По решению руководства завода гражданин р стал начальником цеха

11. Выбор верных суждений (Социальные отношения)


1. Вспоминай формулы по каждой теме


2. Решай новые задачи каждый день


3. Вдумчиво разбирай решения

Социальная мобильность

Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выделяют два типа социальной мобильности — горизонтальную мобильность и вертикальную мобильность.
2) В современном обществе основным каналом социальной мобильности является социальный статус семьи.
3) Под каналами социальной мобильности понимаются такие социальные структуры, механизмы, способы, которые могут быть использованы для осуществления социальной мобильности.
4) Под горизонтальной мобильностью подразумевается перемещение индивида из одного социального уровня в другой с изменением социального статуса.
5) Мобильность, как горизонтальная, так и вертикальная, может быть индивидуальной и групповой.

Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Социальная мобильность”.
1) верно, это основные виды.
2) неверно, основным каналом социальной мобильности является образование.
3) верно.
4) неверно, при горизонтальная мобильность человек остается на одном социальном уровне.
5) верно.
Социальная мобильность — перемещение группы людей или конкретного индивида в социальной структуре общества, изменение их социального статуса.
Виды социальной мобильности:
1) Вертикальная мобильность — повышение или понижение социального статуса, восходящая или нисходящая мобильность (например, карьерный подъем или банкротство);
2) Горизонтальная мобильность — переход из одной группы в другую, находящиеся на одном уровне (например, переезд (миграция), переход на работу в другую фирму без смены должности).
3) Индивидуальная — изменение социального положения конкретного человека
4) Групповая — изменение социального положения социальной группы
5) Межпоколенная — дети достигают либо более высокой социальной позиции, либо опускаются на более низкую ступень, чем их родители (например, сын рабочего стал инженером).
6) Внутрипоколенная — человек в течение жизни меняет социальную позицию (поступив на работу токарем, Семен вскоре стал инженером, а позже директором завода).
Социальные лифты (каналы социальной мобильности) — социальные институты, способствующие перемещению индивида в социальной структуре общества (статус семьи, образование, военная служба (армия), брак, профессиональный спорт, церковь, шоу-бизнес и др.)

Ответ: 135

В каких из приведенных ситуаций речь идет о горизонтальной социальной мобильности? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Жительница села гражданка Ю. вышла замуж за сына банкира.
2) По решению руководства завода гражданин Р. стал начальником цеха.
3) Тракторист перешел работать в другое фермерское хозяйство.
4) Выпускница консерватории прошла по конкурсу в Большой театр.
5) Гражданка Г. вышла замуж за своего однокурсника.
6) Гражданин С., успешно сдав экзамен в ГИБДД, получил любительские водительские права.

Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Социальная мобильность”.
1) неверно, это вертикальная мобильность.
2) неверно, это вертикальная мобильность.
3) верно.
4) неверно, это вертикальная мобильность.
5) верно.
6) верно.
Социальная мобильность — перемещение группы людей или конкретного индивида в социальной структуре общества, изменение их социального статуса.
Виды социальной мобильности:
1) Вертикальная мобильность — повышение или понижение социального статуса, восходящая или нисходящая мобильность (например, карьерный подъем или банкротство);
2) Горизонтальная мобильность — переход из одной группы в другую, находящиеся на одном уровне (например, переезд (миграция), переход на работу в другую фирму без смены должности).
3) Индивидуальная — изменение социального положения конкретного человека
4) Групповая — изменение социального положения социальной группы
5) Межпоколенная — дети достигают либо более высокой социальной позиции, либо опускаются на более низкую ступень, чем их родители (например, сын рабочего стал инженером).
6) Внутрипоколенная — человек в течение жизни меняет социальную позицию (поступив на работу токарем, Семен вскоре стал инженером, а позже директором завода).
Социальные лифты (каналы социальной мобильности) — социальные институты, способствующие перемещению индивида в социальной структуре общества (статус семьи, образование, военная служба (армия), брак, профессиональный спорт, церковь, шоу-бизнес и др.)

Ответ: 356

Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социологи различают индивидуальную и групповую (коллективную) мобильность.
2) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
3) Один из критериев дифференциации социальных групп — уровень доходов.
4) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
5) Одним из критериев социальной стратификации общества выступает объём власти.

Для выполнения этого задания повторите тему “Социальная стратификация” и “Социальная мобильность”.
1) верно.
2) неверно, это вертикальная мобильность.
3) верно.
4) неверно, личные качества не являются критерием социальной стратификации.
5) верно.
В обществе существует неравенство — неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества поэтому, общество иерархично. Социальная стратификация отражает строение общества.
Социальная стратификация — это деление общества на слои (страты), представители которых различаются между собой неравным объемом власти, дохода, уровнем образования и престижа.
Критерии социальной стратификации:
– Объем власти
– Уровень дохода
– Уровень образования
– Престиж профессии (Престиж — оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидом).
Социальная мобильность — перемещение группы людей или конкретного индивида в социальной структуре общества, изменение их социального статуса.
Виды социальной мобильности:
1) Вертикальная мобильность – повышение или понижение социального статуса, восходящая или нисходящая мобильность (например, карьерный подъем или банкротство);
2) Горизонтальная мобильность – переход из одной группы в другую, находящиеся на одном уровне (например, переезд (миграция), переход на работу в другую фирму без смены должности).
3) Индивидуальная — изменение социального положения конкретного человека
4) Групповая – изменение социального положения социальной группы
5) Межпоколенная – дети достигают либо более высокой социальной позиции, либо опускаются на более низкую ступень, чем их родители (например, сын рабочего стал инженером).
6) Внутрипоколенная – человек в течение жизни меняет социальную позицию (поступив на работу токарем, Семен вскоре стал инженером, а позже директором завода).

Ответ: 135

УСТАЛ? Просто отдохни

Вариант 16

Для ответов на задания 1 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ 2. Запишите сначала номер задания, а

затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Ответами к заданиям 211, 1320 являются цифра, последовательность цифр или слово (слово

сочетание). Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ 1

справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других

дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с

приведёнными в бланке образцами.

Задание #1

Какие из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании монархической

власти?

Форма государственного правления; политический режим; наследственный характер власти;

форма государственного устройства; сменяемость власти.

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Задание #2

Человек, как и другие живые существа

1) может действовать инстинктивно

2)способен к целеполаганию

3) осознанно преобразует природу

4) является творцом культуры

Задание #3

Верны ли следующие суждения о природе и обществе?

А. Общество является частью природы.

Б. Природа это социальное окружение человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание #4

Анастасия закончила четвёртый и перешла в пятый класс. Это пример

1) преемственности в системе основного общего образования

2) перехода от дошкольного общего к основному общему образованию

3) связи начального и среднего общего образования

4) перехода от общего к дополнительному образованию

Задание #5

Верны ли следующие суждения о духовном мире личности?

А. Основу духовного мира личности составляет система ценностей.

Б. Духовный мир личности не может изменяться.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание #6

Молодому специалисту Татьяне В. на телефон пришло СМСсообщение: «Ваша карта

заблокирована. Для разблокировки по указанному ниже телефону сообщите все данные карты,

включая пинкод».

Какой признак финансового мошенничества проявился в этом сообщении?

К какому последствию для Татьяны может привести следование поступившим указаниям? Ответ

запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Задание #7

Созданные в процессе труда продукты, предназначенные для продажи, это

1) товары

2) свободные блага

3) средства производства

4) доходы

Задание #8

Одной из функций государства в рыночной экономике является

1) распределение ресурсов

2) поддержка занятости

3) утверждение количества выпускаемых товаров

4) поощрение за выполнение установленных экономических показателей

Задание #9

Верны ли следующие суждения о бюджете?

А. Основным источником пополнения бюджета являются доходы, получаемые государственными

предприятиями.

Б. Бюджет Российской Федерации утверждает Правительство России.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание #10

В каком из приведённых случаев речь идёт о горизонтальной социальной мобильности?

1) жительница села гражданка Ю. вышла замуж за сына банкира

2) тракторист перешёл работать на ту же должность в другое фермерское хозяйство

3) по решению руководства завода гражданин Р. стал начальником цеха

4) выпускница консерватории прошла по конкурсу в Большой театр

Задание #11

Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы это представления людей о том, как им следует поступать в различных

жизненных ситуациях.

Б. Традиции не являются социальными нормами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание #12

По вопросу о том, что способствует успешной карьере, был проведён социологический опрос людей

разных возрастных категорий.

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных.

Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на

бланке ответов № 2, указав номер задания.

Задание #13

Какой из приведённых примеров иллюстрирует политическую деятельность?

1) Сергей Петрович купил акции нефтеперерабатывающего предприятия.

2) Граждане приняли участие в праздновании дня города.

3) Депутатская фракция выступила с законодательной инициативой.

4) Вышел первый номер журнала для учителей истории.

Задание #14

Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Одним из признаков государства является суверенитет.

Б. По формам правления различают демократические и недемократические государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание #15

Установите соответствие между ветвями власти и органами власти: к каждому элементу первого

столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

1) законодательная

2) исполнительная

__ Совет Федерации РФ

__ мэрия СанктПетербурга

__ министерство культуры

__ Федеральная миграционная служба

__ Московская городская дума

Задание #16

Выберите ситуацию, в которой говорится о правоотношении.

1) Наталья поссорилась с подругой

2) Игорь поступил в 1 класс

3) Семья Кузнецовых проводит лето на даче.

4) Бабушка учит маленькую Катю вязать.

Задание #17

Какой из перечисленных принципов включает основы конституционного строя?

1) В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.

2) Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.

3) Виновным в преступлении признаётся лицо, совершившее деяние умышленно или по

неосторожности.

4) Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Задание #18

Верны ли следующие суждения о таком принципе уголовного права, как гуманизм?

А. Принцип гуманизма означает, что виновный должен возместить все причинённые убытки жертве

преступления или её представителям.

Б. Принцип гуманизма предполагает, что лицо, совершившее преступление, должно раскаяться в

содеянном.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание #19

На уроке истории пятиклассники изучали возникновение морали и религиозных верований.

Сравните две области духовной культуры, упомянутые в условии задания: мораль и религию.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую

колонку порядковые номера черт различия.

1) Черты сходства

2) Черты различия

1. выполняет регулятивную функцию

2. лежит в основе правил поведения

3. связана с верой в сверхъестественное

4. предписания не обязательны для

выполнения

Задание #20

Заполните пропуск в таблице.

Уголовнопроцессуальный кодекс РФ

(фрагменты)

Статья 8

1. Правосудие по уголовному делу в РФ осуществляется только судом.

2. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уго

ловному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном настоящим Кодексом.

<…>

Статья 8.1

1. При осуществлении правосудия по уголовным делам судьи независимы и подчиняются

только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Судьи рассматривают и разрешают уголовные дела в условиях, исключающих постороннее

воздействие на них. Вмешательство государственных органов, органов местного самоуправления,

иных органов, организаций, должностных лиц или граждан в деятельность судей по осуществлению

правосудия запрещается и влечёт за собой установленную законом ответственность. <…>

Статья 14

1. Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не

будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в

законную силу приговором суда.

2. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя дока

зывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обви

няемого, лежит на стороне обвинения. <…>

4. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.

Статья 15

1. Уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон.

Прочитайте текст и выполните задания 2124. Для записи ответов на задания используйте бланк

ответов 2. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте

чётко и разборчиво. ______________________ _______________ _______________________________

2. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не

могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо.

3. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или

стороне защиты. Суд создаёт необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных

обязанностей и осуществления предоставленных им прав.

4. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом.

Задание #21

Составьте план текста. Для этого озаглавьте каждую из приведённых статей закона, исходя из

вопросов, которые в ней освещаются.

Задание #22

С какого момента согласно закону обвиняемый становится виновным? На ком из участников

уголовного процесса лежит бремя доказывания обвинения?

Задание #23

В законе указано, что функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от

друга. Используя обществоведческие знания, назовите органы (должностные или иные лица),

которые осуществляют эти три функции. Конкретизируйте функции в уголовном судопроизводстве

двух любых из этих органов (должностных лиц).

Задание #24

Используя текст и обществоведческие знания, поясните, почему: 1) уголовное судопроизводство

осуществляется на основе состязательности сторон, 2) суд не является органом уголовного

преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты.

Вариант 16

Для ответов на задания 1 и 12 используйте БЛАНК
ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер за­дания, а затем ответ к нему. Ответы
записывайте чётко и разборчиво.

Ответами к
заданиям 2-11, 13-20 являются цифра, последовательность цифр или слово (слово­сочетание).
Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1
справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки,
без
пробелов, запятых и других
дополнительных
символов
.
Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответст
вии с приведёнными в бланке образцами.

Задание
#1

Какие
из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании
монархической власти?

Форма
государственного правления; политический режим; наследственный характер власти;
форма государственного устройства; сменяемость власти.

Выпишите
соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

Ответ
запишите на бланке ответов
№ 2, указав номер
задания.

Задание
#2

Человек,
как и другие живые существа

1)
может действовать инстинктивно

2)способен
к целеполаганию

3)
осознанно преобразует природу

4)
является творцом культуры

Задание
#3

Верны
ли следующие суждения о природе и обществе?

А.
Общество является частью природы.

Б.
Природа

это
социальное окружение человека.

1)
верно только А

2)
верно только Б

3)
верны оба суждения

4)
оба суждения неверны

Задание
#4

Анастасия
закончила четвёртый и перешла в пятый класс. Это пример

1)
преемственности в системе основного общего образования

2)
перехода от дошкольного общего к основному общему образованию

3)
связи начального и среднего общего образования

4)
перехода от общего к дополнительному образованию

Задание
#5

Верны
ли следующие суждения о духовном мире личности?

А.
Основу духовного мира личности составляет система ценностей.

Б.
Духовный мир личности не может изменяться.

1)
верно только А

2)
верно только Б

3)
верны оба суждения

4)
оба суждения неверны

Задание
#6

Молодому
специалисту Татьяне В. на телефон пришло СМС-сообщение:
«Ваша
карта заблокирована. Для разблокировки по указанному ниже телефону сообщите все
данные карты, включая пин-код
».

Какой
признак финансового мошенничества проявился в этом сообщении?

К
какому последствию для Татьяны может привести следование поступившим указаниям?
Ответ запишите на бланке ответов
№ 2, указав номер
задания.

Задание
#7

Созданные
в процессе труда продукты, предназначенные для продажи,
это

1)
товары

2)
свободные блага

3)
средства производства

4)
доходы

Задание
#8

Одной
из функций государства в рыночной экономике является

1)
распределение ресурсов

2)
поддержка занятости

3)
утверждение количества выпускаемых товаров

4)
поощрение за выполнение установленных экономических показателей

Задание
#9

Верны
ли следующие суждения о бюджете?

А.
Основным источником пополнения бюджета являются доходы, получаемые
государственными предприятиями.

Б.
Бюджет Российской Федерации утверждает Правительство России.

1)
верно только А

2)
верно только Б

3)
верны оба суждения

4)
оба суждения неверны

Задание
#10

В
каком из приведённых случаев речь идёт о горизонтальной социальной мобильности?

1)
жительница села гражданка Ю. вышла замуж за сына банкира

2)
тракторист перешёл работать на ту же должность в другое фермерское хозяйство

3)
по решению руководства завода гражданин Р. стал начальником цеха

4)
выпускница консерватории прошла по конкурсу в Большой театр

Задание
#11

Верны
ли следующие суждения о социальных нормах?

А.
Социальные нормы

это
представления людей о том, как им следует поступать в различных жизненных
ситуациях.

Б.
Традиции не являются социальными нормами.

1)
верно только А

2)
верно только Б

3)
верны оба суждения

4)
оба суждения неверны

Задание
#12

По
вопросу о том, что способствует успешной карьере, был проведён социологический
опрос людей разных возрастных категорий.

Результаты
опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.

Сформулируйте
по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных.
Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ
запишите на бланке ответов
№ 2, указав номер
задания.

Задание
#13

Какой
из приведённых примеров иллюстрирует политическую деятельность?

1)
Сергей Петрович купил акции нефтеперерабатывающего предприятия.

2)
Граждане приняли участие в праздновании дня города.

3)
Депутатская фракция выступила с законодательной инициативой.

4)
Вышел первый номер журнала для учителей истории.

Задание
#14

Верны
ли следующие суждения о государстве?

А.
Одним из признаков государства является суверенитет.

Б.
По формам правления различают демократические и недемократические государства.

1)
верно только А

2)
верно только Б

3)
верны оба суждения

4)
оба суждения неверны

Задание
#15

Установите
соответствие между ветвями власти и органами власти: к каждому элементу первого
столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

1)
законодательная

2)
исполнительная

__
Совет Федерации РФ

__ 
мэрия Санкт-Петербурга

__
министерство культуры

__
Федеральная миграционная служба

__
Московская городская дума

Задание
#16

Выберите
ситуацию, в которой говорится о правоотношении.

1)
Наталья поссорилась с подругой

2)
Игорь поступил в 1 класс

3)
Семья Кузнецовых проводит лето на даче.

4)
Бабушка учит маленькую Катю вязать.

Задание
#17

Какой
из перечисленных принципов включает основы конституционного строя?

1)
В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.

2)
Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.

3)
Виновным в преступлении признаётся лицо, совершившее деяние умышленно или по
неосторожности.

4)
Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается
смертью.

Задание
#18

Верны
ли следующие суждения о таком принципе уголовного права, как гуманизм?

А.
Принцип гуманизма означает, что виновный должен возместить все причинённые
убытки жертве преступления или её представителям.

Б.
Принцип гуманизма предполагает, что лицо, совершившее преступление, должно
раскаяться в содеянном.

1)
верно только А

2)
верно только Б

3)
верны оба суждения

4)
оба суждения неверны

Задание
#19

На
уроке истории пятиклассники изучали возникновение морали и религиозных
верований. Сравните две области духовной культуры, упомянутые в условии
задания: мораль и религию.

Выберите
и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во
вторую колонку

порядковые
номера черт различия.

1)
Черты сходства

2)
Черты различия

 1.
выполняет регулятивную функцию

2.
лежит в основе правил поведения

3.
связана с верой в сверхъестественное

4.
предписания не обязательны для выполнения

Задание
#20

Заполните
пропуск в таблице.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24. Для записи ответов на задания используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ
(фрагменты)

Статья 8

1.      Правосудие по уголовному делу в РФ осуществляется только судом.

2.     Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и
подвергнут уго­ловному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке,
установленном настоящим Ко­дексом. <…>

Статья 8.1

1.     При осуществлении правосудия по уголовным делам судьи независимы и
подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2.     Судьи рассматривают и разрешают уголовные дела в условиях, исключающих
посто­роннее воздействие на них. Вмешательство государственных органов, органов
местного само­управления, иных органов, организаций, должностных лиц или
граждан в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечёт
за собой установленную законом ответст­венность. <…>

Статья 14

1.     Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении
преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и
установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2.     Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
Бремя дока­зывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту
подозреваемого или обви­няемого, лежит на стороне обвинения. <…>

4. Обвинительный приговор не может
быть основан на предположениях.

Статья 15

1.      Уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности
сторон.

2.     Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от
друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же
должностное лицо.

3.    Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне
обвинения или стороне защиты. Суд создаёт необходимые условия для исполнения
сторонами их процес­суальных обязанностей и осуществления предоставленных им
прав.

4.     Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом.

Задание
#21

Составьте
план текста. Для этого озаглавьте каждую из приведённых статей закона, исходя
из вопросов, которые в ней освещаются.

Задание
#22

С
какого момента согласно закону обвиняемый становится виновным? На ком из
участников уголовного процесса лежит бремя доказывания обвинения?

Задание
#23

В
законе указано, что функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела
отделены друг от друга. Используя обществоведческие знания, назовите органы
(должностные или иные лица), которые осуществляют эти три функции. Конкретизируйте
функции в уголовном судопроизводстве двух любых из этих органов (должностных
лиц).

Задание
#24

Используя
текст и обществоведческие знания, поясните, почему: 1) уголовное
судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон, 2) суд не
является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения
или стороне защиты.

Основнóй госудáрственный экзáмен ОГЭ Обществознание задание №1 Демонстрационный вариант 2018-2017 Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
1) племена, народности
2) сословие, класс
3) республика, федерация
4) издержки, прибыл

Ответ: 2) духовную

1.Отличительной особенностью экологического кризиса , развивающегося в современную эпоху, является то, что он
1) Нарушает пищевую цепочку
2) Приводит к загрязнению атмосферы
3) Порожден производственными выбросами
4) Носит глобальный характер

Источник: Основнóй госудáрственный экзáмен ОГЭ 2017. Обществознание. Типовые тестовые задания. Лазебникова А.Ю.

Ответ: 4) Носит глобальный характер

1.Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?
1) Снижение биоразнообразия
2) Увеличение количества разводов
3) Рост безработицы
4) Недостаток очистных сооружений

Источник: Основнóй госудáрственный экзáмен ОГЭ 2017. Обществознание. Типовые тестовые задания. Лазебникова А.Ю.

Ответ: 1) Снижение биоразнообразия

1.Экономическая сфера жизни общества – это
1) Отношения людей, связанные с властью, обеспечивающие совместную безопасность
2) Область идеальных, нематериальных образований
3) Отношения людей, возникающие в непосредственной человеческой жизни
4) Совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ

Источник: Основнóй госудáрственный экзáмен ОГЭ 2017. Обществознание. Типовые тестовые задания. Лазебникова А.Ю.

Ответ: 4) Совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ

1.Какой из перечисленных терминов используется в первую очередь при описании социальной сферы общества?
1) Подсистема человеческой деятельности
2) Социальные институты
3) Отношения обмена и распределения
4) Социальные общности

Источник: Основнóй госудáрственный экзáмен ОГЭ 2017. Обществознание. Типовые тестовые задания. Лазебникова А.Ю.

Ответ: 4) Социальные общности

1.К глобальным проблемам человечества относится
1) Взаимовлияние народов, культурное заимствование
2) Появление модифицированных продуктов питания
3) Увеличение количества локальных конфликтов
4) Использование патриархальных технологий ведения сельского хозяйства

Источник: Основнóй госудáрственный экзáмен ОГЭ 2017. Обществознание. Типовые тестовые задания. Лазебникова А.Ю.

Ответ: 3) Увеличение количества локальных конфликтов

1.Общество от природы отличается тем, что
1) Является динамической саморазвивающейся системой
2) Его существование связано с деятельностью живых организмов
3) Существует взаимозависимость элементов системы
4) Его развитие связано с понятием «социальны й прогресс»

Источник: Основнóй госудáрственный экзáмен ОГЭ 2017. Обществознание. Типовые тестовые задания. Лазебникова А.Ю.

Ответ: 4) Его развитие связано с понятием «социальны й прогресс»

1.Отношения людей, связанные с влиянием литературы, искусства, охватываются в первую очередь сферой
1) Социальных отношений
2) Политики
3) Экономики
4) Духовной жизни

Источник: Основнóй госудáрственный экзáмен ОГЭ 2017. Обществознание. Типовые тестовые задания. Лазебникова А.Ю.

Ответ: 4) Духовной жизни

1.К какой сфере общественной жизни относится получение знаний о политических памфлетах Нового времени?
1) Духовной
2) Политической
3) Социальной
4) Экономической

Источник: Основнóй госудáрственный экзáмен ОГЭ 2017. Обществознание. Типовые тестовые задания. Лазебникова А.Ю.

Ответ: 1) Духовной

1.Отличительным признаком патриархального общества является
1) Господство рыночной системы хозяйствования
2) Наличие людей с религиозным мировоззрением
3) Господство коллективистских ценностей
4) Возникновение кризисов перепроизводства

Источник: Основнóй госудáрственный экзáмен ОГЭ 2017. Обществознание. Типовые тестовые задания. Лазебникова А.Ю.

Ответ: 3) Господство коллективистских ценностей

Задание №6073.
Поиск информации по заданной теме. ОГЭ по обществознанию

Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В чём выражается межпоколенная мобильность? Какова специфика географической мобильности? Назовите ещё один вид мобильности, упомянутый в тексте, при котором меняется социальный статус человека.

Пояснение:
Межпоколенная мобильность выражается в изменении статуса детей по сравнению со статусом родителей.

Географическая мобильность предполагает перемещение из одного места в другое.

Вид мобильности, упомянутый в тексте, при котором меняется социальный статус человека: вертикальная мобильность.

Источник: Обществознание. 40 типовых вариантов. А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.Н. Калачёва. 2020

Сообщить об ошибке

Тест с похожими заданиями

Социальный статус индивида в течение жизни может меняться. В этом случае говорят о социальной мобильности.
Социальная мобильность – перемещение, переход личности из одной социальной группы в другую. Это понятие было введено социологом Питиримом Сорокиным.
Например, вчерашний школьник выдержал конкурс и стал студентом вуза. Его социальный статус изменился. 

Виды социальной мобильности

  • вертикальная и горизонтальная;
  • индивидуальная и групповая;
  • межпоколенная и внутрипоколенная;
  • организованная и стихийная;
  • структурная (вызвана изменениями в структуре экономики)

Само перемещение может происходить в горизонтальном направлении, например, перемена профессии или специальности в пределах одной социальной группы (рабочий промышленного пред приятия перешел на работу в аграрный сектор). Существует также и вертикальная мобильность, когда индивид переходит из одной страты в другую (рабочий, получив образование, переводится на должность инженера).

Итак, вертикальная социальная мобильность — это изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (группы, класса) в другой.

В зависимости от направления перемещения социальная мобильность может быть восходящей (человек поднимается по социальной лестнице, например, от простого разведчика до президента страны) и нисходящей (талантливый и популярный певец, музыкант, спортсмен опускается до статуса безработного или бездомного).

Вертикальная мобильность

Горизонтальная социальная мобильность — смена занятий или местожительства в пределах одного и того же  социального  слоя  (горизонтальная мобильность). 
Горизонтальная мобильностьВ качестве подвидов горизонтальной мобильности выделяют территориальную, религиозную, профессиональную, семейную, политическую и, конечно, географическую мобильность.

Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность.

Географическая мобильность — это  перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.

Если же к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция.

Миграция – это изменения положения в географическом прост­ранстве, связанные с переходом в другие общности. Миграция может принимать две формы:

1) Эмиграция – выезд за пределы страны на длительный срок или постоянное проживание;
2) Иммиграция – въезд в страну на постоянный срок или на длительное проживание.

Миграция происходит по разным причинам: из-за стихийных бедствий (землетрясений, наводнений, изменений экологического

характера), из-за этнических конфликтов, войн, из-за неблагоприятной экономической ситуации, из-за проведения определенной политики (так, политика индустриализации общества способствует миграции сельского населения в город) и т. д.

Межпоколенная мобильность – продви­жение осуществляется поколениями, причем каж­дое последующее поколение завоевывает более высокое положение. Например, сын крестьянина становится учи­телем, его внуки получают высшее образование, перехо­дят в высшие слои, или сын рабочего становится лавоч­ником, внук — владельцем среднего предприятия, а пра­внук — крупным бизнесменом.

Внутрипоколенная мобильность – один и тот же индивид на протяжении своей жизни меняет свой социальный статус (карьерный рост или падение).

Индивидуальная мобильность  — вид социальной мобильности, при которой перемещение по горизонтали или вертикали происходит у каждого человека независимо от других людей, обстоятельств и прочего. Индивидуальная мобильность распространена в тех обществах, где ценятся личные усилия индивидов, приводящие к росту социального статуса. 
Групповая мобильность — вид социальной мобильности, при которой перемещение происходит коллективно (например, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу). Групповая мобильность преобладает в тех обществах, в которых главное значение придается прирожденному статусу.

Организованная мобильность – перемещения (по горизонтали или вертикали) управляются государством (с согласия или без согласия людей).

Структурная мобильность – перемещение связано с изменением в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей).

Одной из отличительных характеристик современного общества является маргинализация.

Маргинализация — это процесс, в ходе которого отдельные индивиды или группы вытесняются на периферию общества, а иногда и исключаются из него. Риску маргинализации подвержены социально слабые и незащищенные слои, группы населения — инвалиды, безработные, неимущие, бездомные, чья бедность вынуждает их

придерживаться стиля жизни, который отличается от сложившегося в данном обществе.

Маргиналы — это люди, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями, утратившие устойчивые социальные связи. В целях предотвращения маргинализации как явления болезненного и опасного в России действует комплексная система мер (социальные приюты, фонды помощи малоимущим, реабилитационные центры и т.п.).

Специфической чертой социальной мобильности постсоветской России (начало 90-х гг. XX в.) можно считать преобладание нисходящей социальной мобильности.
Так, наблюдалось массовое перемещение лиц с более высоким социальным статусом (высококвалифицированные рабочие) в группы с более низким статусом (безработные). Нисходящая мобильность сопровождала и многие социально незащищённые группы, например пенсионеров, инвалидов, которые оставались за чертой бедности, вплоть до некоторого периода относительной стабилизации экономики в 2000-е гг., хотя и сегодня эти группы занимают маргинальное положение или низшие позиции в социальной иерархии общества.
В переходный период 90-х гг. XX в. в России происходило массовое понижение социальных статусов отдельных профессиональных групп, что было обусловлено снижением престижности профессий, в рамках которых они действовали. В основном это коснулось специалистов бюджетной сферы – учителей, преподавателей вузов, частично врачей и младшего медицинского персонала, библиотекарей, специалистов сферы культуры и искусства.
Если говорить о сегодняшнем дне, то наблюдается восходящая мобильность высококвалифицированных специалистов этих групп, связанная с их профессиональным ростом и расширением сфер приложения ими интеллектуального и творческого потенциалов.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания.

1) Понятие; 2) ощущение; 3) умозаключение; 4) этика; 5) восприятие; 6) истина.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.

Выберите верные суждения об отличии человека от других живых существ.

1) Человек — это биосоциальное существо.
2) Способности человека формируются и проявляются в деятельности.
3) Человек подвержен различным заболеваниям.
4) Человек имеет физиологические потребности.
5) Человек обладает волевыми качествами.

Установите соответствие между отличительными признаками и видами культуры, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
А) тиражируемость и общедоступность
Б) сложность и оригинальность использования художественных средств
В) доступность для узкого круга специально подготовленных людей
Г) анонимность создателя и существование в устной форме
Д) ориентация на коммерческий успех

ВИДЫ КУЛЬТУРЫ
1) народная
2) элитарная
3) массовая

В стране Z в первой половине ХХ в. произошли значительные перемены. Какие факты свидетельствуют о том, что они связаны с созданием индустриального общества?

1) увеличение доли населения, занятой в промышленности
2) сфера услуг стала определяющей в общественной жизни
3) ориентация промышленности на производство средств производства
4) компьютеризация образовательного процесса
5) преобладание религиозного мировоззрения
6) рост числа городов и городского населения

Выберите верные суждения о фискальной политике государства.

1) Фискальной политикой называется бюджетно-налоговая политика государства.
2) Государство проводит фискальную политику только в условиях командной и смешанной экономической системы.
3) Фискальная политика может быть стимулирующей и сдерживающей.
4) Фискальная политика направлена на регулирование экономики через налогообложение, структуру государственных расходов и систему государственных займов.
5) К средствам фискальной политики относится установление ключевой ставки процента.

Установите соответствие между объектами исследования и разделами экономической науки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
А) занятость и безработица
Б) состояние отдельных рынков
В) экономическое поведение людей
Г) темпы и факторы экономического роста
Д) цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ

РАЗДЕЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
1) микроэкономика
2) макроэкономика

В стране Z развиваются инфляционные процессы. Найдите в приведенном списке экономические последствия инфляции.

1) научно-технический процесс
2) повышение скорости денежного обращения
3) создание дополнительных рабочих мест
4) отказ от внедрения новых технологий
5) возрастание риска долгосрочных вложений капитала
6) обесценивание вкладов

Выберите суждения о социальной мобильности и ее видах.

1) Социальная мобильность — это изменение социального положения группы или личности.
2) Межпоколенная социальная мобильность проявляется в случае изменения социального положения детей по сравнению с положением родителей.
3) Переход из одной социальной группы в другую без изменения социального статуса называется горизонтальной социальной мобильностью.
4) Вертикальная нисходящая социальная мобильность — это изменение социального статуса на более высокий.
5) Социальная мобильность проявляется только в постиндустриальном обществе.

Выберите верные суждения о политической элите.

1) Политическая элита является одним из субъектов политики.
2) Рекрутирование политической элиты в демократическом обществе непосредственно зависит от главы государства.
3) В современном мире источниками рекрутирования политических элит может быть бизнес-сообщество, профессиональный спор и шоу-бизнес.
4) Политическая элита всегда выражает интересы общества.
5) Политическая элита оказывает приоритетное воздействие на принятие стратегических политических решений и участвует в управлении государством.

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ
А) утверждение изменения границ между субъектами РФ
Б) принятие мер по охране суверенитета РФ
В) решение вопроса о доверии Правительству РФ
Г) назначение министром в составе Правительства РФ
Д) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за границей

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1) Государственная Дума РФ
2) Совет Федерации РФ
3) Президент РФ

11. Выбор верных суждений (Социальные отношения)


1. Вспоминай формулы по каждой теме


2. Решай новые задачи каждый день


3. Вдумчиво разбирай решения

Социальная мобильность

Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выделяют два типа социальной мобильности — горизонтальную мобильность и вертикальную мобильность.
2) В современном обществе основным каналом социальной мобильности является социальный статус семьи.
3) Под каналами социальной мобильности понимаются такие социальные структуры, механизмы, способы, которые могут быть использованы для осуществления социальной мобильности.
4) Под горизонтальной мобильностью подразумевается перемещение индивида из одного социального уровня в другой с изменением социального статуса.
5) Мобильность, как горизонтальная, так и вертикальная, может быть индивидуальной и групповой.

Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Социальная мобильность”.
1) верно, это основные виды.
2) неверно, основным каналом социальной мобильности является образование.
3) верно.
4) неверно, при горизонтальная мобильность человек остается на одном социальном уровне.
5) верно.
Социальная мобильность — перемещение группы людей или конкретного индивида в социальной структуре общества, изменение их социального статуса.
Виды социальной мобильности:
1) Вертикальная мобильность — повышение или понижение социального статуса, восходящая или нисходящая мобильность (например, карьерный подъем или банкротство);
2) Горизонтальная мобильность — переход из одной группы в другую, находящиеся на одном уровне (например, переезд (миграция), переход на работу в другую фирму без смены должности).
3) Индивидуальная — изменение социального положения конкретного человека
4) Групповая — изменение социального положения социальной группы
5) Межпоколенная — дети достигают либо более высокой социальной позиции, либо опускаются на более низкую ступень, чем их родители (например, сын рабочего стал инженером).
6) Внутрипоколенная — человек в течение жизни меняет социальную позицию (поступив на работу токарем, Семен вскоре стал инженером, а позже директором завода).
Социальные лифты (каналы социальной мобильности) — социальные институты, способствующие перемещению индивида в социальной структуре общества (статус семьи, образование, военная служба (армия), брак, профессиональный спорт, церковь, шоу-бизнес и др.)

Ответ: 135

В каких из приведенных ситуаций речь идет о горизонтальной социальной мобильности? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Жительница села гражданка Ю. вышла замуж за сына банкира.
2) По решению руководства завода гражданин Р. стал начальником цеха.
3) Тракторист перешел работать в другое фермерское хозяйство.
4) Выпускница консерватории прошла по конкурсу в Большой театр.
5) Гражданка Г. вышла замуж за своего однокурсника.
6) Гражданин С., успешно сдав экзамен в ГИБДД, получил любительские водительские права.

Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Социальная мобильность”.
1) неверно, это вертикальная мобильность.
2) неверно, это вертикальная мобильность.
3) верно.
4) неверно, это вертикальная мобильность.
5) верно.
6) верно.
Социальная мобильность — перемещение группы людей или конкретного индивида в социальной структуре общества, изменение их социального статуса.
Виды социальной мобильности:
1) Вертикальная мобильность — повышение или понижение социального статуса, восходящая или нисходящая мобильность (например, карьерный подъем или банкротство);
2) Горизонтальная мобильность — переход из одной группы в другую, находящиеся на одном уровне (например, переезд (миграция), переход на работу в другую фирму без смены должности).
3) Индивидуальная — изменение социального положения конкретного человека
4) Групповая — изменение социального положения социальной группы
5) Межпоколенная — дети достигают либо более высокой социальной позиции, либо опускаются на более низкую ступень, чем их родители (например, сын рабочего стал инженером).
6) Внутрипоколенная — человек в течение жизни меняет социальную позицию (поступив на работу токарем, Семен вскоре стал инженером, а позже директором завода).
Социальные лифты (каналы социальной мобильности) — социальные институты, способствующие перемещению индивида в социальной структуре общества (статус семьи, образование, военная служба (армия), брак, профессиональный спорт, церковь, шоу-бизнес и др.)

Ответ: 356

Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социологи различают индивидуальную и групповую (коллективную) мобильность.
2) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
3) Один из критериев дифференциации социальных групп — уровень доходов.
4) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
5) Одним из критериев социальной стратификации общества выступает объём власти.

Для выполнения этого задания повторите тему “Социальная стратификация” и “Социальная мобильность”.
1) верно.
2) неверно, это вертикальная мобильность.
3) верно.
4) неверно, личные качества не являются критерием социальной стратификации.
5) верно.
В обществе существует неравенство — неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества поэтому, общество иерархично. Социальная стратификация отражает строение общества.
Социальная стратификация — это деление общества на слои (страты), представители которых различаются между собой неравным объемом власти, дохода, уровнем образования и престижа.
Критерии социальной стратификации:
– Объем власти
– Уровень дохода
– Уровень образования
– Престиж профессии (Престиж — оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидом).
Социальная мобильность — перемещение группы людей или конкретного индивида в социальной структуре общества, изменение их социального статуса.
Виды социальной мобильности:
1) Вертикальная мобильность – повышение или понижение социального статуса, восходящая или нисходящая мобильность (например, карьерный подъем или банкротство);
2) Горизонтальная мобильность – переход из одной группы в другую, находящиеся на одном уровне (например, переезд (миграция), переход на работу в другую фирму без смены должности).
3) Индивидуальная — изменение социального положения конкретного человека
4) Групповая – изменение социального положения социальной группы
5) Межпоколенная – дети достигают либо более высокой социальной позиции, либо опускаются на более низкую ступень, чем их родители (например, сын рабочего стал инженером).
6) Внутрипоколенная – человек в течение жизни меняет социальную позицию (поступив на работу токарем, Семен вскоре стал инженером, а позже директором завода).

Ответ: 135

Курс Глицин. Любовь, друзья, спорт и подготовка к ЕГЭ

Курс Глицин. Любовь, друзья, спорт и подготовка к ЕГЭ

За это задание ты можешь получить 2 балла. На решение дается около 5 минут. Уровень сложности: повышенный.
Средний процент выполнения: 70.5%
Ответом к заданию 8 по обществознанию может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.

Разбор сложных заданий в тг-канале

Задачи для практики

Задача 1

Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Социальная стратификация всегда предполагает мобильность отдельных индивидов и социальных групп.
  2. Чем выше уровень социальной мобильности в обществе, тем жёстче его стратификация.
  3. Социальная стратификация — это деление общества на социальные слои, отражающее социальное неравенство и выстроенное по вертикали.
  4. Стратификация современного общества осуществляется на основе таких критериев, как уровень дохода, уровень образования, престижность профессии, доступ к власти.
  5. В индустриальном и постиндустриальном обществах главными критериями стратификации являются социальное происхождение и принадлежность к определённой религии.
Решение

Рассмотрим каждый из представленных вариантов ответа. В первом путаются понятия социальная стратификация и социальная мобильность. Во втором суждении делается вывод, что чем выше уровень социальной мобильности, тем жестче социальная стратификация. Но как мы помним из истории, именно низкий уровень мобильности характерен для жестко стратифицированных обществ (сословных и кастовых). Третье суждение – определение социальной стратификации. В четвертом варианте перечисляются основные критерии социальной стратификации. И в пятом суждении критерии социальной стратификации традиционного общества переносятся на индустриальное и постиндустриальное. Таким образом, правильный ответ 3, 4.

Ответ: 34

Задача 2

Выберите верные суждения о положении человека в обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Социальный канал определяет место человека в системе общественных отношений, оценку его деятельности со стороны общества, а также личную самооценку.
  2. Для того чтобы определить социальное положение человека, необходимо знать его социальные статусы.
  3. Статус, который выделяет для себя человек в качестве основного, совпадает со статусом, который считается главным в обществе.
  4. Социальная позиция, закрепляемая за индивидом посредством его индивидуального выбора, называется достигаемым статусом.
  5. Членство в какой-либо организации не может быть основным статусом индивида.
Решение

Проанализируем каждый из предложенных в задании суждений. В первом путаются понятия социальный канал (связан с социальной мобильностью) и социальный статус (как раз определяет положение человека в обществе). Второй вариант правильно определяет зависимость социального положения человека от его социального статуса. В третьем утверждается, что основной статус человека совпадает с главным статусом в обществе. Это невозможно хотя бы в силу того, что существует социальная иерархия и неравенство. В четвертом суждении разъясняется, что такое достигаемый социальный статус. И в пятом суждении говорится, что членство в какой-либо организации не может быть основным статусом индивида. Приведем следующий пример: человек является руководителем крупной политической партии. Понятно, что его статус как руководителя партии будет являться основным. Таким образом, правильный ответ 2 и 4.

Ответ: 24

Задача 3

Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Социальная мобильность — это изменение индивидом, семьёй, социальной группой своего места в социальной структуре общества.
  2. В зависимости от числа субъектов выделяют вертикальную и горизонтальную мобильности.
  3. Межпоколенная мобильность представляет собой перемещение родителей на более высокую или более низкую ступеньки социальной лестницы по сравнению с детьми.
  4. Внутрипоколенная мобильность — это изменение социальной позиции конкретным человеком в течение его жизни.
  5. Разновидностью вертикальной мобильности является географическая мобильность.
Решение

Прочитаем условие задания. Сразу необходимо определить, что такое социальная мобильность. Это перемещение людей (или социальных групп) вверх или вниз по социальной лестнице. Социальная мобильность, как мы знаем, существует двух видов. Если человек не перемещается по социальной лестнице – это горизонтальная, если поднимается или опускается – вертикальная. Рассмотрим каждый из представленных в задании вариантов ответа. Первый вариант – это определение социальной мобильности. Во втором варианте путается групповая (как вариант – индивидуальная), вертикальная и горизонтальная социальная мобильность. В третьем варианте вместо слова родители необходимо поставить слово дети, тогда бы это было правильная характеристика межпоколенной социальной мобильности. В четвертом варианте дается верное определение внутрипоколенной социальной мобильности. В пятом варианте утверждается, что разновидность вертикальной мобильности – географическая. В этом случае человек должен переместиться вверх или вниз по социальной лестнице. Но он просто переехал с одного места жительства в другое, не изменив своего социального статуса. Таким образом, правильные варианты 1, 4.

Ответ: 14

Задача 4

Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Социальный конфликт — это низшая стадия развития противоречий в отношениях между социальными группами.
  2. В протекании любого конфликта можно выделить три стадии: предконфликтную, непосредственно конфликт и его разрешение.
  3. Негативным проявлением конфликта является усиление групповой сплочённости.
  4. Особенностью межличностного конфликта является то, что люди, участвующие в противоборстве, непосредственно взаимодействуют друг с другом.
  5. Социально-психологические черты отдельного человека не могут стать причиной конфликта.
Решение

Рассмотрим каждый из представленных в задании вариантов ответа. Социальный конфликт, исходя из названия, есть высшая стадия развития противоречий, его кульминация. Во втором варианте ответа перечисляются основные стадии социального конфликта. Усиление групповой сплоченности делает социальную группу более устойчивой и организованной, что, конечно, нужно рассматривать как положительное явление. Само название – межличностный конфликт – предполагает прямой контакт лиц, в нем участвующих. Четвертое суждение верное. И, наконец, в пятом суждении утверждается, что социально-психологические черты отдельного человека не могут стать причиной конфликта. Мы знаем, что бывают межличностные конфликты. таким образом, правильный ответ 2, 4.

Ответ: 24

Задача 5

Выберите верные суждения о национальных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Межнациональные отношения разделяют на отношения между национальными государствами и отношения между нациями в рамках одного многонационального государства.
  2. Межнациональные отношения внутри многонационального государства не могут сочетаться с религиозными, экономическими, социальными вопросами.
  3. Результатом взаимодействия народов между собой может стать аккультурация — усвоение элементов культуры другого народа при сохранении своего этнического своеобразия.
  4. Причиной конфликта на национальной почве может быть несправедливое отношение одной нации к другой.
  5. В постиндустриальном обществе проблемы дискриминации и геноцида национальных меньшинств не являются актуальными.
Решение

Рассмотрим каждое из представленных в задании суждений. Так как формой существования наций являются государства (национальные либо многонациональные), первое суждение абсолютно верное. Межнациональные отношения не могут существовать вне связи с другими общественными отношениями (религиозными, политическими и т.д.). Второе суждение неверное. В третьем варианте ответа дается определение понятия аккультурация. В четвертом суждении приводится одна из возможных причин национальных конфликтов. Национальные конфликты не утратили своей остроты до сих пор. Подтверждением этого служат вспыхивающие в разных местах земного шара столкновения на национальной почве. Исходя из всего вышеизложенного, правильный ответ 1, 3, 4.

Ответ: 134

Задача 6

Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. В результате вертикальной социальной мобильности индивид или социальная группа изменяют место в социальной структуре.
  2. Межпоколенная мобильность предполагает изменение индивидом своих социальных позиций на протяжении жизни.
  3. Социальная мобильность может осуществляться как стихийно, так и под контролем государства.
  4. В процессе горизонтальной мобильности появляются люмпены.
  5. Разновидностью вертикальной мобильности является географическая мобильность.
Решение

Прочитаем условие задания. Сразу необходимо определить, что такое социальная мобильность. Это перемещение людей (или социальных групп) вверх или вниз по социальной лестнице. Социальная мобильность, как мы знаем, существует двух видов. Если человек не перемещается по социальной лестнице – это горизонтальная, если поднимается или опускается – вертикальная. Рассмотрим каждый из представленных в задании вариантов ответа. Первый вариант – определение вертикальной мобильности, во втором суждении путается внутрипоколенная и межпоколенная социальная мобильность. Социальной мобильности присуща как стихийность, так и организованность (третье суждение). Горизонтальная мобильность не меняет социальное положение человека. Географическая социальная мобильность является разновидностью горизонтальной. Таким образом, правильный ответ 1, 3.

Ответ: 13

Задача 7

Выберите верные суждения о формах социального контроля и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Внешний социальный контроль осуществляется различными социальными институтами и обеспечивается общественным мнением и принудительной силой государства.
  2. Социальный контроль осуществляется посредством установления норм и определения санкций.
  3. Внутренний социальный контроль обеспечивается совестью человека.
  4. Внутренний социальный контроль осуществляется действием норм права и устанавливаемыми ими санкциями.
  5. Социальные санкции могут быть только негативными.
Решение

Рассмотрим каждый из предложенных вариантов. В первом и третьем суждениях дается характеристика таким формам социального контроля, как внешний и внутренний. Во втором перечисляются механизмы социального контроля: нормы и санкции. В четвертом суждении путается внешний и внутренний социальный контроль. И в пятом утверждается, что социальные санкции могут быть только негативные. Но в таком случае не было бы возможности поощрения человека за должное поведения (в рамках принятых социальных норм). Поэтому существуют и позитивные социальные санкции. Таким образом, правильный вариант 1, 2, 3.

Ответ: 123

Задача 8

Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Социально-статусная функция семьи в современном обществе заключается в наделении человека стартовым статусом, который может быть им изменён в процессе жизни.
  2. Особенностью семейных отношений является личностный характер, они основаны на родстве, браке, усыновлении.
  3. Семья является агентом первичной социализации и её социализирующее воздействие носит эпизодический характер.
  4. Одной из функций семьи является хозяйственно-бытовая.
  5. Семья существует относительно самостоятельно от общества и не испытывает на себе влияния происходящих в нём изменений.
Решение

Рассмотрим каждый из вариантов. В первом утверждается, что в семье человек получает первоначальный статус. Не подлежит сомнению, что это правильный вариант ответа (возьмем пример с рождением ребенка). Личностный характер отношений в семье связан, во-первых, с особенностью семьи как малой группы, и во-вторых, как объединения, основанного на родстве. Третий вариант в первой части суждения (социализирующее влияние), по сути, дополняет первый, но замечание, что это влияние носит эпизодический характер, конечно же неверно. В четвертом варианте ответа указывается на одну из функций семьи, хозяйственно-бытовую. Семья является элементом общества (как социальная группа) и не может существовать вне его рамок. Таким образом, правильный ответ 1, 2, 4.

Ответ: 124

Задача 9

Выберите верные суждения о социально-этнической общности и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Социально-этническая общность — это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, связанная единством языка, культуры, самосознания и менталитета.
  2. Естественной предпосылкой формирования этноса служит общность территории.
  3. Устойчивыми признаками этнической общности являются общая духовная культура, общие нормы и образцы поведения.
  4. Представители одной этнической общности характеризуются одинаковым уровнем материального положения.
  5. Специфическим признаком этнической общности является уровень интеллектуального развития.
Решение

В условии задания идет речь о социально-этнической общности. Необходимо выяснить, что это такое. Слово этническая говорит о том, что речь идет об этносе, или таких его формах как народ и нация. Теперь выбираем правильные варианты ответа. Первое суждение – определение этноса, 2 и 3 по сути дополняют его. В варианте 4 утверждается, что материальное положение людей одинаково. Однако фактом социальной жизни является имущественное расслоение. Интеллектуальное развитие также не является признаком этноса.

Ответ: 123

Задача 10

Выберите верные суждения о молодёжи и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Молодёжь как социальная группа в первую очередь выделяется на основе возрастных характеристик.
  2. Молодёжь отличается внутренней противоречивостью, низким уровнем толерантности, стремлением выделиться.
  3. Молодёжь имеет меньше экономических проблем, чем любая другая социальная группа.
  4. Молодёжь склонна к конфликтам меньше, чем старшее поколение.
  5. В период молодости человек получает образование, вступает в трудовую деятельность.
Решение

Разберем каждый из представленных в задании вариантов ответа. Молодежь, как и, например, старшее поколение, выделяют на основании возраста. Первое суждение верное. В силу возраста и низкого уровня социализации молодые люди бывают несдержанные, не отличаются толерантностью, среди молодежи много представителей разных субкультурных и контркультурных течений. В третьем суждении утверждается, что молодежь имеет меньше экономических проблем. Но давайте вспомним лишь один пример: молодым людям гораздо труднее устроиться на работу, чем соискателям, имеющим опыт работы. Это суждение конечно же неверное. Четвертое суждение противоречит второму. Действительно в период молодости человек учиться и в определенный момент, как правило, начинает трудовую деятельность. Таким образом, правильный ответ 1, 2, 5.

Ответ: 125

Задача 11

Выберите верные суждения о социальной общности (социальной группе) и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Социальная общность характеризуется целостностью и может выступать самостоятельным субъектом исторического и социального действия.
  2. Социальная общность лишена внутренних конфликтов и противоречий.
  3. Социальная общность лишена внутренней дифференциации и иерархии.
  4. Признаком социальной общности является общность потребностей, видов деятельности и идентификации.
  5. Социальная общность может существовать как непродолжительное, так и очень долгое время.
Решение

Социальная общность, как элемент социальной системы общества, должна характеризоваться такими же признаками, как и само общество. Поэтому мы смело выбираем суждения 1, 4 и 5 как правильные. Варианты 2 и 3 противоречат по смыслу суждениям 1 и 4. Их отмечаем как неверные.

Ответ: 145

Задача 12

Выберите верные суждения о семье партнёрского типа и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Супруги живут со своими детьми и родителями мужа.
  2. Главой семьи является отец.
  3. В семье отсутствует чёткое разделение обязанностей по половому признаку.
  4. Все вопросы супруги решают сообща.
  5. Супруга не может самостоятельно потратить деньги из семейного бюджета без разрешения мужа.
Решение

Само название семьи – партнерского типа – говорит о том, что супруги выступают в роли равноправных партнеров. Соответственно, среди предложенных вариантов выбираем те, которые свидетельствует в пользу этой важнейшей характеристики. Это варианты 3 и 4.

Ответ: 34

Задача 13

Выберите верные суждения о социальных конфликтах в общественных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Последствия социальных конфликтов имеют как конструктивный, так и деструктивный характер.
  2. Стороны в конфликте продвигают противоположные интересы.
  3. Любой конфликт можно разрешить путём компромисса.
  4. Продолжение конфронтации до окончательной победы над противником — единственный способ конструктивного разрешения конфликта.
  5. Социальный конфликт всегда порождён неразрешимыми противоречиями.
Решение

Рассмотрим каждое из представленных суждений. В первом утверждается, что последствия социальных конфликтов имеют как конструктивный, так и деструктивный характер. Приведем конкретные примеры. Такой социальный конфликт как борьба рабочих за свои права привела к созданию рабочего законодательства и улучшению условий труда. Это конструктивный характер. В результате социального конфликта может расколоться общество и начаться гражданская война. В этом проявляется деструктивный характер социального конфликта. Так как стороны дошли до состояния конфронтации, то они имеют противоположные интересы. В третьем суждении дается однозначный ответ, что не всегда верно, так как имеются исключения. Конструктивное разрешение конфликта не предполагает окончательную победу одной из сторон. Этого можно достигнуть с помощью диалога и переговоров. И, наконец, в пятом суждении встречаем слово «всегда». Как мы уже отметили, могут быть исключения и другие причины социальных конфликтов. Таким образом, правильный ответ 1, 2.

Ответ: 12

Задача 14

Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. В индустриальном обществе возможности восходящей социальной мобильности незначительны.
  2. Вертикальная социальная мобильность осуществляется при помощи социальных лифтов.
  3. В период экономического подъёма господствует восходящая социальная мобильность.
  4. В постиндустриальном обществе сложилась жёсткая непроходимая социальная структура.
  5. Социальные лифты обеспечивают горизонтальную мобильность.
Решение

Прочитаем условие задания. Сразу необходимо определить, что такое социальная мобильность. Это перемещение людей (или социальных групп) вверх или вниз по социальной лестнице. Рассмотрим каждое из представленных в задании вариантов ответа. В индустриальном обществе, как мы помним, господствует классовая социальная структура. Классы –подвижные социальные группы, в отличии от сословий. Первое суждение конечно неверное. Вертикальная социальная мобильность способствует продвижению по социальной иерархии. Лифт (по аналогии с обычным лифтом в многоэтажном доме) «поднимает» человека или социальную группу вверх. Это верное суждение. Далее. Экономический подъем способствует росту благосостояния общества, открывает дополнительные каналы социальной мобильности, у людей появляется больше перспектив для развития. Это безусловно верное суждение. Жёсткая непроходимая социальная структура характерна для традиционного общества, но не постиндустриального. И социальные лифты обеспечивают вертикальную социальную мобильность. Таким образом, правильный ответ 2, 3.

Ответ: 23

Задача 15

Какие примеры иллюстрируют хозяйственную функцию современной семьи? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. В выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк.
  2. Взрослые дети помогают продуктами своим престарелым родителям.
  3. Бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку.
  4. Отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях.
  5. На семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль.
  6. Супруги решили открыть собственную парикмахерскую.
Решение

В условии задания говорится о хозяйственной функции семьи. Давайте разберемся, что это означает. Хозяйственная функция связана с экономическими отношениями и обеспечением семьи экономическими благами. Итак, находим среди представленных вариантов ответа те, в которых упоминаются экономические понятия и люди вступают в экономические отношения. Это варианты 2 (продукты), 5 (приобретение автомобиля) и 6 (открытие парикмахерской).

Ответ: 256

Задача 16

Выберите верные суждения о социальной роли и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определённый статус.
  2. Все социальные роли обусловлены социальным неравенством.
  3. Социальная роль задана социальной позицией личности.
  4. Исполнение социальной роли имеет индивидуальную окраску.
  5. Все социальные роли строго формализованы.
Решение

Рассмотрим каждый из предложенных вариантов ответа. В первом суждении утверждается, что социальная роль тесно связана с социальным статусом. Вне контекста социального статуса социальная роль не существует и наоборот. Это верное суждение. Во втором суждении утверждается, что все социальные роли обусловлены социальным неравенством. Во-первых, обратим внимание на формулировку суждения. Если присутствует слово «все», то оно, как правило, неверное. Всегда найдутся исключения. Во-вторых, мы можем привести пример подобного исключения. Например, социальные роли могут быть обусловлены экономическим неравенством или даже не зависеть от фактора неравенства. В третьем варианте ответа говорится, что социальная роль объективно задана социальной позицией личности. Вспомним, что человек является носителем социально значимых качеств, которые формируют его личность и конечно влияют на его социальный статус. Это верное суждение. В четвертом варианте ответа утверждается, что исполнение социальной роли имеет индивидуальную окраску. Давайте порассуждаем. Носитель социальной роли – это всегда конкретный человек, т.е. индивид. Это верное суждение. И, наконец, в пятом суждении мы встречаем слово «все». Это логическая ловушка. Как правило есть исключения и другие варианты. Таким образом, правильный ответ 1, 3, 4.

Ответ: 134

Задача 17

Выберите верные суждения о социальных конфликтах в общественных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Социальные конфликты имеют как конструктивный, так и деструктивный характер.
  2. Непонимание сущности причин, вызывающих конфликт, может привести к увеличению его масштабов.
  3. Стороны конфликта в ходе его развития могут консолидироваться, объединяться для достижения своих целей.
  4. Одним из конструктивных путей разрешения социального конфликта является продолжение конфронтации.
  5. Социальный конфликт всегда порождён экономическими причинами.
Решение

Рассмотрим каждое из представленных суждений. В первом утверждается, что социальные конфликты имеют как конструктивный, так и деструктивный характер. Приведем конкретные примеры. Такой социальный конфликт как борьба рабочих за свои права привела к созданию рабочего законодательства и улучшению условий труда. Это конструктивный характер. В результате социального конфликта может расколоться общество и начаться гражданская война. В этом проявляется деструктивный характер социального конфликта. Во втором суждении доказывается, что непонимание причин конфликта может привести к увеличению его масштабов. Как известно, для того, чтобы разрешить конфликт необходимо ликвидировать его причины. Это также верный вариант. В третьем суждении утверждается, что стороны конфликта могут объединяться для его разрешения. Возьмем уже упоминаемый пример с борьбой рабочих за свои права. При разрешении данного конфликта может происходить объединение рабочих и работодателей для его разрешения. Это правильно. В четвертом суждении утверждается, что для разрешения конфликта необходимо продолжение конфронтации. Но логичный вывод, следующий из этого, гласит, что социальный конфликт будет только затягиваться. И, наконец, в пятом суждении говорится, что социальный конфликт всегда порожден экономическими причинами. Однако существуют и социальные конфликты, и межнациональные и культурные и т.д. Таким образом, правильные варианты 1, 2, 3.

Ответ: 123

Рекомендуемые курсы подготовки

Социология. Социальная мобильность.

О6

План.

  • Социальная мобильность.
  • Виды социальной мобильности.
  • Миграция и её виды.
  • Межпоколенная и внутрипоколенная мобильность.
  • Показатели социальной мобильности.
  • Типы обществ по социальной мобильности.
  • Каналы социальной мобильности («социальные лифты»).
  • Маргиналы.

Социальная мобильность.

Социальная мобильность – изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре.

Виды. социальной мобильности.

  • Вертикальная (восходящая и нисходящая) и горизонтальная;
  • территориальная;
  • профессиональная – смена профессии;
  • региональная;
  • семейная;
  • правовая;
  • политическая и др.

Вертикальная – социальные перемещения, приводящие к понижению или повышению социального статуса.

Восходящая – это социальный подъём, повышение статуса.

Нисходящая – социальное падение, понижение статуса.

Горизонтальная – перемещение социальных общностей и групп, не приводящее к изменению социального статуса.

Территориальная (географическая) – изменение места жительства, туризм. Если перемещение перерастает в миграцию, то это будет вертикальная мобильность.

Профессиональная – смена профессии.

Региональная – это миграция, под которой понимается пространственное перемещение трудоспособного населения, вызываемое изменениями в развитии и размещении производства, условиях существования рабочей силы.

Семейная – изменение социального статуса семьи в целом или отдельных его членов, вливших в эту семью.

Правовая – изменение правового статуса, например, гражданства.

Политическая – изменение политического статуса, например, избрание в органы государственной власти.

Миграция.

Миграция– переезд людей из одних районов в другие на постоянно место жительства.

  • Внутренние миграции– переселение населения в рамках одного государства.
  • Внешние миграции– переселение людей из одной страны в другую.
  • Иммиграция– въезд в страну для постоянного или временного проживания.
  • Эмиграция– переселение в другую страну временно или навсегда.

Виды миграции.

  • По характеру — трудовая и по политическим мотивам.
  • По продолжительности — временная (сезонная) и постоянная.
  • По территории — внутренняя и международная.
  • По статусу — легальная и нелегальная.
  • Групповая – перемещение социальных общностей и групп.
  • Индивидуальная – перемещение отдельных индивидов.

Причины групповой мобильности:

  • социальные потрясения,
  • войны,
  • стихийные бедствия.

Причины индивидуальной мобильности:

  • Образование,
  • Способности,
  • Воспитание,
  • Брак,
  • место жительства.

Межпоколенная и внутрипоколенная мобильность.

Межпоколенная мобильность – изменения социального статуса между поколениями, она позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются но социальной лестнице по сравнению со своими родителями.

Внутрипоколенная связана с социальной карьерой, означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

Показатели социальной мобильности:

  • скорость – число страт, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз (экономических, политических, профессиональных);
  • интенсивность – определяет, сколько индивидов поменяли свои социальные позиции за определённый промежуток времени.
  • Совокупный индекс мобильности= скорость + интенсивность мобильности

Типы обществ по социальной мобильности:

  • закрытое (невозможность или сложность социальной мобильности);
  • открытое (большие возможности для мобильности);
  • промежуточного типа (феодальное общество с сословиями).

 Каналы социальной мобильности («социальные лифты»).

Социальный лифт — механизм изменения социального статуса индивида:

  • школа
  • образование в целом
  • семья
  • профессиональные организации
  • армия
  • политические партии и организации
  • церковь.

Социальная мобильность – важный показатель развития тех или иных процессов в обществе.

Маргинальность.

Под маргинальностью понимается промежуточное, «пограничное» состояние социального субъекта.

Маргинал (от лат. marginalis — находящийся на краю) при переходе из одной социальной группы в другую сохраняет прежнюю систему ценностей, связей, привычек и не может усвоить новые (мигранты, безработные). Маргиналы как бы утрачивают свою социальную идентичность и потому испытывают большое психологическое напряжение.

О6

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сибелиус 6 скачать руководство
  • Как оформить авито доставку через почту россии пошаговая инструкция
  • Решение к руководству решению задач запорожец
  • Руководство пользователя еис денежные обязательства
  • Какие должны быть инструкции по охране труда в организации 2022