Политический сыск руководство корпусом жандармов название органа

Отдельный корпус жандармов (ОКЖ) – соединение специального назначения Русской императорской армии, военнослужащие (военные чины) которого являлись основой постоянного штата жандармско-полицейских частей и учреждений Российской империи в 1826 — 1917 гг. Де факто это – российская политическая полиция, реализовавшая прежде всего задачу охраны безопасности государства, его политического и общественного строя.

Исторически жандармами в средние века именовались тяжелые кавалеристы – то есть всадники, имевшие рыцарский доспех. Каждый жандарм имел собственную свиту, состоявшую из оруженосцев, пажей, ратников, конных стрелков и слуг. Когда француский король Карл VII учредил в 1445 г. первые части регулярной конницы под названием «ордонансовых рот», жандармы были их основой – в составе роты числилось 100 конных жандармов, а также кутильеры, лучники и т. д. Постепенно термин «жандарм» заменил прежнее наименование «рыцарь», и стал обозначать всех тяжеловооруженных всадников — независимо от их происхождения. Но распространение огнестрельного оружия и изменение тактики привели к трансформации тяжелой кавалерии. Жандармы постепенно превращаются в кирасиров, и только во Франции и Пруссии (в последней — до 1806 г.) сохранились кавалерийские полки жандармов.

Великая Французская революция придала жандармам новое качество — в 1791 г. революционное правительство сформировало корпус жандармов для наблюдения за внутренним порядком – прежде всего в войсках и государственных структурах. По пути Франции пошли и другие западноевропейские державы. Необходимо отметить, что впервые на жандармов полицейские функции были возложены во Франции еще при короле Францискe I, который создал в своей армии особую так называемую превотальную юрисдикцию – на прево было возложено поддержание порядка в войсках, и инструментом в их руках были отряды жандармов.

В ряды французского корпуса жандармов принимались нижние чины только отличного поведения, причем прослужившие в вооруженных силах не менее 10 лет. Жандармский корпус Франции был многофункциональным соединением. В его задачи входили: поддержание порядка внутри государства, обеспечение безопасности, борьба с разбоями, ловля контрабандистов и иных преступников, сопровождение арестантов и т. д. При армиях состояли особые полевые жандармские команды, которые поддерживали порядок не только в местах расположения войск, но и в бою (находясь за боевой линией), боролись с дезертирством, подбирали на поле боя и эвакуировали раненых, пресекали мародерство и обеспечивали порядок в войсковых тылах. В наполеоновский период жандармские отряды иногда участвовали и в боевых действиях. К 70-м годам XIX века корпус французских жандармов насчитывал 800 офицеров и 26000 нижних чинов. Схожая ситуация наблюдалась в Австрии и Германии (в последней существовала и особая Жандармская бригада).

В России слово «жандарм» впервые упоминается в исторических памятниках эпохи императрицы Екатерины II — когда в 1792 г. наследник престола великий князь Павел Петрович учредил в Гатчине собственные «модельные» войска, в их составе присутствовала конная команда (181 человек) во главе с подполковником Кастылевым. Эта команда, именовавшаяся периодически то Кирасирским то Жандармским полком, функционировала в качестве военной полиции гатчинских войск.

После воцарения императора Павла I в 1796 г. команда была включена в состав лейб-гвардии Конного полка.

В русской армии понятие жандарм — военный полицейский возрождается во время Наполеоновских войн – в ходе Заграничных походов 1813 — 1814 гг. В этот период отобранные в каждом кавалерийском полку лучшие офицер и 5 нижних чинов должны были следить за соблюдение порядка на бивуаках, на марше, бороться с мародерством и дезертирством, сопровождать раненых на перевязочные пункты и т. п.

В 1815 г. при корпусных штабах русской армии во Франции были сформированы временные военно-полицейские команды, названные жандармскими. Приказ главнокомандующего генерал-фельдмаршала М. Б. Барклая де Толли от 10. 06. 1815 г. именовал их жандармами, и вводил для них служебный отличительный знак — красную повязку на правой руке. Эти команды, находившиеся в распоряжении корпусных командиров, просуществовали недолго и вскоре были расформированы, но их заменил Борисоглебский драгунский полк, несший своими подразделениями (3 эскадрона были распределены по пехотным и кавалерийским корпусам, 3 эскадрона прикомандированы к штаб-квартирам армий, а еще один эскадрон служил для пополнения убыли в шести действующих эскадронах) при войсках военно-полицейскую службу. 27. 08. 1815 г. Борисоглебский драгунский полк переименовывается в Жандармский полк.

В декабре того же года из нижних чинов гвардейской кавалерии на правах старой гвардии был сформирован лейб-гвардии жандармский полуэскадрон — для службы при Гвардейском и Резервном кавалерийском корпусах.

Обе эти части были организованы как строевые, но на них была возложена военно-полицейская и ординарческая служба при войсках.

В 1817 г. в структуре Корпуса внутренней стражи (существовал с 1810 г. и занимался обучением рекрутов, а также содействием губернским властям в подавлении волнений, поимке разбойников, взыскании недоимок и податей) были учреждены в столицах (Москва, Санкт-Петербург, Варшава) жандармские дивизионы, а в губернских (Вологда, Петрозаводск, Архангельск, Новгород, Псков, Митава, Рига, Ревель, Владимир, Калуга, Кострома, Орел, Рязань, Смоленск, Тверь, Тула, Ярославль, Киев, Витебск, Могилев, Житомир, Каменец-Подольск, Минск, Вильно, Гродно, Белосток, Екатеринослав, Курск, Полтава, Симферополь, Харьков, Херсон, Чернигов, Астрахань, Нижний Новгород, Воронеж, Тамбов, Вятка, Казань, Симбирск, Пенза, Уфа, Пермь, Тобольск, Томск, Иркутск) и и некоторых портовых (Феодосия, Таганрог и Одесса) городах – жандармские команды.

В этот период жандармские части и приобретают значение политической полиции.

Столичные жандармские дивизионы, считаясь откомандированными от Корпуса внутренней стражи, подчинялись столичным обер-полицмейстерам, в то время как жандармские команды губернских городов входили в состав гарнизонных местных батальонов, а жандармские команды портовых городов – в состав инвалидных гарнизонных команд.

В общей сложности к 1826 г. имелось 59 различных по составу и назначению жандармских подразделений и частей – всего 4099 человек. На эти специальные воинские формирования, лишенные единого управления, обратил внимание генерал-адъютант генерал-лейтенант граф А. Х. Бенкендорф. Именно он предложил Николаю I проект создания централизованного политического сыска, подчиненного начальнику так называемой «высшей полиции».

Идея поставить страну и армию под неусыпный политический контроль была поддержана императором, который не только назначил А. Х. Бенкендорфа главой Третьего Отделения Собственной Его Императорской Величества канцелярии, но и 25. 06. 1826 г. повелел ему исполнять должность Шефа жандармов. Хотя первоначально организационно А. Х. Бенкендорфу была подчинена лишь часть жандармских частей, и, кроме того, решение хозяйственных, продовольственных, военно-судных и следственных вопросов оставалось вне его компетенции, начало новой мощной государственной структуры было положено.

Шефу жандармов были подчинены гвардейские и армейские жандармы, а также жандармы, состоящие при отдельных корпусах: Литовском, Внутренней стражи и Сибирском. В 1826 — 1827 гг. все жандармские части поступают в ведение Шефа жандармов. Но Жандармский полк до 1842 г. находился в ведении Шефа жандармов только в инспекторском отношении.

Тот факт, что Шефом корпуса жандармов был назначен управляющий Третьим Отделением Собственной Его Величества канцелярии граф А. X. Бенкендорф, был не случаен. Корпус стал исполнительным органом Третьего Отделения (центрального органа политического сыска России), начальник которого по должности являлся Шефом корпуса.

Создание Корпуса явилось также и реакцией императорской власти на восстание декабристов.

Когда в январе 1826 г. А. Х. Бенкендорф представил на рассмотрение Николаю I «Проект об устройстве высшей полиции», в нем было указание на события 14-го декабря – тот факт что заговор готовился более 10 лет, доказывал, по его словам, «ничтожество нашей полиции». Автор проекта предлагал присвоить этому начальнику статус министра полиции и одновременно инспектора жандармерии.

На страже государственной безопасности. История Отдельного корпуса жандармов. Часть 1

1. Шеф жандармов граф А. Х. Бенкендорф.

В «Записке об учреждении Третьего Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии», составленной в 20-х числах июня 1826 г., акцентировалось внимание на необходимости придать «высшей» полиции четкий вектор непосредственной службы Государю.

Положение о Корпусе жандармов было издано Николаем I 28. 04. (10. 05) 1827 г. Основой корпуса стали Жандармский полк, несший военно-полицейскую службу, и жандармские части Корпуса внутренней стражи.

Для структурирования деятельности Корпуса территория Poccийской империи была разделена на 5 жандармских округов (в каждом по 8 — 11 губерний), которые делились на 4 — 6 отделений (на каждое приходилось как правило 2 — 3 губернии). Возглавлялся жандармский округ жандармским генералом, подчинявшимся непосредственно Шефу жандармов, а отделение — жандармским штаб-офицером в чине от майора до полковника. В округа были зачислены и жандармские дивизионы: Санкт-Петербургский — в 1-й, Московский — во 2-й и Варшавский — в 3-й жандармские округа. Для управления Корпусом при Шефе жандармов было создано так называемое Корпусное дежурство.

После ликвидации польского мятежа на территории Царства Польского в 1832 г. создается 6-й жандармский округ. Он находился в двойном подчинении – Наместника и Шефа корпуса жандармов.

В целом жандармская структура империи складывается к 01. 07. 1836 г., когда Корпус был реорганизован в Отдельный корпус (то есть воинское соединение, по правовому статусу приравниваемое к армии). Все жандармские части были выведены из Корпуса внутренней стражи и включены в состав ОКЖ.

К шести существующим жандармским округам был добавлен Сибирский. Округа прекратили делить на отделения — их в каждой губернии заменили управления жандармских штаб-офицеров, в результате чего сеть органов жандармского контроля стала гуще. «Дежурство» корпуса заменялось Штабом Корпуса. Появилось «Положение о корпусе жандармов». А в декабре 1837 г. создается 8-й жандармский округ — Кавказский.

В 1839 г. должность начальника Штаба корпуса была соединена с должностью Управляющего Третьим Отделением. В 1842 г. Жандармский полк был включен в состав Корпуса.

Структурно Корпус включал: Главное управление, Штаб, управления округов, губернские, областные и городские жандармские управления, уездные жандармские управления в Привислинском крае, особые отделения по охране порядка и общественной безопасности, жандармские полицейские управления железных дорог (и их отделения), городские, крепостные и портовые жандармские команды, 3 жандармских дивизиона (Санкт-Петербург, Москва и Варшава) и Одесскую городскую конную жандармскую команду (к 1880 г. существовало 7 городских конных команд). Канцелярии жандармских управлений подразделялись на части: общего руководства, следственную, розыскную, политической благонадежности и финансовую.

2. Шеф жандармов князь А. Ф. Орлов.

В период 1817 – 1850 гг. возникает целая система городских жандармских команд. 27. 04. (09. 05.) 1846 г. в составе Корпуса появляется временный Жандармский эскадрон (на его формирование были обращены чины санкт-петербургского и московского дивизионов и 9 городских команд). Эскадрон осуществлял полицейский надзор на Санкт-Петербургско-Московской железной дороге, и для этого был откомандирован в распоряжение главного начальника этой дороги. В 1847 г. на базе этого эскадрона создается Полицейское управление Санкт-Петербургско-Московской железной дороги.

Общая численность Корпуса жандармов выросла существенно: от 4278 человек к концу 1828 г. и 7076 человек к 1866 г. – к 15718 человек в 1917 г. Много это или мало? Для сравнения – в «демократической» и значительно меньшей чем Россия по территории Франции к началу Первой мировой войны жандармов насчитывалось в 2 раза больше — 30000 человек.

3. Нижние чины ОКЖ 1894-1917.

Продолжение следует

ОТДЕ́ЛЬНЫЙ КО́РПУС ЖАНДА́РМОВ (ОКЖ), спе­циа­ли­зи­ро­ван­ный гос. пра­во­ох­ра­ни­тель­ный ор­ган в 1836–1917, уст­ро­енный по во­ен­но­му об­раз­цу, важ­ная часть ре­прес­сив­ной сис­те­мы в Рос. им­пе­рии. В 1827 все жан­дарм­ские под­раз­де­ле­ния (см. Жан­дар­ме­рия) бы­ли све­де­ны в Кор­пус жан­дар­мов (с 1836 ОКЖ), под­чи­нён­ный Треть­ему от­де­ле­нию (с 1880 Деп-ту по­ли­ции Ми­ни­стер­ст­ва внут­рен­них дел). Осу­ще­ст­в­лял по­ли­тич. сыск и след­ст­вие по де­лам о гос. пре­сту­п­ле­ни­ях, бо­рол­ся с мас­со­вым кре­сть­ян­ским и ра­бочим дви­же­ни­ем, пре­про­во­ж­дал осо­бо опас­ных пре­ступ­ни­ков и аре­стан­тов, ру­ко­во­дил (до от­ме­ны кре­по­ст­но­го пра­ва) по­им­кой бег­лых кре­сть­ян, а так­же де­зер­ти­ров (см. Де­зер­тир­ст­во), уго­лов­ных пре­ступ­ни­ков, сле­дил за на­строе­ния­ми в разл. сло­ях на­се­ле­ния, на­блю­дал за по­ряд­ком на же­лез­ных до­ро­гах и ви­зи­ро­вал пас­пор­та на гра­ни­це; над­зи­рал за за­клю­чён­ны­ми в по­ли­тич. тюрь­мах. Кро­ме то­го, офи­це­ры и чи­нов­ни­ки ОКЖ ве­ли внеш­нюю раз­вед­ку и контр­раз­вед­ку (до рус.-япон. вой­ны 1904–05 един­ст­вен­ное уч­ре­ж­де­ние, вы­пол­няв­шее эти функ­ции).

В 1827 Кор­пус жан­дар­мов со­сто­ял из Шта­ба, 5 жан­дарм­ских ок­ру­гов (с 1837 – 8 ок­ру­гов), ко­то­рые слу­жи­ли про­ме­жу­точ­ны­ми звень­я­ми ме­ж­ду гл. управ­ле­ни­ем и ме­ст­ны­ми вла­стя­ми. Ка­ж­дый ок­руг раз­де­лялся на 5–6 от­де­ле­ний, ко­то­ры­ми за­ве­до­ва­ли штаб-офи­це­ры – на­чаль­ни­ки от­де­ле­ний. На от­де­ле­ние при­хо­ди­лось обыч­но 2–3 гу­бер­нии. В под­чи­не­нии этих ор­га­нов в сер. 19 – нач. 20 вв. бы­ли жан­дарм­ские ди­ви­зио­ны в С.-Пе­тер­бур­ге, Мо­ск­ве и Вар­ша­ве и 123 жан­дарм­ские ко­ман­ды. В 1867 ос­та­лись толь­ко Вар­шав­ский, Си­бир­ский и Кав­каз­ский жандармские округа, вза­мен упразднён­ных соз­да­ны гу­берн­ские жан­дарм­ские управ­ле­ния (ГЖУ). В уез­дах уч­ре­ж­де­ны долж­но­сти по­мощ­ни­ков нач. управ­ле­ний. В под­чи­не­нии на­чаль­ни­ков ГЖУ бы­ли кре­по­ст­ные и пор­то­вые жан­дарм­ские ко­ман­ды и жан­дарм­ские по­гра­нич­ные пунк­ты. Со­глас­но ин­ст­рук­ции 1904, в обя­зан­ность ГЖУ вхо­ди­ло: на­блю­де­ние за ме­ст­ным на­се­ле­ни­ем и за на­прав­ле­ни­ем по­ли­тич. идей об­ще­ст­ва, до­ве­де­ние до све­де­ния выс­ших вла­стей ин­фор­ма­ции о бес­по­ряд­ках и зло­упот­реб­ле­ни­ях, про­из­вод­ст­во до­зна­ний по де­лам о гос. пре­сту­п­ле­ни­ях, про­из­вод­ст­во рас­сле­до­ва­ний со­глас­но По­ло­же­нию о гос. ох­ра­не, осу­ще­ст­в­ле­ние не­глас­но­го над­зо­ра; на­блю­де­ние за ли­ца­ми, про­ез­жаю­щи­ми че­рез гра­ни­цу; на­блю­де­ние за иностр. раз­вед­чи­ка­ми; ро­зыск и на­блю­де­ние за ли­ца­ми, ук­ры­ваю­щи­ми­ся от вла­стей; ока­за­ние по­мо­щи об­щей по­ли­ции в вос­ста­нов­ле­нии на­ру­шен­но­го по­ряд­ка, кон­вои­ро­ва­ние аре­стан­тов. Кро­ме то­го, ор­га­ни­зо­ва­ны так­же жан­дарм­ские по­ли­цей­ские управ­ле­ния же­лез­ных до­рог, пор­тов и их от­де­ле­ния, со­хра­не­на во­ен. по­ли­ция – жан­дарм­ские эс­кад­ро­ны при вой­сках, под­чи­нён­ные шта­бам во­ен. ок­ру­гов.

Обер-офицер и вахмистр (справа) в парадной форме. Раскрашенный рисунок. 1897.

По ин­спек­тор­ской (кад­ро­вой), строе­вой и хо­зяйств. час­ти под­раз­де­ле­ния ОКЖ вхо­ди­ли в сис­те­му Во­ен­но­го ми­ни­стер­ст­ва. По ор­га­ни­за­ции и ве­де­нию по­ли­тич. ро­зы­ска, про­ве­де­нию до­зна­ний и др. во­про­сам его уч­ре­ж­де­ния (ГЖУ и др.) под­чи­ня­лись Треть­ему от­де­ле­нию Соб­ст­вен­ной Е. И. В. кан­це­ля­рии (1836–80), а с 1880 Деп-ту по­лиции МВД. Ше­фом ОКЖ яв­лял­ся гл. нач. Третье­го от­де­ле­ния, а за­тем ми­нистр внутр. дел, ко­ман­ди­ром ОКЖ – как пра­ви­ло, один из его то­ва­ри­щей (за­мес­ти­те­лей). Ко­ман­дир ОКЖ в строе­вом, ин­спек­тор­ском и во­ен­но-суд­ном от­но­ше­нии имел пра­ва и власть ко­ман­дую­ще­го вой­ска­ми во­ен. ок­ру­га; по строе­вой час­ти дей­ст­во­вал че­рез Штаб ОКЖ, а по пред­ме­там, от­но­ся­щим­ся к рас­сле­до­ва­нию пре­сту­п­ле­ний, – че­рез Деп-т по­ли­ции МВД. Штаб ОКЖ яв­лял­ся ис­пол­нит. ор­га­ном ше­фа жан­дар­мов и ко­ман­ди­ра кор­пу­са (ру­ко­во­дя­щим ор­га­ном ОКЖ яв­ля­лось так­же Гл. управ­ле­ние кор­пу­са) по строе­вой, ин­спек­тор­ской, во­ен­но-суд­ной и хо­зяйств. час­тям. Штаб ОКЖ не­по­сред­ст­вен­но ру­ко­во­дил дея­тель­но­стью жан­дарм­ских по­ли­цей­ских управ­ле­ний же­лез­ных до­рог, жан­дарм­ским над­зо­ром на вод­ных пу­тях, в реч­ных и мор­ских пор­тах. Кро­ме то­го, в со­ста­ве Шта­ба ОКЖ дей­ст­во­ва­ло Управ­ле­ние по­ли­цей­ской стра­жи (1906–17), за­ни­мав­шее­ся ком­плек­то­ва­ни­ем по­ли­цей­ской стра­жи, обес­пе­че­ни­ем и ин­спек­ти­ро­ва­ни­ем гу­берн­ской и уезд­ной по­ли­цей­ской стра­жи, а так­же во­ен­но-суд­ная часть ОКЖ (1874–96).

Офи­цер­ский со­став ОКЖ ком­плек­то­вал­ся из ар­мей­ских офи­це­ров, об­ла­дав­ших вы­со­ким ин­тел­лек­том, безу­преч­ных в мо­раль­ном от­но­ше­нии и про­слу­жив­ших в строю не ме­нее 3 лет или окон­чив­ших юн­кер­ское учи­ли­ще по 1-му клас­су (с от­ли­чи­ем). Ун­тер-офи­це­ры под­би­ра­лись из во­ен­но­слу­жа­щих всех ро­дов войск, пре­им. из уво­лен­ных в за­пас или от­став­ку. Ниж­ние чи­ны на­зна­ча­лись на тех же ос­но­ва­ни­ях, что и в вой­сках. Офи­це­ры ОКЖ до 1864 и с 1871 осу­ще­ст­в­ля­ли не толь­ко доз­на­ние, но и след­ст­вие по гос. пре­сту­п­ле­ни­ям. С 1906 это пра­во бы­ло рас­про­стра­не­но и на офи­це­ров ж.-д. по­ли­ции. Ун­тер-офи­це­ры осу­ще­ст­в­ля­ли опе­ра­тив­но-на­блю­дат., над­зор­ные и ис­пол­нит. функ­ции. Ниж­ние чи­ны, со­сто­яв­шие в шта­тах жан­дарм­ских ди­ви­зио­нов, ис­пол­ня­ли роль по­ли­цей­ских сил бы­ст­ро­го реа­ги­ро­ва­ния.

К 1917 ОКЖ вклю­чал: Гл. жан­дарм­ское управ­ле­ние, Штаб, 106 жан­дарм­ских управ­ле­ний (67 гу­берн­ских, 3 об­ласт­ных, 2 тер­ри­то­ри­аль­ных, 4 го­род­ских, 30 уезд­ных), 32 управ­ле­ния же­лез­ных до­рог, 19 кре­по­ст­ных и 2 пор­то­вые ко­ман­ды, 3 ди­ви­зио­на, 1 кон­ную и 2 пе­шие ко­ман­ды, 27 строе­вых час­тей. Чис­лен­ность ОКЖ в 1880 со­став­ля­ла 521 офи­цер и чи­нов­ник, 6187 ниж­них чи­нов; в окт. 1916 со­от­вет­ст­вен­но 1051 и 14667.

По­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917 Вре­мен­ное пра­ви­тель­ст­во уп­разд­ни­ло ОКЖ, вклю­чая и жан­дарм­ские по­ли­цей­ские управ­ле­ния же­лез­ных до­рог. Все жан­дарм­ские чи­ны, за ис­клю­че­ни­ем тех, ко­то­рые по воз­рас­ту или по со­стоя­нию здо­ро­вья не под­ле­жа­ли при­зы­ву в вой­ска, бы­ли пе­ре­да­ны в Во­ен. мин-во, ос­таль­ные уво­ле­ны в от­став­ку.

Ко­ман­ди­ры ОКЖ: П. В. Ор­жев­ский (1882–87); Н. И. Ше­бе­ко (1887–95); А. А. Фре­зе (1896–97); А. И. Пан­те­ле­ев (1897–1900); П. Д. Свя­то­полк-Мир­ский (1900–02); В. В. фон Валь (1902–04); К. Н. Рыд­зев­ский (1904–05); Д. Ф. Тре­пов (май – окт. 1905); В. А. Де­дю­лин (1905–06); ба­рон Ф. Ф. Тау­бе (1906–09); П. Г. Кур­лов (1909–11); В. А. Тол­ма­чёв (1912–13); В. Ф. Джун­ков­ский (1913–1915); граф Д. Н. Та­ти­щев (1915–17).

ОБРАЗОВАНИЕ КОРПУСА ЖАНДАРМОВ

ОБРАЗОВАНИЕ КОРПУСА ЖАНДАРМОВ

Оказавшись на троне после подавления восстания декабристов, Николай I, как и его предшественники, немедленно приступил к реорганизации существовавших и созданию новых органов политического сыска. Основная идея проводимых им срочных мероприятий заключалась в возрождении утраченной при Александре I централизации системы политического сыска. Первые шаги Николай I предпринял в отношении жандармерии. Тогда он еще не знал, что она впоследствии будет играть вспомогательную роль в системе политического сыска.

В странах Западной Европы жандармерия создавалась как военная полиция для наблюдения за войсками на марше, их расквартирования на постой и оказания помощи при погребении погибших. Главной же ее задачей являлась борьба с мародерством.

Первый жандармский полк в России появился в 1792 году. Его сформировал в составе своих гатчинских подразделений наследник престола великий князь Павел Петрович. Став императором, Павел I включил своих гатчинских жандармов в лейб-гвардии Конный полк. Александр I в 1815 году переименовал Борисоглебский драгунский полк в жандармский, а затем рассредоточил его небольшими группами по разным армейским частям, где они выполняли обязанности военной полиции, в том числе и осведомительские [88]. Меры, предпринятые Александром I по формированию сети военной полиции, объясняются тем, что императору начали поступать тревожные сообщения о проявлениях вольнодумства среди офицеров и нижних чинов после их возвращения из стран Западной Европы. Но в раскрытии кружков будущих декабристов жандармы никакого участия принять не сумели.

Кроме жандармских подразделений полицейские функции выполнял Корпус внутренней стражи, образованный в 1810 году. В его составе 1 февраля 1817 года была организована конная городская полиция — жандармы внутренней стражи — для поддержания порядка в столичных, губернских и припортовых городах/ После волнений в Семеновском полку на жандармов как на военную полицию Александр I указом от 4 января 182) года возложил надзор за настроениями в войсках.

                                  Граф А. X. Бенкендорф                                                                           Л. В. Дубельт

К 1826 году насчитывалось пятьдесят девять жандармских частей общей численностью более четырех тысяч человек [89]. Такая раздробленность подразделений военной полиции привела Николая I к мысли о скорейшем объединении жандармов под единое начало. Поэтому 25 июня 1826 года император подписал указ о назначении генерал-адъютанта, графа А. X. Бенкендорфа шефом жандармов — командиром всех жандармских подразделений империи. В конце апреля 1827 года появился указ об организации Корпуса жандармов с правами армии, а Бенкендорф превратился в его командира. Корпус состоял из двадцати шести отделений, расположенных в пяти территориальных округах империи, и двух дивизионов — Петербургского и Московского, а также многочисленных губернских жандармских команд.

В 1830 году в Корпус жандармов поступил отставной армейский полковник Л. В. Дубельт. Объясняя свое решение надеть голубой мундир, Леонтий Васильевич писал жене: «Ежели я, вступая в Корпус жандармов, сделаюсь доносчиком, наушником, тогда доброе имя мое будет, конечно, запятнано. Но ежели, напротив, я, не мешаясь в дела, относящиеся до внутренней полиции, буду опорой бедных, защитою несчастных; ежели я, действуя открыто, буду заставлять отдавать справедливость угнетенным, буду наблюдать, чтобы в местах судебных давали тяжким делам прямое и справедливое направление,— тогда чем назовешь меня? Не буду ли я тогда достоин уважения, не будет ли место мое самкм отличным, самым благородным? Так, мой друг, вот цель, с которой я вступаю в Корпус жандармов; от этой цели никто не свернет меня, и я, согласясь вступить в Корпус жандармов, просил Львова (приятель Дубельта.— Ф. Л.), чтобы он предупредил Бенкендорфа не делать обо мне представление, ежели обязанности неблагородные будут лежать на мне, что я не согласен вступить во вверенный ему Корпус, ежели мне будут давать поручения, о которых доброму и честному человеку и подумать страшно…»[90].

На новой службе Дубельт увлеченно занимался прямо противоположным тому, о чем писал жене. Всю самую грязную и отвратительную работу он взвалил на свои плечи и именно благодаря этому в 1835 году получил должность начальника штаба Корпуса, жандармов и чин генерал-майора. На него легла вся нагрузка по реорганизации Корпуса жандармов и фактическое выполнение обязанностей за своего вельможного шефа. Окончательное завершение объединения всех жандармских подразделений под эгидой Корпуса жандармов произошло в 1842 году. Стараниями императора, его личного друга А. X. Бенкендорфа и Л. В. Дубельта жандармерия в России превратилась в столь стойкую и жизнеспособную систему, что почти без изменений просуществовала до Февральской революции.

С первых шагов преобразований жандармских частей Николай I внушил Бенкендорфу, что главная задача его подчиненных наблюдать и доносить. Очень скоро жандармы отошли от роли чисто военной полиции, превратившись в полицию политическую, распространив свои заботы на все население империи.

Под руководством начальника штаба Корпуса жандармов Дубельта в 1836 году было разработано Положение, в котором подробно расписаны обязанности, возлагавшиеся на жандармов. Им предписывалось наблюдение за исполнением законов, преследование разбойников, рассеяние запрещенных скопищ, усмирение бунтов, преследование тайных обществ, конвоирование арестованных, производство обысков и дознаний, приведение в исполнение приговоров и прочее. Очень расплывчатые обязанности не имели силу закона. В 1836 году по Корпусу жандармов числилось 12 генералов, 107 штаб-офицеров, 246 обер-офицеров, 4314 нижних чинов и 485 нестроевых[91]. Территория России была разбита на восемь округов.

Все изъявлявшие желание служить в Корпусе жандармов подвергались тщательной проверке и испытаниям. Именно жандармы до образования III отделения являлись главным орудием политического сыска. Они приносили основную информацию о предполагаемых политических преступлениях, к которой добавлялись сведения, полученные от секретных агентов, путем перлюстрации корреспонденции, допросов арестованных, обысков, сообщений чиновников местной администрации и общей полиции, а также платных и добровольных доносчиков. Деятельность жандармов не ограничивалась никакими законами и регламентировалась распоряжениями начальства в виде устных и письменных инструкций.

Приведу дневниковую запись от 2 января 1854 года, сделанную начальником штаба Корпуса жандармов Дубельтом:

«Полиция, по словам Петра Великого, составляет душу всякого порядка. Она охраняет общее спокойствие и предупреждает зло. Но силы полицейской власти преимущественно заключаются в нравственном влиянии, орудия которого суть: истина в словах и добросовестность в действиях. Поэтому тот только хорошо выполняет все обязанности службы полицейской и приносит истинную пользу, кто может быть безукоризненным примером для других. Что составляет порок в частном лице, то делается уже преступлением в лице полицейского чиновника» [92]. В этой ханжеской записи под полицейским следует понимать жандарма, Дубельт в полиции не служил.

Николай I очень много внимания уделял жандармерии, он умышленно предпринял форсированное формирование ее разветвленной сети, опередив реорганизацию полиции. Николай Павлович никогда не забывал, что его отца и деда удушили военные, что военные отказались ему присягать на Петровской площади 14 декабря 1825 года. Императору было от чего беспокоиться за состояние умов офицеров и нижних чинов. Ему казалось, что не всех декабристов удалось выявить, что дух бунтовщичества в армии не искоренен. Только созданный им Корпус жандармов, любимое детище, несколько его успокаивал. Но монарх желал установить надзор за состоянием умов всего населения России. И Николай I, и Бенкендорф понимали, что одними жандармами с такой задачей не справиться.

Читайте также

Третье отделение и Корпус жандармов

Третье отделение и Корпус жандармов
После подавления восстания 1825 года охрана режима была признана первейшей задачей власти. Вся история с декабристами была воспринята как существенный промах в организации системы государственной безопасности. Этот недостаток было

Отдельный корпус жандармов

Отдельный корпус жандармов
Если III Отделение СЕИВК занималось сбором оперативной информации и ее анализом, то Отдельный корпус жандармов был создан для непосредственной оперативной работы по обеспечению государственной безопасности в границах Российской

6.10. За правым флангом Действия войск 11-й армии Взятие противником Каунаса и Вильно Прорыв моторизованного корпуса Манштейна на стыке 11-й и 8-й армий Выход 57-го моторизованного корпуса противника на лидское направление Выдвижение резервов Западного фронта в район г. Лида

6.10. За правым флангом
Действия войск 11-й армии
Взятие противником Каунаса и Вильно
Прорыв моторизованного корпуса Манштейна на стыке 11-й и 8-й армий
Выход 57-го моторизованного корпуса противника на лидское направление
Выдвижение резервов Западного фронта в район г.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХВАТКА ВЧК, или История о том, как бывший начальник отдельного корпуса жандармов генерал Джунковский помог чекистам организовать работу

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХВАТКА ВЧК,
или История о том, как бывший начальник отдельного корпуса жандармов
генерал Джунковский помог чекистам
организовать работу

Решение Дзержинского
Возможно, в один из сентябрьских дней 1918 года председатель ВЧК Феликс Дзержинский имел

«Поларфукс» (Операции XXXVI корпуса и финского III корпуса)

«Поларфукс» (Операции XXXVI корпуса и финского III корпуса)
Городок Салла лежит в 48 километрах за Северным полярным кругом, на оконечности закругленного выступа в сторону Финляндии, образованного советско – финской границей 1940 г. С севера его омывает река Куола, в которую на

«Поларфукс» (операции XXXVI корпуса и финского III корпуса)

«Поларфукс» (операции XXXVI корпуса и финского III корпуса)
Городок Салла лежит в 48 километрах за Северным полярным кругом, на оконечности закругленного выступа в сторону Финляндии, образованного советско-финской границей 1940 г. С севера его омывает река Куола, в которую на

36. В царстве жандармов и чиновников

36. В царстве жандармов и чиновников
Николай I. О царе Николае I, когда он был мальчиком, его учитель говорил: «Я никогда не видал книги в его руках: единственное его занятие — фронт и солдаты». Такой человек стал императором России.Николай I был очень напуган восстанием 14

14 ЯНВАРЯ 1832 г. ЗАПИСКА МИНСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ СЛЕДСТВЕННОЙ КОМИССИИ ШЕФУ КОРПУСА ЖАНДАРМОВ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ С 10 ИЮНЯ ПО ДЕКАБРЬ 1831 г.

14 ЯНВАРЯ 1832 г.
ЗАПИСКА МИНСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ СЛЕДСТВЕННОЙ КОМИССИИ ШЕФУ КОРПУСА ЖАНДАРМОВ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ С 10 ИЮНЯ ПО ДЕКАБРЬ 1831 г.
Действия следственной комиссии начались с 10 июня минувшего года и до исхода сентября ограничивались доследованием дел и приведением к

ОТДЕЛЬНЫЙ КОРПУС ЖАНДАРМОВ

ОТДЕЛЬНЫЙ КОРПУС ЖАНДАРМОВ
Не избежал реорганизации и неразлучный с III отделением Корпус жандармов. До 1866 года в него не входили жандармские управления железных дорог, а также Кавказское и Варшавское жандармские управления. По вступлении в должности главноуправляющего

Из воспоминаний генарал-майора Отдельного корпуса жандармов Александра Ивановича Спиридовича, начальника охраны царской семьи в 1906–1916 гг

Из воспоминаний генарал-майора Отдельного корпуса жандармов Александра Ивановича Спиридовича, начальника охраны царской семьи в 1906–1916 гг
52-го Донского казачьего полка урядник Никита УстиновУтром 5 декабря 1914 г. Государь прибыл в Новочеркасск, столицу Войска Донского.

№ 60. Памятная записка об особых условиях для комплектования состава офицерских чинов Отдельного корпуса жандармов и о повторных курсах

№ 60. Памятная записка об особых условиях для комплектования состава офицерских чинов Отдельного корпуса жандармов и о повторных курсах
[Не ранее 20 октября 1912 г.]1. Об особых условиях для комплектования состава офицерских чинов Отдельного Корпуса Жандармов.В докладе за

№ 62. Циркуляр товарища министра внутренних дел В. Ф. Джунковского[106] начальникам губернских жандармских управлений, охранных отделений и офицерам отдельного корпуса жандармов, ведающим розыск, о недопустимости привлечения к сотрудничеству нижних воинских чинов

№ 62. Циркуляр товарища министра внутренних дел В. Ф. Джунковского[106] начальникам губернских жандармских управлений, охранных отделений и офицерам отдельного корпуса жандармов, ведающим розыск, о недопустимости привлечения к сотрудничеству нижних воинских чинов
13

№ 63. Циркулярное письмо товарища министра внутренних дел В. Ф. Джунковского начальникам губернских жандармских управлений, охранных отделений и офицерам отдельного корпуса жандармов, ведающим розыск, о постановке агентурной работы в среде учащейся молодежи

№ 63. Циркулярное письмо товарища министра внутренних дел В. Ф. Джунковского начальникам губернских жандармских управлений, охранных отделений и офицерам отдельного корпуса жандармов, ведающим розыск, о постановке агентурной работы в среде учащейся молодежи
1 мая

Начиная с 1880 г. главным штабом борьбы с революционным движением был Департамент полиции, пришедший на смену знаменитому Третьему отделению.

Первоначально Департамент полиции состоял из трех структурных подразделений. Первое делопроизводство ведало кадрами, второе разрабатывало нормативные материалы и контролировало деятельность местных полицейских учреждений, третье занималось розыском, осуществляло наблюдение за проведением следственных мероприятий по делам политического характера, проводимых жандармскими управлениями.

В 1883 г. для подобного контроля была создана новая структурная единица — четвертое делопроизводство. Тогда же появилось пятое делопроизводство, которое стало выполнять функции канцелярии Особого совещания при Министерстве внутренних дел, рассматривавшего дела, связанные с административной ссылкой. В 1894 г. возникло шестое делопроизводство, функции которого были определены недостаточно четко и затем неоднократно уточнялись и изменялись. 1 января 1898 г. из третьего делопроизводства был выделен Особый отдел, который сконцентрировал в своих руках руководство розыскной деятельностью. 6 сентября 1902 г. осуществление контроля над следственными мероприятиями было передано новому, седьмому делопроизводству. 12 марта 1908 г. появилось восьмое делопроизводство, сосредоточившее все материалы, необходимые для розыска политических преступников. С 1 января 1907 г. начал функционировать Регистрационный отдел, на который была возложена обязанность вести учет документации, поступавшей в Департамент полиции и исходившей из него. Важным его элементом стала именная картотека: Центральный справочный алфавит.

В 1914 г. Особый отдел был переименован в девятое делопроизводство. 27 марта 1915 г., когда с началом Первой мировой войны произошло резкое увеличение дел, связанных со шпионажем и «немецким засильем», все эти вопросы были оставлены за девятым делопроизводством, а руководство политическим сыском передано шестому делопроизводству. В сентябре 1916 г. Особый отдел снова был восстановлен как самостоятельная структурная единица.

Первоначально Особый отдел состоял из четырех отделений. На январь 1905 г. распределение обязанностей между ними выглядело следующим образом: первое отделение руководило наружным наблюдением, второе — внутренней агентурой, третье осуществляло контроль над учебными заведениями и общественными организациями, в ведении четвертого отделения находились вопросы, связанные с военным шпионажем и государственной изменой, т. е. вопросы контрразведки.

Ставший в 1906 г. директором Департамента полиции Максимилиан Иванович Трусевич с 1 января 1907 г. ввел новую структуру Особого отдела: первое отделение должно было осуществлять общее руководство розыскной деятельностью и ведать кадрами, в том числе агентурой, второе — вести розыскную работу среди эсеров и партий анархо-эсеровского направления, третье — руководить розыскной деятельностью по РСДРП и другим рабочим партиям, четвертое — заниматься национальным движением и следить за ввозом оружия.

На местах политический розыск долгое время сосредоточивался главным образом в губернских жандармских управлениях. Исключение из этого правила до начала XX в. составляли только Варшава, Москва и Петербург, где розыскную деятельность осуществляли специально созданные для этого учреждения — охранные отделения.

В августе 1902 г. подобные учреждения (первоначально они назывались розыскными отделениями или охранными пунктами, а затем, с 1903 г., — охранными отделениями) появились еще в 8 городах. В декабре 1907 г. их насчитывалось уже 27.

1 сентября розыскное отделение, вскоре переименованное в охранное отделение, начало функционировать в Тифлисе{18}. В 1904 г. охранные пункты появились в Баку и Батуме. Осенью 1908 г. Бакинский охранный пункт был преобразован в охранное отделение, а Батумский ликвидирован.

В 1905 г. Николай II восстановил наместничество на Кавказе, во главе которого был поставлен бывший министр императорского двора граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков (1837–1916). Через несколько дней, 22 мая, при нем была учреждена специальная должность заведующего полицией, на которую назначили бывшего руководителя дворцовой полиции генерала Е. Н. Ширинкина, его помощником стал бывший провокатор Михаил Иванович Гурович. 24 августа 1906 г. должность заведующего полицией на Кавказе была упразднена, его функции переданы помощнику наместника на Кавказе по гражданской части, а для руководства полицией при Канцелярии наместника создан Особый отдел, который возглавил полковник Василий Александрович Бабушкин.

В результате этого с 1905 г. жандармские управления, охранные и розыскные отделения на Кавказе оказались в двойном подчинении: с одной стороны, в подчинении Департамента полиции, с другой — наместника. А поскольку согласно 27-й статьи «Учреждения Управления Кавказским и Западным краем» непосредственным начальником всех местных органов власти являлся наместник, заведующий полицией сразу же поставил вопрос о том, чтобы вся информация местных органов политического сыска направлялась на его имя и уже он представлял бы ее в Департамент полиции.

В 1906 г. директор Департамента полиции М. И. Трусевич решил не только расширить сеть охранных отделений, но и создать промежуточное звено между охранным отделением и Департаментом полиции — районное охранное отделение. «Положение о районных охранных отделениях» было утверждено 14 декабря 1906 г. В результате этого в 1907 г. возникло Кавказское районное охранное отделение, руководство которым было возложено на начальника Тифлисского ГЖУ.

С самого начала между жандармскими управлениями и охранными отделениями возникло соперничество, завершившееся ликвидацией последних. Существует мнение, что это произошло по инициативе Владимира Федоровича Джунковского, который 18 января 1913 г. стал товарищем министра внутренних дел и одновременно командиром Отдельного корпуса жандармов. Однако удалось обнаружить доклад директора Департамента полиции Степана Петровича Белецкого от 2 апреля 1913 г., из которого явствует, что к началу 1913 г. уже было ликвидировано 17 охранных отделений.

Поэтому правильнее говорить о том, что В. Ф. Джунковский завершил реорганизацию, начатую его предшественником. 15 апреля 1913 г. им был подписан циркуляр о ликвидации еще 8 охранных отделений, в том числе Бакинского и Тифлисского. Удалось обнаружить материалы, связанные с передачей дел этих двух отделений в соответствующие губернские жандармские управления. Судьба подобных же материалов Енисейского и Иркутского охранных отделений остается неизвестной. В 1914 г. прекратило существовать Кавказское районное охранное отделение.

Основная информация о деятельности революционного подполья поступала в жандармские управления, охранные отделения и Департамент полиции по трем каналам: через филеров (внешнее наблюдение), тайную агентуру (внутреннее наблюдение) и «черные кабинеты» (перлюстрация). В местных органах политического сыска эта информация закреплялась, перерабатывалась и представлялась в Департамент полиции. На ее основе принимались соответствующие оперативные решения.

Деятельность губернского жандармского управления регламентировалась «Положением о корпусе жандармов», которое было утверждено в 1867 г., а также должностными циркулярами. Деятельность розыскных и охранных отделениий определялась «Положением о начальнике розыскного отделения», утвержденным 12 августа 1903 г., «Положением о районных охранных отделениях», утвержденным 14 декабря 1906 г., «Положением об охранных отделениях», утвержденным 9 февраля 1907 г., и соответствующими должностными инструкциями, из которых наиболее важное значение имели инструкции о наружном наблюдении и о секретных сотрудниках.

«В канцелярии начальника розыскного отделения, — говорилось в „Положении о начальниках розыскных отделений“, — должны вестись по установленным на сей предмет образцам:

а) регистрация данных наблюдения: агентурные записки, дневники наблюдения с соответствующими сводками,

б) книга денежной отчетности,

в) дела по переписке и

г) листовой алфавит лиц, сведения о коих имеются в отделении».

Этот пункт с некоторой конкретизацией и дополнениями вошел в «Положение об охранных отделениях».

Долгое время важнейшим источником сбора информации органами политического сыска являлось наружное наблюдение, позволявшее судить о контактах отдельных лиц между собой. Оно регламентировалось «Инструкцией филерам Летучего отряда и филерам розыскных и охранных отделений», утвержденной в октябре 1902 г., а затем «Инструкцией начальникам охранных отделений по организации наружного наблюдения» и «Особой инструкцией» для филеров, которые были разосланы на места 10 февраля 1907 г..

«Все сведения по наружному наблюдению за каждым отдельным лицом, — читаем мы в инструкции 1907 г., — записываются филерами ежедневно в вечерние рапортички. В дальнейшем сведения по наблюдению за лицами, принадлежащими к одной и той же организации, переписываются и соединяются в дневники наблюдения за определенный период времени (форма Б). При этом прежде внесения в дневник сведения выверяются соответственно позднейшим данным и делаются установки лиц и домов, которые в день наблюдения не были выяснены».

«Сводки к дневникам наблюдения (без дневников), — говорится в инструкции далее, — к 5-му числу каждого месяца начальники охранных отделений представляют в районные охранные отделения, в Департамент же полиции представляются ими ежемесячно к 5-му числу следующего за отчетным месяца списки лиц, проходивших по наблюдению в этом месяце, по каждой организации отдельно, с полной установкой наблюдаемых (фамилия, имя, отчество, звание, лета, вероисповедание, занятие, кличка по наблюдению и в организации) и кратким указанием причин, вызвавших наблюдение. Наиболее серьезным (центральным) лицам следует давать вкратце характеристику в особом примечании к этому списку».

Если первоначально главным источником информации было наружное наблюдение, то в начале XX в. на первый план выдвигается внутренняя агентура.

Объясняя причины этого, один из современных исследователей А. Левандовский пишет: «В сущности, в основе провокации, принятой в качестве главного средства борьбы с революционным движением, лежала исполненная глубокого пессимизма мысль о невозможности искоренить это движение целиком и полностью. Сколько ни хватай, всех не перехватаешь. В конце XIX — начале XX в. любой дельный охранник неизбежно должен был прийти к подобному печальному выводу. На место десятков арестованных, сосланных, заключенных в тюрьмы деятелей подполья проклятая неблагополучная русская действительность выдвигала сотни новых; разгромленные кружки и организации возрождались и продолжали свою работу с еще большим размахом. Хорошо усвоив эту закономерность, руководители… охранки ставили перед собой задачу не уничтожить подполье, а взять его под свой контроль, добиться возможности манипулировать им по своему усмотрению».

До сих пор вопрос о том, как складывалась и развивалась агентурная деятельность, какими и с какого времени нормативными документами она регламентировалась, в научной литературе остается открытым. Первый по времени подобный документ, который удалось обнаружить в фонде Департамента полиции, это «Краткое руководство для заведования внутренней агентурой» (1906 г.). Позднее была разработана и в 1907 г. утверждена «Инструкция о работе с внутренней агентурой». Однако она не давала ответа на многие вопросы, которые возникали в розыскной деятельности. Поэтому в 1908 г. Московское охранное отделение предприняло попытку создания собственной инструкции о работе с секретными сотрудниками. Работа по совершенствованию инструкции 1907 г. велась и в Департаменте полиции, но вплоть до 1917 г. завершена не была. В то же время на протяжении 1907–1917 гг. появилась целая серия циркуляров, которые дополняли действовавшую инструкцию и уточняли некоторые ее положения.

Впервые отдельные ее фрагменты появились в печати в 1917 г., после февральского переворота, а полный ее текст был опубликован в 1941 г. в предназначенном для служебного пользования и поэтому долгое время являвшемся почти недоступном для исследователей издании «Заграничная агентура Департамента полиции. Записка С. Сватикова и документы Заграничной агентуры» (М., 1941. С. 121–131). И только в самое последнее время, после того как были открыты многие архивные спецхраны, З. И. Перегудовой удалось опубликовать проект департаментской инструкции 1907 г., а также инструкцию Московского охранного отделения 1908 г..

Из этих нормативных документов явствует, что тайная агентура подразделялась на секретных сотрудников («агентов внутреннего наблюдения»), осведомителей («вспомогательных агентов») и так называемых штучников. Секретные сотрудники, как правило, являлись участниками противоправительственных организаций и за свою деятельность получали ежемесячное жалованье. В качестве осведомителей выступали дворники, швейцары, официанты, трактирщики и т. д., которые давали информацию на «общественных началах». Штучниками называли лиц, которые были близки к революционному подполью, но, в отличие от секретных сотрудников и осведомителей, давали информацию нерегулярно, т. е. от случая к случаю, и по этой причине получали не жалованье, а одноразовое вознаграждение, размер которого зависел от важности сообщенной информации.

Давалась ли секретным сотрудником при поступлении на службу расписка, установить пока не удалось. В 1932 г. в книге Л. П. Меньшикова «Охрана и революция» была опубликована исповедь провокатора, фамилию которого автор не пожелал раскрывать. В ней говорилось: «Одним из главных условий приема в секретные сотрудники охраны является письменный акт отречения — так сказать, запродажная расписка в виде ли откровенных показаний или прошения о помиловании, или ходатайства о приеме на службу и т. д.». Это значит, что органы политического сыска стремились иметь документ, который отрезал бы секретному сотруднику дорогу назад.

Первоначально местные розыскные учреждения представляли в Департамент полиции только самые общие сведения о секретных сотрудниках и использовании средств на их содержание. После того как появились розыскные пункты, был утвержден «Свод правил, выработанных в развитие учрежденного господином министром внутренних дел 12 августа текущего года Положения о начальниках розыскных отделений». В нем говорилось: «Секретные агенты должны быть известны директору Департамента полиции. Как об агентах, имеющихся ныне, так и о вновь приобретаемых начальники розыскных отделений сообщают директору Департамента частными письмами без черновиков и занесения в журнал отделения».

Так в Департаменте полиции было положено начало картотеке секретных сотрудников, не только входивших в штат Департамента полиции, но и находившихся на содержании местных органов политического сыска.

Позднее для контроля за сведениями, поступавшими с мест, была введена ежемесячная отчетность губернских жандармских управлений, охранных и розыскных отделений, которая должна была давать представление о количестве секретных сотрудников по каждой политической партии или организации с указанием их социального положения (рабочий, крестьянин, интеллигент), а также о расходовании отпускаемых на агентурные цели средств с указанием клички секретного сотрудника, его стажа, названия освещаемой им партии, размера выплачиваемого жалованья.

Департамент полиции требовал особой тщательности в сохранении тайны службы секретных сотрудников от окружающих.

«Никто, кроме лица, заведующего розыском, и лица, могущего его заменить, — подчеркивалось в департаментской инструкции, — не должен знать в лицо никого из секретных сотрудников».

И далее: «Фамилию сотрудника знает только лицо, ведающее розыском, остальные же чины учреждения, ведающего розыском, имеющие дело со сведениями сотрудника, могут в необходимых случаях знать только псевдоним или номер сотрудника. Чины наружного наблюдения и канцелярии не должны знать секретного сотрудника и по кличке». «Секретные сотрудники, — подчеркивалось в инструкции, — ни в коем случае не должны знать друг друга, так как это может повлечь за собой „провал“ обоих и даже убийство одного из них».

Первоначально информация от секретных сотрудников поступала как в устной, так и в письменной форме (см., например, донесения Азефа.) В названной выше департаментской «Инструкции по организации и ведению внутреннего (агентурного) наблюдения» предусматривалось получение информации путем непосредственного контакта секретных сотрудников с их кураторами. В связи с этим особое внимание обращалось на содержание охранными отделениями специальных конспиративных квартир.

Однако, несмотря на то что в начале XX в. общение секретных сотрудников с их кураторами стало главной формой передачи информации, в виде исключения она могла поступать в органы политического сыска не только в устной, но и в письменной форме.

«На каждого секретного сотрудника, — говорилось в инструкции Департамента полиции, — заводится особая тетрадь (книжка), куда заносятся все получаемые от него сведения». Инструкция требовала, чтобы из этих книжек выписывались сведения об отдельных лицах и заносились на специальные листы, на каждом из которых сосредоточивались бы все агентурные сведения о том или ином лице, имевшиеся в охранном отделении.

Долгое время местные розыскные учреждения представляли в Департамент полиции только наиболее важную агентурную информацию. Названный выше «Свод правил, выработанных в развитие <…> Положения о начальниках розыскных отделений» ввел ежемесячное представление в Департамент полиции данных внешнего и внутреннего наблюдения по каждой губернии. А «Положение о районных охранных отделениях» (параграф 10) возложило на местные органы политического сыска обязательство ежемесячно представлять сводку агентурных данных не просто по губернии, а по каждой политической партии или же наблюдаемой организации отдельно.

6 декабря 1908 г. Департамент полиции дал по Особому отделу новую директиву (циркуляр № 42903):

«На основании циркуляра Департамента полиции от 3 сентября 1907 г. за № 133935, изданным в дополнение к параграфу 10 Положения о районом охранном отделении, представляются в Департамент полиции сводки агентурных сведений, из коих видна лишь общая картина деятельности всех сотрудников данного розыскного учреждения, но нет указаний, по которым можно было бы судить о деятельности каждого сотрудника в отдельности. Ввиду необходимости пополнения отчетности указанными сведениями Департамент полиции в дополнение к упомянутому циркуляру предлагает в первой графе сводок агентурных сведений в начале или в конце таковых обязательно указывать псевдоним или номер сотрудника, давшего агентурный материал, причем следует иметь в виду, что клички сотрудников как в денежной отчетности, так равно и в отчетности по розыску не должны быть изменяемы ни под каким предлогом в продолжении всей службы сотрудника в данном розыскном учреждении, причем, конечно, те же сотрудники для отделения могут носить и другие клички».

Если до этого отчеты давали представление только о наблюдаемых организациях, то с этого момента открылась возможность контролировать и деятельность секретных сотрудников.

Третьим источником информации, которая собиралась органами политического сыска, являлась перлюстрация.

Перлюстрация (т. е. контроль за перепиской) уходит корнями в далекое прошлое. Первые специальные учреждения, занимавшиеся этим контролем, так называемые «черные кабинеты», появились в России еще в XVIII в. Первоначально их деятельность ограничивалась в основном столицей. В 1880 г. существовало уже семь перлюстрационных пунктов (Варшава, Киев, Москва, Одесса, Петербург, Тифлис, Харьков). Позднее их количество увеличилось, а ареал деятельности распространился почти на всю территорию империи. «По данным Департамента полиции, — пишет З. И. Перегудова, — через цензуру проходило ежегодно по всей стране примерно 380 000 писем». Письмо, по тем или иным причинам привлекшее к себе внимание, копировалось и направлялось в Департамент полиции, который производил выяснение личности его автора и адресата, а также всех упоминаемых в письме лиц. В 1907–1914 гг. количество перлюстрированных писем достигало пяти-десяти тысяч в год.

Важный комплекс документов откладывался в результате производства органами политического сыска следственных действий. В 1871 г. расследование политических дел было передано местным жандармским управлениям.

«Все расследования, производимые охранными отделениями и жандармскими управлениями, — писал бывший начальник Московского охранного отделения П. П. Заварзин, — принимали одну из следующих трех форм:

1) предварительное следствие, производимое следователем по особо важным делам округа судебной палаты,

2) формальное дознание, производимое жандармским офицером в порядке 1035 ст. Устава уголовного судопроизводства, которое по окончании передавалось прокурору для направления в судебную палату,

3) административное расследование или „переписка“, производившаяся на основании „Положения о государственной охране“».

До 1902 г. «переписка» контролировалась 4-м, с 1902 г. — 7-м делопроизводством Департамента полиции, формальное дознание, кроме Департамента полиции, — прокуратурой и Временной канцелярией по особо важным уголовным делам при Министерстве юстиции.

21 мая 1887 г. специальным циркуляром № 1850 Департамент полиции установил документы, которые в обязательном порядке должны были представлять жандармские управления при производстве переписки или формального дознания. Не позже суток после начала следствия жандармское управление обязано было направлять в Департамент полиции специальное извещение об этом, которое в верхнем правом углу имело обозначение — букву «А» и поэтому на делопроизводственном жаргоне именовалось «литерой А». По получении «литеры А» до 1902 г. в 4-м, а с 1902 г. в 7-м делопроизводстве для контроля над следствием заводилось специальное дело, куда затем поступала вся связанная с ним переписка.

Если начиналось формальное дознание, за которым обязан был наблюдать прокурор, то одновременно с Департаментом полиции извещение о начале дознания направлялось в Министерство юстиции, и здесь во Временной канцелярии по особо важным уголовным делам тоже заводилось дело.

В ходе первого же допроса на каждого подследственного заполнялась анкета, в верхнем правом углу которой ставилось обозначение — буква «Б» и которая поэтому именовалась «литерой Б». Она содержала самые общие биографические сведения о задержанном. «Литера Б» направлялась в Департамент полиции, и здесь, если под следствием находилось несколько человек, на каждого из них в рамках общего дела заводилась особая папка, которая рассматривалась как часть этого дела и содержала сведения, касающиеся каждого подследственного в отдельности.

В случае изменения меры пресечения в Департамент полиции направлялась «литера В», об окончании переписки или дознания Департамент полиции ставился в известность «литерой Г».

Приступая к расследованию того или иного дела, губернское жандармское управление обязано было производить фотографирование.

Насколько удалось установить, обязательное фотографирование политических преступников было введено циркуляром Третьего отделения № 4936 от 31 июля 1879 г. и регулировалось циркулярами № 4694 от 19 июня 1880 г., № 9579 — 31 декабря 1880 г., № 5734 — октябрь 1881 г., № 2395 — 19 октября 1885 г., № 807 — 26 марта 1886 г., № 2763 — 5 сентября 1890 г., № 3162 — 15 октября 1890 г..

Одна фотография оставлялась в делах ГЖУ, пять следовало отправить в Департамент полиции. Одновременно циркуляр № 410 от 31 января 1903 г. предусматривал антропометрическое и дактилоскопическое обследование обвиняемого и составление специального протокола с описанием его примет.

Подтверждая обязанность жандармских управлений представлять в департамент фотографии лиц, обвиняемых в государственных преступлениях (фас и профиль), и отмечая разнобой в характеристике примет, циркуляр Департамента полиции № 410 от 31 января 1903 г. рекомендовал следующий набор вопросов для описания примет:

1) возраст,

2) рост — стоя и сидя,

3) телосложение,

4) цвет волос,

5) цвет глаз,

6) длина и ширина головы,

7) длина среднего пальца, мизинца левой руки и предплечья,

8) длина ступни левой ноги,

9) длина и ширина правого уха,

10) длина распростертых рук,

11) описание особых примет.

29 декабря 1906 г. был утвержден циркуляр № 1, в соответствии с которым вместо составления «протокола примет» предписывалось заполнение специальных регистрационных карт. «Два экземпляра такой карты, заполненной всеми сведениями с наклеенными на нее фотографиями, не позже как на другой день изготовления карточек [следовало] отсылать в Департамент полиции, адресуя в Регистрационный отдел».

«Со всех подвергаемых личному задержанию, — говорилось в циркуляре, — фотография должна быть снята по возможности или в самый день или же никак не позже следующего за задержанием дня». Причем с этого момента фотография должна была иметь три вида: в профиль, в фас и в полный рост. Один экземпляр регистрационной карты с фотографиями оставлялся в ГЖУ, два направлялись в Департамент полиции и здесь поступали в Регистрационный отдел.

По окончании предварительного следствия и формального дознания дело или закрывалось, или же передавалось в суд. Материалы «переписки» по представлению губернатора или же градоначальника рассматривались Особым совещанием при МВД, которое имело право приговорить обвиняемого к ссылке на срок до пяти лет. Все дела вносились в Особое совещание 5-м делопроизводством Департамента полиции, где в связи с этим на каждого обвиняемого заводилось специальное дело.

Для того чтобы контролировать деятельность учреждений и ориентироваться в его документации, существовало правило учета входящих и исходящих документов. Подобные книги или журналы учета обязаны были вести все учреждения политического сыска, в том числе и Департамент полиции.

Это правило не всегда выполнялось. Так, в середине 1908 г. в Особом отделе имелось около 15 тыс. документов, многие из которых нигде не были зарегистрированы, поэтому 19 декабря 1909 г. Директор Департамента полиции сделал следующее распоряжение:

«В общий входящий журнал не вносятся лишь бумаги, требующие по своему содержанию особой конспирации (как то: о секретных сотрудниках, отчеты и сводки по наблюдению и агентуре, о предполагаемых ликвидациях и арестах по делам политическим); подобные бумаги передаются из Секретарской части к г. вице-директору, ведающему Особым отделом, или непосредственно в Отдел установленным порядком. Поступившие в делопроизводства бумаги по рассмотрении их делопроизводствами должны быть сначала записаны во входящий журнал (срочные немедленно) и затем только передаваться для исполнения. Исключение делается лишь для бумаг, не терпящих в исполнении ни малейшего отлагательства; подобные бумаги исполняются без записи в журнале, но немедленно по исполнении они должны быть внесены в журнал». В связи с этим обращалось внимание на необходимость для бумаг с пометкой «срочно» вести особый журнал входящих документов.

Для облегчения поисков необходимых документов в каждом подразделении существовала именная картотека. С 1 января 1907 г., как уже отмечалось, был учрежден Регистрационный отдел, который на основе картотек отдельных подразделений создал общую картотеку Департамента полиции: Центральный справочный алфавит. К 1917 г. в нем насчитывалось 2,5 млн карточек примерно на 2 млн человек.

Следующий комплекс документов был связан с пребыванием революционера под стражей и на этапе. В ссылку человек мог быть направлен с конвоем (по этапу) и без конвоя. В первом случае на каждого этапируемого составлялся так называемый открытый лист. Он представлял собой своеобразный паспорт арестанта и наряду с общими сведениями о нем содержал описание его примет. Если ссыльный получал возможность добираться самостоятельно, ему на руки выдавалось проходное свидетельство, в котором указывались маршрут следования, сроки выбытия и прибытия.

Еще одна группа документов формировалась в результате пребывания в ссылке. Обычно после того как Особое совещание принимало решение о высылке, 5-е делопроизводство Департамента полиции извещало об этом начальника губернии, в которую высылалось то или иное лицо. Здесь в канцелярии губернского правления на него заводилось специальное дело, в котором концентрировалась вся последующая переписка этой канцелярии, связанная с пребыванием данного лица в губернии под надзором полиции.

Подобное же дело заводилось в местном ГЖУ, в розыскном или охранном отделении, если таковые существовали, в канцелярии полицмейстера, когда ссыльный находился под гласным надзором полиции в губернском городе, или же в канцелярии уездного исправника, когда гласный надзор отбывался в уезде. В результате этого пребывание в ссылке имело своим следствием появление не менее трех-четырех дел, которые откладывались в архивах названных учреждений.

Александр Островский «Кто стоял за спиной у Сталина»

Библиографическое описание:


Новоселов, М. Ю. Губернские жандармские управления: история создания и структура / М. Ю. Новоселов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 11 (70). — С. 286-288. — URL: https://moluch.ru/archive/70/12142/ (дата обращения: 21.05.2023).

Статья посвящена истории Губернских жандармских управлений (ГЖУ), одного из важнейших элементов правоохранительной системы Российской империи в XIX — начале XX в. В исследовании раскрываются предпосылки, история создания и развитие системы Губернских жандармских управлений. На основе анализа отечественной и зарубежной историографии, нормативных актов и мемуаров рассматривается история создания, структура и кадровый состав Губернских жандармских управлений.

Ключевые слова:Российская империя, политический сыск, правоохранительные органы, Отдельный корпус жандармов, Губернские жандармские управления.

В конце XIX — начале XX в. Отдельный корпус жандармов выполнял функции политической полиции и занимал одно из ведущих мест в системе правоохранительных органов Российской империи. Корпус был создан в 1827 г. для борьбы с революционным движением, которое в тот период было преимущественно дворянским и в следствие этого немногочисленным. Значительная доля революционеров являлась офицерами, в частности, участники восстания декабристов. В связи с этим жандармерия имела военную организацию и выполняла функции по наблюдению за инакомыслящими, прежде всего военнослужащими. Подобное положение стало меняться в 60–70.-х г. XIX в. Причиной преобразований послужило изменение социального состава революционного движения, в котором стали преобладать революционеры-разночинцы, что, в свою очередь, повлекло за собой переориентацию жандармерии на наблюдение за широкими слоями либеральной интеллигенции и студенчества. В результате этого возникла необходимость создания разветвленной сети территориальных (губернских) жандармских органов [5, с. 125]. Губернские управления внесли значительный вклад в работу Отдельного корпуса жандармов, но данные в историографии о их деятельности и структуре преимущественно отрывочны. Основное внимание отечественные исследователи уделяют изучению центральных органов политического сыска Российской империи, например, работы З. И. Перегудовой; Ф. Лурье, Н. П. Ерошкина [5, с. 519; 3. с. 399; 2. с. 710]. В зарубежной историографии данная проблема рассматривается обзорно [4].

Реформирование корпуса началось во второй половине XIX в. Согласно «Положению о Корпусе жандармов» от 9 сентября 1867 г., [6, с. 73] вместо жандармских округов, включавших в свой состав до 10 губерний, были созданы губернские жандармские управления (ГЖУ). Управления подразделялись на две категории. Различия между ними заключались в размере добавочного жалованья. В первую категорию входили ГЖУ 10 губерний, во вторую ГЖУ — 43 губернии [6, с. 73]. В 6 губерниях Северо-западного края и Царстве Польском существовали также уездные жандармские управления. В отдельных регионах страны сохранились жандармские округа (Варшавский, Кавказский и Сибирский). Окружные управления объединили деятельность губернских и уездных жандармских управлений, входивших в эти округа [6, с. 73].

Основу Корпуса жандармов составляли губернские жандармские управления, их начальникам подчинялись все губернские жандармские части и чины, за исключением столичных жандармских дивизионов, которые были в непосредственном подчинении у начальника штаба Корпуса. По строевой части ГЖУ подчинялись непосредственно Главному управлению Корпуса жандармов в лице шефа жандармов. Подчинение по оперативной части осуществлялось через III Отделение Собственной его императорского величества канцелярии, которое являлось высшим органом политической полиции в России и подчинялось непосредственно императору, [6, с. 74]. После прекращения существования III Отделения в 1880 г. Отдельный корпус жандармов поступил в распоряжение Министерства внутренних дел с одновременным подчинением Военному министерству.

С момента образования ГЖУ и до их ликвидации ни структура, ни функции их значительно не менялись, особенно это касалось управлений, располагавшихся в провинциальных губерниях. Как правило, и революционная деятельность, и общественные беспорядки не имели в провинции столь масштабного характера, как в более крупных регионах, в которых в начале XX в. возникла необходимость создания дополнительных органов политического сыска — охранных отделений.

К 1916 г. Отдельный корпус жандармов состоял из Главного управления (штаба), 75 губернских жандармских управлений, 30 уездных жандармских управлений, 33 жандармских полицейских управлений железных дорог (ЖПУ ж. д.) с 322 отделением в городах и крупных станциях, 19 крепостных и 2 портовых жандармских команд, 3 дивизионов, 1 конной городской команды, 2 пеших команд и 27 жандармских строевых частей [5, c. 131]. С течением времени количество офицеров и унтер-офицеров в ГЖУ увеличивалось незначительно. В 1880 г. насчитывалось 328 офицеров и 2290 унтер-офицеров, а к 1895 г. их число составляло 364 офицера и чиновника, а также 2474 вахмистра и унтер-офицера. Уровень образования среди генералов и офицеров первоначально был недостаточно высок, так, например, в 1873 г. высшее образование имели 4 %, среднее — 57 %, неоконченное среднее — 2 %, начальное — 11 %, домашнее — 26 %. Общая численность жандармского корпуса, по данным З. И. Перегудовой, к октябрю 1916 г. достигла 14 667 человек. «По списку проходило 8 генералов и 28 генерал-лейтенантов, из них 28 человек уже не занимали должности в Отдельном Корпусе жандармов, а часть уже находились в действующей армии» [3, с. 88].

Офицерский состав Корпуса жандармов пополнялся офицерами всех родов войск. Требования к поступающим в Корпус были достаточно жесткие: высокие нравственные качества, отсутствие долгов и пристрастий к алкоголю, а также азартным играм. Помимо этого не допускались на службу в Корпус лица, «женатые на католичках, и евреи, хотя бы крещеные» [4, с. 483]. Учитывалось отношение кандидата к сослуживцам и начальству, подчиненным и обществу. Информация собиралась жандармскими офицерами самостоятельно, без официальных запросов командованию части, чтобы как можно более объективно оценить поступающих в Корпус. По воспоминаниям А. Полякова, автора «Записки жандармского офицера», протекции командования частей и высокопоставленного начальства не имели значения, за редким исключением [1, с. 483].

Хотя в обществе служба жандармов и не пользовалась уважением, но кандидатов в Корпус хватало. Основными мотивами было высокое жалованье: первая для начинающего офицера должность адъютантская в губернских управлениях оплачивалась, по данным на начало XX в. в 130 рублей, затем можно было дослужиться до должности помощника начальника управления с окладом в 300–500 рублей в месяц [1, с. 483]. Для простого армейского офицера из провинции поступление в Корпус жандармов позволяло улучшить материальное положение и открывало хорошие перспективы для карьерного роста.

В своих мемуарах А. Поляков подробно описал процедуру поступления в Корпус. Поскольку вступительной программы тогда не существовало, проверялось общее образование, эрудиция, деловые и профессиональные качества кандидатов. Задавались вопросы о государственном устройстве, правовой системе и политической обстановке в стране. Затем, по воспоминаниям А. Полякова, задали написать сочинение, ему досталось «Значение судебных реформ 1864 года Императора Александра II» [1, с. 484]. Выдержавшие экзамен зачислялись для слушания лекций, которые длились по 4–5 месяцев. Курсы находились в расположении Петербургского Жандармского дивизиона, их посещало около 40 офицеров. Программа подготовки жандармских офицеров не была напряженной: занятия начинались в 11.30 и продолжались до 14–15 часов. В программу входило уголовное право, история революционного движения, железнодорожное дело, Устав Российских железных дорог, общие обязанности жандармской полиции и политический розыск. Слушатели курсов привлекались к дежурству по штабу и у командира корпуса [1, с. 486]. После окончания курсов происходило распределение новых жандармских офицеров, наиболее привлекательными были вакансии в охранные отделения, жандармские полицейские управления железных дорог, на которые принимались лучшие по результатам окончания курсов офицеры. В своих воспоминаниях А. Поляков опровергает сложившийся в то время миф о том, что жандармы, поступая на службу, давали специальную клятву, в которой отрекались от близких и обязывались никого не щадить. Необходимости в специальной клятве или присяге не было, поскольку офицеры Корпуса были военнослужащими и действительной оставалась присяга, данная при поступлении на военную службу [1, с. 488].

Большинство офицеров после окончания курсов распределялись по Губернским жандармским управлениям, первой ступенью была адъютантская должность. В каждом ГЖУ была закреплена должность адъютанта, значение этой должности трудно переоценить. В Московском и С.-Петербургском ГЖУ числилось по два адъютанта: один из них ведал строевой и хозяйственной частью, второй — секретной, то есть всей перепиской, на которой значилось «Секретно», «Совершенно секретно» и «Доверительно». Кроме того адъютант совместно с начальником ГЖУ должен был посещать смотры новобранцев, учебной команды и вновь приобретенных лошадей. Через адъютанта проходили все денежные переводы, передачи и переписка, направляемые к лицам, содержащимся под стражей и привлеченным в качестве обвиняемых к дознаниям.

В провинции должность адъютанта управления доставалась, как правило, вновь пришедшему в Корпус офицеру. Он работал под руководством начальника своего управления в течение нескольких лет и выполнял все возложенные на него поручения, которые включали в себя обязанности сразу нескольких человек, состоявших в той же должности в столице [1, с. 489].

Должностей начальников управлений было немного, их число было равно количеству губерний. При освобождении вакансии на эту должность Штаб ОКЖ практиковал выдвижение кандидатов по старшинству чинов.

Таким образом, являясь в губерниях провинциальной России ключевой структурой политического сыска, жандармские управления обладали рядом специфических особенностей. Штат провинциальных ГЖУ был немногочисленным, а сфера деятельности ГЖУ не ограничивалась каким-то одним направлением. К обязанностям жандармов относилось наблюдение за всем населением губернии, политическими, революционными партиями, а также за общественными организациями, ставившими перед собой антиправительственные цели, производство дознаний по делам о государственных преступлениях, производство расследований, оказание помощи полиции в восстановлении нарушенного порядка и в противодействии иностранным разведкам. Несмотря на перечисленные проблемы, создание губернских управлений позволило охватить территорию Российской империи сетью органов политического сыска.

Литература:

1.      Жандармы России / сост. В. С. Измозик. — СПб: Издательский дом «Нева», М.: «ОЛМА-Пресс», 2002. — 640 с.

2.      Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной россии. М.: РГГУ, 2008. — 710 с.

3.      Луерье Ф. М. Политический сыск в России. 1649–1917. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. — 399 с.

4.      Lauchlan I. Security Policing in Late Imperial Russia // Late Imperial Russia: Problems and Prospects. Essays in Honor of R. B. McKean / Ed. Thatcher I. Manchester, 2005.

5.      Перегудова З. И. Политический сыск России (1880–1917) / З. И. Перегудов. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013. — 519 с.

6.      Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. 1825−1881 гг. (в 55-и томах) — СПб.: Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии 1830−1885 — Т 42, № 44956

Основные термины (генерируются автоматически): управление, Отдельный Корпус жандармов, III, офицер, Российская империя, политический сыск, революционное движение, зарубежная историография, политическая полиция, специальная клятва.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гэотар медиа национальные руководства скачать
  • Джес плюс таблетки противозачаточные инструкция цена отзывы аналоги
  • Танрек инсектицид инструкция по применению цена
  • Инструкция к джойстику икс бокс 360
  • Game guardian как пользоваться инструкция на русском без рут