Пошаговая инструкция как попасть в логопедический сад

Необходимость водить ребенка в специализированный логопедический сад устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Раньше направление на прохождение комиссии выдавал логопед при осмотре ребенка в детском саду или врачи районной поликлиники, прежде всего, невролог. Теперь, если родители видят необходимость в специализированном обучении, они могут самостоятельно подать заявление в ПМПК.

Оформление в логопедический детский сад – процесс небыстрый и требует подготовки определенных документов. Мы предлагаем вам оптимальную, на наш взгляд, пошаговую тактику подготовки к ПМПК и дальнейшей постановки в очередь в логосад.

Шаг 1. Запись на прием в ТПМПК. Необходимо узнать адрес комиссии, где проходит обследование. Такие комиссии есть в каждом районе города. Записаться на прием можно очно, приехав в рабочие часы, или через сайт. Поскольку желающих пройти комиссию много, дату вам назначат спустя месяц или полтора, за это время вы успеете подготовить все документы. Также рекомендуем вам обращаться в самом начале учебного года, так как с 1 февраля уже начинают формироваться списки детей в группы на следующий учебный год. Обращаем ваше внимание на то, что в летние месяцы ПМПК не работает, поэтому самое благоприятное время для обращения – с сентября по февраль.

Шаг 2. Посетить невролога районной поликлиники. Невролог должен выдать медицинское заключение о наличии и характере нарушений, требующих пребывания ребенка на специализированном обучении. Важное условие – врач должен поставить четкий диагноз, который есть в перечне МКБ. Это может быть алалия, дизартрия, логоневроз и другие заболевания, требующие коррекции.

Шаг 3. Посетить педиатра и попросить подготовить подробную выписку из истории развития ребенка. В некоторых ТПМПК для этого есть специальные бланки, которые можно скачать на сайте комиссии или взять при очном посещении, в других случаях выписка подготавливается на листе формата А4. Важно не забыть поставить потом на ней печать учреждения, выдавшего выписку. Ее, как правило, родители сами проставляют в страховом столе поликлиники, но лучше уточнить это у педиатра.

Шаг 4. Взять документы из детского сада. От воспитателей необходимо получить справку о том, что ребенок действительно посещает сад, а также характеристику на ребенка. На документах должна быть подпись заведующей и печать учреждения.

Шаг 5. Подготовка остальных документов.

От родителей также понадобятся:

  • Заявление о проведении обследования в ТПМПК
  • Заявление на прохождение ПМПК
  • Согласие на обработку персональных данных и осмотр ребенка специалистами (невролог, психиатр, ортопед, педиатр). Данные бланки являются стандартизированными, выдаются в ТПМПК. Также их можно скачать на сайте комиссии. Во всех заявлениях необходимо указывать дату непосредственной подачи документов.
  • Документы, удостоверяющие личность (для ребенка – свидетельство о рождении и его копия, для родителя – паспорт или документ, заменяющий его).

Шаг 6. Пройти ПМПК. Со всеми документами необходимо приехать на комиссию к назначенному времени. Вся процедура займет не больше 15 минут. По итогам комиссия должна выдать заключение о необходимости логопедического сада или дать рекомендацию посетить комиссию через год.

Шаг 7. Выбрать логопедический сад и встать в очередь будущих воспитанников. Не во всех районах имеются специализированные учреждения, в некоторых государственных детских садах есть логопедические группы. После того, как родители определились с желаемыми садами, необходимо подать заявление о зачислении или переводе ребенка в логопедический детский сад. В лучшем случае ребенок начнет посещать логопедический сад с нового учебного года. Когда мест недостаточно, можно ждать и год, и два (при не очень сложных диагнозах дети посещают логосад только год или два – перед школой).

О плюсах и минусах логопедических садов можно прочесть в другой статье на нашем сайте.

Моему старшему сыну сейчас пять с половиной лет, и он ходит в государственный детский сад в Москве.

В сентябре 2022 года сын пойдет в подготовительную группу, поэтому в начале апреля он проходил консультацию у логопеда в детском саду. Это стандартная процедура, которую проходили все дети. По результатам консультации логопед составила список детей с нарушениями речи, которые желательно исправить до школы.

В этот список попал и мой сын. Это было ожидаемо: по моим наблюдениям, у него проблемы с несколькими звуками: вместо [ж] он произносит [з], вместо [ш] — [с], вместо [р] — [л].

В нашем саду занятия с логопедом стоят 5000 Р в месяц. Но я смогла собрать все необходимые документы и оформить бесплатные индивидуальные логопедические занятия для сына. В статье я расскажу, как мне это удалось и как повторить мой опыт.

Я покупала вот такие карточки, чтобы заниматься с сыном самостоятельно. Но быстро поняла, что мне хочется делегировать этот вопрос профессионалу и не тратить наш совместный досуг на учебу и назидательный тон

Кому положены бесплатные занятия с логопедом и как их получить

Еще в апреле логопед предложила родителям встретиться и обсудить, как будут организованы занятия. На этой встрече я узнала, что сын может заниматься с логопедом бесплатно два раза в неделю по 20 минут, но для этого мне нужно получить заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии — ЦПМПК.

Что такое ЦПМПК. Эта комиссия определяет, нужны ли ребенку особые образовательные условия, а если нужны, то какие именно. Например, ЦПМПК может назначить бесплатные занятия с логопедом или психологом, для слабослышащих детей — занятия с сурдопедагогом, а для слабовидящих — по учебникам со шрифтом Брайля.

ЦПМПК есть в каждом регионе России и каждом крупном российском городе — по одной комиссии на 10 тысяч детей. В состав комиссии обычно входят:

  • педагог-психолог;
  • учитель-дефектолог;
  • учитель-логопед;
  • педиатр;
  • невролог;
  • офтальмолог;
  • оториноларинголог;
  • ортопед;
  • детский психиатр;
  • социальный педагог.

Но в разных регионах в ЦПМПК могут быть разные специалисты.

Как получить заключение ЦПМПК. Пройти комиссию может любой ребенок до 18 лет из любой семьи. Заключения она выдает бесплатно. Чтобы ребенок попал на комиссию, его родителям нужно подготовить:

  1. Медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.
  2. Характеристику ребенка, составленную образовательной организацией.
  3. Паспорт родителя или законного представителя ребенка — понадобятся копия и оригинал.
  4. Свидетельство о рождении ребенка — также потребуются копия и оригинал.

Такой пакет документов был у меня. Но в других ситуациях могут потребоваться дополнительные документы. Например:

  1. для детей с инвалидностью — справка от бюро медико-социальной экспертизы и индивидуальная программа реабилитации или абилитации;
  2. если у ребенка уже есть паспорт, его оригинал и копия;
  3. если ребенок уже проходил ЦПМПК, копия предыдущего заключения;
  4. если ребенок уже учится в школе, заверенные школой копии контрольных или письменных работ по русскому или родному языку и математике;
  5. если на комиссию направила образовательная или медицинская организация, то это направление. Но если направления нет, то специально получать его не нужно.

Подробный список документов для разных ситуаций есть на mos.ru.

Как получить медицинское заключение

Медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка и его направлении на ЦПМПК выдает участковый педиатр. При этом, чтобы обратиться к педиатру, направления от других специалистов не требуются.

Например, если логопед в саду не нашел никаких проблем с речью вашего ребенка, а вы считаете, что они есть, вы можете самостоятельно обратиться к педиатру и в ЦПМПК. И наоборот, если вам кажется, что у вашего ребенка нет нарушений речи, а логопед в детском саду считает иначе, вы не обязаны проходить комиссию и соглашаться на занятия.

На приеме участковый педиатр осмотрит ребенка и выпишет направления к другим врачам. К каким именно — зависит от региона. В Москве это могут быть:

  • невролог;
  • оториноларинголог;
  • психиатр;
  • травматолог-ортопед;
  • офтальмолог.

Если ребенок уже был у кого-то из этих врачей меньше года назад, а у психиатра — меньше шести месяцев назад, то идти к нему повторно не придется. Например, одна из мам, которая первой из нашей группы прошла всю процедуру, сказала, что их направили к неврологу, окулисту, лору и психиатру. Нам же дополнительно пришлось пройти только невролога, потому что к окулисту и лору мы недавно ходили самостоятельно, а для психиатра, видимо, не нашлось оснований.

К педиатру мы с сыном пришли 29 апреля, а к неврологу — 4 мая. Еще через день уже без ребенка я снова пришла к педиатру. На этом приеме я написала заявление с просьбой предоставить медицинское заключение о состоянии здоровья моего сына для прохождения ЦПМПК.

Врач сказала, что заключение будет готово через пару дней, но так как впереди были майские праздники, посоветовала прийти за ним через неделю, чтобы наверняка. В итоге я забрала его 13 мая 2022 года.

Так выглядело наше медицинское заключение и направление на прохождение ЦПМПК

Как получить характеристику

В нашем саду характеристики на детей составляют логопед и психолог. Но они не готовят их заранее: видимо, не все родители проходят бюрократический квест с ЦПМПК. Поэтому я связалась с логопедом сразу после того, как написала заявление у педиатра, — 5 мая. А с психологом логопед договорилась сама.

Характеристика была готова уже на следующий день. Но я забрала ее только 13 мая 2022 года — в тот же день, что и медицинское заключение.

У меня уже был контакт логопеда, поэтому я просто написала ей сообщение. Если бы контакта не было, я бы пришла в ее кабинет в детском саду

Как записаться на ЦПМПК

Записаться на комиссию в Москве можно на mos.ru — для этого понадобится номер медицинского заключения. Чтобы записаться на комиссию в регионах, воспользуйтесь навигатором ПМПК.

В Москве есть три филиала ЦПМПК:

  1. Во Втором Верхнем Михайловском проезде, дом 9а.
  2. На улице Долгоруковской, дом 5.
  3. На улице Бехтерева, дом 19.

Записаться можно в любой удобный вам филиал — от места проживания это не зависит. Мне подошел филиал рядом с метро «Маяковская» — на Долгоруковской, 5.

Я зашла на mos.ru 13 мая, когда все документы были у меня. Сначала мне показалось, что доступных дат много, но почему-то все они были серыми и выбрать их было невозможно. Я решила, что это какая-то ошибка на сайте, поэтому несколько раз перезагружала страницу и даже компьютер, а потом попробовала записаться по телефону.

Через 20 минут я поняла, что серым подсвечены даты, которые уже заняты. А синим — свободные. Чтобы найти свободные даты, мне пришлось проскроллить бегунок вниз на месяц вперед. Ближайшая доступная дата оказалась только 16 июня: этот день я и выбрала.

Как прошла наша комиссия

Мы с сыном приехали на комиссию к 17:00. Сначала мне нужно было передать документы администраторам и заполнить бланки согласия на обработку персональных данных — моих и сына.

После этого нас вызвали в кабинет. Сына посадили за парту, по бокам от которой сидели специалисты комиссии: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог и социальный педагог. Они стали показывать разные картинки с животными и предметами и задавать сыну вопросы. Например, спросили, как зовут детеныша собаки и какое время года идет после осени.

Сын сначала немного растерялся и назвал детеныша собаки собачонком. Я захихикала, педагоги тоже заулыбались, поэтому сын совсем не расстроился, быстро исправил сам себя и продолжил отвечать на вопросы. В конце педагог-психолог похвалила моего сына и сказала ему, что уже можно идти и обнять маму, — это было очень мило.

Всего мы провели в кабинете минут десять. После этого мне дали расписаться в протоколе и заключении комиссии и сказали, что нам дадут направления на занятия с логопедом и психологом на все время, пока ребенок будет в детском саду. Насчет психолога я удивилась, но обрадовалась: такие занятия точно не будут лишними.

Я пока не уверена, что сын пойдет в школу через год — в шесть лет и десять месяцев. Возможно, он останется в саду еще на год. Но в любом случае все это время с ним будут заниматься логопед и психолог.

Заключение комиссии сразу мне не отдали — сказали, что за ним нужно будет приехать, когда мне придет уведомление на mos.ru. По закону его должны подготовить в течение пяти рабочих дней. Я забрала его 24 июня.

Сообщение о том, что заключение комиссии готово, пришло мне на mos.ru ровно через пять рабочих дней
А так выглядит само заключение

Как уведомить детский сад

На последнем этапе заключение ЦПМПК нужно отнести в образовательную организацию. Я принесла его логопеду в детский сад 28 июня. В итоге весь процесс занял у меня два месяца.

Больше ничего заполнять или подписывать мне не пришлось — логопед просто сказала, что занятия у сына начнутся в сентябре.

Учитывая, что платные занятия с логопедом в нашем саду стоят 5000 Р в месяц, а индивидуальные часовые занятия с частным логопедом в Москве — от 1700 Р, за год я сэкономлю от 45 000 Р. Считаю, что вся эта беготня с бумажками того стоила. Не так уж много времени и сил я на это потратила.

Советы родителям

  1. Если вам кажется, что у вашего ребенка есть нарушения речи, вы можете самостоятельно пройти ЦПМПК. Если комиссия в заключении порекомендует ему занятия с логопедом, образовательное учреждение предоставит их бесплатно.
  2. Перед тем как записаться на прохождение ЦПМПК, вам нужно прийти к участковому педиатру, который направит ребенка к другим врачам, а потом выдаст медицинское заключение.
  3. Будьте готовы к тому, что может не получиться быстро записаться на ЦПМПК. Пик загруженности комиссии, как правило, приходится на лето.
  4. Если вы не хотите тратить время на то, чтобы пройти комиссию, но ребенку рекомендованы занятия, можете записаться на них в детском саду или другом месте платно.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety.

О том, как написать статью о своем родительском опыте, рассказываем в нашем мануале: прочитайте его и станьте нашим автором.

На чтение 6 мин Просмотров 3.6к. Опубликовано 12.04.2022

Число детей с речевыми нарушениями, которым нужна помощь логопеда, ежегодно возрастает.  По статистике до 60% детей приходят в первый класс с теми или иными нарушениями речи, а еще совсем недавно их было в 2-3 меньше — 25-30%.

О причинах такого положения регулярно спорят эксперты, но большинство специалистов отмечают – чем раньше начать коррекцию, тем больше шансов решить проблему к школе. 

Попасть в логопедическую группу или специализированный детский сад – непросто, так как желающих много, но вполне реально.Рассказываем, какие этапы нужно пройти, чтобы попасть в логопедический детский сад.

Кто может попасть в логопедический детский сад и на каких условиях

Зачисление детей в детские сады происходит в соответствии с приказом Минпросвещения от 15 мая 2020 г. №236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования».  Но если ребенку нужна специализированная программа в детском саду и логопедическая поддержка, то процедура зачисления будет сложнее, чем в стандартном случае.

Для кого организованы логогруппы. В логопедические детские сады берут не по желанию,  а при наличии показаний:

  • ОНР (общее недоразвитие речи);
  • ЗРР (задержка речевого развития);
  • фонетико-фонетические нарушения;
  • заикание.

Часто логопедические проблемы сопровождаются неврологическими (ЗПРР и пр.).

В каком возрасте. Обычно логопедические проблемы диагностируют в возрасте 4-5 лет.  Дети могут изначально посещать обычный детский сад с 2-3 лет, а затем перевестись —  в логопедический.

Преимущества посещения логопедического детского сада. Посещение ребенком логопедического детского сада имеет ряд преимуществ:

  1. Максимальная численность воспитанников не превышает 15 человек, что гарантирует индивидуальный подход к каждому ребенку.
  2. Дети из логопедических садов уходят в школу более подготовленными. В логосадах не только учат правильному произношению, но и работают над расширением словарного запаса, занимаются развитием фонематического восприятия, обучают связанности речи и азам грамотности.
  3. В некоторых регионах посещение логопедических групп – бесплатное для родителей (например, в Санкт-Петербурге). К тому же с детьми в логосаду работает комплекс специалистов – логопеды, дефектологи, психологи. Если заниматься с ними за свой счет нагрузка на семейный бюджет получается существенная.

Как понять, что ребенок нуждается в логосаде. Заключение о том, что ребенок нуждается в логопедической группе может выдать только психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Родители не смогут записать ребенка в логогруппу муниципального сада только потому, что им кажется, что ребенок нечетко разговаривает или они считают, что здесь им гарантируют более высокий уровень подготовки. К такому выводу могут прийти только специалисты после очного обследования ребенка.

Кто может быть инициатором перехода в логопедический сад. Инициатива о переводе ребенка в логопедический детский сад может исходить как от родителей, так и от воспитателей ребенка в детском саду, логопеда или невролога из поликлиники. Работники детского сада и врачи могут только порекомендовать пройти ПМПК с учетом отмечаемых ими речевых нарушений, но окончательное решение остается за родителями.

Родители также могут самостоятельно обратиться в комиссию, если полагают, что их ребенок нуждается в специализированном обучении.

Порядок получения места в логопедическом саду

Для получения места в детском саду или группе логопедической направленности нужно пройти следующие этапы:

Этап 1. Сбор документов

Подготовить документы для прохождения психолого- медико-педагогической комиссии (ТПМПК), включая:

  • свидетельство о рождении;
  • характеристику ребенка из детского сада, который он посещает — необязательно, если ребенок еще не посещает ДОУ, документ не нужен;
  • карту комплексного обследования ребенка с печатью поликлиники (документ может иметь другое название – например, выписка из истории развития, медицинское заключение, обходной лист);
  • справка об инвалидности (если есть).

Точный перечень документом можно узнать в территориальной комиссии по месту жительства, он может варьироваться по регионам.

Этап 2. Прохождение комплексного медицинского обследования

На подготовительном этапе ребенка должны осмотреть и внести результаты обследования в карту (расширенную выписку) следующие специалисты:

  • педиатр;
  • хирург;
  • невролог;
  • ортопед;
  • лор (сурдолог – по назначению);
  • психиатр (для детей старше 3 лет);
  • офтальмолог.

Пройти врачей можно в поликлинике по месту прикрепления или в частном медицинском центре (за исключением психиатра – его проходят только в государственных клиниках).

Педиатр может внести результаты обследования тех специалистов, которых ребенок посещал в текущем году. Это позволяет сократить время на прохождение осмотра.

Запись невролога должна свидетельствовать, что у ребенка есть проблемы с речевым развитием и содержать конкретный диагноз по МКБ. Например, дизартрия, алалия, логоневроз и пр.

Этап 3. Запись ребенка на территориальную ПМПК.

Записаться может только родитель или законный представитель ребенка при условии предъявления полного комплекта документов. Обычно запись происходит при личной явке, но в некоторых регионах доступна электронная запись на ПМПК.

Этап 4. Прохождение комиссии ПМПК

В назначенный день родители приходят с ребенком на комиссию. При себе нужно иметь паспорт, полис ОМС и свидетельство о рождении. Также родители стандартно заполняют:

  • заявление о проведении обследования в ПМПК;
  • заявление на прохождение комиссии;
  • согласие на обработку персональных данных.

Иногда ребенка просят принести с собой результаты его самостоятельного творчества (поделки, рисунки и пр.).

Обычно комиссия состоит из следующих специалистов:

  • логопеда (иногда – дефектолога);
  • педиатра;
  • детского психолога;
  • психоневролога или психиатра.

Основной задачей комиссии является определение речевых нарушений, рекомендация оптимальной образовательной программы и ее продолжительности. Процесс обследования ребенка стандартно занимает 15-30 минут.

В рамках прохождения комиссии родители могут:

  • присутствовать на обследовании и обсуждении результатов;
  • высказывать свою позицию по рекомендациям организации обучения и воспитания детей;
  • получать консультации специалистов по вопросам обследований, имеющихся правах ребенка и родителя;
  • обжаловать результаты обследования, с которыми они не согласны.

По результатам родителям выдадут копию заключения ПМПК под личную подпись. В нем будет сказано, на сколько лет выдано заключение – обычно это 1-2 года, сделаны выводы, нужна ли ребенку логопедическая группа, коррекционные занятия с логопедом, наблюдение невролога и пр.

Этап 5. Подача заявления на зачисление в логопедическую группу 

Заявление на зачисление или перевод в логосад можно передать через портал госуслуги или МФЦ. В Москве встать в очередь в детский сад можно на официальном сайте мэра Москвы,  в Санкт-Петербурге – на региональном портале госуслуг.

В заявлении можно указать до 3 детских садов, первый из списка будет считаться приоритетным. К нему нужно приложит подтверждающие документы (при подаче через госуслуги их нужно сфотографировать или отсканировать):

  • паспорт родителя;
  • свидетельство о рождении;
  • копию заключения ТПМПК;
  • свидетельство о регистрации по месту жительства;
  • документ, подтверждающий льготу (если есть).

После получения заявления ребенка поставят в очередь на зачисление в детский сад. В лучшем случае ребенку дадут детский сад в том же учебном году. Но если мест недостаточно, придется ждать год или даже несколько лет.

Этап 6. Получить направление в детский сад и подписать договор

Когда подойдет очередь ребенка, ему предоставят место в логопедической группе. Сообщение об этом придет на электронную почту или родителям позвонят из детского сада и пригласят для подписания договора.

Когда все этапы пройдены, ребенок может начать посещение логопедического детского сада.

Несколько лет назад на смену логопедическим детским садам пришли логопедические группы. Как туда попадают?

Чем отличается логопедический детский сад от обычного?

Есть мнение, что логопедическая группа — это определённое «клеймо» в личном деле ребёнка. Так ли это на самом деле?

Как получить направление в логопедический детский сад

Для начала давайте разберемся, что же такое логопедическая группа?

Коррекционные группы подразделяются на речевые (логопедические) и группы детей с ЗПР (задержкой психо-речевого развития).

В логопедических группах ставят звуки, которых не было, и исправляют неправильно произносимые (исправление дефектов речи), обогащают словарь, развивают фонематическое восприятие, связную речь, учат правильному грамматическому оформлению. В старшей и в подготовительной группе занимаются подготовкой к обучению грамоте.

В группах ЗПР работают и логопед, и дефектолог (помимо воспитателей, имеющих необходимую квалификацию). Также в детском саду может работать логопункт — в этом случае логопед индивидуально занимается с детьми с нарушенным произношением по определенному графику.

Но в любом варианте логопедическая группа в наше время — это не наказание, а, скорее всего, вознаграждение, потому что попасть туда стало сложнее, а общее недоразвитие речи легче исправить именно в саду, где вся работа направлена на ликвидацию этой проблемы.

Пожалуй, ни для кого уже не секрет, что в логопедических детских садах подготовка детей, не в обиду никому будет сказано, иногда гораздо сильнее, чем в массовых детских садах. Потому что детишки из логопедических групп приходят в школу с гораздо лучшим словарём, чем дети из обычного детского сада. Они больше знают, у них шире словарный запас, лучше сформированы многие навыки, начиная с графических навыков, звуко-буквенного анализа и заканчивая рассказами по картинкам. Лучше сформированы обобщающие понятия. То есть, из логопедических садов дети приходят даже более подготовленными.

Одних родителей очень привлекает все это великолепие, и они мечтают определить своих чад именно в речевой садик. Другие опасаются логопедических детских садов, считая, что ребенок, оказавшийся в среде плохо говорящих сверстников, станет говорить еще хуже, чем прежде.

Это заблуждения. Ребенок с логопедическими проблемами не начинает говорить хуже из-за того, что общается с другими детьми со сходными нарушениями. Исключения составляют лишь те случаи, когда ребенок с нарушениями произношения оказывается в группе детей, которые заикаются. Действительно, известны случаи, когда у ребенка развивается заикание «по подражанию». Но подобных ошибок специалисты, как правило, избегают.

Итак, по тем или иным причинам вы считаете, что вашему ребенку обязательно нужен специализированная логопедическая группа. Что нужно сделать, чтобы попасть в логопедический сад?

В логопедический детский сад принимаются дети в основном 4-5-летнего возраста, так как для них особенно важна коррекция речевых нарушений для успешной подготовки к обучению в школе. С 3 лет можно попасть в группу для детей с задержкой психо-речевого развития (ЗПР).

Что конкретно нужно сделать, чтобы попасть в логопедический сад?

Комплектование дошкольных образовательных учреждений сегодня определяется Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования».

Как устроить ребенка в логопедический детский сад

Итак, как устроить ребенка в логопедическую группу детского сада.

Шаг 1. Встать в очередь на место в детский сад — это можно сделать через портал Госуслуг (электронная услуга «Запись в детский сад») или на официальном сайте мэра Москвы.

Шаг 2. Получить в районной поликлинике направление на прохождение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). Для этого потребуется посетить педиатра, невролога и логопеда.

Шаг 3. Собрать необходимые документы для ПМПК (точный список уточняйте в ПМПК по месту жительства).

Шаг 4. Записаться на прием в окружную ПМПК — это также можно сделать через портал Госуслуг.

Шаг 5. В назначенный день приехать на обследование вместе с ребенком.

Какие нужны документы для логопедического сада?

Документы для прохождения ПМПК

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • паспорт родителя или лица, его заменяющего (для временно проживающих в Москве и свидетельство о регистрации);
  • четыре медицинских заключения:
    • детского психиатра из ПНД по месту прописки ребенка (для детей до 3 лет — невропатолога районной детской поликлиники),
    • логопеда районной детской поликлиники,
    • отоларинголога районной детской поликлиники,
    • окулиста районной детской поликлиники.

Если ребенок ранее посещал детский сад, необходимо дополнительно предоставить психолого-педагогическую характеристику из этого детского сада.

Если ребенок ранее проходил комиссию в другой городской или окружной ПМПК, необходимо дополнительно предоставить психолого-медико-педагогическое заключение этой комиссии.

Вашего ребенка будут смотреть следующие специалисты:

  • логопед,
  • психолог,
  • иногда психоневролог.

Задача комиссии — определить, действительно ли ребенок отстает от сверстников в речевом развитии или родители просто перестраховались. А может, они непременно хотят записать малыша в логопедическую группу, несмотря на прекрасную речь и развитие по возрасту? И такое бывает!

Если комиссия решает, что проблемы у ребенка есть, она дает заключение о направлении ребенка в группу для детей с задержкой психо-речевого развития или в общую логопедическую группу. Например, если у 4-летнего малыша диагноз «общее недоразвитие речи (ОНР) 1-2-го уровня», то ему будет рекомендована группа для детей с ЗПР. А если у 6-летнего ребенка выявлены проблемы со звукопроизношением (искажены шипящие, свистящие, малыш не выговаривает «р» и «л»), то такого ребенка направят в другую группу — подготовительную, где и программа другая, и требования к результатам обучения выше.

С заключением ПМПК родители обращаются в выбранный мим детский сад или, если возникнут трудности, в местное управление образованием.

1.Пришли в поликлинику, не выговаривали р,ш,щ
2.Взяли направление в логосад
3.В логосаду дали бумажку каких врачей надо пройти
4.Принесли бумаги в сад
5.В мае была комиссия, нас погняли по каким-то тестам.Похвалили и спросили в какой сад с логопедом мы хотим, Мы сказали к ним.
6.1 сентября пришли в сад.
Занятия проходят 2 раза в неделю наедине с логопедом. Очень много заданий дают на дом. Гимнастика язычком, пальчиками. И всякое логопедическое.
Я очень довольна.
Несмотря на то что из садов убирают логопедов у нас останется все по прежнему. И логопед и психолог.
И нянечка на 17 человек. Просто повезло с заведующей, отстояла садик.

2013-03-02, Лого

Добрый день. Статья названа для меня Как дети с логопедическими проблемами не попадают в детский сад. Такое бывает……У нас есть заключение данной комиссии, но нет прописки в данном городе, где мы сейчас живем. И нам отказано и в детском саду , кстати даже в простом, и в медицинской специализированной помощи. Вот так….И это правда. Куда писать, кому жаловаться? Вот в чем вопрос.

2015-11-11, Екатерина

получить направление от логопеда и снова в комиссию по распределению. но мы в логопедический сад не пошли, находится далеко и в том что действительно хороший просили немаленький «вступительный взнос». мы выбрали занятия с логопедом дома. за полгода ребенок начал говорить все звуки, и в саду теперь лидер.. хорошо лепит, рисует, вырезает. К тому же начал читать.

2011-09-14, Кадди

Теперь дети с «проблемами» по гос. программе в лог. саду не нужны, и всех будут в одинаковые группы и классы пихать

2017-10-24, Сержантка

Я тоже считаю, что лучше заниматься с логопедом в частном порядке, а в сад обычный ходить, только туда тоже проблема попасть.

2013-02-28, Poni

Всего 5 отзывов Прочитать все отзывы.

Статья:

Современным детским садом достойно называться учреждение, которое способно адекватно оценивать запросы и потребности детей и их родителей. Работа таких садиков направлена на коррекцию имеющихся нарушений и затруднений, а также на постоянное развитие.
В последние годы увеличиваются запросы родителей на сопровождение образовательного процесса детей с отклонениями в развитии речи. В хорошем дошкольном образовательном учреждении есть ставки не только музыкального руководителя и инструктора по физической культуре, но и педагога психолога и логопеда. Но к сожалению, не всегда наличие хороших специалистов дает постоянный положительный результат в работе. Поэтому необходим постоянный поиск новых форм деятельности по оказанию логопедической помощи.

Для продуктивной работы по совершенствованию речи необходима качественная диагностика, индивидуальная и групповая коррекция, взаимодействие с ПМПК и распространение знаний среди воспитателей и педагогов.

Чем отличается логопедический детский сад от обычного?

Есть мнение, что логопедическая группа — это определённое «клеймо» в личном деле ребёнка. Так ли это на самом деле?

Как получить направление в логопедический детский сад

Для начала давайте разберемся, что же такое логопедическая группа?

Коррекционные группы подразделяются на речевые (логопедические) и группы детей с ЗПР (задержкой психо-речевого развития).

В логопедических группах ставят звуки, которых не было, и исправляют неправильно произносимые (исправление дефектов речи), обогащают словарь, развивают фонематическое восприятие, связную речь, учат правильному грамматическому оформлению. В старшей и в подготовительной группе занимаются подготовкой к обучению грамоте.

В группах ЗПР работают и логопед, и дефектолог (помимо воспитателей, имеющих необходимую квалификацию). Также в детском саду может работать логопункт — в этом случае логопед индивидуально занимается с детьми с нарушенным произношением по определенному графику.

Но в любом варианте логопедическая группа в наше время — это не наказание, а, скорее всего, вознаграждение, потому что попасть туда стало сложнее, а общее недоразвитие речи легче исправить именно в саду, где вся работа направлена на ликвидацию этой проблемы.

Пожалуй, ни для кого уже не секрет, что в логопедических детских садах подготовка детей, не в обиду никому будет сказано, иногда гораздо сильнее, чем в массовых детских садах. Потому что детишки из логопедических групп приходят в школу с гораздо лучшим словарём, чем дети из обычного детского сада. Они больше знают, у них шире словарный запас, лучше сформированы многие навыки, начиная с графических навыков, звуко-буквенного анализа и заканчивая рассказами по картинкам. Лучше сформированы обобщающие понятия. То есть, из логопедических садов дети приходят даже более подготовленными.

Одних родителей очень привлекает все это великолепие, и они мечтают определить своих чад именно в речевой садик. Другие опасаются логопедических детских садов, считая, что ребенок, оказавшийся в среде плохо говорящих сверстников, станет говорить еще хуже, чем прежде.

Это заблуждения. Ребенок с логопедическими проблемами не начинает говорить хуже из-за того, что общается с другими детьми со сходными нарушениями. Исключения составляют лишь те случаи, когда ребенок с нарушениями произношения оказывается в группе детей, которые заикаются. Действительно, известны случаи, когда у ребенка развивается заикание «по подражанию». Но подобных ошибок специалисты, как правило, избегают.

Итак, по тем или иным причинам вы считаете, что вашему ребенку обязательно нужен специализированная логопедическая группа. Что нужно сделать, чтобы попасть в логопедический сад?

В логопедический детский сад принимаются дети в основном 4-5-летнего возраста, так как для них особенно важна коррекция речевых нарушений для успешной подготовки к обучению в школе. С 3 лет можно попасть в группу для детей с задержкой психо-речевого развития (ЗПР).

Логопедические проекты для дошкольников

Среди всех логопедических мероприятий для дошкольников особые позиции занимают логопедические проекты и летняя оздоровительная компания для детей с нарушениями речи.

Логопедические проекты в ДОУ

Для более глубокого и систематического повышения результативности работы разрабатываются специальные логопедические проекты для дошкольников. Эти проекты делятся на категории:

  • По продолжительности работы: кратковременный и долгосрочные.
  • По типам деятельности: исследовательские, практико-ориентированные, творческие, информационные и игровые.

Если предстоит работа по постановке отдельных звуков или изучению скороговорок, то используется логопедический проект в ДОУ краткосрочный. Если же предстоит работа по проработке речевого дыхания или улучшению соматического здоровья, то долгосрочный, так как эта работа должна вестись на протяжении долгого времени.

В каждом таком проекте есть цель, задачи, ожидаемый результат, практическая значимость проекта, а также его этапы и стратегии реализации.

Проект по логопедии разрабатывается с учетом возраста детей в группе, а также на основании результатов диагностики. Также логопедическая программа — это проект учителя логопеда в ДОУ, а совместная разработка всех педагогов, осуществляющих коррекционную работу в учреждении. Но главным ее составителем является логопед.

Обратите внимание! Часто используются в коррекционной работе логопедические тропинки. Это прием, который позволяет развивать несколько направлений: и речевое дыхание, и артикуляционную моторику, и связную речь. Каждую тропинку обучающийся должен пройти от начала до конца.

Развитие речи в младшей группе — нормы речевого развития детей к весне

Что такое логопедический лагерь для детей?

Логопедический лагерь — это оздоровительная программа для детей, которая работает в летний период и осуществляет деятельность по коррекции и развитии речи. Обычно в таком лагере работает воспитатель, педагог-психолог, логопед, инструктор по физической, иногда арт-педагог и педагог театрального искусства. Вся программа направлена на всесторонний подход к коррекции речевых нарушений: начиная с артикуляционной гимнастики и игр на восприятие звуков, и заканчивая специальным питанием.

Логопедический лагерь для детей с нарушениями речи

Логопедический лагерь для детей с нарушением речи работает на базе дошкольного образовательного учреждения или в качестве самостоятельной организации. Основной целью такой организации времени становится оказание помощи детям дошкольникам с нарушениями речи.

Такая работа в летнее время показывает наибольшую эффективность, так как кроме коррекционных занятий с детьми проводится лечебная физкультура и самомассаж для общего укрепления мышц, организуется оздоровительное питание, длительные прогулки на свежем воздухе. Обычно в лагере все смены имеют свои тематику и занятия проходят в игровой развивающей форме, поэтому находят наибольший отклик у детей и их законных представителей.

Обратите внимание! Также детям организуется досуг, который помогает развивать творческие и физические возможности: посещение бассейна, театров, городских праздников. Кроме того, для отслеживания эффективности, проводится логопедическое обследование детей дошкольного возраста в начале и конце смены.

Что конкретно нужно сделать, чтобы попасть в логопедический сад?

Комплектование дошкольных образовательных учреждений сегодня определяется Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования».

Как устроить ребенка в логопедический детский сад

Итак, как устроить ребенка в логопедическую группу детского сада.

Шаг 1. Встать в очередь на место в детский сад — это можно сделать через портал Госуслуг (электронная ) или на официальном сайте мэра Москвы.

Шаг 2. Получить в районной поликлинике направление на прохождение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). Для этого потребуется посетить педиатра, невролога и логопеда.

Шаг 3. Собрать необходимые документы для ПМПК (точный список уточняйте в ПМПК по месту жительства).

Шаг 4. Записаться на прием в окружную ПМПК — это также можно сделать через портал Госуслуг.

Шаг 5. В назначенный день приехать на обследование вместе с ребенком.

Описание психолого-медико-педагогической комиссии

ПМПК – это аббревиатура, которая расшифровывается так: психолого-медико-педагогическая комиссия (консилиум, консультация). Ее работа проводится для определения психического и физического уровня развития детей для того, чтобы был подобран наиболее подходящий образовательный маршрут.

Когда ребенку необходима специальная образовательная программа, его направляют на обследование в ПМПК. В исследовании образовательных потребностей детей участвуют психологи, медики и педагоги, которые специализируются на обучении ребенка с младшего дошкольного возраста до старшего школьного.

Заседание логопедической комиссии осуществляется в одном помещении. Все специалисты могут сидеть и за отдельными столами (ребенок по очереди беседует с ними), и вместе. Они задают ребенку интересующие вопросы, предлагают сделать некоторые задания.

Исследуя результаты выполнения заданий и беседы, психологи и педагоги делают выводы о психологической специфике интеллектуальной деятельности, степени характеристик ребенка, устанавливают предпосылки для появления проблем развития и обучения.

К сожалению, зачастую дети оказываются в окружении чужих взрослых людей, в некомфортной обстановке. Участники комиссии иногда торопят ребенка, не учитывают специфику темперамента, не подбадривают и не дают отдыха при выполнении заданий. Незнакомая обстановка отрицательно влияет на дошкольников, особенно при наличии у них нарушений развития. Иногда дети вообще замолкают и не показывают все свои возможности, не хотят отвечать на вопросы комиссии.

комиссия в логопедическую группу

Состав комиссии

Логопедическая комиссия состоит из следующих участников:

  • председатель – это специалист в образовательной области;
  • заместитель – специалист в сфере здравоохранения;
  • врачи той или иной специализации (окулист, ортопед, педиатр, отоларинголог и т.д.);
  • психолог;
  • специальный педагог (олигофренопедагог, сурдопедагог, логопед, дефектолог и т.д.);
  • юрист;
  • социальный педагог, социальный работник.

Чтобы ребенок не испугался незнакомой обстановки и людей, в состав комиссии могут включить временных членов – его классного руководителя, воспитателя и т. д. Детей на ПМПК направляют только тогда, когда родители дают согласие.

детская логопедическая комиссия

Прохождение

Чаще всего задают вопросы на логическое мышление и сообразительность. Ребенок должен повторять сочетания звуков для выявления нарушений в произношении некоторых звуков. Отзывы родителей показывают, что беседа длится недолго, 10-15 минут, результат озвучивается сразу.

Представители могут попросить также:

  • вложить фигуру в идентичную фигуру (треугольник в треугольник, круг в круг и т. п.);
  • собрать пирамидку;
  • назвать цвета и фигуры;
  • собрать части тела бумажного человечка;
  • назвать все времени года и то, которое сейчас;
  • найти лишний предмет;
  • ответить на вопрос, кем малыш является папе, бабушке и т.д.;
  • ответить на вопросы пространственного типа (где сидит собака?);
  • описать то, что нарисовано на картинке;
  • объединить в группы предметы по определенному признаку;
  • произнести слова вроде антресоль, расшевелить и т.д. для проверки звукового произношения;
  • что-то нарисовать;
  • спеть отрывок из песенки или рассказать стих.

Заранее готовить ребенка к комиссии в логопедическую группу нежелательно, так как от точности диагноза зависит правильность мер по ликвидации нарушений. Не нужно бояться каких-либо страшных диагнозов, для логопедической группы по сути уместны следующие заключения: общее недоразвитие речи; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; заикание, или логоневроз.

Рекомендуется не отказываться от логопедической группы, в особенности при наличии речевых нарушений. Дети обучаются после этого письму, счету, чтению, правильному произношению звуков. Кроме того, это очень выгодно, поскольку стоимость занятия с частным логопедом – от 500 рублей, в саду же они бесплатные, дается домашнее задание.

Очередь на прохождение логопедической комиссии в Москве примерно 1,5 месяца.

комиссия москва

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Магнитола gathers инструкция на русском скачать
  • Adobe photoshop elements руководство пользователя
  • Biosil коллаген инструкция по применению на русском
  • Дакфосал антикрот инструкция по применению от крота на земле видео
  • Руководство это в бжд