана.

Сами эти полномочия очень разные и их особенности зависят от Земли.

Итог

Какие выводы можно сделать из изучения политического устройства Германии? Первый вывод — не стоит бояться сложных систем. Сложные системы могут являться хорошо продуманными и работающими, если они спроектированы грамотно. Политическое устройство Германии довольно сложное, но эффективное. Второй вывод — это то, что совмещение мажоритарной и пропорциональной избирательных систем работает, и неплохо. Третий вывод — в Германии довольно важную роль играют регионы (формируют Бундесрат), и это тоже работает, что крайне важно для такой крупной страны, как Россия — мы можем использовать этот опыт у себя.

Источники

  1. Pedro Conceição. Human Development Report 2020 // Human Development Reports (hdr.undp.org). [Электронный ресурс]. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr2020.pdf (Дата обращения: 06.02.2021).
  2. International Comparison Program, World Bank. GNI per capita, PPP (current international $) // World Bank Group (www.worldbank.org). [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GNP.PCAP.PP.CD?most_recent_value_desc=true&year_high_desc=true (Дата обращения: 21.04.2021).
  3. GDP (current US$) // World Bank Group (www.worldbank.org). [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD (Дата обращения: 21.04.2021).
  4. В.В. Лопатин, И.В. Нечаева, Л.К. Чельцова. Прописная или строчная? Орфографический словарь. – 512 с. — М.: Эксмо, 2009. — с. 91.
  5. Основной закон Федеративной Республики Германии, 23 мая 1949 г. // 100(0) ключевых документов по германской истории в 20 веке (www.1000dokumente.de). [Электронный ресурс]. URL: https://www.1000dokumente.de/?c=dokument_de&dokument=0014_gru&object=translation&l=ru (Дата обращения: 21.04.2021).
  6. Бундесрат и федеративное государство // Bundesrat (www.bundesrat.de). [Электронный ресурс]. URL: https://www.bundesrat.de/SharedDocs/downloads/DE/publikationen/Bundesrat-und-Bundesstaat-RU.pdf?__blob=publicationFile&v=1 (Дата обращения: 21.04.2021).
  7. Э. Маркварт. Роль немецкого Бундесрата как институционального механизма учёта интересов территорий // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 2014, 7(5) — с. 70-77.
  8. В.И. Васильев. Некоторые аспекты современной дискуссии о германском федерализме // Полис. 2000. — № 1.
  9. Э.Н. Примова. Особенности судебной системы Федеративной Республики Германии // Вопросы российского и международного права. 2019. Том 9. № 10А — с. 411-419.
  10. Факты. Бундестаг – краткий обзор // Deutscher Bundestag (www.btg-bestellservice.de). [Электронный ресурс]. URL: https://www.btg-bestellservice.de/pdf/80140400.pdf (Дата обращения: 21.04.2021).
  11. Interaction between constitutional organs // Der Bundespräsident (www.bundespraesident.de). [Электронный ресурс]. URL: https://www.bundespraesident.de/EN/Role-and-Functions/ConstitutionalBasis/InteractionBetweenConstitutionalOrgans/interactionbetweenconstitutionalorgans-node.html (Дата обращения: 21.04.2021).
  12. Ирина Филатова. Какими полномочиями обладает президент ФРГ // DW (www.dw.com). 12 февраля 2017 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dw.com/ru/какими-полномочиями-обладает-президент-фрг/a-37445444 (Дата обращения: 21.04.2021).
  13. Wolfgang Janisch. Das könnt ihr besser // Sueddeutsche Zeitung (www.sueddeutsche.de). 8 октября 2020 года, 18:50. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sueddeutsche.de/politik/hate-speech-gesetz-das-koennt-ihr-besser-1.5059141 (Дата обращения: 21.04.2021).
  14. В.Е. Чиркин. Контрасигнатура // Большая российская энциклопедия. Том 15. Москва, 2010, стр. 146. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/law/text/2093440 (Дата обращения: 21.04.2021).
  15. Verfassung von Berlin — Abschnitt VI: Die Verwaltung // Berlin.de (www.berlin.de). [Электронный ресурс]. URL: https://www.berlin.de/rbmskzl/regierender-buergermeister/verfassung/artikel.41514.php (Дата обращения: 21.04.2021).
  16. А.В. Кудашкин. Государственная гражданская служба // Большая российская энциклопедия. Том 7. Москва, 2007, стр. 515-516. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/law/text/2372870 (Дата обращения: 21.04.2021).
  17. Wolf Dittmayer. Wer regelt was bei Bund und Land? // Bundeszentrale für politische Bildung (https://www.bpb.de). 01 мая 2014 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bpb.de/lernen/projekte/wahl-o-mat-im-unterricht/188466/wer-regelt-was?p=all (Дата обращения: 21.04.2021).
  18. Федеративная республика // Факты о Германии (www.tatsachen-ueber-deutschland.de). [Электронный ресурс]. URL: https://www.tatsachen-ueber-deutschland.de/ru/politika-germaniya/federativnaya-respublika (Дата обращения: 21.04.2021).
  19. М.С. Велибеков. Правовые и организационные формы реализации народовластия путём референдума в федеративных государствах Западной Европы / М.С. Велибеков // Евразийская адвокатура. – 2016. – № 2 (21). – с. 93-97.
  20. Никита Жолквер. Важные темы в Германии на референдумы не выносят // DW (www.dw.com). 20 июля 2010 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dw.com/ru/важные-темы-в-германии-на-референдумы-не-выносят/a-5819768 (Дата обращения: 21.04.2021).
  21. Landesverfassung der Freien Hansestadt Bremen // Transparenzportal Bremen (www.transparenz.bremen.de). [Электронный ресурс]. URL: https://www.transparenz.bremen.de/sixcms/detail.php?gsid=bremen2014_tp.c.75088.de&asl=bremen203_tpgesetz.c.55340.de&template=20_gp_ifg_meta_detail_d#jlr-VerfBRpG11 (Дата обращения: 21.04.2021).
  22. А.Ю. Саломатин, Ж.А. Савченко. Характерные черты германского федерализма // Наука. Общество. Государство. — 2015. — №2. — с. 45-53.
  23. Bezirksregierung // Regierung von Oberbayern (https://www.regierung.oberbayern.bayern.de). [Электронный ресурс]. URL: https://www.regierung.oberbayern.bayern.de/ueber_uns/bezirksregierung/index.html (Дата обращения: 21.04.2021).
  24. Der Landkreis // Deine Demokratie (www.deinedemokratie.de). [Электронный ресурс]. URL: https://www.deinedemokratie.de/der-landkreis.html (Дата обращения: 21.04.2021).
  25. Der Kreistag // Lahn-Dill-Kreis (www.lahn-dill-kreis.de). 28 января 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lahn-dill-kreis.de/politik/kreistag/ (Дата обращения: 21.04.2021).
  26. § 41 — Aufgaben des Kreisausschusses // Bürgerservice Hessenrecht (www.rv.hessenrecht.hessen.de). 01 апреля 2005 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rv.hessenrecht.hessen.de/bshe/document/jlr-LKreisOHE2005pP41 (Дата обращения: 21.04.2021).
  27. Mein Kreis, meine kreisfreie Stadt // Statistische Landesamt (www.statistik.rlp.de). [Электронный ресурс]. URL: https://infothek.statistik.rlp.de/MeineHeimat/content.aspx?id=101&l=1&g=07320&tp=536870912 (Дата обращения: 21.04.2021).
  28. П.А. Матвеев. Конституционное право зарубежных стран: курс лекций: учебное пособие — 640 с. — Берлин.: Директ-Медиа, 2016. — с. 537-538.
  29. Н.В. Михалёва. Местное самоуправление в Германии // Ленинградский юридический журнал. – 2013. – № 4. — с. 177-184.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гомеовокс инструкция по применению детям 7 лет дозировка
  • Жкс 2 фрунзенского района руководство
  • Сигнализация шериф апс 35 про инструкция
  • Мэлсмон инструкция по применению для чего
  • Эчп ф 01 программатор режимов с фотореле руководство