Как заводить машину на механике
В этой статье мы научим правильно заводить машины на механике (с механической коробкой передач).
В большинстве автошкол учат трогаться с места на одном только сцеплении, что в условиях города не является достаточным.
В данном случае необходимо приводить автомобиль в движение быстро, чтобы сзади вас никто не подгонял, не сигналил фарами, мол, давай езжай скорее. Для этого, кроме сцепления, необходимо трогаться с места еще и при помощи газа.
Если двигаться с места только на одном сцеплении, то машина в этом случае поедет, но только по ровной дороге, где нет ям, выступов и прочих препятствий.
Сейчас мы подробно рассмотрим весь процесс запуска мотора и приведения автомобиля в движение.
- Для начала переводим переключатель скоростей в нейтральную позицию. Делается это для того, чтобы мотор вашего транспортного средства был отключен от трансмиссии.
- Добиться этого можно также и другим способом — выжиманием педали сцепления (крайняя с левой стороны). В любом случае во избежания ситуации, когда средство передвижения катится вниз, необходимо держать в нажатом состоянии тормозную педаль или использовать стояночный тормоз (ручник).
- Далее в замок зажигания вставляется ключ и поворачивается в направлении движения стрелки часов. Сразу загораются лампочки, индикаторы и подсветка на панели приборов (значит, зажигание включилось). Ключ следует провернуть до упора, пока не запустится стартер.
Данная деталь, при условии, что вы используете полностью исправный автомобиль в нормальных температурных условиях, работает лишь пару секунд до запуска уже самого двигателя.
Для тех, кто не знает, как устроен автомобиль, объясним, что стартером называют электрический мотор высокой мощности, работающий от аккумуляторной батареи, который при вращении запускает сам двигатель, как газовый, так и работающий на бензине или дизеле.
- При запуске мотора можно отпустить ключ, который затем провернется к положению зажигания.
- Если у вас современный автомобиль с кнопкой запуска, то в таком случае ключ зажигания проворачивается, система зажигания включается, далее можно нажать на пусковую кнопку и система автоматически включает мотор.
- Затем переключаемся на первую передачу, ногу ставим на тормозную педаль, отпускаем ручной тормоз, добавляем 1500 оборотов (нажимаем на педаль газа) , приотпускаем сцепление до момента схватки (до момента, когда транспортное средство начинает ехать вперед).
- Если машина тронулась с места, то нога на педали сцепления замирает и далее не поднимается. Лучше проделать такие манипуляции несколько раз, чтобы ощутить момент схватки сцепления. Машина стоит на одном месте, вы приподнимаете ногу со сцепления, машина начинает двигаться, нога замирает, пока машина не проедет пару метров. Затем сцепление можно отпускать дальше.
Все эти манипуляции мы провели на автомобиле Форд Fusion с механической коробкой передач. Сначала мы установили наше транспортное средство на нейтральную передачу и на стояночный тормоз.
Далее мы выжали сцепление, провернули ключ в замке (система зажигания включилась), поставили ногу на педаль тормоза (чтобы автомобиль случайно не покатился назад), сняли автомобиль с ручного тормоза, установили первую передачу, отпустили тормоз, добавили 1500 оборотов (нажатием на газ) и приотпустили сцепление до момента схватки сцепления.
Машина поехала, нога, находящаяся на сцеплении, замерла. После проезда транспортным средством 3-4 метров мы дальше отпустили сцепление. На газ мы продолжали нажимать для поддержки установленных вначале 1500 оборотов.
Читаем также: Как заводить и трогаться на машине с автоматической коробкой передач
В заключение следует отметить, что не нужно долго удерживать сцепление при его схватке, иначе диск сцепления будет полностью прилегать к механизму сцепления, и будет прокручиваться, создавая дополнительную нагрузку на сам механизм.
Также не стоит давать слишком большие обороты (4000—5000 оборотов), что также является ошибкой. В этом случае, когда движок будет на пределе, а сцепление в положении полусцепления (схватки сцепления), в салоне машины может появиться запах горелого сцепления, которое после этого подлежит замене. А это удовольствие не из дешевых.
Как научиться водить машину механика
Особенности механической коробки передач
Механическая коробка переключения передач (МКПП) относиться к разновидности трансмиссии, где переключение скоростей и изменение передаточного числа возможно только вручную. Водитель самостоятельно принимает решения, в какой момент включать нужную скорость с помощью рычага, отвечающего за переключение передач.
Изучить коробку передач
Если говорить проще, автомобилист во время езды постоянно регулирует скорость и выбирает направление. Делается это за счёт выбора нужной ступеней передач, с последующим плавным переключением. Это действие обусловлено оценкой текущей ситуации на дороге. Механика имеет 4-7 режимов скорости. Коробка оснащена задней и нейтральной ступенью. У многих автомобилей 5-6 ступенчатые коробки передач. Особенность транспорта с МКПП – это наличие третьей педали. Она отвечает за сцепление. Менять ступени допустимо только при её нажатии. Преимущества механики:
- лёгкое обслуживание;
- относительно недорогой ремонт;
- большой диапазон вариантов скоростных режимов;
- допустимо буксировать транспорт на любое расстояние;
- машину можно запустить с «толчка»;
- хорошая проходимость в сложных условиях;
- высокий показатель динамики и коэффициента полезного действия (КПД).
Однако новичок столкнётся с определёнными сложностями во время смены передач. Если переключение осуществляется неграмотно, то есть риск поломки механизма. К тому же, у водителей отмечается повышенная утомляемость, если поездка занимает длительное время, добавляются пробки. Двигатель испытывает большие нагрузки, когда машина едет на слишком маленьких/больших оборотах. А это значит, что сокращается его эксплуатационный срок, как итог – капитальный ремонт.
Какие педали есть в машине с механикой
Все автомобили, которые оснащены механической коробкой передач, имеют три педали:
- газ;
- тормоз;
- сцепление.
Во всех моделях они расположены одинаково. Такие педали, как газ и тормоз, нужно нажимать правой ногой. Левая нога должна находиться на педали сцепления.
Педали на механике:
Педаль газа самая крайняя с правой стороны. Чем сильнее автомобилист будет надавливать на неё, тем больше будет открываться дроссельная заслонка. При этом увеличится количество оборотов, подача топливной смеси в двигатель. Следовательно, машина поедет быстрее. Когда ослабевает сила нажатия, дроссельная заслонка слегка закрывается, поступление топлива уменьшается, обороты падают, а транспорт начинает ехать медленно. Педаль, отвечающая за тормоз, размещена посередине. Когда водитель надавливает на неё, происходит торможение автомобиля. Этому способствуют тормозные колонки, которые прижимаются к колёсным дискам. Чем выше интенсивность нажатия на неё, тем плотнее прижимаются колодки к дискам, и автомобиль останавливается. Педаль сцепления находится с левой стороны. При её нажатии, крутящий момент передаётся от двигателя к колёсам. Её всегда нужно удерживать, когда есть необходимость в смене ступеней. Она обеспечит разрыв связи между мотором и колёсами.
Расположение ног на педалях
Правая нога ответственная за педали газа и тормоза. Выбор зависит от ситуации на дороге. За сцепление – левая нога. Его нужно выжимать в пол, а отпускать плавно. Нажатая педаль сцепления часто приравнивается к нейтральной ступне. Чтобы разобраться, как правильно водить механику, нужно запомнить, куда и какую ногу следует ставить.
Передачи в механической коробке
Использование каждой ступени связано с определёнными условиями, которые возникают во время движения. И хотя машины могут отличаться по мощности, иметь разные динамические характеристики, все они работают по общему принципу выбора ступеней. При переходе на любую ступень, важно поддерживать обороты мотора в пределах 2500-3000 об/мин. Этот показатель характерен для спокойной и равномерной езды. При разгоне или динамических нагрузках, они должны составлять 3500-4500 об/мин. Передачи для спокойного движения на трассе можно охарактеризовать следующим образом:
- Задняя. Используется для осуществления некоторых манёвров, предусматривающих езду задом: парковка, выезд со стоянки, объезд препятствий, другое. Передвигаться можно только на не выжатом до конца сцеплении для безопасной езды.
- Нейтральная. Рукоятка располагается в свободном положении посередине. Чтобы её проверить, нужно раскачать её вправо/влево.
- Первая. Включается, чтобы начать движение. Максимальная скорость передвижения – 50-70 км/час. Рекомендовано переходить на следующую передачу, когда автомобиль начнёт ехать со скоростью 15-25 км/час.
- Вторая. Скоростной диапазон – 20-50 км/час. Переходят на неё при достижении 40-50 км/час.
- Третья. Подходящий режим – 40-70 км/час. Переход осуществляется при 60-80 км/час.
- Четвёртая. Скоростной интервал – 60-90 км/час. Для перехода на пятую ступень – 90-100 км/час. Может применяться на трассах, где нет каких-либо преград.
- Пятая. Подходит для равномерного вождения по шоссе, на магистралях, при условии соблюдения стабильной скорости в 90 км/час.
Мощность двигателя напрямую влияет на скорость, при которой происходит переход между ступенями: чем она больше, тем выше скоростной режим.
Варианты расположения скоростей на рычаге МКПП
Самые распространённые вариант расположения скоростей на рычаге механической коробки передач:
- Задняя ступень размещена параллельно относительно первой. Если на ней не установлена специальная защита в виде кнопки на рукоятке, новичок может перепутать их. Это приведёт к тому, что движение начнётся не в ту сторону.
- Задняя ступень находится напротив пятой. Это защитит от старта не в том направлении.
Вождение транспортных средств с МКПП связано с большим количеством нюансов, которые необходимо всегда учитывать. После их полного освоения, начинающий водитель поймёт, как водить механику в любых условиях.
Как заводить машину на механике
Чтобы завести авто, следует проверить положение рукоятки. Важно, чтобы она находилась в нейтральном положении. Если транспорт стоит на какой-то скорости, то прежде, чем запустить мотор, нужно переключить его на нейтральную ступень. При запуске машины, у которой включена передача, появятся резкие рывки. Это может спровоцировать аварию на дороге.
Как завести машину на нейтральной передаче
Инструкция, помогающая завести автомобиль с механической коробкой, достаточно простая. Главное, делать всё последовательно:
- Переключить/включить нейтральную передачу.
- Левую ногу поставить на сцепление, выжать его до конца и удерживать.
- Повернуть ключ до момента, пока не включится стартер.
- Оставить ключ.
- Плавно и постепенно отпустить педаль.
Модели, которые оснащены исправными моторами и новыми аккумуляторами, заводятся очень быстро.
Как трогаться на механике
Для ученика, который пытается разобраться, как научиться водить машину на механике, самое сложное – это тронутся с места. Однако не стоит сильно зацикливаться на этом или переживать. Это намного проще, чем кажется. После получения определённых навыков, процедура станет обыденной.
Переключение на первую скорость
Чтобы начать двигаться по ровной поверхности, следует выполнить такие действия:
- Мягко выжать в пол педаль сцепления.
- Выбрать первую скорость и включить её.
- Левой ногой постепенно ослабить силу натиска на педаль. Одновременно с этим слегка нажать правой ногой на газ. Авто начнёт плавно и медленно двигаться.
- Ровно отпустить сцепление, нажимая с малой силой на газ.
Вот и всё! Машина трогается с места, и продолжает путь на первой передаче.
Как переключать передачи на механике
Для получения любого навыка необходима постоянная практика. Уже после нескольких первых уроков управлять транспортом с МКПП станет намного легче. Главное правило, которое нужно запомнить при переключении передач, – выжимать сцепление. Левая нога, находящаяся на педали, и правая рука, которая двигает рычаг, должны действовать одновременно и вместе. Как только рука коснётся рукоятки, отвечающей за переключение, нога сразу же перемещается на сцепление. Ещё одно правило: за сцепление отвечает только левая нога. Нажимать его нужно достаточно мягко до упора или в зависимости от марки авто. Передача переключается только после этого. Как только нужная передача включится, нога медленно отпускает педаль и возвращается на площадку для отдыха. Не нужно держать её постоянно на сцеплении. Вначале обучения всегда сложно привыкнуть к расположению скоростей, поэтому рекомендовано сначала смотреть на них, а уже потом переключать. Не стоит делать это интуитивно. Таким образом, удастся запомнить их положение, чтобы во время движения осуществлять все в автоматическом режиме. Тренироваться можно даже на стоянке с выключенным мотором. Рекомендовано хорошенько отработать этот навык, ведь смотреть на рычаг будет получаться не всегда. В дальнейшем, вождение на высоких скоростях с таким подглядыванием, особенно в городской черте, может привести к аварии.
Как определить, что пора переключать передачу
Для этого нужно обратить внимание на следующие факторы:
- Значение скорости на спидометре. Для каждой передачи предусмотрен свой скоростной диапазон. Его рекомендовано придерживаться. Если он высокий, то нужно переходить на повышенную передачу. Если низкий – на пониженную.
- Количество оборотов. Они указаны на тахометре. Во время спокойной езды мотор работает в пределах 2000-2500 об/мин. Как только они повышаются, двигатель начинает реветь. В таком случае, необходимо выбирать более высокую передачу. Когда обороты падают, работа транспорта становится нестабильной. Он запросто может заглохнуть.
- Звук двигателя. Это самый надёжный способ, указывающий на необходимость смены передачи. Подходит для новичков.
Каждый автовладелец обращает внимание на собственные факторы, так как начинают «чувствовать» машину. Начинающему водителю можно ориентироваться на скорость. Это самый простой способ, позволяющий своевременно принять правильное решение.
Как тормозить на механической коробке передач
Процесс торможения таких машин обладает своими особенностями:
- отпустить педаль газа;
- нажать на тормоз;
- выжать сцепление;
- если скорость невысокая, рычаг следует переместить в нейтральное положение, продолжая остановку нажатием на тормоз.
Когда возникает необходимость в экстренной остановке, то нажимают только педаль тормоза.
Как тормозить двигателем
Суть остановки транспорта с помощью двигателя заключается в том, чтобы понизить ступени для достижения оборотов, которые характерны для холостого хода. Изменять в меньшую сторону ступени допустимо с любой высокой на любую низкую, за исключением первой, задней. Для этого снижается скоростной режим до нужного значения, и осуществляется переключение.
Как тормозить ручником
Ручной тормоз нужен для того, чтобы удерживать автомобиль в положении стоя. При торможении ручником на высоких скоростях, как правило, блокируются задние колёса. В большинстве случаев, это приводит к заносам или полной потере контроля над управлением. Есть много печальных примеров с летальным исходом, когда водители использовали именно такой способ остановки транспорта. Тормозить ручником можно только в том случае, если педаль тормоза или другие механизмы вышли из строя.
Как ездить задним ходом
Все автомобили имеют только одну заднюю передачу. Они легко и быстро разгоняются при переходе на неё. По этой причине следует внимательно следить за машиной, когда она двигается задом. Задняя передача на разных моделях машин не всегда включается одинаково. Прежде, чем начать движение, обязательно смотрят на то, как она активируется с помощью рычага. Обычно, чтобы перейти на заднюю езду, нажимают колечко или кнопку, которая находится на рычаге коробки передач. Перед тем, как поехать задом, автомобиль останавливают. Иначе коробка может сломаться. С помощью простой инструкции можно понять, как водить машину на механике пошагово при включении заднего хода:
- Заведённую машину перевести на нейтральную скорость. Поставить её на ручник, чтобы она не укатилась. Иногда, вместо ручника нажимают на тормоз.
- Выжать сцепление.
- Включить заднюю передачу.
- Опустить ручник/тормоз.
- Плавно убрать ногу со сцепления.
Как только водитель убирает ногу с педали сцепления, авто начинает плавно катиться назад. Даже если он не нажмёт на газ, оно все равно будет продолжать движение. Когда необходимо ехать быстрее или же в гору, то можно дополнительно нажать на газ.
Использование ручника на подъёме
Очень часто приходится делать остановку на подъёме, например, на светофоре, в пробке. Поэтому, чтобы машина не покатилась назад, используют ручной тормоз. Порядок действий:
- Выжать сцепление.
- Перейти на первую передачу.
- Нажать на газ, довести двигатель до 1500-2000 об/час.
- Опустить ручник.
- Отпустить сцепление.
Как парковаться на механической КПП
Припарковать автомобиль с механической коробкой не намного сложнее, чем с автоматом. Здесь важно удостовериться, что транспорт не начнёт откатываться назад. Для этого следует выполнить:
- Выбрать парковочное место и подъехать к нему.
- Сцепление выжимают, нажимают на тормоз.
- Рычаг переводят в нейтральное положение.
- Постепенно отпускают сцепление.
- Мотор глушится.
- Снова нажимают на сцепление, переключают рычаг на первую передачу, отпускают педаль.
- Ручной тормоз подымается вверх.
- Нога убирается с тормоза.
Инструкторы не советуют в зимнее время ставить машину на ручной тормоз. Лучше оставить её на первой передаче. Есть риск, что механизм ручника примёрзнет, блокируя задние колёса.
Что нельзя делать на механике
Многие новички делают типичные ошибки, которые приводят к негативным последствиям:
- Не до конца жмут на сцепление.
- Долго держат педаль сцепления, даже при включённой скорости.
- Держат левую ногу на педали сцепления, не нажимая её.
- По привычке кладут правую руку на рычаг.
- Переходят на заднюю передачу при движении вперёд.
- Водят на высокой передаче, когда обороты удерживаются на низком уровне.
- Меняют передачи, не нажимая на сцепление.
- Резко бросают педаль сцепления.
Все эти действия могут привести к серьёзной поломке тех или иных механизмов, и стать причиной аварий. Если соблюдать правила и осторожность, то управление автомобилем с МКПП не вызовет сложностей. Каждая женщина научится водить машину на механике с нуля, если будет постоянно практиковаться. Это относится и к представителям мужского пола.
Случайные публикации в блоге
Что должно быть в автомобильной аптечке в 2023 году
Как побороть страх вождения
Как научиться ездить задним ходом
Как завести машину с механикой и автоматом правильно?
Если вы не пассажир такси или робокара с автопилотом, то, чтобы машина начала двигаться, ее необходимо сначала завести. Но как это сделать правильно, чтобы не навредить ни окружающим, ни автомобилю, ни себе?
- Что это и зачем?
- Перед запуском
- Механика
- Автомат
- Нюансы
Что значит завести машину?
Чтобы исправный автомобиль мог начать движение, не надо его толкать. Его надо завести. Точнее, включают двигатель, который и позволяет автомобилю самостоятельно ехать. Это очень важная, ответственная процедура, причем на машинах с механическими и автоматическими коробками передач она несколько различается.
👉 Если вы так делаете, то мотору скоро придет конец
Что необходимо сделать перед включением двигателя?
Независимо от типа коробки передач перед включением двигателя необходимо:
- Удостовериться, что капот и все двери автомобиля закрыты.
- Выбрать правильную, удобную посадку за рулем.
- Пристегнуться ремнем безопасности.
- Проверить, затянут ли стояночный тормоз, который включается рычагом между передними сиденьями или педалью у левого борта (на леворульных машинах) автомобиля.
Как завести машину: механика
Фото: Shutterstock
На автомобилях с механической коробкой передачи переключает водитель с помощью рычага и педали сцепления, крайней слева в блоке из трех педалей. В этом случае алгоритм запуска двигателя таков:
- Выжмите сцепление и с помощью рычага коробки передач включите нейтраль.
- Покачайте рычаг коробки передач вправо-влево. Если рычаг свободно перемещается в этом направлении, нейтральная передача включена. Делать это необходимо, чтобы после включения двигателя исключить самопроизвольный рывок автомобиля, который может быть чреват ДТП.
- Вставьте ключ в замок зажигания, который представляет собой металлическую деталь с прорезью (скважиной) для ключа. Как правило, замок зажигания располагается справа или слева на рулевой колонке, реже — на передней панели (торпедо) и еще реже — на напольной консоли между передними сиденьями. На многих современных моделях замок зажигания и ключ заменила подсвечиваемая светодиодом кнопка включения/отключения двигателя. На ней часто присутствует надпись «Engine start» или просто «Start».
- Не отпуская педаль сцепления, поворачивайте ключ в замке зажигания по часовой стрелке или нажмите кнопку запуска двигателя. Выжим сцепления не только дополнительная гарантия от самопроизвольного рывка автомобиля после включения мотора. В мороз выжим сцепления облегчает пуск двигателя. Поворачивать ключ надо той же рукой, которой вы вставили его в замок зажигания.
- Поверните ключ в замке зажигания во второе промежуточное положение, которое, как и первое, можно определить по легкому щелчку. Включатся приборы и индикаторы на панели. Но не двигатель!
- По включившемуся топливомеру удостоверьтесь в наличии горючего в баке. У моделей с дизельными двигателями дождитесь также, когда погаснет выполненный в виде оранжевой спирали индикатор прогрева свечей накаливания.
- Поверните ключ в замке зажигания в крайнее положение, в котором ключ становится подпружиненным. За этим должен последовать запуск двигателя. У моделей премиум-сегмента с отличной шумоизоляцией салона определить это можно по отклонению стрелки тахометра, измеряющего обороты двигателя, от нулевой отметки. Нажимать на педаль газа при запуске двигателя не надо!
- Сразу после включения двигателя отпустите ключ зажигания! В противном случае можно повредить стартер, отвечающий за прокрутку мотора при запуске.
На моделях с кнопочным пуском двигателя вышеописанные операции с третьей по седьмую автоматизированы.
Как завести машину: автомат
Фото: Shutterstock
Классический автомат, робот с автоматизированными сцеплениями, вариатор — все это разновидности автоматической коробки передач (АКП). На автомобилях с такой трансмиссией нет педали сцепления, поскольку процесс переключения диапазонов в режиме «D» (Drive) происходит полностью автоматически. Соответственно, меняется алгоритм запуска двигателя:
- На современных моделях с АКП процедура запуска двигателя всегда начинается с нажатия на педаль рабочего (не стояночного, если таковой включается педалью!) тормоза. Без этого мотор откажется заводиться. Сделано это из соображений безопасности, чтобы предотвратить начало самопроизвольного движения автомобиля. В остальном порядок действий такой же, как на автомобилях с механической коробкой передач.
- Поверните ключ в замке зажигания во второе промежуточное положение, которое, как и первое, можно определить по легкому щелчку. Включатся приборы и индикаторы на панели. Но не двигатель!
- По включившемуся топливомеру удостоверьтесь в наличии горючего в баке. У моделей с дизельными двигателями дождитесь также, когда погаснет выполненный в виде оранжевой спирали индикатор прогрева свечей накаливания.
- Поверните ключ в замке зажигания в крайнее положение, в котором ключ становится подпружиненным. За этим должен последовать запуск двигателя. У моделей премиум-сегмента с отличной шумоизоляцией салона определить это можно по отклонению стрелки тахометра, измеряющего обороты двигателя, от нулевой отметки. Нажимать на педаль газа при запуске двигателя не надо!
- Сразу после включения двигателя отпустите ключ зажигания! В противном случае можно повредить стартер, отвечающий за прокрутку мотора при запуске.
👉 Если вы так делаете, то «автомату» скоро придет конец
На моделях с кнопочным пуском двигателя вышеописанные операции со второй по четвертую автоматизированы.
Нюансы при запуске двигателя
- Ключ зажигания служит и для снятия блокировки рулевой колонки, которая предусмотрена в качестве противоугонной меры при выключенном двигателе. Иногда блокировка срабатывает, когда руль находится в положении, препятствующем повороту ключа в замке зажигания при запуске мотора. В этом случае руль надо немного покачать из стороны в сторону, чтобы ключ мог нормально поворачиваться в замке зажигания.
- Если в вашем распоряжении несколько моделей одной марки, однотипные ключи зажигания можно перепутать, а «чужак» не позволит запустить двигатель. Чтобы избежать путаницы, используйте метки на ключах или брелоки разного дизайна.
Большинство начинающих водителей считают автомобиль с механической коробкой чем-то морально устаревшим, поэтому по умолчанию выбирают для себя «автомат». Некоторые современные автомобилисты даже представить боятся, что когда-нибудь им придется сесть за руль машины «на ручке». Они почему-то уверены, что автомобиль на механике постоянно глохнет, дергается и при любом удобном случае обязательно откатывается назад.
Спешим вас уверить, что это далеко не так. При правильной работе педалями технически исправный автомобиль на механике ведет себя совершенно корректно — достаточно лишь немного потренироваться. О том, как правильно действовать, чтобы начало движения на механике было мягким и плавным, расскажем в этой статье. Вы также узнаете о преимуществах авто с МКПП, роли сцепления, как тормозить коробкой… и еще много-много интересного. Пристегните ремни! Поехали!
Как работает «механика»
Механическая коробка — это простейший трансмиссионный агрегат из ныне существующих. МКПП в большинстве случаев представляет собой пяти- или шестиступенчатый цилиндрический редуктор, в котором переключение передач осуществляется в ручном режиме. Для подключения привода колес и переключения скоростей во время движения в машине для этого предусмотрена третья педаль (кроме тормоза и газа) — сцепление.
Педаль сцепления необходима для соединения коробки переключения передач с двигателем и для их разъединения. При соединении через редуктор КПП крутящий момент от двигателя передается к ведущим колесам автомобиля. Педаль сцепления необходимо нажимать перед каждым переключением скорости.
Когда педаль сцепления нажата, двигатель разъединяется от коробки передач — в этот момент водитель при помощи рычага переключения передач выбирает нужную скорость. Когда педаль сцепления отжата (отпущена) двигатель соединяется с коробкой передач, и автомобиль начинает движение.
С помощью той самой «ручки» водитель выбирает нужные пары шестерен, которые входят в зацепление с приводами от мотора и колес. Шестерни редуктора КПП подобраны так, чтобы обеспечить оптимальный крутящий момент (вращающая сила двигателя) на колесном приводе при разных режимах движения. Для первых скоростей задействованы понижающие шестерни, чтобы главная передача вращалась медленнее, но с большей тягой.
Преимущества авто с МКПП
Популярность ручной (механической) коробки переключения передач среди россиян с каждым годом снижается. Молодежь при поступлении в автошколу все чаще выбирает в качестве учебного транспортного средства автомобиль с автоматической трансмиссией, даже не догадываясь что у старой доброй «механики» есть свои преимущества:
- Надежность. Механическая коробка передач всегда считалась наиболее надежной системой управления. Не случайно все спортивные авто оборудованы «механикой».
- Более низкие эксплуатационные расходы. Конструкция механики проще, поэтому ремонт и обслуживание авто с такой коробкой обойдется владельцу дешевле. Да и сам автомобиль с МКПП стоит дешевле авто аналогичной марки и комплектации на «автомате». Замена масла в МКПП требуется гораздо реже.
- Разгон. Поскольку переключение между скоростями происходит принудительно, то время разгона легкового автомобиля на механике сокращается.
- Экономия топлива. Расход топлива у авто с механической коробкой передач обычно меньше. Автомат может то и дело менять передачи в зависимости от настроек и режима работы, что увеличивает расход топлива и нагрузку на двигатель.
- Предсказуемое управление. При обгоне машина на механике ведет себя более предсказуемо, поскольку электроника не принимает участия в управлении скоростями.
- Пуск двигателя с толчка. Если у авто с механикой разрядился аккумулятор или сломался стартер, двигатель можно завести с толкача.
Как правильно трогаться на механике — пошаговая инструкция
1. Знакомство с расположением узлов управления. Перед началом движения следует отрегулировать сиденье и пристегнуть ремень безопасности. Если позволяют погодные условия, можно открыть окно, чтобы лучше слышать работу двигателя.
Попробуйте нажать педаль сцепления и плавно отпустить. Повторите процедуру несколько раз, чтобы движение стало понятным. Прежде чем начинать движение на автомобиле с механикой, необходимо понять и твердо запомнить расположение и назначение педалей тормоза и газа.
Напомним расположение педалей:
Слева — сцепление (эту педаль следует нажимать левой ногой). Посередине — тормоз, справа — газ (эти педали следует нажимать правой ногой).
2. Подготовка к старту.Перед пуском двигателя убедитесь, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении (рукоятка находится в нейтрали, если она не зафиксирована в одном положении и легко перемещается вправо-влево). Если выбрана другая позиция, то нужно перевести ее в нейтраль, полностью выжав педаль сцепления. Только после этого можно переходить к запуску двигателя.
3. Запуск двигателя. Чтобы избежать скатывание автомобиля (если авто находится на неровной поверхности), нажмите и удерживайте педаль тормоза или поставьте автомобиль на ручной тормоз.
Вставьте ключ в замок зажигания и поверните в положение ON. На приборной панели загорятся световые индикаторы. Через пару секунд индикаторы, предупреждающие о неисправностях или необходимости произвести какие-то действия по обслуживанию автомобиля, должны погаснуть.
Как только это произойдет, можно поворачивать ключ зажигания дальше по часовой стрелке до тех пор, пока стартер не запустит двигатель. Стартер — это электродвигатель, раскручивающий вал двигателя для запуска. Как только двигатель заведется, отпустите ключ — пружина в замке зажигания вернет его в положение ON, отключая стартер.
Заведенный двигатель будет работать в режиме холостого хода (без нагрузки) до тех пор, пока водитель не предпримет дальнейших действий для начала движения на авто с механической коробкой. На холостом ходу обороты исправного автомобиля будут находиться в диапазоне от 600 до 800 оборотов в минуту. В холодное время года обороты во время прогрева мотора увеличиваются, однако по мере прогрева двигателя самостоятельно опускаются до номинальных.
4. Начало движения на механике: Полностью выжмите педаль сцепления и включите первую передачу, удерживая левую ногу на педали сцепления. Обычно для включения первой скорости нужно переместить рукоятку влево, а затем двинуть вперед до фиксации. Схема расположения передач всегда есть на верхней части рукоятки (если владелец автомобиля не внес изменения в конструкцию рычага МКПП).
Теперь можно начинать трогаться. Для этого максимально плавно отпускайте педаль сцепления. Двигатель начнет снижать обороты. Продолжайте медленно отпускать сцепление до тех пор, пока автомобиль не начнет движение вперед — этот момент (момент касания диска сцепления) называется «точкой схватывания».
Чтобы начать уверенное движение с места, начинайте мягко и плавно нажимать педаль газа. Важный момент: Отпускать педаль сцепления и нажимать педаль газа нужно одновременно — в этом случае начало движения на механике будет максимально плавным, без рывков. Если слишком резко бросить сцепление, и не дать достаточное количество топлива, то двигатель заглохнет.
Однако не стоит слишком усердно давить на педаль газа, не успев до конца отпустить педаль сцепления. Такие действия приведут к ускоренному износу сцепления.
Если в процессе знакомства с механикой вы несколько раз заглохли, не нужно расстраиваться. Достаточно проделать эту процедуру несколько раз, чтобы начало движения было плавным. Опять же, у разных автомобилей педаль сцепления работает по-разному (из-за разной регулировки, разного износа диска и т.д.). Нужно просто привыкнуть.
5. Переключение передач на механике. Как только автомобиль раскрутит двигатель (число оборотов увеличится до 2500 и появится характерный звук мотора), включайте вторую передачу. Для этого отпустите педаль газа, левой ногой полностью выжмите педаль сцепления и переключите рычаг в соответствующее положение. Затем плавно, но достаточно быстро отпускайте сцепление, параллельно нажимая на педаль газа.
Как на механике правильно трогаться в гору
Начало движения в гору — отдельный навык, требующий тренировки. Не случайно на практическом экзамене в ГИБДД отработке данного умения посвятили отдельное упражнение — Начало движения на подъеме и на спуске (эстакада).
Если получилось так, что вы остановили автомобиль на уклоне (так, что передняя часть авто смотрит в сторону подъема), начинать или возобновлять движение нужно по другой схеме.
Первый вариант — тронуться в гору при помощи тормоза. Для этого левой ногой нажмите педаль сцепления, а правой — педаль тормоза. Для начала движения включите первую передачу и плавно отпускайте сцепление, пока не почувствуете, что сцепление начало схватываться. Удерживая педаль сцепления в точке схватывания, отпускайте тормоз и нажимайте на газ.
Второй вариант — начало движения в горку с применением стояночного тормоза (ручника). Чтобы тронуться в горку при помощи ручника, выжмите сцепление и включите первую скорость. Плавно отпускайте сцепление, пока не почувствуете, что сцепление начало схватываться (передняя часть автомобиля начнет слегка приподниматься), затем опустите ручник и плавно нажмите на газ.
Как тормозить двигателем на механике?
Чтобы во время движения снизить скорость, нужно:
- отпустить педаль газа
- нажать тормоз до снижения оборотов двигателя до показателей холостого хода
- выжать сцепление
- переключить коробку на пониженную ступень
Если изначальная скорость была высокой, то передачи следует переключать поочередно, пока не дойдете до первой передачи.
Если скорость была небольшой, чтобы полностью остановить автомобиль на механике, достаточно выжать сцепление, включить нейтральную передачу и произвести остановку транспортного средства дальнейшим нажатием тормоза.
Важный момент: При торможении обороты двигателя не должны опускаться ниже показателей для холостого хода, иначе автомобиль начнет вибрировать и заглохнет.
Сделать быструю остановку можно на любой передаче, переведя коробку в нейтраль и нажав тормоз. Однако в этом случае контроль над управлением ослабевает.
Новичок должен запомнить с первых уроков одно важное правило: торможение на механике — это движение на передачах до полной остановки. Движение накатом необходимо полностью исключить из повседневной езды, поскольку оно небезопасно, ведь если у вас неактивна педаль газа, то теряется возможность тормозить двигателем или ускоряться в случае необходимости.
Как правильно заводить авто с ГБО
Газомоторное топливо отличается от бензина по целому ряду параметров, поэтому запуск автомобилей с ГБО имеет свои нюансы. Сразу переключиться на газ и начать движение можно только в том случае, если газобаллонное оборудование относится к пятому поколению и выше. В таких системах пуска пропан-бутан подается в двигатель в жидком виде. Если в машине установлена более простая версия ГБО, то заводить мотор придется на традиционном топливе, и только после прогрева можно переключаться на газ.
Современное ГБО оснащено электронным блоком управления, который сам отвечает за выбор топлива. Водителю остается лишь включить стартер.
Как завести механику «с толчка»
Возможность завести двигатель «с толчка» — одно из преимуществ легковых автомобилей на механике. Если неожиданно разрядился аккумулятор или вышел из строя стартер, завести машину можно вращением коленвала. При вращении колес коленчатый вал двигателя раскручивается без помощи стартера, и при достижении определенного количества оборотов происходит воспламенение топливной смеси и запуск двигателя.
Чтобы завести механику «с толчка», нужно:
- Выжать сцепление
- Включить вторую передачу
- Повернуть ключ в замке зажигания
- Разогнать авто до скорости более 10 км/ч
- Резко отпустить сцепление и одномоментно нажать педаль газа
Двигатель заведется, пусть и с рывком, но после этого машина начнет полноценное движение.
Как долго нужно прогревать авто на МКПП
Современные автомобили оборудованы системой электронного впрыска топлива, которая регулирует подачу топливно-воздушной смеси в автоматическом режиме. Это позволяет двигателю быстро развивать устойчивые обороты. В инструкциях некоторых автопроизводителей даже есть рекомендации, согласно которым начинать движение можно сразу после запуска двигателя зимой. Однако речь в большинстве случаев идет о европейских зимах, когда температура редко опускается ниже +5°С.
В условиях холодной русской зимы специалисты все же рекомендуют прогревать двигатель в течение 2-5 минут. При средней температуре -10°С двигателю достаточно трех минут прогрева для выхода на нормальный рабочий режим. Если за окном -20°С и более, прогревать авто следует не менее 5 минут.
Как тормозить коробкой и ручником
Умение тормозить двигателем — жизненно необходимый навык водителя авто на механике. Особенно важно уметь это делать, когда на дороге гололед.
Принцип торможения коробкой заключается в ступенчатом понижении передач при достижении оборотов, приближенных к значениям холостого хода. Торможение двигателем на льду является наиболее безопасным способом, поскольку при нажатии на педаль тормоза возникает риск блокировки колес, что приводит к потере контроля над управлением на ледяной поверхности.
Что касается стояночного тормоза (ручника), то он предназначен для удерживания авто в неподвижном состоянии. Торможение ручником на высокой скорости приводит к заносу и потере управления. Прибегнуть к торможению ручником можно лишь в экстренном случае и при небольшой скорости движения.
Автоматическая коробка постепенно вытесняет МКПП. Из-за этого у многих начинающих водителей могут возникнуть трудности с тем, как запустить машину с механической коробкой. Чтобы этого не произошло, самое время напомнить о том, как это делается из руководства, которое подготовила автошкола Наставник в СПБ.
Пошаговая инструкция запуска
Завести машину с механикой не сложнее, чем любой кроссовер на автомате. Важно соблюдать определенные меры предосторожности и делать все строго по инструкции:
- Установите рычаг МКПП в положение нейтрали. Для этого выжмите сцепление и переведите рукоятку коробки передач в среднее положение.
- Удерживайте автомобиль от скатывания педалью тормоза или установите ручной тормоз.
- Поверните ключ в положение ON. На приборной панели зажгутся все лампы, но многие потухнут через пару секунд, сигнализируя о том, что все системы исправны.
- Поверните ключ зажигания в положение START и держите его в таком положении до тех пор, пока не запустится мотор. Это положение включает стартер, чтобы запустить двигатель. Стартер – это электродвигатель, который раскручивает коленчатый вал. При достижении коленвалом 200 об/мин смесь в цилиндрах начнет воспламеняться и будет толкать поршни самостоятельно.
- Сразу после запуска двигателя, отпустите ключ, и он под действием пружины в личинке замка сам вернется в положение ON, отключая стартер.
Теперь мотор будет работать в режиме холостого хода, «ожидая» от водителя дальнейших действий. Холостой ход – это режим работы без нагрузки. Обороты при этом будут равны величине от 600 до 800 об/мин. Возможно завышение оборотов до прогревочных – 1200-1500. По мере прогрева двигателя они сами спадут до номинальных.
Если вы только планируете пойти учиться на права, каталог курсов вождения СПБ garagespb.com, поможет подобрать лучший вариант в Питере.
Запуск холодного мотора
Самым сложным является пуск холодного двигателя, особенно, если машина оснащена карбюраторным двигателем. Отличие карбюратора от инжектора в том, что образование смеси происходит внутри сложной механической системы – карбюратора. Бензин поступает в виде крупных капель и уже во впускном коллекторе, смешиваясь с воздухом под воздействием разряжения, распадается на мелкие капли.
В инжекторе же, бензин поступает под большим давлением через форсунки, управляемые электроникой. Впрочем, карбюратор постепенно уходит в прошлое и уже не актуален. Но у инжектора, хоть и редко, но проявляются те же проблемы:
- Первая проблема нередко происходит из-за ошибок самого водителя. Перед запуском холодного мотора, необходимо разогреть электролит в аккумуляторе и слегка улучшить его пусковые показатели на время. Для этого включите дальний свет на несколько секунд и только затем пробуйте запускать мотор. Во время запуска нужно выжимать педаль сцепления и плавно отпускать, когда двигатель начнет свою работу. Выключенное сцепление позволяет снизить нагрузку на мотор, отсоединяя его от коробки передач.
- Вторая проблема – это неудачные пуски и все, что с ними связано. Пауза между первыми двумя попытками должна быть не менее 5 секунд и каждый раз это время должно удваиваться, чтобы не истратить всю энергию аккумулятора сразу. После трех неудачных пусков свечи будут в бензине, и чтобы увеличить шансы на успех, рекомендуется 4-ый запуск двигателя произвести в режиме продувки цилиндров.
- Третья – невозможность провернуть коленчатый вал. Если вал вращается с трудом, то вязкость масла подобрана неправильно. Вязкость подбирается в зависимости от климатических условий. К примеру, масло с вязкостью 5W40 будет считаться всесезонным, но не подойдет для жарких стран или условий крайнего севера. Лучше использовать его в умеренных широтах. А вот вязкость 0W30 идеально подходит для отрицательных температур. Но подбирать масло нужно по специальной таблице вязкости.
Продувка выполняется следующим образом:
- Выжмите педаль газа в пол.
- Включите стартер.
- Если двигатель не запускается, постепенно отпускайте педаль газа. Стартер при этом должен работать.
Внимание! Не допускается вращение стартера более 10 секунд. Иначе он попросту сгорит. Оптимальное время – 3-5 сек.
В этот момент двигатель должен завестись. При выжатой педали газа, цилиндры начинают проветриваться огромным количеством воздуха. Электроды свечей мгновенно высушиваются и включаются в работу.
Как долго нужно прогревать машину?
Прогрев – важная часть работы двигателя в холодное время года. Дело в том, что все трущиеся детали в силовом агрегате имеют определенные зазоры, которые сокращаются по мере выхода мотора на рабочую температуру (90 градусов Цельсия). Следовательно, режим работы с ненормальными зазорами является для двигателя экстремальным и недопустимым, и, в связи с этим, его принято прогревать, прежде чем начинать движение. Особенно, в мороз.
Вторая проблема – это вязкость масла. Смазка при отрицательных температурах становится слишком густой, из-за чего не всех детали мотора хорошо смазываются. Возникает масляное голодание, которое губительно влияет на состояние двигателя в целом.
Важно знать! Проверку уровня масла лучше всего осуществлять на горячем моторе, так как показания на холодном будут отличаться на 100-150 мл.
Время прогрева зависит от температуры окружающего воздуха. Для лета и легкого осеннее похолодания в прогреве двигателя нет особого смысла. Допускается начинать движение сразу после падения оборотов до холостых. Но при этом мотору нельзя давать большую нагрузку. Нужно плавно двигаться с небольшой скоростью и оборотами до тех пор, пока температура не поднимется о 90 градусов Цельсия.
В зимнее время прогрев выполняется на холостом ходу. Зависимость времени прогрева от температуры отражена снизу:
- -10 градусов – 5 минут;
- -20 градусов – 10 минут;
- -30 градусов – 15-20 минут;
Чем холоднее на улице, тем дольше мотор должен прогреваться.
Внимание! Некоторые автомобили практически не прогреваются при работе на ХХ (об этом будет сказано в руководстве по эксплуатации). Чтобы вывести их на рабочую температуру, достаточно начать движение и увеличить температуру двигателя легкой нагрузкой.
Как правильно запускать машину, оборудованной ГБО?
Газовое топливо имеет другие свойства и октановое число, по сравнению с бензином. А потому, моторы с установленным ГБО имеют свои особенности при запуске. Запустить двигатель на данном виде топлива сложно, поэтому бывалые водители предлагают вначале произвести пуск на бензине, прогреть мотор и затем уже переключиться на газ. Другой вариант – установить предпусковой подогреватель. Он значительно облегчит процесс.
Впрочем, на газовом топливе двигатель запустить на холодную можно – при первых признаках воспламенения смеси, ДВС «разгоняют» путем нажатия на педаль газа и выводят на устойчивые обороты. Если пуски были неудачными, следует прекратить их, выждать время и попробовать еще раз, но уже на бензине. В противном случае, под капотом будет сильная загазованность, которая может привести ко взрыву.
Современное ГБО имеет свой блок управления и переключатель, который сам решает, когда переключиться на бензин, а когда на газ. Он «знает», как правильно заводить такой мотор в заданных условиях. Такие системы делают всю необходимую работу в процессе пуска за водителя. Шоферу остается лишь включить стартер и спокойно завести двигатель.
Пуск двигателя «с толкача»
Если в машине сел аккумулятор или неисправен стартер, запустить двигатель можно, вращая коленчатый вал при помощи колес. Для этого машину толкают, колеса раскручивают коленчатый вал двигателя, имитируя работу стартера, после чего происходит воспламенение смеси и дальнейший пуск двигателя.
Порядок действий выглядит следующим образом:
- Включите 2-ю или 3-ю передачу.
- Выжмите сцепление и включите зажигание.
- Несколько человек толкают машину, разгоняя ее до 10-20 километров в час.
- При достижении максимально возможной скорости, необходимо резко бросить сцепление и нажать педаль газа. Произойдет рывок, но воспламенение произойдет. Двигатель запустится, и машина начнет движение самостоятельно.
Из-за использования человеческой силы данный способ и получил название «с толкача».