Погибло почти все руководство тихоокеанского флота ссср

Как в авиакатастрофе погибло почти всё командование Тихоокеанского флота СССР

Произошедшая 7 февраля 1981 года авиакатастрофа в Пушкине, в отличие от других происшествий подобного плана, вошла в историю далеко не из-за количества погибших, хотя их там было немало — все 44 пассажира и 6 членов экипажа. Значимость была несколько в другом плане: на борту самолёта находились не рядовые граждане, а почти всё высшее командование Тихоокеанского флота СССР. Тринадцать адмиралов, три генерала, одиннадцать капитанов первого ранга, а также ещё семнадцать человек — военных чинами пониже и гражданских. Все они стали жертвами трагедии, причиной которой, учитывая ранг пассажиров, могла быть диверсия. Но на деле всё оказалось иначе.

Высокопоставленная компания в самолёте

Сама по себе катастрофа на военном аэродроме Пушкин Ленинградской области довольно известна, хотя подробности по ней длительное время держались в секрете. Но для непосвящённого читателя нужно сделать небольшое отступление, чтобы стало понятно, почему тихоокеанцы в таком составе вообще оказались в Ленинграде за тысячи километров от родных пенатов.

Если коротко, то есть такое понятие как командно-штабные учения. От обычных учений, которые мы привыкли наблюдать в новостях, они отличаются тем, что никаких крупномасштабных манёвров войск на суше, море и в воздухе не производится. Это своеобразный экзамен для командования, в ходе которого на примере условных ситуаций проверяется степень взаимодействия высших командующих чинов, правильность принятия их решений и прочее. В общем, что называется, «настольные войнушки» для генералитета.

В начале февраля 1981 года как раз такие учения — для флотов СССР — и проводились в Ленинградской военно-морской академии под начальством командующего ВМФ Сергея Георгиевича Горшкова.

Военно-морская академия в наши дни
Военно-морская академия в наши дни

На сбор прилетели все высшие флотские командующие. Исключением не был и Тихоокеанский флот. Его делегация, прибывшая 1 февраля, состояла из 39 человек:

Командующего Тихоокеанским флотом (ТОФ) адмирала Э. Н. Спиридонова
Начальника штаба ТОФ вице-адмирала Р. А. Голосова
Командующего 4-й флотилией подводных лодок вице-адмирала В. Г. Белашева
Начальника политического управления ТОФ вице-адмирала В. Д. Сабанеева
Командующего Приморской флотилией РС ТОФ вице-адмирала В. Ф. Тихонова
Начальника 3-го управления ВМФ войск Дальнего Востока контр-адмирала В. Х. Коновалова
Зам.командующего по боевой подготовке контр-адмирала В. Я. Корбана
Начальника разведки контр-адмирала Г. Ф. Леонова
Командира эскадры подводных лодок контр-адмирала В. П. Махлая
Зам.начальника штаба ТОФ контр-адмирала Ф. А. Митрофанова
Члена военсовета и начальника политотдела Сахалинской контр-адмирала В. А. Николаева
Зам.командующего 4-й флотилии подводных лодок ТОФ контр-адмирала Р. И. Пирожкова
Начальника политотдела Приморской флотилии РС ТОФ контр-адмирала В. С. Постникова
Начальника отдела 10-й оперативной эскадры контр-адмирала Д. К. Чулкова
Командующего ВВС ТОФ генерал-лейтенанта Г. В. Павлова
Первого заместителя командующего ВВС ТОФ генерал-майора С. Г. Данилко
Начальника политотдела ВВС ТОФ генерал-майора В. В. Рыкова

Уже из одного только статуса должностей становится понятно, что собрался весь «тяжеловесный состав» тихоокеанцев.

Помимо верхов, присутствовали одиннадцать капитанов первого, второго и третьего ранга, а также двенадцать военных других чинов, включая даже мичмана и старшего матроса.

Также было и шесть гражданских лиц, которые, понятное дело, к учениям не привлекались. Среди них: жена командующего Тихоокеанским флотом В. П. Спиридонова, супруга первого секретаря Приморского крайисполкома, машинистка оперативного управления штаба ТОФ, дочь начальника связи флота, сын и супруга начальника снабжения Приморского крайисполкома.

Последние, за исключением машинистки, прибыли в Ленинград по вполне ясным причинам — вторая столица СССР, возможность «посмотреть мир», прикупить дефицитных товаров и прочее.

Катастрофа

Учения, по результатам которых тихоокеанцы были признаны лучшими и получили личную благодарность от командующего ВМФ Горшкова, продлились менее недели. Поэтому уже 7 февраля был запланирован обратный рейс Пушкин — Владивосток. При этом начальник штаба Голосов возвращаться вместе со всеми отказался, поскольку решил отправиться вместе с командованием Северного флота в Мурманск, где у него жили многочисленные родственники.

Лететь предстояло на Ту-104. Естественно, самолёт принадлежал не «Аэрофлоту», а 25-й Морской ракетоносной авиационной дивизии имени Героя СССР Острякова, входившей в состав Тихоокеанского флота. Его экипаж состоял из шести человек под командованием 51-летнего подполковника А. Инюшина — крайне опытного пилота, налетавшего за свою карьеру 8150 лётных часов, из которых 5730 часов на Ту-104.

И, как говорится, ничего не предвещало беды. «Тушка» — самолёт хоть очень капризный и проблемный, но экипаж был достаточно квалифицированный, да и погода, несмотря на снегопад, была вполне нормальной. В общем, с виду даже не было и намёка на приближающуюся катастрофу.

Около 16:00, когда багаж уже был погружен и все пассажиры расселись по своим местам, командир воздушного судна Инюшин вывел самолёт на взлётно-посадочную полосу и, после получения разрешения на взлёт, приступил к стандартной процедуре набора скорости. Однако вскоре события стали развиваться совершенно непредсказуемым образом.

Ещё толком не разогнавшись, Ту-104 резко оторвался от земли и начал выходить на закритические углы атаки или, попросту говоря, стал слишком сильно задирать носовую часть вверх. Можно было подумать, что пилоты решили пощеголять своим мастерством перед находившимися на аэродроме военными, но такой манёвр на Ту-104, да ещё и на малой скорости, мог сделать только самоубийца. В таком режиме полёта даже самый сбалансированный и устойчивый самолёт быстро перейдёт в сваливание, не говоря уж про «Тушку». Это и произошло.

Схематическое изображение взлёта и последующего падения Ту-104
Схематическое изображение взлёта и последующего падения Ту-104

Очевидцы, находившиеся в тот момент на аэродроме, описали происходящее как зависший в небе крест, поскольку воздушное судно, достигнув высоты около 50 метров, приняло практически вертикальное положение в воздухе, а затем начало крениться на правое крыло. Ситуацию усугублял довольно сильный встречно-боковой ветер, который только способствовал крену.

Ну а дальше был предсказуемый конец. Ту-104 начал стремительно падать и, перевернувшись, рухнул плашмя на землю в нескольких десятках метров от взлётно-посадочной полосы и тут же загорелся.

Фотографии погибших в авиакатастрофе
Фотографии погибших в авиакатастрофе

Пожар от тонн разлившегося топлива долго не давал подойти к обломкам и помочь пострадавшим. Впрочем, скорее всего, спасать там было уже некого — сила удара о землю была слишком велика. На месте погибли 43 пассажира и все шесть членов экипажа. Ещё один пассажир скончался по дороге в больницу. Им был старший лейтенант Валентин Зубарев. В момент столкновения он находился рядом с пилотами и его буквально выбросило через остекление носовой кабины штурмана. Таким образом, не выжил никто.

Диверсия?

Сказать, что катастрофа вызвала шок в военном и политическом руководстве Советского Союза — это ничего не сказать. И действительно, даже за годы Второй мировой войны СССР потерял десять адмиралов, из которых только четверо погибли непосредственно в боевых условиях. А тут в буквальном смысле за секунду сразу тринадцать адмиралов и три генерала — почти всё высшее руководство Тихоокеанского флота и его ВВС за исключением начальника штаба Голосова, который решил лететь другим рейсом.

На дворе Холодная война, наиболее боеспособный советский флот обезглавлен — эти вводные данные быстро привели к первоначальному выводу о спланированной диверсии. Тихоокеанцев даже привели в состояние полной боевой готовности на случай вторжения сил НАТО. Но постепенно версия стала рассыпаться.

Экипаж самолёта состоял из полностью проверенных людей — ни одного гражданского, все военные из штата флота. Да и на военный аэродром Пушкин, который сам по себе охранялся достаточно сильно, а в дни пребывания высших чинов — особенно сильно, посторонние попасть не могли. Не говоря уж про разного рода вымыслы, а такие периодически всплывают, будто диверсант спрятался в салоне самолёта.

Рудольф Александрович Голосов - единственный из команды тихоокеанцев, отказавшийся лететь злополучным рейсом
Рудольф Александрович Голосов — единственный из команды тихоокеанцев, отказавшийся лететь злополучным рейсом

Хотя нужно отметить, что тень подозрения всё-таки падала на начальника штаба Рудольфа Голосова, дескать, ему гибель командующего флотом была даже выгодна, поскольку он мог занять его место. Да и поведение его по началу выглядело странным: взял и отказался лететь вместе с остальными. Но впоследствии его алиби подтвердилось — на севере у него действительно жили многочисленные родственники и даже дочь, к которым он, пользуясь случаем, и отправился.

В конце концов вариант совершения диверсии на Ту-104 окончательно отмели.

Простая банальщина

Также существовала версия об ошибках в пилотировании самолёта. Да, командиром воздушного судна был действительно очень опытный пилот с огромным стажем. Но Ту-104 — машина уж очень непростая и проблемная. Не зря он держал пальму первенства среди советских самолётов по соотношению аварийности к количеству выпущенных единиц, и безопасность полёта на нём практически полностью зависела от профессионализма пилотов. Тут и самый матёрый лётчик может ошибиться или потерять контроль над ситуацией.

К тому же выяснилось, что 25-я ракетоносная авиационная дивизия, в штате которой числился и экипаж, и самолёт, была, как сейчас принято говорить, придворным боевым соединением. Проверки личного состава её подразделений были нечастыми и порой носили чисто формальный характер.

Но погубили лайнер и всех находившихся на его борту людей не пилоты. Более того, из воспоминаний Р. Голосова известно, что бортовые самописцы зафиксировали: в момент отрыва от земли экипаж даже не прикасался к штурвалу.

Виной всему стал груз, который высокие начальники решили увезти с собой из Ленинграда.

В ту пору в стране царил тотальный дефицит продовольственных и непродовольственных товаров. От голода, конечно, никто не умирал, но достать что-то, что к предметам базовых потребностей не относилось, было крайне сложно. Особенно если речь шла о крупных и значительных покупках.

Несмотря на то, что адмиралы и чины рангом пониже всё-таки обладали некоторым и весьма значительным блатом в этом деле, сам по себе Дальний Восток снабжался не особо-то хорошо. Поэтому перелёт в Ленинград был удобной оказией для того, чтобы купить и привезти домой что-то дефицитное. Это и сыграло злую шутку.

В обратный рейс «адмиральский» Ту-104 был напичкан багажом фактически под завязку. В багажное отделение, согласно некоторым источникам, погрузили несколько мебельных гарнитуров, два или три рулона типографской бумаги для нужд флота весом по полтонны каждый, телевизоры, а также множество более мелких вещей, включая даже ящики с апельсинами.

Самолёт оказался сильно перегружен, и тут напрашивается вопрос: как экипаж вообще мог допустить такую ситуацию? Ответ весьма прост и кроется в больших погонах. Это в гражданской авиации пилоты — главные на борту. А вот адмиралы и генералы в качестве пассажиров в лучшем случае на все просьбы экипажа могут промолчать, а в худшем… В общем, можно даже и не говорить. Никакой командир им, пусть и подполковник, не указ. Не всегда и не везде, но бывало, да и сейчас бывает.

Это подтверждал и сам командир Ту-104 подполковник Инюшин, задолго до катастрофы писавший жалобы о том, что его самолёт постоянно летал с большим перегрузом, перевозя крупную мебель, холодильники, стиральные машины и прочее.

Сам по себе перегруз, конечно, может стать причиной авиакатастрофы, но к событиям 7 февраля 1981 года привели ещё два фактора: немалую часть тяжёлого багажа разместили в хвостовой части самолёта, тем самым сместив его центр тяжести, а также не озаботились надёжным креплением остальных грузов.

Поэтому, по одной из наиболее приближенных к реальности версий, когда самолёт начал разбег по взлётно-посадочной полосе, рулоны типографской бумаги весом по полтонны каждый, находившиеся ближе к центру, сорвались с мест и перекатились в хвостовую часть, чем создали ещё больший дисбаланс. В результате Ту-104, ещё толком не разогнавшись, оторвался от земли и стал неконтролируемо выходить на закритические углы атаки и, взмыв в небо, рухнул вниз. В такой ситуации от пилотов уже ничего не зависело — никакие их действия не смогли бы предотвратить катастрофу.

Последствия

Трагедия в Пушкине явилась действительно страшным ударом как для Министерства обороны СССР в целом, так и для Тихоокеанского флота в частности. Гибель такого количества адмиралов и генералов стала своеобразным мрачным рекордом, из которого нужно было сделать правильные выводы. И они были сделаны, хоть и не все из них поддавались логике.

Так, например, МО СССР окончательно отказались от использования Ту-104 — самого аварийного по соотношению количества инцидентов к количеству выпущенных единиц самолёта. Даже «Аэрофлот», со всеми тормозами бюрократии и финансирования, отошёл от эксплуатации этих машин почти за два года до этих событий.

Также были изданы указы, которые запрещали высокопоставленным командующим летать вместе со своими заместителями и обязывали этих пассажиров неукоснительно подчиняться требованиям экипажей самолётов, невзирая на чины и звания. Помимо этого, введены правила, регламентирующие взвешивание и крепление багажа. Вопрос только в том, соблюдалось ли всё это на практике.

Только вот с поиском виновных переборщили. В принципе понятно, что причина этой катастрофы не в технике и не в ошибках экипажа. Это цепь событий, которые в совокупности и привели к тому, что случилось. Но найти крайнего, как это у нас принято, было нужно. Им сделали полковника А. Яковлева из управления 25-й ракетоносной авиационной дивизии, которой принадлежал разбившийся Ту-104. Посадить, конечно, не посадили, но с должности сняли.

Памятник погибшим в авиакатастрофе 7 февраля 1981 года на Серафимовском кладбище Петербурга
Памятник погибшим в авиакатастрофе 7 февраля 1981 года на Серафимовском кладбище Петербурга

Ну и, конечно, вся информация об авиакатастрофе была полностью засекречена. Всё, что было доступно из информации широкой общественности — это небольшая заметка на предпоследней странице одного из номеров газеты «Красная Звезда». Даже с родственников, которые приехали на похороны в Ленинград (там большинство погибших и похоронено), брали обязательство ни в коем случае не рассказывать никому, зачем и куда они едут. В общем, типичная практика замалчивания, которая не даёт возможности сделать выводы из случившегося, дабы такие истории больше не повторялись.

https://ria.ru/20210207/aviakatastrofa-1596181223.html

«Обезглавленный флот»: кто виноват в гибели всего командования ТОФ

«Обезглавленный флот»: кто виноват в гибели всего командования ТОФ — РИА Новости, 07.02.2021

«Обезглавленный флот»: кто виноват в гибели всего командования ТОФ

Сорок лет назад, 7 февраля 1981-го, на военном аэродроме Пушкин под Ленинградом разбился пассажирский самолет Ту-104 с десятками высших офицеров Тихоокеанского… РИА Новости, 07.02.2021

2021-02-07T08:00

2021-02-07T08:00

2021-02-07T08:56

безопасность

ссср

владивосток

ленинград

тихоокеанский флот вмф россии

ту-104

россия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/02/05/1596137209_0:20:550:330_1920x0_80_0_0_a77ca93ea4b83c34bed9f1f9f755963d.jpg

МОСКВА, 7 фев — РИА Новости, Николай Протопопов. Сорок лет назад, 7 февраля 1981-го, на военном аэродроме Пушкин под Ленинградом разбился пассажирский самолет Ту-104 с десятками высших офицеров Тихоокеанского флота на борту, в том числе командующим — адмиралом Эмилем Спиридоновым. Все погибли. Что привело к трагедии — в материале РИА Новости. Прерванный взлетДиспетчер аэродрома Пушкин дал добро на взлет авиалайнеру Ту-104, приписанному к Тихоокеанскому флоту. Все системы самолета работают в штатном режиме, груженая машина разгоняется по взлетной полосе и плавно взлетает. Однако через восемь секунд, на высоте всего 45-50 метров самолет неожиданно разворачивается на 90 градусов, заваливается на корму, правый борт и падает на землю в нескольких десятках метров от взлетно-посадочной полосы.Когда спасатели добрались до места катастрофы, спасать было уже некого. Куски фюзеляжа разбросало по полю, повсюду полыхало пламя. Быстро потушить не получилось — самолет заправили под завязку, а это около 30 тонн керосина.На борту находился практически весь командный состав Тихоокеанского флота: 16 адмиралов и генералов, капитаны 1-го ранга и полковники. Они возвращались во Владивосток после завершившихся в тот день командно-штабных учений в Ленинградской военно-морской академии.Всего 50 человек: 44 пассажира и шесть членов экипажа. Были и гражданские — некоторые офицеры взяли в командировку родственников. Люди погибли мгновенно, за исключением старшего лейтенанта Валентина Зубарева. Во время взлета он находился в кабине экипажа и при ударе о землю вылетел наружу через носовой фонарь. Спасти его не удалось — офицер скончался по дороге в больницу. Случайность или терактРассматривали несколько версий, в том числе теракт: самолет могли взорвать, чтобы лишить Тихоокеанский флот руководства и управления перед нападением на СССР. Сразу после катастрофы ТОФ перевели в состояние полной боевой готовности. Личный состав отозвали из увольнительных и отпусков. Корабли и подводные лодки флота вышли в море и приступили к боевому развертыванию. Однако предположение о диверсии не подтвердилось. Тщательное расследование показало, что причина катастрофы — неправильное размещение груза и, как результат, децентровка самолета. Комиссия выяснила, что незакрепленный груз при разбеге по ВПП сместился по проходу второго салона в заднюю часть. Самолет преждевременно оторвался от земли и вышел на закритические углы, потеряв устойчивость и управляемость.По счастливой случайности в разбившийся самолет не сел начальник штаба ТОФ — вице-адмирал Рудольф Голосов.»До Тихоокеанского флота я служил на Северном, — рассказывает адмирал РИА Новости. — В Западной Лице жила моя дочь, и еще во Владивостоке, перед вылетом в Ленинград на сборы, я договорился с командующим, что навещу ее на денек. С североморцами я вылетал с того же аэродрома, но немного раньше тихоокеанцев». Расследование продолжалось несколько месяцев. Помогла информация с уцелевшего черного ящика. «Меня подробно ознакомили с разрисовкой, данными бортового самописца, — продолжает Голосов. — Перегруза не было, на борт можно было взять еще как минимум две тонны. Но груз складывали бесконтрольно, второпях, рассовывали по всему салону. Почему экипаж это не контролировал — неизвестно».По словам адмирала, в итоге хвост оказался перегружен, «тушка» самопроизвольно оторвалась от земли всего на 180 километрах в час при положенных 220. Подъемной силы не хватило, пилоты потеряли управление. Кроме того, дул сильный боковой ветер. Самолет накренился вправо, чиркнул крылом капонир на земле, перевернулся и рухнул. Легкая паникаКрупнейшую в СССР авиакатастрофу, в которой одновременно погибло так много высокопоставленных военнослужащих, засекретили, подробностей не знали даже семьи погибших. И это понятно. В одночасье обезглавленным осталось стратегически важное объединение Военно-морского флота. Только газета «Красная звезда» коротко сообщила о гибели группы адмиралов и генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота при исполнении служебных обязанностей. Министерство обороны выражало соболезнования родным и близким погибших. Имена жертв не раскрывали. Официальное извещение семьи получили лишь в конце 1990-х. Весь ВМФ понес тяжелейшие потери. Для сравнения: за годы Великой Отечественной войны в боевых потерях значатся только четыре адмирала флота.»Погибли командующие соединений и объединений ТОФ, профессиональные, опытные командиры, — подчеркивает Голосов. — Помню, возникла легкая паника. Быстро найти людей на такие высокие и ответственные должности сложно. Набирали с других флотов, а нескольких выпускников академии Генштаба взяли после досрочной сдачи экзаменов». Погиб и командующий ТОФ Эмиль Спиридонов. Опытный военачальник, начинал карьеру штурманом на подводной лодке, участвовал в создании атомного флота СССР. Под его руководством ТОФ успешно решал сложнейшие задачи в Тихом и Индийском океанах, осваивал надводные и подводные корабли новых проектов, перспективные ракетные комплексы. Спиридонову прочили пост главнокомандующего ВМФ.А, скажем, контр-адмирал Джемс Чулков, 30 лет прослуживший на флоте, курировал прием на ТОФ и ввод в эксплуатацию новейших тяжелых авианесущих крейсеров. В авиакатастрофе погибли командующий ВВС ТОФ генерал-лейтенант Георгий Павлов, командующий 4-й флотилией подводных лодок вице-адмирал Виктор Белашев, начальник разведки флота контр-адмирал Геннадий Леонов. После крушения Ту-104 и гибели десятков высших офицеров Минобороны выпустило несколько особых постановлений. В частности, руководству флотов запретили летать одним бортом: командующий должен был перемещаться отдельно от начальника штаба. Также военным, как и в гражданской авиации, теперь приходилось взвешивать ручную кладь и багаж, а кресла в салонах лайнеров оснастили ремнями безопасности. Однако, отметил Голосов, эти распоряжения соблюдали всего несколько лет и потом снова летали одним бортом, чтобы сэкономить моторесурс техники.

https://ria.ru/20201015/zakhvat-samoleta-1579793967.html

https://ria.ru/20210109/aviakatastrofy-1592397270.html

https://ria.ru/20170726/1499204043.html

ссср

владивосток

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/02/05/1596137209_64:26:550:390_1920x0_80_0_0_715c6fad3e1292c1721bfbea85218606.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

безопасность, ссср, владивосток, ленинград, тихоокеанский флот вмф россии, ту-104, россия

Безопасность, СССР, Владивосток, Ленинград, Тихоокеанский флот ВМФ России, Ту-104, Россия

МОСКВА, 7 фев — РИА Новости, Николай Протопопов. Сорок лет назад, 7 февраля 1981-го, на военном аэродроме Пушкин под Ленинградом разбился пассажирский самолет Ту-104 с десятками высших офицеров Тихоокеанского флота на борту, в том числе командующим — адмиралом Эмилем Спиридоновым. Все погибли. Что привело к трагедии — в материале РИА Новости.

Прерванный взлет

Диспетчер аэродрома Пушкин дал добро на взлет авиалайнеру Ту-104, приписанному к Тихоокеанскому флоту. Все системы самолета работают в штатном режиме, груженая машина разгоняется по взлетной полосе и плавно взлетает.

Однако через восемь секунд, на высоте всего 45-50 метров самолет неожиданно разворачивается на 90 градусов, заваливается на корму, правый борт и падает на землю в нескольких десятках метров от взлетно-посадочной полосы.

Когда спасатели добрались до места катастрофы, спасать было уже некого. Куски фюзеляжа разбросало по полю, повсюду полыхало пламя. Быстро потушить не получилось — самолет заправили под завязку, а это около 30 тонн керосина.

Ан-24 компании Аэрофлот - РИА Новости, 1920, 15.10.2020

Билет в один конец: как из СССР угнали первый пассажирский самолет

На борту находился практически весь командный состав Тихоокеанского флота: 16 адмиралов и генералов, капитаны 1-го ранга и полковники. Они возвращались во Владивосток после завершившихся в тот день командно-штабных учений в Ленинградской военно-морской академии.

Всего 50 человек: 44 пассажира и шесть членов экипажа. Были и гражданские — некоторые офицеры взяли в командировку родственников. Люди погибли мгновенно, за исключением старшего лейтенанта Валентина Зубарева. Во время взлета он находился в кабине экипажа и при ударе о землю вылетел наружу через носовой фонарь. Спасти его не удалось — офицер скончался по дороге в больницу.

Случайность или теракт

Рассматривали несколько версий, в том числе теракт: самолет могли взорвать, чтобы лишить Тихоокеанский флот руководства и управления перед нападением на СССР.

Сразу после катастрофы ТОФ перевели в состояние полной боевой готовности. Личный состав отозвали из увольнительных и отпусков. Корабли и подводные лодки флота вышли в море и приступили к боевому развертыванию. Однако предположение о диверсии не подтвердилось.

Тщательное расследование показало, что причина катастрофы — неправильное размещение груза и, как результат, децентровка самолета. Комиссия выяснила, что незакрепленный груз при разбеге по ВПП сместился по проходу второго салона в заднюю часть. Самолет преждевременно оторвался от земли и вышел на закритические углы, потеряв устойчивость и управляемость.

Разбор завалов и тушение пожара на месте крушения пассажирского самолета Airbus A-320 авиакомпании Pakistan International Airlines (PIA) в Карачи - РИА Новости, 1920, 09.01.2021

Крупные авиакатастрофы в мире в 2018-2021 годах

По счастливой случайности в разбившийся самолет не сел начальник штаба ТОФ — вице-адмирал Рудольф Голосов.

«До Тихоокеанского флота я служил на Северном, — рассказывает адмирал РИА Новости. — В Западной Лице жила моя дочь, и еще во Владивостоке, перед вылетом в Ленинград на сборы, я договорился с командующим, что навещу ее на денек. С североморцами я вылетал с того же аэродрома, но немного раньше тихоокеанцев».

Расследование продолжалось несколько месяцев. Помогла информация с уцелевшего черного ящика.

«Меня подробно ознакомили с разрисовкой, данными бортового самописца, — продолжает Голосов. — Перегруза не было, на борт можно было взять еще как минимум две тонны. Но груз складывали бесконтрольно, второпях, рассовывали по всему салону. Почему экипаж это не контролировал — неизвестно».

По словам адмирала, в итоге хвост оказался перегружен, «тушка» самопроизвольно оторвалась от земли всего на 180 километрах в час при положенных 220. Подъемной силы не хватило, пилоты потеряли управление. Кроме того, дул сильный боковой ветер. Самолет накренился вправо, чиркнул крылом капонир на земле, перевернулся и рухнул.

Легкая паника

Крупнейшую в СССР авиакатастрофу, в которой одновременно погибло так много высокопоставленных военнослужащих, засекретили, подробностей не знали даже семьи погибших. И это понятно. В одночасье обезглавленным осталось стратегически важное объединение Военно-морского флота.

Только газета «Красная звезда» коротко сообщила о гибели группы адмиралов и генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота при исполнении служебных обязанностей. Министерство обороны выражало соболезнования родным и близким погибших. Имена жертв не раскрывали. Официальное извещение семьи получили лишь в конце 1990-х.

Крушение истребителя Су-27 ВВС Украины в аэропорту Львова в Скнилове. 27 июля 2002 - РИА Новости, 1920, 26.07.2017

Львовский кошмар. Катастрофа, поставившая крест на украинских авиапоказах

Весь ВМФ понес тяжелейшие потери. Для сравнения: за годы Великой Отечественной войны в боевых потерях значатся только четыре адмирала флота.

«Погибли командующие соединений и объединений ТОФ, профессиональные, опытные командиры, — подчеркивает Голосов. — Помню, возникла легкая паника. Быстро найти людей на такие высокие и ответственные должности сложно. Набирали с других флотов, а нескольких выпускников академии Генштаба взяли после досрочной сдачи экзаменов».

Погиб и командующий ТОФ Эмиль Спиридонов. Опытный военачальник, начинал карьеру штурманом на подводной лодке, участвовал в создании атомного флота СССР. Под его руководством ТОФ успешно решал сложнейшие задачи в Тихом и Индийском океанах, осваивал надводные и подводные корабли новых проектов, перспективные ракетные комплексы. Спиридонову прочили пост главнокомандующего ВМФ.

А, скажем, контр-адмирал Джемс Чулков, 30 лет прослуживший на флоте, курировал прием на ТОФ и ввод в эксплуатацию новейших тяжелых авианесущих крейсеров. В авиакатастрофе погибли командующий ВВС ТОФ генерал-лейтенант Георгий Павлов, командующий 4-й флотилией подводных лодок вице-адмирал Виктор Белашев, начальник разведки флота контр-адмирал Геннадий Леонов.

После крушения Ту-104 и гибели десятков высших офицеров Минобороны выпустило несколько особых постановлений. В частности, руководству флотов запретили летать одним бортом: командующий должен был перемещаться отдельно от начальника штаба. Также военным, как и в гражданской авиации, теперь приходилось взвешивать ручную кладь и багаж, а кресла в салонах лайнеров оснастили ремнями безопасности. Однако, отметил Голосов, эти распоряжения соблюдали всего несколько лет и потом снова летали одним бортом, чтобы сэкономить моторесурс техники.

На сбор прилетели все высшие флотские командующие. Исключением не был и Тихоокеанский флот. Его делегация, прибывшая 1 февраля, состояла из 39 человек:

Командующего Тихоокеанским флотом (ТОФ) адмирала Э. Н. Спиридонова
Начальника штаба ТОФ вице-адмирала Р. А. Голосова
Командующего 4-й флотилией подводных лодок вице-адмирала В. Г. Белашева
Начальника политического управления ТОФ вице-адмирала В. Д. Сабанеева
Командующего Приморской флотилией РС ТОФ вице-адмирала В. Ф. Тихонова
Начальника 3-го управления ВМФ войск Дальнего Востока контр-адмирала В. Х. Коновалова
Зам.командующего по боевой подготовке контр-адмирала В. Я. Корбана
Начальника разведки контр-адмирала Г. Ф. Леонова
Командира эскадры подводных лодок контр-адмирала В. П. Махлая
Зам.начальника штаба ТОФ контр-адмирала Ф. А. Митрофанова
Члена военсовета и начальника политотдела Сахалинской контр-адмирала В. А. Николаева
Зам.командующего 4-й флотилии подводных лодок ТОФ контр-адмирала Р. И. Пирожкова
Начальника политотдела Приморской флотилии РС ТОФ контр-адмирала В. С. Постникова
Начальника отдела 10-й оперативной эскадры контр-адмирала Д. К. Чулкова
Командующего ВВС ТОФ генерал-лейтенанта Г. В. Павлова
Первого заместителя командующего ВВС ТОФ генерал-майора С. Г. Данилко
Начальника политотдела ВВС ТОФ генерал-майора В. В. Рыкова

Уже из одного только статуса должностей становится понятно, что собрался весь «тяжеловесный состав» тихоокеанцев.

Помимо верхов, присутствовали одиннадцать капитанов первого, второго и третьего ранга, а также двенадцать военных других чинов, включая даже мичмана и старшего матроса.

Также было и шесть гражданских лиц, которые, понятное дело, к учениям не привлекались.

Среди них: жена командующего Тихоокеанским флотом В. П. Спиридонова, супруга первого секретаря Приморского крайисполкома, машинистка оперативного управления штаба ТОФ, дочь начальника связи флота, сын и супруга начальника снабжения Приморского крайисполкома.

Последние, за исключением машинистки, прибыли в Ленинград по вполне ясным причинам — вторая столица СССР, возможность «посмотреть мир», прикупить дефицитных товаров и прочее.

Катастрофа

Учения, по результатам которых тихоокеанцы были признаны лучшими и получили личную благодарность от командующего ВМФ Горшкова, продлились менее недели.

Поэтому уже 7 февраля был запланирован обратный рейс Пушкин — Владивосток. При этом начальник штаба Голосов возвращаться вместе со всеми отказался, поскольку решил отправиться вместе с командованием Северного флота в Мурманск, где у него жили многочисленные родственники.

Лететь предстояло на Ту-104. Естественно, самолёт принадлежал не «Аэрофлоту», а 25-й Морской ракетоносной авиационной дивизии имени Героя СССР Острякова, входившей в состав Тихоокеанского флота.

Его экипаж состоял из шести человек под командованием 51-летнего подполковника А. Инюшина — крайне опытного пилота, налетавшего за свою карьеру 8150 лётных часов, из которых 5730 часов на Ту-104.

И, как говорится, ничего не предвещало беды. «Тушка» — самолёт хоть очень капризный и проблемный, но экипаж был достаточно квалифицированный, да и погода, несмотря на снегопад, была вполне нормальной.

В общем, с виду даже не было и намёка на приближающуюся катастрофу.

Около 16:00, когда багаж уже был погружен и все пассажиры расселись по своим местам, командир воздушного судна Инюшин вывел самолёт на взлётно-посадочную полосу и, после получения разрешения на взлёт, приступил к стандартной процедуре набора скорости.

Однако вскоре события стали развиваться совершенно непредсказуемым образом.

Ещё толком не разогнавшись, Ту-104 резко оторвался от земли и начал выходить на закритические углы атаки или, попросту говоря, стал слишком сильно задирать носовую часть вверх.

Можно было подумать, что пилоты решили пощеголять своим мастерством перед находившимися на аэродроме военными, но такой манёвр на Ту-104, да ещё и на малой скорости, мог сделать только самоубийца.

В таком режиме полёта даже самый сбалансированный и устойчивый самолёт быстро перейдёт в сваливание, не говоря уж про «Тушку». Это и произошло.

Схематическое изображение взлёта и последующего падения Ту-104
Схематическое изображение взлёта и последующего падения Ту-104

Очевидцы, находившиеся в тот момент на аэродроме, описали происходящее как зависший в небе крест, поскольку воздушное судно, достигнув высоты около 50 метров, приняло практически вертикальное положение в воздухе, а затем начало крениться на правое крыло.

Ситуацию усугублял довольно сильный встречно-боковой ветер, который только способствовал крену.

Ну а дальше был предсказуемый конец. Ту-104 начал стремительно падать и, перевернувшись, рухнул плашмя на землю в нескольких десятках метров от взлётно-посадочной полосы и тут же загорелся.

Фотографии погибших в авиакатастрофе
Фотографии погибших в авиакатастрофе

Пожар от тонн разлившегося топлива долго не давал подойти к обломкам и помочь пострадавшим.

Впрочем, скорее всего, спасать там было уже некого — сила удара о землю была слишком велика. На месте погибли 43 пассажира и все шесть членов экипажа. Ещё один пассажир скончался по дороге в больницу. Им был старший лейтенант Валентин Зубарев.

В момент столкновения он находился рядом с пилотами и его буквально выбросило через остекление носовой кабины штурмана. Таким образом, не выжил никто.

Диверсия?

Сказать, что катастрофа вызвала шок в военном и политическом руководстве Советского Союза — это ничего не сказать.

И действительно, даже за годы Второй мировой войны СССР потерял десять адмиралов, из которых только четверо погибли непосредственно в боевых условиях.

А тут в буквальном смысле за секунду сразу тринадцать адмиралов и три генерала — почти всё высшее руководство Тихоокеанского флота и его ВВС за исключением начальника штаба Голосова, который решил лететь другим рейсом.

На дворе Холодная война, наиболее боеспособный советский флот обезглавлен — эти вводные данные быстро привели к первоначальному выводу о спланированной диверсии.

Тихоокеанцев даже привели в состояние полной боевой готовности на случай вторжения сил НАТО. Но постепенно версия стала рассыпаться.

Экипаж самолёта состоял из полностью проверенных людей — ни одного гражданского, все военные из штата флота.

Да и на военный аэродром Пушкин, который сам по себе охранялся достаточно сильно, а в дни пребывания высших чинов — особенно сильно, посторонние попасть не могли. Не говоря уж про разного рода вымыслы, а такие периодически всплывают, будто диверсант спрятался в салоне самолёта.

Рудольф Александрович Голосов - единственный из команды тихоокеанцев, отказавшийся лететь злополучным рейсом
Рудольф Александрович Голосов — единственный из команды тихоокеанцев, отказавшийся лететь злополучным рейсом

Хотя нужно отметить, что тень подозрения всё-таки падала на начальника штаба Рудольфа Голосова, дескать, ему гибель командующего флотом была даже выгодна, поскольку он мог занять его место.

Да и поведение его по началу выглядело странным: взял и отказался лететь вместе с остальными.

Но впоследствии его алиби подтвердилось — на севере у него действительно жили многочисленные родственники и даже дочь, к которым он, пользуясь случаем, и отправился.

В конце концов вариант совершения диверсии на Ту-104 окончательно отмели.

Простая банальщина

Также существовала версия об ошибках в пилотировании самолёта. Да, командиром воздушного судна был действительно очень опытный пилот с огромным стажем.

Но Ту-104 — машина уж очень непростая и проблемная. Не зря он держал пальму первенства среди советских самолётов по соотношению аварийности к количеству выпущенных единиц, и безопасность полёта на нём практически полностью зависела от профессионализма пилотов. Тут и самый матёрый лётчик может ошибиться или потерять контроль над ситуацией.

К тому же выяснилось, что 25-я ракетоносная авиационная дивизия, в штате которой числился и экипаж, и самолёт, была, как сейчас принято говорить, придворным боевым соединением. Проверки личного состава её подразделений были нечастыми и порой носили чисто формальный характер.

Но погубили лайнер и всех находившихся на его борту людей не пилоты. Более того, из воспоминаний Р. Голосова известно, что бортовые самописцы зафиксировали: в момент отрыва от земли экипаж даже не прикасался к штурвалу.

Виной всему стал груз, который высокие начальники решили увезти с собой из Ленинграда.

В ту пору в стране царил тотальный дефицит продовольственных и непродовольственных товаров. От голода, конечно, никто не умирал, но достать что-то, что к предметам базовых потребностей не относилось, было крайне сложно. Особенно если речь шла о крупных и значительных покупках.

Несмотря на то, что адмиралы и чины рангом пониже всё-таки обладали некоторым и весьма значительным блатом в этом деле, сам по себе Дальний Восток снабжался не особо-то хорошо.

Поэтому перелёт в Ленинград был удобной оказией для того, чтобы купить и привезти домой что-то дефицитное. Это и сыграло злую шутку.

В обратный рейс «адмиральский» Ту-104 был напичкан багажом фактически под завязку.

В багажное отделение, согласно некоторым источникам, погрузили несколько мебельных гарнитуров, два или три рулона типографской бумаги для нужд флота весом по полтонны каждый, телевизоры, а также множество более мелких вещей, включая даже ящики с апельсинами.

Самолёт оказался сильно перегружен, и тут напрашивается вопрос: как экипаж вообще мог допустить такую ситуацию?

Ответ весьма прост и кроется в больших погонах. Это в гражданской авиации пилоты — главные на борту. А вот адмиралы и генералы в качестве пассажиров в лучшем случае на все просьбы экипажа могут промолчать, а в худшем…

В общем, можно даже и не говорить. Никакой командир им, пусть и подполковник, не указ. Не всегда и не везде, но бывало, да и сейчас бывает.

Это подтверждал и сам командир Ту-104 подполковник Инюшин, задолго до катастрофы писавший жалобы о том, что его самолёт постоянно летал с большим перегрузом, перевозя крупную мебель, холодильники, стиральные машины и прочее.

Сам по себе перегруз, конечно, может стать причиной авиакатастрофы, но к событиям 7 февраля 1981 года привели ещё два фактора: немалую часть тяжёлого багажа разместили в хвостовой части самолёта, тем самым сместив его центр тяжести, а также не озаботились надёжным креплением остальных грузов.

Поэтому, по одной из наиболее приближенных к реальности версий, когда самолёт начал разбег по взлётно-посадочной полосе, рулоны типографской бумаги весом по полтонны каждый, находившиеся ближе к центру, сорвались с мест и перекатились в хвостовую часть, чем создали ещё больший дисбаланс.

В результате Ту-104, ещё толком не разогнавшись, оторвался от земли и стал неконтролируемо выходить на закритические углы атаки и, взмыв в небо, рухнул вниз.

В такой ситуации от пилотов уже ничего не зависело — никакие их действия не смогли бы предотвратить катастрофу.

Последствия

Трагедия в Пушкине явилась действительно страшным ударом как для Министерства обороны СССР в целом, так и для Тихоокеанского флота в частности.

Гибель такого количества адмиралов и генералов стала своеобразным мрачным рекордом, из которого нужно было сделать правильные выводы. И они были сделаны, хоть и не все из них поддавались логике.

Так, например, МО СССР окончательно отказались от использования Ту-104 — самого аварийного по соотношению количества инцидентов к количеству выпущенных единиц самолёта.

Даже «Аэрофлот», со всеми тормозами бюрократии и финансирования, отошёл от эксплуатации этих машин почти за два года до этих событий.

Также были изданы указы, которые запрещали высокопоставленным командующим летать вместе со своими заместителями и обязывали этих пассажиров неукоснительно подчиняться требованиям экипажей самолётов, невзирая на чины и звания.

Помимо этого, введены правила, регламентирующие взвешивание и крепление багажа. Вопрос только в том, соблюдалось ли всё это на практике.

Только вот с поиском виновных переборщили. В принципе понятно, что причина этой катастрофы не в технике и не в ошибках экипажа. Это цепь событий, которые в совокупности и привели к тому, что случилось.

Но найти крайнего, как это у нас принято, было нужно. Им сделали полковника А. Яковлева из управления 25-й ракетоносной авиационной дивизии, которой принадлежал разбившийся Ту-104.

Посадить, конечно, не посадили, но с должности сняли.

Памятник погибшим в авиакатастрофе 7 февраля 1981 года на Серафимовском кладбище Петербурга
Памятник погибшим в авиакатастрофе 7 февраля 1981 года на Серафимовском кладбище Петербурга

Ну и, конечно, вся информация об авиакатастрофе была полностью засекречена.

Всё, что было доступно из информации широкой общественности — это небольшая заметка на предпоследней странице одного из номеров газеты «Красная Звезда».

Даже с родственников, которые приехали на похороны в Ленинград (там большинство погибших и похоронено), брали обязательство ни в коем случае не рассказывать никому, зачем и куда они едут.

В общем, типичная практика замалчивания, которая не даёт возможности сделать выводы из случившегося, дабы такие истории больше не повторялись.

Источник.

.

Автор:

07 февраля 2017 13:13

7 февраля 1981 года произошла страшная авиакатастрофа Ту-104 под Ленинградом. Из 52 погибших — 16 адмиралов и генералов и почти два десятка капитанов первого ранга, занимавших адмиральские должности. Столько высших морских военачальников не погибло за всю Вторую мировую войну…

Катастрофа, в один день погубившая все руководство Тихоокеанского флота СССР

Об авиакатастрофе 1981 года, разом лишившей Тихоокеанский флот Советского Союза всех руководителей, до недавнего времени знали немногие.

Катастрофа, в один день погубившая все руководство Тихоокеанского флота СССР

7 февраля 1981 года, с военного аэродрома Пушкин, расположенного под Ленинградом, должен был вылететь самолет ТУ-104.
На нем собирались лететь домой во Владивосток участники ежегодного оперативного сбора ВМФ СССР — руководство Краснознаменного Тихоокеанского флота.

Катастрофа, в один день погубившая все руководство Тихоокеанского флота СССР

Кроме них на борту были и гражданские лица: некоторые возвращались обратно со своими семьями.
К несчастью, домой вернуться им не удалось.

Катастрофа, в один день погубившая все руководство Тихоокеанского флота СССР

Поднявшись на высоту 45-50 метров, самолёт свалился на правое крыло, ударился о землю и взорвался.
Пожарные подъехали к месту трагедии, занесенному полуметровым снегом не сразу, да и спасать уже было некого.

Катастрофа, в один день погубившая все руководство Тихоокеанского флота СССР

На месте самолета зияла черная воронка, над которой полыхало пламя.

Катастрофа, в один день погубившая все руководство Тихоокеанского флота СССР

Неподалеку от места катастрофы в снегу был обнаружен старший лейтенант техник Зубарев, случайно оказавшийся в кабине самолета и которого от удара выкинуло через носовой фонарь.
По дороге в больницу он скончался. Остальные находившиеся на борту люди погибли практически мгновенно во время взрыва.

Катастрофа, в один день погубившая все руководство Тихоокеанского флота СССР

Катастрофа унесла жизни по-настоящему уникальных военных и технических специалистов…
Адмирал Эмиль Спиридонов успешно возглавил флот в очень трудный момент, когда на вооружение были взяты атомные подводные лодки и принципиально новая техника.

Катастрофа, в один день погубившая все руководство Тихоокеанского флота СССР

Джемс Чулков. Отдал флоту почти три десятка лет.
Именно он стал «крестным отцом» первым ракето- и авианесущим крейсерам.

Катастрофа, в один день погубившая все руководство Тихоокеанского флота СССР

Вице-адмирал Тихонов осваивал совершенно новое дело: возглавил флотилию с иноходными судами, подводными лодками, самолетами и береговыми частями различного назвачения.

Катастрофа, в один день погубившая все руководство Тихоокеанского флота СССР

Расследование трагического происшествия практически сразу стало засекреченным.
Рассматривались несколько версий случившегося – от террористического акта до перегруза самолета, но улик практически не осталось.
Ни в прессе, ни по радио, о катастрофе не было сделано никаких заявлений.
Исключением стал небольшой некролог в газете «Красная звезда», который разместили на третьей полосе.

Катастрофа, в один день погубившая все руководство Тихоокеанского флота СССР

Всерьез расследовалась версия предательства и международного терроризма. Здесь подозрение пало на вице-адмирала Рудольфа Голосова, который значился в полетном списке, но не полетел.
Сам он узнал об этом спустя много лет: основным мотивом, приписанным ему было то, что именно он оказывался кандидатом на должность главы флота.

Катастрофа, в один день погубившая все руководство Тихоокеанского флота СССР

Достоверные причины катастрофы неизвестны до сих пор, а часть документов расследования и сегодня остаются засекреченными.
Для всех Вооруженных сил Советского Союза этот день стал по-настоящему черным. Даже спустя много лет после трагического события, сегодняшнее руководство Тихоокеанского флота признает ,что образовавшуюся «дыру» не удалось заполнить до сих пор.

Катастрофа, в один день погубившая все руководство Тихоокеанского флота СССР

Источник:

Еще крутые истории!

Новости партнёров

реклама

В страшной авиакатастрофе, произошедшей 37 лет назад под Ленинградом, погибло практически все командование ТОФ – 44 человека, среди которых было 16 адмиралов и генералов, в том числе командующий, адмирал Эмиль Николаевич Спиридонов.

История трагедии: как Тихоокеанский флот лишился руководства в авиакатастрофе 1981 года

Читайте нас на:

История падения Ту-104 на аэродроме Пушкин долгое время была покрыта завесой тайны: в разбившемся на 8-й секунде полета лайнере находилось практически все командование Тихоокенского флота (ТОФ) Советского Союза. Официальное сообщение о гибели своих мужей вдовы получили лишь в 1997 году. Впрочем, еще в 1983-м на Серафимовском кладбище в Ленинграде, где было похоронено большинство погибших, по личному распоряжению главкома ВМФ СССР Сергея Горшкова был воздвигнут мемориал. Памятная надпись со словами «Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года» появилась на нем в 2000 году.

 
Тогда, 37 лет назад, на базе Военно-морской академии в Ленинграде проводились оперативный сбор высшего командного состава всех флотов и командно-штабные учения без привлечения реальных сил. Образно говоря, адмиралы «воевали» на картах, а скорее всего, обсуждали вопросы мировой геополитики на морях и океанах. Тогда только закончилась Китайско-вьетнамская война, в которой Советский Союз помогал Вьетнаму, осуществляя поставки вооружений морским путем. Второй год шла военная операция в Афганистане, и американские авианосцы с морскими пехотинцами на борту кружили по Тихому и Индийскому океанам в готовности высадить десант. ТОФ в тот момент был, как говорится, на острие атаки. К слову, именно командование тихоокеанцев по итогам тех учений было признано лучшим.

Картинка

 
Седьмого февраля, после завершения сборов, высшее руководство флотов разлеталось по домам – Ту-104 с бортовым номером 42332 предстояло лететь дольше всех, через Хабаровск во Владивосток. Но именно полет этого рейса оказался самым коротким: через несколько секунд после взлета самолет рухнул буквально в нескольких десятках метров от взлетно-посадочной полосы. Версий катастрофы было много, рассматривался и вариант диверсии – обезглавить командование Тихоокеанского флота мечтали многие наши недоброжелатели. Грешили и на непогоду: в Пушкине тогда были сложные метеоусловия, и шел обильный снегопад.

«Диверсия как таковая в тот момент была практически исключена, – считает военный историк из Санкт-Петербурга Александр Зимовский. – Представьте, военный аэродром, охраной которого занимался отдельный батальон, плюс особисты из контрразведки, которые весь обслуживающий персонал рассмотрели едва ли не под микроскопом. Тогда еще не было и фактора исламского фундаментализма, и солдатик-таджик или представитель другой среднеазиатской республики с удовольствием ел свинину и не помышлял о джихаде. Версия иностранных спецслужб если и рассматривалась, то только теоретически: пронести взрывчатку на борт самолета на охраняемом объекте было практически невозможно. Там были только свои, и если посмотреть список погибших, то никого подозрительного в нем нет. Вероятнее всего, причиной крушения стал так называемый перегруз: на борту находились тяжелые рулоны бумаги для типографии флотской газеты, которые решили переправить с оказией во Владивосток. При взлете они сместились в хвостовую часть самолета, в результате чего он потерял устойчивость и рухнул на землю, потеряв высоту».

Список погибших – 44 пассажира и шесть членов экипажа. Элита флота и авиации. Адмирал Эмиль Спиридонов, командующий ТОФ, в перспективе мог стать командующим ВМФ страны. Подводник, прошедший службу на Северном и Тихоокеанском флотах, на момент гибели ему было всего 55 лет – его карьера была на подъеме. Именем адмирала названы улица во Владивостоке и большой противолодочный корабль «Адмирал Спиридонов». Именем члена военного совета ТОФ контр-адмирала Сабанеева также названы улица во Владивостоке, школа в Подольске, откуда он родом, морской тральщик.

 
Среди погибших в том трагическом рейсе – 16 адмиралов и генералов. Командующий 4-й флотилией подводных лодок ТОФ вице-адмирал Виктор Белашев, командующий ВВС ТОФ генерал-лейтенант Георгий Павлов, начальник разведки ТОФ контр-адмирал Геннадий Леонов. Этом списке есть и Виктор Дворский – старший матрос, чертежник штаба ТОФ – всем была уготована одна судьба, невзирая на чины и звания.

Картинка

Экипаж борта 42332 был подобран из лучших авиационных специалистов. Командир, подполковник Анатолий Инюшин, являлся командиром отряда управления 25-й авиационной дивизии ВВС ТОФ. Каждый из них был высококлассным специалистом в своем деле с большим опытом летной работы. При расследовании этой катастрофы на экипаж грешить никто не стал – повода не было.

«Трагедия 1981 года, бесспорно, обезглавила тогда командование ТОФ, в том числе и крупных соединений надводных и подводных сил флота, но управляемость не была потеряна, – говорит Александр Зимовский. – Уже в феврале к исполнению обязанностей командующего приступил адмирал Владимир Сидоров. Впоследствии ТОФ возглавляли выдающиеся военачальники – адмиралы Геннадий Хватов, Георгий Гуринов, Игорь Хмельнов, Владимир Куроедов, ставший в последствии главкомом ВМФ, ряд других адмиралов, заканчивая нынешним командующим адмиралом Сергеем Авакянцем. Не были нарушены и традиции высокой боеготовности Тихоокеанского флота, чьи корабли бороздят моря и океаны по всему миру. Достаточно вспомнить легендарное имя крейсера «Варяг» – ныне это имя носит ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант», который наравне с другими кораблями является гордостью ТОФ. Остались только горечь утрат и память о погибших в той катастрофе».

Картинка

 
В память о погибших флотских военачальниках вчера, 7 февраля, состоялась уже традиционная панихида в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Санкт-Петербурга, где висит мемориальная доска с их именами. Вспоминали погибших и во Владивостоке, где в прошлом году был открыт памятник в честь командования ТОФ, и во всех городах России, где они родились. А 18 февраля у мемориала тихоокеанцам на Серафимовском кладбище после окончания сборов руководящего состава ВМФ РФ состоится церемония отдания воинских почестей погибшим в авиакатастрофе.

Экспертное мнение и аналитика

Предлагаем посмотреть эту страницу на версии сайта для мобильных устройств.

https://mcdn.tvzvezda.ru/storage/old-images/news/qhistory/content/201802081035-gtx1.htm/1.jpg

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сироп солодки инструкция по применению взрослым от кашля состав
  • Клей для текстиля bison textile инструкция
  • Инструкция по монтажу распашных ворот алютех
  • Стиральная машинка бош с верхней загрузкой инструкция по применению
  • Выполните инструкции на экране устройства ваше устройство