Под руководством сухим

Российский авиаконструктор. Доктор технических наук. Один из основателей отечественной реактивной и сверхзвуковой авиации. Дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат Сталинской Ленинской и Государственной премий. Лауреат премии № 1 имени Андрея Николаевича Туполева.


Павел Сухой родился 22 июля 1895 года в селе Глубокое, Беларусь. Мальчик вырос в семье учителя. Вскоре семья переехала в Гомель, где в 1914 году Павел окончил с медалью гимназию. Тогда же он впервые увидел полет самолета «Фарман», а когда прочел одну из статей Николая Жуковского, то окончательно определился с выбором будущей профессии.

    В 1915 году Сухой поступил в Московское высшее техническое училище, а также занимался в кружке воздухоплавания. Через год его призвали в армию, он окончил школу прапорщиков и участвовал в Первой мировой войне.

    Демобилизовавшись в 1918 году, Павел вернулся в родные края, где работал учителем математики в школе, а затем продолжил учебу в МВТУ, которое окончил в 1925 году.

    Тогда и началась конструкторская деятельность Сухого. Сначала он работал в Конструкторском бюро Андрея Туполева и на заводе №156 — был инженером-конструктором, начальником бригады и заместителем главного конструктора. В этот период им были созданы истребители И-4, И-14, рекордные самолеты АНТ-25 и АНТ-37бис «Родина». Он принимал непосредственное участие в разработке самолета «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолета Су-2, успешно применявшегося в годы Великой Отечественной войны.

    В 1940 году Павел Осипович занял пост главного конструктора КБ, базировавшегося на заводах Москвы и Подмосковья, и одновременно был директором этих заводов. Одна из самых знаменитых работ конструктора этих лет — бронированный штурмовик Су-6.

    В 1949-1953 годах занимал должность заместителя главного конструктора в КБ Туполева, а с 1953 года вновь стал генеральным конструктором своего Конструкторского Бюро.

    Павел Сухой стал одним их первых советских авиаконструкторов, кто возглавил работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. В послевоенные годы под его руководством был разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7, истребители-перехватчики Су-9, Су-11 и Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б и Су-17, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27.

    Под руководством Сухого за полувековой период его трудовой деятельности было спроектировано свыше 50 оригинальных конструкций, самолетов, многие из которых отличались высокими летно-техническими и боевыми качествами, построено более 40 типов самолетов, более половины из которых строились серийно и состояли на вооружении ВВС нашей страны. Причем многие разработки несколько опережали время.

    Он является одним из создателей реактивной и сверхзвуковой авиации. На самолетах конструкции Сухого установлены два мировых рекорда высоты и два мировых рекорда скорости полета по замкнутому маршруту. В 1958-1974 годах был депутатом Верховного Совета СССР.

    Павел Осипович Сухой умер 15 сентября 1975 года в Москве. Похоронен великий авиаконструктор на Новодевичьем кладбище столицы.


    Именем конструктора названы Гомельский государственный технический университет, улицы в Москве и Гомеле. В школе №1 города Глубокое открыт музей Сухого, а в Гомеле установлен ему памятник, бюст и мемориальная доска на здании бывшей гимназии, в которой он учился, в Москве — мемориальная доска на доме, в котором он жил. Продолжает жить и развиваться и КБ Павла Осиповича.

    Сегодня ОАО «Компания «Сухой»» — крупнейший российский авиационный холдинг, куда входят ведущие российские конструкторские бюро и самолетостроительные заводы. Компания обеспечивает выполнение полного цикла работ в авиастроении — от проектирования до эффективного послепродажного обслуживания. Продукция — боевые самолеты марки «Су» являются передовыми образцами мирового рынка вооружений и составляют основу ВВС России и многих стран мира.

11.08.2020

Павел Сухой — биография, новости, личная жизнь

Павел Осипович Сухой

Возраст: 127

Павел Сухой

Павел Осипович Сухой. Родился 10 (22) июля 1895 года в селе Глубокое Виленской губернии (ныне Витебская область Белоруссии) — умер 15 сентября 1975 года в Москве. Советский авиаконструктор, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. Доктор технических наук. Дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965), лауреат Сталинской (1943), Ленинской (1968) и Государственной (1975) премий, лауреат премии № 1 им. А. Н. Туполева (1975, посмертно), Государственной премии Российской Федерации (1997, посмертно).

Павел Сухой родился 10 (22 по новому стилю) июля 1895 года в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии (ныне Витебской области, Белоруссия) в семье учителя народной школы.

По национальности — белорус.

Отец — Осип Андреевич Сухой, на «мирские средства» (деньги, собранные односельчанами «всем миром») получил образование в учительской семинарии. Затем работал учителем в родном селе.

Мать — Елизавета Яковлевна Гисич.

Дед — Андрей Сухой, был небогатым белорусским крестьянином.

В семье Сухих было шестеро детей: пять девочек и один мальчик — Павел.

В 1900 году отцу предложили заведовать школой для детей железнодорожников в Гомеле, и семья переехала в город. Первоначально семья Сухих снимала квартиру рядом со школой. Помимо преподавательской деятельности, Осип Андреевич организовал для учеников школы кружок хорового пения, которым и руководил. Сосед по дому, инженер-железнодорожник, симпатизировавший Сухим, дал Осипу Андреевичу денег взаймы без процентов, в рассрочку на несколько лет. На эти деньги рядом с железной дорогой был куплен участок земли и построен добротный дом: четыре комнаты, кухня и веранда. Семья Сухих посадила сад, разбила огород и завела корову и кур.

Отец собрал в своем доме большую личную библиотеку, любил музыку и хоровое пение. В доме Сухих все увлекались чтением, игрой на скрипке и пением. В семье также общими усилиями выпускался домашний молодежный рукописный журнал «Молодая поросль». В журнал дети охотно писали рассказы, стихи, рассказывали о своих впечатлениях, помещали рисунки и дружеские преувиличения. Белорусский литератор Константин Мицкевич (литературный псевдоним Якуб Колас) подарил в библиотеку Сухих томик своих стихов.

В 1905 году Павел поступил в Гомельскую Александровскую мужскую гимназию (ныне это здание — административно-учебный корпус Белорусского государственного университета транспорта). Окончил гимназию в июне 1914 года, имея оценку «хорошо» по латинскому и немецкому языкам и отличные оценки по остальным десяти предметам.

Павел Сухой свободно читал авиационную техническую литературу на немецком языке, а также, хорошо владея латынью, со словарем — на ряде европейских языков — английском, французском, итальянском и других, что в значительной степени повлияло на его успехи в инженерной и административной деятельности.
Павел Сухой говорил, что самым сильным впечатлением этих лет были показательные полеты над Гомелем аэроплана, который пилотировал русский авиатор Сергей Уточкин. Полеты проходили в рамках публичных гастролей Уточкина по городам Российской империи. Павел Сухой вспоминал: «Я шел с ребятами из гимназии, и вдруг над нашими головами пролетел аэроплан. Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами!».

Павел Сухой мечтал поступить в Императорское Московское техническое училище, — единственное учебное заведение Российской империи, где изучались теоретические и технические проблемы воздухоплавания на аппаратах тяжелее воздуха. Отец в 1914 году выслал необходимые для поступления документы в Москву своему родственнику. Тот, опасаясь утери документов, подал в Приемную комиссию только копии. По этой причине Павлу Сухому в сдаче вступительных экзаменов в ИМТУ было отказано.

Несмотря на это, Павел приехал в Москву и сам подал документы, теперь уже в Московский университет. Успешно сдав вступительные экзамены, он стал студентом математического факультета университета. Через год, покинув Московский университет, Павел Сухой все-таки поступил в Императорское Московское техническое училище, успешно сдав вступительные экзамены. Здесь он стал членом Кружка воздухоплавания, который создал и которым руководил профессор Николай Жуковский.

Павел Сухой в молодости

Павел Сухой в молодости

В 1915 году, по достижении призывного возраста, Павел Сухой был мобилизован на военную службу в российскую армию. После обучения в Школе прапорщиков послан на Западный фронт в действующую армию, где служил в артиллерии. После Октябрьской революции 1917 года Восточный фронт развалился. Павел Сухой вернулся в Москву, но Техническое училище было закрыто. Тогда он принял решение вернуться на родину в родительский дом в Гомеле.

Павлу Сухому было предложено место учителя математики в небольшом городе Лунинец неподалеку от Брест-Литовска, в Западной Белоруссии. В 1919 году Павел Сухой, спасаясь от продвигающихся польских войск, вынужден был выехать в Гомель, где продолжал учительствовать в Школе для детей железнодорожников, которой заведовал его отец. Добывая в окрестных деревнях продукты для семьи, Павел заболел сыпным тифом, а затем перенес скарлатину, которая дала осложнение на горло. Имея хороший слух и приятный тенор, в юности в кругу семьи Павел иногда пел. Теперь, после перенесенного заболевания, он даже говорил приглушенно. Поэтому в дальнейшем говорил мало и прослыл «молчуном», коллеги по работе полагали, что Павел Сухой «несколько суховат» в общении.

В 1920 году вышло постановление Совета народных комиссаров РСФСР о возвращении студентов в высшие учебные заведения. Летом 1921 года Павел Сухой вознамерился продолжить учебу в Техническом училище в Москве.

В марте 1918 года профессор Николай Жуковский создает в Москве «Летучую лабораторию» — первое советское исследовательское учреждение по вопросам авиации.

28 июня 1918 года Владимир Ульянов (Ленин) подписывает декрет о национализации всех авиационных предприятий России. В Москве создаются Авиатехникум и Институт инженеров Красного Воздушного Флота. 3 декабря 1920 года ректором ИИКВФ избран профессор Н. Е. Жуковский. Организован ЦАГИ — Центральный аэрогидродинамический институт, государственное научно-исследовательское учреждение, который возглавили Николай Жуковский и его ученик, молодой авиаконструктор Андрей Туполев.

Днем Павел Сухой учился в МВТУ, а вечерами подрабатывал в Конструкторском бюро Николая Васильевича Фомина, где проектировались дирижабли. Павел также продолжал занятия в авиационном кружке при Училище.

В начале 1924 года Павел Сухой стал работать чертежником в Экспериментальном отделе ЦАГИ. В этом же году студент Павел Сухой приступает к работе над дипломным проектом. Его руководителем назначили авиаконструктора Андрея Туполева. Защита дипломного проекта прошла успешно. Андрей Туполев разглядел в Павле Сухом талант авиационного конструктора и пригласил молодого инженера на работу в АГОС (Авиация. Гидроавиация. Опытное строительство) — Конструкторский отдел Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) в Москве. Павел согласился, и был направлен в Конструкторскую бригаду Александра Ивановича Путилова на должность инженера-конструктора.

Конструкторское бюро Туполева размещалось в двухэтажном особняке, до 1918 года принадлежавшем купцу-меховщику Михайлову. Сегодня здесь размещается Мемориальный музей Н. Е. Жуковского. Проектировщики занимали верхний — второй этаж. На первом были опытные мастерские. Рядом уже строились новые здания ЦАГИ и, отдельно, — проектно-конструкторская организация АГОС — которая была создана для постойки и испытаний новых самолетов различного назначения.

Авиационный отдел ЦАГИ предложил строительство цельнометаллических самолетов. Под руководством Андрея Туполева была создана Комиссия по металлическому самолетостроению. В Российской империи алюминий не производился. На Кольчугинском заводе близ города Владимир под руководством В. А. Буталова стали выпускать сплав кольчугалюминий — по названию завода.

Если АНТ-1 имел смешанную конструкцию, то следующий самолет — АНТ-2 был уже полностью цельнометаллический.

2 февраля 1926 года Отделу авиации, гидроавиации и опытного строительства ЦАГИ заказан проект цельнометаллического истребителя с применением в конструкции кольчугалюминия. Конструирование прототипа, который получил индекс АНТ-5, было поручено Конструкторскому отделу Александра Путилова.

Истребитель И-4 (АНТ-5) стал первым самолетом, в конструировании которого Павел Сухой принял участие. Молодой инженер создал оригинальную конструкцию подмоторной рамы, которая изготавливалась штамповкой, что удешевляло ее производство. В дальнешем на заводе № 22 Сухой занимался доводкой конструкции самолета и его запуском в серийное производство. И-4 — первый советский цельнометаллический истребитель, построенный из кольчугалюминия.

Испытания были завершены в конце апреля 1929 года. Истребитель И-4 состоял на вооружении ВВС с 1929 по 1935 год.

В 1932 году Александр Путилов ушел из АГОС ЦАГИ и возглавил КБ нового Тушинского авиазавода, где занимался освоением авиастроения из нержавеющей стали.

В октябре 1935 года вышел приказ о снятии истребителя И-4 с вооружения летных частей ВВС как устаревшего.

авиаконструктор Павел Сухой

В октябре 1930 года Павел Сухой стал заместителем главного конструктора Андрея Туполева и возглавил Бригаду № 4, получив возможность самостоятельно руководить разработкой и постройкой самолетов. Это стало основой формирования конструкторского коллектива будущего авиационного конструкторского бюро.

После прекращения работ по созданию экспериментального самолета-биплана АНТ-12 инженер В. М. Родионов предложил на основе проекта осуществить постройку истребителя в порядке общественной инициативы. Поэтому прототип получил название «Общественный самолет». Однако Управление ВВС заинтересовалось проектом и в декабре 1929 года выдало тактико-технические требования под новый самолет-истребитель под индексом И-8 (АНТ-13). Туполев передал все работы по конструированию и постройке самолета Павлу Сухому в Конструкторскую бригаду № 4. Истребитель-биплан И-8 был построен и проходил испытания. Но по причине отсутствия подходящего двигателя работы по доводке самолета были прекращены.

4 мая 1932 года произошло слияние бригад № 3 (руководитель Г. И. Бертош) и № 4 (руководитель П. О. Сухой) в одну — бригаду № 3, начальником которой по предложению С. В. Ильюшина был назначен Павел Сухой. Приказом начальника ЦАГИ Н. М. Харламова авиаконструкторы Н. Н. Поликарпов и Г. И. Бертош были назначены заместителями П. О. Сухого.

Объединенная бригада № 3 должна была к середине 1933 года выпустить на испытания истребитель-моноплан И-14 (АНТ-31) с двигателем воздушного охлаждения М-38 и истребитель-полутороплан истребитель тринадцатый И-13 с двигателем жидкостного охлаждения М-32.

Сухой сосредоточил свои усилия на разработке пушечного истребителя-моноплана И-14 (АНТ-31), а Г. И. Бертош — на разработке И-13 на базе истребителя И-8.

В июле 1932 года заместитель начальника ЦАГИ 1932 С. В. Ильюшин выдал Н. Н. Поликарпову задание на разработку истребителя-полутороплана И-14а с двигателем воздушного охлаждения. Самолет проектировался на основе истребителя И-13 Поликарпова и замышлялся как высокоманевренный истребитель, который должен был тактически дополнять И-14 Сухого.

В 1933 году Центральный аэрогидродинамический институт отметил пятнадцатилетие своей деятельности. За успешное создание серийных боевых самолетов-истребителей И-4 и И-14 Павел Сухой был награжден орденом Красной Звезды.

Под общим руководством Андрея Туполева в Конструкторской бригаде № 3 Павлом Сухим созданы истребитель И-14, рекордные самолеты АНТ-25 РД «Рекордная дальность» (боевой вариант ДБ-1) и АНТ-37бис «Родина» (боевые варианты ДБ-2 и ДБ-2Б).

В 1936 году в СССР был объявлен конкурс на разработку многоцелевого самолета «Иванов». В конкурсе приняли участие конструкторские коллективы А. Н. Туполева, Н. Н. Поликарпова, И. Г. Немана, Д. П. Григоровича, С. А. Кочеригина и С. В. Ильюшина.

Конструкторская бригада Павла Сухого предложила проект двухместного одномоторного низкоплана. 25 августа 1937 года летчик-испытатель Михаил Громов впервые поднял в воздух прототип. В 1939 году на самолет установили мотор М-88Б мощностью в 1000 л. с. и 10 реактивных снарядов РС-82. Самолет ББ-1 — «ближний бомбардировщик первый» одержал победу в конкурсе и был рекомендован к серийной постройке. Под индексом Су-2 ближний бомбардировщик предполагалось выпускать большой серией на нескольких авиазаводах.

Су-2 от других советских самолетов данного класса отличался передовой технологией изготовления и хорошим обзором из кабины. Последняя черта позволила успешно использовать эту машину в качестве артиллерийского корректировщика во второй половине Великой Отечественной войны. Для увеличения скорости полета по первоначальному замыслу Павла Сухого бомбы помещались на внутренней подвеске внутри фюзеляжа. Первоначально предполагалось выпускать самолет целиком из металла, однако дефицит алюминия в СССР не позволил осуществить это прогрессивное решение.

За победу в конкурсе на проектирование ближнего бомбардировщика ББ-1 Павел Сухой получил право на создание собственного авиационного конструкторского бюро. 29 июля 1939 года Павел Сухой вступил в должность Главного авиационного конструктора нового ОКБ. Самолеты, которые проектировались под руководством П. О. Сухого, стали носить обозначение «Су» — индекс, сокращение от фамилии руководителя ОКБ со сквозной нумерацией.

В 1939−1940 годах Павел Сухой занимает должность главного конструктора на авиационном заводе № 135 в Харькове.

В 1940-1949 годах Павел Сухой — главный конструктор КБ, базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве. Одновременно Павел Сухой — директор этих заводов.

В 1939-1941 годах в ОКБ Павла Сухого созданы истребители Су-1, Су-3 и Су-5, а также модификация Су-2 «штурмовик-бомбардировщик» ШБ, он же «ближний бомбардировщик второй» ББ-2. Однако эти самолеты на вооружение приняты не были и в серию не пошли.

К началу боевых действий летом 1941 года Военно-воздушные силы СССР насчитывали 13 полностью укомплектованных полков ближнебомбардировочной авиации, оснащенных Су-2. Ближний бомбардировщик Су-2 являлся «секретным изделием», и его силуэт не был знаком даже советским летчикам. Поздняя модификация самолета с другим двигателем выпускалась под названием Су-4. Ближние бомбардировщики Су-2 и Су-4 принимали участие в приграничных оборонительных сражениях на советско-германском фронте лета и осени 1941 года, при обороне Киева и Москвы, в сражении за Сталинград осенью 1942 — зимой 1943 годов, в сражении на Курской дуге летом 1943 года и других боевых операциях. Достоверных сведений о применении Су-2 и Су-4 после 1943 года не имеется.

В 1942-1943 годах под руководством Павла Сухого создан бронированный штурмовик Су-6. Самолет выпущен малой серией.

За создание штурмовика Су-6 М71Ф главный конструктор Павел Сухой был удостоен Сталинской премии 1 степени, которую он передал в Фонд обороны.

В 1942-1944 годах в ОКБ Сухого создан и успешно облетан тяжелый «двухместный двухмоторный бронированный штурмовик ДДБШ» Су-8, построенный в двух экземплярах.

Павел Осипович Сухой

В конце Второй мировой войны Сухой одним из первых начал работать над проектами реактивных самолетов, считая, что за ними будущее авиации. Под руководством Павла Сухого стали разрабатываться сразу два направления новых машин — со стреловидным крылом, получившим кодовое наименование «С», и треугольным, получившим кодовое наименование «Т». Успешно были реализованы оба проекта, а впоследствии, благодаря подобным наработкам, был создан Су-17 — первый в СССР самолет с изменяемой геометрией крыла.

С 1944 по 1949 год в ОКБ Павла Сухого созданы и прошли испытания разведчик-корректировщик Су-12, четырехдвигательный реактивный тяжелый бомбардировщик Су-10 (наземные испытания), тяжелые двухдвигательные реактивные истребители Су-9, Су-11 и Су-13, а также однодвигательные истребители Су-15 и Су-17. В конструкции самолетов были применены катапультируемые кабина и кресло пилота и тормозной парашют.

В ноябре 1949 года авиационное ОКБ Павла Сухого было упразднено. По предложению Андрея Туполева перешел работать конструктором в его ОКБ. Здесь по предложению Туполева конструкторский коллектив Сухого в 1946 году создал модификацию Ту-2 «учебно-тренировочный бомбардировщик» УТБ (УТБ-2) — удачную машину с двигателями Швецова АШ-21 со снятым вооружением. Самолет строился серийно до 1948 года.

В ходе Корейской войны 1950-1953 годов в июле 1952 года СССР получил два трофейных американских истребителя F-86 «Sabre». Для тщательного изучения трофейных самолетов и создания советского реактивного истребителя, превосходящего «Sabre» по основным параметрам было принято решение организовать новое авиационное конструкторское бюро. Приказом МОП № 223 от 14 мая 1953 года создавалось авиационное конструкторское бюро, которое предложили возглавить Павлу Сухому. В феврале 1954 года ОКБ П. О. Сухого и опытный завод получили в системе МАП СССР № 51.

Постановлением Правительства от 5 августа 1953 года в ОКБ П. О. Сухого развернулись работы по проектированию сверхзвуковых истребителей в двух вариантах компоновки прототипов: со стреловидным крылом (индекс «С») и треугольным крылом (индекс «Т») соответственно.

После воссоздания КБ под руководством Павла Сухого разработан ряд экспериментальных и серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полета, вдвое превысивший скорость звука, истребители-перехватчики П-1, Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колесно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полете стреловидностью крыла, модификации Су-17 бомбардировщики Су-20 и Су-22, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, бомбардировщик-ракетоносец Т-4 и другие самолеты. Были также разработаны ряд нереализованных проектов, например Су-13.

Всего под руководством Павла Сухого было разработано около 50 конструкций самолетов, многие из которых произвели настоящую революцию в авиастроении.

В 1958-1974 годах — депутат Верховного Совета СССР.

В 1972 году (задолго до руководителей других авиационных КБ) Павел Осипович обратился в ВЦ АН СССР с просьбой о содействии в автоматизации процесса проектирования своих изделий. В ответ на его обращение была создана группа исследователей и программистов, сумевшая за несколько лет разработать и внедрить первую очередь соответствующей САПР.

Жил и работал в Москве. В последние годы обострились последствия перенесенного на фронте туберкулеза легких, из-за которых приходилось пользоваться кислородным баллоном. Умер 15 сентября 1975 года в подмосковном санатории Барвиха. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В 1977 году в Гомеле был открыт памятник П. О. Сухому — бронзовый бюст на постаменте.

В городе Гомеле именем Павла Сухого названа улица.

Музей Павла Сухого создан в 1985 году на его родине в городе Глубокое в средней школе № 1.

В 1987 году именем Павла Сухого названа улица в Витебске.

В 1995 году имя авиационного инженера и конструктора Павла Сухого присвоено Гомельскому государственному техническому университету (ГГТУ).

В Москве установлена мемориальная доска по адресу: Ленинский проспект, дом 7, где П. О. Сухой жил с 1947 по 1965 годы.

В 2004 году именем Павла Осиповича названа улица в Москве.

В 2012 году его имя присвоено средней школе № 1 города Глубокое.

В городе Глубоком в память о Павле Сухом на постамент установлен один из боевых самолетов Конструкторского бюро П. О. Сухого.

В городе Кричев в память о Павле Сухом на постаменте в городском парке установлен боевой самолет — однодвигательный реактивный всепогодный истребитель-перехватчик Су-9. Самолет принадлежал 28-му истребительному полку ВВС СССР, Кричевский район базирования, Белорусский военный округ.

Самолеты, которые носят название «Сухой» + номер; в советском и с 1991 — в российском авиастроении принято сокращение «Су»; Две серии опытных, экспериментальных и серийных летательных аппаратов; в первой серии — оснащенные поршневыми авиадвигателями и тянущим винтом, после Второй мировой войны — оснащаются реактивными двигателями; во второй серии — движителем являются различные типы реактивных двигателей; самолеты ОКБ Сухого, которые носят фамилию в память основателя и первого руководителя конструкторского бюро Павла Сухого.

Опытно-конструкторское бюро Сухого — российское специализированное научно-инженерное конструкторское учреждение; специализируется на конструировании, постройке и испытаниях авиационной техники; носит имя основателя и первого руководителя Павла Сухого; юридически оформлено как ОАО «ОКБ Сухого»; с 1 января 2013 — филиал, с сохранением названия «ОКБ Сухого»; одно из ведущих авиационных конструкторских бюро мира.

Публичное акционерное общество «Авиационная холдинговая компания «Сухой»» — российская компания, занимающаяся конструированием, производством, маркетингом, обучением летного персонала, послепродажным обслуживанием, включая поставку запасных частей и оборудования боевых и гражданских самолетов марки «Су» и «Бе». Создана на базе бывшего государственного авиационного завода № 51 и носит имя Павла Сухого.

Личная жизнь Павла Сухого:

Жена — Софья Феликсовна Сухая (в девичестве Тенчинская).

Софья Тенчинская вспоминала свою первую встречу с Павлом Сухим в полесском городке Лунинец неподалеку от Брест-Литовска, в Западной Белоруссии: «Как-то вечером я возвращалась из школы. Меня опередил незнакомый человек в военной шинели, перекрашенной в черный цвет, на голове его красовалась маленькая шапочка — «керенка». Я тогда обратила внимание на большие глаза незнакомца и смешную «кавалерийскую» походку. Через два дня этот человек появился в нашей школе и стал преподавать математику. Я давала в школе уроки французского…». Обоих судьба забросила в Лунинец случайно и совсем ненадолго. Уже через год после знакомства Сухой и Тенчинская вынуждены были покинуть Полесье и податься на восток страны: Лунинец вошел в состав Польши. Известно, что некоторое время Павел работал в железнодорожной школе вместе с отцом, а после вернулся в Москву — продолжать учебу в восстановленном высшем техническом училище. Примерно тогда же в столицу отправилась и Софья — ее сестра рано овдовела и осталась одна с маленькими детьми. Владение французским языком помогло молодой учительнице найти работу. Она устроилась в Институт физкультуры.

Второй раз судьба свела их на улице, только не на тихой полесской, а на шумной московской. С того момента решили не расставаться.

В 1923-м поженились и первое время жили в маленькой комнатке Софьи Феликсовны. Жена с самых первых дней поддерживала мужа в начинаниях, переводила иностранную техническую литературу для него.

Дочь — Ирина Павловна (1925-2009), в замужестве — Воскресенская.

Сын — Дмитрий Павлович (1932-2000).

Внучка — Мария.

Павел Сухой с семьей

Павел Сухой с семьей

Павел Сухой и жена Софья

Павел Сухой и жена Софья

Разработки Павла Сухого:

поршневые самолеты:

истребитель И-8
истребитель И-14
одномоторный низкоплан АНТ-25 РД
одномоторный низкоплан АНТ-26 РД2
двухмоторный низкоплан АНТ-37
двухмоторный низкоплан АНТ-37бис Родина
дальний истребитель пушечный ДИП-1
дальний бомбардировщик ДБ-1
дальний бомбардировщик ДБ-2
дальний бомбардировщик ДБ-2Б
высотный истребитель Су-1
ближний бомбардировщик Су-2
высотный истребитель Су-3
ближний бомбардировщик Су-4
штурмовик-бомбардировщик ШБ
истребитель-перехватчик Су-5
тяжелый штурмовик Су-6
«двухместный двухмоторный бронированный штурмовик ДДБШ» Су-8
разведчик-корректировщик Су-12
учебно-тренировочный бомбардировщик УТБ (УТБ-2)

реактивные самолеты:

истребитель-перехватчик Су-7 (1944)
тяжелый истребитель Су-9 (1946)
скоростной тяжелый бомбардировщик Су-10
тяжелый истребитель Су-11 (1947)
тяжелый истребитель Су-13
истребитель Су-15 (1949)
истребитель Су-17 (1949)

новая серия, самолеты ОКБ-1:

истребитель-перехватчик П-1
истребитель Су-7
истребитель-бомбардировщик Су-7Б
всепогодный истребитель-перехватчик Су-9
всепогодный истребитель-перехватчик Су-11
истребитель-перехватчик Су-15
истребитель-бомбардировщик Су-17
истребитель-бомбардировщик Су-20
истребитель-бомбардировщик Су-22
фронтовой бомбардировщик Су-24
бомбардировщик-ракетоносец Т-4
штурмовик Су-25

Награды Павла Сухого:

1957 — присвоено звание Героя Социалистического Труда;
1965 — награжден второй Золотой медалью «Серп и Молот»;
— Кавалер трех орденов Ленина (1945, 1957, 1975);
— Орден Октябрьской Революции;
— Орден Трудового Красного Знамени (1938);
— Орден Красной Звезды (22.12.1933);
— Орден «Знак Почета» (1936);
— Сталинская премия Первой степени (1943 — за создание штурмовика Су-6);
— Ленинская премия (1968);
— Государственная премия СССР (1975 — посмертно);
— Государственная премия Российской Федерации в области дизайна (1997 — посмертно) — за дизайнерскую и эргономическую разработку семейства самолетов Су-27;
1940 — присуждена ученая степень доктора технических наук без защиты диссертации;
— За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники награжден золотой медалью имени академика А. Н. Туполева № 1 Академии наук СССР (1975), посмертно. Медаль вручена вдове авиаконструктора — Софье Феликсовне Сухой.

последнее обновление информации: 11.10.2022

Павел Осипович Сухой — выдающийся советский авиаконструктор, один из основателей отечественной школы реактивной и сверхзвуковой авиации. Являлся дважды Героем Социалистического Труда (1957 и 1965 годы), лауреатом Сталинской (1943 год), Ленинской (1968 год) и Государственной премий (1975 год), а также лауреатом премии №1 имени Туполева (1975 год, посмертно). Под руководством данного авиаконструктора было разработано более 50 конструкций самолетов. За свою жизнь Павел Осипович Сухой сумел создать в своем ОКБ настоящую школу проектирования различной авиационной техники, отличающуюся новаторским духом, нестандартным подходом к решению технических задач и смелостью инженерных решений. 22 июля 2015 года авиационная общественность отмечает 120-летие со дня рождения легендарного конструктора.

Сухой Павел Осипович родился 22 июля 1895 года в селе, а теперь уже городе Глубокое Витебской области в Белоруссии в семье учителя народной школы Осипа Андреевича и Елизаветы Яковлевны Сухих. По национальности белорус. В семье Сухих было шестеро детей: 5 девочек и один мальчик — Павел. В 1900 году отцу будущего авиаконструктора предложили возглавить школу для детей железнодорожников в Гомеле, и семья перебралась в город. В 1905 году Павел Сухой поступил в Гомельскую мужскую гимназию, которую окончил в июне 1914 года с серебряной медалью, имея оценки «отлично» по десяти предметам и оценки «хорошо» по немецкому языку и латыни. Особенно были отмечены его успехи в математике и физике.

Стоит отметить, что будущий авиаконструктор с удивительным упорством добивался лучшего образования из возможных. В 1914 году он поступает в Московский университет на математический факультет. А через год в Императорское Высшее техническое училище (будущее МВТУ им. Баумана). На тот момент это был единственный вуз в Российской империи, в котором изучались технические и теоретические проблемы воздухоплавания. Здесь он стал членом кружка воздухоплавания, руководил которым профессор Николай Жуковский. Уже тогда Павел Сухой прекрасно понимал, чем он хотел бы заниматься в своей жизни. Позднее, рассказывая своей дочери Ирине о своем отрочестве, Павел Сухой отмечал, что наиболее сильным впечатлением его детских лет стали показательные полеты над Гомелем аэроплана, которым управлял русский авиатор Сергей Уточкин. Данные полеты проводились в рамках публичных гастролей пилота по городам Российской империи.

120 лет назад родился авиаконструктор Павел Осипович Сухой

В 1916 году Сухого призвали в армию. После завершения Школы прапорщиков в 1917 году он был отослан на Западный фронт в действующую армию, где служил в пулеметной роте, приняв участие в Первой мировой войне. После октябрьской революции 1917 года фронт окончательно развалился, а Павел Сухой был демобилизован и вернулся к себе в родной Гомель, где какое-то время трудился учителем математики. Летом 1921 года он принимает решение вернуться назад в Россию и продолжить свое обучение. Осенью 1921 года Сухой снова посещает знакомые ему аудитории Технического училища в Москве. В 1923 году в столицу приезжает Софья Феликсовна, чтобы помочь овдовевшей сестре с маленькими детьми. Павел и Софья случайно встретились на московских улицах. Павел Сухой сделал своей землячке предложение стать его женой, на что та ответила согласием. 29 апреля 1925 года у пары родилась дочь Ирина, а позднее в 1932 году сын Дмитрий.

В 1925 году учеба для Павла Сухого подошла к концу. При этом Андрей Туполев уже тогда разглядел в Павле талант авиационного конструктора, поэтому пригласил молодого инженера на работу в АГОС (Авиация. Гидроавиация. Опытное строительство) — конструкторский отдел Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) в Москве. Будущий авиаконструктор согласился на данную работу и был направлен в Конструкторскую бригаду А. Н. Путилова на должность инженера-конструктора.

Полученное конструктором образование помогало ему свободно читать авиационную техническую литературу на немецком языке, а также, владея латынью, читать со словарем и на некоторых других европейских языках — французском, английском, итальянском и ряде других. Все это в какой-то мере повлияло на успехи Павла Сухого в его инженерной и административной деятельности. Помогали ему переводить техническую литературу и его жена Софья (с французского языка) и дочь Ирина (с французского и английского языков).

Су-2

Первой работой начинающего авиаконструктора стал истребитель И-4, а затем цельнометаллический истребитель И-14 и ряд других проектов. В 1932 году Павла Сухого назначают ответственным руководителем по проектированию и постройке машины РД («рекорд дальности» — АНТ-25). В 1934 году на этом самолете удалось установить мировой рекорд продолжительности и дальности полета по замкнутому маршруту. В 1937 году экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова успешно выполняют ставшие легендарными перелеты через Северный полюс в США. А в 1938 году на самолете ДБ-2Б «Родина», проектированием и постройкой которого руководил Павел Осипович, экипаж в составе Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой сумел осуществить рекордный перелет на дальность.

В 1938-1939 годах Павел Сухой принимает участие в конкурсе на разработку ближнего бомбардировщика «Иванов» и одерживает в нем победу. С этой победой ему представляется уникальный шанс организации собственного КБ. Первенцем его конструкторского бюро стал легкий бомбардировщик Су-2 («Сухой-2»). Машина успешно прошла испытания и строилась серийно. Самолет принял участие в Великой Отечественной войне, он использовался в качестве ближнего бомбардировщика и штурмовика. Экипажи более 900 самолетов Су-2 героически сражались с врагом в небе Белоруссии, Бессарабии на начальном этапе войны, а также у стен Сталинграда. При этом работы по проектированию более совершенных боевых самолетов активно шли и в трудные военные годы. В 1943 году за разработку опытного бронированного штурмовика Су-6 конструктор был награжден Сталинской премией I степени.

В 1945 году ОКБ Сухого работает над опытным реактивным истребителем Су-9, начинается эра реактивной авиации, в которой талант Павла Осиповича Сухого разворачивается на полную силу, сверкая всеми своими гранями. До 1949 года создаются новые самолеты Су-9, Су-11, Су-15 и Су-17, на которых в тесном сотрудничестве с авиационной наукой и, в первую очередь, с ЦАГИ удается отработать многие новые решения, ведутся работы по увеличению скорости полета. К тому времени уже полностью сложился костяк творческого коллектива ОКБ Сухого. Но несмотря на этот факт, в 1949 году советское правительство решило изменить приоритеты, расформировав опытное конструкторское бюро Сухого. В этот период Сухой работает заместителем Андрея Туполева. Под его руководством была спроектирована модификация самолета Ту-2 — УТБ.

Стоит отметить, что во всех своих работах, которые относятся к периоду с 1925 по 1953 годы, можно легко проследить незаурядность творческих замыслов, обоснованный технический риск и уникальность воплощения на практике. В актив Павла Сухого, как конструктора, а также его сподвижников и коллектива конструкторского бюро можно занести с пометкой «сделано впервые» убирающееся в полете шасси, топливные баки-отсеки крыла, гладкую металлическую обшивку, бустер в системе управления, катапультируемое кресло летчика, тормозной парашют, систему спасения экипажа самолета в отделяемой кабине и многое другое.

В мае 1953 года в советском правительстве признали ошибку и вновь назначают Павла Сухого во главе своего собственного КБ. Он был назначен руководителем КБ-1, коллектив которого еще с середины 1952 года занимался изучением истребителя «Сейбер» американского производства. Отдельные результаты, полученные при изучении американской машины, были использованы Сухим и его КБ в дальнейших работах.

В октябре 1953 года Павел Сухой получил в свое распоряжение производственный коллектив, представляющий завод №51. На этом же этапе был свернут план работ по истребителю «Сейбер», но в свою очередь широко развернуты работы по созданию новых самолетов. На этом этапе Павел Осипович проявил лучшие свои качества, подтвердив реноме отличного творца и организатора, если данные понятия вообще стоит разделять. Конструктору удалось в очень короткие сроки сплотить новые для него коллективы производственников и проектировщиков, создавая при этом выдающиеся по летно-техническим характеристикам машины.

Су-17

К примеру, самолет С-1 поднялся в небо в сентябре 1955 года, то есть примерно через два года после инициации работ над этим проектом. Еще через полгода в небо поднялся самолет Т-3. В дальнейшем под непосредственным руководством знаменитого авиаконструктора было спроектировано несколько типов самолетов с большим количеством модификаций, каждая из которых могла называться прорывом в советской и мировой авиации.

Руководить людьми — значит предвидеть будущее. Этим качество или даже можно сказать даром Павел Сухой обладал в полной мере, этот дар базировался на огромном его опыте и интуиции. Подтверждением данного дара является то, что ему удавалось выбирать оптимальные параметры для всех своих серийных самолетов, обеспечивая им очень долгую — до 30 лет и более «жизнь» в небе; также подтверждением этому является создание стратегического бомбардировщика Т-4, возможность разработки которого на тот момент отрицали все авторитетные специалисты отрасли; инициативная разработка самолета-штурмовика Су-25, которая стала процессом возрождения в нашей стране штурмовой авиации на базе самых передовых на тот момент времени технологий; выбор размерности самолета Т-10, использование неустойчивости в продольном канале и интегральной компоновки — решения, которые во многом определили успех всех самолетов семейства Су-27.

Су-27

Конкурировать с советскими и иностранными самолетостроительными фирмами помогали технические решения, многие из которых были впервые реализованы на практике:

— на самолетах Су-7 и Су-9 была внедрена система необратимого бустерного управления без перехода на «ручное», появилась система автоматического регулирования воздухозаборников, применен целиком подвижный стабилизатор, все это в комплексе позволило преодолеть звуковой барьер и обеспечить самолетам скорость полета, которая в два раза превысила скорость звука.
— на самолете Су-17 было внедрено крыло изменяемой стреловидности, что значительно повысило ЛТХ данной боевой машины.
— на самолете Су-24 в прицельно-навигационном комплексе была применена цифровая вычислительная машина, реализован режим полета на низкой высоте с облетом препятствий, что увеличило боевую эффективность всего авиационного комплекса.
— на самолете Су-25 был внедрен комплекс боевой живучести, который включал в себя полностью бронированную кабину пилота, использование пористого заполнителя топливных баков и некоторые другие мероприятия, которые обеспечивали значительное снижение потерь штурмовиков и летчиков в реальных условиях боевых действий.
— на самолете Т-4 широко использовались титановые и высокопрочные стальные сплавы, специально разработанные для этого самолета, а также сварные конструкции, была внедрена система электродистанционного управления, была установлена высокотемпературная гидросистема с номинальным рабочим давлением 280 атмосфер, имелись многокамерные рулевые приводы большой мощности с раздельными распределительными и исполнительными устройствами.

Освоенные в процессе разработки и испытаний технологии стали основой для создания самолетов следующего поколения.

Большое внимание знаменитый авиаконструктор уделял вопросу развития лабораторно-стендовой базы предприятия, создавать которую начали еще в 1954 году со строительства полноразмерного стенда гидромеханической системы управления. При этом все новшества проходили отработку и испытания в лабораторных условиях на полунатурных стендах, а также на летающих лабораториях. При этом объем предварительных испытаний и проверок должен был свести к минимуму технологический риск внедрения новейших технологий. Данный подход отражался в работе всего КБ Сухого, где в каждом отделе существовал свой научно-исследовательский комплекс соответствующей направленности.

Павел Сухой жил и работал в Москве, где и скончался 15 сентября 1975 года. Был похоронен на Новодевичьем кладбище. Память знаменитого конструктора была увековечена в России и в Белоруссии. В Гомеле были установлены бюст героя и мемориальная доска на здании бывшей гимназии, в которой он учился. Также мемориальная доска появилась в российской столице на доме, в котором он жил, а также на здании МГТУ имени Баумана. Помимо этого, именем Павла Сухого были названы Гомельский государственный технический университет (ГГТУ), улицы в Гомеле и Москве. А в 1985 году в школе №1 города Глубокое был открыт музей Павла Осиповича Сухого.

По материалам из открытых источников

125 лет назад родился выдающийся советский авиаконструктор Павел Сухой. Эксперты называют его одним из основателей советской реактивной сверхзвуковой авиации, отмечая при этом высочайшую трудоспособность и новаторский подход конструктора. Созданные им и его учениками самолёты находятся на вооружении в десятках стран мира, получают высокие оценки от военных лётчиков. Коллеги отмечали, что у Сухого был дар научного предвидения — некоторые из его технических решений противоречили общепринятым представлениям, а их справедливость подтверждалась только с течением времени.

22 июля 1895 года в местечке Глубокое (в наши дни — город в Витебской области Белоруссии) родился будущий авиаконструктор Павел Сухой. Его отец был местным учителем, происходившим из крестьян. В 1900 году семья переехала в Гомель, где отцу Сухого предложили место директора школы для детей железнодорожников. В семье царила творческая атмосфера — Сухие любили музыку, выпускали рукописный журнал, у них была прекрасная библиотека.

Во время жизни в Гомеле с Павлом Сухим произошёл случай, определивший всю его будущую жизнь: однажды он увидел в небе аэроплан под управлением лётчика Сергея Уточкина. «Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами», — вспоминал он позже.

В 1914 году Сухой с серебряной медалью окончил гомельскую гимназию, где достиг значительных успехов в изучении физики и математики. Поэтому он решил продолжить учёбу в Императорском высшем техническом училище в Москве (сейчас — МГТУ имени Баумана).

Из прапорщиков в конструкторы

Сухие передали необходимые для поступления документы родственникам в Москву, однако те испугались за сохранность бумаг и сняли с них копии для приёмной комиссии. Выяснилось, что в училище принимали только оригиналы документов, из-за чего Павел пропустил зачисление. Однако Сухой не сдался. Он поступил на математический факультет Московского университета, а год спустя всё-таки стал студентом ИВТУ.

Также по теме


«Привыкла быть лидером»: как лётчица Валентина Гризодубова стала первой женщиной — Героем Советского Союза

27 апреля исполняется 110 лет со дня рождения Валентины Гризодубовой — первой женщины, ставшей Героем Советского Союза. По словам…

В училище Сухой начал делать первые шаги на пути к карьере авиаконструктора. Он посещал лекции Николая Жуковского и участвовал в работе его кружка воздухоплавания. Однако планы нарушила Первая мировая война.

Проучившись в ИВТУ всего год, Павел Сухой был мобилизован в армию и после окончания школы прапорщиков попал на фронт. Воевал он до Октябрьской революции 1917 года, а затем вернулся в Москву. Однако техническое училище в это время было закрыто, и Сухой уехал в Гомель.

По возвращении на родину он нашёл себе работу учителем математики в городе Лунинец в Западной Белоруссии, где познакомился со своей будущей женой Софьей, преподавателем французского языка. После польского вторжения они бежали в Гомель. Там Сухой заболел сыпным тифом, а затем скарлатиной. Врачи спасли его, однако из-за осложнений на горло он до конца жизни разговаривал приглушённо.

В 1921 году Павел Сухой восстановился в вузе, а в 1924-м, ещё до завершения учёбы, устроился работать чертёжником в экспериментальный отдел Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). После защиты диплома и получения квалификации инженера-механика он был переведён в конструкторский отдел.

  • Павел Сухой в юности

«На острие науки»

Руководство ЦАГИ сразу же увидело в Сухом большой потенциал. Он был назначен руководителем бригады, работавшей над первым советским цельнометаллическим истребителем И-4 (АНТ-5). Созданный командой Сухого самолёт стал прорывом в отечественном авиастроении и находился на вооружении до середины 1930-х годов.

Параллельно Сухой занимался в планерном кружке. Там он пережил жёсткую посадку, после которой пришёл к выводам, что учиться летать стоит в более юном возрасте. Однако с тех пор он очень внимательно относился к вопросу комфорта и безопасности лётчиков.

Также по теме


«Пример братьям по оружию»: как советский лётчик Ююкин совершил первый в истории авиации таран наземной цели

80 лет назад советский лётчик Михаил Ююкин совершил в ходе боёв с японскими военными на Халхин-Голе первый в истории мировой авиации…

Вскоре Сухой возглавил бригаду по созданию лёгких самолётов. Один из его подчинённых, Владимир Балуев, вспоминал, что коллег подкупали вежливость, спокойствие и работоспособность Сухого. «Работая под руководством Павла Осиповича, мы узнали и другие черты его характера: он не терпел безответственного отношения к порученному делу, пустопорожних разговоров, подхалимства, недисциплинированности, очковтирательства», — отмечал он.

В дальнейшем под руководством Сухого был создан самолёт АНТ-25, на котором совершил свои рекордные перелёты на Дальний Восток и в США через Северный полюс экипаж Валерия Чкалова. Также его бригада сконструировала бомбардировщики ДБ-1 и ДБ-2. На гражданском варианте последнего осуществил свой рекордный полёт экипаж Валентины Гризодубовой. В 1936—1939 годах Сухой был начальником конструкторского отдела и заместителем главного конструктора авиазавода №156.

Проект Сухого победил на объявленном в 1936 году конкурсе по созданию нового бомбардировщика под кодовым наименованием «Иванов». Работы над ним привели к созданию самолёта Су-2. В 1939 году Сухой стал главным конструктором на серийном авиазаводе №135 в Харькове, а в 1940 году — на авиазаводе №289, из которого в дальнейшем выросло конструкторского бюро, названное в его честь. В конце того же года он параллельно занял должность директора завода.

  • 24—25 сентября 1938 года Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова (слева направо) совершили рекордный беспосадочный перелёт на самолёте «Родина» по маршруту Москва — Дальний Восток
  • РИА Новости
  • © Иван Шагин

Су-2 и созданный на его базе Су-4 принимали участие в Великой Отечественной войне, но в 1942 году их производство было свёрнуто из-за нехватки комплектующих. Во время войны Сухой также создал бронированный штурмовик Су-6, но от его серийного производства отказались из-за отсутствия запаса двигателей. Полученную за эту работу госпремию Сухой передал в фонд обороны.

В 1949 году КБ Сухого было расформировано, а его самого назначили заместителем главного конструктора в бюро Андрея Туполева. Во время корейской войны был захвачен и доставлен в СССР трофейный американский истребитель «Сейбр». Изучение трофея поручили Павлу Сухому. Для этого было создано конструкторское бюро, которое в 1953 году возглавил Сухой.

Там под руководством Сухого были разработаны самолёты Су-7, Су-9, Су-11, Су-15 и Су-17.

«Я горжусь тем, что мне довелось летать на машинах Павла Осиповича Сухого. Это был выдающийся человек и конструктор. Случалось, что он принимал решения, которые, казалось, противоречили общепринятым представлениям, были непонятны даже для специалистов. Но проходило время, и все убеждались, что идея конструктора правильна. Его способность предвидения всегда поражала», — так оценивал труд Сухого маршал авиации Иван Пстыго.

  • Истребитель-бомбардировщик Су-7
  • РИА Новости
  • © Владимир Первенцев

По словам авиационного эксперта Евгения Лебедева, «прорывной машиной» для КБ Сухого стал фронтовой бомбардировщик Су-24. Он мог огибать рельеф местности в автоматическом режиме и был малоуязвим для средств противовоздушной обороны. Особенно удачной разработкой команды Сухого общепризнанно считается штурмовик Су-25, совершивший первый полёт в 1975 году, но до сих пор стоящий на вооружении ВКС России и военно-воздушных сил многих других стран мира.

С 1958 по 1974 год Павел Сухой был депутатом Верховного Совета СССР, дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда.

«Заботясь о защите Отечества, проведя в неустанном труде всю долгую жизнь, Павел Осипович Сухой создал образцы оборонной техники на острие науки, на грани научной фантастики. Первым среди других генеральных конструкторов он находил решения, определявшие профиль современных самолётов», — вспоминал конструктор авиационных двигателей Архип Люлька.

  • Авиаконструкторы Артём Микоян, Александр Яковлев и Павел Сухой (слева направо)
  • РИА Новости
  • © Василий Малышев

Павел Сухой умер 15 сентября 1975 года. Его имя было присвоено опытно-конструкторскому бюро авиационной техники, которое считается сегодня одним из ведущих в мире.

«Сухой заложил основу для целого семейства самолётов, венцом которого сегодня является не имеющий аналогов в мире Су-57», — заявил RT военный эксперт Алексей Леонков. 

В свою очередь, Евгений Лебедев назвал Павла Сухого ярким представителем советской конструкторской школы. По его мнению, он превзошёл первых советских авиаконструкторов, у которых учился.

«Сухой всегда был на острие прогресса, его самолёты отличались высоким уровнем новизны, новых прорывных решений, и они практически всегда возглавляли таблицы мировых рекордов», — подытожил эксперт.

Павел Сухой — биография


Павел Сухой – советский авиаконструктор, ученый, доктор наук, профессор. Обладатель Государственной премии РФ, премии им. Туполева, Сталинской, Ленинской и Госпремии РСФСР. Дважды Герой Социалистического труда.

Ранние годы

Павел родился в небольшом селе Глубокое, в Виленской губернии, в 1895 году. Его семья относилась к крестьянскому сословию. Отец, Осип Андреевич, отличался незаурядным умом с ранних лет. На собранные односельчанами средства он выучился на учителя, и работал педагогом в школе. С супругой, Елизаветой Яковлевной, у них было 6 детей, один сын, Павел, и 5 дочерей.

Когда мальчику было около 5 лет, семья переехала в Гомель, где отцу предложили должность директора школы для детей железнодорожников. Помимо основной работы, глава семьи Сухих еще успевал преподавать своим ученикам хоровое пение, сам обладал прекрасными вокальными данными от природы.

Первое время на новом месте Павел с родителями и сестрами жил на съемных квартирах. Но вскоре семья смогла обзавестись участком, и построить собственный дом. Опыт крестьянского хозяйства пригодился.

Павел Осипович Сухой

Павел Сухой в детстве

В доме у Сухих скучать не приходилось. Отец много читал, собрал прекрасную библиотеку. Дети учились играть на скрипке, музицировали и пели. Своими силами они даже издавали рукописный молодежный журнал. Такая творческая атмосфера и доброжелательное отношение заложили основу для будущих успехов Павла.

В возрасте 10 лет он поступил на учебу в мужскую гимназию в Гомеле. А в 1914 году получил аттестат всего с двумя четверками – по немецкому и латыни. Это позволило юноше получить серебряную медаль. Несмотря на сложности в изучении языков, в дальнейшем Павел проявил прекрасные к ним способности. Много читал зарубежную литературу на немецком и английском.

В детстве, возвращаясь из гимназии домой, Павел однажды увидел показательные выступления аэропланериста Сергея Уточкина, одного из первых знаменитых авиаторов. Мальчик загорелся идеей изучать технику, чтобы понять, как тяжелая крылатая машина может подниматься в воздух.

Студенчество

Воплощать свои мечты Павел отправился сразу после окончания школы. Через родственников он подал документы в ИМТУ, но из-за ошибки не смог поступить в первый же год. Учеба началась для него лишь в 1915 году. Родители скопили денег, и отправили сына в Москву. Здесь Павел легко выдержал экзаменационные испытания, и сразу увлеченно погрузился в учебный процесс. Он был активным членом кружка воздухоплавания, организованного профессором Жуковским.

Впрочем, исполнение мечты откладывалось. Началась Первая мировая война, и молодой человек отправился служить. Отучился в школе прапорщиков, был артиллеристом. В 1917 году Павел Сухой вернулся в Москву, но ИМТУ закрыли. Молодой человек был вынужден вернуться в родной Гомель, а затем поступить на работу преподавателем математики в городе Лунинец.

Павел Осипович Сухой

Павел Сухой в молодости

Но в 1919 году, при наступлении польских войск, часть учителей вынужденно эвакуировалась в Гомель. Среди них был и Павел. Педагоги стали работать в школе под началом Осипа Андреевича Сухого. Но жизнь была непростой. Павел сначала заболел сыпным тифом, а едва оправившись от него перенес скарлатину, давшую осложнение на горло. Всю оставшуюся жизнь он с трудом говорил, и испытывал боли при напряжении гортани.

В 1920 году, благодаря постановлению Совета народных комиссаров, студентам, обучавшимся до революции, разрешили вернуться к получению образования. Павел собрался в Москву. Осенью 1921 года он возобновил занятия в Техническом училище, преобразованном в МВТУ. К тому времени профессор Жуковский уже умер. Преподавательский состав претерпел значительные изменения. Помимо учебы, Павел успевал подрабатывать в КБ Фомина, где проектировали дирижабли. А с 1924 года, завершив образование, перешел чертежником в ЦАГИ. Дипломный проект молодой инженер пишет под руководством Андрея Туполева.

Могут быть знакомы

Карьера

Работать Павел после получения диплома стал в Конструкторской бригаде Александра Путилова. А затем и сам стал руководителем. Члены бригады Сухого вспоминали о нем с теплотой, рассказывая, что Павел всегда был внимателен, подробно объяснял молодым инженерам их задачи. Считался требовательным, но справедливым руководителем и талантливым конструктором-новатором.

Павел Осипович Сухой

Павел Сухой за работой

Именно Сухой и другие сотрудники авиационного отдела ЦАГИ предложили начать металлическое самолетостроение. Андрей Туполев возглавил комиссию по изучению этого вопроса, и начинание одобрил. Первый самолет такого типа, АНТ-1 еще имел смешанную конструкцию. Второй АНТ-2, уже получил цельнометаллический фюзеляж.

Но Павел Сухой имел отношение к проектированию только пятой серийной версии таких самолетом, И-4 или АНТ-5. По его чертежам была изготовлена подмоторная рама. Причем предложенное молодым конструктором решение позволило существенно удешевить производство. Принимал участие Сухой и в доработке авиатехники для запуска в серийное производство.

В 1930 году Павел получил должность заместителя Туполева, и стал руководить бригадой, занимавшейся непосредственно разработкой новых самолетов. Постепенно вокруг него сформировался коллектив, который в дальнейшей стал кадровой основой для отдельного КБ.

Павел Осипович Сухой

В 1932 году были объединены в одну 2 бригады, под началом Бертоша и Сухого. Павел Осипович возглавил их. Задача перед новым коллективом стояла масштабная и сложная. К 1933 году бригада должна была создать и довести до стадии испытания истребитель типа моноплан с новым мотором  жидкостного охлаждения. Над этой крылатой машиной, получившей название И-14, и стал работать Сухой. За успехи в конструкторской деятельности в ЦАГИ к 5-летию института Павел Осипович получил орден Красной Звезды. А И-14 успешно прошел испытания. Наравне с другими разработками бригады Сухого: боевых ДБ-1 и ДБ-2.

1936 год принес конструктору новые вызовы. В СССР объявили конкурс на создание нового многоцелевого самолета с предварительным названием «Иванов». В борьбе с коллективами Туполева, Ильюшина и других прославленных инженеров, заявка Сухого одержала уверенную победу. Двухместный низкоплан в виде прототипа испытали в 1937 году. А к 1939 его уже готовились запускать в серию, крупной партией. Самолет получил название СУ-2.

Тогда же, в 1939 году Сухой получил собственное конструкторское бюро. Разрабатываемые в нем новые самолеты получали индекс Су, и сквозную нумерацию. А сам Павел Осипович проводит ближайшие 2 года в Харькове, в должности главного конструктора завода №135.

Павел Осипович Сухой

Период 1940 – 1949 годов стал для всей авиастроительной промышленности непростым. Стране нужны были самолеты. Сухого возвращают в Москву, где он занимает должность главного конструктора в своем КБ, и пост директора сразу нескольких заводов в окрестностях столицы. В 1940 году Павел Осипович получил звание доктора наук (не защищая диссертацию).

Ударная работа началась. В течение 2 лет ОКБ разрабатывает такие знаменитые истребители Су-1, Су-3, Су-5, а также бомбардировщик ББ-2 на базе Су-2 (в серийное производство не пошел). Вооруженные силы наращивали количество авиационных полков. Су-2 получил статус главного ближнего бомбардировщика. При этом был полностью засекречен. Позже появилась его модификация Су-4 с другим типом двигателя. Эти самолеты использовались авиационными полками СССР до 1943 года, хорошо зарекомендовали себя в обороне Москвы и Киева, в боях за Сталинград и Курскую дугу.

Павел Осипович Сухой

В 1942-1943 годах КБ Сухого разработало и выпустило малой серией штурмовой самолет СУ-6 с броней. За него Павел Осипович получил Сталинскую премию 1 степени. Деньги он счел нужным отдать на фронт.

Позднее КБ Сухого также разрабатывало самолеты разных типов. От разведывательного корректировочного Су-12 до одномоторных истребителей Су-17. Не все модели пошли в серию. Но в последних уже были тормозные парашюты, катапультируемые кабины и кресла летчиков.

Павел Осипович Сухой

В 1949 году ОКБ Сухого упразднили. Он перешел на работу под начало Туполева, и был начальником бригады до 1953. Но затем знания и опыт конструктора снова понадобились для решения нестандартных задач. Сухому предложили изучить трофейные американские самолеты F-86. И построить свой, советский, истребитель, превосходящий их по характеристикам.

Под эту задачу было создано ОКБ №51. Началась эра сверхзвуковой авиации, в которой Павел Осипович играл ведущую роль. Его КБ создало немало экспериментальных прототипов и серийных машин. Среди них сверхзвуковой Су-7, а также знаменитый штурмовик Су-25, бомбардировщик Су-24.

Помимо работы, Сухой успевал заниматься и общественной деятельностью. Он был депутатом Верховного Совета СССР в период с 1958 по 1974 годы.

Павел Осипович Сухой

Среди других значимых достижений в биографии  Павла Осиповича можно отметить переход его КБ (первым в стране) на автоматизированное проектирование. Это было настоящим прорывом, ускорившим развитие отрасли.

Личная жизнь

Счастье в личной жизни Павел Сухой обрел достаточно рано. В возрасте 23 лет, во время работы в школе в Лунинце, он встретил молодую учительницу, преподавателя французского языка Софью Тенчинскую. Затем они на время расстались, хоть и имели взаимную симпатию. Но, снова встретив Софью в Москве в 1923 году, Павел уже не растерялся, и сделал девушке предложение. Пара поженилась. Первые годы семейной жизни были довольно скромными. У Софьи была выделенная комната от института физкультуры, где она преподавала.

Павел Осипович Сухой

Павел Сухой с семьей

В 1925 году у супругов Сухих родилась дочь Ирина. А 8 лет спустя сын, Дмитрий.

Смерть

Павел Сухой долгие годы страдал от осложнений перенесенных в молодости заболеваний. Возникали проблемы с дыханием. После 1974 года он уже не мог обходиться без кислородного баллона. Все чаще проходил специальное лечение, но оно мало помогало.

Павел Осипович Сухой

Памятник Павелу Сухому

Скончался прославленный авиаконструктор в сентябре 1975 года, в санатории Барвиха. Его торжественно похоронили в Москве, на Новодевичьем кладбище. Софья Феликсовна пережила супруга на 7 лет.

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Аегис буст про инструкция по применению
  • Инструкция порядок обращения с медицинскими отходами
  • Сделай сам руководство по изготовлению
  • Глицин инструкция по применению цена взрослым таблетки для рассасывания
  • Морфей инструкция по применению цена отзывы