Правление Брежнева
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 521.
Обновлено 22 Февраля, 2022
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 521.
Обновлено 22 Февраля, 2022
Годы правления Леонида Ильича Брежнева иногда называют эпохой застоя, так как в этом время стало заметно старение руководства СССР, стабильность кадров и снижение темпов роста советской экономики. Правление Брежнева продолжалось 18 лет, с 14 октября 1964 года до 10 ноября 1982 года. Сначала занимал пост первого секретаря ЦК КПСС, а с 1966 года — генерального. С июня 1977 года и до смерти Брежнев совмещал партийный пост с государственным — Председателем Президиума Верховного Совета СССР.
Внутренняя политика
Леонид Брежнев оказался во главе СССР после смещения Никиты Хрущёва на Пленуме в октябре 1964 года.
Одним из его первых шагов стала ликвидация ряда хрущёвских новшеств, которые привели к ухудшению ситуацию в экономике СССР:
- Ликвидация 47 совнархозов и возвращение отраслевых министерств. Отказ от управления народным хозяйством по территориальному принципу.
- Отменой разделения обкомов на промышленные и сельскохозяйственные.
В 1965 году началось проведение экономической реформы, получившей название «косыгинской». Она была противоречивой. С одной стороны, в 1970-е осталось множество проблем в сельском хозяйстве, как в Нечерноземье, так и на целине. Несмотря на повышение закупочных цен для колхозов и совхозов, их рентабельность оставалось низкой.
В промышленности был взят курс на передачу части прибыли предприятиям, которым также предоставили право корректировать плановые показатели. В СССР при Брежневе было построено почти 2000 крупных промышленных предприятий. К 1982 году почти завершилось строительство БАМа (Байкало-Амурской магистрали). Бурно развивались топливо-энергетический комплекс за счёт освоения нефтегазовых месторождений Сибири, космическая отрасль и атомная энергетика.
Нефтяной кризис 1973 года дал Советскому Союзу выгоду в виде роста цен на энергоносители. Из-за этого развитие экономики стало идти экстенсивными методами. Темпы роста стали снижаться. Тяжёлым ударом по экономике СССР и стран социалистического блока стало падение цен на нефть в начале 1980-х.
В идеологии при Брежневе новым явлением стала доктрина «развитого социализма». Власти отказались от хрущёвской антирелигиозной кампании и идеи построения социализма к 1980 году. Особенностями брежневского периода стал рост пьянства в СССР и снижение уровня рождаемости.
Ключевыми фигурами в управлении СССР при Брежневе были: министр иностранных дел Андрей Громыко, Председатель Совета министров Алексей Косыгин, идеолог партии Михаил Суслов и руководитель КГБ Юрий Андропов. Министром финансов весь период нахождения Брежнева у власти был Василий Гарбузов. В 1977 году была принята новая конституция.
Внешняя политика
По ряду направлений внешняя политика при Брежневе была неудачной. Отношения с Китаем в середине 1960-х испортились окончательно. В 1969 году дошло до вооружённых столкновений на острове Даманский на Дальнем Востоке. Брежневу не удалось восстановить дипломатические отношения с Албанией.
Зато блок социалистических государств пополнился следующими государствами: Никарагуа, Гренада, Лаос, объединённый Вьетнам, Кампучия, Ливия, все бывшие португальские колонии в Африке (крупнейшие — Мозамбик и Ангола), Южный Йемен, Ирак и Эфиопия. В 1970-е ухудшились отношения с двумя странами социалистической ориентации — Египтом и Сомали.
В 1968 году войска СССР и стран ОВД (кроме Румынии) были введены в Чехословакию для ликвидации «Пражской весны». В 1974 году Брежнев встретился с президентом США Никсоном, и это событие принято считать началом краткой по времени разрядки, то есть примирения государств с разным общественным строем. Она длилась недолго и завершилась избранием на пост президента США Рейгана в конце 1980 года. В 1975 году в Хельсинки Брежнев подписал соглашение о нерушимости границ в Европе.
Основные события правления Л. И. Брежнева можно представить в таблице:
Дата |
Событие |
1965 год |
Упразднение совнархозов, восстановление министерств, начало экономической реформы Косыгина |
1968 год |
Ввод войск в Чехословакию |
1969 год |
Конфликт на острове Даманском |
1974 год |
Встреча Брежнева с Никсоном, разрядка международной напряжённости |
1975 год |
Хельсинские соглашения |
1977 год |
Принятие новой конституции |
1979 год |
Ввод войск в Афганистан |
К концу правления Леонида Брежнева относится начало Афганской войны — в декабре 1979 года. Она продолжалась 10 лет, в ней погибло около 15 тыс. советских солдат. Внешнеполитических успехов она не принесла, так как просоветское руководства Афганистана продержалось у власти недолго после вывода войск в 1989 году.
Что мы узнали?
Кратко говоря о правлении Леонида Брежнева в СССР, несмотря на внешнее спокойствие и стабильность в стране, в 1970-е в экономике СССР получили развитие ряд негативных явлений. Важными пунктами в правлении Брежнева были косыгинская реформа, ввод войск в Чехословакию и Афганистан, разрядка международной напряжённости между США и СССР.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 521.
А какая ваша оценка?
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
В 1964 г. завершилась политика реформ, проводимых Н.С. Хрущевым. Преобразования этого периода явились первой и наиболее значительной попыткой реформировать советское общество. Стремление руководства страны преодолеть сталинское наследие, обновить политические и социальные структуры удалось лишь отчасти. Проводимые по инициативе сверху преобразования не принесли ожидаемого эффекта. Ухудшение экономической ситуации вызвало недовольство политикой реформ и ее инициатором — Н.С. Хрущевым. В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был освобожден от всех занимаемых постов и отправлен в отставку.
С отставкой Н.С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. — Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества.
Часть новых руководителей, в том числе А.Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю.В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно-политической жизни, с тем чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, А.Н. Шелепин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ.
Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской «оттепели» к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция «развитого социализма». В официальных документах «развитой социализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма — этапа «развитого социализма». Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика «совершенствования» социализма.
В общественно-политической жизни 60-х -70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под видом борьбы с волюнтаризмом Н.С. Хрущева свертывались начатые им преобразования. В конце 1964 г. состоялось объединение промышленных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству.
Начался отход от курса десталинизации. В печати прекратились критика культа личности И.В. Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, ограничивался доступ к источникам научной информации — отечественной и зарубежной — для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия для развития науки.
В начале 70-х годов Л.И. Брежневым было заявлено о том, что в СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культуры и что национальный вопрос в стране решен. Утверждалось также о складывании новой исторической общности — советского народа. Однако ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства республик достигнуто не было. Более того, в межнациональных отношениях возникали новые проблемы, требующие незамедлительного разрешения. Представители республик требовали расширения сети школ с преподаванием на родном языке. Усилилось движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарастающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального самосознания народов, выступления в защиту национальных интересов рассматривались как проявление местного национализма.
В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая. Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами. В 70-х — начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещания. В их составе насчитывались сотни тысяч рабочих, специалистов, служащих. Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких масс населения.
Принципиальные вопросы развития экономики, форм и методов ее управления рассматривались на партийных съездах — XXIV (1970 г.), XXV (1975 г.), XXVI (1980 г.). На съездах принимались планы народнохозяйственного развития (девятой, десятой и одиннадцатой пятилеток). Намечались меры «совершенствования» хозяйственного механизма, которые не устраняли, однако, чрезмерной централизации и командно-приказных методов управления. Увеличилась численность административного аппарата. За два десятилетия количество общесоюзных министерств выросло с 29 до 160. В 1985 г. в них работали около 18 млн. чиновников. Нарастание трудностей и негативных явлений в экономике не осознавалось руководством страны.
Общественные объединения из представителей различных категорий населения действовали при местных Советах. Но социальный состав самих Советов, соотношение в нем рабочих, колхозников и интеллигенции определялись партийными органами. Под партийным контролем находилась повседневная работа всех структур государственной власти в центре и на местах.
В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. В основу новой Конституции была положена концепция «развитого социализма». Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними конституциями политическая основа государства — Советы.
Ядром политической системы общества «развитого социализма» называлась Коммунистическая партия.
Реорганизации и реформы в экономике конца 50-х — начала 60-х годов не привели к позитивным сдвигам. Падали темпы экономического развития. Для нового руководства страны была очевидной необходимость продолжения экономических реформ.
Преобразования коснулись прежде всего сельского хозяйства. В марте 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукции на несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на зерновые культуры. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ограничения с их личных хозяйств.
Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. Принятая реформа устанавливала одним из главных показателей работы предприятий объем реализованной продукции. Сокращалось количество плановых показателей, вводимых государством. На предприятиях создавались специальные фонды за счет отчислений от прибыли. Их средства предназначались для развития производства и материального поощрения работников. Вводились изменения в систему управления промышленностью. Упразднялись Советы народного хозяйства и восстанавливалось отраслевое управление. Отныне оно должно было действовать в условиях новых принципов планирования и хозяйственной самостоятельности предприятий. Реформа, таким образом, повышала роль экономических методов управления. Но она не затрагивала основ командно-административной системы.
Реформы середины 60-х годов не остановили нарастания трудностей в развитии сельского хозяйства. Увеличение размеров капиталовложений и поставок техники селу не приносило экономического эффекта. Как и прежде, допускались нарушения в политике планирования заготовок. Устанавливались дополнительные задания по закупке сельскохозяйственной продукции. Закупочные цены на нее не всегда были достаточно обоснованными. Многие виды продукции продавались государству по символическим сдаточным ценам. Это стало одной из причин увеличения числа убыточных хозяйств.
В социальную сферу, так же как и в другие области жизни, глубоко проникли негативные явления. В значительной мере это было связано с появлением нового социального слоя в обществе — так называемой «номенклатуры». Руководители высшего и среднего уровня занимали особое, привилегированное положение в системе распределения материальных благ. Для них существовало специальное снабжение продовольственными и промышленными товарами, действовали специальные поликлиники, больницы, санатории. «Номенклатура» была надежной опорой» проводимого политического курса. Усиление социального неравенства, нарушения законности со стороны некоторых руководящих работников, славословия в адрес Л.И. Брежнева на партийных съездах и в печати вызывали растущее недовольство в стране. Падал авторитет Коммунистической партии. Попытки преемников Л.И. Брежнева преодолеть «деформации социализма» успеха не имели.
На рубеже 60-70-х годов значительно активизировалась деятельность СССР на международной арене. В условиях наращивания в мире ядерного потенциала руководство страны прилагало усилия для ослабления международной напряженности. В 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. Договор запрещал передачу ядерного оружия государствам, не владеющим им, или военным блокам. В марте 1970 г. договор вступил в силу. Происходили позитивные сдвиги в отношениях СССР с разлитыми капиталистическими государствами.
Процесс «разрядки» оказался недолговременным. Очень скоро началась новая фаза гонки вооружений в ведущих странах мира.
Диктат со стороны СССР, навязывание союзникам по ОВД советской модели развития вызывали растущее недовольство в странах Восточной Европы. Экономическая интеграция оказывала деформирующее воздействие на структуру их экономик, тормозила действие рыночного механизма хозяйствования.
Политика «ограниченного суверенитета», проводимая советским руководством по отношению к социалистическим государствам, была названа на Западе «доктриной Брежнева». Одним из проявлений этой «доктрины» было вмешательство СССР во внутренние дела Чехословакии. В 1968 г. чехословацкие руководители предприняли попытку «обновления социализма» путем демократизации общества, внедрения рыночных начал в экономику, переориентации внешней политики на страны Запада. В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Ввод войск стран — участниц ОДВ в Чехословакию вызвал резкое осуждение со стороны Югославии, Албании, других государств. Новые руководители Чехословакии обязались не допускать впредь «проявлений антисоциализма».
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Приход к власти Л. И. Брежнева:
В январе – феврале 1959 года состоялся XXI съезд КПСС, на котором была провозглашена полная и окончательная победа социализма в СССР, также было торжественно заявлено, что раз социализм построен, то самое время заняться строительством коммунизма.
Леонид Ильич Брежнев
В октябре 1961 года состоялся XXII съезде КПСС, где был намечен поэтапный план построения коммунизма к 1980 году, то есть у советской власти было еще 20 лет для того, чтобы построить идеальное государство. Как брался смело утверждать Никита Сергеевич: «Следующее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Однако реальность была далека от планов и программ.
В 1961 году были поставлены следующие задачи:
1. Обеспечить материально-техническую базу коммунизма, что значило – выйти на первое место в мире по уровню жизни;
2. Перейти к коммунистическому самоуправлению;
3. Сформировать нового человека, который будет жить в коммунистическом будущем.
Кроме того, в Устав КПСС были внесены некоторые новые положения:
1. О возможности проведения внутрипартийных дискуссий;
2. О сменяемости партийных кадров в центре и на местах;
3. О расширении прав местных партийных органов;
4. О выдвижении руководящих кадров исключительно на основе их деловых качеств.
Все эти положения, будь они, конечно, реализованы на деле, смогли бы изменить облик власти, могли бы способствовать формированию принципов открытости и даже демократизации партийной системы. Однако, это были лишь пустые постулаты, которые на деле не несли за собой абсолютно никаких изменений.
Вообще шаги Н. С. Хрущева, непоследовательные и смелые, вызывали тревогу и опасения у тех, чьи интересы оказались задеты в результате его реформ. Против преобразований, декларируемых первым секретарем, выступал партийный аппарат, военные, интеллигенция, массы трудящихся — то есть почти все. Уровень жизни в начале 1960-х годов после некоторого улучшения вновь стал хуже.
Итог: в октябре 1964 года Никита Хрущев вполне демократическим путем был отстранен от власти, обвинен в «волюнтаризме и субъективизме», лишен возможности руководить партией и страной и отправлен на пенсию. Он стал первым лидером страны, отправленным в отставку политическими противниками и первым, оставшимся в живых лидером. Это, конечно, была заслуга самого Хрущева.
Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 года — Генеральным секретарем) был избран Л. И. Брежнев. Председателем Совета Министров СССР стал А. Н. Косыгин.
Консервация политического режима
2.1. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры
Основные характеристики:
-
Усилился контроль партии и государства за всеми сферами жизни общества (фактически возрождение сталинизма).
-
Отмена сменяемости (ротации) партийной номенклатуры (что способствовало в итоге появлению «геронтократии» (власть старцев)).
-
Возрождена система льгот и привилегий партийной и государственной номенклатуры.
-
Усиление нападок на критику И. В. Сталина и сталинизма (репрессии возвращаются).
-
Кампания в прессе по возвеличиванию Л. И. Брежнева (неосталинизм).
-
Преследование инакомыслящих (более мягкими методами, чем при И. В. Сталине).
2.2. Укрепление роли армии и органов безопасности:
В это время возрастает роль армейских генералов и армии как таковой, а также органов госбезопасности. С приходом к власти Брежнева увеличилось в несколько раз финансирование оборонных программ.
1967 год — начало массовой установки в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет (залог будущего военно-стратегического паритета с США).
1976 год — начало установки ядерных ракет средней дальности в Восточной Европе.
Итоги:
-
Укрепление обороноспособность страны.
-
Усиление позиций военного руководства во властных структурах.
-
Производство и содержание военной техники, разработка перспективных моделей вооружений не позволяли повысить уровень жизни советских людей и улучшить их быт
С 1967 года руководителем КГБ становится секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов, который начал уделять особое внимание борьбе с инакомыслием. По его предложению создается пятое управление КГБ, цель которого – борьба с диссидентством (диссиденты – граждане СССР, открыто выражавшие свои политические взгляды, которые существенно отличались от господствующей в то время коммунистической идеологии). Сотрудники пятого управления внедрялись в общественные и государственные организации, должны были наблюдать, прослушивать телефонные звонки попавших под подозрение лиц, подсматривать и подслушивать в поисках информации.
Юрий Владимирович Андропов
Диссидентов не расстреливали и не отправляли в лагеря, их лечили в специализированных психиатрических лечебницам («ведь только сумасшедший человек может быть недоволен советским строем»). Органы госбезопасности контролировали даже научные дискуссии в университетах, ведь в них тоже могла содержаться крамола.
Итог: Массовый террор ушел в прошлое, но политические преследования приобрели более изощренный характер.
Принятие Конституции СССР 1977 года
Приближался 1980 год, а вместе с ним и тот момент, когда должен наступить коммунизм, но на горизонте его пока не было видно. Это нужно было как-то объяснить советскому народу, для чего и была придумана концепция «развитого социализма» (промежуточной стадии между социализмом и коммунизмом)
Общие положения:
-
Закреплено понятие развитого социализма («Конституция развитого социализма»).
-
Объявлено о построении общенародного государства.
-
В Конституции было закреплено руководящее положение коммунистической партии (статья 6 гласила: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза»).
-
Усиление экономической и политической роли союзного центра и ущемление прав республик.
-
Расширены права общественных организаций в политической жизни (разумеется, только формально).
-
Введены принципы межгосударственного общения (в основе Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе «Хельсинки-75»).
Советское общество на переломе: истоки диссидентского движения и неосталинизм
-
В середине 1960-х годов под воздействием хрущевской «оттепели» возникло диссидентское движение, куда вошли правозащитные, национально-освободительные, религиозные организации и движения (диссидентство – движение советских граждан, оппозиционно настроенных по отношению к политике властей и ставящих целью либерализацию политического режима в СССР).
Причин возникновения этого движения было несколько:
1. Отход советского руководства от политики «оттепели»;
2. В 1975 году СССР подписал Хельсинские соглашения, в которых говорилось о правах человека. Разница между заявленными правами и советской действительностью и послужила причиной возникновения диссидентов.
3. То же самое с Конституцией 1977 года. В ней также провозглашались права и свободы граждан, которые на практике не соблюдались.
Целями этого движения были:
― Выработка в людях демократических убеждений;
― Предоставление населению реальных гражданских и политических прав и свобод;
― Отмена цензуры и предоставление свободы творчества;
― Снятие “железного занавеса” и установление тесного контакта с Западом;
― Недопущение неосталинизма.
Членами диссидентского движения организовывались забастовки и митинги. Духовным лидером правозащитного движения стал академик А. Д. Сахаров («отец водородной бомбы»). Вдохновителем гонений на диссидентов выступил Суслов (идеолог партии).
С диссидентами и внутренними оппозиционерами боролось КГБ во главе с Андроповым.
Поворотным событием Брежневской политики, ознаменовавшим начало борьбы с диссидентами и переход к эпохе неосталинизма, стал арест и приговор к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писателей А. Синявского и Ю. Даниэля за публикацию своих произведений за границей (судебный процесс длился с 1965 по 1966 год).
-
В 1967 году арестовали поэта Ю. Галанскова и публициста А. Гинзбурга (их обвиняли в том, что они опубликовали за границей «Белую книгу» (сборник документов) по делу Синявского и Даниэля).
В последующие годы подверглись гонениям и вынуждены были покинуть страну выдающиеся деятели литературы и искусства (А. Солженицын, И. Бродский, В. Аксенов, скульптор Э. Неизвестный, кинорежиссер А. Тарковский, музыканты М. Ростропович и Г. Вишневская).
Тема преступлений эпохи «большого террора» с конца 1960-х годов фактически оказывается под запретом, начинает формироваться образ великого полководца И. В. Сталина, одержавшего победу в Великой Отечественной войне, что свидетельствует об окончательном отходе от политики «оттепели» и демократических тенденций в области идеологии и культуры. -
В 1969 произошло создание первой в СССР открытой гражданской ассоциации «Инициативная группа защиты прав человека в СССР». Ассоциация занималась составлением текстов и обращений, адресованных ООН и содержащих сведения о политических преследованиях в СССР.
-
В 1975 году замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой» Балтийского флота капитан 3-го ранга В. Саблин арестовал командира и повел корабль в нейтральные воды, чтобы обратиться к руководству страны с революционным воззванием. В нем говорилось: «Граждане, Отечество в опасности! Его подтачивают казнокрадство и демагогия, показуха и ложь…». «Сторожевой» был остановлен советской авиацией. Саблин расстрелян.
-
В 1976 году в Москве создана группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР (Московская Хельсинская группа, МХГ). Это была правозащитная организация, целью которой было содействие практическому выполнению гуманитарных статей Хельсинских соглашений 1975 года.
В конце 1979 – начале 1980 года произошел арест и ссылка почти всех лидеров и активных участников не только правозащитного движения, но и национальных и религиозных организаций. Помимо ареста и ссылок, с диссидентами боролись следующими методами:
1.Помещали в психиатрические лечебницы;
2. Выдворяли из страны;
3. Лишали советского гражданства;
4. Накладывали запрет на творческую деятельность;
5. Увольняли с работы.
Помимо диссидентов и правозащитников, в Советском союзе существовали так называемые «шестидесятники». Шестидесятники — субкультура советской интеллигенции, в основном захватившая поколение, родившееся приблизительно между 1925 и 1945 годами. Историческим контекстом, сформировавшим взгляды «шестидесятников», были годы сталинизма, Великая Отечественная война, итоги XX съезда КПСС и эпоха «оттепели». Однако ещё в детстве им пришлось пережить мировоззренческий кризис, так как эта среда сильно пострадала от так называемых сталинских «чисток». У некоторых «шестидесятников» родители были посажены или расстреляны. Обычно это не вызывало радикального пересмотра взглядов, однако заставляло больше рефлексировать и приводило к скрытой оппозиции режиму.
Экономическое развитие СССР 1964 – 1982 гг. и социальная политика
Аграрная реформа 1965 года
После реформ Хрущева в экономике царил хаос: кукурузная кампания была провалена, зерна в стране не хватало и его приходилось закупать из США, система управления (ВСНХ и местные совнархозы) была слишком бюрократизирована и порождала местнические отношения между регионами. Эту ситуацию необходимо было исправлять. С 1965 года реализовывалась аграрная реформа.
Основные этапы преобразований в деревне:
-
Повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.
-
Увеличение капиталовложений в деревню.
-
Устранение ранее установленных ограничений на ведение личного подсобного
хозяйства колхозников.
-
Перераспределение национального дохода в пользу сельского хозяйства (государственных средств вложено больше, чем в космические программы).
Итоги:
Временное ускорение сельскохозяйственного производства и снижение остроты продовольственного вопроса.
Реформы в промышленности: замыслы и результаты
В промышленности, как и в сельском хозяйстве произошли серьезные перемены. Данные реформы также носят название реформ А. А. Косыгина.
Будущие преобразования преследовали несколько целей:
1. Повысить эффективность работы народного хозяйства;
2. Ускорить темпы роста экономики;
3. Задействовать экономические методы стимулирования экономики (раньше все держалось на энтузиазме и на административных рычагах).
Алексей Николаевич Косыгин
Основные меры:
-
Снижение плановых показателей, спускаемых на предприятие. Если раньше заводы и фабрики жестко контролировались министерствами (на них спускалось несколько сотен плановых показателей, которые они должны были выполнить), то теперь число плановых показателей сокращалось до 5, главными из которых была рентабельность производства, размер прибыли и объем реализованной (а не произведенной продукции).
-
Усиление экономического стимулирования (на предприятиях разрешалось создавать поощрительные фонды, деньги из которых могли направляться на материальное поощрение лучших рабочих).
-
Восстановление отраслевых министерств вместо совнархозов.
-
Введение элементов хозрасчета (предприятие при хозрасчете практически переставало контролироваться, переводилось на самоокупаемость и самофинансирование: само решало, где закупать сырье, куда сбывать продукцию, что делать со своей прибылью; вводились элементы оптовой торговли между предприятиями, хотя раньше этот процесс также контролировало государство).
Итоги:
-
Рост объемов промышленного производства на 50%.
-
Экстенсивный характер развития производства (во второй половине 1960-х годов было построено около 1900 новых предприятий, в том числе Волжский автозавод в Тольятти).
-
Физический износ и моральное старение оборудования.
-
Повышение производительности труда в конце 1960-х – начале 1970-х годов.
-
Повышение заинтересованности работников в результатах своего труда.
Однако в 1970-е вновь начался спад темпов производства. Реформа 1965 года «ушла в песок», хотя формально ее никто не отменял. Рыночные элементы были задавлены административно-командной системой. Плановых показателей к середине 1980-х годов стало больше тысячи, предприятия были лишены самостоятельности.
В чем кроется причина неудачи реформы? Почему «начали за здравие, а закончили за упокой»?
Причины неудачи:
1. Непоследовательность и половинчатость, содержавшиеся непосредственно в самом замысле реформы. Сочетание экономических начал с жестко централизованной плановой экономикой, как показывает мировой и отечественный опыт, дает лишь кратковременный эффект, а затем вновь происходит доминирование административных принципов и подавление экономических;
2. Некомплексный характер реформы. Ни о какой демократизации производственных отношений, изменении форм собственности и перестройке политической системы речь даже не шла;
3. Слабая кадровая подготовленность и обеспеченность реформы. Инерция мышления руководящих хозяйственных кадров, давление на них прежних стереотипов, отсутствие творческой смелости и инициативы у непосредственных исполнителей преобразований обусловливали половинчатость замысла реформы и обрекали ее в итоге на неудачу;
4. Противодействие реформе со стороны партийного аппарата и его руководителей (Л. И. Брежнева, Н. В. Подгорного, Ю. В. Андропова), боявшихся, что экономика может выйти из-под партийного контроля, а реформа — поставить под сомнение сущность социалистического строя;
5. Негативную роль сыграли Чехословацкие события 1968 года, где аналогичные новации привели к началу демонтажа политической системы, что очень испугало советское руководство.
Экономика в 1970-1980-е годы
После неудавшейся Косыгинской реформы начали нарастать кризисные явления.
Экономика 1970 – начала 1980-х годов имела следующие особенности:
1. Снижение темпов экономического развития год от года. Это явление получило название «застой».
2. В середине 1960-х годов Советский Союз приступил к реализации беспрецедентного углеводородного мегапроекта — освоению уникальных нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири.
Для активизации экономики этого региона в 1974 году было решено вернуться к строительству БАМ (Байкало-Амурской магистрали, первая попытка строительства которой предпринималась до Великой Отечественной войны).
Благодаря Западно-Сибирскому проекту страна вышла в мировые энергетические лидеры. В 1975 году СССР добыл почти 500 миллионов тонн «черного золота» и обогнал многолетнего чемпиона по нефтедобыче — США. После энергетического кризиса 1973 года СССР быстро наращивал объемы нефтяного экспорта в западные страны, которые, в отличие от союзников по соцлагерю, расплачивались свободно конвертируемой валютой. Объемы валютных поступлений СССР от нефтяного экспорта поразительны. Если в 1970 году выручка СССР составляла 1,05 миллиардов долларов, то в 1975 году уже 3,72, а к 1980 году возросла до 15,74 миллиардов долларов.
СССР пошел по экстенсивному пути развития экономики. Вместо того, чтобы вкладываться в наукоемкие отрасли и компьютеризацию, советские лидеры вывозили природные ресурсы и получали за это нефтедоллары.
3. Остаточный принцип финансирования легкой промышленности, преимущественное развитие ВПК и тяжелой промышленности. Дефицит товаров народного потребления формировал «теневую экономику», развивается «черный рынок».
4. Проблемы с внедрением в производство достижений научно-технического прогресса (из-за излишней бюрократизации).
Социальная политика Л. И. Брежнева
В СССР проводилась широкомасштабная социальная политика. Некоторые считают эпоху Брежнева «Золотым веком социализма». И на это есть несколько причин:
1. Отсутствовала безработица
2. Существовало бесплатное образование и здравоохранение
3. Гарантировалось пенсионное обеспечение
4. Существовали высокие расходы на науку, культуру и спорт
5. Именно в эпоху Брежнева у многих советских граждан появляются телевизоры, холодильники, автомобили.
55 лет назад Леонид Ильич Брежнев был избран генеральным секретарём ЦК КПСС. Эпоху его правления историки характеризуют как период расцвета экономики страны. В СССР в это время резко выросли объёмы валового общественного продукта и промышленного производства, а также уровень жизни населения, был реализован ряд масштабных проектов в оборонной и инфраструктурной сферах. Однако в то же время период правления Брежнева часто называют застоем, а самого генсека обвиняют в том, что он создал предпосылки для потрясений 1980-х и 1990-х годов. О достижениях и проблемах брежневской эпохи — в материале RT.
8 апреля 1966 года Леонид Ильич Брежнев стал генеральным секретарём ЦК КПСС и фактическим руководителем Советского Союза. Экономика СССР при Брежневе динамично развивалась, однако часть экспертов считают, что именно в это время в стране возникли проблемы, которые привели к масштабному кризису 1980—1990-х годов.
Политический путь
Леонид Брежнев родился 19 декабря 1906 года в посёлке Каменское Екатеринославской губернии в семье работника металлургического завода. В молодости он быстро прошёл путь от простого землеустроителя до заместителя заведующего Уральским областным земельным управлением. Отслужив в середине 1930-х годов в Красной армии, Брежнев вскоре перешёл на партийную работу и уже в 1939 году стал секретарём Днепропетровского обкома КП(б)У.
В начале Великой Отечественной войны Брежнев занимался эвакуацией людей и предприятий из Днепропетровской области, а затем ушёл в действующую армию и стал начальником группы особого назначения при военном совете Южного фронта. Принимал участие в Битве за Кавказ. В 1945 году был назначен начальником политуправления 4-го Украинского фронта. После войны Брежнев возглавлял Запорожский и Днепропетровский обкомы партии, а также ЦК Молдавской ССР. В дальнейшем стал секретарём ЦК КПСС.
Также по теме
«От контрразведки до науки»: какую роль в отечественной истории сыграл КГБ СССР
65 лет назад в Советском Союзе был создан Комитет государственной безопасности. Историки называют спецслужбу одной из наиболее…
«Брежнев сплотил вокруг себя людей, недовольных волюнтаризмом Хрущёва. В 1964 году он выступил одним из организаторов антихрущёвского заговора и сменил Никиту Хрущёва на посту первого секретаря ЦК КПСС», — рассказал в беседе с RT научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.
Два года спустя XXIII съезд Компартии Советского Союза восстановил должность генерального секретаря ЦК КПСС. 8 апреля 1966 года участники XXIII съезда избрали на неё Леонида Брежнева.
По словам историков, некоторое время после избрания генсеком Брежнев старался придерживаться принципов коллективного руководства страной, однако позднее стал усиливать свою личную власть. Он удалил с руководящих должностей всех, кому не доверял, и назначил на ключевые посты людей, которых хорошо знал лично, в том числе коллег по Днепропетровску и Молдавии. В 1972 году Пленум ЦК наделил генсека широкими полномочиями, благодаря чему в руках Брежнева оказалась сосредоточена вся полнота власти в СССР.
«В первые же годы своего правления Брежнев начал ликвидировать хрущёвские управленческие загибы. Восстановил строительство крупных военно-морских кораблей, свёрнутое Хрущёвым. Санкционировал испытания тактического ядерного оружия. Кроме того, с приходом к власти Брежнева пошла на спад огульная критика Сталина и периода его правления», — рассказал в комментарии RT историк и писатель Александр Широкорад.
- Полковник Леонид Ильич Брежнев со своим адъютантом Иваном Павловичем Кравчуком. Малая земля — плацдарм, на который в феврале 1943 года был высажен десант моряков Черноморского флота и воинов Северо-Кавказского фронта. Район Новороссийска
- РИА Новости
Накопительная эпоха
«Внешняя политика Брежнева носила разумный многовекторный характер. Налаживались хорошие экономические отношения с другими странами, в частности с ФРГ и Францией. Шёл диалог с американцами», — заявил в разговоре с RT советник ректора МПГУ Евгений Спицын.
По словам доцента РГГУ Александра Крушельницкого, важным внешнеполитическим событием брежневской эпохи стал визит в СССР президента США Ричарда Никсона в 1972 году.
Также по теме
«Остаться целым и выполнить задачу»: ветеран «Альфы» — о штурме дворца Амина и войне в Афганистане
В 1979 году социалистическое правительство Афганистана было свергнуто заговорщиками, а генсек ЦК НДП Нур Мохаммад Тараки убит. Страну…
«Лидер западного мира сам прилетел договариваться о снижении напряжённости», — отметил эксперт в беседе с RT.
Во время этого визита были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) и другие документы.
«Внешняя политика Брежнева освободилась от тех метаний и волюнтаризма, которые имели место при Хрущёве. Она стала более осмысленной, более последовательной и более предсказуемой», — подчеркнул Михаил Мягков.
Изменилась при Леониде Брежневе и экономическая политика советского руководства. Вскоре после его прихода к власти вышли постановления «Об улучшении управления промышленностью» и «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». Непосредственным инициатором реформ был председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин. Реформы были направлены на увеличение самостоятельности предприятий и колхозов, введение элементов хозрасчёта. В сельском хозяйстве внедрялись широкомасштабные программы мелиорации и строительства ирригационных каналов.
- Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев во время выступления на открытии Ленинского мемориала в Ульяновске, построенного в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина
- РИА Новости
- © Иван Денисенко
В 1960-е — 1970-е годы валовой общественный продукт вырос примерно на 350%, промышленная продукция — на 485%, сельскохозяйственная — на 171%. Трудодни в колхозах были заменены ежемесячной оплатой труда.
В 1970-е годы в СССР многое было сделано для развития военно-промышленного комплекса. К концу эпохи Брежнева Советский Союз обошёл Соединённые Штаты по количеству ядерных боеприпасов и их носителей. Были построены три тяжёлых авианесущих крейсера и ещё два — заложены. Развивался подводный флот. При Брежневе также были разработаны самолёты МиГ-29 и Су-27, танки Т-72 и Т-80, комплекс противовоздушной обороны С-300. Танков в СССР стало больше, чем во всём остальном мире: свыше 60 тыс.
«Именно при Брежневе Советский Союз достиг стратегического паритета с США как по вооружениям, так и в политической сфере. Без СССР не решалась ни одна серьёзная внешнеполитическая проблема в мире», — отметил Александр Широкорад.
- 01.07.1971. Белоярская атомная электростанция имени И.В. Курчатова. Строительство третьего блока АЭС
- РИА Новости
- © Лев Носов
При Брежневе в СССР был реализован ряд масштабных инфраструктурных и энергетических проектов. Был поставлен под промышленную нагрузку первый гидроагрегат Саяно-Шушенской ГЭС, введены в строй десятки других гидроэлектростанций, атомных реакторов, новые автомобильные и железные дороги, химические, металлургические и машиностроительные заводы.
«Позже эпоху Брежнева начали называть застоем, но это некорректно. Люди привыкли хорошо жить при Брежневе. Это была накопительная эпоха. О каком застое можно говорить, если половина мира летала на наших самолётах? Не хватало политической динамики. Но брежневская эпоха в экономическом плане подготовила СССР к новому рывку, и если бы страна получила в 1980-е годы более компетентного лидера, чем Горбачёв, всё могло быть по-другому», — подчеркнул Широкорад.
По словам Михаила Мягкова, в эпохе Брежнева можно выделить два этапа, первый из которых был весьма успешен во всех отношениях.
- 01.09.1970. Испытание опытного образца первого лунного самоходного аппарата «Луноход-1»
- РИА Новости
«Наша космическая программа во многом опережала американскую: выход человека в открытый космос, Луноход и многое другое. Строились дома и промышленные объекты, решалась жилищная проблема, осваивалась Арктика. Какой же это застой? Вот ближе к концу правления Брежнева появились просчёты в экономике, страна начала подсаживаться на «нефтяную иглу», но это уже второй период», — подчеркнул эксперт.
Как отметил Александр Крушельницкий, возникшие в СССР под конец эпохи Брежнева проблемы в значительной мере были связаны с состоянием здоровья генсека.
«Он и его группа до последнего держались у власти. Он буквально изнемогал, но держался. При этом в стране существовала тотальная закрытость информации. Люди, например, не знали о колоссальных дотациях на продовольственное снабжение населения. Слепая цензура порождала негатив в адрес власти. Этот негатив в утрированном виде разносился вражеской пропагандой. Отсутствие взвешенности во внутренней политике привело к полному проигрышу в информационной войне с Западом, несмотря на все успехи на внешнем контуре. Разруха в головах в конечном итоге привела к развалу Советского Союза», — заявил Крушельницкий.
- Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежнев (1906—1982) выступает на открытии XVII съезда профсоюзов СССР в Кремлёвском дворце съездов в Москве
- РИА Новости
- © Вячеслав Рунов
По словам историка, внешнеполитические, военные и другие успехи СССР при Брежневе вызывали опасения у западных лидеров, настраивая их на конфронтацию с Советским Союзом. Это, в частности, нашло выражение в провокационной политике Запада в Афганистане, заставившей Брежнева в 1979 году принять решение о вводе в центральноазиатское государство советских войск.
Умер Леонид Брежнев 10 ноября 1982 года в подмосковном дачном посёлке Заречье.
«Годы правления Брежнева многие до сих пор вспоминают с благодарностью. Это была эпоха стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Никто не боялся потерять работу, зарплату. Конечно, отдельные ошибки вроде недоработок в сфере лёгкой промышленности имели место, но ради их исправления разваливать Советский Союз определённо не стоило», — резюмировал Михаил Мягков.
Внутренняя политика Брежнева
«Эпоха застоя» — так характеризуют
публицисты экономическое и политическое
состояние СССР в период правления Л. И.
Брежнева (с 1964 по 1982 годы). Консерватизм
и отсутствие политической дальновидности
генсека Брежнева приближали советскую
экономику к развалу. Он отдавал особое
предпочтение развитию военно-промышленного
комплекса, на что растрачивалась основная
часть бюджетных средств. Был создан
мощный комплекс, но это негативно
отразилось на экономике в целом и
усугубило кризис в стране. Происходит
замедление научно-технического прогресса,
экономические реформы «замораживают»,
резко снижаются темпы роста сельского
хозяйства и промышленности. Все эти
факторы стали приводить Советский Союз
к отставанию в развитии от лидеров
мировых держав. В это же время
внутриполитическая ситуация складывалась
не лучшим образом. Принимается новая
Конституция СССР. В основном законе
страны говорилось о полновластии народа,
как о главном принципе власти. На деле
же все обстояло иначе. При Брежневе
возрастает и усиливается бюрократический
аппарат. Партийцы и приближенные Леонида
Ильича свободно занимаются произволом,
казнокрадством, злоупотребляют служебным
положением. Процветает коррупция среди
чиновников. Активно ведется борьба с
инакомыслящими. Под руководством
Брежнева органами государственной
безопасности применяются репрессивные
меры в отношении членов правозащитных
движений. Ужесточается цензура.
Возобновляется преследование литературных
деятелей за их произведения. Однако
помимо негативных моментов во внутренней
политике СССР, следует выделить такое
важное историческое событие, как первый
выход человека в открытый космос (1965
г.).
Внешняя политика ссср при Брежневе
Что касается внешней политики, проводимой
Брежневым, то она носила неоднозначный
характер. СССР совместно с мощными
державами США и Великобританией
подписывают ряд договоров (о мирном
использовании космического пространства,
о нераспространении ядерного и
бактериологического оружия и другие).
Принимается множество соглашений о
сотрудничестве с различными странами
(Египтом, Индией, Сирией, Ираком и т.д.).
Наряду с принятием мирных политических
постановлений, в годы правления Брежнева
принимаются решения о вводе советских
войск совместно с некоторыми европейскими
войсками на территорию Чехословакии
(август 1968 г.). Менее чем через десять
лет, в 1979 году войска СССР направляются
в Афганистан. Помимо этого, Л. И. Брежнев
выступает инициатором доктрины об
ограничении суверенитета для
социалистических государств. Иными
словами, те государства, которые
попытались бы не считаться с руководством
Советского Союза при построении своей
внешней и внутренней политики, могли
быть подвергнуты определенным санкциям
(от простого запугивания, до военного
вторжения). Столь агрессивное поведение
СССР обесценило прежние договоры по
поддержанию мира. Советский Союз под
руководством Брежнева стремительно
подходил к развалу.
37.Внешняя политика
СССР в 1950-е – начале 1980-х гг.
Советская внешняя политика решала
основную проблему этого периода —
снижение противостояния между Востоком
и Западом.
Взаимоотношения СССР с капиталистическими
странами стали более взвешенными.
С целью ослабить международную
напряженность был подписан ряд договоров:
четырехстороннее соглашение по Западному
Берлину, советско-американский договор
об ограничении систем противоракетной
обороны и др.
Летом 1966 г. с визитом в Москве побывал
президент Франции Шарль де Голль, в 1970
г. — канцлер ФРГ В.Брандт (прибыв в Москву,
он заключил договор с СССР о неприменении
силы во взаимоотношениях). На переговорах
были подтверждены послевоенные границы.
21 декабря 1972 г. ФРГ заявила о признании
ГДР. Оба германских государства были
приняты в ООН.
В 1972 г. состоялись встречи с американскими
президентами Р.Никсоном и сменившим
его Д.Фордом. Наметился курс на разрядку
напряженности в отношениях между двумя
державами.
26 мая 1972 г. в Москве был заключен договор
ОСВ-1. Стороны договорились об ограничении
числа межконтинентальных ракет и ракет
подводного базирования. В 1978 г. был
заключен договор ОСВ-2 об ограничении
подземных ядерных испытаний и
противоракетной обороне: Объем
советско-американской торговли возрос
в 8 раз.
Наметились положительные сдвиги в
отношениях с Великобританией, ФРГ,
Италией, Францией и другими капиталистическими
державами.
30 июля 1975 г. в Хельсинки состоялось
Общеевропейское Совещание по безопасности
и сотрудничеству (СБСЕ). В нем приняли
участие 33 государства, в итоговом
документе закреплялись десять принципов
во взаимоотношениях стран-участников
СБСЕ: суверенное равенство государств,
их территориальная целостность,
нерушимость границ, мирное урегулирование
споров, невмешательство во внутренние
дела, уважение прав человека, равноправие
народов, взаимовыгодное сотрудничество,
выполнение обязательств по международному
праву.
Продолжилось развитие сотрудничества
со странами народной демократии. Перед
СССР стояла задача укрепления
социалистического лагеря, сплочение
его в политическом, военном и экономическом
отношениях.
В 1971 г. была принята программа экономической
интеграции стран участников СЭВ,
оказавшая положительное влияние на
развитие экономики социалистических
стран. Однако изолированность СЭВ от
мировой экономики пагубно сказывалась
на темпах экономического развития, что
в свою очередь становилось причиной
кризисных ситуаций в отношениях между
социалистическими странами.
В 1968 г. в Чехословакии руководство
компартии во главе с А.Дубчеком предприняло
попытку провести демократические
преобразования в обществе и построить
социализм с «человеческим лицом». В
ответ на территорию Чехословакии были
введены совместные войска пяти стран
— участниц ОВД. Произведена смена
правительства, во главе которого Москвой
был поставлен Г.Гусак.
В мае 1970 г. Чехословакия подписала
договор о союзе с СССР. Чехословакия,
Польша и ГДР стали оплотом социализма
в Европе. Эти события нанесли колоссальный
ущерб международному престижу СССР и
имели тяжелые внешнеполитические
последствия.
В 1969 г. территориальный конфликт между
СССР и Китаем закончился вооруженными
столкновениями на полуострове Даманский.
Конфликт в Польше был спровоцирован
резким ростом цен, вызвавшим волну
протеста. Борьбу за независимость
организовал профсоюз «Солидарность»
во главе с популярным лидером Л.Вапенсой.
13 декабря 1981 г. в Польше было введено
военное положение.
С 1973 г. между странами Варшавского
Договора и НАТО велись переговоры о
сокращении вооруженных сил в Европе.
Однако введение советских войск в
Афганистан в декабре 1979 г. перечеркнуло
все усилия, переговоры зашли в тупик.
38.Курс М.С. Горбачёва
на «обновление общества».
Социально-экономические и политические
преобразования в СССР (1985-1991 гг.)
К началу 1980-х годов Советский Союз
серьезно отставал от передовых стран
Запада. Крайне медленно развивались
гражданские отрасли экономики, при этом
миллиарды рублей тратились на гонку
вооружений и содержание армии. Устаревшая
политическая система тормозила развитие
страны.
В 1985 году Советский
Союз возглавил молодой и энергичный
руководитель Михаил Сергеевич Горбачев.
Он объявил о начале перестройки.
Предполагалось ускорить экономический
рост за счет освоения новых технологий,
укрепления дисциплины и заинтересованности
людей в результатах своего труда. Народ
поддержал политику нового лидера и
поверил в него.
Во внешней
политике Горбачев высказался в поддержку
нового курса, получившего название
«новое мышление». СССР отказывался от
противостояния с Западом и предложил
закончить «холодную войну». США. Были
проведены переговоры с президентом США
Рональдом Рейганом. В ходе них были
достигнуты договоренности о разрядке
международной напряженности и сокращении
ядерных запасов. Горбачев (или «Горби»,
как его звали на Западе) стал самым
популярным мировым политиком.
Однако внутренняя политика Горбачева
отличалась противоречивостью, многие
планы были не продуманы и нереалистичны.
В ходе антиалкогольной кампании были
уничтожены ценнейшие виноградники. Не
выполнялись обещания, данные народу
(каждой семье по отдельной квартире к
2000 году). Тяжелым ударом по перестройке
стала авария на Чернобыльской атомной
электростанции в 1986 году. Радиоактивному
загрязнению подверглись территории
трех республик (Украины, Белоруссии,
России). Тысячи людей вынуждены были
бросить свои дома и переселиться из
30-ти километровой зоны в более безопасные
районы.
Для Советского
Союза обычной практикой было сокрытие
информации об авариях и несчастьях.
Получалось так, что в СССР не горели
заводы, не падали самолеты, не тонули
подводные лодки. Но Чернобыльская авария
была такой огромной, что скрыть ее не
удалось. Горбачеву и его окружению
пришлось объявить о переходе к политике
гласности. Желая ускорить ход реформ,
Горбачев с конца 1980-х гг. начал процесс
демократизации политической системы.
В 1989 году в СССР (впервые с 1917 года) прошли
свободные выборы. Ведущие публицисты
(«прорабы перестройки») в изданиях,
выходивших миллионными тиражами
вскрывали преступления советских
руководителей. Однако гласность и
демократизация поставили под сомнение
монополию КПСС на власть, которая была
основой советского государства.
Экономические реформы (создание
кооперативов, коммерческих банков) были
не последовательны, часто вызывали
резкое неприятие у общества. Из магазинов
стали исчезать самые необходимые
продукты и товары, на улицах больших и
малых городов вытянулись огромные
очереди.
К началу 1990-х
годов доверие к политике перестройки
и популярность Горбачева были подорваны.
Главная причина — падение жизненного
уровня основной массы населения. Политика
перестройки зашла в тупик. С распадом
СССР она потерпела поражение, но привела
к формированию основ рыночных отношений,
значительно расширила гражданские
свободы.
39. Внешняя политика
России 1985г. – 1990-е годы.
С началом перестроечного процесса стали
происходить серьезные изменения во
внешней политике СССР. С уходом с поста
министра иностранных дел А.А.Громыко
произошла смена руководства министерства.
Во внешнюю политику пришли люди с новым
мышлением.
Внешнеполитический курс стал выбираться
на основе мнения экспертов.
Горбачев заявил о приоритете
общечеловеческих ценностей над классовыми
и отказе от основного постулата советской
идеологии о расколе мира на две
противоборствующие общественно-политические
системы. Мир признавался единым и
неделимым.
Основным инструментом разрешения
международных вопросов признавался не
баланс сил, а баланс их интересов. Исходя
из этого, были определены основные
направления внешней политики: смягчение
противостояния между Востоком и Западом
посредством переговоров, урегулирование
региональных конфликтов, расширение
экономических связей с мировым
сообществом.
Особое значение придавалось
советско-американским отношениям.
Ежегодными стали «встречи в верхах», в
результате были подписаны соглашения
об уничтожении ракет средней и меньшей
дальности. В июле 1991 г. М.С.Горбачев и
Дж. Буш подписали договор об ограничении
наступательных вооружений. Достигнут
значительный успех в переговорном
процессе о снижении количества обычных
вооружении в Европе. Подписав этот
договор в ноябре 1990 г., СССР выдвинул
встречную инициативу и в одностороннем
порядке сократил численность сухопутных
войск на 500 тыс. человек.
В апреле 1991 г. М.С.Горбачевнанес
визит в Японию с целью подготовить почву
для подписания мирного договора и
оживления двухсторонних отношений.
Советская делегация официально признала
существование территориальных разногласий
с Японией, связанных с изменением границ
в результате их пересмотра в 1945 г.
В мае 1989 г. в результате визита Советской
делегации в Пекин произошла нормализация
отношений с Китаем, подписаны долгосрочные
соглашения о политическом, экономическом
и культурном сотрудничестве.
Был положен конец бессмысленной войне
Советского Союза в Афганистане. Процесс
урегулирования и вывода войск осуществлялся
поэтапно: в феврале 1988 г. было объявлено
о выводе войск, который начался 15 мая
1988 г. и завершился в феврале 1989 г.
Политика отказа от применения силы в
международных отношениях, в том числе
и по отношению к союзникам, ускорила
процесс падения коммунистических
режимов в странах восточной Европы. В
Чехословакии, Польше, Болгарии, Румынии,
Венгрии, ГДР к власти пришли новые
демократические силы.
В ноябре 1989 г. прекратила существование
Берлинская стена — символ раздела Европы.
Лидеры новых государств взяли курс на
разрыв связей с СССР и сближение со
странами Запада.
1 июля 1991 г. юридически оформлен роспуск
Варшавского Договора. К этому времени
советские войска покинули Венгрию и
Чехословакию.
Была решена самая большая проблема
европейской политики — «германский
вопрос». В 1990 г. в Москве состоялась
встреча канцлера ФРГ Г.Коля с М.С.Горбачевым.
В ходе переговоров было достигнуто
соглашение об объединении двух германских
государств и вхождении единой Германии
в состав НАТО. В марте этого же года в
ГДР были проведены многопартийные
выборы, победу в которых одержал блок
буржуазно-консервативных партии.
В ноябре ГДР вошла в состав ФРГ.
В период перестройки произошла интеграция
СССР в мировое сообщество. Началась
работа представителей СССР в международных
конференциях и встречах лидеров ведущих
стран.
На западе резкий поворот во внешней
политике связывали с именем президента
СССР Горбачева. В 1990 г. он был удостоен
Нобелевской премии мира. Выросло доверие
к СССР.
40. Россия в начале
ХХI
века: экономическая и политическая
жизнь страны.
«Революция сверху»
в России в 90-х гг. привела к формированию
рынка труда, товаров, жилья, фондового
рынка. Однако эти перемены были лишь
началом переходного периода экономики.
Неудавшийся «путч»
ГКЧП и завершение перестройки означали
не только конец социалистического
реформаторства в СССР, но и победу тех
политических сил, которые видели в
смене модели общественного развития
единственный выход страны из затяжного
кризиса. Это был осознанный выбор не
только власти, но и большинства
общества.
«Революция сверху» в
России в 90-х гг. привела к формированию
рынка труда, товаров, жилья, фондового
рынка. Однако эти перемены были лишь
началом переходного периода экономики.
В ходе политических
преобразований была демонтирована
советская система организации власти.
Вместо нее началось формирование
политической системы, основанной на
разделении властей.
Из-за передела
властных полномочий между ослабленным
федеральным Центром и набирающими
силу регионами (в первую очередь
национальными) усилились центробежные
тенденции. В этой ситуации сохранение
государственного единства страны
явилось важнейшей задачей.
Многие проблемы
духовной жизни были связаны со сменой
модели общественного развития,
переходом от господства единственной
в прежние годы коммунистической
идеологии к идейному плюрализму, отказом
от ряда традиционных нравственных
ценностей, заимствованием массовой
западной культуры. Распад СССР
радикально изменил геостратегическое
положение России. Была разрушена
единая система безопасности и обороны
страны. НАТО вплотную придвинулось
к границам России. В то же время сама
Россия, преодолев прежнюю изолированность
от западных стран, оказалась, как никогда
прежде, интегрированной во многие
международные структуры.
К началу XXI в. Россия
утратила статус великой мировой державы.
Занимая 12 % мировой суши, она к концу
XX в. производила лишь 1 % мирового
валового продукта. Налицо был кризис
федеративных отношений, социальной
сферы. До минимума упал жизненный
уровень населения. Необходимо было
принять срочные меры для исправления
положения.
Новый стратегический
курс был предложен В. В. Путиным, сделавшим
ставку на укрепление государственности
и достижение через это возрождения и
расцвета страны, с учетом всего
положительного опыта, накопленного на
всех этапах отечественной истории
XX в.
Реализуя его, в короткий
исторический срок стране удалось:
-
в экономике
вступить в завершающую стадию построения
государственного социально
ориентированного рынка; -
в политике
создать модель политической системы,
избавленной от вмешательства в дела
власти как отечественных олигархов,
так и иностранных государств, и
международных организаций; -
в духовной
жизни обеспечить соблюдение конституционных
прав и свобод граждан, развитие
глобальной сети коммуникаций,
вовлеченность России в мировое
культурное и информационное пространство; -
во внешней
политике сформулировать суть национальных
интересов на новом этапе развития
и приступить к их решению.
Соседние файлы в предмете История
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #