Под руководством русского педагога в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников

Современные педагогические технологии.

Метод проектов.

Знания — дети удивления и любопытства.

Луи де Бройль

Образовательный ресурс «Метода проектов»

Диапазон учебных целей метода проектов: «развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления»

Cуть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). … Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».

«Суть рефлекторного мышления – вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. “Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум»

Метод проектов всегда предполагает, во-первых, решение какой-то проблемы, и, во-вторых, направлен на получение результата.

«Метод проектов… способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.… В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.» «Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.» «Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни)

«Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов. проектное обучение является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но в большей мере сам процесс.

Статус метода проектов (в сравнении с иными методами и технологиями)

«Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» 

«Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования)». 

«Метод проектов становится «интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания в нем теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем.

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями»

Типология проектов

В основу типологизации проектов кладутся следующие признаки: доминирующая в проекте деятельность, предметно-содержательная область проекта, характер координации проекта, характер контактов, количество участников проекта, продолжительность проекта. Одна из возможных типологизаций проектов строиться по следующим критериям:

1. «Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий); 
2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект. 
3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов). 
4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира). 
5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность проекта».

«Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным)

Если проект монопредметный «он вполне «вкладывается» в классно-урочную систему Другие виды проектов чаще используются как дополнения к урочной деятельности… Межпредметные проекты могут стать интегрирующими факторами в альтернативной школе, преодолевающих традиционную дробность и обрывочность нашего образования». 

Этапы работы над проектом (возможные варианты описания)

«Этапы работы над проектом: выбор темы, формулирование варианта проблем, распределение задач по группам, групповая иди индивидуальная разработка проекта, защита и экспертиза проекта.

Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

Вся деятельность учащихся сосредоточивается на следующих этапах: подготовка, планирование, исследование, результаты и/или вывод, оценка результатов и процесса.

1) Подготовка 
а) определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач; 
б) выдвижение гипотезы их решения; 
в) обсуждение методов исследования;

2) Планирование 
а) определение источников информации; 
б) определение способов сбора и анализа информации; 
в) определение способа представления результатов; 
г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; 
д) распределение задач (обязанностей) между членами команды.

3) Исследование 
а) сбор информации; 
б) решение промежуточных задач.

4) Результаты и/или выводы. 
а) анализ полученных данных; 
б) формулирование выводов.

5) Оценка результатов и процесса; 
а) оформление конечных результатов; 
б) подведение итогов, корректировка, окончательные выводы.

«Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний».

Характер педагогической деятельности в методе проектов

«Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера» 

«Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности» 

«У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив». 

Границы и трудности использования метода проектов

“Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

«Основная проблема, сдерживающая распространение проектного обучения, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями образовательных стандартов. Практически не удается сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения, навыки (точнее – чтобы в них возникла необходимость) при выполнении учениками этих заданий

                Таким образом, проект — это такая откры тая и динамичная форма организации и учеб ной деятельности учащегося, и педагогиче ской деятельности учителя, которая предпо лагает осуществление выбора и творческие решения. Эти возможности не может в пол ной мере обеспечить традиционный урок, как бы мы его ни называли: урок-дискуссия, урок-путешествие, урок-олимпиада и пр. Урок в любой, даже самой активной и театрализо ванной форме всегда остается регламенти рующей рамкой процесса обучения. Эта рам ка задана темой, предметным содержанием, стандартами, временными границами, общи ми требованиями и всем тем, что характерно для школы как места, где учителя дают уроки (обучают всех по заданному плану), а учени ки усваивают (пытаются более или менее ус пешно усвоить) урочные отрезки предметного содержания обучения.

   Проект устроен иначе. В нем основное содержание деятельности выбирается самим учащимся, что позволяет не только мотиви рованно усваивать самостоятельно отобранную информацию, но и накапливать опыт конструирования своей деятельности и пред метного содержания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов

Идеи проектного обучения возникли в России в начале XX века параллельно с разработками американских педагогов (Дж.Дьюи и У.Х.Килпатрик). Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников,пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Разумеется, со временем реализации методика проектов претерпела некоторую эволюцию, но суть ее не изменилась:

метод проектов — технология организации образовательной ситуации, в которых учащийся ставит цель и и разрешает проблемы по ее достижению, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Модель взаимодействия «учитель — ученик» при работе над проектом

  • Роль учителя:
  • консультирует
  • мотивирует
  • фасилитирует (провоцирует или намекает на какие- то нестыковки и пр. в процессе работы, поддерживая интерес)
  • наблюдает
  • Роль ученика
  • выбирает (принимает решения)
  • выстраивает систему взаимоотношений с людьми
  • выполняет проект
  • презентует проект
  • оценивает

Продолжить?

Доклад 

«Технология
проектного обучения»

Оглавление

Введение

1.   История возникновения
данной технологии

2.   Сущность
технологии

3.   Методы, приёмы и средства
данной образовательной технологии

4.   Достоинства, недостатки.
Рекомендации по использованию технологии проектного обучения.

Заключение

Список литературы:

Введение

В основе метода проектов лежит
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать
свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического и творческого мышления. Если мы говорим о методе проектов, то
имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную
разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным,
осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Чтобы
добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить
и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умение
прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения,
умение устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда
ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную,
групповую, которой дети заняты в течение конкретного отрезка времени. Этот
метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда
предполагает решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предусматривает, с
одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств
обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний, умение применять
знания из различных областей науки, техники, технологии, творчества. Результаты
выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это
теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая —
конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной
жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта
технология представляет собой совокупность исследовательских, поисковых,
проблемных методов, творческих по самой своей.

1.                
История возникновения данной технологии

Метод проектов не является
принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего
столетия в США. Его называли также методом проблем, разработан американским
философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

Дж.Дьюи предлагал проводить обучение
на активной основе, сообразуясь с его личным интересом. Отсюда ребятам важно
было показать их личную заинтересованность в получаемых знаниях, которые
пригодятся им в дальнейшей жизни. Для осуществления этого обучения необходима проблема
из реальной жизни, знакомая, а также значимая для ребенка, для решения которой
ему необходимо осознать необходимость получения новых знаний и приложить усилия
для получения этих знаний

Внимание русских педагогов метод
проектов привлек еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в
России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под
руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована
небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы
в практике преподавания. 1931 году метод проектов был осужден в СССР и с тех
пор до недавнего времени в России больше не предпринималось.

Итак: под учебным творческим
проектом следует понимать самостоятельно разработанное и изготовленное
изделие (услуга) от идеи до ее воплощения, выполненное под контролем и
консультированием учителя.

2.Сущность
технологии

Учебно-познавательный проект – это ограниченное
во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе
конкретных требований к качеству результатов, четкой организации,
самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. За определенное время (от
одного урока до нескольких месяцев) учащиеся решают познавательную,
исследовательскую, конструкторскую либо другую задачу. Необходимо получить
новые знания в ходе решения учебно-познавательной проблемы.

Цель проектного обучения – овладение общими
умениями и способностями в стенах школы, но при этом приоритет отдается
самостоятельной учебе в группах (командах), а также развитию социального
сознания.

Проектная технология позволяет реализовать
личностно-ориентированный подход в обучении, а также и самомотивацию школьника.
Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию,
характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по
продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это
может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета,
альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет.

Метод проектов позволяет формировать личностные
качества, которые развиваются лишь в собственной деятельности индивида в
процессе коллективной, групповой деятельности.

В первую очередь можно выделить такие качества,
как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор,
разделять ответственность, ощущать себя членом команды.

В зависимости от того, какой вид
деятельности заложен в структуру проекта: поисковая, творческая, ролевая,
прикладная,– можно выделить следующие типы проектов:

1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

Такие проекты требуют хорошо
продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета
исследования для всех участников, обозначения источников информации,
продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого
исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию
или полностью совпадающую с ним (аргументация актуальности принятой для
исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта;
обозначение задач исследования; определение методов исследования, источников
информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей
ее решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов
исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования).
Все сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой
подготовки школьников определенного этапа обучения.

2.ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Творческие проекты предполагают
соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально
проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только
намечается и дальше развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной
деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует
договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной
газете, сочинении, драматизации, ролевой игре). Это могут быть проблемы,
связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной
ситуации.

Оформление результатов проекта
требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы
праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты,
альманаха, альбома.

3. РОЛЕВО-ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ

В таких проектах структура также
только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают
на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта,
особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или
выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые
ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут
намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень
творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки
является ролево-игровая. Вполне возможно применение данного типа проектной
деятельности и на уроках русского языка.

4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Этот тип проектов изначально
направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников
проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для
широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют
хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу
работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим
образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации
(средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, анкетирование, проведение
«мозговой атаки» и т.п.); способы обработки (анализ, обобщение, сопоставление с
известными фактами, аргументированные выводы, результат информационного поиска
(статья, аннотация, реферат, доклад, видеофильм); презентация (публикация, в
том числе в сети Интернет, обсуждение на конференции). Данный тип проектной
деятельности может быть с успехом применен для подготовки выступлений учащихся
на научно-практических конференциях, гимназических чтениях.

5. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ

Эти проекты отличает четко
обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который
обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ,
созданный на основе полученных результатов исследования языкового,
литературоведческого, исторического характера; программа действий, рекомендации,
направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в системе языка;
справочный материал; словарь, например, обиходной школьной лексики)

Такой проект требует хорошо
продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определение
функций каждого из них, четких результатов совместной деятельности и участия
каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая
организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки
совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных
результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация
систематической внешней оценки проекта.

В зависимости от
предметно-содержательной стороны проекта можно выделить монопроекты и межпредметные
проекты:

1.МОНОПРОЕКТЫ

Как правило, такие проекты проводятся
в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы
или темы программы. Работа над монопроектами предусматривает применение знаний
из других областей для решения той или иной проблемы. Подобный проект также
требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только
целей и задач проекта, но и тех знаний и умений, которые ученики
предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика
работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются учащимися),
форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто
работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или
групповых проектов во внеурочное время.

2.МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ

Межпредметные проекты, как правило,
выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, а также
достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или
иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта Такие
проекты требуют квалифицированной координации действий со стороны
учителей-предметников, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко
определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы
промежуточных и итоговых презентаций. Данные проекты могут вполне быть
применимы и в младшей школе, если речь идет о межпредметных связях предметов
одного цикла. Помимо двух приведенных выше классификаций проектов можно
упомянуть также типы проектов по их характеру координации: носящие
непосредственный или скрытый характер; дифференциацию проектов по характеру
контактов (среди участников одного класса, школы, города, региона); по
количеству участников проекта (личностные, парные и групповые) и по
продолжительности проектной деятельности (от краткосрочных, которые могут быть
реализованы в рамках одного урока, до долгосрочных, рассчитанных, например, на
реализацию в течение всего учебного года).

3.    
Методы, приёмы и средства данной образовательной технологии

Методы и приёмы технологии проектного
обучения можно разделить на два вида: традиционные и инновационные методы. В
группу каждых методов относятся специфические приёмы, о которых вам более
подробно рассказано далее.

Традиционные методы:

Вербальные методы основаны
на богатстве, выразительности и многоплановости устной речи. Использование
словесных методов обучения предполагает наличие у учителя хорошей дикции,
культуры речи. Большую роль играют темп, четкость, ясность, краткость,
выразительность, образность, эмоциональность речи. Основными приемами и
способами вербального обучения являются рассказ, объяснение, лекция, беседа,
дискуссия, инструктирование.

Демонстрация представляет
собой совокупность действий учителя (показ учащимся самих предметов или их
моделей, а также представление им определенных явлений или процессов с
соответствующим объяснением их существенных признаков).

Практические методы связаны
с выполнением учащимися  практических проектов и предусматривают максимум
их самостоятельности и активности. Особое внимание уделяется выполнению правил
техники   безопасности. Выполнение практических работ требует
значительного количества учебного времени.

Самостоятельные
наблюдения 
как метод обучения
применяются при длительном изучении процессов в естественных условиях. Этот
метод может быть использован для изучения режимов работы, действия машин,
аппаратуры и т.п.

Самостоятельная работа
учащихся с литературой
 по теме проекта
является одним из способов самостоятельного приобретения, закрепления и углубления
необходимых специальных знаний.

Метод упражнений. Его
сущность состоит в целенаправленном повторении коротких, сфокусированных
действий, приемов выполнения отдельных операций. Применяется для формирования и
отработки приемов работы, устранения излишних движений, исправления допущенных
ошибок. К упражнениям применяются следующие требования: целесообразность,
сознательность и системность.

Исторический метод. Творческие
проекты разрабатываются на основе изучения предшествующих работ, выполненных по
этой проблеме. Поэтому необходимо восстановить исторические этапы возникновения
и развития тех или иных систем и объектов. При этом нужно подчеркнуть мысль о
том, что любой предмет венчает цепь размышлений, изобретений, терпеливых усилий
человека. Этот метод предполагает ознакомление учащихся с историческими
документами, материалами, экспонатами, художественными произведениями и т.д.

Инновационные
(нетрадиционные) методы

Метод творческих проектов
 это гибкая система обучения, модель
организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию
личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических
возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания
проекта.

Дизайн-анализ   исследование
различных объектов с целью изучения их свойств и характеристик. Дизайн-анализ
должен дать ответ на вопрос «Почему данное изделие (продукт) именно такое,
 какое оно есть?» Дизайнерские свойства изделия включают в себя материалы,
текстуру, форму, композицию, цветоощущение и др.

Метод морфологического
анализа
 заключается в том, что в объекте
исследования  выделяют несколько характерных для него признаков. По
каждому признаку составляют несколько возможных вариантов (альтернатив).
Альтернативные варианты перебирают, составляя из них различные сочетания. Таким
образом создаются новые варианты решения задачи. Следовательно, морфологический
анализ — это способ системного подхода в области решения творческих задач.
Метод направляет мышление таким образом, что генерируется новая информация.
Метод морфологического анализа можно использовать при составлении списка всех
возможных вариантов решения задачи для сравнения или выбора одного из многих
возможных решений технологических, организационных и прочих проблем
изготовления проекта.

Метод мозговой атаки
(штурма)
 также является одним из эффективных
способов решения творческих задач в проектной деятельности. Суть этого метода
основывается на психологическом эффекте цепной реакции идей во время сеанса
мозговой атаки, которая приводит к интеллектуальному взрыву. Организация метода
мозговой атаки включает в себя следующие действия: 1)разделить учеников на 2
группы: группу «генераторов идей» и группу «экспертов»; 2) ввести правило,
запрещающее критиковать любую идею; 3) провести мозговой штурм. За отведенное
время «генераторы» должны выдать как можно больше идей, которые фиксируются; 4)
«эксперты» должны провести экспертизы и отбор идей, в наибольшей степени
способствующих решению поставленной проблемы. Таким образом осуществляется
метод прямого мозгового штурма. Существует также метод обратной мозговой атаки,
целью которой является выявление всевозможных недостатков рассматриваемого
объекта. На этот объект обрушивается неограниченная критика экспертов, что
позволяет выявить и устранить возможные его недостатки.

Метод фокальных объектов относится
к ассоциативным методам поиска технологических решений. Слово «фокальный»
означает, что объект находится в фокусе вашего внимания. Суть метода состоит
   в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов
 переносят на совершенствуемый (создаваемый) объект, в результате
 чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть
психологическую инерцию. Метод дает хорошие результаты при поиске новых
модификаций известных способов и устройств. Кроме того, он может быть
использован для тренировки воображения.

4.                
Достоинства, недостатки. Рекомендации по использованию
технологии проектного обучения.

Достоинства метода проектов: учащиеся
видят перед собой конечный результат – вещь, которой они могут пользоваться в
быту, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого
стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в
собственных глазах, воспитывает нравственно.

Ведение уроков методом творческих
проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности
учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества
работника нового типа.

Профессиональное самоопределение –
именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами:
на что я способен, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и
чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.

При выборе темы проекта учитываются
индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным
возможностям. Индивидуальная работа с учащимися – это и познание личности
каждого, особенностей характера и привычек. Принимая ученика таким, какой он
есть, нужно делать все возможное, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с
желанием и способностями стали основанием для создания задуманного изделия.

Ряд типичных ошибок, которые
допускают педагоги при использовании технологии проектного обучения:

·                  
объявляют учащимся тему проекта или сами
ставят задачу, вместо того, чтобы создать ситуацию выявления значимой для
учащихся проблемы или предложить банк проектов, предоставляя возможность
сделать самостоятельный выбор;

·                  
предлагают свои идеи вместо того, чтобы
создать ситуацию, поставить вопросы, побуждающие детей к поиску путей решения
проблемы;

·                  
дают творческое задание для закрепления
изученного учебного материала, ошибочно называя эту работу выполнением проекта;

·                  
творческую деятельность учащихся принимают
за учебную проектную работу, которая также является творческой, но связана с самостоятельным
решением проблемы на основе приобретения дополнительной учебной информации по
ходу работы над проектом;

·                  
реферат (доклад, систематизацию знаний из
различных источников) представляют как проектную работу, которая также может
быть оформлена в письменном виде, но в ней, в отличии от реферата, представлен
авторский самостоятельный взгляд на решение поставленной проблемы, в том числе
на основе изучения литературных источников.

Заключение

Исходя из требований, которые предъявляются
на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано
применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают
самостоятельную, исследовательскую работу учащихся. Именно такой характер носит
метод проектной деятельности. Можно отметить следующие актуальные преимущества
использования метода проектной деятельности в современной школе:

·                  
Значительное увеличение самостоятельной
работы учащихся;

·                  
Получение навыков самостоятельного поиска
и обработки необходимой информации;

·                  
Повышение мотивации учащихся в учебе;

·                  
Процесс обучения становится
самомотивируемым, так как возрастает интерес и вовлеченность в работу по мере
ее выполнения;

·                  
Активизация познавательных интересов
учащихся;

·                  
Повышение самооценки учащихся,
занимающихся выполнением проектной работы;

·                  
Предоставление каждому возможности
самореализации;

·                  
Развитие творческих способностей учащихся;

·                  
Вовлечение всех учащихся в коллективную
мыследеятельность;

·                  
Развитие коммуникативных навыков, умения
работать в коллективе;

·                  
Получение навыков презентации себя и своей
работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших
технологических средств.

Таким образом, проектная
деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном
образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.

Список литературы:

1.     История
возникновения методов проектного обучения
https://soc-work.ru/article/840

2.     Проектная
технология
https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/proektnaya-tehnologiya/

3.     Проектная
технология обучения
http://student39.ru/lector/proektnaya-tehnologiya/

4.     Технология
проектного обучения
URL: https://infourok.ru/doklad-na-temu-tehnologiya-proektnogo-obucheniya-3229795.html

5.     Технология проектного обучения при реализации
ФГОС
http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/8152/2/22Orlova.pdf

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков – на развитие личности студента, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, обучающийся становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер.

Такой педагогической технологией является « метод проектов», где важен не конечный результат (знания устаревают, подвергаются изменениям), а сам процесс приобретения знаний. В данной технологии необходимо научить студентов самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить.

Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью традиционных методик обучающихся учебой не увлечь. Поэтому необходимо выдвигать перед ними такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений.

Во-вторых, реализуются принципы личностно- ориентированного обучения, когда студенты могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.

В-третьих, выполняя проекты, студенты осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Творческие проекты студентов должны быть прообразами проектов в их будущей профессиональной деятельности.. Выполняя их, они приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.

В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, викторины, олимпиады. Все больший интерес представляет и работа над международными, всероссийскими и региональными проектами. Примерами образовательных Интернет – проектов являются: «Подари жизнь», » «Новгородские дарования» и др. Мои студенты принимают участие в данных конкурсах и одерживают победы.

Следовательно, передо мной, как учителем, стоит задача обучать студентов таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь результата в выполнении этой задачи можно только в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень.

Слово «проект» произошло от латинского «projectus», что означает «брошенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». И на самом деле, планируя проект, преподаватель как бы заглядывает в будущее, воображает нечто, что студент может создать или получить, затратив определенные усилия. Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности студентов, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств. Три «кита», на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативности.

Идея обучения в сотрудничестве возникла в начале века в трудах американских педагогов-исследователей Е. Пархерста («Дальтон-план»), Дж. Девея, У. Килпатрика («метод проектов»). Этот метод более четко оформился в США к 1919 году.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в учебной практике. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении специалиста.

В ходе проектирования, считает самым сложным для преподавателя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если студент «идут не туда». Для студента же трудностями могут быть: а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач; б) поиск пути их решения;

в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив;

г) аргументация выбора; д) сравнение полученного результата с требуемым; е) корректировка (при необходимости) результата;

ж) объективная оценка самой деятельности и другие позиции.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Я попробовав однажды поработать методом проектов, не могут от него отказаться – такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют студентам учиться, а преподавателям учить без принуждения, весело и интересно. Основными целями проектирования считаю:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:

• через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации

• через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

2. Развивать у студентов осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять их на развитие коммуникабельности. Важно в жизни умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, иногда, полностью противоположную своей.

3. Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы. В своей педагогической практике на уроках истории искусства, истории мировой культуры я чаще всего использую такой виды проектов, как исследовательские, творческие.

Это способствует актуализации знаний, умений и навыков студентов, их практическому применению во взаимодействии с окружающим. Этапы работы над творческим проектом я хочу показать на примере проекта « Искусство Древней Руси.

Таблица «Алгоритм работы над проектом «Искусство Древней Руси»

Стадии работы над проектом

Содержание работы

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Подготовка

— определение темы и целей проекта;

-формирование задач проекта;

Обсуждение темы проекта с преподавателем и получение необходимой дополнительной информации. Определение целей и задач проекта.

Знакомлю студентов со смыслом проектного подхода и мотивирую студентов. Помогаю в определении цели проекта, наблюдаю за работой.

Планирование

-определение программного обеспечения выполнения проекта;

-определение способов сбора и анализа информации;

-определение способов представления результатов;

-установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

Формирование задач проекта, выработка и обоснование критериев успеха проектной деятельности.

Предлагаю идеи, высказываю предложения, наблюдаю за работой студентов.

Исследование

-сбор и уточнение информации;

-выявление и обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта;

-выбор оптимального варианта хода проекта;

-поэтапное выполнение исследовательских задач.

Выполняет исследование и работает поэтапно над проектом.

Провожу консультирование, косвенно руковожу деятельностью студентов.

Вывод

-анализ информации;

-формирование выводов.

Анализирует информацию, оформляет проект.

Провожу консультирование, наблюдаю за оформлением проекта.

Защита проекта и оценка его результатов

-представление проекта (мультимедийная презентация);

-анализ выполненного проекта и достигнутых результатов

Представляет проект, защищает мультимедийную презентацию, учувствует в коллективном анализе и оценке проекта в виде заполнения контрольного листа проекта.

Слушаю, задаю вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляю процесс анализа и оценивание проектов, провожу анализ контрольных листов проектов.

Оценивание творческих проектов исходит не только от меня, но и мнение группы и самооценки студента. В комплексе всех критериев ставится соответствующая оценка, которая отражается в контрольном листе проекта.

Таблица «Контрольный лист проекта»

Этапы выполнения проекта

Что оценивать

Оценка (по 5-бальной системе)

Предложения по проекту

Подготовка

-выбор и обоснование проекта;

-соответствие цели и задач проекта.

Планирование

— качество информации;

-количество и качество иллюстративного материала.

Исследование

-насколько оптимален выбор хода проекта;

-соблюдение этапов проекта.

Вывод

-анализ художественных образцов искусства Древней Руси;

-сравнительный анализ архитектурных направлений в искусстве Древней Руси.

Защита проекта

-качество мультимедийной презентации;

-достижение поставленной цели.

В курсе истории искусства и культуры метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от подготовленности студента. Творческая деятельность в ходе проектной работы доставляет студентам истинную радость познания и общения. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:

• Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность студентам выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.

• Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

• В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными студентами но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.

Всю нашу жизнь можно рассматривать как чередование различных проектов. Задача преподавателя научить студента планировать и успешно реализовывать «свои жизненные проекты». Ведь для любого человека самая значимая оценка – это общественное признание его успеха. Студенту важно получить отклик сверстников и взрослых.. И по самому большому счету не важно, удался его проект или нет. Но важно, чтобы он проанализировал свою деятельность. Что получилось в итоге? А когда человек готов к самооцениванию, он более успешно идет по жизни.

Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как преподавателем, но и воспитательные. Студенты могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Все это, в конечном счете, способствует формированию активной гражданской позиции студентов и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.

Список использованных источников:

1. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы. – 2015. – № 6, – С. 39-48.

2. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. – 2015. – № 7. – с 151-157

3. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2013. – 112с.

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2014. – 80 с.

Оригинал работы:

Педагогическая технология «Метод проектов»

Каким должен быть выпускник современной школы,
который будет жить и трудиться в грядущем
тысячелетии, в современном обществе? “Концепция
модернизации российского образования на период
до 2010 г.” ориентирует педагогов на формирование
у школьников ключевых компетенций, опирающихся
на фундаментальные знания, универсальные умения,
опыт творческой деятельности и личной
ответственности. Роль школы в решении этих задач
определена в современных образовательных
стандартах и примерных программах основного
общего и среднего (полного) общего образования по
всем учебным предметам.

Сегодня учитель призван не только сформировать
у учеников системные знания, но и научить
применять усвоенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни,
создать условия для становления у школьников
гражданской позиции, готовности к жизни в
поликультурном, динамично развивающемся мире,
способности адаптироваться к меняющимся
условиям трудовой деятельности. Выпускник
должен обладать определенными качествами
личности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных
    ситуациях, самостоятельно приобретая
    необходимые знания, умело применяя их на
    практике для решения разнообразных проблем,
    чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность
    найти в ней свое место;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь
    увидеть возникающие в реальном мире трудности и
    искать пути рационального их преодоления,
    используя современные технологии; четко
    осознавать, где и каким образом приобретаемые
    ими знания могут быть применены в окружающей
    действительности; быть способными генерировать
    новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией
  • быть коммуникабельными
  • постоянно заниматься самообразование и
    самосовершенствованием

На развитие вышеперечисленных качеств
направлено развивающее обучение, в котором
развитие человека является не побочным
продуктом, а прямой и главной целью. Развивающее
обучение направлено на формирование личности,
его цель – развитие ученика, в частности его
интеллекта. Основой этого процесса является
самостоятельная познавательная деятельность.
Метод проектов позволяет решать задачи по
формированию и развитию различных умений и
компетенций. Он направлен на:

  • формирование критического мышления
  • формирование коммуникативных навыков (в том
    числе работа в команде с выполнением разных
    социальных ролей).

Стремительно развивающиеся
Интернет-технологии позволяют реализовывать
метод проектов не только для группы учащихся
определенного образовательного учреждения, но и
для группы учащихся, объединенных интересом к
проблеме, но территориально находящихся далеко
друг от друга. В рамках интерактивного обучения с
использованием Интернет за методом проектов
большое будущее.

Метод проектов не является принципиально новым
в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы ХХ
века в США. Его называли также методом проблем и
связывали с идеями гуманистического направления
в философии и образовании, разработанными
американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а
также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи
предлагал строить обучение на активной основе,
через целесообразную деятельность ученика,
сообразуясь с его личным интересом именно в этом
знании. Чрезвычайно важно было показать детям их
личную заинтересованность в приобретаемых
знаниях, которые могут и должны пригодиться им в
жизни. Здесь важна проблема, взятая из реальной
жизни, знакомая и значимая для ребенка, для
решения которой ему необходимо использовать
имеющиеся знания. Учитель может подсказать новые
источники информации, а может просто направить
мысль учеников в нужном направлении для
самостоятельной работы. Но в результате ученики
должны самостоятельно и в совместных усилиях
решить проблему. Вся проблема, таким образом,
приобретает контуры проектной деятельности.

Сущность метода проекта состоит в
стимулировании интереса учащихся к определенным
проблемам, предполагающим владение определенной
суммой знаний.

Метод проектов привлек внимание русских
педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного
обучения возникли в России практически
параллельно с разработками американских
педагогов. В 1905 году под руководством русского
педагога С.Т. Шацкого была организована
небольшая группа сотрудников, пытавшихся
активно использовать проектные методы в
обучении. При советской власти, эти идеи стали
довольно широко внедряться в школу, но
недостаточно продуманно и последовательно, и
постановлением ЦК ВКП(б) “О начальной и средней
школе” в 1931 году метод проектов был осужден. В
дальнейшей педагогической практике России метод
проектов не применялся.

За рубежом (США, Англия, Германия, Дания, Италия
и др.) все эти годы проектный метод развивался и
совершенствовался.

Теперь уже несомненно эта технология относится
к технологиям XXI века, формирующая умение
адаптироваться к стремительно изменяющимся
условиям жизни человека современного общества.

В основе проектной деятельности учащихся лежит
развитие познавательных навыков, умение
самостоятельно конструировать свои знания и
ориентироваться в информационном пространстве.

В современном понимании, проектная
деятельность – это способ достижения
дидактической цели через детальную разработку
проблемы, которая должна завершиться вполне
реальным практическим результатом, оформленным
тем или иным образом.

В педагогической литературе существует
несколько классификаций методов проекта.

I. Классификация А.С.Сиденко.

1. По характеру результата

  • информационный
  • исследовательский
  • обзорный
  • проекты-инсценировки.

2. По форме

  • видеофильм
  • рекламный ролик
  • телепрограмма
  • интервью с известными людьми
  • журнальный репортаж
  • рок-опера.

3. По профилю знаний

  • монопроекты
  • межпредметные проекты.

4. По числу участников

  • личностные
  • парные

  • групповые.

II. По типу объекта проектирования (по А.Г.
Раппопорту).


  • Морфологические – проектирование вещей
  • Социальные – проектирование организаций, норм,
    сложных социально-морфологических объектов
  • Экзистенциальные – проектирование личностного
    развития человеческого “Я” в процессе
    построения своей судьбы

III. По характеру координации.


  • С открытой, или явной координацией –
    координатор проекта участвует в проекте в
    собственной, своей функции, ненавязчиво
    направляя работу, организуя в случае
    необходимости отдельные этапы проекта,
    деятельность отдельных его участников.
  • Со скрытой координацией – координатор не
    обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности
    групп участников в своей функции. Он выступает
    как полноправный, но как один из многих
    участников проекта.

IV. По уровню контактов.


  • Внутришкольные или региональные – проекты,
    организуемые либо внутри одной школы, на уроках
    по одному предмету, или междисциплинарные, либо
    между школами, классами внутри региона, внутри
    одной страны.
  • Международные – эти проекты представляют
    исключительный интерес, поскольку фактически в
    них реализуется диалог культур со всеми
    присущими ему познавательными, коммуникативными
    аспектами.

V. По продолжительности.


  • Краткосрочные – на нескольких уроках.
  • Средней продолжительности – 1–2 месяца.
  • Долгосрочные – до года.

VI. На основе материалов Е.С. Полат.


  • Исследовательские – требуют хорошо
    продуманной структуры, обозначенных целей,
    обоснования актуальности предмета исследования
    для всех участников, обозначения источников
    информации, продуманных методов, результатов.
  • Творческие – предполагают соответствующее
    творческое оформление, не имеют детально
    разработанной структуры совместной
    деятельности участников.
  • Ролево-игровые – участники принимают на себя
    определенные роли, обусловленные характером и
    содержанием проекта, особенностью решаемой
    проблемы.
  • Информационные – требуют от участников
    изначальной направленности на сбор информации о
    каком-либо объекте, явлении; ознакомления
    участников проекта с этой информацией, ее
    анализа и обобщения фактов, предназначенных для
    широкой аудитории.
  • Практико-ориентированные – отличаются четко
    обозначенным с самого начала результатом
    деятельности участников проекта. Причем этот
    результат обязательно ориентирован на
    социальные интересы самих участников.

Приказом МОиН РФ от 18.07.2002 № 2783 была утверждена
Концепция профильного обучения на старшей
ступени общего образования.

Профильное обучение представляет собой особый
вид дифференциации и индивидуализации обучения;
форма организации учебной деятельности
старшеклассников, при которой учитываются их
интересы, склонности и способности, создаются
условия для максимального развития учащихся в
соответствии с их познавательными способностями
и профессиональными намерениями.

Метод проектов широко используется в
профильном обучении старшеклассников. Именно он
позволяет научить применять изучаемую теорию на
практике для решения конкретных проблем
реальной жизни.

Цели проектной деятельности таковы:

  • воспитание детей, способных быть
    самостоятельными в мышлении и действиях;
  • развитие коммуникативных, исследовательских
    навыков,
  • развитие умений работать с информацией,
    формулировать проблемы и находить пути их
    решения;
  • развитие критического мышления.

Основные требования к использованию методов
проектов
:

  • наличие значимой в исследовательском,
    творческом плане проблемы (задачи), требующей
    интегрированного знания;
  • практическая, теоретическая значимость
    предполагаемых результатов;
  • мамостоятельная (индивидуальная, групповая)
    деятельность учащихся;
  • мтруктурирование содержательной части проекта;
  • использование исследовательских методов.

Рассмотрим стадии реализации проекта.

  1. Представление темы проекта.
  2. Формулирование темы проекты.
  3. Планирование работы.
  4. Осуществление проекта.
  5. Представление проекта.
  6. Оценка проекта.

Выбор тематики проектов может быть различным.
Обязательным является только то, что они должны
быть актуальными и продиктованы временем.

Необходимо разумное и оптимальное внедрение
метода проекта в учебный процесс, не вытесняя при
этом другие методы и формы обучения учащихся в
системе профильного обучения.

Механизм работы с использованием проектного
метода
приведен в Приложении 10.

Методы, используемые в проектной деятельности.


  • Исследовательские (дискуссии, эвристические
    беседы)
  • Поисковые (мозговые атаки)
  • Научный метод (ролевые игры)

Интеллектуальные умения, необходимые при
использовании метода проектов.

Предметная область знаний.

  • Совокупность соответствующих компетенций.

Интеллектуальные умения критического
мышления.

  • Поиск информации.
  • Осмысление.
  • Анализ.
  • Синтез.
  • Применение.
  • Оценка.

Коммуникативные умения.

Сейчас проектный метод уже шагнул за пределы
школьных стен и учебные проекты могут
применяться не только на уроке или во внеурочной
деятельности, но и реализовываться с помощью
сети Интернет, так называемые сетевые
(дистанционные) проекты. Жизнь требует
применения современных информационных
технологий, использования компьютера на уроках,
что является очень актуальным в наш век
информационных технологий. Я работаю, используя
курс “Intel — Обучение для будущего”.

Работа над проектной методикой с
использованием информационных технологий очень
хорошо воспринимается детьми, присутствует
огромное их желание принимать участие в работе
над проектами, а то, что у большинства учеников
компьютеры есть дома знчитель упрощает задачу
учителя. В своей практике я использую проектную
деятельность только на основе
информационно-коммуникационных технологий, т.к.
вижу огромные преимущества перед традиционной
методикой. К традиционным плюсам добавляются еще
несколько пунктов и можно отметить, что метод
проектов:

  • способствует формированию ключевых
    компетенций учащихся;
  • реализуются принципы личностно-
    ориентированного обучения;
  • обеспечивается содержательное единство тем
    проектов за весь курс физики;
  • в результате работы учащихся над проектом
    получаются готовые медиа продукты, которые могут
    быть использованы другими учителями при
    проведении уроков;
  • повышается мотивация к изучению физики.

При работе над проектом учащиеся представляют
результаты своей работы в виде презентаций
(выполненных в MS PowerPoint), публикаций (выполненных в
MS Word, MS Pablisher), занимательных опытов,
мини-лабораторных работ и т.д. Проектная методика
позволяет каждому учащемуся освоить на
достаточно хорошем уровне создание презентаций,
публикаций, что несомненно повышает интерес и к
информационным технологиям и к физике или
другому предмету. Результат работы над проектом
может быть внешним и внутренним. Внешний
результат можно увидеть, осмыслить, применить в
реальной практической деятельности, внутренний
результат (опыт деятельности) становится
достоянием учащихся, соединяя в себе знания и
умения, компетенции и ценности.

В приложениях к данной работе размещены мои
разработки:

  • визитная карточка межпредметного проекта
    “Свет”, в котором я выступаю в качестве соавтора
    (физика, биология) (приложение 1).
  • визитная карточка проекта “Альтернативные
    источники энергии” (физика, география) (приложение 2).
  • Буклет для представление проекта
    “Альтернативные источники энергии” (Приложение
    3)
  • Буклет – образец работы учащегося
    “Электростанции – вчера и сегодня” (Приложение
    4)
  • Рефлексия работы группы в проекте
    “Альтернативные источники энергии” (Приложение
    5)
  • Карта З_И_У для работы в проекте
    “Альтернативные источники энергии” (Приложение
    6)
  • Памятка по проведению исследования (Приложение
    7)
  • Памятка по работе в ИНТЕРНЕТ (Приложение
    8)
  • Оценка работы групп в ходе реализации проекта
    “Альтернативные источники энергии” (Приложение
    9)

Метод проектов – интересен не только ученикам,
которые получают интеллектуальный продукт своей
деятельности достаточно быстро, но педагогам,
т.к. подготовка и планирование учебных проектов
позволяет им постоянно заниматься
самообразованием как в рамках своего предмета,
таки в рамках смежных дисциплин и информационных
технологий.

Метод проектов — мощное средство, позволяющее
увлечь новое поколение по пути саморазвития,
самосовершенствования, самопознания и
самовоспитания. Создание условий для
исследовательской деятельности учащихся
позволяет реализовать право на получение
качественного образования, реализовать их
жизненные цели. Но нельзя забывать, что это всего
лишь один из эффективных методов обучения и он не
может решить все педагогические проблемы.

Информационные источники

1. Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования: Учеб. пособие
для студентов педагогических вузов и системы
повышения квалификации педагогических кадров
/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е.
Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский
центр “Академия”, 1999. –224 с.

2. Intel® – “обучение для будущего”: Учебное
пособие – 5-е издание, исправленное.-
М.:Издательско – торговый дом “Русская
Редакция”, 2005 г. – 368 с

3. Intel® – “обучение для будущего”: Учебное
пособие – 8-е издание, исправленное и доплненное.
— М.:Интернет – Университет Информационных
Технологий, 2006 г. – 148 с.

4. Вербицкий, А.А. Метод проектов как компонент
контекстного обучения / А.А. Вербицкий, О.Г.
Ларионова // Школьные технологии. – 2006. – № 5.

5. Лобзова, Е.В. Организация проектной
деятельности учащихся как способ обновления
содержания образования (11 класс)/ Е.В. Лобзова //
Образование в современной школе. – 2008. – № 1.

6. Нефедова, Л.А. Развитие ключевых компетенций в
проектном обучении / Л.А. Нефедова, Н.М. Ухова //
Школьные технологии. – 2006. – № 4. – С. 61–66.

7. Сергеев, С.В. Проектирование обучающих сред
[Текст] / С.В. Сергеев // Школьные технологии. – 2006.
– № 3.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Alinco dj 180t инструкция на русском
  • Ворк увлажнители воздуха инструкция по применению
  • Лекарство алмагель показания к применению инструкция
  • Мануал на хендай солярис 2020
  • Инулин порошок инструкция по применению цена отзывы аналоги