Практическое руководство по легкой атлетике

УДК
769/799 ББК 75.711 Л73

Локтев
С.А.

Л73
Легкая атлетика в детском и
подростковом возрасте: Практичес­кое
руководство для тренера. [Текст] / С.А.
Локтев. — М.: Советский спорт, 2007. — 404
с: ил. ISBN
978-5-9718-0236-5

В
практическом руководстве отражены
современные представления отечественных
и зарубежных специалистов о стратегии
спортивной подготовки юных легкоатлетов.
Изложены принципы отбора, общефизической
подготовки, развития отдельных физи­ческих
качеств, оценки физической подготовленности,
организации соревнований и др. Основной
акцент сделан на использовании спортивных
и подвижных игр. Отражены новые направления
в организации соревнований, которые
своей системой зачетов позво­ляют
избежать ранней специализации и дают
возможность соревноваться детям с
раз­личным уровнем подготовленности.
Представлены основы гигиенического и
медико-биологического обеспечения
детского и юношеского спорта.

Руководство
рассчитано на выпускников вузов и
средних специальных образователь­ных
учреждений физической культуры, а также
начинающих тренеров.

УДК
769/799 ББК 75.711

©
Локтев С. А., 2007

©
Оформление.

ОАО
«Издательство «Советский спорт»»,
2007

Совершенно
не важно, каким

видом
спорта будут заниматься

мальчики
и девочки,

главное
— в эмоциональной

и
увлекательной форме они научатся

основам
спортивной «грамоты».

В.
А. Фетисов

Введение

Общеизвестно,
что становление молодого специалиста
в области фи­зической культуры и
спорта происходит в течение 4—5 лет
после окон­чания вуза. И эти годы —
самый ответственный период в
профессиональной деятельности выпускника,
именно тогда решается его дальнейшая
судьба.

Придя
на работу в школу или ДЮСШ, он испытывает
значительные трудности, казалось бы, в
самых простых вещах: наборе перспективных
детей и умении увлечь их легкой атлетикой,
составлении плана учебно-трениро­вочных
занятий, правильном планировании
величины учебно-тренировоч­ной
нагрузки, интересном проведении занятий
и грамотном решении орга­низационных
и правовых вопросов.

Выпускники
физкультурных вузов, посвятившие спорту
высших дости­жений многие годы, часто
пытаются собственный опыт подготовки
привне­сти в работу с детьми. Те же,
кому не удалось стать яркими спортсменами,
прослушав немалый лекционный курс,
несколько размыто представляют себе
суть работы тренера-преподавателя ДЮСШ
и ДЮКФП.

Определенные
затруднения, связанные с дефицитом
информации по специальности, особенно
свежей, испытывают также преподаватели
и тре­неры, проработавшие в отрасли
десять и более лет. И если раньше вузами
физической культуры каждые пять лет
организовывались курсы повыше­ния
квалификации, то в настоящее время в
связи с недостаточными финан­совыми
ресурсами организаций, часто не способных
командировать своих сотрудников для
прохождения дополнительного обучения,
такое полезное образовательное
направление почти исчерпало себя.

В
сложившихся обстоятельствах мы сочли
целесообразным подготовить в помощь
выпускникам вузов и тренерам-преподавателям
данный справоч­ник, где попытались
осветить основные вопросы детской
легкой атлетики, с которыми сталкиваются
и начинающие тренеры, и педагоги со
стажем. Собранная информация поможет
молодым специалистам правильно исполь-

зовать
теоретические знания для выработки
собственных педагогических приемов и
навыков, которые будут способствовать
гармоничному разви­тию детей и
обязательно приведут к положительным
результатам в укрепле­нии их здоровья,
подготовке спортсменов высокого класса.

Конечно,
трудно в одной работе раскрыть в полном
объеме все пробле­мы, связанные с
детской легкой атлетикой. Затронутые
нами темы могут быть дополнены и уточнены.
Однако мы надеемся, что представленный
нами материал сможет помочь формированию
молодого тренера-препода­вателя.

Будем
признательны получить отзывы на наш
справочник, которые по­могут нам в
дальнейшей работе.

Выражаю
сердечную признательность за оказание
помощи при работе над практическим
руководством коллективу кафедры легкой
атлетики Ку­банского государственного
университета физической культуры,
спорта и туризма — профессору В.Б.
Шпитальному, доцентам М.А. Банниковой
и М.С. Шубиной, старшим преподавателям
А.И. Чмилевскому и М.Ф. Мак-сименко, А.П.
Шмелевскому.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ

I.ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (для всех учебных групп)

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ:

развитие систем и функций организма занимающихся,

 овладение ими разнообразными умениями и навыками,

  воспитание у занимающихся способности проявлять быстроту, выносливость, силу и другие физические качества,

 создание условий успешной специализации в легкой атлетике.

СРЕДСТВА ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.

Средствами общей физической подготовки занимающихся легкой атлетикой являются разнообразные общеразвивающие упражнения. В группах начальной подготовки и учебно-тренировочных в большом объеме должны применяться различные упражнения, воспитывающие гибкость,  ловкость, силу, подвижность в суставах (наклоны, сгибания, разгибания, вращения, махи), с отягощениями и без отягощений, на месте и в движении. Индивидуально, с  партнером и в группе.

Упражнения со снарядами(скакалка, гантели, набивные мячи, мешки с песком, гири и др.) и на снарядах (гимнастической стенке, скамейке, перекладине,  брусьях и др.), с использованием тренажерных устройств и технических средств. Всевозможные прыжки и прыжковые упражнения.

Много времени следует отвести играм с мячом,  спринтерскому бегу, эстафетам, кроссам, упражнениям заимствованным из других видов спорта ( лыжи, спортивные  игры,  гимнастика).

Строевые упражнения

(используются в группах начальной подготовки в целях организации занятий, воспитания дисциплинированности и формирования правильной осанки).

— строй, шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция, направляющий;

— команды: «Становись!», «Равняйся!», «Смирно!», «Вольно!»,  «Разойдись!», «Шагом марш!»,  «Кругом!», «Стой!» и т.д.

-расчет, повороты и полуобороты на месте и в движении;

— построение и перестроение в одну, несколько шеренг или колонн.

Ходьба и бег:

—  ходьба на месте, переход с шага на бег и наоборот, остановка во время движения шагом и бегом, изменение скорости движения;

— ходьба  на носках, на пятках,  на внутренних и наружных сводах стопы;

— ходьба с высоким поднимание бедра, выпадами, в полуприседе,  приставными и скрестными шагами;

— ходьба с изменением темпа и направления движения, характера работы рук;

— бег на носках, с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад, на прямых ногах, скрестным шагом.

Общеразвивающие упражнения

без предметов

— для рук и плечевого пояса (отведение, приведение, сгибание, разгибание, круговые движения в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах, в различных исходных положениях, на месте и в движении и др.)

— для мышц туловища (наклоны в различные стороны, повороты, круговые движения из различных и.п., с различным положением рук и ног)

— для мышц ног (махи вперед-назад, в стороны из различных и.п., выпады вперед и в стороны, приседания на одной и обеих ногах, подскоки в выпаде и в приседе, прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на месте и с продвижением, скрестные прыжки на месте и с продвижением)

— для мышц шеи (наклоны головы вперед, в стороны, назад, круговые движения головой)

— упражнения с сопротивлением (парные и групповые  в различных и.п., подвижные игры с элементами сопротивления)

с предметами

— с короткой и длинной скакалкой (прыжки на одной, двух ногах, с вращением скакалки вперед-назад, в приседе и в полуприседе, на месте и с продвижением)

— с гимнастической палкой (наклоны и повороты из различных и.п., перешагивание и перепрыгивание, выкруты и круги, бег с палкой за плечами и за спиной;

-с набивными и баскетбольными мячами  (наклоны, повороты, круговые движения, приседания, выпады). Броски мяча ногами вперед (набивного), ведение мяча рукой в приседе (баскетбольного), парные упражнения с мячом, толкание мяча двумя руками и одной из различных и.п.

с отягощениями

— гантели, гири, мешки с песком (для всех учебных групп).

— штанга

— наклоны вперед, назад, повороты в стороны, подъемы, вращения из различных и.п.

— подскоки, прыжки и выпрыгивания; приседания;

— ходьба выпадами, бег с различными отягощениями;

— жим, рывок, подъём на грудь, толчок и тяга штанги различного веса.

УПРАЖНЕНИЯ ИЗ ДРУГИХ ВИДОВ СПОРТА.

УПРАЖНЕНИЯ НА ГИМНАСТИЧЕСКИХ СНАРЯДАХ:

Различные упражнения на гимнастической стенке. индивидуальные и парные. То же на гимнастической скамейке. Групповые упражнения с гимнастическими скамейками. Упражнения в равновесии и в сопротивлении, лестнице,  подтягивании. Простейшие висы, упоры, подъемы и соскоки, выполняемые на гимнастических снарядах(перекладина, брусья, конь, бревно).Прыжки через козла. Упражнения с гимнастической палкой, скакалкой.

АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Различные кувырки: вперед ,назад, боком, стойка на лопатках, стойки на голове и руках. мостик из стойки на голове и на руках, переход в мостик, «полушпагат» и «шпагат» напрыгивание на гимнастический мостик с прыжком вверх , прыжки вверх  без поворота и с поворотом на 180гр. и 360 гр., колесо(переворот боком).

БАСКЕТБОЛ:

Ведение мяча, ловля мяча двумя руками, передача мяча двумя руками от груди, после

ловли на месте, после ловли с остановкой, после поворота на месте. Перемещение в стойке вперед, в стороны, назад, умение держать игрока с мячом и без мяча, Тактика нападения, выбор места и умение отрываться для получения мяча, целесообразное применение техники передвижения. Броски мяча с места под углом к корзине, с     отражением от щита. Двусторонние игры по упрощенным правилам.

ФУТБОЛ:

Удары по мячу ногой (левой, правой) на месте и в движении, выполнение ударов после остановки, ведение мяча, остановка мяча, овладение простейшими навыками командной борьбы . Двусторонние игры по упрошенным правилам.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ЭСТАФЕТЫ:

Различные подвижные  игры, эстафеты с бегом, прыжками, метаниями, с переноской, расстановкой различных предметов, лазанием и  перелазанием.  

2. СПЕЦИАЛЬНАЯ  И ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ И ТРЕНИРОВКЕ В ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ:

БЕГ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ, МЕТАНИЕ Т/МЯЧА, ПРЫЖКИ В ДЛИНУ С МЕСТА И РАЗБЕГА:

1.ГРУППЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ  ПОДГОТОВКИ  1,2г.о. 9-11 лет.Обучение основам техники легкоатлетических упражнений, обучение технике высокого и низкого стартов. обучение основам техники бега на короткие дистанции и специальным беговым упражнениям. Обучение основам техники метания т/мяча с местах, с  3х шагов разбега, с полного разбега, обучение техники финального усилия. Обучение основам техники прыжка в длину с места. Овладение основами техники прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги».Обучение правильной постановке толчковой ноги на место отталкивания. Обучение технике сочетания разбега с отталкиванием, полетом, приземлением. Повышение уровня физической подготовленности: развитие гибкости, быстроты, выносливости, ловкости, скоростно-силовых качеств.

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКЕ:

Спринтерский бег: 

применение специальных подводящих упражнений: бег из различных

стартовых положений. бег с ускорением от 20 до 60 м с последующим бегом по

инерции, специальные беговые и прыжковые упражнения, стартовые упражнения, правильные движения рук во время выхода со старта, бега по дистанции.

Специально подобранные подвижные и спортивные игры (салки, лапта и т.д.) по

упрощенным правилам; упражнения, развивающие способность к выполнению быстрых движений; эстафеты, разнообразные прыжковые упражнения, спринтерский бег от 20 до 120 м с различной интенсивностью, разнообразные упражнения, направленные  на общефизическую подготовку. Участие в соревнованиях в беге на 60,100.300м, по ОФП.

Метание мяча:

 подводящие  и подготовительные упражнения для рук, имитация отведения руки в метании, правильные движения рук в сочетании с шагами разбега, техника финального усилия (выполнение без мячей, с мячами). Метание с места в цель, с 3х шагов  разбега . Метание камней, т/мячей, броски набивного мяча. Медленный бег, кроссовый, подвижные игры, эстафеты, спортивные игры,  гимнастика. Упражнения для развития силы всех мышечных групп, направленные на развитие подвижности в плечевом, локтевом, тазобедренном суставах.

Прыжки в длину с места и разбега :

Прыжки с места. Специальные прыжковые и беговые упражнения. Прыжки в «шаге» на толчковую ногу, на маховую ногу, с 3х,5ти,10ти шагов. Прыжки с отталкиванием от препятствия высотой 20-30 см(гимнастический мостик).Прыжки через препятствие высотой 50-60 см с разбега. Прыжки с приземлением на две ноги, начало разбега с одной и той же ноги. Различные прыжки в длину с акцентом на толчковую, маховую ногу, многоскоки, прыжки  через скамейку. Спринтерский бег на отрезках 20,30,40,60м с высокого старта. Кроссовый бег. Подвижные, спортивные игры.

  1. ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 1,2,3-го г .о.

Обучение технике бега по прямой и по повороту; обучение технике низкого старта и стартового разбега,  обучение технике бега при выходе с поворота на прямую: обучение финишированию; воспитание скоростных,  скоростно-силовых и силовых качеств, специальной выносливости спринтера; приобретение соревновательного опыта.    Овладение основами техники прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги». Обучение технике ритма разбега в сочетании с отталкиванием и движением в полете. Обучение технике приземления. Развитие физических качеств: быстроты, гибкости, скоростно-силовых качеств, общей выносливости, укрепление опорно-двигательного аппарата, координации движения. Освоение техники метания мяча с полного разбега , финального усилия.

Спринтерский бег: Бег с высокого, низкого стартов, бег сходу. Беговые и прыжковые упражнения в обычных и облегченных  условиях. Стартовые упражнения, старт с ходьбы или медленного бега; старт с опорой на одну руку; бег с низкого старта в затрудненных и облегченных условиях: упражнения развивающие способность к выполнению быстрых движений.

Разнообразные прыжки, прыжковые упражнения; специальные беговые упражнения; спринтерский бег с различной интенсивностью от 20 до 300м; упражнения с отягощениями и на тренажерах; эстафеты, старт и стартовые упражнения; бег с  переменой темпа движений. Подвижные и спортивные игры. Кроссовый бег.

Прыжки в длину с разбега:  

прыжковые  упражнения: прыжки с ноги на ногу в «шаге» сериями на месте и с продвижением вперед. Прыжки по матам для укрепления мышц стопы, голени,  задней поверхности бедра, спины, живота. Кроссовый бег, подвижные, спортивные игры.

Метание мяча:

 Совершенствование техники метания мяча -метание мяча на дальность. Броски набивного мяча(серийное выполнение). Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса, позвоночника, упражнения на гимнастических снарядах, на тренажерах.

БЕГ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ(для всех возрастных групп)

СПРИНТЕРСКИЙ БЕГ 100,200,400м,

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ:

Совершенствование техники бега; исправление индивидуальных технических

ошибок, совершенствование скоростных возможностей, воспитание скоростно-силовых и силовых качеств, специальной выносливости спринтера; приобретение соревновательного опыта.

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

Спринтерский бег(на контролируемых скоростях).Стартовые упражнения,  старт с ходьбы или медленного бега, старт с падения, старты с опорой на одну руку; бег с низкого старта в затрудненных и облегченных условиях

(с партнером отягощениями), имитация работы рук.

Просмотр кинокольцовок и техники бега сильнейших спортсменов. Разнообразные прыжки и прыжковые упражнения , специальные беговые упражнения; Спринтерский бег с различной интенсивностью от 20 до 300м. Упражнения с отягощениями и на тренажерах; эстафеты, старт и стартовые упражнения; бег сходу, с  переменой темпа движений. Подвижные и спортивные игры. Кроссы. Спринтерский бег, прыжковые и беговые упражнения в облегченных и затрудненных условиях(бег в гору 30-40~гр.; бег по песку, по снегу, против ветра, бег с отягощениями (1,5-2.5 кг) на голенях,  бег с отягощением на поясе 2-5 кг, бег с использованием искусственной тяги (7-8-кг. и т.д.); упражнения типа «спрыгивание -выпрыгивание»; прыжки в длину с укороченного разбега; упражнения с н/мячом,  броски вперед и через голову и т.д.; участие в соревнованиях в беге на 60,100,200,300,400м.эстафетах 4х100м,4×400м.

БЕГ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ(для всех возрастных групп)

800м,1500м

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ:

Создание правильного представления о технике бега. Определение индивидуальных особенностей в технике бега занимающихся. Изучение и совершенствование техники и тактики бега на  средние дистанции. Ознакомление и обучение технике бега по прямой. бега на виражах(входа в поворот, бега по повороту и выходе с него). Обучение технике стартового разбега. Обучение технике старта применяемого в основном в беге на 800 и  500м.Обучение техники с изменением ритма и скорости бега. Обучениие тактическим вариантам в беге по дистанции.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ:

Развитие общей выносливости и специальной  выносливости. Развитие  скоростно — силовых качеств, подвижности, Воспитание морально-волевых качеств.

Основным средством тренировки является равномерный кросс до 45 минут, I часа .

Занятия другими видами л/атлетики (прыжки в длину, метания ). Занятия другими видами спорта подвижные  и спортивные игры ( борьба за мяч, русская лапта, баскет6ол, футбол, регби и др.).плавание. Комплекс упражнений направленных на развитие  физических качеств (упражнения с набивными мячами,  для мышц живота, различные упражнения в парах и групповые и т.д.) Участие в соревнованиях.

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ И ТАКТИКЕ БЕГА:

Многократное (серийное) выполнение подводящих и специальных беговых

 упражнений(6ег с высоким подниманием бедра, семенящий бег, бег с захлестыванием голени назад. бег на прямых ногах, бег прыжками в «шаге»). Имитация работы рук в основной стойке. Бег по прямой в медленном и среднем темнее на отрезках 50-150м, акцентируя внимание на постановку стопы с наружной части, сохраняя правильную осанку .Бег по прямой с входом в вираж на отрезках до 100 м. Бег по виражу с выходом на прямую. Групповой бег или бег в парах с высокого старта с последующим выходом на первую дорожку на отрезках до 150м. Бег с высокого старта на отрезках до 50 м самостоятельно и под команду, Бег на отрезках oт 60-120 м с переключением на финишное ускорение.

Различные прыжковые упражнения на одной ноге, с  сопротивлением партнера   прыжки в глубину,  прыжки с ноги на ногу, на двух ногах и различные прыжки на лестнице.).

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ  ТРЕНИРОВКИ:

Повторный бег на средних и длинных отрезках; повторный бег на отрезках 100,120-150,300м в полсилы. Повторный бег на отрезках до 600,1000м с изменением ритма и скорости бега: переменный бег на отрезках по стадиону и на местности с  заданным темпом. Темповой бег; бег в гору; контрольный бег.

Повторный бег на отрезках до 1500м в условиях манежа; повторный бег на отрезках до 300м с изменением ритма и скорости бега; переменный бег на отрезках по стадиону и на местности с заданным темпом.

IV. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к проведению практических (учебно-тренировочных) занятий, теоретических, воспитательной работы и восстановительных мероприятий.

      Весь учебный материал, предусмотренный программой, распределяется по годам обучения в определенной последовательности в соответствии с возрастом занимающихся и избранной спортивной специализацией.  Учебно-тренировочная работа проводится в форме теоретических и практических занятий.

  1. Спортивно-оздоровительная подготовка 1-2  года обучения

      Осуществляя планирование и подбор средств, для каждого тренировочного занятия необходимо исходить из конкретных задач определенного этапа многолетней подготовки и определенного периода годичного цикла.

       На этапе  подготовки главной практической задачей является формирование стойкого интереса к занятиям легкой атлетикой и укрепления здоровья учащихся.

      Значительный отсев из группы спортивно-оздоровительной подготовки часто связан с монотонностью и однообразием занятий. Поэтому на данном этапе необходимо включать в занятия упражнения для повышения эмоциональности. Подвижные игры, эстафетный бег, спортивные игры, гимнастические и акробатические упражнения должны занимать 40% общего объёма тренировки по времени, что одновременно решает и задачи ОФП. Кроме того, следует выделять и целиком игровые дни в зале или на стадионе.

      Большое внимание на этапе спортивно-оздоровительной подготовки должно отводиться бегу, который является основой остальных легкоатлетических видов. Обучение свободным, широким беговым шагам на контролируемых скоростях позволяет в дальнейшем быстрее овладеть ритмом прыжков и метаний, повышает выносливость, скорость и силу нижних конечностей.

      При решении задач обучения техники видов легкой атлетики основное внимание уделяется созданию хорошей двигательной школы, где главное не отработка индивидуальных деталей, а овладение основой движения. При этом обучение должно быть всегда без изменений индивидуализации.

      Важной составляющей на этапе подготовки является воспитание способности переносить значительные физические и психические нагрузки, что достигается специально подобранными комплексами круговой тренировки, системой соревнований и контрольных испытаний.  Объёмная, невысокой интенсивности тренировка способствует развитию выносливости и повышению физической работоспособности. С этой целью используются кроссы, марш-броски, спортивные игры, серийное выполнение прыжковых, бросковых и скоростно-силовых упражнений.

      Рекомендуемая схема направленности тренировочных занятий при 3-х разовых тренировках :

  1. Развитие быстроты, координации движений и гибкости.
  2. Обучение основам техники, скоростно-силовая подготовка.
  3. Обучение основам техники, развитие общей выносливости.

      В период подготовки к соревнованиям в заключительной тренировке недели задача развития общей выносливости заменяется развитием быстроты.

     При 4-х разовых тренировках;

     Подготовительный период:

  1. Обучение основам техники, развитие быстроты.
  2. Развитие  координации движений, ловкости  и гибкости.
  3. Обучение основам техники, скоростно-силовая подготовка.
  1. Развитие общей выносливости, скоростно-силовая подготовка.

Соревновательный период:

  1. Обучение основам техники, развитие быстроты.
  2. Скоростно-силовая подготовка.
  3. Обучение основам техники, скоростно-силовая подготовка.
  4. Развитие  координации движений.
  1. Многоборная подготовка – НП 1-3 г.о и УТГ 1-4 г.о.

      УТГ-I и II года обучения — этап многоборной подготовки, цель которого заключается в разносторонней подготовке спортсменов в группе видов легкой атлетике и их дальнейший отбор для специализации в отдельных видах.

       На этом этапе, исключив форсирование, однообразие и скуку в тренировочном процессе и развивая интерес у юных спортсменов к специализации — происходит переориентация целевой установки занимающихся на достижение высоких спортивных результатов.

      Разнообразные тренировки с применением широкого круга средств, не только легкой атлетики, но и других видов спорта: спортивных игр, акробатики, гимнастики, и использование на протяжении всех этапов подготовки соревновательно-игрового метода, способствуют созданию хорошей двигательной школы. На этом этапе продолжается работа по воспитанию у юных легкоатлетов естественности и непринужденности всех движений.

      На этом этапе юные легкоатлеты начинают изучать технику видов легкой атлетики: прыжки в длину, прыжки в высоту, бега и метания теннисного мяча. Начинают знакомиться с основами техники барьерного бега.

       В тренировочный период использовать метод целостного обучения движению, обращать внимание на положение головы, стопы, кисти — они определяют движение. Ставить задачи с разными установками и переключениями, что исключает монотонность в обучении.

      Увеличивать количество прыжков в высоту, длину с короткого и среднего разбега.

      Обучение толканию и метаниям с облегченными снарядами. Основной акцент на обучение финальному усилию.

     Обучение барьерному бегу, используя барьер высотой 50 см., барьер с натянутой резиной, скамейками, во избежание травматизма.

      При обучении юных спортсменов технике барьерного бега следует заострить внимание на трактовку деления на фазы преодоления барьера: подготовка к преодолению барьера, атака и переход барьера, сход с барьера.

Такие термины как «отталкивание» и «атака на барьер», присутствующие в литературе, здесь не приемлемы, так как они дают неверную ориентировку на атаку барьера, создавая представление у новичков, как о выполнении какого-то прыжка. Прыжка ни в коем случае быть не должно. Нога снимается с опоры активным движением бедра. Следующий момент – фаза подготовки к атаке барьера, от которой зависит ритмовая структура бега между барьерами. Она заключается в более быстрой постановке толчковой ноги на опору за счет сокращения длины последнего шага.

     ОФП и СФП — увеличить объём специальных упражнений, обращая внимание на отработку отдельных элементов упражнений. Продолжается дальнейшее развитие физических качеств: быстроты и скоростно-силовых качеств: ловкости, гибкости и координации движений. В беговой подготовке- старты из различных и.п., на выбывание, эстафеты, отрезки от 30 до 150 м. Во всех видах подготовки- большое разнообразие средств от легкой атлетики до средств других видов спорта. Повышение силового потенциала начинается в упражнениях с преодолением тяжести средств веса, упражнения в висе, у опоры, акробатические упражнения, упражнения с набивными мячами, дисками от штанги, упражнения прыжкового характера, прыжки с амортизатором. Использование тренажеров, преимущественно общего типа для развития мышечной системы. Применяется игровой метод.

Теоретические занятия проводятся в форме бесед и лекций с демонстрацией наглядных пособий. Для учащихся групп спортивно-оздоровительной подготовки и групп начальной подготовки  теоретический материал следует преподносить в популярной и доступной форме в виде 10-15 минутных групповых и индивидуальных бесед, широко применять наглядные пособия, по возможности учебные фильмы. Следует давать задания по самостоятельному чтению популярной и специальной литературы по легкой атлетике.

                                   Спринтерский бег 100,200,400 м.

     Бег на короткие дистанции следует рассматривать как целостное упражнение, в котором выделяются отдельные фазы: положение бегуна на старте (старт), стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование. От правильного выполнения отдельных элементов в значительной степени зависит эффективность выполнения всего упражнения. Для этого в тренировке спринтеров используются специальные упражнения. Однако, необходимо следить за тем, чтобы они не привели к потере естественности бега, легкости и свободы движения.

      Этап УТГ 3-4 г. обучения  характеризуется замедлением темпов развития быстроты, дальнейший прирост результатов в спринтерском беге может идти лишь за счет развития скоростно-силовых качеств, а несколько позднее за счет развития анаэробных возможностей. Поэтому время, отводимое непосредственно на спринтерский бег не должно превышать 10-15% от общего времени тренировки. Преобладающими, в общем объёме тренировочных средств должны быть скоростно-силовые и силовые упражнения с преимущественной направленностью на развитие силы группы мышц, играющих решающую роль в спринтерском беге (мышц, обеспечивающих мощное отталкивание бегуна от грунта и вынесение бедра маховой ноги вперед-вверх). При этом упражнения без отягощений должны следовать за упражнениями с отягощениями через промежуток времени, который обеспечит наибольшую быстроту их выполнения, т.е. в фазе повышенной работоспособности.

       При планировании подготовки юных спринтеров в годичном цикле необходимо помнить следующие общие замечания:

  1. Работу над техникой, быстротой движений и скоростью бега целесообразно проводить на протяжении всех периодов тренировки.
  2. бежать с максимальной скоростью следует только после того, как установится стабильная техника (циклы: вхождение в форму и соревновательный). В остальное время следует бежать со скоростью 60-90% от максимальной.
  3. Главная задача подготовительного периода зимнего этапа — повышение абсолютной скорости, летнего- скорости и скоростной выносливости.
  4. Тренировочные занятия и недельные циклы с максимальным объёмом должны применяться в конце подготовительного периода.
  5. Тренировочные занятия и недельные циклы с максимальной интенсивностью должны применяться в соревновательном периоде, через неделю или две после того, как объём начнет снижаться.

                                        Прыжки в длину,  тройной.

      Прыжок в длину и прыжок тройной характеризуется выполнением максимально быстрых движений с преодолением значительных внешних сопротивлений. Спортивный результат в этих видах, прежде всего, зависит от уровня развития скоростно-силовых качеств. Другими ведущими качествами прыгуна являются: сила, быстрота, гибкость, ловкость и координация движений. Развитие этих качеств, равно как и совершенствование функциональных возможностей организма достигается только многократным повторением физических упражнений.

      При выполнении общеразвивающих упражнений обращать внимание на широкую амплитуду и свободу движений в сочетании с глубоким, естественным и ритмичным дыханием.

      Специальные упражнения состоят из одного или нескольких элементов основного упражнения. Их целесообразно повторять в определенном ритмическом рисунке, с точными акцентами в напряжении и расслаблении мышц.

      Упражнения для овладения техникой прыжков должны быть направлены на: повышение скорости разбега и достижение его стабильности, сохранение активности бега и контакта с дорожкой на последних шагах разбега, повышение активности действий в отталкивании и уменьшение упора при постановке  ноги, достижение равновесия в полете при увеличении активности движения плечевого пояса, маховые движения рук и ног в отталкивании, свободу и широкую амплитуду в движении рук и ног, совершенствование движений в полете.

      Для установления определенной последовательности по принципу от простого к сложному следует ориентироваться в тренировке на число беговых шагов в разбеге. По мере увеличения длины и скорости разбега выполнение отталкивания усложняется, поэтому при появлении значительных ошибок в отталкивании, напряжении, скованности в движениях и искажении ритма прыжка лучше упрощать условия, сокращать длину разбега, подбирать специальные упражнения для исправления недостатков.

      При обучении разбегу много внимания следует уделять овладению занимающимися свободным и быстрым бегом на различных отрезках от 10 до 60 м с высокого старта, а также с плавным началом, но с ускорением. Прогресс результатов в прыжках связан с постепенным увеличением скорости разбега и наименьшей величиной потерь этой скорости в момент вылета. Поэтому большое значение имеет сила мышц- сгибателей бедра, что необходимо учитывать в процессе силовой подготовки прыгунов.

      Тренировка прыгунов в длину и тройным должна включать в себя общую прыжковую подготовку, направленную на развитие скоростно-силовых качеств, особенно в подготовительном периоде годичного цикла. Целесообразно в занятиях отводить время на акробатические упражнения, специальные силовую гимнастику для мышц ног, рук, туловища с использованием малых отягощений (до 30% от собственного веса).

      Объём нагрузки на протяжение спортивного сезона распределяется сравнительно равномерно. Основные средства тренировки используются круглогодично, с небольшим изменением их удельного веса в связи с разными периодами и задачами. В общеподготовительном периоде закладывается фундамент общефизической и технической подготовленности. Развиваются взрывная сила, быстрота, гибкость, беговой ритм.

       В специально-подготовительном периоде увеличивается количество прыжков в длину и длина с разбега, а в силовых упражнениях большее место отводится упражнениям с выпрыгиваниями.

      В соревновательный период большое внимание уделяется беговой подготовке (спринт), совершенствованию ритма разбега и технике прыжка.

                       Метания

      Подготовка метателей является последовательным процессом развития совершенствования двигательно-координационных способностей спортсмена, его физических, функциональных и морально-волевых качеств. Поскольку метания представляют собой упражнения со сложнокоординационной структурой, овладение техникой метаний, является главным, направляющим звеном в этом процессе.

      Трудность обучения технике легкоатлетических метаний состоит в том, что сложные по своей структуре движения ограничены краткостью времени их выполнения и необходимостью преодоления веса снаряда. Поэтому в планировании и подборе средств основным принципом становится принцип единства технической и физической подготовки. Недостаточная физическая подготовленность метателей становится причиной целого ряда ошибок: нарушается ритм, теряется связь между предварительным разгоном и финальным усилием, недостаточно обгоняется снаряд,  финальное усилие выполняется с уменьшением скорости и т.д. Однако, необходимо помнить, что физическая подготовка, как она ни необходима, подчинена технической. Упражнения для развития физических качеств должны преследовать цель совершенствования гибкости и носить в то же время скоростно-силовой характер.

      Следующим важным принципом в подготовке метателей является принцип ведущего звена — элемента движения определяющего и характеризующего двигательное действие. В метаниях такими звеньями являются — финальное усилие, сочетание предварительного усилия и специфический ритм.

     Обучение технике следует начинать с главного элемента- финального усилия, выполняя метание с легким снарядом и имитируя движение и лишь затем переходить к изучению разбега. Однако для метания копья это правило не совсем подходит. В этом виде нужно несколько раньше включать в занятия метание с нескольких шагов разбега, добиваясь у учащихся ощущения твердой опоры под ногами. Метанию копья следует начинать обучать со вспомогательных снарядов — теннисного мяча, камней, легких ядер (менее 500 гр.)

      Принцип постепенности — находит своё отражение ни только в обучении технике от простого к сложному, но и в последовательности перехода от одних снарядов к другим (по весу), в зависимости от возраста и физической подготовленности занимающихся, что позволит избежать грубых ошибок в технике.

Тренер-преподаватель обязан:

 -тщательно готовиться к занятиям;

-следить за состоянием и подготовкой мест занятий и оборудования и инвентаря, за одеждой и обувью занимающихся;

-учитывать условия погоды, температуру воздуха, состояние грунта, не допускать переохлаждения и перегревания занимающихся;

-учитывать индивидуальные особенности занимающихся.

Для того  чтобы обучение было воспитывающим,  необходимо обеспечить соответствующее содержание учебного материала, правильную методику и

организацию учебного процесса.

В основу принципов обучения должны  быть положены основные принципы педагогики: сознательность, активность, наглядность, систематичность, доступность.

Только на основе этих принципов можно воспитывать у учащихся необходимые знания, умения, двигательные навыки и развить у них физические качества быстроты, силы, ловкости и выносливости.

Весь процесс обучения и воспитания должен быть направлен также на воспитание у учеников необходимых морально-волевых качеств  таких как: воля, смелость, решительность, настойчивость, стойкость и др.

При проведении занятий по отдельным видам легкой атлетики тренеры —

преподаватели должны соблюдать   правила безопасности  :

во время занятий по бегу на стадионе движения занимающихся должны быть только по часовой стрелкe;

 после выполнения стартов стартовые колодки должны убираться.

При проведении занятий по прыжкам ямы должны быть тщательно подготовлены (наполнены песком, взрыхлены).

С первых же занятий необходимо приучать занимающихся выполнять упражнения только по команде тренера, занимающиеся не должны появляться в секторе возможного попадания снаряда, приучить занимающихся никогда не поворачиваться спиной к месту, из которого производится метание.

Упражнения, направленные  на воспитание  быстроты и  обучение технике легкоатлетических видов должны применяться в начале основной части занятия.

Упражнения по общей физической подготовке должны отвечать специфике избранного вида легкой атлетики. В арсенале используемых упражнений у начинающих спортсменов значительное место должны занимать естественные движения, а также упражнения на укрепление и развитие подвижности связочно-суставного и. мышечного аппарата, выполняемые широкой амплитудой без излишнего напряжения.

Несмотря на специализированную направленность в избранном виде спорта, следует в тренировочном процессе сохранить достаточное разнообразие применяемых средств.

Многолетний учебно-тренировочный процесс может быть успешно осуществлен при условии тщательного учета возрастных особенностей развития ребенка, уровня его подготовленности, специфики избранного вида спорта, особенностей развития физических качеств и формирования двигательных навыков.

Особенности многолетней тренировки юных спортсменов:

1. Необходимость в строгой последовательности преемственности задач, средств и методов тренировки.

2. При подготовке  юных спортсменов важное значение имеет принцип целенапрвленной разносторонней специальной подготовки, без реализации которого невозможно создать предпосылки для достижения высоких спортивных результатов. Успешное решение задачи целенаправленной специальной разносторонней подготовки юных спортсменов по многом зависит от умелого  подбора средств физической подготовки, правильного соотношения общей и  специальной подготовки в процессе многолетних занятий спортом.

3. Строгое соблюдение   постепенности в процессе роста тренировочных  нагрузок. Постепенное  увеличение тренировочных нагрузок способствует улучшению функциональных возможностей и совершенствованию приспособляемости организма спортсмена к выполнению физических упражнений различной продолжительности и интенсивности.

 4. Необходимость одновременного воспитания физических качеств у спортсменов различного возраста. Быстроту, силу, скоростно-силовые качества, выносливость, гибкость, ловкость, необходимо развивать на всех возрастных этапах.

Министерство образования Калининградской области

государственное автономное учреждение

Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Колледж сервиса и туризма»

(ГАУ КО ПО КСТ)

Методические рекомендации

по выполнению практических занятий

по разделу «Лёгкая атлетика»

г. Калининград

2018-2019 учебный год

Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся.

Одобрено:

методическим советом ГАУ КО ПОО КСТ.

Рассмотрено:

на заседании ПЦК физической культуры

председатель ПЦК Алукриева Э.Л.

Составитель: Э.Л. Алукриева, преподаватель ГАУ КО ПОО КСТ

Редакционная коллегия:

Алукриева А.С. – зам. директора ГАУ КО ПОО КСТ

Колганова А.А. – методист УМО ГАУ КО ПОО КСТ

Есина Н.В. – методист УМО ГАУ КО ПОО КСТ

Содержание

1. Пояснительная записка стр.4

2. Бег на короткие дистанции стр.5

2. 1 Методическая последовательность обучения технике низкого старта стр.5

2.2 Дополнительные упражнения для освоения техники низкого старта стр.6

2.3 Методическая последовательность обучения техники стартового

разгона стр.6-7

2.4 Методическая последовательность обучения бегу по дистанции стр.7-8

2.5 Методическая последовательность обучения финишированию стр.8-9

3. Методическая последовательность обучения бегу на средние и

длинные дистанции стр.9

4. Методическая последовательность обучения эстафетному бегу стр.9-10

5. Методическая последовательность обучения метанию гранаты стр.10

6. Методическая последовательность обучения прыжка в длину

способом «согнув ноги» стр.10-11

7. Методическая последовательность обучения прыжку в высоту

с разбега « перешагиванием» стр.11-12

8. Общие положения о проведении соревнований стр.13-14

9. Заключение стр.15

10. Литература стр.16

Пояснительная записка

В предлагаемом пособии реализуется положение о базовых элементах

техники бега, прыжков, метания. Весь учебный материал в пособие

изложен по темам, что дает возможность овладеть и совершенствовать

изучаемые виды.

Легкая атлетика занимает большое место в программе по физическому воспитанию. Объединяет такие физические упражнения, как бег, прыжки, метания.

Бег занимает центральное место в легкой атлетике. С помощью

систематической тренировки в беге можно добиться развития таких

важных качеств, как быстрота, выносливость и др.

На занятиях по физической культуре преподаватель формирует у обучающихся знания о технике спортивных движений, способах двигательных задач. Образовательные задачи будут решаться успешнее в том случае, когда преподаватель совместно с обучающимися рассмотрит двигательное действие, кинематику и динамику частей движения. Необходимым элементом каждого занятия, на котором изучается,

закрепляется и совершенствуется техника основных легкоатлетических

видов, является работа над ошибками.

Для студентов существуют следующие основные виды: бег на короткие

дистанции (100м. и 400м.), бег на средние дистанции (от 500м. до 1000м.),

бег на длинные дистанции(2000м.,3000м.) по пересеченной местности,

эстафетный бег, прыжок в длину способом “согнув ноги”, в высоту способом “перешагивания”, метание гранаты.

2. Тема: Бег на короткие дистанции

Бег на короткие дистанции по интенсивности нервно-мышечного

напряжения и кратковременности работы является типичным

упражнением на быстроту. Правильная техника бега характеризуется

мощным задним толчком, эффективным углом выноса маховой ноги и

отсутствием тормозных усилий при постановке ее на опору несколько впереди линии общего центра тяжести тела. При этом туловище

принимает прямое или несколько наклонное положение, а руки совершают

быстрые и экономные движения. Все указанное выше позволяет бегуну

преодолевать дистанцию свободно и непринужденно на высокой скорости.

На уроках легкой атлетики с техникой бега связаны и другие двигательные действия – прыжки в длину и в высоту с разбега, метание

гранаты с разбега, подвижные игры и эстафеты. Поэтому в первую

очередь необходимо решать задачи обучения технике бега.

2.1 Тема: Методическая последовательность обучения

технике низкого старта

1.Старты из разных положений (из упора присев, наклона вперед, выпада,

из упора лежа и т.д.).

2.Стоя на сильно согнутой толчковой ноге, туловище горизонтально, другая нога (прямая) отведена назад. Руки полусогнуты, одна впереди,

другая сзади. Из этого положения начать бег, сохраняя горизонтальное

положение туловища как можно дольше.

3. Выполнение команд «На старт!» и «Внимание!» без стартовых

колодок. Учитель проверяет правильность принятия стартовых положений

всеми занимающимися и устраняет ошибки, если они обнаружены.

4.Бег с низкого старта без колодок (без сигнала и по сигналу)

5.Установка стартовых колодок. Передняя колодка для сильнейшей

(толчковой ноги) устанавливается на расстоянии 1,5 стопы от линии

старта, а задняя 1-1,5 стопы от передней (или расстоянии длины голени

от передней колодки). Опорная площадка передней колодки наклонена под

углом 45 – 50, задняя 60- 80. По ширине расстояние между колодками обычно равно10-12 см.

6. Выполнение команд «На старт!», «Внимание!», «Марш!».

Выталкивание из стартовых колодок. Движение при выходе со старта

выполняется максимально быстро. Двигательная установка для

обучающихся должна быть направлена не на сильное отталкивание от

колодок, а на быстрое выполнение первого шага.

2.2 Дополнительные упражнения для освоения

техники низкого старта

Упр. 1. Из положения руки в упоре (туловище вертикально) оттолкнуться руками от опоры выполняя ими беговое движение.

Упр. 2. И.п. — стоя на одной ноге в упоре у стенки. Толчковая нога поднята, согнута в колене. По команде резкая смена ног.

Упр.3. И.п. — стоя в упоре у гимнастической стенки на согнутой (толчковой) ноге, разгибание и сгибание опорной ноги в сочетании с движением маховой.

Упр.4. Наклоны туловища в ходьбе. Впереди стоящая нога слегка согнута,

руки опущены. По сигналу учителя резкое движение вперед головой и плечами.

Упр.5. Выпады в ходьбе. Туловище наклонено, голова слегка опущена.

По сигналу учителя быстро перейти на бег.

Упр.6. И.п. стоя, ноги полусогнуты. Руки оттянуты назад партнером. Туловище подается вперед. При отпускании рук быстрый выход в стартовое положение с переходом на бег.

Упр.7. Прыжки в длину с места из положения низкого старта:

а) без колодок; б) с опорой о стартовые колодки;

Упр.8. Старты из разных положений: сидя на полу лицом (спиной) вперед, лежа на животе, лежа на спине головой (или ногами) к линии старта.

Упр.9. Из упора присев выполнить кувырок вперед с переходом в бег по дистанции.

Упр.10. Прыжок в длину с места с последующим мгновенным стартом и бегом по дистанции.

Упр.11.

И.п. полу присед или присед. Бросок мяча вперед с последующим быстрым стартом, пытаясь догнать летящий мяч.

Упр.12. Максимальное давление на стартовые колодки при различных углах в коленном суставе в изометрическом режиме.

2.3 Тема: Методическая последовательность обучения

технике стартового разгона

Упр.1. Выбегание с низкого старта под «воротами», сделанными из веревочки, резиновой ленты или планки для прыжков в высоту.

Упр.2.Выбегание с низкого старта ,с преодолением сопротивления. Партнер

удерживает стартующего резиновой лентой, наложенной на пояс или грудь и пропущенной под мышками бегущего.

Упр.3.Выбегание с низкого старта, преодолевая сопротивление партнера. Партнер упирается прямыми руками в его плечи.

Упр.4. Бег с низкого старта по отметкам с сохранением оптимального

наклона туловища.

Упр.5. Бег с низкого старта через расставленные на первых пяти-шести шагах набивные мячи, с учетом возрастания длины шагов. Мячи устанавливаются на местах, определяющих середину бегового шага. На первом шаге мяч не ставится.

Упр.6. Бег с низкого старта 10-15 м. с сохранением оптимального наклона туловища.

2.4 Тема: Методическая последовательность обучения

технике бега по дистанции

После стартового разгона бегун переходит к бегу по дистанции. Перед

ним стоит важная задача удержать развитую горизонтальную скорость.

Это достигается сохранением длины и частоты шагов.

Упр.1. Ходьба с высоким подниманием бедра. Руки на пояс или опущены

вниз. Туловище прямо (не отклоняется).

Упр.2.Бег с высоким подниманием бедра, сохраняя правильную осанку и выполняя различные указания: а) поднимать бедро выше; б) быстрее опускать и ставить ногу; в) чаще работать бедрами; г ) выше держаться на стопе.

Упр.3.Освоение прямолинейности движения, постановка стоп без разворота носков. Бег по коридору (узкой дорожке) шириной 20-30см., сделанному из резиновой ленты, затем 5см.(стопы ставятся по линии и параллельно).

Упр.4. Бег прыжками с ноги на ногу. Это упр. способствует выработке

широкого шага. Нога в момент отталкивания полностью выпрямляется

во всех суставах, а другая, согнута в коленном суставе выносится

вперед-вверх, туловище слегка наклоняется вперед, руки согнуты

в локтевых суставах и работают так же ,как во время бега.

Упр.5. Бег с высоким подниманием бедра 10-15м. с переходом в бег

по дистанции.

Упр.6. Бег прыжками 10-15м. с переходом в бег по дистанции.

Упр.7. Бег в ровном, спокойном темпе, с постановкой стопы на переднюю

часть, с увеличением скорости по сигналу учителя.

Упр.8. Бег с ускорением (постепенное увеличение скорости).

Упр.9. Бег с быстрым наращиванием скорости и последующим продвижением по инерции.

Упр.10. Бег на время с хода.(20-30м.)

2.5 Тема: Методическая последовательность обучения

финишированию

Основной задачей бегуна при подходе к финишу является сохранение

высокой скорости бега. Для этого следует усилить задний толчок и,

увеличив темп движения рук, на большей частоте преодолеть финишную линию.

Финиширование – это усилие бегуна на последних метрах дистанции.

Финишную линию пробегают с полной скоростью, выполняя на последнем

шаге «бросок» на ленточку грудью.

Упр.1. И.п. стоя в шаге, левая нога впереди, правая сзади, руки опущены

вниз. Выполнять быстрый наклон туловища вперед с отведением рук назад и выставлением правой ноги вперед:

а) без натягивания финишной ленты;

б) с натягиванием финишной ленты;

Упр.2. То же, но стоя в шаге правая нога впереди, левая сзади.

Упр.3. Наклон вперед с отведением рук назад при ходьбе.

Упр.4. Наклон вперед на ленточку с отведением рук назад при медленном

и быстром беге.

Упр.5. Бег на 20-30м. с пробеганием финишной линии, не замедляя

скорости бега.

Упр.6. Бросок на линию грудью вперед небольшими группами по 3-4 человека с ускоряющегося бега.

При обучении финишированию важно приучить обучающихся заканчивать

бег не у линии финиша, а после нее. Для успешного обучения следует

проводить упражнения парами, небольшими группами (3-4 человека),

подбирая обучающихся, равных по силам.

3. Тема: Методическая последовательность обучения бега на

средние и длинные дистанции

Бег на средние дистанции является упражнением преимущественно

на выносливость. Проводится на беговой дорожке и по пересеченной

местности.

Бег на средние и длинные дистанции начинается с высокого старта.

По команде «На старт» обучающиеся подходят к линии старта и занимают наиболее выгодное положение для начала бега. При этом бегун ставит у стартовой линии толчковую ногу, отставляя другую назад на расстоянии одной стопы от пятки впереди стоящей ноги. Противоположная выставленной вперед ноге согнутая рука выносится вперед. По команде «Внимание!» возможна опора рукой, но перед линией старта. Другая рука – сзади. В таком положение бегун ждет команды «Марш!». По команде быстрым отталкиванием ног и сильным взмахом рук

спортсмен начинает бег, делая первый шаг сзади стоящей ногой.

Движение бегуна маховым шагом свободные и непринужденные, без

перенапряжения мышц, вызывающего утомление. При изучении техники

бега обратить внимание на постановку ступней и умение расслаблять

мышцы ног. Шаг бегуна должен быть естественным и удобным.

Финиширование состоит в переходе на более быстрый бег в конце

дистанции за 150-300м. до финиша.

1. Кроссы от 500 до 800м.

2. Повторный и переменный бег в доступном темпе(2х150,3х60,3х200 и т.д.)

3. Соблюдение темпа, задавать темп, увеличение нагрузки.

4. Силовая тренировка.

4. Тема: Методическая последовательность обучения

эстафетному бегу

Командный вид соревнований ,в котором участники поочередно пробегают

Отрезки дистанции, передавая друг другу эстафетную палочку.

Научить технике передачи и приема эстафетной палочки в зоне передачи.

1. Передача эстафетной палочки из правой руки в левую. Обучающиеся

выстраиваются в две шеренги с интервалом 1-1,5м. Вторая шеренга

с эстафетной палочкой в руке. Руки должны находиться в одной

вертикальной плоскости.

2. Передача и прием (в парах), стоя на месте, с имитацией движения рук

как при беге, по команде учителя.

3. То же, но с имитацией движения рук и ног при беге (на месте).

4. Передача с одного шага.

5. Передача и прием в ходьбе, затем в легком беге.

6. Передача и прием эстафетной палочки в свободном темпе, по сигналу

учителя.

7. Постепенное увеличение скорости, передача палочки.

8. Передача и прием палочки в зоне.

5. Тема: Методическая последовательность обучения

метанию гранаты

Метание спортивной гранаты выполняется с места и с разбега. Гранату

захватывают четырьмя пальцами, а свободный мизинец сгибается,

упираясь в основание рукоятки.

Разбег состоит из двух частей: а) предварительной — от старта (и.п.) до

контрольной отметки; б) заключительной – от контрольной отметки до

линии броска. Разбег начинается легким бегом с постепенным ускорением.

1. Ознакомление с техникой метания.

2. Держание гранаты и бросок с места.

3. Изучение финального усилия при бросках с места и с шага левой ногой.

4. Изучение техники бросковых шагов и прихода в исходное положение

для броска.

5. Изучение техники отведения гранаты (на месте, в ходьбе, в легком беге.)

6. Свободный бег с гранатой в руке.

7. Метание гранаты с разбега.

На контрольную отметку обучающийся должен попасть левой ногой (при

метании гранаты правой рукой). В фазе финального усилия вначале включаются мышцы ног, затем туловище и руки.

6. Тема: Методическая последовательность обучения

прыжку в длину способом « согнув ноги»

Дальность прыжка в длину зависит от угла вылета общего центра

массы тела, определяемого действием прыгуна в отталкивании, и

величины скорости полета, во многом зависящей от скорости разбега

перед отталкиванием.

Обучение и последующее совершенствование техники прыжка в

длину обычно сопровождается многократным повторением его элементов

и целостного упражнения.

1.Научить основам техники прыжка в длину с места.

а) И.п. – полу присед, руки отведены назад. Выполнить энергичный мах

руками вперед-вверх с одновременным разгибанием ног и подъемом

на носки.

б) Выполнить прыжок вверх толчком двумя ногами.

в) И.п.- упор присев. Выполнить прыжок вверх с взмахом рук вверх

и приземлением в положение полу приседа руки вперед.

г) Встать на скамейку. И.п. – стойка ноги врозь. Выполнить полу присед с отведением рук назад и не задерживаться, сочетая отталкивание с взмахом рук, прыгнуть со скамейки в положение полу присед, руки вперед.

д) Прыжки в длину с места.

2.Упражнения для овладения техники прыжка в длину с разбега.

а) Прыжки на одной ноге из круга в круг. Круги делаются из гимнастических обручей.

б) Прыжки в шаге с 4 беговых шагов через «ров» шириной 1 м. с мягким

приземлением на две ноги.

в) Прыжки в длину с разбега (6-8 беговых шагов) с преодолением

препятствий (скамейка, скакалка).

г) Прыжки в длину с разбега (6 – 8 беговых шагов).

3. Техника отталкивания и приземления.

а) Прыжки в длину с места толчком одной ногой с приземлением на обе

ноги.

б) То же, но с одного шага. И.п.- маховая нога впереди, толчковая сзади.

в) То же, но с трех шагов.

г) Прыжки в шаге по кружкам, начерченным на земле.

д) Прыжки в шаге, отталкиваясь при медленном беге через один шаг.

е) Прыжки в беге, отталкиваясь при медленном беге через три шага

на четвертый.

ж) Прыжки в длину с короткого разбега.

з) Прыжки в длину с разбега с приземлением в обозначенные зоны.

и) Прыжки в длину со среднего разбега.

к) Прыжки в длину с полного разбега с мягким приземлением.

7. Тема : Методическая последовательность обучения

прыжку в высоту с разбега «перешагиванием»

Начальное обучение прыжкам в высоту целесообразно проводить в зале.

1. Создать правильное представление о технике прыжка.

2. Имитация упрощенной техники преодоления планки (резиновой ленты).

Перешагивание выполнять не в сторону, а по ходу движения.

3. Отталкивание вверх – вперед и махом вдоль планки. Приземление на

толчковую ногу.

4. Выполнить имитацию в шаге.

5. Отталкивание с 3 шагов.

6. Прыжок в высоту с упрощенной техникой преодоление планки с 5 шагов.

7. Освоение ритма трех последних шагов разбега.

8. Подбор разбега каждому ученику.

При обучении технике следует использовать разметку направления разбега,

мест отталкивания и приземления. Она дает возможность правильно

ориентироваться не только в направление разбега, но и в выполнение маховых движений.

8. Тема : Общие положения о проведении соревнований

Соревнования по легкой атлетике проводятся на открытом воздухе (стадион, шоссе, лесной массив) и в закрытых помещениях (спортивные манежи, залы). По характеру соревнования подразделяются на личные, командные и лично-командные. Личные соревнования определяют победителей и призеров в личном первенстве, а также занимаемые места всеми остальными участниками. Командные соревнования определяют победителей в командной борьбе, не выявляя личного первенства, также определяют места, занимаемые всеми остальными командами. Лично-командные соревнования соединяют два предыдущих, определяя и личное, и командное первенство.

По значению соревнования могут быть кубковые, первенства, чемпионаты. Кубковые соревнования определяют победителя и награждают его переходящим кубком, проводятся ежегодно или через год. Чемпионом в каком- либо виде спорта можно стать на чемпионате соответствующих соревнований. Говоря о ранге соревнований, условно можно выделить четыре уровня: высший, первый, второй и третий.

Соревнования бывают следующих видов:

  • основные — соревнования по видам легкой атлетики, где происходит распределение мест;

  •  квалификационные — соревнования по видам легкой атлетики проводятся с целью отбора на основные соревнования;

  • классификационные — соревнования проводятся обычно в конце сезона, с целью определения спортивного уровня спортсменов;

  •  разрядные — соревнования спортсменов определенных разрядов, где младшие разряды могут участвовать, а высшие разряды не участвуют;

  •  с «уравниванием» цель соревнований — уравнять силы спортсменов или команд, давая фору слабейшим командам (по возрасту, разрядности и т. д.), проводятся обычно в средних школах для поднятия интереса к спорту и развития здорового спортивного азарта;

  •  отборочные (контрольные) — соревнования проводятся с целью отбора спортсменов в состав сборной команды или для контроля за уровнем их подготовленности;

  •  заочные — соревнования проводятся одновременно в разных городах, после чего определяются места по количеству набранных очков;

  •  открытые — соревнования проводятся для всех желающих, необходим только допуск от врача;

  •  отдельные или видовые — соревнования проводятся по одному виду или по группе однородных видов легкоатлетического спорта («День бегуна», «День прыгуна», «День марафона» и т. д.);

  •  матчевые встречи — соревнования проводятся между командами для определения сильнейшей.

Все соревнования независимо от характера и вида должны быть включены в календарь соревнований. Соревнования, не включенные с календарь соревнований соответствующих организаций, не могут проводиться и финансироваться. Принцип составления календаря соревнований — сверху вниз, то есть должна соблюдаться субординация, сначала вышестоящая организация составляет свой календарь, затем нижестоящая, и так далее до низового коллектива. Время проведения соревнований нижестоящих организаций, не должно совпадать со временем проведения вышестоящих соревнований. Соревнованиям вышестоящих организаций должны предшествовать соревнования нижестоящих с целью составления сборных команд (например, первенству России должны зональные, региональные соревнования, а в свою очередь этим соревнованиям — первенства областей, далее — городов, коллективов).

Все соревнования проводятся согласно положению, составленному и утвержденному соответствующей организацией. Положение — основной документ соревнований, которым руководствуется судейская коллегия для их проведения. Изменить положение, внести добавки или поправки может только главная судейская коллегия совместно с представителем организации, проводящей соревнования, и представителями команд.

Организации, проводящие соревнования по легкой атлетике, обязаны выслать положения участвующим командам (организациям) в сроки, обеспечивающие необходимую подготовку к данному соревнованию.

Заключение

Данное пособие написано в соответствии с программой курса по легкой атлетике. Легкая атлетика – вид спорта, объединяющий упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метаниях и составленных из этих видов многоборьях. В учебном заведении легкая атлетика является составной частью учебных программ физического воспитания учащихся образовательных учреждений различного типа. Специалистов физической культуры привлекает разностороннее воздействие двигательной деятельности в легкой атлетике на организм занимающихся, на повышение их функциональных возможностей и на комплексное развитие физических качеств. Легкоатлетические упражнения оказывают весьма разностороннее влияние на организм человека. Они развивают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность в суставах.

Позволяют приобрести широкий круг двигательных навыков, способствуют воспитанию волевых качеств.

Учебно-воспитательный процесс на уроках легкой атлетики дает возможность педагогам активно воздействовать на нравственность обучающихся, воспитывать этику поведения, взаимоотношения в коллективе, нравственные качества.

Вопросы физического развития, овладение разнообразными двигательными навыками и вопросы воспитания личности решаются в системе оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Эти задачи отражаются в данном пособии, основные задачи могут дополняться частными задачами, которые их конкретизируют и уточняют.

Литература

1. Аракелян Е.Е., В.П.Филин, А.В.Коробов, А.В.Левченко — Бег на короткие дистанции (спринт). – М.: Инфра-М.: 2012.

2. Богданов Г.П. Уроки физической культуры в 9-10 классах средней школы. — М.: Просвещение, 2017.

3. Валик Б.В. Развитие скоростно-силовых качеств. В книге: Легкая атлетика для юношей. М., «Физкультура и спорт», 2013.

4. А. В. Коробов — Школа легкой атлетики — 2 изд., М., 2015.

5. Семенов В.П. Методика преподавания легкой атлетики в школе // Лекция для студентов институтов физической культуры. — Смоленск, 2016.

6. Холодов Ж.К. и др. Легкая атлетика в школе: Пособие для учителя / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. — М.: Просвещение, 2016.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство для работы с кадрами
  • Как зарегистрироваться в контакте пошаговая инструкция
  • Реле контроля фаз rm22tr33 руководство
  • Ордан инструкция по применению для растений
  • Руководство к решению задач по математическому анализу запорожец скачать