Практическое руководство для аптек

Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки

Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем

Например: 
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск

На этой странице я собрала все свои книги для фармацевтов и другие информационные продукты для сотрудников первого стола, заведующих и директоров аптек, руководителей аптечных сетей, менеджеров по обучению.

Они будут полезны:

  • Первостольникам,
  • Заведующим и директорам аптек,
  • Владельцам фармбизнеса,
  • Менеджерам по обучению, работающим в аптечных сетях.

Внимание: 

Все информационные продукты имеют цифровой (электронный) формат.

Книги сделаны в pdf-формате, поэтому:

  • их можно загрузить на телефон или планшет и иметь всегда с собой, чтобы в сложной ситуации заглянуть в книгу и найти ответ на свой вопрос.
  • при необходимости их можно распечатать на принтере целиком или выборочно.
  • «доставка» товара после оплаты происходит мгновенно.

Сборник тестов — это собранные в архив тесты в формате word. Их можно распечатывать, корректировать под нужды своей аптеки или аптечной сети.

Очень важно!

Наученная печальным опытом, вынуждена говорить об очевидных вещах:

Все информационные продукты — мои АВТОРСКИЕ.

Это мое детище, мой огромный труд для ВАС, мое время, мои мозги, мои нервы.

Аналогов им нет.

Каждый труд должен оплачиваться, не так ли?

Цену на них я установила минимально возможную, так как хотелось сделать их доступными для КАЖДОГО из вас.

Кто-то из вас сейчас усмехнулся… Но читайте дальше.

Блогеры обычно зарабатывают на рекламе. На моем блоге реклама товаров аптечного ассортимента отсутствует, хотя мне не раз поступали предложения разместить рекламные баннеры за хорошую денежку.

Отсутствие рекламы — это моя принципиальная позиция, поскольку реклама редко бывает честной.

А вранье в сфере здоровья я считаю ПРЕСТУПЛЕНИЕМ.

Теперь чуть подробнее о цене.

Чтобы вы понимали: если вы платите за книгу 400 рублей, 100 рублей от ее стоимости забирает сервис продаж, через который я реализую свои инфопродукты. Плюс к этому 8% с каждой продажи он берет за перевод денег на банковскую карту. 4% я плачу налог с продажи в качестве самозанятой.

Итого: с каждой книги стоимостью 400 рублей мне остается «чистыми» всего 265 рублей.

Все мои информационные продукты защищены авторским правом. 

Распространение их в интернете, включая соц. сети, копирование книг и отдельных глав, а также печать их в печатных изданиях попадают под действие Гражданского кодекса РФ и закона об авторском праве. Нарушение закона предусматривает выплату компенсации в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.   

Поэтому большая просьба к вам:

если увидите, что кто-то распространяет мои информационные продукты, напишите мне, пожалуйста, по этому адресу: blog@nikafarm.ru

Тем. кто хочет обучать по моим книгам своих сотрудников:

Распространение книг, их глав и отрывков по аптекам своей сети, а также копирование их в рабочие тетради, разработанные для тренингов продаж, является нарушением закона об авторском праве, поскольку это делается не в личных целях, а в целях обучения сотрудников, чтобы в итоге повысить продажи, т.е. получить коммерческую выгоду.

Чтобы делать это на законных основаниях, пишите мне на blog@nikafarm.ru, или вконтакте, и мы заключим на возмездной основе договор на право использования нужной вам книги сроком на 5 лет.

Книги, тесты для первостольников

Что я предлагаю вам на сегодняшний день:

Книга-шпаргалка «200 коротких терапевтических цепочек»

Формат — pdf. В книге 212 страниц. 

ther_cepochkiЭта книга будет крайне полезна как для начинающих первостольников, так и для опытных сотрудников аптек. В ней вы найдете схемы рекомендаций при самых разных запросах покупателей в зависимости от конкретной ситуации.
Схема выглядит так: портрет покупателя => возможные причины жалоб и симптомов => что предлагаем? => как аргументируем? => примеры средств (торговые названия или бренды).

«Фишки» книги: 

  • Никаких раздутых фарм. цепочек на 125 позиций.
  • Простая и понятная аргументация по каждой позиции.
  • Всё в виде таблиц, без «воды».

Посмотреть подробное содержание книги, примеры фарм. цепочек и приобрести можно здесь.

Четыре сборника книг «Фарм. кружок вконтакте»

Формат — pdf. 1 часть — 227 стр., 2 часть — 241 стр., 3 часть — 298 стр., 4 часть — 276 стр.  

Если Вы являетесь подписчиком нашей группы Никафарм в социальной сети «вконтакте», то наверняка заметили, что я регулярно пишу и выкладываю в группе небольшие статьи с подробным разбором популярных препаратов, БАДов, алгоритмами продаж, ответами на ваши вопросы, нюансами фарм. опеки и пр.
Но лента в группе потому и называется лентой, что по мере добавления новых статей она ползет вниз, и нужно потратить время, прежде чем что-то найдешь.
Подписчики группы попросили меня собрать эти фарм. кружки в книги, чтобы можно было быстро найти нужный разбор или изучать все подряд, пополняя свой багаж знаний.

Посмотреть содержание каждой части и приобрести можно здесь… 

Книга «Повышаем средний чек»

Формат — pdf. В книге 263 страницы. 

Книга "Повышаем средний чек" Марины КузнецовойСамая востребованная книга среди трудяг фармбизнеса.

Это практическое руководство по комплексной продаже в аптеке, следуя которому можно научиться делать комплексную продажу, повысить количество позиций в чеке и сумму среднего чека.

В ней разбираются 66 самых частых запросов покупателей: причины, симптоматика, уточняющие вопросы покупателю, какие средства предложить в комплексе, и как аргументировать каждое средство.

Узнать подробнее и купить книгу можно здесь.

Книга «Азбука аптечных продаж» 

Формат — pdf. В книге 222 страницы. 

Книга "Азбука аптечных продаж" Марины КузнецовойМожно многое знать, но не иметь навыка общения с покупателем.

Это книга как раз и учит этому.

В ней подробно разбираем все этапы продаж: как завоевать доверие покупателя, как его правильно расспросить, как рассказать о товаре, как ответить на самые частые возражения, как правильно завершить продажу. А также: как избежать трудных ситуаций,  как работать с проблемными группами товаров и пр.

«Азбука аптечных продаж» — это масса практических советов, конкретных примеров и заданий.

Все подробности и оформление покупки  здесь…

Книга «Мерчендайзинг в аптеке»

Формат — pdf. В книге 209 страниц. 

Книга "Мерчендайзинг в аптеке" Марины КузнецовойИногда вы мне пишете о своих аптеках и спрашиваете, что делать, если аптека не приносит дохода? Можно ли проанализировать, что с ней не так, и есть ли шанс ее «реанимировать»?

Проанализировать можно. Несколько лет практики консультантом по фарм. мерчендайзингу помогли мне написать эту книгу и поделиться в ней своими наработками. В ней вы найдете все, ну, или почти все, что влияет на прибыль аптеки, и узнаете о «реанимационных» мероприятиях. А лучше всего, планируя открыть новую аптеку, сразу сделать все, как надо. Исправлять всегда сложнее. Как открыть аптеку и не пролететь, как фанера над Парижем, узнаете из этой книги.

Узнать подробнее и приобрести можно здесь.

Книга «Ортопедия в аптеке»

Формат — pdf. В книге 295 страниц. 

Книга "Ортопедия в аптеке" Марины КузнецовойЭто моя самая первая книга для вас. Последние годы я работала в ортопедической компании тренером по продукту, и мне есть, что вам рассказать.

Как-то я проводила опрос своих читателей, в котором был вопрос: «Какой товар вам труднее всего продавать?» Большинство ответило, что ортопедию. А ведь это классный товар и для повышения среднего чека, и для увеличения позиций в чеке, причем, он нужен ВСЕМ либо для лечения, либо для профилактики. Эта книга поможет вам понять ортопедию и научит продавать эту группу товаров.

Все подробности и заказ здесь…

Сборники статей для Аптекаря «Фарм. кружок» (6 книг)

Формат — pdf. 1 часть — 397 стр., 2 часть — 387 стр., 3 часть — 348 стр. , 4 часть — 285стр., 5 часть — 257 стр., 6 часть — 219 стр. 

Книги для фармацевтов и провизоров

По вашим просьбам, собрала свои статьи в 6 сборников. В них вошло больше 230 статей, которые я писала не только для блога, но и для нашей группы «вконтакте».

Статьи распределены по разделам, хотя некоторые разделы в сборниках повторяются, т.к. новые сборники появлялись по мере написания новых статей.

Хотя кто-то из вас предпочитает книги в печатном виде, как показало время, цифровые книги — это удобно. Не нужен интернет, можно загрузить книгу в телефон или планшет и читать, когда есть время и желание.

Можно приобрести сразу все 6 сборников, и тогда цена за одну книгу будет всего 263 рубля, можно приобрести 3 книги со скидкой 18%, а можно приобретать по одной книге.

Посмотреть содержание каждого сборника и купить можно здесь… 

Шпаргалки для первостольника

Формат — архив ZIP.  Шпаргалки собраны в 3 сборника. Всего более 240 таблиц по самым разным темам. 

Если Вы со мной уже давно, то знаете, что я периодически делаю для шпаргалки. Всегда проще иметь их перед глазами, чем копаться в инструкциях, заставляя покупателя нервничать и нервничая самому.

Эти шпаргалки я делала в разное время существования блога и нашей группы вконтакте: дозировки популярных антибиотиков и особенности витаминов, глазные капли и пробиотики, особенности препаратов железа и антигистаминных средств, алгоритмы выбора наружного НПВС и обезболивающего средства, отличия разных форм выпуска одного и того же препарата — когда что предпочтительно рекомендовать, ушные капли, местные средства от геморроя, особенности противовирусных средств и многое другое.

Это файлы в форматах jpeg, excel, pdf. Их можно распечатать или загрузить в смартфон.

Посмотреть, какие шпаргалки вошли в каждый сборник, и приобрести можно здесь.

Если у вас есть предложения по новым информационным продуктам для сотрудников аптек, если остались вопросы, пишите мне по адресу: blog@nikafarm.ru

C любовью к вам, Марина Кузнецова

Приемочный контроль в аптеке

Приемка в аптеке — важный этап на пути лекарственного препарата от поставщика к потребителю. Приемочный контроль — законодательная обязанность аптечной организации и одна из трудовых функций фармацевтических работников. В понятие приемочного контроля входит больше, чем сверка по количеству и наименованию, чтобы избежать недостачи или пересорта. Цель приемочного контроля — не допустить попадание недоброкачественного товара в аптеку, а в дальнейшем — к покупателям.

Что включает в себя приемочный контроль?

  1. Согласно Приказам 646н и 647н при приемке работники аптеки проверяют 1. Соответствие поступившего товара товаросопроводительным документам по:
  • ассортименту
  • количеству
  • качеству.
  1. Соблюдение специальных условий хранения и перевозки (при наличии таких требований).
  2. Транспортную тару на наличие повреждений.

СОП — стандартная операционная процедура

На основании Приказа 647н каждая аптека разрабатывает для сотрудников пошаговый алгоритм — стандартную операционную процедуру (СОП) приемки. Условия приема (отказа в приеме), возврата товара, сроки регламентируются договором поставки между аптечной организацией и поставщиком. СОП — это практическое руководство для аптечного работника, в котором учитываются все детали и четко прописываются действия в том или ином случае.

Кем и где проводится приемка аптечного товара?

Руководитель аптеки назначает приказом работников, ответственных за приемку, а также состав приемочной комиссии (обычно из трёх человек) на случай выявления ненадлежащего товара и расхождений во время приемочного контроля. Приемку материально-ответственное лицо проводит в специально выделенной и оборудованной для размещения принимаемого товара зоне приемки. Должны быть стол, поддоны, стеллажи. Также в аптеке должна быть выделена карантинная зона для размещения несоответствующего товара. Это может быть отдельный шкаф, полка, ящик, где хранится несоответствующий товар, и где он никак не пересечется с обычным товаром. В холодильнике это тоже может быть отдельный ящик. Обязательно подписывается «карантинная зона».

Основные этапы приемки

  1. Экспертиза товаросопроводительных документов и прием по количеству мест

Аптечный работник проводит внешний осмотр транспортной тары на наличие загрязнений, подтеков, повреждений. Проводит контроль вскрытия: на коробках не должно быть следов вскрытия (например, если разрезали и заново заклеили скотчем). Этому служат специальные этикетки, наклейки-пломбы на коробках и пломбы на пластиковых контейнерах. Пересчитывает количество мест. Проверяет комплектацию документов — в него должны входить:

  • накладная
  • протокол согласования цен (на ЖНВЛП)
  • реестр документов, подтверждающих качество
  • счет-фактура.

В документах сотрудник проверяет реквизиты: отправитель, получатель (аптека), наличие необходимых печатей и подписей. Если претензий нет, принимающий проставляет в экземпляре поставщика (транспортная накладная, путевой лист) штамп, подпись, количество принятых мест и дату.

В случае нарушения целостности, подозрении в том, что товар может быть поврежден, ответственный работник вскрывает тару в присутствии представителя поставщика (водителя-экспедитора) и оценивает визуально качество товара, соответствие документам по наименованию и количеству. Удостоверившись в полном соответствии фармработник принимает товар.

NB! Для термолабильных препаратов дополнительно оценивается соблюдение температурного режима перевозки (распечатка терморегистраторов, показания термоиндикаторов).

На первом этапе могут быть выявлены несоответствие количества мест, нарушения температурного режима, брак, порча, недостача (при вскрытии), неполнота комплекта, неправильное оформление документов. Чаще всего случается недовоз мест (не догрузились на складе, перепутали аптеки, выгрузили не там) и мятые коробки.

Общая схема действий в этих случаях выглядит следующим образом:

  • Комиссия по приемке товара составляет соответствующий акт («Акт расхождения по количеству/качеству«, «Акт боя/брака/порчи») в 2-х экземплярах.
  • Ответственное лицо уведомляет поставщика о выявленных несоответствиях (нарушениях) и передает один экземпляр «Акта…» поставщику.
  • Товар маркируют «забракован при приемке«, размещают в карантинных зонах (для термолабильных отдельная зона в холодильнике) и не принимают до устранения нарушения (несоответствия) поставщиком в случаях, когда это возможно, либо возвращают товар.
  • Для возврата товара комиссия составляет «Акт возврата поставщику». Возврат осуществляют согласно условиям договора.

2.Собственно приемочный контроль

На этом этапе фармработник:

  1. Сличает наименование, количество, производителя, серии, сроки годности фактически поступивших лекарственных препаратов с указанными в товаросопроводительных документах.
  2. Проверяет наличие сведений о документах, подтверждающих качество, (декларация или сертификат соответствия) в реестре (или ином документе) поставщика. Идентифицировать документы качества при необходимости можно на сайтах Федеральной службы по аккредитации и органов сертификации.
  3. Проводит контроль поступивших препаратов по базе Росздравнадзора о приостановленных или изъятых из обращения лекарств.
  4. Оценивает внешний вид товара по показателям «описание», «упаковка», «маркировка». Товар не должен иметь изменений органолептических характеристик, упаковка должна быть целой, соответствующей свойствам товара, с нанесением необходимой информации (наименование, серия, срок годности, производитель, способ применения, режим хранения и др.). Полные требования к маркировке лекарственных препаратов содержатся в ст. 46 Федерального закона №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». 

4) С появлением цифровой маркировки — считывает QR-код с каждого маркированного препарата. 

NB! В первую очередь проводится приемочный контроль термолабильных препаратов.

При выявлении несоответствий по количеству/качеству товара:

  • Комиссия составляет «Акт о расхождении по количеству/качеству товара» или «Акт боя/брака/порчи».
  • Ответственный работник информирует Поставщика (по телефону, электронным письмом) и оформляет Претензию в программе. В журнале «Учета претензий» работник делает запись.
  • В случае выявления недоброкачественного товара, товара, изъятого из обращения или обращение которого приостановлено, ответственное лицо уведомляет территориальный орган Росздравнадзора, например по электронной почте.
  • Несоответствующий товар с маркировкой «забраковано при приемке» сотрудник помещает в карантинную зону для последующего возврата поставщику или устранения несоответствия. Для препаратов, обращение которых временно приостановлено предусмотрена отдельная карантинная зона от фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных товаров и товаров с истекшим сроком годности.
  • Для возврата товара уполномоченный сотрудник оформляет документы: «Акт списания» и накладную на возврат. Товар вместе с накладной передает представителю поставщика.

3.Документальное оформление принятых товаров, оприходование и размещение по местам хранения.

Если предыдущие этапы прошли гладко, ответственный за приемку проставляет в товаросопроводительных документах печать аптеки, дату, свою должность, ФИО, роспись. После этого приходует электронные накладные в аптечной программе, распечатывает стеллажные карты (для лекарственных препаратов и БАД), ценники и передает для размещения по местам хранения. Товаросопроводительные документы подшивает в специально предназначенную папку.

Нелекарственные товары аптечного ассортимента

В аптеку поступают не только ЛС, но и медицинские изделия, пищевая продукция аптечного ассортимента (детское питание, минеральные воды, БАД и др.), парфюмерно-косметическая продукция, детские товары, дезсредства, предметы гигиены и ухода за больными. При приемочном контроле этих групп товаров схема проверки и действий будет аналогичная. Приемщик проверяет внешний вид, количество, наименование, серию, производителя, срок годности, номер партии при наличии, правильность оформления документов, информацию о документах качества, сведения о забраковке товара. Товар, несоответствующий документам, ненадлежащего качества, некомплектный, поступивший без тары или упаковки подлежит возврату поставщику. 

  • Если несоответствие обнаружено в присутствии представителя поставщика, комиссия составляет «Акт возврата« (при нарушении температурного режима) или «Акт расхождения по количеству/качеству» или «Акт боя/брака/порчи» в 2-х экземплярах. Уведомляет поставщика о возврате и вместе с экземпляром «Акта…» возвращает товар.
  • Если несоответствие обнаружено позднее, комиссия составляет «Акт расхождения по количеству/качеству» или «Акт боя/брака/порчи», уведомляет поставщика о выявлении несоответствия и необходимости возврата. Возврат производится согласно условиям договора. Копия акта направляется поставщику в электронном виде. Товар и экземпляр акта передаются представителю поставщика при следующей поставке.
  • При отказе поставщика принять несоответствующий товар, что случается редко, разногласие рассматривается в судебном порядке.

Нелекарственные товары ненадлежащего качества размещаются в карантинной зоне отдельно от ЛС.

Таблица. Электронные ресурсы для контроля качества товаров аптечного ассортимента.

Правильно организованный приемочный контроль — гарантия безопасности реализуемых аптекой товаров и залог дальнейшей слаженной работы аптеки на этапах хранения и реализации.

ФИЛИАЛ «САМАВСУИЙ МЕДИУО-СОЦИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»

Методические рекомендации для преподавателя по проведению практических занятий

ПМ.03 «Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией в сельской местности (при отсутствии специалиста с высшим образованием)»

МДК 03.01. «Организация деятельности аптеки и её структурных подразделений»

Тема: Анализ конкурентов аптечного предприятия

Программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 33.02.01 Фармация

(базовый уровень подготовки)

Самара, 2016

ОДОБРЕНО

Цикловой

методической комиссией № 4

Председатель_________Матюшова Е.В.

Протокол № 4

__12__ __12___20__16_

Составитель:

Матюшова Елена Владимировна, преподаватель ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»

Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014 № 501

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 33.02.01 Фармация в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Структура

1.Учебно — методическая карта занятия

2.Алгоритмы деятельности

3.Программированная инструкция к самостоятельной работе студентов

4. Контрольно-оценочные средства (если предусмотрены) с эталонами ответов

5.Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета

6.Приложение

Учебно-методическая карта занятия

Специальность 33.02.01 Фармация

ПМ 03 «Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организации в сельской местности (при отсутствии специалиста с высшим образованием)»

МДК 03.01. «Организация деятельности аптеки и её структурных подразделений»

Тема «Анализ конкурентов аптечного предприятия»

Организационные формы:

Практические занятия – 1 (270 мин)

Форма работы: индивидуально-групповая

Вид традиционного занятия: практическое занятие

Методы обучения: практическое занятие — погружение в профессиональную деятельность: метод проектов

Цели и задачи занятия

Образовательная: научить студентов организовывать работу аптечного предприятия и структурного подразделения, анализировать спрос на товары аптечного ассортимента, формировать социально-психологический климат в коллективе; разрешать конфликтные ситуации; пользоваться компьютерным методом сбора, хранения и обработки информации, применяемой в профессиональной деятельности, прикладными программами обеспечения фармацевтической деятельности, защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством, формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать; формирование умений объяснять факты на основе причинно-следственных связей, закономерностей.

Развивающая: формировать навыки самообразования, самореализации личности, развитие речи, мышления, памяти. формировать умение систематизировать, обобщать, выделять главное развивать коммуникативные умения: вести дискуссию, слушать и слышать собеседника; развивать умение работать с текстом, делать выводы, анализировать информацию, совершенствовать все виды речевой деятельности; развивать познавательную активность студентов с помощью проблемных вопросов и компьютерного моделирования; осуществлять самоконтроль,

Воспитательная: прививать умения и навыки учебной работы и коллективного труда, формировать у студентов целостное миропонимание и современное научное мировоззрение, основанное на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека, создать атмосферу доброжелательности, воспитать чувство ответственности, уважения друг к другу, уверенности в себе, взаимопонимания, умения осуществлять самоконтроль, формировать умение отстаивать собственную позицию, воспитывать трудолюбие и прилежание, чувство ответственности за всех и за каждого; воспитывать умение работать индивидуально и в команде; умение объективно оценивать ответы своих товарищей, конкурировать с партнерами, коллегиально принимать решение и т.д.

Формирующая: освоение общих и соответствующих профессиональных компетенций (указать какие именно ОК, ПК формируются по данной теме).

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1.

Анализировать спрос на товары аптечного ассортимента.

ПК 3.2.

Организовывать работу структурных подразделений аптеки и осуществлять руководство аптечной организацией в сельской местности.

ПК 3.4.

Участвовать в формировании ценовой политики.

ПК 3.5.

Участвовать в организации оптовой торговли.

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Здоровьесберегающая: создать благоприятную атмосферу в образовательном пространстве, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов, менять виды деятельности, использовать задания различного типа, соблюдать режим проветривания, физкультминутки, проводить занятия с учетом санитарно-гигиенических требований.

Место проведения лаборатория организации деятельности аптеки

Оснащение

Средства обучения: презентации, карточки индивидуального опроса, профессиональные задания, предполагаемые модельные ответы студентов, нормативно-технические документы:

Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности»

Приказ Минздравсоцразвития России от 23 августа 2010 г № 706н Об утверждении правил хранения лекарственных средств

Приказ МЗиСР РФ №553н от 27.07.10 «Об утверждении видов аптечных учреждений».

Технические средства обучения (оборудование): мультимедийный проектор, компьютер, ватман, ручки, карандаши

Средства контроля: карточки индивидуального опроса, профессиональные задания

После изучения темы студент должен

Уметь:

1 организовывать работу аптечного предприятия и структурного подразделения;

— У2 организовать приём, хранение, учёт, отпуск лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента;

— У3 организовывать работу по соблюдению санитарного режима, охране труда, технике безопасности;

— У4 формировать социально-психологический климат в коллективе; разрешать конфликтные ситуации;

— У5 пользоваться компьютерным методом сбора, хранения и обработки информации, применяемой в профессиональной деятельности, прикладными программами обеспечения фармацевтической деятельности,

— У6 защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством.

Знать:

1 Федеральные целевые программы в сфере здравоохранения, государственное регулирование фармацевтической деятельности;

— З2 организационно-правовые формы аптечных организаций; виды материальной ответственности, порядок закупки и приёма товаров от поставщиков;

— З3 хранение, отпуск (реализация) лекарственных средств, товаров аптечного ассортимента;

— З4 принципы ценообразования, учёта денежных средств и товарно-материальных ценностей в аптеке;

— З5 порядок оплаты труда; требования по санитарному режиму, охране труда, технике безопасности, экологии окружающей среды;

— З6 планирование основных экономических показателей;

— З8 законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности.

СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

План проведения практического занятия

Тема «Анализ конкурентов аптечного предприятия»

Название этапов работы

Содержание этапа

Цель работы

Время

1. Организационный

Отметка отсутствующих

Выявить отсутствующих

2 мин.

2. Вступительное слово преподавателя

Объявление темы, цели, задач, актуальности.

Мобилизовать внимание, создать деловую атмосферу, групповую деятельность,

активизировать

неформальную межличностную коммуникацию,

мыслительную деятельность студентов.

3 мин

3. Определение исходного уровня знаний

Фронтальный опрос по карточкам-заданиям

Проверка готовности студентов к занятию

30 мин

4. Работа с информационным материалом

Перед выполнением заданий студенты изучают информационный материал

Формирование ОК и ПК по теме

20 мин.

5. Метод проектов

190 мин

5.1. Начальный этап (определение темы, объединение в рабочие группы, составление плана проектной работы и формулировка цели, сбор материала)

Студенты бригады делятся на 2 группы: каждой группе даются: задания № 1 и 2

Выработать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, подготовиться к проектной деятельности.

20 мин

5.1.1. Анализ результатов подготовительного этапа

Студенты каждой группы показывают результаты работы своей группы и дают характеристику элементов ближнего и дальнего окружения организации

Выбор факторов оценки для проведения SWOT — анализа

20 мин

5.2. Основной этап – решение профессиональных задач (анализ способов и целей работы в группах, поиск источников необходимой информации и сбор материала, анализ возможных трудностей).

Студентам 1 группы дается задание 3, второй группы – задание 4.

По представленной информации и с учетом опыта работы проводят подготовительный этап SWOT-анализа.

1 этап: Анализ внутренней среды организации: определение сильных и слабых сторон организации

2 этап: ранжирование по значимости для организации

3 этап: Заполнение матрицы

4 этап: Анализ внешней среды организации: определение возможностей и угроз

5 этап: ранжирование по значимости для организации

6 этап: Заполнение матрицы

Выработать умения сравнивать, анализировать, решать проблему, находить ошибки их обосновывать, владеть нормативными документами по теме.

120 мин

5.3. Заключительный этап (подготовка проектов и их защита, обсуждение полученных результатов)

После выполнения самостоятельной работы каждая группа должна представить результаты своей деятельности, другая группа вносит изменения и дополнения.

Выработать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, дискутировать, отстаивать личную точку зрения, публично выступать, решать проблему, находить ошибки их обосновывать, владеть нормативными документами по теме, заполнять учетные документы по теме

30 мин.

6. Контроль усвоения сформированности ПК и ОК

Сравнение результатов работы творческих групп с модельными ответами

критерий

балл

1

Указаны 4 и более сильных стороны компании

1

2

Указаны 3 и более слабых стороны компании

1

3

Указаны 4 и более возможности компании

1

4

Указаны 3 и более угрозы для компании

1

5

Даны рекомендации для развития компании

1

Итог

5 баллов

Выясняется степень достижения цели занятия.

10 мин

Роль преподавателя

На каждом этапе преподаватель выступает в роли консультанта, дополняет, уточняет, комментирует, создает условия для проявления индивидуальности каждого участника, оперативно проводит анализ выступлений, подводит мини-итоги.

Выявить пробелы в знаниях, дополнить, уточнить, структурировать, активизировать мышление участников коммуникации, провести анализ выступлений, подвести мини-итоги.

10-15 минут

7.

Подведение итогов занятия

Обсуждение итогов урока, выставление оценок каждому студенту.

Оценить знания студентов, умение самостоятельно осмысливать обсуждаемую ситуацию, делать выводы и обобщения, культуру речи, активность, коммуникативность.

10 мин

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы:

Проведите предварительный SWOT анализ предложенной преподавателем аптеки. Результаты занесите в тетрадь для практических занятий.

Вопросы для устного фронтального опроса (по карточкам индивидуального опроса):

1) Дайте понятие конкуренции и укажите ее влияние на организацию

2) История развития конкурентного анализа

3) Методика анализа конкурентной среды по пяти салам Портера

4) Что включает в себя анализ внутренней среды организации?

5) Что включает в себя анализ внешней среды организации?

6) На чем основан SWOT анализ?

7) Перечислите факторы, которые могут использоваться в анализе сильных и слабых сторон

8) Перечислите факторы, которые относятся к внешним возможностям и угрозам

9) Перечислите правила проведения SWOT анализа

10) Дайте понятие конкурентному бенчмаркингу и укажите его использование в организации

11) Укажите способы получения интересующей Вас информации для проведения анализа

Алгоритмы деятельности

Правила проведения SWOT-анализа

Правило 1. Тщательно определите сферу каждого SWOT-анализа. Фокусирование SWOT-анализа, например на конкретном сегменте, обеспечивает выявление наиболее важных для него сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

Правило 2. Поймите различия между элементами SWOT: силами, слабостями, возможностями и угрозами. Сильные и слабые стороны — это внутренние черты компании, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды и неподвластны влиянию организации.

Правило 3. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают покупатели. Нужно включать в анализ только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости. Помните, что они должны определяться в свете предложений конкурентов. Сильная сторона будет сильной только тогда, когда таковой ее видит рынок. Например, качество продукта будет силой, только если он работает лучше, чем продукты конкурентов. И наконец, таких сильных и слабых сторон может набраться очень много, так что и не поймешь, какие из них главные. Во избежание этого преимущества и слабости должны быть проранжированы в соответствии с их важностью в глазах покупателей.

Правило 4. Будьте объективны и используйте разностороннюю входную информацию. Конечно, не всегда удается проводить анализ по результатам обширных маркетинговых исследований, но, с другой стороны, нельзя поручать его одному человеку, поскольку он не будет столь точен и глубок, как анализ, проведенный в виде групповой дискуссии и обмена идеями. Он должен в как можно большей степени основываться на объективных фактах и данных исследований.

Правило 5. Избегайте пространных и двусмысленных заявлений. Слишком часто SWOT-анализ ослабляется именно из-за того, что в него включают подобные утверждения, которые, скорее всего, ничего не значат для большинства покупателей. Чем точнее формулировки, тем полезнее будет анализ.

Программированная инструкция к самостоятельной работе

Тема «Анализ конкурентов аптечного предприятия»

Название этапа

Описание этапа

Цель

Время

1

Работа с информационным материалом

Уважаемые студенты! Вы должны изучить информационный материал по теме

Формирование ОК и ПК по теме

20 мин.

2

Начальный этап (определение темы, объединение в рабочие группы, составление плана проектной работы и формулировка цели, сбор материала)

Студенты бригады делятся на 2 группы: каждой группе даются: задания № 1 и 2

Выработать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, подготовиться к проектной деятельности.

20 мин

Анализ результатов подготовительного этапа

Студенты каждой группы показывают результаты работы своей группы и дают характеристику элементов ближнего и дальнего окружения организации

Выбор факторов оценки для проведения SWOT — анализа

20 мин

Основной этап – решение профессиональных задач (анализ способов и целей работы в группах, поиск источников необходимой информации и сбор материала, анализ возможных трудностей).

Студентам 1 группы дается задание 3, второй группы – задание 4.

По представленной информации и с учетом опыта работы проводят подготовительный этап SWOT-анализа.

1 этап: Анализ внутренней среды организации: определение сильных и слабых сторон организации

2 этап: ранжирование по значимости для организации

3 этап: Заполнение матрицы

4 этап: Анализ внешней среды организации: определение возможностей и угроз

5 этап: ранжирование по значимости для организации

6 этап: Заполнение матрицы

Выработать умения сравнивать, анализировать, решать проблему, находить ошибки их обосновывать, владеть нормативными документами по теме.

120 мин

Заключительный этап (подготовка проектов и их защита, обсуждение полученных результатов)

После выполнения самостоятельной работы каждая группа должна представить результаты своей деятельности, другая группа вносит изменения и дополнения.

Выработать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, дискутировать, отстаивать личную точку зрения, публично выступать, решать проблему, находить ошибки их обосновывать, владеть нормативными документами по теме, заполнять учетные документы по теме

30 мин.

Практическое занятие: Анализ конкурентов аптечного предприятия

Обязательные задания для выполнения на занятиях

профессор Майкл Портер выделил 5 сил, которые влияют на компанию в отрасли (на ее прибыль):

— новые конкуренты — новые игроки на рынке;

— существующие конкуренты;

— «конкуренты», предлагающие продукты-заменители;

— власть поставщиков;

— власть покупателей;

Рассмотрим подробнее каждую из «5 сил» Портера.

Новые игроки на рынке 

Появление новых игроков на рынке всегда воспринимается текущими с опаской. На то есть ряд причин, среди которых особенно стоит выделить потенциальную возможность снижения прибыли за счет повышающейся конкуренции. Это связано не только с тем, что конкурент может переманить к себе часть клиентов, но и с тем, что его приход поспособствует снижению среднерыночных цен в отрасли.

Однако компании, выходящие на новый для себя рынок, всегда сталкиваются с рядом проблем.

1) Экономия на масштабе

Суть заключается в том, что чем больше компания производит продукции, тем дешевле ей обходится производство 1 единицы этой продукции. Новые игроки часто экономят на масштабах производства, в силу финансовых или каких-либо других причин, из-за чего часто не выдерживают ценовой войны с конкурентами. В противном случае им требуются солидные инвестиции в производство.

2) Дифференциация

Понятно, что компании давно присутствующие на рынке, уже закрепились в сознании потребителей. Они уже обладают несколькими торговыми марками, провели ряд рекламных кампаний. В начале своей деятельности компании приходится осуществлять большие вложения в маркетинг, чтобы дифференцироваться от конкурентов.

3) Дополнительные издержки

Когда компания выходит на новый для себя рынок, она сталкивается с новыми издержками, среди которых стоит выделить не только затраты на производство и маркетинг, но и на обучение персонала, на службу технической поддержки, на новое оборудование, дизайн и так далее.

4) Дистрибуция

Настоящая головная боль для компании-новичка. Чтобы расположить к себе дистрибуторов придется предлагать им свою продукцию по ценам ниже, чем у конкурентов. Кроме того, хорошим стимулом для них может стать проведение совместной рекламной компании, когда расходы на нее делятся пополам.

Правда, все вышеперечисленное приводит к снижению прибыли компании-новичка. Но иного пути здесь нет.  

5) Патенты, know-how

Понятно, что компании, работающие на рынке длительное время, обладают большим преимуществом в этом плане. Более того, патенты могут стать важным сдерживающим фактором для новичков. Особенно в современном мире, где патентуют все, что только можно.

6) Государственные субсидии

Есть вероятность того, что крупный конкурент будет получать помощь от государства — какие-то субсидии. Правда, с такой же долей вероятности эти субсидии может получать и новый игрок на рынке, если государство поощряет конкуренцию и стремится показать это. Данный фактор целиком и полностью зависит от отрасли.

7) Преданность бренду

Наконец, стоит понимать, что в данной отрасли может быть много приверженцев бренда уже существующей компании. Следует тщательно изучить сильные и слабые стороны бренда и постараться использовать их при разработке конкурирующего решения.

Существующие конкуренты

Майкл Портер считает, что в конкурентной гонке ситуация обостряется в тех случаях, когда в отрасли присутствует много конкурентов или же эти конкуренты просто равны по силам. Кроме того, конкуренция обостряется в следующей обстановке:

— при низких темпах роста в отрасли;

— при высоком уровне постоянных издержек;

— при росте производственных мощностей;

— высокие выходные барьеры;

— когда одна компания преследует какие-то серьезные стратегические задачи, пытаясь завоевать большую часть рынка;

Конкуренция ослабевает:

— когда компании стараются просто получать прибыль в отрасли, не пытаясь отнять солидную долю рынка друг у друга;

— когда издержки переключения с товара одной компании на аналогичный от другой слишком велики для потребителей;

Если говорить о самой модели конкурентной борьбы, то компании пытаются занять лучшую позицию на рынке за счет ценовых войн, рекламных кампаний, новой продукции, улучшению облуживания потребителей, повышению гарантии на продукт и многому другому.

«Конкуренты», предлагающие продукты-заменители

По сути дела, продукты из разных отраслей могут конкурировать между собой. Косвенно. Например, если они способны выполнять одну и ту же функцию. Мотоцикл и автомобиль – это конкуренты в какой-то мере, так как и тот и другой являются средством передвижения. Причем, с достаточно похожими скоростными характеристиками.

В этой ситуации следует обратить внимание на следующее:

— насколько легко для покупателя переключиться на товар-заменитель;

— что он теряет? Каково качество и эффективность заменителя?

— готовность покупателя сменить компанию-поставщика;

Власть покупателей

Майкл Портер был первым, кто впервые заявил, что покупателей можно рассматривать, как конкурентов отрасли. Ведь, именно они требуют постоянного снижения цен, повышения качества продуктов и услуг, повышение качества обслуживания, — удовлетворение всех этих аспектов происходит за счет того, что компании в отрасли снижают свою прибыль.

Сила влияния покупателей по Портеру зависит от следующих факторов:

— качество услуг;

— затраты на переключение;

— стандартизированность продуктов;

— прибыль, приносимая покупателем;

— особенно сильно влияние определенной группы потребителей, осуществляющих львиную доля покупок у компании;

И некоторые другие.

Сила влияния поставщиков

Влияние поставщиков на отрасль очень велико. Достаточно посмотреть на компанию Wal-Mart, которая указывает даже огромной Procter & Gamble, как себя вести при работе с ней. При работе с поставщиком следует обратить внимание на такие факторы:

— обладает ли он известным брендом?

— каков спектр товаров, которыми он торгует?

— велико ли его влияние на установку средних цен по стране (региону);

— каково финансовое положение поставщика? Очень важно, чтобы понять — а будет ли он поднимать или опускать цены.

— доминирование на рынке поставщика;

Конечно, стоит понимать, что данный анализ лишь основа, которая легла в качестве фундамента для своей версии анализа сильных и слабых сторон у каждой конкретной компании.

Организация – процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.

Основные характеристики организации:

  1. Ресурсы – люди, финансы, технологии, информация, материал и др.

  2. Зависимость от внешней среды – условия, законодательство, система ценностей, традиции, профсоюзы и др.

Горизонтальное разделение труда – разделение труда (производственного процесса) по составляющим компонентам (диагностика, лечение и т.п.; поступление в стационар; лекарства; диагностика и т.п.). Горизонтальное разделение труда создает подразделения, которые выполняют свои функции.

  1. Вертикальное разделение труда необходимо для координации действий.

Основа управленческой деятельности — это выполнение менеджером четырех общих функций, которые составляют так называемый цикл менеджмента (контур управления): планирование, организация, мотивация, контроль.

Задание № 1

Занимаясь разработкой бизнес-плана возглавляемой Вами аптеки, Вы решили провести анализ внутренней и внешней среды организации. Перечислите и дайте характеристику элементов ближнего окружения организации используя, модель 5 сил конкуренции.

Задание № 2

Занимаясь разработкой бизнес-плана возглавляемой Вами аптеки, вы решили провести анализ внутренней и внешней среды организации. Перечислите и дайте краткую характеристику элементов дальнего окружения.

Задание № 3

А5 — самая молодая из российских аптечных сетей. Ее создали в 2006 году владельцы «Сети розничной торговли», бывшего крупнейшего франчайзи «Копейки».

Кризис оказался трудным испытанием для крупных аптечных операторов, которые набирали долги и росли на сделках M&A. В частности, в июне 2009 г. основной конкурент А5 сеть «36,6» допустила технический дефолт по облигационному займу на сумму 3 млрд руб.

Вот некоторые выдержки из интервью генерального директора аптечной сети А5 Владимира Кинцурашвили журналу «Секрет Фирмы».

«Деньги на развитие только за счет уставного капитала. У нас два года была планово-убыточная компания. В этом году вышли на прибыль и сейчас инвестируем ее. Кредитов банковских у нас на сегодня нет». В итоге к кризису А5 подошла с минимальной долговой нагрузкой. Флагманская аптека А5 на Кутузовском проспекте находится в том же здании, что и торговая точка «Аптечной сети 36,6». В каждой аптеке имеется индивидуальный дизайн.

До конца 2010 года сеть намерена удвоить количество аптек (сейчас их 225). Делать это топ-менеджер будет, имея на руках эксклюзивное сетевое соглашение с X5 Retail Group, заключенное в декабре прошлого года. У А5 приоритетное право среди фармритейлеров открываться на территории магазинов «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». По тому же соглашению в середине 2011 года X5 может реализовать опцион на покупку 100% ОАО «Торговая сеть «Аптечка» (управляет сетью А5).

В аптеках будут работать врачи консультанты.

В аптечных пунктах не хватает 30% сотрудников, работающих в торговом зале.

Препараты, выставленные в витринах рассматриваются как реклама и за нее платят производители ($2-3 млн. в год). Зарабатывая на рекламе препаратов, А5 не слишком тратится на собственное продвижение. Единственная заметная маркетинговая акция сети — «День поцелуя», устроенная в прошлом году на праздник святого Валентина.

«Наша реклама — это вывеска аптеки. Мы выбрали красно-белую гамму и никого не отпугнули. Наоборот, люди видели в серой Москве красный цвет и шли».

«Главный принцип маркетинга — определить целевого покупателя. Вы удивитесь, но у нас нет его. Мы считаем, что аптека — это медицинское учреждение, которым должны пользоваться все. Наши цены в среднем на 1520% ниже, чем в других сетях. Это связано не только с получением прибыли за счет вала, но с жестким управление затратами. Мы отказались о склада, так как в Москве и области дистрибутор даже одну упаковку может привезти в любое место в любое время суток (это сократило затраты на 2,5% от оборота».

По представленной информации и с учетом Вашего опыта работы проведите подготовительный этап SWOT-анализа сети А5 (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы).

Задание № 4

ОАО «Аптека № 73» — это единственная  аптечная компания на территории Верхоянского района. Аптека предлагает покупателям большой ассортимент лекарственных средств, товаров для здорового образа жизни и красоты. ОАО «Аптека № 73» была зарегистрирована 25 декабря 2008 года.

  Целью деятельности общества является своевременное обеспечение населения всего района качественными, проверенными, безопасными медикаментами от надежных российских и зарубежных производителей. Но не менее значимой целью является получение прибыли от реализации лекарственных средств. ОАО «Аптека № 73» придерживается стратегии расширения ассортимента, которая предполагает ввод новых товарных групп и располагает широким ассортиментным портфелем, включающий лечебную косметику, антисептики и дезинфицирующие препараты, антигистаминные препараты, косметические средства, спортивное питание, товары для беременных и кормящих женщин, товары для новорожденных, в том числе детское питание и др.

  Основными направлениями деятельности общества являются:

•обеспечение населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, предметами очковой оптики;

•снабжение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) Верхоянского района Республики Саха(Якутия), а также детских садов, школ, интернатов и т.п.;

•снабжение иммунобиологическими препаратами, дезинфицирующими средствами, лекарственным растительным сырьем населения и ЛПУ Верхоянского района.

•поставку и отпуск лекарственных средств отдельным категориям граждан по льготным ценам;

•увеличение прибыли общества;

• улучшение благосостояния работников общества.

   Общество имеет 1 филиал по всей территории района.

Учредителем Общества и единственным акционером с владением 100% пакета акций является Республика Саха (Якутия).

Финансовый результат за 2011 г (тыс. руб.):

Таблица 1.

Финансовый результат за 2011 г. ОАО «Аптека № 73»

Прибыль до налогообложения

— 953,0

Текущий налог на прибыль

— 84,0

ЕНДВ и другие налоги

— 62,0

Чистая прибыль

— 807,0

Оптимальная работа любой организации невозможна без грамотного персонала, прежде всего управленческого. Средний возраст персонала 52 года. Управленческий персонал ОАО «Аптека № 73» состоит из следующих работников Общества:

Таблица 2.

Управленческий персонал ОАО «Аптека № 73»

АУП

Фармацевтический персонал

Подсобный персонал

Филиал Аптека № 16

— директор

— зам. директора

—  бухгалтер- 2 ед.

— провизор-аналитик

— провизор-технолог

— фармацевты- 3 ед.

—  фасовщик

— санитарки- 2 ед.

— заведующая

-санитарка

  Миссия ОАО «Аптека № 73» заключается в следующем: дать возможность каждому человеку сохранить и укрепить свое здоровье, повысить качество своей жизни, используя проверенные, эффективные, качественные и современные препараты. Деятельность Общества направлена на улучшение условий жизни людей, заботе о них, оказание помощи им посредством качественных поставок медикаментов, удовлетворение потребности людей быть здоровыми и улучшать качество жизни. Основой успеха работы является стремление наилучшим образом удовлетворить потребности потребителей.

  Ориентация на клиента — одна из стратегий развития аптеки и большое благо для российского потребителя товаров аптечного ассортимента. Индивидуальный подход усиливает доверие, а в условиях рыночной экономики нет более ценных характеристик, чем доверие клиента, которое невозможно обеспечить только через государственное регулирование фармацевтической деятельности. Стратегия развития деятельности, ориентированная на потребителя, является наиболее приемлемой для ОАО «Аптека № 73», так как ввиду небольшой территории поселка, сотрудники аптеки знают своих клиентов лично и благодаря этому могут предугадать их потребности, желания и действия.

По представленной информации и с учетом Вашего опыта работы проведите подготовительный этап SWOT-анализа ОАО «Аптека № 73» (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы).

Модельные ответы на вопросы по индивидуальным карточкам-заданиям:

1) Дайте понятие конкуренции и укажите ее влияние на организацию

Любая современная компания, независимо от своих масштабов, действует в конкурентной среде. В экономике под конкуренцией обычно понимается соперничество  между отдельными компаниями в определенной сфере деятельности (конкурентами), заинтересованными в максимизации прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя. Конкурент – это противник, а противника всегда надо знать в лицо. Поэтому при выборе стратегии деятельности и развития любого предприятия необходим анализ  конкурентов предприятия.

2) История развития конкурентного анализа

Первые упоминания о данном способе анализировать компанию, в качестве самостоятельного метода, были сказаны профессором Эндрюсом в 1963 году на международной конференции по проблемам бизнеса. Данная модель довольно быстро приобрела популярность и стала использоваться экономистами и маркетологами при составлении стратегий развития организаций. Если учесть тот факт, что метод swot анализа компании по сути не затрагивает экономические показатели, его можно применять при анализе любых компаний в самых разных отраслях.

Одной из основных методик анализа конкурентной среды являются т.н. «Принципы пяти сил Портера». Названная в честь автора, профессора Гарвардского Университета Майкла Портера, разработавшего ее в 1979 г

3) Методика анализа конкурентной среды по пяти салам Портера

Методика включает следующие направления:

  • анализ угрозы появления продуктов заменителей;

  • анализ угрозы появления на рынке новых игроков;

  • анализ рыночной власти поставщиков;

  • анализ рыночной власти потребителей;

  • анализ уровня конкурентной борьбы.

4) Что включает в себя анализ внутренней среды организации?

Основные факторы,  которые обычно выделяют при сравнительном анализе:

  • имидж предприятия;

  • концепция основной продукции/услуг;

  • качество продукции;

  • уровень диверсификации видов бизнеса;

  • суммарная рыночная доля основных видов бизнеса;

  • мощность производственной базы, в т.ч. число занятых, оснащенность основными фондами, их уровень и эффективность использования, структура издержек и т.д.

  • финансовые показатели;

  • рыночная цена продукции/услуг с учетом возможных скидок или наценок;

  • эффективность сбыта и мероприятий по продвижению товаров/услуг и с точки зрения используемых каналов товародвижения;

  • политика компании во внешней предпринимательской среде и т.д.

5) Что включает в себя анализ внешней среды организации?

Элементами дальнего окружения являются:

а) Состояние экономики страны. Если в экономике прогнозируется спад, то необходимо уменьшить запасы готовой продукции, чтобы преодолеть трудности сбыта, кроме этого следует учесть увеличение или уменьшение ставки процента на займы, возможное колебание курса доллара или других твердых валют.

б) Научно-технический прогресс. Технические новшества повышают производительность труда, способствуют улучшению качества продукции, а также расширяют возможные области применения товаров. Появление таких высоких технологий, как компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая, а также использование атомной энергии, синтетических материалов, миниатюризация приборов и производственного оборудования оказывают существенное влияние на развитие и деятельность организации.

в) Социокультурные факторы. Это, прежде всего, жизненные ценности и традиции, обычаи, установки, которые оказывают существенное влияние на деятельность организации.

г) Политические факторы. К ним относятся: экономическая политика административных органов государства, т.е. система налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты по экологии.

д) Отношения с местным населением. Характер отношений с местной общиной является очень важным для учета и планирования в любой организации. Так, в каждой общине существуют свои специфические законы и установки по вопросам бизнеса и ведения деловых отношений с другими организациями и учреждениями. Иногда для поддержания хороших отношений с общиной необходимо финансирование и поддержка ее социальных программ, а также благотворительная деятельность по многим направлениям.

6) На чем основан SWOT анализ?

Сам метод swot анализа опирается на первичное исследование слабых и сильных сторон; возможностей и угроз, при этом учитывая последующее взаимодействие между ними. При этом необходимо учитывать нюансы и особенности конкретной сферы деятельности.

В целом, swot анализ компании представляет собой один из методов глобально-стратегического планирования, способный оценить ключевые факторы, влияющие на компанию. По сути, эти факторы можно объединить в 4-е основных группы.

К сильным сторонам относят различные собственные свойства компании, которые дают преимущества среди конкурентов компании. К слабым сторонам относятся факторы, которые могут ослабить компанию. Возможности – это фактор внешний, но способный дать определенные преимущества перед конкурентами. К угрозам относят факторы, которые способны загубить компанию, по независящим от нее причинам.

7) Перечислите факторы, которые могут использоваться в анализе сильных и слабых сторон

Анализ сильных сторон. При заполнении данной группы отмечаем все те положительные моменты, которые присутствуют в компании. Здесь и бренд, примечательные условия поставки и пр. В общем, все то, что лучше чем у наших конкурентов.

Анализ слабых сторон. К слабым сторонам относятся, высокая цена, выявленная в сравнительном анализе с конкурентами, узкая широта ассортимента, так же выявляется при конкурентном анализе. Сюда же можно отнести отсутствие опыта, вывод новой продукции на рынок или захвата новых рынков сбыта.

Обычно, SWOT-анализ начинают с выявления сильных и слабых сторон. Тут важно учесть, что при их определении следует руководствоваться мнением потребителей, а не сотрудников компании. Именно клиенты знают ваши сильные и слабые стороны лучше всех. Вот некоторый перечень, часто встречающихся в анализе сильных и слабых сторон факторов:

1) Репутация компании

2) Качество продукта

3) Качество обслуживания

4) Доля рынка

5) Цена

6) Логистика

7) Эффективность продвижения

8) Качество работы торговых агентов

9) Географический охват

10) Внедрение нововведений

11) Издержки

12) Фин. Устойчивость

13) Работники

14) Техническое оснащение

15) Способность укладываться в сроки

16) Гибкость, быстрая реакция на события

17) Ассортимент

18) Опыт

19) Ресурсы

20) Знание покупателей

Анализ сильных и слабых сторон – это не дело одного дня. Для того, чтобы собрать все необходимые сведения понадобится время. Важно, чтобы данные были реальными фактами, а не чьими-то догадками. К тому же очень плохо, когда обязанность на создание SWOT-анализа лежит на одном человеке. Получается немного однобокое видение. Сам анализ может проводиться по-разному. Может быть, менеджер будет четко распределять данные, например «Работники» — это сильная сторона компании, а «Ассортимент» — слабая. А может анализ будет более сложным, но подробным. Например, каждый фактор будет представлен по критериям:

Исполнение: главное достоинство, малое достоинство, нейтральное, малый недостаток, главный недостаток. Значение: большое, среднее, несущественное.

8) Перечислите факторы, которые относятся к внешним возможностям и угрозам

Анализ возможностей. Здесь учитываются все реальные перспективы роста и развития компании. Например, возможность снижения цены закупки у поставщика при определенном увеличении объема закупок, выкуп или строительство новых складских или торговых площадей. Здесь же учитывается перспектива принятия того или иного закона, существенно ослабляющие деятельность компании.

Анализ угроз. На данном этапе осуществляется детальный анализ конкурентов. Во-первых – это поможет изучить конкурентов, понять их ответную реакцию и шаги. Во-вторых, изучаются возможности и слабые стороны конкурентов, которые всегда можно превратить в свои сильные. К угрозам стоит относить любые внешние воздействия, и независящие от нас. В качестве примера, можно сказать об изменении налогового или иного законодательства, природные катаклизмы.

Возможности и угрозы. Это все элементы внешней среды, которые никак не зависят о компании. При их анализе важно понимать, что данные должны быть четкими, проверенными. Иначе весь анализ может потерять смысл. К внешним возможностям и угрозам относятся:

1) Экономическая ситуация в стране и мире

2) Демографическая ситуация

3) Политическая

4) Общественные движения

5) Технический прогресс

6) Анализ конкурентов

7) Законодательства

8) Культурные факторы

9) Социальные вопросы

9) Перечислите правила проведения SWOT анализа

Правило 1. Тщательно определите сферу каждого SWOT-анализа. Фокусирование SWOT-анализа, например на конкретном сегменте, обеспечивает выявление наиболее важных для него сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

Правило 2. Поймите различия между элементами SWOT: силами, слабостями, возможностями и угрозами. Сильные и слабые стороны — это внутренние черты компании, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды и неподвластны влиянию организации.

Правило 3. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают покупатели. Нужно включать в анализ только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости. Они должны определяться в свете предложений конкурентов. Сильная сторона будет сильной только тогда, когда таковой ее видит рынок. Например, качество продукта будет силой, только если он работает лучше, чем продукты конкурентов. И наконец, таких сильных и слабых сторон может набраться очень много, так что и не поймешь, какие из них главные. Во избежание этого преимущества и слабости должны быть проранжированы в соответствии с их важностью в глазах покупателей.

Правило 4. Будьте объективны и используйте разностороннюю входную информацию. Конечно, не всегда удается проводить анализ по результатам обширных маркетинговых исследований, но, с другой стороны, нельзя поручать его одному человеку, поскольку он не будет столь точен и глубок, как анализ, проведенный в виде групповой дискуссии и обмена идеями. Он должен в как можно большей степени основываться на объективных фактах и данных исследований.

Правило 5. Избегайте пространных и двусмысленных заявлений. Слишком часто SWOT-анализ ослабляется именно из-за того, что в него включают подобные утверждения, которые, скорее всего, ничего не значат для большинства покупателей. Чем точнее формулировки, тем полезнее будет анализ.

10) Дайте понятие конкурентному бенчмаркингу и укажите его использование в организации

Конкурентный бенчмаркинг (от англ. Benchmark — начало отсчета) — методика анализа деятельности аптеки, основанная на сравнении своего потенциала с потенциалом конкурента-лидера. Эту технологию следует рассматривать как направление маркетинговых исследований, целью которого является нахождение бизнеса, у которого дела идут лучше, для заимствования передового опыта. 

  Бенчмаркинг означает желание лучшего стать еще лучше. Это относительно новое направление в сфере бизнес-технологий. Как метод, используемый для оценки эффективности бизнеса, он разработан в 1972 году в США. В 1979 году американская компания «Ксерокс» приступила к анализу по данной методике качества собственных товаров по сравнению с японскими. Тщательно изучалось все лучшее, чтобы затем произвести более конкурентоспособные модификации и предложить их рынку по более низкой цене. Проект имел большой успех. Таким образом, бенчмаркинг — это постоянное изучение лучшего в практике конкурентов. 

Использование бенчмаркинга имеет разные направления: 

— он может рассматриваться как способ оценки стратегий и целей работы в сравнении с предприятиями-лидерами, чтобы гарантировать долгосрочное пребывание на рынке; 

— в логистике позволяет быстро и с малыми затратами выявить проблемы по выполнению заказов и транспортировке, контактов с поставщиками; 

— на рынке сбыта товаров и услуг определить факторы привлекательности для потребителя, удовлетворенности качеством обслуживания и т.п. Данная технология базируется на важности покупателя, культурных изменениях. 

Benchmark — это нечто, обладающее количеством, качеством и способностью быть использованным как стандарт или эталон. 

Существуют следующие виды бенчмаркинга: 

— внутренний — осуществляемый внутри аптечной организации. Он базируется на сопоставлении характеристик производственных единиц схожих процессов, например, сравниваются результаты работы структурных подразделений или филиалов аптеки для выявления лучших; 

— функциональный — сравнение определенной функции (продажи, закупки и т.д.) двух и более организаций в том же секторе или разных секторах. Появляется возможность обнаружения нестандартных подходов; 

— конкурентный — сравнение своего предприятия с прямыми конкурентами по различным параметрам; 

— общий — сравнение аптеки с непрямыми конкурентами (компаниями смежных отраслей) по выбранным параметрам; 

— глобальный — рассматривается как инструмент организации международных обменов с учетом национальных особенностей процессов организации производства. 

Процесс конкурентного бенчмаркинга включает в себя изучение факторов успеха, определение объекта исследования, основные правила сбора информации, ее анализ, а также разработку новых стратегий развития и подходов к обучению. Схематично этапы проведения бенчмаркинга можно изобразить следующим образом: 

— определение объекта исследования; 

— выбор партнера — «конкурента-лидера»; 

— поиск информации; 

— анализ полученной информации; 

— внедрение достижений конкурентов в практику работы аптеки; 

— контроль результатов. 

11) Укажите способы получения интересующей Вас информации для проведения анализа

Информацию о партнерах по бенчмаркингу в условиях рынка получить непросто. В качестве источников такой информации можно использовать: 

— внешние источники: пресса, новости компаний, рекламные материалы, POS-материалы, аналитика мониторинговых агентств, Интернет и проч. (используя источники вторичной информации необходимо ее тщательно проверить на достоверность); 

— информационный обмен (контакты с представителями предприятий-лидеров как внутриотраслевых, так и смежных отраслей); 

— коммуникативные источники (информация, полученная от поставщиков, клиентов, консультантов и т.д.). 

Работники аптек непосредственно контактируют с покупателями, поэтому имеют возможность через общение с ними отследить изменения конкурентной среды розничного фармацевтического рынка. Существуют различные способы получения интересующей информации от потребителей: 

— интервьюирование непосредственно в аптеке (личное); 

— метод «фокус-группа» или «встреча с потребителями»; 

— телефонное интервьюирование; 

— анкетирование в месте продаж; 

— почтовая рассылка анкет (сюда же можно включить и e-mail-onpoc); 

— анкетирование на интернет-сайте аптеки и др. 

Наиболее эффективными инструментами выявления преимуществ конкурентов через общение с покупателями в аптеке являются интервьюирование методом «фокус-группа» и анкетирование. 

Разумно поступают те руководители аптек, которые пользуются помощью «особых групп» покупателей. Обычно на встречу приглашается 8-12 человек. Беседа проводится в непринужденной обстановке за чашкой чая. По ходу общения директор просит клиентов высказаться обо всем, что их не удовлетворяет при посещении этой аптеки, а также о том, что, по их мнению, требует улучшения. Высказывания покупателей будут отражать ситуацию в аптеке по сравнению с конкурентами, так как их мнение формируется под впечатлением увиденного там. При анкетировании посетителей аптеки, проводя бенчмаркинговые исследования, в анкете указывают факторы привлекательности аптеки, и респондентам предлагается оценить их по 10-балльной системе, а также отразить их важность. Путем умножения среднего значения балльной оценки на суммарную важность фактора успеха рассчитываются итоговые показатели, позволяющие определить приоритетные направления улучшений. 

К сбору информации об аптечных организациях, показывающих наивысшую эффективность в условиях рынка, можно привлекать профессионалов в рассматриваемых областях деятельности, а также использовать методику «тайный покупатель».

Предполагаемые модельные ответы на задания

Модельный ответ на задание № 1

Майкл Портер предложил изучать конкурентные преимущества организации с учетом 5 конкурентных сил:

    1. сила – существующие конкуренты. Для аптеки ими являются другие аптечные организации, расположенные в зоне обслуживания аптеки.

    2. сила – новички на рынке. Учитывая рост фармацевтического рынка и относительно слабые барьеры для вхождения и ухода с него вероятность их появления высока. Их появление приводит к изменению сложившегося баланса сил на рынке. Они стремятся к активному привлечению покупателей, зачастую делая им более выгодные предложения.

    3. сила – потребители. Число потребителей аптечной организации высоко. Однако ненадлежащее обслуживание может привести к оттоку потребителей, а при наличии достаточного числа конкурентов для аптеки это становится угрозой.

    4. сила – поставщики. Учитывая достаточно высокую распространенность, как дистрибьюторов, так и производителей фармпрепаратов и товаров аптечного ассортимента для аптеки практически отсутствует проблема власти поставщика.

    5. сила – товары субституты. Здесь стоит говорить о тех товарах и услугах, которые нацелены на один и тот же результат, имея отличительные особенности. Для аптечной организации это могут быть ортопедические салоны, компании, самостоятельно предлагающие БАД, спортивно-оздоровительные центры.

Модельный ответ на задание № 2

Внешнее окружение аптечной организации можно разделить на 2 большие группы: ближнее, оказывающее взаимное влияние на аптечную организацию (конкуренты, потребители, поставщики, субституты) и дальнее. Дальнее окружение оказывает влияние на организацию, в то время как, она сама повлиять на него не может.

Элементами дальнего окружения являются:

а) Состояние экономики страны. Если в экономике прогнозируется спад, то необходимо уменьшить запасы готовой продукции, чтобы преодолеть трудности сбыта, кроме этого следует учесть увеличение или уменьшение ставки процента на займы, возможное колебание курса доллара или других твердых валют.

б) Научно-технический прогресс. Технические новшества повышают производительность труда, способствуют улучшению качества продукции, а также расширяют возможные области применения товаров. Появление таких высоких технологий, как компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая, а также использование атомной энергии, синтетических материалов, миниатюризация приборов и производственного оборудования оказывают существенное влияние на развитие и деятельность организации.

в) Социокультурные факторы. Это, прежде всего, жизненные ценности и традиции, обычаи, установки, которые оказывают существенное влияние на деятельность организации.

г) Политические факторы. К ним относятся: экономическая политика административных органов государства, т.е. система налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты по экологии.

д) Отношения с местным населением. Характер отношений с местной общиной является очень важным для учета и планирования в любой организации. Так, в каждой общине существуют свои специфические законы и установки по вопросам бизнеса и ведения деловых отношений с другими организациями и учреждениями. Иногда для поддержания хороших отношений с общиной необходимо финансирование и поддержка ее социальных программ, а также благотворительная деятельность по многим направлениям.

Модельный ответ на задание № 3

SWOT — метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы).

Strengths (Сильные стороны)

Наличие собственных финансов

Наличие возможностей для роста

Аптеки в крупных торговых центрах

Эксклюзивный договор с X5 Retail Group

Наличие удобно расположенных аптек

Получение дополнительной прибыли за счет рекламы препаратов

Opportunities (Возможности)

Активное вхождение в регионы X5 Retail Group

Снижение стоимости аренды

Финансовые проблемы у конкурентов

Широкая сеть фармдистрибьютеров

Длительный срок передачи товаров на реализацию

Weaknesses (Слабые стороны)

Нехватка персонала

Активная реклама не ведется

Нет собственных помещений

Threats (Угрозы)

Большое число конкурентов

Отказ дистрибьютеров передавать товары на реализацию

Отказ X5 Retail Group работать с сетью

Модельный ответ на задание № 4

На основе данных анализа деятельности ОАО «Аптека № 73» проведен SWOT– анализ данной организации: 

Таблица 3.

SWOT-анализ ОАО «Аптека № 73»      

Сильные стороны

Возможности

опыт работы на рынке

разработка систем автоматизированного учета товаров (штриховое кодирование)

широкий ассортимент товаров

рост числа филиалов по району

долговременные контракты с производителями лекарственных средств

повышение квалификации работающего персонала

предоставление льгот на лекарственные средства отдельным категориям граждан (инвалидам, малым народностям и т.д.)

Возрастание профессионализма потребителей за счет хорошей информированности

индивидуальный подход  к каждому клиенту (за счет небольшой территории поселка)

рост числа постоянных клиентов;

Слабые стороны

Угрозы

недостаточная квалификация персонала

низкая покупательная способность населения

несовершенство складского хозяйства

неплатежеспособность части розничных покупателей

высокие затраты на транспортировку

повышение транспортных тарифов

значительная нагрузка на рабочего

старение основного рабочего коллектива

  Для занятия лидирующего положения в аптечной отрасли аптекам необходима эффективная и соответствующая их потенциалу стратегия.

Несмотря на то, что ОАО «Аптека № 73» работает на фармацевтическом рынке уже достаточно давно, у нее нет четко выраженной стратегии развития. В связи с этим будут предложены следующие рекомендации по усовершенствованию ее деятельности.

1. Мы предлагаем данному предприятию следовать стратегии обратной вертикальной интеграции. Она направлена на рост предприятия за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение. Усиление контроля над поставщиками крайне необходимо, так как большинство из них находится территориально отдаленно от ОАО «Аптека № 73», что, конечно же, мешает тщательному контролю над их добросовестностью.

2. В качестве маркетинговой стратегии ОАО «Аптека № 73» следует придерживаться стратегии массового, недифференцированного маркетинга, согласно которой аптека должна концентрировать свое внимание и усилие не на том, чем отличаются потребности отдельных групп потребителей, а на том, что в этих потребностях общего, таким образом, она должна стремиться создать ассортимент товаров, рассчитанный на самые крупные сегменты рынка района. В фармацевтической практике такими товарами являются препараты широкого спектра действия (антибиотики, сульфаниламиды и т. д.). Сюда же относятся симптоматические препараты, используемые для лечения различных расстройств функциональных систем организма, которые имеют одинаковые явления, но различную этиологию (анальгезирующие, снотворные и т. д.).

Выбор такой маркетинговой стратегии обусловлен тем, что рынок сбыта не большой и дифференцировать его на отдельные сегменты смысла нет, ведь в этом случае аптека понесет расходы, которых можно избежать при массовой стратегии. Более того, у данного предприятия нет конкурентов, оно является единственной аптечной организацией района и поэтому может позволить себе эту стратегию, так как в случае наличия конкурентов использование данной стратегии привело бы к снижению прибыльности.

3. Эффективность работы аптеки на 50 % обусловлена ассортиментом товаров. От того, насколько разнообразно и продуманно предложение, зависит главное – удовлетворенность посетителей и их готовность совершать покупки. Чтобы усовершенствовать стратегию расширения ассортимента ОАО «Аптека № 73» рекомендуем следующее:

— устойчивое поддержание в аптеке ассортимента не менее 2000-3000 позиций, среди которых должно быть значительное количество парафармации (ее доля в обороте может колебаться в зависимости от формата торговли от 20 % до 40‑60 %);

— повысить профессиональную квалификацию торгового персонала (способность достаточно профессионально проконсультировать посетителей по выбору не только лекарственных средств и БАДов с фармацевтической точки зрения, но и широкого спектра парафармацевтики, прежде всего, лечебной косметики, где посетители особенно часто нуждаются в консультации);

— повысить коммерческую квалификацию торгового персонала (способность как этически корректно стимулировать покупку дорогостоящих препаратов обеспеченными посетителями, так и тактично предложить недорогие синонимы/аналоги менее обеспеченным посетителям).

Соблюдение вышеперечисленных рекомендаций поспособствует повышению рентабельности ОАО «Аптека № 73», что очень хорошо для него, ведь он стремится к развитию своей деятельности, расширению рынков сбыта, увеличению ассортимента, совершенствованию технологий, а значит и увеличению объема продаж и прибыли.

Основные источники

Для преподавателей

  1. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации: Учебник / В.Л. Багирова– М: Медицина, 2004.- 720 с.

  2. Жиряева Е. Товароведение: Учебник / Е. Жиряева — СПб: Питер, 2004. – 416 с.

  3. Лоскутова Е.Е. Управление и экономика фармации: Учебник. Том 1-3./ Е.Е. Лоскутова – М: Академия, 2008. – 1283 с.

  4. Умаров С.З. Медицинское и фармацевтическое товароведение Учебник./ С.З. Умаров, И.А. Наркевич, Н.Л. Костенко, Т.И. Пучинина — М: ГЭОТАР – МЕД, 2003. – 368 с.

5. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности / Е.В. Михеева — Велби, 2009. – 256 с.

  1. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера, 4-е изд., стер / Е.В. Михеева — М: Академия 2008. – 208 с.

  2. Козлова Т.В. Основы права: Учебное пособие для студентов медицинских колледжей / Т.В. Козлова — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 192 эл опт диск.

  3. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: Учебник / Ф. Котлер, К.Л. Келлер — СПб: Питер, 2007. – 816 с.

Для студентов

  1. Косова И.В. Организация и экономика фармации: Учебник / И.В. Косова, Е.Е. Лоскутова, Е.А. Максимкина – М.: «Академия», 2008.- 400 с.

  2. Михеева Е.В. Практикум по информатике: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования — 11-е изд, стер. / Е.В. Михеева – М: («Среднее профессиональное образование — Общепрофессиональные дисциплины») (ГРИФ) , 2011.- 192 с.

  3. Михеева Е.В. Информатика: Учебник для среднего профессионального образования/ Е.В. Михеева, О.И. Титова– М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 352 с.

  4. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности (ГРИФ) / Е.В. Михеева — Проспект, 2010 . –342 с.

  5. Козлова Т.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебное пособие для студентов медицинских колледжей / Т.В. Козлова — М.: ГЭОТАР, 2011. – 192 с.

Приложение 1.

Сильные и слабые стороны организации «Аптека», возможности и угрозы внешней среды

Сильные стороны

Слабые стороны

Широкий ассортимент

Относительно низкая доля наиболее привлекательного сегмента покупателей

Высокое качество предоставляемых услуг

Отсутствие систематической деятельности в области PR

Web-сайт www.apteka.tomsk.ru

Низкая доходность бизнеса (регулирование цена на медикаменты со стороны государства)

Высокая квалификация персонала

Высокая репутация на рынке Томска и Томской области

10-тилетний опыт работы на рынке

Наличие узнаваемого брэнда

Внешние возможности

Внешние угрозы

Рост доходов и уровня жизни

Ужесточение законодательства

Рост заболеваемости

Появление и активная деятельность на томском рынке национальных аптечных сетей

Рост сегмента парафармацевтики

Ужесточение конкуренции

Расширение рынка товаров

Открытие и продвижение web-сайтов конкурентов

Рост Интернет-аудитории

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Препарат тамоксифен инструкция по применению цена отзывы
  • Ремонт приоры руководство по ремонту скачать бесплатно
  • Роутер wifi ростелеком инструкция по применению
  • Ремонт приоры руководство по ремонту скачать бесплатно
  • Руководство по эксплуатации дизель генератор jcb