Политическое руководство страны конспект

Политическое руководство — страна

Cтраница 1

Политическое руководство страны, возглавляемое Брежневым, при определении приоритетов внешней политики, как и прежде, исходило из представлений о том, что человечество переживает длительный исторический период перехода от капитализма к социализму.
 [1]

Политическое руководство страны по-прежнему осуществлялось главным образом двумя крупными монархическими партиями — консервативной и либеральной, почти ничем не отличавшимися друг от друга.
 [2]

Однако реальному политическому руководству страны, видимо, были нужны не новые партнеры российских райсоветов, а конкуренты, властные диссиденты. Российские КОСМ таковыми не стали.
 [3]

Гибкость мышления нового политического руководства страны позволила осознать социальные причины советского технологического отставания, и были сформулированы идеи социальной мотивации работников, которым разрешили высказываться, выбирать директоров, получать дифференцированную оплату и даже заводить свой игрушечный ( по масштабам) бизнес.
 [4]

Другие же группы политического руководства страны, возглавлявшиеся Л. Д. Троцким, Л. Б. Каменевым, Г. Е. Зиновьевым, Н. И. Бухариным, в которые входили А. И. Рыков, Г. Л. Пятаков, М. П. Томский, И. Т. Смилга, Н. Б. Эйсмонт и др., уже не имели преобладающего влияния на формирование партийной политики в области народнохозяйственного развития страны. В январе 1928 г. Сталин предложил для стабилизации хлебозаготовок развернуть строительство колхозов и совхозов. Сталин и его сторонники увидели то звено социально-экономической структуры деревни, которое позволяло бы осуществлять перераспределение средств и снабжать город хлебом. В ноябре 1929 г. партийно-государственными органами принимается решение о форсировании процессов коллективизации.
 [5]

В результате непоследовательности действий политического руководства страны во главе с Л. И. Брежневым по развитию демократии и сохранению административно-командной практики управления не были преодолены деформации общественно-политической жизни.
 [6]

Хотя от проблем рядовых советских людей высшее политическое руководство страны отделяли мощные барьеры, а социально-экономическая информация тщательно препарировалась, тем не менее удручающее положение практически всех сфер жизнедеятельности общества было известно и ему.
 [7]

Японские милитаристские круги, взявшие верх в политическом руководстве страны, выдвинули идею создания Великой Японии, в состав которой должны были войти Полинезия, Зондский архипелаг, Австралия, Сиам, восточное побережье Китая, Монголия, Маньчжурия, Корея, русские владения — Приморье, Сахалин, даже Забайкалье и Камчатка.
 [8]

Негативные результаты научно-технической политики в СССР в 60 — 80 — е годы не означают, что политическое руководство страны в этот период не искало ответы на вопрос о путях народнохозяйственного развития в условиях разворачивавшейся научно-технической революции.
 [9]

Сталинская группа ( Сталин и его сторонники — В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов, Л. М. Каганович и др.) к этому времени добилась большинства в политическом руководстве страны.
 [10]

В СССР определенную роль в возникновении такого государства, кроме уже отмеченных причин, сыграла острая борьба за власть, развернувшаяся в политическом руководстве страны.
 [11]

Если десятилетие Хрущева прошло под знаком реформ, шумных политических, идеологических и хозяйственных кампаний, то двадцатилетие, от середины 60 — х до середины 80 — х гг., когда политическое руководство страны возглавлял в основном Л.И.Брежнев, называют временем застоя-временем упущенных возможностей. Начавшееся достаточно смелыми реформами в области экономики, оно закончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни, застоем в экономике, кризисом общественно — политической системы.
 [12]

Проходившая передача власти от райсоветов КОСМ по сути была передачей власти от лигитимных низших органов власти в нерыночной системе органам с неопределенным статусом и чрезвычайными полномочиями, в условиях перехода к рынку, т.е. явно временным переходным органам, которые, в силу этого, были более управляемы и менее опасны для реального политического руководства страны. Именно это и нужно было властям.
 [13]

Итоги братеевских событий наверху были тщательно проанализированы. Реальное политическое руководство страны признало этот эксперимент плодотворным, и уже с лета 1989 г., даже не дожидаясь окончательного формирования КОСМ Братеево начало распространять братеевский опыт на всю территорию Москвы.
 [14]

Политическому руководству страны совсем не хотелось быть под контролем гласно выражаемого общественного мнения.
 [15]

Страницы:  

   1

   2

Право, 10 класс

Урок №12. Организация власти и управления в стране

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Что такое механизм государства?

2. Какова суть принципа разделения властей

Глоссарий по теме:

Механизм государства целостная иерархическая система социальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет власть и управление обществом.

Правовой иммунитет освобождение определённого круга субъектов права из-под действия общих правовых норм.

Правительство высший орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий управление государством.

Местное самоуправление самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Принципы местного самоуправления обусловленные природой местного самоуправления идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, осуществляющих управление местными делами.

Парламент — высший представительный и законодательный орган многих государств.

Ключевые слова: Механизм государства; принципы механизма государства; аппарат государства; орган государства.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – с. 66-92 с. – (Инновационная школа).

На уроке мы узнаем, в чем заключается суть государства.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов механизма государства

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

Государственный аппарат Российского государства обладает всеми признаками, характеризующими его как целостную систему. Он состоит из нескольких элементов (определенной совокупности органов государственной власти, иных органов государства), которые, в свою очередь, сами являются самостоятельными системами. Кроме того, государственному аппарату присущи единство, внутренняя согласованность структурных элементов (подразделений).

Система органов государственной власти — это совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Принципы системы органов государственной власти в демократическом государстве:

1. Единство системы

2. Разделение властей

3. Демократизм

В Конституции России 1993 г. в качестве одной из основ конституционного строя страны выступает принцип разделения властей. Статья 10 Конституции РФ гласит: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

1. Полномочия президента РФ: Президент – глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

1) Назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства

2) Принимает решение об отставке Правительства

3) Формирует и возглавляет Совет Безопасности

4) Утверждает военную доктрину РФ

5) Формирует Администрацию Президента

6) Назначает: а) полномочных представителей Президента; б) высшее командование Вооруженных Сил РФ; в) дипломатических представителей РФ.

7) Назначает выборы Государственной Думы

8) Распускает Государственную Думу

9) Назначает референдум

10) Подписывает и обнародует федеральные законы

11) Обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

12) Осуществляет руководство внешней политикой РФ

13) Вводит в стране военное положение

14) Решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

15) Осуществляет помилование

2. Исполнительная власть в РФ.

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство во главе с председателем Правительства.

В России принята трёхзвенная система федеральных органов исполнительной власти:

1. Министерства;

2. Федеральные службы;

3. Федеральные агентства.

Полномочия Правительства РФ:

1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет

2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии

3) Осуществляет управление федеральной собственностью

4) Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

5) Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

3. Законодательная ветвь власти:

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов.

В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек. Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ:

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ

2) Утверждение указа президента о введении военного и чрезвычайного положения

3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ

4) Назначение выборов президента

5) Отрешение президента от должности

6) Назначение на должность: а) Конституционного суда Верховного суда; б) Генерального прокурора; в) заместителя Председателя Счетной палаты

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ

2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ

3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

4) Назначение на должности: а) Председателя Центрального банка; б) Председателя Счетной палаты; в) Уполномоченного по правам человека

5) Объявление амнистии

6) Выдвижение обвинений против президента для отрешения его от должности

4. Судебная ветвь власти

Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации:

1. Осуществляется только судами;

2. Номинально имеет полную самостоятельность;

3. Реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства;

4. Характеризуется единством судебной системы РФ

Судебная система РФ.

Суды в Российской Федерации подразделяются на два вида — суды федеральные и суды субъектов Российской Федерации.

1. Конституционные суды (соответствие нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ).

2. Суды общей юрисдикции (уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции)

3. Арбитражные суды (судебные споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности)

Судами высшей (надзорной) инстанции являются Конституционный суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации.

К судам уровня субъекта РФ относятся Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи.

5. Принципы формирования организации и функционирования демократического государства

— Принцип разделения властей (обеспечивает систему сдержек и противовесов в деятельности механизма государства)

— Принцип гласности (возможность граждан знать все аспекты государственной политики)

— Принцип законности (соблюдение и исполнение законов и гражданами, и государством)

— Принцип гуманизма (человек, его права должны быть в центре государственной политики)

— Принцип демократизма (участие народа в управлении государством)

— Принцип федерализма (равноправие субъектов)

— Принцип профессионализма (подготовка квалифицированных госслужащих)

Разбор типового тренировочного задания

Соотнесите принципы формирования организации и функционирования государства с их внутренним содержанием.

Необходимость подготовки квалифицированных кадров

Реальное участие народа в управлении государством

Равноправие субъектов федерации между собой

Соотнесите ветви власти и органы власти в РФ

Конституционный уставной суд

Совет Федерации ФС РФ

Федеральная служба

Руководство политическое

Руководство политическое
Руководство политическое

определение стратегического направления развития государства, политической системы общества и выбор средств осуществления основных задач и целей общегосу­дарственного и общегражданского значения, их важ­нейших принципов и путей достижения. В зависи­мости от уровня политико-властных отношений выделяют субъектов-руководителей федерального, регионального и местного уровней. Чем выше уро­вень политики, тем более важной является функция руководства и тем более ответственным обязан быть руководитель, выполняющий эту функцию. Это объясняется тем, что политический статус дан­ного руководителя очень высок и характер прини­маемых им решений затрагивает огромное число людей. Поэтому высокие должности должны зани­мать люди грамотные, умные и высокопрофессио­нальные. Элементы глупости, сквозящие в реше­ниях верхнего этажа руководства, традиционно передаются на нижние этажи, что также усилива­ет необходимость и потребность рекрутирования «наверх» наиболее талантливых людей.

Чем ниже уровень политического руководства. Тем в большей степени руководитель зависит от руководителей верхних этажей. Кроме того, он не только должен вписываться в программу стратегического развития страны, но и руководить ею на региональном, специфическом уровне. Иными словами, руководитель «среднего» уровня имеет дело как бы с двумя стратегическими программами: федеральной и региональной. Которые важно скоординировать и содержательно выразить индивидуально-региональную.

Поскольку политическая жизнь очень подвижна, то в стратегию руководства следует вовремя вносить соответствующие коррективы и оперативно менять тактические приемы ее достижения.

Шпак В.Ю.

Политология. Словарь. — М: РГУ.
.
2010.

Политология. Словарь. — РГУ.
В.Н. Коновалов.
2010.

Полезное

Смотреть что такое «Руководство политическое» в других словарях:

  • ПОЛИТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО — – деятельность в политической сфере по реализации стратегических и тактических планов, управлению текущими политическими процессами из одного центра. П. р. рассматривается также как группа лиц или система органов, которые наделены полномочиями… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Новое политическое мышление — Новое политическое мышление  философия внешней политики СССР периода Перестройки. Содержание 1 Истоки «Нового политического мышления» …   Википедия

  • Главное политическое управление Советской Армии и Военно-морского флота — (ГлавПУР)  орган управления в Министерстве обороны СССР, руководящий партийно политической работой в Советских Вооруженных Силах. Работало на правах отдела ЦК КПСС. Содержание 1 История 1.1 Создание …   Википедия

  • Движение политическое — форма, способ практического существования политики. Немецкий философ Якоб Беме (1575 1624) оставил меткое замечание по поводу того, что движение следует по­нимать как внутреннее состояние объекта, как сво­его рода «муку материи». Это замечание… …   Политология. Словарь.

  • Главное политическое управление Советской Армии и Военно-морского флота — (ГЛАВПУ)         орган, руководящий партийно политической работой в Советских Вооруженных Силах. Работает на правах отдела ЦК КПСС. На ГЛАВПУ возлагается: руководство политическими органами, партийными и комсомольскими организациями в Вооруженных …   Большая советская энциклопедия

  • Государственное политическое управление при НКВД РСФСР — Государственное политическое управление Страна …   Википедия

  • Наш дом — Россия (Всероссийское общественно-политическое движение) — «Наш дом – Россия (Всероссийское общественно политическое движение)» Лидер: Виктор Черномырдин Дата основания: 12 мая 1995 Штаб квартира: 107078 Москва, пр т Ак. Сахарова, д.12 …   Википедия

  • Наш дом — Россия (Всероссийское общественно-политическое движение) — «Наш дом – Россия (Всероссийское общественно политическое движение)» Лидер: Виктор Черномырдин Дата основания: 12 мая 1995 Штаб квартира: 107078 Москва, пр т Ак. Сахарова, д.12 …   Википедия

  • Еврейское руководство — Манхигут Йегудит Лидер: Фейглин, Моше Дата основания: 2001 Штаб квартира …   Википедия

  • Главное политическое управление Военно-Морского Флота — ГЛÁВНОЕ ПОЛИТИ́ЧЕСКОЕ УПРАВЛÉНИЕ ВОÉННО МОРСКÓГО ФЛÓТА (ГлавПУ ВМФ), руководило парт. политич. работой в ВМФ; образовано 20 июля 1941 путём реорганизации Гл. управления политич. пропаганды ВМФ решением ЦК ВКП(б), работало на правах отдела ЦК… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Предмет: история

Класс: 10

Учительница: Гучигова Х.Х.

Дата: 17.05.22

ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 1960-Х – СЕРЕДИНЕ 1980- Х ГОДОВ

Цель урока:

  • противоречивость общественно-политической жизни СССР в 1965 — начале 1980-х гг.,
  • сущность процессов «застоя» в политике;

Задачи урока

Личностные: развивать устойчивый познавательный интерес к прошлому своей страны

Предметные : сформировать представление о косыгинской реформе в промышленности, показать ее результаты; показать причины упадка советского сельского хозяйства и нарастания кризисных явлений в советской экономике к началу 1980-х гг.; раскрыть причины неспособности советской экономической модели ответить на вызовы постиндустриального общества

Метапредметные: 1) коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; 2) регулятивные: составлять план действий, соотносить свои действия с планируемым результатом; формировать целевые установки учебной деятельности; 3) познавательные: работать с учебной информацией, собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности

Оборудование: учебник Н.И.Торкунова, проектор, презентация, индивидуальные и групповые карточки.

Ключевые события: «оттепель», застой.

Основные термины и даты: геронтократия, стагнация, 1953 – компромисс, диссидентство.

ХОД УРОКА

СЛАЙД —-

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

УЧИТЕЛЬ: — Здравствуйте ребята, вижу у всех прекрасное настроение, ну-ка ну-ка, вы чувствуете это? Как же энергично и плодотворно пройдет наш урок, на такой позитивной волне. Настроились? Прекрасно! Итак, у нас урок истории, и как вы заметили, на нашем уроке гости, не смущайтесь ребята, и да самое главное!!! покажите, какие вы у нас активные и способные ученики!

Садитесь, открывайте тетради, учебники.

СЛАЙД —

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

УЧИТЕЛЬ: Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

УЧЕНИК: — изучали тему «Политика Мирного сосуществования в 1950-1960 годах.

УЧИТЕЛЬ: — хорошо, давайте проверим насколько хорошо вы усвоили эту тему, напоминаю вам, что мы на уроке соблюдаем правило поднятой руки!

СЛАЙД- ОПРОС —  6 ВОПРОСОВ

УЧИТЕЛЬ: 1. Чем завершился новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу? А Конфронтация что это означает, все знают?

— в правильном ответе должно быть

УЧЕНИК: —  после войны обстановка в мире изменилась в пользу СССР и стран социализма. Объективно оценивая опасность ядерного оружия, Маленков выступал за мирное соглашение. Он полагал, что мирное будущее зависит в основном от развития отношений СССР с Западом.

 – Конфронтация это усугубление, осложнение конфликта, как правило при конфронтации используют силу,  в войнах это военная мощь страны.

УЧИТЕЛЬ: 2. В итоге как складывались отношения с западом?

УЧЕНИК:-  шла примирительная политика, между СССР и США в 1953 году заключили компромисс…

— так же между Турцией и Югославией заключались мирные соглашения,

УЧЕНИК: В 1954 году достигли соглашения о прекращении войны в Индокитае…

А в 1955 году  страны- победительницы подписали государственный договор в Австрией, по выводу войск с ее территории.

УЧИТЕЛЬ: 3.А кто мне скажет какое значение имел тезис о мирном сосуществовании закрепленный в Коммунистической Партии Советского Союза?

УЧЕНИК:— тезис подразумевал создание коллективной безопасности в Европе, как отметил Хрущев., а затем и Азия прошла процесс разоружения. Тем не менее, наблюдались и противоречия, так, некоторые акции имели явный пропагандисткой характер, как «специфическая форма кассовой борьбы».

УЧИТЕЛЬ: 4. К каким  итогам в отношении с западом пришли на тот момент, кто скажет?

УЧЕНИК:  — в июне 1962 года из за жестких позиций Хрущева план политики мирного сосуществования при встречи с Дж. Кеннеди провалился. Отношения Восток-Запад обострились. На этом фоне, пытаясь на потерять свое влияние. СССР в 1961 году отказался от моратория на ядерные взрывы и начал активно практиковать освоения ядерной мощи. Отношения стремительно накалялись в точке Кубы, тем не менее в последний момент удалось прийти к компромиссу и заключить мирный договор между США и СССР.

УЧИТЕЛЬ: 5. Каковы итоги мирной социалистической системы?

УЧЕНИК: -После мирного урегулирования Карибского кризиса размежевание сил приобрело окончательный  характер. Глава КНР МАО Цзэдун критиковал советский ревизионизм. А попытка Хрущева апеллировать в этом вопросе лишь  привели к открытому противостоянию этих противоречий.

УЧИТЕЛЬ: 6. Кто расскажет о значение СССР и стран третьего мира?

УЧЕНИК: После Второй Мировой Войны кризис и крушение колониальных империй открыли Советскому Союзу возможность для ведения внешней политики. В следствии этой политика отношения с США лишь обострились, а западные страны стали более тесно координировать свои действия в борьбе против «советской экспансии», то есть расширения территории.

СЛАЙД —

  1. МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП

УЧИТЕЛЬ: — Ребята, мы с вами узнали про особенности политической обстановки СССР в 50-60 годах.

Посмотрите, вы узнаете этих политических деятелей? Назовите их имена

СЛАЙД —

—  Никита Сергеевич Хрущёв и Леонид Ильич Брежнев. 

Учитель: Верно. Предположите, какова будет тема урока?

Ученик: Смена политических лидеров, приход к власти Брежнева после Хрущёва. Политическое развитие СССР в середине 1960-х – начале 1980-х годов.

УЧИТЕЛЬ: — В соответствии с нашей темой нам необходимо достичь следующие цели:

Узнать какие изменения произошли при смещении Н.С.Хрущева;

 — рассмотреть подробности  политического развития  1960-1980-х годах.

УЧИТЕЛЬ: —  Откройте тетради, запишите  тему  урока

 «Политическое развитие 1960-х середине 1980-х годах».

СЛАЙД — ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 1960-Х СЕРЕДИНЕ 1980-Х ГОДОВ

ПЛАН:

  1. Итоги и значение «великого десятилетия» Н.С.Хрущева
  2. Л.И.Брежнев и смена политического курса
  3. Новые идеологические ориентиры. Концепция «развитого социализма»
  4. Конституция СССР 1977 года

СЛАЙД—

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

УЧИТЕЛЬ:  ВОПРОС «При каких обстоятельствах завершилось правление Хрущёва?»

УЧЕНИК: — Заговор против него и смещение со всех постов

УЧИТЕЛЬ: Что послужило причинами заговора?

УЧЕНИК: Во первых, недовольство народа повышением цен и ухудшения уровня жизни в целом, а также….

провал внешнеполитической стратегии и Карибский кризис,

неуверенность высшего политического руководства в прочности своего положения

Ущемление роли и значения партийной номенклатуры (решение Хрущёва о ротации кадров)

То, что был исчерпан авторитет Хрущёва в обществе и его реформаторский потенциал

УЧИТЕЛЬ: —Да, вы правы  и как вы думаете, к кому перешла власть?  

— Власть перешла к Л.И.Брежневу,

—  а именно:

СЛАЙД —14 октября 1964 года Пленум ЦК КПСС освободил Н.С. Хрущёва от должности Первого секретаря ЦК КПСС.
15 октября указом Президиума Верховного Совета СССР от должности главы правительства Советского Союза.

СЛАЙД — На заседании Политбюро Л.И. Брежнев обвинил действующего руководителя партии в:
создании культа личности;
оскорблении единомышленников и членов партии;
совмещении должностей;
ошибках в управлении страной.

СЛАЙД — Под эпохой застоя — СТАГНАЦИИ — понимают период между приходом к власти Л.И. Брежнева в середине 1960-х годов и началом перестройки в начале 1980-х.

СЛАЙД — В 1972 г. члены политбюро отказались от критики Сталина и обвинили Хрущёва в надругательстве над вождём.
Совнархозы были заменены отраслевыми министерствами.
В 1971 г. на 24-м съезде КПСС официально закрепили право контроля над деятельностью администрации научно-исследовательских институтов, учреждений культуры и здравоохранения.

СЛАЙД — А В 1977 году была принята «брежневская» Конституция СССР, в основу которой, была положена концепция «развитого социализма» (этап общества на пути к коммунизму, в котором достигается гармоничное соединение всех сфер общества).

СЛАЙД —

  • Первичное закрепление: Читательская грамотность

На стр.141-142 прочитайте первый абзац и ответьте на вопросы.

СЛАЙД —

Задание

 1. Как назвали период прихода Л.И.Брежнева для партийно-государственного аппарата? (золотой век)

  1. Основной лозунг как звучал? (Стабильность кадров)
  2. Какой критерий при назначении должности чиновника оставался главным? (личная лояльность чиновника).

СЛАЙД —

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Гимнастика глаз.

Выполняют упражнение на расслабление глаз, шеи и рук.

Посмотрим вверх, вправо, влево, закрываем глаза

Шею в правый бок, в левый бок, круговое движение.

Руки вперед! Вообразим себя пианистом?

Молодцы, отдохнули?

Теперь можно и поработать!

СЛАЙД—

  • 2.Вторичное закрепление. Работа в группах.

Класс делится на три группы.  

На каждую группу я раздала задание

И индивидуальные карточки (приложение 1) нескольким ученикам (Эскерханов, Эльбиев, Арсаханов), вы не отвлекайтесь и выполняйте свои задания

Ну а все остальные, у вас задание на группу, дружно стараемся внимательно все прочитать, обсудить и сделать вывод, как закончите, поднимите руку.

Задание 1 группе (Сложный уровень)

1 группа: На основе п.1 пар.35 составит схему «Итоги правления Н.С.Хрущева» (дополним наши знания после беседы)

 Схема                                                         ??? (превзошел все ведущие страны по темпам роста    ВВП)

1950-е гг в СССР                                            ???( было построено более 8 тыс. предприятий)

стремительный рост                                        

                                                                      ??? (значительно вырос уровень жизни народа)

                                                      ???          (лидирующие позиции по развитию научно-

                                                                      технического прогресса, велось освоение космоса,

                                                                      созданы предпосылки для реализации социальных

                                                                      программ)


                                                                                                             

все это указывает на «советское экономическое чудо»

ОДНАКО, снижение темпов экономического развития (отметить):

1. __________________    ( отказ властей от использования экономических стимулов к труду);

2.__________________     (сохранение идеологических ограничений);

3.__________________    (усталость общества от постоянных перемен)

2 группа : на основе п.2 пар.35 характерные выявить черты политической жизни в СССР в 1960-1980-е гг»

3 группа : Особенности Конституции 1977 г. (п.4 пар.35)

Ответ 2 группа

1.Несменяемость руководящих кадров; старение руководства страны(геронтократия- власть старейших); (стабильность кадров»-лозунг Л.И.Брежнева): «законсервировали» политический режим

2.коллегиальное руководство страной;

3.Централизация управления;

4.Идеологизация общественной жизни;

5.Реабилитация И.В.Сталина –неосталинизм;

6.Повышение руководящей роли КПСС и её контроля над всеми сферами общественной жизни;

7.полное сращивание государственного и партийного аппарата;

8.Отрыв правящей элиты от общества и превращение её в закрытый привилегированный слой (партноменклатура);

9.Распространение диссидентского движения, оппозиционно настроенного по отношению к власти;

10.возрастание роли военных и госбезопасности в управлении страной;

11.расхождение между политическим курсом и реальным положением дел в стране.

3 группа Ответ:Конституция 07.10. 1977 г

1.закрепила руководящую роль КПСС:

  • Провозгласили курс на построение «развитого социалистического общества»;
  • Покончено с эксплуатацией человека человеком и национальной враждой;
  • Партия стала «политическим ядром»;
  • Политический аппарат стал главной политической силой;
  • Важное место занимали социально-экономические права граждан: право на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, пенсионное обеспечение, отдых.

Параллельно идет работа со слабомотивированными по карточкам

СЛАЙД —

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

УЧИТЕЛЬ: Так, к чему мы пришли? Какие цели мы ставили вначале урока?  мы сегодня смогли достичь наши цели?

УЧЕНИК: — Да, мы узнали подробности политического развития в 60-80 годах, как, при каких обстоятельства было смещение Хрущева…

УЧИТЕЛЬ: Кто продолжит?

УЧЕНИК: — Также главной особенностью политического развития СССР в середине 60-80 годах 20 века стало консервация политического режима, усиление господства партийного аппарата, наметившийся кризис официальной идеологии.

УЧИТЕЛЬ: А теперь давайте запишем новое определение

Диссидентство — несогласие с господствующей официальной идеологией; противостояние существующему режиму, правительству и т. п.; инакомыслие.

УЧИТЕЛЬ: Записали? А теперь составим с вами синквейн по теме урока!

СЛАЙД —

  1. РЕФЛЕКСИЯ

 Синквейн

  1. Существительное (тема урока – РЕФОРМА- РАЗВИТИЕ)
  2. 2 прилагательные (ПОЛИТИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ)
  3. 3 глагола (СМЕЩАТЬ, ПРОВОДИТЬ, СМЕНИТЬ КУРС)
  4. 1 Предложение (РАЗВИТИЕ  В СТРАНЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ПРОВЕДЕНИЕ РЕФОРМ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ)
  5.  Существительное – вывод  (ИЗМЕНЕНИЯ)

СЛАЙД —

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

ПАРАГРАФ — 35, ПРОЧИТАТЬ, ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ НА СТР.145

Приложение №1

Тема урока: Политическое развитие СССР в 1960-е – начале 1980-х гг.

Цель урока: понимать:

  • противоречивость общественно-полити­ческой жизни СССР в 1965 — начале 1980-х гг.,

  • сущность процессов «застоя» в политике;

Обучающиеся узнают:

  • Характерные черты политической жизни СССР в 1960-1980 гг;

  • Основные положения Концепции «развитого социализма»;

  • Особенности Конституции 1977 г

  • Основные понятия данной темы

Десталинизация (1953-1964)— процесс преодоления культа личности и ликвидации политической и идеологической системы, созданной в СССР в период правления И. В. Сталина. Этот процесс привёл к частичной демократизации общественной жизни, называемой «оттепелью».

Ресталинизацияэто возврат к сущности сталинизма, который остаётся неизменным: величие государства и социальная справедливость.

Пери́од засто́я или эпо́ха засто́я пропагандистско-литературное клише, используемое для обозначения периода в истории СССР, охватывавшего два с небольшим десятилетия так называемого «развитого социализма» — с момента прихода к власти Л. И. Брежнева.

Диссидентство несогласие с господствующей официальной идеологией; противостояние существующему режиму, правительству и т. п.; инакомыслие.

Обучающиеся используют знания и умения в практической деятельности:

-приобретут опыт самостоятельной учебной деятельности;

-выражать своё отношение к событиям и нравственным ценностям той эпохи.

Тип урока: урок нового знания

Оборудование: иллюстрации учебника пар.35 (Торкунов); рабочий лист

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний

1.Устно: Подведём итоги правления Н.С.Хрущёва (отвечают)

2.Определение темы и задач урока:Задание в рабочем листе

  • Кто эти люди? Никита Сергеевич Хрущёв и Леонид Ильич Брежнев. Верно.

  • Предположите, какова будет тема урока? Смена политических лидеров, приход к власти Брежнева после Хрущёва. Верно. Политическое развитие СССР в середине 1960-х – начале 1980-х годов.

  • Что мы должны выяснить в рамках данной темы?

  • При каких обстоятельствах завершилось правление Хрущёва? Заговор против него и смещение со всех постов

  • Что послужило причинами заговора?

  • Недовольство народа поднятием цен и ухудшением уровня жизни в целом,

  • провал внешнеполитической стратегии и Карибский кризис,

  • неуверенность высшего политического руководства в прочности своего положения

  • Ущемление роли и значения партийной номенклатуры (решение Хрущёва о ротации кадров)

  • То, что был исчерпан авторитет Хрущёва в обществе и его реформаторский потенциал

В 60-е годы политика Хрущёва стала вызывать недовольство широких слоёв общества. Крестьяне возмущались сокращением личного подсобного хозяйства и увеличением налогов. Горожане – перебоями с продовольствием и ростом цен на продукты. Верующие – новыми гонениями на церковь. Военные не могли простить Хрущёву сокращение Вооружённых сил. Чиновничество было взбудоражено проводившимися перестройками ведомств. Партийная бюрократия выражала недовольство введёнными ограничениями на пользование служебными автомобилями и дачами. Высших руководителей раздражала непредсказуемость Хрущёва в принятии решений. К тому времени новое поколение партийных руководителей уже укрепило позиции и не нуждалось в его поддержке.

3.Работа над темой урока

3.1. Работа с текстом параграфа 35

Задание: работа в паре: на основе п.1 пар.35 составит схему «Итоги правления Н.С.Хрущева» (дополним наши знания после беседы)

Схема ??? (превзошел все ведущие страны по темпам роста

ВВП)

1 950-е гг в СССР ???( было построено более 8 тыс. предприятий)

с тремительный рост

??? (значительно вырос уровень жизни народа)

??? (лидирующие позиции по развитию научно-

технического прогресса, велось освоение космоса,

созданы предпосылки для реализации социальных

программ)

все это указывает на «советское экономическое чудо»

ОДНАКО, снижение темпов экономического развития (отметить):

1. __________________ ( отказ властей от использования экономических стимулов к труду);

2.__________________ (сохранение идеологических ограничений);

3.__________________ 9усталость общества от постоянных перемен)

Учитель. Время с середины 1960-х до середины 1980-х г. XX ь. было периодом нашей истории, который называют «два­дцатилетием упущенных возможностей», «брежневской эпо­хой»., но чаще всего «периодом застоя». Именно в эти годы на­кладывавшиеся десятилетиями негативные явления и трудно­сти, нерешённые проблемы и загнанные внутрь болезни общества привели его к глубокому кризису: стагнации экономи­ки, деформациям общественно-политической жизни, оскуде­нию духовной сферы. Но всё ли так плохо было в этот период? Л.И. Брежнев пришёл к власти без подробной про­граммы развития страны. Человек глубоко традиционный и консервативный по своему складу, он больше всего опасался резких движений, крутых поворотов, крупных перемен. Осу­див Н.С. Хрущёва за волюнтаризм и субъективизм, он прежде всего позаботился о том, чтобы перечеркнуть его радикальные начинания.

3.2. Работа в группах:

1 группа: на основе п.2 пар.35 характерные выявить черты политической жизни в СССР в 1960-1980-е гг»

Ответ

1.Несменяемость руководящих кадров; старение руководства страны(геронтократия- власть старейших); (стабильность кадров»-лозунг Л.И.Брежнева): «законсервировали» политический режим

2.коллегиальное руководство страной;

3.Централизация управления;

4.Идеологизация общественной жизни;

5.Реабилитация И.В.Сталина –неосталинизм;

6.Повышение руководящей роли КПСС и её контроля над всеми сферами общественной жизни;

7.полное сращивание государственного и партийного аппарата;

8.Отрыв правящей элиты от общества и превращение её в закрытый привилегированный слой (партноменклатура);

9.Распространение диссидентского движения, оппозиционно настроенного по отношению к власти;

10.возрастание роли военных и госбезопасности в управлении страной;

11.расхождение между политическим курсом и реальным положением дел в стране.

2 группа: Особенности Конституции 1977 г. (п.4 пар.35)

Ответ:Конституция 07.10. 1977 г

1.закрепила руководящую роль КПСС:

  • Провозгласили курс на построение «развитого социалистического общества»;

  • Покончено с эксплуатацией человека человеком и национальной враждой;

  • Партия стала «политическим ядром»;

  • Политический аппарат стал главной политической силой;

  • Важное место занимали социально-экономические права граждан: право на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, пенсионное обеспечение, отдых.

3.3. Закрепление материала:

Вопросы

  • Политический лозунг Брежнева?;

  • Каковы главные критерии при назначении на должность? (личная лояльность чиновника);

  • Объясни «теневая экономика»? —(экономическая деятельность, находящаяся вне государственного контроля и скрываемая от общества);

  • Концепция политики Брежнева? ( развитой социализм);

  • Достижения при власти Брежнева? (активное финансирование оборонных программ, установка межконтинентальных баллистических ракет. Создание противовоздушной системы обороны, растет мощь флота и авиации, достигнут ракетно-ядерный паритет-равенство сторон в чем –либо)

4.Подведение итога урока. Рефлексия 3МММ (3 важных момента темы)

5.Домашнее задание: пар.35, с.147-148 вопросы

Дополнительно(если позволит время) выполняем сообща

ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ НА СРАВНЕНИЕ. СРАВНИТЬ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В СССР В ПЕРВОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ И В СЕМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ. НАЙТИ ОБЩЕЕ (НЕ МЕНЕЕ 2) И РАЗЛИЧНОЕ (НЕ МЕНЕЕ 3).

Рабочий лист

1.Устно: Подведём итоги правления Н.С.Хрущёва (отвечают)

2.Определение темы и задач урока: Задание в рабочем листе

  • Кто эти люди?

  • Предположите, какова будет тема урока?

  • Что мы должны выяснить в рамках данной темы?

  • При каких обстоятельствах завершилось правление Хрущёва?

  • Что послужило причинами заговора?

3.Работа над темой урока

3.1. Работа с текстом параграфа 35

Задание: работа в паре: на основе п.1 пар.35 составит схему «Итоги правления Н.С.Хрущева»

Схема ???

1 950-е гг в СССР ???

с тремительный рост

???

???

????

ОДНАКО, снижение темпов экономического развития (отметить):

1. __________________;

2.__________________ ;

3.__________________

3.2. Работа в группах:

1 группа: на основе п.2 пар.35 характерные выявить черты политической жизни в СССР в 1960-1980-е гг»

2 группа: Особенности Конституции 1977 г. (п.4 пар.35)

3.3. Закрепление материала:

Вопросы

  • Политический лозунг Брежнева?;

  • Каковы главные критерии при назначении на должность?

  • Объясни «теневая экономика»?;

  • Концепция политики Брежнева?;

  • Достижения при власти Брежнева?

4.Домашнее задание:пар.35, с 147-148 вопросы

5.Рефлексия: 3 МММ (важных момента темы)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Характеристика от руководства сотруднику
  • Кетопрофен уколы от чего помогает отзывы инструкция по применению
  • Крем проктонис инструкция по применению состав
  • Apache kafka руководство
  • Должностная инструкция врача физиотерапевта по профстандарту 2021 года образец