Политические действия нового руководства ссср упразднение совнархозов

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические
    43,653
  • гуманитарные
    33,653
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    611,926
  • разное
    16,901

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

1. Ответьте письменно на поставленные вопросы.

1. Какие государственные и партийные посты занимали Л. И. Брежнев и А. Н. Косыгин при Н. С. Хрущеве?
Л. И. Брежнев — председатель Президиума Верховного совета СССР.
А. Н. Косыгин — председатель совета министров СССР.

2. Какие посты в руководстве партией и страной они получили в результате отстранения Н. С. Хрущева от власти?
Косыгин остался на той же должности,
Брежнев — первый секретарь ЦК КПСС

3. Что вы можете сказать об их политических взглядах и симпатиях? Что было общего в реформах, экономическом и политическим курсом Л. И. Брежнева — А. Н. Косыгина и Н. С. Хрущева? В чем состояли различия?
Уже первые решения возвращали к привычным методам управления. Отменены все новации в партийной жизни, принятые при Хрущеве. Важнейшие для страны решения по-прежнему принимались узким кругом лиц. Под лозунгом «борьбы за единство партии» глушилась любая точка зрения, не совпадавшая с «генеральной линией», свертывалась критика.
При Л. И. Брежневе полностью прекратилась критика культа личности Сталина. Линия XX съезда на развенчание Сталина не только не сохранилась на практике, но о ней перестали упоминать и в партийных документах.

4. Как в дальнейшем сложилась политическая судьба Л. И. Брежнева и А. Н. Косыгина?
Брежнев занимал свой пост до самой смерти (пост Генерального секретаря ЦК КПСС), Косыгин незадолго до смерти был отстранен от должности.

2. Из приведённого ниже перечня вычеркните лишнее.

Политические действия нового руководства СССР:
а) упразднение совнархозов;
б) восстановление отраслевых министерств;
в) значительный рост числа министерств и ведомств;
г) усиление ротации руководящих управленческих кадров в центре и на местах;
д) рост управленческого аппарата;
е) увеличение расходов на содержание аппарата управления;
ж) введение демократических процедур подбора и назначения руководящих кадров;
з) борьба с семейственностью и протекционизм в кадровой работе

3. Прочитайте документы и ответьте на вопросы.

1. Чем вы можете объяснить изъятие из Устава КПСС принятого по инициативе Хрущева в 1961 г. положения о ротации партийных кадров?
Ротация не давала возможности пожизненного занятия какой-либо должности. А большинству хотелось обезопасить себя. Ротация давала возможность продвигать в управляющие структуры людей снизу, одновременно забирая у партийного аппарата возможность контролировать кадровый вопрос.

2. Чем было вызвано внесение в Устав КПСС положения о расширении сферы партийного контроля за деятельностью администрации предприятий и учреждений, а также госаппарата?
Усиливался партийный контроль за деятельностью аппарата государственных органов. Конституция СССР 1977 г. закрепила руководящую и направляющую роль КПСС в обществе, определив ее в качестве «ядра политической системы».

3. К чему на деле вело выполнение статьи 6 Конституции о «руководящей и направляющей роли» КПСС?
Поскольку вся реальная власть в самой КПСС принадлежала партийному аппарату, то именно его и следовало считать главной политической силой в стране. Тем самым ущемлялись права республик.

4. Прочитайте дневниковую запись П. Е. Шелеста. Чем можно объяснить причины ее появления? Согласны ли вы с его размышлениями о власти?
Да, согласны с мнением Шелеста. Под лозунгом «борьбы за единство партии» глушилась любая точка зрения, не совпадавшая с «генеральной линией», запрещалась любая критика. Ни в коем случае нельзя было критиковать партию, ее деятельность и атомсферу, сложившуюся в ней.

4. Используя материалы учебника, составьте краткий политический портрет Л. И. Брежнева.

Брежнев, занимая высокий государственный пост, прекратил критику «культу личности» Сталина и на его место возвел свой собственный культ личности. В годы его правления произошел рост коррупции. Годы правления Брежнева — «золотой век» для партийно-государственного аппарата.

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

Вычеркните неверные утверждения
Политические действия нового руководства СССР:
A) упразднение совнархозов
Б) восстановление отраслевых министерств
B) значительный рост числа министерств и ведомств
Г) усиление ротации руководящих управленческих кадров в центре и на местах
Д) рост управленческого аппарата
Е) увеличение расходов на содержание аппарата управления
Ж) введение демократических процедур подбора и назначения руководящих кадров
3) борьба с семейственностью и протекционизмом в кадровой работе



Задание 1

Найдите в Интернете материал и ответьте письменно на поставленные вопросы.

1. Какие государственные и партийные посты занимали Л.И. Брежнев и А.Н. Косыгин при Н.С. Хрущёве?

2. Какие посты в руководстве партией и страной они получили в результате отстранения Н.С. Хрущёва от власти?

3. Что вы можете сказать об их политических взглядах и симпатиях? Что было общего в реформах, экономическом и политическом курсе Л. И. Брежнева — А.Н. Косыгина и Н.С. Хрущёва? В чём состояли различия?


4. Как в дальнейшем сложилась политическая судьба Л.И. Брежнева и А.Н. Косыгина?

1. Л.И. Брежнев – С 21 мая 1953 по 27 февраля 1954 года заместитель начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-морского флота. Генерал-лейтенант (04.08.1953).

В 1954 году по предложению Н.С. Хрущёва переводится в Казахстан, где сначала работает вторым, а с 1955 года первым секретарём ЦК компартии республики. Секретарь ЦК КПСС по оборонной промышленности с февраля 1956 по июль 1960 года, в 1956—1957 годах кандидат в члены Президиума ЦК КПСС, с 1957 года член Президиума (c 1966 года — Политбюро) ЦК КПСС. С мая 1960 года по июль 1964 года — Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Одновременно с июня 1963 года по октябрь 1964 года — секретарь ЦК КПСС.

А.Н. Косыгин — 15 марта 1953 года был назначен министром лёгкой и пищевой промышленности СССР, пост заместителя председателя Совета министров, 22 декабря был назначен председателем Бюро по промышленности продовольственных и промышленных товаров широкого потребления при СМ СССР. 26 февраля утверждён членом Президиума Совета Министров СССР, 22 марта Косыгин утверждён членом комиссии Президиума Совета Министров СССР по текущим делам, а 26 августа был назначен заместителем председателя комиссии Президиума Совета Министров СССР по вопросам производства товаров широкого потребления. 25 декабря 1956 года назначен первым заместителем Председателя Госэкономкомиссии Совета Министров СССР по текущему планированию народного хозяйства — министром СССР с освобождением от обязанностей заместителя Председателя Совета Министров СССР. 23 мая 1957 года был назначен первым заместителем Председателя Госплана СССР, а 4 июля — заместителем Председателя Совета Министров СССР. В 1957 году был утверждён членом Главного Военного Совета при Совете Обороны СССР, а в июне того же года был избран кандидатом в члены Президиума ЦК КПСС. Поддержка Никиты Сергеевича Хрущёва на июньском Пленуме 1957 года позволила Косыгину вернуться в кандидаты в члены Президиума ЦК (29 июня 1957 — 4 мая 1960). 31 марта 1958 года был назначен на пост заместителя Председателя Президиума Совета Министров СССР, а 13 октября — председателем комиссии Президиума Совета Министров СССР по вопросам цен. С 20 марта 1959 по 4 мая 1960 года был председателем Госплана СССР. В 1959 году был утверждён членом Совета Обороны СССР, 24 марта того же года Косыгин был назначен представителем СССР в Совете Экономической Взаимопомощи (СЭВ), а 13 августа 1959 года был освобождён от обязанностей председателя комиссии Президиума Совета Министров СССР по вопросам цен. 4 мая 1960 года был избран членом Президиума ЦК КПСС и на последующих съездах и пленумах ЦК избирался членом ЦК и членом Политбюро ЦК КПСС. С 4 мая 1960 года занимал пост первого заместителя председателя Совета Министров СССР. 28 апреля 1962 года был утверждён членом Президиума Совета Министров СССР.

2. Л.И. Брежнев – Первый секретарь ЦК КПСС, Генеральый скретарь ЦК КПСС.

А.Н. Косыгин – председатель Совета Министров

3. Хрущев – новатор, сделал небольшое послабление в жизни государства, пытаясь поднять экономику и престиж государства на новый уровень.

Брежнев придя к власти начал консервацию режима и возвращению к старым порядкам. Отказ от осуждения культа личности Сталина. Увеличилось финансирование оборонных программ. Борьба с инакомыслием. Экономическая реформа характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Все они выступали за главенствующую роль партии в жизни государства и общества.

4. Косыгин – был председателем Совета Министров до 1980 г. Был против отправки советских войск в Афганистан. Брежнев руководил государством до своей смерти в 1982г.

Задание 2

Из приведённого ниже перечня вычеркните лишнее.

Политические действия нового руководства СССР:

а) упразднение совнархозов;

б) восстановление отраслевых министерств;

в) значительный рост числа министерств и ведомств;

г) усиление ротации руководящих управленческих кадров в центре и на местах;

д) рост управленческого аппарата;

е) увеличение расходов на содержание аппарата управления;

ж) введение демократических процедур подбора и назначения руководящих кадров;


з) борьба с семейственностью и протекционизмом в кадровой работе.

Ж, З.

Задание 3


Проанализируйте документы и ответьте на вопросы.

Из доклада Л.И. Брежнева на XXIII съезде КПСС.

1966 г.

Партия всегда проявляла заботу о выдвижении на руководящую партийную и государственную работу новых выросших кадров.

Что касается ныне действующих норм регламентирования этого процесса (введённых XXII съездом в 1961 г.), то жизнь показала, что они себя не оправдали. При выборах коммунистов в руководящие органы принципы подбора кадров по деловым и политическим качествам кое-где стали подменяться формальными соображениями. В результате с работы в выборных органах зачастую вынуждены уходить хорошие работники, которые могли ещё активно работать в партийных комитетах.

Из постановления XXIV съезда КПСС о частичных изменениях в уставе КПСС. 1971 г.

В целях дальнейшего повышения ответственности и активности первичных парторганизаций в осуществлении политики партии, усиления их организаторской и воспитательной работы в коллективах трудящихся:

а) распространить положение Устава КПСС о праве контроля деятельности администрации на первичные парторганизации всех проектных организаций, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов, учебных заведений, культурно-просветительных, лечебных и других учреждений и организаций, функции администрации которых не выходят за рамки своих коллективов.

В отношении партийных организаций министерств, государственных комитетов и других центральных и местных советских хозяйственных учреждений и ведомств определить, что они осуществляют контроль за работой аппарата по выполнению директив партии и правительства, соблюдению советских законов.

Из воспоминаний Н.И. Рыжкова (члена Политбюро ЦК КПСС, секретаря ЦК КПСС, председателя Совета Министров)

Власть у так называемых партийных лидеров была и впрямь абсолютной и почти безраздельной. По сути, аппарат партии намертво срастился с государственным управлением. В Совет Министров частенько приходили на подпись постановления Совета Министров же, но подготовленные в ЦК… Председатель Совета Министров никого из министров или своих замов без решения Политбюро уволить не мог, даже если те из рук вон плохо работали.

Из Конституции СССР, принятой 7 октября 1977 г.

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооружённая марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придаёт планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.

Из дневника члена Политбюро ЦК КПСС П.Е. Шелеста

27 октября 1972 г. Я всё чаще и чаще задумываюсь над вопросом: почему среди нас, коммунистов-единомышленников, среди руководящего состава, существует такая коварная подлость, жестокость, необъективность и несправедливость по отношению к бывшим товарищам по работе при перемене его места и должности. Где же гуманность, о которой мы так «прекрасно» говорим? Где товарищество, уважение друг друга? Всего этого по-настоящему-то и нет. Нас губят, разъедают подхалимство, лесть, угодничество, трусость за своё положение. Борьба за власть стала ещё сильнее и ожесточённее, чем в прошлом за частную собственность. Власть — значит всё.

1. Чем вы можете объяснить изъятие из устава КПСС, принятого по инициативе Н.С. Хрущёва в 1961 г., положения о ротации партийных кадров?

2. Чем было вызвано внесение в Устав КПСС положения о расширении сферы партийного контроля за деятельностью администрации предприятий и учреждений, а также госаппарата?

3. К чему на деле вело выполнение статьи 6 Конституции о «руководящей и направляющей» роли КПСС?


4. Прочитайте дневниковую запись П.Е. Шелеста. Чем можно объяснить причины её появления? Согласны ли вы с его размышлениями о власти?

1. Главным принципом подбора кадров становилась лояльность руководителя. Была высказан идея «стабильности кадров». Стремление сформировать команду из преданных ему людей.

2. Потому что в руководстве должны были находится «правильные» люди, проводящие политику исходя их существующей идеологи.

3. К бесконтрольности в КПСС и сращивании коррумпированных групп с теневой экономикой. Появилась безнаказанность принимаемых решений.

4. Сложившимся положением в партии. Власть открывала много возможностей и давал большое количество льгот.

Задание 4


Используя материалы учебника, составьте краткий политический портрет Л.И. Брежнева.

Приверженец сталинской модели управления. Создал свой культ личности. Для него характерны властолюбие и самообольщение.

Задание 5


С помощью Интернета найдите дополнительную информацию по теме урока. Отразите её в самостоятельно разработанной таблице.

Стабилизация кадров

Постепенный рост жизненного уровня населения

Поддержание согласия между всеми уровнями партийной и государственной элит.

Характерное явление – бюрократизация аппарата.

Усиливалась коррупция среди чиновников.

С помощью Интернета найдите дополнительную информацию по теме урока. Отразите её в самостоятельно разработанной таблице

OBRAZOVALKA.COM

OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал
Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .

  • Наша доска вопросов и ответов в первую очередь ориентирована на школьников и студентов из России и стран СНГ, а также носителей русского языка в других странах.
  • Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык.
  • На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.


    Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.

    Наследие Никиты Хрущева в современном массовом сознании оценивается скорее отрицательно. Презрительное словечко «хрущобы» отражает народное отношение к одному из его самых масштабных проектов. В исторических анекдотах Хрущев — сумасбродный лидер, сажающий кукурузу за полярным кругом и стучащий ботинком по трибуне в ООН.

    В публицистике и исторической литературе Хрущев также часто предстает как импульсивный политик, склонный к необдуманным реформам, за которые он в итоге и поплатился. Реформа совнархозов 1957 года, упразднившая министерскую систему управления промышленностью и заменившая ее территориальной, — частый пример в таких рассуждениях. Впервые такая интерпретация событий прозвучала на октябрьском пленуме ЦК КПСС 1964 года, отправившем Хрущева в отставку. «Хрен редьки не слаще» — так характеризовал итог реформы доклад, подготовленный Президиумом ЦК (название Политбюро в это время) для пленума. На «бесконечные реорганизации», начатые Хрущевым, возлагалась вина за «дезорганизацию» работы промышленности. Победители постарались поскорее отказаться от реформ предшественника. В течение года после переворота территориальные совнархозы были распущены, а отраслевые министерства восстановлены.

    Совнархозы — пример неудавшейся реформы, в ходе которой отраслевая система управления экономикой заменялась территориальной. В Китае схожая реорганизация привела совсем к другим результатам. Делегировав значительные полномочия на места, центральные власти Китая всячески поддерживают соревнование между регионами. Карьера местных лидеров ставится в прямую зависимость от хозяйственных достижений их территорий, что создает мощные стимулы для экономического роста.

    Разница в результатах порождает вопросы о причинах и судьбе хрущевской реформы совнархозов. Действительно ли реформа — плод непродуманных экспериментов? И если нет, то что помешало ее успешной реализации?

    «Вертикаль власти» имеет глубокую традицию в русской истории. В самодержавной России к императору сходились все нити управления страной, тогда как полномочия местного самоуправления были невелики. Ведомственное деление пирамиды власти было важнее территориального: министры обладали большими полномочиями, чем губернаторы.

    С появлением командной экономики роль министерств еще больше усилилась. Все сколько-нибудь крупные промышленные объекты управлялись из Москвы. Отраслевая система позволила Сталину контролировать распределение ресурсов, исключив из этого процесса местную партийную элиту, чьи позиции были сильны в конце 1920-х. Кроме того, вертикальная организация давала возможность использовать эффект экономии на масштабах, сосредоточив контроль над отраслью в руках одного министра.

    У такой системы были высокие информационные издержки. Чем больше иерархическая система, тем сложнее управлять ею из одного центра. В поздний сталинский период, когда централизация достигла своего апогея, Госплан планировал из Москвы производство и распределение нескольких тысяч товаров. При этом чиновники Госплана, как правило, не обладали всей полнотой информации о предложении и спросе, что ухудшало использование ресурсов и негативно сказывалось на экономическом росте. Отраслевая система породила мощных лоббистов в лице министерств и ведомств, что также не способствовало оптимальному распределению ресурсов.

    Проблему хорошо понимали на самом верху, и смерть Сталина в марте 1953 года сделала реформы возможными. Как следует из протокольных записей заседаний президиума ЦК, в декабре 1955 года руководство страны обсуждало необходимость усиления территориальной кооперации в промышленности: «Все государство по вертикали разбили, по горизонтали нет увязки».

    Обсуждение продолжалось несколько лет. Первоначальные планы не были революционными. Они предполагали усиление роли республиканских министерств и перемещение кадров из центра на предприятия: «специалистам… на места выехать, и семьи чтобы взяли» (протокольная запись заседания Президиума ЦК КПСС, март 1956 года). Однако дальнейшее перемещение органов управления на места — организация в областях и республиках советов народного хозяйства (совнархозов) и подчинение им подавляющего большинства предприятий, предложенная Хрущевым в январе 1957 года, — означало кардинальную перестройку системы управления, в которой центральные министерства оказывались лишними.

    Дискуссия о реорганизации управления промышленностью проходила на фоне борьбы за наследство Сталина в руководстве КПСС. На момент смерти диктатора позиции Хрущева не были сильны. В «коллективном руководстве», разделившем власть, он получил, на первый взгляд, технический пост секретаря ЦК, тогда как главный претендент на лидерство Георгий Маленков возглавил ключевой, как казалось многим, орган — Совет министров СССР. Но в дальнейшем, опираясь на поддержку партийного аппарата и в первую очередь секретарей обкомов, Хрущев существенно потеснил других членов Президиума, в частности добившись снятия Маленкова с поста председателя Совмина в январе 1955 года.

    С политической точки зрения реформа совнархозов усиливала позиции секретарей обкомов, получивших контроль над промышленностью, а соответственно, и Хрущева.

    Неудивительно, что многие члены коллективного руководства оказали сопротивление реформе. На заседаниях Президиума ЦК в январе — марте 1957 года против нее открыто выступили старый большевик Вячеслав Молотов и сталинский выдвиженец, много лет занимавший пост наркома химической промышленности СССР, Михаил Первухин. Другие члены Президиума, Георгий Маленков и Лазарь Каганович, не критикуя реформу открыто, саботировали ее на практике. Развязка наступила в июне 1957-го, когда Маленков, Каганович и Молотов, опираясь на большинство в Президиуме ЦК, попытались отправить Хрущева в отставку. В ответ он собрал пленум ЦК, где большинство было у секретарей обкомов, объявил действия своих оппонентов антипартийными и добился их исключения из Президиума ЦК. С разоблачением «антипартийной группы» препятствия к осуществлению реформы были устранены. На протяжении второй половины 1957 года было создано сто пять совнархозов.

    Слабая связь интересов руководителей с интересами порученного им дела, отсутствие автоматического механизма поощрения и наказания — постоянная проблема советской системы.

    Хрущев, как и многие другие советские руководители, предлагал использовать для ее решения карьерные стимулы, поставив продвижение чиновников в зависимость от достигнутых ими результатов: «Если у капиталистов прибыль, погоня, разорение, крах, у нас бюрократ этим не страдает, он гарантирован. …Партия должна усилить свой контроль. Материально, конечно, надо предусмотреть. Но я считаю, что надо посмотреть и людей» (стенограмма выступления Хрущева на заседании Президиума ЦК, май 1962 года). Уже в сентябре 1953 года Хрущев заявил о прямой ответственности секретарей обкомов за состояние сельского хозяйства во вверенных им областях. В своих дальнейших выступлениях он развил эту тему. «Не можешь — наберись мужества и скажи: дайте посильную работу, — говорил он на заседании Президиума ЦК в декабре 1960 года. — Другого выхода нет. Или второй выход — освободить от работы, а третий выход — это бунт, это просто выбросят снизу».

    На практике, однако, такой подход было трудно реализовать: результаты работы нередко зависели не только от усилий руководителя, так как объективно находились вне его контроля. Невысокие показатели могли быть, например, итогом ошибок в планировании и перебоев в поставках комплектующих, следствием плохой погоды и т. д. В каждом конкретном случае центральные власти должны были оценивать, в какой степени достижения на том или ином участке народного хозяйства — результат работы соответствующих подразделений, а в какой — итог стечения обстоятельств. Как ни странно, реформа совнархозов позволяла ослабить остроту данной проблемы.

    При новой системе основной хозяйственной единицей становился областной совнархоз. Результаты работы областей легче сравнивать между собой, чем достижения отраслей промышленности. Негативные или позитивные шоки в черной металлургии, как правило, специфичны именно для черной металлургии и слабо влияют на работу, например, текстильной промышленности. Соответственно, сравнение итогов выполнения планов отраслевыми министерствами давало центральным властям мало информации для того, чтобы оценить усилия их руководителей, отделить их вклад от эффекта конъюнктуры. Напротив, большинство областей сопоставимо по размеру, многие из них обладали близкой структурой народного хозяйства, соседние области находились в одинаковых климатических условиях. Сравнивая результаты областей, центр мог делать более обоснованные заключения о вкладе руководителей в успех регионов, а первые секретари оказывались в ситуации соревнования друг с другом. При этом наличие у них стимулов «приукрашать» свои результаты не подрывало систему. Так как эти стимулы в равной степени действовали для всех, то «приписки» меняли лишь абсолютные достижения областей, но не относительные.

    Кроме того, у центра существовали альтернативные каналы сбора информации. Как показывает история застрелившегося в результате раскрытия обмана первого секретаря Рязанского обкома Алексея Ларионова, политика приписок не могла продолжаться бесконечно.

    Хрущеву удалось запустить механизм карьерных стимулов на практике. При нем было снято «как не обеспечивших руководство» немало секретарей обкомов. Например, с такой формулировкой в июне 1960 года был отправлен в отставку первый секретарь Краснодарского обкома Дмитрий Матюшкин, а в мае 1961 года — первый секретарь Астраханского обкома области Иван Ганенко. Открытие архивов дает возможность проследить судьбу всех региональных партийных лидеров и проанализировать статистически влияние тех или иных факторов на их карьеру. В статье, написанной с Екатериной Журавской (Career concerns in a political hierarchy: a case of regional leaders in Soviet Russia) мы показываем, что достижения и неудачи областей в экономической сфере имели статистически значимый эффект на вероятность повышения и снятия секретаря. При этом достижения в области промышленности были важны только в годы существования совнархозов, когда ответственность за индустрию была возложена на первых секретарей.

    Р еформа совнархозов создала советским управленцам дополнительные стимулы для развития промышленности, однако в отличие от аналогичной китайской реформы соревнование между областями не привело к ускорению экономического роста. Напротив, даже по официальным советским данным, темпы промышленного роста во второй половине правления Хрущева, особенно в последние два года, были ниже, чем в первой. Почему так произошло?

    Во-первых, новая организация управления промышленностью требовала новых кадров, способных работать в условиях территориальной системы. Действительно, области, которыми руководили секретари обкомов, назначенные после реформы совнархозов, демонстрировали в годы реформы в среднем лучшие результаты развития промышленности, чем области со старыми кадрами. Придя к власти, Хрущев активно проводил политику ротации кадров и продолжил ее после реформы: уже в первый год после создания совнархозов он поменял руководителей 14 регионов только в РСФСР. Однако необходимость заботиться о политической поддержке секретарей, которые обеспечили победу Хрущева над антипартийной группой, ограничивала масштабы такой политики.

    Во-вторых, реформа обострила проблему местничества. Области старались выбить из центра больше ресурсов под менее напряженные планы, мало отличаясь в этом отношении от предшественников-министерств. Кроме того, оказалось, что руководству областей было гораздо важнее выполнение заданий, предполагавших внутриобластные поставки, которые вели к более высоким темпам роста на «своей территории», чем соблюдение плановых обязательств перед другими областями. Нередко областные руководители прямо нарушали государственные планы, перераспределяя ресурсы в пользу «своих» предприятий. Это негативно сказывалось на развитии соседних регионов и вело к снижению темпов роста. Как признавал на заседании Президиума ЦК в 1963 году председатель Госплана Петр Ломако, «объем незавершенного строительства по сравнению с 1958 годом увеличился на 53%», что свидетельствовало о нарастании нерационального использования ресурсов.

    Не последнюю роль в остроте вопроса, видимо, сыграло и то, что области в СССР меньше по размеру, чем регионы Китая, и имели ярко выраженную экономическую специализацию, что делало их более зависимыми от межобластных поставок. Лишь секретари с хорошими связями могли решить данную проблему, договариваясь с поставщиками. Косвенным подтверждением этой гипотезы может служить тот факт, что области, возглавляемые секретарями, которые учились в Высшей партийной школе в Москве, добились более высоких темпов промышленного роста. Большинство таких секретарей посещали школу в одно и то же время, в конце 1940-х — начале 1950-х годов.

    Проблема местничества, порожденная реформой совнархозов, осознавалась руководством страны. Уже в апреле 1958 года правительство издало указ о первоочередном выполнении межобластных поставок, а в мае того же года Президиум ЦК резко высказался против практики незаконного перераспределения ресурсов на местах. Стремясь улучшить взаимодействие между совнархозами, Хрущев в 1960-м и 1961 году создал в Казахстане, России и на Украине «промежуточные» республиканские советы народного хозяйства, которые должны были координировать деятельность областных.

    Пытаясь найти оптимальную территориальную организацию управления народным хозяйством, Хрущев в сентябре 1962 года инициировал второй этап реформы совнархозов, который вряд ли можно признать удачным. Под названием комитетов он частично восстановил отраслевые органы управления промышленностью, но не отказался от территориальных экономических единиц, лишь укрупнив совнархозы. «Новые» совнархозы включали в себя несколько областей, однако остальные органы управления сохраняли «старую» областную структуру, что порождало на местах изрядную путаницу.

    Но ключевой ошибкой Хрущева стало решение разделить областные комитеты партии на промышленные и сельскохозяйственные. Этот шаг он объяснял стремлением к тому, чтобы у партийного руководства «эти две отрасли имели бы равные возможности по сосредоточению внимания». Карьера партийных чиновников в отраслевых обкомах, таким образом, ставилась в еще большую зависимость от достижений в экономике. Одновременное удвоение числа постов первых секретарей позволяло выдвинуть «новых» людей и плавно провести кадровые перестановки. Неудивительно, что первые секретари, которые лишались половины своих полномочий, были недовольны. Другим следствием разделения обкомов стал управленческий хаос на местах, что также увеличивало число недовольных. Этим не преминули воспользоваться заговорщики в Президиуме ЦК во главе с Леонидом Брежневым. Поддержка секретарей обкомов и партийного аппарата сыграла решающую роль на октябрьском пленуме ЦК 1964 года, отправившем Хрущева на пенсию. Мнение элиты четче всех сформулировал первый секретарь ЦК компартии Узбекистана Шараф Рашидов: «Надоели реорганизации». Так было положено начало формированию образа Хрущева как волюнтаристского экспериментатора.

    Судьба реформы совнархозов и самого Хрущева оказалась тесно связанной с поддержкой руководителей регионов. В 1957 году они поддержали Хрущева, а семь лет спустя — его противников. Отказ в поддержке был вызван ошибочными с точки зрения борьбы за власть реформами 1962 года.

    Ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов произошли при Леониде Брежневе. В 1957 году Хрущев подписал приказ о том, чтобы провести реформу по преобразованию системы министерств по управлению промышленностью.

    Отраслевые министерства были ликвидированы, появились территориальные институции. Они занимались планированием и обеспечением технического производства. При этом предприятиями руководили совнархозы. Такие коллегиальные органы не давали нужного результата, поэтому в 1965 году Брежнев отменил территориальное управление промышленностью, что вызвало упразднение экономических районов и совнархозов.

    Опубликовано 12 апреля, 2022

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Супракс гранулы для приготовления суспензии 100мг 5мл инструкция
  • Покупка квартиры через домклик пошаговая инструкция без ипотеки
  • Гбу жилищник внуково руководство
  • Синупрет капли инструкция по применению для детей 7 лет дозировка
  • Полькортолон мазь инструкция по применению цена