Практическое руководство культурой существующее в конкретных прикладных дисциплинах это

ТЕСТЫ

F1:
Культурология

F2:
Протасова О.Л.

V1:
Культурология в системе научного знания
(культурология как наука)

V2:
Культура как объект исследования

V3:
Культурологические концепции

V4:
Типология и история культуры

V 1: тема 1: Культурология
как наука

I: {{1}}; К=С

S: Компаративный подход
требует

–: понимать культуру как текст

–: рассматривать культуру как универсальное
свойство общества

+: проводить сравнительный анализ культур
в определенном временном интервале

–:изучать культуры с точки зрения их
возникновения и развития

I: {{2}}; К=С

S: Практическое руководство
культурой, существующее в конкретных
прикладных дисциплинах, это

–: история культуры

–: история культурологии

–: философия культуры

+:культуроведение

I: {{3}}; К=В

S: Принципиально возможно
культурологическое понимание

–: культуры и общества

–: общества и человека

–: человека и культуры

+:культуры, общества и человека

I: {{4}}; K=C

S: Особенность культурологии
состоит в том, что она обосновывает
культуру как

–: форму эволюции природных явлений

–: явления человеческой психики

+: относительно самостоятельную форму
бытия

–:более точное название социальной
системы

I: {{5}}; К=В

S: Компоненты трансляционного
блока специализированной культуры

–: мораль, фольклор

–: религия, наука

–: экономика, политика

+:образование, просвещение

I: {{6}}; K=C

S: На основе _____________ подхода
были созданы разнообразные модели
культуры как целостной системы различных
форм активности людей

–: системного

+: деятельностного

–: ценностного

–: семиотического

I: {{7}}; K=C

S: Система основных научных
достижений (теорий, методов), по образцу
которых организуется исследовательская
практика ученых в конкретной области
знаний в данный период –

–: эмпирика

–: методика

+: парадигма

–: подход

I: {{8}}; K=C

S: Искусство толкования,
разъяснения текстов, учение о принципах
их интерпретации –

+: герменевтика

–: эзотерика

–: семантика

–: семиотика

I: {{9}}; K=C

S: Один из аспектов культуры,
где она рассматривается как совокупность
достигнутых в процессе освоения мира
материальных и духовных ценностей –

+: гносеологический

–: коммуникативный

–: дидактический

–: формальный

I: {{10}}; K=C

S: ______________ подход к анализу
культуры осуществляет сравнительно-исторический
анализ разных культур или конкретных
областей культуры в определенном
временном интервале

–: философский

–: синергетический

–: коммуникативный

+: компаративный

I: {{11}}; K=C

S: Ориентированная на
сохранение существующих систем отношений
парадигма взаимодействия, связанная с
намерением партнеров достичь общности
определения на основе взаимопонимания,
без напряженности в отношениях, называется

–: конфронтация

+: консенсус

–: конвекция

–: конвергенция

I: {{12}}; K=C

S: Термин, применяющийся
для обозначения в культурологии общего
смысла, социально-исторических и
культурных условий, которые дают
возможность уточнить смысловое значение
результатов творческой деятельности
человека –

+: контекст

–: знак

–: эпоха

–: подтекст

I: {{13}}; K=C

S: При культурологическом
сопоставлении разных обществ и культур
существенными критериями являются:

–: достижения в области образования,
науки, искусства

+: тип хозяйствования, структуры
общественных связей, религия, язык,
историческая ментальность

–: генетический «код», антропометрия,
коэффициент интеллектуального уровня
человека

–: средняя продолжительность жизни

I: {{14}}; K=C

S: Основным предметом
культурологии является система

+: знаний, ценностей, норм и их языковых
носителей

_: социальных ролей, статусов и организаций

–: мотивации, мышления и переживания
людей

–: видов искусства и других художественных
явлений

I: {{15}}; K=C

S: Культурология в системе
современных наук

–: апробировала культурфилософские
знания

–: объединила психологию и социологию
в единую науку

+: завершила «большую тройку» наук о
человеке, обществе и культуре

–: подняла на высокий теоретический
уровень экологические знания

I: {{16}}; K=C

S: Двумя разделами
культурологии являются:

+: теоретический

–: прогностический

+: исторический

–: гипотетический

I: {{17}}; K=C

S:Общенаучный, фундаментальный
культурологический подход –

–: деятельностный

–: аксиологический

–: семиотический

+: системный

I; {{18}}; K=C

S: Двумя разделами
культурологии являются

+: прикладной

+: методологический

–: социологический

–: политический

I: {{19}}; K=C

S: Задачей культурологии
не является

–: анализ динамики культуры

–: исследование процессов культуротворческой
деятельности людей

–: разработка категорий и методов
исследования культуры

+: изучение социальной структуры общества
и его институтов

I: {{20}}; K=B

S: Сбор, обработка, анализ
разнообразной информации, эмпирическое
исследование процессов культуры –
задача

–: морфологии культуры

–: экологии культуры

–: философии культуры

+: социологии культуры

I: {{21}}; K=C

S: Двумя разделами
культурологии являются

+: философия культуры

–: культурная антропология

+: прикладная культурология

–: история культурологической мысли

I: {{22}}; K=B

S: Познавательная функция
культурологии предполагает

–: претворение в жизнь определенных
социокультурных идеалов

–: оценку культуры как целостной системы

–: разработку теоретических систем и
категориального аппарата

+:понимание сущности и роли культуры в
жизни общества

I: {{23}}; K=C

S: Особенность культурологии
состоит в том, что она обосновывает
культуру как

+: относительно самостоятельную форму
бытия

–: более точное название социальной
системы

–: явления человеческой психики

–:форму эволюции природных явлений

I: {{24}}; K=C

S: Семиотические методы
культурологического исследования не
включают
анализ ________ культурного
явления

–: семантики

–: прагматики

+: текстуры

–: синтактики

I: {{25}}; K=C

S: Из области естественно-научного
знания в культурологии больше всего
применяется

–:
метод моделирования конструкций

–:
метод системного анализа

+:
синергетический метод

–:аксиологический
метод

I: {{26}}; K=C

S: Прикладная культурология

–:
занимается разработкой технологий
управления культурными процессами

–:
изучает духовно-творческий аспект жизни
общества

+:
изучает бытие людей на уровне, приближенном
к повседневной практике

–:занимается
эмпирическим исследованием процессов
культуры

I: {{27}}; K=C

S: Что входит в сферу
изучения философии культуры?

–: знания, нормы и ценности общества

–: социальные общности и организации

+: традиции в осмыслении культуры, их
классификация, сравнительный анализ

–:демографические и этнические процессы
в обществе

I: {{28}}; K=B

S: Раздел теории культуры,
рамках которого рассматриваются процессы
изменчивости в культуре и степень их
выраженности, называется

–:
морфологией культуры

+:
культурной динамикой

–:
социологией культуры

–:
культурогенезом

I: {{29}}; K=C

S:
Изучение отдельной культуры как
уникального явления возможно через
взаимосвязи культурологии и

–:
психологии

–:
этнографии

–:
антропологии

+:
истории культуры

I: {{30}}; K=B

S:.
Объектом культурологических исследований
является _____________ система, включающая
культуру

+:
социокультурная

–:
политическая

–:
экологическая

–:экономическая

I: {{31}}; K=C

S: Морфологический подход
предполагает изучение культуры с точки
зрения

+: ее строения и формообразования

–: сопоставления и сравнительного
анализа

–: функционирования и динамики

–: внутреннего смысла ее явлений и
ценностей

V2: тема 2: Культура
как объект исследования

I: {{32}}; К=В

S: Культурогенез – это

–: процесс освоения индивидом норм и
ценностей культуры

+: однократное событие зарождения
культуры

–: период стагнации культурного развития

–: процесс постоянного порождения новых
культурных форм и систем

I:{{33}}; К=В

S : Правила, в соответствии
с которыми люди строят свое поведение
и деятельность, определяются

–: обычаями

–: законами

–: ритуалами

+:нормами

I: {{34}}; K=B

S: Отрицание общепринятых
норм культуры; вид негативного
умонастроения, выражающий полное
отрицание, исходящее из уверенности в
абсолютной ложности отрицаемого –

–: критицизм

+: нигилизм

–: агностицизм

–: реализм

I: {{35}}; K=B

S: Высшая форма
этносоциологической общности людей,
возникающая в основном в эпоху зарождения
и развития товарно-денежных отношений
на базе связанного с этим сплочения
территории и населения с единым языком,
а также характеризующаяся общностью
культуры, психологии, этнического
самосознания, обычаев и традиций –

–: народность

–: этнос

–: национальность

+: нация

I: {{36}}; K=C

S: Расселение какой-либо
национальности (народности) на чужбине
или последователей какой-либо религии
среди иноверцев. Этнические группы,
живущие вне страны своего происхождения

+: диаспора

–: анклав

–: агломерация

–: титульная группа

I: {{37}}; K=C

S: Художественная образность
в обобщении, прием изображения реальных
фактов жизни посредством причудливого
и контрастного сочетания реального и
фантастического, комического и
трагического, прекрасного и безобразного

–: пародия

–: сарказм

+: гротеск

–: аллегория

I: {{38}}; K=B

S: Процесс систематического
целенаправленного воздействия на
духовное и физическое развитие личности
в целях подготовки ее к производству,
общественной и культурной деятельности

–: социализация

–: персонификация

–: политизация

+: воспитание

I: {{39}}; K=C

S: Эстетическая категория,
обозначающая цельность, слитность,
взаимодействие всех частей и элементов
формы –

+: гармония

–: завершенность

–: баланс

–: совершенство

I: {{40}}; K=C

S: Направление в этике,
сторонники которого утверждали, что
высшей целью жизни и основным мотивом
поведения человека являются наслаждения,
удовольствия

–: эвдемонизм

–: стоицизм

–: квиетизм

+: гедонизм

I: {{41}}; K=A

S: Налаженный уклад
повседневной жизни человека –

–: массовая культура

–: традиционная культура

+: бытовая культура

–: ритуальная культура

I: {{42}}; K=A

S: Декоративная роспись
сосудов, орнаментальная или изобразительная,
выполняемая керамическим способом,
специальным красками с последующим
обжигом –

+: вазопись

–: офорт

–: миниатюра

–: графика

I: {{43}}; K=B

S: Действия, направленные
на разрушение культуры, называются

–: разбой

–: варваризм

+: вандализм

–: бескультурье

I: {{44}}; K=B

S: Отношение к событиям,
теориям и даже вымыслам (мифы, сказки),
когда они принимаются за достоверные,
принимаются без доказательств. Является
основой религии

–: культ

+: вера

–: суеверие

–: обычай

I: {{45}}; K=B

S: В изобразительном
искусстве – какое-либо орудие, животное,
вещь и т.п., постоянно придаваемое
божеству, персонификации, святому или
какому-то лицу как символ их свойств,
знаний, деяний, судьбы –

+: атрибут

–: тотем

–: фетиш

–: артефакт

I: {{46}}; K=C

S: Изречение, выражающее
в лаконичной, сжатой, краткой форме
обобщенную законченную мысль –

–: сентенция

–: дефиниция

+: афоризм

–: формула

I: {{47}}; K=C

S: Усвоение представителями
той или иной национальности языка,
культуры, обычаев, традиций другой
национальности, в результате чего
происходит потеря ими своего языка,
культуры, обычаев, традиций и изменение
самосознания их этнической принадлежности

–: инверсия

+: ассимиляция

–: инкультурация

–: социализация

I: {{48}}; K=C

S: Географический район,
пространство, внутри которого у разных
культур обнаруживается сходство в
главных, основных чертах, называется

+: культурный ареал

–: культурный код

–: культурное пространство

–: культурная агломерация

I: {{49}}; K=B

S: Выдающийся деятель на
поприще культуры, искусства, политики
(в первоначальном смысле – предводитель
хора в древнегреческой трагедии) –

–: архонт

–: лидер

–: стратег

+: корифей

I: {{50}}; K=B

S: Идеология мирового
гражданства, возникшая еще в античности;
ее основой является идея о возникновении
общечеловеческой культуры и объединенного
человечества –

+: космополитизм

–: эклектизм

–: либерализм

–: фатализм

I: {{51}}; K=C

S: Логическое затруднение,
проблема, неразрешимость которой
обусловлена содержащимся в ней
противоречием

–: дилемма

–: аксиома

+: апория

–: теорема

I: {{52}}; K=B

S: Вероисповедание,
объединение верующих, священнослужителей,
церковных организаций в рамках
господствующей религии –

+: конфессия

–: секта

–: деноминация

–: варна

I: {{53}}; K=C

S: Система взглядов, то
или иное понимание явлений, процессов

–: мысль

–: традиция

–: смысл

+: концепция

I: {{54}}; K=B

S: Субкультура, нормы и
ценности которой противоречат главным
составляющим господствующей культуры

–: элитарная культура

–: аристократическая культура

+: контркультура

–: конфессиональная культура

I: {{55}}; K=C

S: Совокупность знаков
(символов), смыслов и их комбинаций,
которые заключены в любом предмете
материальной и духовной деятельности
человека –

–: вещь

–: знак

+: код

–: язык

I: {{56}}; K=C

S: Систематизированное
собрание однородных предметов,
представляющих научный, исторический,
художественный, литературный интерес

+: коллекция

–: сборник

–: галерея

–: антология

I: {{57}}; K=C

S: Объединение обработок
неоригинального характера чужих
исследований или произведений, как
правило, без соответствующих ссылок на
автора –

–: диссертация

–: памфлет

+: компиляция

–: альманах

I: {{58}}; K=C

S: Изменения в культуре,
происходящие на протяжении от нескольких
лет до нескольких веков в разные времена
и в разных обществах, называются

+: культурная инверсия

–: культурная антропология

–: индустрия культуры

–: культурный прогресс

I: {{59}}; K=C

S: Воплощение, облачение
души в материальное тело в религиозной
культуре; очеловечивание Бога в некоторых
верованиях называется

–: культ

+: инкарнация

–: сансара

–: карма

I: {{60}}; K=C

S: Обособленная, замкнутая
группа, связанная происхождением, общим
занятием и правовым положением своих
членов –

–: класс

–: этнос

+: каста

–: племя

I: {{61}}; K=B

S: Образцовые, выдающиеся,
общепризнанные произведения литературы
и искусства, имеющие непреходящую
ценность для национальной и мировой
культуры –

–: массовая культура

+: классика

–: поп-культура

–: куртуазная культура

I: {{62}}; K=C

S: Система взглядов,
общественно-политическое течение,
стремящееся к усилению роли церкви в
политической и духовной жизни общества,
осуществляющее свою деятельность
посредством политических партий,
религиозных организаций –

+: клерикализм

–: синкретизм

–: этатизм

–: обскурантизм

I: {{63}}; K=B

S: Процесс, в ходе которого
индивид осваивает традиционные способы
мышления и действий, характерные для
культуры, к которой он принадлежит,
называется

+: инкультурация

–: социализация

–: политизация

–: реинкарнация

I: {{64}}; K=B

S: Создание художественного
произведения непосредственно в процессе
его исполнения, без подготовки – это

–: инверсия

+: импровизация

–: инсталляция

–: инкарнация

I: {{65}}; K=B

S: Запас слов, выражений,
характерный для культуры как сферы
деятельности, называется

–: энциклопедия

+: лексикон

–: морфология языка

–: набор

I: {{66}}; K=C

S: Составляющая культуры,
материально выраженная единица, из
которых складываются все культуры (позы
и тон голоса, движения и жесты, цвета и
узоры, пища и вещи и т.д.)

–: генотип

–: архетип

+: мем

–: ген

I: {{67}}; K=B

S: Религиозное учение о
конце света, о гибели этого мира,
называется

–: антропология

–: космология

+: эсхатология

–: теология

I: {{68}}; K=C

S: Засилие государства в
экономической, социальной, культурной,
научной и других областях деятельности
общества, называется

+: этатизм

–: цивилизационизм

–:прагматизм

–: традиционализм

I: {{69}}; K=C

S: Стремление творческой
личности в состоянии кризиса, бессилия,
отчуждения уйти от действительности в
мир иллюзий, фантазии

–: фрустрация

+: эскапизм

–: эвдемонизм

–: эгоизм

I: {{70}}; K=B

S: Глубокое познание в
какой-либо области знания или культуры,
широкая осведомленность –

–: дилетантизм

–: эгалитаризм

–: квалификация

+: эрудиция

I: {{71}}; K=C

S: Продолжительный
промежуток времени, выделяемый по тому
или иному характерному явлению, по
выдающимся событиям, отличающим
определенный период истории, культуры,
искусства, науки и т.д. от других периодов

+: эпоха

–: хронология

–: век

–: осевое время

I: {{72}}; K=B

S: Короткие сатирические
стихотворения произвольного характера

–: мелика

–: басни

+: эпиграммы

–: дифирамбы

I: {{73}}; K=C

S: Наука, изучающая состав,
происхождение, расселение и
культурно-исторические взаимоотношения
народов мира, их материальную и духовную
культуру, особенности быта

+: этнография

–:этология

–: этногенез

–: антология

I: {{74}}; K=C

S: Индивидуальный носитель
определенной этнической культуры
называется

–: этноним

+: этнофор

–: этнолог

–: этнограф

I: {{75}}; K=C

S: Исторически возникший
вид устойчивой группировки людей,
представленный племенем, народностью,
нацией, близкий понятию «народ» –

–: раса

+: этнос

–: род

–: цивилизация

I: {{76}}; K=C

S: Система знаков, важнейшее
средство человеческого общения – это

–: символ

–: религия

+: язык

–: культура

I: {{77}}; K=B

S: Особый вид комического,
сочетающий насмешку и сочувствие, внешне
комическую трактовку и внутреннюю
причастность к тому, что представляется
смешным, называется

–: сарказм

+: юмор

–: пародия

–: сатира

I: {{78}}; K=B

S: Культура – это мир

+: ценностей

– разума

–: труда

–: образов

I: {{79}}; K=B

S: Разновидностью культуры,
сознательно ориентирующей свои
материальные и духовные ценности на
«усредненного потребителя», является
______________ культура

–: популярная

–: потребительская

+: массовая

–: коммерческая

I: {{80}}; K=C

S: Соответствие между
видом определения культуры и самим
определением:

L1: семиотическое

L2: герменевтическое

L3: дидактическое

R1: культура – это система
знаков и значений, используемых обществом

R2: культура – это множество
текстов, которые интерпретируются
людьми

R3: культура – это то, чему
человек научился, а не унаследовал
генетически

R4: культура – это все, что
создано человеком

I: {{81}}; K=B

S: В понятие «духовная
культура» не входит

–: мифология

–: искусство

–: религия

+: политика

I: {{82}}; K=B

S: Инновацией называется

+: распространение ранее не имевшейся
черты

–: процесс, в ходе которого индивид
осваивает традиционные способы мышления

–: нормативный образец

–: совокупность смыслов, заключенных
в любом предмете культуры

I: {{83}}; K=B

S: К функциям морали не
относится

–: познавательная

–: координационная

–: мотивационная

+: рекреативная

I: {{84}}; K=C

S: Соответствие между
формами бытия и их динамическими
признаками:

L1: органическая природа

L2: человеческая культура

L3: личность человека

R1: эволюция и инволюция

R2: прогресс и регресс

R3: развитие и деградация

R4: эволюция и революция

I: {{85}}; K=C

S: Соответствие между
термином и определением:

L1: фетишизм

L2: анимизм

L3: магия

R1: почитание неодушевленных
предметов и наделение их сверхъестественными
свойствами

R2: наделение душами всех
живых существ, явлений природы и
материальных предметов

R3: вера в сверхъестественные
связи между реальными объектами и
действиями (3) (1)

R4: вера в происхождение
людей от животных и птиц

I: {{86}}; K=C

S: Соответствие между
явлениями и их характеристиками

L1: ноосфера

L2: тропосфера

L3: техносфера

R1: новое эволюционное
состояние биосферы, при котором разумная
деятельность человека становится
решающим фактором ее изменения

R2: нижний, основной слой
атмосферы до высоты 8-10 км в полярных,
10-12 км в умеренных и 16-18 км в тропических
широтах

R3: совокупность искусственных
устройств, промышленных, транспортных
и коммуникационных средств

R4: совокупность моральных
устоев, свойственных человеку

I: {{87}}; K=C

S: Соответствие между
типом картины мира и ее характеристикой

L1: мифологическая

L2: материалистическая

L3: идеалистическая

R1: слитность естественного
и сверхъестественного

R2: существует только
«естественное»

R3: первичность духовного
начала

R4: первичность животного
начала

I: {{88}}; K=C

S: Соответствие между
термином и его определением

L1: петроглифы

L2: руны

L3: мегалиты

R1: изображения людей,
животных, предметов, имеющие магический
характер, высеченные на скалах и валуна
под открытым небом

R2: совокупность знаков,
применявшихся для культовых и памятных
надписей

R3: сооружения из больших
блоков камня, предназначенные для
проведения культовых церемоний

R4: культы, обряды, приемы,
операции, направленные на общение со
сверхъестественными силами

I: {{89}}; K=B

S: Система профессионально
значимых знаний, умений, алгоритмов
деятельности, особенностей профессионального
мышления и стереотипов профессионального
поведения в сочетании с совокупностью
материальных профессиональных объектов,
орудий труда –

–: физическая культура

–: материальная культура

–: ценностная культура

+: профессиональная культура

I: {{90}}; K=C

S: Осознание своей
принадлежности к определенной этнической
общности, результат когнитивно-эмоционального
процесса осознания себя представителем
определенного этноса – это

+: этническая культурная идентичность

–: этносоциальная адаптация

–: этноконфессиональная принадлежность

–: народность

I: {{91}}; K=B

S: Классификация культур
по типу и определение места конкретной
культуры в культурно-историческом
процессе –

+: историческая типология

–: морфология культуры

–: генезис культуры

–: философская типология

I: {{92}}; K=C

S: Личности, семьи,
родственные кланы, социально-функциональные
группы и коллективы, классы, касты,
сословия, социумы, этносы, нации,
человечество – это

+: субъекты культуры

–: культурная среда

–:культурные институты

–: культурная мотивация

I: {{93}}; K=B

S: Социальное и культурное
наследие, передающееся от поколения к
поколению и воспроизводящееся в
определенных обществах и социальных
группах в течение длительного времени
– это

–: нормы

+: традиции

–: идеалы

–: анахронизм

I: {{94}}; K=C

S: Анализом знаковой
представленности языка культуры
занимается

+: семиотика

–: лингвистика

–: лексика

–: понимание

I: {{95}}; K=B

S: Анализ естественных
языков проводит

–: семиотика

–: философия

+: лингвистика

–: логика

I: {{96}}; K=C

S: Знак, не имеющий
предметного обозначения, через который
открывается глубокий смысл самого
объекта – это

–: модель

+: символ

–: код

–: макет

I: {{97}}; K=C

S: Базисные элементы
культуры, формирующие константные
модели духовной жизни –это

+: культурные архетипы

–: культурные коды

–: культурные языки

–: культурные смыслы

I: {{98}}; K=B

S: Вхождение человека в
конкретную форму культуры называется

–: социализация

–: политизация

+: инкультурация

–: культурная адаптация

I: {{99}}: K=B

S: Искусственным языком
является

+: азбука Морзе

–: миф

–: религия

–: искусство

I: {{100}}; K=C

S: Проблемная область
науки о культуре, занимающаяся изучением
культурных объектов с точки зрения
выражаемого ими смысла, значения – это

–: культурная телеология

–: культурный бихевиоризм

+: культурная семантика

–: культурная антропология

I: {{101}}; K=C

S: Генезис, формирование,
функционирование, распространение,
изменчивость, воспроизводство культуры
– это культурные

–: модальности

–: свойства

+: процессы

–: значения

I: {{102}}; K=C

S: Образцы, паттерны,
правила, стандарты, каноны, традиции,
мораль, этика, эстетика, мода – это
культурные

–: ценности

+: нормы

–: функции

–: модальности

I: {{103}}; K=C

S: Знаки, символы, образцы,
маркеры, атрибуты, имидж, семантические
конструкты, культурные тексты и коды,
семиозис – это культурные

+: обозначения

–: нормы

–: процессы

–: объекты

I: {{104}}; K=C

S: Социокультурная
организация и регуляция, познание
окружающего мира, аккумуляция, селекция
и трансляция социального опыта, обмен
информацией – это

–: культурные значения

–: культурные обозначения

–: культурные свойства

+: культурные функции

I: {{105}}; K=C

S: Из двух высказываний:

А) Культура появилась вместе с человеком
разумным

Б) Цивилизация появилась с возникновением
искусства

+: Верно только А

–: Верно только Б

–: Верны оба

–: Ни одно не верно

I: {{106}}; K=C

S: Из двух высказываний:

А) Синкретизм – это средневековая
университетская наука

Б) Схоластика – это нерасчлененность
элементов культуры

–:Верно только А

–: Верно только Б

–: Верны оба

+: Ни одно не верно.

I: {{107}}; K=C

S: Из двух высказываний:

А) Наука – форма культуры, которая
производит новые знания о мире и человеке

Б) Мышление людей первобытной эпохи
носило мифологический характер

–: Верно только А

–: Верно только Б

+: Верны оба

–: Ни одно не верно.

I: {{108}}; K=C

S: Общепризнанная норма,
сформированная в определенной культуре,
которая задает образцы и стандарты
поведения – это

–: традиция

–: мораль

+: ценность

–: ритуал

I: {{109}}; K=C

S: Формирование нравственного
облика личности – это ____________ функция
культуры

Обновлено: 18.05.2023

Культурология и культурная антропология. Культурная антропология занимается изучением человека как субъекта культуры. Она дает описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.д.

Антропологи изучают конкретные культурные ценности, формы культурных взаимосвязей, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Можно сказать, что культурная антропология занимается исследованием этнических культур, тщательно описывая их культурные феномены, систематизируя и сравнивая их. По сути дела, она исследует человека в аспекте выражения ею внутреннего мира в фактах культурной деятельности. Это важно для культурологии, поскольку позволяет понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретно-исторические, социальные или личностные формы.

Таким образом, взаимосвязь культурологии с другими науками носит двойственный характер. С одной стороны, каждая наука изучает свой предмет и обобщает полученные знания на трех уровнях. Высшим уровнем традиционно считают философию данной области познания или сферы деятельности — философию истории, философию экономики, философию искусства. На этом уровне, как правило, решаются задачи наиболее общего осмысления предмета познания, вскрывается его суть, место в системе мироздания и в мировоззрении человека. Низший (первый, или эмпирический) уровень познания связан с нахождением фактов и их первичной систематизацией и классификацией. Эмпирический уровень познания позволяет увидеть интересующие нас факты в их конкретно-исторической неповторимости. Между этими двумя уровнями изучения лежат теории среднего уровня, позволяющие анализировать устойчиво повторяющиеся, упорядоченные последовательности явлений человеческого бытия, имеющие системный характер.

Это и есть культурологический аспект исследования, существующий в любой области знаний о человеке и его деятельности.

Вместе с тем культурология представляет и самостоятельную область знания. В этом аспекте она может рассматриваться и как отдельная группа наук, и как отдельная, самостоятельная наука, или, иными словами, в узком и широком смысле. В зависимости от этого определяется предмет культурологии и ее структура.

Знания о культуре мы черпаем из множества источников. В повседневной жизни многие предметы и явления культуры представляются индивиду очевидными, знакомыми и понятными. Но это не значит, что каждый человек постигает всю глубину любого культурного явления и может верно судить об их роли, значении, ценности. Оставаясь в рамках обыденного сознания, человек чаще всего воспринимает окружающие его предметы и явления поверхностно, не всегда отчетливо осознавая их сущность. Настоящее знание, аргументированные суждения возможны только тогда, когда каждое культурное явление рассмотрено во всей его полноте, когда выявлены причины, источники, тенденции изменения, возможные результаты его функционирования. Исследованием этих вопросов и призвана заниматься культурология.

В широком смысле культурология представляет собой собирательное понятие, обозначающее комплекс отдельных наук, а также богословских и философских концепций культуры.

Другими словами, это все те учения о культуре, ее истории, сущности, закономерностях функционирования и развития, которые представляют различные варианты осмысления феномена культуры. В центре внимания культурологических наук также находятся те же самые механизмы социальной организации и регуляции деятельности, но не какого-то конкретного вида деятельности, а всей социальной практики человека, которая изучается с точки зрения ее мотивации и регуляции. Кроме того, культурологические науки занима-

ются изучением системы культурных институтов, с помощью которых осуществляются воспитание и образование человека и которые производят, хранят и передают культурную информацию.

С этой точки зрения предметное поле культурологии заполнено многочисленными дисциплинами. Среди них:

· • история культурологии, которая занимается изучением многочисленных культурологических концепций, существовавших в прошлом;

· • культуроведение — практическое руководство культурой, существующее в конкретных прикладных дисциплинах (например, в музееведении, литературоведении, театроведении и т.д.);

· • социология культуры изучает реальные процессы функционирования культуры в том или ином обществе. Она позволяет понять зависимость многих явлений культуры от различных форм общности людей, типа социальных связей и форм культурных коммуникаций. Она связана со сбором, обработкой, анализом разнообразной социологической информации и составляет ту часть культурологического знания, которое предполагает эмпирическое исследование процессов культуры;

· • экология культуры охватывает все области жизнедеятельности современного человека, прежде всего его взаимоотношения с природой. Ведь культура — это та искусственная среда, которая создана человеком, и у нее очень сложные и неоднозначные отношения с миром природы — естественной средой нашего обитания. Отсюда важная задача культурологии — изучение активных связей человека с окружающим миром, влияние природы на образ жизни, нормы и ценности людей, типы культуры;

· • психология культуры в центр внимания ставит человека, процесс его приобщения к культуре, усвоения им норм и ценностей своего общества.

· • этнология (этнография) изучает общие закономерности развития культур разных народов, а также состав, происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру;

· • богословие культуры рассматривает культуру как религиозный культ и в основном развивается в рамках протестантского модернизма;

· • история культуры изучает каждую отдельную культуру как уникальное и оригинальное явление, а также сравнивает культуры между собой, выявляя их взаимосвязь и взаимозависимость, их различия во времени и пространстве, в ценностях и нормах, знаниях и умениях, традициях и обычаях;

· • изучение художественной культуры разных народов позволяет показать всю совокупность процессов и явлений духовной практической деятельности по созданию, распространению и освоению произведений искусства. В изучении искусства культурологию интересуют прежде всего художественные вкусы того или иного общества, типичные художественные образы и символы.

При таком широком подходе к предмету культурологии она предстает как совокупность разнообразных дисциплин или наук, изучающих культуру. В данном варианте она может отождествляться с философией культуры, социологией культуры, культурной антропологией и другими теориями среднего уровня. В таком случае она лишается своего собственного предмета исследования и становится частью названных выше дисциплин.

Поэтому более взвешенным представляется второй подход, понимающий предмет культурологии в узком смысле и представляющий ее в качестве отдельной самостоятельной науки, определенной системы знаний. При таком подходе культурология выступает как общая теория культуры, основывающаяся в своих обобщениях и выводах на знаниях конкретных наук, а именно теории художественной культуры, истории культуры и других частных наук о культуре. В этом случае культурология также выступает в качестве их методологической основы. При таком подходе необходимо начинать с рассмотрения культуры в ее конкретных формах, в которых она выступает как сущностная характеристика человека, условие и способ его жизнедеятельности.

Это означает, что предметом культурологии является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления во всех известных человечеству типах цивилизации.

Нет нужды, как это иногда делалось, говорить, что Тайлор сводит всю культуру к культуре духовной, оставив за пределами своего понимания культуру материальную. Ведь Тайлор говорит о культуре как о способе жизни, как о норме, правилах, а они распространяются и на практическую область. Важно то обстоятельство, что Тайлор, в целом не отрицая наличия индивидуальных особенностей в культуре отдельных племен и народов, стремился обнаружить общечеловеческое, универсальное на пути развития мировой культуры. В этом смысле можно полагать, что уже с Тайлора начинается становление культурологии как самостоятельной отрасли знания.

Культуру Л. Уайт рассматривает как объективное образование, независящее от отдельного человека и человеческого сообщества и подчиняющееся лишь внутренней логике развития, которое и следует рассматривать без обращения к индивидам. В культуре как организованной целостной системе он выделяет три подсистемы. Первая (технологическая) характеризует взаимоотношения человека с природой, использование им технических средств и орудий труда, тин жилищ и т. п.; вторая (социальная) включает в себя общественные отношения и соответствующие им типы поведения, включая системы родства, экономических, политических, военных, этических и т. п. отношений; третья (идеологическая) включает в себя идеи, верования, обычаи, различные виды знания.

Культурантропология Лесли Уайта интересна тем, что она показывает прямую связь становления культурологии как науки о культуре с развитием этнографических (антропологических) исследований и на их основе, и в то же время близость теоретического рассмотрения ряда культурологических вопросов их философскому осмыслению. Это достаточно отчетливо показывает амбивалентность (двоякость) путей становления культурологии: культурантропология открывала возможность развития культурологии, и при этом как представляла огромный материал для теоретического осмысления, способствуя развитию культурологии в контексте философии, так, в то же время, и сама испытывала влияние философских идей и методов. Центральным в понимании культуры для Уайта выступает вопрос о роли системы знаков (символов), которыми оперируют люди. Поставив вопрос об отличии человека от обезьяны (ведь обезьяны не обладают даже простейшей культурой » материальной), Уайт обращается (вслед за известным философом-неокантианцем Э. Кассирером) к проблеме символа и символических форм мышления. В этом контексте развивается рассуждение Уайта о роли символа в существовании культуры и об отличии человека от обезьяны: ведь обезьяны тоже изготавливают, хотя и самые простейшие, орудия труда. Дело в том, что они не могут закрепить имеющийся опыт и передать его от поколения к поколению, поскольку они не могут выработать систему знаков (символов), которые и делали бы возможной связь между поколениями, превращая поведение животных в человеческое.

Изучение культурной антропологии столь важно потому, что она показывает, что теория культуры имеет дело с этническими общностями, имеющими свою самобытную культуру. Теория культуры должна опираться на большой этнографический материал (учитывая, что специалисты насчитывают две-три тысячи этнических общностей, можно сказать, что он необъятен) и иметь прогностический характер для описания их эволюции, взаимоотношений и развития. Именно культурная антропология открыла такие злободневные проблемы теории культуры, как взаимоотношение различного типа культур, аккультурация (подчинение, подпадание одной культуры в зависимость от другой) и т. д.

Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс . Под ред. О. М. Штомпеля . 1996 .

Лекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры.

1. Культурная антропология.

Культурная антропология (или культурантропология) является одним их важнейших направлений культурологических исследований. Она является частью огромной системы знаний о человеке, называемой антропологией (наукой о человеке). В ее рамках выделяют теологическую (богословную), или религиозную, антропологию, психологическую антропологию, естественно-научную (биологическую) антропологию, когнитивную антропологию, изучающую проблемы познания человеком мира. В этом ряду нашла место и культурная антропология, исследующая культуру как форму жизни и деятельности человека, среду обитания людей.

Культурная антропология по своему происхождению тесно связанна с этнографией – наукой, исследующей культуры различных племен и народов, в основном живущих в Африке, Америке, Австралии и Океании. Культурантропология и сейчас активно использует этнографические материалы, хотя уже давно вышла за рамки этнографии. Культурная антропология включает в себя этнографию, собирающую материал об отдельных культурах, этнологию, теоретически обобщающую этот материал, общие антропологические теории, сведения из области лингвистики, археологии, истории общества и культуры, религиоведения. Знания о культурах различных народов и племен накапливались в течение многих веков. Они содержатся в памятниках древней литературы, исторической и религиозной мысли, рассказах путешественников. Первые попытки обобщить этот материал предпринимались уже в ХVII–ХVIII вв., но как наука антропология сформировалась лишь ко второй половине ХIХ в.

Первой значительной научной школой в культурной антропологии можно назвать эволюционизм ХIХ – начала ХХ вв., или классической эволюционизм (Г. Спенсер, Э.Б. Тейлор, Д.Д. Фрезер, Л.Г. Морган и др.).

Эволюционизм сформировался под влиянием господствовавших в ХIХ в. идей эволюции и прогресса, которые антропологи-эволюционисты применили в изучении культуры. Они рассматривали различные явления культуры и культуры разных народов как стадии культурной эволюции, выстраивали их единую линию эволюционного развития.

Антропологи-эволюционисты проводили аналогии между эволюцией индивида (детство, юность, зрелость, старость) и эволюцией культуры. К достоинствам классического эволюционизма можно отнести обработку колоссального объема информации, которая встраивалась в четкие убедительные схемы, выработанные на базе единой теории.

Антропологи-эволюционисты оставили хорошо разработанную терминологию, множество научных понятий. Однако в начале ХХ в. эволюционизм переживает кризис, обусловленный своими недостатками:

1) кабинетным характером большинства исследований;

2) стремлением подогнать фактический материал под умозрительные эволюционные построения.

Как реакция на изъяны эволюционизма в культурной антропологии первой половины ХХ в. возникают новые направления.

Одним из них стала историческая школа, или школа Боаса (Ф. Боас, Ф. Гребнер, А. Кребер, Р. Лоун и др.).

Ее представители сделали основной упор на конкретные исследования, методы скрупулезного описания всех особенностей какой-либо культуры. Историческая школа стремилась проследить и задокументировать происхождение каждой черты культуры, определить, возникла ли она в рамках данной культуры или проникала в нее извне. Изучались различные случаи диффузии (взаимопроникновения) культур, культурной трансформации (изменений). Важнейшим достижением школы Боаса стала разработка теории аккультурации. Аккультурация – это процесс изменения культуры, происходящий при непосредственном контакте и взаимодействии нескольких групп людей, являющихся носителями различных культур.

Одновременно с исторической школой развивался диффузио-низм, или школа Ратцеля (Л. Фробениус, В. Шмидт, У. Риверс, В.Г. Чайлд и др.).

В конце ХIХ – начале ХХ вв. возникает французская школа социологии и антропологии, которую возглавлял Э. Дюркгейм, а затем М. Мосе. Одним из базовых принципов школы Дюркгей-ма был функционализм. Различные социальные и культурные явления нужно изучать не только с точки зрения их причин, но и с точки зрения их функций, т. е. ролей, которые они играют в отношении других явлений и всей социально-культурной системы в целом. К середине ХХ в. в культурной антропологии возрождается интерес к эволюционизму, возникает культурно-эволюционная школа (неоэволюционизм), или школа Л.А. Уайта.

Культура – это система, развивающаяся через определенные стадии в зависимости от накопления или затрат энергии.

Уайт в этой системе различал три подсистемы: 1) технологическую (орудия производства, оружие, одежда, жилища и т. п.);

2) социальную (все виды индивидуального или коллективного поведения людей);

3) идеологическую (знания, идеи, верования).

Л. Уайт сыграл ключевую роль в становлении культурологии в качестве самостоятельной науки. В первые десятилетия ХХ в. на стыке культурной антропологии и лингвистики начала формироваться этнолингвистика – наука, изучающая особенности функционирования языка в культурах разных этнических групп. Видные деятели этнолингвистики Э. Сепир, Б. Уорф и многие другие разработали гипотезу, согласно которой структура человеческого мышления, способы познания человеком мира, характерные черты культуры зависят от структуры и особенностей языка. Все воспринимаемое человеком воспринимается им через язык. Одной из наиболее влиятельных фигур в истории этнографии, социологии и антропологии ХХ в. стал английский ученый Б. Малиновский. Он создал ряд теоретических концепций культурной антропологии. Малиновский различал два вида потребностей человека:

1) первичные (физиологические и психологические), которыми человек обладает от рождения;

2) вторичные, порожденные культурой.

Сегодня нет единого мнения о том, что такое культурология — совокупность наук или единая наука. Относительно предмета культурологии сегодня можно выделить несколько точек зрения:

· 2) культурология предстает как совокупность или комплекс наук о культуре 2 ;

· 3) в некоторых концепциях культурология трактуется более узко и рассматривается как теория и история культуры; между тем эта позиция, равно как и предыдущая, может вызывать возражения, так как наличие разных предметов и, соответственно, методов исследования свидетельствует о наличии нескольких наук;

· 4) аналогичную критику вызывает и восприятие культурологии как философии культуры, так как основным вопросом философии, в том числе и философии культуры, становится осмысление экзистенциальных проблем человека, находящегося внутри культуры, культурология же предполагает дистанцирование, некое отстранение от изучаемой культуры, что вносит элемент объективности в ее рассмотрение;

· 5) культурология является своеобразным аналогом культурной антропологии, в качестве составных элементов включающей археологию, этнологию, лингвистику.

Поэтому задача исследователя — рассмотреть науки, занимающиеся изучением культуры, и доказать специфику культурологии и ее отличие от иных наук о культуре.

Культурология и философия культуры

Известный отечественный философ В. М. Межуев считает, что философия культуры и культурология соотносятся так же, как философия и наука в целом. Впервые этот вопрос был поставлен в трудах немецких культурфилософов и американских культурантропологов, которые противопоставили философскому воззрению на культуру ее научное изучение. Несмотря на то что наука и философия сформировались в Античности из единого основания и вместе пытались осмыслить окружающий человека мир в его целостности, тем не менее они различным образом реагируют на свою связь с культурой. Различия между наукой и философией можно обобщить в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Итак, философия культуры принципиальным образом отличается от культурологии.

Культурная антропология и культурология

Однако культурная антропология носит по преимуществу практический характер и трудно совмещается с теоретическим знанием, накопленным философской мыслью. Эта наука не обращается к проблемам кризиса культуры, генезиса культур, взаимосвязи культуры и религии, культуры и науки, культуры и природы, культуры и техники и многим другим, которые и составляют ее предметное поле. Это позволяет сделать вывод о том, что культурная антропология и культурология являются разными науками о культуре.

Читайте также:

      

  • Эссе на тему свобода вероисповедания и религиозная толерантность в рф кратко
  •   

  • Газета школьный психолог 44 за 2001г
  •   

  • Разработка и презентация карты первые детские сады в россии
  •   

  • Демонстрационный материал по обучению грамоте в детском саду по журовой
  •   

  • Консультационная беседа по вопросам физического развития ребенка в доу

Культурология

Учебник является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Культурология» и предназначен для студентов всех специальностей всех форм обучения. Цель данного учебника – помочь студентам освоить курс «Культурология», уяснить смысл главных проблем через изучение основных тем курса, осознать место культурологического знания в современном обществе, сформировать наиболее значимые социально-личностные и общекультурные компетенции: понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, осознание значения науки в современном обществе, способность к критическому восприятию информации, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), понимание роли искусства в обществе. Учебник содержит материалы по базовым темам дисциплины «Культурология». Каждая тема включает в себя список рекомендуемой основной и дополнительной литературы.

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ

1.1. Культурология как наука в системе гуманитарного знания

Культурология — базовая гуманитарная дисциплина, изучающая наиболее общие закономерности развития культуры как системы.

Культурология является одной из самых молодых наук. В самостоятельную дисциплину она выделилась в 60-е годы ХХ века. Однако культурологические знания существовали задолго до этого в качестве разделов философии, истории, эстетики, искусствоведения, семиотики и др.

Параллельно с формированием общефилософской культурологической концепции, целью которой является создание типологии культуры (классификация), с конца XIX века шла кристаллизация культурологии как самостоятельной науки, которая рассматривает духовные и материальные продукты человеческой деятельности как носителей символической информации о данной культуре. Следуя обычной схеме возникновения науки, культурология рождалась из обобщения эмпирического знания прежде всего в области археологии, этнологии, искусствоведения, социологии.

Что касается термина «культурология», он связан с работами английского философа Гоббса (XVIII в.), где он рассматривал человека в двух состояниях: природном (естественном) и культурном. Гердер, ученый XVIII–XIX вв., культуру определял в историческом аспекте. Однако первые работы по исследованию культуры в целом принадлежат английскому этнологу Э. Тейлору «Первобытная культура» (1871 г.), где он утверждает, что культура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Как бы ни различались культуры, их объединяет общее сходство природы человека и обстоятельств его жизни. Этим и объясняется единство человечества, возможность взаимопонимания и диалога культур.

Впервые термин «культурология» для определения самостоятельной науки вводит американский ученый ХХ века Лесли Уайт в работе «Наука о культуре» (1949 г.), рассматривая ее как науку о законах культуры, ее становления и функционирования. Согласно его теории задача культурологии не столько зафиксировать событие, сколько понять его смысл, исходя из присущих данной культуре символов. «Культуролог должен рассматривать культуру как то, что находится на расстоянии дистанции от конкретного человека — как объективную реальность, проникающую весь мир человека насквозь»1. Культурология анализирует причинную обусловленность культурных явлений, использует принцип детерминизма.

В России культурология как наука начинает развиваться в 60-е годы ХХ века. У истоков стоят такие исследователи как М. М. Бахтин, П. С. Гуревич, М. С. Каган, Л. Н. Коган, Ю. М. Лотман.

Актуальность культурологии в ХХI веке обеспечивается рядом проблем, возникших в результате складывания мультикультурного мира. Основными из них являются:

1. Проблемы трансляции культуры в большей степени связано с языком культуры, поскольку изменение языка культуры приводит к изменению самой культуры и утрачиванию отдельных ее элементов. Так, например, непопулярность алтайского языка приводит к утрачиванию целого пласта культур одной из древних тюркских народностей. То же самое можно сказать о малых народах севера, монгольской культуре и др.

2. Проблема межкультурного взаимодействия — сжатие ойкумены (жизненного пространства) — привело к тому, что оно сузилось и привело к неизбежному взаимодействию различных народов по своей этнической принадлежности, вероисповеданию, моральным принципам и нормам. Возникает большое количество противоречий и конфликтов на разных уровнях взаимодействия, начиная от профессиональной деятельности и заканчивая семейными отношениями.

Проблема массовости и дегуманизации культуры — господство масмедиа культуры приводит к уравниванию, десакрализации ценностных приоритетов культуры. Это ведет к обесцениванию и искажению существующих традиций.

Экологические проблемы поставлены на уровне диалога природы — культуры — человека: тесно связаны с нерациональным потреблением ресурсов, уничтожением природного фонда, переосмыслением роли человека в экосистеме.

Проблема технократии возникает на границе реального и виртуального пространства. На рубеже ХХ–ХХI века идет активное переведение культуры в пространство internet, замена традиционных форм культуры техническими, электронными средствами. Что в свою очередь также способно привести к десакрализации существующей системы ценностей и десоциализации человека. Как отметил Ги-Эрнст Дебор: «мир превращается в общество спектакля, в котором все, что раньше переживалось непосредственно, теперь отстраняется в представление»2.

На фоне этих проблем культурология определяет следующие цели и задачи:

• формирование уважительного и бережного отношения к культурному историческому наследию;

• дать представление о многообразии культур и цивилизаций в их взаимодействии;

• выработать толерантное восприятие социальных и культурных различий;

• дать представление о феномене и сущности культуры и определить его значения в формировании личности.

1.2. Методы культурологии

Опираясь на другие социально-гуманистические науки, заимствуя и развивая их опыт, культурология применяет различные методы изучения культуры.

К числу наиболее традиционных способов изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры принадлежит Диахронический метод — хронологическая последовательность их появления и протекания. Но диахронический метод играет при этом подчиненную роль: ведь факты нужно не только изложить, но и прежде всего обобщить, проанализировать, оценить. Поэтому данный метод сопрягается с другими, в частности с синхроническим методом.

Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культурных типов на протяжении определенного времени их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий.

Сравнительно-исторический позволяет сравнивать в историческом разрезе многие исключительные или самобытные явления культурного комплекса и проникать в их сущность. Так, при изучении культуры Древнего Востока на первый план выходит факт обожествления природных явлений: солнца, воды, животных и т. д. Тот же факт не менее рельефно и весьма оригинально проявляется у совсем другого народа — славян в другую эпоху, представляя, таким образом, их языческую культуру. Стоит отметить, что в данном и других подобных случаях речь идет не о формальном, а о сущностном сравнении, когда обеспечивается сравнимость сопоставляемых объектов.

Структурно-функциональный метод — его суть заключается в разложении изучаемого объекта культуры на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними. Этот метод применяется, например, при анализе сущности, структуры, функций культуры, проблемы сложной и во многом дискуссионной.

1.3. Структура и принципы культурологического знания

Культурология — наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе. Но каждая из этих наук обращена лишь к одной сфере культуры и не исчерпывает всего объема, а «узкая глубина» нередко ограничивает целостное понимание культурных процессов.

Культурология выявляет инвариантные структуры культурных феноменов, определяет динамику их изменений и позволяет рассмотреть не просто каждый культурный феномен в отдельности, но и определить взаимодействие этих феноменов, а также проанализировать их дальнейшее развитие и со-бытие. Здесь культурология предстает как комплекс наук о культуре. Каждая из них имеет свой ареал и предмет исследования, предпочитаемые категории и термины, методы и источники.

Философия культуры исследует понятие, сущность и структуру культуры, определяет ее функцию в обществе, выясняет соотношения культуры и природы, культуры и цивилизации, определяет роль средств массовой коммуникации в распространении культуры, изучает множественность языковых и символических форм культуры. Помимо этого философия культуры исследует диалектику и динамику социокультурных процессов, определяет роль межкультурных контактов в изменении самобытности отдельных культур.

Социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе, тенденции культурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социальных групп.

В социальной структуре общества выделяются группы различного уровня — массовый, народный, элитарный. Каждый из них отличается своими культурными особенностями, ценностными предпочтениями, вкусами, стилем и образом жизни. Наряду с ними существует множество микрогрупп, которые образуют различные субкультуры. Можно выделить общности по ряду признаков: возрастные — субкультуры детей, молодежи, стариков; конфессиональные — различные вероисповедания; профессиональные — определенный вид деятельности, и т. д. Также социология культуры дает возможность представить типологию личности в зависимости от отношения к сложившейся общественной ситуации.

Антропология культуры исследует взаимоотношения человека и культуры, процессы становления духовного мира личности, выявляет ключевые моменты социализации, аккультурации, инкультурации человека. Изучает адаптацию человека к культурной среде, системам образования и воспитания. Главным направлением антропологии культуры является изучение процесса социализации личности в условиях разных культур, влияния природной и культурной среды на духовный мир человека, особенностей национального характера, взаимодействия экологии и этноса. Особенно ярко это проявляется при объяснении различий типов культур западной и восточной цивилизаций.

История культуры исследует реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран, народов. Она дает материал, свидетельствующий о многообразии культурных достижений и ценностей, о различиях и противоречиях культурноисторического процесса. История культуры формирует знания о культурном наследии, поисках и открытиях, памятниках материальной и духовной культуры, идеалах и символах разных народов;

исследует происхождение, истоки культурных явлений, процесс их распространения.

Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества; осуществляет практическое руководство культурой, проявляется в конкретных прикладных дисциплинах (музееведение, литературоведение, театроведение и т. п.). Одной из главных задач прикладной культурологии является репрезентация культурных особенностей, разработка ментальных программ культурной идентичности для народов «малых» культур, находящихся на грани исчезновения.

Вывод

Культурология — гуманитарная дисциплина, изучающая наиболее общие закономерности развития культуры как системы. Помогает систематизировать исторические и гуманитарные знания, понять явления общественной жизни в едином смысловом контексте, раскрыть единство и целостность мировой цивилизации, состоящей из множества культур.

Культурология как наука использует свой понятийный аппарат, целую систему терминов. Исходное, ключевое слово у нее «культура». На его основе образуется целая группа других, вполне самостоятельных понятий: ценности культуры, культурная коммуникация, культурная социодинамика, культурно-исторический тип и др.

Контрольные вопросы

1. Что изучает культурология как наука?

2. Какие гуманитарные дисциплины повлияли на формирование культурологии?

3. Какие методы исследования применяются в культурологии?

Список литературы

Иконникова С. Н. История культурологических теорий / С. Н. Иконникова. СПб.: Питер, 2005. 474 с.

Ирхин Ю. В. Социология культуры: учебное пособие / Ю. В. Ирхин. М.: Экзамен, 2006. 525 с.

Культурология / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М.: Изд-во, 2005. 566 с.

Уайт Л. А. Наука о культуре / Л. А Уайт. М.: РОССПЭН, 2004. 960 с.

Примечания

1

Уайт Л. А. Антология исследований культуры. Т1. Наука о культуре. СПб.: Университетская книга, 1997, С. 141.

2

Дебор Г. Общество спектакля. М.: Логос, 1999, с.35

Смотрите также

Вопрос № 133817

Соответствие между типом культуры и его особенностями:
1) первобытная культура
2) античная культура
3) средневековая культура


синкретизм, мифологическое мышление, бесписьменность

вера в судьбу, дух состязательности, появление зрелищных видов искусства

развитие рационализма и мистицизма, культ  аскетизма

Вопрос № 133875

Западной культуре присущи такие черты, как…


интуиция, вживание в мир, неподвижность

достижение гармонии с природной средой, коллективизм

активное технико-технологическое преобразование мира, традиционность

индивидуализм, рациональность

Вопрос № 134016

«Культуры самодостаточны, а потому диалог невозможен. Китаец или араб смотрят на мир иными глазами, чем грек, западно-европейская душа отделена от восточной непроходимой пропастью» – полагал…


К. Ясперс

У. Эко

А.Тойнби

О. Шпенглер

Вопрос № 134028

Основной причиной культурной изменчивости является …


изменение природной среды

усиление социального напряжения

увеличение численности человеческих коллективов

адаптация к внешним условиям

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Неовитам таблетки инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Цифран инструкция по применению таблетки 1000 мг инструкция
  • Magnesium nature made инструкция на русском
  • Фунгицид танос инструкция по применению для томатов
  • Работа в про100 инструкция по применению