Под руководством архитекторов

Предложения со словосочетанием «под руководством архитектора»

Пастор пообещал лорду, что работать будут деревенские парни и мужчины, конечно, под руководством архитектора, и что сегодня же на вечерне он отыщет добровольцев.

Ассоциации к слову «руководство»

Ассоциации к слову «архитектор»

Синонимы к слову «руководство»

Синонимы к слову «архитектор»

Сочетаемость слова «руководство»

  • советское руководство
    высшее руководство
    партийное руководство
  • руководство страны
    руководство компании
    руководство партии
  • стиль руководства
    смена руководства
    мнение руководства
  • руководство считает
    руководство решило
    руководство понимает
  • взять на себя руководство
    работать под чьим-либо руководством
    осуществлять общее руководство
  • (полная таблица сочетаемости)

Сочетаемость слова «архитектор»

  • главный архитектор
    известный архитектор
    молодой архитектор
  • архитектор а
    главный архитектор города
    великий архитектор вселенной
  • по проекту архитектора
    замысел архитектора
    под руководством архитектора
  • архитектор знал
    архитектор считал
    архитектор сказал
  • стать архитектором
    учиться на архитектора
    нанять архитектора
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «руководство»

  • РУКОВО́ДСТВО, -а, ср. 1. Действие по глаг. руководить (в 1 знач.). Руководство революционной борьбой пролетариата. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова РУКОВОДСТВО

Значение слова «архитектор»

  • АРХИТЕ́КТОР, -а, м. Специалист в области архитектуры; зодчий. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова АРХИТЕКТОР

Афоризмы русских писателей со словом «руководство»

  • Всякий отщепенец от своего народа и своей почвы, своего дела у себя, от своей земли и сограждан — есть преступник, даже и с космополитической точки зрения! Он то же, что беглый солдат! Вот почему патриотизм — не только высокое, священное и т.д. чувство и долг, но он есть — и практический принцип, который должен быть присущ, как религия, как честность, как руководство гражданской деятельности, — каждому члену благоустроенного общества, народа, государства!
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Большой Кремлёвский дворец — бывшая резиденция императоров Всероссийских в Московском Кремле. Построен в 1838—1849 годах группой архитекторов под руководством К. А. Тона по распоряжению императора Николая I. Архитектурный ансамбль включает Теремной дворец, Грановитую палату и Оружейную палату, Апартаменты великих князей, дворцовые церкви и другие сооружения — всего во дворце насчитывается более семисот разновременных помещений XIV—XX веков. В 1918 году дворец стал резиденцией советского правительства, и в 1934 году был частично перестроен. В 1994—1999 годах залы реконструировали, вернув им первоначальный облик. По состоянию на 2021 год в Большом Кремлёвском дворце находятся резиденции президента России и патриарха Московского и всея Руси. В здании проходят экскурсии по предварительной записи.

Современный вид Большого Кремлёвского дворца 

Современный вид Большого Кремлёвского дворца 

История строительства Большого Кремлёвского дворца

Первый княжеский терем появился на месте современного дворца
в XIV веке при Дмитрии Донском. На нем были установлены единственные в Москве
часы, воспринимавшиеся как иноземная диковинка, а крыша покрыта позолотой.
Терем сменили великокняжеские каменные палаты, возведенные под руководством
итальянского архитектора Алевиза Фрязина. Строительство началось в 1499 году
при Иване III, закончено – в 1508 при его сыне Василии III.

В 1730 году царица Анна Иоанновна внесла свою лепту в
реконструкцию палат. На старом подклете построили деревянные апартаменты в
стиле барокко, называемые «Зимний Анненгоф». Правившая после нее Елизавета
Петровна в 1752 году увеличила площадь здания. Новая резиденция, внешне похожая
на Большой Петергофский дворец, носила название «Новый» или «Зимний дворец».
При обеих царицах работы осуществлялись по проектам архитекторов К. Б. и Ф.
Б.Растрелли (отец и сын).

Интересный факт:

Первый княжеский терем появился на месте современного дворца в XIV веке при Дмитрии Донском. На нем были установлены единственные в Москве часы, воспринимавшиеся как иноземная диковинка, а крыша покрыта позолотой

Пришедшая на смену Елизавете Екатерина II сочла, что дворец
устарел, имеет не достаточно величественный вид. Было решено построить
грандиозное по своим размерам сооружение, занимающее всю приречную территорию и
покрывающее Боровицкий холм. В 1768 году архитектором В. Баженовым был сделан
макет. В соответствии с планом для строительства освободили место, снеся здание
приказов, несколько старинных церквей и часть Кремлевской стены с Тайницкими
воротами, Петровской, Первой и Второй Безымянной Башнями.

Большой Кремлёвский дворец в начале ХХ веке

Большой Кремлёвский дворец в начале ХХ веке

В 1773 году торжественно заложили первый камень и начали
строительство. Однако, в 1774 году его остановили, признав проект дорогостоящим
и несостоятельным. Денег в казне не было, сказалась эпидемия чумы (1771 год) и
русско-турецкая война (1768-1774 годы). Кроме того, в ходе земляных работ,
стоящий поблизости Архангельский собор дал трещины и чуть не обрушился,
потребовалось срочно подпирать стены.

Фундамент частично разобрали, вместо грандиозного сооружения
построили скромное здание Сената. Снесенную часть Кремлевской стены с башнями
восстановили. Фасады, внутренние интерьеры старого дворца обновили, пристроили
мезонин и портик. В 1812 году в честь победы в Отечественной Войне рядом с
Кремлем было решено воздвигнуть величественный Храм Христа Спасителя.
Наряду с этим встал вопрос об обновлении архитектурного ансамбля внутри Кремля
со строительством нового дворца и сохранением древних кремлевских строений.

Интересный факт:

Митрополит Филарет освятил Большой Кремлёвский дворец в присутствии царя в апреле 1849 года на Пасху

В 1837 году Николай I поставил эту задачу перед архитектором
К.Тоном – автором проекта Храма Христа Спасителя. Он приступил к ее выполнению
вместе с командой архитекторов и художников, в состав которой входили:
Ф.Солнцев, П. Гересимов, Ф. Рихтер, Н. Чичагов, И.Каминский. По стилю новое
строение должно было во многих деталях повторять кремлевский Теремной и его
укрупненный вариант Коломенский дворец. Строительство под руководством
камергера Л. Боде началось в 1838 году. В апреле 1849 года на Пасху митрополит
Филарет освятил дворец в присутствии царя.

Архитектура Большого Кремлёвского дворца

Построенный Большой Кремлёвский дворец включал в себя
комплекс зданий, состоящих из самого дворца и древних сооружений, относящихся к
XIV – XVII векам: Грановитой и Золотой Царицыной палат, Теремного дворца,
девяти церквей. В 1851 году к нему добавилась Оружейная палата и
апартаменты, соединенные с дворцом галереей. Рядом с парадным входом расположен
великолепный мраморный вестибюль, свод которого поддерживается четырьмя
полированными колоннами из серого карельского гранита.

Большой Кремлёвский дворец во второй половине XIX века (старинная иллюстрация)

Большой Кремлёвский дворец во второй половине XIX века (старинная иллюстрация)

Здание выходит главным фасадом на Москву-реку. Его длина 125 м, высота 47 м, площадь составляет 25
тыс.м². Прямоугольное здание с внутренним двором имеет два этажа, хотя кажется
трехэтажным из-за двух ярусов окон второго этажа. Первый этаж несколько
выдается вперед, цокольная часть облицована темным гранитом, выше которого
расположены большие арочные окна. Ярусы второго этажа разделены пилястрами.
Окна, выполненные в стиле XVII века с узкими двойными стрельчатыми арками,
разделенными фигурной гирькой, украшены резными наличниками из белого камня.

По центру над крышей находится трибун с кокошниками,
огражденный позолоченной балюстрадой, рядом на площадке – флагштоф. До
революции на кокошниках были двуглавые орлы и гербы крупных российских городов.
На двух сторонах фигурной кровли находятся часы, на двух других – колокола
(ныне не действующие). В архитектуре впервые были использованы такие
современные решения как большие пролеты, перекрытые металлическими
конструкциями, а при кладке стен неизвестный ранее цемент.

Резиденция советского правительства

Во время октябрьского переворота здание пострадало от
обстрела. Часть разрушенной стены не удалось восстановить. Но общее состояние
сооружения оказалось удовлетворительным. Через год Советское правительство
переехало в Москву. Решено было превратить дворец в официальную резиденцию.

Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца

Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца

Несмотря на протесты художников, историков, архитекторов и
лично наркома Луначарского, в здании разместились кабинеты членов правительства
и квартиры для проживания семей партийных работников и обслуживающего
персонала. Из-за того, что помещения использовали для хранения эвакуированных
раритетов, часть здания оказалась свободной от варварской эксплуатации.

Интересный факт:

В советское лихолетье некоторые детали интерьера Большого Кремлёвского дворца оказались утраченными навсегда:

Правда, некоторые детали интерьера оказались утраченными
навсегда: горностаевый полог переместился в комиссионный магазин. Интерес к
наследию императоров династии Романовых был высок. В здание, где работало
советское правительство, стали водить экскурсии. Первые гости посетили бывшую
царскую резиденцию в начале 1919 года.

Реконструкция Большого Кремлёвского дворца

Уже в 1934 году было принято решение об очередной
реконструкции. Ее целью было организовать столовую для депутатов съезда партии.
Для реализации задуманного снесли Красное крыльцо. Освобождая место для
постройки гостиницы, был уничтожен храм Спаса на Бору, возведенный в 14 веке.

Андреевский зал Большого Кремлёвского дворца

Андреевский зал Большого Кремлёвского дворца

В том же 1934 году решено было объединить Александровский и
Андреевский залы. За реализацию задуманного взялся архитектор Иванов-Шиц. Он
единственный согласился провести кощунственную реконструкцию. Рабочие тоже
отказались демонтировать перегородки. Для этого привлекли военных. Работники
музейного комплекса смогли сохранить некоторые детали интерьера. Уцелело панно
со стены Андреевского зала.

Работы проводились с нарушением строительных норм. Поэтому
после их завершения фасад покрылся трещинами. Обрушение предотвратили, построив
балкон. Вместо императорских тронов воздвигли статую Ленина.

Интересный факт:

В 1934 году большевики решили объединить Александровский и Андреевский залы. За реализацию задуманного взялся архитектор Иванов-Шиц. Он единственный согласился провести кощунственную реконструкцию. Рабочие тоже отказались демонтировать перегородки. Для этого привлекли военных.

К сожалению, зал на 1600 мест оказался неудобным. Последние ряды располагались
так далеко от ораторской трибуны, что депутаты зачастую не слышали докладчика.
Впоследствии зал радиофицировали. Это частично решило проблему.

Дворец в годы Великой Отечественной войны


Кремлевский ансамбль слишком выделялся на фоне других
строений Москвы. После начала Великой Отечественной войны гарнизон стал
готовиться к маскировке и защиты крепости от воздушных налетов. К сожалению, не
все мероприятия оказались удачными. Снаряд весом 100 килограммов
повредил подъезд, часть Собственной половины, окна и дверь.

Малахитовое фойе Большого Кремлёвского дворца

Малахитовое фойе Большого Кремлёвского дворца

Бомба весом 250 килограммов влетела в Георгиевский зал,
повредила потолок, балки, но не взорвалась, а рассыпалась, соприкоснувшись с
полом. Гарнизон регулярно тушил фугасы, падавшие на территорию. Правительство в
это сложное время по-прежнему работало в своих кабинетах.

В здании был дан прием в честь участников исторического
парада Победы, прошедшего на Красной площади в июне 1945 года. Для этого
использовали помещения Грановитой палаты, Владимирского зала, Георгиевского
зала, верхней и нижней столовых, Святых сеней.

Интересный факт:

В настоящее время – действующая резиденция Президента Российской Федерации. Здесь проходят официальные мероприятия

Восстановление исторического облика

К счастью, технологии ХХ века позволили восстановить
исторический облик, утраченный во время работ Х1Х века. После проведенных
исследований были возвращены:

  • первоначальные росписи стен Теремов
  • обновлена инкрустация
  • заменена обивка мебели
  • отреставрирована парадная лестница

После распада СССР первый Президент России Ельцин поручил
восстановить первоначальный вид объединенных в 30-е годы Александровского и
Андреевского зала. Вместо статуи Ленина снова возвращены троны императорской
фамилии. Столь масштабная реконструкция стала возможна, благодаря сохранившимся
в архивах чертежах. Фасаду дворца, обращенному к Москве-реке, вернули прежний
вид. Его снова украшают сбитые в начале ХХ века барельефы с гербом России.
Последними были отреставрированы помещения 1 этажа. Это произошло в 2008 году.

Теремной зал Большого Кремлёвского дворца

Теремной зал Большого Кремлёвского дворца

Дворец в наши дни

В настоящее время – действующая резиденция Президента
Российской Федерации. Здесь проходят официальные мероприятия:

  • в Георгиевском зале вручают награды
  • в Андреевском зале проходит инаугурация

Памятник истории и архитектуры открыт для посетителей. Но
пройти сюда можно только с экскурсией по предварительной заявке. Дата и время
посещения могут быть изменены из—за проведения официальных мероприятий.

Большой Кремлёвский дворец

Большой Кремлёвский дворец

Для гостей доступны:

  • Теремной дворец
  • Грановитая палата
  • Собственная половина
  • Золотая Царицына палата
  • кабинет императора
  • парадные залы (кроме Екатерининского)

Адрес и вход в Большой Кремлёвский дворец

Дворец не является музеем, поэтому его посещение разрешено всего несколько раз в месяц. Для этого необходимо предварительно записаться не ранее чем за 30 дней, указав паспортные данные и заранее произвести оплату через туристическую фирму или интернет. Группа составляет 20-25 человек, экскурсия проводится только в будни в первой половине дня (обычно сбор в 10 часов утра), длится полтора часа.

Перед входом во дворец посетители подвергаются тщательному досмотру. Фотографировать и снимать камерой можно только в некоторых разрешенных местах. Для осмотра доступны парадные залы (кроме Екатерининского), Теремной дворец, Грановитая палата.

Адрес:
Россия, Москва, Московский Кремль, Большой Кремлёвский дворец

Ближайшие станции метро: «Охотный ряд», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина»

Связанные люди

  • Николай I
    Романов Николай I Павлович

Теги

Дом

Читайте также

  • Дом Колмакова — архитектурное украшение Тюмени
  • Дом Рахманинова в Беверли-Хиллс
  • Русский «колониальный» дом в Орегоне (Molalla Log Cabin, США)
  • Дом Керенского в Нью Йорке
  • Универмаг «Кунст и Альберс»

Уже в первые годы советской власти архитекторекторы поняли, что тип и стандарт являются факторами, наиболее характерными для советской архитекторектуры в связи с удовлетворением массовых потребностей нового общества. Веснины считали, что массовость потребителя делает для нас совершенно неизбежными индустриализацию строительства и стандарт, а с другой стороны, массовость толкает к типизации в архитекторектуре. «Речь идет о стандартизации строительного производства, — писал М. Я. Гинзбург, — о массовом изготовлении машинным путем отдельных деталей архитекторектуры, отдельных составных частей ее… Какой масштаб может начертить себе зодчий при условиях современной стандартизации».

Творческое освоение архитекторектурной формы в условиях типизации и стандартизации началось еще в 20-е—30-е годы, но по настоящему эта проблема получила реализацию в 50-е годы, когда была создана индустриальная база сборного железобетона и панельного домостроения, а бетон и железобетон стали основными строительными материалами советской архитекторектуры.

К этому моменту в советской архитекторектуре создалась определенная творческая обстановка, которая осложнила решение чисто архитекторектурных проблем типа и стандарта. В 30-е—40-е годы большинство архитекторекторов отошло от идей конструктивизма, увлеклось ретроспективными формами, утратило вкус к бетону и железобетону, обращаясь к естественному камню, керамике и сосредоточивая внимание на декоративной стороне архитекторектуры: аскетизм «голой» конструкции был общественно осужден, и эстетические симпатии были направлены на классические формы.

В деятельности архитекторекторов и инженеренеров-технологов наметился определенный переход к бетонным блокам, и крупноблочное строительство с его декоративными возможностями формообразования на определенном этапе стало лидировать. Многие маститые архитекторекторы увлеклись крупными градостроительными и уникальными общественными объёктами в послевоенный период, оставляя создание массовых типовых проектов «второстепенным» архитекторекторам и организациям с малым архитекторектурным потенциалом. Некоторые из ведущих зодчих старшего поколения умерли в годы Великой Отечественной войны или вскоре после ее окончания. Архитекторекторы оказались неподготовленными к активному решению тех творческих задач, которые поставили индустриализация строительства и массовое внедрение сборного железобетона.

Но несмотря на отмеченные трудности и недостатки, творческое освоение железобетона в сборном домостроении никогда не прекращалось советскими архитекторекторами. Выдвигались новые идеи, новые мастера, которые в конечном счете создали новую индустриальную архитекторектуру. Еще в 1930 г. в проекте первого крупнопанельного дома в Харькове (который не был окончен в связи с отсутствием технических средств) наметились специфические формы панельного жилого дома (разрезка на панели, окна, вертикаль лестничного проема, плоская крыша), лишенного декоративных деталей. Параллельно с этим в 1933—1941 гг. стала популярна идея крупных бетонных блоков, офактуренных и насыщенных архитекторектурными деталями. Значительные разработки в этом направлении сделали архитекторекторы А. К. Буров и Б. Н. Блохин.

Их представление о сборном домостроении из бетонных блоков наиболее ярко воплощено в доме на Ленинградском шоссе в Москве (1940—1941), где конструктивная схема, разрезка блоков подчинены идее архитекторектурной организации фасада и поискам декоративно-конструктивной обработки деталей. Так, перед Великой Отечественной войной в архитекторектурной практике возникли два направления крупносборного домостроения: крупнопанельное, рассчитанное на железобетонную конструкцию и вытекающую отсюда лаконичную форму, и крупноблочное, рассчитанное на неармированный бетон, более мелкую разрезку и декоративные формы, типичные для камня и стеновой системы.

В 1954 г. после принятия постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства» в нашей стране начался принципиально новый этап в освоении бетонных и железобетонных конструкций. Он определил особенности архитекторектурного творчества, которое было подчинено требованиям высоких темпов массового строительства. Работа над типом и стандартом в условиях таких темпов потребовала от архитекторекторов новых качеств и профессиональных навыков.

Каковы же были особенности использования бетона и железобетона в архитекторектурном творчестве послевоенных лет?
Если в 50-е—60-е годы бетон и железобетон в архитекторектуре использовались как сугубо технические материалы, а разработка типа и стандарта отставала от потребностей практики, то в 1960-е—1970-е годы советские архитекторекторы стали все больше стремиться к созданию более сложных композиционных решений, проникать в индустриальную технологию, менять типы и параметры изделий, придавать им новые формы, внедрять новые конструктивные системы. В этом большую роль сыграло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. О мерах по улучшению качества жилищно-гражданского строительства. Первые типовые панельные дома 50-х годов представляли собой аскетичные параллелепипеды с однообразным ритмом простых по форме балконов и окон. В экспериментальных домах 60-х годов была впервые продемонстрирована пластика фасадов с большими лоджиями при поперечных несущих стенах. Этот прием был использован в улучшенных сериях 9-этажных домов. В последующих экспериментальных проектах появились башенные дома, улучшилась пластика объёмов.

Усложнение объёмно-пространственнойкомпозиции
Усложнение объёмно-пространственной композиции и разнообразие формы железобетонных зданий в советской архитектуре 50-х — 60-х годов
1, 2, 3 — панельные жилые дома первых поколений;
4—экспериментальные жилые дома для Набережных Челнов. Проект 1963 г.;
5 — проект 25-этажного дома с монолитным стволом, 1969 г.

В настоящее время можно говорить о сложившихся в советской архитекторектуре профессиональных школах в области использования железобетона в массовых типах зданий, которые создали свои определенные приемы и методы. Такие школы сформировались в Москве, Ленинграде, Минске, Киеве, Ереване, Вильнюсе, Кишиневе и других городах на базе крупных проектных организаций. Целесообразно рассмотреть некоторые творческие черты этих школ применительно к использованию железобетона.

Панельные жилые дома в Днепропетровске
Панельные жилые дома в Днепропетровске и Ташкенте
Панельные жилые дома в Днепропетровске и Ташкенте. 70-е годы

В Москве несколько направлений и творческих школ сформировались в рамках крупных проектных организаций: ЦНИИЭП жилища, ЦНИИЭП лечебных зданий, Моспроект-1, МНИИТЭП и др. Значительный вклад в создание архитекторектуры полносборных зданий внесли архитекторекторы ЦНИИЭП жилища. Под руководством архитекторектора Н. П. Розанова коллектив АКБ-1 ЦНИИЭП жилища разработал новые серии крупнопанельных жилых домов. Эти серии рассчитаны на постепенное улучшение объёмно-планировочных решений без коренной перестройки действующих предприятий. Н. Розанов совместно с работниками ДСК создал интересные варианты панельных домов в Воскресенске, Калинине, Орле, Ташкенте и других городах. В них по-новому решены входы, ограждения лоджий, внедрены декоративные бетонные решетки.

Особенно удачным оказалось содружество с кубинскими архитекторекторами в создании серии четырехэтажных панельных домов, построенных в г. Сантьяго-де-Куба в объёме 300 тыс. м² жилой площади. В новых конкурсных проектах АКБ-1 (1978) серии 1—4 на основе узких шагов (3 и 3,6 м) архитекторекторы создали новые варианты композиции фасадов и планировки квартир.

Интересные решения разработаны в ЦНИИЭП жилища в области монолитного домостроения. По проектам архитекторекторов А. Белоконя, И. Грачевой и др. в 1972 г. построен монолитный жилой дом в Минске, строятся жилые дома в Баку, г. Тольятти, запроектированы комплексы жилых домов в Набережных Челнах, г. Горьком и других городах. В работе этих архитекторекторов предложены разнообразные приемы планировки, разные по форме балконы и лоджии, которые создают насыщенную пластику. Авторы используют скользящую опалубку для создания мелкого рельефа поверхности бетона типа каннелюр.
В ЦНИИЭП жилища разрабатываются оригинальные проекты жилых домов из объёмных блоков (руководитель архитектор. П. И. Бронников). Разработаны, в частности, проекты зданий в 24 этажа с объёмными блоками, поставленными на четырех платформах монолитного несущего ствола. Сочетания блоков с монолитными несущими этажерками предложены московскими инженеренерами И. Беллавиным и В. Меламедом.

Архитекторекторы А.Белоконь, И.Грачева, инженер. А. Лурье
16-этажный дом из монолитно железобетона в Минске, 1972 г. Архитекторы А.Белоконь, И.Грачева, инженер. А. Лурье.

Интересные творческие разработки на основе железобетона создали коллективы Моспроекта-1 и Моспроекта-2 под руководством ведущих зодчих Я. Белопольского, Е. Стамо и др. Я. Б. Белопольский впервые в 1966 г- предложил архитекторектурную трактовку ствольной системы с несущим монолитным стволом сечением 9X9 м. Между такими стволами над старой застройкой расположены несущие площадки. Оригинальное решение круглого в плане сооружения предложено в конкурсном проекте нового здания редакции «Известия» в Москве (1967).
Индивидуальный облик имеют экспериментальные панельные дома, построенные в Москве под руководством Я. Б. Белопольского: 15-этажный на Ломоносовском проспекте и 17-этажные на Ленинском проспекте. Здесь, в частности, применены разные по высоте Окна в общих комнатах и спальнях — прием, от которого зависит выразительность фасадов.

Идея несущих стволов получила воплощение в проектах архитекторектора Е. Стамо. В 23-этажном жилом доме во 2-м Сетуньском переулке Москвы эта система впервые получила воплощение.
Интересные решения на основе Единого каталога в сочетании с несущими стволами и монолитным железобетоном в скользящей опалубке создают проектировщики МНИИТЭП под руководством архитекторекторов А. Самсонова, Р. Саруханяна, Г. Павлова и др. Построенный с применением каталога в 1971 г. 16-этажный дом в районе Тропарево (архитектор. А. Самсонов и др.) имеет оригинальную структуру фасада. Сооружаются 22-этажные дома с крестообразной в плане секцией. Нестандартное решение первых этажей, сохранение фактуры бетона в сочетании с активным использованием цвета и пластики объёмов обусловило образность формы.

Под руководством архитектор. Р. Саруханяна созданы интересные проекты 16- и 25-этажных зданий из монолитного железобетона в Солнцево, Химики-Ховрино. Архитектор. Г. Павлов разработал ряд проектов для застройки Москвы на основе монолитных этажерок и крупных панелей, а также сочетания монолитных стволов с изделиями Единого каталога. Широко использовали архитекторекторы Москвы сборный железобетон для сооружения олимпийских объёктов. На основе каркасно-панельной конструкции здесь возводятся 30-этажные здания гостиницы, телецентра, пресс-центра.

Поиски новых форм и новых конструктивных систем в современной советской архитектуре
Поиски новых форм и новых конструктивных систем в современной советской архитектуре на основе бетона и железобетона. 60-е — 70-е годы
1 — проект висячих домов. Архитектор. Г. Б, Борисовский;
2 — здания на основе безригельного каркаса. Архитектор. В. И. Ежов, инженер. М. М. Акуленко;
3—гостиница с вантовым каркасом. Архитектор. М. И. Гречина, инженер. Н. Коляков и др.;
4 — здания на основе метода подъёма этажей. Архитектор. Ю. Сафарян;
5 — жилые дома из объёмных блоков с несущими этажерками. Архитектор. П. И. Бронников и др.;
6 — проект сборно-монолитного здания с несущими этажерками, 70-е годы. Архитектор. Г. Павлов

Л. Бадалян, инженеренеры С. Шахназарян,  Р.  Саакян,  А. Саакян
Новые типы зданий Ереване, 1978 г. архитектор. Л. Бадалян, инженеренеры С. Шахназарян, Р. Саакян, А. Саакян

Архитекторектурная разработка вариантного объёмного блока-модуля из 6 стандартных элементов. Новый Артек, 60-е — 70-е годы. Коллектив под руководством архитектор. А. Т. Полянского
Архитектурная разработка вариантного объёмного блока-модуля из 6 стандартных элементов. Новый Артек, 60-е — 70-е годы. Коллектив под руководством архитектор. А. Т. Полянского

В работе над архитекторектурой массовых зданий большое значение имеет изобретение новых форм панелей, ограждений балконов и лоджий,, входов. Значительный вклад в освоение архитекторектурных форм типовых зданий на основе стандартных железобетонных изделий внес коллектив московских зодчих и инженеренеров — лауреаты Государственной премии 1967 года архитекторекторы А. Т. Полянский, Д. С. Витухин, инженеренеры Ю. В. Рацкевич и др. Главной особенностью творчества этого коллектива явились разработка и внедрение нового подхода и метода проектирования комплекса зданий на основе архитекторектурно осмысленного набора железобетонных элементов. «Главная идея нового метода, — пишет А. Т. Полянский, — вариантное использование архитекторектурно-планировочных решений, полученных на основе унифицированных конструктивных элементов». Начало этому эксперимету было положено в 1960—1961 гг. при строительстве лагеря «Морской» в Артеке. В основу замысла архитекторекторы положили пространственную ячейку размером в 40 м², рассчитанную на спальную комнату для одного звена. Эта, по сути, функциональная единица определила конструктивный шаг в 6 м. Далее авторы пришли к выбору типа конструктивной системы. Наиболее подходящим оказался железобетонный каркас. Однако применить стандартные унифицированные каркасы они не сочли возможным и встали на путь изобретения такого по форме каркаса, который отвечал бы комплексу архитекторектурных требований. Авторы выбрали консольную схему, но требования сейсмостойкости привели авторов к новым поискам: была предложена оригинальная разрезка каркаса посередине пролета, в точке наименьших напряжений. Получился крестообразный каркасный элемент.

Так, творческая мысль шла от функциональных требований к конструктивным и от них — к технологии. Архитекторектурная форма рождалась на основе синтеза. Сочетание двух сборно-монолитных рам со сборным настилом перекрытия давало типизированную объёмно-планировочную единицу, отдельные параметры которой (высота этажа, продольный шаг, вынос консоли) могли иметь разные размеры за счет применения вкладышей в формах и изменения длины настила перекрытий. Так обеспечивалась широкая вариабельность решений.

Для общественных помещений (столовые, библиотеки, павильоны, душевые) авторы применили вторую типизированную объёмно-планировочную единицу, представляющую собой стойку круглого сечения и грибовидное сборное перекрытие из шести треугольных пластин. В результате получили всего шесть стандартных железобетонных элементов, изготовляемых заводским способом. Из этих шести архитекторектурно осмысленных элементов авторам удалось построить в Артеке более 100 различных зданий, которые в сочетании с удачно использованным рельефом и многообразием ландшафта создали неповторимый образ пионерского города на берегу моря. В то же время опыт распространения строительного набора, задуманного в Артеке, на другие здания, например гостиниц в Ялте и Сочи, санаторных комплексов «Машук» в Пятигорске, а также разработанный на этой основе «Каталог проектов курортных зданий» оказались менее удачными, поскольку поиск новых конструкций и форм был приостановлен.

Московские архитекторекторы широко применяют железобетон при создании индивидуальных зданий. Уникальным сооружением из монолитного железобетона явилась башня Останкинского телецентра, построенная в 1960—1967 гг. по проекту доктора технических наук лауреата Государственной и Ленинской премий инженеренера Н. В. Никитина и архитекторекторов Д. Бурдина, Л. Баталова. Творческое содружество определило сочетание оригинальности инженеренерного замысла с выразительностью художественного образа. Членение огромной железобетонной консоли высотой 533 м по вертикали дисками обстройки, вращающийся объём ресторана, оригинальная форма нижней части, смелая конструкция фундамента, заглубленного всего на 4 м — все это, несомненно, заслуга авторов. Композиция башни, ее форма слились с ее конструктивной системой, создав запоминающийся пластический образ, ставший одним из новых символов столицы.

Творчество Николая Васильевича Никитина (1907—1973) еще мало изучено, но оно, несомненно, является яркой страницей архитекторектуры XX в. вообще и в области железобетона в частности. Его определяют такие выдающиеся сооружения, как Дворец культуры и науки в Варшаве, здание МГУ, Центральный стадион имени В. И. Ленина и телебашня в Москве, монумент «Родина-мать» в Волгограде, в которых железобетон получил широкое применение.

Увлечение железобетоном началось у H. В. Никитина еще в студенческие годы в Томском политехническом институте. Его учителем был один из пионеров железобетона проф. Н. И. Мотовилов. В дальнейшем Н. В. Никитин разрабатывает ряд оригинальных по своей конструктивной форме проектов железобетонных каркасов, арочных и других конструкций, покрытий и оболочек.

Ему принадлежит разработка армоцементных плит (1945), новый способ возведения монолитных шедовых оболочек (1950, Государственная премия), конструкций сборного каркаса (в том числе без ригельного), предложены так называемые полюсные конструкции из сборных железобетонных складок. Впервые они были применены в проекте павильона Постоянной строительной выставки в Москве (1963). Эта идея получила новую интерпретацию в здании универсального спортивного зала в Москве, который сооружается ныне для Олимпиады-80 (архитектор. Ю. Большаков, инженер. Ю. Розовский и др).
Н. В. Никитин создал оригинальные системы, например стержневые «АББ», висячие покрытия с жесткими нитями (каток в Калининграде), так называемые «оболочковые системы» многоэтажных зданий с несущими стволами. В таких системах нагрузки воспринимаются наружными несущими стенами и центральным стволом, выполненными в монолите. Сборные перекрытия, не требуя промежуточных опор, позволяют применить свободную планировку.

Выдающимся сооружением XX в. из железобетона явился монумент «Родина-мать» высотой в 50 м (с мечом 70 м) в Волгограде. Решение такой грандиозной задачи не могло быть осуществлено традиционно-скульптурным методом. Поэтому-то скульптор Е. В. Вучетич и привлек Н. В. Никитина в качестве ее автора-конструктора. Статуя была запроектирована и выполнена в виде железобетонной оболочки с заполнителем из вертикальных стенок, пересекающихся с шагом 3 м. Для увеличения прочности и уменьшения деформаций арматура предварительно напрягалась.

Поиски единства материала, конструкций и формы
Поиски единства материала, конструкций и формы в творчестве лауреата государственной премии и Ленинской премии Н.В. Никитина
1 – проект покрытия катка в Калининграде;
2 -монумент Родина-мать в Волгограде;
3 – проект павильона строительной выставки в Москве 1963 г.;
4 – оболочковая система зданий 1968г.;
5 – телевизионная башня в Останкино, разрез фундамента.

Инженер. Н. В. Никитин, архитекторекторы Л. И. Баталов, Д. И. Бурдин
Выразительна форма нижней опорной части телевизионной башни в Останкино, 1960—1967. Инженер. Н. В. Никитин, архитекторекторы Л. И. Баталов, Д. И. Бурдин

Творчество Н. В. Никитина сыграло большую роль и в становлении новых типов массового строительства. Так, в ЦНИИЭП жилища он в 1958—1960 гг. разработал систему панельных зданий с широким шагом поперечных несущих стен (4,8; 6; 7,2 м) для жилых домов высотой от 5 до 24 этажей и сборный унифицированный каркас с навесными стенами для общественных зданий. В настоящее время эти разработки используются при строительстве экспериментального района Северное Чертаново в Москве.

Значительных успехов в освоении железобетона добились зодчие Ленинграда, в частности в архитекторектуре панельных зданий. Так, в экспериментальном 9-этажном доме в районе Купчино (1971, архитекторекторы Н. Сваричевский, О. Фронтинский) лестнично-лифтовой узел повернут по отношению к основному корпусу на 45°. Этот прием позволил сразу решить две задачи: создать экономичную 6-квартирную секцию и сделать архитекторектуру фасадов более выразительной.

В 1972 г. Ленпроект совместно с ДСК-3 осуществили строительство 15-этажного панельного точечного дома серии 1ЛГ-600А (архитекторекторы Э. Бродская, Н. Матусевич, Л. Никулина, С. Новак, А. Тов-бин). Новый тип панели-рамки (который позволяет варьировать элементы навесных стен), объёмный элемент лоджии, а также цветное полимерцементное покрытие панелей явились средствами создания принципиально новой пластической структуры здания.

В 19-этажном экспериментальном панельном доме в Купчино (1976, архитекторекторы И. Кусков, И. Чашник, В. Кузнецов и др.) применены необычное композиционное решение, новые формы балконов и венчания здания, что привело к определенному успеху. Уступчатая в плане форма жилого дома на массиве Сосновый бор определила характер композиции. По проектам Ленпроекта построены 27-этажные жилые дома из монолитного железобетона, сооружаются 27—30-этажные дома. Значительный вклад внесли ленинградские архитекторекторы и инженеренеры в разработку конструкций большепролетных покрытий для автобусного парка на Наличной улице (1962), домостроительного комбината в Автово и крытых рынков (1961).
В ЛенЗНИИЭПе под руководством лауреата Государственной премии А. П. Морозова разрабатываются проекты пространственных покрытий из сборного и сборно-монолитного железобетона. Например, создан проект крупнейшего в стране рынка для Набережных Челнов (1977). Здание диаметром 108 м перекрыто двумя типами железобетонных оболочек. Центральный зал диаметром 72 м перекрыт сборным железобетонным куполом из ромбовидных ребристых плит. Габариты плит уменьшаются от периферии к центру, создавая сложную сетчатую структуру. Кольцевая часть здания шириной 18 м перекрывается сборными коническими оболочками восьми типоразмеров. Такой выбор оболочек покрытия определил индивидуальную форму здания.

Применение покрытия в форме железобетонной складки в здании таможни на Советско-Финской границе определило гармоничность архитекторектурного решения этого здания, удостоенного Государственной премии СССР (1972, архитектор. С. П. Сперанский, инженер. А. П.Морозов). Подобное складчатое покрытие сооружено в эллинге яхт-клуба в Ленинграде. На основе этих решений в ЛенЗНИИЭПе разработаны унифицированные складчатые конструкции покрытий пролетом 24 м. По проекту Ленпроекта в Челябинске было сооружено покрытие в виде сборно-монолитной пологой оболочки (102Х XI02 м) в здании торгового центра. Это крупнейшее в СССР покрытие подобного рода.

Интересен опыт освоения железобетонных конструкций в творчестве архитекторекторов Советской Украины, которая имеет определенные традиции в этой области. Здесь разрабатывались вопросы теории железобетонных конструкций. Работали такие крупные ученые, как Я. В. Столяров, Б. Г. Скрамтаев, И. А. Киреенко. Здесь начиналось в 30-е годы панельное, а в 50-е объёмно-блочное домостроение. Построены уникальные сооружения из монолитного железобетона: Госпром в Харькове, Днепрогэс, железнодорожный вокзал в Киеве, памятник большевику Артему в Святогорске. В последние годы ряд оригинальных сооружений в железобетоне создали архитекторекторы Киева, Харькова, Днепропетровска.

Большую работу в этом направлении провели архитекторекторы и инженеренеры КиевЗНИИЭПа. Интересный творческий эксперимент был проведен еще в 60-е годы коллективом киевских архитекторекторов под руководством Д. Н. Яблонского. Особенностью этого эксперимента была попытка создания архитекторектурно осмысленного набора конструктивных элементов из железобетона на основе системы с поперечными несущими стенами (шаг 4,8 м). Основной идеей первого экспериментального дома, построенного в 1963 г., было обеспечение вариабельности планировочного решения квартир в конструктивной системе, дававшей наибольшую степень пространственной свободы, и создание нового образа панельного жилого дома.

В архитекторектурно осмысленную систему сборных железобетонных элементов вошли несущие перегородки в виде двутавровых балок-стенок, пустотный настил перекрытия (стандартный), панели наружных стен самонесущей конструкции «ребрами наружу», сборные козырьки входов, навесная конструкция лоджий. Применение этих элементов позволило архитекторекторам создать новый оригинальный образ жилого дома. К сожалению, авторы в силу ряда причин не завершили эксперимент, но он является поучительным.

Интересную попытку архитекторекторов вырваться за пределы технического типа и стандарта в панельном домостроении представляет создание в Киеве экспериментального жилого дома 1КГ-480-12У, со временем ставшего типовым. Проектируя экспериментальный дом на базе существующей номенклатуры серии 1-480, авторы (архитекторекторы Л. Куликов, И. Подольский, М. Пальгуев, инженеренеры Г. Марков, В. Шубочкин) сделали несущими четыре стены вместо трех, что позволило создать 6-квартирную секцию с просторным коридором в центре, отказались от шага в 2,6 м и применили новый тип панели-рамы и эркеры, существенно дополнившие и разнообразившие фасады зданий и интерьеры комнат. Пластика фасадов обогатилась благодаря новой структуре лоджий и эркеров на одном фасаде и вертикалей лоджий и балконов — на другом.

автобусный  гараж  а Киеве
Висячие железобетонное покрытие пролетом 160 м автобусного гаража а Киеве 1972г.

Примером архитекторектурной переработки той же серии 1-480 является эксперимент донецких архитекторекторов В. Катковского, Л. Инговатова, построивших в 1965 г. в Донецке несколько 5-этажных панельных домов с новым объёмно-планировочным решением. Авторы отказались от узкого шага (2,6 м) в секции, заменив его на 3,2 м, и ликвидировали часть внутренней несущей стены. Это позволило изменить планировку квартиры, ликвидировать проходные комнаты, расширить переднюю, улучшить размещение входов в комнаты. Кроме того, применив новую объёмную деталь—треугольный эркер вместо одной из наружных панелей и отодвинув другую панель вглубь, они получили лоджии.

Примером творческого подхода к форме зданий из сборных железобетонных элементов могут служить эксперименты архитекторекторов КиевЗНИИЭПа, например система каркаса грибовидного типа. Гексагональная система плит перекрытий дает практически неограниченные возможности выбора формы плана зданий. Эта идея была реализована впервые при сооружении 3-этажной гостиницы в Каневе (1961), а затем 5-этажной гостиницы в Черкассах (1971). Особенно удачна гостиница в Каневе. Необычная пилообразная форма, легкость и изящество деталей, тектоничность частей и целого являются результатом творческого отношения к решению задачи. Авторы достигли той необходимой меры обнажения конструкции, которая вызывает эстетическое удовлетворение.

Значительное место в творчестве украинских архитекторекторов занимает разработка панельных и каркасно-панельных зданий. Так, коллективы КиевЗНИИЭПа и Киевпроекта разработали и внедрили проекты сборных жилых домов, детских садов и школ, в том числе унифицированный каркас для 16—17-этажных жилых домов и общественных зданий (инженер. А. Н. Печенов и др.).
Предложен новый тип безригельного (со скрытым ригелем) каркаса, который позволяет получить разнообразные объёмно-планировочные решения. Архитекторекторы Украины разработали и внедрили ряд конструкций покрытий с применением сборного железобетона. Среди них три крытых рынка в Киеве с различными типами висячих покрытий и крытый рынок в Черкассах. Особенно интересно решен крытый рынок на Соломенке в Киеве. В этом здании применены сборные треугольные элементы, из которых создана структура несущей наружной стены. Одно из первых вантовых покрытий на основе использования железобетона и сборного армо-цемента осуществили архитекторекторы В. Васильев, Ю. Плаксиев, инженеренер Л. Фридган в киноконцертном зале в Харькове (1963). Сооружение, рассчитанное на 2100 человек, имеет вантовое сборно-монолитное покрытие пролетом в 45 м. Это покрытие собрано из армоцементных плит 100X200 см, уложенных по стальным канатам. В объёмно-пространственном решении авторам удалось достичь определенной выразительности, но интерьеры зала менее удачны: оболочка слишком «нависает» над зрителем.

Система покрытия в виде железобетонных рам с консолями, имеющими вынос 43 м, применена в здании харьковского крытого бассейна ДСО «Спартак» (1976).
Проектировщик и ученые НИИСКа (Киев) разработали и осуществили проект крупнейшего в мире висячего железобетонного покрытия пролетом 160 м для автобусного гаража в Киеве (1972). По стальным тросам были уложены сборные железобетонные плиты с последующим замоноличиванием. Интерьер этого здания производит огромное эмоциональное впечатление своим пространством и структурой покрытия.

Наметились интересные поиски в использовании железобетона в Днепропетровске. Здесь построен 20-этажный каркасно-панельный дом, который стал доминантой города, возводятся 16- и 28-этажные жилые дома в скользящей опалубке, новая композиционная структура достигнута в 16-этажных панельных домах.
Успешно используют монолитный железобетон для строительства зданий в скользящей и переставной опалубке архитекторекторы Молдавии. В 1969 г. здесь был построен первый сборно-монолитный дом, в котором сборными были только перекрытия. В дальнейшем из монолитного бетона стали делать все конструкции. В других зданиях, например в 9-этажном жилом доме в Кишиневе, для наружных стен применены панели. В настоящее время в Кишиневе строятся из монолитного железобетона 13—20-этажные жилые дома и обжещития. В здании общежития архитекторекторы более смело пошли на применение криволинейных форм, что не могло не сказаться на его облике. Хорошо решена пластика в жилых домах, построенных в Кишиневе по проекту архитектор. Т. Солонинова (1977) (см. рис. на с. 83). Разнообразия форм достигли архитекторекторы Молдгипростроя при создании новой серии жилых крупнопанельных домов 143. Попытки сочетать пластические возможности бетона и железобетона с национальными традициями наметились в архитекторектуре панельных зданий Ташкента. Здесь использованы в качестве ограждений лоджий панели с декоративными проемами. В то же время следует подчеркнуть, что это чисто формальный прием, который не связан с конструкцией зданий и их тектоникой и требует более внимательного подхода.

Поиски новых архитекторектурных форм железобетонных зданий ведут в последние годы архитекторекторы Армении. Начиная с 1961 г. здесь осваивается метод подъёма этажей и перекрытий на основе сборно-монолитной системы ствольно-каркасного типа. За последние годы этим методом возведены жилые дома общей площадью 180 тыс. м², высотой от 5 до 16 этажей. Авторы С. X. Шахназарян, Р. О. Саакян, А. О. Саакян, осваивая метод, постепенно шли к поискам новых форм, отвечающих конструкции и технологии.

Главная архитекторектурная особенность метода—фактически неограниченная свобода выбора конфигурации плана здания и формы несущего ствола. Авторы приняли круглую форму ствола, типовые сборные конструкции каркаса и монолитные перекрытия в форме трилистника. На основе этих элементов в Норкском массиве Еревана построена серия 12-этажных зданий. Попытки разработки архитекторектурных вариантов и интерпретаций (архитектор. Ю. Сафарян) свидетельствуют о сложности этой задачи. Очевидно, можно согласиться с мнением о том, что целесообразно создавать на этой основе точечные дома, выполняющие роль акцентов застройки. В Ереване по предложению архитектор. Р. Бадаляна построены 11-этажные жилые дома из железобетонных панелей-рамок. Используя рамно-консольный каркас, автор создал новую форму жилого дома с балконами по периметру.

Источник: Бетон и железобетон вархитекторектуре. В.Е. Ясиевич. М. 1980 г

Компания ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ СОЮЗА АРХИТЕКТОРОВ РОССИИ ПОД РУКОВОДСТВОМ АРХИТЕКТОРА В.В. ЕРМАКОВА зарегистрирована 14.04.1992 г.

Краткое наименование: ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ СОЮЗА АРХИТЕКТОРОВ РОССИИ ПОД РУКОВОДСТВОМ АРХИТЕКТОРА В.В. ЕРМАКОВА.

При регистрации организации присвоен ОГРН 1027700227390, ИНН 7704042401 и КПП 770301001.
Юридический адрес: ГОРОД МОСКВА ПЕРЕУЛОК ГРАНАТНЫЙ 22.

Ермаков Владимир Васильевич является генеральным директором организации.

На 19 мая 2023 организация ликвидирована.

Юридический адрес ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ СОЮЗА АРХИТЕКТОРОВ РОССИИ ПОД РУКОВОДСТВОМ АРХИТЕКТОРА В.В. ЕРМАКОВА, выписка ЕГРЮЛ, аналитические данные и бухгалтерская отчетность организации доступны в системе.

Главное здание МГУ на Воробьевых горах наряду с другими сталинскими высотками входит в список наиболее известных достопримечательностей Москвы. Долгие годы этот небоскреб носил звание самого высокого сооружения в Европе и в России. Лидирующие позиции высотка сдала в 1990-м, когда во Франкфурте-на-Майне появилась Ярмарочная башня, а затем в 2003-м, после возведения в Москве жилой башни «Триумф Палас». Однако, главный корпус МГУ по-прежнему остается самым высоким среди сталинских «семи сестер».

Высота Главного здания МГУ составляет 240 метров (183 метра башня и 57 метров шпиль).

С момента постройки и до настоящего времени в небоскребе располагаются ректорат, механико-математический, географический и геологический факультеты Московского государственного университета.

Главное здание МГУ на google-панораме:

Весь комплекс состоит из 32-этажной центральной башни, примыкающих к ней 18-этажных секторов, к которым, в свою очередь, присоединены 12-этажные корпуса. Самые высокие башни украшены 9-метровыми часами, термометром и барометром.

Как и другие сталинские высотки, сооружение изначально задумывалось как замкнутое пространство со всеми удобствами (по типу «город в городе»). Кроме многочисленных аудиторий, лекционных залов и лабораторий, в комплексе размещается культурный центр, дом быта, профилакторий, общежитие, бассейн, столовые, жилые помещения, общественные и научные организации и пр. План Главного здания МГУ смотрите на официальном сайте университета.

Схема Главного здания МГУ на Ленинских горах

Создание университетского комплекса

Здание МГУ на Воробьевых горах – самое внушительное из восьми выстроенных Сталиным высоток. Построен университет в 1949-1953 годах. 40 лет здание считалось высочайшим в Европе, пока в 1990 году во Франкфурте-на-Майне не возвели более высокую Ярмарочную башню.

Проект высотки

По предложению Генерального секретаря ЦК ВКП (б) Иосифа Сталина в январе 1947 года Совет министров СССР постановил возвести в Москве 8 высотных зданий, в том числе главный корпус МГУ. Университет решили построить на вершине Ленинских гор.

Замысел сооружения воплотил в чертежах архитектор Борис Иофан, однако, за несколько дней до утверждения проекта архитектора отстранили от работ: он посмел перечить Сталину. Создание грандиозного здания поручили группе архитекторов под руководством Льва Владимировича Руднева. Над скульптурным оформлением фасадов работала мастерская Веры Мухиной.

Строительство университета

Под строительство вуза выделили участок площадью 100 га у излучины Москвы-реки. Технический проект и генеральную смету на строительство комплекса, этажность здания и высоту шпиля МГУ утверждал Сталин.

Строительство МГУ

12 апреля 1949 года заложили первый камень в основание фундамента. Сталин лично контролировал стройку. Для работ доставили строительные части с объектов атомной промышленности и несколько тысяч заключенных. «Счастливчикам», имеющим рабочие специальности, реальный срок заменили на условный, а несколько человек со стройки удачно сбежали.

Несмотря на это, 16-тысячный коллектив строителей Московского университета работал с энтузиазмом. На необыкновенную стройку ехали молодые люди со всей страны и выдавали по пять норм в день. Работали под лозунгом: «Закончим в срок строительство нового университета и будем учиться в нем!». Стать студентом университета – цель вполне достижимая: для рабочих-строителей открыли учебные курсы для подготовки к поступлению в университет.

Первые годы вуза

Работали на строительстве и студенты университета, помогали летом, устраивали воскресники во время учебного года, выступали с концертами. Отделкой помещений занимался специальный лагерный пункт в 700 человек.

Строить МГУ помогала вся страна. Украина присылала гранит, Грузия и Узбекистан – мрамор. В Челябинске изготовляли металлические конструкции, из Белоруссии привозили строительный материал, из Ленинграда и Риги – электроприборы, из Харькова – керамику. Открытие основного корпуса МГУ состоялось 1 сентября 1953 года. Сталин не дожил до торжественного открытия «храма науки» 7 месяцев.

Монтажные работы

Высота 36-этажной высотки со шпилем и звездой 240 метров. Здание построено в самой высокой географической точке – над Москвой-рекой, это масштабная вертикаль столицы. Для стального каркаса потребовалось 40 тысяч тонн стали.

Шпиль МГУ

Архитектор Руднев запланировал на вершине высотного здания воздвигнуть памятник высотой 40 метров. Монумент со Сталиным, Лениным или Ломоносовым (определенно не решили) символизировал бы стремление науки к высотам знаний.

Идея с памятником так и не воплотилась в жизнь, потому что скульптура нарушала пропорциональность небоскреба, достичь которую можно лишь с помощью шпиля. Поэтому на главном здании университета – шпиль с пятиконечной звездой на вершине.

Строители решили сложнейшую задачу – монтаж верхней части строения весом 120 тонн. Сборку провели с помощью самоподъемного крана. Внутри здания МГУ установили временную шахту, в которой провели железнодорожные пути и по ним доставили конструкции шпиля.

Звезда в венке из колосьев диаметром 7,5 метра и длиной колосьев, обрамляющих звезду 12 метров, при высоте шпиля с 16-этажный дом (58 м) колышется при порывах ветра. На вершине здание покрыто пластинами желтого стекла, внутренние стороны которых облицованы алюминием.

Текст и иллюстрации Главное здание МГУ

Как сталинская высотка объединила в себе американский небоскреб и русскую средневековую башню

Автор Айрат Багаутдинов

Один из самых ярких образцов сталинской архитектуры — главное здание Московского государственного университета на Воробьевых горах, которое было построено в 1948–1953 годах под руководством Льва Руднева коллек­тивом архитекторов. Кроме Руднева в него входили Сергей Чернышев, Павел Абросимов и Александр Хряков. На всякий случай напомню, что здание — одна из сталинских высоток высотой 235 метров пирамидальной композиции с распластанными крыльями, расположившаяся в центре излучины Москвы-реки на Воробьевых горах.

Здание МГУ на Воробьевых горах. 1958 год© РИА «Новости»
Прежде чем более подробно поговорить об архитектуре здания, обсудим стиль и эпоху. Что вообще такое сталинская архитектура? После курса на коллекти­визацию и индустриализацию, после отчетов об успешном ходе первой пяти­летки, после централизации партийной власти в руках Сталина, что касалось и архитектурно-строительной сферы, сформировалось понимание, что стране нужна архитектура, способная выражать идеи процветания государства и величия вождя.

В прошлой лекции мы говорили о том, что во второй половине 1920-х архитектурный авангард стал едва ли не главенствующим направлением. Нельзя сказать, что все строили авангардистские сооружения: появлялись и здания, выполненные в духе неоклассицизма, эклектики и ар-деко, но голос авангарда звучал громче всего.

В начале же 1930-х, авангард подвергся жесткой критике. Например, в 1934 году член оргкомитета Союза советских архитекторов Александров заявил в своем итоговом докладе на Всесоюзном совещании архитекторов:

«Сознание того, что рабочий класс не для того в великих муках свергал капитализм, чтобы замкнуться в бездушной „коробочной“ архитектуре и построить безрадостную, скучную жизнь, стало проникать в самые широкие круги архитекторов. <�…> Конструктивизм в архитектуре, сыграв свою известную положительную роль, обнажил всю оши­бочность важнейших принципиальных моментов своей системы творчества».

С начала 1930-х на передний план выдвинулась архитектура, которая следовала классической традиции, но перерабатывала ее в духе современности, придавая ей больше геометрии, линейности и плоскостности. Яркие примеры, спроекти­рованные еще в 1920-е годы, — Мавзолей Ленина работы Алексея Щусева или Библиотека имени Ленина работы Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха. Такую архитектуру исследователи называют по-разному: ар-деко, посткон­структивизм, монументальный ордер. Мы будем использовать понятие ар-деко.

Дом на Моховой улице. Архитектор Иван Жолтовскийpastvu.com
Усилились и позиции неоклассики. В 1934 году Иван Жолтовский построил жилой дом на Моховой в духе дореволюционного неоклассицизма. Дом получил большую известность и одобрение архитектурного сообщества. На Всесоюзном совещании архитекторов в том же году с легкой руки Виктора Веснина, одного из лидеров авангарда, дом получил прозвище «гвоздь в гроб конструктивизма». Но особенное положение неоклассика приобрела после Великой Отечественной войны, когда архитектура была призвана выражать идеи триумфа. Хороший пример — реконструкция Всесоюзной сельско­хозяй­ственной выставки, сегодня мы знаем ее под названием ВДНХ. После рекон­струкции многие павильоны, например Центральный и павильон РСФСР, приобрели черты классицизма, а генеральный план выставки стал походить на планы дворцово-парковых ансамблей.

Всесоюзная сельско­хозяй­ственная выставка. 1954 год© РИА «Новости»
Продолжала существовать и эклектика, или архитектура выбора, — подход, при котором архитекторы оформляли здание элементами исторических стилей. Так выглядит реконструированная в конце 1930-х годов Тверская улица Тогда улица Горького.. Боль­шинство зданий на ней украшены элементами классики, а некоторые вдруг — элементами готики, небольшими башенками.

Во время Великой Отечественной войны и после нее была популярна архи­тектура романтизма, отсылающая к образам русской старины или сказки. Например, это фонтан «Каменный цветок» на ВДНХ или гостиница «Ленин­градская» и станция метро «Комсомольская» Имеется в виду кольцевая станция., напоминающие о нарышкин­ском барокко, стиле XVII века.

Комсомольская площадь. 1975 год© РИА «Новости»
В общем, сталинская архитектура была плавильным котлом. Почему же мы выбрали именно главное здание МГУ? Во-первых, после Дворца Советов, который так и не был построен из-за Великой Отечественной войны, сталин­ские высотки стали, пожалуй, самым крупным и широко разрекламированным архитектурным проектом сталинского времени. А во-вторых, в главном здании МГУ в некоторой степени продолжились традиции довоенного зодчества, но в то же время оно наилучшим образом воплотило в себе принципы уже послевоенной архитектуры.

Для начала обратимся к истории здания. 13 января 1947 года выходит поста­новление Совета министров о строительстве восьми высоток. Интересно, кстати, что первый пункт постановления говорит: «принять предложение товарища Сталина о строительстве» восьми высоток. Наверное, именно поэтому высотки и называют сталинскими: судя по всему, это была его личная идея — или это представили так в правительственных кругах и в СМИ. Однако сначала здание на Воробьевых горах выделили под гостиницу и жилье. 15 марта 1948 года выходит еще одно постановление Совета министров о том, что здание на Ленинских, как их тогда называли, горах будет отдано под Мос­ковский государственный университет.

Первым архитектором здания был Борис Иофан — крупный мастер еще довоенного ар-деко. Как раз он был автором нереализованного Дворца Советов или, например, довольно известного Дома на набережной. Однако 3 июля все того же 1948-го Иофана снимают и заменяют на Льва Руднева, тоже архитек­тора 1920–30-х годов, но, видимо, более сговорчивого. Руднев переработал проект Иофана. У здания сохранилась пирамидальная, уступчатая композиция, но вместо очевидно строгих геометрических черт ар-деко оно приобрело черты неоклассические. Кроме того, по проекту Иофана здание должно было распола­гаться на самой кромке Воробьевых гор — там, где сейчас смо­тровая пло­щад­ка — и огромная парадная лестница соединяла бы его с набе­режной Москвы-реки. А Лев Руднев, следуя логике инженеров-строителей, которые не хотели работать со сложными грунтами на кромке холма, сдвинул здание вглубь Воробьевых гор.

Здание МГУ. 1959 год© РИА «Новости»
Высотка строилась достаточно долго — это был очень мощный, сложный строительный проект. СМИ в те времена писали о том, что вся страна строит это здание, потому что мрамор привозили с Урала, светильники — из Риги, металл — с Украины, и так далее. 1 сентября 1953-го, к началу очередного учебного года, здание было торжественно открыто. Думаю, не ошибусь, если скажу, что это было самое широко разрекламированное здание послевоенной или по крайней мере сталинской эпохи. Опубликовали огромное количество журнальных статей и книг, вышла и отдельная, освеща­ющая строительство этого здания книга «Дворец науки» — так иначе называли это здание. Сняли полнометражный документальный фильм. Так что это здание стало квин­тэссенцией послевоенной сталинской архитектуры.

Теперь давайте разберемся с его обликом, чтобы понять, какие принципы находились в основе сталинской — не только военной, но и довоенной — архитектуры вообще.

Сталинская Москва как мечта о социализме

Дворец Советов, город-сад и другие сбывшиеся и несбывшиеся градостроительные идеи 1930-х

Начнем с разговора о композиции здания. Как мы уже говорили, композиция пирамидальная, ступенчатая. Откуда она берется? Первым делом, конечно, вспоминаются американские небоскребы времен ар-деко. Не думаю, что можно найти какие-то конкретные прототипы — скорее тот образ высотного пирамидального, уступчатого здания, который американцы придумали и ши­роко разрекламировали в 1920–30-е годы, владел умами в целом. Неслучайно и высотные здания 1930-х годов, на которые, наверное, в первую очередь равнялись сталинские высотки, тоже были пирамидальными — тот же Дворец Советов. Ведь в послевоенное время еще не было мысли отменять его строи­тельство — проект был заморожен. Но если мы посмотрим на публикации тех времен, скажем на обложку одного из номеров журнала «Техника — моло­дежи», который мне очень нравится, за 1952 год, то увидим, что там изобра­жена панорама Москвы как бы ближайшего будущего, потому что все сталин­ские высотки уже построены и в то же самое время там есть Дворец Советов: он, как своего рода главная сталинская высотка, стоит в центре, а остальные — ожерелье вокруг него. Так что эта уступчатая композиция, которая характерна для всех сталинских высоток и особенно хорошо заметна в главном здании МГУ, приходит сюда из этого самого сталинского ар-деко 1930-х годов.

Еще интересно то, что в первоначальных проектах и Иофана, и Руднева пред­полагалось увенчать здание скульптурой. У Иофана это была символическая скульптура, изображающая студентов, которые поднимали над своими головами огромные раскрытые книги. Лев Руднев предложил более понятную скульптуру — огромного Ленина. Тут мы тоже видим перекличку с 1930-ми годами, потому что именно огромной скульптурой Ленина должно было увенчаться здание Дворца Советов. Таким образом, главное здание МГУ можно считать как бы компенсацией, уменьшенной копией Дворца Советов — по край­ней мере, в первоначальных его вариантах.

Однако сами архитекторы сталинских высоток отвергали какие-либо срав­нения с американским ар-деко или даже с советской архитектурой 1930-х. Если почитать воспоминания Дмитрия Чечулина Дмитрий Николаевич Чечулин (1901–1981) — глав­ный архитектор Москвы с 1945 по 1949 год, построивший, в частно­сти, Концертный зал имени Чайковского, павильон Московской области на ВДНХ и гостиницу «Пекин». Чечулин также проекти­ровал высотку на Котельнической набережной., то он пишет, что они ориенти­ровались на русскую высотную архитектуру: колокольни, крепостные башни. А мне довелось поработать с архивами Аркадия Мордвинова, автора гостиницы «Украина», и я действительно видел в одной из папок перерисованные обмеры церкви Вознесения Господня в Коломенском, колокольни Ивана Великого, Спасской башни Московского Кремля, и прослеживается, как он постепенно приходит к силуэту гостиницы «Украина». Так что надо признать: ориентация на рус­скую средневековую архитектуру имела место. И это очень показательно, потому что это черта уже послевоенной архитектуры. Мы говорили о том, что в это время многие архитекторы ориентировались на русскую старину, и неслу­чайно другая сталинская высотка, гостиница «Ленинградская», буквально использует декор нарышкинского барокко и в этом смысле напоминает нам, скажем, колокольню или башню Новодевичьего монастыря.

Итак, мы увидели, что в композиции главного здания МГУ соединились черты сталинского ар-деко 1930-х годов и сталинского романтизма послевоенного времени. Теперь обратимся к фасадам. Фасады довольно лаконичны. Они украшены лишь упрощенными ордерными элементами: небольшими лопатками, фризом, который выделен красным цветом, довольно скромным карнизом. И это упрощение ордерных элементов опять же напоминает эсте­тику ар-деко. Вспоминается, скажем, здание Библиотеки имени Ленина, спроектированное еще в конце 1920-х годов, где стена тоже расчленена лопатками, но очень простыми, где тоже есть карниз, но очень простой.

Главный вход МГУ. 1980 год© РИА «Новости»
Однако при общем лаконизме фасадов главного здания МГУ тут и там возни­кают довольно яркие детали. Посмотрим, что они рассказывают. Главный вход в высотку МГУ был сделан со стороны Москвы-реки. Сегодня он закрыт, но рассматривать здание надо именно с этой стороны. Вход имеет отчетливые ампирные мотивы. Вы входите сквозь огромный колонный портик Портик — навес, который опирается на колон­ны, образуя открытую с одной стороны галерею, примыкающую к зданию., над ним — аттик Аттик — стенка, которая располагается над карнизом, венчающим здание., на аттике — барельеф, еще выше — картуш Картуш — декоративный элемент в виде щита, не до конца развернутого свитка или венка, на котором располагают родовой герб, эмблему или девиз. со знаменами и гербом СССР. Все это отсылает к архитектуре русского классицизма, и это черта послевоенного сталинского неоклассицизма. Подобное видно во многих зданиях послевоенной эпохи, например в Центральном павильоне ВДНХ или входной группе парка Горького.

Еще, как я думаю, немногие обращают внимание на то, что с двух сторон от па­радного входа в главное здание МГУ установлены ростральные колонны Ростральная колонна — трофейный памят­ник, колонна, украшенная рострами, то есть фигурами с носовых частей кораблей. На колон­нах у здания МГУ их заменяют социалистические знамена. — примерно такие же, как на стрелке Васильевского острова в Петербурге. Это еще одна отсылка к архитектуре русского классицизма, ведь Биржа и стрелка Васильевского острова были построены именно в начале XIX века.

Кроме того, как и многие здания эпохи классицизма, главное здание МГУ имеет развитую скульптурную программу. Например, с двух сторон от глав­ного входа около тех самых ростральных колонн нас встречают скульптуры юноши и девушки с книгами, символизирующие вечную молодость науки. Автор этих скульптур — Вера Мухина. Еще скульптуры есть на вершине аттика, а на вершине первого ступенчатого объема этого здания стоят восьмиметровые бетонные скульптуры, и так далее. Более мелкие элементы, скажем небольшие башенки на боковых крыльях, украшены уже не скульптурой, а керамическими вазонами, которые на поверку оказываются снопами пшеницы. Так что декор у здания достаточно проработанный и так или иначе отсылает нас к классиче­ской архитектуре.

Скульптура Веры Мухиной у входа в МГУ© ТАСС
В заключение надо сказать, что главное здание МГУ, как и все сталинские высотки, было закончено уже после смерти Сталина. Совсем скоро Хрущев будет громить сталинскую архитектуру за излишества. Тем не менее мне кажется, что она прошла проверку временем и сегодня по-прежнему форми­рует облик центра города и его юго-запада. Квартиры-сталинки стоят дорого и считаются престижными; высотки, метро, ВДНХ и Тверская улица стали ключевыми достопримечательностями города, а не искушенные искусство­ведческими познаниями москвичи и туристы любуются именно сталинской архитектурой, отмечая ее праздничный, нарядный, радующий глаз облик. Сталинская архитектура — будь то ар-деко, неоклассика, эклектика или романтизм — преподала нам интересные уроки. Во-первых, архитектура не обязана быть новаторской, не обязана всегда идти вперед. Можно сделать ставку на крепкий консерватизм и не проиграть. А во-вторых, большие инвестиции в архитектуру действительно окупаются сторицей. 

Сталинское метро: роскошь и идеология

Как архитекторы-традиционалисты победили конструктивистов, когда московское метро превратилось в дворцы и что именно в метро изменила война
пок

Архитектурные особенности здания МГУ

Участок на высоком берегу Москвы-реки определил особенности архитектуры ансамбля. В центре – главный корпус университета с башней высотой 240 метров и шпилем высотой 58 метров. Над главным входом – дата строительства «1949-1953». На портале – фриз скульптора Георгия Мотовилова: процессия людей разнообразных занятий и профессий, олицетворяющих союз труда и науки. Фриз сопровождает подпись: «Дружба народов» и «Народ-созидатель».

МГУ им. Ломоносова

От центральной башни отходят 18-этажные «крылья», на которых установлены огромные часы с циферблатом из нержавеющей стали диаметром 8,74 м, весом 39 кг, минутной стрелкой длиной 4.1 м. От «крыльев» главного корпуса отходят башни-корпуса в 12 этажей. Отдельно от главного здания – корпуса химического и физического факультетов МГУ, которые образуют широкий двор. Со стороны Москвы-реки – аллеи и площади с фонтанами.

Университет облицован натуральным камнем. Цоколи выделены мрамором и гранитом. Основной материал облицовки – керамические плиты. Украшения выполнены из литого камня. По бокам бассейна расположена аллея бюстов и памятников выдающимся ученым. Украшает здание МГУ монументальная композиция Веры Мухиной «Вечная молодость науки», памятники Михаилу Ломоносову, Дмитрию Менделееву, физику Александру Столетову.

Декор Главного здания МГУ критиковали, Льва Руднева упрекали в излишнем стремлении украшать внешний облик здания, лишая его строгости. Несмотря на критику, здание МГУ – образец сталинского ампира, архитектурный символ столицы.

Фасад из натурального камня

Инфраструктура и интерьеры

Территория университета разделена на сектора. В главном секторе «А» расположены три факультета, ректорат, администрация, научная библиотека, актовый зал на 1500 человек, а также Дворец культуры с залом на 640 мест и технические помещения.

Актовый зал украшает огромное мозаичное панно работы художника Павла Корина с темой «Победные знамена», представляющее эмблемы и знамена наук. Боковые сектора – жилая зона: квартиры профессорско-преподавательского состава и аспирантов, общежития студентов.

Главный корпус МГУ задуман как строение с замкнутой коммунально-бытовой инфраструктурой, в котором должно быть все необходимое для жизни и работы без отрыва от учебного процесса.

Ансамбль МГУ включает 27 основных и 10 обслуживающих корпусов. В новом университетском здании 148 аудиторий, более 1000 научно-учебных лабораторий. В университетском городке оборудовано несколько смотровых площадок, верхняя – на 32 этаже.

Лестница

Корпуса комплекса соединены друг с другом в виде буквы Ж, благодаря чему во всех помещениях светло и уютно, замкнутых темных коридоров между корпусами не образуется. Здесь живет 2000 человек, на каждом этаже оборудованы кухни с газовыми плитами. Дворец культуры, бассейн, телеграф и кафе, столовые и магазины, поликлиника и спортивный центр, библиотека и почта помогают полноценно жить, работать и учиться.

Садово-парковый ансамбль

Комплекс МГУ на Воробьевых горах занимает 167,43 гектара. Постройками занято 9,1 га, остальное – зеленая зона: парки, скверы, бульвары, озелененные зоны. В 1951-1954 годах на территории высажено 50 тысяч деревьев и 400 тысяч кустарников.

Среди пород деревьев – липы и клены, лиственницы, каштаны и дубы, березы и ели. Среди кустарников – сирень и боярышник, шиповник и акация, барбарис и смородина. Транспортные магистрали и проезды городка от шума и пыли охраняет «защитная зелень».

МГУ и окрестности

Отличный маршрут для весьма познавательной прогулки получится, если стартовать от метромоста со станции «Воробьевы горы» и двигаться к метро «Университет». Весь путь над вами будут шуметь деревья, разносить аромат сиреневые и яблоневые посадки. Без сомнения, запах цветущей зеленой зоны создаст романтическое и крайне позитивное настроение. Конечно, в межсезонье и зимой проделать небольшое путешествие к МГУ и окрестностям тоже можно. Но весна и лето все же более рекомендуемы для этой экскурсии. К тому же в теплое время года работают фонтаны, а перед зданием Главного Университета страны разбито цветастое тюльпанное поле.

Вот так, приятно неспешно гуляя, знакомясь с течением студенческой жизни и отдельными фактами особо одаренных учеников знаменитой Альма матер, подходим к Главному зданию (ГЗ) МГУ.

Ботанический сад вуза

Ботанический сад МГУ – старое научное учреждение, организованное на основе Московского аптекарского огорода в 1706 году. В октябре 1950 года в университетском городке на площади 30 га образовали новый агроботанический сад, которым 20 лет руководил ботаник Вадим Тихомиров. Благодаря его стараниям, учреждение получило научный статус и стало подразделением ботанического факультета.

Ботанический сад

Ботанический сад – площадка для организации учебной и научно-исследовательской деятельности. Здесь работают 26 научных сотрудников, 3 профессора, один доктор и 20 кандидатов наук.

Что находится внутри Главного здания МГУ

Главное здание МГУ — точка притяжения туристов. Гости столицы приходят к нему, чтобы полюбоваться грандиозным сооружением, побывать в Ботаническом саду МГУ, подняться на смотровую площадку и посетить Музей Землеведения.

Смотровая площадка МГУ

Открытая смотровая площадка МГУ находится на 32 этаже центральной башни. Она носит неофициальное название «корона Москвы». Спроектировал ее Лев Руднев. С высоты открывается панорамный вид на столицу. Можно разглядеть стадион «Лужники», деловой центр Москва-Сити, Храм Христа Спасителя, памятник Петру I, Шуховскую телебашню и другие сталинские высотки — гостиницу «Украина», здание МИДа, дом на Кудринской площади.

Посетить обзорную площадку МГУ можно в составе экскурсии с гидом, который поведает историю строительства, расскажет о легендах и мифах, связанных со сталинскими «семью сестрами».

Вид на Москву из здания МГУ, © Elpon

Музей Землеведения

Экспозиция Музея Землеведения МГУ занимает 24 зала на семи этажах (24–28 и 30–31). Выставка посвящена развитию естественных наук. На тематических экскурсиях вы узнаете о географических открытиях, основах геологии, физики, экологии, астрономии, биологии, о строении и эволюции Земли и т. п.

Экскурсия по зданию МГУ

Вход в вуз по пропускам. В главном корпусе – холл, по обеим сторонам которого двери в две главные лекционные аудитории. Посреди холла – проход, а по четырем его сторонам – кафе со сладостями и легкой едой.

В просторных холлах – вечное движение, и желающие передохнуть садятся на лестницы. Лестницы ведут в огромный красивый холл, на стенах которого – портреты великих ученых с изречениями, принадлежащими им.

Коридор вуза

В здании много столовых, в том числе диетических. Две просторные столовые, похожие друг на друга, как близнецы, расположились по обеим сторонам от главного входа. В оформлении – ностальгия по советскому времени. Места в столовых МГУ хватает на всех, так что студенты иногда садятся здесь с конспектами и готовятся к занятиям. Кормят вкусно!

Столовая

На втором этаже – островок с принтером, сканером и копиром, многолюдное место. Здесь же аптека и магазин, где продают книги и сувениры, научно-популярные журналы и интеллектуальные подарки, живые цветы.

В середине здания – холл с лифтами, каждый ведет напрямую к конкретным этажам. Всегда открыт грузовой лифт, около него можно присесть в ожидании знакомых.

Холл

К общежитиям, расположенным в боковых сторонах высотки, ведут светлые коридоры. В общежития строгий режим прохода. Атмосфера домашняя и спокойная. Получить комнату в общежитии главного здания МГУ несложно: главное – хорошо учиться и иметь прописку подальше от Москвы.

Тайны сталинских высоток

Здание МГУ имени Ломоносова больше других сталинских высоток окутано мистикой и загадочными легендами. Значительная часть из них связана с подвалами комплекса, которые уходят вглубь земли на два этажа. Одни считают, что в них находится огромное бомбоубежище, способное вместить десятки тысяч человек, другие — что там установлены холодильники с азотом, удерживающие грунт. Также живет версия о проложенных подземных коридорах, связывающих МГУ с Кремлем, секретной линией «Метро-2» и подземным городом в Раменках.

Часть мифов кочует между разными высотками. Например, каждому из семи сталинских небоскребов приписывают легенду о сбежавшем на картонных/фанерных крыльях заключенном. Якобы зек сумел смастерить себе крылья и спланировал на них с высоты к Москва-реке. Существует несколько концовок этой истории: заключенный сбежал; его поймали и добавили срок; расстреляли еще в полете; поймали, но отпустили по приказу Сталина, который был очень впечатлен смелостью беглеца.

© Elpon

Участие заключенных в строительстве повлекло истории о замурованных в стенах убитых прорабах и умерших от тяжелого труда рабочих, которые стали призраками и бродят по коридорам вуза. Байки о том, что студенты и преподаватели университета слышат необычные звуки и ощущают чье-то незримое присутствие на занятиях, до сих пор актуальны.

Подробнее о тайнах Главного здания Московского государственного университета можно узнать в ходе тематической автобусной экскурсии по Москве. Программа очень популярна и продается почти во всех турбюро столицы.

Рекорды университета

  • Под фундамент вынуто семь миллионов кубометров грунта.
  • Фундамент высотки расположен на глубине 14 метров.
  • На возведение стен ушло 175 миллионов кирпичей.
  • В высотке 45 000 помещений.
  • Чтобы обойти все комнаты, придется пройти 145 километров и потратить 2 месяца при условии, что обследование здания будет проходить 12 часов в сутки без отдыха и выходных.
  • В МГУ 18 000 окон.
  • Площадь полов составляет 42,5 гектаров и равняется площади 50 футбольных полей.
  • Из плит, потраченных на облицовку здания (2.5 миллиона штук) выложится дорожка шириною в один метр и длиною 220 километров.
  • В вузе 111 лифтов.
  • Длина проводов для освещения 453 километра.
  • Длина труб для отопления 240 километров.
  • В здании 173 километра труб для водоснабжения.
  • В помещениях здания 150 000 единиц мебели.
  • На строительство потрачено из бюджета страны 2 миллиарда 631 миллион 200 тысяч советских рублей, что равняется строительству города на 40 тысяч жителей из 5-этажных панельных домов.

Главное здание МГУ знакомо каждому россиянину: оно изображено на знамени Москвы среди других символов – Кремля, Собора Василия Блаженного и Храма Христа Спасителя. Здание МГУ – объект культурного наследия народов Российской Федерации регионального значения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Edifier lollipods plus инструкция на русском
  • Эпримектин 1 инструкция по применению в ветеринарии для коров
  • Xbox 360 джойстик беспроводной инструкция по применению
  • Руководство по эксплуатации что где находится
  • Тахометр kus инструкция на русском языке