Пошаговые руководства по приложениям

#Руководства

  • 18 июл 2018

  • 1

Платформа Android открытая, поэтому каждый может написать своё приложение и распространять его через каталоги программ. Все инструменты бесплатны.

 vlada_maestro / shutterstock

Анатолий Ализар

Пишет про разработку в Skillbox Media. Работал главным редактором сайта «Хабрахабр», ведёт корпоративные блоги.

Язык программирования для мобильной разработки на Android очень простой — это Java. Сейчас Google активно продвигает Kotlin как язык, который сможет заменить Java. Приложения пишут и на C++.

Создание простейшего приложения состоит из нескольких этапов:

  • проект в Android Studio;
  • создание пользовательского интерфейса;
  • добавление активностей, навигации и действий;
  • тест-драйв приложения в эмуляторе.

Первым делом установите программу Android Studio. Это официальная среда разработки (IDE) для Android, она работает на Windows, macOS и Linux. Хотя при разработке программ для Android можно использовать и другие среды, кроме Android Studio.

Если на компьютере не установлены Android SDK и другие компоненты, то Android Studio автоматически скачает их. Android SDK — это среда программирования, в которую входят библиотеки, исполняемые файлы, скрипты, документация и т.д.

Android SDK компилирует код вместе с любыми данными и ресурсами в файл с расширением .apk. Он содержит всё необходимое для установки приложения на Android-устройство.

Полезно установить и эмулятор Android, чтобы запускать и тестировать приложения. Эмулятор поставляется в комплекте с Android Studio.

Когда все инструменты установлены, можно создать первый проект. Но сначала нужно разобраться с основными понятиями.

Android-приложение состоит из четырёх компонентов. Каждый компонент — это точка входа, через которую система или пользователь может получить доступ.

  • Активность (activity) — элементы интерактивного пользовательского интерфейса.
    Одна активность задействует другую и передаёт информацию о том, что намерен делать пользователь, через класс Intent (намерения). Активности подобны веб-страницам, а намерения — ссылкам между ними. Запуск приложения — это активность Main.
  • Сервис (service) — универсальная точка входа для поддержания работы приложения в фоновом режиме.
    Этот компонент выполняет длительные операции или работу для удалённых процессов без визуального интерфейса.
  • Широковещательный приемник (broadcast receiver) транслирует нескольким участникам намерения из приложения.
  • Поставщик содержимого (content provider) управляет общим набором данных приложения из файловой системы, базы данных SQLite, интернета или другого хранилища.

Теперь попробуем сделать своё приложение для Android.

Выбираем название приложения, домен компании, путь к проекту и название пакета. Указываем, включить ли поддержку опциональных языков программирования C++ и Kotlin.

Задаём одну или несколько целевых платформ для сборки. Для этого используется SDK и AVD, менеджер виртуальных устройств Android. Инструмент позволяет устанавливать в SDK пакеты, которые поддерживают несколько версий ОС Android и несколько уровней API (интерфейсов программирования приложений).


Справка

Чем ниже версия Android, тем больше устройств, на которых приложение запустится. Чем выше версия, тем богаче функциональность API.


Выбираем основную активность, которая будет запускаться при нажатии на иконку приложения, и даём ей имя.

После нескольких минут сборки Android Studio открывает интерфейс IDE. Здесь три основных момента.

Если выбрать в выпадающем меню вид Android, то вы увидите файлы проекта. Например, наша основная активность называется app > java > ru.skillbox.skillboxapp > FullscreenActivity. При создании проекта мы указали вместо активности Main полноэкранную активность.

Далее можно посмотреть файл app > res > layout > activity_fullscreen.xml. Это XML-файл с макетом для UI нашей основной активности.

Наконец, третий важный файл app > manifests > AndroidManifest.xml описывает фундаментальные характеристики приложения и определяет все его компоненты.

<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?>
<manifest xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android"
    package="ru.skillbox.skillboxapp">

    <application
        android:allowBackup="true"
        android:icon="@mipmap/ic_launcher"
        android:label="@string/app_name"
        android:roundIcon="@mipmap/ic_launcher_round"
        android:supportsRtl="true"
        android:theme="@style/AppTheme">
        <activity
            android:name=".FullscreenActivity"
            android:configChanges="orientation|keyboardHidden|screenSize"
            android:label="@string/app_name"
            android:theme="@style/FullscreenTheme">
            <intent-filter>
                <action android:name="android.intent.action.MAIN" />

                <category android:name="android.intent.category.LAUNCHER" />
            </intent-filter>
        </activity>
    </application>

</manifest>

Созданное нами приложение — это одна активность, которая запускается в полноэкранном режиме и не имеет графических элементов.

Запускаем на Android-устройстве или в эмуляторе.

Смартфон или планшет для этого подключаем в режиме USB-отладки, которая активируется в Настройках разработчика в меню Настройки.

Для запуска в эмуляторе нажимаем в Android Studio кнопку Run в меню Run (Shift+F10). Выбираем подходящее устройство и версию ОС, портретную или ландшафтную (альбомную) ориентацию.

Android Studio установит эмулятор и запустит его.

Пользовательский интерфейс Android-приложения создаётся через иерархию макетов (layouts, объекты ViewGroup) и виджетов (объекты View). Макеты управляют расположением дочерних виджетов на экране. Сами виджеты — это непосредственно компоненты UI: кнопки, текстовые поля на экране и т.п.

Интерфейс активностей создаётся в Android Studio в редакторе макетов (Layout Editor) и хранится по большей части в XML-файлах.

  • Открываем файл app > res > layout > activity_fullscreen.xml.
  • Добавляем на экран из палитры (Palette) виджеты перетаскиванием мышью.
  • Например, берём текстовое поле (PlainText). Это виджет EditText, куда пользователь может вводить текст.
  • Добавляем кнопки и другие нужные элементы.

Также на экран можно перетащить кнопки и другие элементы.

Предположим, мы создали активность с текстовым полем и кнопкой «Отправить». После этого нужно написать, что конкретно будет происходить при нажатии кнопки «Отправить».

  • Заходим в код app > java > FullscreenActivity.
  • Добавляем метод SendMessage() в класс FullscreenActivity, чтобы при нажатии на кнопку вызывался этот метод.
  • Создаём намерения (класс Intent) для перехода от одной активности к другой, новые активности, навигацию и всё остальное, что необходимо для приложения.

И, конечно, начинаем мечтать, как монетизировать приложение.

Научитесь: Профессия Мобильный разработчик
Узнать больше

Почему вы хотите создать мобильное приложение? Вы хотите достичь таких же результатов, как и другие предприниматели, или вы столкнулись с проблемой, которую, по вашему мнению, можете решить? Ответ на этот вопрос определит, будет ли ваше приложение успешным или нет.

Вот руководство, с которого можно начать, но учтите, что оно может помочь не всем. Это основано на моем более чем трехлетнем опыте работы с предпринимателями, помогая им создавать и продавать свои мобильные приложения. Возьмите из нее то, что подойдет вам. Важная часть — начать.

Шаг 1: Найдите идею или проблему.

Если у вас уже есть идея приложения, переходите ко второму шагу. Если нет, то читайте дальше. Хотите создать приложение, но у вас нет идеи для приложения? Что вам действительно нужно, так это проблемы, и они повсюду!

Успешные предприниматели решают проблемы так, как мы не могли себе представить. Когда вы оглядываетесь вокруг, все продукты и услуги, которые вы используете, были созданы для решения проблемы. Вы хотели быстрее добраться из одного места в другое, у вас есть машина. Вы хотели быстрее добраться из одной страны в другую, у вас есть самолеты.

Так что ищите проблемы в вашей повседневной жизни и перечислите каждую проблему. Как только у вас будет исчерпывающий список, начните думать о том, как вы можете их разрешить, и составьте список наиболее подходящих.

Шаг 2: Определите необходимость вашего приложения.

Проверка докажет, что спрос на ваше приложение существует. Вы можете проверить свою идею, используя инструмент «Планировщика ключевых слов Google (Google Keyword Planner tool)», чтобы определить количество людей, которые ищут то, что вы пытаетесь сделать. Вы также можете создать лендинг страницу, которая будет широко освещать идею вашего приложения.

Шаг 3: Выложите поток и особенности.

Проверка идеи вашего приложения означает, что у вас есть то, что люди хотят использовать. Сейчас самое время описать детали вашего продукта в документе, или используйте инструменты для создания макета.

При изложении своей идеи на бумаге, не забудьте быть как можно более подробным. Внесите в список как пользователь будет перемещаться по приложению, а также все предполагаемые функции. Это поможет вашему разработчику четко понять ваши ожидания.

Шаг 4: Удалить неосновные функции.

После подготовки документа, посмотрите какие функции можно удалить. Предлагайте только основную идею вашего приложения. Не создавайте функции в первой версии приложения, которые «хорошо бы иметь», и которые всегда могут быть добавлены позже. Это поможет снизить первоначальные затраты на разработку, а также поможет вам быстрее выйти на рынок.

Шаг 5: Поставь дизайн на первое место.

Я слышал, как многие предприниматели говорят, что хотят очень простой дизайн и хотят сосредоточиться только на разработке приложения. Они не правы! Дизайн — это не только то, как выглядит ваше приложение, но и то, как пользователь будет воспринимать приложение. Vinod Khosla из Khosla Ventures может лучше всех объяснить это: «Дизайн — это способ сделать технологию полезной». Так что ищите разработчика, который ставит дизайн на первое место.

Шаг 6: Наймите дизайнера / разработчика.

Ищите компанию разработчиков, у которой есть большие дизайнерские таланты и сплоченная команда разработчиков. Принимая на работу разработчика, смотрите в интернете приложения, которые они создавали. Если вам действительно понравились их приложения, то скорее всего, они отлично подойдут на место разработчиков / дизайнеров.

Шаг 7: Создание учетной записи разработчика.

Вы должны зарегистрировать учетную запись разработчика в магазинах приложений, где вы будите продавать свои приложения. У вас есть возможность зарегистрироваться как частное лицо или как компания.

Шаг 8: Интеграция аналитики.

Аналитика поможет вам отслеживать загрузки, вовлечённость пользователей. Убедитесь, что вы используете такие инструменты, как Flurry, который доступен бесплатно, и Localytics, который имеет бесплатную и платную версию.

Шаг 9: Получите обратную связь быстро и импровизируйте.

Как только ваше приложение будет выпущено в магазин приложений, первые пользователи дадут вам представление о том, как улучшить ваше приложение. Улучшения и изменения должны быть постоянными, поэтому следите за отзывами пользователей и продолжайте улучшать приложение.

Шаг 10: Предоставьте особенности вашего приложения.

Вы создали одну версию приложения с ограниченными возможностями и только с основным предложением. Теперь настало время оценить и представить остальные функции, которые были оставлены в первоначальной версии. Благодаря аналитике и обратной связи вы узнаете, актуальны ли эти функции.

Эти шаги не являются священными, а скорее ориентиром для создания вашего приложения наиболее эффективным способом на основе моего опыта. Когда вы будете готовы начать, вы также должны знать, что создание мобильного приложения — самая простая часть. Привлечение клиентов — вот что является проблемой.

Статья была переведена вот отсюда.

Создать мобильное приложение легко, если понимать процесс. Можно сверстать самостоятельно, можно нанять команду, а можно найти другой способ, описанный в статье. Сегодня расскажем, какие ресурсы понадобятся для создания мобильного приложения и что нужно знать перед началом разработки, обязательно ли быть программистом и сколько стоит успешный релиз.

Мобильное приложение: зачем оно нужно

Мобильное приложение служит разным целям. Оно может быть основным продуктом бизнеса или дополнительным каналом привлечения клиентов. Например, мессенджер Telegram — это самостоятельное приложение-сервис, которое закрывает потребность пользователей в общении. А у супермаркета «Перекрёсток» другая ситуация: их приложение доставки второстепенно, потому что основной продукт — это розничные офлайн магазины. Однако при любой стратегии мобильное приложение приносит пользу: помогает развивать бизнес и увеличивать продажи.

Прежний способ продаж через сайт уже не отрабатывает на все сто. Во-первых, 56% всего мирового интернет-трафика забирают на себя пользователи мобильных телефонов. Во-вторых, многие предпочитают приложения классическим сайтам в браузере. То есть часть целевой аудитории не станет переходить на сайт за покупками, потому что не использует браузер. Получается, что, если у бизнеса есть мобильное приложение, он может охватить больше потенциальных клиентов.

Для некоторых стартапов создание мобильных приложений неизбежно, потому что идею можно реализовать только на смартфоне. Например, навигатор или шагомер. Такие бизнесы могут протестировать свои гипотезы и проверить спрос только с MVP приложения, о котором расскажем позже.

Как сделать мобильное приложение

Есть два основных способа создания мобильных приложений — кастомная разработка и при помощи конструкторов. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы и достойны изучения.

Важно отметить, что стартапу нерационально сразу создавать полноценное приложение, так как идея ещё не протестирована. Есть риск потратить время и деньги там, где нет спроса. Поэтому сначала готовят MVP приложения — минимально жизнеспособный продукт. Оно закрывает потребности пользователей и приносит доход создателю, но MVP включает только основные функции. MVP призван быстро и недорого проверить идею стартапа и спрос. Если все прошло успешно, то MVP улучшают и добавляют дополнительные функции. Более подробно про MVP можно почитать здесь.

Сборка на конструкторе

Это сервисы для создания мобильных приложений без разработки. Конструктор представляет собой библиотеку шаблонов, откуда можно выбрать готовые блоки и частично видоизменить их. Например, есть элемент «Меню», вы добавляете его в свое приложение, меняя названия самих пунктов и цвет шрифта. Алгоритм понятен, результат видно сразу, и никакого взаимодействия с кодом. Такие конструкторы называются no code.

Но есть еще версия со звездочкой, low code, где к готовым блокам можно добавить код. Такой вариант подходит, когда нужно сделать что-то нестандартное. В примере с меню кодом можно задать необычное расположение пунктов или добавить уникальный дизайн.

Сравнение low-code и no-code разработки

Сравнение low-code и no-code разработки

Главное преимущество конструкторов — скорость. Можно сделать приложение за 3-4 часа, если у него простая функциональность. Другой плюс — простота использования: в конструкторе есть готовые блоки, остается их выбрать и поменять доступные параметры.

Стоимость no code разработки — это палка о двух концах. С одной стороны, дешево, а с другой, вовсе нет. Создать мобильное приложение на конструкторе — это верхушка айсберга. Вскоре туда нужно будет вносить дополнительные элементы, а значит, привлекать разработчика и платить ему. Поэтому видимая дешевизна в начале пути обманчива. Это как с ремонтом в новостройке: можно сразу сделать качественный и дорогой, чтобы хватило на 10 лет, а можно дешево и на скорую руку, а через 2 года переделать. И не факт, что во втором случае получится сэкономить.

Создать приложение самостоятельно через конструктор недорого. Обычно конструкторы работают по системе подписки (в среднем 1000 рублей в месяц), а также предоставляют бесплатные ограниченные функции. Чаще всего это маленький набор шаблонов, при помощи которого почти невозможно сделать даже очень простое приложение. Или это бесплатный доступ ко всем шаблонам, но нельзя разместить приложение в магазине и управлять им.

Примеры сервисов для создания мобильных приложений

Обычно стартап выбирает сервис, отталкиваясь от необходимых функций, технических требований — под iOS или Android — и бюджета. Мы подобрали 3 конструктора для разных целей.

Логотип и дашборд из приложения Apps Global

Логотип и дашборд из приложения Apps Global

Apps Global. Российский сервис для создания мобильных приложений для малого и среднего бизнеса.

💰: 650-2 500₽https://apps-global.ru/в месяц.

📱: iOS и Android.

Функции: удобный модуль управления приложениями и сбора аналитики, можно подключить платежные системы Сбербанк, Яндекс, QIWI.

Логоти и скриншот компании Appypie

Категории мобильных приложений, которые можно создать в конструкторе Appypie и логотип компании

Appy Pie. Американский универсальный конструктор no-code для приложений, сайтов и чат-ботов.

💰: 999-2 999₽https://www.appypie.com/app-builder/pricing-planв месяц.

📱: iOS и Android.

Функции: широкий выбор блоков, обучающие видео по созданию разных приложений, возможность подключить программу лояльности, форум с единомышленниками.

Логотип иэкраны конструктора приложений iBuild App

Логотип и экраны конструктора приложений iBuild App

iBuildApp. Американский сервис для создания мобильных приложений, один из первооткрывателей рынка конструкторов.

💰: $23-$59https://russia.ibuildapp.com/pricing.php (~1 400-3 600₽) в месяц.

📱: iOS и Android.

Функции: удобная разбивка виджетов по категориям, имитация экрана телефона и встроенная опция тестирования приложения в процессе разработки.

Кастомная разработка

Такой вид разработки позволит создать приложение уникальным и непохожим на другие. Можно придумать какие угодно элементы, связки и дизайн, а команда воплотит их в реальность. Идеальный вариант, чтобы создать мобильное приложение со сложной структурой или не имеющее аналогов.

Сравнение приложений, созданных в конструкторе и разработанных кастомно

Конструктор 🥊 кастомная разработка

Кастомная разработка похожа на VIP тариф: особый подход к приложению и полное соблюдение требований заказчика. Можно воплотить все идеи, не заботясь, есть ли под них шаблоны или нет. Нестандартные фичи и корпоративный дизайн — это все отличительные черты кастомной разработки. К ней обращаются все те, кто планируют развивать и совершенствовать свое приложение. В отличие от конструктора, кастомная разработка позволяет масштабироваться и превращать MVP в полноценный продукт.

К минусам индивидуальной разработки относят длительность. Создать мобильное приложение с нуля — дело не одного дня и не одной недели. На MVP в среднем закладывают 4 месяца, и даже этот срок примерный. Длительность связана со сложностью процесса: приложение на каждом этапе прорабатывается до мелочей, по ходу реализации у заказчика могут меняться требования к проекту, да и про тестирование не стоит забывать.

Но кастомная разработка мобильных приложений — это тот случай, когда конечный результат оправдывает все затраченные ресурсы. Чуть ниже рассказываем детально, как мы в Purrweb подходим к этому процессу и сколько это стоит.

Какие функции можно сделать с кастомной разработкой

Кастомная разработка дает волю фантазии и позволяет создавать нестандартные фичи. Вот пример трех таких функций, которые мы в Purrweb разработали для заказчиков:

  1. Омниканальный чат для Grecha.pro. Приложение для общения рестораторов с поставщиками. Мы разработали нестандартный чат и настроили интеграцию с Телеграм. В чат можно сразу подключить представителя от ресторана и поставщика, а также приемщика и управляющего. Поставщик пишет в Телеграм, а сотрудники ресторана видят сообщения и отвечают в приложении Grecha.
  2. Соединение со станцией пауэрбанков для Energo. Приложение для аренды зарядных устройств. Настраивали связь между приложением и зарядной станцией с пауэрбанками, которую нам прислали для работы.
  3. Иерархия ролей пользователей для iZюматор. Образовательная платформа. Разграничивали набор функций для 5 пересекающихся ролей пользователей — студент, наставник, ассистент, админ, супервайзер.

Сравнение способов создания приложений 

Все еще сложно решить, где и как делать мобильное приложение? Для удобства мы проанализировали способы создания приложений и собрали основные тезисы в таблицу.

Кастомная разработка MVP В конструкторе
Функциональность Любая, можно реализовать самые новаторские идеи Ограниченная, можно использовать только готовые блоки
Дизайн Индивидуальный, с элементами корпоративного стиля Собственный, но в рамках изменяемых характеристик
Команда Разработчики, тестировщик, дизайнеры, проджект-менеджер Только фаундер
Время 3-5 месяцев 3-5 часов
Стоимость 1 800 000₽ Бесплатно с минимальным набором функций или подписка на сервис (~1 500₽ в месяц)

Кастомная разработка или конструктор? На вкус и цвет фломастеры разные. С одной стороны, конструктор кажется идеальным вариантом, потому что он простой и относительно дешевый. Однако при масштабировании или малейшем желании добавить уникальность потребуются дополнительные затраты. Собственная функция, дополнительный элемент и многое другое выходит за рамки возможностей конструктора. Поэтому, если приложение не самое примитивное, то обратиться к разработчикам все равно придется. Так почему бы не сделать это с самого начала? Ведь строить с нуля гораздо легче, чем исправлять готовое.

Инструкция по кастомной разработке мобильного приложения

Сделать приложение на конструкторе — интуитивно понятный процесс. А кастомная разработка мобильных приложений состоит из нескольких этапов и поэтому кажется более сложной. Она задействует больше специалистов и создает больше коммуникаций, но результат того стоит.

Создание мобильных приложений делят на 9 шагов, от подготовительного этапа до техподдержки приложения после релиза. Далее рассмотрим их более детально.

Шаг 1. Структурирование идеи

В IT тоже работает правило «семь раз отмерь и один раз отрежь». Перед поиском команды разработчиков распишите идею максимально подробно. Никто не сможет реализовать то, чего не знает сам фаундер. Зачем нужно мобильное приложение? Какие задачи будут решать пользователи при помощи приложения? Основные и второстепенные функции, способы монетизации, бюджет, партнеры, каналы распространения и другие параметры должны быть четко сформулированы.

Хороший инструмент, который помогает стартаперам оценить жизнеспособность проекта на ранних стадиях, — Business Model Canvas. Это таблица, в которой собраны основные вопросы бизнеса, на которые надо дать конкретные ответы. При составлении канвы предстоит и сегментировать клиентов, и структурировать расходы, и конкретизировать имеющиеся ресурсов. Полезный инструмент, который рассеет часть неопределенности и позже будет выступать опорой при разработке.

Незаполненная схема Business Model Canvas

Схема Business Model Canvas

Шаг 2. Выбор способа создания приложения

Перед поиском разработчиков определитесь, где будет работать мобильное приложение: на iOS, Android или на обеих платформах.

Можно пойти к фрилансерам, можно взять программиста в штат, а можно обратиться сразу к команде, внутри которой уже отлажены процессы. Мы в Purrweb разрабатываем кроссплатформенные приложения на фреймворке React Native. Если вы решите обратиться к нам, над вашим проектом будут работать разработчики, UI/UX-дизайнеры, тестировщик и проджект-менеджер. Менеджер будет координировать команду, следить за процессами и общаться с заказчиком.

Шаг 3. Составление плана работы

До начала работ пропишите план действий с дедлайнами. Согласуйте его со всеми участниками, чтобы сроки были адекватными и выполнимыми.

Назначьте промежуточные точки контроля. Не лишним будет также договориться о результатах на каждом этапе. Где-то это будет презентация, где-то макеты, где-то готовый код.

Договоритесь с исполнителями и зафиксируйте бюджет.

Скриншот из Asana c расписанием проекта

Расписание проекта в Asana

Шаг 4. Дизайн

Дизайн мобильного приложения состоит из двух этапов — UX и UI. UX (user experience) отвечает за логику действий пользователя. UI (user interface) — за внешний облик приложения: корпоративный стиль, цвета, шрифты.

Цель UX — создать интуитивно понятную навигацию. Пользователь должен не задумываясь приходить к цели. На этом этапе мы составляем майндмэп в Miro, чтобы подробно расписать логику действий пользователя в приложении.

Создавая UI, дизайнер опирается на примеры других приложений, которые понравились заказчику. Определяется основная цветовая гамма, отрисовываются кнопки, значки и иконки.

Сравнительная схема UX и UI мобильного приложения

Сравнение UX и UI дизайна

Результат дизайна — готовые экраны, которые разработчикам легко верстать, и UI-кит, на который можно опираться при масштабировании приложения.

Пример UI-кита мобильного приложения

Пример UI-кита мобильного приложения

Шаг 5. Разработка

У разработчиков есть экраны, подготовленные дизайнерами, которые они начинают превращать в код. Идут от общего к частному, от основных функций к второстепенным. Код изначально должен быть «чистым», то есть впоследствии легко изменяемым без потерь.

Мы делим разработку на спринты — двухнедельные отрезки. После каждого спринта показываем заказчику результаты и смотрим, как приложение работает на реальных устройствах.

Шаг 6. Тестирование

Тестирование идет неотрывно от разработки. Элемент верстается, затем тестируется, вносятся правки, и только потом верстается новый элемент. В коде один элемент цепляется за другой, который связан с третьим, и так далее. Поэтому нельзя сначала создать приложение, а потом начать его тестировать; это может быть чревато долгой работой над ошибками.

Помимо технического тестирования можно еще привлечь фокус-группу — незнакомых с проектом людей, которые подходят под описание ЦА. Взгляд со стороны поможет выявить ошибки и неточности, которые команда не заметила.

Смешная картинка про важность тестирования мобильного приложения

Тестирование — это важно

Шаг 7. Продвижение

Продвижение мобильного приложения может проходить и до, и после релиза. До публикации поработайте над оптимизацией описания в магазине приложений, чтобы приложение верно отображалось в поиске. На этом этапе также продумывается дальнейший маркетинг: выбор каналов привлечения новых клиентов и способов удержания старых.

Шаг 8. Релиз

Когда разработка окончена, приложение публикуют в магазинах приложений. Самые популярные — App Store и Google Play.

За размещение мобильного приложения на маркетах нужно платить. App Store просит 99$ ежегодно, а Google Play — 25$ единоразово. Эти расходы также стоит учесть на этапе планирования бюджета. А также траты на случай, если не получится с первого раза опубликовать приложение. Везде есть свои нюансы. Мы хорошо их знаем, потому что всегда доводим проекты до релиза и размещения на маркетах.

После релиза работа не останавливается. Наконец-то можно узнать, что пользователи думают о приложении. Стартап собирает обратную связь, она становится причиной изменений. Дальше мобильное приложение постоянно совершенствуется и обновляется.

Шаг 9. Техподдержка

Баги в мобильном приложении могут появляться из-за новых функций или обновлений самих iOS и Android. Техническая поддержка отвечает за исправление возникающих ошибок.

Как оценить стоимость индивидуальной разработки

Написать нам, а мы посчитаем 🙂

Стоимость разработки приложений зависит от нескольких факторов: функции, дизайн, команда. Чем больше функций и сложнее дизайн, тем дороже. Такая же история с разработчиками и дизайнерам: чем выше их квалификация и больше опыт, тем дороже стоят их услуги.

Подробнее о стоимости мобильного приложения.

Саммари

Мобильное приложение — мастхэв в настоящее время. На них приходится половина всего интернет-трафика.

Мобильное приложение можно сделать в конструкторе или разработать индивидуально с командой.

Конструктор — это сервис с набором готовых блоков, при помощи которых можно легко делать шаблонные приложения. Быстро и недорого, но с минимальными возможностями.

Кастомная разработка — это создание мобильных приложений под индивидуальные требования с нуля. Длительный процесс с командой из разработчиков, дизайнеров, тестировщика и проджект-менеджера, но с возможностью реализовать любую уникальную идею.

Процесс кастомной разработки мобильного приложения:

9-шаговый алгоритм создания мобильного приложения

Алгоритм создания мобильного приложения

Purrweb — это команда профессионалов, которая 8 лет занимается созданием мобильных приложений. Посмотреть наше портфолио можно здесь. Оставьте контакты в форме ниже, и наш менеджер рассчитает стоимость вашего проекта.

Свое мобильное приложение: от идеи до разработки, продвижения и развития

Время на прочтение
18 мин

Количество просмотров 7.2K

В этой статье я собираюсь объединить все свои знания и опыт, охватывая все этапы разработки мобильных приложений. В статье не будет кода, она будет полезной не только для Android, iOS и Flutter-разработчиков, но также тем, у кого нет опыта в программировании.

Несколько слов обо мне. У меня более 7 лет опыта работы в качестве iOS-разработчика в различных компаниях. В свободное время я создавал свои приложения, которые, сложно назвать успешными. Хотя технически они были выполнены неплохо, они не представляли собой качественного и полноценного продукта. Чтобы исправить это, я решил дополнить свои знания недостающим звеном и прошел обучение по продуктовому и маркетинговому менеджменту в Высшей школе экономики. Теперь у меня есть полное представление о работе с идеей приложения, его продвижении, а также огромный опыт разработки. В этой статье я хочу собрать все эти аспекты в одном месте. В первую очередь чтобы систематизировать эти знания для себя.

Перед тем как приступить я хотел бы сделать небольшое уточнение. Было бы здорово материал рассказать на примере проработки конкретной идеи, но объем статьи и так получился не маленьким, а с таким подходом она станет невероятно огромной. Поэтому, я сосредоточусь на основных моментах и расскажу о каждом шаге, объясняя, зачем эти шаги нужны. Если вам покажется, что какой-то информации недостаточно, вы всегда сможете найти дополнительные материалы в интернете.

Осторожно, будет очень много текста.


Оглавление

Шаг 1. Проработка идеи:

1.1. Краткое описание идеи
1.2. Анализ рынка
1.3. Анализ конкурентов
1.4. Анализ внешней среды
1.5. Выделение целевой аудитории
1.6. Описание продукта
1.7. Построение стратегии развития продукта
1.8. MVP и карта жизненного цикла продукта
1.9. Расходы
1.10. Unit-экономика
1.11. Собираем все Lean Canvas

Шаг 2. UX/UI:

2.1. Построение навигации приложения
2.2. Наброски экранов
2.3. Дизайн приложения

Шаг 3. Разработка:

3.1. Определение стека и архитектуры приложения
3.2. Выделение сервисов в приложении

Шаг 4. Аналитика приложения:

4.1. Падения приложения
4.2. Аналитические ивенты

Шаг 5. Продвижение:

5.1. Построение клиентского пути (Customer Journey Map — CJM)
5.2. Написание коммуникационной стратегии

Шаг 6. Развитие:

6.1. Еще раз про жизненную карту приложения


Шаг 1. Проработка идеи

1.1. Краткое описание идеи

Если у вас уже есть идея, то важно ее зафиксировать в виде 1-2 предложений, без деталей – они будут проработаны позже. В процессе анализа идея может трансформироваться во что-то иное, и это совершенно нормально. Главное – определить начальную точку, от которой будем отталкиваться.

Если идеи нет то вот небольшая подсказка где можно ее взять:

  • Обратите внимание на свои или чужие проблемы, «болевые точки», недостатки в определенных аспектах жизни, которые может решить или упростить приложение.

  • Устройте с друзьями или знакомыми мозговой штурм, чтобы вместе придумать что-то интересное.

  • Посмотрите на самые популярные приложения и подумайте, что в них можно улучшить или какие функции добавить.

  • Найдите приложения с низкими оценками, но без альтернатив в категории. Можно создать аналогичное, но лучшее.

  • Попробуйте объединить функции двух или более успешных приложений.

  • Найдите нишевые сообщества или специализированные отрасли, у которых нет подходящего приложения, и разработайте приложение для них.

  • Посетите хакатоны и мероприятия для стартапов, там можно найти, придумать классные идеи, а еще найти единомышленников и начать работу над проектом вместе.

  • Следите за общественными трендами и появлением новых технологий – это может стать основой для интересных идей.

  • Наблюдайте за повседневной жизнью – идея приложения может возникнуть из простого наблюдения.

1.2. Анализ рынка

Прежде чем определить, будет ли идея приложения пользоваться спросом, важно определить сегмент, к которому оно относится и изучить объем и тренды рынка, а также специфику выбранного сегмента. Для получения данных лучше обратиться к компаниям, которые специализируются на аналитике приложений, таким как sensortower.com, data.ai, prioridata.com, apptopia.com и другим. Если нет возможности взять данные у них, используйте различные источники в интернете. Чем более качественные данные вы соберете, тем лучше сможете сделать анализ и скорректировать идею и сделать приложение ближе к пользователю.

Делаем анализ категории и смотрим тренды:

  • Рост установок. Изучите динамику роста категории на протяжении определенного периода времени. Это может быть месяц, квартал, год и т.д.

  • Количество пользователей. Нужно оценить количество активных пользователей в данной категории приложений сейчас и раннее.

  • Доходность категории. Какой доход приносит данная категория приложений (в аналитике часто упоминается общий доход) сейчас и ранее?

  • Данные по странам. Полезным будет собрать информацию о популярности категории в разных странах, чтобы определить, на какие регионы стоит сосредоточиться при маркетинговых кампаниях.

  • Возрастная группа. Изучите статистику по возрастным группам пользователей, чтобы определить, какие аудитории наиболее активно используют приложения данной категории. Это поможет определить, на кого стоит ориентироваться.

  • Популярные идеи. Анализ трендов и наиболее популярных идей в категории, чтобы определить, какие функции и возможности могут заинтересовать пользователей.

  • и другое, все что найдете

1.3. Анализ конкурентов

Важно определить основных конкурентов и не основных. Далее проработка идеи будет делаться с оглядкой на то что они делают. Это поможет выявить те аспекты, которые пользователи ценят у конкурентов, и выделить уникальные черты вашего приложения, которые помогут выделить его на рынке.

Основные конкуренты — это те, кто предлагает схожие продукты или услуги, направленные на одну и ту же целевую аудиторию, и имеют сопоставимый рыночный долю.

Неосновные конкуренты — это те, кто предлагает продукты или услуги, отличающиеся от вашего приложения, но могут быть альтернативой для вашей целевой аудитории или имеют меньший рыночный долю. Также стоит учитывать новые стартапы, которые могут потенциально стать конкурентами в будущем.

После определения конкурентов делается 5 сил Портера. Анализ по модели Портера позволяет оценить степень конкуренции в отрасли и выявить возможности для развития.

И заключительным этапом анализа конкурентов это построение таблицы, в которой будут представлены основные характеристики приложения конкурентов. Можно включить такие параметры, как функционал, стоимость, монетизационная модель, пользовательский интерфейс, отзывы пользователей и т.д. Это позволит сравнить преимущества и недостатки каждого продукта и выявить возможности для дифференциации своего приложения

функционал

монетизация

интерфейс

рейтинг

и т.д.

Конкурент 1

Конкурент 2

Конкурент 3

1.4. Анализ внешней среды

Внешние факторы такие как экономическая ситуация, политический климат, социальные изменения, технологические тренды, пандемия и т.д. помогут прогнозировать возможные изменения в спросе и адаптировать стратегию разработки и продвижения приложения.

Анализ внешней среды можно сделать через PEST (иногда обозначают как STEP) анализ. Методику используют, чтобы изучить потенциальный рынок при выводе нового продукта, для оценки основных тенденций, а также для выявления рисков и возможностей.

1.5. Выделение целевой аудитории

Приложение делается, в первую очередь, для целевой аудитории, а во второую уже для себя. Важно понимать кто ваша целевая аудитория, чем живут и какие у них проблемы.

Определяем ядро целевой аудитории. Ядро целевой аудитории — это пользователи, которые наиболее вероятно заинтересуются вашим приложением и будут его активно использовать. Следом определяем дополнительные целевые группы, которые могут быть заинтересованы в вашем приложении, но в меньшей степени, чем ядро целевой аудитории. Это позволит расширить охват вашего приложения и увеличить его потенциальную аудиторию. Можно проанализировать смежные возрастные группы, интересы и потребности, которые могут быть удовлетворены вашим приложением.

Чтобы выделить ядро и дополнительные целевые группы, стоит учитывать такие факторы, как возраст, пол, образование, доход, географическое положение, интересы и поведенческие характеристики и др.

Нужно изучить и описать основные проблемы/»боли» вашей целевой аудитории, которые приложение может решить. Это могут быть неудобства, с которыми сталкиваются пользователи при использовании существующих приложений, нерешенные потребности или ожидания. Выявление и понимание этих проблем позволит создать приложение, который будет пользоваться спросом у аудитории и сможет конкурировать с существующими решениями на рынке.

Характеристики/описание группы 

Мотивы покупки боли/проблемы

Особенности покупательского поведения 

Точки контакта с продуктом 

Целевое ядро

Целевая группа 1

Целевая группа 2

Целевая группа 3

1.6. Описание продукта

Мы уже знаем наших конкурентов, и свою целевую аудиторию. Сейчас самое время дорабатывать идею которая была записана в самом начале. Приложение должно решать «боли»/проблемы целевой аудитории. Задача описать, как функционал вашего приложения поможет решить эти проблемы и удовлетворить потребности целевой аудитории. Можно привести конкретные примеры использования продукта, как он может улучшить опыт пользователей, сравнивая с альтернативами, доступными на рынке.

Эта творческая задача и нет универсального решения как лучше делать, могу предложить один из вариантов описания продукта через описание характеристик и выгод:

  • Базовые характеристики: основные функции и возможности приложения, которые обеспечивают его работоспособность и удовлетворяют базовые потребности пользователей.

  • Дополнительные характеристики: дополнительные функции (не относятся к базовым или основным) или возможности, которые могут привлечь внимание пользователей и улучшить их опыт взаимодействия с приложением.

  • Потребительские характеристики: функционал, направленный на удовлетворение потребностей пользователей, таких как удобство использования, интуитивный интерфейс, персонализация и т.д.

  • Потребительские выгоды: преимущества, которые пользователи получают от использования вашего продукта, такие как экономия времени, улучшение качества жизни, удовлетворение социальных потребностей, решение определенных проблем и т.д.

Дополнительно можно описать выгоды и преимущества вашего приложения. Может пересекаться с методом выше, в этом ничего страшного нет, оно еще дополняет предыдущий метод:

  • Потребительская ценность: это основная функциональность, которая решает главную потребность или проблему, которую призвано решить приложение.

  • Ключевые ценности/выгоды: наиболее важные преимущества продукта, которые делают его привлекательным для пользователей.

  • Источники ценностей: могут включать технические аспекты (например, используемые алгоритмы или производительность приложения), а также нетехнические факторы, такие как вовлечение сообщества или партнерство с другими компаниями.

  • Отличительные преимущества: уникальные особенности и преимущества продукта, которые выделяют его среди конкурентов и делают его предпочтительным для пользователей.

1.7. Построение стратегии развития продукта

Продолжаем прорабатывать идею. В этом процессе нам очень сильно поможет SWOT-анализ. Он поможет выявить сильные и слабые стороны продукта, возможности для развития, а также различные внешние угрозы, которые могут повлиять на успех приложения.

Если ограничиться только лишь написанием пунктов в графах Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats, SWOT-анализ не принесет пользы, и время будет потрачено зря. После составления списка сильных и слабых сторон, важно провести анализ, сопоставляя Strengths с Weakness и Opportunities с Threats.

Следующим шагом является написание стратегии развития приложения на основе результатов SWOT-анализа, подводя итоги анализа. При разработке стратегии стоит учитывать следующие рекомендации:

  • Сосредоточиться на ключевых аспектах, которые могут принести наибольшую ценность для вашего продукта. Это поможет оптимизировать использование ресурсов и увеличить шансы на успех.

  • Оценивать свои возможности, чтобы избежать чрезмерного оптимизма или пессимизма. При разработке стратегии учитывайте доступные ресурсы для реализации планов и принимайте решения, основанные на реальных возможностях.

  • Учитывать изменения на рынке. Рынок постоянно меняется, и стратегия развития продукта должна быть достаточно гибкой, чтобы адаптироваться к этим изменениям и использовать новые возможности.

1.8. MVP и карта жизненного цикла продукта

MVP (Minimum Viable Product) представляет собой версию приложения с минимальным набором функций, которые достаточны для удовлетворения потребностей ранних пользователей и получения обратной связи для дальнейшего его развития.

Задача описать важные функции приложения которые пойдут в первую версию приложения.

Здесь важно продумать, каким образом ваше приложение будет приносить прибыль. Стоит определиться, будет ли приложение платным или оно будет бесплатным для скачивания, но со встроенными покупками или подпиской. Если ваше приложение предполагает использование более полугода, то стоит обратить внимание на модель подписки. Кроме того, продажа эмоций также является успешным подходом: если вы сможете предложить пользователям эмоциональный опыт, это выгодно выделит ваше приложение среди конкурентов.

Следующий этап в этом шаге это описать жизненный цикл продукта, чтобы понять как будет развиваться приложение после MVP.

Жизненный цикл продукта (Product Life Cycle, PLC) – это последовательность этапов, через которые проходит приложение с момента его создания и выхода на рынок до его исчезновения.

Основные этапы жизненного цикла продукта:

  • Внедрение (Introduction): Продукт впервые появляется на рынке, активно проводится маркетинг и продажи. На этом этапе прибыль может быть низкой из-за начальных затрат на разработку и продвижение.

  • Рост (Growth): Продукт начинает активно завоевывать рынок, увеличивается численность пользователей, и прибыль начинает расти. На этом этапе важно оптимизировать процессы, расширять рынок и улучшать продукт.

  • Зрелость (Maturity): Рост продаж замедляется, продукт достигает пика своей популярности и прибыли. На этом этапе необходимо оптимизировать затраты, удерживать клиентов и искать новые возможности для роста, например, путем модификации продукта или расширения ассортимента.

  • Насыщение (Saturation): На этом этапе продажи стабилизируются, и рост начинает замедляться из-за насыщения рынка, усиления конкуренции или изменения потребностей пользователей. Важно мониторить изменения во внешней среде, адаптировать маркетинговые стратегии и искать новые ниши или возможности для продления жизненного цикла продукта.

  • Спад (Decline): Продажи и прибыль продукта начинают снижаться из-за появления новых конкурентов, устаревания продукта или изменения потребностей пользователей. На этом этапе компания должна принять решение о том, стоит ли инвестировать в обновление или модификацию продукта, или же сосредоточиться на разработке новых продуктов и постепенно выводить текущий продукт с рынка.

Внедрение

Рост

Зрелость

Насыщение

Спад

Что будет реализовано?

Как будет оцениваться достижение цели?

1.9. Расходы

Расчет расходов поможет понять какие затраты потребуются для реализации приложения. Далее я опишу общими словами какие виды расходов бывают, чтобы было понимание как заполнять таблицу расходов.

  • Переменные расходы: это расходы, которые прямо зависят от объема производства товаров или услуг.

  • Постоянные расходы: это расходы, которые не зависят от объема производства и остаются постоянными вне зависимости от того, сколько продукции было произведено.

  • Прямые расходы: это расходы, которые прямо относятся к себестоимости каждого конкретного изделия или услуги.

  • Косвенные расходы: это расходы, которые нельзя напрямую отнести к конкретному продукту.

  • Переменные прямые расходы: это расходы, которые непосредственно связаны с производством и имеют прямую зависимость от объема произведенной продукции, они изменяются в зависимости от объема производства и непосредственно влияют на себестоимость каждой единицы продукции. К этим расходам можно отнести: сырье и материалы, сдельная оплата труда и т.д.

  • Переменные косвенные расходы: это те расходы, которые связаны с производственным процессом, но их нельзя напрямую причислить к себестоимости конкретного продукта. Они изменяются в зависимости от объема производства, но распределяются между всеми единицами продукции и они распределяются между всеми производимыми единицами. К этим расходам можно отнести: комиссионные продаж, стоимость упаковки, транспортировки и хранения товаров, рекламные расходы, расходы на аутсорсинг, аренда сервера и т.д.

  • Постоянные прямые расходы: это расходы, которые непосредственно связаны с производством и не изменяются в зависимости от объема произведенной продукции. Они фиксированы и имеют прямое влияние на себестоимость каждой единицы продукции. Однако стоит отметить, что классическое деление на прямые и косвенные расходы, как правило, не применяется к постоянным расходам, поскольку они относятся к косвенным издержкам. К этим расходам можно отнести: фиксированные зарплаты линейного персонала, аренда специфического оборудования и т.д.

  • Постоянные косвенные расходы: это расходы, которые не зависят от объема производства и не могут быть напрямую причислены к себестоимости конкретного продукта. Они фиксированы вне зависимости от количества производимых единиц и распределяются между всеми продуктами и они не могут быть напрямую причислены к себестоимости каждой единицы продукции. К этим расходам можно отнести: амортизация и износ оборудования, аренда производственных помещений, зарплата административного персонала, страховые взносы, налоги и сборы, расходы на связь, интернет и офисные принадлежности.

Переменные расходы

руб.

Постоянные расходы

руб.

Прямые расходы

Косвенные расходы

1.10. Unit-экономика

Unit economics (единичная экономика) является важным инструментом для анализа и предсказания финансовых результатов бизнеса, даже если продукт еще не существует. Она поможет спрогнозировать какая должна быть прибыль и затраты чтобы приложение окупалась.

AC (Acquisition Cost) — Маркетинговые затраты
UA (Units Acquisition) — Количество привлеченных пользователей
C1 (% Conversion rate) — Процент пользователей доходят до покупки
AOV (Average Order Value) — Средний чек
APC (Average Payments Count) — Среднее число покупок на одного пользователя
COGS (Cost of Good Sold) — Издержки на момент покупки
1sCOGS (First Sale Cost of Good Sold) — Издержки на момент первой покупки
fix COGS (Fix Sale Cost of Good Sold) — Постоянные издержки
CAC (Customer Acquisition Cost) — Стоимость привлечения пользователя
CLTV (Customer Lifetime Value) — Валовая прибыль на пользователя
LTV (Lifetime Value) — Валовая прибыль на юнит масштабирования (прибыль, которую компания получает от одного пользователя за весь период его взаимоотношений с бизнесом)
PPPU (Profit Per Paying User) — Прибыль, полученная от каждого платящего пользователя
ROMI (Return on Marketing Investment) — Прибыль которую получили в результате маркетинговых инвестиций
CM (Contribution Margin) — Маржинальная прибыль
EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortizationn) — Чистая прибыль

Заполняем своими данными AC, UA, C1, AOV, APC, COGS, 1sCOGS , fix COGS, остальное высчитывается по формулам:

CAC = AC / UA
CLTV = (AOV — COGS) × APC — 1sCOGS
LTV = CLTV × C1
PPPU = (CAC / C1) + (AOV — COGS) * APC
ROMI = (LTV — CAC) / CAC x 100%
CM = UA × (CLTV × C1 — LTC)
EBITDA = UA * (C1 * (AOV — COGS) * APC — CAC) — (UA * C1 * 1sGOGS) — fix COGS

Unit-экономику можно считать по разному, и это один из вариантов.

1.11. Собираем все Lean Canvas

Завершающим этапом 1 шага, собрать все что мы сделали в одном месте. Для этого очень хорошо подходит Lean Canvas. Это адаптированная версия бизнес-модели Canvas, созданная Эшем Маурьей (Ash Maurya) для использования стартапами и предпринимателями.

2. Проблема и существующие альтернативы

4. Решение

3. Уникальная ценность

9. Скрытое преимущество

1. Сегменты потребителей, ранние последователи

8. Ключевые метрики

5. Каналы

7. Структура издержек

8. Потоки прибыли

Шаг 2. UX/UI

2.1. Построение навигации приложения

В этом шаге определяем экраны и их навигацию между собой. На этом этапе не нужно создавать дизайн или скетчи экранов, достаточно будет описания экрана и указания стрелочками, с какого на какой экран происходит переход. Вы можете использовать любой удобный и доступный вам инструмент, такой как figma.com, miro.com, app.diagrams.net или даже листок бумаги.

2.2. Наброски экранов

Приступаем к скетчам UX экрана. Процесс создания скетчей экранов включает максимально простые наброски элементов на экране. В этом этапе не стоит углубляться в детали дизайна, а лишь определить, где и какие элементы будут находиться на каждом из экранов. Также как и предыдущий этап, можно делать где удобно.

https://agentestudio.com/blog/how-to-wireframe-an-app

https://agentestudio.com/blog/how-to-wireframe-an-app

2.3. Дизайн приложения

Дизайн приложения является критически важным аспектом создание приложения. Интерфейс влияет на первое впечатление и удержание пользователей. Если дизайн не привлекателен или сложен в использовании, пользователи могут перестать использовать приложение. Если у вас нет опыта в дизайне мобильных приложений, лучше обратиться к профессионалу или использовать ресурсы с готовыми дизайн-системами.

Вот два основных подхода к созданию дизайна приложения:

  1. Делаем сами (если очень хочется)

Тут важна насмотренность. Прежде чем приступить к разработке дизайна приложения, изучите существующие популярные приложения и определите, какие элементы и стили могут быть применимы для вашего. Можно «набивать» насмотренность на сайте pinterest.com, behance.net или в любых других аналогах, искать примеры и вдохновляться ими.

Существует множество сайтов и платформ, предлагающих готовые дизайн-системы для мобильных приложений. Вы можете использовать эти ресурсы и собрать из готовых элементов свое приложение. К таким платформам можно отнести ui8.net, creativemarket.com, figmaresource.com, uistore.design и д.р.

  1. Делаем через фрилансера или знакомого дизайнера

Самый оптимальный вариант, выйдет дороже, но качественнее.

Шаг 3. Разработка

3.1. Определение стека и архитектуры приложения

Самый не простой для меня шаг в описании. Разработчики очень трепетно относятся к тем технологиям которые знают и лишнее слово может вызвать негативную реакцию. Попробую очень осторожно пройтись по этому тонкому льду.

Выбор правильного технологического стека и архитектуры для мобильного приложения может существенно повлиять на его производительность, масштабируемость и дальнейшую его поддержку. Я выделил несколько простых рекомендаций:

  • При выборе стека хочется попробовать что-то новое вместо надежного старого. Если технология будет актуальна через год или два то это отличный выбор. Однако, если судьба технологии в будущем неясна, то в долгосрочной перспективе такую технологию лучше не использовать.

  • Определите платформу, на которую вы хотите ориентироваться (iOS, Android или обе). Хотите ли вы, чтобы ваше приложение в будущем появилось на другой платформе? В этом случае можно обратить внимание на Flutter, который позволяет одновременно охватить обе платформы. Однако, следует иметь в виду, что при использовании Flutter вы можете потерять уникальный стиль дизайна iOS и Android, а также не сможете использовать специфические возможности платформ, такие как AR, Live activity, виджеты и др. Если ваши силы и возможности позволяют разрабатывать на KMM, это также отличный вариант для разработки на обе платформы.

  • Если вам нужно разработать серверную часть и вы никогда ранее с этим не сталкивались, обратите внимание на языки, которые вам будет легче освоить или самые популярные. У популярных языков большое сообщество, и вы сможете найти ответы на возникшие вопросы.

  • Для разработки на iOS лучше использовать Swift и SwiftUI, а для Android — Kotlin.

С архитектурой все проще. Существует два основных типа архитектур у которых разнонаправленные и однонаправленные потоки данных. Для небольших команд и проектов лучше использовать разнонаправленные архитектуры (MVVM, MVC, MVP и др.), так как они обычно проще для понимания и реализации. В то же время, для больших проектов лучше подойдут однонаправленные архитектуры (Clean Swift, MVI и др.), которые обеспечивают более строгое разделение обязанностей и упрощают управление сложными экранами.

Подробный разбор одной из однонаправленных архитектур я разбираю в моей статье

3.2. Выделение сервисов в приложении

Этот этап не обязательный, но полезный. Он сильно упрощает понимание как структурно будет выглядеть приложение в коде. Такой подход ускоряет разработку.

Квадратиками и стрелочками обозначаем какой сервис за что будет отвечать и от какого сервиса зависит.

Шаг 4. Аналитика приложения

Два небольших пункта

4.1. Падения приложения

Если пользователь сталкивается с тем, что приложение неожиданно закрывается и не работает должным образом, это может привести к тому, что он перейдет к конкурентам. Поэтому необходимо интегрировать в ваше приложение сторонний сервис для мониторинга и отслеживания падений приложения. Самые популярные, но не единственные, на сегодня Firebase Crashlytics и Google Crashlytics

4.2. Аналитические ивенты

Аналитика это ваши глаза и уши. Она помогает понять, на каких этапах пользователи теряют интерес или сталкиваются с проблемами.

На начальном этапе достаточно отслеживать базовые события, такие как открытие экрана, и отправлять соответствующие события в аналитический сервис. В некоторых сервисах также предусмотрена возможность отправки ошибок и логов, что может быть полезно для выявления и устранения проблем в приложении.

Среди самых популярных, но не единственных, сервисов на сегодняшний день можно выделить Firebase Analytics и Google Analytics. Однако, при выборе подходящего сервиса, обратите внимание на стоимость их использования.

Шаг 5. Продвижение

5.1. Построение клиентского пути (Customer Journey Map — CJM)

Чтобы эффективно продвигать приложение, важно разобраться в том, как пользователи взаимодействуют с ним. Для этого можно составить карту клиентского пути (Customer Journey Map, CJM), которая отражает опыт и взаимодействие пользователей с продуктом на различных этапах. CJM поможет выявить слабые стороны клиентского пути и исправить до продвижения.

CJM — это визуальное представление различных этапов, через которые проходит пользователь при взаимодействии с продуктом. Начиная от момента когда пользователь увидел рекламу или когда у него появилась потребность в товаре, до покупки приложения, подписки, или покупки внутри приложения, можно также включить и постпродажное взаимодействие с приложением.

Существует множество методов создания CJM. Каждый метод имеет свои особенности:

  • Графическое отображение. Этот метод предполагает визуализацию пользовательского пути на диаграмме, где каждый этап представлен отдельным блоком или ячейкой, которые соединены стрелочками.

  • Таблицы и списки. Это подход заключается в составлении таблиц или списков, где каждый этап пользовательского пути описан подробно.

  • Сценарии и истории. Описание сценариев и историй, основанных на реальном опыте пользователей.

5.2. Написание коммуникационной стратегии

После анализа карты клиентского пути следует составить коммуникационный план, который определит наиболее эффективные способы продвижения вашего приложения.

Этот план может состоять из следующих пунктов:

Цели: Четко определите цели, которых нужно достичь с помощью коммуникационных усилий. Это может быть повышение осведомленности, увеличение продаж, увеличение количества установок, повышение вовлеченности пользователей или позиционирование вашего приложения как лидера рынка и др.

Целевая аудитория: Определите идеальных пользователей вашего приложения, включая их демографические, психографические характеристики, интересы и предпочтения. Это поможет вам адаптировать ваши сообщения таким образом, чтобы они нашли отклик у пользователей.

Ключевые сообщения: Разработайте набор ключевых сообщений для выбранной целевой аудитории, которые передают уникальные торговые преимущества (УТП) вашего приложения. Эти сообщения должны быть последовательными во всех каналах коммуникации и подчеркивать преимущества и особенности приложения.

Каналы и тактика: Определите наиболее подходящие каналы коммуникации для достижения целевой аудитории, такие как социальные сети, маркетинг электронной почты, контент-маркетинг, партнерство с влиятельными лицами, платная реклама и др. Выберите тактику, которая лучше всего соответствует вашим целям и предпочтениям целевой аудитории. Если у вас приложение только на одну платформу, это тоже стоит учитывать, например реклама у блогеров не подойдет, так как она охватывает обе платформы.

Контент-стратегия: Создайте контент-план, включающий типы контента, который вы будете создавать (например, посты в блоге, видео, посты в социальных сетях), темы, которые вы будете освещать, и частоту публикации или обмена.

Временные рамки: Определите сроки реализации коммуникационной стратегии с учетом любых рекламных мероприятий, обновлений или сезонных тенденций, которые могут повлиять на ваши сообщения.

Бюджет: Выделите бюджет на коммуникационные усилия, чтобы обеспечить наличие необходимых ресурсов для эффективной реализации стратегии.

Измерение и оценка: Определите ключевые показатели эффективности (KPI), которые вы будете использовать для отслеживания успеха вашей коммуникационной стратегии. Регулярно анализируйте результаты и корректируйте стратегию по мере необходимости, чтобы оптимизировать эффективность.

План коммуникации в кризисных ситуациях: Разработайте план действий в негативных ситуациях или потенциальных кризисах, которые могут повлиять на репутацию вашего бренда.

Шаг 6. Развитие

6.1. Еще раз про жизненную карту приложения

После публикации и продвижения, остается реагировать на спрос, корректировать жизненную карту приложения, и далее двигаемся по ней


Заключение

Когда мы разрабатываем приложение для себя, чаще всего не задумываемся о монетизации, в этом случае весь процесс очень простой. Однако, как только возникает желание заработать, процесс разработки сразу усложняется в разы. Требуется анализировать рынок, конкурентов, выдялять целевую аудиторию и много еще чего.

Существует еще одна стратегия заработка на приложениях, которую стоит упомянуть. Эта стратегия заключается в том, чтобы копировать самое популярное приложение, выкладывать в store и забывать о нем, а затем переходить к следующему популярному, копировать его и тд. Для такой тактики все эти шаги не нужны.

Однако, если хочется создать что-то качественное и уникальное, как уже писал, процесс становится гораздо сложнее. Каждый этап разработки требует внимательного подхода. Учитывая все эти шаги, можно создать очень крутые приложения, которое будут полезны и интересны вашим пользователям и вам.

Разработка мобильного приложения от А до Я – это довольно долгая и трудоемкая работа, посильная только профессиональной команде. Однако технологии не стоят на месте и постепенно появляются сервисы, позволяющие самостоятельно создавать полноценные приложения.

Что это за сервисы и действительно ли они подходят для решения сложных задач? Об этом и многом другом поговорим в сегодняшней статье.

Нужно ли мне мобильное приложение?

Статистика Flurry Analytics и comScore говорит о том, что пользователи тратят лишь 14% своего времени на веб-серфинг. Остальное время уходит на приложения – это игры, программы для здоровья и развития, сервисы доставки и многое другое.

Установленное приложение – это прямая связь с потребителем. Если у вас есть свой бизнес, то для его развития вы можете не тратиться на рекламу – все на себя возьмет мобильное приложение. Нужно только предоставить пользователю необходимую функциональность, чтобы он мог быстро и без каких-либо усилий получить то, за чем пришел.

Статистика использования мобильных приложений

Мы также можем сравнить приложение с веб-браузером, который открывает единственный сайт. Пользователь будет его устанавливать только в том случае, когда заинтересован в предоставляемых услугах.

Тот, кто установил ваше приложение, – это клиент, готовый покупать продукт. Чтобы он не закрыл приложение через несколько минут, нужно правильно проработать все детали: юзабилити, дизайн, скорость работы и прочее. Подробнее об этом мы еще поговорим, а пока давайте рассмотрим, в каких случаях подойдет самописное приложение.  

Комьюнити теперь в Телеграм

Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей

Подписаться

Когда мне нужно создавать приложение

Если вы когда-нибудь сталкивались с разработкой сайта, то должны понимать, что нужно пользователям. Чаще всего они приходят из-за контента или функциональности ресурса: посетители хотят что-нибудь купить, прокомментировать или узнать. В случае с мобильными приложениями все аналогично – клиенты ищут информацию или совершают покупки.

Если у вас есть опыт разработки сайта, то вы должны понимать, когда она выполняется своими руками. Обычно это происходит из-за нехватки денег на профессиональных специалистов. В таких случаях предприниматели пытаются разобраться в таких системах, как WordPress, Joomla и прочих. При хорошем сценарии из этого получаются неплохие ресурсы, которые были сделаны без привлечения специалистов. С приложениями для мобильных устройств все то же самое – вы можете потратить кучу средств на профессиональных специалистов либо сделать все сами. В первом случае, конечно, выйдет наилучший результат, но для начинающих бизнесменов нет ничего лучше, чем сэкономить.

Вот еще некоторые случаи, когда самостоятельная разработка приложения будет уместна:

  • Если клиентам необходима простая программа для смартфонов и планшетов. В этом случае подойдет конвертация сайта в приложение – сделать это можно своими руками, без подключения специалистов.
  • Если вашей целевой аудитории подойдет приложение, созданное на основе шаблона, то дерзайте.
  • Если ваш бизнес полностью функционирует в офлайн-режиме и пока что не требует подключения приложения. В таком случае для вас открыто большое поле для экспериментов – можно попробовать создать собственное приложение с любым функционалом, плохая работа которого никак не скажется на бизнесе.
  • Даже профессиональные разработчики – это не всегда быстро. Мало того, что на разработку уйдет много времени, так вы всегда будете полностью от них зависеть. Чуть что случится – за это всегда нужна дополнительная плата. При работе с конструктором все можно исправить самостоятельно либо обратиться в техподдержку.

Возможно, вы найдете собственную причину, по которой хотите создать приложение. Если она есть, то поехали дальше – поговорим о том, что нужно знать для того, чтобы его разработать.

Что нужно знать перед разработкой приложения

Прежде чем переходить к разработке собственного мобильного приложения, необходимо понимать хотя бы базовую теорию. Функциональное приложение – это не просто окно с кнопками. Это целая машина, в которой все взаимосвязано. 

Что представляет собой мобильное приложение

Это программа, работающая на планшетах, смартфонах и умных часах. С ее помощью пользователь устройства удовлетворяет всевозможные потребности, которые может решить мобильный девайс. Каждое приложение состоит из двух частей – это front- и back-end. Первая отвечает за то, что видит пользователь, например, форму заявки или картинку на главной странице. Вторая – это серверная часть, где функционирует основной двигатель программы.

Загрузка приложений обычно осуществляется через такие магазины, как Google Play и App Store. Иногда пользователи скачивают программы и через интернет, но такая возможность доступна лишь на Android-устройствах.

Если вы планируете запускать приложение через конструктор, тогда обратите внимание на две вещи. Первая – сервис должен обеспечивать хостинг приложения. Вторая – сервис должен обеспечить возможность размещать приложение на всех популярных площадках.

Как определить функциональность приложения

Один из важнейших этапов – определение функциональности приложения. Здесь важно правильно сформулировать цели и задачи, которые будет решать приложение. Другими словами – нужно ответить на вопрос, зачем вообще создается данное приложение. Поставьте себя на место клиента и подумайте, с какой целью вы будете устанавливать и использовать свое приложение. 

Например, если под вашим управлением собственный интернет-магазин, то в таком ключе мобильное приложение поможет клиентам выбирать товары через планшеты или смартфоны – это и есть цель. Чтобы ее реализовать, необходимо обеспечить следующее:

  • Удобная навигация. В интернет-магазине без этого сейчас никуда – клиент должен быть полностью обеспечен всеми функциями, которые могут ему пригодиться в тех или иных случаях.
  • Блок оформления покупок. Необходимо позаботиться о том, чтобы приложение включало в себя корзину, систему оплаты и отслеживание статуса заказа.
  • Личный кабинет. Здесь должны присутствовать такие разделы, как «История покупок», «Желания», «Избранное».
  • Push-уведомления. Они сообщат пользователю о новых акциях и поступлениях.

Это был пример для интернет-магазина, но по своей структуре приложения часто похожи. Рекомендую исследовать свою сферу бизнеса, чтобы точно сформулировать цели и задачи. Посмотрите на примеры конкурентов – узнайте, какие разделы включают их приложения. Обратите внимание, что мы не затрагиваем тему дизайна, так как на этом этапе важно заострить внимание исключительно на функциональности приложения.

VDS Timeweb арендовать

Как подобрать красивый дизайн

Качественный и стильный дизайн – это довольно сложная работа. Если вы хотите создать что-то уникальное, то потребуется немало времени на изучение всех аспектов. Но что же делать, если его нет? Вот некоторые рекомендации, которые помогут вам быстро создать макет мобильного приложения:

  • Используйте приложения типае Figma или Adobe XD – это бесплатные программы, созданные для дизайнеров. Они распространяются бесплатно и позволяют создавать баннеры, макеты мобильных/десктопных приложений и многое другое.
  • Для подбора цветов можно использовать такие сервисы, как Material Palette и Adobe Color.
  • Вдохновиться работами можно на Pinterest, Behance и Dribbble. Детально изучайте референсы из вашей сферы и пробуйте их повторить. В результате можно прийти к общей стилистике и сделать что-то красивое, но уже со своими «фишками».

Хорошо проработанный дизайн так или иначе отнимет немало времени. Если времени нет, то вы всегда можете использовать шаблонные решения, которые уже встроены в сервисы для разработки приложений.

Топ-5 лучших конструкторов для создания приложения на Android и iOS

Мы поговорим о специальных сервисах для конструирования мобильных приложений, исключая средства разработки, подобные Android Studio и Apper. В них, конечно, вы тоже можете сделать приложение своими руками, однако для этого потребуется немало времени. Поэтому мой выбор пал на конструкторы – это простое решение для несложных приложений.

Далее мы рассмотрим несколько лучших решений, которые могут подойти для разных задач. 

Create My Free App

Конструктор мобильных приложений Create My Free App

Create My Free App дает возможность создавать полноценные приложения без навыков проектирования и программирования. С его помощью, например, можно бесплатно написать приложение для интернет-магазина или кафе.

Особенности:

  • совместим как с Android, так и iOS;
  • предлагает всевозможные настройки дизайна;
  • много встроенных вариантов тем.

Стоимость: бесплатно

Официальная страница: Create My Free App

Mobincube

 Конструктор мобильных приложений Mobincube

Инструмент для создания и монетизации iOS и Android-приложений. Базовая функциональность сервиса доступна бесплатно. Конструктор позволяет сделать приложения разных типов.

Особенности:

  • приятный дизайн;
  • возможность использовать аналитику Google в стандартном тарифном плане;
  • открытый исходный код.

Стоимость: бесплатно или от $2.99/месяц

Официальная страница: Mobincube

Appypie

Конструктор мобильных приложений Appypie

Appy Pie позволяет бесплатно создавать мобильные версии сайтов для различных устройств. Он предлагает множество готовых шаблонов для отраслевых приложений.

Особенности:

  • простота использования, благодаря которой можно создавать приложение прямо на сайте;
  • 30-дневная гарантия возврата средств в том случае, если сервис не понравится;
  • бесплатное ПО.

Стоимость: от 999 рублей/месяц

Официальная страница: Applypie

Kalipso Studio

Конструктор мобильных приложений Kalipso Studio

Kalipso Studio – это функциональный конструктор, позволяющий создавать приложения без навыков программирования. Kalipso позволяет развернуть приложение на пяти операционных системах: Windows Mobile, Windows CE, Windows 10, iOS и Android.

Особенности:

  • широкая функциональность;
  • бесплатный пробный период;
  • интеграция базы данных.

Стоимость: от $83/месяц

Официальная страница: Kalipsostudio

AppsBuilder

Конструктор мобильных приложений AppsBuilder

Вам не нужны навыки программирования, чтобы создать приложение с AppsBuilder. Все, что требуется, – это хорошая идея, остальное можно списать на функционал сервиса. Он включает в себя большой пакет шаблонов, разработанных опытными UX-специалистами.

Особенности:

  • ценовая политика;
  • дизайн и простота использования;
  • отличная функциональность.

Стоимость: от $15/месяц

Официальная страница: AppsBuilder

Создаем приложение своими руками

Выше мы рассмотрели несколько специальных сервисов для создания мобильных приложений. Теперь давайте попробуем воспользоваться одним из них. Для примера возьмем инструмент Mobincube – в нем есть бесплатная версия с ограниченным функционалом, с помощью которого можно создать готовое приложение на iOS и Android.

Что ж, приступим!

  1. Первым делом переходим на официальную страницу и проходим регистрацию.Mobicube регистрация
  2. Как только аккаунт будет зарегистрирован, нас автоматически перенаправит в личный кабинет. Чтобы создать приложение с нуля, выбираем «Create a new App».Как сделать свое Android приложение на конструкторе
  3. Далее нам предлагают два варианта создания приложения – для новичков (Templates) либо для опытных (Blank). Так как наше руководство для новичков, то выбираем для примера «Templates».Как в Mobicube создать свое приложение
  4. Следующим шагом нам предлагают выбрать одну из категорий для будущего приложения. Пусть это будет «Детский сад» (Kindergarten). Даем ему название и жмем «Create».Создание мобильного приложения своими руками
  5. В результате мы попадаем в окно редактирования шаблона. Здесь нам доступны различные инструменты для конструирования программы: картинки, тексты, таблицы, видео и многое другое. Помимо этого, есть еще одна интересная опция, описанная вверху страницы – там нас информируют о том, что сервис может помочь в создании приложения для выбранной категории. Пройдя такую инструкцию, мы сможем получить уже готовый продукт со всеми нужными элементами. Давайте сделаем это – жмем «Next» и следуем инструкции.Как быстро сделать свое мобильное приложение на Android
  6. После прохождения всей инструкции во вкладке «Preview» можно скопировать ссылку на приложение и посмотреть, как оно будет работать на телефоне.Сервисы для создания мобильных приложений на Android и iOS
  7. Например, у меня получилось вот так:Мобильное приложение на конструкторе

Если постараться, можно создать довольно практичную программу для простых задач.

Чтобы опубликовать приложение в Google Play или App Store, воспользуйтесь вкладкой «Publish».

Как создать свое приложение на Android и опубликовать его в Google Play

Обратите внимание на то, что это был бесплатный сервис для разработки приложений под Android и iOS. Если вам нужно больше функционала, то воспользуйтесь другими сервисами на платной основе, которые мы рассматривали ранее.

Конструкторы приложений: есть ли у них будущее?

Как мы видим, конструкторы сегодня – это далеко не тот инструмент, с помощью которого можно создавать готовые решения для крупных бизнес-проектов. Однако они предлагают нам то, что ранее было невозможно.

Конструкторы позволяют нам создавать такие приложения, которые разрешено публиковать в Google Play и App Store. Это означает, что ими могут пользоваться и другие пользователи, а значит, приложение даже такого типа можно сделать востребованным, если провести правильный анализ целевой аудитории и сделать хороший рекламный ход. Существенный недостаток таких сервисов – это шаблонность, которая не дает настроить приложение под себя. Другая проблема – довольно высокая цена за хороший функционал.

Выбор остается только за вами: заплатить хорошую сумму высококвалифицированному программисту либо сделать все самому, но ограничиться скудным фунционалом. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Allen bradley micrologix 1400 руководство
  • Пантодерм крем инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Цисплатин цена инструкция по применению отзывы пациентов
  • Составы для ламинирования новел инструкция по применению
  • Innovita primo руководство по эксплуатации