Авторы: Блохин Павел Дмитриевич, Кряжкова Ольга Николаевна
Издание: Второе
Год: 2015
ISBN: 978-5-94357-074-2
Страниц: 226
Аннотация
Обращаем Ваше внимание, что издание доступно только в электронном виде
Второе издание практического руководства по обращению в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой. В нём собраны сведения, с помощью которых можно выстроить стратегию защиты нарушенного конституционного права, в том числе оценить перспективность жалобы в Конституционный Суд в конкретном случае, проверить наличие условий её допустимости, подготовить жалобу с соблюдением формальных и содержательных требований Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» к ней, наиболее продуктивным образом использовать возможности процессуального статуса заявителя в конституционном судопроизводстве, повлиять на восстановление нарушенного конституционного права после принятия Судом решения по жалобе.
Второе издание учитывает изменения, внесенные в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» в 2014 году и первом полугодии 2015 года, а также новейшую практику Конституционного Суда и научные публикации, появившиеся после вступления этих поправок в силу. Новации затронули практически все аспекты деятельности Суда. В особенности трансформировались требования к жалобам (например, введен срок для их подачи). Появились новые возможности коммуникации с Судом (электронная жалоба). Все это отражено в книге.
Для практикующих юристов, в том числе адвокатов и правозащитников, преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов юридических вузов и факультетов, а также граждан, интересующихся защитой прав в Конституционном Суде.
Дополнительная информация
Оглавление (.pdf)
Настоящее практическое руководство предназначено всем, кто рассматривает для себя возможность обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой. В нём собраны сведения, с помощью которых можно выстроить стратегию защиты нарушенного конституционного права, в том числе оценить перспективность жалобы в Конституционный Суд в конкретном случае, проверить наличие условий её допустимости, подготовить жалобу с соблюдением формальных и содержательных требований Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» к ней, наиболее продуктивным образом использовать возможности процессуального статуса заявителя в конституционном судопроизводстве, повлиять на восстановление нарушенного конституционного права после принятия Конституционным Судом решения по жалобе. Предложенные рекомендации составлены на основе практики Конституционного Суда.
Для практикующих юристов, в том числе адвокатов и правозащитников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов и факультетов, а также граждан, интересующихся защитой прав в Конституционном Суде.
По вопросам приобретения обращаться по тел. 8 (495) 608 6959, [email protected]
С жалобой в Конституционный Суд РФ на нарушение конституционных прав и свобод вправе обратиться граждане, чьи права и свободы, по их мнению, нарушаются примененными в конкретном деле федеральным конституционным законом, федеральным законом, нормативным актом (НПА) Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституцией республики, уставом, законом либо иным региональным НПА, изданным по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 96 Закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ).
Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность соответствующих НПА (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 1-ФКЗ).
В целях подачи жалобы в Конституционный Суд РФ в общем случае рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Определите, допустима ли жалоба в Конституционный Суд РФ
Жалоба на нарушение НПА конституционных прав и свобод допустима, если соблюдены следующие условия (ст. 97 Закона N 1-ФКЗ):
1)имеются признаки нарушения прав и свобод заявителя (лица, в интересах которого подана жалоба; далее также — заявитель) в конкретном деле с его участием в результате применения оспариваемого НПА;
2)жалоба подана не позднее года после принятия судебного решения, которым исчерпываются внутригосударственные средства судебной защиты (или после принятия последнего судебного решения, в котором был применен соответствующий НПА, если в пересмотре дела соответствующим судом было отказано в связи с пропуском срока обжалования);
3)исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты прав при разрешении конкретного дела.
Под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты понимается подача кассационной жалобы в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции или, в случае если вступившие в силу судебные акты по данной категории дел подлежат обжалованию только в надзорном порядке, надзорной жалобы, если судебный акт, в котором был применен оспариваемый НПА, был предметом кассационного или надзорного обжалования в связи с его применением, а подача кассационной или надзорной жалобы не привела к устранению признаков нарушения прав лица.
Например, таким исчерпанием не признается представление в Конституционный Суд РФ только решений судов первой и апелляционной инстанций.
Конституционный Суд РФ может признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными также в случае, если сложившаяся правоприменительная практика суда, решение которого обычно исчерпывает такие средства по соответствующей категории дел, или официальное толкование оспариваемого НПА, данное в разъяснениях по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ, свидетельствует о том, что иное применение оспариваемого НПА, чем имевшее место в конкретном деле, не предполагается (п. 3 ст. 97 Закона N 1-ФКЗ; Определение Конституционного Суда РФ от 28.12.2021 N 2686-О).
Шаг 2. Подготовьте жалобу и необходимые документы
В жалобе (обращении) в общем случае необходимо указать следующее (ч. 2 ст. 37 Закона N 1-ФКЗ):
1)Конституционный Суд РФ, в который направляется жалоба;
2)сведения о заявителе: фамилию, имя, отчество, адрес, а также иные данные, если это необходимо для определения заявителя;
3)необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия;
4)наименование и адрес государственного органа, издавшего НПА, который подлежит проверке;
5)соответствующие нормы, дающие право на обращение в Конституционный Суд РФ;
6)точное наименование, номер, дату принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке НПА;
7)позицию заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ;
8)требование, обращенное в связи с жалобой к Конституционному Суду РФ;
9)перечень прилагаемых к обращению документов.
Так, к жалобе прилагаются следующие документы (ч. 1, 5 ст. 38, ч. 2 ст. 96 Закона N 1-ФКЗ):
1)текст НПА, подлежащего проверке;
2)документ, подтверждающий полномочия представителя (доверенность, удостоверенная надлежащим образом);
3)документы, подтверждающие право на обращение в Конституционный Суд РФ, а также допустимость такого обращения;
4)перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке;
5)судебные решения, подтверждающие применение обжалуемого НПА судом при разрешении конкретного дела и исчерпание всех других внутригосударственных средств судебной защиты;
6)письменное согласие на подачу жалобы, если она подается не самим гражданином, а органом, должностным лицом или организацией в его интересах;
7)документ об уплате госпошлины либо ходатайство об освобождении от ее уплаты, уменьшении ее размера, отсрочке (рассрочке) ее уплаты и документы, подтверждающие основания для такого ходатайства.
Жалоба гражданина в Конституционный Суд РФ в общем случае подлежит оплате госпошлиной в размере 450 руб. Право на освобождение от ее уплаты предоставлено, в частности, Героям Советского Союза и Героям РФ (ст. 39 Закона N 1-ФКЗ; пп. 3 п. 1, п. п. 3, 4 ст. 333.23, пп. 11 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).
Кроме того, к жалобе могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда РФ, а также другие документы и материалы (ч. 2 ст. 38 Закона N 1-ФКЗ).
Шаг 3. Подайте жалобу в Конституционный Суд РФ
Жалоба направляется в Конституционный Суд РФ в письменной форме, а также может быть направлена в установленном порядке в электронном виде или в форме электронного документа (ч. 1 ст. 37 Закона N 1-ФКЗ).
По общему правилу жалоба, документы к ней, иные материалы представляются с одной копией. Если обращение направлено в электронном виде, прилагаемые к нему документы и иные материалы также представляются в электронном виде, но при этом прилагать копии не требуется (ч. 3, 4 ст. 38 Закона N 1-ФКЗ).
Шаг 4. Дождитесь решения Конституционного Суда РФ
Приняв к рассмотрению жалобу, Конституционный Суд РФ уведомляет об этом суд, принявший последнее судебное постановление по делу, в котором применен обжалуемый НПА, а по требованию заявителя — орган, осуществляющий исполнение этого судебного постановления, и суд, рассматривающий дело, для которого такое судебное постановление может иметь значение. Соответствующий суд может приостановить исполнение судебного постановления или производство по делу до принятия Конституционным Судом РФ постановления (ч. 1 ст. 98 Закона N 1-ФКЗ).
По рассмотрении жалобы Конституционный Суд РФ принимает соответствующее решение, которое является окончательным и не подлежит обжалованию. Итоговое решение по существу рассмотренной жалобы именуется постановлением и выносится именем Российской Федерации (ч. 2, 5 ст. 71, ч. 1 ст. 79 Закона N 1-ФКЗ).
По итогам рассмотрения жалобы на нарушение конституционных прав и свобод НПА органа государственной власти Конституционный Суд РФ принимает решение о признании такого акта или отдельных его положений соответствующими Конституции РФ, либо не соответствующими ей, либо соответствующими Конституции РФ в истолковании, данном Конституционным Судом РФ (п. 3 ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 87, ч. 1 ст. 100 Закона N 1-ФКЗ).
В случае если Конституционный Суд РФ принял, в частности, постановление о признании НПА не соответствующим Конституции РФ, конкретное дело, в котором был применен этот НПА, подлежит пересмотру в обычном порядке при условии, что в постановлении содержится указание на необходимость такого пересмотра, а заявителю возмещаются, в частности, уплаченная госпошлина и расходы на оплату услуг представителей, переводчика (в разумных пределах) (ч. 2 ст. 100 Закона N 1-ФКЗ).
Постановление Конституционного Суда РФ должно быть направлено заявителю не позднее двух недель со дня его подписания (ч. 2 ст. 77 Закона N 1-ФКЗ).
Материал статьи взят из открытых источников
Остались вопросы к адвокату по данной тематике?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Дата актуальности материала: 09.03.2022
Здесь даются ответы на вопросы, часто возникающие при подготовке жалоб в Конституционный Суд Российской Федерации. Они касаются компетенции Конституционного Суда, процедурных и процессуальных аспектов подачи жалобы и ее рассмотрения. Материал подготовлен Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации и носит информационный характер.
Ответы на вопросы помогут Вам подготовить и подать обращение, максимально соответствующее требованиям Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», либо понять, что в Вашем случае нужно прибегать к другим средствам защиты прав.
Какие жалобы граждан рассматривает Конституционный Суд?
Кто имеет право подать жалобу в Конституционный Суд?
Можно ли подать в Конституционный Суд жалобу на положения нормативного правового акта, если они уже утратили силу или были отменены либо не вступили в силу?
Какие нормативные правовые акты можно обжаловать в Конституционный Суд?
Можно ли подать в Конституционный Суд жалобу на конкретные действия (или бездействие) представителя власти или решение органа власти?
Можно ли подать в Конституционный Суд обращение с требованием о принятии, изменении или отмене какого-либо закона (подзаконного нормативного правового акта)?
Можно ли обжаловать в Конституционном Суде судебное решение и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации?
Можно ли подать обращение о проверке международного договора на соответствие Конституции Российской Федерации?
Можно ли обращаться в Конституционный Суд за толкованием Конституции Российской Федерации?
Можно ли подать в Конституционный Суд обращение с требованием о проверке соответствия одних норм Конституции Российской Федерации другим ее нормам?
Как узнать, рассматривал ли уже Конституционный Суд жалобы по тому же предмету?
Какие требования предъявляются к тексту жалобы в Конституционный Суд?
На каком языке можно подать жалобу в Конституционный Суд?
Какие документы должны быть обязательно приложены к жалобе в Конституционный Суд?
Установлен ли срок подачи обращения в Конституционный Суд и как его рассчитать?
Что такое исчерпание всех «внутригосударственных средств судебной защиты» прав заявителя? Какие судебные инстанции надо пройти перед подачей жалобы в Конституционный Суд?
Можно ли действовать в конституционном процессе через представителя? Как должны быть оформлены полномочия представителя?
Могут ли Конституционный Суд или его аппарат помочь заявителю при оформлении жалобы или дать консультацию по вопросу о подготовке жалобы?
Предусмотрена ли государственная пошлина для обращения в Конституционный Суд? Если да, то каков ее размер? Есть ли льготы по оплате госпошлины?
Каким образом можно подать жалобу в Конституционный Суд?
Какова процедура рассмотрения жалобы в Конституционном Суде?
Каким образом можно получить информацию о своей жалобе?
Что происходит после принятия обращения к рассмотрению?
Может ли заявитель просить Конституционный Суд о нераспространении персональных данных или о проведении закрытого судебного заседания?
Сколько времени занимает процесс рассмотрения жалобы?
Если лицо подало жалобу в Конституционный Суд, означает ли это, что оно может не выполнять вступившее в силу судебное решение, вынесенное по делу?
Можно ли обжаловать решение Конституционного Суда в случае, если Конституционный Суд отказал в принятии жалобы к рассмотрению?
Можно ли отозвать жалобу?
Что является результатом рассмотрения дела Конституционным Судом?
Должны ли суды пересмотреть решение, основанное на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда неконституционными либо примененных в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом в постановлении истолкованием?
Спикер напомнила, что до 9 мая 2021 г. действует переходный период: для обращения в КС достаточно любой кассационной жалобы. Если же судебные акты могут обжаловаться только в надзорном порядке, нужно дождаться их вступления в силу.
18 декабря юрист Ольга Подоплелова рассказала о новых правилах обращения в КС РФ. Вебинар «Жалоба в Конституционный Суд России. Как изменились правила» прошел на площадке медиагруппы Актион-МЦФЭР.
Читайте также
Президент подписал поправки в закон о Конституционном Суде
После официального опубликования документа судьи КС утратят право не только обнародовать свои особые мнения, но и публично ссылаться на них
10 ноября 2020
Напомним, большая часть масштабных поправок в Закон о КС, принятых по инициативе президента, вступила в силу 9 ноября 2020 г.
По словам Ольги Подоплеловой, ст. 96 Закона о КС, регулирующая право на обращение в этот суд, в части надлежащих заявителей существенно не изменилась. Субъекты, которые сейчас прямо указаны в ней, и ранее могли обращаться в КС, пояснила юрист. «Появились некоторые изменения, касающиеся тех лиц, которые могут действовать не в защиту своих прав, а в защиту прав других граждан или их объединений. В первую очередь это коснулось института уполномоченных по различным группам прав», – добавила она.
Юрист напомнила, что ранее ст. 96 Закона о КС указывала на возможность граждан обжаловать закон, а какие именно акты подпадают под понятие закона, Суд решал самостоятельно. Теперь в этой норме закреплен исчерпывающий перечень нормативных актов, о конституционности которых можно поспорить:
- федеральные конституционные и федеральные законы;
- нормативные акты президента, Совета Федерации, Госдумы и правительства;
- конституции, уставы, законы и другие нормативные акты субъекта РФ, если они изданы по вопросам совместного с Федерацией ведения или в рамках компетенции РФ.
Ольга Подоплелова также отметила, что прежняя редакция п. 2 ст. 97 Закона о КС была сформулирована предельно общим образом: жалоба признавалась допустимой, если закон применялся в конкретном деле, рассмотрение которого уже завершено в суде, а сама жалоба была подана в течение года «после рассмотрения дела в суде». Каждое из слов этого пункта, по словам юриста, КС толковал в своей практике. «Существовала достаточно жесткая позиция о том, что такое “применение закона”, что такое “конкретное дело”. И в разных ситуациях Конституционный Суд подходил по-разному к тем случаям, когда считать дело завершенным и, соответственно, откуда отсчитывать год», – рассказала юрист.
Сейчас эти требования стали более конкретными. «Но, на мой взгляд, в новой редакции ст. 97 федерального конституционного закона остались некоторые лакуны, некоторые пробелы, которые, опять же, могут быть восполнены в последующем практикой Конституционного Суда», – считает Ольга Подоплелова.
Она выделила четыре ключевых критерия допустимости жалоб. Во-первых, наличие признаков нарушения прав – «конституционно-правовая несправедливость». Во-вторых, такие признаки должны быть связаны с применением закона в конкретном деле. Ранее под применением закона КС понимал решение судом вопроса о правах и обязанностях лица на основании закона, а под конкретным делом – дело, в котором на основании закона решался вопрос о правах и обязанностях лица, указала спикер. «То есть в эту категорию дел не попадали, по практике Конституционного Суда, дела, связанные с оспариванием нормативных правовых актов. Это связано в целом с тем, как сформулированы нормы Кодекса административного судопроизводства о том, в каком порядке рассматриваются эти дела, исследуются ли там фактические обстоятельства дела конкретного заявителя и какое они имеют значение для итогового вывода», – отметила она.
В-третьих, теперь потребуется исчерпать все другие внутригосударственные средства судебной защиты. «Конституционный Суд, в принципе, и раньше себя позиционировал как экстраординарное средство судебной защиты, которое “включается” только тогда, когда суды общей юрисдикции или арбитражные суды не справились с восстановлением нарушенных прав граждан или их объединений. Сейчас эта тенденция получила свое нормативное закрепление, и, действительно, Конституционный Суд станет, на мой взгляд, менее доступен гражданам», – полагает Ольга Подоплелова.
В-четвертых, иначе урегулирован срок, в течение которого можно обратиться в КС. «Если раньше речь шла о завершении дела в суде – и под этим могло пониматься, в том числе, например, вступление в законную силу какого-либо судебного акта, то теперь жалоба подается в течение года с момента исчерпания [иных внутригосударственных средств правовой защиты]», – пояснила юрист.
Само исчерпание, по ее словам, можно характеризовать еще тремя правилами. Первое – необходимо подать кассационную жалобу в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции. «Предполагается, что это будет кассация в Верховном Суде, поскольку в статье четко прописано исключение из этого правила: если судебные акты подлежат обжалованию только в надзорной инстанции, необходимо подать надзорную жалобу», – указала Ольга Подоплелова.
Таких ситуаций, по ее словам, не очень много: «Ряд уголовных дел рассматривается в первой инстанции таким образом, что обжалование в кассации для них невозможно. Там первая инстанция “завязана” на суд субъекта РФ, далее апелляция в Верховном Суде, и, соответственно, кассация по этого рода делам не предусмотрена. Есть отдельные категории дел в сфере избирательного права и процесса <…>, там тоже нет кассации в классическом смысле этого слова», – пояснила юрист.
Второе – жалоба должна касаться применения нормативного акта, который будет предметом обращения в КС. «Фактически Конституционный Суд теперь призывает всех своих потенциальных заявителей изначально, с самого начала дела, ставить тот конституционно-правовой вопрос, который впоследствии может стать предметом обращения в Конституционный Суд. То есть недостаточно будет в Конституционном Суде заявить о том, что ваши права нарушаются законом, если вы ранее не поднимали этот вопрос, не пытались добиться того, чтобы суд, рассматривающий ваше дело, каким-то образом отреагировал, отрефлексировал те самые доводы, которые впоследствии должен будет рассмотреть Конституционный Суд», – отметила Ольга Подоплелова.
По ее словам, этот подход КС применял и ранее. Так, он не стал рассматривать жалобу Игоря Граженского, оспаривавшего невозможность рассмотрения в суде присяжных уголовного дела подсудимого, которому не могут быть назначены пожизненное лишение свободы и смертная казнь (Определение № 62-О/2017). Отказ КС обосновал в том числе тем, что мужчина не заявлял ходатайство о рассмотрении его дела с участием присяжных.
Третье правило исчерпания связано со сроком обращения в КС. «Если раньше годичный срок был достаточно плавающим требованием <…>, [то] сейчас в законе прописано очень четкое правило: один год с момента принятия судебного решения, которым исчерпываются внутригосударственные средства судебной защиты», – указала спикер. Однако, добавила она, из этого правила есть исключение, которое также указано в ст. 97 Закона о КС: «Если в высшей [кассационной] инстанции вам было отказано в связи с пропуском срока, год отсчитывается от последнего акта, в котором применен обжалуемый закон».
Ольга Подоплелова напомнила, что до 9 мая 2021 г. действует переходный период: для обращения в КС достаточно любой кассационной жалобы. Если же вступившие в силу судебные акты могут обжаловаться только в надзорном порядке, достаточно их вступления в силу.
Однако и в ряде других случаев не всегда нужно соблюдать стандартное правило об исчерпании. В частности, КС может посчитать все иные внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными, если сложившаяся правоприменительная практика суда, решение которого обычно исчерпывает такие средства по соответствующей категории дел, или официальное толкование оспариваемого нормативного акта из разъяснений по вопросам судебной практики свидетельствуют о том, что иное применение оспариваемого нормативного акта не предполагается. «Если сложившаяся практика или официальное толкование предполагают какую-либо интерпретацию закона и у человека нет надежды на то, что закон в свете постановлений Пленума [ВС] или практики, например, Судебных коллегий [ВС] будет применен другим образом, то, соответственно, можно не обращаться в Верховный Суд. Но, подав жалобу в Суд Конституционный, обосновать, почему <…> Конституционный Суд должен применить это правило и посчитать средства судебной защиты исчерпанными», – пояснила юрист.
Читайте также
Как изменится Конституционный Суд
Первые впечатления от обновленной законодательной модели высшего судебного органа конституционного контроля
10 ноября 2020
При этом, заметила она, из закона неясно, что считать сложившейся практикой. Вероятно, по этому вопросу придется высказаться Конституционному Суду, предположила Ольга Подоплелова. «Если раньше мы считали сложившейся практикой, например, постановления Пленума Верховного Суда, Президиума, обзоры судебной практики, то сейчас формально эти акты судебного толкования относятся ко второму моменту – к официальному толкованию <…>. То есть первый пункт остается достаточно неопределенным», – указала спикер.
Часть выступления Ольга Подоплелова посвятила типам конституционных вопросов в уголовно-правовой сфере. По ее словам, наиболее часто КС рассматривает проблемы равенства и пропорциональности ограничения прав, а также вопрос о том, можно ли понять, что именно запрещено УК. Гораздо реже в Суд попадают дела об обратной силе уголовного закона и запрете наказывать дважды за одно и то же.
В заключительной части вебинара юрист обозначила типичные ошибки заявителей при подготовке жалоб в КС: обжалование не закона, а судебных ошибок или действий госорганов, и постановка перед Судом проблемы, по которой он уже высказывался. Если КС последовательно отклоняет жалобы на норму, не нужно идти в него снова и снова, подчеркнула Ольга Подоплелова. Недавние поправки в Закон о КС, по ее мнению, максимально сужают пространство для использования этого Суда не по назначению.
Блохин, Павел Дмитриевич — Как защитить свои права в Конституционном Суде [Текст] : практическое руководство по обращению с жалобой в Конституционный Суд России
Карточка
Блохин, Павел Дмитриевич.
Как защитить свои права в Конституционном Суде [Текст] : практическое руководство по обращению с жалобой в Конституционный Суд России / П. Д. Блохин, О. Н. Кряжкова ; Ин-т права и публичной политики. — 2-е изд., с изм. — Москва : Ин-т права и публичной политики, 2015. — 225 с.; 20 см. — (Серия «Современные конституционные исследования»).; ISBN 978-5-94357-074-2 : 300 экз.
(Серия «Современные конституционные исследования»)
Государство и право. Юридические науки — Государственное (конституционное) право — Российская Федерация — Конституционный надзор — Конституционный Суд — Пособие для специалистов
Шифр хранения:
FB 2 15-96/276
FB 2 15-96/277
Описание
Автор | |
---|---|
Заглавие | Как защитить свои права в Конституционном Суде [Текст] : практическое руководство по обращению с жалобой в Конституционный Суд России |
Дата поступления в ЭК | 18.12.2015 |
Каталоги | Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время) |
Сведения об ответственности | П. Д. Блохин, О. Н. Кряжкова ; Ин-т права и публичной политики |
Издание | 2-е изд., с изм. |
Выходные данные | Москва : Ин-т права и публичной политики, 2015 |
Физическое описание | 225 с.; 20 см |
Серия | (Серия «Современные конституционные исследования») |
ISBN | ISBN 978-5-94357-074-2 : 300 экз. |
Тема | Государство и право. Юридические науки — Государственное (конституционное) право — Российская Федерация — Конституционный надзор — Конституционный Суд — Пособие для специалистов |
BBK-код | Х620.14,07 |
Язык | Русский |
Места хранения | FB 2 15-96/276 |
FB 2 15-96/277 |
Что такое конституционные споры
Конституционный спор – это судебное разбирательство в конституционном суде по вопросам соответствия действующего законодательствам нормам Конституции, путем разрешения конфликтных общественных отношений, имеющих конституционный характер сочетающих в себе фактические и юридические основания рассмотренные ранее в нижестоящих судебных инстанциях.
Данные споры давно не редкость в правовом поле России. Рассмотрение подобных споров осуществляется в рамках конституционного судопроизводства. Суть споров сводится о соответствии федеральных законов и законодательных актов правам и свободам граждан закрепленных в Конституции РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
- между федеральными органами государственной власти;
- между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации, а также о соответствии законодательства Конституции РФ и нарушении конституционных прав и свобод граждан.
Подготовка обращений (ходатайств, жалоб, запросов) в Конституционный суд
Подготовка обращений в Конституционный суд очень сложная процедура, требующая серьёзной подготовки и опыта. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» закрепил порядок направления обращений в Конституционный суд и требования к оформлению документов. На сайте Конституционного суда представлена примерная структура обращения.
Трудность состоит в том, что, помимо прочего, заявитель должен указать:
- нормы Конституции и указанного закона, наделяющие его правом на обращение в Конституционный Суд,
- конкретные основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом,
- свою позицию по поставленному вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции;
- требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством или жалобой к Конституционному Суду.
В Конституционный суд ежегодно поступают тысячи обращений, но только единицы удостаиваются внимания судей быть рассмотренными. Причины этому могут быть различные, но, огромная масса обращений отсеивается из-за некачественно подготовленных документов: при отборе обращений Секретариат суда проявляет жесткий формализм.
Распространенными ошибками заявителей являются:
- требование о проверке законности вынесенного в отношении него судебного акта вместо примененной судами нормы закона (определение КС РФ от 8.12.2015 № 2738-О),
- на первый план заявитель выносит фактические обстоятельства дела, в котором участвует (определение КС от 16.12.2010 № 1589-О-О),
- просьба разъяснить положение закона (Определение КС РФ от 11.05.2012 № 691-О).
- заявитель просит внести изменения в действующее законодательство (Определение КС РФ от 25.01.2012 № 3-О-О)
- и прочие вопросы не относящиеся к компетенции конституционного суда.
Как показывает практика обращение должно:
- соответствовать требованиям закона в полной мере. Так, надо четко прописывать основания неконституционности оспариваемой нормы или ее смысла в правоприменительной практике.
- содержать анализ судебной практики по проблеме, в том числе международной (решений Европейского суда по правам человека и конституционных судов Европы).
Изучение научных юридических работ станет дополнительным плюсом при написании обращения. Интересно, что благосклонно может быть принято обращение, составленное всего на двух-трех листах.
Но даже качественно составленные документы не гарантируют принятия обращения к рассмотрению и, тем более, положительного решения Конституционного суда. Вместе с тем обращение в Конституционный суд дает надежду тогда, когда заявитель уже проиграл дело во всех инстанциях судов общей юрисдикции или арбитражных судов. Если удается добиться удовлетворительного результата, почти всегда следует пересмотр дела. Кроме того, победитель может гордиться тем, что влияет на изменение законодательства и ломает сложившуюся судебную практику.
КС РФ принимает решение об отказе в принятии обращения в случаях, если:
- разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;
- обращение в соответствии с требованиями настоящего Федерального конституционного закона не является допустимым;
- по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу, за исключением случаев, когда обращение направлено в соответствии с частью первой статьи 85 или частью второй статьи 101 настоящего Федерального конституционного закона в связи с принятием решения межгосударственным органом по защите прав и свобод человека;
- акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия.
Примеры решений
- В 1995 году Конституционный суд приравнял детей жертв репрессий, которые жили вместе со своими родителями в местах лишения свободы, в ссылке, на высылке, в спецпоселении, к репрессированным (Постановление от 23.05.1995 №6-П).
- Одним из самых обсуждаемых решений КС за 2017 год стало постановление по жалобе Александра Дубовца. В нем суд признал неконституционной ч. 1 ст. 302 ГК в той мере, в которой она разрешает изымать имущество у добросовестного приобретателя по иску органа власти, не попытавшегося за 20 лет зарегистрировать свои права. Судьи указали, что риск ошибки в таком случае несет сам госорган (Постановление от 22.06.2017 № 16-П).
- В 2014 году КС принял одно из важнейших своих постановлений, которое во многом повлияло на дальнейшую политическую обстановку в России и мире. Тогда он признал конституционным еще не вступивший в силу международный договор о присоединении Крыма. Это решение суд принял за три часа без назначения судьи-докладчика, без заключений экспертов и предварительных слушаний (Постановление от 19.03.2014 № 6-П).
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Подпишитесь на соцсети
Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.
Поделиться с друзьями
Блохин П.Д., Кряжкова О.Н.:Как защитить свои права в Конституционном Суде: Практическое руководство по обращению с жалобой в Конституционный Суд России.
Обращение к читателю. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
О проекте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Список принятых сокращений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Глава 1. Общие сведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.1. Что такое Конституционный Суд. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
1.2. Какие дела рассматривает Конституционный Суд. . . . . . . . . . . . . . 14
1.3. Какие существуют возможности доступа в Конституционный Суд для защиты
прав. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
1.4. Как выбрать наиболее перспективную форму судебной защиты. . . . . . . . 25
Глава 2. Основные данные о жалобе в конституционный суд. . . . . . . . . . . 35
2.1. Что такое жалоба. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
2.2. Кто имеет право на обращение с жалобой. . . . . . . . . . . . . . . . . 40
2.3. По поводу чего можно обратиться с жалобой (подведомственность жалобы
Конституционному Суду) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
2.4. Движение жалобы в Конституционном Суде. . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Глава 3. Требования, предъявляемые к жалобам в Конституционный Суд. . . . . .62
3.1. Каким формальным требованиям должна соответствовать жалоба, чтобы
Конституционный Суд принял её к рассмотрению. . . . . . . . . . . . . . . . .62
3.2. Какие документы прилагаются к жалобе. . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
3.3. Что такое допустимость жалобы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .79
Глава 4. Аргументация жалобы в Конституционный Суд. . . . . . . . . . . . . 101
4.1. Как распределяется бремя доказывания в конституционном
судопроизводстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
4.2. Что служит средством доказывания в конституционном судопроизводстве. . 107
4.3. Как доказать нарушение конституционных прав заявителя
(с помощью теста на пропорциональность) . . . . . . . . . . . . . . . . . . .115
4.4. Какие приёмы и аргументы помогут усилить позицию заявителя. . . . . . .127
4.4.1. Использование норм международного права и прецедентов ЕСПЧ. . . . . .128
4.4.2. Использование материалов законотворческого процесса. . . . . . . . . 132
4.4.3. Использование иных аргументов и материалов. . . . . . . . . . . . . .136
Глава 5. Процессуальные права и обязанности заявителя. Процессуальные
действия заявителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
5.1. Что такое процессуальные права, процессуальные обязанности
и процессуальные действия заявителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .139
5.2. Какими процессуальными правами располагает заявитель. . . . . . . . . .141
5.2.1. Процессуальные права, которые заключаются в возможности влиять
на судьбу конституционного судебного процесса. . . . . . . . . . . . . . . .141
5.2.2. Процессуальные права — гарантии доступности конституционного
правосудия и эффективной судебной защиты. . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
5.2.3. Процессуальные права, направленные на содействие Конституционному
Суду в осуществлении конституционного правосудия. . . . . . . . . . . . . . 150
5.3. Каковы процессуальные обязанности заявителя. . . . . . . . . . . . . . 150
5.4. В какой форме совершаются процессуальные действия заявителя. . . . . . 152
Глава 6. Решения Конституционного суда по жалобе, их юридические свойства
и правовые последствия для заявителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
6.1. Какие решения может принять Конституционный Суд по жалобе. . . . . . . 155
6.2. Каковы юридические свойства и правовые последствия решений
Конституционного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .166
6.3. Как осуществляется восстановление конституционных прав после
вынесения решения Конституционного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . .180
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Приложение. Жалоба на нарушение конституционных прав и свобод положением
части первой статьи 79 ФКЗ о КС России — по смыслу, придаваемому этому
положению правоприменительной практикой. . . . . . . . . . . . . . . . . . .192
- 1. Определения Верховного Суда РФ от 12.07.2007 N КАС07-295, от 16.03.2010 N КАС10-86, от 14.02.2012 N КАС12-15; Определение Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N АПЛ13-252 // СПС «КонсультантПлюс».
- 2. Постановление Конституционного суда РФ от 11.12.1998 № 28-П «По делу о толковании части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации».
- 3. Абросимова Е. Проблемы свободного доступа к правосудию в Российской Федерации // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 2011. N 3. С. 174.
- 4. Бахрах, Д.Н., Россинский, Б.В., Старилов, Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. М.: Норма, 2014. — С. 118.
- 5. Блохин П.Д. Проблема аналогии в конституционном судопроизводстве в контексте дискуссии о прецедентной природе решений Конституционного Суда РФ / П.Д. Блохин // Журнал конституционного правосудия. 2013. N 4 (34).
- 6. Бондарь Н.С. Конституционализация социально-экономического развития российской государственности (в контексте решений Конституционного Суда Российской Федерации). М.: Викор-медиа, 2006. С. 80.
- 7. Вопросы административного права. Научные обзоры. Книга 1. Русская литература по административной юстиции. М. 2010. — С. 130-143.
- 8. Жилин Г. Признание нормативных актов недействительными // Российская юстиция. 1998. N 7. С. 41; Ершов В.В. Прямое применение Конституции РФ. От решения Пленума Верховного Суда РФ до постановления Конституционного Суда РФ // Российская юстиция. 1998. N 9,
- 9. Интервью с В.Ф. Яковлевым «Законодательство» № 2, 2011 г.
- 10. Кажлаев, С.А. О нормотворчестве Конституционного Суда Российской Федерации / С.А. Кажлаев // Журнал российского права. — 2013. — № 9. — С. 26.; Невинский, В.В. Совершенствование нормконтроля — задача российских судов / В.В. Невинский // Вестник Уставного суда Свердловской области. — 2010. — № 2. — С. 56.
- 11. Конституция России: 10 лет применения / Под. ред. А. В. Деменевой, А. Л. Буркова. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. Вып. 1. — С. 31-34. (Сер. Судебная практика и права человека).
- 12. Корф, С.А. Административная юстиция в России. Книга первая. Очерк исторического развития власти надзора и административной юстиции в России. / С.А. Корф. — С-Петербург: Типография Тренке и Фюсно, 2010. — С. 1.
- 13. Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в механизме разделения властей (теоретический аспект исследования). Ч. 2 // Правоведение. Изв. вузов. 2013. N 5. С. 44 — 51.
- 14. Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в механизме разделения властей (теоретический аспект исследования). Ч. 2 // Правоведение. Изв. вузов. 1993. N 5. С. 44 — 51.
- 15. Чепурнова, Н.М. Судебный контроль в Российской Федерации: проблемы методологии, теории и государственно-правовой практики / Н.М. Чепурнова. — Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2009. — С. 14.
- 16. Яценко, В.Н. Некоторые особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов / В.Н. Яценко // Арбитражный и гражданский процесс. — 2011. — № 4. — С. 22.