По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа «Самоонализ профессиональной деятельности учителя начальных классов с точки зрения требований ФГОС в начальной школе»
Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в …
Проект «Скороговорки» для детей выполнен учащимися 3в класса под руководством учителя начальных классов Норбу А.Б.
Скороговорки для детей…
Исследовательский проект «Весенние цветы» выполнен учащимися 3в класса под руководством учителя начальных классов Норбу А.Б.
Исследовательский проект «Весенние цветы»….
Современные формы и виды контроля знаний учащихся начальной школы на уроке (из опыта работы). Деменкова Юлия Леонтьевна учитель начальных классов первой категории
Доклад из опыта работы…
Элементы исследовательской работы на уроках математики в начальных классах.
Современная образовательная программа, реализуемая в общеобразовательном учреждении направлена на формирование у детей активности и самостоятельности, способности к само…
Презентация опыта работы Рубцовой А.М. учителя начальных классов МБОУ «СОШ» с. Гурьевка по теме: «Оценивание достижений учащихся. Метод активной оценки»
Участие в 3-ем районном педагогическом форуме «Реализация ФГОС. Опыт, проблемы, перспективы» — площадка «Разнообразные формы оценки достижений планируемых результатов освоения ООП&ra…
План работы профессионального обучающего сообщества План работы профессионального образовательного сообщества учителей начальных классов МОУ СОШ №4 «Центр образования» «Lesson-Study» Смысловое чтение как ресурс для развития ключевых компетенций 21 века
План работы ПОС по смысловому чтению…
На буддийском пути практикующему тоже необходимо работать под руководством учителя, чтобы раскрыть свою природу.
Именно теософия познакомила его с идеей пути, на котором человек под руководством учителей может достичь просветления.
В неё можно играть в школе, во время соответствующего урока или на классном часе под руководством учителя, выступающего в роли ведущего.
Едва исправив двойку по алгебре, она получала двойку по геометрии или физике и снова оставалась в школе, чтобы под руководством учителя исправить оценку, а потом снова получить…
Условия в лагере особенно благоприятны для самодеятельного применения любимых детьми подвижных игр, а также игр под руководством учителей физической культуры.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: камышина — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Такое знание чаще всего предаётся от учителя к ученику в процессе совместной практической деятельности или практической работы ученика под руководством учителя («от поколения к поколению»).
Еду в вагоне, вместе с экскурсией школьников под руководством учителя.
Он бросил кисть, взялся за мелки и, невзирая на голод и тяжкий труд, безвестность и неуверенность в завтрашнем дне, продолжал идти по избранному пути, постигая искусство живописи под руководством учителей, лучших, чем его первый наставник.
Но главное, чего достиг молодой интраморф под руководством учителя, – это чтить кодекс чести витязей: не действовать во зло, не предавать, не лгать, не разрушать, не сорить, не красть и не осуждать, если же задана цель – идти к ней до конца, на пределе, не щадя живота.
Поэтому под руководством учителя у учащихся начальной школы должны развиваться желание и умение учиться, формироваться основы теоретического мышления, произвольность познавательной деятельности и поведения, развиваться способность к усвоению содержания социального опыта и занятию субъектной позиции в социуме.
Изучая науки под руководством учителей и профессоров большей частью неверующих, я поражался количеством нормальных чудес, ими констатируемых под кличкой естественных явлений, тщательно классифицируемых и совершенно для них самих непонятных, несмотря на данные им клички.
Люди, чувствующие зов стать шаманом, должны проходить обучение под руководством учителя.
Для владения мечом или луком целое искусство требовалось, практика под руководством учителей, потому арбалет – удел плебеев, а не людей благородного звания.
В то время многие люди были увлечены занятиями медитацией и иными формами духовной практики либо самостоятельно, либо под руководством учителя.
После завтрака, проведённого под руководством учителя по этикету, последовали уроки в классной комнате, где учителя проверяли уровень наших знаний.
Я рекомендую поэкспериментировать с медитациями под руководством учителя и без него и посмотреть, что работает лучше.
Я долго не мог понять, чего же не хватает, а потом осознал, что нет энергий той жизненности и полноты, которые ощущал я здесь, занимаясь под руководством учителей.
В школе под руководством учителя я читал и писал.
Подведя итоги игры, класс под руководством учителя организованно отправляется в школу.
Я под руководством учителя сделал три таких сумки.
Для этого под руководством учителя ребята совершили не одну вылазку на городской пляж.
– Какие навыки приобретают дети под руководством учителя в данном возрасте?
Для «приобучения учеников к главнейшим действиям практической геометрии» устав предусматривал обязательный осмотр учащимися под руководством учителя математики различного рода мельниц, гидравлических машин и других механических предметов, находящихся в окрестностях гимназий.
Им стали называть процесс приобретения под руководством учителей и преподавателей знаний и навыков, полезных для материального благополучия и карьеры.
Мальчики там корпели над уроками под руководством учителя, а девочки – учительницы, пока не наступала их очередь отвечать.
Поступайте под руководство учителя для учения как можно раньше и расставайтесь с ним как можно позже.
Мы развивали свои телепатические способности под руководством учителя.
Внизу никого не было, школьники быстро разбежались по домам, а те, у кого занятия ещё не закончились, с разной степенью успешности были заняты процессом получения знаний под руководством учителей.
Сначала ребята под руководством учителя изготовили простые изделия из бумаги.
Практика всегда проходить в лабораториях под руководством учителей.
Октябрята под руководством учителей и вожатых получали первичное просвещение в области социалистических идей и ценностей, приучались к организационной дисциплине, необходимой потом в пионерских рядах, в том числе к распределению обязанностей в группе, участвовали в организованных играх, оказывали мелкую помощь старшим.
С навками я уже сталкивалась, но очень давно, ещё под руководством учителя, поэтому большую часть информации успела позабыть.
– Исследовательская работа обучающихся под руководством учителя как вид проектной деятельности. (kopilkaurokov.ru, март 2015)
Работая там под руководством учителя, он мог забыть о времени и до утра высекать из гранита статую великого вождя пролетариата.
Спортивные снаряды в большинстве своём делали старшеклассники под руководством учителя по трудовому обучению или учителя физкультуры.
Формулировку определения оксидов школьники дают самостоятельно под руководством учителя [77, 78].
Ребята старших классов под руководством учителя рисования писали на больших листах ватмана картины.
После того как это слово разучили хором ученики в школе под руководством учителя литературы, оно повседневно было у всех на языке.
Профессионал – это основательно подготовленный человек, под руководством учителей прошедший школу.
Сколько же с ними приходилось возиться под руководством учителей по труду, чтобы хотя бы проехать по школьному двору.
Мы, школьники, собирали колоски в школьные холщёвые сумки под руководством учителей, и относили их на колхозное гумно.
Экскурсия школьников – под руководством учителя природоведения они будут изучать флору и фауну острова.
Школьники под руководством учителей начали выращивать на пришкольном участке кукурузу и чумизу.
Дочь начальника стражи, под руководством учителя танцев, выполняла сложные классические движения.
Помню трагический случай с одним из моих сверстников во время одной из прогулок под руководством учителя естественной истории.
А вот ученикам младших классов подносят еду дежурные под руководством учителя.
Поединок двух порядочных людей под руководством учителя, исполненного благородных побуждений, – достойный образец хорошего вкуса и изысканного воспитания.
Отапливался интернат дровами, заготавливали их ученики под руководством учителей.
Автор: Татьяна Ивановна Яцун
Своё выступление хочу начать с высказывания, которое даже не помню, где прочитала, но оно выражает суть классного руководства по моему мнению: «Ничто не даётся нам так дёшево и так дорого, как классное руководство.»
Что должен делать среднестатистический учитель, когда ему дают классное руководство? Организовать классный коллектив, дежурство учеников, проследить, чтобы им выдали учебники, проводить родительские собрания. Есть еще ряд обязанностей. А остальное — некая сверхидея (если она у педагога есть). Классный руководитель должен выполнять определенную (а точнее — неопределенную) воспитательную функцию. Сегодняшнему классному руководителю трудно: прежней идеологии нет, но и новая не возникла. Всем понятно, что главное — это харизма учителя, когда не чтением морали, а самим своим поведением он демонстрирует, что какие-то вещи в действиях ребёнка невозможны. Учитель постоянно воспитывает ученика своим общением, своей личностью. Воспитание есть искусство, благодаря которому развиваются все природные способности человека. И этому искусству надо учиться постоянно.
Деятельность учителя начальных классов существенно отличается от работы учителя среднего и старшего звена. Ее особенности обусловлены контингентом учащихся. Начальные классы — первая ступень школьного образования. Дети под руководством учителя делают первые шаги в обучении, овладевают знаниями, умениями и навыками в учебной деятельности.
Приняв новый класс, классный руководитель концентрирует свои усилия на изучении учащихся, используя для этого различные методы и источники. Учитель должен иметь четкое представление о своих новых питомцах, знать условия жизни детей в семье и установить контакт с родителями. Классный руководитель знакомит детей с новым порядком обучения. Учитель работает с классом чаще всего один и выступает в качестве и учителя и воспитателя. Доверчивость и непосредственность детей, повседневный контакт с ними позволяют учителю глубоко знать ход их развития, повседневно направлять его.
В деятельности учителя начальных классов, как правило, ярко выражен организаторский аспект, так как дети нуждаются в постоянной организации. Как раз здесь и появляются некоторые проблемы, так как все дети разные: одни слушают учителя и выполняют все его требования, другие слушают, но выполняют неохотно и по принуждению, а третьи вообще считают, что они могут вести себя так, как им хочется, не взирая ни на что. Поэтому отношение учителя к детям характеризуется большой теплотой и заботой в сочетании с разумной требовательностью. Постепенно дети принимают правила поведения в школе и стараются их выполнять. А со временем дети платят учителю бесконечным доверием, они обращаются со всеми вопросами к учителю. Становятся хорошо сплочены, организованны, инициативны в своём коллективе.
Но в это время возникает другая проблема – учащиеся воспринимают только своего учителя, а всех других педагогов игнорируют. И здесь классный руководитель должен приучить детей к тому, что любой учитель в школе является для них таким же авторитетом, как и классный руководитель.
Переходя из класса в класс, дети становятся старше и умнее. И классному руководителю , чтобы сохранить свой авторитет уже недостаточно только тех качеств, которых было достаточно в 1-м классе. Важнейшее значение для классного руководителя имеет умение строить свои взаимоотношения с учащимися и перестраивать их по мере их роста и развития. Характер воспитательной работы классного руководителя от класса к классу меняется в зависимости от уровня развития учащихся и особенностей их учебной деятельности, их положения в школьном коллективе, в органах ученического самоуправления. В каждом классе выдвигается ряд главных направлений, которые определяют всю работу с классом.
Деятельность классного руководителя предъявляет к нему новый ряд требований. Непременным качеством является его идейная убежденность, помогающая ему формировать мировоззрение учащихся. Не менее важное значение для классного руководителя имеет педагогический оптимизм. Своим ученикам я постоянно говорю: «Ты можешь сделать лучше, старайся и всё получится, я верю в тебя». У классного руководителя должны быть ярко выражены организаторские способности и умения. При этом важно не только организовать учащихся, но и вызвать у них желание самим включаться в деятельность.
Не стоит забывать о саморазвитии, самовоспитании учащихся. Дети должны принимать и реализовывать вместе выработанные цели и задачи. Педагог не передает готовые образцы нравственной и любовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с учащимися. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении и составляет, таким образом, содержание воспитательного процесса. Только в творческом сотрудничестве со взрослыми ребенок обеспечен «необходимым педагогическим» руководством, не отторгает, а принимает его как условие успешности достижения своих целей, решения своих проблем. В своём классе с 1-го класса все вопросы я выставляю на обсуждение детей, и мы принимаем общее решение.
Учитель, берущий на себя обязанности педагогического руководства классом, должен иметь перед собой ориентир каких результатов он должен добиться, ведь он имеет дело не с абстрактным коллективом, а с общностью, в которой есть отдельные дети, самобытные личности с индивидуальным характером, неповторимым жизненным опытом и социальными условиями. Я считаю, что классный руководитель – это, в первую очередь, верный друг, а потом уже защитник, советчик, духовный наставник, отдельно взятого ребенка, проводник человеколюбия и высоких гражданских чувств. В этом направлении и строю свою работу с классом.
Деятельность классного руководителя многообразна, круг обязанностей очень широк, огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. Вместе с тем, ничто не приносит большего удовлетворения, чем видеть, как воспитанники достигают определённых высот в своём развитии. Поэтому успех в классном руководстве принесут организованность, принципиальность, тактичная требовательность, справедливость, последовательность в сочетании с широким кругозором, глубиной знаний и неподдельным интересом к жизни и личности каждого воспитанника.
Воспитательная деятельность учителя начальных классов — это процесс непрерывного творчества. Никогда не знаешь, что ждёт тебя впереди. Классное руководство ставит педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все новые и новые задачи. Процесс их решения представляет большие трудности, но и доставляет большое удовлетворение учителю, когда он видит результат своего труда.
Ведущие цели классного руководства:
• непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием школьника,
• содействие созданию самых благоприятных условий для формирования его личности,
• осуществление необходимых педагогических коррективов в системе его воспитания,
• организация необходимых воспитательных воздействий для создания благоприятной микросреды и высокого психологического климата в классе,
• координация усилий всех взрослых и педагогов, влияющих на становление личности его воспитанников.
Исходя из этих целей, следует принять основные задачи воспитателя:
• создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка,
• организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения,
• коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному раскрытию всех способностей школьников и их формированию.
Основными функциями классного руководителя являются:
1. Аналитическая:
• изучение индивидуальности учащегося,
• анализ и изучение характера развивающегося коллектива и личности,
• анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка,
• анализ и оценка уровня воспитанности личности и коллектива.
2. Организационно-координирующая:
• организация и стимулирование разнообразной деятельности детей,
• установление связи школы с семьей,
• индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив -субъект этой деятельности,
• обеспечение наилучших материально-бытовых условий для этой деятельности.
3. Коммуникативная:
• регуляция межличностных отношений между детьми,
• установление оптимальных взаимоотношений «ученик-учитель»,
• содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе,
• помощь ученикам в установлении отношений с людьми.
Для реализации педагогических задач классному руководителю необходимо создать условия:
• материально-техническое обеспечение организуемого им воспитательного процесса,
• административная поддержка и методическая помощь,
• систематическое научно-теоретическое осмысление классного руководства как проблемы.
Из опыта работы учителя начальных классов
МБОУ г. Астрахани «ООШ № 3» Шарафутдиновой Лии Сайдашовны
«Чем
легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее
учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать
каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом
мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет
учиться ученик».
Л. Н. Толстой
Стаж
моей педагогической деятельности в начальной школе 17 лет. За это время я
работала по традиционной программе УМК «Школа России». Эта программа
интересна, так как реализованы способы организации деятельности учащихся,
связанные с постановкой учебной задачи, с её решением, с самоконтролем и
самооценкой. Формирование понятий осуществляется на доступном для младшего
школьника уровне, позволяющем осознать причинно-следственные связи,
закономерности и зависимости. Приоритетными формами работы на уроке являются
индивидуальная самостоятельная работа, фронтальное обсуждение её результатов,
работа учащихся в группах. В своей работе постоянно стремлюсь к
новым формам и методам работы с учащимися.
В
Федеральном государственном стандарте подчёркивается необходимость создания
качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой
начальной школы. В связи с этим приоритетной становится
развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
— становление
личности младшего школьника,
—
раскрытие его индивидуальных возможностей.
Благоприятным
периодом развития интеллекта является дошкольный и особенно
младший школьный возраст, когда наиболее интенсивно развиваются восприятие,
внимание, формы мышления. Значит, нужно предусмотреть такое построение
учебного процесса, при котором на каждом этапе урока формируется и
совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Для развития
ребёнка необходимо теоретическое содержание изучаемых предметов, строящихся
как система научных понятий. Работа с теоретическим материалом требует от
школьников выполнения определенных учебных действий, соответствующих
закономерностям теоретического мышления. К ним относятся:
¾ постановка
учебной задачи;
¾ анализ
условия задачи с целью обнаружения связей и отношений в объекте;
¾ моделирование
выделенного отношения;
¾ изучение
на модели свойств этого отношения;
¾ построение
системы частных задач, которые решаются общим способом;
¾ оценка
усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Овладение
этими действиями позволяет учащимся впоследствии самостоятельно осуществлять
учебную деятельность, а впоследствии самостоятельно овладевать любыми знаниями.
Многолетняя
практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать
хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность
к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность
самостоятельно учиться и развиваться. Я согласна с высказыванием Ш.
А. Амонашвили: «Необходимо, чтобы ребёнок познавал себя как человека, и его
интересы совпадали с общечеловеческими ценностями». Считаю, что добиться этого
возможно путём внедрения в практику учителя современных образовательных
технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного
образования – воспитание социально — активной личности.
Я использую наиболее эффективные методы и приёмы обучения, средства,
способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Использую
методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные и дидактические
игры, интегрированные уроки с применением ИКТ. Культура, интеллектуальность и
нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий
эффективности урока и проводимых мероприятий.
Широкое
распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические
технологии. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке.
В учебном процессе используются методики и технологии, соответствующие
возрастным особенностям младшего школьника.
В
своей педагогической деятельности я активно использую данную технологию, так
как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке,
особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению
учиться. Использую задания по
образцу, с инструкциями, задания по составлению схем и таблиц.
Применение такой технологии обеспечивает
эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность
оказать школьникам оперативную помощь на любом этапе урока.
Эффективной
формой организации обучения является сотрудничество, взаимодействие
с другим человеком. Работая в группе сверстников, ребёнок имеет возможность
более свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у «слабых» учеников
появляется возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задавать любые
вопросы, чувствовать свою причастность к решению проблем, с которыми
одному не справиться. Для «сильных» учащихся — это не только прекрасная
возможность проявить свои способности, но и выступить в роли советчика,
помощника более «слабому», почувствовать ответственность за общий
результат. Умеющий учиться – это тот, кто умеет
вступать в учебные отношения с любым
источником знаний.
Поэтому на
уроках я использую технологию работы в группах. Групповая работа – одна из
самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так
как она позволяет:
— дать каждому
ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку;
— дать каждому ребёнку возможность
утвердиться в себе;
— дать каждому ребёнку опыт
выполнения функций контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование;
— дать учителю дополнительные
мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.
Для
установления благоприятной атмосферы использую различные психологические игры и
упражнения, которые помогают ребёнку устанавливать контакт,
развивают зрительные, слуховые, тактильные анализаторы, его психические
процессы (мышление, внимание, ощущение, восприятие, память, речь), способствуют
развитию уверенности в себе и собственной значимости. Самое главное – превращают
ребёнка в равноправного участника игрового познавательного процесса.
Групповая
форма работы создаёт условия для формирования ключевых компетенций личности,
таких как коммуникативная, информационная, умение работать в команде.
Переходным этапом к проведению групповой работы является работа в парах. При
работе в паре каждый ученик должен объяснить. Какой вариант ответа он выбрал и
почему. Таким образом, работа в парах ставит ребёнка в условия необходимости
активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. В ходе такой
работы ребёнок учится сам оценивать результаты своей деятельности. Этому
способствует система вопросов.
— Внимательно ли ты слушал товарища?
— Смог ли объяснить товарищу свой выбор?
— Верно ли сделал выбор?
— Что получилось, что не получилось?
Почему?
— Что нужно сделать, чтобы работа была
успешной?
Работа
в паре позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить
возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся, даёт
возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и
проверить умение обучать других.
В своей работе использую такие
разновидности групповых технологий, как групповой опрос, смотр знаний,
провожу нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение класса на группы
(урок-конкурс, урок-викторина, урок-путешествие и т.д.)
Ценность метода
групповой работы на уроке в том, что:
·
учащиеся
ставят цели и находят способы достижения этой цели;
·
групповые
взаимодействия намного прочнее удерживают
внимание ученика и его включённость в работу;
·
дети
обращают внимание не только на свои знания и умения, но и контролируют усвоение
знаний и качество работы товарища;
·
каждый
ребёнок высказывается, предварительно выслушав и проанализировав ответы
других. То есть, у детей постепенно формируются нормы сотрудничества,
культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими
людьми;
·
в
работе группы реализуются воспитательные задачи: воспитание дружбы,
коллективизма, ответственности, инициативности, толерантности к другим.
Задача считается выполненной, если каждый
в группе может решить и объяснить, как решали её. О результатах
желательно, чтобы докладывал слабый ученик. Если затрудняется член команды –
группа придёт на помощь.
Сегодня
программа в начальной школе строится на технологии системно-деятельностного
метода обучения. Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную
учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.
Как писал Выготский, «то, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и
под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно…
Исследуя, что ребёнок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие
вчерашнего дня. Исследуя, что ребёнок способен выполнить в сотрудничестве, мы
определяем развитие завтрашнего дня». Знаменитая «зона ближайшего развития» у
Выготского — это как раз то, что лежит между материалом, который может быть
усвоен ребёнком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже
способен усвоить самостоятельно.
Технологию
проектного обучения использую в работе, как дополнение к другим видам прямого
или косвенного обучения. Это даёт возможность мне получить желаемый
образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и
дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности.
Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять
работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень
важный навык, необходимый в жизни, — делать презентацию.
В
своей работе я активно использую методы исследовательской деятельности на
разных предметах, особенно при изучении курса «Окружающий мир». Там достаточно
много тем, раскрывающих проблемы экологии, здоровьесбережения, которые являются
актуальными на сегодняшний день.
Сейчас
очень востребованы в процессе обучения и здоровьесберегающие технологии,
которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа
жизни. Использование данных технологий
повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память,
оптимизирует процесс обучения. Самый драгоценный дар, который
человек получает от природы – здоровье.
Благоприятный
психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его
проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем
определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Результат
здоровьесберегающих технологий:
·
сохранение
здоровья школьника в ходе всего периода обучения;
·
сформированность
необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ;
·
умение
использовать полученные знания в повседневной жизни.
Чтобы
сделать учение интересным, развивать творческую активность и способности
детей, необходимо создать в классе такие условия, чтобы ребёнок самостоятельно искал
путь к знаниям, подходил к решению задач творчески. Творчеству можно и
нужно учить. Чем раньше начинается эта работа, тем существеннее и значительнее
результат. При разработке уроков обращаю внимание на логичность и
последовательность изложения материала, соблюдая принцип от простого к
сложному, использую дифференцированный подход к детям в зависимости от уровня
развития индивидуальных особенностей, включаю выполнение творческих заданий на
различных этапах урока. Элементы занимательности, игра, использование
логических игр и упражнений, вызывает у детей живой интерес к процессу
познания, помогает им усвоить учебный материал, развивает творческую
активность.
Несколько
лет я работаю над проблемой помощи слабоуспевающим учащимся: подбираю
упражнения, игры на развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности и
работаю с учащимися во внеурочной деятельности, а элементы этих упражнений
включаю в урок.
При
формировании детского коллектива добиваюсь доброжелательных и товарищеских
отношений между детьми. Провожу познавательные тематические утренники о дружбе
и толерантности, викторины, конкурсы, ролевые игры, тематические выставки,
трудовые десанты, уроки мужества, классные часы с использованием ИКТ и т.д.
Стремлюсь
прививать учащимся любовь к природе, животным.
Для меня главное – это личностный рост моих учеников. Я учу их любить мир и
людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стараюсь, чтобы
обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий
характер. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка
насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и
побуждающими к активной деятельности.
Учителя начальной школы основной
задачей своей деятельности видят в формировании учебно-воспитательного
процесса, личностно-ориентированного обучения и повышении
познавательно-мотивационной сферы ребёнка.
Мы считаем, что дети всегда должны оставаться детьми – весёлыми, непоседливыми,
всем интересующимися, чтобы у них горели глаза на уроках и чтобы каникулы
становились не долгожданным избавлением, а необходимым отдыхом.
Мы хотим, чтобы детям нравилось учиться, а нам нравилось их учить.
Список литературы:
1. Выготский Л.С.
Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1996
2. Рубцов В. В.
Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения.- М.:
Педагогика, 1987.
3. Цукерман Г. А.
Виды общения в обучении. — Томск: Пеленг, 1993.
4. Философско-психологические
проблемы развития образования. Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981.
5. Фридман, Л.М.
Изучение личности учащегося и ученических коллективов: книга для учителя. — М.:
Просвещение, 1988.
6. Педагогика: Учебное пособие для
студентов. Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; — М.,
Просвещение, 1988.
11 Августа 2012
Из опыта работы учителя начальных классов Фроловой Ольги Викторовны
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик».
Л. Н. Толстой
Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 19 лет. За это время я работала по традиционной программе «Школа России, по УМК «Начальная школа ХХI века», а в данный момент третий год обучение веду по Образовательной программе «Гармония». Эта программа интересна, так как реализованы способы организации деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с её решением, с самоконтролем и самооценкой. Формирование понятий осуществляется на доступном для младшего школьника уровне, позволяющем осознать причинно-следственные связи, закономерности и зависимости. Приоритетными формами работы на уроке является индивидуальная самостоятельная работа, фронтальное обсуждение её результатов, работа учащихся в группах. В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися.
В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
-
становление личности младшего школьника,
-
раскрытие его индивидуальных возможностей.
Благоприятным периодом развития интеллекта является дошкольный и особенно младший школьный возраст, когда наиболее интенсивно развиваются восприятие, внимание, формы мышления. Значит, нужно предусмотреть такое построение учебного процесса, при котором на каждом этапе урока формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Для развития ребенка необходимо теоретическое содержание изучаемых предметов, строящихся как система научных понятий. Работа с теоретическим материалом требует от школьников выполнения определенных учебных действий, соответствующих закономерностям теоретического мышления. К ним относятся:
-
постановка учебной задачи;
-
анализ условия задачи с целью обнаружения связей и отношений в объекте;
-
моделирование выделенного отношения
-
изучение на модели свойств этого отношения;
-
построение системы частных задач, которые решаются общим способом;
-
оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Овладение этими действиями позволяет учащимся впоследствии самостоятельно осуществлять учебную деятельность, позволяющей школьникам впоследствии самостоятельно овладевать любыми знаниями.
Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться. Я согласна с высказыванием Ш. А. Амонашвили: «Необходимо, чтобы ребёнок познавал себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями». Считаю, что добиться этого возможно путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально — активной личности. Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением ИКТ. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.
Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. В учебном процессе используются методики и технологии, адекватные возрастным особенностям младшего школьника.
В своей педагогической деятельности активно использую данную технологию, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться. Использую задания:
-
с наличием образца выполнения;
-
со вспомогательными вопросами;
-
с инструкциями;
-
с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу).
Применение такой технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать школьникам оперативную помощь на любом этапе урока.
Эффективной формой организации обучения является сотрудничество, взаимодействие с другим человеком. Работая в группе сверстников, ребенок имеет возможность более свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у «слабых» учеников появляется возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задавать любые вопросы, чувствовать свою причастность к решению проблем, с которыми одному не справиться. Для «сильных» учащихся — это не только прекрасная возможность проявить свои способности, но и выступить в роли советчика, помощника более «слабому», почувствовать ответственность за общий результат. Умеющий учиться – это тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний. О полноценном учебном сотрудничестве нельзя говорить до тех пор, пока ребёнок не обнаруживает способности самостоятельно, по собственной инициативе вовлекать взрослого (или сверстника) в сотрудничество.
Поэтому мной востребована технология работы в группах. Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:
-
дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;
-
дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе;
-
дать каждому ребёнку опыт выполнения функций контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование;
-
дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.
Особое внимание следует обратить на постепенность освоения любой формы работы, а особенно групповой.
Подготовку к групповой работе необходимо начинать практически с первых дней пребывания ребенка в школе, причем делать это нужно с большой осторожностью, дабы не нарушить внутренний мир ребенка. Важно помнить о том, что нормальная равноправная дискуссия возможна только в атмосфере доверия и доброжелательности.
Для установления благоприятной атмосферы использую различные психологические игры и упражнения, которые помогают ребенку устанавливать контакт, развивают зрительные, слуховые, тактильные анализаторы ребенка, его психические процессы (мышление, внимание, ощущение, восприятие, память, речь), способствуют развитию уверенности в себе и собственной значимости. Самое главное – превращают ребенка в равноправного участника игрового познавательного процесса.
Групповая форма работы создает условия для формирования ключевых компетенций личности уже в начальной школе, таких как коммуникативная, информационная, умение работать в команде. Переходным этапом к проведению групповой работы является работа в парах. При работе в паре каждый ученик должен объяснить. Какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах (позже – четверках) ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. В ходе такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. Этому способствует система вопросов.
-
Внимательно ли ты слушал товарища?
-
Смог ли объяснить товарищу свой выбор?
-
Верно ли сделал выбор?
-
Что получилось, что не получилось? Почему?
-
Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?
Работа в паре позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся, даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
Особенности групповой работы.
-
Класс делится на группы с учетом индивидуальных особенностей детей, для решения конкретных учебных задач.
-
Каждая группа получает своё, определенное задание.
-
Задание составляется и выполняется так, чтобы оценить вклад каждого участника группы.
-
Состав групп меняется
-
Процесс групповой работы строго регламентирован во времени.
Главное – это управляемый и направляемый процесс.
В своей работе использую такие разновидности групповых технологий, как групповой опрос, смотр знаний, провожу нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение класса на группы (урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие и т.д.)
Ценность метода групповой работы на уроке в том, что:
-
групповая работа заставляет учащегося ставить цели и находить способы достижения этой цели;
-
групповые формы взаимодействия намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу;
-
приучают детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища;
-
групповая работа заставляет каждого ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других. То есть, у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми;
-
в работе группы реализуются воспитательные задачи: воспитание дружбы, коллективизма, ответственности, инициативности, толерантности к другим.
Задача считается выполненной, если каждый в группе может решить, объяснить, как решали ее. О результатах желательно, чтобы докладывал слабый ученик. Затрудняется член команды – группа придет на помощь.
Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила технология деятельностного метода обучения. При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей. Деятельностный подход в образовании связан еще с одним важным положением. Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Знаменитая «зона ближайшего развития» у Выготского — это как раз то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен усвоить самостоятельно.
Технологию проектного обучения использую в работе, как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, — делать презентацию.
В своей работе я активно использую методы исследовательской деятельности на разных предметах. Простор для деятельности нам предоставляет изучение курса «Окружающий мир». Там достаточно много тем, раскрывающих проблемы экологии, здоровьесбережения, которые являются актуальными на сегодняшний день.
Хочу привести пример работы над исследованием «Почему тяжелый портфель влияет на здоровье ученика?»
Проблема: ухудшение здоровья ученика.
Тема: «Почему тяжелый портфель влияет на здоровье ученика?»
Актуальность: правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела! Ежедневная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь.
Цель: изучить и доказать, как тяжелые ранцы влияют на здоровье учеников
Задачи:
-
проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования;
-
взвесить ранцы одноклассников;
-
найти нормы;
-
описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит;
-
доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью;
-
предложить способы решения проблемы.
Гипотеза: автор полагает, что тяжёлый ранец вредит здоровью.
Организация исследования:
-
Организация поисковой работы (библиотека, интернет, статьи)
-
Проведение опроса, анкетирования.
-
Проведение экскурсии на Кафедру педиатрии, Детский оздоровительный центр, подготовка сообщений.
-
Составление памятки учащимся, родителям .
-
Презентация исследовательской работы.
-
Выступление в параллельных классах, на школьной научно-практической конференции, на краевом конкурсе «Озарение», городском конкурсе «Я – исследователь».
Также в преподавании окружающего мира, литературного чтения использую интегрированные уроки. Это способствует формированию у детей целостного представления об общечеловеческой и отечественной культуре. Благодаря применению данной технологии на практике ученики творчески подходят к выполнению заданий, обрабатывают большой объем информации, что повышает мотивацию и, как следствие, качество получаемых знаний.
Сейчас очень востребованы в процессе обучения и здоровьесберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни. Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения. Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей. С середины XIX века многие врачи отметили значительное распространение среди школьников некоторых заболеваний и патологических состояний. Установили большой процент нарушения зрения, искривлений позвоночника, расстройств пищеварения, нервных недугов. Была определена и причинная связь этих заболеваний учащихся с неудовлетворительной организацией процесса обучения и условиями быта. Однако основной организационной формой образовательного процесса остаётся урок. И только в том случае, если здоровьесберегающим станет каждый урок, можно говорить о целенаправленном и последовательном применении в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий. Перечислю кратко, на что следует обращать внимание при рациональном процессе обучения с позиции критериев здоровьесбережения (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе»):
Гигиенические условия в классе (кабинете); чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Число видов учебной деятельности, используемых учителем; Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
-
опрос учащихся,
-
письмо,
-
чтение,
-
слушание,
-
рассказ,
-
рассматривание наглядных пособий,
-
ответы на вопросы,
-
решение примеров, задач,
-
практические занятия и т. д.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
Ориентировочная норма: 7-10 минут.
Число использованных учителем видов преподавания;
-
словесный,
-
наглядный,
-
аудиовизуальный,
-
самостоятельная работа и др.
Чередование видов преподавания; не позже чем через 10-15 минут.
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
-
методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
-
активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);
-
методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;
Для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;
-
Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.
-
Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
Физкультминутки и физкультпаузы;
Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма — на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
-
интерес к занятиям,
-
стремление больше узнать,
-
радость от активности,
-
интерес к изучаемому материалу и т.п.
Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.
Благоприятный психологический климат на уроке;
Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Преобладающее выражение лица учителя;
Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:
-
улыбок,
-
уместных остроумных шуток,
-
использования поговорок,
-
афоризмов с комментариями,
-
музыкальных минуток и т.д.
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
Темп и особенности окончания урока;
Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:
-
учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,
-
учитель мог прокомментировать задание на дом,
-
попрощаться со школьниками.
Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
Упражнения для использования на уроке с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся
-
«растирание ушных раковин и пальцев рук» — активизирует все системы организма; разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, всю ушную раковину; в конце упражнения растереть уши ладонями;
-
«перекрестные движения» — активизирует оба полушария головного мозга; под спокойную музыку выполняются перекрестные координированные движения, одновременно с правой рукой движется левая нога, и наоборот, ставится рука и нога вперед, в сторону, назад;
-
«качание головой» — улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение; головой медленно покачивать из стороны в сторону, подбородок «вычерчивает» на груди слегка изогнутую линию, дыхание глубокое, плечи опущены вперед;
-
«ленивые восьмерки» — активизируют структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания; в воздухе в горизонтальной плоскости рисуется цифра восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками;
-
«симметричные рисунки» — улучшают зрительно-моторную координацию; в воздухе обеими руками рисуются симметричные фигуры;
-
«медвежьи покачивания» — расслабляют позвоночник, мышцы шеи и глаз; покачиваться стороны в сторону, изображая медведя;
-
«поза дерева» — снимает статическое напряжение с позвоночника; сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая, сделать глубокий вдох и выдох, руки плавно поднять вверх ладонями друг к другу, потянуться, представить себя деревом, удерживать позу 15-20 секунд;
-
«медуза» — снимает психофизическое напряжение; сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.
Результат здоровьесберегающих технологи:
-
сохранение здоровья школьника в ходе всего периода обучения;
-
сформированность необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ;
-
умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
Чтобы сделать учение интересным, развивать творческую активность и способности детей, необходимо создать в классе такие условия , чтобы ребенок самостоятельно искал путь к знаниям, подходил к решению задач творчески. Сейчас не вызывает сомнения тот факт, что творчеству можно и нужно учить. Чем раньше начинается эта работа, тем существеннее и значительнее результат. При разработке уроков обращаю внимание на логичность и последовательность изложения материала, соблюдая принцип нарастания трудностей от простого к сложному, использую дифференцированный подход к детям в зависимости от уровня развития и индивидуальных особенностей , включаю выполнение творческих заданий на различных этапах урока. Элементы занимательности, игра, использование логических игр и упражнений, вызывает у детей живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить учебный материал, развивает творческую активность младших школьников. На уроках по УМК «Гармонии» преимущественно используются продуктивные методы обучения, отличающиеся тем, что ученик добывает субъективно новые знания в результате творческой деятельности. Применение технологии проблемного обучения учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы, что является важнейшим фактором роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду. Активно применяю метод моделирования: устанавливается соответствие между предметными, вербальными, графическими, схематическими и символическими моделями. Широко использую метод сравнения. Иногда сравнение выступает как самостоятельная проблема, а то и помогает глубже понять предметы и явления. С помощью сравнения устанавливается сходство и различие предметов и явлений по определенным признакам.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Работа с одарёнными детьми проводится в урочное и внеурочное время Развитию одарённости обучающихся способствует, на мой взгляд, творческий характер образовательного процесса. Включение ребёнка в творческий процесс способствует активизации поисковой активности, развитию исследовательских навыков, творческих способностей, качественному усвоению знаний. Процесс планирую так, чтобы дать детям возможность почувствовать себя поисковиками – исследователями. Активное участие принимают мои ребята в краевых, городских, районных и школьных научно-практических конференциях, конкурсах.
Несколько лет я работаю над проблемой помощи слабоуспевающим учащимся. Изучив специальную литературу, работу решила вести в двух направлениях: подобрать упражнения, игры на развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности и работать с учащимися вне уроков, а элементы этих упражнений включать в урок.
Наша школа годами ранее стала краевой экспериментальной площадкой по теме «Становление социально-профильной практики в процессе имитационного моделирования» Инновацией в данном направлении, да и вообще в работе, является использование метода имитационного моделирования. Технология имитационного моделирования (ТИМ) является одной из недавно возникших. Ценность её в том, что она вбирает в себя наиболее эффективные методики других технологий (личностно-ориентированное воспитание, личностно-ориентированное обучение, технология деятельностного подхода, технология контекстного обучения и воспитания). Суть ТИМ в том, что мы создаем модель реальной деятельности и проигрываем воспитательные (учебные) ситуации с детьми. Раздается комплект ролей и уточняется функционал, правила. Действенность в том, что ребенок примеряет разные роли, тем самым решает для себя: кто я?
Родительские собрания тоже провожу с использованием ТИМ в начале года, когда планируем совместную работу родителей и детей на новый учебный год. Такие собрания проходят успешно, так как нет той пассивности, а есть заинтересованность и желание. Взаимодействие с семьей – одна из самых сложных проблем в работе каждого педагога. Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель: создание благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей и направлена она на решение следующих общих задач воспитания детей:
-
обеспечение качественного образования учащихся;
-
формирование нравственности и культуры поведения учащихся;
-
формирование потребности в здоровом образе жизни.
При формировании детского коллектива добиваюсь доброжелательных и товарищеских отношений между детьми. Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений. Я являюсь одним из авторов программы воспитания младших школьников «Радуга», направления которой использую в работе.
Диагностика:
-
изучение индивидуальных особенностей личности учащихся (общие сведения, способности, темперамент, успешность в деятельности, уровень воспитанности);
-
изучение межличностных отношений (социально-психологический климат в классе).
Изучение особенностей ребенка, понимание мотивов поведения, дают возможность предвидеть реакцию, что делает воспитательную работу рациональной. Направления (каждому направлению соответствует один из цветов радуги):
-
Я и моя семья (оранжевый цвет);
-
Я и класс (красный цвет);
-
Я, общество, государство(желтый цвет);
-
Я и культура (голубой цвет);
-
Я, спорт, здоровье (синий цвет);
-
Я, труд, профессия (фиолетовый цвет);
-
Я и природа (зеленый цвет).
Провожу познавательные тематические утренники о дружбе, викторины, тематические КВНы, ролевые игры, диспуты, социальные проекты, тематические выставки, трудовые десанты, устные журналы, классные часы о культуре поведения с использованием ТИМ и т.д.. Стремлюсь прививать учащимся любовь к природе, животным.
Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.
Библиографический список
-
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1996
-
Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения.- М.: Педагогика, 1987.
-
Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. — Томск: Пеленг, 1993.
-
Цукерман Г. А. Может ли младший школьник стать субъектом учебной деятельности? Вестник Ассоциации «Развивающее обучение». 1997. №2 , С. 48-65.
-
Эльконин Д. Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1978. № 3. С. 3-12.
-
Эльконин Д. Б. Связь обучения и психического развития детей. — М.: Педагогика, 1989. С. 78-92.
-
Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития вдетском возрасте. М.: Педагогика, 1989. С. 60-77.
-
Философско-психологические проблемы развития образования. Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981.
-
Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1988.- 206 с.
Автор материала: Фролова Ольга Викторовна