Под чьим руководством было совершено первое кругосветное путешествие

Отплытие

Идея экспедиции во многом являлась повторением идеи Колумба: достичь Азии, следуя на запад. Колонизация Америки еще не успела принести существенных прибылей в отличие от колоний португальцев в Индии, и испанцам хотелось самим плавать к Островам Пряностей и получать выгоду. К тому времени стало ясно, что Америка — это не Азия, но предполагалось, что Азия лежит сравнительно недалеко от Нового Света.

В марте 1518 года в Севилью в Совет Индии явились Фернан Магеллан и Руй Фалейру, португальский астроном, и заявили, что Молукки — важнейший источник португальского богатства — должны принадлежать Испании, так как находятся в западном, испанском полушарии (по договору 1494 г.), но проникнуть к этим «Островам пряностей» нужно западным путем, чтобы не возбудить подозрений португальцев, через Южное море, открытое и присоединенное Бальбоа к испанским владениям. И Магеллан убедительно доказывал, что между Атлантическим океаном и Южным морем должен быть пролив к югу от Бразилии.

После долгого торга с королевскими советниками, выговорившими себе солидную долю ожидаемых доходов и уступок со стороны португальцев, был заключен договор: Карл 1 обязался снарядить пять кораблей и снабдить экспедицию припасами на два года. Перед отплытием Фалейру отказался от предприятия, и Магеллан стал единоличным начальником экспедиции.

Карта.

Карта. Источник: wikipedia.org

Магеллан сам лично следил за погрузкой и упаковкой продуктов, товаров и снаряжения. В качестве провизии были взяты на борт сухари, вино, оливковое масло, уксус, солёная рыба, вяленая свинина, фасоль и бобы, мука, сыр, мед, миндаль, анчоусы, изюм, чернослив, сахар, айвовое варенье, каперсы, горчица, говядина и рис. На случай столкновений имелось около 70 пушек, 50 аркебуз, 60 арбалетов, 100 комплектов лат и другое вооружение. Для торговли взяли материю, металлические изделия, женские украшения, зеркала, колокольчики и ртуть (ее использовали в качестве лекарства).

Магеллан поднял адмиральский флаг на «Тринидаде». Капитанами остальных судов были назначены испанцы: Хуан Картахена — «Сан-Антонио»; Гаспар Кесада — «Консепсьон»; Луис Мендоса — «Виктория» и Хуан Серрано — «Сантьяго». Штатный состав этой флотилии исчислялся в 293 человека, на борту находились еще 26 внештатных членов экипажа, среди них молодой итальянец Антонио Пигафетга, историк экспедиции. В первое кругосветное плавание отправился интернациональный коллектив: кроме португальцев и испанцев в его состав вошли представители более 10 национальностей из разных стран Западной Европы.

20 сентября 1519 года флотилия во главе с Магелланом вышла из порта Санлукар-де-Баррамеда (устье реки Гвадалквивир).

Конфликт в Атлантическом океане

Вскоре после отплытия на эскадре разгорелся конфликт. Капитаны других кораблей вновь стали требовать, чтобы Магеллан дал им разъяснения о маршруте. Но он отказался, заявив: «Ваша обязанность следовать днем за моим флагом, а ночью за моим фонарем». Вместо прямого пути к Южной Америке Магеллан повел флотилию близко к Африке. Вероятно, он пытался избежать возможной встречи с португальскими кораблями. Этот маршрут был довольно труден для плавания. Магеллан заранее разработал систему сигналов, позволявшую флотилии всегда держаться вместе. Каждый день корабли сходились на близкое расстояние для ежедневного рапорта и получения указаний.

Капитан «Сан-Антонио» Картахена, являвшийся представителем короны в плавании, во время одного из рапортов демонстративно нарушил субординацию и стал называть Магеллана не «капитан-генерал» (адмирал), а просто «капитан». В течение нескольких дней он продолжал это делать, несмотря на замечания Магеллана. После чего капитаны всех кораблей не были созваны на «Тринидад». Картахена снова нарушил дисциплину, но на этот раз он был не на своем судне. Магеллан лично схватил его за шиворот и объявил арестованным. Картахене разрешили находиться не на флагманском корабле, а на кораблях сочувствующих ему капитанов. Командиром «Сан-Антонио» стал родственник Магеллана Алвару Мишкита.

Зимовка

29 ноября флотилия достигла побережья Бразилии, а 26 декабря 1519 года — Ла-Платы, где проводились поиски предполагаемого пролива. «Сантьяго» был послан на запад, но вскоре вернулся с сообщением, что это не пролив, а устье гигантской реки. Эскадра начала медленно продвигаться на юг, исследуя берег. Продвижение на юг шло медленно, кораблям мешали штормы, близилась зима, а пролива все не было. 31 марта 1520 года, дойдя до 49° ю. ш., флотилия встает на зимовку в бухте, названной Сан-Хулиан.

Встав на зимовку, капитан распорядился урезать нормы выдачи продовольствия, что вызвало ропот среди моряков, уже измотанных длительным сложным плаванием. Этим попыталась воспользоваться группа офицеров, недовольных Магелланом.

1 апреля, в Вербное воскресенье, Магеллан пригласил всех капитанов на церковную службу и праздничный обед. Капитан Виктории Мендоса и капитан Консепсьона Кесадо на обед не являются. В ночь на 2 апреля начался мятеж. Бунтовщики освободили находившегося на их кораблях Картахену и решили захватить «Сан-Антонио», чьим капитаном раньше он был. Они подплыли к «Сан-Антонио», захватили спящего капитана Мишкиту и заковали его в цепи. Кормчего Хуана де Элорьягу, пытавшегося оказать сопротивление, Кесадо убил ножом. Командование «Сан-Антонио» было поручено Себастьяну Элькано.

Магеллан узнал про мятеж только утром. В его распоряжении осталось два корабля — «Тринидад» и «Сантьяго», почти не имевший боевой ценности. В руках же заговорщиков три крупных корабля — «Сан-Антонио», «Консепсьон» и «Виктория». Но мятежники не желали дальнейшего кровопролития, опасаясь, что им за это придется отвечать по прибытии в Испанию. К Магеллану была послана шлюпка с письмом в котором говорилось, что их цель — всего лишь заставить Магеллана правильно выполнить приказы короля. Они согласны считать Магеллана капитаном, но он должен советоваться с ними по всем своим решениям и не действовать без их согласия. Для дальнейших переговоров они приглашают Магеллана прибыть к ним для переговоров. Магеллан в ответ приглашает их на свой корабль. Те отказываются.

Усыпив бдительность противника, Магеллан захватил шлюпку, перевозившую письма. Мятежники больше всего опасались удара по «Сан-Антонио», но Магеллан решил напасть на «Викторию», где находилось много португальцев. Шлюпка, в которой находился Гонсало Гомес де Эспиноса и пять надежных людей, отправился «Виктории». Поднявшись на корабль, Эспиноса вручил капитану Мендосе новое приглашение от Магеллана прибыть на переговоры. Капитан начал читать. Но Эспиноса нанес ему удар ножом в шею, а один из прибывших матросов добил мятежника. Пока команда «Виктории» пребывала в полной растерянности, на борт вскочила еще одна, на этот раз хорошо вооруженная группа сторонников Магеллана во главе с Дуарте Барбозой, незаметно подошедшая на другой шлюпке. Экипаж «Виктории» сдался без сопротивления. Три корабля Магеллана — «Тринидад», «Виктория» и «Сантьяго» — встали у выхода из бухты, перекрывая мятежникам путь к бегству. После того, как у них отняли корабль, мятежники не решились вступить в открытое столкновение и, дождавшись ночи, попытались проскользнуть мимо кораблей Магеллана в открытый океан. Это не удалось. «Сан-Антонио» был обстрелян и взят на абордаж. Сопротивления не было, жертв тоже. Вслед за ним сдался и «Консепсьон».

«Виктория».

«Виктория». Источник: wikipedia.org

Для суда над мятежниками был создан трибунал. 40 участников мятежа были приговорены к смерти, но тут же помилованы, поскольку экспедиция не могла терять такое количество матросов. Был казнён только совершивший убийство Кесадо. Представителя короля Картахену и одного из священников, активно участвовавшего в мятеже, Магеллан казнить не решился, и они были оставлены на берегу после ухода флотилии. О их дальнейшей судьбе ничего не известно.

Магелланов пролив

В мае Магеллан послал «Сантьяго» во главе с Жуаном Серраном на юг для разведки местности. В 60 милях к югу была найдена бухта Санта-Крус. Ещё через несколько дней в бурю корабль потерял управление и разбился. Моряки, кроме одного человека, спаслись и оказались на берегу без пищи и припасов. Они пытались вернуться к месту зимовки, но из-за усталости и истощения соединились с основным отрядом только через несколько недель. Потеря судна, специально предназначенного для разведки, а также припасов, находящихся на нём, нанесла большой ущерб экспедиции. Магеллан сделал Жуана Серрана капитаном «Консепсьона». В результате все четыре корабля оказались в руках сторонников Магеллана. «Сан-Антонио» командовал Мишкита, «Викторией» — Барбоза.

24 августа 1520 года флотилия вышла из бухты Сан-Хулиан. За время зимовки она лишилась 30 человек. Уже через два дня экспедиция вынуждена была остановиться в бухте Санта-Крус из-за непогоды и повреждений. В путь флотилия вышла только 18 октября. Перед выходом Магеллан объявил, что будет искать пролив вплоть до 75° ю. ш., если же пролив не обнаружится, то флотилия пойдет к Молуккским островам вокруг мыса Доброй Надежды.

21 октября под 52° ю. ш. корабли оказались у узкого пролива ведущего в глубь материка. «Сан-Антонио» и «Консепсьон» посылаются на разведку. Вскоре налетела буря, длившаяся два дня. Моряки опасались, что посланные на разведку корабли погибли. И они действительно чуть не погибли, но когда их понесло к берегу, перед ними открылся узкий проход, в который они вошли. Они оказались в широкой бухте, за которой последовали еще проливы и бухты. Вода все время оставалась соленой, а лот очень часто не доставал дна. Оба судна вернулись с радостной вестью о том, что, возможно, пролив найден.

Флотилия вошла в пролив и много дней шла по настоящему лабиринту скал и узких проходов. Пролив впоследствии был назван Магеллановым. Южную землю, на которой ночами часто виделись огни, назвали Огненной Землей. У «реки Сардин» был созван совет. Кормчий «Сан-Антонио» Эстебан Гомиш высказался за возвращение домой из-за малого количества провианта и полной неизвестности впереди. Другие офицеры не поддержали его. Магеллан объявил, что корабли пойдут вперёд.

У острова Доусон пролив делится на два канала, и Магеллан снова разделяет флотилию. «Сан-Антонио» и «Консепсьон» идут на юго-восток, два других корабля остаются для отдыха, а на юго-запад отправляется лодка. Через три дня лодка вернулась и моряки сообщили, что видели открытое море. Вскоре вернулся «Консепсьон», но от «Сан-Антонио» не было известий. Пропавший корабль искали несколько дней, но безрезультатно. Позже выяснилось, что кормчий «Сан-Антонио» Эстебан Гомеш поднял мятеж, заковал в цепи капитана Мишкиту и ушёл домой в Испанию. В марте он вернулся в Севилью, где обвинил Магеллана в измене.

28 ноября 1520 года корабли Магеллана вышли в океан. Путь по проливу занял 38 дней.

Тихий океан

Итак, Магеллан вышел из пролива и повел оставшиеся три корабля сначала на север, стараясь поскорее покинуть холодные высокие широты и держась примерно в 100 км от скалистого побережья. 1 декабря он прошел близ п-ова Тайтао (у 47° ю. ш.), а затем суда удалились от материка — 5 декабря максимальное расстояние составило 300 км. 12— 15 декабря Магеллан вновь довольно близко подошел к берегу у 40° и 38°30′ ю. ш., т. е. не менее чем в трех точках видел высокие горы — Патагонскую Кордильеру и южную часть Главной Кордильеры. От о. Моча (38°30′ ю. ш.) суда повернули на северо-запад, а 21 декабря, находясь у 30° ю. ш. и 80° з. д.,—на запад-северо-запад.

Нельзя, конечно, говорить, что во время своего 15-дневного плавания на север от пролива Магеллан открыл побережье Южной Америки на протяжении 1500 км, но он по крайней мере доказал, что в диапазоне широт от 53° 15′ до 38°30′ ю. ш. западный берег материка имеет почти меридиональное направление.

Магелланов пролив. Эскиз карты Пигафетты.

Магелланов пролив. Эскиз карты Пигафетты. Источник: wikipedia.org

Флотилия прошла по Тихому океану не менее 17 тыс. км. Такие огромные размеры нового океана оказались неожиданными для моряков. При планировании экспедиции исходили из предположения, что Азия находится сравнительно близко от Америки. Кроме того, в то время считалось, что основную часть Земли занимает суша, и только сравнительно небольшую — море. Во время пересечения Тихого океана стало ясно, что это не так. Океан казался бескрайним. Не готовая к такому переходу, экспедиция испытывала огромные лишения. На кораблях свирепствовала цинга. Погибло, по разным источникам, от одиннадцати до двадцати девяти человек. К счастью для моряков, за все время плавания не было ни одной бури и они назвали новый океан Тихим.

Во время плавания экспедиция дошла до 10° с. ш. и оказалась заметно севернее Молуккских островов, к которым стремилась. Возможно, Магеллан хотел убедиться, что открытое Бальбоа Южное море является частью этого океана, а, возможно, он опасался встречи с португальцами, которая для его потрепанной экспедиции закончилась бы плачевно. 24 января 1521 года моряки увидели необитаемый остров (из архипелага Туамоту). Высадиться на него не представлялось возможности. Через 10 дней был обнаружен еще один остров (в архипелаге Лайн). Высадиться тоже не удалось, но экспедиция наловила акул для пропитания.

Воровские острова и остров Хомонхом

6 марта 1521 года флотилия увидела остров Гуам из группы Марианских островов. Он был населен. Лодки окружили флотилию, началась торговля. Вскоре выяснилось, что местные жители воруют с кораблей все, что попадется под руку. Когда они украли шлюпку, европейцы не выдержали. Они высадились на остров и сожгли селение островитян, убив при этом 7 человек. После этого они забрали лодку и захватили свежие продукты. Острова были названы Воровскими (Ландронес). При уходе флотилии местные жители преследовали корабли на лодках, забрасывая их камнями, но без особого успеха.

Через несколько дней испанцы первыми из европейцев достигли Филиппинских островов, которые Магеллан назвал архипелагом Святого Лазаря. Опасаясь новых столкновений, он нашел необитаемый остров. 17 марта испанцы высадились на острове Хомонхом. Переход через Тихий океан закончился.

На острове Хомонхом был устроен лазарет, куда перевезли всех больных. Свежая пища быстро вылечила моряков, и флотилия отправилась в дальнейший путь среди островов. На одном из них раб Магеллана Энрике, родившийся на Суматре, встретил людей, говорящих на его языке.

Битва при Мактане. Смерть Магеллана

7 апреля 1521 года экспедиция вошла в порт Себу на одноименном острове. Там они встретили порядки настоящего «цивилизованного» мира. Местный правитель, раджа Хумабон, начал с того, что потребовал от них уплаты пошлины. Платить Магеллан отказался, но предложил ему дружбу и военную помощь, если тот признает себя вассалом испанского короля. Правитель Себу принял предложение и через неделю даже крестился вместе со своей семьей и несколькими сотнями подданных.

Гибель Магеллана.

Гибель Магеллана. Источник: pinterest.com

В роли покровителя новых христиан Магеллан вмешался в междоусобную войну правителей островка Мактан, расположенного против города Себу. В ночь на 27 апреля 1521 года он отправился туда с 60 людьми на лодках, но они из-за рифов не могли подойти близко к берегу. Магеллан, оставив в лодках арбалетчиков и мушкетеров, с 50 людьми переправился вброд на островок. Там, у селения, их ожидали и атаковали три отряда. С лодок начали стрельбу по ним, но стрелы и даже мушкетные пули на таком расстоянии не могли пробить деревянных щитов нападающих. Магеллан приказал поджечь селение. Это разъярило мактанцев, и они стали осыпать чужеземцев стрелами и камнями и кидать в них копья. «…Наши, за исключением шести или восьми человек, оставшихся при капитане, немедленно бросились в бегство… Узнав капитана, на него накинулось множество людей… но все же он продолжал стойко держаться. Пытаясь вытащить меч, он обнажил его только до половины, так как был ранен в руку… Один ранил его в левую ногу… Капитан упал лицом вниз, и тут его закидали… копьями и начали наносить удары тесаками, до тех пор, пока не погубили… Он все время оборачивался назад, чтобы посмотреть, успели ли мы все погрузиться в лодки» (Пигафетта). Кроме Магеллана, погибли восемь испанцев и четверо союзных островитян. Среди моряков имелось немало раненых.

В результате поражения погибло девять европейцев, но ущерб репутации был огромен. Кроме того, сразу же дала себя знать потеря опытного руководителя. Вставшие во главе экспедиции Жуан Серран и Дуарте Барбоза вступили в переговоры с Лапу-Лапу, предлагая ему выкуп за тело Магеллана, но тот ответил, что тело не будет выдано ни при каких условиях. Неудача переговоров окончательно подорвала престиж испанцев, и вскоре их союзник Хумабон заманил их на обед и устроил резню, убив несколько десятков человек, в том числе почти весь командный состав. Кораблям пришлось срочно отплыть.

Молуккские острова

Флотилия достигла Молуккских островов лишь 8 ноября. Малайский моряк привел суда к рынку пряностей на о. Тидоре, у западного берега Хальмахеры, самого большого из Молуккских островов. Здесь испанцы дешево закупили пряности — корицу, мускатный орех, гвоздику.

На островах испанцы узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, поэтому его суда подлежали взятию в плен. Суда обветшали. «Консепсьон» был ранее оставлен командой и сожжён. Оставалось только два корабля. «Тринидад» был отремонтирован и отправился на восток к испанским владениям в Панаме, а «Виктория» — на запад в обход Африки. «Тринидад» попал в полосу встречных ветров, был вынужден возвратиться к Молуккским островам и был захвачен в плен португальцами. Большинство его экипажа погибло на каторге в Индии.

Острова Зелёного мыса

«Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано продолжила маршрут. Экипаж был пополнен некоторым числом островитян-малайцев (почти все из них погибли в дороге). На корабле вскоре стало не хватать провизии, и часть экипажа стала требовать от капитана взять курс на принадлежащий португальской короне Мозамбик и сдаться в руки португальцев. Однако большинство моряков и сам капитан Элькано решили любой ценой попытаться доплыть до Испании. «Виктория» с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и затем два месяца без остановок шла на северо-запад вдоль африканского побережья.

9 июля 1522 года изношенный корабль с измождённым экипажем подошёл к островам Зелёного мыса, португальскому владению. Не сделать здесь остановки было невозможно по причине крайнего недостатка питьевой воды и провизии. Им удалось получить две груженные рисом лодки. Однако португальцы все-таки задержали тринадцать человек экипажа, и «Виктория» ушла без них.

Возвращение в Испанию

6 сентября 1522 года «Виктория» добралась до Испании, став, таким образом, единственным кораблём флотилии Магеллана, победно вернувшимся в Севилью. На корабле было восемнадцать выживших. Но «Виктория» привезла столько пряностей, что продажа их с лихвой покрыла затраты на экспедицию, а Испания получила «право первого открытия» на Марианские и Филиппинские о-ва и предъявила претензии на Молукки.

Позже, в 1525 году, ещё четверо из 55 членов команды корабля «Тринидад» были доставлены в Испанию. Также были выкуплены из португальского плена те члены команды «Виктории», которые были схвачены португальцами во время вынужденной стоянки на островах Зелёного Мыса.

500 лет назад завершилась первая в истории человечества кругосветная экспедиция, организованная Испанией по инициативе и под руководством португальского дворянина Фернана Магеллана. Вдохновитель путешествия изначально не планировал огибать земной шар, а собирался только найти западный путь к Молуккским островам, на которых выращивались высоко ценившиеся в Европе пряности. Протяжённость западного маршрута из Европы в Азию оказалась гораздо больше, чем предполагалось, и значительная часть участников путешествия, включая самого Магеллана, погибли в пути при различных обстоятельствах. Выжившие участники экспедиции вернулись в Европу, обогнув Африку и совершив первое в истории кругосветное путешествие. По словам историков, эта экспедиция во многом изменила представление человечества о Земле.

6 сентября 1522 года завершилось первое в истории человечества кругосветное плавание, организованное властями Испании по инициативе и под руководством португальского дворянина Фернана Магеллана. По словам экспертов, эта экспедиция в значительной степени изменила представления о земном шаре. 

Предпосылки к экспедиции

Фернан Магеллан родился примерно в 1480 году в португальской дворянской семье. В молодости он участвовал в военных экспедициях в Азию и Африку.

Как рассказал RT ведущий научный сотрудник ИРИ РАН Андрей Богданов, в этих походах Магеллан храбро сражался и получил звание капитана. Однако его военная карьера не складывалась.

Также по теме

Джулиус Поппер - охотник за головами
«По праву силы»: как европейские колонисты уничтожили индейцев архипелага Огненная Земля

135 лет назад был основан аргентинский город Ушуая, расположенный на берегу одноимённой бухты острова Огненная Земля. С этого момента…

«Капитан Магеллан, столь ценный в боях, при распределении призов оказался никому не нужен. Он пробовал участвовать в североафриканских военных кампаниях Португалии, но там не было столь больших дел, чтобы выскочка мог протиснуться между аристократами: его просто затёрли и чуть не убили», — рассказал Богданов.

Вернувшись в Португалию, Магеллан занялся изучением астрономии и навигации. Он разработал проект новой большой экспедиции, но португальский король Мануэль I Счастливый отверг его план.

«Плавание Магеллана не было задумано и подготовлено как кругосветное: его целью было достичь стран Востока, плывя на запад. Это та же цель, которая воодушевляла Колумба», — рассказал в беседе с RT ведущий научный сотрудник ИВИ РАН Владимир Ведюшкин.

Окончательно разочаровавшись в перспективах карьерного роста в Португалии, Магеллан переехал в испанскую Севилью.

«Там он стал готовить страшную месть Португальскому королевству», — отметил Андрей Богданов.

  • Фернан Магеллан
  • © Wikimedia commons

В марте 1518 года Магеллан и португальский астроном Руй Фалейру явились в находившийся в Севилье Совет Индии и заявили, что Молуккские острова, которые благодаря торговле пряностями стали важным источником дохода для Португалии, согласно договорённостям о разделе колоний конца XV века должны принадлежать Испании и что добраться до них можно, совершив плавание в западном направлении.

Магеллан убеждал испанские власти, что между Атлантическим океаном и так называемым Южным морем (современным Тихим океаном) должен находиться пролив и что, пройдя по нему, можно быстро достичь Молуккских островов и других земель в Юго-Восточной Азии. Испанскую корону по понятным причинам идеи Магеллана заинтересовали. Король Испании Карл I взял на себя обязательства по снаряжению пяти кораблей, предоставил экспедиции припасы на два года и выделил Магеллану долю во всех предполагаемых доходах по итогам путешествия. Фалейру от участия в экспедиции отказался.

Первое кругосветное плавание

20 сентября 1519 года флотилия из пяти кораблей («Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго») вышли из порта Санлукар-де-Баррамеда. Магеллан, как капитан-генерал (адмирал), командовал «Тринидадом». По словам историков, вторым лицом в экспедиции считался Хуан Картахена — официальный представитель испанской короны и капитан «Сан-Антонио».

Помимо испанцев, в экспедиции принимали участие португальские моряки, а также представители других европейских наций. Точная численность экспедиции неизвестна — по разным данным, она составляла от 265 до 300 человек.

Также по теме

Васко да Гама берёт в плен индийских купцов
«Характерный пример европейского колониализма»: как Португалия покоряла Индию с помощью казней, пыток и грабежей

29 декабря 1508 года португальский экспедиционный корпус разграбил и сжёг индийский портовый город Дабул. По свидетельству историков,…

Участники плавания были прекрасно вооружены: на кораблях находилось около 70 пушек, 50 аркебуз, 60 арбалетов, порядка 100 комплектов лат и другое оружие. Однако с жителями открытых земель планировалось в первую очередь торговать, а не воевать. Корабли везли груз товаров для обмена: металлические изделия, зеркала и украшения.

Магеллан изначально направил свою флотилию ближе к берегам Африки и только потом развернул её в направлении Южной Америки. По словам историков, он выстраивал маршрут так, чтобы избежать встреч с португальскими кораблями. Однако испанских офицеров, которым Магеллан не объяснял свои манёвры, действия руководителя экспедиции раздражали. Они потребовали, чтобы Магеллан раскрыл им свои планы, но он ответил им так: «Ваша обязанность — следовать днём за моим флагом, а ночью за моим фонарём». А когда испанские капитаны попытались нарушить субординацию, Магеллан объявил, что отправляет их лидера Картахену под арест. При этом он разрешил представителю короны находиться на одном из кораблей, которыми командовали испанские офицеры.

В конце 1519 года флотилия достигла берегов Южной Америки. Магеллан отправил «Сантьяго» на поиски пролива в районе Ла-Платы, но разведчики вернулись и сообщили руководителю экспедиции, что обнаружили не пролив, а устье большой реки. Экспедиция двинулась на юг, а затем остановилась на зимовку в бухте Сан-Хулиан.

  • Памятник Магеллану в Пунта-Аренас, Чили
  • © Wikimedia commons

В это время испанские офицеры воспользовались недовольством части участников путешествия по поводу сокращения норм выдачи продовольствия и подняли мятеж. Они освободили Картахену, а один из бунтовщиков, Гаспар де Кесада, убил верного Магеллану кормчего Хуана де Элорьягу.

Под контролем Магеллана осталось всего два судна. Тогда он решил победить мятежников хитростью: вступил в инициированные ими переговоры, а затем захватил перевозившую письма бунтовщиков шлюпку и отправил своих людей на «Викторию», в состав экипажа которой входило много португальцев. Там верные Магеллану моряки убили одного из предводителей мятежников, после чего убедили команду судна сдаться. Затем один из кораблей, оставшихся у бунтовщиков, был взят на абордаж, а экипаж второго капитулировал.

Убийцу кормчего Магеллан казнил, а Картахену и поддерживавшего его священника высадил на берег. О дальнейшей судьбе изгнанников ничего не известно.

В мае Магеллан отправил «Сантьяго» на разведку в южном направлении, но корабль потерпел крушение. Большинство моряков выжили и смогли вернуться к месту зимовки. Осенью на юг двинулась уже вся флотилия. В конце октября участники экспедиции обнаружили ведущий в сторону Тихого океана пролив, который потом был назван именем Магеллана. Но во время плавания по проливу команда «Сан-Антонио» подняла мятеж, и корабль отправился назад в Испанию.

  • Магеллан проходит по открытому им проливу
  • Gettyimages.ru
  • © duncan1890

«С момента обнаружения пролива для экспедиции Магеллана началось путешествие в полную неизвестность», — сказал в комментарии RT профессор МПГУ Виталий Захаров.

28 ноября 1520 года три корабля, оставшиеся под командованием Магеллана, вышли в открытый океан. Они некоторое время двигались на север вдоль побережья Южной Америки, затем повернули на северо-запад. Как отмечают историки, Магеллан и его спутники рассчитывали, что Азия находится достаточно близко от западных берегов Америки, однако их надежды не оправдались.

«С погодой экспедиции невероятно повезло. Но океан оказался неожиданно бескрайним. Только твёрдая рука Магеллана заставила моряков пройти по нему 17 тыс. км», — отметил Андрей Богданов.

  • Маршрут Первой кругосветной экспедиции
  • © Wikimedia commons/Mitrius

В пути через океан члены экспедиции страдали от голода и цинги. Они обнаружили несколько небольших островов, но высадиться на них по разным причинам не смогли. Только в марте 1521 года им удалось достичь обитаемого острова Гуам и вступить в контакт с его населением. Путешественники попытались наладить с островитянами торговлю, но те украли у них шлюпку. В отместку участники экспедиции сожгли селение аборигенов, забрали их припасы и двинулись дальше.

Вскоре Магеллан и его спутники первыми из европейцев достигли Филиппинских островов. На острове Себу они даже уговорили местного раджу признать себя вассалом испанской короны и креститься. Кроме того, Магеллан вмешался в борьбу между жителями Себу и мятежного острова Мактан. 27 апреля 1521 года он возглавил вылазку против островитян, но из-за рифов не смог воспользоваться преимуществом, которое давали корабельные орудия, и в ближнем бою был убит. Его гибель подорвала репутацию европейцев, и раджа Себу во время очередного обеда приказал убить членов экспедиции.

  • Гибель Магеллана
  • Gettyimages.ru
  • © Archive Photos

Оставшиеся в живых участники путешествия спешно покинули Филиппины и вскоре достигли Молуккских островов, где вынуждены были сжечь обветшавший «Консепсьон». Загрузив трюмы оставшихся двух кораблей пряностями, команда разделилась: «Тринидад» отправился на восток к берегам Панамы, а «Виктория» — на запад, в Европу, огибая Африку.

Но из-за плохих погодных условий «Тринидад» был вынужден вернуться к берегам Молуккских островов, где был захвачен португальцами. А экипаж «Виктории», пережив страшные лишения, смог обогнуть мыс Доброй Надежды и в июле 1522 года достиг португальских владений на островах Зелёного мыса. Португальцы задержали часть экипажа, но 18 человек смогли вырваться, и 6 сентября «Виктория» с грузом вернулась в Испанию.

Так завершилось первое в истории человечества кругосветное путешествие. Несколько десятков моряков в дальнейшем были освобождены из португальского плена и вернулись на родину. По словам историков, несмотря на большие потери, путешествие оказалось прибыльным благодаря доставленному в Европу грузу пряностей.

  • Корабль «Виктория» в Севилье после кругосветного путешествия
  • Gettyimages.ru
  • © PHAS/Universal Images Group

«Экспедиция была сочтена успешной, поскольку достигла своей цели — проложила западный путь в страны Востока и дала Испании основание претендовать на изрядную долю богатств Востока», — подчеркнул Владимир Ведюшкин.

По словам Андрея Богданова, собранные участниками экспедиции географические материалы в значительной степени изменили представление мировой науки о земном шаре. В частности, стало понятно, что суша занимает меньшую часть поверхности планеты, чем вода. Также были определены реальные размеры Тихого океана.

  • Корабль «Виктория»
  • © Wikimedia commons

Как отметил Виталий Захаров, после завершения экспедиции Испания смогла претендовать на более обширные территории, чем раньше, и на некоторое время превратилась в ведущую мировую колониальную державу. Но всё же главным результатом первого кругосветного путешествия стали научные открытия.

«Первое путешествие вокруг земного шара радикально расширило горизонты нашего знания о том, что представляет собой окружающий мир», — подытожил Захаров.

КРУГОСВЕ́ТНЫЕ ПЛА́ВАНИЯ И ПУ­ТЕ­ШЕ́­СТВИЯ, экс­пе­ди­ции во­круг Зем­ли, во вре­мя ко­то­рых пе­ре­се­ка­ют­ся все ме­ри­диа­ны или па­рал­ле­ли Зем­ли. Кру­го­свет­ные пла­ва­ния про­хо­ди­ли (в раз­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти) че­рез Ат­лан­ти­че­ский, Ин­дий­ский и Ти­хий океа­ны, со­вер­ша­лись пер­во­на­чаль­но в по­ис­ках но­вых зе­мель и тор­го­вых пу­тей, что при­ве­ло к Ве­ли­ким гео­гра­фи­че­ским от­кры­ти­ям. Пер­вое в ис­то­рии кру­го­свет­ное пла­ва­ние со­вер­ше­но исп. экс­пе­ди­ци­ей в 1519–22 во гла­ве с Ф. Ма­гел­ла­ном в по­ис­ках пря­мо­го зап. пу­ти из Евро­пы в Вест-Ин­дию (ку­да ис­пан­цы на­прав­ля­лись за пря­но­стя­ми) под ко­манд. шес­ти сме­няв­ших­ся ка­пи­та­нов (по­след­ний – Х. С. Эль­ка­но). В ре­зуль­та­те это­го важ­ней­ше­го в ис­то­рии гео­гра­фич. от­кры­тий пла­ва­ния бы­ла вы­яв­ле­на ги­гант­ская ак­ва­то­рия, на­зван­ная Ти­хим ок., до­ка­за­но един­ст­во Ми­ро­во­го ок., по­став­ле­на под со­мне­ние ги­по­те­за о пре­об­ла­да­нии су­ши над во­да­ми, под­твер­жде­на тео­рия ша­ро­об­раз­но­сти Зем­ли, поя­ви­лись не­оп­ро­вер­жи­мые дан­ные для оп­ре­де­ле­ния её ис­тин­ных раз­ме­ров, воз­ник­ла мысль о не­об­хо­ди­мо­сти вве­дения ли­нии пе­ре­ме­ны дат. Не­смот­ря на ги­бель Ма­гел­ла­на в этом пла­ва­нии, имен­но его сле­ду­ет счи­тать пер­вым кру­го­свет­ным мо­ре­хо­дом. Вто­рое кру­го­свет­ное пла­ва­ние осу­ще­ст­вил англ. пи­рат Ф. Дрейк (1577–80), а третье – англ. пи­рат Т. Ка­вен­диш (1586–88); они про­ник­ли че­рез Ма­гел­ла­нов прол. в Ти­хий ок. для гра­бе­жа ис­па­ноа­ме­ри­кан­ских пор­то­вых го­ро­дов и за­хва­та исп. су­дов. Дрейк стал пер­вым ка­пи­та­ном, пол­но­стью со­вер­шив­шим кру­го­свет­ное пла­ва­ние. Чет­вёр­тое кру­го­свет­ное пла­ва­ние (вновь че­рез Ма­гел­ла­нов прол.) осу­ще­ст­ви­ла ни­дерл. экс­пе­ди­ция О. ван Нор­та (1598–1601). Ни­дерл. экс­пе­ди­ция Я. Ле­ме­ра – В. Схау­тена (1615–17), сна­ря­жён­ная кон­ку­ри­рую­щи­ми куп­ца­ми-со­оте­че­ст­вен­ни­ка­ми для уст­ра­не­ния мо­но­по­лии Ни­дерл. Ост-Инд­ской ком­па­нии, про­ло­жи­ла но­вый путь во­круг от­кры­то­го ею мы­са Горн, но аген­ты ком­па­нии за­хва­ти­ли их ко­рабль у Мо­лукк­ских о-вов, а уце­лев­шие мо­ряки (в т. ч. Схау­тен) окон­чи­ли кру­го­свет­ное пла­ва­ние уже как аре­стан­ты на её су­дах. Из трёх кру­го­свет­ных пла­ва­ний англ. мо­ре­пла­ва­те­ля У. Дам­пи­ра наи­бо­лее зна­чи­тель­ное – пер­вое, ко­то­рое он вы­пол­нил на раз­ных су­дах с боль­ши­ми пе­реры­ва­ми в 1679–91, со­брав ма­те­риа­лы, по­зво­лив­шие счи­тать его од­ним из ос­но­во­по­лож­ни­ков океа­но­гра­фии.

Во 2-й пол. 18 в., ко­гда обо­ст­ри­лась борь­ба за за­хват но­вых зе­мель, Ве­ли­ко­бри­та­ния и Фран­ция на­пра­ви­ли в Ти­хий ок. ряд экс­пе­ди­ций, в чис­ле ко­то­рых пер­вая франц. кру­го­свет­ная экс­пе­ди­ция под на­ча­лом Л. А. де Бу­ген­ви­ля (1766–69), от­крыв­шая в Океа­нии ряд ост­ро­вов; сре­ди уча­ст­ни­ков этой эк­спе­ди­ции бы­ла Ж. Ба­ре – пер­вая жен­щи­на, со­вер­шив­шая кру­го­свет­ное пла­ва­ние. Эти пла­ва­ния до­ка­за­ли, хо­тя и не пол­но, что в Ти­хом ок., ме­ж­ду па­рал­ле­ля­ми 50° с. ш. и 60° ю. ш., к вос­то­ку от ази­ат. ар­хи­пе­ла­гов, Но­вой Гви­неи и Ав­ст­ра­лии нет боль­ших мас­си­вов су­ши, кро­ме Но­вой Зе­лан­дии. Англ. мо­ре­пла­ва­тель С. Уол­лис в кру­го­свет­ном пла­ва­нии 1766–68 впер­вые с при­ме­не­ни­ем но­во­го спо­со­ба счис­ле­ния дол­гот до­воль­но точ­но оп­ре­де­лил по­ло­же­ние о. Таи­ти, не­сколь­ких ост­ро­вов и атол­лов в зап. и центр. час­тях Ти­хо­го ок. Круп­ней­ших гео­гра­фич. ре­зуль­та­тов до­бил­ся англ. мо­ре­пла­ва­тель Дж. Кук в трёх кру­го­свет­ных пла­ва­ни­ях.

В 19 в. со­стоя­лись сот­ни кру­го­свет­ных пла­ва­ний с тор­го­вы­ми, про­мы­сло­вы­ми и чис­то на­уч­ны­ми це­ля­ми, про­дол­же­ны от­кры­тия в Юж. по­лу­ша­рии. В 1-й пол. 19 в. вы­даю­щую­ся роль сыг­рал рос. па­рус­ный флот; во вре­мя пер­во­го кру­го­свет­но­го пла­ва­ния, со­вер­шён­но­го на шлю­пах «На­де­ж­да» и «Не­ва» И. Ф. Кру­зен­штер­ном и Ю. Ф. Ли­сян­ским (1803–06), вы­яв­ле­ны меж­пас­сат­ные про­ти­во­те­че­ния в Ат­лан­ти­че­ском и Ти­хом океа­нах, объ­яс­не­ны при­чи­ны све­че­ния мо­ря. По­сле­до­вав­шие де­сят­ки дру­гих рос. кру­го­свет­ных пла­ва­ний свя­за­ли срав­ни­тель­но де­шё­вым мор­ским пу­тём С.-Пе­тер­бург с Даль­ним Вос­то­ком и рос. вла­де­ния­ми в Сев. Аме­ри­ке, ук­ре­пи­ли рос. по­зи­ции в сев. час­ти Ти­хо­го ок. Рос. экс­пе­ди­ции вне­сли круп­ный вклад в раз­ви­тие океа­но­гра­фии и от­кры­ли мно­го ост­ро­вов; О. Е. Ко­це­бу во вре­мя свое­го вто­ро­го кру­го­свет­но­го пла­ва­ния (1815–18) впер­вые вы­ска­зал вер­ное пред­по­ло­же­ние о про­ис­хо­ж­де­нии ко­рал­ло­вых ост­ро­вов. Экс­пе­ди­ция Ф. Ф. Бел­линс­гау­зе­на и М. П. Ла­за­ре­ва (1819–21) на шлю­пах «Вос­ток» и «Мир­ный» 16 янв., 5 и 6 февр. 1820 поч­ти вплот­ную по­до­шла к по­бе­ре­жью ми­фи­че­ской до это­го Юж­ной Зем­ли – Ан­тарк­ти­ды (ны­не Бе­рег Прин­цес­сы Мар­ты и Бе­рег Прин­цес­сы Ас­т­рид), вы­яви­ла ду­го­об­раз­ный под­вод­ный хре­бет дли­ной 4800 км, на­нес­ла на кар­ту 29 ост­ро­вов.

Во 2-й пол. 19 в., ко­гда па­рус­ные су­да бы­ли вы­тес­не­ны па­ро­хо­да­ми и за­вер­ше­ны осн. от­кры­тия но­вых зе­мель, со­стоя­лись три кру­го­свет­ных пла­ва­ния, внёс­шие боль­шой вклад в изу­че­ние релье­фа дна Ми­ро­во­го ок. Брит. экс­пе­ди­ция 1872–76 на кор­ве­те «Чел­ленд­жер» (ка­пи­та­ны Дж. С. Нэрс и сме­нив­ший его в 1874 Ф. Т. Том­сон) в Ат­лан­ти­че­ском ок. об­на­ру­жи­ла ряд кот­ло­вин, жё­лоб Пу­эр­то-Ри­ко, под­вод­ные хреб­ты во­круг Ан­тарк­ти­ды; в Ти­хом ок. вы­пол­не­ны пер­вые оп­ре­де­ле­ния глу­бин в ря­де под­вод­ных кот­ло­вин, вы­яв­ле­ны под­вод­ные под­ня­тия и воз­вы­шен­но­сти, Ма­ри­ан­ский жёлоб. Герм. экс­пе­ди­ция 1874–76 на во­ен. кор­ве­те «Га­зель» (ко­ман­дир Г. фон Шлей­ниц) про­дол­жи­ла от­кры­тия эле­мен­тов рель­е­фа дна и про­ме­ры глу­бин в Ат­лан­ти­че­ском, Ин­дий­ском и Ти­хом океа­нах. Рос. экс­пе­ди­ция 1886–89 на кор­ве­те «Ви­тязь» (ко­ман­дир С. О. Ма­ка­ров) впер­вые вы­яви­ла гл. за­ко­ны об­щей цир­ку­ля­ции по­верх­но­ст­ных вод Сев. по­лу­ша­рия и об­на­ру­жи­ла су­ще­ст­во­ва­ние «хо­лод­но­го про­ме­жу­точ­но­го слоя», со­хра­няю­ще­го в во­дах мо­рей и океа­нов ос­тат­ки зим­не­го ох­ла­ж­де­ния.

В 20 в. круп­ные от­кры­тия сде­ла­ны во вре­мя кру­го­свет­ных пла­ва­ний в осн. антарк­тич. экс­пе­ди­ция­ми, ус­та­но­вив­ши­ми в об­щих чер­тах кон­ту­ры Ан­тарк­ти­ды, в т. ч. брит. экс­пе­ди­ци­ей на те­п­лохо­де «Дис­ка­ве­ри-II» под команд. Д. Джо­на и У. Кэ­ри, которая в 1931–33 в юж. час­ти Ти­хо­го ок. об­на­ру­жи­ла под­ня­тие Ча­тем, про­сле­ди­ла на про­тя­же­нии поч­ти 2000 км Юж­но-Ти­хо­оке­ан­ский хре­бет и про­ве­ла океа­но­гра­фич. съём­ку ан­тарк­тич. вод.

В кон. 19 – нач. 20 вв. ста­ли про­во­дить­ся кру­го­свет­ные пла­ва­ния с учеб­ны­ми и спор­тив­но-ту­ри­стич. це­ля­ми, в т. ч. оди­ноч­ные. Пер­вое оди­ноч­ное кру­го­свет­ное пла­ва­ние осу­ще­ст­вил амер. пу­те­ше­ст­вен­ник Дж. Сло­укум (1895–98), вто­рое – его со­оте­че­ст­вен­ник Г. Пид­жен (1921–1925), третье – франц. пу­те­ше­ст­вен­ник А. Жер­бо (1923–29). В 1960 про­шло пер­вое кру­го­свет­ное пла­ва­ние на под­вод­ной лод­ке «Три­тон» (США) под ко­манд. ка­пи­та­на Э. Би­ча. В 1966 от­ряд сов. атом­ных под­вод­ных ло­док под ко­манд. контр-адм. А. И. Со­ро­ки­на со­вер­шил пер­вое кру­госвет­ное пла­ва­ние без всплы­тия в над­вод­ное по­ло­же­ние. В 1968–69 пер­вое оди­ноч­ное без­ос­та­но­воч­ное кру­го­свет­ное пла­ва­ние осу­ще­ст­вил на па­рус­ной ях­те «Су­хаи­ли» англ. ка­пи­тан Р. Нокс-Джон­стон. Пер­вой из жен­щин оди­ноч­ное кру­го­свет­ное пла­ва­ние со­вер­ши­ла в 1976–78 польск. пу­те­ше­ст­вен­ни­ца К. Ха­яй­нов­ская-Лис­ке­вич на ях­те «Ма­зу­рек». Ве­ли­ко­бри­та­ния пер­вой вве­ла кру­го­свет­ные гон­ки оди­но­чек и сде­ла­ла их ре­гу­ляр­ны­ми (с 1982). Рос. мо­ре­пла­ва­тель и пу­те­ше­ст­вен­ник Ф. Ф. Ко­ню­хов (р. 1951) со­вер­шил 4 оди­ноч­ных кру­го­свет­ных пла­ва­ния: 1-е (1990–91) – на ях­те «Ка­раа­на», 2-е (1993–94) – на ях­те «Фор­мо­за», 3-е (1998–99) – на ях­те «Со­вре­мен­ный гу­ма­ни­тар­ный уни­вер­си­тет», уча­ст­вуя в ме­ж­ду­нар. па­рус­ной гон­ке «Во­круг све­та – в оди­ноч­ку», 4-е (2004–05) – на ях­те «Алые Па­ру­са». Пер­вое кру­го­свет­ное пла­ва­ние рос. учеб­но­го па­рус­ни­ка «Кру­зен­штерн» в 1995–1996, бы­ло при­уро­че­но к 300-ле­тию рос. фло­та.

Пер­вое кру­го­свет­ное пу­те­ше­ст­вие с за­па­да на вос­ток осу­ще­ст­вил П. Тей­шей­ра (Пор­ту­га­лия) в 1586–1601, обо­гнув Зем­лю на су­дах и пеш­ком. Вто­рое в 1785–1788 – со­вер­шил франц. пу­те­ше­ст­вен­ник Ж. Б. Лес­сепс, един­ст­вен­ный ос­тав­ший­ся в жи­вых уча­ст­ник экс­пе­ди­ции Ж. Ла­пе­ру­за. В пос­лед­ней тре­ти 19 в., пос­ле опуб­ли­ко­ва­ния ро­ма­на Ж. Вер­на «Во­круг све­та за 80 дней» (1872), по­лу­чи­ли рас­про­ст­ра­не­ние кру­го­свет­ные пу­те­ше­ст­вия за ре­ко­рд­ное вре­мя. В 1889–90 амер. жур­на­ли­ст­ка Н. Блай обо­гну­ла Зем­лю за 72 дня, в кон. 19 – нач. 20 вв. этот ре­корд не­од­но­крат­но улуч­шал­ся. Во 2-й пол. 20 в. К. п. и п. уже не пред­став­ля­лись чем-то эк­зо­ти­че­ским, к ним до­ба­ви­лись ши­рот­ные. В 1979–82 впер­вые в ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва Р. Файнс и Ч. Бер­тон (Ве­ли­ко­бри­та­ния) со­вер­ши­ли кру­го­свет­ное пу­те­ше­ст­вие по Грин­вич­ско­му ме­ри­диа­ну со срав­ни­тель­но ко­рот­ки­ми от­кло­не­ния­ми к вос­то­ку и за­па­ду че­рез оба по­лю­са пла­не­ты (на су­дах, ав­то­ма­ши­нах, мо­то­нар­тах, мо­тор­ных лод­ках и пеш­ком). Пу­те­ше­ст­вен­ни­ки вне­сли вклад в гео­гра­фич. изу­че­ние Ан­тарк­ти­ды. В 1911–13 рос. спорт­смен А. Пан­кра­тов осу­ще­ст­вил пер­вое в ис­то­рии кру­го­свет­ное пу­те­ше­ст­вие на ве­ло­си­пе­де. Пер­вый кру­го­свет­ный пе­ре­лёт в ис­то­рии воз­ду­хо­пла­ва­ния при­над­ле­жит герм. ди­ри­жаб­лю «Граф Цеп­пе­лин» под ко­манд. Г. Эк­ке­не­ра: в 1929 за 21 сут он пре­одо­лел с тре­мя про­ме­жу­точ­ны­ми по­сад­ка­ми ок. 31,4 тыс. км. В 1949 амер. бом­бар­ди­ров­щик В-50 (ком. – ка­пи­тан Дж. Гал­ла­хер) со­вер­шил пер­вый бес­по­са­доч­ный кру­го­свет­ный пе­ре­лёт (с до­зап­рав­кой в воз­ду­хе). Пер­вый в ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва кос­мич. по­лёт во­круг Зем­ли в 1961 вы­пол­нил сов. кос­мо­навт Ю. А. Га­га­рин на кос­мич. ко­раб­ле «Вос­ток». В 1986 брит. эки­паж про­из­вёл пер­вый в ис­то­рии авиа­ции кру­го­свет­ный пе­ре­лёт на са­мо­лё­те без до­заправ­ки (Д. Ру­тан и Дж. Йигер). Суп­ру­ги Кейт и Дей­вид Грант (Ве­ли­ко­бри­та­ния) с тре­мя деть­ми осу­ще­ст­ви­ли кру­го­свет­ное пу­те­ше­ст­вие в фур­го­не, за­пря­жён­ном па­рой ло­ша­дей. Они вы­еха­ли с Ор­кней­ских о-вов (Ве­ли­ко­бри­та­ния) в 1990, пе­ре­сек­ли океа­ны, стра­ны Ев­ро­пы, Азии и Сев. Аме­ри­ки и в 1997 вер­ну­лись на ро­ди­ну. Кон­ное кру­го­свет­ное пу­те­ше­ст­вие в 1992–98 со­вер­ши­ли рос. пу­те­ше­ст­вен­ни­ки П. Ф. Пло­нин и Н. К. Да­ви­дов­ский. В 1999–2002 В. А. Ша­нин (Рос­сия) про­ехал во­круг све­та на по­пут­ных ма­ши­нах, са­мо­лё­тах, гру­зо­вых су­дах. На возд. ша­ре в оди­ноч­ку впер­вые об­ле­тел Зем­лю в 2002 С. Фос­сетт (США), он же в 2005 со­вер­шил пер­вый в ис­то­рии авиа­ции оди­ноч­ный кру­го­свет­ный бес­по­са­доч­ный пе­ре­лёт на са­мо­лё­те без до­за­прав­ки.

800px-Портрет_Магеллана_из_галереи_Уффици.jpg

Фернан Магеллан ((1480)–(1)(521)) — португальский мореплаватель, совершивший первое кругосветное плавание.

Фернан Магеллан родился в местечке Саброза (Португалия) в бедной дворянской семье. Он с детства любил море, с которым связал всю свою жизнь. В (1492)–(1504) годах он служил пажом при дворе португальской королевы. Одновременно изучал астрономию, навигацию и космографию.

С (1505) года в течение восьми лет служил в военно-морском флоте Португалии, воевал в Северной Африке. Затем, вернувшись на родину, он просил у короля повышение по службе, но получил отказ.       

Оскорблённый и отвергнутый, Фернан Магеллан уехал в Испанию. Там он заключил договор, по которому король Испании Карл (I) снарядил первое кругосветное плавание и руководителем его назначил Фернана Магеллана.

(20) сентября (1519) года на пяти небольших кораблях Магеллан покинул испанский порт Санлукар. С самого начала плавания он не был уверен в его счастливом завершении, поскольку в те времена мысль о шарообразной форме Земли была лишь предположением.

Путешествие Магеллана.png

Обогнув южную оконечность Америки, он обнаружил пролив, названный позже Магеллановым, и архипелаг, который назвал Огненной Землёй. Пролив пересекли уже только три судна из пяти, так как одно погибло, а другое оставило Магеллана и вернулось в Испанию. В последующие (4) месяца экспедиция путешествовала по водам неведомого тогда океана. Поскольку в течение всего плавания океан был очень спокойным, мореплаватели назвали его Тихим. Океан оказался не просто большим, а огромным. Во время путешествия начался голод, моряки страдали от цинги.

Magellans_death.jpg

Гибель Ф. Магеллана

Путешествие закончилось удачно: было доказано, что Земля имеет форму шара. Однако Фернан Магеллан не дожил до возвращения на родину: он погиб в пути. Путешественник был убит в стычке с туземцами на острове Мактан (Филиппины), где позднее ему был поставлен памятник в виде двух кубов, увенчанных шаром.

Elcano.jpg

Хуан Себастьян де Элькано

В итоге в Испанию вернулась только одна каракка — «Виктория» ((18) человек из (270)), которую возглавил Хуан Себастьян де Элькано. Так завершилось первое в истории кругосветное путешествие.

800px-Nao_Victoria.jpg

Современная копия Магелланова парусника «Виктория»

Итоги экспедиции:

  • открытие Тихого океана;
  • доказано единство Мирового океана;
  • доказана шарообразность Земли;
  • открытие большого количества островов в Тихом океане;
  • уточнены очертания восточного побережья Южной Америки.

Источники:

Изображения:

Фернан Магеллан. Автор: неизвестного автора XVII века — журнал Вокруг света, 10-2007, страница 106, свой скан бумажной версии журнала, Общественное достояние, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=873108.

Гибель Ф. Магеллана. Автор: Неизвестен — Laurence Bergreen: Poza krawedz swiata, Rebis, Poznan 2005, ISBN 83-7301-575-2, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11360813.

Хуан Себастьян де Элькано. Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=658022.

Современная копия Магелланова парусника «Виктория». Автор: Gnsin — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=371163.

Первое кругосветное плавание — испанская морская экспедиция начавшаяся под руководством Фернана Магеллана 20 сентября 1519 года и завершившаяся 6 сентября 1522 года под командованием Хуана Себастьяна Элькано. Основная цель плавания — достичь Азии, следуя на запад. Колонизация Америки еще не успела принести существенных прибылей в отличие от колоний португальцев в Индии, и испанцам хотелось самим плавать к Островам Пряностей и получать выгоду. В результате мятежей, тяжелейшего пересечения Тихого океана и стычек с населением Филиппин и Островов пряностей только одному судну удалось вернуться в Испанию, имея 18 человек на борту. Сам Фернан Магеллан погиб. Экспедиция оказалась весьма успешной в коммерческом отношении, принеся организаторам большую прибыль.

Идея первой кругосветной экспедиции

В марте 1518 года Фернан Магеллан и португальский астроном Руй Фалейру на совете Индии в испанской Севилье заявили, что источник португальского богатства — пряности с островов Молукки, должны принадлежать Испании, так как находятся в западном, испанском полушарии согласно договору от 1442 года. Магеллан предлагал проникнуть к этим «Островам пряностей» нужно западным путем через Южное море, чтобы не возбудить подозрений португальцев. Мореплаватель убедительно доказывал, что между Атлантическим океаном и Южным морем должен быть пролив к югу от Бразилии.

После долгого торга с королевскими советниками, выговорившими себе солидную долю ожидаемых доходов и уступок со стороны португальцев, был заключен договор. По соглашению Карл I обязался снарядить пять кораблей и снабдить экспедицию припасами на два года. Однако перед отплытием Фалейру отказался от предприятия, и Магеллан стал единоличным начальником экспедиции.

Подготовку к экспедиции Магеллан контролировал лично. Он сам следил за погрузкой и упаковкой продуктов, товаров и снаряжения, а адмиральский флаг поднял на своем судне «Тринидаде». Штатный состав флотилии составил 293 человека, при этом на борту находились еще 26 внештатных членов экипажа. В первое кругосветное плавание отправился интернациональный коллектив: кроме португальцев и испанцев в его состав вошли представители более 10 национальностей из разных стран Западной Европы.

Разумеется, португальцам приготовления к путешествию не нравились и они пытались всячески устранить конкурента. На убийство не решились, однако использовали другие методы, в частности очерняли Магеллана перед испанцами. При этом многие испанцы также были недовольны тем, что главным в экспедиции будет португалец.

В 1518 году между участниками будущего плавания и жителями Севильи произошло столкновение из-за того, что Магеллан поднял на кораблях свой собственный штандарт, который местные жители приняли за португальский и потребовали снять. Однако все закончилось достаточно хорошо и конфликт был улажен. Для того, что бы противоречий больше не возникало, Магеллану приказали ограничить количество португальцев в будущей экспедиции до 5 человек. Однако в результате их оказалось 40 человек, так как среди испанцев не хватало опытных моряков, которые были нужны для столь долго и сложного плавания.

Состав и снаряжение первой кругосветной экспедиции

Фернан Магеллан — капитан судна «Тринидад»

Хуан Картахена — капитан судна «Сан-Антонио»

Гаспар Касседа — капитан судна «Консепсьон» — капитан 

Луис Мендоса — капитан судна «Виктория» — капитан 

Жуан Серран — капитан судна «Сантьяго»

Антонио Пигафетта — историк экспедиции

Парусники взяли на борт запас провизии и всего необходимого в расчете на 2 года автономного плавания: сухари, вино, оливковое масло, уксус, соленая рыба, вяленая свинина, фасоль и бобы, мука, сыр, мед, миндаль, анчоусы, изюм, чернослив, сахар, айвовое варенье, каперсы, горчица, говядина и рис. На случай столкновений имелось около 70 пушек, 50 аркебуз, 60 арбалетов, 100 комплектов лат и другое вооружение. Для торговли взяли материю, металлические изделия, женские украшения, зеркала, колокольчики и ртуть.

Полная смета экспедиция превосходила сумму в 8 миллионов мараведи, что эквивалентно 18 тоннам золота, по современным меркам — более 650 миллионов долларов. Большую роль в спонсировании экспедиции сыграли ряд европейских купцов, у которых не было возможности участвовать в торговле с Ост-Индией которая в то время была очень выгодной.


20 сентября 1519 года флотилия Магеллана вышла из порта Санлукар-де-Баррамеда. Проблемы начались почти сразу, они были связанны с тем, что капитанам других кораблей маршрут был не известен и они потребовали рассказать им о нем. На это Магеллан ответил: «Ваша обязанность следовать днем за моим флагом, а ночью за моим фонарем».

Капитан «Сан-Антонио» Картахена, являвшийся в плавании представителем короны, во время рапорта демонстративно нарушил субординацию и стал называть Магеллана не «капитан-генерал», а просто «капитан». После созыва капитанов на «Тринидад» Картахена снова нарушил дисциплину и Фернан объявил его арестованным. Картахене разрешили находиться не на флагманском корабле, а на кораблях сочувствующих ему капитанов.

29 ноября 1519 года флотилия достигла побережья Южной Америки. 

26 декабря 1519 года экспедиция подошла к заливу Ла-Платы, где проводились поиски пролива. «Сантьяго» был послан на запад, но вскоре вернулся с сообщением, что это не пролив, а устье гигантской реки. Эскадра начала медленно продвигаться на юг, исследуя берег.

31 марта 1520 года Магеллан принял решение встать на зимовку, так как продвижение шло очень медленно из-за приближающейся зимы, флотилию атаковали штормы. Экспедиция остановилась в ранее неизвестной бухте, которую в последствии назвали Сан-Хулиан. Встав на зимовку, капитан распорядился урезать нормы продовольствия, что вызвало ропот среди моряков, уже измотанных сложным плаванием. Этим пыталась воспользоваться группа офицеров, недовольных Магелланом.

1 апреля 1520 года, в Вербное воскресенье, Магеллан пригласил всех капитанов на церковную службу и праздничный обед. При этом капитан «Виктории» Мендоса и капитан «Консепсьона» Кесадо на обед не явились.

2 апреля 1520 года ночью начался мятеж. В руках заговорщиков оказалось три крупных корабля. Но мятежники не желали дальнейшего кровопролития, опасаясь, что им за это придется отвечать по прибытии в Испанию. К Магеллану была послана шлюпка с письмом в котором говорилось, что их цель всего лишь заставить его правильно выполнить приказы короля. Они согласны считать Фернана капитаном, но он должен советоваться с ними по всем своим решениям. После этого стороны пригашали друг друга на свои корабли для дальнейших переговоров.

Усыпив бдительность противника, Магеллан захватил шлюпку, перевозившую письма. После он решил напасть на «Викторию», где находилось много португальцев. Гонсало Гомес де Эспиноса и пять надежных людей прибыли к кораблю и вручили капитану Мендосе новое приглашение на переговоры. Капитан начал читать. Но Эспиноса нанес ему удар ножом в шею, а один из прибывших матросов добил мятежника. Сторонники Магеллана захватили корабли.

Для суда над мятежниками был создан трибунал. По его решению 40 участников были приговорены к смерти, но тут же помилованы, поскольку экспедиция не могла терять такое количество матросов. Был казнен только совершивший убийство Кесадо. Представителя короля Картахену и одного из священников, активно участвовавшего в мятеже, Магеллан приказал оставить на берегу после ухода флотилии. О их дальнейшей судьбе ничего не известно.

В мае 1520 года Магеллан послал «Сантьяго» во главе с Жуаном Серраном на юг для разведки местности. В 60 милях к югу была найдена бухта Санта-Крус. Еще через несколько корабль, во время бури, потерял управление и разбился. Погиб один моряк. Остальные оказались на берегу без пищи и припасов. Они соединились с основным отрядом только через несколько недель. Потеря судна, предназначенного для разведки и припасов, нанесла ущерб экспедиции. Магеллан сделал Серрана капитаном «Консепсьона». В результате все 4 корабля оказались в руках его сторонников.

24 августа 1520 года флотилия вышла из бухты Сан-Хулиан. За время зимовки она лишилась 30 человек. Уже через два дня экспедиция вынуждена была остановиться в бухте Санта-Крус из-за непогоды и повреждений. В путь флотилия вышла только 18 октября 1520 года.

21 октября 1520 года корабли оказались у узкого пролива ведущего в глубь материка. «Сан-Антонио» и «Консепсьон» были посланы на разведку. В результате начавшегося шторма корабли чуть не погибли и случайно обнаружили узкий проход. Они оказались в широкой бухте, за которой последовали еще проливы и бухты. Вода оставалась соленой, а лот очень часто не доставал дна. Оба судна вернулись с радостной вестью о том, что, возможно, пролив найден.

Флотилия вошла в пролив и много дней шла по настоящему лабиринту скал и узких проходов. Южную землю, на которой ночами часто виделись огни, назвали Огненной Землей. У острова Доусон пролив разделился на два канала, и Магеллан снова разделил флотилию. «Сан-Антонио» и «Консепсьон» ушли на юго-восток, два других корабля остались для отдыха, а на юго-запад отправили лодку. Через три дня лодка вернулась и моряки сообщили, что видели открытое море.

28 ноября 1520 года первая кругосветная экспедиция, под командованием Фернана Магеллана вышла в Тихий океан из Атлантического через обнаруженный пролив, названный Магелланов пролив. Путь занял 38 дней. Погода была настолько хорошей, что Магеллан назвал океан Тихим. Пролив был обнаружен кораблями «Сан-Антонио» и «Консепсьон». В результате начавшегося шторма они чуть не погибли и случайно обнаружили узкий проход, пройдя через который оказались в широкой бухте, за которой последовали еще проливы и бухты. Вода оставалась соленой, а лот очень часто не доставал дна. Оба судна вернулись с радостной вестью о том, что найден пролив. Длина пролива составляет 575 км, наименьшая глубина на фарватере — 20 м.

1 декабря 1520 года корабли прошли близ полуострова Тайтао, а затем суда удалились от материка на максимальное расстояние в 300 км. Флотилия прошла по Тихому океану не менее 17 тысяч км. Такие огромные размеры нового океана оказались неожиданными для моряков. При планировании экспедиции исходили из предположения, что Азия находится сравнительно близко от Америки. Не готовая к такому переходу, экспедиция испытывала огромные лишения. На кораблях свирепствовала цинга. Погибло от одиннадцати до двадцати девяти человек.

24 января 1521 года моряки увидели необитаемый остров из архипелага Туамоту. Однако высадиться на него не представлялось возможности из-за скалистых берегов. Через 10 дней был обнаружен еще один остров, в архипелаге Лайн. Высадиться тоже не удалось, но экспедиция наловила акул для пропитания.

6 марта 1521 года флотилия увидела населенный остров Гуам из группы Марианских островов. Лодки окружили флотилию, началась торговля. Вскоре выяснилось, что местные жители воруют с кораблей все, что попадется под руку. Когда они украли шлюпку, европейцы не выдержали. Они высадились на остров и сожгли селение островитян, убив при этом 7 человек. После этого они забрали лодку и захватили свежие продукты. Острова были названы Воровскими.

10 марта 1521 года испанцы первыми из европейцев достигли Филиппинских островов, которые Магеллан назвал архипелагом Святого Лазаря. Опасаясь новых столкновений, он решил искать необитаемый остров.

17 марта 1521 года экспедиция Магеллана высадилась на острове Хомонхом, тем самым закончился переход через Тихий океан. На острове был устроен лазарет, куда перевезли всех больных. Свежая пища быстро вылечила моряков, и флотилия отправилась в дальнейший путь среди островов. На одном из них раб Магеллана Энрике, родившийся на Суматре, встретил людей, говорящих на его языке.

7 апреля 1521 года экспедиция вошла в порт Себу на одноименном острове. Там они встретили порядки настоящего «цивилизованного» мира. Местный правитель, раджа Хумабон, потребовал уплаты пошлины. Но Магеллан платить отказался и предложил ему дружбу и военную помощь, если тот признает себя вассалом испанского короля. Правитель принял предложение и через неделю крестился вместе со своей семьей и несколькими сотнями подданных.

27 апреля 1521 года, в роли покровителя новых христиан, Магеллан организовал военную экспедицию против вождя острова Мактан Лапу-Лапу, который противился новым порядкам и не собирался отдаваться под власть испанцев. Магеллан отправился туда с 60 людьми на лодках, но они из-за рифов не могли подойти близко к берегу. Оставив в лодках арбалетчиков и мушкетеров, с 50 людьми он переправился вброд на островок. У селения испанцев атаковали три отряда. Основная часть испанцев бросилась в бегство. Магеллан и восемь человек из его команды остались. Мактанцы закидали Магеллан копьями. Переговоры о выдачи тела капитана к успеху не привели.

8 ноября 1521 года флотилия достигла Молуккских островов. Малайский моряк привел суда к рынку пряностей на остров Тидоре, у западного берега Хальмахеры, самого большого из Молуккских островов. Там были закуплены пряности — корицу, мускатный орех, гвоздику, и экспедиции предстояло отправиться в обратный маршрут. «Консепсьон» был оставлен командой и сожжен. На островах испанцы узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, поэтому его суда подлежали взятию в плен.

9 июля 1522 года изношенный корабль «Виктория» подошел к островам Зеленого мыса, португальскому владению. Не сделать здесь остановки было невозможно по причине крайнего недостатка питьевой воды и провизии. Им удалось получить две груженные рисом лодки. Однако португальцы все-таки задержали тринадцать человек экипажа, и «Виктория» ушла без них.

6 сентября 1522 года «Виктория» добралась до Испании, став, таким образом, единственным кораблем флотилии Магеллана, победно вернувшимся в Севилью. На корабле было восемнадцать выживших. Но «Виктория» привезла столько пряностей, что продажа их с лихвой покрыла затраты на экспедицию, а Испания получила «право первого открытия» на Марианские и Филиппинские о-ва и предъявила претензии на Молукки.

В 1525 году еще четверо из 55 членов команды корабля «Тринидад» были доставлены в Испанию. Также были выкуплены из португальского плена те члены команды «Виктории», которые были схвачены португальцами во время вынужденной стоянки на островах Зеленого Мыса.

Интересно, что сам Магеллан совершенно не предполагал совершить кругосветную экспедицию — он лишь хотел найти западный маршрут к Молуккам и возвратиться назад, вообще для любого коммерческого рейса кругосветное путешествие бессмысленно. И только угроза нападения португальцев заставила корабль продолжать следовать на запад, причем если бы «Тринидад» дошел благополучно, а «Виктория» была бы пленена, никакого кругосветного путешествия не было бы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мемофлекс инструкция по применению цена отзывы
  • Инструкция по эксплуатации киа спортейдж 1 поколения
  • Вессел дуэ ф 250 ле капсулы инструкция по применению цена
  • Вессел дуэ ф 250 ле капсулы инструкция по применению цена
  • Cersanit унитаз инсталляция инструкция по установке