Политическое руководство казахстана

Основная статья: Казахстан

Политическая система современного Казахстана тесно переплетена с политической волей Нурсултана Назарбаева, добровольно передавшего пост президента страны в 2019 году с переходом на должность елбасы – национального авторитета. Этот неотъемлемый элемент культа личности в стране был упразднен летом 2022 года вместе с поправками в Конституцию.

Жузы

Основная статья: Жузы в Казахстане

В это трудно поверить, но в конце первой четверти XXI века на политические и экономические процессы в Казахстане оказывают прямое влияние племенные роды и кланы, сложившиеся еще в Средние века. Эти союзы называются жузами. На этих жузах и их иерархии выстроена вся административная система. Всего существует 3 жуза:

  • старший жуз (располагается в южной части Казахстана),
  • средний жуз (занимает территорию центрального Казахстана) и
  • младший жуз (простирается в западной части страны).

Жузы делятся на племена и роды. Каждый из племен и родов имеет разный авторитет и разный уровень влияния. Названия жузам дано из-за старшинства родов.

Президентская республика

Согласно конституции, Казахстан представляет собой образцовое демократическое государство, исповедующее правовые и светские идеи. Страна является унитарным государством с президентской формой правления. Единственным возможным источником власти в стране признается народ. В Казахстане провозглашается идеологический и политический плюрализм. Государственным языком является казахский. Русский язык не имеет государственного статуса наравне с казахским, однако же является языком межнационального общения.

В качестве разделения политических режимов служат несколько одинаково значимых оснований: дихотомия конкурентность/неконкурентность и факт наличия/отсутствия доминирующего актора.

Выражаясь категориями концепции В. Гельмана, можно охарактеризовать политический режим в Казахстане как моноцентрический с преобладанием доминирующего актора, опирающегося на формальные и неформальные институты. Другими словами, на 2022 г Казахстан не стремится вписываться в идеальную систему демократических политических режимов.

Такой взгляд имеет ряд неопровержимых аргументов:

Объем полномочий президента нейтрализуют всяческий потенциальный полицентризм.

  • В Казахстане происходит процесс сращивания собственности и политической власти. Родовой клан, опираясь на внушительный экономический ресурс, в состоянии контролировать и регулировать повестку в СМИ с целью манипулирования общественным мнением и увеличением в силу этого символического капитала;
  • Сильный бюрократический аппарат с центральной позицией у администрации президента, спускающей по вертикали политические цели и задачи.

Полномочия президента

Политический принцип разделения властей в Казахстане реализован. Совокупность прерогатив президента Казахстана во многом напоминает комплекс полномочий российского президента.

Глава государства (а по совместительству и верховный главнокомандующий) избирается на 5 лет по результатам всеобщего и тайного голосования.

К наиболее значимым полномочиям, который обладает президент можно отнести следующие:

  • право роспуска парламента,
  • назначение референдумов и выборов в парламент,
  • право законодательного вето,
  • право назначения премьер-министра с согласия парламента,
  • имеет право отменять постановления правительства,
  • право введения военного и чрезвычайного положения.

Парламент: Сенат и Мажилис

Основная статья: Парламент Республики Казахстан

Партийная система

Казахстан – это многопартийное государство. На 2022 г в стране официально функционирует 6 партий:

  • «Аманат» (с 2006 года по 2022 год носила название «Нур Отан»),
  • Демократическая партия «Ак жол»,
  • Народная партия Казахстана,
  • Общенациональная социал-демократическая партия,
  • Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл»,
  • политическая партия «Адал».

Принятый в 2002 г. закон о перерегистрации политических партий сильно сократил количество активных акторов внутренней политической конкуренции в стране.

В Казахстане, как и в любой другой стране, имеется список незарегистрированных или запрещенных партий. В Казахстане к таковым относятся:

  • КПК,
  • Демократический выбор Казахстана,
  • СМК,
  • ППК,
  • Оян,
  • ДПК,
  • КП,
  • ЕТ.

Судебная система

Судебная система Казахстана имеет следующую структуру:

  • венчает иерархию Верховный суд (формируется Сенатом по представлению президента),
  • далее следуют разного рода местные суды,
  • и наконец, специализированные суды.

Таким образом, политический вес смещён в пользу фигуры президента, контролирующего во многом принятие законов, назначение глав местного самоуправления, правительства, судов, гарантированное наличие 10% депутатов пропрезидентского толка в Сенате.

Местное самоуправление

На 2022 г страна поделена на 17 областей и 3 города федерального значения.
Вся местная власть сосредоточена в руках т.н. акимов, являющихся официальными представителями президента и заведующих местной исполнительной властью, и маслихатов (представительные органы власти) избирающихся, как это заведено, прямым тайным голосованием.

Политическая роль военных/силовых структур

Роль военных в политическом процессе на 2022 г незначительна. Вооружённые силы немногочисленны и сохраняют лояльность центральной власти. Роль МВД и спецслужб, а также прокуратуры как инструмента политики весьма существенна. Помимо поддержания правопорядка, на эти структуры возложена задача по борьбе с исламским радикализмом, наркотрафиком, подрывной деятельностью третьих стран и внутренних сил. Глава государства лично контролирует работу силовых структур.

Политическая роль неправительственных организаций. Роль СМИ

Использование неправительственных организаций как инструмента в общественно-политической жизни государств – это тренд конца XX — начала XXI вв в мировой практике.

Сотрудничество Казахстана и НПО началось в начале 2000-х годов с проведения Гражданского форума. Примерно с этого момента и начался бурный количественный рост НПО в стране.

Внутренние конфликты

В случае Казахстана внутренние конфликты на 2022 г можно классифицировать по нескольким основаниям:

  • Этнические проблемы в Казахстане являются вполне предсказуемыми в силу того, что страна является многонациональной (здесь проживает более 100 народностей).
  • Пространственно-географические конфликты отражают асимметричность развития промышленного севера, нефтеносного запада и сельскохозяйственных регионов.
  • Внутриэлитные разногласия объясняются существованием родовых кланов, конкурирующих как между собой, так и внутри себя.

История

2022

Токаев победил на выборах президента Казахстана с 81,31% голосов

В ноябре 2022 г Токаев победил на выборах президента Казахстана с 81,31% голосов, следует из итоговых данных ЦИК.

Экс-президент Казахстана Назарбаев заявил, что с 2019 г является пенсионером

18 января 2022 г Нурсултан Назарбаев выступил с видеообращением.

Целью организованных беспорядков и атаки на Казахстан было разрушение целостности страны и устоев государства.

Заявил, что президент Токаев обладает всей полнотой власти, никакого конфликта или противостояния в элите Казахстана нет, слухи на эту тему абсолютно беспочвенны.

«Я в 2019 году передал полномочия президента Касым-Жомарту Токаеву и с тех пор являюсь пенсионером. В настоящее время нахожусь на заслуженном отдыхе в столице Казахстана и никуда не уезжал».

См. также

  • Внутренняя политика России

Казахстан

Основная статья: Казахстан

  • Статьи и новости Казахстана, Алматы
  • Политика в Казахстане
  • Жузы в Казахстане
  • Экономика Казахстана
  • Электронное правительство Казахстана
  • EGov Mobile Мобильное приложение электронного правительства Казахстана
  • Электронный паспорт здоровья в Казахстане
  • Цифровой Казахстан
  • Регулирование интернета в Казахстане
  • ИТ-рынок Казахстана
  • Интернет вещей, IoT, M2M (рынок Казахстана)
  • Связь (рынок Казахстана)
  • Развитие сетей 5G в Казахстане
  • Смартфоны (рынок Казахстана)
  • Компании и ИТ-проекты в Казахстане
  • Электронные платежные системы в Казахстане
  • Интернет-торговля (рынок Казахстана)
  • Культура в Казахстане

АСТАНА. КАЗИНФОРМ — С момента избрания Глава государства последовательно осуществляет поэтапную политическую модернизацию Казахстана на пути построения открытого и справедливого общества. Большой блок реформ был реализован и в 2022 году. Подробности, читайте в материале аналитического обозревателя МИА «Казинформ».

Президент-реформатор

Касым-Жомарт Токаев официально вступил в должность Президента 12 июня 2019 года. С момента избрания Глава государства реализует масштабную программу по политической модернизации страны. Главная цель этого процесса — построение справедливого, конкурентоспособного и транспарентного государства.

photo

Фото: akorda.kz

Политическая модернизация не может проводиться в короткий срок. Она включает в себя системные изменения, для которых необходимо время. Поэтому преобразования осуществляются поэтапно. На каждом этапе реализуются политические реформы и принимаются соответствующие законы, необходимые именно в данный период и призванные создать платформу для проведения дальнейших преобразований.

Всего за последние три года было реализовано уже четыре пакета политических реформ, в рамках которых принято 13 законов.

photo

Были введены законы в сфере образования, развития рынка стрессовых активов, законы, направленные на развитие многопартийности, политической конкуренции и плюрализма мнений согласно формуле «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». Также был принят закон о прямой выборности акимов, который должен сделать местную власть ближе к народу и другие.

photo

Кроме того, был создан Национальный совет общественного доверия, который закрепил концепцию «Слышащее государство» в стране, был утвержден План территориального развития РК до 2025 года, План нации, состоящий из 103 шагов (большая часть пунктов уже выполнена), а также Концепция антикоррупционной политики на 2022-2026 годы.

«Все инициативы Главы государства представляют собой выверенную программу реформ, направленных на серьезную трансформацию системы властных институтов, последовательное повышение гражданского участия и, в конечном счете, формирование в Казахстане новой политической культуры», — отметил Государственный советник РК Ерлан Карин.

Точка отсчета построения Нового Казахстана

Послание от 16 марта 2022 года ознаменовало собой начало нового этапа государственного строительства.

В ходе Послания Глава государства выдвинул очередной пакет политических реформ, где обозначил окончательный переход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным Парламентом.

photo

Фото: akorda.kz

Кроме того, Президент заявил о том, что намерен сбалансировать полномочия властных институтов путем переформатирования деятельности обеих палат Парламента, а также создания Конституционного суда.

Также, Глава государства объявил о переходе на смешанную пропорционально-мажоритарную модель и упрощения процесса регистрации партий.

Все эти изменения были реализованы путем внесения поправок в конституцию, которые были закреплены проведением конституционного референдума 5 июня текущего года.

photo

Поправки в Конституцию

Проект закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию был опубликован 6 мая 2022 года. Президент инициировал 56 поправок к 33 статьям документа.

Тогда Государственный советник РК Ерлан Карин отметил, что проект был основан на запросах граждан и осуществлялся в интересах всего общества, выделив основные из изменений, которые последуют за поправками в Главный закон страны.

photo

Шесть законов было принято по итогам конституционного референдума. Он позволил сформировать новую модель взаимодействия ветвей власти, открыл путь для участия граждан в управлении государством, а также упрочил гарантии защиты прав и свобод человека.

По итогам референдума 5 ноября 2022 Президент публично подписал 6 законов.

photo

Фото: akorda.kz

«Конституционная реформа ознаменовала собой начало новой эпохи в истории Казахстана. Она позволила закрепить политические преобразования последних трех лет и заложить прочный фундамент для дальнейшего укрепления нашей государственности. Отныне будут строго соблюдаться принципы справедливости, прозрачности и солидарности. Референдум убедительно показал, что можем противостоять беспрецедентным внешним и внутренним вызовам. Мы приступили к практической реализации конституционной реформы», – отметил Глава государства.

photo

Фото: akorda.kz

Результатом принятия шести законов стало перераспределение полномочий Президента другим институтам власти, переформатирование представительной ветви власти, совершенствование избирательной системы, усиление правозащитных институтов, а также модернизация выборного процесса.

По мнению Касым-Жомарта Токаева, принятые Парламентом законодательные инициативы имеют четко выраженную гуманистическую и правозащитную направленность.

В частности, согласно изменениям, с 1 января 2023 года начнет функционировать Конституционный Суд. Теперь каждый гражданин сможет напрямую отстаивать в этом органе свои конституционные права и свободы.

photo

Кроме этого, на уровне конституционного закона впервые закрепляются статус, полномочия, гарантии независимости Уполномоченного по правам человека. Усилена правозащитная функция Генерального прокурора. Президент отметил, что дальнейшее комплексное развитие этой сферы всегда будет в приоритете государства.

Глава государства подчеркнул, что идея справедливости должна стать основой государственной политики Казахстана. Базой социальной справедливости являются адекватные требованиям времени законы и системное противодействие коррупции, трудолюбие граждан и стремление молодежи к передовым знаниям. В свою очередь, государство обязано создать все необходимые условия для реализации этой концепции.

photo

Одним из проявлений справедливости станет справедливое распределение природных богатств среди казахстанцев.

photo

«Наша Конституция провозглашает, что земля и ее недра, вода, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. Благодаря принятию этой нормы будет запущена масштабная программа «Нацфонд – детям». Истинное величие нации заключается в благополучии каждой семьи и каждого гражданина, именно поэтому национальная экономика должна работать во благо народа», – заявил Президент.

photo

Также, в принятых Парламентом законах регламентирован переход Казахстана к смешанной избирательной системе. Теперь часть депутатов Мажилиса и областных маслихатов, все депутаты районных маслихатов будут избираться по одномандатным округам. Благодаря этому представительные органы станут по-настоящему народными. (Более года назад был принят закон о прямой выборности акимов).

Принятые шесть законов стали последним пакетом документов, который придал окончательное правовое оформление программе масштабной политической модернизации.

Переход к новой демократической политической модели

В своем Послании народу Казахстана от 1 сентября 2022 года Глава государства озвучил очередной пакет политических реформ, который знаменует переход Казахстана к новой демократической политической модели.

photo

Фото: akorda.kz

Основными условиями для этого перехода Президент обозначил изменения в системе выборов Президента, а также других политических институтов.

Согласно новым реформам, Президент избирается на один срок (7 лет) без права переизбрания. При этом, эта норма не подлежит пересмотру и изменениям.

Кроме того, срок полномочий судей Конституционного суда становится дольше президентского и парламентского.

photo

Государственный советник Ерлан Карин отметил, что этот пакет реформ необходимо рассматривать в совокупности с ранее реализованной конституционной реформой (создание нового института Конституционного суда, сокращение полномочий Президента с одновременным расширением полномочий Парламента, введение смешанной избирательной системы, упрощение процедуры регистрации партий, а также усиление самостоятельности регионов).

Данный пакет реформ формирует новый институциональный дизайн государственного устройства с оптимальным балансом между ветвями власти.

photo

А новая государственная модель обеспечивает регулярную ротацию власти, предсказуемость и устойчивость политической системы, и в целом закрепляет дальнейшее развитие нашего государства исключительно на демократических началах, на основе политической конкуренции.

Иными словами, этот пакет реформ замыкает процесс трансформации политической системы.

Согласно новым поправкам, в стране прошли президентские выборы, (которые и были анонсированы в Послании), где убедительную победу одержал Касым-Жомарт Токаев.

photo

photo

Теперь Президенту предстоит перезапустить все основные политические институты (Парламент, маслихаты, Правительство).

Главное фото: akorda.kz

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Международные отношения»

преподавательский стаж — 5 лет

Задать вопрос автору статьи

Структура власти

Определение 1

Структура власти – это совокупность субъектов и объектов и связей между ними, поддерживающих отношения влияния и подчинения между людьми.

Субъектами власти называют людей, общности, организации, которые осуществляют власть. Субъекты через приказы могут доносить свою волю до исполнителей. Неповиновение карается различными санкциями. Объектом власти обычно выступает человек или общность людей. Они подчиняются приказам субъекта. Отношения между субъектами и объектами регулируются общественными нормами.

Власть – это возможность влиять на людей, навязывать им свою волю. Она может опираться на различные методы от самых либеральных до жесткого принуждения. Политическая власть отличается тем, что регулируется законом. Она оказывает влияние на большие группы людей. Для этих целей используются специально созданные структуры и аппарат управления.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Крупнейшим элементом политической власти остается государство. Оно имеет систему государственных органов, которая реализует цели и задачи, выработанные государственной властью.

Источником власти в современном мире является право. Оно определяет положение или статус уполномоченных лиц, поддерживает контроль над ресурсами, традициями и обычаями народа. Методы прямого насилия и подчинения широко использовались на протяжении многих столетий. Сегодня война считается преступлением, поэтому распространение власти происходит через законы и установление дипломатических отношений.

Сегодня владение информацией наделяет лицо большой властью. Доступ к каналам распространения данных также дает неограниченную власть отдельным лицам или государству, так как через каналы можно распространять подготовленные данные, отвечающие идеям текущей политической власти.

Структура власти в Казахстане

Казахстан управляется президентом. Главным законом является Конституция. Устройство страны – светская республика. В Казахстане действуют три ветви власти:

«Структура власти в республике Казахстан» 👇

  1. Исполнительная.
  2. Законодательная.
  3. Судебная.

Президент избирается сроком на пять лет. Он не относится ни к одной из ветвей власти. Правительство осуществляет исполнительную власть. Оно назначается согласно положениям Конституции страны. Сенат и Мажилис отвечают за законотворчество. В Сенате работает 49 депутатов, а в Мажилисе — 107. Судьи осуществляют судебную власть. Они тоже выбираются в соответствии с положениями Конституции. Конституционный Совет исполняет функции Конституционного суда. Прокуратура не относится ни к одной из вышеперечисленных структур. В ее задачи входит осуществление независимого контроля.

Президент страны является верховным главнокомандующим. Его указы и распоряжения приравниваются к уровню закона. Он может распустить парламент. Президент подписывает все принимаемые закон. У него есть полномочия на возврат законов с целью их последующей доработки. Президент Казахстана с согласия Парламента может назначать премьер-министра, а также назначать председателя Национального банк, председателя Комитета национальной безопасности. Назначение глав дипломатических представительств также относится к полномочиям президента страны.

Только после его подписи вступают в силу государственные программы. Он наделен полномочиями вводить чрезвычайное и военное положение. Президент может вести международные переговоры и подписывать соответствующие документы.

Правительство республики во главе с премьер-министром занимается непосредственным исполнением принятых законов и распоряжений президента.

Законодательная и судебная власть Казахстана

Законодательная власть в Казахстане реализуется парламентом. Он состоит из двух палат. Члены Сената избираются представительными органами областей. 15 членов назначаются президентом лично. Мажилис представлен чиновниками, которые выбираются сроком на 5 лет всеобщим голосованием.

Парламент страны имеет право вносить изменения в конституцию. Он отвечает за утверждение бюджета своевременное составление бюджета, отчетов, программ. Парламент занимается принятием законов, решением вопросов войны и мира. Он может инициировать референдум, распускать местные органы власти.

Правительство разрабатывает основные направления социально-экономической политики, вноси в Мажилис проекты законов и обеспечивает их исполнение. Также правительство занимается управлением государственной собственности, вырабатывает решения в сфере внешних отношений. В сферу его полномочий входит управление министерствами и государственными комитетами. Члены правительства Казахстана не могут быть депутатами в представительных органах, занимать оплачиваемые должности, быть предпринимателями, входить в руководящий состав. Правительство действует в сроках полномочий президента. Оно отвечает перед президентом.

Высшим органом судебной власти в Казахстане является Верховный суд. Он действует в соответствии со статьей Конституции. Есть также местные суды, специализированные суды. Судьи в Верховный суд выбираются Сенатом из предложенных Президентом Республики. Судьи на местном уровне назначаются по рекомендации высшего судебного совета также президентом. Судебный совет имеет председателя, который также назначается президентом. Финансирование судебной системы осуществляется из бюджета.

Местная власть представлена губернаторами, которые также назначаются президентом и представительными органами. Население собственными силами выбирает представителей для маслихатов.

В настоящее время политическая структура Казахстана считается многопартийной.

Замечание 1

Таким образом, структура власти в стране является классической. Она представлена законодательной, исполнительной и судебной властью. Правоохранительные органы страны сохранили традиции КГБ и МВД, действовавших еще в СССР.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Казахстан — демократическая, правовая, унитарная, светская республика с президентской формой правления.

Первая конституция была принята в январе 1993 года. Однако уже в августе 1995 года она была заменена новой конституцией; в 1998 в нее были внесены поправки. По новой конституции Казахстан – демократическое правовое унитарное государство, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную. Исполнительную власть возглавляет президент, избираемый на пять лет из граждан в возрасте от 35 до 65 лет, проживающих в республике не менее 10 лет и свободно говорящих на государственном (т.е. казахском) языке. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент (Сенат – 47 депутатов и Мажилис – 67 депутатов), судебную – Конституционный суд и система местных судов (все судьи назначаются президентом на десятилетний срок).[1][2]

Содержание

  • 1 Органы государственного управления
    • 1.1 Президент
  • 2 Исполнительная власть
    • 2.1 Правительство
  • 3 Законодательная власть
  • 4 Судебная власть
  • 5 Местные органы власти
  • 6 Политические партии
  • 7 Милиция и вооруженные силы
  • 8 Внешняя политика
  • 9 Примечания

Органы государственного управления

Президент

Президент является главой государства, его высшим должностным лицом, определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, обеспечивает согласованное функционирование всех органов власти. Президент также является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны.[3]

Он избирается сроком на 7 лет всеобщим и тайным голосованием граждан старше 18 лет.

Полномочия президента:

  • является верховным главнокомандующим;
  • указы и распоряжения президента имеют силу закона;
  • имеет право распустить парламент;
  • назначает референдумы и выборы в парламент и созывает его сессии
  • подписывает принятые парламентом законы и может возвратить их для повторного обсуждения;
  • с согласия парламента назначает премьер-министра и по представлению премьера членов правительства
  • с согласия парламента назначает председателя Национального банка, генерального прокурора, председателя Комитета национальной безопасности;
  • назначает глав дипломатических представительств, высших военных руководителей и членов Счётного комитета
  • может отменить постановления правительства и местных органов власти
  • утверждает государственные программы
  • ведёт международные переговоры и подписывает договоры
  • вводит чрезвычайное и военное положение.

Президент может быть смещён за государственную измену совместным заседанием обеих палат парламента.[4]

Должность Президента Казахстана была учреждена 24 апреля 1990 года, с этого момента ее занимает Нурсултан Назарбаев, избранный на нее Верховным Советом Казахской ССР. После этого Нурсултан Назарбаев избирался в 1991 году на первых всенародных президентских выборах, его полномочия продлялись на референдуме 1995 года, затем он избирался на внеочередных выборах 1999 года и на президентских выборах 2005 года.

Исполнительная власть

Правительство

Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Казахстан во главе с премьер-министром, который назначается президентом с согласия парламента. Возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Пост премьер-министра с 2007 года занимает Карим Масимов.С 2012 года этот пост занимает Серик Ахметов.

Законодательная власть

Высший представительный законодательный орган — парламент страны, состоящий из двух палат — Сената и Мажилиса. Срок полномочий Сената – 6 лет, половина его состава переизбирается каждые 3 года. Из 47 членов Сената 40 избираются представительными органами областей, столицы и городов республиканского значения (по 2 от каждой территориальной единицы), 7 назначаются президентом страны. Мажилис (77 депутатов) избирается на 5 лет всеобщим голосованием: 67 – по одномандатным округам и 10 – по партийным спискам. Парламент Казахстана вносит изменения в конституцию (по предложению президента), утверждает бюджет, программу и отчеты правительства (для вынесения вотума недоверия необходимо набрать две трети голосов в каждой палате), принимает законы (может преодолеть вето президента большинством в две трети голосов), решает вопросы войны и мира, инициирует референдум, ратифицирует международные договоры и т.д. В исключительное ведение Сената входит избрание по представлению президента Верховного суда, утверждение назначения президентом генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности, роспуск местных представительных органов.[5]

Судебная власть

Высшими органами судебной власти являются Верховный суд и Конституционный совет. В Казахстане действуют Верховный суд и местные (областные, районные и городские) суды. Могут создаваться также специальные суды (военные, налоговые). Судьи назначаются президентом (в областных и местных судах – по представлению уполномоченного органа, согласованному с председателем Верховного суда. Финансирование всех судов осуществляется из республиканского бюджета. В Казахстане имеется Конституционный суд, который состоит из 15 членов (по 5 назначаются президентом и обеими палатами парламента), чьи полномочия длятся 13 лет.

Местные органы власти

В административном отношении страна делится на 14 областей и 3 города республиканского значения (Астана, Алматы, Байконур). Их акимы (губернаторы) назначаются президентом, хотя планируется переход к их избранию. Представительные органы власти (маслихаты) в областях и населенных пунктах избираются населением.

Политические партии

До 1991 в республике была одна партия, коммунистическая, входившая в состав КПСС и распущенная в 1991. В настоящее время в соответствии с конституцией, существует многопартийная система. В парламентских выборах 2004 приняли участие 12 официально зарегистрированных партий.

Милиция и вооруженные силы

Казахстан унаследовал от Советского Союза милицию и республиканский Комитет государственной безопасности (КГБ), которые находились под контролем Москвы. Первоначально правительство Казахстана объявило о намерении создать небольшую Национальную гвардию численностью менее 20 тыс. человек для охраны границы и поддержания порядка. Предполагалось, что задачу обороны страны будут выполнять объединенные вооруженные силы Содружества независимых государств (СНГ). Важнейшие военные объекты бывшего Советского Союза, такие, как космодром Байконур и ок. 1150 единиц стратегических ядерных вооружений, остались под контролем Российской Федерации.

Однако создание Россией, Узбекистаном и другими членами СНГ собственных вооруженных сил заставило руководство Казахстана изменить свою позицию. Был разработан план создания полноценных вооруженных сил, включающих сухопутные войска, военно-воздушные силы и даже военно-морской флот. К 1995 численность вооруженных сил Казахстана превысила 35 тыс. человек. Участие казахского контингента в Объединенном батальоне центральноазиатских государств (Центразбат) наряду с узбекским и киргизским контингентами способствовало повышению международного авторитета вооруженных сил страны.

Внешняя политика

Казахстан является членом Содружества независимых государств (СНГ), Организации Объединенных Наций (ООН), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Координационного совета НАТО, программы НАТО «Партнерство во имя мира», Экономического координационного совета (куда входят другие среднеазиатские государства, а также Азербайджан, Турция, Иран и Пакистан) и Всемирной торговой организации (ВТО). Казахстан имеет также статус наблюдателя в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). В 1994 Назарбаев предложил создать вместо СНГ Евразийский союз. Однако отношение других государств-членов СНГ к этому предложению было либо негативным, либо безразличным. В 1996 Казахстан подписал с Киргизией, Россией и Белоруссией четырехстороннее таможенное соглашение. Казахстан также заключил ряд договоров с Китаем о расширении торговых связей, строительстве трансазиатского трубопровода и обеспечении безопасности границ. Последний был подписан в 1996 Китаем, Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. В 2000 Казахстан, Россия, Беларусь, Кыргызстан и Таджикистан договорились о создании Евразийского экономического сообщества, чтобы активизировать предпринятые до сих пор усилия в области экономического сотрудничества, гармонизировать торговые тарифы и создать зону свободной торговли в рамках таможенного союза.

В соответствии с соглашением 1994, Россия арендовала у Казахстана на 20 лет космодром Байконур.

Одной из важнейших экономических задач Казахстана является обеспечение транспортировки энергоносителей, в т.ч. огромных запасов нефти, на международный рынок. У Казахстана уже имеются соглашения по транспортировке нефти с Россией и Китаем, рассматривается возможность строительства транскаспийского нефтепровода через Грузию и Турцию.

Примечания

  1. Государственный и Политический строй Казахстана
  2. Государственный строй Казахстана
  3. Государственный строй
  4. easttime.ru
  5. Государственный строй и политика
 Просмотр этого шаблона Казахстан в темах
Казахстан

Герб • Флаг • Гимн • Государственный строй • Конституция • Парламент • Административное деление • География • Города • Столица • Население • Языки • История • Экономика • Валюта • Культура • Религия • Кинематограф • Литература • Музыка • Праздники • Спорт • Образование • Наука • Транспорт • Туризм • Почта (история и марки) • Интернет • Вооружённые силы • Внешняя политика
Водные ресурсы • Национальные парки • Всемирное наследие • Энергетика • Часовые пояса • Связь
Портал «Казахстан»

 Просмотр этого шаблона Страны Азии: Государственный строй

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Зависимые территории
Непризнанные и частично признанные государства

Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика  • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

¹ В основном в Африке      ² Частично в Европе

Страны Европы: Государственный строй

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Зависимые территории

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Непризнанные и частично признанные государства

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика  • Турецкая Республика Северного Кипра¹

¹ Частично или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы  • ² В основном в Азии

Одним из наиболее важных элементов политической системы Республики Казахстан является вертикаль исполнительной власти, возглавляемая Правительством. Правительство согласно ст. 64 Конституции осуществляет руководство системой исполнительных органов государства. Отметим, что концепция исполнительной власти, воспринятая Основным законом 1995 г., принципиально отличается от положений, содержавшихся в ранее действовавшей Конституции 1993 г. Суть новизны состоит в том, что отныне Президент не возглавляет единую систему исполнительной власти республики (ст. 75 Конституции 1993 г.). Идея отделения исполнительной власти от законодательной и судебной нашла свое выражение в выделении в Конституции 1995 г. самостоятельного раздела 5 «Правительство». К этому добавим, что, помимо данного раздела, компетенция, порядок организации и деятельности данного органа регулируется Конституционным законом «О Правительстве Республики Казахстан»1 от 18 декабря 1995 г.

В конституционной характеристике Правительства последовательно выражены основные прерогативы исполнительной власти в рамках принципа разделения властей — самостоятельность и ответственность Правительства в разработке основных направлений социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организации их осуществления. При этом Премьер-министр Республики Казахстан организует и руководит деятельностью Правительства, персонально отвечает за его работу.

В соответствии с национальным законодательством Правительство образуется Президентом Республики в составе Премьер-министра, заместителей Премьер-министра, руководителя Аппарата Правительства, министров, председателей комитетов Республики. Правительство Республики действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики. Правительство Республики исполняет свои обязанности до утверждения нового состава Правительства Республики.

О самостоятельности исполнительной власти говорит тот факт, что Премьер-министр вносит Президенту предложения по структуре и составу Правительства, другими словами, речь идет о формировании системы органов государственной власти, призванной обеспечивать фактическую и юридическую реализацию исполнительной власти на всей территории Казахстана. Также Премьер-министр вносит предложения Президенту об образовании, реорганизации и упразднении министерств, государственных комитетов и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, по кандидатурам для назначения на должность Руководителя Аппарата Правительства и других руководителей. Здесь же заметим, что в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан входят местные исполнительные органы, обеспечивающие проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующих территорий. Местный исполнительный орган возглавляет аким соответствующей административно-территориальной единицы, являющийся представителем Президента и Правительства Республики. Законодательство предусматривает, что акимы областей, города республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики по представлению Премьер-министра.

Внимательное изучение положений Конституции, а также Конституционного закона «О Правительстве Республики Казахстан» позволяет сделать вывод о том, что исполнительная ветвь власти самостоятельна и независима в отношениях с законодательной и судебной властями. Следует согласиться с французским ученым Р.Драго, который отмечает: «В сфере своей деятельности администрация должна быть независимой, ибо полная самостоятельность действия является залогом эффектив-ности»2. Ранее законодательный орган в лице Верховного Совета нередко вмешивался в деятельность Президента и Кабинета Министров, превышая при этом полномочия, закрепленные Конституцией 1993 г. и соответствующими актами. Нынешняя Конституция отчетливо закрепляет организационную самостоятельность органов исполнительной власти. Так, из сферы ведения Парламента исключены организационно-распорядительные функции в отношении органов исполнительной власти.

Статья 64 Конституции гласит: «Правительство в своей деятельности ответственно перед Президентом Республики, а также подотчетно Парламенту Республики в случае, предусмотренном пп. 6 ст. 53 Конституции». Анализ данных статей позволяет сделать вывод об ограниченной самостоятельности данного органа. На наш взгляд, это связано, прежде всего, с тем, что Казахстан является президентской республикой, и связь между Президентом и Правительством должна быть очень тесной. Ибо именно Президент в силу своего статуса принимает решающее участие в формировании Правительства.

Правительство РК по Конституции 1995 г. выступает, по сути дела, «президентской командой». Сами функции главы государства у Президента неотделимы от его функции главы исполнительной власти. Формально таким статусом он не обладает, но фактически в руках у Президента все важнейшие рычаги государственного управления. Хотя при этом, как гласит п. 2 ст. 47 Конституции: «Президент не несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей.» По мнению казахстанских конституционалистов, «столь неуклюжая формулировка конституционной нормы создает двусмысленное положение, ведь основополагающий принцип права — это корреспонденция прав и обязанностей»3.

Конституция 1995 г. стремится исключить коллизии между Президентом и Премьер-министром. У Президента есть конституционное право освобождать от должности как Премьер-министра, так и членов Правительства, не спрашивая на то разрешения Парламента (пп. 3 ст. 44, пп. 7 ст. 70). Правовое поле для самостоятельной политической деятельности у Премьер-министра всегда ограничено. Широкие возможности у Президента в сфере кадровой политики безусловны. Фактически именно ему принадлежит здесь решающее слово. Подчеркнем, что главы Конституции, посвященные органам государственной власти, пронизывает мысль о единстве Президента и Правительства — в плане политическом и об их четкой субординации — в административном. Стремление во что бы то ни стало избежать двоевластия внутри исполнительной ветви государственной власти вполне объяснимо. Этим обусловливается наделение Президента правом единолично определять «основные направления внутренней и внешней политики государства» (п. 1 ст. 40). Тем не менее Правительство наделено достаточными для эффективной реализации исполнительной власти функциями и полномочиями. В соответствии с законодательством оно: разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление; разрабатывает и представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета; вносит в Мажилис проекты законов и обеспечивает исполнение законов; организует управление государственной собственностью; выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента и др.

Заметим, что в отличие от компетенции Парламента, Конституцией предусмотрен открытый перечень полномочий Правительства, которое «выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента». Также из вышеуказанного перечня видно, что предмет и сфера деятельности органов исполнительной власти отличаются от деятельности органов других ветвей власти. Основное же назначение Правительства — это организация исполнения актов законода

тельной власти и других нормативных актов. Функция исполнительной власти состоит в осуществлении управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых непосредственно народом или его представительными органами». Несмотря на перечисленные полномочия и функции Правительства, данный орган ни в коей мере не подменяет законодательную деятельность Парламента, наоборот, не вмешиваясь в процесс принятия законов, он способствует осуществлению представительным органом его законотворческой функции.

Можно отметить, что деятельность Правительства многогранна и сложна, выполнение функций связано с повседневным управляющим воздействием на общественные отношения, организацией нормальной деятельности всех звеньев этой системы, начиная от предприятий, организаций и заканчивая структурами Правительства. В связи с этим исполнительная власть «необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, созидательной и охранительной деятельности»4. Другие же ветви власти, как замечает Ю.М. Козлов, «не в состоянии взять на себя данную функцию в полном объеме, учитывая многообразие общественных отношений»5.

Современный этап функционирования органов исполнительной власти связан с постепенным переходом к компактному Правительству с четкой системой балансов прав и ответственности, подотчетности и подконтрольности каждого органа. На сегодняшний день решениями Президента и Правительства страны осуществляется поэтапная качественная реорганизация министерств и ведомств, направленная на передачу «вниз» полномочий и ответственности, повышение роли и функций департаментов министерств, сокращение дублирующих и промежуточных звеньев управления.

Тем не менее, несмотря на оптимизацию функционирования высшего исполнительного органа и всей вертикали власти, нельзя с полной уверенностью говорить о ее сбалансированности в отношении с законодательной властью. В частности, хотелось бы отметить ситуацию с представлением Программы Правительства Парламенту Республики Казахстан. В случае ее отклонения Премьер-министр предоставляет повторный доклад о Программе в течение двух месяцев. Повторное отклонение Программы Правительства может быть осуществлено большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат и означает выражение вотума недоверия Правительству. Отсутствие такого большинства означает одобрение Программы Правительства. На наш взгляд, и для второго отклонения Программы должно применяться простое большинство каждой из Палат Парламента. Думается, что недопустимо считать одобренной (или не отклоненной) Программу, не поддержанную простым большинством каждой Палаты, но и не отклоненную двумя третьми каждой из Палат высшего представительного органа, представляющего народ Казахстана.

В целом, подводя итоги, отметим, что основная функция исполнительной власти в лице Правительства состоит в управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых Парламентом. В этой связи представляется важным, чтобы данная функция предопределяла подзаконность всех принятых решений Правительства. На наш взгляд, выход за очерченные пределы, игнорирование законов исполнительной властью может привести к утрате исполнительной властью ее важной конституционной характеристики.

Список литературы

  1. Конституционный закон РК «О Правительстве РК» от 18 декабря 1995 г. // Казахстанская правда. — 1995. 25 дек.
  2. ДрагоР. Административная наука. — М., 1982. — С. 43.
  3. Баймаханов М.Т., Аюпова З.К., Ибраева А.С. Становление правового государства и конституционной процесс в Республике Казахстан: Монография. — Алматы: КазГЮА, 2001. — С. 36.
  4. Бахрах Д. Н. Административная власть как вид государственной власти // Государство и право. — 1992. — № 3. — С. 13.
  5. Алехин А.П. Административное право РФ. — Ч. 1. — М., 1994. — С. 9.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мультиварка vitesse vs 529 инструкция по применению
  • Casio tough solar инструкция на русском языке
  • Гидроксизин инструкция по применению цена таблетки аналоги отзывы взрослым
  • Менсе инструкция по применению при климаксе цена отзывы аналоги таблетки
  • Инфлюцид инструкция по применению цена отзывы врачей