Последовательность инструкций предназначенных для выполнения компьютером

t1573766577aa.png

По вертикали:

 1. Условия, в которых действует исполнитель

2. Алгоритмическая конструкция, в которой в зависимости от результата проверки условия предусмотрен выбор одной из двух последовательностей действий

3. Советский математик, основоположник теории алгоритмов

4. Величина, значение которой указывается в программе и не меняется в процессе ее выполнения

5. Команда языка программирования высокого уровня

6. Набор некоторого числа однотипных элементов, которым присвоено одно имя

7. Алгоритм, содержащий последовательность действий, выполняемых многократно

8. При записи на языке паскаль разветвляющихся алгоритмов используют этот оператор

9. Некоторый объект, способный выполнять определенный набор команд

10. Алгоритмическая конструкция, отображающая естественный, последовательный порядок действий

11. Проводит полный анализ написанной программы и формирует уже готовый к исполнению машинный код

12. Наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах

13. Последовательность символов, которая игнорируется компилятором языка программирования

14. Расположение элементов массива в определенном порядке

15. Алгоритм, в котором все действия выполняются последовательно друг за другом и только один раз

16. Вспомогательный алгоритм, описывающий некоторые действия

17. Переменная типа real

18. Константа, переменная, функция, выражение и другой объект языка программирования, над которым производятся операции

19. Переменная, которая используется в функции

20. Вспомогательный алгоритм для выполнения вычислений

По горизонтали:

1. Процесс проверки работоспособности программы и исправления обнаруженных при этом ошибок

2. Последовательность инструкций, предназначенных для выполнения компьютером

3. Имя разработчика языка программирования Pascal

4. Способ организации вспомогательного алгоритма (подпрограммы), при котором эта подпрограмма (процедура или функция) в ходе выполнения ее операторов обращается сама к себе

5. Название алгоритма, позволяющего найти наибольший общий делитель двух натуральных чисел

6. Процесс пошагового выполнения программы

7. Предназначенное для конкретного исполнителя описание последовательности действий, приводящих от исходных данных к требуемому результату

8. Процесс создания компьютерных программ

9. Фамилия первого в мире программиста

10. Тип величины, описывающийся в разделе var

11. Тип данных, который используются для хранения последовательностей символов

12. Французского математика, в честь которого был назван язык программирования

13. Это процесс целенаправленного воздействия на объект; осуществляется для организации функционирования объекта по заданной программе

14. Оператор, с помощью которого можно задать конкретное значение величины

15. Параметры подпрограммы, указывающие, с какими аргументами следует обращаться к этой подпрограмме

16. Свойство алгоритма, означающее, что путь решения задачи разделен на отдельные действия

17. В Паскале read и readln относятся к этому оператору.

Пояснительная записка

Название разработки: Кроссворд по информатике по теме «Основы алгоритмизации и программирования».

Предмет: Информатика и ИКТ

Тема «Основы алгоритмизации и программирования» в информатике по учебнику Л.Л. Босовой начинается в 8 классе и продолжаются на всех последующих годах обучения. В данной разработке использованы основные понятия и определения за 8 и 9 класс по указанной теме. Таким образом, кроссворд предназначен для учеников 9 класса, но может быть применен и в 10-11 классах с целью повторения ранее изученного материала.

Цель разработки: обобщить и закрепить знания учащихся по теме: «Основы алгоритмизации и программирования».

Задачи:

Образовательные

 Проверка и закрепление полученных знаний, повышение ИКТ компетенции учащихся;

Развивающие

развитие логического и алгоритмического мышления;

развитие памяти и внимания;

Развития самостоятельности и способности к самоорганизации;

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля;

Воспитательные

развитие познавательного интереса.

Литература

Босова Л.Л., А. Ю. Босова. Информатика: Учебник для 9 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.- 184 с., ил.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

Босова Л.Л. Информатика: методическое пособие для 7-9 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 472 с.: ил.

Ответы

По вертикали:

1. Среда

2. Ветвление

3. Марков

4. Константа

5. Оператор

6. Массив

7. Цикл

8. Условный

9. Исполнитель

10. Следование

11. Компилятор

12. Кибернетика

13. Комментарий

14. Сортировка

15. Линейный

16. Процедура

17. Вещественная

18. Операнд

19. Параметр

20. Функция

По горизонтали:

1. Отладка

2. Программа

3. Никлаус

4. Рекурсия

5. Евклида

6. Трассировка

7. Алгоритм

8. Программирование

9. Лавлейс

10. Переменная

11. Строковый

12. Паскаль

13. Управление

14. Присваивания

15. Формальные

16. Дискретность

17. Ввод

Наша
учеба, работа, личные дела — это
каждодневное, ежечасное решение различных
задач. Каждая задача требует для своего
решения выполнения определенных
действий. Многократно решая задачи,
можно заметить, что необходимые действия
должны выполняться в строго определенном
порядке. В таких случаях принято говорить
об алгоритме решения задач. Понятие
алгоритма считается одним из древнейших.
Оно возникло задолго до появления ЭВМ,
но с развитием вычислительной техники
его роль значительно возросла.

Происхождение
понятия алгоритма связано с именем
великого среднеазиатского ученого Аль
Хорезми, жившего в 9 веке н.э. Им были
сформулированы впервые правила выполнения
четырех арифметических действий.

Алгоритм
— это точная инструкция, а инструкции
встречаются во всех областях человеческой
деятельности. Однако не всякую инструкцию
можно назвать алгоритмом. Решая задачу,
человек часто не задумывается над тем,
как он это делает, и порой, затрудняется
записать последовательность выполняемых
действий. Но для того, чтобы поручить
решение задачи автоматическому устройству
необходимо составить алгоритм с четким
указанием последовательности действий.
Чтобы автоматическое устройство могло
решить задачу в соответствии с алгоритмом,
оно должно понимать каждое указание
алгоритма. Алгоритм применяется к
искомому набору исходных величин,
называемых аргументами. Цель исполнения
алгоритма получение определенного
результата, если в результате исполнения
алгоритма не достигнута определенная
цель, значит алгоритм либо неверен, либо
не завершен.

Алгоритм
и его свойства

Алгоритмом
называется точная инструкция исполнителю
в понятной для него форме, определяющая
процесс достижения поставленной цели
на основе имеющихся исходных данных за
конечное число шагов.

Основными
свойствами алгоритмов являются:

  1. Универсальность
    (массовость) —

    применимость алгоритма к различным
    наборам исходных данных.

  2. Дискретность
    — процесс решения задачи по алгоритму
    разбит на отдельные действия.

  3. Однозначность
    — правила и порядок выполнения действий
    алгоритма имеют единственное толкование.

  4. Конечность
    — каждое из действий и весь алгоритм в
    целом обязательно завершаются.

  5. Результативность

    по завершении выполнения алгоритма
    обязательно получается конечный
    результат.

  6. Выполнимость
    — результата алгоритма достигается за
    конечное число шагов.

Алгоритм
считается правильным, если его выполнение
дает правильный результат. Соответственно
алгоритм содержит ошибки, если можно
указать такие допустимые исходные
данные или условия, при которых выполнение
алгоритма либо не завершится вообще,
либо не будет получено никаких результатов,
либо полученные результаты окажутся
неправильными.

Выделяют
три крупных класса алгоритмов:

  • вычислительные
    алгоритмы,
    работающие со сравнительно простыми
    видами данных, такими как числа и
    матрицы, хотя сам процесс вычисления
    может быть долгим и сложным;

  • информационные
    алгоритмы, представляющие собой набор
    сравнительно простых процедур, работающих
    с большими объемами информации (алгоритмы
    баз данных);

  • управляющие
    алгоритмы, генерирующие различные
    управляющие воздействия на основе
    данных, полученных от внешних процессов,
    которыми алгоритмы управляют.

Способы
записи алгоритмов

Для
записи алгоритмов используют самые
разнообразные средства. Выбор средства
определяется типом исполняемого
алгоритма. Выделяют следующие основные
способы записи алгоритмов:

  • вербальный,
    когда алгоритм описывается на человеческом
    языке;

  • символьный,
    когда алгоритм описывается с помощью
    набора символов;

  • графический,
    когда алгоритм описывается с помощью
    набора графических изображений.

Общепринятыми
способами записи являются графическая
запись с помощью блок-схем и символьная
запись с помощью какого-либо алгоритмического
языка.

Описание
алгоритма с помощью блок схем осуществляется
рисованием последовательности
геометрических фигур, каждая из которых
подразумевает выполнение определенного
действия алгоритма. Порядок выполнения
действий указывается стрелками. Написание
алгоритмов с помощью блок-схем
регламентируется ГОСТом. Внешний вид
основных блоков, применяемых при
написании блок схем, приведен на рисунке:

В
зависимости от последовательности
выполнения действий в алгоритме выделяют
алгоритмы линейной, разветвленной и
циклической структуры.

В
алгоритмах
линейной структуры

действия выполняются последовательно
одно за другим:

В
алгоритмах
разветвленной структуры

в зависимости от выполнения или
невыполнения какого-либо условия
производятся различные последовательности
действий. Каждая такая последовательность
действий называется ветвью
алгоритма.

В
алгоритмах
циклической структуры

в зависимости от выполнения или
невыполнения какого-либо условия
выполняется повторяющаяся последовательность
действий, называющаяся телом
цикла
.
Вложенным
называется цикл, находящийся внутри
тела другого цикла. Различают циклы с
предусловием
и постусловием:

Итерационным
называется цикл, число повторений
которого не задается, а определяется в
ходе выполнения цикла. В этом случае
одно повторение цикла называется
итерацией.

Языки
программирования

На
практике в качестве исполнителей
алгоритмов используются специальные
автоматы — компьютеры. Для того, чтобы
ЭВМ могла выполнять программу, программа
должна быть записана по строгим правилам
в виде, доступном для обработки на ЭВМ.
Программа для такой машины записывается
на так называемом машинном
языке
,
т. е. представляет собой последовательность
двоичных чисел. Придумывать и записывать
программу на машинном языке неудобно.
Это нудная и долгая работа не обходилась
без ошибок, которые было очень непросто
найти.

Поэтому
возникла идея записывать программу на
так называемом алгоритмическом
языке

или языке
программирования
.
Языки
программирования
– специально разработанные искусственные
языки, предназначенные исключительно
для записи алгоритмов, исполнение
которых поручается ЭВМ.

Обычный
разговорный язык состоит из четырех
основных элементов: символов, слов,
словосочетаний и предложений.
Алгоритмический язык содержит подобные
элементы, только слова называют
элементарными конструкциями, словосочетания
— выражениями, предложения — операторами.
Алгоритмический язык (как и любой другой
язык), образуют три его составляющие:
алфавит, синтаксис и семантика.

Алфавит
– фиксированный для данного языка набор
символов (букв, цифр, специальных знаков
и т.д.), которые могут быть использованы
при написании программы.

Синтаксис
— правила построения из символов алфавита
специальных конструкций, с помощью
которых составляется алгоритм.

Семантика
— система правил толкования конструкций
языка. Таким образом, программа
составляется с помощью соединения
символов алфавита в соответствии с
синтаксическими правилами и с учетом
правил семантики.

Краткая
история и классификация языков
программирования

Первые
языки программирования были очень
примитивными и мало чем отличались от
формализованных упорядоченных
последовательностей единиц и нулей,
понятных компьютеру. Использование
таких языков было крайне неудобно с
точки зрения программиста, так как он
должен был знать числовые коды всех
машинных команд, должен был сам
распределять память под команды программы
и данные.

Для
того, чтобы облегчить общение человека
с ЭВМ были созданы языки программирования
типа Ассемблер. Переменные величины
стали изображаться символическими
именами. Числовые коды операций заменились
на мнемонические обозначения, которые
легче запомнить. Язык программирования
приблизился к человеческому языку, и
отдалился от языка машинных команд.

Один
из первых языков программирования –
Фортран
(Formula
Translation)
был создан в середине 50-х годов. Благодаря
своей простоте и тому, что на этом языке
накоплены большие библиотеки программ
Фортран и в наши дни остается одним из
самых распространенных. Он используется
для инженерных и научных расчетов, для
решения задач физики и других наук с
развитым математическим аппаратом.

Для
решения экономических задач был создан
язык программирования — Кобол.

Расширение
областей применения ЭВМ влечет за собой
создание языков, ориентированных на
новые сферы применения: Снобол

алгоритмический язык для обработки
текстовой информации, Лисп

алгоритмический язык для обработки
символов. Лисп находит широкое
применение в исследованиях по созданию
искусственного интеллекта.

В
1968 г. был объявлен конкурс на лучший
язык программирования для обучения
студентов. Победителем стал язык
Алгол-68,
но широкого распространения не получил.
Для этого конкурса Никлаус Вирт создал
язык Паскаль,
достаточно простой, удобный, с наличием
мощных средств структурирования данных.
Хотя Паскаль был разработан как язык
для обучения программированию, он
впоследствии получил широкое развитие
и в настоящее время считается одним из
самых используемых языков. Для обучения
младших школьников Самуэлем Пайпертом
был разработан язык Лого.
Он отличается простотой и богатыми
возможностями.

Широкое
распространение в школах в качестве
обучающего языка получил язык Бейсик,
позволяющий взаимодействовать с ЭВМ в
режиме непосредственного диалога.
Спустя много лет после изобретения
Бейсика, он и сегодня самый простой для
освоения из десятков языков общецелевого
программирования.

Необходимость
разработки больших программ, управляющих
работой ЭВМ, потребовала создания
специального языка программирования
СИ
в начале 70-х г. Он является одним из
универсальных языков программирования.
В отличии от Паскаля, в нем заложены
возможности непосредственного обращения
к некоторым машинным командам и к
определенным участкам памяти компьютера.
Си широко используется как
инструментальный язык для разработки
операционных систем, трансляторов, баз
данных и других системных и прикладных
программ. Си – это язык программирования
общего назначения, хорошо известный
своей эффективностью, экономичностью,
и переносимостью. Во многих случаях
программы, написанные на Си, сравнимы
по скорости с программами, написанными
на языке Ассемблера. При этом они имеют
лучшую наглядность и их более просто
сопровождать. Си сочетает эффективность
и мощность в относительно малом по
размеру языке.

Появление
функционального программирования
привело к созданию языка Пролог.
Этот язык программирования разрабатывался
для задач анализа и понимания естественных
языков на основе языка формальной логики
и методов автоматического доказательства
теорем.

В
80-х г. 20 века был создан язык Ада.
Этот
язык в дополнение к классическим
свойствам, обеспечивает программирование
задач реального времени и моделирования
параллельного решения задач.

Существуют
различные классификации
языков программирования
.
По наиболее распространенной классификации
все языки программирования делят на
языки низкого,
высокого и сверхвысокого
уровня.

В
группу языков низкого
уровня

входят машинные языки и языки символического
кодирования: (Автокод,
Ассемблер
).
Операторы этого языка – это те же
машинные команды, но записанные
мнемоническими кодами, а в качестве
операндов используются не конкретные
адреса, а символические имена. Все языки
низкого уровня ориентированы на
определенный тип компьютера, т. е.
являются машинно-зависимыми.
Машинно-ориентированные
языки

– это языки, наборы операторов и
изобразительные средства которых
существенно зависят от особенностей
ЭВМ (внутреннего языка, структуры памяти
и т.д.).

Следующую,
существенно более многочисленную группу
составляют языки программирования
высокого
уровня
.
Это Фортран,
Алгол, Кобол, Паскаль, Бейсик, Си, Пролог
и т.д
.
Эти языки машинно-независимы, т.к. они
ориентированы не на систему команд той
или иной ЭВМ, а на систему операндов,
характерных для записи определенного
класса алгоритмов. Однако программы,
написанные на языках высокого уровня,
занимают больше памяти и медленнее
выполняются, чем программы на машинных
языках.

К
языкам сверхвысокого
уровня

можно отнести лишь Алгол-68
и APL.

Повышение уровня этих языков произошло
за счет введения сверхмощных операций
и операторов.

Другая
классификация делит языки на вычислительные
и языки символьной
обработки.

К первому типу относят Фортран, Паскаль,
Алгол, Бейсик, Си, ко второму типу — Лисп,
Пролог, Снобол и др.

В современной
информатике можно выделить два основных
направления развития языков
программирования: процедурное
и непроцедурное.

Процедурное
программирование возникло на заре
вычислительной техники и получило
широкое распространение. В процедурных
языках программа явно описывает действия,
которые необходимо выполнить, а результат
задается только способом получения его
при помощи некоторой процедуры, которая
представляет собой определенную
последовательность действий.

Среди
процедурных языков выделяют в свою
очередь структурные
и операционные
языки.
В структурных языках одним оператором
записываются целые алгоритмические
структуры: ветвления, циклы и т.д.
В операционных языках для этого
используются несколько операций. Широко
распространены следующие структурные
языки: Паскаль, Си, Ада, ПЛ/1. Среди
операционных известны Фортран, Бейсик,
Фокал.

Непроцедурное
(декларативное)
программирование появилось в начале
70-х годов 20 века, но стремительное его
развитие началось в 80-е годы, когда был
разработан японский проект создания
ЭВМ пятого поколения, целью которого
явилась подготовка почвы для создания
интеллектуальных машин. К непроцедурному
программированию относятся функциональные
и логические
языки.

В функциональных
языках
программа описывает вычисление некоторой
функции. Обычно эта функция задается
как композиция других, более простых,
те в свою очередь разлагаются на еще
более простые и т.д. Один из основных
элементов в функциональных языках —
рекурсия,
то есть вычисление значения функции
через значение этой же функции от других
элементов. Присваивания и циклов в
классических функциональных языках нет.

В логических
языках
программа вообще не описывает действий.
Она задает данные и соотношения между
ними. После этого системе можно задавать
вопросы. Машина перебирает известные
и заданные в программе данные и находит
ответ на вопрос. Порядок перебора не
описывается в программе, а неявно
задается самим языком. Классическим
языком логического программирования
считается Пролог. Построение логической
программы вообще не требует алгоритмического
мышления, программа описывает статические
отношения объектов, а динамика находится
в механизме перебора и скрыта от
программиста.

Можно
выделить еще один класс языков
программирования — объектноориентированные
языки
высокого
уровня.
На таких языках не описывают подробной
последовательности действий для решения
задачи, хотя они содержат элементы
процедурного программирования.
Объектно-ориентированные языки, благодаря
богатому пользовательскому интерфейсу,
предлагают человеку решить задачу в
удобной для него форме. Примером такого
языка может служить язык программирования
визуального общения Object Pascal.

Языки
описания сценариев
,
такие как Perl, Python, Rexx, Tcl и языки оболочек
UNIX, предполагают стиль программирования,
весьма отличный от характерного для
языков системного уровня. Они
предназначаются не для написания
приложения с нуля, а для комбинирования
компонентов, набор которых создается
заранее при помощи других языков.
Развитие и рост популярности Internet также
способствовали распространению языков
описания сценариев. Так, для написания
сценариев широко употребляется язык
Perl, а среди разработчиков Web-страниц
популярен JavaScript.

Основные
элементы алгоритмического языка

Основными
понятиями в алгоритмических языках
являются следующие.

Имена
(идентификаторы)

— последовательность символов для
обозначения объектов программы
(переменных, массивов, функций и дp.).

Операции.
Существуют следующие типы операций:

  • арифметические
    операции
    :
    сложение, обозначается символом “+”;
    вычитание, обозначается символом “-”;
    умножение, обозначается символом “*”;
    деление, обозначается символом “/” и
    дp. ;

  • логические
    операции
    :
    операции “логическое и”, “логическое
    или”, “логическое не” и др.;

  • операции
    отношения
    :
    меньше, обозначается символом “<”;
    больше, обозначается символом “>”;
    меньше или равно, обозначается символами
    “<=”; больше или равно, обозначается
    символами “>=”; равно, обозначается
    символом “=”; не равно, обозначается
    символами “<>”.

  • операция
    конкатенации

    символьных значений дpуг с другом,
    изображается знаком «+».

Ключевые
слова

– это слова языка, имеющие строго
определенное назначение, которые не
могут использоваться в качестве
идентификаторов.

Данные
— величины, обрабатываемые программой.
Имеется тpи основных вида данных:
константы,
переменные
и массивы.

Константы
— это данные, которые зафиксированы в
тексте программы и не изменяются в
процессе ее выполнения.

Примеры
констант:

числовые:
7.5, 12;

логические:
true (истина), false (ложь);

символьные:
«А», «+»;

строковые:
«abcde», «информатика».

Переменные
– это данные, которые могут изменять
свои значения в ходе выполнения программы.
Они обозначаются именами. Переменные
бывают целые,
вещественные,
логические,
символьные
и строковые.

Массивы
— последовательности однотипных
элементов, число которых фиксировано
и которым присвоено одно имя. Положение
элемента в массиве однозначно определяется
его индексами — одним в случае одномерного
массива, или несколькими, если массив
многомерный.

Выражения
– элементы языка, которые предназначаются
для выполнения необходимых вычислений,
состоят из констант, переменных,
указателей функций, объединенных знаками
операций. Выражения записываются в виде
линейных последовательностей символов
(без подстрочных и надстрочных символов,
«многоэтажных» дробей и т. д.), что
позволяет вводить их в компьютер,
последовательно нажимая на соответствующие
клавиши клавиатуры.

Различают
выражения арифметические,
логические
и строковые.

Арифметические
выражения

служат для определения одного числового
значения. Арифметические выражения
записываются по следующим правилам:

  1. Нельзя
    опускать знак умножения между
    сомножителями и ставить рядом два знака
    операций.

  2. Индексы
    элементов массивов записываются в
    скобках.

  3. Операции
    выполняются в порядке старшинства:
    сначала вычисление функций, затем
    возведение в степень, потом умножение
    и деление и в последнюю очередь — сложение
    и вычитание.

  4. Операции
    одного старшинства выполняются слева
    направо.

Логические
выражения

описывают некоторые условия, которые
могут удовлетворяться или не
удовлетворяться. Таким образом, логическое
выражение может принимать только два
значения — «истина» или «ложь»
(да или нет).

В
записи логических выражений помимо
арифметических операций сложения,
вычитания, умножения, деления и возведения
в степень используются операции отношения
и логические операции.

Значения
строковых
выражений

— тексты. В них могут входить строковые
константы, строковые переменные и
строковые функции, разделенные знаком
операции конкатенации.

Оператор
– это элемент языка, который задает
полное описание некоторого действия,
которое необходимо выполнить. Оператор
— это наиболее крупное и содержательное
понятие языка: каждый оператор представляет
собой законченную фразу языка
программирования и определяет некоторый
вполне законченный этап обработки
данных. В состав операторов входят
ключевые слова; данные; выражения и т.д.

Стандартная
функция

– подпрограмма, заранее встроенная в
транслятор языка для вычисления часто
употребляемых функций. В качестве
аргументов функций можно использовать
константы, переменные и выражения.

Программа
— это последовательность инструкций,
предназначенных для выполнения
компьютером. В настоящее время программы
оформляются в виде текста, который
записывается в файлы.

Программирование
– это теоретическая и практическая
деятельность решения задачи средствами
конкретного языка программирования и
оформления полученных результатов в
виде программы.

На
стадии программирования возникает этап
отладки программы – процесс обнаружения
и устранения ошибок в программе,
производимой по результатам ее
тестирования на компьютере.

После
окончательной отладки программа
документируется, т.е. к ней прилагается
описание назначения программы и
инструкция по эксплуатации. Только
после этого программа становится
законченным программным продуктом,
подготовленным к реализации как любой
иной вид промышленной продукции.

Языки
высокого уровня работают через
трансляционные программы —трансляторы,
которые преобразуют исходный код в
последовательность команд машинного
языка. Существует два основных вида
трансляторов: интерпретаторы,
которые сканируют и проверяют исходный
код в один шаг, и компиляторы,
которые сканируют исходный код для
создания текста программы на машинном
языке, которая затем выполняется
отдельно.

В
общем случае программа может иметь
модульную
структуру,
т.е. состоять из нескольких программных
единиц, связанных между собой командами
передачи управления. Такой принцип
построения программ называется модульным.
Программная единица, с первой команды
которой начинается выполнение программы,
называется головной программой. Остальные
программные единицы, входящие в единую
программу, называются подпрограммами.

Подпрограмма
— это последовательность операторов,
которые определены и записаны только
в одном месте программы, однако их можно
вызвать для выполнения из одной или
нескольких точек программы.

Функция
— это программная единица, которая может
быть употреблена в выражении. Функция
прямо возвращает величину, которая
используется при вычислении этого
выражения, и, кроме того, может возвращать
величины через параметры.

Процесс
разработки многомодульных программ
эффективнее, особенно если разрабатывается
программа большого размера, когда над
реализацией проекта может работать
несколько программистов, каждый из
которых имеет возможность модифицировать
фрагменты программы, не мешая работе
остальных.

Подпрограммы
и функции позволяют создавать большие
структурированные программы, которые
можно делить на части. Это дает преимущества
в следующих ситуациях:

  1. Если
    программа большая, разделение ее на
    части облегчает создание, тестирование
    и ее сборку.

  2. Если
    программа большая и повторная компиляция
    всего исходного текста занимает много
    времени, разделение ее на части экономит
    время компиляции.

  3. Если
    процедуру надо использовать в разных
    случаях разным образом, можно записать
    ее в отдельный файл и скомпилировать
    отдельно.

Инструментальные
системы программирования

Для
популярных языков программирования на
ЭВМ существует множество систем
программирования. Программисты
предпочитают те системы, которые легки
в использовании, позволяют получить
эффективные программы, имеют богатые
библиотеки функций (подпрограмм) и
мощные возможности для отладки
разрабатываемых программ. В качестве
примеров таких систем программирования
можно назвать Delphi, Visual C++, Visual Basic.

Системы
программирования прежде всего различаются
по тому, какой язык программирования
они реализуют. Среди программистов,
пишущих программы для персональных
компьютеров, наибольшей популярностью
пользуются языки Си, Паскаль и Бейсик.

2010/05/24 13:22:36

Компьютерная программа

Компью́терная програ́мма — последовательность инструкций, предназначенная для исполнения устройством управления вычислительной машины. Чаще всего образ программы хранится в виде исполняемого модуля (отдельного файла или группы файлов). Из этого образа, находящегося как правило на диске, исполняемая программа в оперативной памяти может быть построена программным загрузчиком. В зависимости от контекста, рассматриваемый термин может относиться также и к исходным текстам программы.

Закон РФ «О защите программ»

В Законах РФ «О защите программ и баз данных для ЭВМ» и «Законе об авторских и смежных правах» дано следующее определение компьютерных программ:

Программа для ЭВМ — это совокупность команд и данных, предназначенных для определенного функционирования ЭВМ.

В системном программировании существует более формальное определениеШаблон:Источник? программы как размещённых в оперативной памяти компьютера данных и машинных кодов, исполняемых процессором для достижения некоторой цели. Здесь подчеркиваются две особенности: нахождение программы в памяти и её исполнение процессором.

Ошибки в программах для ЭВМ

Программы для ЭВМ содержат ошибки, если при их выполнении ЭВМ возникают сбои, отказы либо неправильные результаты.

Количество ошибок в программах обычно неизвестно. Процесс поиска и исправления ошибок называется отладкой программ на ЭВМ.

Продолжительность отладки программ на ЭВМ заранее неизвестна. После нахождения ошибки в программе следует искать следующую ошибку и так далее.

Отсутствие ошибок в программах могут дать только доказательства (Э.Дейкстра, Дисциплина программирования.)

Программирование

Процесс создания компьютерных программ носит название программирование, а людей, занимающихся этим видом деятельности, называют программистами либо разработчиками программ для ЭВМ. Людей, занимающихся отладкой программ на ЭВМ путем тестирования называют тестировщиками.

Запись исходных текстов программ при помощи языков программирования удобна для понимания и редактирования человеком. Этому, в частности, помогают комментарии, допустимые в синтаксисе большинства языков. Для выполнения на компьютере готовый текст программы преобразуется (компилируется) в машинный код.

Языки программирования

Некоторые языки программирования позволяют обходиться без предварительной компиляции программы и переводят её в инструкции машинного кода непосредственно во время исполнения. Этот процесс называется динамической компиляцией и он позволяет добиться большей переносимости программ между разными аппаратными и программными платформами при сохранении многих плюсов компиляции.

Интерпретация программ

Интерпретируемые программы, для которых как правило не применяется процесс компиляции и которые интерпретируются операционный системой или специальными программами-интерпретаторами, называются скриптами или «сценариями».

Исходные тексты компьютерных программ в большинстве языков программирования состоят из списка инструкций, точно описывающих заложенный алгоритм. Подобный подход в программировании называется императивным. Однако применяются и другие методологии программирования. Например, описание исходных и требуемых характеристик обрабатываемых данных и предоставление выбора подходящего алгоритма решения специализированной программе-интерпретатору — такой подход называется декларативным программированием. Также, применяются функциональное и логическое программирование.

Пользователи программ

Большинство пользователей компьютеров используют программы, предназначенные для выполнения конкретных прикладных задач, таких как подготовка и оформление документов, математические вычисления, обработка изображений и т. п. Соответствующие программные средства называют прикладными программами или прикладным программным обеспечением. Управление компонентами вычислительной системы и формирование среды для функционирования прикладных программ берёт на себя системное программное обеспечение, наиболее важной составляющей которого является операционная система.

Защита прав потребителей

Пользователи программ для ЭВМ согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» имеют общегражданские права на защиту своих прав при обнаружении дефектов в программах на ЭВМ — права на замену программ без дефектов либо на возврат денег за приобретение дефектной продукции.

Дефектами программ для ЭВМ являются сбои, отказы и ошибки в работе программ, зафиксированные протокольно на твердом носителе или на бумажном носителе либо на компакт-дисках с тестовыми примерами и тестовыми программами с предоставлением корий платежных документов и копий документов и лицензий с гарантиями качества и процедурами обмена дефектной продукции.

Литература

  1. Дейкстра Э. Дисциплина программирования. М.: Мир, 1978.
  2. Соммервил Дж. Програмная инженерия. М.: Мир, 2004.
  3. Каймин В.А. Методы разработки программ на языках высокого уровня. М.: МИЭМ, 1985.
  4. Каймин В.А. Основы доказательного программирования. М.: МИЭМ, 1987.
  5. Каймин В.А. Информатика. Учебник для студентов вузов. М.: ИНФРА-М, 1999-2009.
  6. Каймин В.А. Информатика. Учебник для школьников. М.: Прогресс, 2009.

Интернет-ссылки

  • Технологии Доказательного Программирования
  • информатика в Школах и Вузах

Программа (компьютер)

Программа (компьютер)

Компью́терная програ́мма — последовательность инструкций, предназначенная для исполнения устройством управления вычислительной машины. Чаще всего образ программы хранится в виде исполняемого модуля (отдельного файла или группы файлов). Из этого образа, находящегося как правило на диске, исполняемая программа в оперативной памяти может быть построена программным загрузчиком. В зависимости от контекста, рассматриваемый термин может относиться также и к исходным текстам программы.

В системном программировании существует более формальное определение программы как размещённых в оперативной памяти компьютера данных и машинных кодов, исполняемых процессором для достижения некоторой цели. Здесь подчёркиваются две особенности: нахождение программы в памяти и её исполнение процессором.

Процесс создания компьютерных программ носит название «программирование», а людей, занимающихся этим видом деятельности, называют программистами. При разработке программ в них часто проникают ошибки. Программа содержит ошибки, если для некоторых данных она даёт сбои, отказы или неправильные результаты.

Процесс поиска и исправления ошибок в программах называется отладкой. Количество ошибок в программах обычно заранее неизвестно. Поэтому заранее неизвестна продолжительность отладки программ. Программа (алгоритм) не содержит ошибок, если она даёт правильные результаты для всех допустимых данных.

Запись исходных текстов программ при помощи языков программирования облегчает понимание и редактирование человеком. Этому, в частности, помогают комментарии, допустимые в синтаксисе большинства языков. Для выполнения на компьютере готовый текст программы преобразуется (компилируется) в машинный код.

Программы с общедоступными исходными текстами называются открытыми. Компьютерные программы являются объектами авторского права. Авторы и правообладатели программ имеют право ограничивать доступ к исходным текстам программ, которые являются их интеллектуальной собственностью.

Некоторые языки программирования позволяют обходиться без предварительной компиляции программы и переводят её в инструкции машинного кода непосредственно во время исполнения. Этот процесс называется динамической компиляцией и он позволяет добиться большей переносимости программ между разными аппаратными и программными платформами при сохранении многих плюсов компиляции.

Интерпретируемые программы, для которых как правило не применяется процесс компиляции и которые интерпретируются операционный системой или специальными программами-интерпретаторами, называются скриптами или «сценариями».

Исходные тексты компьютерных программ в большинстве языков программирования состоят из списка инструкций, точно описывающих заложенный алгоритм. Подобный подход в программировании называется императивным. Однако применяются и другие методологии программирования. Например, описание исходных и требуемых характеристик обрабатываемых данных и предоставление выбора подходящего алгоритма решения специализированной программе-интерпретатору — такой подход называется декларативным программированием. Также, применяются функциональное и логическое программирование.

Большинство пользователей компьютеров используют программы, предназначенные для выполнения конкретных прикладных задач, таких как подготовка и оформление документов, математические вычисления, обработка изображений и т. п. Соответствующие программные средства называют прикладными программами или прикладным программным обеспечением. Управление компонентами вычислительной системы и формирование среды для функционирования прикладных программ берёт на себя системное программное обеспечение, наиболее важной составляющей которого является операционная система.

См. также

  • Среда разработки

Wikimedia Foundation.
2010.

Полезное

Смотреть что такое «Программа (компьютер)» в других словарях:

  • Компьютер в каждый дом — URL: http://www.pcdom.ru/ Федеральная программа «Компьютер в каждый дом»  проект, позволяющий заказать компьютер в любом отделении почтовой связи и получить его с доставкой на …   Википедия

  • КОМПЬЮТЕР И МЫСЛЯЩИЕ МАШИНЫ — Я думаю, на мировом рынке можно будет продать штук пять компьютеров. Директор компании «IBM» Томас Уотсон в 1943 г. Компьютер имеет то преимущество перед мозгом, что им пользуются. Габриэль Лауб Человеку свойственно ошибаться, но для… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Компьютер… вызывает ощущение, что (он) живое существо —    программа, использующая реакции собеседника для построения своих вопросов, действительно вызывает такое ощущение; эффект описан в 1967 году Дж.Вейценбаумом (программа Элиза ), позже неоднократно воспроизводился:    ஐ … обнаружилось, что… …   Мир Лема — словарь и путеводитель

  • программа компьютерная — ▲ программа ↑ для (кого), компьютер программа. подпрограмма. процедура. программирование. программист. программировать. безусловный переход. условный переход. цикл. циклиться. зациклиться. макрокоманда. | отладка. операционная система. |… …   Идеографический словарь русского языка

  • КОМПЬЮТЕР АССОШИЭЙТС — (Computer Associates, CA), американская компания, специализирующаяся в области программного обеспечения (программные продукты в области системного управления, СУБД, средства экономического и финансового управления). Штаб квартира находится в г.… …   Энциклопедический словарь

  • КОМПЬЮТЕР — устройство, выполняющее математические и логические операции над символами и другими формами информации и выдающее результаты в форме, воспринимаемой человеком или машиной. Первые компьютеры использовались главным образом для расчетов, т.е.… …   Энциклопедия Кольера

  • Программа-шпион — Spyware (шпионское программное обеспечение) программа, которая скрытным образом устанавливается на компьютер с целью полного или частичного контроля за работой компьютера и пользователя без согласия последнего. В настоящий момент существует… …   Википедия

  • КОМПЬЮТЕР — COMPUTERУстройство для выполнения арифметических логических операций. Эти операции выполняются автоматически по заданной программе. К. используются в основном для быстрой обработки данных. Существует много классификаций К., однако одним из… …   Энциклопедия банковского дела и финансов

  • компьютер — а; м. [англ. computer] Электронно вычислительная машина. Компьютеры пятого поколения. Персональный к. Работать с компьютером. ◁ Компьютерный, ая, ое. К ая техника. К ое устройство. К ое обслуживание технологических линий. К. игры (программы,… …   Энциклопедический словарь

  • Компьютер — Схема персонального компьютера: 1. Монитор 2. Материнская плата 3 …   Википедия

Программа последовательность инструкций, предназначенных для компьютера и написанных на языке, который машина понимает или может перевести — файл

приобрести
скачать (24 kb.)


    Смотрите также:

  • Программа — Pragma 3.0 Англо-русско-украинский переводчик (Программа)
  • А прикладная программа; б системная программа; в система программирования; г текстовый редактор. При включении компьютера процессор обращается к: а озу; б винчестер (Документ)
  • Инструкции по охране труда. Всего более 300 инструкций (Стандарт)
  • Лекция №1 Тема 1: Общие сведения о строительных машинах и оборудовании Землеройные машины (Документ)
  • Описание опций BIOS Setup компьютера (Документ)
  • Тьюринг Алан. Могут ли машины мыслить? (Документ)
  • Лабораторная работа в среде Twido Suite — Команды передачи управления, переходов и меток (Лабораторная работа)
  • Что негативный экологический фактор делает уборку внутри компьютера уменьшить? пыль (Документ)
  • Первая помощь при тепловом и солнечном ударе (Документ)
  • Программа — Гидравлический расчет водопроводных сетей (Программа)
  • Машина кюветно-траншейная (Документ)
  • Безопасные методы и приемы охраны труда в объеме требований инструкций, отнесенных к трудовым обязанностям персонала по обслуживанию газифицированных технологически (Документ)

Команда – инструкция, которая дается компьютеру в виде простейшего указания.

Память оперативная – память, в которой временно хранятся инструкции и данные программы.

Программа – последовательность инструкций, предназначенных для компьютера и написанных на языке, который машина понимает или может перевести.

Сообщение об ошибке – примечание, отображаемое на экране компьютером для того, чтобы сигнализировать пользователю о наличии ошибок в программе.

Строка символов – любая последовательность букв, цифр, пробелов, знаков, символов».

Отображение – представление на экране текста, изображения или рисунка.

П амять постоянная – память, в которой хранятся неизменные инструкции. Команда – инструкция, которая дается компьютеру в виде простейшего указания.
Отображение – представление на экране текста, изображения или рисунка. Память оперативная – память, в которой временно хранятся инструкции и данные программы.
Сообщение об ошибке – примечание, отображаемое на экране компьютером для того, чтобы сигнализировать пользователю о наличии ошибок в программе.
Строка символов – любая последовательность букв, цифр, пробелов, знаков, символов».


  1. Отображение – представление на экране текста, изображения или рисунка.

  2. Память оперативная – память, в которой временно хранятся инструкции и данные программы.

  3. Память постоянная – память, в которой хранятся неизменные инструкции.

  4. Программа – последовательность инструкций, предназначенных для компьютера и написанных на языке, который машина понимает или может перевести.

  5. Команда – инструкция, которая дается компьютеру в виде простейшего указания.

  6. Сообщение об ошибке – примечание, отображаемое на экране компьютером для того, чтобы сигнализировать пользователю о наличии ошибок в программе.

Строка символов – любая последовательность букв, цифр, пробелов, знаков, символов.

Команда – инструкция, которая дается компьютеру в виде простейшего указания.

Память оперативная – память, в которой временно хранятся инструкции и данные программы.

Память постоянная – память, в которой хранятся неизменные инструкции. Программа – последовательность инструкций, предназначенных для компьютера и написанных на языке, который машина понимает или может перевести.

Сообщение об ошибке – примечание, отображаемое на экране компьютером для того, чтобы сигнализировать пользователю о наличии ошибок в программе.


Команда – инструкция, которая дается компьютеру в виде простейшего указания

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Geely atlas руководство по эксплуатации скачать
  • Нова сет таблетки инструкция по применению
  • Аллергонаф капли инструкция по применению в нос
  • Юбка полусолнце на резинке как сшить пошаговая инструкция для начинающих
  • К какому типу построения управления относится следующая ситуация руководство производством