С.А.Мухина,
И.И.Тарновская
Практическое руководство к предмету
«Основы сестринского дела»
Москва
2002
ББК 53.5 М 94
Рецензенты: Струтынский А.В., д. м. н., профессор, заведующий кафедрой пропедевтики внут ренних болезней лечебного факультета Российского государственного медицинс кого университета.
Коваленко Т.В., директор Московского медицинского колледжа №2.
Мухина З.В., главная медсестра клинического центра Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова.
М у х и н а С.А., Т а р н о в с к а я И.И.
М 94 Практическое руководство к предмету «Основы с е с т р и н с к о г о дела». Учебное пособие . — М.: Рсдник, 2002352 с.
ISBN 5-85895-038-4
Рекомендовано управлением научных и образовательных медицинских учреждений Мин здрава России в качестве учебника по предмету «Основы сестринского дела» для студентов медицинских училищ и колледжей. Представляет интерес для студентов факультетов ВСО и практикующего сестринского персонала.
© |
С.А. |
Мухина, |
||
ISBN 5-85895-038-4 |
И.И. |
Тарновская |
||
© |
И К |
‘Родник», 2002 |
||
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемый читателю учебник «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» авторов С. А. Мухиной и И. И. Тарновской — это следующая после «Теоретических основ сестринского дела» книга, написанная известными авторами и адресованная сту дентам медицинских колледжей и учащимся медицинских училищ.
Выход в свет данного практического руководства к базисному пред мету подготовки сестер является весьма актуальным и своевремен ным. Ценность учебника в том, что он полностью соответствует про грамме предмета «Основы сестринского дела» в рамках Государствен ного образовательного стандарта по специальности «Сестринское де ло», принятие которого позволило определить границы единого обра зовательного пространства подготовки медицинских сестер на всей территории Российской Федерации.
Учебник состоит из 16 глав, каждая из которых раскрывает наибо лее важные проблемы практической деятельности медицинских сес тер. Достоинством учебника является подробно разработанная глава «Инфекционный контроль», содержащая современные методы профи лактики внутрибольничной инфекции, интересные статистические дан ные, глоссарий,таблицы.
Новым является и введение такого раздела, как «Безопасность сре ды на рабочем месте медицинской сестры». Большое внимание уделя ют авторы вопросам ухода за тяжелыми больными.
Интересны для специалистов и главы «Уход за стомами», «Сер дечно-легочная реанимация», расширяющие рамки использования учеб ника. Материал представлен в большинстве случаев в виде кратких и четко сформулированных алгоритмов действий медицинской сестры.
Книга богато иллюстрирована, содержит большое количество ри сунков, схем и таблиц, повышающих наглядность учебного материала.
Современное содержание учебника, его высокий методический уро вень, хороший литературный язык позволяют рекомендовать его не только студентам медицинских колледжей и учащимся медицинских училищ, но и студентам факультетов высшего сестринского образова ния, а также студентам первого курса лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов Российской Федерации.
Н. И. ВОЛОДИН
Заместитель |
начальника |
Управления |
научных |
||
и |
образовательных учреждений Минздрава |
РФ |
Опыт важнее изучения,но без предварительного изучения часто будешь ошибаться.
Т. Билорот «Домашний уход за больными»
Много сказано и написано о том, что каждая жен щина может быть хорошей сиделкой. Я же, напро тив, полагаю, что основы ухода почти неизвестны, и этому нужно учиться.
Флоренс Найтингейл( 1859)
ВВЕДЕНИЕ
Практическое руководство составлено в соответствии с новым содержанием пред мета, предусмотренным государственным образовательным стандартом по специ альности 0406 «Сестринское дело», 0407 «Лечебное дело», 0408 «Акушерское дело». Большинство рассматриваемых в учебнике технологий и процедур стандартизированы.
Авторы уделяют большое внимание актуальной проблеме отечественного здра воохранения — внутрибольничной инфекции, предлагая современный подход к ее про филактике: с п о с о б ы мытья рук (различные уровни), деконтаминации помещений ле чебных учреждений и оборудования . На цветных вкладках представлено моечное, де зинфекционное, стерилизующее оборудование . Для осуществления инфекционного контроля показаны методы взятия биологического материала для бактериологичес кого и паразитологического исследования .
Впервые в учебнике подробно изложены меры, с п о с о б с т в у ю щ и е безопасности сестры на рабочем месте (профилактика травмы позвоночника, уменьшение воздей ствия токсичных веществ, облучения, инфекции).
Освещается уход за тяжелобольными: приготовление постели, размещение па циента, профилактика пролежней, помощь в одевании, кормлении, умывании и т. д.
Раскрыты психологические проблемы, возникающие у пациента в связи с невоз можностью удовлетворять физиологические потребности .
В соответствии с программой в учебнике подробно даны принципы ухода за пациентом со стомой, реабилитации, а также обучения по уходу за стомой в домашних условиях.
Все процедуры и технологии в учебнике изложены в виде алгоритмов, приближа ющихся к современным стандартам сестринской практики.
Авторы будут благодарны организаторам сестринских служб, сестринскому пер соналу лечебных учреждений, преподавателям сестринских образовательных учебных заведений, а также студентам сестринских факультетов медицинских училищ, коллед жей, вузов за отзывы и замечания по содержанию и форме учебника.
Глава 1
Инфекционный контроль
Студент должен знать:
— понятие «инфекционный контроль»;
—элементы инфекционного процесса;
—определение «внутрибольничная инфекция» (ВБИ);
—масштаб проблемы ВБИ;
—резервуары возбудителей ВБИ;
—способы передачи ВБИ;
—группы риска ВБИ;
—общие меры предосторожности в связи с проблемой ВБИ;
—уровни мытья рук;
—понятия «деконтаминация», «очистка», «дезинфекция», «стерилизация»;
—способы очистки инструментов;
—преимущества и недостатки различных групп дезинфектантов;
—о потенциальном риске для здоровья сестры при неправильном приготовлении и использовании дезинфицирующих средств;
—документы, регламентирующие режимы дезинфекции;
—способы и режимы дезинфекции предметов ухода за больными, белья, инструментов;
—средства дезинфекции;
—способы и этапы предстерилизационной очистки;
—способы контроля качества предстерилизационной очистки;
—методы и режимы стерилизации;
—методы контроля паровой и воздушной стерилизации;
—принципы работы ЦСО;
—меры предосторожности при работе с острыми и режущими ин струментами.
Студент должен уметь:
—мыть руки до и после любой манипуляции (на социальном и ги гиеническом уровне);
—надевать и снимать нестерильный халат;
—надевать стерильные и снимать использованные перчатки;
—надевать и снимать маску;
—пользоваться дезинфицирующими средствами;
—проводить предстерилизационную очистку инструментария;
—проводить пробы для определения качества предстерилизацион ной очистки;
—брать пробы биологического материала для бактериологическо го и паразитологического исследования.
5
ГЛОССАРИЙ
Понятие |
Определение |
Вирулентные микроорганизмы |
Микроорганизмы, вызывающие заболевание |
Генерализованная форма инфекции |
Инфекция, распространяющаяся по всему |
организму, поражая различные ткани и |
|
органы |
|
Госпитальный штамм микроорганизмов |
Микроорганизмы, изменившие свою структуру |
в ЛПУ и обладающие полирезистентностью |
|
Дезинфекция |
Процесс,уменьшающий количество |
патогенных микроорганизмов (кроме |
|
бактериальных спор) находящихся на живом |
|
организме или коже, количество которых для |
|
здоровья неопасно |
|
Деконтаминация |
Процесс удаления или уничтожения |
микроорганизмов с целью обезвреживания |
|
и защиты — очистка. дезинфекция, |
|
стерилизация |
|
Детергенты |
Моющие средства |
Интактная кожа |
Кожа, не имеющая отклонений в структуре и |
функции |
|
Инвазивные процедуры |
Манипуляции, при которых нарушается |
целостность тканей, сосудов, полости |
|
Контаминация |
Обсеменение |
Очистка |
Процесс удаления с поверхности объекта |
инородных тел (органических остатков, |
|
микроорганизмов и т. д.) |
|
Пирогенный |
Повышающий температуру тела |
Постоянные микроорганизмы |
Живущие и размножающиеся в |
поверхностных и глубоких слоях кожи |
|
Резистентность |
Устойчивость |
Резидентный штамм микроорганизмов |
Микроорганизмы, присутствующие в норме, |
обязательные, пристеночные. В обычных |
|
условиях заболеваний не вызывают |
|
Реконтаминация |
Повторное обсеменение |
Стерилизация |
Процесс уничтожения всех микроорганизмов, |
включая бактериальные споры |
|
Транзиторные микроорганизмы |
Непостоянные, необязательные, просветные |
микроорганизмы, появляющиеся вследствие |
|
свежего контакта и имеющие ограниченный |
|
срок жизни |
|
Экспозиционная выдержка |
Промежуток времени для наступления |
дезинфекции (стерилизации) |
|
6
1.1. Проблема внутрибольничной инфекции
Во всем мире внутрибольничные инфекции являются актуальной проблемой . Оте чественные и зарубежные исследователи свидетельствуют: внутрибольничная инфек ция (ВБИ) возникает как м и н и м у м у 5 — 1 2 % пациентов, поступающих в ЛПУ. Смерт ность от нее достигает 2 5 % , а у новорожденных ВБИ — основная причина смертности .
Встационарах различного профиля периодически возникают эпидемические вспышки.
КВБИ относят заболевания, возникающие:
•у пациентов, инфицированных в стационаре;
•у пациентов, получающих поликлиническую помощь (скорую, неотложную);
•у медицинских работников, заразившихся при оказании п о м о щ и пациентам в стационаре, поликлинике, в условиях скорой (неотложной) п о м о щ и .
Ввозникновении, поддержании и распространении ВБИ важнейшую роль играет медицинский персонал ЛПУ. В данном учебнике отмечены факторы, увеличивающие рост ВБИ, которые непосредственно связаны с медицинским персоналом .
«1. Искусственно сформировался мощный механизм передачи возбудителей ин фекций, связанный с инвазивными вмешательствами, лечебными и диагностически ми процедурами, использованием медицинской аппаратуры.
2. Активизировался естественный механизм передачи возбудителей инфекцион ных болезней, о с о б е н н о воздушно-капельный и контактно-бытовой в условиях тесно го общения пациентов и медицинского персонала ЛПУ.
3. Ш и р о к о е использование для диагностики и лечения сложной техники приво дит к травмированию слизистых оболочек и кожного покрова, формируя «ворота» для возбудителей инфекции, поэтому требуются особые методы стерилизации . А они ча сто отсутствуют.
4. Медленная психологическая перестройка части клиницистов, по-прежнему рас сматривающих ВБИ (пневмония, пиелонефрит, воспалительные заболевания кожи, подкожной клетчатки, в т.ч. постинъекционные инфильтраты) как неинфекционную патологию. Это приводит к несвоевременным профилактическим и противоэпидеми ческим мероприятиям.»
В структуре ВБИ ведущее место — 7 5 — 8 0 % , особенно в крупных городах, зани мают г н о й н о — с е п т и ч е с к и е и н ф е к ц и и (ГСИ). Основные пути ее передачи — контак тный и воздушно-капельный (аэрозольный). Факторы риска возникновения ГСИ:
•увеличение с р е д и сотрудников числа носителей штаммов резидентного типа;
•формирование госпитальных штаммов;
•увеличение обсемененности воздуха, окружающих предметов и рук персонала;
•диагностические и лечебные манипуляции;
•несоблюдение правил размещения пациентов;
•несоблюдение правил инфекционной безопасности при уходе за пациентами; др.
П о с т и н ъ е к ц и о н н а я г н о й н а я п а т о л о г и я п р и п р о в е д е н и и и н ъ е к ц и и
Место проведения инъекций |
Случаи постинъекционных нагноений |
|
абс. |
% |
|
Поликлиника |
3306 |
53,3 |
Скорая помощь |
993 |
16,0 |
Больница |
1077 |
17,4 |
Родовспомогательное учреждение |
84 |
1,4 |
Медсанчасть,здравпункт |
314 |
5,0 |
Дом отдыха,санаторий |
100 |
1,6 |
В домашних условиях (членами семьи) |
332 |
5,3 |
Всего: |
6206 |
5,3 |
7
Внутрибольничные инфекции в Российской Федерации за 1995-97 гг.*
8
*Основные показатели здравоохранения Российской Федерации за 1995-97 гг., МЗ РФ, Федеральный центр Госсанэпиднадзора, Москва, 1998
С р е ди заболеваний, относящихся к ВБИ, большинство связанно с медицинскими вмешательствами. В частности, это постинъекционные осложнения (инфильтраты, аб с ц е с с ы , флегмоны). Следует отметить, что многочисленные литературные данные не позволяют получить объективное представление о частоте ВБИ, развивающихся в результате диагностических и лечебных процедур, вакцинаций и профилактических осмотров .
Итак, у 69,3% госпитализированных пациентов с постинъекционными нагноениями, инъекция производилась медицинскими работниками поликлиник и скорой помощи.
Смертность пациентов с постинъекционной патологией составляет 2%, так как у 1,7% пациентов происходит генерализация инфекции.
Передаче ВИЧ и вирусов гепатита В, С, Д также способствуют инъекции. Так, серь езный первичный очаг ВИЧ был зарегистрирован в 1988 г. в Элисте и соседних горо дах — 250 инфицированных. Сегодня, учитывая увеличение ВИЧ-инфицированных, в том числе с р е д и медицинского персонала, риск передачи ВИЧ во время диагности ческих и лечебных процедур значительно возрастает.
В |
и р у с н ы е г е п а т и т ы В, С, Д составляют 6 — 7% в о б щ е й структуре ВБИ. При |
росте |
заболеваемости гепатитом В в Российской Федерации (рис. 1.1) можно ожи |
дать в ЛПУ увеличения риска инфицирования вирусом гепатита В.
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ГЕПАТИТОМ В СРЕДИ |
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ПАЦИЕНТОВ ГЕПАТИТОМ В |
ВРАЧЕЙ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (на 100 тыс.) |
(на 100 тыс. населения) Российская Федерация и |
Москва, 1996 г. |
Москва, 1986-1996 гг. |
Рис. 1.1
7 — 1 2 % — к и ш е ч н ы е и н ф е к ц и и , при этом 8 0 % случаев — сальмонелез. 7 — 9 % внутрибольничного сальмонеллеза выявлено у медицинского персонала ЛПУ.
Исследователи отмечают, что «медицинский персонал является основным резер вуаром инфекции, за счет которого обеспечивается циркуляция и сохранение возбу дителя, вызывающего формирование стойких очагов сальмонелеза в ЛПУ.»
Втаблице приводится динамика инфицирования внутрибольничными инфекция ми на т е р р и т о р и и РФ.
Передача патогенных микроорганизмов от пациента к пациенту происходит так же, как и от пациента к персоналу.
Вчастности, через руки персонала передаются: золотистый стафилококк, э п и — дермальный стафилококк, стрептококк А, энтерококк, эшерихии, клебсиелла, энтеро — бактер, протей, сальмонелла, синегнойная палочка, анаэробные бактерии, дрожжепо —
до б н ы й гриб рода кандида, простой герпес, вирус полиомиелита, вирус гепатита А. Учитывая количество микроорганизмов, следует помнить, что мытье рук — серьез
ная мера профилактики ВБИ.
9
1.2. Профилактика ВБИ
При уходе за пациентами профилактика ВБИ возможна при соблюдении о б щ и х
ме р п р е д о с т о р о ж н о с т и :
•мыть руки сразу после контакта с инфицированным материалом и пациентами (кровью и д р у г и м и биологическими жидкостями организма, инфицированным паци ентом или предметами ухода за ним);
•по возможности не прикасаться к инфицированному материалу;
•надевать перчатки при контакте с кровью, инфицированным материалом и био логическими жидкостями;
•мыть руки сразу после снятия перчаток;
•немедленно убирать просыпанный или пролитый инфицированный материал;
•дезинфицировать оборудование по уходу сразу после использования;
•использованный перевязочный материал сжигать.
М ы т ь е р у к — важнейшая процедура, позволяющая предупредить ВБИ. Выделяют три уровня деконтаминации рук: социальный, гигиенический (дезин
фекция), хирургический (в данном руководстве освещаются первые два уровня).
С о ц и а л ь н ы й у р о в е н ь : мытье не сильно загрязненных рук мылом с водой по зволяет удалить с кожи большинство транзиторных микроорганизмов.
Социальная обработка рук проводится:
•перед приемом пищи;
•после посещения туалета;
•перед и после ухода за пациентом;
•при загрязнении рук.
На рис. 1.2 показаны поверхности, которые часто пропускают во время мытья рук, поэтому они остаются, как правило, грязными.
После поверхностных контактов с пациентом (например, измерение АД) мытье рук не требуется .
Рис. 1.2. Участки, пропускаемые при мытье рук
10
Соседние файлы в предмете Сестринское дело
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки
Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем
Например:
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск
Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела», Учебное пособие, Мухина С.А., Тарновская И.И., 2002.
Рекомендовано управлением научных и образовательных медицинских учреждений Минздрава России в качестве учебника по предмету «Основы сестринского дела» для студентов медицинских училищ и колледжей. Представляет интерес для студентов факультетов ВСО и практикующего сестринского персонала.
Проблема внутрибольничной инфекции.
Во всем мире внутрибольничные инфекции являются актуальной проблемой. Отечественные и зарубежные исследователи свидетельствуют: внутрибольничная инфекция (ВБИ) возникает как минимум у 5-12% пациентов, поступающих в ЛПУ. Смертность от нее достигает 25%, а у новорожденных ВБИ — основная причина смертности. В стационарах различного профиля периодически возникают эпидемические вспышки.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение.
Глава 1.Инфекционный контроль.
Глава 2.Безопасность сестры на рабочем месте.
Глава 3.Прием пациента в лечебное учреждение.
Глава 4.Помощь пациенту в осуществлении личной гигиены и выделении продуктов жизнедеятельности.
Глава 5.Оценка функционального состояния.
Глава 6.Простейшие физиотерапевтические процедуры. Гирудотерапия. Оксигенотерапия.
Глава 7.Зондовые процедуры.
Глава 8.Питание и кормление.
Глава 9.Выписывание, хранение и применение лекарственных средств.
Глава 10.Применение газоотводной трубки. Постановка клизм.
Глава 11.Катетеризация мочевого пузыря. Уход за катетером.
Глава 12.Уход за стомами.
Глава 13.Подготовка пациента к лабораторным и инструментальным методам исследования.
Глава 14.Антропометрия.
Глава 15.Сердечно-легочная реанимация. Удаление инородного тела из дыхательных путей.
Глава 16.Посмертный уход.
Список литературы.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Практическое руководство к предмету Основы сестринского дела , Учебное пособие, Мухина С.А., Тарновская И.И., 2002 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.
Дата публикации: 20.04.2023 05:31 UTC
Теги:
Мухина :: Тарновская :: книги по медицине :: медицина :: сестринское дело
Следующие учебники и книги:
- Как описывать статистику в медицине, Аннотированное руководство для авторов, редакторов и рецензентов, Ланг Т.А., Сесик М., 2011
- Основы токсикологии, Учебное пособие для студентов, Тарасов А.Ю., Белогоров С.Б., Марченко Д.В., 2015
Предыдущие статьи:
- Топографическая анатомия и оперативная хирургия, Учебное пособие, Жук И.Г., 2012
- Нормальная физиология, Краткий курс, Зинчук В.В., Балбатун О.А., Емельянчик Ю.М., 2010
- Педиатрия, Том 2, Овсянников Д.Ю., Бойцова Е.В., Стуклов Н.И., 2022
- Педиатрия, Том 1, Овсянников Д.Ю., Кршеминская И.В., Абрамян М.А., 2021
- Доставка и оплата
- Акции и скидки
- Букинист
- Наши магазины
- Организациям
- Лекторий
Вход / Регистрация
Гипермаркет для медиков
Время работы (по Москве)
пн • вт • ср • чт • пт • сб • вс
9-20
Звонок по России бесплатный
8-800-555-999-2
Товаров на
0 руб.
Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»
Артикул | NF0015577-P |
---|
Издательство |
ГЭОТАР-Медиа |
---|
920 руб.
Размер | |
Количество Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»
-
Комментарии
Отзывов пока нет.
Помогите коллегам в поисках полезной информации! Оцените книгу, пожалуйста!
Для публикации отзыва войдите на сайт, используя E-mail или социальные сети.
Войти с помощью:
© ООО «Издательство «Литтерра»
- Доставка/Оплата
- Скидки и акции
- Написать нам
- Наши магазины
- Организациям
Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебное пособие для медицинских училищ и колледжей : [по специальности 060109.51 «Сестринское дело», 060101.52 «Лечебное дело», 060102.51 «Акушерское дело»]
ГЭОТАР-Медиа, 2012 — Всего страниц: 506
0 Отзывы
Google не подтверждает отзывы, однако проверяет данные и удаляет недостоверную информацию.
Настоящее пособие предназначено для студентов учреждений среднего медицинского профессионального образования базового уровня подготовки, а также слушателей отделений повышения квалификации.