Последствия провозглашения руководством ссср нового политического мышления в период перестройки было

Автор статьи

марина николаевна калугина

Эксперт по предмету «История России»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

«Новое политическое мышление» — это философско-политическая концепция внешней политики СССР периода перестройки.

Концепция «нового политического мышления»

В начале правления М. Горбачева его политический курс не отличался от традиций его предшественников, но в 1987-1988 гг. он предложил новую внешнеполитическую концепцию, которая существенно отличалась от прежних – «новое политическое мышление». Этому способствовало несколько причин:

  • опасность возобновления «холодной войны», что привело бы к возрастанию напряженности в мире со всеми вытекающими из этого обстоятельства негативными последствиями;
  • новая гонка вооружений полностью бы разрушила советскую экономику, которая тогда и так находилась в кризисе;
  • СССР был больше не в состоянии оказывать безвозмездную помощь соцстранам, потому что это разоряло советскую экономику;
  • идеологические запреты не давали стране адекватно развивать внешнеэкономическую сферу, мешая развитию экономики.

Замечание 1

Концепция «нового политического мышления» была разработана и описана Горбачевым в его книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира», которая была издана в 1987 г.

Суть новой политики

«Новое мышление» основывалось на нескольких принципах:

  • необходимость решения международных проблем и разногласий, основываясь на компромиссе, консенсусе интересов всех сторон, что создало бы благоприятную среду для развития сотрудничества и добрососедских отношений, а не постоянных угроз и нарастания вооружений;
  • отказ от противостояния идеологий, биполярности мира, двух враждующих политических система, признание мира единым и взаимозависимым;
    *на первое место ставились человеческие ценности, которые признавались важнее национальных, классовых, идеологических и т.д.; это означало отказ СССР от идеи социалистического интернационала.

Сама идея такой политики, проводимой новым советским руководством, не была нова: о подобных принципах писали такие известные ученые и политические деятели как И. Кант, М, Ганди, А. Эйнштейн, Б. Рассел и др.

««Новое мышление» во внешней политике» 👇

Согласно «новому политическому мышлению», внешняя политика СССР осцществлялась по трем основным направлениям:

  • улучшение и нормализация отношений с Западом;
  • скорейшее разрешение международных конфликтов;
  • активное экономическое и политическое сотрудничество с разными странами без идеологических ограничений и препятствий.

Концепция «Нового политического мышления» оказала положительное воздействие на советско-американские отношения: начался процесс ядерного разоружения. В 1985 г. состоялась первая встреча М.С. Горбачева с Р. Рейганом, что стало началом потепления отношений между СССР и США. В 1987 г. был подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Этот документ впервые в советско-американских отношениях устанавливал не сокращение, а сразу ликвидацию вооружений, что, несомненно, стало большим шагом вперед.

В 1990 г. было подписано соглашение о сокращении обычных вооружений в Европе. В одностороннем порядке СССР сократил свои военные расходы и уменьшил численность вооруженных сил на 500 тыс. человек. Летом 1991 г. между Союзом и Штатами был заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), по которому они сокращались на 40 %.

Экономическая политика Горбачева осуществлялась не слишком успешно, только усиливая уже существующий кризис, поэтому он надеялся, что успехи во внешней политике как-то компенсируют и сгладят впечатление от неудачной экономической деятельности. Это стремление вынуждало его идти на большие уступки американскому руководству, которое, пользуясь этим, выдвигало множество удобных для себя условий, с которыми Горбачеву приходилось соглашаться. Так, к примеру, СССР с большей готовностью, нежели Штаты, сокращал свои военные базы и опорные точки в европейских странах и уничтожал огромное количество обычных видов вооружений. Также, ухудшение экономического положения СССР все больше ставило его в зависимость от Запада, у которого советское правительство надеялось получить экономическую помощь.

В 1991 г. американский президент Д. Буш выдвинул советскому правительству «шесть условий», на которых Запад был согласен дальше сотрудничать с СССР: развитие демократии, переход к рынку, создание федерации, изменение политики СССР на Ближнем Востоке, а также в Африке, отказ от модернизации советских ракетно-ядерных сил. Это был первый случай, когда США ставили условия не только во внешней, но и во внутренней политике СССР.

Изменился способ отношений и со странами соцлагеря. Под давлением Горбачева в некоторых из них произошла смена состава руководства, а также внедрялась политика демократизации. В 1989 г. СССР начал выводить свои войска из государств Организации Варшавского договора, что вызвало рост антисоветских настроений. Произошла смена правительства в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В ГДР после отставки Э. Хоннекера пала Берлинская стена и стали активизироваться призывы к объединению Германии.

В 1991 г. ликвидировались организации СЭВ и ОВД, что на деле означало распад соцлагеря.

В 1989 г. СССР начал вывод войск из Афганистана, а на II съезде народных депутатов Афганская война была признана грубой политической ошибкой. Тогда же начали выводить советские войска из Монголии. Кроме того, СССР поспособствовал выводу вьетнамских войск из Кампучии (Камбоджи), что способствовало улучшению советско-китайских отношений. СССР и Китай восстановили приграничную торговлю, подписали ряд важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Также СССР отказался от прямого вмешательства в конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа и от поддержки режимов в Ливии и Ираке; во время кризиса в Персидском заливе в 1991 г. Советский Союз впервые встал на сторону США.

Результаты новой политики

Результатами политики «нового мышления» были:
снижение международной напряженности, разрушение «образа врага»;
уничтожение целых классов ядерного оружия;
* активная интеграция СССР и «дружественных ему стран» в мировые структуры.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Содержание

Введение

1.      Результаты
осуществления политики «нового мышления» в 1985-1991 гг.

2.      Укрепление
Российского государства в 2000-2003 гг.

2.1.Новые
явления в политике, экономике и культуре.

2.2.Возрождение
России.

Выводы

Список литературы

Введение

      После прихода
 Горбачева к власти было понятно, что ничего нового в области советской внешней
политики не произойдет. Он  заявлял о необходимости борьбы с военной угрозой,
укрепления социалистического содружества, поддержки национально-освободительных
движений.  Но спустя два месяца после избрания руководителем страны, Горбачев  обрушился
с резкой критикой на Запад. Внешняя политика начала меняться после смены
министра иностранных дел СССР. Были определены основные направления внешней
политики: нормализация отношений со странами Запада ( особенно с США),  начало
двустороннего сокращения вооружений; прекращение вооруженного противостояния с
США и их союзниками в Азии, Африке, Латинской Америке. В 1987 г. оформилась
совершенно новая внешнеполитическая концепция советского руководства, названная
«новым мышлением». Новое политическое
мышление было объявлено в СССР в середине 1985 года. Новый подход касался
исключительно взаимоотношений с другими государствами, и практически никак не затрагивал
внутренние дела СССР.
 

    Сводилась концепция нового политического мышления к следующим
пунктам:
   1)  мир един, целостен и неделим
(разделением мира на 2 лагеря);
  2) все
проблемы должны решаться миром и дипломатическими методами;
   3)  общечеловеческие ценности должны господствовать над всеми
остальными. Сразу же
 со сменой политического
курса смешился и лидер этого министерства. Теперь за внешнюю политику СССР
отвечал Э. Шеварнадзе, который обозначил новые  главные задачи внешней политики
СССР в условиях нового политического мышления: 1)
  поиск партнерства с
США; 2) разблокирование региональных конфликтов; 3) отказ от поддержки
социалистического лагеря. Более подробно о результатах будет представлении в
содержании этой работы.

     Вторая часть
контрольной работы посвящена Возрождению России с приходом к власти В.В.
Путина. В мае 2000 г. второй президент России был избран уже в первом туре. 
Россия в 2000 г.  имела ряд признаков, присущих конфедеративному государству.
Не проводился эффективно экономический и социально-политический курс. Поэтому
актуальной задачей стало укрепление «вертикальной власти». Было создано 7
федеральных округов. Большая работа была проведена по внедрению региональных
правовых актов. 

 На самом деле проблема укрепления государства имеет очень
 важный аспект, как преодоление недоверия граждан к своему государству. Люди
привыкли не доверять   государству,  которое по их мнению, неоднократно
обманывало своих граждан. Государство обманывало и не обеспечивало защиту
граждан от произвола рэкетиров, бандитов и взяточников, допуская нарушение прав
и интересов значительной части населения. Население  не доверяло
правоохранительным органам. Но постепенно это недоверие граждан не было
преодолено. В целях обеспечения гражданского согласия была создана Общественая
палата, которая призвана активизировать становление гражданского общества и
формирования его институтов. Основные направления: 1) борьба с терроризмом; 2) экономическое
и социальное развитие; 3) внешняя политика России. Более подробно об укреплении
Российского государства будет рассмотрено в содержании.

1.      Результаты осуществления политики «нового
мышления» в 1985-1991 гг
.

     Результатами политики «нового мышления» являются: 1) Поражение в
« холодной войне».
Налаживание отношений
между СССР и США было нужно миру, поскольку беспрецедентная гонка вооружения
была реальной угрозой миру. На начальном этапе встреч  главная тема была разоружение
стран. В дальнейшем все двусторонние договора подписывались на невыгодных
условиях для СССР. С одной стороны глобальная напряженность спала. С другой
стороны СССР перестало быть на мировой арене. А в дальнейшем и страны такой не
стало. 2). Одна сверхдержава США. Противостояние СССР и США до 1985 года
очень часто сводилось к региональным конфликтам. Горбачев отказался от политики
установления контроля за 3ьим географическим регионом – и это было страшным
ударом для СССР. А вот США никогда не отказывалось от этого, даже наоборот –
позиции влияния только крепнут. 3)
Ослабление
военной мощи России
. Это произошло в  результате
распада СССР, утечки кадров и технологий, которые сопровождали  весь
процесс перестройки и распада Союза. 4). Обострение региональных конфликтов.
Для нас самый известный конфликт – Северный Кавказ, истоки которого лежат
именно в новом политическом мышлении. 5).Утрата контроля и экономической
связи СССР с восточноевропейскими странами.  
После того, как СССР
фактически сдал Ливию, Ирак, Ближний Восток, Монголию, он не получил ничего.
Все это было сделано для одобрения его политики Западом. 6).
СССР и затем Россия оказались в затруднительном положении. Россия утратила  контроль над
Восточной Европой, что по плану Горбачева должно было способствовать
партнерским отношениям с Западом. Но ничего этого не случилось! В результате
Россия не стала своей для Запада, а контроль над Востоком утратила.

2.      Укрепление
Российского государства в 2000-2003 гг.

В
2000-2003 гг. происходит укрепление Российского государства. Это основная
задача нового президента.  Проявилось это в следующих направлениях:

1) Были созданы 7
федеральных округов (Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный,
Уральский, Сибирский.)

2). Реформирована
верхняя палата парламента – Совет Федерации.

3). Создан новый
Совещательный орган  — Государственный совет при Президенте РФ.

4) Преодолена
конфликтность между парламентом  и президентом. Сформировалось в Думе
устойчивое президентское большинство , в которое вошли следующие фракции: «Единство», ОВР, «Народный
депутат», «Регионы России», что позволило президенту проводить
намеченную им политику.

5). В январе 1999г. разработан «План строительства
Вооруженных сил РФ» — это был новый импульс реформе Российской армии. Основными
направлениями было оснащение войск современной и перспективной боевой техникой.

6) В 2002 г. принят закон «Об альтернативной гражданской
службе».

7). Были намечены планы радикальной перестройки системы МВД,
но на время реформа была отложена.

8) Значительные изменения в системе органов государственной
безопасности.

9). в декабре 2000г .утверждены государственные символы
России (герб, флаг, гимн).

10). весной 2001 г. принят закон о политических партиях. 

11). Декабрь 2003 прошли выборы в Государственную Думу IV созыва. В состав вошли: « Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, блок «Родина».

2.1.Новые явления в политике,
экономике и культуре.

В 2000 г. был принят документ «Основные
направления социально-экономического развития РФ на долгосрочную
перспективу», который определил приоритеты экономической политики на
период до 2010 г.
Основными
вопросами были:  — ликвидация олигархов ( недопущение их до власти). Был принят
Закон РФ «О противодействии отмыванию преступных доходов». Для того, чтобы
реализовать данные задачи в ноябре 2001 при Минфине учрежден новый орган –
Комитет по финансовому мониторингу. – Принят Налоговый и Таможенный кодекс. 

     В
соответствии с налоговой
реформой:

1. Шкала налогов снижалась с 30
до 13% и стала самой низкой в Европе, это  создавало предпосылки для
выхода многих секторов экономики из «тени».

2. Уменьшались
таможенные ввозные пошлины.

     Это все
привело к заметному пополнению казны за счет налогов и таможенных сборов в 2001
г. Также рассматривались пути дальнейшей оптимизации налоговой системы.

     В сентябре
2001 г. новый Земельный кодекс закрепил право собственности на землю и
определил механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли
седьскохозяйственного назначения.

 В
июне 2002 г. парламент одобрил Закон «Об обороте земель сельхозназначения»,
который санкционировал куплю-продажу этой категории угодий. На улучшение
ситуации в аграрной сфере направлено льготное кредитование аграрных
предприятий, увеличение поставок техники, некоторые протекционистские меры.

Государство
уделяло большое внимание оборонно-промышленному комплексу, что привело к
решению проблем военного и гражданского характера.

Появились
новые явления и в культуре. Культурная жизнь сильно реагировала на перемены,
которые происходили в стране. Стремление людей получить прибыль способствовало
появлению новых направлений в культуре (музеи,  театры, библиотеки).

Открывались
частные картинные галереи, театральные и выставочные проекты.

Возросло
влияние телевидения, предложившего невиданные ранее информационные и
развлекательные программы, заимствованные у западных СМИ. Игровые
развлекательные телепроекты, нескончаемые сериалы аккумулировали огромную
аудиторию. Это заложило основу для развития так называемой массовой
культуры.

В
это время быстрыми темпами развивалась индустрия досуга – коммерческие
развлекательные центры, ночные клубы, массажные салоны эротической
направленности. Шоу-бизнес превратился в одну из самых динамичных и прибыльных
сфер новой экономики.

Если
говорить о кино, то стали применяться не только спецэффекты, но и компьютерные
технологии, приемы съемки в режиме реального времени («Русский
ковчег», реж. А. Сокуров, 2002). В телевизионной документалистике стал
широко использоваться прием «исторической реконструкции» реальных
событий. Эти технологии были направлены на то, чтобы сделать зрителей
сопричастными происходящему действию.

По
мере финансово-экономической стабилизации система кинопроката в стране
постепенно восстановилась. В кинорежиссуре получили известность новые имена.
Картина К. Серебренникова «Изображая жертву» была удостоена главного
приза Римского международного кинофестиваля, фильм «Возвращение» А.
Звягинцева – двух «Золотых львов» на Венецианском кинофестивале.
Фильм Никиты Михалкова «12» завоевал приз «Золотой лев» в
Венеции. Новым кинопроектом Н. Михалкова стала кинодилогия «Утомленные
солнцем-2» («Предстояние» и «Цитадель»), вышедшие в
прокат накануне праздника Великой Победы – 9 мая в 2010 и 2011 гг. Этот
масштабный фильм-эпопея стал самым дорогим в истории новой России – общий
бюджет фильма составил 55 млн долл.

В
условиях жесткой конкуренции с потоком теле-, кино- и видеопродукции театр
переживал не лучшие времена, пытаясь выжить в новой социальной реальности.
Ответом стали театральные антрепризы – временные творческие коллективы,
создаваемые под конкретную постановку, экспериментальные студии и разнообразные
фестивальные проекты. Появились новые формы общения со зрителем. Спектакли
ставились в реальных исторических декорациях (опера «Борис Годунов»
Μ. П. Мусоргского в исполнении труппы Мариинского театра прозвучала на Соборной
площади Московского Кремля в мае 2003 г.). В постановках стали широко
использоваться приемы документального жанра, в текст вводились интервью,
зафиксированные на улице разговоры. Драматургия спектакля, как и сценарное
искусство в кино, стремилась к интенсивному общению со зрителем.

 На
эстраде произошло размежевание на рок и легкую развлекательную музыку (попсу)
российского производства, причем не лучшего качества, поскольку ради получения
скорой прибыли эстрадные исполнители стали подстраиваться под примитивные
потребности аудитории. Продолжался бум танцевальной музыки. Были поставлены
мюзиклы «Норд Ост», «Нотр- Дам де Пари» и др. Важным
явлением в музыкальной жизни международного шоу-бизнеса стало проведение в
Москве в мае 2009 г. конкурса «Евровидение».

Заметное
влияние на духовную жизнь оказало вступление России в глобальное информационное
пространство, доступ к различным источникам информации. Быстро росло число
пользователей Интернета. Появились многочисленные электронные периодические
издания, художественные сайты. Расширение информационного пространства открыло
новые возможности для культурного и научного творчества, быстрого обмена идеями
и контактов между людьми
.

В
целом российская культура и общество по-прежнему находятся в процессе
осмысления своих истоков и наследия. Широкую поддержку получает мысль о том,
что для цивилизационного прорыва в XXI в. одной только опоры на силы
самоорганизации культуры недостаточно. Государство должно определить
приоритетные направления развития образования, науки и культуры и обеспечить их
поддержку.

2.1.Возрождение
России

В 2000 г. Президентом России был избран В. Путин,
это  открыло новый этап в социально-экономическом и общественно-политическом
развитии страны. Новому Президенту пришлось немедленно приступить к решению
многих сложных проблем: ускорение модернизации общества и повышение его консолидации,
ликвидация внешней задолженности, привлечение инвестиций, борьба с
криминалитетом и терроризмом (теракт на Дубровке 2002 г.), увеличение
золотовалютных резервов, дефицит бюджета, чеченская проблема и др. Преодолено
было  много кризисных явлений, характерных для 1990-х гг., укреплена структура
государственной власти. Проведение успешной контртеррористической операции в
Чечне, активная фаза которой завершилась в 2001 г., ограничение всевластия
олигархов (дело «Юкоса», медиамагната В. Гусинского, уголовное преследование Б.
Березовского), возвращение международного авторитета России — всё это позволило
В. Путину одержать победу и на президентских выборах в марте 2004 г. Смена
руководства, преодоление экономического кризиса и консолидация российского общества
способствовали тому, что в 2000-х гг. Россия начинает возвращать себе статус
великой мировой державы, несущей ответственность за поддержание мировой
безопасности. Она становится полноправным членом «Большой восьмёрки»
экономически развитых государств, строя свою внешнюю политику исходя из
национальных интересов.

В  2000-х гг. ситуация в сфере культуры, науки и искусства
начала улучшаться. Определяющей чертой культурной жизни стала свобода выражения
творческих замыслов. Современное российское искусство характеризуется жанровым
и стилевым разнообразием, при котором сложно выделить одно доминирующее
направление. Стали прослеживаться тенденции к восстановлению элементов культуры
Российской империи и их интеграции в культурное наследие СССР. Началась масштабная
реконструкция памятников культуры, воссоздание храмов и религиозных традиций.
Ярким примером этого может послужить восстановление храма Христа Спасителя в
Москве, освящённого 19 августа 2000 г. Возрождается практика меценатской помощи
деятелям искусства и прочее. Поэтому можно с уверенностью сказать, что с
началом 2000 гг . начинается Возрождение России.

Выводы

К
середине 2002 г. была стабилизирована общественно-политическая и
социально-экономическая ситуация, намечены основные направления дальнейшего
совершенствования государственного устройства, продолжение либерального
реформирования экономики и социальной сферы. В то же время на характер
внутренней политики с середины 2002 г. во все возрастающей степени оказывало
влияние приближение выборов в новую Думу (декабрь 2003 г.) и Президента РФ
(март 2004 г.). Поэтому в центре внимания властных структур находилась задача
выстраивания баланса общественных сил, позволяющего, с одной стороны,
поддерживать стабильность, а с другой — добиться наилучшего результата на
выборах.

Экономика
в 2000-2002 гг. развивалась в благоприятной обстановке, это было во многом
обусловлено высокими мировыми ценами на сырьевые товары, которые составляли
основу российского экспорта, — нефть. Газ, черные металлы.

Начиная с 2000 г. наблюдался устойчивый рост
экономики. За 2000-2007 гг. ВВП страны вырос на 72%, и Россия заняла 7-ое место в мире по этому важному
показателю. Соответственно росли и реальные доходы населения. За 8 лет рост
составил в 2,5 раза. Почти во столько же раз выросли пенсии. Безработица и
уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза.

Россия интенсивно сотрудничала с государствами,
входящими в СНГ. Особое внимание уделялось решению совместных экономических
проектов, обеспечению безопасности, борьбе с терроризмом. 
Плодотворно
развивалось сотрудничество России с Китаем. В 2001 г. был подписан Договор о
добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР. Общим успехом
внешней политики России следует то, что она не давала себя втянуть в крупные
конфликты, в том числе военные.

Российская
культура и общество по-прежнему находятся в процессе осмысления своих истоков и
наследия. Широкую поддержку получает мысль о том, что для цивилизационного
прорыва в XXI в. Одной только опоры на силы самоорганизации культуры
недостаточно. Государство должно определить приоритетные направления развития
образования, науки и культуры и обеспечить их поддержку.

Список
литературы:

1.      История
России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений./ Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В., — М:
Просвещение, 2008.-367с.

2.      История
современной России, 1991-2003: Учебное пособие./Короткевич В.И., Изд-во
С.-Петерб. Ун-та, 2004. – 293 с.

3.      Россия
и мир в
XX
– нач
XXI 
— вв.: Учебник 11 класс./ под ред. Алексашкиной Л.Н. – Просвещение, 2007.-432с.

Новое политическое мышление


Новое политическое мышление

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 226.

Обновлено 22 Июля, 2022

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 226.

Обновлено 22 Июля, 2022

После смерти генерального секретаря Константина Черненко в марте 1985 года в СССР по инициативе нового руководителя страны, Михаила Горбачева, началась перестройка. Одним из её явлений стала не только гласность, но и новое политическое мышление. Сам термин появился в феврале 1986 года, а концепция была изложена в книге Горбачёва, вышедшей в октябре 1987 года.

Причины появления и особенности концепции

Концепция нового политического мышления была выдвинута в связи с трудной ситуацией во внутренней и внешней политике СССР.

Михаил Горбачёв, 1987 г.

Рис. 1. Михаил Горбачёв, 1987 г.

Гонка вооружений негативно влияла на экономику, темпы роста последней были явно ниже желаемых, а при Брежневе, в 1970-е, в СССР наметились тенденции к застою и зависимости от цен на энергоносители.

В выступлении Горбачёва на XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года и в МИДе в мае 1986 года были сформулированы положения его новой внешнеполитической программы. Сначала Михаил Сергеевич озвучил два принципа советской концепции внешней политики. Звучали они очень расплывчато:

  • Отказ от устаревших философий и отживших доктрин.
  • Повышение ответственности руководителя государства за принятые им решения.

К октябрю 1987 Михаил Горбачёв более чётко сформулировал свой взгляд на внешнеполитический курс СССР. Основные его идеи были следующие:

  • Отказ от классовой борьбы и деидеологизация в сфере международных отношений. Признание высокого значения общечеловеческих ценностей.
  • Решение конфликтов политическим, а не военным путём.
  • Отказ от деления мира на социалистов и капиталистов, признание его единства.
  • Соблюдение принципов равновесия невмешательства во внутренние дела.
  • Признание права каждого народа выбирать свою судьбу.
  • Идея о том, что безопасность может быть только взаимной.

Одновременно с этими принципами Горбачёв провозгласил в СССР политику гласности и плюрализма. Также следствием нового политического мышления стала политика разоружения на фоне всё еще продолжавшейся Холодной войны. Его взгляд на внешнюю политику отличался от идей Брежнева о разрядке международной напряженности и от обещаний Хрущева догнать и перегнать США.

Горбачёв и Рейган

Рис. 2. Горбачёв и Рейган.

Внешняя политика Горбачёва

В конце 1980-х годов руководство СССР стало постепенно сворачивать помощь странам, которые строили социализм. Это привело к изменениям политического курса и власти в 1990–1991 годах в Никарагуа, Афганистане, Камбодже, Мозамбике. В 1990 году произошло объединение Северного и Южного Йемена, а также двух германских государств — ГДР и ФРГ.

Удачными примерами реализации нового политического мышления можно считать вывод советских войск из Афганистана, снижение военных расходов и подписанный в декабре 1987 года договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. СССР установил дипломатические отношения с Южной Кореей, Израилем, Ватиканом, Южной Африкой, Албанией и ещё рядом государств.

В целом в мире из-за распада СССР развалилась биполярная система международных отношений и остался только один лидер — США. В Советском Союзе демократизация сопровождалась межнациональными конфликтами, первым из которых стал Карабахский в 1988 году.

Итогом политики Михаила Горбачёва стал быстрый распад социалистического блока в Европе, как военного союза ОВД, так и экономического СЭВ. В 1990 году он стал лауреатом Нобелевской премии мира. Впоследствии критики обвиняли его в космополитизме.

Горбачёв, 1990 г.

Рис. 3. Горбачёв, 1990 г.

Заключение

Что мы узнали?

Достижения и проблемы позднего СССР, хронику событий и мероприятия перестройки кратко изучают в школьном курсе истории 11 класса. Её результатом стало кратковременное улучшение отношений с США и Западной Европой, но далее последовал распад СССР.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 226.


А какая ваша оценка?

В
первые два года правления Горбачева
внешняя политика СССР основывалась на
традиционных идеологических приоритетах.
Но в 1987-1988 в них были внесены серьезные
коррективы. Горбачев предложил миру
«новое политическое мышление». Оно
серьезно изменило к лучшему международные
отношения, существенно снизило
напряженность в мире. Однако некоторые
серьезные просчеты советского руководства
и экономический кризис в СССР привели
к тому, что от нового политического
мышления больше всего выиграл Запад, а
авторитет СССР в мире заметно упал. Это
стало одной из причин крушения СССР.

Причины
перемен во внешней политике СССР.

В
середине 80-х годов внешняя политика
СССР по многим позициям зашла в тупик.

1)
Существовала реальная опасность нового
витка «холодной войны», что еще сильнее
накалило бы ситуацию в мире.

2)
«Холодная война» могла окончательно
разорить советскую экономику, которая
переживала тяжелый кризис.

3)
СССР не мог дальше оказывать безвозмездную
«интернациональную помощь» различным
антиимпериалистическим силам и
«дружественным» странам. Эта помощь
была разорительна для слабеющей экономики
СССР.

4)
идеологические «табу» ограничивали
внешнеэкономическую деятельность
самого СССР, мешая полноценному развитию
советской экономики.

Предложения,
выдвинутые Горбачевым в рамках нового
политического мышления, имели революционный
характер и в корне противоречили
традиционным основам внешней политики
СССР.

Основные
принципы «нового мышления»:


отказ от идеологического противостояния,
от деления мира на две враждующие
политические системы и признание мира
единым, неделимым и взаимозависимым;


стремление решать международные проблемы
не с позиции силы, а на основе баланса
интересов сторон. Это свело бы на нет
гонку вооружений, взаимную вражду и
создало атмосферу доверия и сотрудничества;


признание приоритета общечеловеческих
ценностей над классовыми, национальными,
идеологическими, религиозными и др. Тем
самым СССР отказывался от принципа
социалистического интернационала,
признавая высшие интересы всего
человечества.

В
соответствии с новым политическим
мышлением были определены три основных
направления внешней политики СССР:


нормализация отношений с Западом и
разоружение;


разрешение международных конфликтов;


широкое экономическое и политическое
сотрудничество с различными странами
без идеологических ограничений, не
выделяя особо соцстраны.

Результаты
политики «нового мышления». Напряженность
в мире существенно ослабла. Речь зашла
даже об окончании «холодной войны».
Образ врага, который формировался
десятки лет по обе стороны «железного
занавеса», был фактически разрушен.

Впервые
в истории произошло не просто ограничение
ядерных вооружений — началась ликвидация
целых классов ядерного оружия. Европа
освобождалась и от обычных вооружений.

Начался
процесс более тесной интеграции СССР
и соцстран Европы в мировое хозяйство
и в международные политические структуры.

Важным
следствием «нового политического
мышления» явились ежегодные встречи
М. С. Горбачева с президентами США Р.
Рейганом, а затем Дж. Бушем. Результатом
этих встреч стали важные решения и
договоры, которые заметно снизили
напряженность в мире.

В
1987 г. между СССР и США заключен договор
об уничтожении ракет средней и меньшей
дальности. Впервые две сверхдержавы
договорились не о сокращении этого
оружия, а о его полной ликвидации.

В
1990 г подписано соглашение о сокращении
обычных вооружений в Европе. В качестве
жеста доброй воли СССР в одностороннем
порядке снизил свои оборонные расходы
и уменьшил численность вооруженных сил
на 500 тысяч человек.

В
1991 г. подписано соглашение об ограничении
стратегических наступательных вооружений
(ОСНВ-1). Оно позволило начать сокращение
ядерного оружия в мире.

Параллельно
с политикой разоружения начали
формироваться новые экономические
отношения с США и другими западными
странами. Идеологические принципы
оказывали все меньше влияния на внешнюю
политику СССР и на характер его
взаимоотношений со странами Запада. Но
у дальнейшего сближения с Западом вскоре
появилась и весьма неблагоприятная
причина. Ухудшение экономического
положения Советского Союза делало его
все более зависимым от Запада, от которого
руководство СССР рассчитывало получить
экономическую помощь и политическую
поддержку. Это заставляло Горбачева и
его окружение идти на все более серьезные
и нередко односторонние уступки Западу.
В конечном итоге это вело к падению
авторитета СССР.

В
1989 г. СССР вывел свои войска из Афганистана.
На II съезде народных депутатов СССР
афганская война была признана грубой
политической ошибкой.

В
том же году начался вывод советских
войск из Монголии. Одновременно СССР
содействовал выводу вьетнамских войск
из Кампучии (Камбоджи). Все это привело
к улучшению отношений с Китаем. Между
двумя великими державами была восстановлена
приграничная торговля, подписана серия
важных соглашений о политическом,
экономическом и культурном сотрудничестве.

СССР
отказался от прямого вмешательства в
конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии,
Никарагуа. Результат: в Анголе, Камбодже
и Никарагуа прекратилась гражданская
война, представители противоборствующих
сторон образовали коалиционные
правительства.

Советский
Союз значительно снизил безвозмездную
помощь союзным режимам и идейным
единомышленникам. Перестал поддерживать
режимы в Ливии и Ираке. А во время кризиса
в Персидском заливе в 1990 г. впервые
поддержал действия Запада.

В
1991 г. было заключено международное
соглашение, которое способствовало
улучшению отношений Израиля с соседними
арабскими странами. Большую роль в этом
событии сыграл СССР.

Все
эти шаги существенно снизили напряженность
в мире, способствовали оздоровлению
международного политического климата.

В
1989 г. СССР начал вывод своих войск из
социалистических стран Восточной и
Центральной Европы. Одновременно в этих
странах усилились антисоциалистические
настроения.

В
1989-1990 гг. здесь произошли «бархатные»
революции, в результате которых власть
перешла мирным путем от компартий к
национально-демократическим силам.
Только в Румынии во время смены власти
произошли кровопролитные столкновения.

Курс
на отход от СССР и сближение с Западом
взяли и практически все новые правительства
стран Центральной и Восточной Европы.
Они выразили полную готовность вступить
в НАТО и Общий рынок.

Весной
1991 г. прекратили свое существование
Совет экономической взаимопомощи (СЭВ)
и военный блок соцстран Организация
Варшавского договора (ОВД). Социалистический
лагерь окончательно распался.

Руководство
СССР заняло позицию невмешательства в
процессы, которые кардинально меняли
политическую карту Европы. В результате
Советский Союз оказался в большой
зависимости от западных стран.

Оставшись
без старых союзников и не приобретя
новых, оказавшись в тяжелой экономической
ситуации, СССР быстро терял инициативу
в международных делах. Вскоре страны
НАТО все чаще стали игнорировать мнение
СССР по важнейшим международным
проблемам.

Литература

  1. Горбачев,
    М.С. Перестройка и новое мышление для
    нашей страны и для всего мира / М.С.
    Горбачев. — М.: Политиздат, 1988.- С. 56-94.

  2. Отечественная
    история России новейшего времени:
    1985-2005 гг.: Учебник / отв. ред. А.Б. Безбородов.
    — М.: РГГУ, 2007. — С. 167-205.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Новое политическое мышление, начало разоружения, разблокирование региональных конфликтов, распад социалистической системы, результаты политики «нового мышления».

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 187
Источник: https://www.ru-history.com/index.php?view=articles&articles_id=61

Содержание

  • 1 Ключевые даты
    • 1.1 Новое политическое мышление.
  • 2 Итоги нового политического мышления
  • 3 Предпосылки для перемен
    • 3.1 Начало разоружения.
  • 4 Появление Горбачева у власти
  • 5 Новые постулаты
  • 6 Отношения с Америкой
  • 7 Ловушка — Афганистан
  • 8 Ситуация с соцстранами
  • 9 Соглашение РСМД

Ключевые даты

Во внешней политике СССР в 1985-1991 гг. основными датами стали:

  1. 1985 г. — дебютная встреча президентов двух мировых держав.
  2. 1987 г. — Горбачев предлагает следовать новой концепции.
  3. Этот же год. Оформлено соглашение об устранении ракет определенного типа.
  4. 1989 г. — выведены войска с афганской территории.
  5. 1991 г. — СССР и США подписывают договор, обязывающий сократить и ограничить атакующие вооружения.

Блок: 2/10 | Кол-во символов: 419
Источник: https://labuda.blog/185619

Новое политическое мышление.

В марте 1985 г. М. С. Горбачев, отдавая дань традиции, подтвердил прежние подходы СССР во внешней политике. Однако вскоре оформилась новая философско-политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление». О чем шла речь? Горбачев призывал отказаться от представлений о расколе современного мира на две противоположные общественные системы и признать мир целостным и неделимым. Он говорил о невозможности решения международных проблем силовыми методами и считал, что международные проблемы нужно решать на основе баланса интересов сторон.

Наконец, Горбачев заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными. Смена внешнеполитического курса советского руководства началась со смены главы внешнеполитического ведомства. Вместо А. А. Громыко, возглавлявшего МИД в течение 30 лет, министром был назначен бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э. А. Шеварднадзе. Были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений Восток – Запад через разоружение, разблокирование региональных конфликтов, установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения странам социалистического лагеря. Реализация этого курса имела как беспрецедентные успехи, так и крупнейшие провалы.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1374
Источник: https://www.ru-history.com/index.php?view=articles&articles_id=61

Итоги нового политического мышления

Новое политическое мышление имело следующие результаты:

  1. Поражение в «холодной войне». После того, как Горбачев пошел на всевозможные уступки США – глобальная напряженность в мире иссякла. С одной стороны это позитивно, но куда важнее, что в результате СССР перестал котироваться на мировой арене, а в течение всего нескольких лет деятельности Горбачева – страны такой не стало.
  2. В результате в мире сохранилась одна сверхдержава – США.
  3. Ослабление военной мощи России, в результате распада СССР, утечки кадров и технологий, которые сопровождали  весь процесс перестройки и распада Союза.
  4. Как следствие предыдущего пункта – обострение региональных конфликтов . Самый известный – Северный Кавказ, истоки которого лежат именно в новом политическом мышлении.
  5. СССР утратил контроль и экономическую связь с восточноевропейскими странами.
  6. СССР и затем Россия оказались в затруднительном положении. Они утратили контроль над Восточной Европой, что по плану Горбачева должно было способствовать партнерским отношениям с Западом. Но этого не случилось! В результате Россия не стала своей для Запада, а контроль над Востоком утратила.

Новое политическое мышление Горбачева это глупость космического масштаба, когда 1 человек сделал все, чтобы его Родина прекратила существование. Можно только гадать делалось это осознано или нет, но факт заключается в том, что именно из-за нового мышления в политике СССР утратил все, включая и статус государственности.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1540
Источник: https://istoriarusi.ru/cccp/novoe-politiheskoe-mishlenie.html

Предпосылки для перемен

Начало 80-х годов оказалось провальным для международной политики, ведомой СССР. Это выражалось в следующих пунктах:

  1. Потенциальное развитие Холодной войны по новому витку. Это бы только усилило напряжение, царившее в мире.
  2. Экономика страны, находившаяся в глубоком кризисе, могла окончательно рухнуть.
  3. СССР уже был не способен помогать дружественным странам. Это привело бы к его разорению.
  4. Из-за идеологических устоев ограничивалась внешняя экономика, а всей страны не могла полноценно развиваться.

Блок: 3/10 | Кол-во символов: 524
Источник: https://labuda.blog/185619

Начало разоружения.

Ежегодными стали встречи руководства СССР и США, в ходе которых был налажен личный контакт между М. Горбачевым и Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем-старшим (ноябрь 1985 г. – Женева, октябрь 1986 г. – Рейкьявик, декабрь 1987 г. – Вашингтон, июль 1988 г. – Москва). Результатом переговоров стало подписание 8 декабря 1987 г. соглашения об уничтожении целого класса ядерных вооружений – ракет среднего и ближнего радиуса действия. Впервые от переговоров об ограничении вооружений две сверхдержавы перешли к ликвидации этого оружия. Вслед за этим были достигнуты соглашения о развитии сотрудничества, экономических отношений СССР с США.

Конечно, внешнеполитические акции СССР преследовали и определенные пропагандистские цели. Таково, например, было предложение о ликвидации ядерного оружия к 2000 г. И все-таки в целом это была новая политика. С 1988–1989 гг. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику СССР. Ухудшение внутриэкономического положения СССР заставило его руководство идти на все более серьезные и нередко односторонние уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки.

В мае 1987 г. страны Варшавского договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую очередь их военных организаций).

В июле 1991 г. в Москве был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), предусматривавший сокращение самых мощных видов наступательного оружия. Эти шаги способствовали значительному ослаблению международной напряженности.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1604
Источник: https://www.ru-history.com/index.php?view=articles&articles_id=61

Появление Горбачева у власти

Сначала он не предвещал никаких особых реформ. Президент был намерен бороться с военной опасностью, укреплять связь с дружественными странами и поддерживать национально-освободительные течения.

Изменения внешней политики СССР в 1985-1991 гг. начали происходить после рокировки в руководстве МИД: А. А. Громыко был уволен, его пост занял Эдуард Шеварнадзе.

Сразу были определены ключевые задачи:

  1. Нормализовать отношения с Западом, особенно с США.
  2. Начать обоюдную ликвидацию вооружения.
  3. Завершить вооруженные конфликты с союзниками США на трех континентах: Южной Америке, Азии и Африке.
  4. Налаживание экономических и политических отношений с государствами независимо от их политического статуса.

Блок: 4/10 | Кол-во символов: 723
Источник: https://labuda.blog/185619

Новые постулаты

В 1987 году начала реализовываться новаторская (на тот момент) концепция. Ее основными постулатами стали:

  1. Удержание целостности мира, недопущение его раскола на два политических базиса.
  2. Отказ от подключения армий для решения ключевых проблем. Так державы могли перестать мериться вооружениями. А в мире воцарилось бы всеобщее доверие.
  3. Совокупные человеческие ценности должны превосходить идеи классовости, идеологий, религий и т. д. Так СССР отвергало международное социалистическое единство, ставя над ним интересы всего мира.

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 546
Источник: https://labuda.blog/185619

Отношения с Америкой

Новая концепция подразумевала постоянные контакты глав двух держав: США и СССР. В 1985 г. состоялась дебютная встреча Горбачева и Рейгана.

Она стала предпосылкой для снижения напряженности между их государствами. Их встречи затем приобрели ежегодный характер. В 1987 году, 8 декабря, президенты заключили знаковое соглашение. Оно вошло в историю под названием «договор РСМД» (о нем подробнее в отдельном параграфе).

В последующие два года серьезно ухудшилось экономическое положение. И идеология отошла на задний план. Горбачев рассчитывал на содействие Запада, приходилось часто идти ему на уступки.

Переломным моментом в отношениях с США является встреча Михаила Горбачева и Джоржда Буша, состоявшаяся в конце 1989 г. На ней советский президент признал концепцию Брежнева мертвой. Это обязывало СССР не мешать происходящим реформам в Восточной Европе и во внутренних союзных республиках. Иначе говоря, запрещалось направлять туда военные силы.

Летом 1991 г. состоялось подписание ОСНВ-1. Согласно этому пакту США и СССР должны были существенно ограничить свои стратегические атакующие вооружения. И обе страны обязывались уменьшить на 40 % самые мощные вариации подобного оружия.

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 1206
Источник: https://labuda.blog/185619

Ловушка — Афганистан

Война здесь началась в декабре 1979, а завершилась в феврале 1989 г. Советским войскам противостояли «моджахеды» и союзные армии афганского правительства.

В 1978 году Афганистан раздирали внутренние волнения, происходила смена власти. В 1979 г туда прибыли первые советские военные силы. Им удалось удачно завершить важные операции, например, ликвидировать агрессора Амина.

В 1980 г. на ассамблее ООН была принята резолюция, согласно которой советские армии должны были немедленно покинуть Афганистан. США бойкотировало ОИ-1980 и оказывало немалое финансовое содействие афганским боевикам. Приходила им помощь от Пакистана и королевств, находящихся в Персидском заливе.

Такой расклад существенно осложнял положение войск СССР. К середине 80-х годов пришлось развивать их численность. И она превысила 108 700 солдат. Все это сопровождалось колоссальными расходами.

В самом же СССР происходила перестройка по инициативе нового реформатора – Михаила Горбачева. Она вызывала много вопросов в обществе. Политик видел в ней выход из сложной ситуации. И одним их приоритетов внешней политики СССР времен перестройки стало завершение афганской кампании.

Ключевое событие в разрешении этой проблемы произошло в 1988 году, 14 апреля. В Женеве было устроено экстренно заседание представителей правительств четырех стран: Советского Союза, США, Афганистана и Пакистана. Был заключен договор по скорому урегулированию ситуации в обозначенной стране.

Был сформирован график отхождения сил СССР. Его крайние точки таковы:

  1. 15.05.1988 (Начало).
  2. 15.02.1989 (Окончание).

Моджахеды не участвовали в Женевском собрании и не разделяли многие пункты того соглашения. И после вывода советских войск из Афганистана в 1989 г. страну еще несколько лет терзали гражданские военные противостояние.

Эта война стала ловким ходом американских политиков. Это была умелая ловушка для СССР, ставшая одной из основ его крушения.

Блок: 7/10 | Кол-во символов: 1939
Источник: https://labuda.blog/185619

Ситуация с соцстранами

Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. подразумевала отхождение войск не только из вышеуказанных стран, но и из государств, находящихся на Востоке и центре Европы, и входящих в социалистический блок.

В 1989-90 годах в них происходили «мягкие» революции. Происходила мирная смена власти. Исключением стала только Румыния, где не обошлось без кровопролитных конфликтов.

В Европе наметилась тенденция к упадку социалистического лагеря. Этому послужили следующие предпосылки:

  1. Прекращение военных действий со стороны СССР.
  2. Распад Югославии.
  3. Объединение ГДР и ФРГ.
  4. Вступление в НАТО многих стран, входивших в данный лагерь.
  5. Исчезновение Совета экономической взаимопомощи.
  6. Крах социалистической коалиции, образованной на основе Варшавского договора.

СССР не вмешивался во многие процессы, значительно менявшие европейскую политическую карту. Это были вынужденные меры, обусловленные пресловутым новым политическим мышлением и колоссальным упадком экономики в конце 80-х годов.

Страна стала слишком зависима от Запада, а также лишилась былых союзников и не обрела новой серьезной поддержки. Ее авторитет стремительно падал, и в ключевых международных вопросах ее мнение не учитывалось представителями НАТО. Западные державы больше поддерживали по отдельности союзные образования (республики). Все эти факторы привели к крушению СССР.

И в конце 1991 г. в мире обозначалось абсолютное доминирование США. И ее президент (Д. Буш — старший) поздравил всех граждан с триумфом.

Блок: 9/10 | Кол-во символов: 1491
Источник: https://labuda.blog/185619

Соглашение РСМД

Оно было подписано США и СССР в 1987 году, 8 декабря. Приобрело силу 1 июня следующего года. Согласно этой советско-американской договоренности, обеим сторонам запрещено изготавливать, тестировать и распространять ракеты следующих видов:

  1. Баллистического.
  2. Крылатого с наземным развертыванием.
  3. Средней дистанции действия (1000 – 5500 км).
  4. Меньшей дальности (500 – 1000 км).

Под запретом оказались и ракетные пусковые механизмы.

Обе страны тотально уничтожили ракеты п. 1 и п. 2 в начальные три года активности договора. Параллельно устранялись и ПУ для этого оружия, вспомогательная аппаратура и операционные комплексы. Чтобы обе стороны строго соблюдали критерии данного соглашения, до мая 2001 г. они направляли друг другу инспекции для проверок производства ракет.

После крушения СССР обязанности по практическому исполнению договора выпали на Россию, Беларусь, Украину и Казахстан. Они образовали одну его сторону. Второй также остается США. По итогам реализации соглашения была ликвидирована целая категория ядерного оружия.

Договор, являясь бессрочным, поддерживает стабильность мировой безопасности. Однако в последнее время и США, и Россия стали предъявлять друг другу претензии по выявлению его нарушений. Обе стороны не признают своей вины и считают обвинения бездоказательными.

Автор:

Блок: 10/10 | Кол-во символов: 1326
Источник: https://labuda.blog/185619

Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 14356
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://www.ru-history.com/index.php?view=articles&articles_id=61: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 3165 (22%)
  2. https://istoriarusi.ru/cccp/novoe-politiheskoe-mishlenie.html: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 3017 (21%)
  3. https://labuda.blog/185619: использовано 8 блоков из 10, кол-во символов 8174 (57%)

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

Загрузка…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пить парацетамол жидкий детский инструкция по применению
  • Принципы руководства на немецкий
  • Tefal x pert essential 360 инструкция
  • Штатная магнитола мазда 6 gh 2008 инструкция
  • Эндокринол эвалар инструкция по применению капсулы взрослым