Показателем правильного руководства ученическим коллективом является

Коллектив непрерывно
меняется, потому что непрерывно меняются
люди, его образующие. Изменяется и
характер влия­ния коллектива на
личность. В учебно-воспитательных
коллективах процессы изменений
развиваются достаточно интенсивно и
быстро. Существует одно, важное
обстоятельство — процесс развития
коллектива не стихий­ный, а педагогически
управляемый. Эффективность управле­ния
зависит от того, в какой мере изучены
закономерности развития коллектива,
насколько правильно воспитатель
определяет ситуацию и подбирает
адекватные методы педагогического
воздействия.

Управление педагогом
коллективом бу­дет тем эффективнее,
чем полнее учитываются особенности
коллектива и его возможности самоуправления.
Управление ученическим коллективом
осуществляется как два взаимосвя­занных
и взаимообусловленных процесса:

  • сбора информа­ции
    об ученическом коллективе и входящих
    в него школьни­ках;

  • организации
    адекватных его состоянию воздействий,
    имеющих целью совершенствовать сам
    коллектив и оптимизи­ровать влияние
    его на личность каждого отдельного
    ученика (А.Т. Куракин).

Важнейшее условие
оптимизации управленческих воздействий
педагога — интеграция оказываемых на
коллектив воспитательных воздей­ствий
в единую систему, обеспечивающую
непрерывность этих процессов. Такая
интеграция достигается путем:

1) использова­ния
комплекса педагогических воздействий
на коллектив;

2) постоянной и
многосторонней заботы членов коллектива
друг о друге в повседневной жизни;

3) создания таких
ситуа­ций в жизни коллектива, которые
способствуют положи­тельному влиянию
на отдельных ее членов;

4) расширения
функ­ций ученического самоуправления;

5) объединения
усилий всех, кто участвует в работе с
коллективом.

В практике
педагогического руководства коллективом
необходимо соблюдать следующие важные
правила:

1. Сочетать
педагогическое руководство со стремлением
учеников к самостоятельности,
независимо­сти, желанием проявить
свою инициативу и самодеятельность. Не
подавлять, а умело направлять активность
ребят, не коман­довать, а сотрудничать
с ними. Строго дозировать педагогичес­кое
воздействие, внимательно следя за
ответной реакцией школьников. При
отрицательном восприятии надо немедленно
изменить тактику, искать другие пути.
Необходимо добиваться, чтобы цели,
задачи, которые нужно решить, ставили
сами ребя­та, и к этому их надо готовить.

2. Коллектив —
динамическая система, он постоянно
изме­няется, развивается, крепнет.
Поэтому педагогическое руковод­ство
также не может оставаться неизменным.
Педагог, как единоличный организатор
коллектива на первой стадии его раз­вития,
постепенно меняет тактику управления,
развивает демократию, самоуправление,
общественное мнение и на высших стадиях
развития коллекти­ва вступает в
отношения сотрудничества с воспитанниками.

3. Высокой
эффективности коллективного воспитания
педагог добивается лишь тогда, когда
он опирается на весь педагогический
коллектив, работающих с данной группой,
включает коллектив в общешкольную
деятельность и сотрудниче­ство с
другими коллективами, держит тесную и
постоянную связь с семьями воспитанников.

4. Перестройка
управления коллективом заключается не
только в пересмотре целей и содержания
коллективистского воспитания, которые
обретают личностную направленность,
но также и в смене объ­екта педагогического
управления. Им становится требующая
квалифицированной педагогической
помощи развивающаяся личность. Приоритет
ценностей форми­рует учитель — какие
образцы он предлагает своим воспитанни­кам,
такие качества у тех формируются.

5. Показатель
правильного руководства — наличие в
кол­лективе общего мнения по важнейшим
вопросам жизни группы. Коллектив
усиливает и ускоряет формирование
необходимых качеств: пережить все
ситуации каждый воспитанник не мо­жет,
опыт товарища, коллективное мнение
должны убедить его и выработать
необходимую линию общественного
поведения.

6. Демократизация
воспитания не означает упразднения
контроля за выполнением членами
коллектива своих обязан­ностей.
Система педагогического контроля
направляется на все более высокий
уровень развития коллектива и каждого
ученика (по вертикали), а конкретно
осуществляют контроль и само­контроль
в первичном коллективе (по горизонтали).

7. Управление
межличностными отношениями требует
такой организации коллективного
взаимодействия, при котором персональные,
партнерские и мотивационные отношения
между членами кол­лектива сливаются
в процессе дружеского единения, общения,
сотрудничества. Добиться этого непросто
— избирательное отношение членов
коллектива друг к другу будет существовать
всегда. Задача педагога — учить терпеливо
относиться к недостаткам других, прощать
неразумные действия, нанесен­ные
обиды.

8. Одна из причин
неблагоприятного положения учеников
в системе коллективных отношений —
неадекватность выпол­няемых ими ролей
реальным возможностям. Если постоянные
или временные поручения не способствуют
их интересам или возможностям, то они
выполняются формально либо совсем не
выполняются. В этом случае воспитанник
фактически выпадает из системы
коллективных отношений. В разработке
индивидуальных поручений следует идти
не только от потреб­ностей коллектива,
но и от возможностей и интересов самих
школьников. Тогда положение каждого в
системе коллектив­ных отношений
окажется наиболее благоприятным.

9. Существует
необходимость активного вмешательства
педагога в систему сти­хийно
складывающихся в коллективе отношений.
Для того чтобы руководство этим процессом
было эффективным, необ­ходимо
контролировать факторы, влияющие на
положение воспитанника в системе
стихийно складывающихся внутриколлективных
отношений. К таким факторам относятся:
особенности самого школьника (сдержанность,
эмоциональность, общи­тельность,
оптимизм, внешняя привлекательность и
т. д.); чер­ты, характеризующие его
нравственный облик (внимательное
отношение к товарищам, справедливость
и т. д.); физические данные (сила, красота,
ловкость и т. п.).

10. Положение ученика
и коллективе зависит от норм и стандартов
коллективных отношений, ценностных
ориентаций группы. Один и тот же ученик
в одном коллек­тиве может оказаться
в благоприятном, а в другом коллективе
— в небла­гоприятном положении.
Необходимо создавать временные
коллективы, переводить неблагополучных
учеников в тот кол­лектив, где они
могут получить более высокий статус.

11. На положение
школьника весьма ощутимо влияет
изме­нение характера деятельности в
коллективе. Тогда появляются новые
лидеры, которые занимают в силу своей
компетентности ведущее положение, тем
самым сразу и намного повышая свой
престиж. Постоянная забо­та об изменении
характера и видов коллективной
деятель­ности, позволяющей вводить
школьников в новые отношения, является
залогом формирования адекватного
статуса членам коллектива.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Вопрос 1

Выберите, чьи
педагогические принципы, положены в основу организации детского коллектива,
обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную
позицию каждого члена коллектива:

Выберите один ответ:

a.
А.С. Макаренко Верно

b.
В.А. Сухомлинского

c. С.Т.
Шацкого

Вопрос 2

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Детский коллектив
является для ребенка:

Выберите один ответ:

a.
своеобразной моделью общества

b.
своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими
поколениями Верно

Вопрос 3

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Кто на практике
доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность
первичного школьного коллектива как эффективной формы организации
воспитанников, открывающего широкие перспективы для всестороннего развития
личности каждого ребенка:

Выберите один ответ:

a.
С.Т. Шацкий Верно

b.
А.С. Макаренко

c. В.А.
Сухомлинский

Вопрос 4

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Последовательное
развитие идеи А.С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте:

Выберите один ответ:

a.
К.Д. Ушинского

b.
Л.И. Новикова

c. В.А.
Сухомлинского Верно

Вопрос 5

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Развитие личности
и коллектива – это:

Выберите один ответ:

a.
самостоятельные процессы

b.
взаимообусловленные процессы Верно

Вопрос 6

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Теория коллективного
воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун под
руководством:

Выберите один ответ:

a.
В.А. Сухомлинского

b.
А.С. Макаренко

c. С.Т.
Шацкого Верно

Вопрос 7

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите, кто
первым всесторонне обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива,
пронизанную гуманистическими идеями:

Выберите один ответ:

a.
С.Т. Шацкий

b.
А.С. Макаренко Верно

c. В.А.
Сухомлинский

Вопрос 1

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Группа детей,
которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная
деятельность, организуемая для их достижения – это:

Выберите один ответ:

a.
коллектив Верно

b.
класс

c. команда

Вопрос 2

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

По характеру
деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на:

Выберите один ответ:

a.
две группы

b.
три группы Верно

c. пять
групп

Вопрос 3

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Сплачивающим
ядром коллектива, его организующим центром А.С. Макаренко считал:

Выберите один ответ:

a.
органы самоуправления

b.
совет отряда

c.
актив Верно

Вопрос 4

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите
воспитательную функцию коллектива, при которой детский коллектив становится
субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью:

Выберите один ответ:

a.
стимулирующая

b.
организационная Верно

c.
воспитательная

Вопрос 5

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите
воспитательную функцию коллектива, при которой детский коллектив регулирует
поведение своих членов, их взаимоотношения:

Выберите один ответ:

a.
воспитательная

b.
организационная

c. стимулирующая Верно

Вопрос 6

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите
воспитательную функцию коллектива, при которойдетский коллектив становится
носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений:

Выберите один ответ:

a.
воспитательная Верно

b.
организационная

c.
стимулирования

Вопрос 7

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите, сколько
выделяют воспитательных функций коллектива:

Выберите один ответ:

a.
три Верно

b.
четыре

c. две

Вопрос 1

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Выберете
правильный ответ:

Выберите один ответ:

a.
положение личности в системе коллективных отношений зависит от ее
индивидуального социального опыта Верно

b.
положение личности в системе коллективных отношений не зависит от ее
индивидуального социального опыта

Вопрос 2

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Группа учеников,
объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой
деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей
ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в
правах и обязанностях — это:

Выберите один ответ:

a.
коллектив класса

b.
ученический коллектив Верно

Вопрос 3

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите значения
понятия «коллектив», которое используется в педагогической литературе:

Выберите один ответ:

a.
коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом
важных признаков Верно

b.
под коллективом понимается любая организованная группа людей (например,
коллектив предприятия)

c. под
коллективом понимается только высокоорганизованная группа

Вопрос 4

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите модель
развития отношений между личностью и коллективом, при которой личность
подчиняется коллективу:

Выберите один ответ:

a.
гармония

b.
конформизм Верно

c.
нонконформизм

Вопрос 5

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите модель
развития отношений между личностью и коллективом, при которой личность и
коллектив находятся в оптимальных отношениях:

Выберите один ответ:

a.
конформизм

b.
гармония Верно

c.
взаимоподчинение

Вопрос 6

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите модель
развития отношений между личностью и коллективом, при которой личность
подчиняет себе коллектив:

Выберите один ответ:

a.
конформизм

b.
договоренность

c.
нонконформизм Верно

Вопрос 1

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Коллективизм –
это:

Выберите один ответ:

a.
чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к
действиям в пользу группы и общества Верно

b.
степень ведущего активного влияния отдельных личностей на группу в целом в
направлении осуществления групповых задач

c.
способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее своеобразная
стрессоустойчивость и надежность в экстремальных ситуациях

Вопрос 2

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Самочувствие
каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность в ней
определяет:

Выберите один ответ:

a.
микроклимат Верно

b.
интергрупповая активность

c.
лидерство

Вопрос 3

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Способность
группы противостоять трудностям и препятствиям, ее своеобразная
стрессоустойчивость и надежность в экстремальных ситуациях — это:

Выберите один ответ:

a.
волевая коммуникативность Верно

b.
интеллектуальная коммуникативность

c.
эмоциональная коммуникативность

Вопрос 4

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Степень ведущего
активного влияния отдельных личностей на группу в целом в направлении
осуществления групповых задач – это:

Выберите один ответ:

a.
лидерство Верно

b.
референтность

c.
интрагрупповая активность

Вопрос 5

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Степень влияния
данной группы на другие группы в более широкой общности, например класса на
класс в школе – это:

Выберите один ответ:

a.
лидерство

b.
интрагрупповая активность

c.
интергрупповая активность Верно

Вопрос 6

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Степень принятия
членами группы группового эталона, их идентификация с эталоном групповых ценностей
– это:

Выберите один ответ:

a.
лидерство

b.
микроклимат

c.
референтность Верно

Вопрос 7

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите вид
коммуникативности которая реализуется путем обмена информацией, определения
общих позиций, суждений, принятия групповых решений:

Выберите один ответ:

a.
волевая коммуникативность

b.
эмоциональная коммуникативность

c.
интеллектуальная коммуникативность Верно

Вопрос 8

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите вид
коммуникативности которая характеризует в группе атмосферу, эмоциональную
сторону ее жизнедеятельности:

Выберите один ответ:

a.
эмоциональная коммуникативность Верно

b.
волевая коммуникативность

c.
интеллектуальная коммуникативность

Вопрос 1

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите, для
какой стадии развития коллектива по методике А.Н. Лутошкина характерно
отсутствие общих интересов, общих дел, нет того центра, вокруг которого бы
происходило объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он
нужен другому и сам нуждается во внимании других:

Выберите один ответ:

a.
«Мерцающий маяк»

b.
«Песчаная россыпь» Верно

c. «Мягкая
глина»

Вопрос 2

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите, для
какой стадии развития коллектива по методике А.Н. Лутошкина характерно
существование замкнутых приятельских группировок, которые мало общаются друг с
другом, нередко конфликтуют:

Выберите один ответ:

a.
«Мягкая глина» Верно

b.
«Мерцающий маяк»

c.
«Горящий факел»

Вопрос 3

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите, для
какой стадии развития коллектива по методике А.Н. Лутошкина характерно
дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетающееся с
принципиальностью и взаимной требовательностью:

Выберите один ответ:

a.
«Мерцающий маяк»

b.
«Алый парус» Верно

c.
«Горящий факел»

Вопрос 4

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите, для
какой стадии развития коллектива по методике А.Н. Лутошкина характерна такая
группа, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплочённого
объединения где нет равнодушных, если другим плохо; где делают всё, чтобы
принести пользу людям:

Выберите один ответ:

a.
«Мягкая глина»

b.
«Горящий факел» Верно

c. «Алый
парус»

Вопрос 5

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите, для
какой стадии развития коллектива по методике А.Н. Лутошкина характерна такая
группа, которая выделяется среди других групп своей «непохожестью»,
индивидуальностью; недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся
предложения по улучшению дел в группе:

Выберите один ответ:

a.
«Мягкая глина»

b.
«Песчаная россыпь»

c.
«Мерцающий маяк» Верно

Вопрос 1

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Высшим органом
школьного самоуправления является:

Выберите один ответ:

a.
директор школы

b.
собрание общешкольного коллектива или его представителей Верно

c.
родительский актив

Вопрос 2

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Совокупность тех
обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и
фактам коллективной жизни – это:

Выберите один ответ:

a.
общественное мнение в коллективе Верно

b.
нонконформизм

c.
конформизм

Вопрос 3

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите педагога,
который выразил значение накопления и укрепления традиций для коллективной
жизни:

Выберите один ответ:

a.
А.Н. Лутошкин

b.
А.С. Макаренко Верно

c. В.М
Коротов

Вопрос 4

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите
правильный ответ:

Выберите один ответ:

a.
самоуправление должно вырастать «снизу», с самоорганизации тех или
иных видов деятельности Верно

b.
самоуправление может создаваться «сверху», т.е. начиная с создания
органов

Вопрос 5

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите, с чем тесно
связано предъявление педагогических требований в коллективе:

Выберите один ответ:

a.
с приучением и упражнением учащихся Верно

b. с
подчинением и наказанием учащихся

Вопрос 6

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Форма коллективной
жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер
коллективистических отношений и общественное мнение — это:

Выберите один ответ:

a.
мероприятия

b.
традиции Верно

c.
классные часы

Вопрос 1

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

В разработке
индивидуальных поручений следует идти:

Выберите один ответ:

a.
только от потребностей коллектива

b.
от возможностей и интересов самих школьников

c. не
только от потребностей коллектива, но и от возможностей и интересов самих
школьников Верно

Вопрос 2

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Коллектив – это:

Выберите один ответ:

a.
динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет Верно

b. неизменяемая,
стабильная система

Вопрос 3

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Контроль и
самоконтроль в первичном коллективе осуществляют:

Выберите один ответ:

a.
по горизонтали Верно

b. по
вертикали

Вопрос 4

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Первое
экспериментальное исследование психологичес¬кого климата и стиля руководства
было начато:

Выберите один ответ:

a.
К. Левиным Верно

b.
К.Д. Ушинским

c. А.С.
Макаренко

Вопрос 5

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Показателем
правильного руководства ученическим коллективом является:

Выберите один ответ:

a.
наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам жизни класса Верно

b.
наличие в коллективе разрозненности мнений по важнейшим вопросам жизни класса

c.
отсутствие, какого либо мненияпо важнейшим вопросам жизни класса

Вопрос 6

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Система контроля,
направленная на все более высокий уровень развития коллектива и каждого
ученика, называется:

Выберите один ответ:

a.
вертикально-горизонтальный контроль

b.
контроль по вертикали Верно

c.
контрольпо горизонтали

Вопрос 7

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите
правильный ответ:

Выберите один ответ:

a.
процесс развития коллектива отнюдь не стихийный, а педагогически
управляемый Верно

b. процесс
развития коллектива стихий¬ный, педагогически не управляемый

Вопрос 8

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите стиль
руководства коллективом, при котором руководитель командовал, единолично
определял направление деятельности группы, пресекал всякую инициативу, давал
задания, подводил итоги, наказывал и миловал:

Выберите один ответ:

a.
авторитарный Верно

b.
либеральный

c.
демократический

Вопрос 9

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Управлять
ученическим коллективом — это значит:

Выберите один ответ:

a.
диктовать условия учащимся

b.
управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве
инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он
находится Верно

c.
открывать широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого
ребенка

Вопрос 1

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Здоровье
сберегающие технологии в воспитании коллектива школьников предусматривают:

Выберите один ответ:

a.
создание условий для проявления физических качеств и способностей

b.
обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в
школе Верно

Вопрос 2

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Работа с
вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации – это:

Выберите один ответ:

a.
групповая проблемная работа Верно

b.
индивидуальная проблемная работа

Вопрос 3

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Совокупность
форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств,
позволяющего достигать поставленные воспитательные цели – это:

Выберите один ответ:

a.
воспитательная работа

b.
воспитательная деятельность

c.
воспитательная технология Верно

Вопрос 4

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите
правильный ответ:

Выберите один ответ:

a.
благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки
являются составной частью здоровье сберегающих технологий Верно

b.
благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные
разрядкине являются составной частью здоровье сберегающих технологий

Вопрос 5

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Форма
педагогической работы, имеющая своей целью создание у ребят средствами
групповой практической психологии различных аспектов позитивного
педагогического опыта, опыта общения, взаимопонимания, общения, опыта поведения
в проблемных школьных ситуациях – это:

Выберите один ответ:

a.
педагогическая ситуация

b.
классный час

c. тренинг
общения Верно

Вопрос 1

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Автором
технологии коллективной творческой деятельности является:

Выберите один ответ:

a.
В.М. Коротов

b.
А.Н. Лутошкин

c. И.П.
Иванов Верно

Вопрос 2

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Коллективное
подведение итогов, коллективный анализ проведенного дела происходит на:

Выберите один ответ:

a.
шестой стадии КТД

b.
четвертой стадии КТД

c. пятой
стадии КТД Верно

Вопрос 3

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Организация
совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива
участвуют в планировании и анализе, деятельность носит характер коллективного
творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям – это:

Выберите один ответ:

a.
классный час

b.
общешкольное мероприятие

c.
КТД Верно

Вопрос 4

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите, сколько стадий
в организации «классического» КТД, разработанного И.П. Ивановым:

Выберите один ответ:

a.
три стадии

b.
пять стадий

c. шесть
стадий Верно

Вопрос 5

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Центральным
звеном коллективной творческой деятельности является:

Выберите один ответ:

a.
взаимодействие учащихся

b.
совместная деятельность

c.
коллективное творческое дело Верно

Итоговый
тест

Вопрос 1

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Детский коллектив
является для ребенка:

Выберите один ответ:

a.
своеобразной моделью общества

b.
своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими
поколениями Верно

Вопрос 2

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Последовательное
развитие идеи А.С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте:

Выберите один ответ:

a.
К.Д. Ушинского

b.
В.А. Сухомлинского Верно

c. Л.И.
Новикова

Вопрос 3

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите воспитательную
функцию коллектива, при которой детский коллектив регулирует поведение своих
членов, их взаимоотношения:

Выберите один ответ:

a.
стимулирующая Верно

b.
воспитательная

c.
организационная

Вопрос 4

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите
воспитательную функцию коллектива, при которой детский коллектив становится
субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью:

Выберите один ответ:

a.
организационная Верно

b.
воспитательная

c. стимулирующая

Вопрос 5

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите модель
развития отношений между личностью и коллективом, при которой личность
подчиняется коллективу:

Выберите один ответ:

a.
гармония

b.
нонконформизм

c. конформизм Верно

Вопрос 6

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите модель
развития отношений между личностью и коллективом, при которой личность
подчиняет себе коллектив:

Выберите один ответ:

a.
конформизм

b.
нонконформизм Верно

c.
договоренность

Вопрос 7

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Степень ведущего
активного влияния отдельных личностей на группу в целом в направлении
осуществления групповых задач – это:

Выберите один ответ:

a.
референтность

b.
лидерство Верно

c.
интрагрупповая активность

Вопрос 8

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите вид
коммуникативности которая характеризует в группе атмосферу, эмоциональную
сторону ее жизнедеятельности:

Выберите один ответ:

a.
эмоциональная коммуникативность Верно

b.
волевая коммуникативность

c.
интеллектуальная коммуникативность

Вопрос 9

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Степень принятия
членами группы группового эталона, их идентификация с эталоном групповых
ценностей – это:

Выберите один ответ:

a.
лидерство

b.
референтность Верно

c.
микроклимат

Вопрос 10

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите, для
какой стадии развития коллектива по методике А.Н. Лутошкина характерна такая
группа, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплочённого
объединения где нет равнодушных, если другим плохо; где делают всё, чтобы
принести пользу людям:

Выберите один ответ:

a.
«Мягкая глина»

b.
«Алый парус»

c. «Горящий
факел» Верно

Вопрос 11

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите, для
какой стадии развития коллектива по методике А.Н. Лутошкина характерно
дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетающееся с
принципиальностью и взаимной требовательностью:

Выберите один ответ:

a.
«Горящий факел»

b.
«Мерцающий маяк»

c. «Алый
парус» Верно

Вопрос 12

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Совокупность тех
обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и
фактам коллективной жизни – это:

Выберите один ответ:

a.
общественное мнение в коллективе Верно

b.
конформизм

c. нонконформизм

Вопрос 13

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите, с чем
тесно связано предъявление педагогических требований в коллективе:

Выберите один ответ:

a.
с подчинением и наказанием учащихся

b. с
приучением и упражнением учащихся Верно

Вопрос 14

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите
правильный ответ:

Выберите один ответ:

a.
процесс развития коллектива отнюдь не стихийный, а педагогически
управляемый Верно

b. процесс
развития коллектива стихий¬ный, педагогически не управляемый

Вопрос 15

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Показателем
правильного руководства ученическим коллективом является:

Выберите один ответ:

a.
отсутствие, какого либо мненияпо важнейшим вопросам жизни класса

b.
наличие в коллективе разрозненности мнений по важнейшим вопросам жизни класса

c. наличие
в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам жизни класса Верно

Вопрос 16

Верно

Баллов: 1,00
из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Управлять
ученическим коллективом — это значит:

Выберите один ответ:

a.
управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве
инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он
находится Верно

b.
открывать широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого
ребенка

c.
диктовать условия учащимся

Вопрос 17

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Форма
педагогической работы, имеющая своей целью создание у ребят средствами
групповой практической психологии различных аспектов позитивного
педагогического опыта, опыта общения, взаимопонимания, общения, опыта поведения
в проблемных школьных ситуациях – это:

Выберите один ответ:

a.
тренинг общения Верно

b.
педагогическая ситуация

c.
классный час

Вопрос 18

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите
правильный ответ:

Выберите один ответ:

a.
благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки
являются составной частью здоровье сберегающих технологий Верно

b.
благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные
разрядкине являются составной частью здоровье сберегающих технологий

Вопрос 19

Верно

Баллов: 1,00
из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Организация
совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива
участвуют в планировании и анализе, деятельность носит характер коллективного
творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям – это:

Выберите один ответ:

a.
КТД Верно

b.
общешкольное мероприятие

c.
классный час

Вопрос 20

Верно

Баллов:
1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Центральным
звеном коллективной творческой деятельности является:

Выберите один ответ:

a.
взаимодействие учащихся

b.
коллективное творческое дело Верно

c.
совместная деятельность

Тема: Педагогическое руководство детским коллективом.

Управлять ученическим коллективом — это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: 1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; 2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика (А.Т. Куракин).

Важнейшее условие оптимизации — интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграция достигается путем: 1) использования комплекса педагогических воздействий на коллектив; 2) постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жижи; 3) создания таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов; 4) расширения функций ученического самоуправления; 5) объединения усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.

В практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать следующие важные правила:

  1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией школьников. При отрицательном восприятии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути. Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить. Выбирайте посильные цели, видимые и понятые каждому члену коллектива.

  2. Коллектив — динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.

  3. Высокой эффективности коллективного воспитания классный руководитель добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность, и сотрудничество с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей. Организация и координация воспитательных влияний — важнейшая обязанность классного руководителя.

  4. Формализм — злейший враг воспитания. Перестройка управления коллективом заключается не только в пересмотре целей и содержания коллективного воспитания, но также и в смене педагогической помощи развивающейся личности. Не надо забывать, что приоритет ценностей формирует учитель: какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у тех формируются.

  5. Показатель правильного руководства — наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам жизни класса. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию общественного поведения.

  6. Демократизация воспитания не означает упразднения контроля за выполнением членами коллектива своих обязанностей. Оправдывает себя испытанная в учебных заведениях вертикально-горизонтальная структура контроля и коррекции. Сущность ее в том, что система контроля направляется на все более высокий уровень развития коллектива и каждого ученика (по вертикали), а конкретно осуществляют контроль и самоконтроль в первичном коллективе (по горизонтали).

  7. Психологические исследования показали, что межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру. Первый уровень образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости (персональных отношений). Они проявляются в эмоциональной привлекательности или антипатичности, совместности, затруднительности или легкости контактов, совпадении или несовпадении вкусов, большей или меньшей внушаемости.

Второй уровень образует совокупность межличностных отношений, опосредо­ванных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива (партнерские отношения), на этом уровне отношения между членами коллектива проявляются как отношения между участниками совместной деятельности, товарищами по учебе, спорту, труду, отдыху. Третий уровень образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности (мотивационные отношения): мотивы, цели коллективной деятельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности.

Избирательное отношение членов коллектива друг к другу будет существовать всегда. Мудрый воспитатель будет учить терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды.

Одна из причин неблагоприятного положения учеников в системе коллективных отношений — неадекватность выполняемых ими ролей реальным возможностям. Если постоянные или временные поручения не способствуют их интересам или возможностям, то они выполняются формально либо совсем не выполняются. Исследования показали, что благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе школьники занимают уже в начальный период своего пребывания в коллективе, и в дальнейшем оно оказывается для большинства стабильным. Для того чтобы руководство этим процессом было эффективным, необходимо контролировать факторы, влияющие на положение ученика в системе стихийно складывающихся внутриколлективных отношений. К таким факторам относятся: особенности самого школьника (сдержанность, эмоциональность, общительность, оптимизм и т.д.); черты, характеризующие его нравственный облик (внимательное отношение к товарищам, справедливость и т. д.); физические данные (сила, красота, ловкость и т. п.).

На положение школьника весьма ощутимо влияет изменение характера деятельности в коллективе. Тогда появляются новые лидеры, которые занимают в силу своей компетентности ведущее положение, тем самым сразу повышая свой престиж. Вдумчивый классный руководитель постоянно заботится об изменении коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения.

1

Особенности работы с детским коллективом в учреждении дополнительного образования детей.

Коллектив как человеческая общность, образующая систему коллективистских отношений, является ведущим фактором формирования общественной сущности личности и всестороннего развития индивидуальности. В коллективных отношениях отражается характер всей совокупности общественных отношений. Он (коллектив) обладает способностью, поддерживая и развивая духовно-нравственные ценности в своих членах, противостоять негативным явлениям, изживать все асоциальное, вредное и наносное.

Главной функцией детского воспитательного коллектива является введение детей в систему общественных отношений и организация накопления ими опыта этих отношений. Вторая функция детского воспитательного коллектива заключается в том, что он является основной формой и фактором организации детской деятельности. Для организации и выполнения различных видов деятельности в коллективе создаются органы взаимодействия, руководства, подчинения, управления. Все дети учатся выступать как в роли организаторов, так и в роли исполнителей. Третья функция делового воспитательного коллектива состоит в том, что он всем комплексом межличностных деловых, эмоциональных, дружеских отношений формирует моральную сущность личности, ее нравственно-эстетическое отношение к миру и к самой себе. Четвертой функцией детского коллектива является его способность оказывать эффективное педагогическое воздействие на отдельную личность или группу детей, корректировать и регулировать их поведение и деятельность. Воспитательный коллектив в своем становлении и развитии проходит несколько стадий, в которых по-разному проявляются сущность и способы педагогического воздействия на личность.

Задача педагога заключается в том, чтобы организовать систему перспектив, увлекательной деятельности, отношений, восхождение коллектива от решения одной задачи к другой.

сущность воспитательной работы заключается не в возне с отдельным ребенком, а в организации жизни детей в коллективе. Организованный и сплоченный на основе товарищеской дисциплины коллектив с развитым самоуправлением и опирающийся на самообслуживание – коллективную хозяйскую заботу об улучшении своей жизни, такой коллектив наиболее эффективно решает задачи как воспитания отдельной личности, так и всех вместе взятых детей.

Появившийся в начале 60-х годов термин «педагогическое руководство» трактовался довольно узко и определенно – как руководство со стороны педагогов всей жизнью детей и даже пионерской и комсомольской организациями. Все это наносило значительный ущерб развитию детской самодеятельности в коллективе.

Однако в 20-е годы ХХ века проявилась другая крайность – стихийность и спонтанность в организации детских коллективов. Такую практику осудил А.С. Макаренко. Он исходил из необходимости активного педагогического руководства всей жизнью детей, и одна из главных Егор заслуг состояла в том, что он первым в педагогике провозгласил решающую роль педагогических требований как раз на начальном этапе становления и развития детского воспитательного коллектива. Подлинная самодеятельность воспитанников вырастает в процессе коллективной деятельности – учебной, игровой, умело организованной педагогом.

Управлять ученическим коллективом – это значит управлять процессом его функционирования. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. В практике педагогического управления необходимо соблюдать правила:

  1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости.
  2. Коллектив – динамическая система, поэтому педагогическое руководство им не может оставаться неизменным.
  3. Необходимо опираться в руководстве на коллектив учителей, работающих в этом классе. Организация и координация воспитательных влияний – важнейшая обязанность классного руководителя.
  4. Формализм – злейший враг воспитания. Приоритет ценностей формирует учитель: какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у тех формируются.
  5. Показатель правильного руководства – наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам жизни класса.
  6. Использование вертикально-горизонтальной структуры контроля и коррекции. Она направляется на все более высокий уровень развития коллектива и каждого ученика (по вертикали), а конкретно осуществляют контроль и самоконтроль в первичном коллективе (по горизонтали).
  7. Межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру. Добиться коллективного взаимодействия, дружеского единения, сотрудничества непросто. Необходимо учить терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, обиды.
  8. Положение каждого в коллективе окажется более благоприятным, если выполняемые ими роли будут адекватны их реальным возможностям.
  9. Необходимо педагогу активно вмешиваться в систему стихийно складывающихся в коллективе отношений т.к., то положение, которое школьники занимают уже в начальный период для большинства остается стабильным.
  10. Положение ученика в коллективе зависит от норм и стандартов принятых в коллективе отношений. Один и тот же ученик в одном коллективе может оказаться в благоприятном, а в другом – в неблагоприятном положении. Поэтому надо создавать временные коллективы, переводить неблагополучных учеников в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус.
  11. На положение школьника влияет изменение характера деятельности в коллективе. Необходимо постоянно заботиться об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения.

Робот Робот извещает Вас о том, что у этой страницы на сайте нашлись похожие материалы. Посмотреть


Важнейшими признаками коллектива являются сплочённость, общая организация дея­тельности, высокая личная от­ветственность за результаты совместных усилий. Педагогически эффективный ученический коллектив, кроме названных признаков, обладает и другими очень важными особенностями, отражающими внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.

Развитие коллектива связано с преодолением противоречий между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований. Однако эти противоречия при умелом педагогическом управлении становятся движущей силой процесса развития личности, её воспитания и социализации. В результате разрешения противоречий возникают некоторые объективные условия (сформи­ровавшееся общественное мнение, общая доброжелательная атмосфера, развитие чувства «мы – коллектив» и др.) для раз­вития и проявления творческой индивидуальности, активно используются знания и опыт каждого ребенка в жизнедея­тельности коллектива, что очень ценно для обоих субъектов взаимодействия: как индивида, так и коллектива.

Управление ученическим коллективом – это управление процессом его развития, использование возможностей коллектива для воспитания школьников. Анализ работ И.П. Иванова, Ф.Я. Шапиро, Ю.М. Цейтлина, Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, Н.Л. Селивановой и др., позволяет сформулировать следующие правила педагогического управления процессом воспитания в коллективе.

1. Зависимость стиля педагогического руководства от степени развития ученического коллектива. На первой стадии формирования коллектива отношения «учитель – ученики» имеют субъект-объектный характер, по мере развития коллектива ученики становятся более активными, отношения между педагогом и воспитанниками постепенно приобретают субъект-субъектный, сотрудничающий характер.

2. Всестороннее воздействие на коллектив. На коллектив оказывается воздействие не только самим воспитателем (классным руководителем), но и его коллегами, другими коллективами, общественностью, семьями учащихся.

3. Внимание личностным потребностям членов коллектива. Личность не должна цениться ниже интересов коллектива.

4. Сочетание контроля (педагогом) и самоконтроля (активом и членами коллектива) в коллективе.

5. Сочетание руководства со следованием естественным потребностям воспитанников. («Не подавлять, а направлять!»).

6. Формирование общих взглядов, интересов, переживаний. В коллективе каждым воспитанником должен актуализироваться не только свой опыт, но и опыт товарищей.

7.     Слияние персональных (межличностных) отношений (отношений друг к другу) с отношениями партнёрскими (к совместной деятельности) и мотивационными (к предмету деятельности) в дружеское единение членов коллектива. («Я охотно берусь за это дело, потому что со вместе мной им заняты мои лучшие друзья».)

8. Избегание формализма. Дело не должно быть «для галочки», «потому что так надо непонятно, кому и для чего». Оно должно быть осознано воспитанниками как личностно и общественно значимое.

9. Учёт и контроль факторов, определяющих положение личности в коллективе. Для этого педагогу необходимо постоянно изучать коллектив и личность воспитанников.

10. Гибкость и своевременность разрешения конфликтов внутри коллектива. Педагог должен обеспечить всем чувство защищённости, не допустить появления в коллективе «изгоев», «людей второго сорта», «козлов отпущения».

11. Постоянные и временные поручения внутри коллектива.

12. Учёба актива. Актив необходимо готовить к соуправлению коллективом, учить, как осуществлять планирование и анализ, как создать идею и разработать проект, как сделать деятельность привлекательной для членов коллектива и т.д.

13. Коллективные планирование, выбор и анализ деятельности.

14. Смена характера деятельности. Деятельность не должнанадоедать. Если она превращается в скучную рутину, необходимо либо по-другому распределить поручения внутри коллектива, либо освоить новый вид деятельности, либо придать знакомой деятельность новую направленность (умножить её количественно, направить на новые объекты).

________________________

См. также:


Робот списокРобот определил, что со статьёй «Педагогическое управление ученическим коллективом» тематически связаны:


Для ссылки:
Педагогическое управление ученическим коллективом [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/4-1-0-17 (дата обращения: 21.05.2023).


Источник: http://sv-sidorov.ucoz.com/Posobiya/s-v-sidorov-organizacija_vospitatelnoj_raboty_v_uc.pdf

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мультиварка поларис pmc 0508d инструкция по применению на русском языке
  • Сильченков практическое руководство при совершении приходских треб
  • Сильченков практическое руководство при совершении приходских треб
  • Витам для кошек инструкция как хранить
  • Сбербанк башкортостан руководство