Введение
Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях?
Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.
Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д.
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.
Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.
Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.
Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.
Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает. Поэтому, методические рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных сценариях занятий.
Примерная модель занятия в ОУ ДОД
Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.
При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает:
- учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;
- согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;
- определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими;
- определяются тип и структура занятия;
- его тема, цель, задачи.
Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.
Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала
Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.
Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.
Основные требования к современному занятию.
- Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных), развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.
- Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.
- Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.
- Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии.
- Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.
- Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.
Основные принципы обучения
Организация и содержание занятий в детских объединениях интегрируется вокруг основных принципов обучения, сформулированных еще Я.А. Каменским, и, в дальнейшем, усовершенствованных Е.Н. Медынским для внешкольного образования взрослых в России:
- научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания);
- природосообразности (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями обучающихся);
- последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к общему);
- доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);
- сознательности и активности;
- наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);
- индивидуального подхода в условиях коллективной работы в детском объединении;
- заинтересованности и мобильности (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);
- обеспечение отбираемой информации.
Структура различных типов занятий
Тип занятия |
Основные элементы структуры занятия |
Комбинированное занятие |
Организационная часть
|
Занятие сообщения и усвоения новых знаний |
Организационная часть
|
Занятие повторения и обобщения полученных знаний |
Организационная часть
|
Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Организационная часть
|
Занятие применения знаний, умений и навыков |
Организационная часть
|
Методы организации занятия в детском творческом объединении в ОУДОД:
- репродуктивный;
- словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
- методы практической работы;
- метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров;
- исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке.
- методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;
- проекто-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;
- метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;
- наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;
- использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.
Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий:
- анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование;
- психологические тесты;
- создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);
- психологический театр;
- деловая игра.
Общие требования к написанию плана-конспекта занятия
Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны быть отражены:
- цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;
- учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;
- образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;
- ведущие виды деятельности участников занятия;
- структура занятия и обоснование последовательности его этапов;
- содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;
- мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;
- формы и способы взаимодействия с детьми, общение;
- диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;
- приемы управления вниманием, активизация детей;
- типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;
- образцы корректирующих упражнении;
- приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;
- диагностика результатов занятия, подведение итогов.
Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе
Традиционные занятия |
Нетрадиционные занятия |
Лекция Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся. |
Презентация предмета, явления, события, факта. Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях. |
Семинар Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога. |
Социадрама Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений. |
Дискуссия Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы — расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения. |
Защита проекта Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем. |
Конференция Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов. |
Философский стол Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни — «Свобода и долг», «Человек природа» и т.п. |
Экскурсия Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью. |
«Крепкий орешек» Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений. |
Туристический поход Передвижение группы людей с определенной целью. |
Конверт вопросов Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке. |
Учебная игра Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия. |
Выпускной ринг Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми. |
Утренник, праздник т.д. Организационно-массовые мероприятия, про водимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности. |
Психологическое занятие Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач. |
Примерный план занятия
Дата «__»_____________года
Номер занятия
Раздел
Тема занятия
Цель, задачи занятия
Оборудование, дидактический материал
1. Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.
2. Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.
3. Проверка домашнего задания (если такое задание было). Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям к выполнению практических работ.
4. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введении аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.
5. Предлагаемый образовательный материал или информация. Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.
5.1. Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.
5.2. Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.
5.3. Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.
6. Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия.
7. Контрольный опрос детей по всему ходу занятия. Кроме этого, при подготовке любого занятия педагог ДО должен учитывать следующие правила.
Игровая часть: викторина (подробное описание условия или программы викторины); конкурс (подробное описание); разгадывание кроссворда (с учетом категории сложности); загадки (желательно тематического характера); ребус (с учетом объема знаний и особенностей возраста) и т.д.
Творческая часть: рисование (определить тему и подготовить материалы для данного вида деятельности); лепка; аппликация (заблаговременно предупредить детей о необходимых материалах для данного вида деятельности) и т.д.
Список литературы:
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст] / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. [Текст] /Ю.Н. Кулюткин – М.: Просвещение, 1989 . – 128 с.
- Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. [Текст] / К.М. Левитан – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990. – 168 с.
- Ситник А.П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях. [Текст] /А.П. Ситник – М.: Изд-во МГОПИ «Альфа», 1993. – 146 с.
- Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя.// Завуч. – №1. – 2000. с.59–65
Чухрай Мария Константиновна,
педагог дополнительного образования
ГБДОУ ЦРР – д/с № 45 Василеостровского района
Санкт-Петербурга
Деятельность педагога дополнительного образования в детском саду.
Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. Как отличить дополнительное образование от основного? И может ли дополнительное образование стать главным в жизни человека? Специалисты до сих пор сомневаются, развивает ли дополнительное образование или только создаёт перегрузки. Но сейчас современное дошкольное образование уже сложно представить без дополнительного.
Дополнительные образовательные услуги организуются администрацией ДОУ совместно с коллективом педагогов и осуществляются посредством организации кружковой работы.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности. Главный механизм построения системы непрерывного образования – соединение и развитие возможностей общего, дополнительного и профессионального образования, сохранение всего лучшего и развитие на его основе новых интегративных возможностей.
Дошкольная образовательная организация – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребёнка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребёнка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.
Система дошкольного образования в настоящем времени должна быть гибкой, разноплановой, отвечать социальным запросам родителей, и призвана повышать качество дошкольного образования, развивать потенциал детского сада как организации через внедрение дополнительных образовательных услуг в ДОУ.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. Важно, чтобы учебно-воспитательный процесс объединял основное и дополнительное образование. Дополнительное образование направлено на максимальное раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, развитие детской одаренности, навыков адаптации к современному обществу и получение возможности полноценной организации своего свободного времени, а так же на освоение образовательной программы ДОУ.
Организация дополнительных услуг в ДОУ — неотъемлемый компонент выполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации о дополнительном образовании, вступившего в силу 1 января 2002 года, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей могут быть различных направленностей: физкультурно-оздоровительной, художественной, естественнонаучной, познавательной, развивающей и других направленностей.
Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности.
Педагог дополнительного образования детей даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. При организации деятельности дополнительного образования педагог должен учитывать:
интересы детей и добровольность выбора ими студии, возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях, необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада, понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе, необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность, нормы нагрузки на ребенка.
Дополнительное образование детей в детском саду — одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Дополнительное образования осуществляется во внеурочной деятельности, и осуществляется в течение всего учебного года педагогом дополнительного образования. Дети занимаются 1 – 2 раза в неделю во вторую половину дня. Результаты деятельности детей выражаются в издании альбомов, оформлении стенгазет, в проведении отчетных концертов, мероприятий, в оформлении коллективных выставок.
Кружок как форма дополнительного образования в ДОУ
Изучив литературу по данной теме я решила организовать деятельность по дополнительному образованию в детском саду в форме кружка. Его работу я решила спланировать по тематическим разделам основной программы ДОУ. Таким образом, закрепить и расширить полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.
Кружок — это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы под руководством педагога дополнительного образования.
Цель определила следующую: внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.
Функции кружка:
— образовательная — каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
— социально-адаптивную — занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;
— коррекционно-развивающую — воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
— воспитательную — содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Задачи кружка были определены следующие:
- Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).
- Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки ООП (работа с одаренными детьми).
- Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.
Определила следующие прогнозируемые результаты реализации программы дополнительного образования:
• развитие любознательности и повышение работоспособности детей, формирование социально-интеллектуальной компетенции у воспитанников, развитие сенсорных и умственных способностей, формирование умений действовать в ситуации предоставления свободы выбора;
• снижение детской заболеваемости, овладение разнообразными видами двигательной активности и способами освоения пространства, сформированность умений создавать двигательную импровизацию;
• самостоятельный выбор ориентировки в языковой способности у детей с нарушениями речи;
• удовлетворение потребностей родителей в образовательных услугах ДОУ, активное, систематическое, результативное участие родителей в работе ДОУ.
Моя деятельность регулировалась следующими нормативноравовыми документами:
— Уставом ДОУ;
— Основной образовательной программой ДОУ;
— Положением о кружке;
— Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат);
— Планом работы кружка на год;
— Списком детей;
— Расписанием деятельности;
— Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты).
Чтобы организовать кружок мне пришлось:
1. Изучить нормативно-правовую базу ДОУ.
2. Выявить потребности ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.
3. Проанализировать результативность работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.
4. Разработать или подобрать и утвердить программу кружка.
5. Разработать и утвердить плана кружка на учебный год.
6. Реализовать план работы кружка на практике.
7. Проанализировать результативность работы кружка.
8. Защитить результаты работы перед родительской и педагогической общественностью.
9. Оформить в групповых ячейках уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т. д.
Важно учесть, что организация кружка предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания педагогу дополнительного образования необходимо
— организовать рабочее пространство;
— дать возможность детям заниматься по своим силам и интересам;
— организовать игровой характер подачи любого материала.
Основными формами обучения и развития детей на дополнительных занятиях:
• фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей (в основе которых лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребёнка);
• занятия-инсценировки;
• занятия-путешествия;
• занятия-игры;
• познавательно-досуговые занятия: экскурсии, дидактические игры, развлечения;
• соревновательные: соревнования, тренировки, упражнения, игры;
• контрольно-диагностические: беседы, дискуссии, викторины;
• научно-исследовательские: опыты, наблюдения, эксперименты;
• нетрадиционные: домашнее задание, моделирование.
С педагогами проводились консультации, мастер-классы, семинары, а для родителей был оформлен «Уголок родителей», где вывешивались консультации, на собраниях проводились мастер-классы, на сайте размещалась дополнительная информация, проводились также дни открытых дверей и открытые занятия..
Тематика кружка может быть разнообразна, но при организации деятельности, я учитывала:
— интересы детей и возрастные особенности, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
— необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
— понимание игры как ведущего вида деятельности, выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
— необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
— нормы нагрузки на ребенка.
Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам, в нашем детском саду был востребовано социально-педагогическое. Штатная численность позволила включить педагога дополнительного образования. Я работала в тесном контакте с воспитателями и другими педагогами. Таким образом, старалась не просто механически увеличить количество предоставляемых услуг, а благодаря внедрению новых форм и технологий организации детской деятельности разнообразить образовательное пространство ДОУ.
Руководящий документ для педагога дополнительного образования – программа, которая утверждается на педагогическом совете. Часто от педагога требуют авторскую программу, забывая, что ее разработка – очень сложное дело, которое не каждый осилит.
При планировании работы по дополнительному образованию мне не составило сложности составить рабочую программу, так как я была направлена на курсы повышения квалификации по дополнительному образованию детей, также имела стаж работы в школе детьми 6 – 10 лет. Чаще всего педагог дополнительного образования использовал парциальные программы дополнительно к основной, или разрабатывал на основе комплексных.
Содержание дополнительной образовательной программы было направлено:
• на создание условий для развития личности ребёнка;
• развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
• обучение эмоциональному благополучию;
• приобщение к общечеловеческим ценностям;
• профилактику асоциального поведения;
• создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграцию в систему мировой и отечественной культуры;
• интеллектуальное и духовное развитие личности;
• укрепление психического и физического здоровья;
• взаимодействие педагога с семьёй.
Дополнительные занятия должны сочетаться с обязательными (нежелательны вечерние занятия в пятницу, нерациональность организации одного рода деятельности в один день). Учитывается загруженность и возможности педагогов, соблюдаются нагрузка детей по продолжительности занятий и по дням недели. Как правило, педагога дополнительного образования реализовывал деятельность во второй половине дня.
Деятельность кружков проводится в специально оборудованном помещении: музыкальный зал, спортивный зал, холл и даже спальные комнаты. Проблема заключается в том, что количество охваченных детей дополнительными образовательными услугами требуют подгрупповой формы занятий, а при таких факторах как занятия доп. услугами организуются в основном во второй половине дня, занятость воспитателей по «скользящему» графику не позволяют закрепить за определенной услугой то или иное помещение. И здесь выручает смекалка и оперативность старшего воспитателя (ответственного за координацию работы по дополнительному образованию). Изначально учитывается время привлеченных специалистов. Это кадры требующие постоянства, за ними изначально по договору закрепляется время и место проведения занятий. А с воспитателями ежемесячно утверждается новый график реализации услуги в соответствии с графиком основной работы. Таким образом, координируется право на полноценную реализацию рабочей программы дополнительного образования.
Чтобы выявить заказы семьи, мною совместно с педагогами ежегодно проводится опрос родителей в форме анкетирования и бесед. А для того, чтобы родители проявили больший интерес к предоставляемому комплексу дополнительных образовательных услуг ДОУ, для них организуются дни открытых дверей, отчетные концерты, мастер-классы, где педагоги демонстрируют свою деятельность.
Как правило, родители считают, что их дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности. Но требования СанПиН и других нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют проводить большее количество занятий, чем это предусмотрено программой. Поэтому посещая различного рода организованные практики дополнительных услуг, родители определяют наиболее интересные и приемлемые для их детей направления деятельности.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает ,приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени
Введение дополнительных образовательных услуг предполагает системную работу и большую ответственность перед заказчиками, то есть родителями. Перед руководителями образовательных учреждений новый подход к управлению является сложным и непривычным делом и на практике порождает много вопросов и трудностей. Руководитель сам должен инициировать нововведение образовательных услуг, видеть его последствия, достижения и издержки. При введении дополнительных образовательных услуг следует тщательно продумать учебную нагрузку на ребёнка в течение дня с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого следует составить единое по всему саду расписание, предполагая занятия после дневного сна или прогулки .
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает ,приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Библиографический список
1. Зацепина М., статья «Дополнительному образованию в ДОУ – 10 лет!», журнал «Обруч» № 3-2006 г.;
2. , статья «Кружковая работа в ДОУ», журнал «Управление дошкольным образованием, № 8-2007 г.;
3. «Практика оказания платных образовательных услуг», журнал «Управление дошкольным образованием» № 7-2006 г.;
4. , статья «Дополнительное образование в ДОУ», журнал «Управление дошкольным образованием» № 5-2008 г.
|
|||||
3.1. Обобщенная трудовая функция: |
|||||
Наименование |
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам
|
Код |
A |
Уровень |
6 |
Возможные наименования должностей |
педагог дополнительного старший педагог дополнительного тренер-преподаватель[6] старший тренер-преподаватель [7] преподаватель[8] |
Требования к образованию и |
Среднее профессиональное Дополнительное При отсутствии Рекомендуется обучение по |
Требования к опыту практической |
Для старшего педагога |
Особые условия допуска к работе |
Отсутствие ограничений на Прохождение обязательных Прохождение в |
Дополнительные характеристики |
|
Наименование базовой |
|
Преподаватели в средней школе
|
|
Педагог дополнительного |
|
Старший педагог |
|
Тренер-преподаватель |
|
Старший |
|
Преподаватель |
|
Педагогика |
|
Направления подготовки и |
3.1.1. Трудовая функция |
|||||
Наименование |
Организация деятельности |
Уровень |
6.1 |
Выполнение на данном этапе (+,-, примечания) |
|
Трудовые действия |
Набор на обучение по Отбор для обучения по |
||||
Организация, в |
|||||
Консультирование |
|||||
Текущий |
|||||
Разработка мероприятий по |
|||||
Необходимые умения |
Выполнять деятельность и |
||||
Готовить информационные |
|||||
Понимать мотивы поведения |
|||||
Набирать и комплектовать |
|||||
Проводить |
|||||
Использовать |
|||||
Проводить отбор и |
|||||
Определять |
|||||
Разрабатывать — задач и особенностей — возрастных особенностей — современных требований |
|||||
Обеспечивать сохранность и эффективное использование оборудования, |
|||||
Анализировать возможности |
|||||
Создавать условия для |
|||||
Устанавливать педагогически |
|||||
Использовать на занятиях — избранной области — состояния здоровья, возрастных и |
|||||
Осуществлять электронное |
|||||
Готовить обучающихся к |
|||||
Создавать педагогические |
|||||
Проводить педагогическое |
|||||
Контролировать |
|||||
Лично соблюдать |
|||||
Анализировать проведенные |
|||||
Взаимодействовать с |
|||||
Необходимые знания |
Основные правила и |
||||
Принципы и |
|||||
Техники и приемы общения |
|||||
Техники и приемы |
|||||
Федеральные |
|||||
Характеристики различных |
|||||
Особенности и организация |
|||||
Основные характеристики, |
|||||
Основные подходы и |
|||||
Профориентационные |
|||||
Теоретические |
|||||
Теоретические |
|||||
Особенности |
|||||
Особенности детей, |
|||||
Методы, приемы и способы |
|||||
Источники, причины, виды |
|||||
Педагогические, |
|||||
Правила эксплуатации |
|||||
Требования охраны труда в |
|||||
Требования охраны труда |
|||||
Меры ответственности |
|||||
Нормативно-правовые акты |
|||||
Другие характеристики |
— |
||||
3.1.2. Трудовая функция |
||||
Наименование |
Организация досуговой |
Уровень |
6.1 |
Выполнение на данном этапе (+,-, примечания) |
Трудовые действия |
Планирование подготовки |
|||
Организация подготовки |
||||
Проведение досуговых |
||||
Необходимые умения |
Понимать мотивы |
|||
Создавать при подготовке — привлекать обучающихся (для детей — использовать при — проводить мероприятия — устанавливать — использовать |
||||
Контролировать соблюдение |
||||
Лично соблюдать |
||||
Взаимодействовать с |
||||
Проводить анализ и |
||||
Необходимые знания |
Основные направления |
|||
Методы и формы |
||||
Техники и приемы общения |
||||
Основные подходы и |
||||
Особенности одаренных |
||||
Специфика работы с |
||||
Требования охраны труда |
||||
Меры ответственности |
||||
Нормативно-правовые акты |
||||
Виды внебюджетных |
||||
Другие характеристики |
— |
|||
3.1.3. Трудовая функция |
||||
Наименование |
Обеспечение |
Уровень |
6.1 |
Выполнение на данном этапе (+,-, примечания) |
Трудовые действия |
Планирование |
|||
Проведение родительских |
||||
Организация совместной |
||||
Обеспечение в рамках |
||||
Необходимые умения |
Определять |
|||
Устанавливать |
||||
Выявлять представления |
||||
Организовывать и |
||||
Использовать различные |
||||
Необходимые знания |
Нормативно-правовые акты |
|||
Особенности семейного |
||||
Особенности работы с |
||||
Педагогические |
||||
Основные формы, методы, |
||||
Основные принципы и |
||||
Приемы привлечения |
||||
Другие характеристики |
— |
|||
3.1.4. Трудовая функция |
||||
Наименование |
Педагогический контроль и оценка |
Уровень (подуровень) |
6.1 |
Выполнение на данном этапе (+,-, примечания) |
Трудовые действия |
Контроль и оценка Контроль и оценка |
|||
Анализ и интерпретация |
||||
Фиксация и оценка |
||||
Необходимые умения |
Определять формы, методы |
|||
Устанавливать |
||||
Наблюдать за учащимися, |
||||
Соблюдать нормы |
||||
Анализировать и |
||||
Использовать различные |
||||
Анализировать и |
||||
Корректировать процесс |
||||
Необходимые знания |
Законодательство |
|||
Особенности оценивания |
||||
Понятия и виды |
||||
Нормативно-правовые акты |
||||
Характеристики и |
||||
Средства (способы) |
||||
Методы подбора из |
||||
Другие характеристики |
— |
|||
3.1.5. Трудовая функция |
||||
Наименование |
Разработка |
Уровень |
6.2 |
Выполнение на данном этапе (+,-, примечания) |
Трудовые действия |
Разработка дополнительных |
|||
Определение |
||||
Определение |
||||
Разработка системы оценки |
||||
Ведение документации, |
||||
Необходимые умения |
Находить, |
|||
Выявлять |
||||
Планировать — задач и особенностей — образовательных — фактического уровня — особенностей группы — специфики инклюзивного — санитарно-гигиенических |
||||
Проектировать совместно с |
||||
Корректировать содержание |
||||
Вести учебную, |
||||
Создавать отчетные |
||||
Заполнять и использовать |
||||
Определять законность |
||||
Необходимые знания |
Содержание и методика |
|||
Способы выявления |
||||
Основные технические |
||||
ФГТ (для преподавания по |
||||
Основные характеристики, |
||||
Особенности работы с |
||||
Специальные условия, |
||||
Профориентационные |
||||
Нормативно-правовые акты |
||||
Требования охраны труда |
||||
Меры ответственности |
||||
Нормативно-правовые и |
||||
Возможности использования |
||||
Правила и регламенты |
||||
Другие характеристики |
— |
|||
3.2. Обобщенная трудовая функция |
||||||||||
Наименование |
Организационно-методическое |
Код |
В |
Уровень |
6 |
|||||
Происхождение |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из |
|||||||
Код |
Регистрационный |
|||||||||
Возможные наименования должностей |
методист |
|||||||||
Требования к образованию и |
Высшее образование — Высшее педагогическое Высшее образование – Рекомендуется обучение по |
|||||||||
Требования к опыту практической |
При наличии квалификации При наличии квалификации |
|||||||||
Особые условия допуска к работе |
Отсутствие ограничений на Прохождение обязательных Прохождение в |
|||||||||
Дополнительные характеристики |
||||||||||
Наименование |
Код |
Наименование базовой группы, |
||||||||
ОКЗ |
2351 |
Специалисты по методике обучения и воспитательной работы
|
||||||||
ЕКС |
— |
Методист |
||||||||
ОКСО |
050710 |
Педагогика дополнительного |
||||||||
— |
Любые направления |
|||||||||
3.2.1.Трудовая функция |
||||||||||
Наименование |
Организация и проведение |
Код |
В/01.6
|
Уровень (подуровень) |
6.3 |
|||||
Происхождение |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из |
|||||||
Код |
Регистрационный |
|||||||||
Трудовые действия |
Организация |
|||||||||
Организация |
||||||||||
Формирование |
||||||||||
Необходимые умения |
Формулировать |
|||||||||
Формировать |
||||||||||
Обеспечивать |
||||||||||
Организовывать |
||||||||||
Распределять обязанности |
||||||||||
Использовать |
||||||||||
Проводить первичную |
||||||||||
Обрабатывать, |
||||||||||
Разрабатывать и |
||||||||||
Необходимые знания |
Теория и практика |
|||||||||
Методические основы |
||||||||||
Тенденции развития |
||||||||||
Нормативно-правовые, |
||||||||||
Современные |
||||||||||
Другие характеристики |
— |
|||||||||
3.2.2. Трудовая функция |
|||||||||
Наименование |
Организационно-педагогическое |
Код |
В/02.6
|
Уровень |
6.3 |
||||
Происхождение |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из |
||||||
Код |
Регистрационный |
||||||||
Трудовые действия |
Проведение групповых и |
||||||||
Контроль и оценка |
|||||||||
Организация экспертизы |
|||||||||
Организация под |
|||||||||
Необходимые умения |
Анализировать и оценивать |
||||||||
Проводить групповые и |
|||||||||
Оценивать качество — порядку организации и — современным — образовательным — требованиям охраны |
|||||||||
Анализировать состояние и |
|||||||||
Консультировать |
|||||||||
Организовывать обсуждение |
|||||||||
Оказывать |
|||||||||
Использовать различные |
|||||||||
Готовить |
|||||||||
Необходимые знания |
Законодательство |
||||||||
Законодательство |
|||||||||
Локальные нормативные |
|||||||||
Методологические и |
|||||||||
Направления и перспективы |
|||||||||
Направления и перспективы |
|||||||||
Источники надежной и |
|||||||||
Современные концепции и |
|||||||||
Особенности построения |
|||||||||
Возрастные особенности |
|||||||||
Стадии профессионального |
|||||||||
Правила слушания, ведения |
|||||||||
Требования охраны труда |
|||||||||
Меры ответственности |
|||||||||
Другие характеристики |
— |
||||||||
3.2.3. Трудовая функция |
|||||||||
Наименование |
Мониторинг и оценка качества |
Код |
В/03.6
|
Уровень |
6.3 |
||||
Происхождение |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из |
||||||
Код |
Регистрационный |
||||||||
Трудовые действия |
Посещение и анализ |
||||||||
Разработка рекомендаций |
|||||||||
Организация под |
|||||||||
Необходимые умения |
Планировать проведение |
||||||||
Анализировать занятия и |
|||||||||
Разрабатывать на |
|||||||||
Проводить обсуждение с |
|||||||||
Оценивать квалификацию (компетенцию) |
|||||||||
Необходимые знания |
Знания, необходимые для |
||||||||
Другие характеристики |
— |
||||||||
3.3. Обобщенная трудовая функция |
||||||||||||
Наименование |
Организационно-педагогическое |
Код |
С |
Уровень |
6 |
|||||||
Происхождение |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из |
|||||||||
Код |
Регистрационный |
|||||||||||
Возможные наименования должностей |
педагог-организатор |
|||||||||||
Требования к образованию и |
Высшее образование — Высшее педагогическое Высшее образование – Рекомендуется обучение по |
|||||||||||
Требования к опыту практической |
При наличии квалификации При наличии квалификации |
|||||||||||
Особые условия допуска к работе |
Отсутствие ограничений на Прохождение обязательных Прохождение в |
|||||||||||
Дополнительные характеристики |
||||||||||||
Наименование |
Код |
Наименование базовой |
||||||||||
ОКЗ |
2320 |
Преподаватели в средней школе |
||||||||||
ЕКС |
— |
Педагог-организатор |
||||||||||
ОКСО |
050710 |
Педагогика дополнительного образования |
||||||||||
— |
Любые направления подготовки и |
|||||||||||
3.3.1.Трудовая функция |
||||||||||
Наименование |
Организация и проведение массовых |
Код |
С/01.6
|
Уровень |
6.2 |
|||||
Происхождение |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из |
|||||||
Код |
Регистрационный |
|||||||||
Трудовые действия |
Планирование |
|||||||||
Разработка |
||||||||||
Осуществление |
||||||||||
Планирование |
||||||||||
Организация |
||||||||||
Проведение |
||||||||||
Анализ |
||||||||||
Необходимые умения |
Планировать, — привлекать педагогов и — поддерживать социально — использовать при — организовывать — координировать — выполнять роль ведущего — привлекать к участию в — устанавливать — использовать |
|||||||||
Контролировать соблюдение |
||||||||||
Лично соблюдать |
||||||||||
Взаимодействовать с |
||||||||||
Проводить анализ и |
||||||||||
Необходимые знания |
Основные направления |
|||||||||
Способы выявления |
||||||||||
Методы и формы |
||||||||||
Техники и приемы общения |
||||||||||
Основные подходы и |
||||||||||
Особенности одаренных |
||||||||||
Требования охраны труда |
||||||||||
Меры ответственности за |
||||||||||
Нормативно-правовые акты |
||||||||||
Виды внебюджетных |
||||||||||
Другие характеристики |
— |
|||||||||
3.3.2.Трудовая функция |
|||||||||
Наименование |
Развитие социального партнерства |
Код |
С/02.6
|
Уровень |
6.3 |
||||
Происхождение |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
||||||
Код |
Регистрационный |
||||||||
Трудовые действия |
Планирование, организация и проведение мероприятий для привлечения и сохранения контингента обучающихся различного возраста
|
||||||||
Организация набора и комплектования групп обучающихся
|
|||||||||
Взаимодействие с органами власти, выполняющими функции учредителя, заинтересованными лицами и организациями, в т.ч. социальными партнерами организации, осуществляющей образовательную деятельность, по вопросам развития дополнительного образования и проведения массовых досуговых мероприятий
|
|||||||||
Необходимые умения |
Планировать мероприятия для привлечения потенциального контингента обучающихся различного возраста
|
||||||||
Организовывать подготовку и размещение, готовить и размещать информационно-рекламные материалы (листовки, буклеты, плакаты, баннеры, презентации и другое) о возможностях дополнительного образования детей и взрослых в различных областях деятельности, о перечне и основных характеристиках предлагаемых к освоению программ
|
|||||||||
Проводить презентации организации и реализуемых ею образовательных программ, дни открытых дверей, конференции, выставки и другие мероприятия, обеспечивающие связи с общественностью - родителями (законными представителями) и детьми и (или) взрослым населением, заинтересованными организациями
|
|||||||||
Организовывать мероприятия по набору и комплектованию групп обучающихся с учетом специфики реализуемых дополнительных общеобразовательных программ, индивидуальных и возрастных характеристик обучающихся
|
|||||||||
Находить заинтересованных лиц и организации, развивать формальные (договорные, организационные) и неформальные формы взаимодействия с ними
|
|||||||||
Эффективно взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями обучающихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями, в том числе с социальными партнерами
|
|||||||||
Создавать условия для поддержания интереса обучающихся к дополнительному образованию и освоению дополнительных общеобразовательных программ в организации, осуществляющей образовательную деятельность
|
|||||||||
Необходимые знания |
Перечень и характеристики предлагаемых к освоению дополнительных общеобразовательных программ
|
||||||||
Основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов (листовок, буклетов, плакатов, баннеров, презентаций и других материалов) на бумажных и электронных носителях
|
|||||||||
Основные методы, приемы и способы привлечения потенциального контингента обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам
|
|||||||||
Заинтересованные организации, мотивы их взаимодействия с организациями, реализующими дополнительные общеобразовательные программы, формальные (договорные, организационные) и неформальные формы взаимодействия с социальными партнерами
|
|||||||||
Техники и приемы общения (слушания, убеждения и т. д.) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников
|
|||||||||
Техники и приемы вовлечения в деятельность и поддержания интереса к ней
|
|||||||||
Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического микроклимата и обеспечения условий для сотрудничества обучающихся
|
|||||||||
Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
|
|||||||||
Другие характеристики |
— |
||||||||
3.3.3. Трудовая функция |
|||||||||
Наименование |
Организация дополнительного |
Код |
С/03.6
|
Уровень |
6.3 |
||||
Происхождение |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из |
||||||
Код |
Регистрационный |
||||||||
Трудовые действия |
Анализ внутренних и внешних (средовых) условий развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность
|
||||||||
Разработка предложений по развитию дополнительного образования (направлению дополнительного образования) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и представление их руководству организации
|
|||||||||
Координация и контроль работы педагогов и объединений детей и школьников в организации, осуществляющей образовательную деятельность
|
|||||||||
Планирование и организация совместно с методистом методической работы и повышения квалификации педагогов организации, осуществляющей образовательную деятельность
|
|||||||||
Анализ процесса и результатов реализации программ дополнительного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность
|
|||||||||
Необходимые умения |
Ориентироваться в источниках, анализировать и обобщать информацию о государственной и региональной политике в области образования, необходимую для определения требований к качеству дополнительного образования детей и (или) взрослых, ориентации в тенденциях его развития
|
||||||||
Проводить изучение рынка дополнительных образовательных услуг под руководством специалиста
|
|||||||||
Определять, изучать и анализировать внутренние и внешние (средовые) условия развития организации, реализующей программы дополнительного образования детей и (или) взрослых, в том числе социально-экономические условия деятельности, социально-психологические особенности контингента, методическое и кадровое обеспечение
|
|||||||||
Разрабатывать и представлять руководству и педагогическому коллективу предложения по развитию организации, реализующей программы дополнительного образования, перечню и содержанию программ, обеспечению качества их реализации, совершенствованию кадрового, нормативного, учебно-методического и материально-технического обеспечения
|
|||||||||
Создавать условия для появления новых творческих объединений, отвечающих интересам детей и (или) взрослых, развития и деятельности детских и молодежных общественных организаций
|
|||||||||
Контролировать и организовывать работу педагогов, детских и молодежных объединений: посещать занятия и досуговые мероприятия, анализировать и обсуждать их с педагогами дополнительного образования, составлять расписание работы творческих объединений (кружков, секций и т.п.), контролировать соблюдение требований охраны труда на занятиях и при проведении досуговых мероприятий
|
|||||||||
Взаимодействовать с методистом по вопросам планирования и организации методической работы и повышения квалификации педагогов
|
|||||||||
Анализировать процесс и результаты деятельности организации по реализации программ и развитию дополнительного образования детей и (или) взрослых
|
|||||||||
Необходимые знания |
Законодательство |
||||||||
Методологические основы |
|||||||||
Современные концепции и |
|||||||||
Особенности построения |
|||||||||
Источники надежной и |
|||||||||
Внутренние |
|||||||||
Возрастные особенности |
|||||||||
Стадии профессионального |
|||||||||
Правила слушания, ведения беседы, убеждения, приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения, логику и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога, формы представления предложений по развитию образования руководителям и педагогическому коллективу
|
|||||||||
Меры ответственности за |
|||||||||
Другие характеристики |
— |
||||||||
[1] Общероссийский
классификатор занятий.
[2] Общероссийский
классификатор видов экономической деятельности.
[3] К дополнительным
общеобразовательным программам относятся программы технической, художественной,
естественнонаучной, туристко-краеведческой, физкультурно-спортивной,
социально-педагогической и иной направленности (профиля).
[4] Трудовая функция А/03.6
«Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) при
решении задач обучения и воспитания детей» необходима в рамках реализации
программ дополнительного образования детей.
[5] Старший педагог
дополнительно выполняет функции, обеспечивающие координацию деятельности
педагогов дополнительного образования, оказывает им методическую помощь и т.п.,
описанные в обобщенных трудовых функциях В «Организационно-методическое
обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ» и С
«Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных
общеобразовательных программ» настоящего профессионального стандарта.
[6] Наименование
должности используется при реализации дополнительных предпрофессиональных
образовательных программ в области физической культуры и спорта.
[7] Старший
тренер-преподаватель дополнительно выполняет функции, обеспечивающие
координацию деятельности тренеров-преподавателей, оказывает им методическую
помощь и т.п., описанные в обобщенных трудовых функциях В
«Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных
общеобразовательных программ» и С «Организационно-педагогическое обеспечение реализации
дополнительных общеобразовательных программ» настоящего профессионального
стандарта.
[8] Наименование должности используется
при реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в
области искусств.
[9] «Трудовой
кодекс Российской Федерации» от 30 декабря 2001
г. № 197-ФЗ (статьи 331, 351.1).
[10] «Трудовой
кодекс Российской Федерации» от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (статьи 69, 213);
Федеральный закон Российской
Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (статья 48, часть 1, пункт 9);
Приказ Минздравсоцразвития России
от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или опасных
производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся
обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры
(обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и
периодических медицинских осмотров(обследований) работников, занятых на тяжелых
работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»
(зарегистрировано в Минюсте России 21 октября 2011г., регистрационный №22111).
[11] Федеральный
закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (статья 48, п.8).
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Дополнительное образование и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелывоспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолога – педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остается именно педагог, отпрофессионализма, нравственных ценностей, интеллекта, которого зависит качество образования. Сегодня в РФ насчитывается около 18 тысяч учреждений дополнительного образования.
Дополнительное образование является сложной педагогической системой. Ее оптимальное функционирование зависит от множества факторов, но главным образом от педагогического мастерства учителя. Совершенствование педагогического мастерства учителей является главным условием дальнейшего повышения качества учебно-воспитательной работы и приведения ее в соответствии с требованиями жизни в условиях модернизации российского образования.
Учреждения дополнительного образования в государственной системе социального воспитания объективно играют подчиненную роль. Данное обстоятельство выражается как в определении содержания организуемого социального опыта и образования, так и в подстройке порядка функционирования под режим общеобразовательной школы.
Педагог дополнительного образования определенным образом ограничен в методах управления деятельностью и поведением воспитанника, в частности, речь идет о методах требования и показания.
В данном случае педагог для управления деятельностью воспитанников устанавливает отношения диалога, а активность детей в освоении содержания образования обеспечивается путем стимулирования их интереса.
В задачи педагога дополнительного образования входит руководство разнообразной творческой деятельностью, обучающийся в области дополнительного образования, организация внеурочной работы с воспитанниками в школе. Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной деятельности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способностей сохранению контингента обучающегося, реализация образовательной программы участвует разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования. Педагог в глазах воспитанника является специалистом в привлекательном виде деятельности, поэтому ребенок готов устанавливать с ним контакт, чтобы освоить деятельность. Другими словами, образ педагога дополнительного образования, как правило, отличается от образа учителя школы в сторону большего доверия, более комфортных отношений, интереса обеих сторон друг к другу и к осваиваемому ребенком предмету.
А. С. Макаренко утверждал, что ученики простят своим педагогам и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение.
Смысл деятельности педагога дополнительного образования детей не в том, чтобы непосредственно воздействовать на ребенка, формируя у него заданный комплект личностных качеств, но организовать самодеятельность ребенка, в которой будет проходить становление «человеческого в человеке», проявление и преобразование его личности.
Миссия педагога не в том, чтобы провести детей к заранее известным результатам, но, и в умении и готовности вместе с ними пройти «путь» познания, результаты которого не предопределены [2].
Трудности, которые обычно испытывают педагоги дополнительного образования в процессе программирования, выражаются в двух аспектах:
а) построение собственного процесса, создание программы;
б) определение содержания и написание текста программы.
Сначала рассмотрим первую группу проблем – трудности процесса.
Самые первые из них возникают уже на этапе формирования замысла программы и связаны с ограниченностью изучения существующего опыта работы. Это обусловлено как объективными, так и субъективными причинами:
— не во всех учреждениях есть полный комплект типовых программ (изданных под грифом министерства образования), а также необходимое педагогическая узкоспециальная литература;
— многие педагоги не исполняют возможностей научно-педагогических библиотек, хотя имеют на это полное право, являясь работниками сферы образования;
— у большинства педагогов нет опыта работы с педагогической литературой вообще и с авторскими изданиями в частности.
Второй достаточно серьезной проблемой для педагога – практика является отбор содержания и процесс написания текста программы. Большинство педагогов дополнительного образования, будучи прекрасными специалистами в определенном виде деятельности, не имеют, к сожалению, необходимой педагогической подготовки для грамотного изложения содержания образовательной программы. При этом у многих из них наблюдается достаточно разностное отношение к любой критике в адрес их произведения. Применение наглядных средств обучения предъявляет и определение требования к педагогу дополнительного образования.
а) Педагог должен понимать необходимость чувственных образов в процессе изучения учебного материала;
в) Педагогу необходимо определить характер использования на занятии чувственных образов как средства развития абстрактного мышления;
г) Педагог должен хорошо понимать, какую совокупность предметов и явлений характеризует учебный материал, и создавать условия для того, чтобы учиться в обобщенном виде представляли эти предметы или явления [1]
Таким образом, профессионализм педагога является важным фактором развития личности ребенка, должен обязательно сочетаться с его физическим и психическим здоровьем [3]
К профессионально значимым качествам педагога относится:
— педагогическая направленность – важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношения к профессии;
— педагогические целеполагание – умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;
— педагогическая рефлексия – способность педагога к самоанализу.
И еще одним важным дополнением к педагогу дополнительного образования является умение стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности учащегося. В системе дополнительного образования акцент делится не только на объяснение детям того или иного предметного знания, сколько на развитии их интереса к расширению индивидуального значимого знания. Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогики грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности [4]
Литература:
1. Каргина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М.: Школьная Пресса, 2006 – 96 с
2. Саутиева И. Г. Организация дополнительного образования в общеобразовательной школе. М., ООО «ДОД»,2008.
3. Bibliofond. ru/view
4. festival- 1 septeber. Ru >articles
Творческое мастерство педагога, как основополагающая часть процесса обучения и воспитания в системе дополнительного образования.
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности. Процесс обучения в дополнительном образовании имеет формализованный характер по сравнению с образовательной школой и не имеет жестких рамок.
Педагогическая практика работы в системе дополнительного образования наглядно свидетельствуют о том, что особое значение
на занятиях по декоративно-прикладному творчеству играет этнокультурный материал, собравший в себя большой исторический, духовный и нравственный опыт, представления народов мира о человеке, способствующий глубокому пониманию развивающейся личности осмыслению своего места и предназначения в окружающем социуме.
Творческий потенциал педагога дополнительного образования должен формироваться на основе специальной подготовки, включающей в себя не только знания о предмете, а также элементы
новизны, творческого поиска, оригинальности, использование этнокультурного материала, подкрепленной практическими занятиями.
Творческая инновационная деятельность оказывает огромное влияние на становление творческого мастерства педагога , работающего в системе дополнительного образования. И именно творческую деятельность надо рассматривать, как основополагающую в этом направлении, так как именно эта деятельность способствует развитию внутреннего мира человека.
“Воображение более важно, чем знание. Знание ограничено. Воображение окружает мир” Альберт Эйнштейн .
По мнению А.А. Сукало «творческие личности создают новые информационные технологии, осуществляют научные исследования, представляют художественно-творческую среду -культурное пространство функционирования и развития искусства, обеспечивают культурную преемственность. Творческая личность — важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания. Без формирования способности к эстетическому творчеству не добиться всестороннего развития личности.
А творчестве, как о важной составляющей мастерства писал Б.Ф Ломов определяя мастерство, как свойство личности, приобретенное в опыте (в процессе усвоения знаний, умений и навыков), указывая, что творчество, творческая деятельность есть обязательный компонент мастерства
Можно выделить три вида творческой деятельности: творчество, направленное на создание нового на основе комбинации известного; инновационное творчество, связанное с использованием новых, ранее неизвестных элементов, творчество, связанное с использованием нового подхода или идеи. Использование нововведений и включение их в образовательный процесс способствует повышению эффективности творческой деятельности педагога дополнительного образования.
Именно в творчестве, находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.
В.Ф. Шаталин утверждал «Основная функция педагога не только быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться».
Для педагога дополнительного образования не достаточно знаний лишь той предметной области, которую он преподает, он должен быть, прежде всего, творческой личностью, мастером своего дела, чтобы обеспечить многообразие видов творческой деятельности и форм их осуществления, которые бы позволили детям с разными интересами и проблемами найти себе занятие по душе. Педагог дополнительного образования должен отражать в своей профессиональной деятельности: социальный заказ общества, региональные особенности и традиции.
От квалификации, личностных качеств и профессионального мастерства педагога зависит качество образовательных услуг в системе дополнительного образования. В полной мере надо использовать методы и организационные формы, которые основаны не только на развитии творческих способностей.
В учреждении дополнительного образования есть все условия для осуществления творческого подхода к обучению детей, учитывая их индивидуальные особенности и интересы, корректируя содержание, формы и методы обучения и воспитания в зависимости от способностей и запросов каждого учащегося. Для реализации творческого подхода к такой работе требуется определенные знания и творческое мастерство педагога.
В учреждении дополнительного образования детей необходимо внедрять новые методики и технологии обучения и воспитания, которые позволяют поддерживать и развивать детское творчество. Это является одной из главных задач дополнительного образования, которая имеет большой педагогический потенциал и выступающая как одна из средств развития творческой личности, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении самоуважения ребенка. Креативность улучшает самооценку, поскольку воспитанники могут посмотреть на свои собственные продукты и видеть то, чего они в состоянии достигнуть.
Все виды и техники декоративно-прикладного творчества стимулируют развитие творческих способностей, а также обладают коррекционным, развивающим действием.
Практическая ориентированность обучения в учреждениях дополнительного образования требует большего объёма практической подготовки педагога
Креативное мышление, творческое мастерство — важные умения в педагогической практике.
Можно выделить следующие аспекты, характеризующие качества творческих педагогов.
1. Творческие педагоги хорошо осведомлены
2. У творческих педагогов есть твердая база знаний. Они знают свой предмет – и они используют свои знания в построении творческих занятий. База знаний важна, потому что без нее воображение не может быть продуктивным.
Наличие твердой базы знаний означает, что у педагога есть цель для творческих действий, которые он использует
3. Творческое обучение требует уверенности, так как это обеспечивает чувство уверенности, которое позволяет педагогу быть оригинальным и творческим
4. Творческие педагоги стремятся помогать своим воспитанникам добиться успеха. Творческий педагог ищет оригинальные способы для достижения этой цели
Творческое обучение, увеличивает уровни мотивации и самооценки со стороны учащихся
5.Творческий педагог готов экспериментировать, ввести новшества и рискнуть. Риск отражает гибкое мышление творческих учителей, а также их уверенности в себе.
6.Творческие педагоги рефлексивны
Они рассматривают и размышляют над своей собственной практикой, стремятся расширить свое знание, повысить свое творческое мастерство и попытаться найти новые идеи и методы, которые они могут применить на своих занятиях.
В развитии творческого потенциал детей большое значение имеет творческое мастерство педагога, который в состоянии организовать творческий процесс в творческой окружающей среде. Поэтому педагог дополнительного образования должен быть способен к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию своих творческих способностей.
И.С Волков под творческой деятельностью подразумевал деятельность, способствующую развитию целого комплекса качеств творческой личности. В этот комплекс он включил: умственную активность и быструю обучаемость, смекалку и изобретательность, стремление добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельность в выборе и решении задач, трудолюбие, способность видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях. В результате такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, появится самостоятельно созданный творческий продукт
Согласно Б. Теплову «творческой деятельностью» называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности
В результате анализа были установлены основные критерии творческой деятельности в рамках рассматриваемой проблемы:
1. Знания – фундамент творчества. Передавать знания нужно творчески и с интересом. Пути достижения этой цели у всех педагогов разные, так как у каждого педагога имеется отличный от других индивидуальный, порядок ознакомление с учебного материала, разный творческий потенциал.
2. Строгий отбор учебного материала. Первостепенно важным в процессе обучения соответствие учебного материала объективным научным понятиям, фактам, открытиям, достижениям, законам. Творчески подобранное содержание темы на занятие помогает воспитанникам свободно ориентироваться в поставленной задаче
3. Разностороннее развитие учащихся. Включение в занятие собственных методических творческих разработок, исследований, позволяет существенно повысить уровень знаний учащихся, расширить их кругозор.
4. Формирование у детей, устойчивого интереса к обучению, обучение грамотному выполнению заданий под руководством педагога. Требующая творческого подхода, предложенная педагогам задача, чаще всего быстро, успешно, а главное с интересом реализуется на занятии.
Таким образом, современный педагог дополнительного образования должен быть творчески развивающейся, самосовершенствующейся личностью, должен проявлять творчество во всем процессе обучения, вовлекать детей в творческий процесс, пробуждать в них творческую активность. Он должен уметь осуществлять весь комплекс творческих задач: уметь ставить общественно-важные цели, творчески планировать свою работу, хорошо владеть педагогической технологией решения творческих вопросов, достигать планируемого результата.