Поезд для руководства ржд

В последний июньский день я увидел на нашем участке железной дороги очень необычный поезд. С виду обычный состав из типовых пассажирских вагонов серого цвета. Но намётанный глаз сразу заметил нюансы: поезд по электрифицированному пути вели сразу три тепловоза (один впереди состава и два в хвосте), некоторые вагоны имели шесть осей вместо стандартных четырёх. Давнее увлечение железными дорогами сразу помогло определить, что мимо меня проходит спецпоезд с бронированными вагонами. Такими пользуется лишь высшее руководства страны.

Как добраться до Завидово

Свободное время каждый из нас проводит по-разному. Одни лежат на диване перед телевизором, другие путешествуют на машине или крутят педали велосипеда, третьи подгадывают поездки под ежегодный отпуск. Но большинство сограждан выбирают отдых на дачах, каждую пятницу покидая город, чтобы в понедельник вернуться обратно. А что предпочитает первое лицо страны?

Через наш Клин проходит путь от Кремля до правительственных резиденций в Завидово и Валдае. Казалось бы, что проще? Закончил работать вечером, да выезжай себе из Кремля сразу на Тверскую улицу, переходящую в Ленинградский проспект, а затем и Ленинградское шоссе, оно как раз и приведёт до обеих государственных дач. Но Президент – не обычный человек, поэтому вся его жизнь регламентирована, а его график и способы передвижения по стране подчиняются особым требованиям, позволяющим обеспечить наивысшую защиту. Кортеж автомобилей не подойдёт. Хотя бы потому, что в этом случае нужно перекрывать всю трассу сразу. Авиация? Громоздко, к тому же слишком шумно, «поработать с документами» в пути не получится.

На самом деле всё давно придумано, – президент, как типичный дачник, ездит на поезде. Но, конечно, не на обычной электричке, в РЖД для него имеется специальный поезд, прозванный железнодорожниками «литерным». Дело в том, что у всех поездов имеется числовая нумерация, тогда как такие поезда специального формирования вместо числового номера имеют буквенный. Буква, она же литера, отсюда и название.

Как ездят другие

Спецпоезд для руководства страны – не российское изобретение. Как только появилась железная дорога, встал и вопрос о передвижении первых лиц. Самый известный спецпоезд – у руководства Северной Кореи: его окружают множественные слухи и легенды. В 2001 году Ким Чен Ир с официальным визитом проехал на этом поезде практически через всю Россию. А первые VIP-составы появились на родине железных дорог – в Англии. Поезд существует и теперь. Королева нет-нет да отправится на нём с государственным визитом.

Российские императоры ездили в обычных вагонах, хотя для их охраны по обеим сторонам вдоль путей выставляли солдат. Ленин больше предпочитал автомобиль, не выезжая далеко из Москвы.

Первые бронированные вагоны в СССР появились у Сталина. Тот не любил ни самолётов, ни автомобилей из-за присущей тряски, шумов и скованности движений. Поэтому и на Чёрное море, и в Тегеран, и в Ялту он отправлялся в бронированном составе. Ход у этого состава был такой, что совершенно непонятно, едет состав или стоит.

Хрущёв обожал новинки авиации, хотя Политбюро и настаивало в целях безопасности передвигаться по железной дороге. Никита Сергеевич вёл активную борьбу с излишествами, поэтому у него персональных вагонов не было, для каждой поездки литерный поезд формировали разные депо.

Только в 1974 году, уже при Брежневе, построили специальный вокзал в центре Москвы, между платформой Каланчёвская и Ленинградским вокзалом. Так появился вокзал, поезда с которого отправляются куда угодно, лишь бы там были рельсы. Это так называемый Правительственный вокзал. А если официально – Вагонный участок центрального направления Московского филиала АО «Федеральная пассажирская компания».

Из чего состоит поезд

Информации про спецпоезда в открытом доступе мало. Однако некоторые подробности об этом секретном составе известны. Поезд находится в совместном ведении Управделами президента и РЖД. Бронированные вагоны предназначены только для Президента и председателя Правительства Российской Федерации. Даже федеральные министры правом на такую роскошь не обладают.

Спецпоезд для каждой поездки формируют каждый раз заново, исходя из длительности пути и целей поездки. Неизменными остаются лишь бронированные вагоны, остальные – стандартные СВ и купе, есть вагон-ресторан. После поездки состав расформировывается, и все вагоны (кроме бронированных) используют на обычных пассажирских маршрутах. Так что любой из наших читателей вполне мог ехать или обедать в одном из вагонов, состоявших в литерном поезде.

Ведут состав всегда не менее трёх тепловозов, расположенных в голове и хвосте поезда, ещё один тепловоз запускают впереди для проверки безопасности на путях. Почему именно тепловозы? Потому что они не привязаны к контактной сети и более мобильны, чем электровозы.

Спецсостав довольно часто бывает на ходу. Например, во время недавней самоизоляции Владимир Путин неоднократно ездил на нём в свою резиденцию на Валдае. Но такие поездки, конечно же, не афишируются.

Скорость такого поезда около 160 км/ч. С такой скоростью по нашему направлению ходят «Ласточки».

Для быстрых перемещений в Польше некоторое время назад куплены две мотрисы PESA 611М. Автомотриса представляет собой вагон на дизельном ходу. Кузов вагона опирается на две приводные тележки. Машина имеет кабины машиниста с обеих сторон. На испытаниях их удалось разогнать до скорости 201 км/ч!

Что же до поезда, который мне случайно встретился, то, как оказалось, именно на нём из Ржева возвращались Владимир Путин и Александр Лукашенко, открывавшие Ржевский мемориал Советскому солдату. Но президенты вышли в резиденции Завидово. А «литерный» продолжил свой путь в столицу уже пустым.

Павел Балабанов

Всем привет! Вы наверняка устали от однотипных фотографий стоящего подвижного состава в депо. Ведь, именно этим сопровождались мои крайние отчёты. Спешу обрадовать, именно сейчас, в этом отчёте будет речь о полноценной вылазке. Здесь я объединю два разных дня в один пост, ибо они связаны между собой. Как многие знают, у высших лиц ОАО «РЖД» есть «личный» и уникальный подвижной состав. По крайней мере, именно на Октябрьской Железной Дороге самые разнообразные начальственные членовозы. Итак, начальник дороги катается на дизель-поезде ДР1Б, ревизор по безопасности движения — на таком же ДР1Б, только двухвагонном, главный инженер дороги — на дизель-электропоезде ДТ1, Октябрьская дирекция инфраструктуры — на мотрисе АС1А и т.д. Обо всех этих необычных поездах я писал здесь. Но в этом посте, речь пойдёт о более высоких технологиях машиностроения — о мотрисах президента ОАО «Российские Железные Дороги» — 611М. Присаживайтесь поудобнее и наслаждайтесь новейшим топовым постом.

611М — одновагонная автомотриса, автономный подвижной состав. Производится в Польше фирмой АО «ПЕСА» (польск. Pojazdy Szynowe PESA Bydgoszcz SA) для ОАО «Российские железные дороги».

Является модификацией автомотрисы 610М. 12 октября 2011 года в рамках 9-ой Международной выставки железнодорожной промышленности TRAKO 2011 (г. Гданьск, Польша) состоялось подписание контракта между ОАО «РЖД» и польским концерном PESA на изготовление и поставку инспекционной автомотрисы 611М. А точнее, двух. Под номерами 611М-001 и 611М-002.

Автомотриса представляет из себя самоходный дизельный вагон, кузов которого опирается на две приводные тележки. Машина имеет кабины машиниста на обоих сторонах, которые предназначены для обслуживания одним человеком с дополнительным местом для помощника машиниста и ещё одного человека, тобишь инструктор или другое проверяющее лицо.

В конце июня 2013 года завершилась постройка мотрисы 611M-001, после чего (в начале июля) она совершала тестовые поездки по маршруту Быдгощ — Иновроцлав. Во второй половине июля машина была передана в Россию и 29 июля поступила для испытаний на экспериментальное кольцо ВНИИЖТ (в Щербинке).

В начале августа того же года завершилась постройка 611M-002. Машина была направлена на скоростные испытания. 15 октября эта автомотриса достигла скорости 201 км/ч на линии Москва — Санкт-Петербург, установив рекорд скорости для поездов польского производства на дизельной тяге. Таким образом, всего построено две автомотрисы 611M (обе в 2013 году).

Автомотриса под номером 001 попадалась мне случайно ещё в 2014 году. 002 я заснял лишь в этом году.

1. 611М-001, станция Клин, 25.03.2014.

Это видео я снимал на планшет Антона gnomishe96. Мотриса проехала по удалению за нашей электричкой. В тот раз я её видел впервые в жизни, поэтому был очень сильно удивлён.

Теперь о назначении. Предназначена для проведения инспекционных проверок инфраструктуры российских железных дорог. Максимальная скорость движения по железнодорожным путям в эксплуатации — 180 км/ч. Рабочий диапазон температур окружающего воздуха — от минус 40 градусов С до плюс 40 градусов С.

В марте 2016 года был такой же случай, когда мне удалось заснять эту мотрису. Решил немного разнообразить с Fish Eye’м.

2. 611М-001, станция Клин, 29.03.2016.

На ней было установлено какое-то измерительное оборудование. Скорее всего из-за этого она в тот раз ехала медленно. Кстати, интересное совпадение. Заснял спустя два года на том же месте.

Автомотриса оборудована системой пассивной безопасности для снижения угрозы жизни и здоровью персонала при аварийных столкновениях ее с препятствием, системами спутниковой навигации, спутниковой связи, поездной радиосвязи гектометрового, метрового, радиочастотных диапазонов, цифровых стандартов радиосвязи GSM-R, TETRA, подвижной радиосвязи стандарта GSM/GPRS/EDGE/UMTF/LTE, цифрового телевидения и видеонаблюдения.

Однажды, возвращаясь после второй практики в депо Крюково, перед моей электричкой я застал проезжающую мотрису. В тот день с собой была видеокамера, что тоже было мне на руку. Наконец-то заснял в хорошем качестве.

3. 611М-001, станция Крюково, 21.06.2016.

Заодно свистком и тифоном классно сыграли.

И в один прекрасный день, после прохождения практики уже в 2017 году, под пропуск «Ласточки» и моей электрички, на станцию Крюково закатывается 611М-001. Это был отличный шанс заснять её со всех сторон, что я и сделал.

4. 611М-001, станция Крюково, 24.03.2017.

Буферный фонарь крупным планом.

5.

Трейнспоттеры называют эту мотрису ванной, ибо на самом деле, выглядит как перевёрнутая ванна.

6.

По обоим бортам автомотрисы расположено по одной одностворчатой двери прислонно-сдвижного типа с электрическим приводом.

7.

Автоматические выдвижные ступени позволяют осуществлять вход и выход высших лиц на перронах как с низкими, так и с высокими платформами. Открывается как снаружи, через нажатие кнопки, так и изнутри, и через кабину машиниста.

8.

Салон оборудован кондиционером и имеет окна со стеклопакетом, гарантирующим высокий уровень теплоизоляции и звукоизоляции, благодаря чему возможна эксплуатация автомотрисы при высоких и низких температурах. Салон также делится на несколько частей: конференц-зал (помещение с мультимедийным оборудованием), рабочую зону (кабинет), спальную зону, полностью оборудованную гостиную с кухней, а также оснащён душем и туалетом замкнутой системы. Кроме того, салон оснащён цифровым телевидением. В общем, все технологии 21-го века.

9.

Для исполнения графика проведения ТО и технических обкаток автомотрис 611м и для проведения опытных поездок назначались специальные рейсы с проработанными расписаниями из депо Подмосковная (МСК) в депо Металлострой (СПб). Была написана телеграмма и присвоен поездной номер. Первый раз я не смог, ибо было не очень удобное расписание, а ведь там ехала 611М-002, которой у меня в коллекции ещё не было. А вот в другой раз, весной 2017 назначили повторную поездку, как будто специально. На этот раз я уже смог и с радостью попросил своего коллегу Антона gnomishe96 составить мне компанию, на что тот любезно согласился.

15 апреля был назначен рейс из Москвы. Решили снимать в кривой за Стреглово. В телеграмме было написано, что мотриса будет ехать с максимальной скоростью — 180 км/ч. А на том месте как раз эффектно бы вышло, ибо в Клину у нас ограничение 120.

Эх, мой родной перегон, как давно я тут не был.

10. Перегон Подсолнечная — Клин, вид в сторону ст. Клин, 15.04.2017.

Антон меня ждал в первой кривой перед Стреглово, а пока шёл я, фоткал обычный трафиковый подвижной состав.

11. ЭТ2М-068, перегон Подсолнечная — Клин, 15.04.2017.

Погода баловала, фото получались яркими и насыщенными.

12.

Следующий кадр я посвящаю любителям линий электропередач.

13. Панорама ЛЭП, 15.04.2017.

Обожаю такое время года, когда снег тает, на улице ещё не выросла трава. В этом есть что-то своё атмосферное и таинственное.

На подходе к кривой, решил заснять две электрички, ибо в тот момент, на ютуб было вообще выкладывать нечего.

14. ЭТ2М-132, перегон Подсолнечная — Клин, 15.04.2017.

15. ЭТ2М-117, перегон Клин — Подсолнечная, 15.04.2017.

Вот мы уже встречаемся с Тохычем и идём на наше место уже вместе. В этот момент проезжает ещё один электропоезд, на этот раз уже модернизированный.

16. ЭТ2М-113, перегон Подсолнечная — Клин, 15.04.2017.

Следует в Конаково ГРЭС.

17.

А вот ещё одна интересная штуковина. Камера-тепловизор, установленная на опоре контактной сети.

18.

Такие устанавливаются в целях безопасности. Когда-то была одна линза, теперь две. В Питере и Ленинградской области вообще есть двухсторонние. Мы продолжаем искать место. В этот момент из кривой в Москву вылетает ласточка с приветливым помощником.

19. ЭС2Г-011 и ЭС2Г-006, перегон Клин — Подсолнечная, 15.04.2017.

Не очень удачная фотка вышла, но всё же. А вот в хвост.

20.

Место найдено, теперь самое главное — чтобы не скрылось солнце. Антон залез на забор и предпочёл снимать именно с него. А я, как всегда вблизи путей, ибо мне важно видео. Мы на позиции и ожидаем наш главный сюрприз. В этот момент пролетает сапсан на Питер. Пристреливаемся и делаем пробные фото. Я выложу лишь хвост, ибо эта фотография, на мой взгляд, заслуживает внимания.

21. ЭВС2-03, перегон Подсолнечная — Клин, 15.04.2017.

По графику мотриса должна быть через 5 минут. Выходит так, что она летит за сапсаном. У Антохыча обзор сверху довольно хороший и он проводит свои наблюдения ежесекундно. Итак… барабанная дробь… момент истины…! Летит!!! Я начинаю съёмку заранее и вот она, проносится мимо с огромной скоростью!

22. 611М-002, перегон Подсолнечная — Клин, 15.04.2017.

Дааааа, такого я ещё не снимал. Просто шикарно! Кстати, заметили, что теперь начали подписывать с обоих сторон букву кабины А и В? Антону нужно было немного поближе её подпустить, немного отдалённо вышло, поэтому, никуда выкладывать не стал. Все равно, цель наша выполнена. Все довольны.

Возвращаясь, щёлкнул двойной «сапсап».

23. ЭВС1-15 и ЭВС2-02, перегон Клин — Подсолнечная, 15.04.2017.

Сапсаны я не снимаю, на видео я уже наснимался с 2012 года и сыт ими вдоволь. Ну, а тут, для разнообразия решил пофотографировать.

Сцеп поближе.

24.

Что ещё заметил. Раньше сдвоенными ездили именно ЭВС1 и только новые. То есть, ЭВС1-09/10, ЭВС1-11/12 и т.д. Сейчас же, даже двухсистемники переоборудовали. Хотя, почему «Сейчас»? Уже давно.

Кадр в хвост.

25.

В город решили пойти через поля, ибо на платформе стояли ЧОПовцы. А сейчас там вроде другая организация, не ЧОП «Цербер», как было когда-то.

26.

Вот такой прекрасный пейзаж я прикреплю сюда напоследок и завершу этот отчёт.

27.

На этом всё. Именно так завершилась данная вылазка, оставившая много положительных воспоминаний. Антон сейчас в армии и совсем недавно у него была присяга, на которую мы поехали своей компанией. В общем, как-то так.

Благодарю за внимание и до скорых встреч.

Спецпоезда

Было время, когда московские таксисты, знавшие столицу как свои пять пальцев, говорили без среднеазиатского акцента и не спрашивали у клиента: «Дорогу покажешь?». Это тогда практически любой хозяин автомобиля с шашечками, считал своим долгом рассказать таксистскую байку как он на днях довез одного лоха от Казанского вокзала до Ленинградского …за 3-10 рублей.

Но это еще не все. Даже многие коренные москвичи, зная где находится площадь «Трех вокзалов» ( с 1933 г. Комсомольская) и почему прежде ее именовали Каланчевской, не сразу ответят на вопрос о еще двух вокзалах, расположенных недалеко от площади — Императорском (ныне платформа Каланчевская) и о совсем неизвестном, Правительственном. Поэтому для полноты картины существующих РЖД, надо хотя бы отдельными мазками выделить и малоизвестные участки.

Что касается Каланчевской платформы, то «громадье планов» в отношении ее так и не было реализовано. На этом месте задумывалась строительство здания Императорского железнодорожного павильона для проведения коронации Николая II. И хотя здание павильона получилось красивым и торжественным, праздничные мероприятия прошли без его участия, а место Каланчёвки в районе оказалось совсем скромным. Правительственный (Брежневский) вокзал, вовсе малоизвестный, находится между Ленинградским и Рижским товарными терминалами, но поезд от его перрона может отправиться в любом направлении.

После случайно полученной информации о незнакомых местах в столице закономерно возникают вопросы: а каково «внутреннее содержание» поезда, который иногда отходит от Спецвокзала? И как первые лица государства вообще относились к средствам железнодорожного сообщения?

От Николая I до Николая II

По воспоминаниям современников «Николай I после первой поездки на поезде превратился в деятельного фаната железных дорог». Что вполне объяснимо.

Это выстраданная позиция главы государства, уставшего от бездорожья. Ему приходилось принимать сложное решение, причем не только на ближайшие годы, но и на длительную стратегическую перспективу. Выбор пал на железнодорожный путь.

Понятно, что не только рельсы и локомотивы волновали людей, взявшихся за реализацию грандиозных планов. Заботили их и меры по обеспечению удобств для пассажиров, гарантий их безопасности, разумного применения элементов роскоши. В отличии от европейской практики использования железных дорог, главным образом, для транспортировки грузов, у российских путейцев, приоритеты смещались в сторону развития пассажирских перевозок, в том числе, и войсковых.

Увлеченность Николая I разделяли и члены семьи. Для них специально построили станции в Царском селе — «Императорский (Царский) павильон» и в Санкт-Петербурге — «Императорский павильон на Введенском канале». Для самого императора,в период строительства дороги между столицами был оборудован особый железнодорожный состав, первый из череды спецпоездов для первых лиц Российской империи и СССР.

Поезд Николая I

Поезд состоял из обычного паровоза тип 2-2-0, сер В, и ряда спецциальных вагонов: салона, кухни, столовой, опочивальни, кабинета и нескольких спальных. Между собой они были соединены крытыми переходами. Общая длина поезда, вместе с паровозом составляла около 80 метров, в том числе вагон императора более 25 метров (в то время вагоны длиннее 20 метров только начинали осваивать). Внутренний интерьер поезда соответствовал его статусу – Императорского. Потолки, обтянутые белым атласом, стены и мебель обитые штофом малинового цвета, бронзовые часы и канделябры, мозаичные двери, медные трубы вентиляции и пр.

В составе императорского поезда находился и вагон императрицы Александры Федоровны, выполненый с учетом ее пожеланий. За годы эксплуатации поезда специалисты Александровского завода внесли некоторые изменения в его конструкцию, добавили несколько специальных вагонов.

Поезд Александра II

Вступив на престол после смерти отца, Александр II продолжил его дело по строительству железных дорог, в необходимости которых уже никто не сомневался. Определенной помехой на пути строительства оставались разногласия между приверженцами концепции бывшего императора (государственная собственность на все стратегические ж.д) и сторонниками частных, в том числе иностранных концессий.

На строительство императорского поезда (точнее двух) для монаршей семьи большое влияние оказали внешние, не связанные с железной дорогой, серьезные проблемы. После первого покушения на жизнь царя-освободителя, 4 апреля 1866 года, и решения об усилении его охраны Александровский завод выпустил 15-ти вагонный поезд с российской колеей. В составе были технические (электростанция, мастерские, багажный), жилые (министра МПС, великокняжеские, императорский, наследника цесаревича), бытовые вагоны. Состав заканчивался пятью вагонами для свиты.

Одновременно, в связи с серьезным легочным заболеванием императрицы, и необходимостью регулярных поездок в Европу на лечение, пришлось заказать второй поезд во Франции. В результате получили 10-ти вагонный (один из которых был ледником) состав, на котором можно было путешествовать по европейским странам.

С точки зрения требований к комфорту в поезде приоритетным было обеспечение температурного режима, уровня влажности и свежести воздуха. В покоях императрицы размещались вентиляторы, увлажнители воздуха и прочие технические средства для обеспечения жизнедеятельности хозяйки. В тоже время Марии Александровне были не чужды и другие элементы комфорта – красивая удобная мебель или умывальник из серебра.

Поезд Александра III

Так уж сложилось, что каждый из императоров, занимавший трон после Николая I, оставил заметный след в создании и развития важнейшего вида общественного транспорта и грузоперевозок. Александр III запомнился гражданам империи, простым, но дальновидным решением о начале строительства железнодорожного пути через всю Сибирь. Возглавить этот процесс он поручил наследнику престола.

К моменту вступления на престол Александра III, Россия уже была в ряду государств с достаточно разветвленной сетью железных дорог и имела большой парк локомотивов и вагонов, в том числе и императорских. Был и целый букет нарушений и ошибок, печальным итогом которых стала катастрофа 18 октября 1888 год у населенного пункта Борки (Харьковская обл.). С рельсов сошел императорский поезд, со всем августейшим семейством. Погиб 21 человек, около 70 – пострадало. По счастью, никого из членов императорской семьи это не коснулось.

Созданная после катастрофы, комиссия определила концепцию будущих царских поездов и необходимость выработки технических нормативов для них, в том числе, связанных с шириной колеи. Кстати, из нескольких предлагаемых вариантов смену колесных пар на погранпереходах признали наиболее выгодным и удобным.

В ноябре 1889 года Александровском заводе приступили к строительству нового поезда, .Он состоял из 12 вагонов и был оборудован всем жизненно необходимым: от полноценной кухни и кабинетов для работы до ванных комнат и туалетов, от регулируемых вентиляции и отопления до внутреннего телефона. Интерьер и убранство помещений можно коротко охарактеризовать как Дворец на колесах.

Поезд Николая II

В данном случае, в отношении императорского поезда правильнее было бы использовать множественное число. На рубеже веков потребность в спецпоездах значительно возросла, хотя в 1903 году в их парке насчитывалось пять составов. А в 1905 году завершилось создание «второго экземпляра» российского Императорского поезда. Цель появления «близнецов», как и периодическое переформирование составов – усиление мер по обеспечению безопасности царя.

Особенно активно император использовал поезд в годы Первой мировой война, а с лета 1915 года, после принятия должности Верховного Главнокомандующего, Николай II, фактически жил в нем. Здесь же он отрекся от престола.

От императорских поездов к литерным вагонам.
Поезд Троцкого
Новости и статьи    
Справочная информация    
Тарифное руководство #4    
Медиа    
Распоряжения    
Сайты о поездах и железной дороге    
Лаборатория данных    
Энциклопедия    
Литература

У самого длинного (точной цифры нет) императорского поезда была самая бурная, но короткая история. Стремительная смена владельцев (Император Николай II — Временное правительства — Председатель Реввоенсовета, «демон революции», товарищ Троцкий) не могла не сказаться на его судьбе. Из последнего императорского поезда, построенного с царской роскошью, с использованием последних мировых технических достижений, он превратился в поезд Троцкого, революционный и в какой-то мере сумасбродный. Даже по составу он постоянно менялся. Сначала в нем было 15 вагонов, потом он увеличился за счет других царских составов. Кроме штабного вагона, кабинетов и спальных помещений, в поезде имелась типография, печатающая газету «В пути», библиотека, радиоузел, вагон-гараж. Гражданская война и военная интервенция, практически полностью уничтожили парк царских вагонов. Сегодня от них не сохранилось ни одного оригинального артефакта.

Литерные поезда советских лидеров
Новости и статьи    
Справочная информация    
Тарифное руководство #4    
Медиа    
Распоряжения    
Сайты о поездах и железной дороге    
Лаборатория данных    
Энциклопедия    
Литература


Годы гражданской войны

Ничего особенно интересного, кроме поезда Троцкого, преодолевшего за годы гражданской войны более 200.000 километров, и литерного поезда № 4001, на котором 10 марта 1918 года из Питера в Москву прибыло правительство большевиков во главе с В.И. Лениным, в истории Советских железных дорог этого периода не сохранилось. Новое правительство придавало большое значение железным дорогам, укреплению всех их составляющих. Но в рамках рассматриваемой проблемы все было обыденно. Партийные руководители, в том числе И.В. Сталин, М.И. Калинин, К.Е. Ворошилов, командование Красной Армии – М.В. Фрунзе, С.М. Буденный, М.Н. Тухачевский перемещались, как правило в штабных вагонах, вагонах 1 класса. Активно использовались литерные поезда, причем не только для переезда VIP-пассажиров, а и для транспортировки важных и срочных грузов.


От Ильича до Ильича

Известно, что В.И. Ленину по состоянию здоровья, в советские годы много путешествовать не пришлось. Поэтому судить о его пристрастиях сложно.

Зато, не секрет, что И.В. Сталин, страдающий акрофобией, и всего лишь два раза в жизни вынужденно летавший на самолете, нередко, пользовался услугами НКПС.

Н.С. Хрущев, в отличии от «отца народов» любил поездки как по стране, так и с визитами в другие государства. Причем, он с одинаковым удовольствием пользовался как поездами, так и самолетами.

Л.И. Брежнев, будучи приверженцем авиации, по настоянию врачей (у него были серьезные противопоказания), вынужден был, чаще всего перемещаться на правительственных литерных поездах.

Словом, руководители страны (список пока продолжать не стоит) отличались индивидуальными пристрастиями. Но, организация их работы, отдыха и безопасности во время передвижения проходит по проверенной схеме. Конечно, техническая оснащенность постоянно совершенствуется. Как правило, правительственный литерный поезд формируется из трех локомотивов (не исключено, что сейчас используются иные мощности) 4-5 вагонов, (в зависимости сроков поездки), один или-два из которых и являются литерными. Это специально оборудованный, частично или полностью бронированный, состоящий из салон-вагона, рабочего кабинета, туалета и душевой, нескольких спальных купе. Конечно, они значительно скромнее императорских поездов. Начиная с 70-х годов литерные поезда формируются на Правительственном (Брежневском) вокзале…

Такие важные изобретения человечества, как паровоз и железные дороги не могли быть оставленными незамеченными сильными мира сего. В 1825 году в Великобритании открылась первая в мире магистраль между Дарлингтоном и Стоктоном, а через несколько лет королева Англии уже садилась в специально для нее изготовленный вагон (внешне напоминавший карету), чтобы прокатиться на новом изобретении из г. Слоу в г. Паддингтон. Поездка монаршей особе понравилась и в итоге открыли ветку от Виндзорского замка до Лондона. Другие главы государств тоже не отставали и, по мере развития ж/д сетей, обустраивали свои поезда. В каких составах они путешествуют сегодня?

Великобритания

Современный поезд, на котором передвигается ныне царствующая Елизавета II, поставили на рельсы в 1977 году, как раз к 25-летию ее правления. Состав, в который входит 9 вагонов (сначала было 14, но в 1997 году из экономии их количество уменьшили) и пара локомотивов, покрасили в цвет Виндзоров (темно-бордовый). В составе – несколько спален, ванные комнаты, кабинеты, столовая на 12 человек. Отдельно предусмотрены места для сопровождающих лиц, охраны.

Поезд королевы встречают на перроне. Фото: YouTube. com

Поезд используют несколько раз в год для нанесения официальных визитов. Однако в случае частных поездок королева садится в обычный рейсовый состав – модная тенденция на развитие демократии обязывает. Тем не менее, парламентарии регулярно требуют снизить расходы на содержание королевской семьи. К слову: сейчас они для одного британца составляют 61 пенс в год, это эквивалентно половине чашки кофе.

Обстановка внутри королевского поезда выдержана в ретро-стиле. Фото: YouTube. com

Северная Корея

О поезде лидера КНДР известно совсем немного. В состав входит от 7 до 21 вагона, его тянет пара локомотивов со скоростью не более 80 км/ч. Причем в дальние путешествия отправляется целый «кортеж»: первый поезд контролирует состояние ж/д пути, обеспечивает безопасность. Во втором (он идет через 20-60 минут после прохождения 1-го) находится глава государства, в третьем – обслуга и необходимое оборудование, включая личное авто вождя – удлиненный бронированный Mercedes-Maybach S600 Guard . Как только появляется информация о проезде Ким Чен Ына, за сутки до «события» вся близлежащая территория у путей зачищается: выставляется охрана.

Вождь КНДР прибывает во Владивосток. Фото: YouTube. com

В составе – не только личные апартаменты правителя КНДР. Есть конференц-зал, столовая, отдельное помещение со спутниковой связью, вагон для отдыха, где вождь может пользоваться любимым им караоке. Мебель – ценные породы дерева и кожа. Те, кому удалось проехать с Ким Чен Ыном, отмечают хорошую кухню, в которую помимо традиционных корейских блюд, входят французские вина, коньяк Hennesy, швейцарские сыры, иные деликатесы. Вся посуда серебряная.

В одном из вагонов литерного северокорейского поезда. Фото: YouTube. com

Обслуживанием занимается окруженная мифами и легендами команда «Киппымджо». В нее входят молодые, красивые и высокие девушки, выполняющие обязанности проводников, причем каждая из них должна быть девственницей. Что еще скрывается за стенками вагонов – государственная тайна. Впрочем можно быть уверенным, что поезд оборудован всеми видами защиты, включая радиационную, биологическую и химическую, а также имеет собственную систему энергообеспечения. Ким Чен Ын, как и его отец, не любит самолеты, что доказывает частота поездок на ж/д транспорте: всего сегодняшний лидер КНДР проехал 334 тыс. км, из которых 64 тыс. км приходится на заграницу.

Россия

Литерные поезда появились в империи спустя 12 лет после открытия в Британии первой в мире общественной магистрали. Сначала состав курсировал между Царским Селом и Санкт-Петербургом. Открытие ветки длиной 27 км состоялось в 1837г – среди первых пассажиров был император Николай I. Т. е. он на 5 лет раньше королевы Виктории испытал все прелести путешествия по железной дороге. Однако полноценный спецсостав был изготовлен и пущен в дело в 1851 году по маршруту Москва – Санкт-Петербург. При Александре II произошла «модернизация»: количество вагонов увеличилось до 15-ти, появилась своя электростанция.

Интерьер в императорском поезде – царский. Фото: YouTube. com

В 1888 году поезд потерпел крушение (погиб 21 человек, но императорская семья не пострадала), было проведено расследование, в результате которого выявились ошибки в проектировании ж/д пути, неправильном комплектовании состава и т. д. Итогом стала постройка новых, более совершенных и безопасных вагонов.

На месте крушения императорского поезда. Фото: YouTube. com

Поезд президента РФ

Если составы королей и императоров сразу можно было выделить по соответствующей раскраске, надписям, то современные вагоны первых лиц государства ничем не отличаются от обычных пассажирских ж/д транспортных средств. Локомотивы – тепловозы ТЭП70БС. Вагоны построены на Тверском заводе, но некоторые «родом» еще из ГДР. В литерном поезде имеют право перемещаться только президент и премьер-министр с сопровождающими лицами. «Прокатиться» даже за большие деньги никак не получится. Состав находится в ведении двух структур: РЖД и Управлении делами президента. Для каждого «турне» собирают отдельный поезд, так что число вагонов варьируется. Но лишь несколько из них секретные, остальные – обычные купе и СВ.

В личном вагоне президента – все необходимое для рабочей обстановки. Это письменный стол, совещательный блок на 6 человек, телевизор, средства связи, зона отдыха, санузел. Есть вагон-столовая, конференц-зал. Любопытно, что чай подают в металлических подстаканниках – дань традиции. Кстати, найти в свободном доступе фото вагонов литерного поезда очень сложно. Все-таки стратегический объект! А вот вагон Генсека СССР Леонида Брежнева можно посмотреть и сегодня – состав находится в Туле в качестве музейного экспоната. Однако стоит предположить, что в современном литерном поезде отличий будет не так много: разве что в оснащении, связи.

Санузел «дорого» Леонида Ильича. Фото: YouTube. com

На вокзале есть специальная «станция», куда прибывает и где постоянно находится правительственный поезд. Ее построили по распоряжению Брежнева в 1974 году. Однако транспорт долго не простаивает: например, на нем Путин частенько приезжал в Сочи, когда там шла подготовка к Олимпиаде. Как правило, такие поездки не афишируются.

Поезда для первых лиц государстваСовещание в президентском поезде. Фото: YouTube. com

«Золотой Орел»

Было бы ошибочно думать, что самый роскошный поезд в РФ – тот, на котором ездит президент. По маршруту Москва – Владивосток курсирует состав «Золотой Орел». Цена поездки обойдется, как минимум, в миллион рублей. Билет в самые роскошные апартаменты «Империал» площадью 7 кв. м на двоих стоит 29 тыс. 500, для одного пассажира – 40 тыс. евро.

Суперапартаменты в «Золотом Орле». Фото: YouTube. com

США

Как это не удивительно, но в стране, где наибольшая протяженность железных дорог (293 564 км), у президента персонального состава нет. Самолет есть, машин полно, а поезд почему-то отсутствует. В январе минувшего года Байден хотел приехать на свою инаугурацию в поезде «общего пользования» Amtrak (будучи сенатором, он постоянно ездил этим видом транспорта). Однако охрана настояла на отмене полуторачасовой поездки. Что же это за состав?

Одно из самых дорогих купе в американском поезде Amtrak. Фото: YouTube. com

Самый дорогой вариант вагонов – Superliner Badroom. Спальные места-полки здесь широкие, причем нижняя – рассчитана на двоих. Площадь «жилой зоны» примерно 2,3х2 м. Здесь же есть санузел, в котором душевая кабина, умывальник и унитаз. Цена билета по маршруту Лос-Анджелес – Сиэтл (33 ч 46 мин.) составляет примерно 700 долларов. Средняя скорость движения состава 80 км/ч. Интересно: стоимость путешествия зависит от времени поездки. Если оно неудобное: например, выезд рано утром или поздно вечером, заплатить придется меньше.

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
Касьянов А.И.

1. Общие положения

1.1. Должностная инструкция начальника пассажирского поезда (далее — начальника поезда) определяет его основные обязанности в пункте формирования при подготовке пассажирского поезда в рейс, в пути следования пассажирского поезда и по прибытии в пункт оборота, дополнительные обязанности начальника поезда международного сообщения и начальника туристско-экскурсионного поезда, а также права и ответственность начальника поезда.

1.2. На должность начальника поезда назначается работник, имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы по организации обслуживания пассажиров не менее 1 года или среднее профессиональное образование и стаж работы по организации обслуживания пассажиров не менее 2 лет (в скоростных поездах не менее 3-х лет), прошедший специальный курс обучения на производстве или в учебном заведении по установленной программе и сдавший экзамены. Лица, назначаемые на должность начальника поезда, проходят в установленном МПС России порядке медицинскую комиссию для определения пригодности к данной работе.

1.3. Начальник поезда должен обеспечить:

  • выполнение работниками поездной бригады обязанностей, установленных приказами и другими нормативными правовыми актами МПС России и должностными инструкциями;
  • принятие мер по кругу своих обязанностей для проследования пассажирского поезда по расписанию с обеспечением безопасности движения и пожарной безопасности;
  • высокий уровень обслуживания пассажиров и содержания вагонов;
  • правильность учета, полноту и своевременность передачи сведений о свободных и освобождающихся местах;
  • проезд пассажиров в поезде только по проездным документам (билетам);
  • правильное техническое обслуживание имеющихся в вагонах устройств, согласно требованиям нормативных документов;
  • полноту поступления от пассажиров денежной выручки за предоставляемые им услуги, ее сохранность и своевременную сдачу в пункте формирования;
  • сохранность внутреннего оборудования, съемного инвентаря в вагонах, личную безопасность работников поездной бригады.

1.4. Начальник поезда при исполнении своих должностных обязанностей должен руководствоваться требованиями:

  • настоящей Должностной инструкции;
  • Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
  • Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;
  • Инструкции по движению и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;
  • Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации;
  • Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте;
  • Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте; Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов;
  • Инструкции по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов;
  • Инструкции по техническому обслуживанию отопительной установки пассажирского вагона;
  • Инструкции по техническому обслуживанию оборудования пассажирских вагонов магистральных железных дорог;
  • Санитарных правил подготовки пассажирских вагонов;
  • Инструкции по организации связи начальника поезда с машинистом локомотива;
  • Правил эксплуатации поездной радиосвязи;
  • Типового технологического процесса подготовки и экипировки пассажирских вагонов в рейс;
  • Положения о расследовании и учете несчастных случаев на железнодорожном транспорте;
  • Положения о рабочем и времени отдыха работников железнодорожного транспорта;
  • Инструкции о работе контролеров-ревизоров пассажирских поездов и ревизоров-инструкторов;
  • Инструкции о порядке взыскания штрафов, налагаемых в административном порядке на железнодорожном транспорте;
  • Правил эксплуатации вагонов-ресторанов;
  • Регламента действий поездных бригад при ведении поезда одним машинистом;
  • других нормативных правовых и иных актов, относящихся к деятельности начальника поезда.

1.5. Начальник поезда должен знать:

  • все формы проездных документов внутреннего и международного сообщений, порядок их заполнения;
  • документы, дающие право на ревизию и комиссионную проверку пассажирского поезда;
  • расположение железнодорожных станций и пунктов пересадок на обслуживаемом направлении;
  • должностные обязанности работников поездной бригады.

1.6. Начальник поезда международного сообщения дополнительно должен знать:

  • иностранный язык в объеме, необходимом для общения с пассажирами и работниками иностранных железных дорог, по маршруту следования поезда;
  • Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС) и Служебную инструкцию к СМПС;
  • Международный пассажирский тариф (МПТ);
  • Межгосударственный пассажирский тариф (МГПТ);
  • телефоны и адреса постоянных представительств МПС России за рубежом;
  • требования паспортных, таможенных, валютных правил действующих в государствах, куда следует поезд, а также транзитных государств.

1.7. Начальник поезда подчиняется руководителю предприятия, где он работает, а в пути следования (в оперативном порядке) — руководителям подразделений железных дорог, ведающих пассажирскими перевозками. Начальнику поезда непосредственно подчинен поездной электромеханик и включенные в поездную бригаду проводники пассажирских вагонов.

1.8. При исполнении служебных обязанностей начальник поезда должен быть в установленной форменной одежде. Начальник поезда международного сообщения и фирменного поезда на левой стороне форменной одежды должен носить визитную карточку установленного образца.

1.9. В период отдыха начальника поезда руководство поездной бригадой осуществляет поездной электромеханик (ПЭМ), а при его отсутствии — проводник штабного вагона.

1.10. При отсутствии поездного электромеханика подключение и отключение высоковольтной магистрали от электровоза выполняет начальник поезда.

1.11. Начальник поезда должен уметь:

  • пользоваться поездной радиостанцией, радиопунктом, комплексом поездной радиосвязи;
  • в случаях, установленных нормативными актами МПС России, рассчитать стоимость проезда пассажира по маршруту следования пассажирского поезда и оформить проезд;
  • пользоваться указателем пассажирских маршрутов, служебными книжками расписания движения пассажирских поездов;
  • разрешать конфликтные ситуации между работниками поездной бригады и пассажирами.

2. Обязанности начальника поезда при подготовке пассажирского поезда в рейс

При подготовке пассажирского поезда в рейс начальник поезда обязан:

2.1. Явиться в резерв проводников в установленное время и получить у инструктора (нарядчика) форменные бланки для ведения учета населенности вагона и расхода белья, свободных и освобождающихся мест, бланки телеграмм и другие необходимые документы, ознакомиться с поступившими за время между рейсами приказами и распоряжениями администрации пункта формирования поезда, а также новыми нормативными документами.

2.2. Собрать работников поездной бригады на планерное совещание, убедиться в их работоспособности, проверить установленную форму одежды, провести инструктаж по правилам техники безопасности, пожарной безопасности, о предстоящей работе и ее особенностях, ознакомить под роспись проводников вагонов с новыми приказами и распоряжениями администрации предприятия формирования поезда, провести расстановку проводников по вагонам и ознакомить их с графиком дежурства на весь рейс. Проверить у проводников хвостовых вагонов наличие удостоверений на право их обслуживания.

2.3. Принять по описи у сдающего начальника поезда инвентарь, аппаратуру, документацию, находящуюся в штабном купе, проверить исправность поездной радиостанции.

2.4. Лично проконтролировать приемку вагонов проводниками.

2.5. Проверить качество санитарно-технической подготовки вагонов в рейс, полноту экипировки вагонов топливом, постельными принадлежностями, продуктами чайной торговли, другим инвентарем и материалами, необходимыми для обслуживания пассажиров. Получить доклады от проводников вагонов о наличии средств оказания первой медицинской помощи, табличек с порядковыми номерами вагонов и маршрутных досок, сигнальных принадлежностей хвостовых вагонов, исправности автоматической пожарной сигнализации, электрооборудования, кондиционирования воздуха, вентиляции, радиовещания, средств связи, пожаротушения, правильности формирования состава поезда, памяток пассажиру, расписаний движения поезда, памяток дежурному проводнику о мерах пожарной безопасности и действиях при аварийных ситуациях или Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов, а также от поездного электромеханика о наличии запасных частей и инструмента.

2.6. Осуществлять контроль за своевременной подачей пассажирского поезда под посадку пассажиров.

2.7. Начальник поезда международного сообщения дополнительно обязан:

  • перед отправлением поезда получить на поездную бригаду служебные паспорта с правом выезда за границу, маршруты международного сообщения, дорожные ведомости, плацкарты, квитанции доплат, валюту согласно ведомости;
  • проверить наличие знаков и надписей на вагонах и маршрутных досках, соответствующих Правилам пользования вагонами (ППВ) и Правилам пользования пассажирскими вагонами (ПППВ).

3. Обязанности начальника поезда при посадке пассажиров

После подачи пассажирского поезда к платформе для посадки пассажиров начальник поезда обязан убедиться в том, что весь обслуживающий персонал пассажирского поезда находится на своих рабочих местах и обеспечить руководство посадкой пассажиров.

4. Обязанности начальника поезда в пути следования пассажирского поезда

После отправления пассажирского поезда начальник поезда обязан:

4.1. Объявить по поездной радиосвязи маршрут следования пассажирского поезда, время прибытия на конечную железнодорожную станцию, ознакомить пассажиров с работниками поездной бригады, правилами поведения и соблюдения пожарной безопасности в пути следования, сообщить о расположении вагона-ресторана (кафе-буфета) и графике его работы.

4.2. Контролировать заполнение проводниками вагонов бланков по учету населенности вагонов и расходу постельного белья.

4.3. Своевременно составлять телеграммы и передавать их под расписку дежурному по вокзалу на железнодорожных станциях, установленных Правилами учета и передачи сведений о свободных и освобождающихся местах.

4.4. Обеспечивать контроль работников поездной бригады за техническим состоянием оборудования вагона, за систематической проверкой системы контроля нагрева букс.

4.5. Держать постоянно включенной на прием радиостанцию для радиосвязи с машинистом локомотива и проверять ее каждый раз при смене локомотива с отметкой в журнале радиостанции.

4.6. При отсутствии поездного электромеханика выполнять работы по техническому обслуживанию электрооборудования вагонов.

4.7. Контролировать в пути следования выполнение проводниками должностных обязанностей, соблюдение формы одежды, графика дежурств, обеспечение технического обслуживания оборудования вагонов.

4.8. Следить за экипировкой вагонов топливом и водой, предусмотренной по пути следования пассажирского поезда.

4.9. Периодически проверять санитарно-техническое состояние вагонов и соблюдение в них температурного режима.

4.10. Принимать меры по оказанию первой медицинской помощи заболевшим пассажирам, вызывая в необходимых случаях медицинских работников из числа пассажиров или из медпункта ближайшей железнодорожной станции.

4.11. По требованию пассажиров выдавать книгу отзывов и предложений.

4.12. При срыве стоп-крана в вагоне выявить причину остановки пассажирского поезда, составить акт об обстоятельствах и причинах, произвести опломбирование рукоятки стоп-крана.

4.13. Записывать в Журнале приемки, сдачи и технического состояния оборудования пассажирского вагона (форма ВУ-8) обнаруженные в пути следования технические неисправности вагонов и составлять заявку на ремонт вагонов в пункте оборота или формирования.

4.14. Обеспечивать работу поездного радиопункта согласно утвержденному графику. По поездной радиосвязи передавать:

  • информацию о правилах проезда, соблюдении пассажирами пожарной безопасности, о предоставляемых пассажирам бесплатных и платных услуг;
  • объявления о времени прибытия, отправления, продолжительности стоянок пассажирского поезда на железнодорожных станциях, о возможном сокращении стоянок пассажирского поезда при его опаздывании.

4.15. При проведении ревизий контролерами-ревизорами и другими должностными лицами проверить у них наличие соответствующих документов на проведение ревизии, предоставить рейсовый журнал для записи фамилий проверяющих, номеров открытых листов или служебных удостоверений личности и предписаний, после чего принять участие в проведении ревизии. Обеспечить отражение результатов ревизии в рейсовом журнале за подписями проверяющих лиц и своей подписью; при разногласиях с проверяющими записать свое мнение.

4.16. При обнаружении работниками поездной бригады безбилетных пассажиров или провоза излишней ручной клади, взыскать с пассажира штраф, стоимость проезда или провоза излишней ручной клади.

4.17. В конце рейса собрать денежную выручку у проводников вагонов, полученную за реализацию услуг, составить отчет об оказании услуг, взыскании проездных платежей, доплат и штрафов.

4.18. Начальник поезда международного сообщения в пути следования дополнительно обязан:

  • проверять надлежащее хранение документов у проводников вагонов;
  • контролировать перестановку вагонов на перестановочных пунктах;
  • оказывать содействие пограничным и таможенным органам в проведении контроля и досмотра;
  • перед прибытием на железнодорожную станцию пограничного и таможенного контроля предупреждать пассажиров о предстоящем закрытии туалетов и соблюдении санитарного режима;
  • оказывать помощь в заполнении таможенных деклараций проводниками вагонов и пассажирами.

5. Обязанности начальника поезда по прибытии пассажирского поезда в пункт оборота

В пункте оборота начальник поезда обязан:

5.1. Сверить схему формирования пассажирского поезда с данными, имеющимися в Отделенческом бюро по учету и распределению мест в поездах (ЛБК) или Объединенном бюро по распределению мест в поездах (ОДБ).

5.2. Записать в книгу ремонта на пункте технического обслуживания вагонов (ПТО) обнаруженные в пути следования неисправности в вагонах и проконтролировать их устранение.

5.3. Установить график дежурства проводников вагонов на время стоянки и контролировать его выполнение.

5.4. Подать установленным порядком заявку на экипировку вагонов топливом и водой.

5.5. Проверить качество санитарной подготовки вагонов.

5.6. Опломбировать мешки с использованным постельным бельем.

5.7. Установленным порядком получить справку о населенности вагонов, предупреждений о посадке пассажиров в пути следования, ознакомить с ними проводников вагонов до начала посадки пассажиров.

6. Обязанности начальника поезда по прибытию пассажирского поезда в пункт формирования

По прибытии пассажирского поезда в пункт формирования начальник поезда обязан:

6.1. Записать в книге ремонта на ПТО обнаруженные в пути следования неисправности в вагонах, согласно записям в журнале формы ВУ-8.

6.2. В установленном порядке сдать денежную выручку за рейс и отчитаться перед бухгалтерией предприятия формирования поезда.

6.3. Сделать отметки в маршрутных листах проводников вагонов, ПЭМ.

6.4. Доложить об итогах рейса начальнику резерва проводников, получить дополнительную информацию или указания на следующий рейс и проинструктировать об этом проводников вагонов.

7. Порядок действий начальника поезда в экстремальных ситуациях

Начальник поезда является ответственным лицом за организацию работ при возникновении экстремальных ситуаций в пассажирском поезде. В случае возникновения экстремальных ситуаций начальник поезда должен:

7.1. При возникновении в поезде пожара действовать в соответствии и Инструкцией по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов.

7.2. При остановке поезда после срабатывания сигнализации нагрева буксы или прибора обнаружения нагрева аварийных букс (ПОНАБ) немедленно прибыть к вагону, по внешним признакам и на ощупь определить нагрев буксы, ее техническое состояние, принять решение о возможности дальнейшего следования вагона с поездом; при невозможности дальнейшего движения оградить поезд.

7.3. При обнаружении в одном или нескольких вагонах технических неисправностей совместно с ПЭМ определить возможность следования поезда при полном обеспечении безопасности движения до ближайшего пункта устранения неисправности, смены колесных пар или отцепки вагона и сообщить об этом машинисту локомотива.

7.4. При обнаружении поломки, порчи внутреннего оборудования и имущества составить акт для взыскания с виновных стоимости.

7.5. При отцепке вагона в пути следования:

  • выделить проводников для охраны имущества отцепленного вагона, произвести инструктаж о порядке их действий до отправки вагона в пункт приписки, если отцепляется вагон с радиокупе, то радиокупе опломбировать;
  • совместно с начальником железнодорожной станции отцепки вагона составить акт в 3-х экземплярах с указанием причин отцепки и данных о вагоне (заводской номер, сроки проведения плановых видов ремонта и единой технической ревизии). Акт подписывается начальником поезда, начальником железнодорожной станции (дежурным по железнодорожной станции), машинистом локомотива, осмотрщиком вагонов. Один экземпляр акта сохраняется до конца рейса и затем сдается начальником поезда администрации предприятия формирования поезда;
  • разместить пассажиров отцепленного вагона на свободные места в других вагонах этого пассажирского поезда; при переводе пассажиров из отцепленного вагона в другие вагоны совместно с начальником железнодорожной станции следует организовать переноску ручной клади пассажиров, принять меры, обеспечивающие безопасность пассажиров;
  • в случае, когда разместить пассажиров в других вагонах невозможно, временно разместить пассажиров в тамбурах и коридорах вагонов, сообщить лично или через начальника, дежурного по железнодорожной станции или поездного диспетчера на ближайший пункт формирования поездов о необходимости прицепки другого вагона взамен отцепленного или пересадки пассажиров в другой пассажирский поезд;
  • об отцепке вагона дать телеграмму предприятию формирования поезда и в пассажирскую (вагонную) службу соответствующей железной дороги.

7.6. При отклонении пассажирского поезда от первоначального маршрута:

  • получив информацию от дежурного по железнодорожной станции или дежурного по вокзалу о новом маршруте, установить пункты, через которые не будет следовать поезд, сообщить пассажирам, едущим до этих железнодорожных станций, порядок пересадки, сделать об этом необходимые отметки в проездных документах (билетах);
  • контролировать высадку пассажиров на железнодорожных станциях, выдачу им на руки проездных документов (билетов) с отметкой: «Поездка прервана на станции — из-за отклонения поезда от первоначального маршрута».

7.7. При получении от машиниста локомотива сигнала «Тормозить» немедленно принять меры к приведению в действие ручных тормозов вагонов проводниками вагонов.

7.8. При саморасцепе автосцепок в пассажирском поезде начальник поезда совместно с машинистом локомотива проверить действие механизма автосцепки и принять решение о возможности сцепления и дальнейшего следования или необходимости замены автосцепок.

7.9. При развороте пассажирского поезда в пути следования или отправления с транзитного пункта, пункте оборота с изменением порядка расположения вагонов в составе сообщить телеграммой в адрес всех ОДБ (ЛБК) и крупных вокзалов по ходу следования пассажирского поезда, упоминая об этом каждый раз при подаче сведений.

7.10. При длительной остановке пассажирского поезда на железнодорожной станции или перегоне выяснить причину остановки пассажирского поезда, предполагаемое время отправления (в дневное время сообщить об этом пассажирам поезда по поездной радиосвязи).

7.11. При остановке пассажирского поезда проводником из-за появления под вагоном постороннего шума принять меры к обнаружению и устранению неисправностей, погрузить в вагон демонтированный узел, сообщить машинисту локомотива причину остановки и в случае обрыва и утери узлов вагона через машиниста локомотива и поездного диспетчера передать информацию о случившемся машинистам локомотивов других поездов для следования по этому участку с особой бдительностью.

7.12. В случае появления пассажиров в нетрезвом состоянии или нарушающих общественный порядок в спокойной, вежливой форме сделать пассажиру замечание, предложить занять свое место и не нарушать общественный порядок, в необходимых случаях вызвать сотрудника милиции.

7.13. При обнаружении в вагонах подозрительных лиц или предметов следует руководствоваться Памяткой для работников железнодорожного транспорта по действиям при анонимных сообщениях о террористических актах, обнаружении взрывных устройств, подозрительных лиц и предметов.

8. Дополнительные обязанности начальника туристско-экскурсионного поезда

8.1. Приемка состава начальником поезда производится совместно с комиссией администрации предприятия формирования поезда заблаговременно, до его отправления.

8.2. Начальник поезда обязан перед посадкой туристов убедиться в правильности оформления проездных документов (билетов).

8.3. Начальник поезда по прибытии на железнодорожную станцию стоянки туристско-экскурсионного поезда обязан уточнить время стоянки пассажирского поезда.

8.4. При обнаружении безбилетных пассажиров в туристско-экскурсионных поездах или лиц, не являющихся работниками организации, арендующей пассажирский поезд, начальник поезда обязан взыскать штраф за безбилетный проезд, стоимость проезда от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции ближайшей стоянки туристско-экскурсионного поезда, где следует высадить пассажира из пассажирского поезда.

9. Дополнительные обязанности начальника поезда в случае обслуживания поездного локомотива одним машинистом

При обслуживании локомотивов пассажирских поездов одним машинистом начальник поезда обязан:

9.1. На пассажирских станциях, где не предусмотрены осмотрщики вагонов, и на перегонах по указанию машиниста локомотива, переданному по радиосвязи, организовать и контролировать выполнение сокращенного опробования тормозов.

9.2. Перед приведением пассажирского поезда в движение на железнодорожной станции или перегоне ставить в известность машиниста локомотива по радиосвязи или ручными сигналами о готовности пассажирского поезда к отправлению.

9.3. При вынужденной остановке пассажирского поезда, в том числе при разъединении (саморасцеплении) вагонов пассажирского поезда, по указанию машиниста локомотива, переданному по радиосвязи, организовать и контролировать закрепление и ограждение поезда; проверку состояния сцепных приборов у разъединившихся вагонов, замену тормозных рукавов.

10. Права начальника поезда

Начальник поезда имеет право:

10.1. Проверять проездные документы у пассажиров, удостоверения личности у пассажиров, проезжающих по служебным проездным документам, а также документы на право проведения ревизии у проверяющих лиц.

10.2. Оформлять доплату пассажирам при переходе пассажира в вагоны более высокой категории.

10.3. Отстранять на смену работника поездной бригады от исполнения служебных обязанностей при обнаружении его в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, а также за самовольное отключение в пути следования сигнализации нагрева букс.

10.4. Пользоваться бесплатно всеми видами железнодорожной связи.

10.5. Для решения конфликтной ситуации по техническому состоянию вагонов на железнодорожных станциях в пути следования и в пунктах оборота требовать присутствия вышестоящего должностного лица.

10.6. Требовать от проводников всех прицепляемых к пассажирскому поезду вагонов, в том числе почтовых, служебных и других, а также от приемосдатчиков багажа в багажных вагонах и работников вагонов-ресторанов (кафе-буфетов) выполнение указаний по вопросам обеспечения безопасности движения, пожарной безопасности, обслуживания пассажиров, соблюдения расписания движения пассажирского поезда и учета мест в вагонах. Указания начальника поезда являются для этих лиц обязательными для исполнения.

11. Ответственность начальника поезда

Начальник поезда несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящей Должностной инструкции в соответствии с Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Типовая инструкция начальнику поезда (механику-бригадиру), утвержденная МПС СССР 12.07.90 N ЦЛ-4811 на территории Российской Федерации не применяется.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по правке
  • Викс актив спрей для носа инструкция по применению взрослым
  • Кондилин от папиллом на интимных местах инструкция цена
  • Как скачать руководство по ремонту саманд
  • It takes two руководство