Правильное руководство состоит в

Ключевые обязанности руководителя по организации эффективного управления

Фото Ольги Панковой, Кублог

В работе руководителя любого уровня можно выделить такие функции, как:

  • управление подчиненными: все действия, которые руководитель должен предпринять для того, чтобы сотрудники правильно выполнили весь необходимый объем работ;
  • взаимодействие с компанией: встречи, собрания, совещания и переписка с коллегами и вышестоящими руководителями;
  • производство результата: все действия руководителя, которые не связаны ни с управлением подчиненными, ни с взаимодействием с компанией, когда он работает в качестве скорее менеджера-специалиста, пусть и высококвалифицированного;
  • осмысление: анализ и синтез информации, необходимой для выработки эффективных управленческих решений.

Как должно распределяться время руководителя между производством результата и остальными зонами ответственности? Это зависит от следующих факторов:

  • Специфика работы. Если работа носит узкоспециальный характер (например, вы являетесь руководителем научного направления и у вас два лаборанта-помощника), то вам придется более всего заниматься производством результата. Если работа требует тех уникальных знаний/умений, которых нет ни у кого другого, то и заниматься вам суждено более работой, чем управлением как таковым. При этом, поскольку именно вы отвечаете за квалификацию ваших подчиненных, есть смысл обучить их тому, что вам приходится делать.
  • Уровень корпоративной иерархии. Чем ниже ваш уровень, тем больше вам предстоит заниматься производством результата. Проблема же в том, что и по мере своего продвижения по служебной лестнице и укрупнения задач руководители сохраняют эту вредную привычку.
  • Сила власти. Чем слабее ваша власть, тем больше вам работать; ваш удел — производство результата.
  • Квалификация подчиненных. Чем ниже их профессиональный уровень, тем больше вам работать.
  • Мотивированность подчиненных. Чем менее подчиненные заинтересованы в результатах работы, тем больше работы придется делать самому руководителю.

Если искомые обязанности представить в виде перечня, то он будет выглядеть так.

  1. Постановка задачи и организация выполнения.
  2. Распределение обязанностей.
  3. Обеспечение взаимодействия.
  4. Выстраивание межличностных взаимоотношений.
  5. Анализ результатов.
  6. Аудит эффективности процессов.

Рассмотрим каждый из пунктов подробно.

1. Обязанность «Организация выполнения»

Хорошая работа начинается с тщательной организации. Если вы хотите, чтобы работа была выполнена с должным качеством и в необходимые сроки, необходимо уделить самое пристальное внимание именно организации этого процесса.

Мы должны провести декомпозицию нашей задачи до уровня простейших рабочих заданий, при этом учесть целый ряд условий — от уровня квалификации подчиненных до приоритетности конкретной задачи в рамках общего поля.

Нам также необходимо определиться с приоритетами, оптимальной последовательностью выполнения работ, выстроить график и отметить на нем как необходимые места контроля, так и точки для принятия решения об уточнении дальнейшего хода работ. Возможно, характер задачи предполагает уместность оценки внутренних/внешних рисков и разработку соответствующих профилактических либо реактивных мероприятий.

Все эти процедуры должны быть согласованы как с содержанием самой задачи, так и со сроками ее выполнения. В противном случае после быстрого старта участники начинают спотыкаться о неучтенные препятствия, что резко замедляет ход выполнения задачи. Недостаток планирования в этой области также может привести к тому, что часть важных составляющих не исполняется вовсе или о них вспоминают в последний момент. В итоге задачи решаются долго, дорого и некачественно.

Если же поступать не так, как принято, а так, как правильно, то время, затраченное на организацию выполнения, многократно окупается управляемостью процесса, оптимальностью использования ресурсов структуры и качеством самой работы.

Если у вас нет времени на качественную организацию работы, то вы находитесь в очередной «самозатягивающейся петле», пытаясь сделать за счет скорости то, что следует решать посредством изменения подхода. Конечно, для этого вначале потребуется инвестировать дополнительное время, которого и так не хватает. Но иначе этот замкнутый на первый взгляд круг никак не разорвать.

Хорошо организованная работа выполняется быстро, интенсивно и… незаметно. В свою очередь, крики и суета свидетельствуют скорее не об энтузиазме подчиненных, а о низком качестве управления.

2. Обязанность «Распределение обязанностей»

Эта часть работы руководителя наиболее понятна по своему содержанию. Одной из причин перегрузки руководителей как и является тот факт, что руководитель не распределяет обязанности.

Кроме того, нельзя обязывать, не оговаривая права. Те или иные полномочия оговорены в должностных инструкциях, но полномочия конкретного сотрудника в рамках выполнения актуального задания в стандартном регламенте содержаться не могут. Не стоит также надеяться на то, что подчиненный, взяв за основу перечень своих служебных обязанностей, самостоятельно определит набор своих полномочий в рамках конкретной работы.

Вывод: если вы не уделили достаточного внимания постановке задачи и организации выполнения, то у вас практически нет шансов адекватно распределить работу между подчиненными. Попадая в эту ситуацию, руководитель интуитивно выбирает одну из двух моделей.

  • Модель 1. Основная часть работы выполняется самостоятельно, подчиненных работают исключительно в режиме «подай—принеси». Если не получается все выполнить самому, боремся за сокращение объема работ, расширение штата, улучшение мотивации, набор хороших подчиненных.
  • Модель 2. «Перебрасываем» подчиненным работу в том виде, как есть, при этом понимая, что в результате все окажется совсем не так, как надо. Когда предчувствия сбываются, боремся за сокращение объема работ, расширение штата, улучшение мотивации, набор «хороших» подчиненных.

3. Обязанность «Обеспечение взаимодействия»

Как бы тщательно вы все ни организовали, на пути к цели обязательно появятся некие препятствия, неучтенные на предварительной стадии или новые факторы. Все они требуют рассмотрения, дополнительной информации, а то и внесения коррекций в изначальную диспозицию.

Ранее распределенные полномочия не могут учитывать неизвестное, а право самостоятельно решать вновь возникающие вопросы может быть делегировано только проверенным и надежным. Поэтому сотрудникам необходим периодический контакт с руководителем.

Кроме того, вашим подчиненным необходимо взаимодействовать со своими коллегами на «горизонтальном» уровне как внутри своей структуры, так и с выходом на другие подразделения.

Если ваши подчиненные обладают высоким уровнем исполнительской дисциплины задача несколько упрощается. По завершении процесса распределения обязанностей достаточно договориться о том, что при столкновении с любым препятствием и/или неожиданным фактором они немедленно сигнализируют об этом вам. Но и об этом надо не забыть договориться.

Также необходимо помнить о том, что любую работу необходимо контролировать — даже ту, при выполнении которой изначально не возникает неожиданностей и не требуется совместных действий. Если же руководитель склонен этим пренебрегать, то конечный или промежуточный результат может попросту отсутствовать, даже по самым объективным причинам. Методы и интенсивность контроля зависят от квалификации и дисциплинированности подчиненных, а кроме того — от характеристик поставленной задачи.

4. Обязанность «Выстраивание межличностных взаимоотношений»

В зависимости от целей и характера задач, стоящих перед компанией, тот или иной тип взаимоотношений в коллективе может быть как хорошим, так и плохим. Параметр этот относительный и зависит от того, насколько эти отношения способствуют эффективной работе. Поэтому ошибкой является стремление к некоему мифическому хорошему климату в коллективе. Пожалуй, еще большей ошибкой было бы считать, что чем лучше взаимоотношения, тем эффективнее будет идти работа.

Почему же у нас зачастую возникает подобная иллюзия? Считается, что если сотрудники находятся между собой в хороших отношениях, то они легко будут общаться по рабочим вопросам, спокойно и конструктивно договариваться по спорным моментам, в коллективе не будет ссор и сплетен, всем будет приятно и радостно работать, люди будут меньше уставать, и никто не захочет увольняться. Однако в коллективах, где складывается подобный стиль отношений, неизбежно возникают дополнительные факторы:

  • снижается взаимная требовательность.
  • взаимные обязательства становятся более значимыми, чем перед компанией и непосредственным руководителем.
  • информация скрывается от руководителя, а если руководитель является частью «содружества», то — от вышестоящих инстанций (организаций).
  • процветает круговая порука.

Мы вовсе не хотим сказать, что отношения в коллективе должны быть плохими. Это тоже не принесет ничего хорошего. Где же выход?

Руководитель обязан уметь поддерживать в коллективе должный баланс между сотрудничеством и соперничеством. Межличностные взаимоотношения — не данность, а управляемая субстанция; понятия же «хорошо» и «плохо» достаточно условны. Весь вопрос в рейтинге ваших собственных или же корпоративных критериев, при отсутствии которых вы будете использовать собственные.

5. Обязанность «Анализ результатов»

Выполнение этой обязанности кажется само собой разумеющимся делом. Однако результаты своей работы далеко не всегда подвергаются осознанному анализу. Во многом это связано с изначальным отсутствием правильно сформулированных целей работы. Но даже там, где цели были установлены, анализ промежуточных и итоговых результатов часто отсутствует. Анализ результатов деятельности, конечно, проводится по ходу дела, но нигде не фиксируется.

Человеческая психика устроена таким образом, что он всегда подсознательно стремится избежать нежелательного понижения самооценки и потому склонен приписывать огрехи различным внешним причинам. Любые же результаты представляются оптимальными и единственно возможными. В связи с этим рекомендуем вам заниматься анализом промежуточных и конечных результатов на регулярной основе, запланировав это как обязательную процедуру. Такая привычка хотя иногда и портит настроение, но существенно повышает эффективность управления.

6. Обязанность руководителя «Аудит эффективности процессов»

Руководитель обязан замерять и оценивать правильность организации работы, соотносить это с ключевыми параметрами эффективности и, в случае расхождения или прогнозирования такой возможности в перспективе, обеспечивать разработку необходимых изменений. Анализу могут и должны подлежать все технологии, которые влияют на эффективность: от производственных до индивидуальных, используемых самими сотрудниками в процессе работы.

Так, если руководитель обнаруживает, что система мотивации не способствует качественному выполнению поставленных задач, то он должен либо организовать разработку конкретных предложений по изменению ситуации, либо привлечь необходимый для этого внешний ресурс.

Если руководитель сам не использует какой-либо управленческий инструмент, то его подчиненные с высокой вероятностью также этого делать не будут. Если вы сами не пользуетесь управленческой технологией, то контроль ее использования подчиненными будет требовать дополнительных усилий и, скорее всего, постепенно сойдет на нет. Без постоянного контроля технология, вероятнее всего, применяться не будет, а будет только создаваться видимость ее использования.

Выполнение аудита эффективности процессов — не хобби, а обязанность. Результатами его выполнения должны стать перечни объектов анализа, описания методик оценки и возможности ознакомиться с результатами.

Об особенностях практического применения

Прочитав перечень и содержание своих обязанностей, каждый руководитель может с легким сердцем заявить, что все это он, в принципе, делает. Ключевым моментом тут будет являться характерная оговорка «в принципе». Такую формулировку использует тот, кто понимает, что должен это делать, но не готов утверждать со всей уверенностью, что делает.

В единицу времени человек может эффективно заниматься только одной работой. Тот, кто старается одновременно выполнить несколько важных дел, ничего толком не сделает. Поэтому выполнение управленческих обязанностей должно включаться в рабочий график руководителя под соответствующим названием. В рабочий график управленческие обязанности следует включать не просто наравне с прочими делами, а с учетом того, что именно эта область ответственности должна быть приоритетной. Научитесь выделять время в соответствии с приоритетами, чтобы слова с делами не расходились.

Руководитель отвечает за то, чтобы эти действия выполнялись на регулярной основе, состав же участников и их роли — вопрос ситуационный.

Сами ли вы собираетесь детально проработать задачу, после чего сообщить о ней подчиненным, либо собираетесь привлечь их к активному участию в разработке? Может быть, участие будет ограничено сбором данных по сформулированным вами вопросам? Все это можете определить только вы сами. Вы отвечаете за то, чтобы обязанности полноценно исполнялись, каким же ресурсом — вопрос не принципиальный.

Кроме того, вам необходимо учитывать и то, что все обязанности в процессе их исполнения соединены незримой цепочкой обратной связи. В процессе организации выполнения может выясниться, что сама задача требует дополнительного осмысления, а может быть, и переформулирования. Такое часто бывает, например, из-за нехватки ресурсов, чего на стадии постановки задачи не всегда возможно предвидеть.

Успешная
деятельность фирмы во многом зависит
от деловых качеств ее руководителя.
Часто считают, что умение руководить —
это качество, которое человек по­лучает
от рождения или не получает вовсе. Такая
посыл­ка ошибочна: искусству руководить
можно научиться. Сами по себе секреты
умения руководить весьма просты.
Настоящий лидер должен иметь следующие
качества:

Наличие
воображения

Руководитель
должен четко представлять себе ко­нечный
результат своей деятельности. Отбирая
лучшее из своего прошлого опыта, он
создает в воображении единое целое.
Возможно, реальность будет иметь с ним
мало общего, но, по крайней мере, вначале
руководи­тель знает, чего хочет.

Знание

Без
него не спланировать маршрут, который
приве­дет к цели. Именно знание дает
руководителю необхо­димую уверенность
в правильности намеченных целей.

Руководителем
надо родиться

То,
что он получает знание, — мало, нужен
опыт в жизни и в работе. У февральских
очень много зависит от отчества. Если
его отчество Степанович — он очень
сложный человек. Антонович, Павлович —
они слож­ные, но не плохие. Олегович
если взрывается, в этот момент его лучше
не трогать, а через мгновение он мо­жет
даже попросить у вас прощение. Если у
руководи­телей отчества Алексеевич,
Михайлович, Сергеевич, Петрович, да еще,
если они родились в марте, такой
эмоциональности не имеют. Зимние, кроме
январских и ноябрьских, любят власть и
даже стараются быть руководителями на
больших фирмах.

Умение
руководить другими

Часто
человек является мастером своего дела:
он легко выполняет то, что недоступно
другим. Но когда он выходит за пределы
собственных способностей и организует
работу других, личное мастерство отходит
на второй план. Наиболее важным становится
умение руководить другими. Каждый под
его началом полу­чает задание точно
по своим возможностям, знает, что ему
надлежит сделать. У такого руководителя
всегда порядок и в фирме, и в своем
кабинете. Он не расходу­ет впустую ни
времени, ни денег, ни усилий.

Хорошие
руководители получаются из родившихся
в сентябре, октябре, мае, августе, их
зовут: Владимир Васильевич, Александр
Сергеевич, Петр Михайлович, Руслан
Валентинович. Их можно долго перечислять.

Умелый
руководитель

должен иметь свой стиль, то есть в
известной мере обладать артистичностью.
Хорошо организовать дело — это, в конце
концов, уп­ражнение в эстетике:
требуется распределить усилия так,
чтобы никто не перерабатывал и никто
не бездель­ничал. Организация бурлит,
а в ее центре — зона спо­койствия, где
работает самый умелый из всех, работа­ет
без всякого раздражения и паники.

Решительность

Понимание
руководителем того, что выполнить
по­ставленную задачу коллективу под
силу; вера в успех дела; умение представить
задачу так, чтобы все осталь­ное
казалось пустым и совершенно неважным.
Реши­тельность действий необходима
при принятии реше­ний. Любое решение
лучше бесконечных сомнений и шараханий
из стороны в сторону. После принятия
ре­шения дело сводится к тому, чтобы
действия руково­дителя основывались
на здравом смысле. Если решена и эта
проблема, будущему лидеру надо научиться
пользоваться своей властью, сделать ее
убедительной и приемлемой для сотрудников.

Беспощадность

Это
качество не всегда принимается с
готовностью. Опыт показывает, что
настоящий лидер не должен знать жалости
к разгильдяям, бездельникам и тем, кто
не бо­леет за дело. В противном случае
все бремя забот ляжет на плечи усердных
тружеников. В фирме, где служат не
приносящие пользы люди, остальные быстро
теряют чувство локтя. Без элемента
страха нет власти.

Привлекательность

Руководитель
должен быть магнитом, центральной
фигурой, к которой притягиваются все
остальные.

129

Он
должен внешне быть очень привлекательным,
обаятельным и чтобы при общении не
ругался нецен­зурными словами. Он
должен своим обаянием привле­кать к
себе своих сотрудников и, самое главное,
не врать тем, с кем работает. Тогда за
таким директором его сотрудники пойдут
на край света. Но, к сожалению, есть
случаи, когда директор врет, особенно
если к нему желают зайти сотрудники, а
он не хочет никого видеть. Он говорит
секретарю, что занят и принять не может.
Или подолгу не выплачивает зарплату
сознательно. От такого руководителя
сотрудники уходят.

агнетизм
зависит от частоты появления на пуб­лике.
В зоне активных действий истинный лидер
дол­жен быть всегда на переднем плане.
Возникает впечат­ление, что он
одновременно находится всюду. Один из
простых способов произвести впечатление
— не по­явиться на мероприятии, где
тебя ждут. Этого доста­точно, чтобы
пошли слухи о каком-то сверхъестествен­ном
и неотложном деле, задержавшем
руководителя. С другой стороны, такой
лидер появляется там, где его никто не
ждет, вновь возбуждая разговоры: для
кого- то это пустяк, а он всем интересуется.
Этот дар будить любопытство к своей
персоне лидер всегда сочетает с нежеланием
говорить о себе. Его явно интересуют
дру­гие: он расспрашивает людей,
подбивает их на откро­венный разговор,
запоминает или записывает то, что считает
важным.

Хорошие
руководители

не обязательно должны превосходить
наиболее подготовленных сотрудников
по профессиональным качествам. В одном
они обязаны быть безусловными лидерами
— в умении выбирать наи­более оптимальные
формы и методы общения в деловых и
межличностных ситуациях, поддерживать
уверен­ность людей в том, что вклад
каждого в совместную де­ятельность
будет замечен и оценен по достоинству.

В
руководителе рядовые члены коллектива
ценят интеллектуальные способности,
внешнюю привлека­тельность,
организаторские способности, юмор,
до­ступность. Ради этого коллектив
готов даже простить некоторые другие
недостатки. Стиль руководителя дол­жен
складываться из разнообразных, порою
даже про­тиворечивых форм и методов
воздействия на людей, как будто бы
исключающих друг друга: твердость и
покладистость, единоначалие и широкая
коллегиаль­ность, умение требовать
от подчиненных и выполнять их требования,
контролировать и доверять, быть
офи­циальным и в то же время по-товарищески
близким с людьми, убеждать и внушать,
улыбаться и сердиться. Одна из необходимых
черт лидера — стремление к по­стоянному
росту, развитию.

Умелое
в психологическом отношении руководство
должно основываться в своей деятельности
на следую­щих правилах.

Уметь
брать на себя личную ответственность
при неудачах, а не винить во всем различные
обстоятель­ства, и что еще хуже —
перекладывать ответственность на
подчиненных.

Всячески
поощрять повышение уровня квалифи­кации

и рост талантов своих сотрудников. Люди,
труд которых недооценивается и которые
имеют недостаточ­ную заинтересованность
в труде, работают хуже дру­гих. В
конечном счете качественный уровень
всей ра­бочей группы определяется по
умению трудиться ее наиболее слабого
сотрудника.

Уметь
оказывать моральную поддержку сотрудни­кам
в случае допущения ими просчетов в
работе.

Достигать
намеченных целей, улучшая условия труда
подчиненных, обеспечивая тесное
сотрудниче­ство, а не наставляя своих
подначальных.

Уметь
показывать сотрудникам пример в работе.
Не требовать от них того, что выходит
за рамки их возмож­ностей.

Никогда
не прибегать к помощи угроз,

созданию страха и паники в работе. Это
— признаки неумелого руководства.

Уметь
высоко оценивать работу не только
ведущих, но рядовых сотрудников, давать
им возможность ощу­тить результаты
собственного труда.

Мудрый
руководитель

никогда не издаст приказ, если понимает,
что существует опасность его невыпол­нения.
Это делает только руководитель-разрушитель,
который пришел на готовое. Он не создавал
ни фирму, не подбирал персонал. Обычно
так делают руководи­тели, рожденные
зимой или весной. Они по своему ха­рактеру
разрушители, а не созидатели, поэтому
им не жаль, он ведь не создавал.

Дело
всегда успешнее идет к завершению, если
ру­ководитель всем своим внешним
видом и интонацией голоса демонстрирует
доброжелательный подход, ис­креннее
участие, уверенность в успехе.

При
выдаче любого задания руководитель
должен проявлять приветливость и
вежливость. Заниженные объемы заданий
или завышенные сроки их исполне­ния
портят даже хороших работников. С другой
сторо­ны, по своей сложности задания
должны соответство­вать возможностям
конкретного исполнителя.

Важно
быть внимательным

и объективным даже к тем предложениям
сотрудников, которые заведомо не будут
реализованы. Грубо отвергнутые предложения
могут лишить руководителя возможности
получать их в будущем.

Во-первых,
он теряет авторитет среди своих
сотруд­ников, которые ему верой и
правдой служат. У зимних руководителей
такое часто случается, и из-за этого у
него нет подъема производства. Осенние
— всегда дип­ломатично общаясь, говорят
«спасибо, что принесли, я должен подумать
и проанализировать, а через неде­лю
зайдите ко мне мы обсудим».

Очень
важно вовремя похвалить сотрудника, но
вдвойне важно не упустить момент для
критики. Хва­лить полезнее на людях,
а критиковать — с глазу на глаз. Выговор
в присутствии других членов коллектива
— одна из самых строгих мер наказания,
и прибегать к ней це­лесообразно лишь
в самых крайних случаях.

Ломать
сложившиеся в коллективе, хотя и не
совсем верные, традиции, с которыми люди
свыклись, надо ос­торожно. В первый
период работы нового руководите­ля,
когда сотрудники оценивают его особенно
пристра­стно, избегать не только
крупных ошибок, но и мелких промахов.
Отдаваемые приказы и распоряжения в
этот период требуют тщательной проработки,
а подписывае­мые документы — особо
внимательного изучения.

Грамотный
руководитель

делает замечания сво­им подчиненным
по мере обнаружения недостатков в их
работе, плохой же руководитель накапливает
недо­статки сотрудников и в один день
устраивает им пуб­личный разнос.

Основой
для здорового общения с подчиненными
является демократический стиль
руководства, сочета­ющий требовательность
со справедливостью. Демокра­тия без
поддержания должного порядка неминуемо
скатывается к анархии.

Человеку
в высшей степени свойственно подража­ние
— стремление походить на того, кто чем-то
заинте­ресовал тебя. Руководитель
должен служить объектом для подражания.
В этом случае при длительном взаи­модействии
с сотрудниками, путем логических
дока­зательств, убеждений, используя
свое личное обаяние, он способен внести
в сознание других необходимость
выполнения предлагаемой им программы
действий. Этот процесс идет тем
эффективнее, чем сильнее воля лидера,
чем убедительнее и целесообразнее его
поведе­ние, чем выше его способность
заражать других своим примером. Эти
свойства и образуют то, что называют
авторитетом руководителя. Его влияние
на сотрудни­ков по мере роста авторитета
усиливается. По этим со­ображениям
нужно стремиться, как можно реже ме­нять
лидеров, если, конечно, они не перестают
удов­летворять необходимым требованиям.

При
подборе управленческого персонала
лучше идти снизу вверх: каждый вышестоящий
начальник должен быть по своим
профессиональным и интеллектуальным
качествам выше нижестоящего. Плохо,
когда делают наоборот: назначают
директора, тот назначает себе за­местителя,
естественно, послабее себя. Заместитель
под­бирает начальников отделов — по
уровню ниже себя.

По
моей новой методике сначала изучают
руко­водителя,

психологию его характера, отношение с
кол­лективом, делается это достаточно
быстро, в течение нескольких минут.
Потом рассматривается кандидату­ра
заместителя, даже полезно спрашивать
группу кро­ви руководителя — это может
иметь значение в случае двух равно
хороших кандидатур. Вся процедура
зани­мает всего-навсего полчаса
времени. И если не подхо­дит — то тут
же дают человеку ответ, чтобы не отнимать
его время. Такой метод позволяет
определять человека с точностью на
70-80 %. Метод проверен мною на пяти тысячах
человек на фирме «Саммастер».

Хорошо,
если при этом директор — крупная,
масш­табная фигура. Если же отбор идет
снизу, то уровень директора определяется
автоматически, в зависимос­ти от
сложившегося коллектива.

Чем
выше положение руководителя, тем больше
вре­мени ему приходится уделять
заседаниям, переговорам, деловым встречам
и другим формам межличностного общения.
Даже на предприятиях с эффективной
орга­низационной структурой драгоценное
время самых ум­ных руководителей
зачастую тратится попусту. В свя­зи
с этим весьма полезными могут оказаться
советы, дающие возможность экономить
рабочее время.

Часто
возникает вопрос о целесообразности
выне­сения какого-либо вопроса на
совещание. Если нет не­обходимости
проведения диалога между заинтересо­ванными
лицами, а руководитель хочет лишь
передать информацию, то лучше обойтись
без совещания. Соби­рать совещание
коллектива сотрудников целесообраз­но
по трем причинам: при необходимости
принятия коллективного решения; при
условии, что решение вопроса имеет
значение одновременно для нескольких
подразделений; при условии, что для
решения вопро­са нужно воспользоваться
различными мнениями от­дельных групп
специалистов.

Как правильно выбрать стиль руководства: ключевые моменты

Как правильно выбрать стиль руководства: ключевые моменты

Далее мы дали определение каждому из стилей руководства и советы по их применению. Но перед тем как перейти к ним, ознакомьтесь со следующей информацией.

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ СОВЕТ

«Как следует и как не следует поступать»

• Вспомните, как вы руководили коллективом до настоящего момента. Если раньше вы пользовались только одним или двумя стилями управления, то сейчас вам необходимо значительно расширить свой репертуар. В этом вам может помочь следующий вопрос: «Каким стилем руководства лучше всего воспользоваться в этой ситуации?»

• Задумайтесь о том, насколько уместно применение того или иного стиля руководства для решения определенной проблемы и для работы с определенными людьми. Перейдите от теории к практике. Тогда правильное использование стилей руководства постепенно войдет в привычку.

• Не превращайтесь в раба одного стиля управления, поскольку зачастую они тесно связаны друг с другом. Подумайте, какие стили уместно сочетать в той или иной ситуации.

• Не прибегайте к авторитарному стилю руководства («Делай то, что я говорю») постоянно. Он, конечно, самый легкий в использовании, но в критических ситуациях вам придется от него отказаться в пользу более подходящих. Тем более что злоупотребление авторитарным стилем может привести к плачевным результатам.

Авторитарный стиль руководства

Этот стиль руководства можно охарактеризовать одной фразой: «Делай это и делай так». Конечно, многие командные лидеры захотят отказаться от его применения на практике, ведь он ассоциируется с устаревшей надзорной и директивной системой управления, как нельзя лучше подходящей для армии.

На самом деле, только недавно компания «Hay Group» сменила старое, звучащее угрожающе, название этого стиля – «принуждающий» – на новое – «авторитарный». Как бы то ни было, но то большое значение, которое имеет этот стиль руководства для коллектива, вполне оправдано. Он просто незаменим в кризисных ситуациях, когда использование мирных стилей управления способно замедлить работу команды. Авторитарный стиль подходит для руководства некомпетентными командами, в которых лидер – единственный специалист в коллективе (в подобной ситуации руководитель должен обратить на это пристальное внимание и заняться развитием команды с использованием более заботливого стиля коучинга).

Авторитарный стиль управления хорош также в тех случаях, когда один из членов команды не справляется со своей работой, а примененный ранее объединяющий стиль не дал никаких результатов.

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ СОВЕТ

Что мы знаем наверняка, так это то, что руководитель, который использует авторитарный стиль управления нецелесообразно, рискует оказаться в ситуации, когда тот ему действительно понадобится, но он не сумеет им воспользоваться. И наоборот, умеренное и уместное использование этого стиля управления дает положительные результаты. А постоянное злоупотребление приведет команду к разладу и превратит ее членов в озлобленных и безразличных ко всему людей.

Авторитетный стиль руководства

Команда должна видеть перспективы и цели, а хороший руководитель – вдохновлять ее на их достижение. Авторитетный стиль управления позволяет соотнести работу команды с общими целями и компанией, частью которой она является. Таким образом, осознание сотрудниками целей своей работы мотивирует их на дальнейший труд. Однако этот стиль руководства позволяет не только наметить перспективы, цели и пути их достижения. Мудрый командный лидер следит за работой коллектива и контролирует, верно ли направление, в котором он движется. Задача руководителя заключается в следующем: удостовериться не столько в том, что перспективы и цели команды ясны каждому сотруднику, а в том, что каждый из них вовлечен в игру.

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ СОВЕТ

Существуют такие команды, в которых сотрудники знают столько же, сколько их руководители, – если не больше. В подобной ситуации частое напоминание команде о перспективах и общих целях для повышения мотивации может привести к обратным результатам.

Объединяющий стиль руководства

Объединяющий стиль руководства – это стиль управления, направленный на гармонизацию отношений в коллективе. Командный лидер, использующий в своей практике объединяющий стиль, верит в то, что хорошие взаимоотношения между коллегами – ключ к успеху всего коллектива. Этот стиль управления особенно эффективен при разрешении разногласий и конфликтов, возникающих в команде; как первый шаг в работе с человеком, который плохо справляется со своими обязанностями (если личные проблемы сотрудника – причина его неудовлетворительной работы, то руководитель должен частично взять на себя функции психолога); а также для того, чтобы сплотить разношерстную компанию.

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ СОВЕТ

Компания «Hay Group» утверждает, что лучше всего использовать этот стиль руководства вкупе с остальными – в частности, совместно с авторитетным, участвующим и стилем коучинга. Если применять только объединяющий стиль, то, несмотря на имеющийся очевидный плюс – крепкие отношения в коллективе, – станет очевидным и минус: сотрудники не смогут в должной мере сосредоточиться на работе.

Участвующий стиль руководства

В этом стиле управления, ранее известном как «демократический», основной упор делается на то, что все сотрудники должны вносить определенный вклад в развитие команды. Лидер, использующий в своей практике участвующий стиль, полагает, что интерес к работе достигается благодаря партнерству и вовлеченности каждого члена команды в достижение общих целей. Этот стиль руководства подходит для решения проблем (но не в условиях кризисной ситуации), генерации идей или для тех случаев, когда командный лидер не совсем уверен, как лучше поступить дальше. Участвующий стиль управления предполагает, что руководитель коллектива полностью уверен в компетентности своей команды, ее опытности и способности приносить пользу общему делу.

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ СОВЕТ

Руководитель, использующий этот стиль управления, должен быть достаточно честным перед своей командой, ведь он не может требовать от каждого сотрудника участия в достижении общей цели, а затем просто игнорировать его вклад в развитие команды или относиться к нему как к чему-то незначительному.

Экспертный стиль руководства

Больше всего этот стиль управления подходит активным руководителям (например, менеджерам по продажам) или тем, кто уверен в себе и возлагает большие надежды на других. Экспертный стиль руководства («повторяйте за мной») предполагает, что если командный лидер будет действовать активно, все сотрудники последуют его примеру. Те, кто пойдут за ним, должны обладать высоким уровнем ответственности и мотивации – то есть теми же качествами, что и их руководитель. Однако необходимо понимать, что пользоваться таким стилем управления стоит с осторожностью.

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ СОВЕТ

Как и все остальные стили управления, этот стиль нужно использовать по назначению и в тех случаях, когда это уместно. Поэтому не стоит применять экспертный стиль на практике, если команда недостаточно опытна, некомпетентна или не сосредоточена на работе.

Стиль коучинга

Говорят, что среди всех стилей управления этот стиль имеет самое положительное влияние как на сотрудников, так и на команду в целом, поскольку способствует личностному развитию ее членов в течение довольно продолжительного времени. Задача лидера – получить максимальную отдачу от своей команды, и в этом ему помогает стиль коучинга.

Однако несмотря на высокую эффективность такого стиля руководства, он, как показывают исследования, используется реже всего.

Чтобы команда достигла успеха, ее лидер должен всегда держать в своей голове следующие вопросы.

• Что я могу сделать, чтобы увеличить потенциал команды?

• Какие навыки необходимы имяреку для того, чтобы лучше выполнить текущую работу и приступить к решению новых задач?

• Какую часть моей работы смогли бы сделать остальные члены команды, если бы обладали бо?льшими знаниями?

Возможно вам, как руководителю, стоит ответить еще на один вопрос: если каждый день вы уходите с работы далеко за полночь, а команда при этом работает вполсилы, спросите себя: «Почему?» Может быть, пришло время переложить часть функций, связанных с коучингом и развитием команды, на плечи кого-то из сотрудников. Все успешные команды отличает высокоразвитая культура обучения, а ее лидеры – не единственный источник новых знаний. Команда имеет место там, где люди сотрудничают друг с другом с помощью обратной связи (смотрите главу 6) и постоянно задаются вопросом: «Как мы можем сделать это лучше?» Кстати, с этим вопросом лидер обязан обращаться не только к себе, но и к своим сотрудникам.

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ СОВЕТ

Стиль коучинга вовсе не подразумевает под собой того, что развитие команды лежит только на плечах руководителя. Лидер задает тон обучению и развитию коллектива, поскольку осознает: без новых знаний команда зачахнет и умрет.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Как правильно выбрать саженцы: бизнес для гонщиков

Как правильно выбрать саженцы: бизнес для гонщиков
Далеко не всякий бизнес можно превратить в денежное дерево. Не дайте гуру и своим собственным амбициям, которые подпитываются призывами «стань сам себе хозяином», «делай то, что любишь», сбить вас с курса и привести в

Часть II Поворотные моменты

Часть II
Поворотные моменты

Насколько хрупок мир будущего?
Историки частенько балуются фантазиями, начинающимися с «а если бы». Они создают так называемую альтернативную историю: можно прокрутить назад события и разыграть заново, так, будто какая-нибудь великая битва

ГЛАВА 5 Правильно выбрать время — залог успеха

ГЛАВА 5
Правильно выбрать время — залог успеха
Торговля на рынке иностранной валюты продолжается 24 часа в сутки, поэтому трейдер не может постоянно отслеживать движение рынка и сразу на него реагировать. Правильно выбрать время торговли — это ключ к успеху на Forex. Чтобы

Как правильно выбрать гостиницу

Как правильно выбрать гостиницу
Уже стала расхожей фраза о том, что турецкие пять «звезд» сильно отличаются от европейских. Объясняется это тем, что до сих пор в мире нет единой классификации средств размещения путешественников. Наиболее авторитетный гостиничный

4.2. Формирование коллективов и стиль руководства

4.2. Формирование коллективов и стиль руководства
На современном этапе развития инновационных процессов стала очевидной необходимость объединения усилий работников разной квалификации и специальностей, наклонностей и способностей для решения возникающих вопросов в

Как правильно выбрать оффшорную компанию

Как правильно выбрать оффшорную компанию
Для каких целей используются оффшорные компании?Способов использования нерезидентных (оффшорных) компаний существует великое множество. Наиболее простая и распространенная задача, которая решается с их помощью, – это

Как правильно выбрать поставщика

Как правильно выбрать поставщика
Выбор поставщика – едва ли не самое важное дело в торговле. Бывают ситуации, когда выгоднее иметь дело с поставщиком, устанавливающим чуть более высокие цены, если какие-то «больные» вопросы вроде замены некачественного товара или

Стиль и методы руководства

Стиль и методы руководства

Требования к личности менеджера малого бизнеса
Особенности менеджмента в малом бизнесе обусловлены преимущественно неформальным исполнением власти. Сам менеджер все время на виду, равно как и принимаемые им решения. Взаимоотношения

Сложные моменты

Сложные моменты
 Лидер должен не только понимать суть процессов и быть преданным своему делу, ему еще и предстоит совершать трудные и даже болезненные шаги, чтобы компания двигалась вперед к намеченной цели. Об этом свидетельствует пример Джима О’Брайана, который

3.1.2. Как правильно выбрать название предприятия, юридический адрес

3.1.2. Как правильно выбрать название предприятия, юридический адрес
Выбор названия предприятия ограничивается вашей фантазией и рядом обязательных требований законодательства.В частности, регистрация ООО регламентируется следующими законами: № 14-ФЗ «Об обществах с

Подстройтесь под стиль управления руководства

Подстройтесь под стиль управления руководства
Скорее всего, вам придется подстраиваться и под стиль управления руководителя. Изучите его привычки, старайтесь услышать то, что он говорит (или не говорит), и корректируйте свое поведение. Не нужно полностью меняться.

Делать то, что правильно, потому что это правильно

Делать то, что правильно, потому что это правильно
Сознательный бизнес придерживается простого, но эффективного правила: верные действия во имя правильных целей обычно со временем приводят к хорошим результатам. Если мы слишком «лелеем результат», как говорил Будда,

Стиль руководства

Стиль руководства
Стиль руководства, который нередко называют стилем менеджмента, описывает, каким методом пользуется менеджер для того, чтобы управлять людьми в своей команде. Существует множество стилей руководства, а руководителей можно разделить на несколько

При осуществлении большого маневра используйте процессы и стиль руководства, соответствующие времени, имеющемуся в вашем распоряжении, и уровню противодействия

При осуществлении большого маневра используйте процессы и стиль руководства, соответствующие времени, имеющемуся в вашем распоряжении, и уровню противодействия
Правильные крупные шаги, как правило, состоят из двух или более последовательных процессов, осуществляющих

Не все моменты в жизни равноценны

Не все моменты в жизни равноценны
Под конец главы вернемся еще раз к истории Амундсена: в ней есть неожиданный поворот, который иллюстрирует важность принципа «сначала общий план, потом ближний план». Оказывается, Амундсен в 1911 году и не собирался на Южный полюс. Он

Важные моменты

Важные моменты
Важные моменты, на которые хотелось бы обратить внимание.Первое – делать все это нужно регулярно. Допустим, вы сейчас сядете, напишете кучу отзывов, выложите, пропиарите и заработаете какое-то количество денег. Это, конечно, хорошо. Первый всплеск должен

Виктор Валентинович Травин, кандидат экономических наук, доцент Академии народного хозяйства при правительстве РФ, директор «Школы кадрового менеджмента» Академии.

Элитариум

Каждый руководитель в определенной мере должен быть и психологом, ибо правильный стиль руководства, благоприятная обстановка на работе, культура управленческого труда способствуют повышению качества и результативности труда, оказывают решающее влияние на результаты деятельности коллектива. Поведение руководители, его умение управлять подчиненными, здоровый психологический климат в коллективе способствуют развитию творческой инициативы работников и в итоге дают не меньший производственный эффект, чем механизация и автоматизация труда. Повседневная практика учит, что руководители, сумевшие добиться здоровых отношений в коллективе, наладившие прочный контакт и взаимоотношения между сотрудниками, добиваются лучших результатов в работе.

Настоящая Памятка имеет целью обобщить основные требования, которые жизнь ежедневно предъявляет к руководителю. Несомненно, что все качества, перечисленные в Памятке, не могут быть сосредоточены полностью в одном человеке. В ней приведены методические подходы, которые в определенной мере помогут руководителям в их работе.

Работать с Памяткой рекомендуется следующим образом: каждый пункт касается одной из сторон деятельности руководителя, поэтому желательно, чтобы все разделы любой руководитель анализировал с одной позиции: «А как это относится ко мне?»

Памятка поможет руководителю объяснить (понять) причины временных затруднений, встречающихся в работе, сделать выводы и применить их в практической деятельности. Памятка рекомендуется для руководителей при осуществлении практической работы по управлению как на производстве, так и в аппарате управления.

Личные качества руководителя

1. Выдержка . Руководитель должен прежде всего уметь сдерживать проявления своего настроения, никогда не терять самообладания. Сильный, оптимистически настроенный человек и в окружающих вселяет спокойствие и уверенность в успехе дела, заражает энтузиазмом. Неспокойный, нервозный руководитель зря дергает и нервирует себя и подчиненных, часто портит им настроение с самого начала рабочего дня, и тем больше, чем сложнее обстановка. Невыдержанность одного лишь руководителя причиняет неприятности многим сотрудникам.

2. Вежливость . Руководитель, никогда не допускающий грубость с подчиненными, добивается в работе с ними лучших результатов. Вспыльчивостью, грубостью, криком трудно доказать свою правоту, скорее можно настроить собеседника против себя. Неизменная же вежливость положительно действует на самого нервного и раздражительного сотрудника.

3. Тактичность . Деятельность руководителя как организатора немыслима без тактичного отношения к сотрудникам. Распекая человека, нужно не унижать его, а оставлять ему веру в свои силы. Никогда не следует критиковать ради самой критики.

4. Скромность и непримиримость к лести . Это необходимое для каждого руководителя качество. Подчеркивание своих заслуг, любое давление авторитетом на подчиненных недопустимы. Нет лучшего способа усыпить бдительность человека, чем лесть, ибо иногда трудно отличить, где лесть, а где проявление действительного уважения. Руководитель должен пресекать любое восхваление его достоинств, но в то же время не бояться хвалить тех сотрудников, которые его заслужили. Нужно только помнить, что хвалить человека, даже за дело, непосредственно перед тем, когда хочешь его о чем-то попросить, — тоже лесть.

5. Чуткость . Хороший руководитель знает своих подчиненных не только по имени, но и по отчеству, интересуется проблемами, возникающими в их личной жизни, условиями быта. Умеет вовремя заметить, что сотрудник расстроен, и по мере возможностей помочь ему, поинтересоваться здоровьем, спросить о детях, поздравить с днем рождения, к месту пошутить — это облегчает ему работу с людьми, помогает завоевать доверие, создать хорошее настроение в коллективе.

6. Самокритичность . Неотъемлемыми качествами каждого руководителя должны быть умение объективно оценивать свою деятельность, критически относиться к своим недостаткам, способность не только признать свою ошибку, но и отменить неправильное решение.

7. Самодисциплина . От организации труда самого руководителя, его личного примера зачастую зависят количество и качество работы коллектива. Если руководитель небрежен, неаккуратен, халатно относится к своим обязанностям, он может быть уверен, что все эти качества в той или иной мере присущи и его сотрудникам. Хороший руководитель не только рассказывает, но и показывает (в том числе собственным примером), как надо делать.

8. Требовательность . Руководитель только в том случае сможет наладить работу сотрудников, если будет систематически требовать от них выполнения их задач. Попустительство в этом вопросе приводит к безответственности, расхлябанности, волоките, что дезорганизует всю работу коллектива.

9. Равное отношение ко всем . В своей работе руководитель должен обязательно опираться на всех сотрудников. Практика окружать себя избранными и в дальнейшем полагаться только на них восстанавливает против руководителя остальную часть коллектива.

Руководитель и коллектив

1. Залог успешной работы коллектива, благоприятной атмосферы в нем — психологическая совместимость его членов. Отношения товарищества и взаимопомощи, сложившиеся внутри коллектива, создают условия для плодотворной деятельности, устраняют неприязнь, подозрительность, зависть, недоверие. Построить правильные, хорошие взаимоотношения в коллективе, поддерживать чувство взаимной симпатии работников друг к другу, умело руководить — это искусство. Хорошие качества руководителя определяются главным образом тем, насколько он образован, а также его самодисциплиной, энергией, настойчивостью, способностью принимать оптимальные решения, смелостью и чувством ответственности.

2. Если руководитель хочет иметь крепкий, спаянный коллектив, он должен подбирать кадры по принципу: каждый человек соответствует занимаемой должности и каждая должность — занимающему ее человеку.

3. В вопросах работы руководитель не имеет права следовать личным симпатиям и антипатиям. Приоритетными для него должны быть деловые качества сотрудника, его активность, отношение к работе, полезность для общего дела.

4. Руководитель должен помнить, что он отвечает за работу вверенного ему коллектива в любое время. Поэтому он обязан подготовить себе преемников, которые в его отсутствие (болезнь, отпуск, командировка) могли бы выполнять его обязанности без ущерба для дела.

5. Целесообразна такая организация труда помощников, когда они имеют «скользящий» круг обязанностей, т.е. время от времени меняются (между собой) сферами деятельности. Это позволяет ознакомить их со всем аппаратом и подготовить к дальнейшей самостоятельной работе.

6. Ничто так не подрывает авторитет руководителя, как неумение сдержать свое слово. Семь раз взвесьте свои возможности, прежде чем один раз пообещать. Но, дав слово, приложите вес силы и энергию для выполнения обещанного.

7. Нельзя переносить выполнение текущих дел на часы приема посетителей. Люди, которые ожидают, когда вы освободитесь, тратят столько же сил, как на самую тяжелую умственную работу. Поэтому если у руководителя приемная всегда полна посетителями, то это не признак его бурной деятельности, а лишь пример, как не надо работать.

8. В аппарате управления современным коллективом деятельность одного работника тесно связана с деятельностью других. Поэтому знать чужие обязанности ничуть не менее важно, чем свои. Это поможет избежать дублирования в работе аппарата управления фирмы (предприятия, организации), лишней траты времени па повторение того, что уже сделано или что может сделать намного быстрее специалист. Знать свои обязанности и уметь их выполнять означает определить, когда следует прибегнуть к помощи другого сотрудника.

9. Ничто так не раздражает людей, как безделье. Поэтому лучше давать задания с более сжатыми сроками, чем с растянутыми. Условия и границы, в которых должна протекать работа, должны быть строго оговорены. В противном случае работа никогда не будет доведена до конца.

10. Справедливость прежде всего. Если вы хвалите или порицаете за дело, ваше мнение будет высоко цениться в коллективе. Помните, что ни один проступок не должен оставаться незамеченным, иначе возникают безнаказанность и безответственность. Однако мера наказания должна соответствовать степени проступка. Бойтесь излишней строгостью вызвать озлобление.

11. Между проступком и наказанием нет и не может быть линейной зависимости. Хороший работник, допустивший промах в первый раз, не может быть наказан со всей строгостью. Первый выговор всегда нужно делать наедине. Следует помнить, что есть люди, психологически легкоуязвимые, К ним применять разные взыскания нужно особенно осторожно, так как несправедливое наказание легко может вызвать у них озлобленность или даже психическое заболевание.

12. Только в крайнем случае разрешается применять выговор в присутствии коллег. Излишнее злоупотребление распеканиями создает в коллективе дополнительные промахи, и все это лишь приводит к потере доверия к руководителю.

Роль руководителя

1. Немыслимо руководить современным коллективом без достаточной профессиональной квалификации, основательных технических, экономических, управленческих, педагогических знаний, понимания существа общественно-политических преобразований в стране.

2. Современный руководитель должен уметь адаптироваться к быстро изменяющейся обстановке в производстве и жизни. Он, работая динамично, должен постоянно повышать свой уровень знаний, умений и навыков, чтобы не оказаться «на обочине жизни» и не подвести возглавляемый коллектив.

3. Принцип единоначалия означает как право руководителя на принятие решений, так и его личную ответственность за их выполнение. Руководитель несет ответственность не только за свою работу, но и за работу своих подчиненных.

4. Каждый руководитель обязан работать так, чтобы стиль и методы его руководства соответствовали характеру современных взаимоотношений в обществе, выделяя главные задачи, не допуская работы по формуле «цель оправдывает средства», приводящей к перенапряжению коллектива. Задача руководителя — подобрать ровный, умеренный ритм работы аппарата управления, обеспечивающий высокую работоспособность в течение длительного времени.

5. Руководитель обязан создать в коллективе наиболее благоприятную атмосферу для свободного обмена мнениями, научиться совещаться с опытными людьми, внимательно выслушивать чужое мнение.

6. Девизом руководителя должно стать: всегда можно сделать лучше, чем было до сих пор. Существующий порядок — это не единственный из возможных. Руководитель должен постоянно искать лучшие формы и методы организации деятельности подчиненного ему коллектива. Избегайте, однако, слишком частых реформ. Они вносят в работу путаницу, беспорядок и неорганизованность.

7. Срыв задания может зачастую отразиться на деятельности всего предприятия, структурного подразделении. Поэтому при планировании роботы руководитель должен учесть, какое место в ней занимают другие службы; предусмотреть, чтобы все необходимое им было включено в этот план, добиться в первую очередь выполнения межслужебных заданий.

Цените время

1. Время — неоценимое богатство, и его надо беречь. Требуйте от себя и подчиненных точного и конкретного изложения вопросов по существу. Длинные разглагольствования мешают выделить главную мысль, затрудняют взаимопонимание и отнимают много времени. Нужно говорить так, чтобы вас поняли с первого раза.

2. Умейте слушать. Не перебивайте собеседника, проследите его мысль до конца. Свои замечания вы всегда успеете высказать, ведь именно за этим к вам обращаются. Одна из первостепенных задач каждого руководителя, каждого работника — научиться планировать свой рабочий день, выработать умение следовать намеченному плану, экономить время.

3. Заранее составив распорядок дня, вы не только избегаете долгих раздумий, с чего бы начать работу или что же делать дальше, но и будете уверены, что все намеченное вами будет выполнено.

4. Никогда не нужно откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, даже если эта работа вам не нравится. Научитесь быть решительным. Располагая определенными фактами, решайте и действуйте.

  • Не упускайте из виду мелочи. Вы можете избежать небольших, но растрачивающих время издержек, если будете по возможности предупреждать наступление внезапных мелких кризисов.

  • Приступайте к делу сразу же, раз вы знаете, что надо делать. Тут нельзя дать никаких советов. Никто, кроме вас, не сможет помочь вам избавиться от привычки мешкать с делами.

  • Начинайте раньше. Начиная рабочий день всего на 15—20 минут раньше того, к чему вы привыкли, вы зададите тон всему дню.

  • Воспитывайте уважение к своему времени. Приобретите привычку мысленно давать вашему времени какую-то оценку, и вы станете по-новому относиться к нему.

  • Цените время и свое, и чужое! Остерегайтесь любителей поговорить в рабочее время: они сорвут вам самые прекрасные планы и намерения. Умейте приостанавливать праздный разговор.

  • Научитесь говорить «нет». Если вы не научитесь этому, то окажетесь вовлеченными в такие дела, которыми вы никогда не занялись бы по своей воле. Часть вашей программы самодисциплины и экономии времени должна состоять из того, чтобы отделять второстепенное от главного.

  • Не увязайте в телефонных разговорах. Ничто не может соперничать с телефоном как средством экономии времени, когда надо получить какие-то данные, выяснить недоразумение, дать указание или условиться о свиданиях. Но всегда также есть искушение просто поболтать по телефону. Оберегайте себя от этого, заранее определяя, ради чего вы снимаете трубку и с кем собираетесь говорить. А затем ведите разговор по-деловому.

  • Учитесь слушать. Вы избежите серьезных ошибок, повторений и переделок, если с первого раза будете стремиться получить исчерпывающие указания и сведения. Явившись на совещание к 14.30, если оно назначено на 15.00, вы потеряете ценное время. Поэтому, прежде чем что-то делать, уточните, где, когда, что, почему. Если что-нибудь остается неясным, сразу же задайте вопрос для выяснения.

Главные принципы постановки заданий

Деятельность руководителя в основном заключается в выборе методов и средств осуществления определенной задачи, которая выполняется штатом его сотрудников. Поэтому от правильности распоряжения иногда зависит успех всей работы. Ниже приводятся основные принципы постановки заданий.

1. Давать как можно меньше распоряжений. Чем больше отдается распоряжений, тем труднее осуществляются их реализация и контроль исполнения, много времени уходит на объяснение, что и как должен делать каждый исполнитель. Кроме того, если проблема чересчур раздроблена, распределена между многими сотрудниками, то неизбежно дублирование в их работе. Руководитель должен выделять в первую очередь главное — одну, но основную задачу, решение которой определяет дальнейшее направление в работе.

2. Не давать много распоряжений одновременно. Целесообразно давать задания в разное время в той последовательности, в которой они должны выполняться. Это обеспечит исполнителю возможность заняться каждой задачей (проблемой) отдельно, не отвлекаясь и не распыляясь.

3. Давать распоряжения в наиболее удобный момент. Если исполнитель в данное время занят другой, более важной и срочной работой, он не сможет хорошо уяснить, продумать новое задание. В результате этого резко снижается эффективность выполнения распоряжения. Каждый сотрудник в каждый текущий момент должен заниматься только одним заданием, выполнять одну функцию и полностью нести за нее ответственность.

Главные причины невыполнения распоряжений и пути их устранения

1. Распоряжение было плохо сформулировано, не раскрывало цели и характер работы либо недостаточно разъяснено. В этом случае руководитель должен его пересмотреть и выправить.

2. Распоряжение было отдано правильно, но плохо понято исполнителем. Руководитель обязан убедиться в том, что его поняли. Исполнитель не должен принимать распоряжений, пока не уяснит себе их смысл.

3. Распоряжение было отдано правильно и хорошо понято исполнителем, но исполнитель не имел необходимых условий для его выполнения и преодоления встречающихся затруднений. В этом случае руководитель должен, отдавая распоряжение или в ходе его выполнения, обеспечить условия, выходящие за рамки компетенции сотрудника. Последний же должен иметь мужество признать свою неспособность выполнить данное распоряжение и потребовать обеспечения дополнительных средств и условий.

4. Все необходимые предпосылки для исполнения распоряжения были обеспечены, но исполнитель был либо недостаточно заинтересован, либо внутренне не согласен с распоряжением. Здесь вина падает главным образом на исполнителя, но и руководитель не может полностью снять с себя ответственность, так как в его обязанности входят убеждение подчиненных и поиск правильного пути для повышения их заинтересованности в работе.

5. Все приказы и инструкции должны быть конкретными, исчерпывающими, наглядными, точно адресованными и с указанием сроков исполнения.

Руководитель это… Человек, который ничего не делает, пока остальные работают? Надзиратель, пристально наблюдающий за всеми? Или эксперт, который сам выполняет самые сложные задачи? Зачастую на управленческие должности приходят люди, которые имеют смутное представление о функциях и обязанностях руководителей.

Кто такой настоящий руководитель

Если рассматривать бизнес, как единый механизм и систему взаимосвязанных элементов, у каждой детали есть своя функция. Например, одни отвечают за продажи, другие производят продукт, а третьи оформляют документы. Каждый выполняет свою работу. Чтобы все детали работали слаженно, нужен «дирижер» — человек, который стоит во главе всей команды, видит полную картину и своевременно предпринимает необходимые действия.

Руководитель, управляющий, директор, начальник… Так много слов, чтобы описать главу компании или отдела. Что они означают:

  • «Руководитель» буквально означает «водить за руку» сотрудников. 
  • «Управляющий» и «менеджер» происходят от слова «управлять». 
  • «Директор» происходит от dirigere «выстраивать в прямую линию, направлять» и от director «проводник, руководитель». 
  • «Начальник» идет от глагола «начало», а точнее «быть под началом», то есть под чьей-то властью.

Итак, кто такой руководитель?

Руководитель — это человек, который отвечает за эффективность компании или отдела. Его основная задача управлять людьми и добиваться от них высокой производительности. Личный результат руководителя — это результат работы всей команды. Должностные обязанности руководителя отдела локализованы его подразделением.

Как руководитель влияет на результаты команды

Руководитель управляет эффективностью сотрудников — это его основная роль в организации. Подчиненные будут эффективны, если знают что им делать и в каком количестве, как это делать и зачем. Поэтому в первую очередь руководитель занимается планированием — ставит цели и рабочие планы, которые соответствуют миссии компании. Затем он распределяет задачи между сотрудниками в соответствии с планом. Чтобы объяснить подчиненным как правильно выполнять работу, руководитель пишет инструкции и обучает по ним сотрудников. На следующем этапе поддерживает высокий уровень мотивации подчиненных, чтобы они хотели трудиться. И наконец, контролирует результаты работы и анализирует эффективность.

Таким образом, выделим и рассмотрим основные функции руководителя. Их семь:

  • Транслировать корпоративную культуру компании
  • Ставить цели и планировать работу
  • Распределять ресурсы: время, финансы, люди
  • Создавать стандарты и регламенты
  • Обучать и развивать команду
  • Мотивировать сотрудников
  • Контролировать и оценивать эффективность

Чтобы справляться с этими функциями, нужно знать основные инструменты управления людьми и уметь применять их. Успешным начальником редко становятся по интуиции. Руководитель — это профессия, и ей нужно учиться. Аналогично тому, как менеджер учится эффективно продавать, так и начальник обучается инструментам управления.

Функция 1. Транслировать корпоративную культуру компании

Многие думают, что основная функция директора организации — отдавать распоряжения и добиваться их исполнения. На самом деле успешные управленцы начинают с того, что объединяют сотрудников вокруг общей идеи, и стараются удержать их внимание в едином направлении. Миссия и ценности формируют единую философию компании и ложатся в основу корпоративной культуры.

Руководители должны олицетворять ценности компании и показывать пример подчиненным. Бывает, что главы отделов устанавливают свои личные правила и ценности в подразделениях. Тогда есть риск получить команду, лояльную своему боссу, а не компании в целом. Такие люди скорее всего будут бесполезны без этого руководителя или уйдут вместе с ним.

Читайте по теме:
— Как создать корпоративную культуру
— Как сформулировать миссию
— Ценности компании

Функция 2. Ставить цели и планировать работу

На основе философии компании топ-менеджер ставит общие цели — в каком направлении движется команда и какие приоритеты в работе, какие результаты и за какой срок ожидают получить. Если в компании нет планирования и четких приоритетов, результаты команды будут определяться внешними обстоятельствами и чужими приоритетами.

Выделяют три уровня планирования, за которые отвечает руководитель: 

  • Стратегическое. Стратегия задает общее направление развития и долгосрочные цели. Например, на год, три года, пять лет. Как правило, стратегические цели для всей компании ставит генеральный директор. А руководители подразделений могут совместно с ним декомпозировать эти цели по отделам. Пример: увеличить объем продаж на 30% за два года.
  • Тактическое. Тактические планы детализируют стратегию и формируют среднесрочные цели. Пример: открыть 2 филиала за квартал.
  • Оперативное. Позволяет спланировать деятельность на короткий срок — поставить конкретные задачи на месяц, неделю или на один день. Пример: подобрать помещение для нового филиала и нанять персонал.

Деятельность руководителя заключается в постановке реалистичных планов и распределении задач по коллективу, учитывая компетенции работников.

Читайте по теме: Как планировать работу в компании.

Функция 3. Распределять ресурсы: время, финансы, люди

Подход директора к работе существенно отличается от подхода специалиста. Ключевое отличие — это управление людьми. Когда рядовой сотрудник видит задачу, он думает о том, как сделать ее наилучшим образом. А когда такую же задачу видит руководитель, он думает кто из сотрудников лучше справится с этой задачей. В идеале он не выполняет работу подчиненных своими руками, а распределяет функциональные обязанности и дает инструкции.

Неумение делегировать полномочия – одна из главных причин низкой эффективности руководителя. Он берет на себя слишком много, и количество задач только растет. Считается, что управленец успешно справился с функцией делегирования, если он освободил свое время, а у подчиненных не возникает вопросов «Кто и как должен это делать?». Как руководитель распределяет ресурсы:

  • Формирует структуру отдела или предприятия, устанавливает иерархию подчиненности и зоны ответственности.
  • Подбирает оптимальных людей для выполнения работы. Для этого нужно знать компетенции всех сотрудников. Пример некорректного подбора исполнителя — когда дорогостоящий специалист выполняет простые задачи, не требующие особых навыков.
  • Обеспечивает коммуникации между сотрудниками и отделами. Каждый член команды должен знать к кому, по какому вопросу и в какой форме можно обращаться.
  • Оценивает необходимость в привлечении новых людей в компанию. Руководитель просчитывает кого выгодней привлечь — штатных сотрудников или внешних подрядчиков. Контролирует процесс отбора, найма и адаптации.

Читайте по теме:
— Как создать организационную структуру
— Как правильно делегировать полномочия
— Как нанимать эффективных сотрудников

Функция 4. Создавать стандарты и регламенты

Любой повторяющийся бизнес-процесс должен быть описан. Стандартизация процессов и создание инструкций — это одна из важных функций начальника. Эта работа непрерывна, поскольку любой процесс можно оптимизировать.

Стандарт, регламент или инструкция — это шаблон действий, который должен повторяться в будущем, чтобы задачи выполнялись правильным образом и не требовали дополнительных усилий руководителя. Речь не про формальные должностные инструкции, которые написаны сложным языком и которые невозможно применить. А про понятное практическое руководство. Чтобы описать правильные действия и важные нюансы для получения результата, нужно на практике выработать эту успешную последовательность. Не получится сделать инструкцию по тем действиям, которые еще не проверили в работе.

Когда у сотрудника перед глазами есть инструкция, он понимает как выполнять работу и как избежать ненужных ошибок. А директор может быть спокоен, что сотрудники знают правильную технологию работы.

Читайте по теме:
— Как писать понятные инструкции
— Как создать должностную инструкцию

Функция 5. Обучать и развивать команду

Стандартизация работы позволяет накапливать базу знаний компании. Корпоративное обучение не обязательно должно быть большим и сложным. Можно начать с малого — с коротких памяток как действовать в той или иной ситуации. В любой компании есть повторяющиеся процессы, по которым можно составить инструкции.

Обязанность ответственного руководителя — обновлять и распространять правильные технологии работы на подчиненных. Например, один менеджер по продажам придумал эффективный скрипт для обработки популярных возражений. Начальник должен узнать об этом и распространить на весь отдел.

Все больше управленцев переходят на онлайн-обучение сотрудников. Специальные платформы для корпоративного обучения позволяют разместить инструкции и с помощью инструментов статистики проконтролировать, что сотрудники изучили материал. А различные практические задания показывают как хорошо сотрудники поняли и усвоили материал, готовы ли они применить ее на практике.

Читайте по теме:
— Как организовать обучение сотрудников
— Как создать план развития сотрудников

Функция 6. Мотивировать сотрудников

Если сотрудники мотивированы, руководителям приходится прикладывать минимум усилий для получения результата. А если человек не хочет работать, он будет экономить силы, упускать возможности и избегать лишних усилий. Внутреннее побуждение работать и производить результат есть примерно у 20% людей. Результаты остальных 80% зависят от управленческих усилий начальников — сумеют ли они организовать команду и создать интерес к работе.

Мотивация к работе может быть внешней и внутренней. Чтобы влиять на внутреннюю мотивацию сотрудников, нужно чаще рассказывать им про цели и миссию организации. Сотрудники выполняют работу лучше, когда чувствуют, что они не просто зарабатывают деньги, а решают проблемы клиентов и делают важный вклад в общество. Внешняя мотивация сама по себе не так эффективна, но она отлично дополняет внутреннюю — например, руководитель составляет планы вертикального или горизонтального карьерного роста, хвалит подчиненных за хорошие результаты, использует материальные стимулы и вознаграждения.

Читайте по теме:
— Как мотивировать сотрудников
— Как составить план карьерного роста
— Система грейдов в компании

Функция 7. Контролировать и оценивать эффективность

Контролировать — это не значит ходить с указкой и бить подчиненных за ошибки. К контролю следует относиться не как к желанию наказать сотрудника, а как к проявлению внимания к нему. Руководитель выполняет следующие действия по контролю:

  1. На этапе планирования устанавливает качественные и количественные показатели эффективности работы. Например, в месяц нужно выполнить 30 сделок.
  2. Оценивает результаты работы и компетенции сотрудника. Для оценки результатов чаще всего используют KPI и отчетность. А оценить компетенции сложнее — проводят тестирования, метод 360 градусов, систему тайный покупатель, деловые игры, ассессмент-центр.
  3. Выясняет причины отклонений результатов от плана и старается устранить их в дальнейшем. Например, в отчете видно, что менеджер не выполняет план продаж. Глава отдела прослушал его звонки и выяснил, что тот проводит слабую презентацию продукта. В результате руководитель назначил сотруднику дополнительное обучение по продукту.

Читайте по теме:
— Как оценить эффективность сотрудников
— Как провести аттестацию и проверить знания
— Как работает метод оценки 360 градусов

Итог: Каким должен быть руководитель

С точки зрения бизнеса эффективный управленец — тот, кто без эмоций оценивает ситуации, принимает решения и берет на себя ответственность, хорошо оперирует цифрами и статистикой. Но с точки зрения команды важна эмоция. Руководитель заботится о сотрудниках, вдохновляет их, показывает пример и мотивирует работать ради высокой цели.

Как стать руководителем? Найти баланс между эффективностью и человечностью.

Три главных навыка хорошего руководителя:

  • Разбирается в функциях своего отдела. Некоторые думают, что можно не вникая в дела компании управлять командой. На самом деле руководитель должен иметь представление о том, чем занимаются его подчиненные и способен сам выполнять эту работу. В противном случае будет сложно добиться результата от подчиненных.
  • Умеет общаться и улаживать конфликты. Директору важно находить общий язык со своими сотрудниками и координировать их коммуникации. При возникновении разногласий он должен быть способен не вовлечься в эмоции, понять точку зрения каждого, договориться и привести всех к общему согласию.
  • Развивается. Важная обязанность руководителя — повышать свою компетентность. Нужно собственным примером задавать в компании тенденцию развития. Изучать и применять новые способы управления, узнавать новые тренды.

Эти качества помогут лучше всего выполнять функции руководства.

Читайте по теме: Темы для обучения руководителей.

Вам будет интересно

планирование деятельности

Как правильно планировать деятельность в бизнесе

"Атлант расправил плечи" Айн Рэнд

Расправьте плечи вашей компании по советам из книги Айн Рэнд

эмоциональный интеллект в бизнесе

Эмоциональный интеллект в бизнесе: обзор книги Д. Гоулмана

Перейти на главную блога

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство петровского района саратовской области
  • Apc be525 rs инструкция по эксплуатации
  • Офтагель для глаз инструкция по применению взрослым от чего помогает
  • Спрей для носа ноксивин инструкция по применению
  • Спрей для носа ноксивин инструкция по применению