Понятие сферы руководства

Сферы менеджмента

В
процессе своей деятельности менеджеру
приходится решать не только общие задачи
управления, но и дей­ствовать в
соответствии с особенностями сферы,
которой ему необходимо управлять. Именно
по этой причине при­нято говорить о
частном менеджменте, особенности
кото­рого описываются в соответствующих
учебниках. В на­стоящее время существует
по меньшей мере семь сфер менеджмента.

1.
Производственный
менеджмент

направлен на при­нятие решений,
касающихся использования тех или иных
технологий, загрузки оборудования,
объемов и структу­ры выпуска продукции,
другими словами, на оптимиза­цию
производственного процесса. Оптимизация
предпо­лагает поиск такой организации
производства, при кото­рой имеющиеся
у предприятия ресурсы (материалы,
обо­рудование, денежные средства,
рабочая сила) использу­ются наиболее
выгодно, таким образом, что они прино­сят
максимально возможную выгоду при
минимальных затратах. А это требует
решения целого ряда задач, тесно связанных
с особенностями производства, а также
с удов­летворением потребностей
покупателей. Именно эти за­дачи должен
решать менеджер, занимающийся органи­зацией
производства,

2.
Менеджмент персонала

направлен на то, чтобы повысить
эффективность использования персонала.
Ме­неджер, работающий в данной сфере,
должен решать воп­росы, связанные с
поиском, обучением и повышением
квалификации сотрудников. Кроме того,
в задачи менед­жера по работе с
персоналом входит разработка методов
стимулирования и вознаграждения
работников, благода­ря которым их
работа будет более плодотворной.
Нако­нец, менеджер по персоналу должен
следить за тем, что­бы профессиональный
уровень работников был достаточ­но
высоким.

3.
Маркетинг-менеджмент
(менеджмент маркетинга) стремится к
нахождению наилучших способов
взаимодействия предприятия с рынком
с точки

зрения рынка. По­скольку любое
предприятие существует до тех пор, пока
оно удовлетворяет чьи-то потребности,
менеджеру, рабо­тающему в области
маркетинга, приходится принимать
решения, определяющие характер сбора
и использования информации о рынке.
Кроме того, он отвечает за корректи­ровку
ценовой, производственной и рекламной
политики предприятия. Зная, какие
потребности имеются на рынке, в каком
количестве необходимы товары и услуги,
предо­ставляемые предприятием,
менеджер может принимать ре­шения,
которые будут выгодными для предприятия.

4.
Инновационный
менеджмент

направлен на созда­ние и внедрение
новых видов товаров или услуг, а также
технологий. Для этого необходимо провести
многочислен­ные исследования, решить,
в каком именно виде товар будет
благоприятно воспринят на рынке,
определить, как сделать издержки на
производство товара минимальны­ми.
Естественно, инновационный менеджмент
решает вопросы, связанные с внедрением
новых разработок в производство.

5.
Снабженческо-бытовой
менеджмент

направлен в основном на торговые
операции. Чтобы производить то­вар,
предприятие должно иметь сырье; затем,
когда то­вар уже произведен, для
получения прибыли он нужда­ется в
том, чтобы выгодно продать этот товар.
Менедже­ры, работающие в службе
снабжения или сбыта, решают именно эти
вопросы. А это часто требует решения
более частных задач, например, выбор
поставщиков и торго­вых организаций,
которые будут реализовывать товар,
заключение хозяйственных договоров,
организацию до­ставки сырья и товаров.

6.
Финансовый
менеджмент

занимается регулировкой денежных
потоков. Если говорить более конкретно,
то в его задачи входит составление
бюджета и финансового плана организации,
оценкой актуального финансового
со­стояния и изучением перспектив
его развития. В процессе работы специалист
по финансовому менеджменту может
взаимодействовать с менеджером,
отвечающим за инновации, поскольку
любые инновации требуют отвлечения
финансовых средств от достижения текущих
целей для того чтобы направить
их на внедрение
нового товара. В случае необходимости
менеджер, работающий в данной сфере,
должен принимать решения, направленные
на пре­дотвращение неблагоприятных
для предприятия событий.

7.
Эккаунтинг-менеджмент
направлен на изучение данных о работе
предприятия и последующее исправле­ние
(корректировку) решений в соответствии
с этими дан­ными.

Истоки современного
менеджмента.

Особенность
человека как существа состоит в том,
что он является социальным существом.
Это означает, что управление имеет такую
же длительную историю, как и человеческая
культура. И действительно, культура
свя­зана если не с государственностью,
то, по крайней мере, с общественной
жизнью, а, следовательно, культура всегда
предполагает хотя бы элементарные
зачатки управления. Если обратиться к
истории древних государств, можно найти
множество примеров более или менее
сложных си­стем, в которых осуществлялось
управление. Любое государственное
устройство, любая организованная
человеческая деятельность предполагает,
что существует объект управления (то,
чем управляют) и субъект управления
(тот, кто управляет).

До нас дошли
отрывочные сведения, содержащие анализ
и обобщение опыта управления.

В
Древней Греции Платон говорил о
необходимости специализации
производственных процессов. Сократ,
анализируя деятельность управленцев
в различных сферах деятельности, говорил
о том общем, что составляет основу их
труда: «Главная задача- поставить нужного
человека на нужное место и добиться
выполнения своих указаний».

Человечество
тысячелетиями накапливало опыт
управления. Первый период в развитии
теории и практики управления называется
древним.
Он наиболее длительный и охватывает
время с 9-7 тыс.лет до н.э. примерно до
ХУ111 века.

Второй
период – индустриальный
(1776-1890 г.г.).
Наибольшая заслуга в развитии представлений
о государственном управлении в этот
период принадлежит А.Смиту, который
проанализировал различные формы
разделения труда, дал характеристику
обязанностей государя и государства.

Большое влияние
на формирование многих современных
направлений менеджмента оказало учение
Р.Оуэна. Его идеи гуманизации управления
производством, признание необходимости
обучения, улучшения условий труда и
быта рабочих актуальны и сегодня.

Третий
период – период систематизации
(1856-1960 г.г.)Наука об управлении постоянно
развивается. Менеджеры с течением
времени изменяли ориентиры от потребностей
своей конкретной организации на изучение
сил управления, действующих в их
окружении.

Четвертый
период – информационный
(1960-настоящее время).

Однако
как самостоятельная наука менеджмент
заро­дился на рубеже XIX-XX
вв. Именно в этот период по­явились
первые работы, посвященные управлению
хозяй­ственной деятельностью.

Почему
проблема управления стала настолько
важным объектом внимания, что ей посветили
самостоятельную дисциплину? Во многом
это было предопределено потреб­ностями
капиталистического общества. Разделение
тру­да привело к тому, что производство
стало очень слож­ным, а следовательно,
усложнились и механизмы управ­ления
им. Кроме того, было осознано, что без
эффектив­ного управления невозможно
нормальное функциониро­вание
предприятия, которое предполагает в
том числе и получение прибыли. Это и
стало основной предпосылкой формирования
представлений об управлении.

Впервые
идея менеджмента как особой специализации,
особой профессии была высказана,
по-видимому, в 1866 г. американским
бизнесменом Г. Тауном.

Школа
научного менеджмента

(школа научного уп­равления). В области
рационализации производства и труда
были разработаны: анализ содержания
работы и ее основных элементов, замеры
затрат времени на выполнение приемов
труда (хронометраж), исследование рабочих
движений, выявление непродуктивных
движений, разработка рациональных
приемов труда – все это рассматривалось
как средство совершенствования
производства. Предлагались для этого
эффективные процедуры, инструменты и
оборудование.

В
области учета человеческого фактора
предполагалось стимулирование с целью
заинтересованности работников в
увеличении производительности труда
и объема производства. Предусматривалась
необходимость отдыха и неизбежных
перерывов в работе, чтобы время, выделяемое
на выполнение определенных заданий,
было реалистичным и использовалось
полностью. Устанавливались нормы
выработки, за превышение которых нужно
платить дополнительно. Признавалась
важность отбора людей, которые
соответствуют выполняемой ими работе,
а также необходимость обучения.

Управленческие
функции выделялись школой научного
управления в отдельную сферу
профессиональной деятельности.

Административная
школа управления.

Представители данного направления: А.
Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни), сформулировали
основы науки об управлении, исходя из
общих характеристик организации и
закономерностей, которым она подчиняется.
Были созданы универсальные принципы
управления работой организации в целом,
в том числе :

  • рациональная
    система управления организацией;

  • структура
    организации и управление работниками.
    Административная функция рассматривалась
    Файолем как одна из функций управления
    (наряду с производствен­ной,
    коммерческой, финансовой, кредитной и
    учетно-бухгалтерской функциями). Кроме
    того, Файоль показал, что административная
    функция реализуется на всех уровнях
    организации.

Файоль
выделил 14 принципов управления: 1)
разде­ление
труда,

благодаря которому удается повысить
его производительность; 2) равновесие
между полномочиями и ответственностью;

3) дисциплина;
4) единоначалие,
при котором
работник подчиняется только одному
руко­водителю; 5) единство
направления движения

всех под­разделений организации; 6)
главенство
общих интере­сов над личными;

7) достойное
вознаграждение

как ус­ловие верности работников; 8)
равновесие
между цент­рализацией и децентрализацией;

9) иерархичность
орга­низации; 10) порядок
во всем;
11)
справедливость,
пред­ставляющая собой сочетание
доброты и правосудия;

12)
стабильность
персонала

и недопустимость текучки кадров; 13)
инициативность
в построении и выполне­нии плана; 14)
корпоративный
дух —
ощущение
себя членом команды.

Представители
этой школы выделяли три основные функции
бизнеса: финансы, производство и
маркетинг. Они полагали, что это разделение
может лечь в основу оптимального деления
организации на подразделения.

Школа
человеческих отношений.

Во второй трети XX века ведущие позиции
в менеджменте как науке занима­ет
школа
человеческих отношений,

которую также на­зывают неоклассической
школой
(Г.
Мюнстерберг, М. Фолетт, Э. Мейо и др.).
Формирование этой школы было обусловлено
тем, что принципы тейлоризма не мог­ли
удовлетворить потребности развивающегося
капита­лизма: они не учитывали личности
человека. Сторонни­ки психологического
подхода полагали, что основной акцент
в менеджменте должен быть смещен на
человека и человеческие отношения. Они
исходили из того неоспо­римого факта,
что деятельностью человека управляют
не экономические силы, а разнообразные
потребности, при­чем деньги далеко
не всегда способны эти потребности
удовлетворить.

Конечно,
этот подход является крайностью,
посколь­ку процесс управления сочетает
в себе самые разные ас­пекты. Однако
эта крайность была закономерной: она
представляла собой ответ на чрезмерный
интерес к тех­нологии, свойственный
научному менеджменту.

Представители
школы человеческих отношений иссле­довали
процессы управления при помощи методов,
раз­работанных в социологии и
психологии. В частности, именно они
первыми стали применять тесты и особые
формы собеседования при приеме на
работу.

Заслуги
сторонников школы человеческих отношений
очень велики. До них психология практически
не распо­лагала данными о том, как
психика человека связана с его трудовой
деятельностью. Именно в рамках данной
школы были проведены исследования,
которые существенно обо­гатили наши
представления о психической деятельности.

Поведенческая
школа.

Традиции школы человече­ских отношений
были продолжены в рамках школы
по­веденческих наук

(Р. Лайкерт, Д. Макгрегор, К. Арджирис, Ф.
Герцберг), идеи которой впоследствии
легли в основу такого раздела менеджмента,
как управление пер­соналом. В основе
этой концепции лежали представле­ния
бихевиоризма — психологического
направления, рас­сматривавшего
поведение человека как реакцию на
сти­мулы внешнего мира. Сторонники
этого подхода полага­ли, что эффективности
производства можно достигнуть, только
воздействуя на каждого конкретного
человека при помощи различных стимулов.

Социальное
взаимодействие, мотивации, характер
власти и авторитет, организационная
структура, лидерство- все это стало
предметом изучения представителей
поведенческой школы.

Эмпирическая
школа.

Эмпирическая школа в менед­жменте
стала новым этапом в развитии представлений
об управлении. Наиболее заметными
представителями это­го направления
были П. Друкер, Д. Миллер, Р. Дэвис.

В
основе взглядов сторонников этой школы
лежало представление о том, что любые
рекомендации по управ­лению нельзя
дать, если не было собрано достаточное
количество конкретных данных, касающихся
конкретной ситуации. Именно по этой
причине данная школа была названа
эмпирической. Эмпиризм — это особый
подход к знанию, который предполагает
уделять особое внима­ние опытным
данным, которые затем обобщаются и
объяс­няются. В рамках эмпирической
школы решались два основ­ных вопроса.
Во-первых, это практические исследования
деятельности менеджеров. Благодаря им
они смогли сфор­мулировать много
достаточно ценных рекомендаций, во­шедших
в обиход современного менеджмента.

Во-вторых, эмпирическая школа предложила
развер­нутую концепцию современного
капитализма. На современном этапе, с
точки зрения эмпирической школы, люди
в капиталистическом обществе равны и
имеют равные возможности в том, что
касается получе­ния и распределения
прибыли. При этом практические
исследования, проведенные сторонниками
эмпирической школы, стали важным моментом
в обосновании: они смог­ли со ссылкой
на результаты практических исследова­ний
показать, что в структуре производственных
отно­шений капиталистического общества
произошли измене­ния.

Эмпирическая
школа ориентировалась в основном на
практические рекомендации руководителям.).

Школа
социальных систем.

Центром школы соци­альных систем стал
Институт Карнеги, вокруг которого
объединился ряд университетских ученых
(Г. Саймон, А. Этциони и др.), не согласных
с позицией эмпирической школы относительно
теоретического компонента управ­ления.
И действительно, процесс управления —
это соци­альное явление, а потому он
может и должен изучаться при помощи
научных методов.

Школа
социальных систем рассматривает
организацию как сложное образование,
возникающее в результате вза­имодействий
людей. Человек в этой сложной системе
со­циальных связей играет очень важную
роль. При этом любая организация имеет
свои цели, которые никогда не равны
целям одной личности или совокупности
целей составляющих ее людей. У любого
человека есть потребности. Ес­тественно,
труд также должен приносить удовлетворение
потребностей, иначе человек не стал бы
трудиться. Эти предпосылки не противоречат
положениям, вы­сказывавшимся ранее
исследователями управления. Но­визна
позиции школы социальных систем
заключается в том, что она утверждает,
что потребности человека всту­пают
в противоречие с потребностями
организации. Ни­какие наказания и
материальные поощрения не могут
ликвидировать этот конфликт, нельзя
этого достичь и уделяя внимание человеку
как личности. С точки зрения данной
школы, задача руководителя заключается
не в том, чтобы попытаться исключить
конфликт, а в том, чтобы сгладить,
уменьшить его последствия.

Современные
исследования менеджмента.

Можно выделить несколько основных
направлений, в которых в настоящее время
развивается наука об управлении.

1.
В последние годы достаточно широкий
резонанс получили исследования,
посвященные организационной культуре.
Организационная культура понимается
как один из наиболее важных инструментов
управления, опираю­щийся на традиции,
ценности и принципы, выработан­ные
как многовековой историей общества,
так и в про­цессе взаимодействия людей
внутри организации. С точки зрения этого
подхода управление не должно строиться
на принципах, противоречащих принципам,
по которым .су­ществует общество. Если
этого не будет, у человека может возникнуть
внутренний конфликт, связанный с тем,
что принципы общественной жизни
противоречат тем прин­ципам, которые
установились внутри организации.

Не
случайным является то, что данное
направление исследований зародилось
в Японии. Эта страна обладает уникальной
культурой, существенно отличающейся
от культуры европейских стран и близкой
к ним культуры США. Именно поэтому японцы
смогли заметить, что меж­ду традиционными
ценностями и теориями управления
существует противоречие (которое для
европейцев не так очевидно, поскольку
их теории формировались под влия­нием
ценностей европейского общества). Идея
организа­ционной культуры получила
широкое распространение в Европе и США.

2.
Еще одно перспективное направление в
развитии менеджмента как дисциплины —
исследование аспектов управления,
связанных с международным сотрудниче­ством.
В настоящее время можно утверждать, что
форми­рование мировой экономики —
уже свершившийся факт. Хотя далеко не
все коммерческие организации выходят
на мировой рынок, их деятельность все
равно зависит от тенденций мирового
рынка. Во-первых, зарубежные фир­мы
стремятся к покорению рынков других
стран, а пото­му большинству организаций
приходится вступать в кон­курентные
отношения с иностранными производителями.
Во-вторых, национальные экономики теперь
в гораздо большей степени зависят от
экономик других стран и мировой экономики
(достаточно вспомнить последствия
мировых экономических кризисов). По
этой причине меж­дународная экономика
оказывается частью внешней сре­ды
любой организации.

3. Хотелось бы
отметить и такую тенденцию в совре­менном
менеджменте, как рост исследований
управления как системы. Идея системы
до настоящего времени оста­ется едва
ли не самой продуктивной в менеджменте.

4.
Наконец, большое внимание современный
менедж­мент уделяет влиянию технического
прогресса на управ­ление. Все более
и более необходимым является учет
тех­нологических факторов и их
взаимодействия с различ­ными формами
участия человека в производстве.

Менеджмент
в России.

Проблемы управления в Рос­сии всегда
играли важную роль. Однако первые
россий­ские исследования управления
появились лишь в 20-е годы прошлого века.
После Октябрьской революции про­блемы
управления были в центре внимания
некоторых ученых, среди которых можно
назвать А. К. Гастева, А. И. Берга, В. М.
Глушкова, Л. А. Конторовича. Впрочем,
особенности российской ситуации
(государственная соб­ственность на
предприятия, плановая экономика, заси­лье
коммунистической идеологии) накладывали
отпеча­ток на исследования процесса
управления, а в чем-то даже препятствовали
становлению менеджмента как особой
науки. По этой причине в исследованиях,
посвященных управлению, главное место
занимали вопросы, связанные с созданием
единой системы управления хозяйством
всей страны.

В
СССР все экономические решения принимались
на «верху», а руководителям предприятий
их оставалось только реализовывать.
Такая форма сохранялась вплоть до начала
90-х годов, когда на государственном
уровне была признана частная собственность.
Естественно, это привело к тому, что в
России в настоящее время недоста­ет
хорошо подготовленных специалистов.

В
последние два десятилетия XX века Россия
посте­пенно стала превращаться в
страну с рыночной экономи­кой. У
истоков этого процесса стоял М. С.
Горбачев, ко­торый начал радикальные
реформы советского государ­ства.
Конечно, эти реформы продолжались долго,
не при­нося особого результата —
возможно, в силу того, что они не были
достаточно радикальными. И действительно,
после начала перестройки экономика
России оставалась плановой, а промышленность
и сельское хозяйство по-прежнему зависели
от дотаций. Такое положение сложилось
еще в СССР, где любые эко­номические
цели достигались ценой любых затрат.
На производство сырья и выпуск товара
нередко затрачивались огромные средства,
которые нельзя было покрыть за счет
получен­ной прибыли, что привело к
формирова­нию бюджетного дефицита и
снижению темпов экономи­ческого
роста.

В
настоящее время Россия переживает очень
сложный период, и одной из объективных
потребностей является подготовка
специалистов-управленцев, которые
облада­ли бы и широкими знаниями, и
богатым опытом. За один- два года эту
задачу решить нельзя. Од­нако уже
намечаются некоторые изменения в этой
сфере. И не последнюю роль в этом отношении
играет зарубеж­ный — европейский,
американский и японский — опыт, поскольку
он помогает нам разрабатывать свои
собствен­ные формы управления, которые
не будут вступать с укла­дом российской
жизни. Еще предстоит выработать осно­вы
предпринимательской культуры, которые
соответство­вали бы российским
традициям. Можно утверж­дать, что этот
процесс уже начался и его результаты
(пусть даже небольшие) мы можем видеть
уже сегодня.

Итак,
мы рассмотрели основные положения
менеджмента, сферы менеджмента,
познакомились с историей развития науки
и практики менеджмента.

  1. ОСНОВНЫЕ
    ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Несмотря на разнообразие типов и видов
менеджмента, им присущи общие основы,
исходные положения и правила. Они
называются принципами менеджмента.

Итак,
принципы менеджмента — это основополагающие
идеи и правила поведения руководителей
по осуществлению своих управленческих
функций.

Эти принципы
есть отражение объективных закономерностей
практики управления. Они определяют
требования к конкретной системе,
структуре и организации менеджмента.
В соответствии с этими требованиями
образуются органы управления,
устанавливающие взаимоотношения между
его уровнями, между организациями и
государством, применяются те или иные
методы управления.

Ведущий
принцип менеджмента – оптимальное
сочетание централизации

и децентрализации
управления
.
Его применение на практике означает,
что за высшим уровнем управления
закрепляются вопросы стратегического
характера, а за низовыми звеньями-
оперативное управление. Реализация
этого принципа решает проблему
оптимального распределения полномочий
при принятии управленческих решений.

Из этого
основного принципа вытекают и другие:

  • принцип
    умелого использования единоначалия и
    коллегиальности в

    управлении.
    Он означает, что каждый работник строго
    отвечает за свой участок работы, за
    принятие им на своем уровне решения.
    Всю полноту ответственности за работу
    организации несет одно лицо – управляющий,
    директор, командир и т.д. В то же время
    к выработке управленческих решений
    привлекаются руководители разного
    уровня и разных подразделений, а также
    исполнители конкретных решений;

  • принцип
    научной обоснованности управления.

    Он означает, что управление должно
    осуществляться на основе применения
    науки;

  • принцип
    плановости,

    означающий, что деятельность организации,
    как текущая, так и перспективная, должна
    планироваться;

  • принцип
    сочетания прав, обязанностей и
    ответственности,

    т.е. работник должен нести ответственность
    только за те задачи, которые попадают
    в сферу предоставленных ему полномочий
    (прав принимать решения);

  • принцип
    демократизации управления.

    В современной экономике исполнители
    обладают высоким профессионализмом,
    образованием и квалификацией, а также
    общей культурой и потребностью
    участвовать в управлении производством.
    Привлечение персонала к управлению
    организацией есть реализация данного
    принципа.

Не следует полагать, что принципы есть
некая догма. Экономическая жизнь общества
не стоит на месте, она меняется, а вместе
с изменением ре6алий хозяйствования
претерпевают изменения и правила
управления.

Так,
на рубеже Х1Х-ХХ веков основатель школы
научного менеджмента Ф.Тейлор сформулировал
четыре принципа управления индивидуальным
трудом рабочих:

  • научный
    подход к выполнению каждого элемента
    работы;

  • научный
    подход к подбору, обучению и тренировке
    рабочего;

  • кооперация
    с рабочим;

  • разделение
    ответственности за результаты между
    менеджерами и рабочими. Эти принципы
    связаны с теорией «выжимания пота» Ф.
    Тейлора.

Основатель
классической административной школы
управления А. Файоль в книге «Общее и
промышленное управление», опубликованное
в 1916 году, перечислил следующие
четырнадцать принципов управления:

разделение труда,
власть, дисциплина, единство командования,
единство руководства, подчинение
индивидуальных интересов общему
интересу, вознаграждение, централизация,
скалярная цепь (линия власти), порядок,
равенство, устойчивость должностней
личного состава, инициатива, честь
мундира.

В
70-80 г.г. ХХ века под влиянием
научно-технического прогресса и
изменений, произошедших на мировых
товарных рынках, сформировалась
современная система взглядов на
управление. Важную роль в развитии
общества приобрели прогрессивные
технологии, гибкость, динамичность и
адаптивность к требованиям внешней
среды. Приоритетным стало развитие
отраслей, ориентированных на удовлетворение
потребностей людей, что вызвало переход
рынков на небольшие объемы работ и
привело к образованию большого числа
малых и средних предприятий. Система
связей между ними стала значительно
сложнее.

Под
влиянием этих факторов сформировались
новые положения парадигмы управления.
Они заключаются в следующем:

  • деятельность
    организации ориентирована на
    удовлетворение растущих потребностей
    людей, повышение качества;

  • приоритетными
    направлениями работы организации
    становятся организационная культура
    и имидж;

  • главным
    источником получения прибыли является
    персонал, обладающий знаниями и умениями;

  • в
    работе руководителя организации
    доминируют социальные функции и
    мотивация персонала к труду

Изменение парадигмы
управления привело к изменению принципов
управления организацией.

Принципы
управления 90-х годов нацеливают внимание
на социальный аспект управления:
менеджмент направлен на человека, на
то, чтобы усилия людей сделать более
эффективными. К концу ХХ века практика
выработала свои принципы. Вот некоторые
их них:

  • динамизм
    формирования и развития инноваций;

  • целенаправленная
    активация деятельности людей,
    инновационной предприимчивости;

  • гуманизация
    процессов труда;

  • ориентация
    менеджмента не на процессы деятельности,
    а на конечные результаты;

  • самоконтроль
    качества труда, продуктов и процессов
    деятельности в системе менеджмента;

  • качество
    работы и продукции обеспечивается
    принципом добровольности, саморазвития
    и взаиморазвития, групповой деятельности,
    деловой активности, массового новаторства
    и творческого поиска;

  • эффективность
    менеджмента обеспечивается соединением
    воедино факторов производства: капитала,
    информации, материалов, людей и
    организаций, самым главным из которых
    является человек;

  • золотое
    правило управления – этика бизнеса;

  • человек
    не только средство для достижения цели,
    он сам- цель менеджмента.

  • отказ
    от управленческого рационализма
    классических
    школ менеджмента, основанного на
    утверждении, что успех органи­зации
    зависит от рациональной организации
    производствен­ного процесса, т. е. от
    воздействия управления на внутренние
    факторы производства.

  • инновационность
    — важнейший
    критерий профессионализма руководителя.
    Она стала фактором, обеспечивающим
    выжива­емость и стабильность
    организации в условиях быстро меняю­щихся
    факторов внутренней и внешней среды.

  • социальная
    ответственность менеджмента
    как
    перед обще­ством в целом, так и перед
    персоналом организации и конк­ретным
    человеком. Для этого управленческая
    деятельность осуществляется таким
    образом, чтобы миссия организации и
    система ценностей совпадали с
    потребностями и интереса­ми общества.
    Главным ориентиром деятельности все
    в боль­шей степени становится не
    получение сверхприбыли, а инте­ресы
    потребителя;

  • отношение
    к людям как основному ресурсу, организации,
    что сделало
    социальный аспект управления приоритетным.
    Иссле­дования, проведенные зарубежными
    учеными, показали, что в производственном
    процессе люди реализуют лишь от 5 до
    15% своего интеллектуального потенциала.
    В связи с этим главной задачей социального
    менеджмента является формирование
    организационного климата, в котором
    проявляется и реализу­ется максимальный
    потенциал индивида;

  • формирование
    организационной культуры
    (так
    называемая философия организации)
    должно обеспечить максимальное
    удовлетворение потребностей персонала
    (в т. ч. и руководите­лей) и
    заинтересованность в результатах
    работы. Для этого создаются условия
    для максимального раскрытия способнос­тей
    работников и как специалистов, и как
    личностей, умею­щих новаторски решать
    проблемы, преодолевать устаревшие
    традиции и стереотипы, отвечать за
    судьбу организации;

  • формирование
    инновационных коммуникаций
    является
    важным условием повышения эффективности
    работы организации. Инновационность
    деятельности требует формирования
    откры­тых коммуникаций: персонал
    должен знать проблемы и перс­пективы
    развития организации, цели ее работы
    и мероприятия для их достижения.
    Достоверная, своевременная и исчерпыва­ющая
    информация является основой для принятия
    правильных управленческих решений. Ее
    предоставление создает условия для
    привлечения персонала к совместной
    разработке целей и мероприятий для их
    реализации. Такой подход активизирует
    творческую активность персонала и
    демократические тенден­ции в
    управлении. Наличие инновационных
    коммуникаций является неотъемлемой
    частью организационной культуры но­вого
    типа;

  • обязательное
    долевое участие каждого
    члена
    организации в общих результатах работы,
    что создает дополнительный мо­тив
    для заинтересованности персонала в
    повышении эффек­тивности. Это позволяет
    перейти от системы распределения
    вознаграждения к системе, основанной
    на учете вклада каж­дого сотрудника
    в конечные результаты работы.
    Использова­ние такого подхода
    активизирует творческий потенциал
    пер­сонала и гармонизирует интересы
    людей. Более широкое распространение
    получил подход, основанный на выплате
    вознаграждения в виде определенного
    процента от должност­ного оклада,
    что не учитывает вклад конкретного
    сотрудника в конечные результаты
    работы;

  • переход
    от единоличного принятия решения к
    использованию стратегии партнерства
    (или соучастия)
    позволяет
    привлечь всех заинтересованных субъектов
    (акционеров, работников, профсоюзы и
    т. п.) в процесс управления. Коллективное
    при­нятие решения развивает творческую
    инициативу, создает до­полнительный
    мотив к труду, повышает профессионализм
    и потребность в совместном труде. Под
    влиянием этого процес­са трансформируется
    само содержание управленческой рабо­ты,
    приоритетным становится работа с
    персоналом, что ведет к усилению
    социальной направленности менеджмента.
    Тради­ционное администрирование все
    больше уступает место демок­ратическим
    принципам управления и высокопрофессиональ­ному
    лидерству. Данный принцип управления
    не нашел пока широкого рас­пространения.
    Руководи­тели объясняют это тем, что
    ответственность за принятые решения
    несут они, а не персонал;

  • отказ
    от приростного и формирование
    предпринимательского типа, организационного
    поведения.
    Приростное
    организацион­ное поведение
    характеризуется тем, что цели работы
    органи­зации планируются исходя из
    достигнутого уровня, все меро­приятия
    направлены на сохранение традиционного
    подхода к управлению как внутри
    организации, так во взаимоотноше­ниях
    с внешней средой. Любые изменения
    предпринимаются лишь в случае
    необходимости. Его могут использовать
    любые организации независимо от формы
    собственности и вида дея­тельности.
    За годы реформирования руководители
    усвоили, что факторы внешней среды
    постоянно меняются. Для адаптации к
    ним необходимо применять те или иные
    изменения, что ха­рактеризует
    предпринимательский тип поведения.
    Такие орга­низации постоянно ведут
    поиск новых решений, работают на
    перспективу, вместо одной альтернативы
    генерируют множе­ство и стремятся к
    изменениям в работе.

  • в
    современных условиях происходит
    технологизация
    менедж­мента:
    осваиваются
    новые инновационные методы социаль­ного
    воздействия, в частности социальные
    технологии, направ­ленные на мотивацию
    персонала к саморазвитию, что являет­ся
    средством повышения эффективности
    управления;


самоменеджмент
руководителя
стал важным поведенческим ресурсом
повышения эффективности управления.
Менеджер должен уметь оценить свои
управленческие качества, анали­зировать
сильные и слабые стороны работы и ее
результаты, что дает возможность
разработать пути совершенствования
своей деятельности и организации в
целом. В результате изменения парадигмы
управления произошла «тихая
управленческая революция», которая
получила название менеджеральной. Без
кардинальной и немедленной ломки
сложив­шихся структур, систем и методов
менеджмента произошла их адаптация к
новым условиям работы. Так, все активнее
применя­ются системы управления,
основанные на прогнозировании изме­нений
и принятии гибких, многовариантных
решений. В связи с этим руководителям
необходимы знания новых технологий
уп­равления инновационными процессами,
мотивации персонала для выполнения
совместной работы.

ВикиЧтение

Как управлять временем (Тайм-менеджмент)
Потапов Сергей

СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ

СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ

В рамках отдельной организации выделяются обособленные области деятельности, менеджмент каждой из которых имеет свою специфику. Сюда относятся производство, финансы, сбыт и маркетинг, службы снабжения, работа с персоналом.

Управление производством

Предполагает оптимизацию использования материально-технического, ресурсного и кадрового потенциала предприятия с целью производства продукции надлежащего качества с наименьшими затратами и в установленные сроки.

Управление финансами

Включает в себя регулирование денежных потоков, формирование инвестиционного портфеля, определение доли собственных и заемных средств в структуре капитала предприятия и контроль всех финансовых показателей его деятельности.

Управление сбытом

Это деятельность по разработке маркетинговой стратегии предприятия, формированию каналов сбыта готовой продукции, отслеживанию конъюнктуры рынка, проведение рекламных и пиар-мероприятий, а также контроль и корректировка объемов продаж.

Управление снабжением

Включает составление графиков поставки сырья и материалов, контроль за своевременностью поставок, а также за качеством поступающего сырья и комплектующих. Менеджмент снабжения предполагает также заключение договоров на поставку и поиск наиболее подходящих поставщиков.

Управление персоналом

Сюда входит деятельность по тестированию и отбору потенциальных сотрудников организации, разработка способов стимулирования труда, а также работа с сотрудниками внутри предприятия с целью повышения эффективности информационного обмена между различными уровнями управления и внутри различных функциональных подразделений фирмы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Сферы Сознания

Сферы Сознания
Сознание не имеет границ, и нигде не заканчивается. Тем не менее, давайте представим, что в Сознании есть некие разделы, назовём их сферами Сознания, и наделим различными, но взаимозависимыми функциями. Таким образом, станет ясно, о чём я говорю, когда

Сферы жизни

Сферы жизни
Настала пора применить изученный вами метод в конкретных жизненных сферах. Сферы жизни, которые мы рассмотрим в этой части, следующие: родители, сексуальность, взаимоотношения, тело, деньги, работа. В конце каждой главы будут даны примеры, как применять метод

Фиолетовый ластик, прищепка и батарейка — комплексное исследование группы элементов и их воздействия на различные сферы человеческой деятельности

Фиолетовый ластик, прищепка и батарейка — комплексное исследование группы элементов и их воздействия на различные сферы человеческой деятельности
ФИОЛЕТовый ластик в культуре древних славян (славянская историко-архивная лаборатория: отчет о проведенных

3. Визуализация сферы благодати

3. Визуализация сферы благодати
Визуализируйте вверху в пространстве перед собой, как это рекомендуется для практики прибежища, вашего духовного учителя в аспекте Будды Шакьямуни. Перед ним – ваш учитель в своей обычной форме, окруженный учителями, от которых вы

8. Растворение сферы благодати

8. Растворение сферы благодати
Подготовительные практики ныне подошли к концу, и теперь, испросив у тех, кто пребывает в сфере благодати исполнения своих трех устремлений, вам следует приступить к растворению этой сферы.Этот процесс начинается с особого обращения к

От управления к планированию

От управления к планированию
Отметив для себя ограниченность действия данной техники, все же освоим ее досконально. Итак, мы уже знаем, что можно использовать воздействие на конкретные эмоции для разрешения существующих проблем. Но мы можем использовать эту технику и

Сферы государственного управления

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Задать вопрос автору статьи

Понятие и виды сфер государственного управления

Государственное управление охватывает практически все сферы жизнедеятельности общества.

Определение 1

Под сферой государственного управления понимается комплекс отношений организационного характера, обусловленных осуществлением специальных межотраслевых полномочий.

Традиционно выделяют три сферы государственного управления по критерию характеристик управляемого объекта и самого содержания управленческого процесса.

Таким образом, сферы государственного управления делятся на:

  • сфера государственного экономического управления, в рамках которой действия органов государственной власти по управлению имуществом государства и деятельностью государственных учреждений и организаций осуществляются в целях реализации экономической функции государства;
  • сфера государственного социально-культурного управления, в рамках которой действия органов государственной власти осуществляются в целях управления образованием, наукой, культурой, охраной здоровья и социальным обеспечением;
  • сфера государственного административно-политического управления, в рамках которой действия органов государственной власти осуществляются в целях обеспечения общественного порядка, государственной безопасности, судебной защиты и развития международных отношений.

Государственное управление экономической сферой

Государственное управление экономикой находится в ведении исполнительной ветви государственной власти.

Государственное управление экономикой включает в себя следующих субъектов:

  • во-первых, Президента России, который осуществляет функции по определению основных направлений государственной политики, включая ее экономическое направление, согласует действия Правительства и различных ведомств в сфере управления экономикой, назначает лиц, ответственных за отдельные направления налоговой политики (к примеру, главу Центрального банка России);
  • во-вторых, Правительство России, которое выступая в качестве высшего органа исполнительной власти, является центральным элементом, проводящим экономическую политику государства, вырабатывающим ее единые принципы и ориентиры;
  • в-третьих, министерства и ведомства федерального уровня, которые осуществляют регулирование по закрепленным за ним направлениям экономической политики;
  • в-четвертых, органы государственной власти регионального уровня, реализующие экономическую политику в пределах отдельных субъектов России;
  • в-пятых, отдельные органы, которые наделяются определенными государственными полномочия в сфере регулирования экономики и проведения государственной экономической политики.

«Сферы государственного управления» 👇

Структура и состав полномочий государственных органов, осуществляющих управление экономической сферой, постоянно совершенствуются для достижения следующих целей:

  1. максимальное снижение или ликвидация административных барьеров в сфере экономических отношений;
  2. противодействие коррупции;
  3. осуществление регламентации надзорно-контрольной деятельности;
  4. адаптация и внедрение отвечающих современным экономическим условиям методов управления;
  5. обеспечение роста привлекательности российской экономики с инвестиционной точки зрения.

В государственном управлении экономической сферой выделяют следующие направления:

  • во-первых, управление промышленностью, под которым понимается деятельность государства по развитию базовых и приоритетных отраслей промышленности, оказание государственной поддержки социально значимым, но убыточным отраслям и так далее;
  • во-вторых, управление аграрной промышленностью, под которым понимается деятельность государства по обеспечению потребности населения в продукции сельского хозяйства, субсидированию агропромышленного комплекса, создание условий для развития сельского хозяйства и притока населения в сельскую местность;
  • в-третьих, управление строительно-жилищным комплексом, под которым понимается деятельность государства по зонированию и организации освоения территорий, архитектурному проектированию, обеспечению строительства и поддержания в рабочем состоянии государственных капитальных объектов;
  • в-четвертых, управление связью и средствами массовых коммуникаций, под которым понимается деятельность государства по регулированию информационных систем, поиску и передачи информации, обеспечению информационной безопасности;
  • в-пятых, управление торговлей, под которым понимается деятельность государства по регулированию предпринимательской деятельности в сфере купли-продажи товаров.

Государственное управление социально-культурной сферой

Государственное управление социально-культурной сферой обладает рядом определенных особенностей:

  • его ориентированность на обеспечение реализации конституционных прав населения;
  • повышение эффективности управления за счет децентрализации;
  • демократизация, обеспечиваемая вовлечением в процесс управления всех участников социально-культурных отношений.

Государственное управление социально-культурной сферой направлено на реализацию следующих функций:

  • обеспечение благоприятной среды для воспроизводства населения, сохранения его работоспособности и здоровья;
  • поддержка семейных ценностей и забота о будущих поколениях;
  • деятельность по сохранению и увеличению культурного наследия;
  • формирование благоприятной среды для развития науки, искусства, спорта и прочего.

Государственное управление административно-политической сферой

Государственное управление административно-политической сферой ориентировано на регулирование следующих аспектов жизнедеятельности страны:

  • во-первых, обороны;
  • во-вторых, государственной безопасности;
  • в-третьих, иностранных и внутренних дел;
  • в-четвертых, чрезвычайных ситуаций;
  • в-пятых, юстиции;
  • в-шестых, надзорной деятельности.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 22.12.2022

Основные сферы управления персоналом и их соотношение

Деятельность по управлению персоналом состоит из двух главных областей, или сфер, руководства персоналом и работы с кадрами (персоналом).

Рассмотрим базовые категории, характеризующие управление персоналом. Руководство персоналом — это деятельность по непосредственному повседневному управлению сотрудниками. Понятие «руководство» тесно связано с понятием «управление». Однако «управление» отражает регулирование системы в соответствии с определенными целями и является более широким по содержанию: оно включает не только руководство людьми, но и управление финансовыми, материально-техническими и другими ресурсами, а также техникой, машинами.

С категорией «руководство» близко связано понятие «менеджмент». Однако эти понятия совпадают не полностью. «Менеджмент» — категория микроэкономики, означающая управление предприятием в условиях рынка. Соответственно «менеджер» — руководитель рыночного предприятия. Применительно же к государственной службе обычно используют такие слова, как «руководитель», «администратор», «чиновник», но не «менеджер» (Пугачев).

С одной стороны, «руководство» шире «менеджмента», так как охватывает и нерыночные, государственные формы управления, с другой — уже, поскольку «менеджмент» — это управление не только кадрами, но и другими ресурсами: денежными, материально-техническими и т.д. И с этой точка зрения руководство, как отмечает Рихтер Манфред (ФРГ), выполняет в менеджменте лишь определенные функции, в частности следующие: постановка целей (изучение проблемы и выработка идеального результата ее решения) планирование (определение альтернатив, их оценка, выбор оптимальных путей их реализации, принятие решений), реализация (формирование необходимой для достижения целей организации, а также мобилизация, включение людей в их осуществление) и контроль (сравнение достигнутых результатов с поставленными целями определение отклонений, корректировок и мер воздействия).

Применительно к рыночным коммерческим организациям работу с кадрами можно характеризовать и как менеджмент персонала, трактуя это понятие в узком смысле, т. е. как всю разнообразную деятельность служб персонала (отделов кадров). В широком значении менеджмент персонала тождествен управлению кадрами коммерческой организации и содержит, по меньшей мере, такие разделы (поля), как анализ состава персонала; определение потребности в персонале; изменение персонала, включая обеспечение персоналом, его развитие и освобождение; менеджмент использования персонала; руководство персоналом; менеджмент расходов на персонал; информационный менеджмент персонала.

Работа с кадрами и руководство персоналом теснейшим образом взаимосвязаны, но имеют и существенную специфику. Они различаются как функционально так и институционально.

Главная функция работы с кадрами состоит в обеспечении организации оптимальным количеством работников нужной квалификации и мотивации, т.е. в обслуживании производственного процесса. Эта функция имеет следующие особенности:

  • фрагментарность, эпизодичность или, по меньшей мере, непостоянство работы с каждым отдельным сотрудником. Службы персонала занимаются отдельными работниками не каждодневно, а в основном по мере необходимости, начиная с маркетинга и найма и заканчивая увольнением или оформлением ухода на пенсию;
  • преимущественно вспомогательный характер деятельности. Работа с кадрами заключается в отборе, обучении, консультировании и т.п. персонала, но не в непосредственном руководстве им;
  • сравнительная ограниченность властных полномочий. Менеджеры по персоналу (функциональные менеджеры) в целом обладают меньшим объемом власти, чем линейные менеджеры, прямые руководители.

В отличие от преимущественно обслуживающего характера работы с кадрами, главной функцией руководства персоналом является непосредственное повседневное руководство людьми в процессе достижения основных, стратегических целей организации. Этой области управления персоналом присущи следующие особенности:

  • постоянство и непосредственность общения с работниками. В течение всего рабочего времени сотрудники находятся в поле действия руководителя, несущего ответственность за их деятельность;
  • основополагающий характер управленческих функций. Деятельность руководителей непосредственно направлена на реализацию главных целей организации;
  • относительно больший объем властных полномочий. Власть линейных руководителей по отношению к подчиненным намного превосходит права функциональных менеджеров.

Работа с кадрами и руководство персоналом различаются не только по своему организационному назначению и функциям, но и по субъектам. В отличие от руководства персоналом, субъектами которого являются линейные руководители всех уровней, субъектами работы с кадрами выступают менеджеры по персоналу и службы персонала в целом (см. схему).

Руководители левой части схемы, а также президент фирмы относятся к линейным менеджерам, руководители правой части — к функциональным менеджерам или менеджерам по персоналу. Последние руководят сотрудниками служб персонала, выполняя разнообразные виды работы с кадрами

Ключевые слова: Персонал, Управление

Источник: Монина Г.Б., Психология управления персоналом

Как много специалистов ставят перед собой цель непременно стать руководителем! Но для того чтобы претендовать на такую ответственную должность, одних знаний и опыта недостаточно. Важно четко понимать, что собой представляет такая работа. Руководитель должен не только быть профессионалом в выбранной сфере, но и обладать определенными личностными характеристиками, иметь организаторские и управленческие задатки.

Руководители это

Кто такой руководитель?

Для начала сформулируем краткое определение. Итак, согласно словарю терминов, понятий и определений по экономике и бизнесу, руководители — это категория работников, которые вправе принимать решения по управленческим вопросам с целью обеспечения эффективности работы компании. Но как известно, такие специалисты бывают разные, например генеральный директор, управляющий, начальник отдела, главный редактор и другие. Кроме того, к такой категории сотрудников относят и всех заместителей.

В определении термина акцент ставится на том, что руководители — это сотрудники компании, которые имеют право принимать важные решения и нести ответственность за результат, а также отвечать за деятельность всех подчиненных специалистов.

Классификация руководителей: код Адизеса

Как уже было отмечено, управленцы бывают разных звеньев. В экономической науке принято классифицировать таких специалистов. Подобное разделение вносит ясность в обязанности руководителя, определяет границы влияния, сферу воздействия. Работодателям также проще оценить, как работает новый руководитель, зная, какое звено во всей кадровой структуре занимает последний.

В экономике существуют разные классификации руководителей. Наиболее известной является код Адизеса, или сокращенно PAEI. Согласно такому разделению, управленцы бывают:

  1. Продюсер или специалист, изготавливающий продукт. Он отличается высокими показателями эффективности труда, его деятельность направлена на увеличение прибыльности компании.
  2. Администратор организовывает оптимальную деятельность сотрудников.
  3. Предприниматель анализирует рынок сбыта и предлагает новые идеи.
  4. Интегратор — это специалист, который налаживает внешние связи и организовывает, объединяет коллектив сотрудников компании.

Такая классификация подвергается критике со стороны экономистов, бизнес-управляющих и психологов. Так как в большинстве случаев успешные руководители обладают одновременно всеми указанными выше качествами или совмещают несколько из них.

Работа руководитель

Уровни руководителей

В экономической литературе принято разделять управленческий персонал на три уровня в зависимости от выполняемых функций в компании:

  1. Высшее звено управленцев. К этому уровню относятся сотрудники, которые руководят и несут ответственность за деятельность всей компании в целом. Они разрабатывают основное направление деятельности производства, принимают ключевые решения, подготавливают долгосрочные планы, определяют бюджет и многое другое. Только эти руководители имеют полномочия приобретать или продавать компанию, новую производственную линию и т. д. К руководителям высшего звена относится президент и вице-президент компании, управляющий, председатель совета директоров, исполнительный директор. Занять кресло руководителя такого уровня — задача крайне сложная, требующая профессиональной самоотдачи и врожденных задатков лидера.
  2. Перед начальниками среднего звена ставится задача выполнить указания вышестоящих руководителей, донеся поставленные задачи до подчиненных, а именно нижнего звена. Специалисты среднего уровня могут вносить предложения по работе компании, определять методы и пути реализации поставленных начальниками целей. Кроме того, значимое место в работе таких специалистов занимает взаимодействие, руководство нижестоящими в структурной иерархии компании сотрудниками. К среднему звену управленцев относятся начальники отделов и цехов, руководитель управления, проекта и другие.
  3. Управленцы низшего звена работают непосредственно с исполнителями процессов. Они представляют интересы рабочих, контролируют выполнение поставленных задач. К таким специалистам относятся менеджеры-контролеры, мастера участков, руководители групп и т. д.

Также классифицируют руководителей на линейных и функциональных. Отличаются они сферой влияния и возложенными полномочиями.

Кресло руководителя

Психологические типы руководителей

В психологии также уделяют внимание разделению руководителей по характеру управления. Существуют разные классификации, но самой распространенной является описанная ниже. Итак, с точки зрения психологии, начальники бывают следующими:

  • лидер вдохновляет подчиненных на активную деятельность, заряжает энтузиазмом, сподвигает на генерацию новых идей;
  • деспот привык к строгому выполнению правил и установок;
  • дипломат рассматривает коллектив как команду, решает вопросы и спорные ситуации корректно;
  • гуманист представляет компанию как единую семью, внедряет корпоративную этику;
  • демократ разделяет часть своих полномочий с подчиненными.

Кто может стать руководителем?

Для того чтобы занять должность руководителя, в первую очередь необходимо высшее образование, а также определенные личностные качества (о них подробнее ниже). Кроме этого важно накопить опыт работы в выбранной сфере, знать основы менеджмента и психологии коллектива. Претенденту на должность руководителя следует осознать всю ответственность такой работы, проанализировать возможные риски и предстоящие сложности.

Психологи утверждают, что психологический портрет потенциального руководителя включает следующие аспекты:

  • уровень образования;
  • врожденные способности;
  • личностные черты характера.

Новый руководитель

Необходимое образование

Какое требуется образование для того, чтобы занять кресло руководителя? Социологические исследования выявили, что большинство успешных управленцев имеют 2 диплома по разным специальностям. Первое образование может быть инженерное, экономическое, юридическое. А дополнительное — психологическое, педагогическое.

Официальное трудоустройство: особенности

Основная деятельность руководителя — принимать важные для компании решения в рамках полномочий, указанных в трудовом договоре. С управляющим, так же как и с другими сотрудниками, заключается официальный договор, в котором подробно описаны должностные обязанности, полномочия специалиста. Кроме того, руководителю любого уровня также требуется соблюдать трудовую дисциплину и внутренние правила компании. Чаще всего трудовой договор для руководителей заключается на срок до 5 лет, но встречаются и бессрочные.

Для управленцев устанавливается испытательный срок, условия которого оговариваются в трудовом договоре. Но если руководитель выбран в результате конкурса, то обычно испытательный период не назначается — специалист в первый же рабочий день получает оговоренные полномочия и приступает к выполнению производственных обязанностей.

руководитель управления

Профессиональные качества руководителя

Кроме высокого уровня образования руководитель должен обладать и определенными личностными качествами. В психологии выделяют такие виды: деловые и истинно личностные характеристики руководителя. Обладают следующими деловыми качествами успешные руководители. Это:

  • лидерские задатки;
  • организаторские способности;
  • коммуникабельность;
  • креативность, инициативность, гибкость мышления;
  • пунктуальность;
  • ответственность.

Личностные качества руководителя

К личностным качествам можно отнести самые разные черты характера руководителя, которые помогают управленцу достичь профессионального успеха. К ним можно отнести позитивное мышление, устойчивые моральные принципы, доброжелательное отношение к окружающим, толерантность, стрессоустойчивость, чувство юмора и т. д.

Деятельность руководителя

Как стать успешным руководителем: практические советы

Над вопросом о том, почему одни специалисты становятся успешными руководителями, а другие, имея идентичное образование и опыт, не могут реализовать себя в такой роли, задумываются психологи всего мира: проводятся многочисленные исследования и выдвигаются порой невероятные теории по этому поводу. В чем мнения сходятся, так это в том, что руководители — это пример для подчиненных. Такие специалисты должны быть эталоном профессионала и человека.

Анализируя литературу, можно сформулировать самые распространенные и, как доказывает практика, действенные рекомендации по поводу того, как стать успешным руководителем:

  1. Важно заниматься саморазвитием: повышать профессиональный, деловой и личностный уровень.
  2. Умение эффективно организовать коллектив поможет начальнику эффективно выполнять поставленные задачи. Если бывший руководитель не смог сплотить подчиненных, то задача нового главы — объединить общей целью сотрудников, внедрить корпоративные традиции, поощрять взаимопомощь и доверие.
  3. Научиться ставить конкретную реальную цель, это поможет правильно организовать производственный процесс на разных уровнях.
  4. Необходимо уметь четко принимать решения и нести ответственность за результат, не перекладывая вину на других сотрудников.

бывший руководитель

Таким образом, многогранна подобная работа. Руководитель — это человек, который является профессионалом одновременно в разных сферах. Он не только специалист выбранного профиля, но и лидер, организатор, контролер в одном лице. Для того чтобы занять такую должность, нужен длительный практический опыт. Возможно, поэтому, согласно статистике, чаще других успешными руководителями становятся лица старше 50 лет.

Руководство – это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности.

Это способность влиять на поведение группы людей или отдельных индивидуумов, позволяющая побудить их работать для достижения общих целей.

Согласно положению социальной психологии, руководство – это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.

В руководстве тесно связаны концепция власти и личного влияния. Поэтому среди руководителей-практиков распространено мнение, что наиболее действенными инструментами эффективного управления является руководящая должность и власть.

Конечно, мол, можно поговорить о методах управления, о мотивации, но все это интеллектуальные упражнения. Однако, мол, никогда теории управления не славились тем, что побуждали людей к действию, заставляли других делать что-то и делать так, как вы хотите. Но если кто-то думает, что должности и власти достаточно для управления коллективом, то он, по крайней мере, близорук.

Для того, чтобы сложная фирма эффективно выполняла свои задачи, необходимо задействовать все функции управления.

Сегодня наряду с развитием таких базовых требований, как профессиональный уровень, как компетенция, как знание экономических законов, руководитель любого уровня управления сталкивается с необходимостью грамотного владения основами конкретной социологии, практикой психологии, педагогики, воспитания. Без этих основ теперь фактически немыслимо принятие эффективных решений в сложных вопросах, связанных с формированием коллектива, с подбором и обучением кадров, с созданием деловой творческой атмосферы и высокой дееспособности коллектива.

Руководство требует умения прогнозировать ситуации и выдвигать соответствующие программы.

Руководство должно быть гибким. Надо научиться менять свои суждения в зависимости от конкретных ситуаций. Нельзя в сложных ситуациях гнуть палку в одну сторону – она сломается.

Руководству не нужно фанатизма и не нужно железной руки. Нужно проявлять терпимость и спокойствие. Нужно уметь идти на компромисс. Нужно уметь разделять власть.

В сфере новой философии руководства, в центре которой отношения согласия, а не отношения господства и подчинения, смысл понятия руководства претерпел существенные изменения. Если прежде руководство полагалось на силу власти и издания приказов, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества людей, работающих под началом руководителя. Власть не отделена от руководителя, но отношения жесткого подчинения ушли в прошлое.

Современное производство – это сложный, динамичный организм, основу которого составляет трудовой коллектив. Его успехи зависят в основном от сознательного отношения к труду рядовых членов коллектива, от морального климата в коллективе, от степени развития демократических начал в управлении и от умения руководителя управлять поведением людей.

Вот почему понятие руководства имеет огромное значение. Раньше можно было назначить работника ответственным за какую-либо область деятельности, не считаясь с его чувствами или желаниями и с отношением к этому других людей. Сегодня это делать уже нельзя, поскольку условия, в которых действуют руководители, изменились.

В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем следующим аспектам:

  1. выдача директив относительно того, что нужно сделать;
  2. налаживание сотрудничества между людьми;
  3. обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных целей.

Формирование целей и эффективное их достижение – основное назначение руководства.

Одним из основных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей с людьми. Это необходимо для того, чтобы знать и воспринимать различные мнения, способствующие разработке нового курса фирмы.

Для стратегического руководства необходим широкий кругозор, позволяющий вырабатывать оптимальную программу деятельности фирмы.

Сознание людей подготавливается, учитывается и настраивается при принятии важных управленческих решений. Желательно, чтобы эффективность деятельности людей сочеталась с относительно справедливой оценкой и соответственно вознаграждалась.

Главное – понять, какие основополагающие идеи и принципы реализуются в руководстве. Основными средствами руководства являются следующие:

  1. требования (разумные, реальные);
  2. контроль (обязательно личный);
  3. поощрения, наказания (быть справедливым);
  4. организация общественного мнения.

Искусство руководства состоит в том, чтобы в любых ситуациях находить опору, уметь вовремя отказаться от развития идей, которые явно не будут приняты, в истинности которых невозможно убедить оппонентов.

Похожие материалы в разделе Психология управления:

  • Содержательные теории мотивации
  • Значения некоторых жестов и поз, которые могут помочь понять поведение и состояние партнера
  • Основные разновидности стиля руководства
  • Автократичный стиль руководства
  • Стратегии поведения в конфликте
  • Подходы к управлению персоналом
  • Мотивы критики
  • Деловой этикет
  • Какие вопросы обычно задают на собеседовании в ходе трудоустройства?
  • Понятие руководства

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • За что вас ценит больше всего руководство
  • Йодид калия купить инструкция по применению
  • Замена порогов ваз 21099 своими руками пошаговая инструкция
  • Машенька карандаш от клопов инструкция по применению
  • Vestel owm 840 led инструкция по применению на русском