Почему ее руководству не удалось консолидировать партию кпсс

Ровно 30 лет назад в эти июльские дни проходил 28-й съезд правящей партии КПСС в тогда еще Советском союзе. В тот момент никто не смог найти пути выхода из тяжелой сложившейся ситуации, таким образом, не удалось сохранить целостность СССР. Причин развала государства не мало, и одна из самых больших это нежелание партийных верхов бороться за страну, в то время было не до этого.

Особенности последнего съезда КПСС

Последний съезд для правящей коммунистической партии проходил в напряженной обстановке. Уже тогда было понятно, что если не принять меры, то избежать распада, как СССР, так и всей партийной системы не удастся. Президентом тогда был М. Горбачев, его политическая направленность привела к конфликту между Союзным центром и республиками страны. Таким образом, правительство начало утрачивать контроль над регионами.

Невзирая на присутствие огромного количества делегатов, на президента уже никто не обращал внимания. К тому времени народные депутаты отменили Конституционные статьи, касающиеся КПСС и ее главенства над остальными. Получается, что данный съезд уже не имел никакого значения.

Форум посетило свыше 4.5 тысяч представителей регионов, но большая часть из них принадлежала партийным функционерам разного уровня. В умах политических верхов тогда прочно крутилось слово «бизнес» и как в него легче войти. При таком раскладе на форуме априори не могло произойти никаких прогрессивных решений.

СССР терпит еще один удар: Борис Ельцин выходит из КПСС

Шансы сохранить СССР были на 28 съезде КПСС: почему им не воспользовались?

Не обошлось и без скандалов на съезде. Глава Верховного совета РСФСР, которым был в то время Ельцин, потребовал во время выступления переименовать коммунистическую партию. Съезд решительно отказался это сделать, и тогда Борис Николаевич заявил о своем выходе из КПСС и покинул съезд вообще. Партия его на тот момент перестала интересовать, поэтому и было принято столь кардинальное решение.

Его поступок оказал отрицательное влияние на настрой присутствующих делегатов, да и в целом на дисциплину по стране. Если люди у руля государства не дорожат партийным билетом, то о простых Советских гражданах и говорить не приходится.

Для среднестатистического человека выход из партии тогда был ознаменованием конца карьеры. Поступок Бориса Николаевича доказал всем, что бояться нечего. Примеру Ельцина последовало огромное количество людей, среди них были чиновники и обычные граждане.

Почему последний съезд не стал спасением для СССР от развала

Шансы сохранить СССР были на 28 съезде КПСС: почему им не воспользовались?

Основная причина кроется в том, что никому не было дела до сохранения целостности страны. Партийная элита уже приняла к тому времени решение о том, что СССР должен постепенно прекратить свою деятельность в плане единого государственного строя.

Съезд принял решение о том, что партийные организации всех без исключения союзных республик становятся полностью самостоятельными. С тех пор начал возрастать конфликт и не схожесть интересов региональных правительств и центра. Последний съезд стал своеобразным толчком постепенно выхода стран из состава Советского союза.

Практически все представители партийной номенклатуры к тому времени не думали о том, что предпринять, чтобы сохранить ленинскую партию и Советский союз единым. Многих интересовало то, как они войдут в новое общество, и как создать материальный задел для этого.

По этой причине съезд ограничился в основном разговорами. Были переизбраны члены ЦК и Политбюро, но они уже ничего не решали в стране. Среди политиков было немало и истинных коммунистов, но их быстро причислили к категории «белых ворон».

На этом съезде заканчивалась история и эпоха огромного государства. Все неумолимо шло к распаду, который обеспечили во многом представители партийной элиты, захотевшие жить и строить новое общество. В итоге, распада миновать не удалось, образовалось множество новых независимых государств, а в новой России начались 90-е годы, ставшие трудным этапом и для страны и для народа.

Начался
массовый выход из партии (в 1989 г.  —
140 тысяч человек, в 1990 г. — 2 миллиона 712
тысяч). Из КПСС вышла большая часть
компартий — Литвы,  Латвии, Эстонии,
организовавших самостоятельные партии
социал-демократического типа.  Фактически
прекратили свое существование компартии
Грузии, Армении, Молдовы. Внутри КПСС
окончательно оформилось несколько
идейно-теоретических течений и платформ:
«Демократическая платформа» (Афанасьев,
Ельцин, Лысенко, Шостаковский),
«Марксистская платформа» (Бузгалин,  Калганов,
Липицкий) и др.  После  XXVIII  съезда  партии  (в
1990 г.),  который,  по замыслу
Горбачева и его окружения, должен был
консолидировать центристские силы в
КПСС,  партию покинули сторонники
ее радикального обновления. В конечном
итоге КПСС вынуждена была формально
отказаться  от монополии
на  власть  и  конституционного
закрепления своей «руководящей» роли
в обществе.

Деградация
партии была закономерным явлением.
После прихода к власти в октябре 1917
г.  она постепенно превратилась в
чисто  административную
структуру,  которая обеспечивала
функционирование советской политической
и экономической системы.  Демократизация
общественной жизни и  обозначившиеся  новые
подходы в экономической сфере (внедрение
элементов рынка и т.п.),  сразу же
сделали излишним ее дальнейшее
существование. Однако партийно-бюрократическая
номенклатура сохраняла надежду
восстановить свою власть и влияние.

Межнациональные
конфликты.
 Опасным
очагом политического и социального
напряжения стали межнациональные
конфликты. К затяжному военному
противоборству привел спор между  Арменией
и Азербайджаном по проблеме Нагорного
Карабаха.  Сотни людей стали
жертвами национальной розни в Фергане
(1989 г.) и в Ошской области Киргизии (1990
г.).  Конфликт между властями Грузии
и грузинскими автономиями (Южная
Осетия,  Абхазия) также вылился
в  вооруженное противостояние с
многочисленными жертвами. Резко
обострились отношения между Кишиневом
и Приднестровьем.

Стремясь
удержать власть на местах,  союзное
руководство предпринимало попытки
стабилизировать ситуацию с помощью
силы. Однако использование  войск  в
Тбилиси (апрель 1989 г.),  в Баку
(январь 1990 г.),  в Вильнюсе (январь
1991 г.) вызвало волну возмущения и лишь
усилило  политическое противостояние
между центром и республиками.

Накал
политической борьбы в обществе
сопровождался ухудшением экономического
положения страны. Правительство Николая
Ивановича Рыжкова не сумело стабилизировать
экономику и предложить обществу
обоснованную программу серьезных
реформ.  Увеличивался товарный
дефицит, росла инфляция.  Летом
1989 г. началось забастовочное движение
в шахтерских регионах. Несмотря на
хороший урожай 1989 г. (211 миллионов тонн),
вновь увеличился импорт зерновых, так
как не был выполнен план государственных
закупок. В этих условиях была предпринята
попытка разработать совместную
экономическую  программу  с  учетом  предложений  «центристов»
(Горбачев)  и «демократов»
(Ельцин).  Летом 1990 г.  под
руководством экономиста
Г.Я.Явлинского  был  подготовлен
проект,  рассчитанный на переход
к некоторым элементам рыночной экономики
за 500 дней.  Однако под давлением
консерваторов, Горбачев
отказался  от  поддержки  этой программы.  Складывавшаяся
было коалиция «центристов» и «демократов»
была взорвана,  а состояние экономики
продолжало ухудшаться.

Заключительный
этап «перестройки».
  Этот
этап (с весны 1990 по август 1991 гг.)
характеризовался переходом к президентской
форме правления (в марте 1990 г. на этот
пост Верховным Советом СССР был избран
М.С.Горбачев), дальнейшим  ухудшением  экономического
положения и углублением кризиса советской
федерации.  Проведенный в марте
1991 г. первый в советской истории
Всесоюзный  референдум о будущем
Союза ССР,  несмотря на победу
сторонников единого государства (76,4
процента голосовавших), не изменил
ситуацию. Он фактически не состоялся
именно в тех республиках, которые
стремились обрести государственную
независимость (Литва, Латвия, Эстония,
Молдова, Армения, Грузия).

В
апреле 1991 г.  начался «новоогаревский»
переговорный процесс,  в ходе
которого слабеющий центр и союзные
республики, «национализировавшие» его
властные полномочия,  попытались
найти взаимоприемлемый компромисс и
разработать новый союзный договор.

Сфера
внешней политики.
 В
основу нового внешнеполитического
курса СССР была положена концепция
«нового политического мышления».  Она
исходила из тезиса о многообразном,  но
взаимозависимом и целостном
мире, невозможности решения
международных проблем силовым путем.

Серьезные
позитивные изменения произошли в
отношениях СССР со странами  Запада,  и
в первую очередь с Соединенными Штатами
Америки.  Обе стороны стремились
перейти от конфронтации к
партнерству,  основанному на взаимном
учете национальных интересов.  Заключенные
с США договоры об уничтожении ракет
средней и меньшей дальности (1987 г.) и
о  сокращении стратегических
наступательных вооружений (СНВ-1 — 1991
г.) означали начало процесса реального
сокращения ядерных вооружений.

В
1989 г. были нормализованы советско-китайские
отношения, начался диалог с Японией по
территориальной проблеме. «Новое
мышление» благоприятным  образом  сказалось
на урегулировании целого ряда региональных
конфликтов. В начале 1989 г. завершился
вывод советских войск из Афганистана,  которые
находились там около 10 лет. СССР выступил
посредником в решении камбоджийской
проблемы,  участвовал в переговорах
о достижении независимости Намибией.  СССР
и США способствовали прекращению
гражданской войны в Анголе и
Мозамбике,  началу политических
реформ  в ЮАР.  Во время
кризиса в Персидском заливе (1990-1991 гг.)
Советский Союз стремился
мирными,  дипломатическими
средствами добиться освобождения
Кувейта от иракской оккупации.

СССР  и  страны
соцлагеря. 
Перемены
в СССР оказали огромное влияние на
социалистические страны Восточной
Европы. В 1989-1990 гг. по ним прокатилась
лавина революционных преобразований.
События развивались с огромной быстротой
и отличались радикальностью результатов.
Они охватили 8 стран с населением в 140
миллионов человек. Смена власти в ГДР,
Польше, Венгрии, Чехословакии,  Болгарии,
Албании произошла мирным путем. В
результате народного восстания в Румынии
был сметен режим Н.Чаушеску. Политические
перемены в  Югославии  привели
к распаду многонационального государства
и войне между ее бывшими республиками.
В октябре 1990 г. Германская Демократическая
Республика  вошла  в  состав
ФРГ. Так завершилось длительное
политическое противостояние Востока
и Запада на немецкой земле.

Развал
социалистической системы в Восточной
Европе привел к прекращению деятельности
Организации Варшавского Договора и
Совета  Экономической Взаимопомощи.
Закончилась целая историческая эпоха
двухполюсного баланса сил в Европе и в
мире.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Обновлено: 18.05.2023

Ответ. После смерти И.В. Сталина власть в стране оказалась в руках председателя Совета министров Г.М. Маленкова (формального главы исполнительной власти) и министра внутренних дел (главы карательного аппарата) Л.П. Берии. Но никто из них не взял на себя руководство в партии. Они, как и Ленин в 1920-е годы назначили туда человека, конкуренции которого не опасались, и этот человек (Н.С. Хрущёв), как и Сталин до него, в итоге стал главой страны (но конкурентов устранял не так кроваво).

Вопрос 02. Какие альтернативы развития открывались перед страной в марте 1953 г.?

Вопрос 03. Почему Маленков и Хрущёв сосредоточили главные усилия на критике культа личности Сталина?

Вопрос 04. Какое значение имели XX съезд КПСС и разоблачение на нём культа личности Сталина?

Вопрос 05. Какие изменения в партийной жизни, государственном строительстве произошли в 1953—1964 гг.?

1) Прокатилась волна реабилитаций: люди не только возвращались из лагерей, но и восстанавливались в партии.

2) Союзные республики получили больше полномочий в экономической и правовой сферах.

3) Отраслевые министерства заменили советами народного хозяйства.

4) Права первичных профсоюзных организаций были расширены, сокращён аппарат центрального профсоюзного правления.

5) XXII съезд КПСС (октябрь 1961 года) принял новый устав, где впервые разрешались внутрипартийные дискуссии.

Вопрос 06. Какие примеры свидетельствуют о непоследовательности и ограниченности политических преобразований, начатых Хрущёвым?

1) Реабилитированы были далеко не все: продолжали отбывать заключение, например, сторонники альтернативных путей развития страны 1920-х годов, причём люди попадали в опалу даже за призывы пересмотреть их дела.

2) Несмотря на наделение большими правами и полномочиями власти республик, советов, профсоюзов и т. д., партийная номенклатура не только не потеряла своих позиций, но даже, не опасаясь больше репрессий, укрепила их (он и отстранила Н.С. Хрущёва от власти).

Вопрос 07. Чем можно объяснить причины быстрого и относительно безболезненного отстранения Хрущёва от власти в октябре 1964 г.?

Ответ. Отстранение Н.С. Хрущёва было проведено в рамках партийного аппарата, потому быстро и тихо, основную часть партии просто поставили перед фактом. Реформы Хрущёва действительно многим в партии не нравились, многим хотелось стабильности, а новые власти не начали массовых гонений на сторонников прежнего лидера страны, потому никто 1926 всерьёз не выступал за возвращение его власти.

Почему необходимость реформ получила широкое призвание в руководстве кпсс? Чем можно объяснить ограниченность мер, принимавшихся при Ю. В. Андропове?

Замысел реформ был изложен Горбачевым уже на очередном Пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. Целью его политики стала модернизация социализма. Необходимость реформ объяснялась назревшим в обществе кризисом, утверждался тезис о том, что до сих пор все потенциальные возможности социализма не использовались.

Были провозглашены три основные лозунга, выражавшие программу модернизации:
гласность — имела своей целью сделать достоянием общественности внутренние проблемы страны;
ускорение — призыв к ускорению темпов экономического развития;
перестройка — стремление к реконструкции не только экономики, но и всего общественного порядка.

Эти лозунги стали ключевыми на первом этапе горбачевских реформ. Между ними существовала логическая связь: гласность должна была способствовать выявлению недостатков, перестройка — служить устранению этих недостатков и все это в конечном итоге — ускорить общественно-экономическое развитие

Замысел реформ был изложен Горбачевым уже на очередном Пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. Целью его политики стала модернизация социализма. Необходимость реформ объяснялась назревшим в обществе кризисом, утверждался тезис о том, что до сих пор все потенциальные возможности социализма не использовались.

Были провозглашены три основные лозунга, выражавшие программу модернизации:
гласность — имела своей целью сделать достоянием общественности внутренние проблемы страны;
ускорение — призыв к ускорению темпов экономического развития;
перестройка — стремление к реконструкции не только экономики, но и всего общественного порядка.

Эти лозунги стали ключевыми на первом этапе горбачевских реформ. Между ними существовала логическая связь: гласность должна была способствовать выявлению недостатков, перестройка — служить устранению этих недостатков и все это в конечном итоге — ускорить общественно-экономическое развитие.

Смерть Сталина 5 марта 1953 г. завершила целую эпоху в жизни СССР. Отсутствие легитимных механизмов передачи верховной власти вызвало ее затяжной кризис. Борьба за личное лидерство длилась вплоть до весны 1958 г. и прошла несколько этапов.

Характерно, что никто не собирался обвинять Берию в тех преступлениях, за которые он действительно должен был ответить, -массовых политических репрессиях, кровавых депортациях народов в годы войны и т. п.

Лишь после ареста он был обвинен в подготовке заговора с целью захвата власти, работе на западные спецслужбы со времен Гражданской войны и т. п. Однако никаких доказательств в поддержку этого представлено не было ни тогда, ни позже.

Главной задачей съезда было подведение теоретической базы под наметившиеся коррективы сталинской внутренней и внешней политики. В высшем руководстве КПСС проявилось наличие двух основных подходов к будущему партийному съезду. Часть членов Президиума ЦК (ее неформальным лидером был Молотов) выступала за консервацию сталинского варианта развития и осуждение предпринятых Берией и Маленковым (а отчасти и Хрущевым) новаций. Другая (и более многочисленная) во главе с самим Хрущевым была буквально обречена на закрепление новых подходов к политике партии. В составе этой группы наиболее решительные позиции занимали относительно молодые представители, в меньшей степени связанные с ответственностью за ошибки и преступления сталинского периода (Сабуров, Первухин, Шепилов и др.). Они были объективными союзниками Хрущева. Президиум ЦК принял решение заслушать доклад на закрытом заседании съезда после выборов нового состава ЦК, вопросов не задавать, прений не открывать.

Тем не менее доклад Хрущева на XX съезде КПСС имел поистине историческое значение. Это был безусловный прорыв в осмыслении феномена сталинизма, осуждении его преступлений.

Съезд имел значение и в деле продолжения реабилитации жертв сталинского произвола. За период 1956-1961 гг. было реабилитировано в общей сложности почти 700 тыс. человек (т. е. в сто раз больше, чем за 1953-1955 гг.).

Это были, безусловно, демократические шаги, которые в случае их реализации помогли бы сделать правящую партию более демократичной и авторитетной в обществе. Однако они не затрагивали самих основ ее существования.

Одним из краеугольных положений новой программы стал вывод о перерастании государства диктатуры пролетариата в общенародное. Это предполагало, с одной стороны, прекращение широкой репрессивной практики, а с другой — развитие демократических форм управления. Согласны с таким подходом были далеко не все.

Однако в итоговый документ эти положения так и не были включены. Но из-за событий, развернувшихся в октябре 1964 г., он не был принят.

Политика десталинизации вызвала к жизни оживление национальных движений. Самым массовым из них в 50-е — начале 60-х гг. стала борьба народов за возвращение на историческую родину.. В ноябре 1956 г. власти приняли решение о восстановлении нацио-. нальной автономии калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов. Было решено начать постепенное переселение в места их традиционного проживания. Весной 1957 г. к Северному Кавказу потянулись поезда с переселенцами. Часто люди везли с собой лишь небольшую часть нажитого имущества, а кто-то — лишь кости предков, умерших в ссылке. Всего к 1964 г. вернулись на Северный Кавказ 524 тыс. чеченцев и ингушей, многие тысячи калмыков, кабардинцев, балкарцев.

Вскоре расширились права союзных и автономных республик во многих вопросах экономики и культуры.

Еще большие права предполагалось предоставить союзным республикам по новой Конституции СССР, проект которой разрабатывался в 1962-1964 гг. В частности, им разрешалось налаживать дипломатические отношения с другими странами и иметь собственные войсковые формирования.

Это, в свою очередь, порождало новые узлы противоречий в отношениях между центром и республиками.

Усталость от шумных политических кампаний ощущали трудящиеся как в городе, так и на селе. Их жизнь в начале 60-х гг. после некоторого улучшения вновь стала хуже.

Все это привело к тому, что летом 1964 г. был составлен заговор высших членов партийного и государственного руководства против Хрущева. В октябре того же года глава партии и правительства был обвинен в волюнтаризме и субъективизме и отправлен на пенсию. Первым секретарем ЦК (с 1966 г. — Генеральным секретарем) был избран Л. И. Брежнев, а Председателем Совета Министров СССР стал А. Н. Косыгин.

С завершением построения экономических основ индустриального общества в СССР в завершающую стадию вступил и процесс оформления национальных элит в союзных и автономных республиках.

Реформирование политической и экономической жизни СССР было вызвано кризисов социализма. В стране наблюдался упадок промышленного производства, усилилась коррупция, начала получать широкое распространение теневая экономика. Уровень жизни населения значительно снизился, ухудшились условия труда. Еще одной причиной стали неудачные попытки власти навести порядок в стране с помощью ужесточения политики. Поэтому было принято решение о проведении реформ, направленных на демократизацию.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Читайте также:

      

  • Что такое бд и субд в информатике кратко
  •   

  • Какое значение для общества имел переход от присваивающего хозяйства к производящему кратко
  •   

  • Какие народы населения месопотамию в древности кратко
  •   

  • Дайте оценку деятельности раевского и мухаммед амина кубановедение 9 класс кратко
  •   

  • 35 школа каменск уральский педагогический состав

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Страницы: <<  <  6 | 7 | 8 | 9 | 10  >  >>

паду производства, скрытой инфляции, жестокому товарному дефициту, снижению жизненного уровня населения. Демократизация подорвала государственно-политическую систему социализма: КПСС потеряла свое монопольное положение единственной и правящей партии, ее авторитет в обществе упал, а реальная власть перешла от партийных органов к директорам предприятий и новым государственным структурам. Ослабление центральной власти привело к расшатыванию многонационального государства — СССР, межнациональным конфликтам. Победа демократических общественных сил, возглавленных Верховным Советом РСФСР и новым президентом России Б. Н. Ельциным, над путчистами в августе 1991 г. означала перерастание перестройки в национально-демократическую революцию, сокрушившую КПСС, развалившую империю СССР, разрушившую социалистический строй. Идеалами этой революции, вдохновлявшими массы людей, были традиционные ценности западного мира: рыночная, экономика, политическая демократия, духовная свобода.
V. Закрепление изученного материала: А. Ответьте на вопросы:
1) Один из вариантов периодизации горбачевского правления в СССР предполагает выделение трех этапов: I. Этап – 1985 – 1987 гг. ; II Этап – 1988 – 1989 гг. ; III Этап – 1990 – 1991 гг. Назовите события, которые рассматриваются в этой периодизации как границы между этапами. На каком из этих этапов Горбачев обладал наибольшими возможностями для проведения реформ?
2) В чем состоял смысл идей перестройки? Что в них отражало попытки сохранения старой системы, а что являлось принципиально новым?
3) Охарактеризуйте основные этапы перестройки?
4) Какие изменения претерпела политическая система СССР в годы перестройки?
5) Какие политические тенденции наметились в развитии КПСС периода перестройки? Почему ее руководству не удалось

Страницы: <<  <  6 | 7 | 8 | 9 | 10  >  >>

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция закройщика швейного производства образец
  • Линкомицин инструкция по применению цена капсулы в стоматологии взрослым
  • Флеш камин своими руками из коробок пошаговая инструкция
  • Холодильник бирюса 107 инструкция по эксплуатации
  • Как сделать танк из пластилина инструкция