Библиографическое описание |
Советское военно-политическое руководство в годы Великой Отечественной войны. Государственный Комитет Обороны СССР. Политбюро ЦК ВКП(б). Совет народных комиссаров СССР: Сб. док. / Федер. арх. агентство, Гос. архив РФ, Рос. гос. архив соц.-полит. истории; Сост. Л.П. Кошелева, Л.А. Роговая, О.В. Хлевнюк. — М.: Фонд «Связь Эпох», 2020. — 752 с.; ІSBN 978-5-6043945-4-0. |
Тип материала |
документальный сборник (1429) |
Название издания |
Советское военно-политическое руководство в годы Великой Отечественной войны. Государственный Комитет Обороны СССР. Политбюро ЦК ВКП(б). Совет народных комиссаров СССР (1) |
Сведения, относящиеся к заглавию |
Сб. док. |
Описание |
Предлагаемое издание продолжает исследования структур и механизмов деятельности высших эшелонов власти в СССР, проведенные в рамках изучения архивных фондов руководящих органов коммунистической партии и Советского государства. В сборнике публикуется комплекс документов ГКО, Политбюро, СНК, их комитетов и комиссий, а также секретариатов членов ГКО за 1941-1945 гг. Эти документы отражают методы советского военно-политического руководства в годы Великой Отечественной войны, практику управления страной в чрезвычайных условиях. Важная часть книги — документы, характеризующие деятельность советских лидеров и изменения в системе высшей власти на различных этапах войны. Актуальность и важность этих вопросов для понимания истории Великой Отечественной войны неоднократно отмечалась в литературе. Однако их комплексное историческое исследование на основании архивных документов до сих пор не проводилось, что определяет новизну книги. |
Сведения об ответственности |
Федер. арх. агентство, Гос. архив РФ, Рос. гос. архив соц.-полит. истории; Сост. Л.П. Кошелева, Л.А. Роговая, О.В. Хлевнюк |
Место издания |
Москва (992) |
Издательство |
Фонд «Связь Эпох» (27) |
Год издания |
2020 (47) |
Физическая характеристика |
752 с. |
Тематика |
Великая Отечественная война — Органы государственного управления (139) |
ISBN |
978-5-6043945-4-0 |
Новые поступления |
2022-07 (16) |
Исторический период |
1941-1945. Великая Отечественная война/Вторая мировая война (602) |
Тематические коллекции |
ВКП(б) в годы ВОВ (119) Государственный комитет обороны СССР (1941-1945) (15) Совет Народных Комиссаров РСФСР/СССР (28) |
Коллекции по странам |
СССР (39) |
Органы
государственной власти и управления,
как центральные, так и местные, в годы
войны сохранили свои полномочия.
Верховный Совет СССР, его Президиум,
СНК и наркоматы не распускались, а
продолжали действовать.
22
июня 1941 г. был принят Указ Президиума
Верховного Совета СССР «О военном
положении», которое вводилось на всей
европейской части страны. На этой
территории все функции органов
государственной власти и управления в
отношении организации обороны, сохранения
общественного порядка и обеспечения
государственной безопасности переходили
к военным властям. Для обеспечения
бесперебойной работы предприятий в
военном режиме вводились чрезвычайные
меры регулирования военных объектов,
борьбы с эпидемиями, вводились чрезвычайные
меры регулирования трудовых отношений.
Им предоставлялось право регулировать
время работы учреждений и предприятий,
привлекать население и транспортные
средства для оборонных целей и охраны
народно-хозяйственных и военных
объектов.[6] Военные власти могли издавать
постановления, обязательные для
исполнения всего населения, а также для
местных органов власти и общественных
организаций. Позднее указами Президиума
Верховного Совета СССР военное положение
было введено в Грузинской ССР, в некоторых
городах Закавказья, по берегам Черного
и Каспийского морей, а также на всех
железных дорогах, на морском, речном и
воздушном транспорте. Введение военного
положения на транспорте приравнивало
его рабочих и служащих к военным и
повышало дисциплину труда, в том числе
и путем уголовной ответственности за
проступки и преступления.
В
целях обеспечения своевременного и
быстрого решения оперативных вопросов
в условиях военного времени 1 июля 1941
г. было принято Постановление «О
расширении прав народных комиссаров
СССР в условиях военного времени», в
котором наркоматам давалось право
распределять и перераспределять
материальные ресурсы, разрешать пуск
в эксплуатацию строящиеся предприятия
и их отдельные части, производить затраты
на восстановление разрушенных военными
действиями предприятий и жилищ.
В
деятельности Советов и их исполнительных
комитетов (исполкомов) на первый план
выходили вопросы, связанные с организацией
вооруженной защиты Отечества. Мобилизация
населения, снабжение Красной Армии
вооружением и обмундированием, создание
приемлемых условий для жизни и труда,
оставшихся в тылу людей – все эти
проблемы решались партийными и советскими
органами. Усилилось слияние их аппаратов.
Они совместно решали важнейшие вопросы
военной, мобилизационной и хозяйственной
жизни.
Деятельность
союзных наркоматов как органов управления
в связи с военным временем не сворачивалась,
а, наоборот, приобретала новые грани. 1
июля 1941 г. СНК СССР принял Постановление
«О расширении прав народных комиссаров
СССР в условиях военного времени».
Руководители наркоматов, а также
директора заводов, начальники строек
получали широкие полномочия в пределах
своей компетенции, что способствовало
повышению эффективности управления и
своевременному решению поставленных
перед ними задач.
В
июле 1941 года СНК принял Постановление
«О предоставлении Совнаркомам республик
и край(обл)исполкомам права переводить
рабочих и служащих на другую работу».
Это решение давало права местным властям
за отказ от перехода на другую работу
подвергать виновных судебной
ответственности как за самовольный
уход с работы.
При
Совнаркоме СССР возник ряд главков,
ведавших снабжением промышленности:
Главснабнефть, Главснабуголь, Главснаблес
и др. Создавались новые подразделения
и в наркоматах.
Нужды
войны требовали создания ряда новых
союзных наркоматов. Были образованы
наркоматы по отраслям промышленности,
производившим вооружение:
в
сентябре 1941 г. был создан и действовал
по октябрь 1945 г. Народный комиссариат
танковой промышленности СССР;
с
ноября 1941 г. по февраль 1946 г. работал
Народный комиссариат минометного
вооружения СССР, преобразованный из
Наркомата общего машиностроения.
В
августе 1941 г. было создано Главное
управление тыла Красной Армии,
возглавляемое заместителем наркома
обороны. Были созданы военные советы
фронтов, армий, флотов и флотилий. Их
возглавлял командующий — председатель
Военного Совета.
Также
в начале войны было создано Советское
информационное бюро (Совинформбюро).
В
годы войны происходит расширение прав
союзных республик. 1 февраля 1944 г. на
сессии Верховного Совета СССР был принят
закон «О создании войсковых формирований
союзных республик». В результате этого
постановления Верховные Советы союзных
республик учредили наркоматы обороны,
назначили наркомов и внесли в связи с
этим изменения в свои конституции. Таким
образом, общесоюзный Наркомат обороны
«в целях усиления оборонной мощи» СССР
был преобразован в союзно-республиканский.
Наряду
с централизацией управления в годы
войны проявилась и другая тенденция во
взаимоотношениях центральных властей
с республиками. В конце января – начале
февраля 1944 года состоялась сессия
Верховного Совета СССР, которая 1 февраля
1944 г. приняла Закон «О предоставлении
союзным республикам полномочий в области
внешних сношений и преобразовании в
связи с этим Народного комиссариата
иностранных дел из общесоюзного в
союзно-республиканский Народный
комиссариат». Этот закон был продиктован
стремлением советского руководства
занять более выгодную позицию в
послевоенном устройстве мира. Для этого
необходимо было включить союзные
республики в международную жизнь как
субъекты международного права. В связи
с этим законом федеративные республики
СССР могли вступать в непосредственные
связи с иностранными государствами и
заключать с ними соглашения.[7]
Произошли
изменения в области уголовного права.
Большая ответственность в годы войны
легла на карательные органы страны.
В
июле 1941 г. был воссоздан единый НКВД, в
апреле 1943 г. выделился самостоятельный
Наркомат госбезопасности, а Главное
управление военной контрразведки
(СМЕРШ) передано в состав Наркомата
обороны.
Указ
Президиума Верховного Совета СССР от
22 июня 1941 г. утвердил Положение о военных
трибуналах в местностях, объявленных
на военном положении и в районах военных
действий. Расширялись права военных
трибуналов. В связи с войной был изменен
процессуальный порядок рассмотрения
дел в военных трибуналах: жалобы и
протесты на приговоры трибуналов не
допускались. Приговоры приводились в
исполнение немедленно, о приговорах к
высшей мере наказания сообщалось
телеграммой председателю Военной
коллегии Верховного Суда СССР».
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В
ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В
стране сложилась чрезвычайная обстановка,
когда встал вопрос о самом существовании
Советского государства.
Все
изменения в системе управления не могли
решить задач военного времени. Поэтому
наряду с традиционными формами власти
и управления с началом войны были созданы
специальные чрезвычайные органы с
особыми полномочиями. Чрезвычайными
эти органы были потому, во-первых, что
их создание не было предусмотрено
Конституцией СССР; во-вторых, их полномочия
были выше, чем у конституционных органов
власти и управления. Уже в первые дни
войны стала видна недостаточность
предпринятых для отражения агрессии
мер.
Очевидной
становилась необходимость сосредоточения
всей полноты власти в одних руках, где
бы не было разделения на партийные,
государственные и военные органы, где
быстро и авторитетно решались бы любые
вопросы управления. Таким органом и
стал Государственный Комитет Обороны
(ГКО), созданный совместным постановлением
Президиума Верховного Совета СССР, ЦК
ВКП(б) и СНК СССР 30 июня 1941 г. Первоначально
в состав ГКО вошли 5 человек, а затем был
расширен до 9 человек, а к окончанию
войны сократился до 8. Возглавил ГКО
Сталин.
17
сентября 1941 г. ГКО издал постановление
«О всеобщем обязательном обучении
военному делу граждан СССР», по которому
с 1 октября 1941 г. вводилось обязательное
военное обучение всех граждан СССР
мужского пола от 16 до 50 лет. Организация
этого обучения была возложена на Наркомат
обороны и его органы на местах. В составе
Наркомата обороны было образовано
Управление всеобщего военного обучения
(Всеобуч).
Через
наркоматы ГКО руководил работой
государственных учреждений и ведомств,
а через Ставку Верховного Главнокомандования
осуществлял руководство вооруженной
борьбой с захватчиками. Упразднен был
ГКО Указом Президиума Верховного Совета
СССР 4 сентября 1945 г. ГКО обладал
неограниченными полномочиями. Его
состав свидетельствовал, что в нем
собраны наиболее дееспособные и
авторитетные люди из высших партийных
и государственных органов, наделенных
легитимными властными полномочиями.
Несмотря на малочисленность ГКО, условия
военного времени не позволяли ему
собираться регулярно и в полном составе.
Решения принимались председателем или
заместителем по согласованию с другими
членами ГКО.
Постановления
Государственного Комитета Обороны
имели силу законов военного времени.
Все организации – партийные, советские,
хозяйственные, общественные – обязаны
были неукоснительно выполнять любые
постановления и распоряжения ГКО.
Комитет обходился небольшим собственным
аппаратом управления. Руководство он
осуществлял через партийные и советские
структуры власти. В республиках, краях
и областях, а также в военных, промышленных
наркоматах были учреждены должности
уполномоченных ГКО.
В
прифронтовых местностях решением ГКО
создавались областные и городские
комитеты обороны, которые объединяли
партийную, советскую и военную власть
в регионе. Их деятельность была подчинена
интересам обороны. Они руководили
созданием народного ополчения,
строительством оборонительных сооружений,
ремонтом боевой техники, вели
общественно-воспитательную работу,
налаживали мирную жизнь в освобожденных
от оккупантов районах.
Государственный
Комитет Обороны создавал вспомогательные
органы для усиления контроля за отдельными
отраслями промышленности оборонного
комплекса. В июле 1942 года на совместном
заседании Политбюро и ГКО был образован
Транспортный комитет. Этот комитет стал
единым органом управления всеми видами
транспорта. Он мобилизовал ресурсы
железнодорожников, водников, авиаторов
страны, обеспечивал взаимодействие
всех звеньев транспортной системы. В
состав Транспортного комитета входили
наркомы путей сообщения, морского и
речного флота, представители Наркомата
обороны. В декабре 1942 года было создано
Оперативное бюро ГКО. Этот орган наблюдал
за работой промышленных и транспортных
наркоматов, составлял месячные и
квартальные планы производства важнейших
отраслей промышленности, следил за
своевременным снабжением их металлами,
углем, нефтью, электроэнергией. Оперативное
бюро взяло на себя и функции упраздненного
Транспортного комитета.
Претерпели
изменения в годы Великой Отечественной
войны и Вооруженные Силы СССР. Для
руководства военными действиями на
следующий день после начала Великой
Отечественной войны Постановлением
СНК и ЦК ВКП(б) была создана Ставка
Главного Командования. 10 июля 1941 г. она
была преобразована в Ставку Верховного
Главнокомандования. Ставка должна была
осуществлять стратегическое руководство
вооруженными силами страны. Возглавил
этот орган и был назначен Главнокомандующим
Вооруженными Силами СССР Сталин.[9]
24
июня 1941 г. Постановлением СНК СССР ЦК
ВКП(б) был образован Совет по эвакуации.
Совет работал в тесном контакте с
наркоматами, при которых были созданы
отделы по эвакуации. В июне 1941 года ЦК
ВКП(б) и СНК СССР определили порядок
вывоза и размещения людских контингентов
и наиболее ценного имущества. В сентябре
при Совете по эвакуации было создано
Управление по эвакуации населения.
Наряду с Советом по эвакуации в октябре
– декабре 1941 г. действовал также Комитет
по эвакуации. Комитет руководил эвакуацией
оборудования, запасов сырья и
продовольствия. Размещение эвакуированных
предприятий и организаций проводилось
совместно с органами власти и управления
на местах. Наряду с Советом и Комитетом
по эвакуации 22 июня 1942 г. Постановлением
ГКО была создана Комиссия по эвакуации.
Комиссия действовала по осень 1942 года.
Также были созданы и действовали такие
чрезвычайные органы управления как
Комитет по продовольственному и вещевому
снабжению и Комитет по разгрузке
транспортных грузов.
На
первом этапе войны в силу недостаточной
подготовленности страны к активной
обороне многие районы СССР оказались
оккупированными фашистскими войсками.
Несмотря на жесточайшие репрессии,
фашистам не удалось полностью парализовать
и ликвидировать советскую систему
управления на захваченной территории.
В зоне немецкой оккупации продолжали
действовать или создавались вновь
партийные и советские органы. Они
опирались на подпольное движение и
партизанские формирования.
Партизанское
движение зародилось вскоре после
оккупации части советской территории.
Однако широкий и организованный размах
оно получило после того, как было
организовано надлежащее управление
партизанскими отрядами и формированиями.
30 мая 1942 г. ГКО принял Постановление «О
создании при Ставке Верховного Главного
Командования Центрального штаба
партизанского движения». В республиках,
краях и областях были созданы
соответствующие штабы, руководившие
партизанским движением. При Военных
советах фронтов также создавались
партизанские штабы. В тылу немецко-фашистских
войск создавались партизанские края,
зоны, где восстанавливались органы
советской власти, колхозы, предприятия
местной промышленности, медицинские,
культурно-бытовые и другие учреждения.
Чрезвычайные
органы власти и управления создавались
и для решения конкретных, возникших в
связи с войной задач. Условия военного
времени продиктовали создание новых
органов управления.
2
ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета
СССР образовал Чрезвычайную государственную
комиссию по установлению и расследованию
злодеяний, совершенных немецко-фашистскими
захватчиками, и определению нанесенного
ими ущерба гражданам, колхозам,
государственным учреждениям СССР. На
эту комиссию был возложен сбор
документальных данных о злодеяниях, их
проверка, подготовка материалов об
ущербе, причиненном советским гражданам
в период оккупации. Аналогичные комиссии
были созданы в республиках, краях,
областях, городах.
Создание
чрезвычайных органов управления не
снимало ответственности с традиционных
звеньев руководства. От них требовались
не только исполнительность, но и
инициативность и полная отдача сил.
Органы государственного управления,
как и вся страна, работали в режиме
чрезвычайного положения.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Денис Александрович Борисенко
Эксперт по предмету «История России»
Задать вопрос автору статьи
Внутренняя политика советского государства
В первые дни война Сталин понял, что поражения Красной Армии могут серьезно подорвать его авторитет. Следовательно, необходимо срочно найти виновников происшедшего. Уже 30 июня 1941 года по приказу И. Сталина были отстранены от должности и преданы суду командующий Западным фронтом генерал армии Д. Павлов, ряд других высших офицеров фронта. Все они были расстреляны. 16 августа 1941 года И. Сталин подписал знаменитый приказ № 270. В соответствии с ним все попавшие в плен красноармейцы и командиры объявлялись изменниками Родины, виновниками поражений.
Поиск неблагонадежных начался среди народов СССР. Первой жертвой стали советские граждане немецкой национальности. Принцип был прост – раз немец, значит потенциальный враг. И, начиная с августа 1941 года, вглубь страны потянулись эшелоны с десятками тысяч людей немецкой национальности.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
Под бомбежками и артобстрелами началась перестройка народного хозяйства на военные рельсы. И уже через несколько недель после начала войны на потребности фронта работали практически все предприятия тыла. Из тех районов, которым угрожала опасность быть захваченными врагом, началась эвакуация на восток. В тыл отправлялись научные учреждения, учебные заведения, театры, редакции газет и журналов, тысячи рабочих и специалистов, члены их семей.
Эвакуированные предприятия при помощи местных органов власти Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии быстро вводились в действие. Большая часть их начала давать продукцию уже зимой 1941 года. А к середине 1942 года перестройка хозяйства на военный лад была полностью завершена. Благодаря принятым мерам, было приостановлено падение промышленного производства, и начался его постепенный рост. Это стало залогом будущей победы над Германией.
Замечание 1
Неимоверные усилия прилагались руководством СССР для развертывания вооруженных сил, технического переоснащения армии новыми видами военной техники, увеличения подготовки военных кадров, организации на оккупированной территории партизанского и подпольно-патриотического движения.
«Внутренняя и внешняя политика в годы ВОВ» 👇
Нельзя не отметить высокий уровень работы проделанной идеологическими службами СССР. Главным в ней стало разъяснение всем советским людям справедливого, освободительного характера Великой Отечественной войны, воспитания их в духе патриотизма, дружбы народов, священной ненависти к фашистским захватчикам, вселение уверенности в грядущей победе. Добиваясь этого, советское руководство привело в действие все рычаги духовного воздействия на трудящихся, личный состав армии и флота – пропаганду и устную агитацию, средства массовой информации, литературу и искусство.
Важнейшим средством массово-политической работы являлись сообщения Советского информационного бюро (Совинформбюро), созданного 24 июня 1941 года. Его деятельность навсегда связана с именем диктора Юрия Левитана, чей необыкновенный голос даже в самые тяжелые дни, переживаемые страной, спокойно оповещал советских людей о событиях на фронте и в тылу, давал надежду на победу.
Внешняя политика СССР в годы Отечественной войны
Замечание 2
Активное сопротивление Советских войск агрессору способствовало созданию антигитлеровской коалиции, ведущую роль в которой сыграли СССР, США и Великобритания. От ноября 1941 года США начало поставки в СССР по ленд-лизу вооружения, продовольствия, обмундирования. Были достигнуты принципиальные договоренности относительно открытия второго фронта в Европе.
28 ноября – 1 декабря 1943 года произошла Тегеранская конференция глав правительств СССР, США и Англии. Конференция (операция «Эврика») проходила в здании советского посольства. Впервые за годы Второй мировой войны собрались вместе руководители трех союзных держав: И.В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт и У. Черчилль.
Наступление Советской Армии в Европе поставило союзников перед перспективой расширения советского влияния в европейских государствах в послевоенный период. Поэтому ими были предприняты решительные шаги по установлению своего контроля над европейским континентом.
6 июня 1944 г. началась операция «Оверлорд» высадка союзников в Нормандии на севере Франции. Поскольку основные силы Германии были отвлечены тяжелыми боями на Восточном фронте, операция прошла успешно, немцы под давлением превосходящих сил союзников начали отступать из Северной Франции. 15 августа 1944 г. возле Марселя, на юге Франции, были высажены еще две армии: американская и французская.
4- 11 февраля в Крыму (Ялта) проходила Крымская конференция глав правительств СССР, США и Великобритании. Союзники определили военные планы «окончательного разгрома общего врага», определили послевоенное разделение Германии и контроль над ней, а также обсудили вопросы репарации с Германии. В Ялте было принято решение об учреждении Организации Объединенных Наций (ООН). Были приняты «Декларация об освобожденной Европе», декларации «О Польше», «О Югославии», рассмотрен вопрос о главных военных преступниках. Было решено, что СССР вступит в войну против Японии
«…через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе».
Советскому Союзу официально возвращалась южная часть о. Сахалин и всех прилегающих к ней островов и («Соглашение трех Великих Держав по вопросам Дальнего Востока») передавались Курильские острова. 11 февраля 1945 г. соглашение подписали Сталин, Рузвельт и Черчилль.
11 февраля в Ялте состоялось подписание «Соглашений между союзными государствами по делам военнопленных и гражданских лиц этих государств». Соглашение между СССР и Великобританией подписали Молотов и Иден, между СССР и США – генерал-лейтенант Грызлов и генерал Дин. Соглашения распространялись, в части СССР, только на лиц, имевших советское гражданство. В нарушение соглашения, англичане передали советской стороне людей, не имевших советского гражданства и эмигрировавших во время и после Гражданской войны 1917-1920 гг. (русские генералы П.П. Краснов, А.Г. Шкуро и др.).
Решение принял министр иностранных дел Великобритании А. Иден, считавший неразумным «раздражать» Сталина. Обманным путем англичане передали службам СМЕРШа в Австрии 35 тыс. казаков и кавказцев, большей частью гражданских лиц (1 июня 1945 г.).
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Особенности реорганизации управления чрезвычайных органов власти (1941–1945)
Сложная обстановка начального периода войны обусловила проведение некоторых организационных преобразований в целях укрепления и централизации руководства органами внутренних дел и государственной безопасности.
20 июля 1941 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об объединении Народного комиссариата внутренних дел СССР и Народного комиссариата государственной безопасности СССР в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР».
Третьи управления и отделы НКО и НК ВМФ СССР вновь были преобразованы в Особые отделы и возвращены в систему НКВД.
К 1943 г. обстановка на советско-германском фронте коренным образом изменилась в пользу СССР. Свои неудачи в открытой вооруженной борьбе немецкое командование попыталось компенсировать активизацией шпионско-диверсионной деятельности.
Необходимость нанести врагу сокрушительное поражение на «тайном» фронте, а также особенности деятельности органов внутренних дел в условиях освобождения территории СССР от оккупации потребовали дальнейших организационно-правовых изменений.
14 апреля 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР вновь разделил НКВД на два самостоятельных наркомата: НКВД СССР (нарком Л. П. Берия) и НКГБ СССР (нарком В. Н. Меркулов), а Государственный комитет обороны принял решение о реорганизации Особых отделов НКВД в Управления контрразведки «Смерш» НКО и НК ВМФ СССР.
Война намного усложнила и увеличила объем работы, выполнявшейся органами НКВД. В связи с этим военно-политическое руководство СССР приняло необходимые правовые акты. Так, постановлением СНК СССР от 25 июня 1941 г. охрана тыла действующей армии (борьба со шпионами, диверсантами, дезертирами, паникерами) была возложена на специальные формирования войск НКВД. При НКВД СССР создается Главное управление войск охраны тыла действующей армии, а при каждом фронте – Управление войск охраны тыла, подчинявшееся командованию фронтом и своему ведомству.
По отдельным решениям ГКО на базе войск НКВД были созданы многие соединения и части для действующей армии. Например, только в июле 1941 г. НКВД СССР сформировал и передал в Красную армию 15 стрелковых дивизий. В прифронтовых городах личный состав милиции объединялся в батальоны и полки для непосредственного участия в боевых действиях.
Как известно, в предвоенные годы одной из ведущих функций НКВД СССР являлась организация использования труда заключенных в различных отраслях народного хозяйства. В связи с этим наркомат превратился в крупнейшее промышленное ведомство.
Чрезвычайная обстановка военного времени показала эффективность довоенных организационных форм построения советской милиции, поэтому не пришлось осуществлять какой-либо существенной перестройки аппарата. Как и до войны, высшим органом являлось Главное управление милиции НКВД СССР. В наркоматах внутренних дел союзных и автономных республик имелись управления милиции, их начальники одновременно являлись заместителями наркомов внутренних дел.
В годы войны на милицию были возложены дополнительные обязанности:
– борьба с распространителями провокационных слухов;
– трудовым и военным дезертирством;
– обеспечение организованной эвакуации населения, промышленных предприятий, запасов продовольствия и других материальных ценностей;
– борьба с мародерством;
– мобилизация транспортных средств для нужд Красной армии, учет и мобилизация военнообязанных;
– организация истребительных батальонов и т. д.
С началом войны организация и деятельность советских судебных и прокурорских органов была перестроена в соответствии с задачами, определенными в Директиве СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. Органы суда и прокуратуры вместе с другими правоохранительными органами обязывались вести беспощадную борьбу с изменниками Родины, шпионами и диверсантами, дезертирами и паникерами, со всеми, кто мешал обороне Отечества.
Основной особенностью ведения следствия в условиях войны была оперативность. Законы военного времени устанавливали сокращенные сроки (до 1–3 дней) расследования уголовных дел.
Существенной особенностью развития уголовного права в годы войны стал институт ответственности по законам военного времени, который характеризовался, прежде всего, усилением уголовных наказаний за наиболее опасные в военных условиях преступления.
В начале войны Верховный Суд СССР дал принципиально важное разъяснение «О порядке рассмотрения дел в отношении лиц, совершивших преступления в местностях, временно занятых неприятелем» от 11 декабря 1941 г. Временная оккупация не отменяла и не приостанавливала действие советских законов, поэтому «ответственность граждан, совершивших преступления в местностях, временно занятых неприятелем, или прифронтовой полосе, и эвакуированных из этих местностей, определяется уголовным законодательством союзной республики по месту совершения преступления».
Следует указать и на чрезвычайные уголовно-правовые меры укрепления боеспособности личного состава действующей армии, которые применялись в годы Великой Отечественной войны. Дело в том, что уже в первые месяцы войны военно-политическое руководство СССР убедилось в ошибочности установки на ведение боевых действий «малой кровью и на чужой территории». Красная армия была вынуждена неоднократно отступать, обороняться и при этом несла значительные потери в живой силе, в том числе и по причине ее пленения. По имеющимся сведениям, за годы войны около 6 млн военнослужащих советских вооруженных сил попали в плен, из них только в 1941 г. – свыше 3 млн.
Государственный комитет обороны, обеспокоенный неблагоприятно складывающейся ситуацией на фронте, 16 июля 1941 г. принял специальное постановление, которое следовало прочесть «во всех ротах, батареях, эскадронах и авиаэскадрильях». В постановлении указывалось, что ГКО арестовал и предал суду военного трибунала за «бездействие власти, отсутствие распорядительности, развал управления войсками, сдачу оружия противнику без боя и самовольное оставление боевых позиций» 9 высших командиров и комиссаров действующей армии.
Если оценивать эти документы с точки зрения конкретно-исторической обстановки, то требование в трудный для Родины час исполнять свой воинский долг до конца, безусловно, следует признать справедливым. В то же время вышеназванное постановление ГКО и приказ Ставки ВГК, эмоциональные призывы «железной рукой карать трусов и изменников», не подкрепленные точными юридическими формулировками, приводили нередко к необоснованным репрессиям. Суровая уголовная ответственность была распространена на членов семей военнослужащих, попавших в плен, что является вопиющим нарушением законности.
С помощью уголовно-правовых норм решались задачи не только борьбы с преступностью, укрепления дисциплины и правопорядка, но и перевоспитания осужденных, сохранения кадров для вооруженных сил и народного хозяйства.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Система органов государственного управления в период Гражданской войны
Система органов государственного управления в период Гражданской войны
Оформившаяся в Советской России к лету 1918 г. система управления была готова к проведению жесткой централизации. Предприятия лишались самостоятельности в целях выявления и максимального
Реорганизация чрезвычайных органов государственной власти (ВЧК-ГПУ-ОГПУ) и милиции
Реорганизация чрезвычайных органов государственной власти (ВЧК-ГПУ-ОГПУ) и милиции
Переход к нэпу, развитие демократических начал Советского государства обусловили необходимость реорганизации ВЧК и ее органов на местах.Декретом ВЦИК от 6 февраля 1922 г. ВЧК была
Реформа управления вооруженными силами (1941–1945)
Реформа управления вооруженными силами (1941–1945)
Военно-политическое руководство СССР во время Великой Отечественной войны уделяло большое внимание развитию всех видов советских вооруженных сил и родов войск, совершенствованию органов управления ими, добиваясь, чтобы
Особенности развития органов государственной безопасности
Особенности развития органов государственной безопасности
Завершение войны и начало работ по восстановлению разрушенного народного хозяйства внесли изменения в содержание деятельности органов государственной безопасности и внутренних дел.Основные изменения в
Глава 3. Реформы органов управления и суда
Глава 3. Реформы органов управления и суда
§ 1. Губернская реформа
Мы уже упоминали о том, что во второй половине XVII в. и особенно на грани XVII–XVIII вв. в системе центральных государственных учреждений происходили частичные изменения. Часть центральных приказов, общее
Лишение ВКП(б) органов управления государством
Лишение ВКП(б) органов управления государством
Не надо думать, что Сталин мог вот так взять и подарить человекообразным Животным дело своей жизни, свой народ. Нет, Сталин дал Животным свой последний бой и пал именно в этом бою у стен защищаемого им коммунизма. Не для того
Глава 3. Реформы органов управления и суда
Глава 3. Реформы органов управления и суда
§ 1. Губернская реформа
Мы уже упоминали о том, что во второй половине XVII в. и особенно на грани XVII–XVIII вв. в системе центральных государственных учреждений происходили частичные изменения. Часть центральных приказов, общее
Создание фронтовых органов управления
Создание фронтовых органов управления
Впервые прообраз фронтового управления появился в России в годы Русско-японской войны, когда в Маньчжурии было развернуто несколько армий и остро встал вопрос согласованного управления ими. Но тогда по разным причинам до конца
№22 Приказ РВС СССР № 564 «О реорганизации окружных аппаратов управления РККА»
№22 Приказ РВС СССР № 564 «О реорганизации окружных аппаратов управления РККА»
15 апреля 1924 г.СекретноРеволюционный военный совет ССС Республик приказывает[62].1. Реорганизовать существующий ныне военно-окружной аппарат и иметь таковой в нижеследующем составе с
№56 Служебная записка начальника Организационного управления Штаба РККА С.И. Венцова зам. председателя РВС СССР И.С. Уншлихту о целесообразности упразднения местных органов военного управления и передаче их функций командованию территориальных округов
№56 Служебная записка начальника Организационного управления Штаба РККА С.И. Венцова зам. председателя РВС СССР И.С. Уншлихту о целесообразности упразднения местных органов военного управления и передаче их функций командованию территориальных округов
№2308314 октября 1924
Глава 1 Формирование местным органов власти на оккупированной территории РСФСР в первый период оккупации (октябрь 1941 — февраль 1942 гг.)
Глава 1
Формирование местным органов власти на оккупированной территории РСФСР в первый период оккупации (октябрь 1941 — февраль 1942 гг.)
Предпосылки образования коллаборационистского движения в СССРПоявление сотен тысяч «русских коллаборационистов», в годы Второй
§ 2. Изменение и подчинение органов государственной власти и управления борьбе с германским фашизмом
§ 2. Изменение и подчинение органов государственной власти и управления борьбе с германским фашизмом
Нарастание военной угрозы требовало принятия необходимых мер со стороны СССР. Генеральным штабом в феврале-апреле 1941 года были проведены совещания с командующими
7. Складывание общерусских органов управления и особой формы государственности
7. Складывание общерусских органов управления и особой формы государственности
Формирование единой территории Русского государства тесно переплеталось как с концентрацией власти в руках великого князя московского, так и с созданием общерусской системы
№22 Приказ РВС СССР № 564 «О реорганизации окружных аппаратов управления РККА»
№22 Приказ РВС СССР № 564 «О реорганизации окружных аппаратов управления РККА»
15 апреля 1924 г.СекретноРеволюционный военный совет ССС Республик приказывает[62].1. Реорганизовать существующий ныне военно-окружной аппарат и иметь таковой в нижеследующем составе с
№56 Служебная записка начальника Организационного управления Штаба РККА С.И. Венцова зам. председателя РВС СССР И.С. Уншлихту о целесообразности упразднения местных органов военного управления и передаче их функций командованию территориальных округов
№56 Служебная записка начальника Организационного управления Штаба РККА С.И. Венцова зам. председателя РВС СССР И.С. Уншлихту о целесообразности упразднения местных органов военного управления и передаче их функций командованию территориальных округов
№2308314 октября 1924