Понятия управление менеджмент руководство их соотношение

  1. Управление, менеджмент и руководство: сущность понятий

Управление
является более широким понятием, чем
менеджмент. Термин «управление»
справедлив по отношению к любым объектам.
Управлять можно:
автомобилем;
самолетом;
яхтой;
распределением
ресурсов различного вида (электроэнергия,
тепло, финансовые средства, полномочия);
коллективом;
отдельным человеком;
биологическим
объектом (дрессированное животное);
совокупностью
биологических объектов (косяк рыбы,
табун лошадей, стадо коров, отара овец);
развитием
биологических объектов.

Осуществлять
менеджмент можно только по отношению
к чему-то социальному, обладающему
разумом и волей
:
отдельному
человеку;
коллективу
— общности людей по признаку единства
деятельности (бригада, цех, отдел,
организация, учебная группа, ученический
класс);
социуму
— общности людей по признаку единства
намерений (компания на отдыхе, пассажиры
самолета, собрание акционеров, митинг,
сельский сход).
Менеджмент
предполагает выполнение определенных
повторяющихся функций для достижения
социальным объектом некоторой цели или
состояния.
Менеджер
осуществляет руководство, т.е. оказывает
влияние на людей для достижения
сформулированной им цели.

Руководство
основано на возможностях и способностях
менеджера влиять на людей.
Разница
между руководством и менеджментом
заключается в том, что менеджмент
включает не только действия по оказанию
влияния
на
людей, но и некоторые другие действия:
планирование, организацию, контроль и
регулирование. Таким образом, руководство
является более узким понятием, чем
менеджмент.

  1. Коммуникации в управлении: виды коммуникаций, процесс коммуникаций

Коммуникации
это
обмен информацией.

Коммуникации
делятся на: внутренние и внешние
(рекламные объявления, объявления
вакансий, деловая переписка и т.д.).

Виды
внутренней коммуникации:
1.
Между уровневые (вертикальные). Восходящие
(снизу-вверх) и нисходящие (с вверху-вниз).
2. Между подразделениями (горизонтальные)
протоколы совещаний, технологические
карты, заявки. 3. Межличностные –
осуществляется между работниками в
процессе труда. 4. Неформальные –
представляют собой различного рода
слухи по поводу грядущих изменений,
перемещений в организации. В большей
степени подвергаются искажению,
осуществляется в неформальной обстановке.
Чем больше уровень управления в
организации, тем больше искажение
информаций.

Основные
элементы коммуникаций:
1.
Отправитель – это лицо, собирающее или
передающее информацию. 2. Сообщение. 3.
Канал связи – это средства передачи
информации (устная или письменная речь,
передаваемая с помощью людей и технических
средств). 4. Получатель – лицо, для
которого предназначена информация.

Этапы
коммуникаций:
1.
Зарождение идеи – это самый главный
этап коммуникации т.к. необходим
тщательный анализ ситуации вокруг этой
цели. Необходимо учесть все факторы
внутренней и внешней среды, их значимость
для коммуникаций. Необходимо тщательно
обдумать что, зачем и каким образом
необходимо осуществить намечаемые в
идеи. 2. Кодирование идеи – составление
сообщения и выбор каналов связи. Для
эффективности рекомендуют использовать
несколько каналов связей. 3. Передача
информации – может осуществляться не
только автором идеи, но и другими лицами
(от руководителя, заместителя, переводчика,
журналист, директор и т.д.). 4. Декодирование
– расшифровка информации ее осмысление
получателем.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Вопрос 2 Как соотносятся понятия «управление», «менеджмент», «руководство»?

Ответ

Управление является более широким понятием, чем менеджмент. Термин «управление» справедлив по отношению к любым объектам.

Управлять можно:

• автомобилем;

• самолетом;

• яхтой;

• распределением ресурсов различного вида (электроэнергия, тепло, финансовые средства, полномочия);

• коллективом;

• отдельным человеком;

• биологическим объектом (дрессированное животное);

• совокупностью биологических объектов (косяк рыбы, табун лошадей, стадо коров, отара овец);

• развитием биологических объектов.

Осуществлять менеджмент можно только по отношению к чему-то социальному, обладающему разумом и волей:

• отдельному человеку;

• коллективу – общности людей по признаку единства деятельности (бригада, цех, отдел, организация, учебная группа, ученический класс);

• социуму – общности людей по признаку единства намерений (компания на отдыхе, пассажиры самолета, собрание акционеров, митинг, сельский сход).

Менеджмент предполагает выполнение определенных повторяющихся функций для достижения социальным объектом некоторой цели или состояния.

Кроме того, менеджер осуществляет руководство, т. е. оказывает влияние на людей для достижения сформулированной им цели. Руководство основано на возможностях и способностях менеджера влиять на людей.

Разница между руководством и менеджментом заключается в том, что менеджмент включает не только действия по оказанию влияния на людей, но и некоторые другие действия: планирование, организацию, контроль и регулирование. Таким образом, руководство является более узким понятием, чем менеджмент.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

1.1. Основные варианты понятия «менеджмент», их содержание

1.1. Основные варианты понятия «менеджмент», их содержание
На современном этапе развития существует значительное разнообразие формулировок и трактовок сущности и понятия «менеджмент», которое свидетельствует о том, что менеджмент как наука находится в стадии

Вопрос 1 Что такое менеджмент?

Вопрос 1 Что такое менеджмент?
Ответ Английское слово «management», возможно, происходит от того же латинского корня, что и французское слово «menagement», известное с XVI в., образованное от глагола «menager» (умело подготавливать, тщательно упорядочивать). См. Тьетар Р.-А. Менеджмент /

Вопрос 4 Что является содержанием менеджмента? в каких аспектах определяется менеджмент?

Вопрос 4 Что является содержанием менеджмента? в каких аспектах определяется менеджмент?
Ответ Менеджмент определяется в нескольких аспектах, с нескольких точек зрения. Самое общее содержание менеджмента – это вид деятельности, который характеризуется основной целью,

Вопрос 13 Какие бывают системы и с какими из них имеет дело менеджмент?

Вопрос 13 Какие бывают системы и с какими из них имеет дело менеджмент?
Ответ Система – одно из основных понятий современной научной методологии, широко используемое во всех областях знания и научных дисциплинах, но не имеющее достаточно строгого и общего определения,

Вопрос 18 Какие структурные подразделения входят в организацию и как они соотносятся друг с другом?

Вопрос 18 Какие структурные подразделения входят в организацию и как они соотносятся друг с другом?
Ответ Организация имеет структурную иерархию: в нее входят структурные подразделения, которые определенным образом соотносятся друг с другом. Различаются

Вопрос 35 Когда возник научный менеджмент?

Вопрос 35 Когда возник научный менеджмент?
Ответ В XIX в. в Северо-Американских Соединенных Штатах бурно развивалась инфраструктура (строительство железных дорог), а также промышленность на основе машинного производства.Для строительства железных дорог (первая половина

Вопрос 130 Что такое руководство и отличается ли оно от лидерства?

Вопрос 130 Что такое руководство и отличается ли оно от лидерства?
Ответ Руководство можно определить как способность индивида влиять на других людей для достижения определенной цели.Руководство как социальная характеристика поведения менеджера предполагает

Вопрос 139 Как соотносятся руководство, власть и лидерство?

Вопрос 139 Как соотносятся руководство, власть и лидерство?
Ответ Руководство (лидирование) является процессом влияния или воздействия на людей для достижения определенной цели.Власть является инструментом руководства и лидирования. Обладая властью, личность или группа

Как соотносятся понятия «административная элита» и «бюрократия»?

Как соотносятся понятия «административная элита» и «бюрократия»?
В большинстве научных публикаций бюрократией называется бесконтрольная власть — не публичных политиков, а чиновников в лице административной элиты, присвоившей себе помимо управленческих (т. е.

1.1. Позиционирование понятия «Управление человеческими ресурсами»

1.1. Позиционирование понятия «Управление человеческими ресурсами»

Рис. 1.1.1. Характеристики для определения понятия «Управление человеческими ресурсами»

6. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ

6. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ
Понятия «управление» и «менеджмент» часто используются как синонимы, но между ними есть различия. Управление представляет собой всеобщую человеческую деятельность, а менеджмент – это его специфическая область, включающая деятельность

Вопрос 3. Как делегировать руководство отделом продаж?

Вопрос 3. Как делегировать руководство отделом продаж?
План действий:• выбираем кураторов и/или начальника отдела продаж из числа результативных, ответственных или уважаемых менеджеров, которые способны обучать и контролировать других людей;• выбираем показатели

На первый взгляд, кажется, что для нас, практиков управления, не имеет большого значения, какими понятиями и терминами определяется то, чем мы ежедневно занимаемся, включаясь в круговорот дел и событий, происходящих в наших образовательных организациях. Работы и ответственности от этого меньше не становится:

asm1.jpg

Но прежде, чем мы начнем разбираться в терминологии, давайте определимся, для чего нам это надо, и каким путем мы пойдем в наших рассуждениях.

Напутствие от капитана Врунгеля: Как вы лодку назовете, так она и поплывет!

Для чего же нам необходимо четко обозначать (означивать) в терминах и понятиях нашу деятельность? Означивание — это обретение текстом смысла, который пока скрыт от нас. А со смыслом связано понимание, которое согласно В. Далю, рассматривается как 1) способность, умение проникнуть в смысл чего-либо, усвоить, сознать его; 2) состояние сознания, которому ясен, открыт, известен смысл чего-либо.

А вот после того, как нам раскрывается СМЫСЛ, мы сможем с вами подняться еще на две важных ступеньки вверх, чтобы от смысла понятия перейти к ОСМЫСЛЕНИЮ действительности и придать ОСМЫСЛЕННОСТЬ нашим действиям:

asm2.jpg

Итак, нам предстоит пройти трудный путь через значение к смыслам, а затем от осмысления действительности и осмысленности действий — к формированию, а возможно, и принципиальному изменению своего отношения к тому, что мы называем «управленческая деятельность», и обретению личностного профессионального взгляда на реальность практических будней.

Облегчит ли нам тяжесть работы это понимание и осмысление? Не знаю, и не могу быть в этом уверенной. Но то, что, проникая в смысл, мы сможем увидеть разную направленность, а значит и разные (и важные) черты, и особенности нашей деятельности, — за это я ручаюсь.

Итак, перед нами четыре понятия:

УПРАВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТ РУКОВОДСТВО АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Одни специалисты считают, что принципиальной разницы между ними нет, и все это синонимы понятия «управление», связанные, как правило, с различными трактовками перевода:

УПРАВЛЕНИЕ англ. management англ. government англ. administration

При этом правда, редко когда уточняется, что в английском языке разным значениям по действию «управлять» соответствуют свои глаголы:

В английском языке вообще нет общего термина «управление», а в каждой области деятельности используется своя терминология: управлять армией, предприятием, производством — control (direction); управлять страной — rule; управлять делами — manage; управлять машиной — operate, run; управлять автомобилем — drive; управлять оркестром — conduct; управлять, руководить — govern и т. д. [1]

Русский язык как уникальный смысловой язык, наоборот, позволяет нам улавливать различные смыслы одного и того же слова. Недаром, В. И. Даль назвал свой словарь толковым:

УПРАВЛЯТЬ — управить чем, править, давая ход, направленье; распоряжать, -ся, заведывать, быть хозяином, распорядителем чего, «Не управишь собою, не управишь и другим». «Кто сам собою не управит, тот и других не наставит». УПРАВЛЯТЬ ЧЕМ успешно, распоряжаться, делаться, ладить; одолевать препоны, трудности, своеволие, успевая в чем; приводить в порядок. УПРАВЛЕНЬЕ / управа/ — Место, управляющее, заведывающее чем-либо, правленье. | Управа= расправа. УПРАВЛИВАТЬ кого — давать право, власть, уполномочивать.

РУКОВОДСТВОВАТЬ И РУКОВОДИТЬ кого в чем, кем, чем, руководительствовать, управлять, советовать, указывать, наблюдать, наставлять в чем, в деле, работе, труде и пр. Руководствоваться кем, следовать чьему указанью; чем, принять что за правило, за наставленье; | быть руководиму. Руковод, -дец, -дитель, -тельница ж. руководящий чем, кем-либо, указатель, наставник.

Сейчас становится модным стараться избегать иностранных слов, и пользоваться только русскими обозначениями. Однако в науке, которая является общечеловеческим достоянием, уже невозможно изъять общепринятые термины. Поэтому лучше, не обкрадывая себя, наоборот, обогатить свои знания тем, что накопило человечество.

Другие специалисты считают, что понятие управление является более общим и представляет собой «элемент, функцию организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности» [2], а «менеджмент», «руководство» и «администрирование» — раскрывают различные аспекты именно социального управления.

Будем придерживаться этой точки зрения и выделим главные сущностные черты управления в социальных системах, различные взаимодействия между которыми позволят нам в дальнейшем отличать менеджмент от администрирования и видеть разные грани руководства через призму менеджмента и администрирования.

asm3.png

Итак, под социальным управлением понимается «сознательное, планомерно организованное, систематическое взаимодействие субъекта управления и объекта управления в целях его упорядочения, сохранения качественной определенности и развития» [3]. Более точно под взаимодействием субъекта и объекта мы будем понимать сложные отношения, связанные с воздействием субъекта на объект управления и получение обратной связи от объекта, влияющие на принятие субъектом управленческих решений по дальнейшему воздействию на объект. Здесь очень важно понимать, что объект управления представляет собой многогранное явление. Это могут быть не только различные виды деятельности, процессы и проекты, но и общности, группы людей и конкретные исполнители той или иной задачи, которая перед ними ставится.

Поэтому не надо обижаться педагогам, родителям и детям, если для директора или его заместителя любимый педагогами, родителями и детьми их 5«б» класс является только одним из объектов внутришкольного управления.

Поэтому не будем обижаться, если для вашего начальника образовательная организация № … со всеми ее «чадами и домочадцами», которой вы руководите, которую вы так любите и вкладываете столько жизненных сил, является лишь объектом управления, одним из элементом управляемой им системы.

Переиначим известную фразу из кинофильма: «Ничего личного, только бизнес» в нашем контексте: «Ничего личного, только объект управления».

Именно там, где действуют «безличные законы» управления, и где во главу угла поставлена ФУНКЦИЯ, простирается область АДМИНИСТРИРОВАНИЯ.

Так уж сложилось, что мы часто руководствуемся своим отношением к тому, чем занимаемся. И столкнувшись хоть раз с холодностью и бездушием какого-то управленца-администратора, для которого «бумага важнее человека», навсегда закрепляем в своем сознании негативное восприятие термина «администрирование». Да и определения в словарях только подкрепляют наше отношение:

asm4.png

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ:

  • формально-бюрократическое управление, осуществляемое лишь посредством приказов и распоряжений, командование, игнорирование роли масс в управлении [4];
  • «(от лат. administro -управляю, заведую) бюрократический метод управления посредством командования» [5];
  • обиходное и имеющее негативный оттенок наименование стиля деятельности какого-либо органа, должностного лица, характеризующегося преимущественно изданием директивных актов, приказов, распоряжений [6].

Но не будем столь категоричны в своем негативном отношении к администрированию, и обратимся к истории управленческих наук, раскрывающей перед нами уникальный мир исследований, которые начались в конце 19 века и уже к началу 20 века обогатили человечество трудами классической школы управления.

wilson.png

Вудро Вильсон, прежде, чем стать 28 президентом США, был профессором истории и политологии. Своей работой 1887 года «Изучение администрирования» положил начало теоретической разработке вопросов административно-государственного управления.

(Wilson W. The Study of Administration //Political Science Quarterly 2. 1887, June)

fajol.png

Анри Файоль прошел путь от горного инженера до родоначальника классической школы управления. Возглавив в 1888 г. горнорудную компанию, находившуюся на грани банкротства, за три дцать лет сделал её одним из самых процветающих предприятий Франции. На основе многолетних наблюдений и обобщений практики Файоль создал «теорию администрации». Его первая статья на эту тему вышла в 1900г., а книга «Общее и промышленное управление» — в 1916г.

(Henry Fayol. Administration Industrielle et Generale,1916. Анри Файоль. Общее и промышленное управление. Перевод на русский язык: Б.В.Бабина-Кореня. — М.:1923)

asm5.jpg

Классическая школа потому и называется так, что она не только заложила основы современного управления, но представила закономерности и принципы управления, которые работают и действуют до сих пор и представляют собой опору (основу, базис) любого управления.

asm6.pngЧтобы в нашем восприятии возник этот образ опоры, возьмем в качестве примера всем известную детскую пирамидку, в которой разные по цвету и диаметру кольца нанизываются на стержень. Вот этот «стержень» и олицетворяет собой те классические основы управления, которые представляют собой принципы и закономерности, не потерявшие своей актуальности и сегодня.

Речь, в первую очередь, идет о стержневых 14 принципах управления А. Файоля: Разделение труда. Власть. Дисциплина. Единство распорядительства (командования). Единство руководства. Подчинение частных интересов общему. Вознаграждение. Централизация. Иерархия. Порядок. Справедливость. Постоянство состава персонала. Инициатива. Единение персонала [7].

Вряд ли кто-либо из нас, кто связан с управлением, сможет сказать, что эти принципы за 100 лет устарели. И в каждой образовательной организации, и в каждом органе государственного и муниципального управления образованием эти принципы являются актуальными при построении отраслевого и внутриорганизационного управления.

Обратите внимание, что первым принципом А. Файоль обозначил именно РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, результатом которого «является специализация функций и разделение власти», обеспечивающее распределение работников по должностям и функциям (функционалу) с определением зоны ответственности.

Еще раз обращаем внимание на то, что администрирование — это «безличностное», сугубо функциональное управление, главная задача которого заключается в оптимальном распределении работ по выполнению задач и достижению целей организации. И в этой «безличности» при данной сложной управленческой задаче нет ничего негативного, поскольку речь идет о выстраивании рациональной структуры организации и структуры управления, оптимально рассредоточивающей ресурсы под цели.

Эффективная реализация разделения труда и выполнение работниками своих функций напрямую зависит от власти, единства руководства, дисциплины и порядка. Чего греха таить, каждый из нас знает и ежедневно ощущает на себе, что львиная доля управленческого времени как раз и приходится на поддержание единства распорядительства и установление дисциплины и порядка в ОО. И поддерживать это нам помогает иерархия и централизация управления в ОО.

Может быть именно поэтому, зная или не зная «основу основ» управления, мы усиленно наводим порядок в организации, добиваясь исполнения наших приказов и распоряжений нижестоящими в иерархии структуры управления, действуя по «формуле» администрирования: «кто Лев, тот и прав», не замечая, подчас, как становимся истинными бюрократами. Зато очень хорошо понимаем и ощущаем на себе, как действует эта формула на тех, кто находится внизу иерархической лестницы управления, когда сами являемся подчиненными и отвечаем перед вышестоящими органами за исполнение их распоряжений.

И тогда нам остается лишь уповать на исполнение таких файолевских принципов администрирования, как «Справедливость. Инициатива. Единение персонала», и ожидать, что новый начальник будет справедливым, поддерживающим инициативу и объединяющим людей на решение общих задач… и, главное, будет видеть в нас людей, а не «ходячие функции».

asm7.png

asm8.pngВот только незадача-то и заключается в том, что живя и действуя только по законам администрирования, такого нам достичь будет вряд ли возможно, поскольку в этой области управления работает «формула» безликого, а точнее, безличностного управления.

Люди являются лишь трудовым ресурсом, работниками, в обязанности которых входит выполнение определенных функций (С=Ф), надлежащее исполнение совокупности которых и обеспечивает функционирование организации.

asm9.jpg

Чаще всего так мы и воспринимаем администрирование, когда сталкиваемся с ним «лицом к лицу», а точнее, лицом к функции, носителем которой и является человек, с которым мы общаемся по долгу службы, или обращаемся к нему как к должностному лицу. Это происходит чаще всего там, где мы ждем человеческого участия в нашей проблеме, понимания, сочувствия, поддержки, умного совета, и т. д., а вместо этого сталкиваемся с ответами: «это не в моей/не в вашей компетенции», «это не входит в круг моих должностных обязанностей», «ничем не могу вам помочь, у вас нет необходимых документов», «не вижу проблемы, поскольку так действовать предписано инструкцией» и т. д., и т. п.

А ведь мы знаем другие примеры и хотим, чтобы управление было «с человеческим лицом»!

Но прежде, чем мы перейдем к разговору о таком управлении, сделаем остановку и… реабилитируем администрирование.

А отдать должное этой составляющей управления мы сможем, если представим себе гипотетическую картину управления без администрирования, в котором:

  • нет начальников и подчиненных, а есть только соратники;
  • нет должностных инструкций, а есть поле деятельности, где каждый может проявить свои способности и таланты;
  • нет приказов и инструкций, а есть только просьбы, выполнение которых зависит от желания того, к кому обратились;
  • нет надоевших всем функций управления (и особенно нелюбимых нами анализа, планирования и контроля), а есть творческий процесс созидания;
  • нет авралов и мобилизации всех и вся на выполнение задачи, а есть размеренный ход событий и совместное решение проблем по мере их поступления с теми, кто хочет их решать;
  • нет никаких мониторингов, рейтингов, оценок, а есть только похвала и благодарность…

asm10.jpg

Хотели бы Вы руководить организацией, в которой действует только такое управление? А если хотели, то смогли бы эффективно управлять организацией?

Вот и ответ на наш вопрос. Эффективного управления без администрирования не бывает.

Но и только одним администрированием управление не может быть представлено. Как говорят математики, это условие необходимое, но не достаточное.

Не достаточно оно уже потому, что главным действующим лицом в управлении являются не функции, а люди, выполняющие эти функции. А люди бывают разными…

И чаще всего администрирование, такая важная составляющая управления, благодаря которой в организации существуют правила и порядок, наталкивается на то, что принято называть «человеческий фактор»:

asm11.png

Как только мы обращаемся к области взаимодействия, где значимыми становятся взаимоотношения между участниками управления, мы переходим на сторону менеджмента.

Что же такое «МЕНЕДЖМЕНТ», и чем менеджмент отличается от администрирования?

Об этом мы будем говорить в следующий раз.

Литература

[1] Франчук В.И. Основы общей теории социального управления./ Ин-т организационных систем. — М., 2000., — 180 c., C.14.

[2] Афанасьев В.Г. Управление //БСЭ.

[3] Слепенков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1990.

[4] Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978;

[5] Политическая наука: Словарь-справочник сост. проф. полит. наук Санжаревский И.И. 2010;>

[6] Юридический словарь //http://enc-dic.com/legal/Administrirovanie-913.html

[7] Анри Файоль. Общее и промышленное управление. Часть II. Принципы и элементы управления. Глава 1. Общие принципы управления//http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5783/5787

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кофеин уколы инструкция по применению для людей
  • Сенейда инструкция по применению таблетки взрослым
  • Как обанкротить должника юридическое лицо пошаговая инструкция
  • Цефалексин таблетки для детей инструкция по применению
  • Таблетки от давления юперио цена инструкция