Современные тренды управления
Одна из наиболее соответствующих современному миру ассоциаций — это “скорость”: все отрасли жизни и бизнеса движутся и изменяются с нарастающей скоростью, чему как никогда ранее способствует развитие технологий. Вместе с преображением рынка и общемировых тенденций меняются и превалирующие черты в управлении, набор актуальных навыков и эффективно работающих систем управления.
Общую картину весьма наглядно демонстрируют опросы ведущих экспертов и бизнес-лидеров: порядка половины из них не берется прогнозировать положение дел далее, чем на три года — настолько быстро все видоизменяется. Это достаточно четко дает понять: в эпоху быстрых перемен важны не “абсолютные” знания, а способность “быстро схватывать”, то есть учиться новому, определять закономерности и верно на них реагировать, развивать в себе независимое и критическое мышление, эмпатию.
Многие эксперты (в том числе доктор экономических наук и директор программы DBA ИБДА РАНХиГС Александр Гапоненко) отмечают первоочередную важность soft-skills среди компетенций успешного управленца: гибкость, умение “чувствовать” своих сотрудников и искренне вовлекать их в процесс, воспитание в себе системного мышления и быстрого выявления закономерностей, эмоциональный интеллект, умение выстроить конструктивную обратную связь.
Кто такой руководитель?
Как известно, лидерами в основной своей массе не рождаются, а именно становятся (хотя ребенок в первые годы жизни более чем успешно управляет своими родителями, однако сейчас мы ведем речь несколько о другом). После первого назначения на руководящую должность, далеко не сразу приходит полное понимание, какими качествами должен обладать руководитель. И соответственно, многие собирают свою личную коллекцию “грабель”, на которые случилось наступить размашистым шагом в первые месяцы (а для кого-то и годы) работы управленцем. Какая бы ни была на старте карьеры теоретическая подготовка, ошибки на этом пути совершают все, идеального руководителя “с рождения” не бывает. Важно лишь, чтобы полученный опыт постепенно систематизировался, а каждая ошибка отражалась образной записью в личном своде правил и далее не повторялась.
У кого-то это получается с большим успехом, а у кого-то, к сожалению, с меньшим. За степень прогресса управленческих навыков и за способности конкретного человека к управлению отвечают вполне определенные характеристики и качества, которые мы и разберем в данной статье.
Качества бизнесмена, как и качества любого управленца делятся на основные три основные категории: личностные, профессиональные и деловые. Коснемся каждой из них подробнее и рассмотрим, какие факторы можно отнести к сильным сторонам руководителя.
Личные качества руководителя
Исходя из того, что должность управленца — это далеко не просто “занятая иерархическая ступень” и набор функций, стоит сказать, что это в первую очередь определенный алгоритм и механизм мышления прежде всего со стратегическим и системным уклоном).
Личные качества, помноженные на опыт, во многом отражают все более актуальные как в современном управлении, так и для рядовых сотрудников soft skills. Для руководителя этот блок характеристик во многом выражается в различных “способностях” и “умениях”: способность выстроить с коллективом здоровые и способствующие развитию отношения, умение развивать свой нетворкинг, переговорные навыки, способность вычленять из огромного потока информации суть и гибко подходить к решениям на фоне меняющихся условий и т.д.
Это также и наличие определенных личных качеств (и их соотношение), которое позволяет выстраивать эффективную коммуникацию между своими подчиненными, между смежными отделами и конечно, между самим собой и сотрудниками. Ведь согласитесь, что ситуация не выглядит здоровой, когда между собой и другими отделами у сотрудников взаимоотношения отличные, вместе с тем поручения непосредственного руководителя выполняются с переменным успехом либо просто для галочки. Эту ситуацию мы намеренно указываем в блоке личных характеристик, так как еще Сунь Цзы в “Искусстве войны” говорил: “Управляй из любой точки”. То есть степень выполнения поставленных задач подчиненными (и не только ими) определяется не кипой регламентов, а в большей части способностями руководителя к невербальному воздействию, наличию у него определенной харизмы.
Одним словом, важные личностные качества руководителя (это же касается и качеств предпринимателя) — это определенный комплекс из особенностей личности, его моральных и психологических характеристик, во многом определяющих стиль управления. Рассмотрим несколько примеров качеств, относящихся к блоку личных характеристик:
- Эмоциональная стабильность и стрессоустойчивость. Если определять наиболее важные качества, то невозмутимость будет одним из них. Ежедневно объем задач будет приносить все новые вызовы, и первый человек, который задает собой пример для остальных — это руководитель. Он должен иметь способность оставаться невозмутимым и с холодной головой подходить к задачам и обладать выдержкой.
- Амбициозность. Если бы в свое время Стив Джобс как предприниматель не ставил высокие цели, он не создал бы существующую сегодня империю. Все мы знаем десятки примеров успешных бизнесменов, на старте бизнеса которых их миссия звучала слишком футуристично и сказочно, однако же они добились успеха. Мы не говорим о том, что нужно ставить нереальные цели, однако подвешивать “морковку перед носом” всегда стоит на шаг выше, чем пока видится возможным допрыгнуть.
- Решительность и даже смелость. Это неотъемлемые качества для принятия нестандартных решений. А в эпоху постоянных перемен успешный руководитель должен быть готов отступать от “протоптанной тропы” в пользу эффективных стратегических решений.
- Объективность. Не секрет, что “математику не обманешь”. Для успеха в любом деле, как и для принятия решений жизненно важно видеть картину мира, не искаженную эмоциями, оценивать каждую конкретную ситуацию максимально объективно. К этому же блоку качеств относится равное отношение к подчиненным (способность отказаться от выбора “любимчиков”), а также корректный взгляд “со стороны” на свои действия, способность к ретроспективе и самоанализу. К этому же блоку качеств.относится так называемый “социальный интеллект”, или проще говоря, эмпатические способности.
- Требовательность (контроль полученного результата). Когда не выполняется поставленная маленькая задача, следом не будет выполнена и большая. Управление процессом важно на всех этапах — и при постановке, и в процессе, и когда пришло время “собирать урожай”. Во многом именно от личных характеристик будет зависеть, насколько серьезно сотрудники будут относиться к задаче, выполнят ли ее в срок и в ожидаемом ли качестве.
Когда мы говорим о личных качествах, то стоит также отметить, что данный блок в определенной степени находит отражение во всех прочих аспектах руководства: будь то стиль управления конкретного руководителя, или прогресс его профессиональных характеристик. Однако хорошей новостью будет являться тот факт, что над личными качествами можно и нужно работать, причем на любом этапе (как будучи начинающим руководителем, так и генеральным директором).
Профессиональные качества руководителя (hard skills)
Профессиональные качества характеризуют то, насколько руководитель (или любой сотрудник) разбирается в той предметной области, с которой он работает. Также весьма полезно, когда за руководителем есть определенный авторитет как профессионала, когда он точно знает, о чем говорит. И именно в этом вопросе довольно часто проходит тонкая грань.
С одной стороны, безусловно, будет довольно странным, если предприниматель совсем не понимает и не знает принципиальных черт, скажем, производства. Тогда он элементарно не сможет отсеять правдивость сообщаемой ему информации. В то же время стоит помнить, что необходимый и первоочередной набор управленческих компетенций — это планирование, делегирование и контроль. Это базовые качества хорошего руководителя, и то, от чего необходимо отталкиваться в построении системы управления. Многие неосознанно склоняются к избеганию первых двух составляющих, особенно делегирования, в то время как работать (“производить результат”, согласно формулировке Ицхака Адизеса, признанного гуру менеджмента, научного руководителя программ МВА ИБДА РАНХиГС) — в состав основных управленческих функций не входит. Все это даже при желании невозможно выполнять руководителю, так как по мере приближения к ТОП-менеджменту и директорскому креслу, руководитель все более отдаляется от непосредственного выполнения задач (однако остается важным понимать общие принципы и тенденции).
Проще говоря — помните, что каждый должен заниматься своей работой. Рядовые сотрудники должны быть непосредственно “в бою”, в то время как основная задача руководителя — грамотно распределять их ресурс и заниматься стратегическими вопросами.
Можно отметить следующие важные профессиональные качества управленца:
- Уровень образования, опыт работы (в целом и в конкретной сфере, а также на позиции руководителя)
- Критическое мышление и способность учиться новому, готовность менять процессы. В качестве позитивного примера реализации данного качества — кейсы, когда руководитель (особенно когда речь идет о ТОП-менеджменте и директорах) был принят из другой, порой даже не смежной отрасли бизнеса, однако обладая высоким уровнем профессиональных управленческих качеств, привносит те новшества, которые позволяли бизнесу выйти на новый уровень развития.
- Системность мышления
Для принятия эффективных стратегических решений необходима определенная парадигма мышления, позволяющая взглянуть на совокупность окружающих факторов и имеющуюся информацию системно. - Стремление к изучению новых методов и подходов к работе Иными словами, руководитель всегда “держит руку на пульсе” новшеств в своей области.
Деловые качества руководителя
Так часто упоминаемая “системность мышления” во многом находит отражение именно в деловых качествах, взгляните сами:
- Умение в сжатые сроки получать, оценивать информацию и анализировать ее
- Способность не слишком много “думать” и начинать действовать
- Быстро ориентироваться в ситуации неопределенности и недостаточности информации
- Умение распределять ресурсы и приоритеты (так, пожалуй, более корректно определять “режим многозадачности”)
- Грамотная и четкая постановка задач подчиненным (чтобы сотрудник детально осознал саму задачу и сроки и выполнил ее)
- Умение оптимизировать рабочий процесс, определять и избавлять от излишних рутинных задач себя и своих подчиненных
Успешный управленец сочетает в себе все перечисленные выше профессиональные качества руководителя, при этом они должны сочетаться достаточно гармонично. Ведь как только начинается перекос в один из блоков в ущерб другим, то эффективность управления неизбежно снижается (например, на одних только личных амбициях без профессиональных и деловых качеств не вытянуть бизнес на новый уровень, и даже не удержать на текущих показателях). А потому всегда важно не только иметь “базовый набор”, но и продолжать гармоничное развитие своих качеств.
Жесткое и мягкое лидерство
Каждому из руководителей приходится делать выбор в сторону одного из стилей управления (иногда это происходит осознанно, однако зачастую наблюдается интуитивное тяготение к более свойственному личности стилю лидерства). Также данный выбор может быть обусловлен общей политикой компании. Разберем детальнее отличия в мягком и жестком стилях:
Мягкое лидерство
“Мягкий” стиль подразумевает либо отсутствие регламентов, либо их минимальное количество, а управление в основном имеет либеральный оттенок. Политика в отношении сотрудников во многом направлена на их развитие и поощрение, а основной ориентир направлен на так называемые “человеческие ценности”. При всем этом важно учитывать, что в силу размытости границ и определений в построении рабочего процесса обратной стороной “мягкого” управления является высокий уровень неопределенности, а также сложность мобилизации в условиях кризиса или возросшей активности компаний-конкурентов. «Мягкие» модели управления — это также модели с изменяющимися целями, KPI и их значениями (а соответственно, у персонала довольно часто возникает соблазн объяснить невыполнение показателей внешними факторами и обратиться, например, к директору с просьбой скорректировать целевой показатель).
Практика показывает, что “мягкий” стиль лидерства управленческого состава присущ небольшим бизнесам (до 30 человек), и по мере роста компании происходит закономерный и необходимый для устойчивости на рынке переход к более жестким моделям лидерства и политики управлениям персоналом.
Жесткое лидерство
Название стиля управления обусловлено в первую очередь четкостью, измеримостью и однозначностью (или “жесткостью”) поставленных целей. То есть “жесткое” лидерство — это модель управления, ориентированная на конкретный результат: поставленные цели и KPI в отведенный период не подлежат изменению. Задачи вышестоящего руководства принимаются к исполнению, а не трактуются в “вольном стиле” (однако и управленцу необходимо максимально точно формулировать задачу и ожидаемый результат, для чего чаще всего применяется SMART-система). Также именно жесткому стилю управления гораздо более присуща системность.
В период резких перемен на рынке, различного рода кризисов или вспышек активности конкурирующих бизнесов (представляющих реальную или потенциальную угрозу) быстро мобилизоваться позволяет именно жесткое лидерство. И чем более критическое положение дел, тем более авторитарной должна быть система управления для удачного выхода из сложившегося “пике”. Также, исходя из практики российского бизнеса, более свойственным стилем выступает жесткое управление с вполне четкими иерархическими гранями и целями.
Стоит учитывать, что нередко в компаниях встречается в различных пропорциях смешанный стиль, в то время как в “абсолютных ипостасях” стиль встречается скорее в формате исключения. Также стиль управления может меняться внутри одной и той же компании, с одним и тем же составом сотрудников в зависимости от конкретной сложившейся ситуации. Или же руководитель применяет разные стили управления к разным сотрудникам, что также зачастую оправдано результатами и при верном применении характеризует высокие лидерские качества руководителя.
Чтобы обеспечивать эффективность любого из стилей, руководитель должен иметь системное мышление для корректного определения как стратегических, так и тактических задач. А ответом на вопрос “как именно эти задачи ставить и как контролировать” как раз выступает один из стилей лидерства. Если размышлять, какими качествами должен обладать предприниматель, то способность применять по необходимости различные стили управления определенно будет одним из них.
Отношения с коллективом
При любом стиле управления и лидерства руководителю необходимо работать с людьми, а это означает все вытекающие из этого нюансы: как положительные, так и требующие внимания. Среди качеств лидера и профессионального руководителя совершенно точно находится выстраивание взаимоотношений со своими сотрудниками. И речь здесь идет, конечно же, не о дружеском общении, а о четкой настройке управленческого взаимодействия, похожем в чем-то на настройку музыкального инструмента. Особенно этот процесс важен для руководителей, недавно принявших свои полномочия на новом посту или в новой компании. Рассмотрим основные аспекты взаимодействия с подчиненными сотрудниками:
1. Обратная связь
Согласно некоторым опросам, именно качественной и конструктивной, содержательной обратной связи чаще всего не хватает подчиненным (это касается как рядовых сотрудников, так и управления руководителями подразделений). Не секрет, что обратная связь, помимо регулярной основы, должна отвечать базовым правилам:
- Если вопросы касаются линии поведения конкретного сотрудника, или же подразумевает критику действий сотрудника, то делать это необходимо наедине, “без лишних глаз и ушей”.
- Четко разъяснить суть своих пожеланий к конкретным аспектам работы
- Оценивать не саму личность сотрудника, а его работу или результат
- Предоставлять возможность сотрудникам инициировать получение обратной связи от непосредственного руководителя
- Направлять сотрудника на повышение его навыков и умений
2. Предоставление права принятия решений
Руководитель должен быть открыт к инициативам и предложениям сотрудников касаемо решения рабочих задач (однако право “вето”, или конечное решение — всегда за руководителем). А также, разумеется, подобные инициативы не должны выступать в качестве оспаривания решения руководителя. В данном пункте речь идет именно о развитии в сотрудниках эффективной проактивности и поощрении за подобные предложения сотрудников, принесшие положительный результат.
3. Личное поведение — пример для подчиненных
Сотрудники неосознанно являются своеобразным отражением своего руководителя. Поэтому одно из негласных правил — требовать от подчиненных то, что можешь выполнить сам (это касается также многих, казалось бы, мелочей, но которые крайне заметны. Например, своевременное появление на рабочем месте, выполнение обещаний, фактически проявляемое отношение к клиенту и т.п.)
4. Переговорные навыки
На более чем 70% важно то, как руководитель ведет себя и доносит информацию сотрудникам, чем то, что именно он произносит. И для этого как нельзя кстати подходит фраза Игоря Рызова: “Вы живете ровно так, как умеете вести переговоры”. Ее чаще ассоциируют со взаимоотношениями с клиентами, однако фраза справедлива для всего спектра отношений между людьми, в том числе (и даже особенно) между руководителем и подчиненными. Не менее важно уметь вести переговоры с вышестоящим руководителем, собственником, инвесторами бизнеса, партнерами и т.д.
5. Моральные принципы и справедливость
Возможно, заголовок прозвучит несколько “сентиментально”, однако сотрудник даже с выраженной финансовой мотивацией обладает определенным ассоциированием себя с компанией-работодателем. И сотрудник с подорванным в отношении компании доверием уже не проработает долго (или по крайней мере так эффективно, как мог бы). Для соблюдения этих принципов руководителю необходима способность оценивать любую ситуацию объективно и без примеси эмоций.
Как повысить навыки руководителя?
На старте и до определенного момента набирать управленческую квалификацию позволяет сам по себе процесс получения руководящего опыта при относительно небольших вводных данных. Однако при среднем темпе развития после ориентировочно 3-5 лет руководитель начинает ощущать либо приближение “потолка”, либо очевидное его наличие. Причем необходимость в повышении уровня компетенций может возникнуть как у руководителя отдела, так и у генерального директора, предпринимателя, собственника бизнеса. На этом этапе для тех, кто рассматривает для себя продвижение по карьерной лестнице и увеличение дохода вполне очевидно чувствует потребность в новых знаниях, навыках, технологиях и инструментах, а когда-то и в необходимых связях для дальнейшего “прыжка”.
Определенным эволюционным шагом и самым эффективным решением в этой ситуации выступает обучение по программе MBA в хорошей аккредитованной бизнес-школе. Об этом свидетельствуют как “живые” отзывы выпускников (отмечающих получение ожидаемых навыков, должности и дохода), так и наличие имен этих выпускников в сводках различных отраслевых рейтингов бизнес-сообщества.
Дополнительным бонусом выступает возможность подбора графика обучения, позволяющего совмещать обучение с основной работой: например, вечерний или weekend-формат (рекомендуем отказаться от выбора школ, предлагающих полностью дистанционный формат, так как элементарно часть навыков просто невозможно усвоить без живого обсуждения и контролируемой отработки на практике).
Среди критериев определения качества бизнес-школы наиболее важные — это наличие международных аккредитаций и хорошие отзывы выпускников, что удобно отслеживать по независимым рейтингам. По данным параметрам на сегодняшний день на первом месте среди российских бизнес-школ находится ИБДА РАНХиГС. Подробнее с ее программами обучения можно познакомиться на странице MBA, EMBA и DBA. К слову, для руководителей, имеющих высшее управленческое или экономическое образование, есть специальная программа MBA с возможностью перезачета части дисциплин.
Что важно и является большим плюсом: ИБДА не учит набору “правильных шагов”, не дает “универсальные отмычки ко всем замкам”. Главная цель программ MBA — “дать руководителю удочку, а не рыбу”, и поэтому самый ценный груз, который выпускник забирает с собой — это совершенно иной подход к решению задач. Это в первую очередь soft-skills, позволяющие в любой ситуации находить закономерности и выстраивать системный подход. Имея такой компас, менеджер всегда найдет путь к наилучшим решениям для своего бизнеса в любых обстоятельствах.
Убеждение в том, что лидером не рождаются, а становятся – спорно. Задатки эффективного руководителя проявляются еще в детском возрасте. Такие ребята пользуются авторитетом у сверстников, становятся лидерами мнений, легко сплачивают вокруг себя команду. Если личность не обладает подобными навыками – не беда. Качества характера прокачиваются, как мышцы. Главное – стремление к личностному росту и благополучию, а также желание достичь общего успеха и процветания.
Кто такой руководитель: требования
Руководитель – лицо предприятия. Ключевыми его функциями являются принятие решений и ответственность за их последствия. Личность, организующая работу подчиненных, должна обеспечивать эффективную работу каждого сотрудника. Количество персонала в таком случае не имеет значения. При продуктивном лидерстве сотрудники качественно и вовремя выполняют свои должностные обязанности. У руководителя нет необходимости напоминать о задачах после их оглашения. При этом важно сохранить в коллективе доброжелательную атмосферу, в которой ценятся взаимовыручка и трудолюбие. В личности истинного руководителя наблюдается баланс жесткости, требовательности и человечности.
Рост и процветание компании возможны только при эффективном лидере. Настоящий руководитель не боится конкуренции. Команда профессионалов – залог успеха. Человек, попавший на должность управленца по ошибке, стремится избавиться от талантливых подчиненных. В таком коллективе царит хаос. О несоответствии лидера занимаемой должности можно судить и по тому, что он сам выполняет операционную работу либо не может организовать деятельность других. В таком случае должность руководителя занята обычным подчиненным, которому еще стоит поработать над лидерскими качествами.
Типология лидерских качеств
Руководство предприятием – это не просто функция, а система мышления, сочетающая 3 группы качеств:
- Личностные качества. Индивидуальные особенности руководителя. Его моральные, нравственные ценности, способности, коммуникативные навыки. Такие характеристики определяют стиль управления.
- Деловые качества. Структура, объединяющая управленческие навыки, знание стратегии, миссии организации. Контроль и умение координировать деятельность других людей.
- Профессиональные качества. Образование, опыт личности в сфере деятельности предприятия, в других отраслях, на месте занимаемой должности. Понимание внутренних процессов производства, без которых невозможно обеспечить успешное его функционирование.
Еще до недавнего времени к личности руководителя не предъявлялось много требований. Было достаточно высоких профессиональных качеств. Современный же рынок подразумевает взаимодействие между смежными структурами. Поэтому руководителю нужно обладать высоким эмоциональным интеллектом, коммуникативными навыками, общей эрудицией. В результате взаимодействия 3 категорий качеств создается личность эффективного управленца.
Личностные качества руководителя
Эффективный руководитель – это сильная личность. Она может легко вести за собой людей и принимает коллективную ответственность. Для продуктивного руководства подчиненными и достижения общего успеха управленцу необходимы следующие качества:
- Целеустремленность и высокие амбиции. Видение будущего, умение продвигаться к намеченной цели и желание воплощать самые смелые мечты в реальность – личностные особенности, которые отличают настоящего лидера. Они создают настрой, вектор поведения для команды и обеспечивают развитие предприятия.
- Адекватная самооценка. Пустая амбициозность руководителя может стать причиной неудач команды, а сниженная самооценка – преградой на пути к тому, чтобы заявить о себе. Только знание сильных и слабых сторон своей личности и команды будет способствовать продуктивной работе по самосовершенствованию и достижению успехов.
- Стрессоустойчивость. Эмоциональная нестабильность – признак слабого и несостоявшегося лидера. Только уравновешенный и выдержанный человек способен принимать верные решения в сложных, постоянно меняющихся ситуациях и брать личную ответственность.
- Требовательность. Неотъемлемое качество руководителя, при отсутствии которого в команде не будет уважения к лидеру. Сам он останется тем же подчиненным, пусть и с большим окладом. Требовательность лидера – залог дисциплины, слаженности, исполнения должностных обязанностей сотрудниками.
- Новаторство. Эффективный руководитель не боится преобразований на предприятии. Он смело внедряет новые идеи, методы работы и идет на риск. Современный лидер креативен. Он за нестандартные решения, если они принесут пользу и рост прибыли компании.
- Объективность. Такое качество отражается в равном отношении ко всем сотрудникам и в отсутствии «любимчиков». Сохранять непредвзятость в коллективе лидеру сложно. Это возможно только при регулярном самоанализе и умении отстраняться от личных предпочтений в пользу общего дела.
Деловые качества руководителя
Настоящий лидер умеет предвидеть ближайшие и отдаленные перспективы своих решений, способен быстро изменять план в нестабильных условиях. Чтобы соответствовать таким требованиям, руководитель должен обладать набором следующих деловых качеств:
- Умение четко ставить задачи. Эффективный управленец легко и доходчиво донесет до сотрудника информацию о его профессиональных обязанностях.
- Способность выстраивать стратегию развития. Это возможно только при умении личности видеть отдаленное и ближайшее будущее предприятия в изменяющихся условиях. Такой навык руководителя позволяет компании оставаться на плаву в любых условиях.
- Многозадачность. Способность быстрого переключения внимания, эффективная работа сразу над несколькими целями.
- Коммуникабельность. Умение налаживать контакты с партнерами, вышестоящим руководством, подчиненными.
- Способность работать с новой информацией. Она заключается в быстрой и правильной оценке поступающих сведений, их анализе и переработке.
- Самостоятельность Умение быстро принимать правильные и обоснованные решения.
- Делегирование. Способность отказаться от выполнения второстепенных задач, их передача подчиненным.
- Контроль. Скрупулезная деятельность по своевременной оценке выполнения поставленных задач перед сотрудниками.
- Оперативность. Способность быстро мыслить и действовать в необходимых условиях.
Под деловыми качествами руководителя подразумевается и умение правильно использовать имеющиеся ресурсы, распределять роли, расставлять приоритеты. Истинный лидер легко избавится от ненужной рутины. Он ставит перед подчиненными действительно важные задачи.
Профессиональные качества руководителя
Высокий профессионализм – неотъемлемое требование к директору любого предприятия. Отсутствие такого качества грозит бизнесу разорением. Даже делегирование лидерских полномочий в этом случае не позволит организации оставаться на плаву. Под профессиональными качествами руководителя подразумеваются:
- образованность, наличие специфических знаний, опыта работы в должности;
- знания о смежных профессиях, широкий кругозор, эрудиция;
- открытость к новой информации;
- умение внедрять новые методы на практике;
- критичность восприятия;
- постоянное самообразование.
Неустанная работа над профессионализмом позволяет руководителю идти в ногу со временем. Это помогает соответствовать высоким требованиям к его социальной роли, которые появляются в постоянно изменяющихся условиях. Будучи профессионалом своего дела, лидер может оставаться уверенным даже при условии наличия узких специалистов в своей команде.
12 качеств эффективного руководителя – залог успеха команды
В этом разделе изложены качества менеджера, которые влияют на имидж руководителя, успех предприятия, профессиональный рост подчиненных и благоприятный психологический климат в коллективе. Обладаете ими? Прекрасно, ведь они существенно облегчают управленческий процесс! При их отсутствии рекомендуем начать работу над личностным ростом.
Способность принимать решения
Увы, страх принятия решений свойственен многим людям. Это непростительно в кризисных ситуациях и приводит к упадку. Настоящий руководитель не боится принимать решения, какими бы жесткими и спорными они ни казались на первый взгляд. Такой подход помогает команде определить приоритеты, оставаться вовлеченными, учитывать определенные критерии при выполнении должностных обязанностей. Помните, что подчиненные уважают только того руководителя, который способен вовремя принимать решения. Об их правильности и неправильности коллектив может судить, если лидер проинформирует его членов о своих приоритетах и целях. Это только укрепит командный дух.
Поддержка карьерного роста подчиненных
Руководитель должен помнить, что карьерный рост является приоритетом для большинства его подчиненных. Предоставляйте сотрудникам возможность проявлять инициативу, свои таланты, мотивируйте на высокую производительность, поощряйте их вклад в общее дело. Истинный руководитель помогает подчиненным повышать свои профессиональные навыки и продвигаться по карьерной лестнице.
Умение взаимодействовать с коллективом
Успешный менеджер четко формулирует свои ожидания, охотно дает обратную связь, обозначает ответственных за выполнение поставленных задач и объективно оценивает их выполнение. Обратная связь помогает подчиненным полностью понимать свой функционал, рамки ответственности и регулярно работать над личной продуктивностью в компании.
Нацеленность на результат
Нацеленность на результат – качество настоящего лидера, который в своей профессиональной деятельности фокусируется не на рутинных обязанностях, а на конечной цели. Эта цель вдохновляет его, способствует проявлению личной инициативы и ответственности. Видение конечного результата способствует правильному целеполаганию. Управленец понимает, каких ресурсов и сроков требует его достижение, корректно расставляет приоритеты и сохраняет позитивный настрой. Только при таком подходе возможно укрепление командного духа для совместного достижения поставленных задач.
Личная продуктивность
Руководитель задает общий тон для успешности и продуктивности команды. Опоздания на совещания, забывчивость, несерьезное отношение к выполнению обещаний – признаки несостоявшегося лидера. Следуйте правильным поведенческим моделям: демонстрируйте пунктуальность, заинтересованность, держите слово, учитывайте мнение сотрудников. Станьте примером для подражания. Увидев постоянную включенность руководителя в процесс, подчиненные будут максимально выкладываться на рабочем месте.
Умение делегировать
Чрезмерная дотошность и постоянный контроль над своими сотрудниками утомляет руководителя и способствует повышению уровня стресса в компании. Эта распространенная ошибка, характерная для лидеров-новичков и некомпетентных руководителей. Микроменеджмент подавляет творческий подход и искореняет интерес к работе у подчиненных. Балансируйте между контролем, предоставлением рекомендаций и свободы. Демонстрируйте доверие к каждому подчиненному, взращивая в нём личную ответственность, но не забывайте отстаивать интересы коллектива. Современный эффективный лидер отличается от некомпетентного руководителя тем, что умеет:
- делегировать задачи;
- принимать во внимание опыт и умения подчиненных;
- расставлять приоритеты;
- выбирать компетентных сотрудников, способных самостоятельно принимать решения.
Развитые коммуникативные навыки
Эффективные коммуникации – важная составляющая успешного менеджмента. При общении с подчиненными избегайте надменности, не скатываясь до панибратства. Соблюдайте личные границы, не допуская уничижительного тона и оскорблений. Умейте делиться информацией и слушать других. Люди ценят, когда их слышат.
Поддерживайте коммуникации с лидерами других предприятий. Будьте доброжелательны, внимательны, демонстрируйте чувство юмора и эрудицию. Профессиональные связи помогут выйти компании на новый уровень.
Эмпатия
Чувственный образ мышления, заключающийся в осознанном сопереживании и понимании, помогает руководителю:
- совершенствовать бизнес-процессы;
- улучшать точность прогнозов;
- повышать лояльность сотрудников;
- быть гибким при ведении переговоров.
Проявление эмпатии формирует атмосферу доверия и благоприятный психологический климат в коллективе. Это повышает продуктивность персонала. Руководитель, сохранивший чуткость и человечность, обречен на успех и преданность своей команды.
Оптимизм
Помните, что настроение заразительно. Если лидер угрюм, мрачен и не видит перспектив, команде обязательно передастся такое же отношение к деятельности. Демонстрируйте позитивный настрой, излучайте энергию. Помните, что плюсы есть даже в самых провальных ситуациях.
Научитесь контролировать эмоции. Абстрагируйтесь от профессиональных обязанностей, будучи в непринужденной обстановке. Периодический отдых поможет избежать эмоционального выгорания, сохранить оптимизм и интерес к своему делу.
Харизматичность
Харизматичность – это приобретаемое качество личности. Оно подразумевает высокий уровень эмпатии, обаятельность, уверенность в себе и навыки ораторского искусства. Харизматичному лидеру ничего не стоит заразить своих подчиненных новой идеей, выполнение которой потребует много сил и временных вложений. Харизматичному управленцу безоговорочно верят, ведь его личность излучает успех и уверенность в себе. Не можете похвастаться наличием яркой харизмы? Работайте над уверенностью в себе, общайтесь чаще и больше с разными людьми. Обогащайте речь, развивайте мимику и личный имидж.
Уверенность в себе
Истинный лидер обладает объективной высокой самооценкой. Обрести ее помогут работа над собственным имиджем, регулярное самообразование, занятия спортом и успешное достижение поставленных целей. Если лидер не уверен в себе, сотрудники легко считают такой посыл и будут выполнять свои обязанности спустя рукава.
Застенчивому лидеру не достает напористости. Он сдержан в открытом общении, избегает визуального контакта и испытывает трудности в самопрезентации. Лидер с заниженной самооценкой способен управлять только через манипуляции страхом и чувством вины. Это повышает напряженность в коллективе и способствует текучести кадров. Работайте над самооценкой, повышайте профессионализм, эрудицию, не забывайте о внешнем виде и навыках ораторского искусства. Это является залогом личного успеха.
Высокая образованность
Получение очередного диплома о высшем образовании, переквалификация, регулярное самообучение – не блажь, а необходимость. За счет таких действий управленец будет соответствовать расширяющимся требованиям на рынке труда. Что бы ни говорили менеджеры по персоналу о важности постоянного делегирования, по интеллектуальному потенциалу, кругозору и эрудиции лидер должен превосходить своих сотрудников. Не пренебрегайте чтением специализированной литературы, отслеживайте изменения, изучайте языки, психологию, повышайте свои компетенции в смежных сферах. Это – фундамент для личностного роста и процветания предприятия.
Мягкое и жесткое лидерство
Управленческое лидерство – это неотъемлемый навык каждого руководителя. Как и другие личностные характеристики, его можно развивать, работая над собой. Существуют 2 вида лидерства. Они отличаются друг от друга по нескольким критериям.
Мягкое лидерство
Мягкое лидерство – это подход к руководству предприятием, основанный на принципе совпадений интересов работников и компании. Принцип схожести ценностей прослеживается уже на этапе отбора кадров. Менеджер по персоналу ищет работников, которые не только обладают определенными знаниями, умениями и навыками, но и теми личностными особенностями, которые определяют результативность компании, благоприятный психологический климат в коллективе. В их числе стремление к инновациям, самосовершенствованию, командной работе.
При либеральном подходе к руководству коллективом уделяется повышенное внимание удовлетворенности сотрудников условиями труда, их лояльности к компании. В системе управления часто применяется обратная связь, делегирование полномочий. Создаются комфортные условия для повышения мотивации сотрудников, раскрытия их потенциала.
Компании с мягким лидерством предоставляют работникам обучающую, наставническую помощь, поощряют личную ответственность, творческий подход, новые идеи. Очевидна минимальная дистанция между руководителем и сотрудником. Идеальный мягкий лидер – это честный, открытый, порядочный эксперт, пользующийся авторитетом. Его ценности близки каждому подчиненному. В таких компаниях нет места авторитаризму, притеснению. Атмосфера доброжелательная, поддерживающая, благоприятствующая раскрытию профессиональных навыков и талантов.
Жесткое лидерство
Жесткое лидерство – это консервативный подход к управлению предприятием. Отдел по подбору персонала в компаниях с жестким руководством не тратит время на изучение личностных особенностей будущих работников. Рекрутинг осуществляется исключительно на основе соответствия навыков, умений и знаний будущей должности. Цель управления на таком предприятии – показатели деятельности, а не лояльность персонала. Такая система менеджмента целесообразна для тех руководителей, которых интересует только получение максимальной выгоды при минимуме затрат.
Черты жесткого руководителя – авторитаризм, харизматичность, умение убеждать, высокая личная ответственность. Очевидна большая дистанция между лидером и сотрудниками компании, сосредоточение власти в одних руках, бесспорное послушание, отсутствие диалога. Напряженный микроклимат при таком методе управления неизбежен. Наблюдается высокая текучесть кадров, сотрудники не стремятся к развитию, так как у них нет мотивации.
Жесткое лидерство гораздо легче, чем мягкое. Управление работниками через власть, страх, жесткую систему наказаний гарантирует отличную дисциплину, но делает коллектив безропотным, не заинтересованным в общем деле. Талантливые и креативные люди точно не задержатся в такой обстановке. Это неминуемо приведет к упадку. Мягкое лидерство – современная система управления. Она демонстрирует конкурентное преимущество перед жестким менеджментом. Руководство, построенное на доверии, развитии и поддержке, повышает производительность компании и положительно влияет на прибыль.
Как развить лидерские качества?
Увы, не всегда на месте руководителя оказывается человек с задатками лидера. При постоянной работе над собой новоиспеченный управленец вскоре сможет стать обладателем новых характерных особенностей. Вот несколько советов, которые помогут развить качества лидера:
- Работайте над самооценкой. Знаете о своих слабых сторонах? Не закрывайте на них глаза, а совершенствуйтесь. Это вселит уверенность в себе и разовьет упорство.
- Не бойтесь критики. Начните совещание с вопроса у подчиненных «Справляюсь ли я со своими обязанностями?». Выслушайте ответы, но принимайте на свой счет только ценную информацию. Такая провокация поможет выявить свои слабые стороны и устранить их.
- Ставьте крупные задачи. Не перевыполняйте план мелкими задачами. Выполнение одного крупного проекта принесет больше пользы и прибыли.
- Поддерживайте личный контакт с сотрудниками. Доброжелательное, заинтересованное общение руководителя с работником повысит его лояльность к компании и мотивацию к профессиональному самосовершенствованию. Избегайте угроз и жесткой критики. При необходимости мягко, но безапелляционно укажите на негативные стороны работы сотрудника. Адекватный работник воспримет это с благодарностью.
- Избегайте рутинной работы. Откажитесь от выполнения текущих дел, с которыми под силу справиться начальникам отделов. В противном случае вы будете постоянно контролировать выполнение даже мелких задач. Это приведет к быстрому профессиональному выгоранию. Сосредоточьтесь на стратегии и миссии компании.
- Повышайте личную экспертность. Постоянное обучение, чтение литературы, получение нового образования – удел конкурентоспособного лидера. Не переставайте учиться, но соблюдайте баланс между самосовершенствованием, работой и отдыхом.
- Интересуйтесь потребностями рынка. Руководитель должен знать информацию от потенциальных клиентов об их ожиданиях.
- Работайте над имиджем. Современный руководитель должен выглядеть стильно, ухоженно, опрятно. По-прежнему нет ничего лучше классического костюма и качественных аксессуаров в виде кожаного портфеля и галстука. Креатив и нетрадиционные решения в дресс-коде управленца неуместны.
- Мотивируйте сотрудников. Профессиональную заинтересованность пробудит не только обещанная денежная премия. Эффективны и такие виды нематериальной мотивации, как похвала, направление на обучение, проведение соревнований между отделами, повышение в должности.
- Посещайте внерабочие мероприятия. Хороший руководитель всегда придет на корпоратив либо другое коллективное торжество. Помните, что даже в неформальной обстановке лидер не позволит панибратства со стороны подчиненных. Восстановить авторитет в таком случае будет сложно.
- Занимайтесь спортом. Регулярные физические нагрузки делают человека упорнее, увереннее, выносливее и стрессоустойчивее. Эти качества необходимы каждому управленцу. К тому же это благоприятно отразится на здоровье и внешнем виде.
- Делитесь и перенимайте опыт. Охотно обучайте профессиональным навыкам сотрудников и будьте преемником у тех, кого вы считаете авторитетами. Это обеспечит личностный рост, укрепит профессиональные отношения, а также поспособствует процветанию предприятия.
- Работайте над эмоциональной выдержкой. За счет самообладания в критических ситуациях лидер принимает верные решения и пользуется уважением у сотрудников. Если стрессоустойчивость вам несвойственна, обратитесь к психологу либо коучу.
Современный управленец работает над личным и профессиональным ростом в течение всей жизни, развивая в себе описанные 12 качеств эффективного руководителя. Важно не останавливаться на достигнутом, стремиться совершенствовать приобретенные знания и навыки. Только такой подход определяет успех личности бизнесмена, коллектива и предприятия в целом.
Самая большая тайна в обслуживании клиентов состоит в том, чтобы найти наиболее точное и глубокое знание о том, каким хочет видеть себя клиент. (Рёнике)
Качество управления как фактор укрепления рыночных позиций предприятия
Владимир ВИНОКУРОВ , Александр
ВИНОКУРОВ
Вопросы формирования российских предпринимателей
менеджеров систематизированных представлений о закономерностях
функционирования развития систем управления, способах создания
конкурентных преимуществ, повышения рыночных возможностей
предприятий, экономически целесообразном управлении до сих пор
остаются актуальными. Рассмотрим понятие <качество управления> в
разных аспектах.
1. КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ -СТЕРЖНЕВОЕ ПОНЯТИЕ СОВРЕМЕННОЙ
УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ
Получающий все большую популярность среди специалистов лозунг <От
управления качеством к качеству управления> () имеет глубокий смысл и знаменует
собой очередную смену управленческих парадигм. Качество управления
сегодня — это фактор системной организации предприятия,
обеспечивающий его рыночный успех, конкурентоспособность,
необходимое условие его экономического <здоровья> [1-4].
Качество управления может исследоваться в разных аспектах и с
разных позиций. Наиболее содержателен экономический аспект, когда
качество управления рассматривается как интегрированная
характеристика умения предприятия успешно вести бизнес. Проявляется
качество управления в выборе и обосновании целей деятельности, в
способах воздействия на основные и обслуживающие процессы создания
продукта, в характере действий по определению и формированию
конкурентных преимуществ. Таким образом, качество управления — это
совокупность свойств, определяющих возможность создания надлежащих
условий для эффективного функционирования, развития и обеспечения
конкурентоспособности предприятия путем выбора, интегрирования и
комбинирования средств воздействия на определенные факторы
внутренней и внешней среды. В конечном счете, это способность
генерировать и реализовывать конкурентные преимущества, причем
повышение качества управления связано не только с изменениями в
системе менеджмента и элементах этой системы, оно и является
движущей силой изменений.
Качество управления нельзя относить только к качеству менеджмента
подобно тому, как нельзя сводить качество товара к качеству
процессов его создания. Качество управления — это не только свойства
протекающих в системе управления информационных, трудовых и других
процессов, но и результативность деятельности предприятия на рынке,
проявление того, в какой степени установленные цели деятельности
соответствуют состоянию внешней среды, выпускаемая продукция —
запросам потребителей, используемые стратегии — действиям
конкурентов и т.д. Поэтому в комплекс показателей оценки качества
управления обязательно входит учет результатов деятельности
предприятия на рынке.
Определяя содержание категории <качество управления>, следует
использовать принцип многоуровневого описания объекта исследования,
представив его в виде следующей иерархической структуры:
- Качество управления предприятием.
- Качество системы управления (Качество управления объектом).
- Качество управления функциональными областями: исследованиями
и разработками, производством, сбытом, обслуживанием, финансами и
др. - Качество управления ресурсами: материальными, трудовыми,
информационными и др. - Качество труда групп исполнителей.
- Качество труда отдельных исполнителей.
Качество управления следует рассматривать и оценивать по уровням,
и, соответственно, критерии оценки по своей природе и масштабности
будут различными. Одни будут характеризовать качество самой
управленческой деятельности (принятые решения, управленческие
технологий и т.д.), другие — качество управления предприятием как
единым целым (адаптивность, прибыльность и др.), третьи — качество
управления различными видами ресурсов и т.д. На схеме представлены
составляющие качества управления предприятием.
1. Качество управления предприятием | |
2. Качество системы управления | Качество управления объектом |
3. Качество управления функциональными областями: исследованиями и разработками, производством, сбытом, обслуживанием, финансами и др. |
|
4. Качество управления ресурсами: материальными, трудовыми, информационными и др. |
|
5. Качество труда групп исполнителей. | |
6. Качество труда отдельных исполнителей. | |
7. Ситуационные факторы управления качеством |
2. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗМЕРЕНИЮ И ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА
УПРАВЛЕНИЯ
Цель оценки качества управления заключается в выявлении того,
насколько характеристики выбранной модели си стемы менеджмента
отвечают требованиям эффективности и конкурентоспособности. Для
этого оценивается содержание деятельности и устанавливается степень
рациональности выбранных подходов к решению проблем управления с
позиций выработки эффективных реакций на изменения среды,
способствующих укреплению позиций предприятия на рынке, повышению
уровня функциональной и структурной организованности системы,
совершенствованию механизмов самоорганизации. Подобная оценка
ориентированана лучшее использование ресурсов и повышение
конкурентоспособности предприятия.
В основу оценки качества управления легли следующие принципы:
- обязательность оценки качества управления с целью контроля за
эффективностью развития компании; - проведение оценки качества управления на основе совокупности
обобщенных показателей, имеющих иерархическую структуру; - методический подход к оценке качества управления, учитывающий
изменения условий деятельности предприятия; - практичность подхода к оценке качества управления.
Измерение и оценивание результатов на основе показателей,
отражающих количественную сторону деятельности предприятия, не
составляет особого труда, поскольку существует методика
экономического анализа. Однако для оценки качества управления
недостаточно знать только значения и уровень достигнутых
экономических показателей, необходимо также оценить их структуру,
т.е. расположение (соотношение) в определенной последовательности в
зависимости от избранных приоритетов в изменении их значений.
Видный отечественный ученый И.М. Сыроежин отмечал: <…качество —
динамика ее [деятельности] структуры> и далее: <…движение качества
деятельности — это прежде всего движение структуры его результатов>
[5].
И.М. Сыроежин решает задачу измерения и оценки эффективности и
качества производственно-хозяйственной деятельности на основе
предложенного им метода оценки <структуры экономического роста> [6],
впоследствии получившего развитие в работах ряда авторов, которые,
используя понятия <пропорциональность экономического роста>,
<динамический нормативный ряд>, стремятся оценить деятельность
организационной системы на макро- и мезоуровнях с позиций требований
эффективного развития и разработать рекомендации по оптимизации
разрабатываемых планов с помощью установления определенных
соотношений в росте экономических показателей [7, 8]. Пропорции
роста показателей, таким образом, превращаются в самостоятельный
объект исследования и управления.
Идея оценки структуры показателей оказалась пригодной и для
оценки качества управления. Однако цели и особенности содержания
понятия <качество управления> потребовали адаптации идеи, уточнения
отдельных положений метода. Отметим, что количественные показатели,
взятые по отдельности и характеризующие какую-либо одну сторону
деятельности предприятия, неэффективны при оценке качества
управления. Необходима совокупность измерителей этого экономического
явления.
Измерение и оценка качества управления могут осуществляться с
помощью метода распознавания образов, т.е. путем сравнения
оцениваемой структуры показателей (за определенный период) со
структурой, определяемой в качестве эталона (норматива).
Нормативная структура представляет собой упорядоченный ряд
показателей, проектируемый с учетом условий наилучшего, т.е.
качественного использования ресурсов и возможностей предприятия,
исходя из характера поставленных целей, ситуации и этапа развития
предприятия.
Оцениваемая (фактическая) структура показателей может
представлять любые их комбинации и отражать сложившиеся приоритеты в
реальных условиях действия системы менеджмента.
Отклонения в структуре показывают уровень качества управления,
достигнутый за определенный период. По величине отклонения можно
судить о содержании и характере деятельности в области решения
проблем, допущенных ошибках в разработке и реализации стратегий
развития.
Число показателей в структурах устанавливается исходя из целей
оценки, наличных ресурсов и требований к точности. Причем для оценки
качества управления предприятием в целом должна рассматриваться
только та группа показателей, которая является общесистемной. Для
других уровней управления следует использовать свою детализированную
структуру показателей.
Эффективность метода во многом зависит и от научных позиций
исследователя, адекватности понимания анализируемых ситуаций,
имеющихся аналогий, успешных примеров и навыков решения схожих
проблем.
3. ПРОЦЕСС ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ
Этот процесс можно выстроить по следующему алгоритму:
- Идентифицировать условия деятельности предприятия в
бизнес-системе; - Выразить целевую функцию предприятия количественно и
осуществить ее декомпозицию; - Определить состав показателей, отражающих результаты рыночного
роста и состояние потенциала предприятия, представив их в виде
первичной информации; - Осуществить отбор показателей;
- Установить нормативные соотношения в изменении отобранных
показателей, т.е. построить нормативные структуры показателей в
соответствии с условиями рыночной среды и внутренними условиями
развития; - Осуществить выбор нормативной структуры с учетом ситуационных
характеристик и особенностей этапа развития предприятия; - Определить фактическую структуру показателей, отражающую
сложившиеся приоритеты в использовании и развитии потенциала; - Оценить соотношение нормативной и фактической структур
показателей; - Сделать выводы о достаточности/ недостаточности этого уровня и
результативности применяемых стратегий развития предприятия.
Если оценка используется для оперативного совершенствования
деятельности подразделений и процесса принятия управленческих
решений, то следует продолжение: - Выявить внешние и внутренние факторы, обусловившие значения и
приоритеты показателей фактической структуры, установить их
влияние; - Разработать и осуществить мероприятия по повышению качества
управления, предусмотрев улучшение организации потенциала и
повышение степени его системности; - Вновь оценить достигнутый уровень качества управления, т.е.
осуществить возврат к пп. 1-11.
Установление нормативной структуры показателей — процедура
сложная: приходится определять характер и особенности рыночного
развития предприятия, эвристически устанавливать состав и
приоритетность показателей, учитывая динамичность и сложность
рыночных ситуаций, влияющих на поведение товаропроизводителей.
Для обоснования нормативной структуры рассмотрим такой тип роста
предприятия, при котором удовлетворение потребностей клиентов
рассматривается как условие эффективного расширенного
воспроизводства. Производственно-хозяйственная деятельность компании
ориентируется на создание товара большей полезности.
Общим условием, при котором согласуются экономические интересы
производителя и потребителя товара, можно считать следующие: прирост
полезности (П) товара должен быть больше, чем прирост цены (Ц) на
него, а прирост цены должен быть выше, чем прирост производственных
и сбытовых издержек (И), т.е. DП > DЦ > DИ.
Полезность товара — это стоимостная и психологическая оценка
удовлетворения потребности в результате его использования.
Полезность определяется характеристиками товара, а также
экономическими факторами: ценой, операционными издержками при его
использовании, ценовой эластичностью и др. Таким образом, повышение
ценности товара связано либо с улучшением наиболее важных для
потребителя характеристик, либо со снижением цены, либо одновременно
и с тем, и с другим. Полезность товара отражает его
конкурентоспособность.
Составляющие неравенства могут быть представлены в различных
комбинациях, отражающих, по сути, концепцию бизнеса, выраженную в
определенной системе показателей.
При всем многообразии стратегий, используемых для достижения
успеха в бизнесе, выбор принципиальных решений ограничен и сводится
к тому, чтобы обеспечить:
- увеличение полезности производимого продукта без
соответствующего роста издержек; - сохранение достигнутого уровня полезности при меньших
издержках; - переход на иной уровень полезности и цены.
Первые два направления ориентированы на внутренние факторы
компании, третье — на одновременное изменение ее внутренних и
внешних факторов.
4. ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Рассмотрим основные положения, которыми следует руководствоваться
при формировании нормативной структуры показателей.
1. Структура должна включать следующие группы объемных
показателей: целевой функции, результатов использования потенциала
компании и затрат. При этом необходимо все разноразмерные показатели
преобразовать, т.е. привести к одной размерности или выразить в
безразмерных единицах.
Формирование структуры показателей будет определяться в основном
характером стратегий компании и квалификацией их разработчиков.
Универсальных структур показателей не бывает, как не бывает
универсальных, абстрактных управленческих решений. Поскольку
управление всегда конкретно, т.е. исходит из особенностей состояния
управляемого объекта, структура показателей должна отражать условия,
в которых существует и действует изучаемый объект.
2. Нормативный ряд показателей должен начинаться с целевой
функции, отражающей значимость предприятия в бизнес-системе, его
успехи на рынке. По отношению к остальным показателям она должна
иметь приоритетные темпы роста. Целевая функция предприятия
устанавливается исходя из этапа его жизненного цикла (ЖЦ). Понятие
ЖЦ, применимое к любой социально-экономической системе, означает
признание закономерности эволюции, т.е. изменчивости системы во
времени, а также целей ее функционирования. Поэтому целевой функцией
может быть не только прибыль [9], но и объем продаж, сокращение
сроков вывода продукта на рынок и др.
По каждому из этапов ЖЦ предприятия (на графиках эти этапы обычно
имеют S-образный вид) можно построить свои нормативные структуры
показателей, которые будут последовательно сменять друг друга в
точках достижения экстремума (первая производная функция
эффективности обращается в нуль, а вторая производная отлична от
нуля) и точках перегиба S-образной кривой (вторая производная
функция эффективности обращается в нуль, первая — меняет знак <+> на
<->, или наоборот). Замена нормативных рядов показателей объясняется
тем, что на различных этапах меняются характер и приоритеты
деятельности и используются различные ресурсы потенциала (по
составу, объему, качеству, структуре).
Из сказанного выше следует, что нормативная структура — это
специализированная структура показателей, которая должна
формироваться исходя из стратегий поведения компании в условиях
рынка, т.е. конкретных условий производственной, сбытовой и иной
деятельности компании.
3. Следующее условие упорядочения показателей по их важности
состоит в том, что вслед за показателем целевой функции должны
располагаться показатели, отражающие результативность использования
потенциала компании, а затем — показатели трудовых, материальных и
иных затрат. Тем самым в нормативной структуре закрепляется тре-
Количественные показатели, взятые по отдельности и характеризующие
какую-либо одну сторону деятельности предприятия, неэффективны при
оценке качества управления. Необходима совокупность измерителей
этого экономического явления бование повышения эффективности
деятельности компании.
Наибольшую сложность на этом этапе представляет внутригрупповое
ранжирование показателей. Здесь из-за многообразия ситуаций и
используемых на практике конкретных стратегий мы имеем дело с
множеством комбинаций в расстановке приоритетов показателей. Поэтому
логика ранжирования должна исходить из предпочтений для изучаемых
ситуаций.
Руководствуясь положениями системы управленческого учета
<Директ-костинг> и факторного анализа эффективности, позволяющими
выявлять и анализировать взаимосвязи категорий <затраты — выручка —
прибыль>, а также принимая во внимание природу экономических
показателей и их взаимосвязь, можно представить расширенный ряд
показателей, используя в качестве основы указанное выше первое
неравенство:
Tn>Tврп>Tv>Tпp>TMи>Тчпп’
где Тп — темп роста балансовой прибыли;
Тврп — темп роста
выручки за реализованную продукцию;
Тv — темп роста объема
производства продукции;
Тпр — темп роста постоянных
расходов;
Ти — темп роста общих издержек;
Тчпп — темп роста
среднесписочной численности промышленно-производственного
персонала.
Таким образом получаем нормативный состав и приоритетность
показателей, которые отражают условия и средства эффективного
достижения поставленной цели для конкретных ситуации и этапа
развития компании. В рамках установленной нормативной структуры
индивидуальные значения показателей могут варьироваться в
определенных границах, при этом, поскольку показатели имеют
различную размерность, для их сопоставимости следует представить
темпы их роста за определенный период. Для рыночного роста
(воспроизводственного типа хозяйствования) нормативный ряд
показателей должен быть неубывающим, превышающим 100%.
Как следует из представленного нормативного ряда показателей,
самый высокий темп роста должна иметь прибыль, самый низкий —
численность промышленно-производственного персонала. В этом заложен
глубокий экономический смысл: преимущественный рост общественной
значимости предприятия, достигаемый на основе научного,
технического, организационного прогресса, создает лучшие возможности
для развития. Задавая приоритетные темпы роста рыночной цели,
направляя усилия на повышение технического уровня и снижение
удельных расходов на производство продукта, увеличивая операционный
леверидж, можно спроектировать модель успешной экономической
деятельности, которая основана на интенсификации использования
потенциала, увеличении результативности реакций менеджмента. В
упрощенном виде эту тенденцию отражает английское выражение:
profitable revenue growth, которое можно перевести как рост оборота,
который сопровождается опережающим ростом прибыли.
Для разработки нормативных структур показателей можно применять
процедуры экспертного опроса. Точность оценок во многом зависит от
экспертов, в качестве которых выступают руководители высшего и
среднего ранга.
Сформированная нормативная структура показателей — это модель
обоснованности и результативности использования ресурсов
предприятия, которая исходит из определенного состава и структуры
факторов (переменных), задействованных в управлении предприятием.
5. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ
Качество управления оценивается количественной характеристикой
степени сходства нормативной и фактической структур показателей. Для
порядковых структур количественной характеристикой степени сходства
служит теснота ранговой корреляции. В математической статистике она
определяется коэффициентом ранговой корреляции Спирмена. (В работах
И.М. Сыроежина приводятся доказательства и обоснования возможности
использования этой характеристики для оценки разнообразных вариантов
неупорядоченности рангов показателей в структурах.) Заметим, что
частые изменения значений коэффициентов корреляции с положительных
на отрицательные, и наоборот, причем с большой амплитудой, можно
интерпретировать как неупорядоченное, несогласованное управление.
Если фактический ряд показателей соответствует или приближается к
нормативному, степень организованности потенциала, эффективность
реакций системы управления будут соответствовать выбранной рыночной
цели. В противном случае, т.е. когда эти две структуры расходятся,
мы получаем сигнал о неправильно выбранных способах достижения цели
и, следовательно, о снижении качества управления. Наихудшее
состояние наступает, если фактическая структура показателей обратна
нормативной.
Исследование работы нескольких машиностроительных предприятий
выявило значительную амплитуду изменения показателя качества
управления. На рисунке представлены результаты исследований,
выполненных на одном из средних по масштабам деятельности
машиностроительном предприятии. Отметим волнообразный характер
изменения коэффициента корреляции, при котором длина волн колеблется
в пределах двух лет.
Это
свидетельствует о том, что управление предприятием осуществляется в
условиях большой неопределенности, вызванной как нестабильностью
внешней среды, так и растерянностью руководства при решении проблем
адаптации к рынку. Следовательно, в управлении предприятием
отсутствует перспективная линия поведения на рынке. В этих условиях
неизбежны частые смены целей, задач, направлений и приоритетов
деятельности, что приводит к убывающей результативности работы и не
позволяет последовательно повышать конкурентоспособность
предприятия. Недостаточное знание рыночной ситуации, конкурентов,
финансовые трудности, отсутствие квалифицированных работников на
ключевых постах и др. не позволяют предприятию разрабатывать четкие
стратегии развития. Сложным для предприятия явился период t
5— t9, для которого характерны сокращение
спроса на выпускаемую им продукцию, низкая загрузка производственных
мощностей, отсутствие представлений о направлениях и способах
развития. В конце концов, выход был найден, о чем свидетельствует
улучшение показателей в периоде t 10— t11.
Однако успехи имели кратковременный характер, что привело к снижению
качества управления. Таким образом, это предприятие представляет
собой структуру, которая не располагает необходимым запасом
<прочности>, позволяющим провести эффективное обновление и
реструктуризацию, что свидетельствует о невысоком качестве
управления. Анализируя значения коэффициентов и их изменение во
времени, можно получить информацию о характере и качестве управления
предприятием. Выявление тенденций в показателях качества управления
позволяет проследить изменение характера и эффективности принимаемых
управленческих решений по формированию рыночной политики,
преобразованию потенциала предприятия.
Поскольку оценка качества управления является обобщенной и
призванной выявлять и отражать тенденции ее изменения во времени,
она подводит общий итог усилиям работников многих служб, служит
базой для проведения детализованной оценки, осуществляемой с помощью
факторного, системного, морфологического, функционально-стоимостного
и других известных методов анализа, результаты которых используются
для выработки конкретных технических, организационных и иных
решений.
Экспертные опросы, проведенные среди главных специалистов и
руководителей предприятий различных отраслей, подтвердили
обоснованность и приемлемость изложенного подхода к оценке качества
управления и позволили расширить представление о возможностях его
использования. Помимо основного назначения, с его помощью можно:
- выявлять недостатки планирования;
- расширить возможности анализа производственно-хозяйственной
деятельности, введя новые способы измерения; - обнаружить на ранних стадиях наступление кризисных состояний
предприятия; - глубже понять характер процессов формирования и
реструктуризации системы управления и потенциала предприятия; - обеспечить системность в работе инженерных и функциональных
служб и большую обоснованность разработки стратегических
направлений развития и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Шадрин А. Феноменология качества // Стандарты
и качество. — 2004. — № 7. — С. 72. - Плущевский М. Стандартософия о качестве:
теория, проверяемая практикой // Стандарты и качество. — 2004. — №
5. — С. 84. - Свиткин М. От менеджмента качества — к
качеству менеджмента и бизнеса: миф или реальность? // Стандарты и
качество. — 2004. — № 1. — С. 74. - Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность
организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент.
— М.: Маркетинг, 2002. — С. 217-220. - Сыроежин И.М. Система показателей
эффективности и качества. — М.: Экономика, 1980. — С. 15. - Сыроежин И.М. Планомерность. Планирование.
План (теоретические очерки). — М.: Экономика, 1986. - Винокуров В.А., Азоев Г.Л. Управление
развитием производственного объединения. — М.: МИУ, 1989. - Новиков В. К методике анализа и
прогнозирования эффективности производства // Экономист. — 1992. —
№ 8. — С. 46-52. - Канэко Т. На пути создания высокоприбыльного
предприятия // Проблемы теории и практики управления. — 2002. — №
3. — С. 80.
Опубликовано в Стандарты и Качество
Также на сайте:
Мировая эволюция менеджмента качества
Качество продукции — Рецепт для Запада
-
Руководитель: его функции, качества, типы. Уровни руководства.
Разница
между хорошей и отличной организацией
состоит в управлении ею, которое
осуществляет руководитель, т.
е. лицо, направляющее, координирующее
и контролирующее деятельность
исполнителей. Последние должны в
обязательном порядке ему подчиняться
и в рамках, определенных полномочиями,
выполнять все его требования.
Сам
руководитель может брать на себя функции
исполнителя лишь для того, чтобы глубже
разобраться в специфике работы и
принимать более обоснованные решения
(считается, что на это он может тратить
не более 5 процентов своего времени).
Результатом
его усилий является определенным образом
сгруппированная, направленная и
скоординированная работа других людей.
Этот результат вещественно закрепляется
в документах и к последующей текущей
деятельности отношения не имеет.
Руководитель
является персонифицированным воплощением
организации, и к ее целям и проблемам
он (как, впрочем, и исполнители) должен
относиться как к своим собственным.
Современная
научно-техническая революция коренным
образом изменила условия и характер
производственных, хозяйственных и
социальных процессов. Они стали настолько
сложными, что руководитель уже не в
состоянии единолично управлять всем.
Поэтому
он сегодня становится организатором
самостоятельной
работы исполнителей, часто объединенных
в команды. Такая работа является особым
видом творческой деятельности, причем
по мере роста сложности объекта управления
и уровня занимаемой должности требования
к творчеству увеличиваются.
Особенность
положения руководителя в организации,
по мнению западных специалистов, состоит
в следующем.
Во-первых,
он сосредоточивает в себе функции
реальной власти (при этом исключаются
как диктаторство, так и патернализм по
отношению к подчиненным, свойственные
прежним эпохам), отвечает как за себя,
так и за общие результаты в той мере, в
какой может оказывать на них влияние
(но концепция его ответственности «за
все» не верна в принципе).
Во-вторых,
руководитель является воплощением
справедливости, поэтому выполняет
для подчиненных функции арбитра, образца
для подражания. В-третьих, руководитель
имеет ограниченные и с каждым уровнем
иерархии все более уменьшающиеся
возможности общения, ибо, как правило,
исключен из ближайшего окружения и
первичного коллектива.
В
работе руководителя много привлекательного.
Она приносит человеку авторитет и
уважение окружающих, престижна,
предоставляет широкие возможности для
развития личности, наконец, просто
захватывающа и увлекательна.
Руководителю,
особенно крупной организации, приходится
осуществлять в течение рабочего дня
до двухсот различных видов деятельности,
часто бывать в других городах и
странах, общаться с самыми разными
людьми — подчиненными, коллегами,
партнерами, политиками, общественными
деятелями, акционерами, к каждому из
которых необходимо подобрать свой
ключик. Стремление выделиться часто
приводит к тому, что руководители
работают по 10—12 часов в день.
В
соответствии с современными представлениями
суть работы руководителя сводится к
выполнению ряда функций, среди которых
выделяют следующие.
Стратегическую,
заключающуюся
в постановке целей организации, разработке
стратегии и планировании. В обычных
условиях она считается главной.
Инновационную,
тесно
связанную с предыдущей. В процессе ее
реализации руководитель создает
условия для организационных преобразований,
направляет процесс разработки и
внедрения новых видов продукции и услуг,
консультирует подчиненных.
Административную,
объединяющую
целый ряд подфункций:
-
контрольную
(оценка
результатов деятельности, проведение
ее необходимой корректировки); -
организационную
(распределение
полномочий, задач, ресурсов и проч.); -
направляющую
(постановка
задач, координация работы исполнителей); -
кадровую
(подбор,
расстановка, развитие персонала); -
стимулирующую
(убеждение
и вдохновение работников, их поощрение
и наказание).
Коммуникационную,
сводящуюся
к налаживанию внутренних и внешних
связей, проведению совещаний, переговоров,
приему посетителей, ответам на письма
и телефонные звонки, разрешению
конфликтов, представительству.
Социальную,
выполняя
которую руководитель поддерживает в
организации благоприятный
морально-психологический климат,
формирует нормы поведения, помогает
подчиненным в трудную минуту. Появление
этой функции обусловлено растущей ролью
человеческого фактора в жизни организации.
Короче
говоря, руководителя сегодня можно
рассматривать в трех ипостасях:
-
профессионал
— автор решений, стратегии, планов; -
организатор
— создатель условий деятельности
исполнителей, осуществляющих их на
практике; -
начальник,
предписывающий подчиненным необходимые
действия, которые те обязаны выполнять.
По
мнению известного американского
специалиста в области менеджмента Г.
Минцберга, в
рамках своей повседневной деятельности
руководитель реализует сегодня следующие
группы управленческих функций:
-
межличностные
(«главный
менеджер», являющийся символом власти;
«лидер», увлекающий сотрудников на
достижение целей; «связующее звено» в
команде управленцев); -
информационные
(«приемник»,
концентрирующий информацию; ее
«распространитель» среди подчиненных;
«представитель», передающий информацию
во внешний мир); -
решающие
(«предприниматель»,
планирующий и начинающий изменения в
организации; «ликвидатор нарушений»,
корректирующий деятельность в
нестандартных ситуациях; «распределитель
ресурсов» и посредник, «ведущий
переговоры»).
В
различных ситуациях и на разных уровнях
управления требуются разные руководители.
Так,
в период создания или перестройки
организации прежде всего нужны
руководители-предприниматели,
формирующие
концепцию развития, смело берущие
на себя ответственные решения и риск
последствий, и руководители-лидеры,
увлекающие
людей новыми перспективами, раскрывающие
и направляющие на выполнение стоящих
задач их способности.
В
период стабильного развития на первое
место выдвигаются руководители-плановики,
разрабатывающие
исходя из текущих реалий планы и программы
развития с «дозированным» риском, а
также руководители-администраторы,
осуществляющие
в соответствии с плановыми заданиями
организаторскую, координирующую,
контролирующую деятельность.
Как
должностное лицо руководитель обладает
определенными правами и обязанностями.
Официальные
обязанности бывают общими
(определяются
конституцией); специальными
(возложенными,
например, собственником, высшим
руководством и др.); служебными
(вытекающими
из совокупности функций должности).
Служебные
права и обязанности руководителей
регламентируются такими документами,
как устав, положение об организации
(структурном подразделении), правила
внутреннего распорядка, контракт,
приказы и распоряжения администрации
и проч.
Помимо
официальных прав и обязанностей,
закрепленных документально, руководители
имеют и неофициальные,
например
такие:
-
придерживаться
заведенного в организации порядка; -
уважительно
относиться к подчиненным и коллегам,
их работе, не подчеркивать недостатки,
не высказывать в присутствии других
сомнения в их способностях и т. д.; -
не
перекладывать на других свои обязанности,
но и не выполнять чужие; -
не
замалчивать достижения подчиненных и
не приписывать себе их успехи; -
самокритично
относиться к себе, интересоваться
мнением других о своей работе и
поведении; время от времени задаваться
вопросом, хотелось бы работать у
себя в подчинении; -
заботиться
о личных интересах и проблемах подчиненных
и коллег, их здоровье, успехах;
оказывать им при необходимости
всестороннюю помощь; -
не
отдавать без особой надобности
распоряжения «через голову», даже если
это и требует дополнительного времени; -
не
допускать фаворитизма.
Все
это очень важно, поскольку не только
подчиненные зависят от руководителя,
но и сам он во многом зависит от них, от
их знаний, умения работать, готовности
исполнять его распоряжения и неофициальные
просьбы.
Помимо
подчиненных, руководитель зависит также
от своих коллег, начальников, деловых
партнеров, без содействия которых он
не в состоянии надлежащим образом
выполнять возложенные на него обязанности.
Р.
Стюарт и Н. Фондэс с учетом исследований
Дж. Коттера пришли к выводу, что на
деятельность менеджера оказывают
влияние следующие факторы:
-
степень
ответственности, измеряемая количеством
подчиненных или величиной продаж;
-
сфера
деятельности, степень ее регламентации; -
личная
независимость; -
внешние
ожидания (менеджеры до определенной
степени могут их формировать); -
приоритеты
организации.
Качества
руководителя
Некоторые
исследователи называют более 200
необходимых руководителю качеств.
Эти качества большинство специалистов
разделяет на три группы: профессиональные,
личностные и деловые.
К
профессиональным
относят
те, которые характеризуют любого
грамотного специалиста. Обладание
ими является лишь предпосылкой успешного
выполнения служебных обязанностей.
Такими
качествами являются:
-
высокий
уровень образования, производственного
опыта, компетентности в соответствующей
сфере деятельности и смежных с ней;
-
широта
взглядов, эрудиция;
-
стремление
к постоянному самосовершенствованию,
критическому восприятию и переосмыслению
окружающей действительности; -
поиск
новых форм и методов работы, помощь
окружающим в овладении ими, их обучение;
-
умение
рационально использовать время,
планировать свою работу.
Личностные
качества руководителя
также мало чем должны отличаться от
качеств других работников, желающих,
чтобы их уважали и с ними считались.
Здесь можно упомянуть:
-
высокие
моральные стандарты; -
физическое
и психологическое здоровье; -
внутренняя
и внешняя культура; -
честность;
-
справедливость,
отзывчивость, заботливость,
доброжелательность к людям; -
оптимизм,
уверенность в себе.
Но
обладание ими — тоже всего лишь
предпосылка успешного руководства, ибо
руководителем делают человека не
профессиональные или личностные, а
деловые
качества,
к которым необходимо отнести:
-
умение
организовать деятельность подчиненных,
обеспечить ее всем необходимым,
ставить и распределять задания,
координировать и контролировать их
выполнение, требовательность; -
доминантность,
честолюбие, высокий уровень притязаний,
стремление к независимости, власти,
лидерству в любых обстоятельствах, а
порой и любой ценой, смелость,
решительность, напористость, воля,
бескомпромиссность; -
контактность,
коммуникабельность, умение расположить
к себе людей, убедить в правильности
своей точки зрения (специалисты полагают,
что 80 процентов знаний менеджера
должны составлять знания о человеке); -
инициативность,
оперативность в решении проблем,
способность сконцентрироваться на
главном; -
умение
управлять собой, своим поведением,
отношениями с окружающими; -
стремление
к преобразованиям, нововведениям,
готовность идти на риск и увлекать за
собой подчиненных.
Требования
к руководителям в отношении
этих качеств на различных уровнях
управления
неодинаковы.
На
низовых уровнях, например, ценятся
решительность, коммуникабельность,
некоторая агрессивность; на средних
— в большей степени умение общаться,
отчасти концептуальные навыки; на
высших уровнях на первое место выдвигаются
способность стратегически мыслить,
оценивать ситуацию, ставить новые цели,
осуществлять преобразования, организовывать
творческий процесс подчиненных.
Поскольку
руководитель любого уровня не только
организует и направляет работу
сотрудников, но и при необходимости
оказывает влияние на их
поведение, в том числе и внеслужебное,
он должен быть достаточно хорошо
подготовлен педагогически.
Рахтичны
требования к руководителям и в разных
странах. Приведем данные, полученные
путем опросов ведущих менеджеров (в
табл. 8.1 располагаются в порядке
убывания значимости).
Таблица
8.1
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
10.06.201527.09 Mб36Основы автоматизированного проектирования.pdf
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Кто такой руководитель? Тот, кто получает большую зарплату? Тот, кто является очень важным человеком? У кого есть власть и авторитет? У кого есть подчиненные? Существует множество мнений о том, кто же такой руководитель. Но это не полные, не истинные причины существования должности руководителя.
Руководитель — это человек в организации, который наделен полномочиями и отвечает за принятие и осуществление важных решений. Это тот, кто решает, что делать, как делать и несет за это ответственность. Это тот человек, который является стабильным для своих сотрудников и помощников. Если руководитель действует под влиянием настроения, постоянно меняет приоритеты и подходы к работе, то вместо согласованности действий получит хаос.
Главной задачей любого руководителя является “добиваться эффективной работы” и для этого ему нужно оказывать влияние на людей, чтобы они действовали определенным образом. Фактически, руководитель должен добиваться того, чтобы что-то было выполнено посредством других людей. Если он выполняет это все сам, то сам же руководитель создает организацию, в которой нет лидера. Что интересно, не для каждого человека приемлема сама идея “влиять” на других.
Отличительные качества руководителя:
- Руководитель должен быть способен выполнять любую работу, которая есть в компании, лучше чем сотрудники, которые этой работой занимаются.
- Коммуникабельность. Этот человек должен быть способен поддерживать хорошие отношения с людьми и способность помочь им понять, в чем заключаются их обязанности. Он должен быть способен общаться с сотрудником, когда тот недоволен, расстроен, не хочет общаться и в любой другой ситуации.
- Заинтересованность в росте организации, а не в собственной карьере. Настоящий лидер обязательно заинтересован в том, что он оставит после себя. Его самое сильное стремление — не к личной власти; ему не нужно, чтобы вся организация подгонялась под его вкусы. Уходя, он хочет оставить результат своей работы, а не унести все с собой.
- Способность делать ставку на других. Успешно действующий руководитель охотно передает знания, дает советы, помогает росту других, не жалея на это время. Он всегда готов помочь профессиональному росту и развитию, продвижению других по служебной лестнице.
- Способность к планированию. Только тот руководитель, который осуществляет хорошее продвижение и планирование, конечно же, добьется увеличения объема работы в своей компании.
- Целеустремленность.Только тот руководитель, который желает достигать больших целей и получать большие победы в своей области, сможет получить масштабные результаты.
- Ответственность. Для меня это точка зрения, когда руководитель действительно считает себя причиной происходящего в его области деятельности. Она включает желание влиять на происходящее и не допускать влияния извне. Хороший руководитель будет отстаивать свое влияния на подчиненных, будет требовать, чтобы никто без веских оснований не вмешивался в его область деятельности. В тоже время он осознает, что все хорошее и все плохое, что происходит в его области деятельности — результат его действий, как руководителя.
Нет идеальных руководителей, но ваша прямая обязанность — стремиться улучшать свои стандарты в области управления, повышать свою компетентность и выводить свою область деятельности на новый уровень.
Успехов вам!
— Александр Высоцкий