Политическое лидерство по стилю руководства

Сегодня слово «успех» неразрывно связано с понятием «лидер». Каждый, кто хочет нести ответственность за свою жизнь и не терять контроль над событиями, должен развивать в себе лидерские качества.

В чем сила лидера, и чем он отличается от хорошего руководителя? В чем секрет тех, кто может вести и рабочие коллективы к производственным рекордам, и  целые страны за своей идеей?

Понятие лидерства и его виды

01 (5).jpg

Лидерство — это вид социального влияния в группе с расчетом на достижение общих целей. Оно обусловлено наличием у лидера определенных качеств и черт характера, которые помогают решать вопросы и продвигать интересы конкретной группы наиболее эффективно. В основе лидерства лежат определенные потребности сложно организованных систем. 

Примеры эффективного проявления лидерства можно увидеть и в обществе, и в организации бизнеса, и в политике. Лидер играет ключевую роль в группе, являясь одновременно участником, признанным авторитетом и вектором ее развития. 

Понятие лидерства и его виды тесно связаны. В любой социальной группе можно выделить человека, обладающего харизмой и задатками руководителя, который может занять место лидера. Опираясь на тип его авторитета, различают:

  • традиционное лидерство. Связано с религиозными постулатами, ролью вождя;
  • рационально-легальное лидерство. Держится на знаниях лидера и его профессионализме;
  • харизматическое лидерство. Основано на уникальных, необычных способностях лидера.

В зависимости от проявления и применения лидерских качеств, выделяют 3 вида лидерства:

  1. Деловое — возникает на фоне производственных отношений и базируется на опыте, компетенции, умении решать рабочие проблемы;
  2. Эмоциональное — возникает в социальных группах и основывается на проявлении симпатии;
  3. Ситуативное — его отличает ограниченность временем и конкретной ситуацией. 

Лидерские качества и их развитие 

02 (5).jpg

Какие качества человека в лидерстве наиболее востребованы:

  • активность, инициативность в работе;
  • решительность и упорство в решении трудных ситуаций;
  • умение оказывать влияние на участников группы, способность завоевать их авторитет и уважение;
  • поведение, соответствующее моральным ориентирам и ценностям группы;
  • способность безопасно и креативно выходить за рамки различных норм и правил.

У лидера и у успешного руководителя много похожих качеств характера, которые помогают им руководить группами. Но не каждый хороший руководитель способен стать лидером коллектива.

Основные отличия:

Черты лидерства


Лидер


Руководитель

Причастность к группе

Представитель группы

Отделен от группы

Как выбирается

Негласно, спонтанно

Назначается официально

Основное поле действий

Межличностные отношения

Формальные взаимоотношения

Чем поддерживается власть 

Авторитетом

Официальными полномочиями занимаемой должности

На кого направлено

На последователей

На подчиненных

Типы современного лидерства:

  • лидер-организатор. Знает, как собрать и мотивировать команду, как найти подход к каждому сотруднику, сохраняет позитивный настрой;
  • лидер-дипломат. Искусно владеет рычагами влияния, умеет договариваться, досконально изучает каждую ситуацию, скрывает свои истинные планы и намерения;
  • лидер-борец. До конца отстаивает свое, действует сразу, без подробного выяснения ситуации; 
  • лидер-творец. Смелый, чуткий, инициативный, творческий, генератор идей;
  • лидер-утешитель. Харизматичный, убедительный, ему хочется доверять. Умеет поддержать при неудачах и поможет восстановиться после них.

Для развития лидерства существуют следующие рекомендации:

  1. Берите руководство жизнью в свои руки;
  2. Расставляйте приоритеты и не бойтесь серьезных целей;
  3. Проявляйте свою ответственность и подкрепляйте уверенность в вашей надежности у окружающих;
  4. Начните борьбу с собственными страхами;
  5. Увеличьте свою общительность, обзаведитесь новыми друзьями и знакомыми;
  6. Освойте искусство компромиссов, в споре старайтесь найти взаимовыгодное решение;
  7. Постоянно учитесь и интересуйтесь новой информацией.

Бесплатный урок с практикующим коучем

Демо-уроки по программе «Коучинг»

Политическое лидерство: его признаки и типы

Политическое лидерство — это процесс взаимодействия лица или группы лиц, наделенных официальной властью, с обществом, которое делегировало им часть своих прав и полномочий. 

В отличие от гражданского лидерства, политическое наделено специальным статусом, который дает возможность разрабатывать и принимать властные решения и активно продвигать свою идеологию в массы.

По стилю руководства  выделяют 3 типа политического лидерства: 

  1. Авторитарное лидерство. Основано на единоличной власти лидера. Он все контролирует, выдает распоряжения для участников группы. Не прислушивается к советам и чужим идеям;
  2. Демократическое лидерство. Подразумевает всеобщее обсуждение вопросов работы группы, высказывание мнений и идей от всех ее участников. Лидер прислушивается к чужим мнениям и формирует на их основе новые течения;
  3. Либеральный стиль лидерства или отстранённый. Лидер практически не проявляет себя в плане целеполагания и управления рабочим процессом, предпочитая наблюдать за происходящим со стороны.

Существует типологизация политических стилей лидерства, предложенная Д.Барбером. Он основывает ее на измерении степени активности исполнения обязанностей президента, как явного лидера и отношения его к этой роли. 

Ему удалось выделить 4 типа стиля:

Стиль лидерства


Активно-


позитивный 


Активно-


негативный


Пассивно-


позитивный


Пассивно-


негативный

Отношение к политическим обязанностям 

Получает настоящее удовольствие от работы

Видит своей целью служение интересам народа.

Работает много, но без удовольствия.

Прежде всего хочет реализовать свои интересы.

Испытывает привязанность к своей должности.

Исполняет долг минимально.

Оценка роли личности

Полная уверенность в своих силах.

Преуменьшает роль личности в политике. Считает, что роль политика предопределена.

Нерешителен, не  владеет ситуацией. Ориентирован на делегирование полномочий.

Обязанности воспринимает как тяжелый труд

Способ реализации роли

Самостоятельный и независимый.

Манипулирует властью и людьми.

Реализует обязанности через ближайших помощников.

Практически отстраняется от работы.

Политическое лидерство имеет несколько функций:

  • коммуникативная,
  • организаторская, 
  • координационная, 
  • интегративная,
  • функция арбитража и патронажа, 
  • функция поддержания консенсуса.

В современной психологии и политологии описано множество моделей лидерства с разными характеристиками. Чтобы самостоятельно разобраться в том, какое ю ближе всего вашему стилю взаимодействия с окружающими, нужно приложить немало усилий и времени. Хотите знать больше? Ждем вас на курсе «Психологическое консультирование и коучинг». 

  • Гайд «3 действенных инструмента для самокоучинга для достижения целей»

    Скачать бесплатно

  • Особую
    роль в политической элите общества играют политические лидеры.

    Leader в
    переводе с английского – «ведущий», «руководитель». То есть это человек,
    который берёт на себя функции управления другими людьми, социальной группой,
    партией, организацией или обществом в целом.

    Обратите
    внимание, буквальный перевод с английского языка ставит знак равенства между
    словами «лидер» и «руководитель». Но чаще всего социологи различают значение
    этих терминов.

    Руководитель
    – человек, занимающий определённую должность, имеющий полномочия управлять
    другими. Они могут быть закреплены в законах или иных нормативных документах. Лидер
    – это всё же скорее, «ведущий». Тот, кто может увлечь людей, внушить им некую идею,
    пробудить желание действовать, повести за собой.

    Руководитель
    назначается вышестоящим начальством или избирается в соответствии с
    определённой процедурой. Лидером становятся. Те, у кого есть способности,
    желание и воля влиять на окружающих. Иногда, чтобы подчеркнуть это различие,
    говорят о формальном и неформальном лидерстве.

    Идеальной
    ситуацией, в том числе в политической сфере общественной жизни, является
    совпадение в одном лице руководителя и ведущего. Формального и неформального
    лидера. Когда, человек, обладающий талантом организатора и вдохновителя, облечён
    к тому же официальной властью. Возможностью не только убеждать, но и
    заставлять.

    Роль
    политического лидера
    в развитии общества очень велика.
    Истории известна масса ситуаций, когда личные амбиции лидеров приводили к
    кровопролитным войнам. Или фанатизм руководителя (идеологический, религиозный)
    оборачивался многими тысячами или даже миллионами жертв, положенными на алтарь
    очередного «светлого будущего».

    Первый крестовый
    поход. 1096–1099 гг.

    С
    одной стороны, в развитии общества проявляются определённые закономерности, появляются
    проблемы, которые должны быть так или иначе разрешены. Но вопрос о том «так»
    или «иначе» это будет сделано, во многом зависит от лидеров.

    Функции
    политического лидера
    зависят от общества, которым он
    управляет, от конкретной исторической ситуации, от расстановки политических
    сил.

    ·       
    Но
    практически всегда именно он определяет цели развития и стратегию их
    достижения.

    ·       
    Руководит
    процессом выработки и принятия политических решений.

    ·       
    Сплачивает
    (интегрирует) своих сторонников и превращает в сторонников тех, кто до этого и
    не предполагал, что именно к этим целям он стремится.

    ·       
    Лидер
    берёт на себя функции арбитра при разрешении противоречий между отдельными людьми
    и социальными общностями.

    ·       
    Осуществляет
    коммуникацию между властью и массами.

    ·       
    Улавливает
    и выражает интересы различных групп населения (или одной конкретной группы).

    ·       
    Доводит
    до всеобщего сведения информацию о том, что предполагается сделать, для чего
    это нужно и к каким последствиям предпринятые действия привели.

    Далеко
    не каждый человек может стать политическим лидером. В своё время Никколо
    Макиавелли, итальянский мыслитель Эпохи Возрождения, задался вопросом, какие
    качества должны быть присущи руководителю государства
    .

    И
    в своей знаменитой книге «Государь» перечислил их. Политическому лидеру должны
    быть присущи личная доблесть, решительность, оптимизм. Очень важная способность
    – вовремя принять нужное решение и не колебаться в его исполнении. Он должен
    внушать доверие. Лидер, которого все или большинство ненавидят – не слишком
    удачный правитель. Руководитель государства должен быть готов действовать
    быстро и жёстко, если в этом будет необходимость. Или хитрить, как лис, идти на
    компромиссы, отступать. И всегда оставаться в глазах населения образцом
    добродетели и благородства.

    Как
    Вы относитесь к этому перечню? Чтобы уточнили, изменили, добавили?

    Выделяют
    различные типы политических лидеров.

    Про
    формальных и неформальных мы уже вспоминали. Эта классификация связана со способом
    утверждения лидера
    на его лидерском месте.

    Немецкий
    социолог Макс Вебер выделил три типа лидерства в зависимости от
    ресурсов, на которые они опираются. От характера их авторитета в обществе.

    Традиционные
    лидеры
    , как понятно из названия, опираются на традицию
    передачи власти, ритуал, силу привычки. Наследственная власть монархов – пример
    традиционного лидерства. Почему наследником трона становится старший сын
    короля? Так положено. Такова традиция. Так было принято у наших предков. А
    готов ли он выполнять роль лидера? Да, в общем, и не важно. Он же родился
    старшим сыном короля – этого достаточно.

    Король Норвегии
    Харальд V с семьёй

    Рационально-легальное
    лидерство
    опирается на закон. На представления о разумности
    того или иного порядка передачи власти. Подобные лидеры – президенты, премьер-министры,
    руководители партий чаще всего избираются на свою должность.

    Лидер блока ХДС/ХСС в
    ФРГ Ангела Меркель. Парламентские выборы 2013 г.

    Харизматическое
    лидерство
    связано с некими исключительными качествами индивида.
    В переводе с греческого χάρισμα – «помазание»,
    «дар, полученный свыше» (например, от Бога). Харизма лидера основывается не
    только на его индивидуальности. Те, кто идёт за ним, часто приписывают своему
    вождю те качества, которые хотели бы в нём видеть, поскольку воспринимают этого
    человека как личность, способную решить их самые животрепещущие проблемы. Вебер
    считал, что наиболее благоприятное время для прихода к власти
    лидеров-харизматиков – кризисные времена. Для масс это человек, не связанный с
    прошлым, которое и привело к кризису. Именно поэтому ему можно доверить своё
    будущее.

    Фидель Кастро, лидер
    кубинской революции (в центре). Январь 1959 г.

    По
    тактике достижения поставленных целей
    выделяют:

    ·        
    лидеров-консерваторов,
    которые стремятся сохранить существующий общественный строй в неизменности;

    ·        
    реформаторов
    – они готовы к преобразованию различных сфер общественной жизни, в том числе, и
    властных структур;

    ·        
    и
    революционеров, которые ставят целью полное изменение общественного порядка (что
    редко бывает возможно осуществить мирным путём).

    По
    стилю руководства
    лидерство бывает авторитарным,
    либеральным и демократическим. Первое основано на приказах, не подлежащих
    обсуждению, силовых методах принуждения и жёстком контроле. Второе предполагает
    отстранённость руководителя от реального управления деятельностью: у
    подчинённых – полная свобода действий. Такой стиль называют ещё
    попустительским. Демократический лидер опирается на решения, принятые в
    результате коллективного обсуждения. Он организует деятельность по их
    реализации, но в то же время даёт подчинённым возможность действовать
    самостоятельно, не подавляет их инициативу.

    Ещё
    одну классификацию лидеров предложила американский учёный Маргарет Херман.
    Взяв в качестве критерия их имидж, ролевое назначение.

    ·       
    Бывают
    лидеры-знаменосцы. Они формулируют идеи, которые вдохновляют массы. Знаменосцы
    самостоятельны в принятии решений, в определении целей деятельности.

    ·       
    Лидеры-служители
    стремятся исправно служить своим приверженцам. Реализовывать интересы той
    группы, которая их выдвинула, партии, программа которой содержит цели и
    стратегию их достижения.

    ·       
    Лидер-торговец
    привлекает сторонников, «заворачивая» идеи в красивые, яркие упаковки. То есть
    умеет «красиво» подать их. Обычно такие лидеры окружают себя командой
    профессионалов, которые могут найти самые эффективные пути решения проблем.

    ·       
    И,
    наконец, лидеры-пожарные быстро и решительно действуют в кризисных ситуациях.
    Они проявляют гибкость, используют самые разные способы управления.

    Большинство
    современных лидеров сочетают в себе качества нескольких типов.

    Попробуйте
    заполнить таблицу «Типы политических лидеров».

    Лидер, лидерство. Эти понятия нам всем знакомы. Ежедневно мы встречаем людей-лидеров или сами проявляем лидерские качества.

    Лидер — лицо в какой-либо группе, организации, команде, подразделении, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

    Лидерство может проявляться на различных социальных уровнях. Огромное значение имеет роль политического лидера. Именно эти люди управляют целыми государствами, решают их судьбы. История знает немало примеров, когда по воле и политического лидера и ради его интересов развязывались войны, когда ради идей «вождя», гибло огромное количество людей.

    История политического лидерства имеет глубокие древние корни. Ученые Античности и Средних веков большое внимание уделяли политическим лидерам. В монархах, вождях, консулах они видели истинных творцов истории. Повествования о тех или и иных событиях того времени, напоминают рассказ о героических подвигах лидеров государств.  Большой вклад в исследования лидерства внес Макиавелли в работе «Государь». В ней он описал, какими качествами должен обладать человек, чтобы управлять государством и привести его к процветанию.

    Победа никогда не бывает полной в такой степени, чтобы победитель мог ни с чем не считаться и в особенности — мог попрать справедливость.

    М. Вебер выделил три основных типа лидерства:

    Традиционное лидерство – основано на традициях и происхождении. Наследный принц обязательно станет королем. Несмотря на то, что у него нет лидерских качеств и политического склада ума.

    Харизматическое лидерство — основано исключительно на личности самого лидера, на его ораторском искусстве и харизме. Или на образе, который приписывает ему народ, поддерживает и раздувает ближайшее окружение и СМИ. Основой харизматического лидерства является превосходство лидера над другими.

    Рационально-правовое – лидерство основывается на законодательно-правой базе государство. Например, президент избирается по законам своей страны. Граждане доверяют ему управление на какой-то срок и возлагают на него должность, предполагающую определенные обязательства.

    По стилю руководства выделяют следующие типы лидерства:

    Авторитарный-лидер принимает все решения единолично, концентрирует всю власть в своих руках, основывается на полном подчинении.

    Демократический – привлекает к управлению массы, активизирует инициативу последователей, старается разделить свои полномочия.

    Так же лидер может быть универсальным и ситуационным, в зависимости от того, когда он проявляет свои лидерские качества. Если лидерские качества проявляются только в определенных ситуациях, требующих быстрых решений и мобилизации всех человеческих ресурсов, то такой лидер будет называться ситуационным, если же лидерские качества проявляются постоянно, то данный вид лидерства называется универсальным.

    По количеству задействованных в политическом лидерстве выделают групповое и индивидуальное лидерство. Групповое лидерство подразумевает управление нескольких людей, например, партии. Индивидуальное — управление одного человека.  

    Типы лидерства могут сочетаться между собой.  

    Ленин — харизматический, демократический, ситуативный лидер.

     Елизавета II традиционный, демократический, универсальный лидер.

     Путин — рационально-правовой, демократический, универсальный.

     Гитлер — харизматический, универсальный, авторитарный.

    Перечислять можно долго. Политическое лидерство существует с древних времен и мир повидал десятки авторитарных, харизматических, традиционных, демократических, ситуативных, универсальных лидеров. Сколько их еще будет. Присмотритесь к мировым политикам. Может, вы теперь сможете сказать о них немного больше?

    © blog.tutoronline.ru,
    при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    Проблема
    политического лидерства имеет богатейшую
    историю исследования. В современной
    политической науке существует множество
    подходов к пониманию сущности лидерства.

    Функции
    политического лидера.

    1. Функция
      оценки. Дается своевременный всесторонний
      анализ ситуации.

    2. Мобилизующая.
      Стремление получить массовую поддержку
      в осуществлении планов.

    3. Лидер
      принимает решения.

    Типы лидерства:

    1. традиционное.
      Основывается на силе традиций, то есть
      лидеры выявляются, определяются в
      соответствии с правилами, содержащимися
      в многолетних обычаях. Такой тип
      характерен для доиндустриального
      общества.

    2. харизматическое.
      Основывается на вере присутствия у
      человека исключительных качеств, то
      есть все способности индивида
      рассматриваются его последователями
      как сверхестественный дар. Такой тип
      присущ развивающимся странам.

    3. легальное.
      Основывается на убежденной вере в
      законность порядка, его разумность.
      Лидер избирается демократическим
      путем. Легальный лидер – выступает как
      исполнитель государственной воли
      (бюрократ, чиновник).

    Стили лидерства:

    1. авторитарное.
      Характерно стремление к монопольной
      власти. Лидер такого типа определяет
      цели общества и способы их достижения.
      Он пытается повышать активность своих
      последователей административными
      методами.

    2. демократическое.
      Стимулирует активность последователей
      путем пробуждения у них чувства
      собственного достоинства, создание у
      них атмосферы сотрудничества. Его
      решения обсуждаются.

    3. невмешивающееся.
      Стремление уйти от решения имеющихся
      проблем, обезопасить себя от
      ответственности, переложить свои
      функции на ближайших помощников.

    Политический лидер – человек с высоким
    общественным авторитетом, сильным
    личностным влиянием, способный
    аккумулировать и адекватно выразить в
    своей деятельности интересы определенных
    социальных сфер.

    16. Понятие, структура и функции политической системы .

    Одним из подходов, которые используются
    в анализе политической системы общества
    является, институциональный подход. С
    точки зрения этого подхода политическая
    система представляет собой систему
    институтов, в рамках которой проходит
    политическая жизнь общества и
    осуществляется государственная власть.
    Понятие институт произошло от латинского
    institutum– установление,
    учреждение, и имеет несколько значений:
    институт брака, собственности, названия
    ВУЗ и НИИ. Политический институт – это
    элемент политической системы (государство,
    партии, общественные организации,
    политические институты). В состав
    политической системы общества входят
    следующие элементы:

    1. государство

    2. политические
      партии

    3. общественные
      организации

    4. политические
      нормы

    5. политические
      отношения

    6. политическое
      сознание и политическая культура.

    Гос-во, политические партии и общественные
    организации образуют политическую
    организацию как подсистему в политической
    системе общества.

    Политические
    нормы и политические отношения как
    элементы политической системы общества.

    Политические
    нормы. Норма – предел возможного.
    Разрешено то, сто не запрещено. Основу
    социальных норм образует право, закон.
    Именно право через закон служит основой
    функционирования как государства, так
    и общественных организаций. Важнейшим
    законом для функционирования государства
    является Конституция, а деятельность
    политических партий основана на законе
    о политических партиях. Конституция
    закрепляет и основу политического –
    правового статуса личности. Это делается
    в разделе Личность, общество, государство.
    В систему социальных конституционных
    норм входят также и политические нормы
    – политические обычаи и традиции,
    политическая мораль.

    Политические
    отношения. Политические отношения –
    отношения между классами, политическими
    группами, между государством и гражданами
    по поводу власти в связи с выработкой
    и осуществлением политики. Политические
    отношения выражают взаимодействие
    субъектов политической власти, при
    котором происходит обмен политической
    информацией. В структуре политических
    отношений различают конфликты,
    компромиссные и консенсусные
    (согласительные) отношения. В результате
    сложных политических отношений появляются
    правящие силы (партии и оппозиция).

    Функции
    политической системы общества.

    Политическая

    система

    вход

    выход

    Вход.
    Это практически любое событие, которое
    по отношению к политической системе
    является внешним, влияет на неё и способно
    её изменить.

    Выход.
    Ответная реакция на взаимодействия,
    преобразования политической системой,
    её специализированными институтами в
    решения. Решения передаются как
    информационный сигнал в среду.

    Обратная
    связь между ВХОДОМ и ВЫХОДОМ осуществляется
    через окружающую среду. Это так называемая
    петля обратной связи.

    На
    ВХОД политической системы подаются
    импульсы различного рода. Во-первых,
    это требования направленные в адрес
    властей, они служат сигналом о наличии
    в обществе определённых потребностей.
    Во-вторых, на ВХОДЕ существует импульс
    поддержки. Поддержка – есть выражение
    лояльности членов общества по отношению
    к системе. К функциям на входе политической
    системы относятся политическая
    социализация и рекрутирование, артикуляция
    интересов, агрегирование интересов,
    политическая коммуникация. На ВЫХОДЕ
    политическая система выполняет функции
    нормотворчества (законотворчества),
    применения правил и норм, контроль за
    соблюдением правил и норм.

    1. Политическая
      социализация – процесс освоения
      личностью политики как особой сферы
      жизнедеятельности.

    2. Политическое
      рекрутирование – означает функцию
      заполнения ролей в политической системе,
      то есть выполнение личностями определённых
      политических ролей: выборщика, гражданина,
      президента, депутата, министра, мэра,
      судьи, партийного или профсоюзного
      функционера.

    3. Артикулирование
      интересов – процесс, посредством
      которого выражаются требования.
      Непосредственно реализуют эту функцию
      группы интереса, которые отражают
      многообразие и сложность общества.
      Артикулирование интересов может быть
      явным и скрытым. Явное артикулирование
      выражается в чётко сформулированном
      требовании. Скрытые – в поведении,
      настроении, которое должно восприниматься
      политической системой.

    4. Агрегирование
      интересов – функция, превращающая
      требования в альтернативы государственной
      политики. Агрегирование интересов
      оформляется в политические заявления,
      программы, законодательные предложения,
      предвыборные платформы.

    5. Функция
      политической коммуникации обеспечивает
      связь между элементами политической
      системы, а также между политической
      системой и средой. Коммуникативная
      функция тесно связана с деятельностью
      средств массовой информации, которые
      существуют для утверждения духовных
      ценностей, оказывают воздействия на
      оценки поведения людей, во многом
      формируют общественное мнение, интересы
      и общие цели.

    Функции
    политической системы на выходе.

    1. Функция
      нормотворчества включает в себя процесс
      разработки законов, определения правовых
      норм поведения людей и групп в обществе,
      а также деятельность социальных
      институтов.

    2. Функция
      применения правил и норм подразумевает
      приведение их в действие, в социальную
      практику. Государственная политика не
      исчерпывается принятием законов,
      инструкций, принятием постановлений,
      а конечная судьба зависит от его
      реализации.

    3. Функция
      контроля за соблюдением правил и норм
      находится в преимуществе в компетенции
      судебной ветви системы государственной
      власти. Однако и законодательная и
      исполнительная власти играют в её
      реализации немалую роль.

    Входящие
    и выходящие функции тесно связаны между
    собой и обеспечивают адаптацию системы
    к окружающей среде. В этих функциях
    проявляется реагирующий и саморегулирующий
    потенциал системы, который позволяет
    корректировать ей внутренние процессы
    и структуры, чтобы избежать разрушения.

    ТЕМА 8. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

    8.1. Сущность политического лидерства

    8.2. Стили и типы политического лидерства

    8.1. Сущность политического лидерства

    Одной из основных функций политической элиты является выдвижение из своей среды политических лидеров (от анг. leader — ведущий, управляющий). Лидеры выступают ключевыми фигурами политической жизни и оказывают реальное влияние на общественные процессы. К таковым принято относить индивидов, признающихся обществом в качестве руководителей и получающих в силу этого право на принятие политических решений. В роли лидеров могут выступать не только отдельные личности, но и целые организации: партии (КПСС в Советском Союзе), государства (США в современном мире).
    Политическое лидерство как способ организации и реализации власти посредством предоставления исключительных полномочий отдельным субъектам политики проистекает из самой природы человека. Развиваясь параллельно с эволюцией самого общества, лидерство на каждом историческом этапе приобретает свои специфические формы. Так, на ранних стадиях развития цивилизации оно проявлялось в виде силового доминирования отдельных индивидов. В период Античности авторитет лидера опирался на его знания и опыт, а само лидерство существовало в виде наставничества. Феодальная эпоха породила тип лидерства, в основу которого был положен принцип принадлежности к семье или клану. Лидерство понималось как богоизбранность. Наконец, в новейшее время (ХХ в.) сформировались две противоположные формы лидерства: одной из них (характерна для
    тоталитарных и авторитарных режимов) является вождизм, другая же (характерна для демократических государств) — легальное лидерство, основанное либо на назначении, либо на выборе руководителя населением.
    Несмотря на различия в проявлениях, лидерство предстает явлением универсальным. Универсальность проявляется в единстве функций, которые во все исторические эпохи возлагались обществом на лидеров.

    • К таковым относятся:
      • диагностическая — люди ждут от лидеров авторитетной, точной и своевременной оценки политической ситуации в обществе;
      • стратегическая — люди ждут от лидеров выработки оптимального политического курса, соответствующего сложившейся в обществе ситуации;
      • мобилизующая — люди ждут от лидеров постоянного обоснования верности данной ими оценки политической ситуации и их побуждения к действиям по достижению поставленных задач;
      • интегративная — люди ждут от лидеров создания атмосферы, в которой разнородные общественные группы могли бы ощущать себя единым целым;
      • патронажная и арбитражная — люди ждут от лидера защиты от беззакония и произвола со стороны бюрократии, помощи в чрезвычайных и кризисных ситуацях;
      • персонификация политических явлений. Эта функция снимает ощущение обезличенности политических процессов, поэтому ответственность за значительные события общественной жизни, имевших как положительные, так и негативные последствия, возлагается на политиков. Например, процессы либерализации советской системы, выраженные термином «перестройка», в общественном сознании ассоциируются с именем М. Горбачева, а рыночные реформы в России начала 90-х гг., прозванные народом «шоковой терапией», — с именем Е. Гайдара.

    Как значимый элемент политической системы лидерство вызывает постоянный и неослабевающий интерес у ученых, высказывающих самые различные взгляды на его узловые аспекты. Разногласия вызывает вопрос о том, кого следует относить к лидерам. По мнению одних, лидерами являются все крупные политические деятели, выполняющие управленческие функции: государственные чиновники высшего уровня, назначенные на свои должности (например, министры) или выбранные на них (президент, губернаторы, парламентарии). Другие авторы, в противоположность высказанной позиции, заявляют, что лидерство — это форма признания авторитета не всех политических руководителей, а лишь наиболее выдающихся. С этой целью они делят всех политических деятелей на великих и обычных либо вообще не признают последних таковыми. Выдающимся лидерам — спасателям нации или реформаторам (к таковым, например, относят Ф. Рузвельта, претворившего в жизнь программу выхода страны из кризиса; Г. Коля, сделавшего очень многое для объединения Германии) — противостоят руководители-менеджеры с более скромной миссией и более узкой сферой деятельности. Число реальных лидеров, таким образом, значительно уменьшается. Оно становится еще меньше, если подходить к вопросу о сущности лидерства с позиций третьей группы ученых, которые считают, что лидерство есть неформальный, основанный сугубо на авторитете аспект управления и как таковой противостоит формальному руководству — управлению, основанному на значении официальной должности. Согласно данной точке зрения, реально лидерами признаются лишь крупные общественные деятели, механизм взаимодействия которых с ведомыми строится на влиянии силы авторитета, личной харизмы, а сами они при этом выступают в роли своеобразного персонифицированного центра национальной ориентации своего народа. Примером подобного лидерства является М. Ганди.
    Перечисленные подходы отражают отдельные проявления феномена политического лидерства. Думается, что правы те исследователи, которые считают, что лидерство — это явление комплексное и может сочетать в себе оба аспекта: неформальный статус, связанный с субъективными возможностями и способностями личности влиять на последователей, и формально-должностной, дающий право принимать политические решения и использовать многообразные правовые и административные ресурсы. С этой точки зрения, политический лидер — это любой участник политического процесса, активно воздействующий на него, стимулирующий социальную группу или общество в целом на достижение определенных целей.
    Нет единого мнения и относительно природы лидерства. Одни исследователи полагают, что лидерство есть результат психопатологии личности. Одним из первых эту версию в ХIХ в. выдвинул итальянский врач Ч. Ломброзо в книге «Гениальность и помешательство». Он считал, что природа гениальности как в искусстве, науке, так и в политике имеет в основе психическую аномалию. По Ламброзо, именно гениальным безумцам (революционерам, «пророкам», реформаторам), способным предугадать потребности времени, народы обязаны ускорением исторического развития.
    В ХХ в. трактовка лидерства как дефектов личности была продолжена в
    психоаналитических теориях. В рамках этого направления популярность получило составление психобиографий известных политиков, написанных, как правило, под влиянием теоретических идей основоположника психоанализа З. Фрейда или его ученика А. Адлера. Как отмечалось выше, З. Фрейд считал, что природа всех общественных институтов, в том числе политических, а также феномен лидерства связаны с проявлением двух основных инстинктов человека: сексуального, воплощаемого через энергиюлибидо, и агрессивного. Эта энергия может разряжаться различными способами, в том числе в социально приемлемых видах активности: творчестве, профессиональной деятельности, спорте, политике. Фрейд обозначил этот процесс перевода энергии термином «сублимация». Но возможны патологические проявления этих инстинктов. С этой точки зрения, жестокость, садизм и коварство известных тиранов (например, Нерона, Сталина) есть не что иное, как проявление невротической агрессивности. В частности эту идею Фрейда развивает современный американский психоаналитик Д. Ранкур-Лаферриер. В книге «Психика Сталина» он высказывает версию о сформированном в детстве у будущего вождя комплексе незащищенности, который затем перерос в жажду мести — «бить», уничтожать оппонентов. Мощное влияние на исследование природы лидерства оказали идеи ученика З. Фрейда — А. Адлера. Согласно этому ученому, источником стремления индивида к власти и превосходству является ощущение собственной неполноценности. Комплекс неполноценности берет начало в раннем детстве (переживание детской беспомощности и зависимости от родителей, физических дефектов) и позже компенсируется в различных формах поведенческой активности. Сторонники этой теории пытаются доказать ее, используя ссылки на исторические примеры: американский президент Ф. Рузвельт, страдавший от паралича, шведский король Карл XII и Наполеон, низкий рост которых якобы определил их ориентацию на завоевательную политику. Идея Адлера о возможности патологической компенсации (гиперкомпенсации) неполноценности лежит в основе трактовок феноменов тирании Сталина (физические недостатки) и Гитлера (сексуальные проблемы, неудача при поступлении в венскую Академию художеств). Несколько иной вариант понимания природы лидерства предложил американский политолог Г. Лассуэлл. Жажда власти, свойственная отдельным людям, есть попытка компенсации неадекватной самооценки (чувство моральной и интеллектуальной неполноценности, чувство слабости и незначительности, ощущение собственной посредственности) или какого-либо травмирующего события детства. По Лассуэллу, пережитое в детстве чувство стыда является ключом для понимания природы лидера-агитатора (потребность обличать других), а крах детских и юношеских надежд объясняет феномен лидера-теоретика.
    В поле внимания политических психологов этого направления находятся проблемы мотивации лидерства, т.е. побудительных причин, заставляющих людей стремиться к власти, стили лидерства, а также вопросы ранней социализации будущих политиков, в том числе влияние взаимоотношений в родительской семье на формирование самооценки и мотивов самореализации в политике. Однако вряд ли будет правильно рассматривать феномен лидерства только как компенсацию психологических дефектов личности. Несогласные с этим исследователи предложили другие теории. Одна из самых оригинальных версий была высказана Л.Н. Гумилевым. Импульсом к лидерству является пассионарность — особый вид энергии, особая страсть, присущая лишь отдельным людям и направленная на преобразование окружающего мира. По мнению ученого, Наполеон, Александр Македонский и ряд других исторических личностей — примеры пассионариев, сумевших сломать инерцию традиции и давших пассионарный импульс для исторического взлета своих народов.
    В 40-50 гг. ХХ в. в западной политологии широкое распространение получила теория черт, объясняющая феномен лидерства врожденными личными качествами: энергичностью, компетентностью, остроумием, способностью брать на себя ответственность, храбростью и др. Но сторонникам этого направления не удалось прийти к общему мнению относительно тех черт, которые обязательны для выдвижения индивида в лидеры. Количество этих черт исчислялось десятками у одних и достигало 200 у других. Следует признать, что, действительно, позиция лидерства требует проявления особых качеств. Вряд ли робкий, замкнутый и не способный к общению с другими человек попытается реализовать себя в политике. Но эти теории не учитывали того, что не все в политике зависит от качеств лидера. Если бы положение индивидов в системе властных отношений определялось только врожденными качествами и психологической ориентацией на доминирование или подчинение, не было бы самого факта политической борьбы. Последняя же доказывает, что природа лидерства определяется и другими факторами, внешними по отношению к человеку: отношением избирателей к политику, организационной поддержкой, возможностью использовать преимущества своего должностного положения в предвыборных кампаниях. Эти факторы были учтены в концепциях, которые пришли на смену теории черт.
    Ситуационная теория настаивает на том, что лидеров формирует ситуация: место, время, обстоятельства. Каждая ситуация выдвигает на передний план тех людей, которые способны ее разрешить, а поэтому разные обстоятельства требуют появления качественно разных лидеров. Так, например, митинговая стихия делает востребованным тип политика-агитатора, но этот человек может оказаться неэффективным как политик, способный предложить программу выхода страны из кризиса. И наоборот, политик-теоретик может чувствовать себя беспомощным в роли публичного лидера на митинге, поскольку ситуация изменилась и от него требуются качества оратора, способного в доходчивой и эмоциональной форме объяснить собственное видение решения общественных проблем.
    Теория определяющей роли последователей развивает тезис о том, что лидеров «делают» окружающие их последователи. Лидер трактуется как человек, который наиболее успешно осуществляет ориентацию на выражение потребностей других людей. Существуют разные версии этой теории. Согласно одной из них, лидер способен распознать потребности и интересы своих последователей и предложить им программу их осуществления. По другой версии, лидер лишь марионетка в руках своей группы и выполняет ее прямые указания.
    Наконец, еще одна группа ученых отстаивает точку зрения, согласно которой лидерство есть результат совокупного воздействия целого ряда факторов, в том числе и всех выше отмеченных (интегративная теория). Лидерство предстает явлением многомерным, определяемым целым рядом переменных величин, среди которых индивидуальные черты лидера (субъективные качества, мотивация, определяющая стремление к лидерству), факторы внешней по отношению к индивиду среды (ситуация, характеристика последователей), а также механизм его взаимосвязи с последователями.

    8.2. Стили и типы политического лидерства

    Внешние факторы, влияющие на формирование политического лидера

    Индивидуальные черты, влияющие на формирование лидера

    Многогранность феномена лидерства проявляется в существовании многообразных лидерских типов и стилей.
    Стиль лидерства как устойчиво воспроизводимая отличительная модель осуществления лидером своих функций фиксирует своеобразие его поведения, характер взаимодействия с ближайшим окружением и последователями, ценностные ориентации, особенности принятия решений и ряд других факторов. Психологи и политологи выделяют разные стили лидерства в зависимости от определенных признаков.
    1. Самая распространенная типология акцентирует внимание на характере взаимоотношений политика с ближайшим окружением (командой политика).

    • Соответственно различают:
      • авторитарный стиль, который предполагает единоличное направляющее воздействие лидера. Основной метод руководства — директивы, приказы и поручения, основанные на угрозе применения наказания. От подчиненных требуется безотказное выполнение его воли и беззаветная преданность;
      • демократический стиль. В этом случае для лидера характерен учет интересов и мнений окружающих его людей, привлечение их к принятию решений и стимулирование инициативы. Основной метод руководства — поощрение и похвала окружающих;
      • попустительский (отстраненный) стиль проявляется в пассивной позиции лидера при осуществлении им управленческих функций и предоставлении большой самостоятельности исполнителям, а также в желании избежать возможных конфликтов. Основной метод руководства — просьбы, уговоры, советы. Возможны ситуации, когда само ближайшее окружение начинает манипулировать политиком.

    При рассмотрении стилей политического лидерства не потеряли актуальности идеи Н. Макиавелли и В. Парето о политиках-лисах и политиках-львах. Лидерский стиль первых будет определяться преобладанием таких качеств, как осторожность, способность лавировать, стремление к достижению компромисса. В поведении же львов будут преобладать прямолинейность, решительность и склонность к использованию силовых ресурсов.

    • 2. На основании такого критерия, как отношение лидера к переменам и способности к инновациям, выделяют:
      • консервативный стиль. Консервативные лидеры ориентированы на руководство в соответствии с установившимися ранее нормами и традициями. Их сильными сторонами являются выдержка, верность делу, терпимость, внимательность и умение предвидеть обстоятельства;
      • инициативный стиль проявляется в способности лидера выходить за рамки общепризнанных правил управления и в генерировании новых идей. Для инициативных политиков типичны, с одной стороны, решительность, смелость, упорство в достижении цели, с другой — чрезмерная требовательность, неумение менять поставленные цели, импульсивность, стремление слишком много брать на себя. Применительно к общественному деятелю инициативный стиль, в свою очередь, может проявляться в нескольких формах:
        • реформационное лидерство — лидер ставит задачу постепенного эволюционного преобразования политической реальности;
        • революционное лидерство — лидер ориентирован на задачу фундаментального изменения общественной системы в целом или ее отдельных сфер;
        • реалистическое лидерство — политик выдвигает адекватные ситуации задачи, учитывает наличие ресурсов для ее достижения и прогнозирует возможные последствия;
        • авантюристическое лидерство — при принятии решений политик руководствуется эмоциями, а не трезвым расчетом, стремится к достижению завышенных или рискованных целей.
    • 3. В зависимости от цели, на которую ориентирован политик, выделяют:
      • инструментальное лидерство, сконцентрированное на достижении поставленных задач и соответственно требующие от лидера и его команды высокого уровня компетентности;
      • эмоциональное лидерство, ориентированное на установление хороших взаимоотношений с последователями.

    4. Многогранность феномена политического лидерства, включающего в себя стиль руководства, доминирующие черты характера, мотивацию к лидерству и образы лидера, существующие в сознании его последователей, породила к жизни разнообразные варианты типологий лидерства. Одна из самых популярных типологий опирается на идею М. Вебера о разных типах легитимности.

    • В зависимости от природы авторитета, на котором построена власть лидера, в политологии выделяют:
      • традиционное лидерство, которое предполагает влияние, основанное на вере последователей в святость традиции (монархи, старейшины и вожди племен);
      • харизматическое лидерство, формирующееся на основе веры населения в исключительные личные качества лидера. Примером может служить вера населения Ирака в возможность С. Хуссейна противостоять США;
      • рациональное лидерство. Ресурсы влияния лидера базируются на факте назначения или избрания его на определенную должность. Именно такой легитимностью обладает большинство современных президентов и глав исполнительной власти.

    Типология Вебера не потеряла актуальности и сегодня. Наибольший интерес вызывает феномен харизматического лидерства, а точнее условия, определяющие возможность его появления. В первую очередь, подобное лидерство бывает востребованным в чрезвычайных ситуациях. Общество испытывает потребность в появлении лидера, который мог бы подняться над корпоративными групповыми интересами, сплотить нацию и предложить ей программу выхода из кризиса. Известны случаи, когда харизматический авторитет подкреплял собой легальную легитимность (Ф. Рузвельт). Отсутствие экстремальных условий не исключает возможность появления харизматических лидеров, ассоциирующихся в массовом сознании с сильным типом личности, способным добиваться поставленных целей. Харизматический авторитет, кроме того, требует постоянного подкрепления. Это могут быть успехи антикризисной программы, рост благосостояния, успехи во внешней политике. В противном случае связь лидера и последователей ослабевает, а сам политик теряет свою популярность. Примером является политическая биография Ш. де Голля — национального героя и президента Франции. Последние годы его президентства характеризовались негативным отношением к проводимой им политике со стороны населения. После поражения на референдуме де Голль объявил о своей отставке. В конце 80-х — начале 90-х гг. элементы харизматичности носила и популярность Б. Ельцина.
    Любой современный политик хотел бы обладать харизматической популярностью. Но не все они обладают яркими личными качествами. В этом случае ближайшее окружение может попытаться создать искусственную харизму. Для этого будут использоваться мифы, призванные закрепить его богоизбранность и великое предназначение. Это может проявляться в пристальном внимании ко всем этапам жизненной биографии политика, в награждении его разного рода почетными званиями и наградами.
    5. Лидерство — явление многофункциональное и требует от политика выполнения самых разнообразных ролей. В одних он будет более успешен, а в других — нет. Поэтому многие типологии лидерства построены с учетом доминирующей функции лидера.

    • Так, например, Г. Лассуэлл различал три типа лидерства:
      • лидер-идеолог, манипулирующий идеями, концепциями обшественного переустройства (К. Маркс, Мао Цзэдун, А. Линкольн);
      • лидер-агитатор, манипулирующий эмоциями, настроениями последователей, умеющий увлечь массы (Ф. Кастро, М.Л. Кинг);
      • лидер-организатор, манипулирующий ситуациями. Большинство современных политиков выступают в роли администраторов и менеджеров.

    Правда, сам ученый не исключал, что политик может эффективно сочетать в себе три функции, и видел пример этого в Ленине.
    Социальные психологи выделяют большое количество функций, которые входят в круг обязанностей лидера как первичных, так и более крупных организаций
    . Большинство из них распространяется на феномен политического лидерства.

    • Это позволяет выделить базовые типы лидерства, дополняющие классификацию Г. Лассуэлла:
      • лидер-планировщик, ориентированный на методы и средства, которые позволили бы достичь намеченных целей;
      • лидер-эксперт, который персонифицирует собой профессиональную компетенцию.

    6. Авторитет многих политиков основывается на личной репутации экономистов или юристов, а также на технократическую репутацию той команды консультантов и помощников, на которую он опирается.

    • Профессиональная компетентность лидера заключается в его способности сплотить вокруг себя команду экспертов, способную разработать эффективные экономические и политические программы:
      • лидер-«привратник», являющийся «лицом» группы, которую он представляет во внешней среде и от имени которой действует;
      • лидер-«третейский судья и миротворец». Политик ориентируется на разрешение социальных конфликтов, на роль судьи, утешителя и гаранта общественной безопасности. Этот тип политика отражает, с одной стороны, стремление различных сегментов элиты иметь арбитра, который гасил бы ее корпоративные конфликты, а с другой — стремление населения иметь защитника от произвола бюрократии и возможных рисков, вызванных конфликтными общественными отношениями или экономическими трудностями;
      • лидер-«символ». Многие общественно-политические движения идентифицируются с именами своих основателей или наиболее ярких лидеров (например, В.И. Ленин для российских коммунистов). Сам лидер часто выступает эталоном политического поведения членов группы. Лидер-символ может выступать в разных ипостасях: воплощает собой религиозность (Р. Хомейни), общественно-политическую (И. Сталин, А. Сахаров) или национальную ориентацию (О. Бисмарк как олицетворение «немецкости», П. Столыпин как олицетворение «русскости»);
      • лидер-«отец». Политик подобного типа концентрирует в себе весь набор ролей, ожидаемых от него его последователями. Политикидентифицируется с идеалами группы или всего населения и вбирает в себя положительные эмоции и ощущает преданность со стороны своих последователей. Возможны ситуации, когда складывается культ личности, под которым понимают крайнюю, максимально завышенную оценку функций и роли политических лидеров в истории, вплоть до их обожествления. Наиболее часто он встречается в обществах с патриархальным и подданническим типами политической культуры, при тоталитаризме. Важнейшим же следствием культа может стать огромная концентрация политической, духовной, экономической и прочих типов власти в руках одного человека;
      • лидер-«козел отпущения». Как совершенно справедливо подмечают психологи, насколько лидер может быть объектом положительных чувств в случае достижения группой поставленной цели, настолько же он может служить мишенью для обвинений в случае неудачи. На политика переносится ответственность за неудачный экономический и политический курс, за политическую нестабильность, за падение престижа страны на международной арене.

    Внешние факторы, влияющие на формирование политического лидера

    Формирование того или иного типа и стиля политического лидерства определяется комбинацией факторов как субъективного характера (личностные качества политика как человека), так и целым рядом внешних по отношению к личности обстоятельств. Среди последних факторов в наибольшей степени политическое лидерство определяют следующие.
    1. Политико-исторические факторы. Важнейшие из них — особенности политического режима, что уже само по себе является залогом появления авторитарных или демократических лидеров, а также определяет возможность появления лидеров оппозиции и основные способы рекрутирования в элиту. Наконец, политическое лидерство может быть определено доминирующим вектором развития общества: форсированное, революционное развитие общества, как правило, приводит к складыванию авторитарных тенденций в руководстве, а эволюционный путь — демократических.
    2. Политическая культура. Речь идет о влиянии на политика доминирующего в обществе типа
    политической культуры, включающего в себя народные стереотипы идеального политика, а также ориентацию на допустимые правила политической борьбы. Например, в патриархальной культуре доминирует ориентация на лидера-героя, в подданнической — на лидера-отца, лидера-хозяина, лидера-вождя, в гражданской — на лидера-служителя, лидера-администратора. Так, на характер лидерства в современной России оказывают влияние стереотипы политической культуры, доставшейся в наследство от предшествующих эпох: доминирование в сознании россиян приверженности к харизматическому и авторитарному лидерству. От лидеров ожидают скорее распоряжений, а не приглашения к сотрудничеству, ожидают чуда и быстрого решения всех беспокоящих проблем. Неудовлетворенность завышенных ожиданий впоследствии вызывает высокую степень разочарованности. К тому же выдвижение каждого нового руководителя, как правило, приводит к забвению прежнего.
    Фактор политической культуры определяет и общий настрой выступлений политиков. В России, где всегда актуальным был вопрос «Кто виноват?», население более склонно доверять тому, кто больше критикует и обличает. Исследователи американской
    электоральной культуры отмечают другой интересный факт: политики, выступающие с мрачными прогнозами, в большинстве случаев терпят поражение.
    3. Ситуационный фактор. Лидерство всегда осуществляется в контексте конкретной экономической, политической, социальной и международной обстановки. Роль ситуации обусловливается ее влиянием на выдвижение первоочередных задач и целей руководства, на создание условий, в рамках которых лидеру придется действовать, определяет круг потенциальных сторонников и оппонентов, оказывает влияние на формирование определенного типа политика. Например, ситуация войны или кризиса продуцирует тип жесткого политика.
    4. Потенциал организации, на которую опирается политик, в том числе ее способность к проведению эффективной электоральной политики во время выборов, ее имидж и политическая доктрина. На политика переносится образ его организации, что усиливает положительное или отрицательное восприятие политика массами.
    5. Характеристики последователей: их предпочтения, ожидания и ориентации, стереотипы мышления.

    Индивидуальные черты, влияющие на формирование лидера

    Помимо указанных факторов характер лидерства определяется индивидуальными чертами политика. Остановимся на более существенных из них для понимания природы лидерства.
    Личностные качества политика: нравственные, организационные качества и способности, определяющие профессиональность в сфере управления. Вопрос о том, какие качества необходимы для успешной политической деятельности, остается открытым.

    • Но, видимо, среди них может быть и комбинация следующих:
      • способность аккумулировать и отражать в своей деятельности интересы широких масс (например, В.И. Ленин в 1917 г. сумел уловить чаянья низших слоев населения России и выразить их в лозунге «Земля и мир — народу»);
      • способность подчинять своей воле окружающих;
      • определенная степень амбициозности;
      • высокая работоспособность и самообладание;
      • мужество брать на себя инициативу и ответственность за собственные действия и действия своих сторонников (заявление Ленина в июне 1917 г. о готовности РСДРП(б) взять власть в свои руки);
      • способность выдвигать новые политические идеи, комбинировать и совершенствовать ранее выдвинутые (авторитет В.И. Ленина строился на новизне выдвигаемых идей);
      • умение выстраивать из разрозненных идей целостные программы политических действий;
      • решительность в отстаивании своей позиции;
      • способность извлекать выгоду из любых изменений политической ситуации (использование В.И. Лениным Корниловского мятежа для усиления роли РСДРП(б) в августе 1917 г., а позже поражения Германии для отказа от Брестского мира осенью 1918 г.);
      • интуиция, позволяющая принять нужные решения в нужное время (в случае с В.И. Лениным — выбор даты большевистского восстания, многократные указания на то, что промедление в выступлении смерти подобно).

    Естественно, что у каждого крупного политического лидера обозначенные качества проявляются сугубо индивидуально. Отдельные черты приобретают доминирующий характер, другие отходят на задний план. Кроме того, лидеров отличает наличие множества чисто индивидуальных, присущих только им черт, что формирует особый стиль лидерства.

    • Среди других личностных характеристик, детерминирующих характер лидерства, исследователи выделяют:

      • представления политика о самом себе, качество самооценки;
      • мотивацию, определяющую политическое поведение;
      • систему политических убеждений;
      • стиль принятия политических решений;
      • стиль межличностных отношений;
      • устойчивость к стрессу.

    Политические убеждения, самооценка и мотивация к достижению власти накладывают наибольший отпечаток на выполнение политиком своих ролей. Идеальный пример политического лидерства — это политик с адекватной самооценкой и мотивацией на достижение общественного блага. Завышенная или заниженная самооценка лидера государства может иметь неоднозначные последствия для внутреннего и международного положения страны: попытка доказать себе и окружающим собственную значимость может привести к принятию хотя и эффектных, но в то же время рискованных по своим последствиям политических решений. Столь же разнообразными могут быть побудительные мотивы, которыми руководствуется политик в своем стремлении к власти: это может быть одновременно и мотив выполнения долга перед своими последователями и мотивы личного самоутверждения. В зависимости от того, какой мотив становится доминирующим, исследователи выделяют социоцентрический и эгоцентрический типы лидерства.

    • Политик первого типа рассматривает власть как служение классу, нации или обществу в целом. Власть для него — это средство разрешения какой-либо общественной проблемы и способ достижения общественных идеалов.
    • Политик второго типа может рассматривать власть также инструментально. Как и в первом случае, власть — тоже средство, но теперь уже средство, позволяющее достичь личного материального благополучия, каких-либо привилегий, более высокого статуса и престижа. Наконец, для другого лидера наиболее важным является обладание властью как таковой. Исходным компонентом потребности во власти может быть «игровой азарт» — победить соперника и подняться над обстоятельствами (тип лидера авантюриста), жажда реванша либо потребность в компенсации чувства неполноценности. Можно утверждать, что у многих известных тиранов преобладал компенсаторный мотив власти, который к тому же был усилен невротической агрессивностью (Калигула, Гитлер). Выделение типов политиков на основе доминирующих стимулов к достижению власти носит условный характер; это означает, что одни мотивы не обязательно исключают другие.

    8.3. Имидж политического лидера

    Лидерство — это особый механизм взаимосвязи политика с последователями. В отличие от лидерства в малых группах, лидерство общенационального масштаба отличается отсутствием непосредственных личных контактов с массами. Это своеобразное дистанционное руководство. О политике как реальном человеке и его лидерском потенциале мы, как правило, судим по тому образу, который складывается под воздействием СМИ, политической рекламы и самих заявлений политика, а также по результатам его деятельности. При этом «виртуальный» образ политика не всегда совпадает с реальным прототипом. Например, отсутствие любого качества, столь важного для создания положительного и запоминающегося образа политика может быть компенсировано работой имиджмейкеров, результатом чего станет видимость наличия этого качества у человека. Образы политика, какой-либо организации, сформированные в общественном сознании, обозначаются понятием «имидж».

    • Исследователи отмечают, что применительно к любому политику, как и к организации, можно говорить о нескольких типах имиджей:
      • зеркальный (субъективный), т.е. образ политика в собственных глазах. Это то, что думает политик о самом себе;
      • моделируемый желательный имидж — образ, который команда политика пытается закрепить в общественном сознании;
      • отрицательный имидж, создаваемый оппонентами;
      • текущий имидж, положительный или отрицательный образ, который складывается в общественном сознании как стихийно, так и в силу применения специальных технологий.

    Ниже речь пойдет о моделируемых имиджах, которые учитывают сложившиеся в массовом сознании стереотипы и отвечают социальным ожиданиям определенных социальных групп. С этой точки зрения, имидж — это сконструированный образ, который может обладать любыми характеристиками, востребованными последователями. С помощью имиджа создается запоминаемый яркий образ политика. Действительно, если посмотреть на ситуацию, сложившуюся в России в 90-х гг., то можно заметить, что общество проявило значительно больше внимания политикам, разрушившим стереотипное представление о руководителе, сложившееся в советское время, и продемонстрировавших принципиально новые модели поведения (Б. Ельцину — лидеру-оппозиционеру, сломавшему тоталитарную систему, впервые из отечественных руководителей снявшему галстук, не скрывавшему свои человеческие слабости; Ю. Лужкову — лидеру-«строителю», «хозяйственнику», А. Лебедю — лидеру-военному, В. Жириновскому — лидеру-«актеру»), нежели политикам, не сумевшим создать своего «особого» образа. Очевидно, что свой собственный образ имеет и В. Путин.
    На психологическом уровне общественный деятель может ассоциироваться с одним из образов: «мудрец», «герой-защитник», «верный последователь» (преемник идей другого популярного лидера), «отец нации», «слуга народа», «мученик» (популярность политику обеспечивает факт его преследования со стороны предыдущей власти) и др. Массовое сознание может отождествлять политика с несколькими образами одновременно, что значительно расширяет социальную базу. Например, все перечисленные выше образы были использованы для создания харизматического образа И. Сталина. Нынешняя ситуация нестабильности в России делает самыми востребованными образы политиков, ассоциирующихся в массовом сознании с типом сильной личности (лидер-«защитник»), способным оградить население от хаоса и гарантировать общественную безопасность, сочетающим в себе деловые и патерналистские качества одновременно. Второй популярный образ — это политик-хозяйственник, способный обустроить жизнь региона или страны в целом. Третий — это «слуга народа». Например, имидж лидера российских коммунистов Г. Зюганова призван символизировать служение интересам трудящихся.

    • Имидж политика складывается из целого ряда компонентов, которые, в идеале, должны «работать» на создание единого образа:
      • программ, заявлений, в которых отражены основные идеи лидера. Это, как правило, несколько наиболее злободневных проблем общественной жизни, требующих разрешения. В предвыборный период задача прелагаемого лидером политического курса выражается в краткой и доступной для понимания формуле — лозунге. Многие претенденты на высшие государственные посты ассоциируются с простыми по формулировке, но яркими лозунгами своих избирательных кампаний: «Новый курс» — Ф. Рузвельт, «Новые горизонты» — Дж. Картер, «Главное — это люди» — Б. Клинтон, «На защиту работающих семей» — А. Гор, «Правда и порядок» — Б. Ельцин (1991 г.), «Порядок», «Мы будем гордиться Россией» — А. Лебедь;
      • поведения, позволяющего продемонстрировать черты характера, которые в общественном сознании связываются с понятием лидера. Среди них такие как решительность в отстаивании своих идей, компетентность. Немаловажно, чтобы поведение политика демонстрировало простоту, открытость в общении и другие качества, вызывающие симпатию и доверие у людей;
      • внешности (одежда, лицо, фигура), манер, жестов, походки, красноречия. Психологи говорят, что отношение к политику определяется не только тем, что он говорит и предлагает, но также тем, как он выглядит. Даже стиль одежды призван подчеркнуть визуальный образ политика, сблизить его с какими-то группами населения. Например, символами ряда политиков стали определенные детали одежды: шинель (И. Сталин), морской китель (У. Черчилль), кепка (Ю. Лужков). Известно, что М. Тэтчер, дочь мелкого торговца, став британским премьер-министром, подчеркивала свою связь со средним классом, приобретая одежду в системе магазинов для этого класса;
      • биографии: происхождения, образования, профессия, партийности. Авторитет кандидата может подкрепить его должностной статус и имидж той организации, с которой он в профессиональном плане связан. Подтвердить право на лидерство могут и яркие факты жизненного пути, свидетельствующие о смелости и решительности политика, например, служба в армии, участие в военных действиях, борьба с коррупцией и привилегиями, с проявлениями несправедливости.

    Имидж включает в себя дополнительные составляющие, которые призваны приблизить политика к рядовому гражданину, делающие его образ более близким и знакомым: это характеристики, раскрывающие взаимоотношения с членами семьи, а также хобби, увлечение спортом, домашние животные.
    В заключение приведем мнение известного французского специалиста по избирательным технологиям Ж. Сегела.

    • Свои наблюдения, касающиеся построения удачных имиджей, он облек в форму восьми заповедей:
      1. Голосуют за человека, а не за партию.
      2. Голосуют за идею, а не за идеологию.
      3. Голосуют за будущее, а не за прошлое.
      4. Голосуют за образ социальный, а не за политический.
      5. Голосуют за человека-легенду, а не за посредственность.
      6. Голосуют за судьбу, а не за обыденность.
      7. Голосуют за победителя, а не за неудачника.
      8. Голосуют за ценности подлинные, а не мнимые.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Антацидин инструкция по применению цена отзывы аналоги цена аналоги
  • Джосет сироп от кашля инструкция для детей 2 года
  • Инструкция по эксплуатации пульта кондиционера gree
  • Полном руководстве по всестороннему восстановлению здоровья
  • Стили руководства график