Политика это общее руководство

Поли́тика (др.-греч. πολιτική «государственная деятельность», от греч. πόλις «город, государство»[1]):

  • Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.
  • Вопросы и события общественной, государственной жизни.
  • Определённым образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и т. д.

Политика — общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путём установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу действий.

Политика определяет отношения с другими субъектами политических интересов (государств, корпораций, во всех сферах взаимоотношений). Основу политики отражает конституция или генеральное планирование крупных организаций со сложной иерархией и многопрофильной разветвлённой структурой. Политика внешних и внутренних отношений взаимосвязаны и отражают основы самоорганизации и управления.

Полис (греч. πόλις) — самоорганизация городской общины (включая прилегающие владения), которая конституировала себя в качестве политической формации, общности, — особая форма самоорганизации общества, типичная для Древней Греции. Получила развитие и распространение через Италию и непосредственно через Римскую империю. С ростом государств и империи политика взаимоотношений с обширными территориями требовала изменчивости политики и совершенствования системы управления.

Политика, как понятие и методология (метод и порядок применения) сформировалась в полисах, где сосредотачивалась управленческая элита и различные сословия, ремёсла, искусства и школы, в которых формировалась будущая элита. Поэтому политическая формация определяла политические отношения как долгосрочные права и обязанности сторон, позже определяемые как стратегические и реализуемые через функции стратегов.

В современную эпоху политика стала похожа больше не на управление, а на манипуляции со сложной иерархией элит и псевдоэлит, что подчинено многофакторной рефлексии на разноуровневые и многопрофильные сигналы (стимулы) в реальных условиях природных изменчивых факторов и поступков, в том числе и неадекватных поступков субъектов общества.

В узком смысле, политика — определённая часть, программа или направление такой деятельности, совокупность средств (инструментов) и методов (техник) для реализации определённых интересов для достижения определённых (субъектом политического процесса) целей в определённой социальной среде. Политикой также называют процесс принятия решений, а также поведение в общественно-государственных учреждениях. В самоорганизующихся гражданских обществах политику можно наблюдать во взаимодействии между определёнными группами людей, как например, — в корпоративных, академических, религиозных учреждениях.

Научное изучение политики ведётся в рамках политологии[2].

Содержание

  • 1 Альтернативные определения
  • 2 Основные подходы
    • 2.1 Консенсусное понимание
    • 2.2 Конфронтационное понимание
  • 3 Место науки
  • 4 Политические процессы и общество
  • 5 Политические системы и идеологии
  • 6 Известные политические мыслители
  • 7 Связанные определения
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
  • 11 Ссылки

Альтернативные определения

  • Политика — борьба множества интересов (искусство управления с учётом интересов всех слоёв общества). Определение связано с этимологией греч. πολιτικός, где πολι (поли) означает множество, а τικός (тикос) — интерес; (дословно — «множество интересов»)[источник не указан 356 дней]. Так, государственные служащие в городах древней Греции именовались политикос, а граждане, которые мало интересовались и участвовали в политической жизни своего города, именовались ιδιοτικός (идиотикос)[3];
  • Политика — искусство допустимого. История указывает на манипуляции и агрессивность политики многих правителей. Политика — управление, инструмент, и его нужно отличать от целей и фальсифицирования (имитационный характер) политики;
  • Политика — это всеохватывающий феномен общественной жизни, пронизывающий все её формы и включающий в себя все формы социальной активности людей, все виды деятельности по их организации и руководству в рамках процессов производства[4];
  • Политика — это управление распределением ресурсов;
  • Политика — это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти;
  • Политика — это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает[5];
  • Политика — это участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства[6];
  • Политика — это деятельность организации (её поведенческая модель) по реализации своих целей (интересов), например: — техническая политика;
  • Политика — всякая программа действий, все виды деятельности по самостоятельному руководству чем или кем либо. Соответственно, в этом значении мы можем говорить, например, о валютной политике банка, о школьной политике городских муниципалитетов, о семейной политике жены в отношении мужа и детей и т. д.;
  • Политика — совокупность мер и действий, направленных на достижение заведомо заданного результата;
  • Политика — форма общественного сознания, выражающая корпоративные интересы сообщества, и проявляющаяся в гражданском обществе (государстве) в виде течений, движений, профсоюзов и других общественных организаций и объединений по специфическим интересам. Наиболее совершенные и организованные из них партии и церковь;
  • Политика — это искусство объединения людей;
  • Политика — это борьба за право устанавливать свои правила игры;
  • Политика — искусство зла во имя добра (философско-этическое определение в широком смысле);
  • Политика — приводимый в исполнение навязавшийся указ третьего лица;
  • Политика — исполняемая стратегия кого-либо, по предложению прав и свобод. (Политика такая-то, может предлагать права, отличные от прав, предлагаемых другой политикой);
  • Политика — меры и действия предпринимаемые руководящим лицом с целью осуществления идеи о том как всё должно быть устроено в подвластной ему среде. К примеру, политикой фирмы «А» могут быть изменены какие-нибудь функции в производимом ею оборудовании, с целью увеличения прибыли.

Основные подходы

Мыслители прошлого определяли политику по-разному: как «царское искусство» управлять всеми иными искусствами (ораторским, военным, судебным и т. д.) и умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон); как знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли); как лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (Макс Вебер), как борьбу классовых интересов (Карл Маркс). Современные политологи определяют политику как деятельность по поводу общественных интересов, выраженную в поведении общественных групп, а также как совокупность поведенческих моделей и институтов, регулирующих общественные отношения и создающих как сам властный контроль, так и конкуренцию за обладание силой власти.

В современной политической науке имеются два ключевых подхода к пониманию политики — консенсусный и конфронтационный.

Консенсусное понимание

Консенсусное понимание политики исходит из возможности политического взаимодействия как сотрудничества и предполагает постепенное изживание конфликтов, что превратит политику в публичные акты, направленные на взаимное понимание и совместное действие ради достижения цели, в которой выражено высшее общественное благо.

Конфронтационное понимание

Конфронтационное понимание политики (Карл Шмитт и др.)[источник не указан 1312 дней] исходит из того, что политическое взаимодействие возникает в результате достижения определённой интенсивности противоположностей в отношениях между людьми. Политика создается публично борющимися группами людей, взаимно определяющихся в понятиях «друг/враг».

  • уровня компетентности должностных лиц и их рационального использования для своевременного и полного решения задач, поставленных высшим политическим руководством государства;
  • точности научного анализа с использованием современных методов моделирования проектов крупных политических решений, что исключает или, по крайней мере, снижает риск принятия неадекватных решений политическим руководством государства.

Место науки

Жизненность и эффективность политики зависит от того, соответствует ли она объективным потребностям развития материальной и духовной жизни общества, учитывает ли реальные экономические возможности государства, его национально-этнических особенностей, условия политического и географического положения. Исходя из этого, политика может способствовать или тормозить поступательное движение общества.

Политика представляет собой многоплановое социальное явление, которое можно рассматривать как инструмент сознательного саморегулирования общества. Существует целый ряд определений политики, предлагаемых различными теоретическими направлениями, в которых подчёркивается один из основных аспектов политической деятельности: институциональный, правовой, экономический, психологический, социальный, антропологический и т. д.

В самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно-организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика, мировая политика).[источник не указан 1217 дней]

Политические процессы и общество

В основе политических процессов лежит совокупность идей и методов их реализации. Политика носит выраженный временной характер, то есть может изменяться в силу смены лидеров (руководителей).

  • Политическая партия — организация единомышленников с общим виденьем процесса и идеологии управления. Политическая идеология базируется на описании концепции явлений и механизмов, процессов и структуры управления. Политизация управления часто демонстрирует противопоставление идеологий и манипуляций в пользу целей теневого правления и лоббирования интересов третьих лиц за пределами самого управления. Политические партии по-разному могут рассматривать реализацию государственного управления. Поэтому политика государств определяется балансом и/или противопоставлением различных идеологий.

В зависимости от вида (профиля, уровня) организации различают: государственную политику (в частности монетарную политику), военную политику, политику партии, техническую политику (для производственных организаций) и т. п.

В зависимости от направления деятельности организации различают: внутреннюю и внешнюю политику, социальную политику и т. п.

  • искусство управления государством и обществом;[источник не указан 1312 дней]
  • совокупность социальных идей и обусловленная ими целенаправленная деятельность, связанная с формированием отношений между государствами, народами, нациями, социальными группами;[источник не указан 1312 дней]
  • сфера деятельности государства, партий, общественных движений;[источник не указан 1312 дней]
  • стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти (Макс Вебер).

Политические системы и идеологии

На сегодняшний день известно 20 политических и идеологических систем:

  • Авторитаризм
  • Анархизм
  • Демократия
  • Диктатура
  • Коммунизм
  • Консерватизм
  • Космополитизм
  • Либерализм
  • Марксизм
  • Милитаризм
  • Нацизм
  • Национализм
  • Пацифизм
  • Плутократия
  • Самодержавие
  • Социализм
  • Теократия
  • Тоталитаризм
  • Тимократия
  • Фашизм

Известные политические мыслители

  • Лао-цзы
  • Платон
  • Аристотель
  • Кропоткин
  • Макиавелли
  • Монтескьё
  • Руссо
  • Бенито Муссолини
  • Гоббс
  • Локк
  • Ленин
  • Карл Маркс
  • Михаил Бакунин
  • Макс Вебер
  • Морис Дюверже
  • Юлиус Эвола

Связанные определения

  • Политические отношения — формы взаимосвязи субъектов политики — согласие, партнерство, дискуссии, конфликты, господство и подчинение между участниками политической жизни.
  • Политическая власть — возможность и способность навязывать свою волю другому.
  • Политические организации — совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих интересы личности, группы, общества.
  • Политическая культура — тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении.
  • Политическое сознание — политическая психология и политическая идеология, мотивы политического участия (идеи, чувства, переживания, ценности, оценки).
  • Субъекты политики — индивиды, социальные группы, слои, организации, массы, общество участвующие в процессе реализации государственной власти.

См. также

  • Внешняя политика
  • Внутренняя политика
  • Геополитика
  • Геостратегия
  • Политическая география
  • Политическая этика
  • Политология
  • Революция
  • Сверхдержава
  • Стратегическая география
  • Политическая партия
  • Политический клуб

Примечания

  1. Frisk H. Griechisches etymologisches Wörterbuch, Band II. — Carl Winter’s Universitätsbuchhandlung. — Heidelberg, 1960.
  2. Политическая наука Факультет политологии МГУ
  3. Steven Kreis. The Athenian Origins of Direct Democracy. Lecture 6
  4. А. П. Угроватов. Политология: словарь-справочник. — Новосибирск: ЮКЭА, 2006. — 486 с.
  5. Вебер М. Политика как признание и профессия. — М., 1997. — Т. 2. — (Антология мировой политической мысли).
  6. В. И. Ленин. Полное собрание сочинений.

Литература

  • Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса. — М.: УРСС, 2007. — ISBN 5-484-01008-X
  • Ильин В. В., Панарин А. С. Философия политики. — М.: Издательство МГУ, 1994. — 284 с. — 3000 экз. — ISBN 5-211-03326-4
  • Штёкль К. Сообщество после субъекта. Православная интеллектуальная традиция и философский дискурс политического модерна // Вопросы философии. — 2007. — № 8. — С. 34-46.
  • Новицкий И. Я. Управление этнополитикой Северного Кавказа — Краснодар 2011. — 270 с., ISBN 978-5-94945-030-7

Ссылки

П: Портал «Политика»
wikt: политика в Викисловаре?
q: Политика в Викицитатнике?
commons: Category:Politics на Викискладе?
n: Категория:Политика в Викиновостях?
  • Политика в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz)..
  • О политике Государственный рубрикатор научно-технической информации

Гуманитарные науки

Изобразительное искусство • История • Лингвистика • Литература • Политика Право • Религиоведение • Театральное искусство • Философия

 Просмотр этого шаблона Политика и государство
Научные дисциплины и теории Политология Сравнительная политология Теория государства и права Теория общественного выбора
Общие принципы и понятия Гражданское общество Правовое государство Права человека Разделение властей Революция Типы государства Суверенитет
государства по политической
силе и влиянию
Великая держава Колония Марионеточное государство Сателлит Сверхдержава
Виды политики Геополитика Внутренняя политика Внешняя политика
Форма государственного устройства Конфедерация Унитарное государство Федерация
Социально-политические
институты и ветви власти
Банковская система Верховная власть Законодательная власть Избирательная система Исполнительная власть СМИ Судебная власть
Государственный аппарат
и органы власти
Глава государства Парламент Правительство
Политический режим Анархия Авторитаризм Демократия Деспотизм Тоталитаризм
Форма государственного правления
и политическая система
Военная диктатура Диктатура Монархия Плутократия Парламентская республика Республика Теократия Тимократия Самодержавие
Политическая философия,
идеология и доктрина
Анархизм Коммунизм Колониализм Консерватизм Космополитизм Либерализм Либертарианство Марксизм Милитаризм Монархизм Нацизм Национализм Неоколониализм Пацифизм Социализм Фашизм
Избирательная система Мажоритарная Пропорциональная Смешанная
Политологи и
политические мыслители
Платон Аристотель Макиавелли Монтескье Руссо Бенито Муссолини Гоббс Локк Карл Маркс Михаил Бакунин Макс Вебер Морис Дюверже Юлиус Эвола Цицерон Адольф Гитлер
Учебники и известные
труды о политике
«Государство» «Политика» «О граде Божьем» «Государь» «Левиафан» «Открытое общество и его враги»
См. также Основные понятия политики

Category КатегорияPortal ПорталSymbol question.svgПроект

Мировоззрение

мифологическое | религиозное | мистическое | философское | научное | художественное | политическое | архаическое | традиционное | модерновое | постмодернистское | современное

Политика как искусство возможного

Политика как искусство возможного

1. Политика — общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей

1.1 Сущность политики

Поли?тика (др.-греч. ???????? «государственная деятельность», от греч. ????? «город, государство»):

·Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.

·Вопросы и события общественной, государственной жизни.

·Определённым образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и т.д.

Политика — общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путём установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу действий [1].

Политика определяет отношения с другими субъектами политических интересов (государств, корпораций, во всех сферах взаимоотношений). Основу политики отражает конституция или генеральное планирование крупных организаций со сложной иерархией и многопрофильной разветвлённой структурой. Политика внешних и внутренних отношений взаимосвязаны и отражают основы самоорганизации и управления.

Полис (греч. ?????) — самоорганизация городской общины (включая прилегающие владения), которая конституировала себя в качестве политической формации, общности, — особая форма самоорганизации общества, типичная для Древней Греции. Получила развитие и распространение через Италию и непосредственно через Римскую империю [1]. С ростом государств и империи политика взаимоотношений с обширными территориями требовала изменчивости политики и совершенствования системы управления.

Политика, как понятие и методология (метод и порядок применения) сформировалась в полисах, где сосредотачивалась управленческая элита и различные сословия, ремёсла, искусства и школы, в которых формировалась будущая элита. Поэтому политическая формация определяла политические отношения как долгосрочные права и обязанности сторон, позже определяемые как стратегические и реализуемые через функции стратегов.

В современную эпоху политика стала похожа больше не на управление, а на манипуляции со сложной иерархией элит и псевдоэлит, что подчинено многофакторной рефлексии на разноуровневые и многопрофильные сигналы (стимулы) в реальных условиях природных изменчивых факторов и поступков, в том числе и неадекватных поступков субъектов общества.

В узком смысле, политика — определённая часть, программа или направление такой деятельности, совокупность средств (инструментов) и методов (техник) для реализации определённых интересов для достижения определённых (субъектом политического процесса) целей в определённой социальной среде. Политикой также называют процесс принятия решений, а также поведение в общественно-государственных учреждениях. В самоорганизующихся гражданских обществах политику можно наблюдать во взаимодействии между определёнными группами людей, как например, — в корпоративных, академических, религиозных учреждениях.

В настоящее время распространённым является толкование политики как деятельности, которая выражается в поведении общественных групп, равно как и совокупности моделей поведения и социальных институтов, управляющих общественными отношениями и создающих властный контроль как таковой вкупе с соревнованием за обладание силой власти. Существует также представление, что в самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно-организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика, мировая политика) [3].

Политика представляет собой многоплановое социальное явление, которое можно рассматривать как инструмент сознательного саморегулирования общества. Существует целый ряд определений политики, предлагаемых различными теоретическими направлениями, в которых подчёркивается один из основных аспектов политической деятельности: институциональный, правовой, экономический, психологический, социальный, антропологический и т.д.

В соответствии со своим назначением, политика выполняет ряд основополагающих функций [3]:

·Реализация интересов социальных групп, имеющих значимость с точки зрения власти.

·Регулирование и упорядочение процессов и отношений, существующих в обществе, а также условий, в которых осуществляются труд и производство.

·Обеспечение как преемственности развития общества, так и принятия новых моделей его эволюции (то есть инновационности).

·Рационализация отношений между людьми в социуме, смягчение противоречий в обществе и поиск разумных решений возникающих проблем.

1.2 Структура политики

В политике выделяются субъекты, или акторы — свободные и самостоятельные участники политического процесса (к примеру, определённые сообщества людей, институты, организации и т.д.), а также объекты — общественные явления, с которыми тем или иным образом целенаправленно взаимодействуют субъекты. В результате такого взаимодействия возникают политические отношения, которые, в свою очередь, определяются политическими интересами субъектов. На все перечисленные структурные элементы оказывается влияние со стороны политического сознания (совокупности ценностей, идеалов, эмоций и т.п.) и политической культуры. Суммирование этих составляющих образует явления более высокого уровня абстракции: политическую систему, политический режим и политические процессы [3].

В самом общем виде просматриваются три ее основных момента. Во-первых, умение ставить ближайшие (тактические) и перспективные (стратегические) реальные цели и решать задачи, учитывая соотношение социальных сил, все возможности общества на конкретном этапе его развития. Во-вторых, выработка эффективных методов, средств, форм организации социальных сил для достижения поставленных целей. Наконец, в-третьих, соответствующий подбор и расстановка кадров, способных решать поставленные перед ними задачи. Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Она представляет собой совокупность элементов, являющихся официально признанными исполнителями политической власти. Сюда входят государственный аппарат, политические партии, профсоюзы, различные общественные организации (церковь, поскольку в нашем обществе она отделена от государства, не входит в политическую организацию). Все это суть не что иное, как главные составные элементы разветвленного и крепко спаянного системного целого, механизм, с помощью которого осуществляется политическая власть в обществе[2].

В политологических исследованиях по проблемам анализа структуры политики определились различные аспекты. Дифференциация подходов к рассмотрению структуры политики определяется целым рядом факторов. Среди них более существенными, пожалуй, являются такие, как сложность, многогранность самой политики как общественного явления, а также специфика контекста того или иного исследователя? Нетрудно, например, представить структуру политики в рамках «поведенческого» анализа. Не претендуя на полный и тем более системный анализ критериев выделения структурных элементов политики, рассмотрим некоторые из них разумеется в политологической литературе эти критерии тракторизуются различными терминами, понятиями. Среди этих критериев можно назвать следующие: сущностный или субстанциональный, по сферам функционирования, по субъектам политической жизни, институциональный и другие. В соответствии с сущностным критерием речь идет о выявлении основных элементов содержания политики как общественного явления. Это те самые грани, стороны, элементы политики, которые выступают как необходимые, без которых политика не может быть представлена как целостное явление. К таким элементам можно, например, отнести политическую власть, политическую деятельность, политические отношения, политические потребности и интересы, политическое сознание (политическую психологию и политическую идеологию), политическую культуру, систему политических институтов и механизмов реализации власти, политический процесс и другие. Политика, политическая жизнь формируется, функционирует во взаимодействии различных субъектов. Исходя из этого, нельзя не учитывать и субъектный критерий выделения элементов структуры политики. В качестве элементов, уровней политики в этом плане можно рассматривать, например, общенародную политику, социально-групповую, классовую, национальную политику, политику государства и общественных организаций, движений и объединений. Данная трактовка структуры политики, исходящая из субъектного критерия, несомненно может быть уточнена, дополнена, но она имеет право на существование. Многие политологи указывают на необходимость учета особенностей методов, механизмов реализации политики в различных сферах общественной жизни. Выделение различных уровней, компонентов политики в зависимости от сфер общественной жизни также представляет важное направление анализа структуры политики [2]. Среди этих компонентов политики следует назвать такие, как:

·внутренняя и внешняя политика,

·экономическая политика,

·социальная политика,

·политика в области государственного устройства и развития демократии,

·политика в духовно-идеологической сфере [3].

В работах отечественных и зарубежных политологов указывается на необходимость анализа места и роли правительства, государственных структур, политических партии, движений и т.д. Системный анализ политики как целостного действенного явления невозможен без учета таких ее составляющих, как государство, политические партии и объединения. Естественным и оправданным становится поэтому институциональный критерий структурного членения политики. В рамках подобного подхода правомерно выделение таких элементов политической жизни, как политическая организация, политическая система, государство, политические партии, общественные организации, объединения, движения. Уже краткое перечисление некоторых подходов к структурному анализу политики приводит к признанию необходимости дальнейшего продолжения анализа структуры политики, выявления новых критериев и на их основе новых граней, элементов структуры политики [4]. Внутренне структурированы и все виды политической деятельности, политического сознания, политических институтов и т.д. Вместе с тем следует подчеркнуть, что все элементы структуры тесно взаимосвязаны, образуя целостное явление — политику. Целостность политики проявляется в самых различных формах. Она выражает себя уже во взаимосвязи различных ее элементов.

2. Политика — как искусство возможного

2.1 Политика есть учение о возможном

политика искусство социальный

Первоисточник — интервью «железного канцлера» Пруссии (позже Германии) Отто Эдуарда Леопольда Бисмарка (1815-1898), которое он дал (август, 1867) «Петербургской газете», издававшейся в Санкт-Петербурге на немецком языке.

В оригинале: Политика есть учение о возможном. Потом «учение» превратилась в «искусство», и в таком виде фраза стала широко известной.

Смысл выражения: политика (если это эффективная политика) имеет дело только с реальностью, с достижимыми целями, а всё то, что лежит за гранью возможного (реального), — это не политика, это благие пожелания, пустые декларации и т.д.

Во всяком обществе на определенном этапе его развития неизбежно возникают политические отношения, складываются и функционируют политические организации, формируются политические идеи и теории. Что же такое политика? Смысл слова «политика» лучше всего выражает его этимология: греч. politike — искусство управления государством. Политика есть особого рода деятельность, регулирующая отношения членов общества, объединенных в различные социальные группы и классы, с целью сохранения определенной общественной структуры и организации, а также с целью ее дальнейшего развития и совершенствования в интересах как правящего класса, так и общества в целом. «…Политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства…». [3]

Американские политологи Т. Маргштадт и П. Шоттен указывают: «Хотя политическая деятельность может быть представлена на многих уровнях, феномен, называемый «политика», обычно наиболее значителен на уровне «нации — государства». Политологи — наши соотечественники — также в большинстве своем признают наличие аспектов политических отношений в области национальной жизни. Но и здесь есть различные подходы. Ряд авторов признают наличие во взаимоотношениях социально-этнических образований связей политического характера, они не ведут речи о нациях, народностях, народах как субъектах политических отношений. Вот один из примеров: «В системе национальных отношений, — пишет Г.Т. Тавадов, — политические аспекты являются ключевыми, решающими. Это обусловлено прежде всего значением государства как важного фактора формирования и развития нации, внутренней связью национальных и классово-социальных проблем [4]. Поскольку политика — это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, то, по существу, аспекты взаимоотношений наций и народностей имеют политический характер» Не всякое действие, выражающее отношение между классами, есть политика. Когда, например, рабочий нанимается к капиталисту на работу и подвергается с его стороны эксплуатации, это не политические, а экономические отношения. Когда же трудящиеся ставят вопрос о власти, ее формах, тогда они вступают в сферу собственно политики. Политика всегда в качестве своей цели преследует сохранение или создание наиболее выгодных условий осуществления власти. Поэтому одна из главных целей в политике — устройство государственной власти: государство призвано охранять и защищать интересы «самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом…».

В политике находят свое наиболее заостренное и полное выражение коренные экономические интересы господствующего класса, которые сознательно защищаются всей системой политической организации общества. В этом смысле политика, по определению В.И. Ленина, есть концентрированное выражена экономики. Политика — сфера, порожденная материально-производственной, экономической основой общества: экономические интересы в конечном счете выступают как социальная причина политических действий [2].

Но политика в свою очередь оказывает огромное обратное влияние на развитие экономики. Если повседневные изменения в экономике обычно происходят под непосредственным влиянием развивающихся производительных сил, то коренные изменения всего экономического строя общества, имея в основе своей те же сдвиги в производительных силах, совершаются под непосредственным воздействием политики, при использовании политической власти для перестройки экономических отношений. Известно, что в социалистической революции политический переворот предшествует экономическому. Политика, таким образом, выступает предпосылкой строительства новой экономики. Сфера политики обладает относительной самостоятельностью: логика политических деяний и идей не есть простой слепок с логики экономических отношений, что обусловливает возможность и реальность противоречий между объективной логикой движения экономики и логикой политических действий, возникающих зачастую и в результате недостаточного учета политикой закономерностей экономического развития [2].

2.2 «Искусство возможного» — политическая этика

Гражданское общество — сфера сотрудничества и столкновения множества частных интересов. Возникает вопрос, как достичь совместимости разнородных и противоречивых интересов всех членов общества, их общей воли и морально-этического начала. Способность обеспечивать такую совместимость и делает политику «искусством возможного [2]». В жизни, особенно в политической, нередки случаи, когда буквалистская, бескомпромиссная приверженность принципу, диктующему всегда и всюду придерживаться его без учета возможных последствий, может привести к непредсказуемым и непоправимым последствиям.

Для опытного политика из любого правила или принципа могут быть исключения. Например, во все времена властители, да и политические мыслители отстаивали допустимость лжи во имя укрепления существующей системы, считая ложь во благо вполне допустимым средством политики. Канцлер Германии О. Бисмарк как-то заметил: «Политик может со спокойной совестью лгать в трех случаях — перед выборами, во время войны и после охоты». Было бы чистейшей воды лукавством утверждение, что такой-то вполне респектабельный крупный политик или государственный деятель (скажем, У. Черчилль, Ф. Рузвельт, Ш. де Голль) никогда не прибегал к обману, передергиванию или искажению фактов, когда это диктовалось (или так полагали) высшими интересами нации и государства.

Любые дееспособные политические программы должны приспосабливаться к изменяющимся реальностям, от чего-то следует отказываться, что-то заимствовать из программ других политических сил и т.д. Иначе говоря, «искусство возможного» требует от всех сторон, вовлеченных в политику, способности и готовности идти на компромиссы. Поэтому политику можно характеризовать также как «искусство компромисса». Достижение приемлемого для всех сторон компромисса требует интуиции, воображения, дисциплины, опыта, умения.

Однако в морально-этическом контексте компромисс зачастую может рассматриваться как признак отступления от принципов. Как показывает исторический опыт, людям, как правило, импонируют не те государственные и политические деятели, которые славились своим умением достигать компромиссы, а те, кто твердо и бескомпромиссно реализовывал свои идеи и замыслы.

«Искусство возможного» означает не отказ от морально-этического, ценностного начала, а то, что сама политическая этика должна быть реалистичной в смысле учета реальных общественных и структурных предпосылок политической деятельности и возможностей реализации того или иного политического курса. Учет этих предпосылок предполагает то, что К.Г. Баллестрем называет «моральным компромиссом». Такой компромисс отнюдь «не означает отказ от собственных убеждений или их дискредитацию, он означает признание приоритетов того, что в конкретной ситуации является наиболее приемлемым для большинства; он оставляет право использования собственных убеждений для завоевания этого общества». Все то, что согласуется с такой концепцией справедливости и готовности к компромиссу, представляет собой отрицание возможности определения истинности моральных убеждений, навязывание собственных моральных убеждений, стремление устранить, по выражению К.Г. Баллестрема, «скандальный плюрализм при помощи диктата добродетели и воспитания» [4].

Здесь мораль как одно из сущностных проявлений человеческого измерения — это одно, а абстрактное морализирование — другое. Зачастую нельзя верить на слово политикам, которые делают карьеру, выдавая себя за носителей высшей морали и нравственности, высказывая моралистические суждения и выражая негодование по Поводу несправедливости других. Проповедуемая ими мораль — это ложная мораль.

В сфере международной политической системы сила играет центральную роль, поскольку она позволяет стране защищать и реализовать свои интересы. Разумеется, и здесь во все более растущей степени при решении межгосударственных споров используются невоенные и несиловые средства и методы. Однако, когда они оказываются неэффективными, государство выказывает готовность прибегать к силе. Бывают случаи, когда руководство государства демонстрирует недостаток или отсутствие воли вооружаться и подготовиться к достойному отпору возможному противнику. Это может стимулировать его перейти Рубикон и начать войну.

Именно отсутствие такой воли у правительств Великобритании и Франции во второй половине 30-х годов, сделавших ставку на политику умиротворения Гитлера в условиях широкомасштабного наращивания вооружений Германией, Италией и Японией (при политике изоляционизма руководства США), во многом послужило для агрессоров стимулом к развязыванию Второй мировой войны. В данном конкретном случае аморальными можно считать позиции тех, кто именем морали и нравственности призывал к разоружению и миру, а не тех, кто перед лицом неумолимо надвигавшейся войны требовали наращивать вооружения, чтобы остановить Гитлера и его приспешников [2].

В целом противоречие между преходящим и вечным, идеальными основаниями и земным несовершенством, идеальным и реальным составляет неискоренимый закон человеческого бытия. Но суть вопроса в рассматриваемом плане заключается в том, что нельзя допускать метафизического противопоставления мира сущего и мира должного, проводить резко обозначенные границы между ними, между сферой морали и сферой политики. Нельзя не согласиться с теми авторами, которые не без оснований утверждают, что принципы справедливости имманентно присущи любой правовой системе.

По мере раскрытия темы стоит задаться вопросом «Почему политика именно как искусство возможного?» Суть каждой политической задачи заключается в ее неповторимости и уникальности. Будь то задача внутренне или внешнеполитического характера, особенности ее решения должны быть не менее неповторимы, чем сама задача. А значит при разработке политических решений необходимо недостаточно просто анализировать полученную информацию и компилировать новое решение, но нужно и проявлять творческую инициативу, создавать новые политические решения, выходящие за пределы современного знания. Стоит отметить, что на это способны далеко не все люди, занимающиеся политической деятельностью, но лишь политики по призванию, испытывающий профессиональный или идеологический интерес к данному виду творчества. Стоит отметить, что очень малая часть таких людей способна на творческую разработку и реализацию даже в авторитарных и тоталитарных обществах, сужающих творческую инициативу подчиненных, но раскрывая относительно широкий простор для творчества единоличному правителю. «принципиально важен именно творческий подход к разработке решения. Без него возникающие в обществе проблемы не будут не только урегулированы, но даже не будут выявлены [1]. Применительно к данной узкой проблеме творчество можно рассматривать не только как способность по-новому сочетать имеющиеся знания и опыт, но и как умение преодолевать привычные, а поэтому устаревшие, подходы и создавать качественно новые идеи, необходимые для решения возникающих проблем. Это важно и потому, что по существу политические проблемы по сути дела всегда уникальны. Это делает бесплодными попытки найти решение новых проблем в прошлом. Соотношение научного, объективного отношения, с одной стороны, а с другой — творческого, субъективного подхода, в том числе и интуитивного, в политическом решении изменчиво. Хотя количественные параметры в этом вопросе вряд ли применимы, некоторые исследователи считают, что это соотношение может достигать 1:9 или, наоборот, 9:1».

Заключение

Политика требует не только знаний, но и мастерства политического лавирования и компромиссов, умения увлечь и повести за собой массы, способность адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, предвидеть ход политических событий. Не все в политике поддается голому расчету; в ней присутствуют и эмоции, интуиция, мастерство. Поэтому политика представляет собой не только науку, но и искусство — искусство управления государством, искусство завоевания и удержания власти, претворения в жизнь различных общественных целей и интересов. Существует мнение, что политика — искусство возможного. Политический руководитель ограничен в своей деятельности наличными ресурсами; он должен учитывать соотношение сил, общественное мнение, состояние политической культуры и ряд других факторов. Искусство политики заключается в том, чтобы достичь поставленной цели с минимальными затратами и потерями.

Подводя итоги и суммируя всю изложенную информацию, можно сформировать собственное определение политики как искусства возможного. Политика — творческий подход в разработке, выявлению наиболее эффективных альтернатив, принятие и реализация осуществимых политических решений, адекватных политическим процессам в обществе.

Список литературы

1.Белов. Г.А. Политология. М., ЧеРо 1996

2.Политология. Учебное пособие для Высших Учебных Заведений. Под ред., Г.В. Полуниной. М., «Акалис» 1996.

3.Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995.

.Дубко Е. Политическая этика: учеб. Для студентов вузов, Е.Л. Дубко.-М., 2005

Теги:
Политика как искусство возможного 
Реферат 
Политология
Просмотров: 15246
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Политика как искусство возможного

Подходит маленький сын к отцу и спрашивает:
— Пап, скажи, что такое политика?
— Объясню тебе на примере нашей семьи. Вот смотри: Я зарабатываю деньги, значит я министерство финансов.
Мама ведет хозяйство, значит она правительство. Дедушка следит, чтобы в доме был порядок — он профсоюзы.
Домработница выполняет всю работу по дому — она рабочий класс. Все что мы делаем — это для тебя, значит ты — народ. А твой годовалый братик — будущее.
— Понятно?
— Нет.
— Ну тогда иди спать.
Посреди ночи сын просыпается от плача своего братика. Он встает и идет в спальню будить маму.
После безуспешных попыток сделать это, он идет на кухню где папа занимается любовью с домработницей, а дедушка наблюдает за этим в замочную скважину. После этого он возвращается к себе в постель и продолжает спать.
На утро он встречает отца и говорит:
— Пап, я понял, что такое политика.
— Ну, расскажи.
— Это когда министерство финансов трахает рабочий класс, правительство при этом спит, а профсоюзы наблюдают со стороны, при этом на народ всем наплевать, а будущее в дерьме.

 Основы менеджмента


Для осуществления цели организации важно знать, как реализовать стратегию, то есть существует необходимость планирования реализации стратегии.

Модель планирования реализации стратегии следующая. Реализация стратегии осуществляется в двух направлениях: с использованием административных рычагов на основе тактики, политики, процедур и правил и с помощью экономических рычагов путем формирования бюджета, применение системы показателей и управления по целям. Составные элементы административного направлении следующие.

Тактика — это краткосрочные стратегии, которые:

— разрабатываются с целью разработки стратегии;

— создаются на уровне среднего звена управления;

— действуют в более короткий срок, чем стратегии;

— имеют свойство довольно быстро показывать результаты. Суть стратегии Львовского автобусного завода заключается в выходе на международный рынок автобусов — в Африку, страны Европы и т.д. А тактические планы должны направляться на постепенное улучшение качества автобусов, с их реализацией в Украине и странах СНГ.

Политика — это общее руководство для действий и принятия решений, которые облегчают достижение целей.

Процедуры — действия, которые следует выполнять в конкретной ситуации, например, инструкции по эксплуатации автомобилей.

Правило — указывает на то, что следует сделать в специфической одноразовой ситуации. Оно рассчитано на определенное и ограниченное вопрос.

Примером правила может быть порядок подписания определенного документа. Правила и процедуры:

  • указывают работникам направление действий;
  • исключают повторения;
  • дают возможность предвидеть события;
  • способствуют сравнению с прошлым.

Таким образом, применение тактики, политики, процедур и правил позволяет создать определенный организационно-распорядительный механизм, направленный на обеспечение реализации стратегии.

С целью конкретизации направления реализации стратегии целесообразно формировать систему показателей, которая будет отражать основные параметры тактики и стратегии. Показатели следует определять для каждого уровня управления.

Оценка стратегии — это сравнения результатов работы с миссией и целями организации и анализ участия в реализации стратегии.

По стратегического управления фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Отсюда и различные виды стратегий, на которые фирма может ориентироваться. Это: продуктово-рыночная; стратегия маркетинга; конкурентная стратегия; стратегия управления набором отраслей, нововведений, капиталовложений, развития, углубления, иностранного инвестирования, ориентации на размещение экспортной деятельности, внешнеэкономические экспансии.

Выбор стратегии делается на основе сравнения перспектив развития фирмы в различных видах деятельности, установления приоритетов и распределения ресурсов между видами деятельности для обеспечения будущего успеха.

В тех случаях, когда виды деятельности, которыми занимается фирма, перестают удовлетворять ее цели, осуществляется анализ путей диверсификации и определение новых видов деятельности, к которым следует перейти.


Назад
 

Окт 13

5

ЕГЭ или ОГЭ по обществу

 

«Политика есть искусство приспособлять к обстоятельствам и извлекать пользу из всего, даже из того, что претит». О. Бисмарк.

На мой взгляд, великий политический деятель О. Бисмарк своим высказыванием хотел сказать нам о том, что люди, активно занимающиеся политической деятельностью, должны подстраиваться под любые, даже самые неожиданные ситуации, и суметь извлечь для себя при этом определенную выгоду.

С автором трудно не согласиться. Действительно, политика – довольно хитрый вид искусства: в таком деле нужно быть расчетливым и предусмотрительным, поскольку часто приходится обдумывать дальнейшие шаги заранее. Вспомним, что же такое политика. Политика – это общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение ожидаемых целей. На основе этого руководства политические деятели способны всегда извлекать требующуюся пользу для себя.

Для примера можно рассмотреть политику США во время Первой мировой войны, в первые годы которой американцы не вступали в военные действия, однако при этом они неистово снабжали необходимым продовольствием воющие страны: как Германию, так и страны Антанты, в том числе и Россию.  В результате расчетливых действий США при непригодных для всего мира обстоятельствах смогли извлечь для себя похвальную выгоду.

Проанализировав политику различных стран, можно с уверенностью сказать, что у каждого государства она направлена в определенную отрасль хозяйства. Именно благодаря этому достигаются желаемые цели. Например, вследствие того что в Индии нет значительных запасов нефти, политика страны направлена на обширное выращивание чайных плантаций. Таким образом, рассудительное индийское правительство получает определенный доход, другими словами страна выигрывает, извлекает прекрасную выгоду.

На основании выше сказанного можно сделать важный вывод: для того чтобы ловко проводить хитроумную политику с пользой для самого себя, необходимо обладать талантом и умением. Таким мастерством, без всякого сомнения, должны владеть люди, безгранично увлеченные политической деятельностью.

ЕГЭ или ОГЭ по обществу

 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фитнес браслет xmsh15hm инструкция по применению
  • Общество с ограниченной ответственностью руководство деятельностью
  • Как сделать метрику своими руками на телефоне бесплатно пошаговая инструкция
  • Битрикс24 руководство пользователя
  • Миа кик инструкция по применению в ветеринарии