Правление осуществляет общее руководство

Президент Российской Федерации:

а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности <*>;

б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации <*>;

б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти <*>;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации <*>;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1» настоящей статьи), и освобождает их от должности <*>;

д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности <*>;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов <*>;

е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом <*>;

е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации <19>;

е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий <*>;

е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты <*>;

е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;

ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий <*>;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

———————————

<19> Статья 83 дополнена пунктом «е.2» в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 22 июля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 22 июля, N 0001201407220002).

Совет директоров, правление — коллегиальные органы корпорации

Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью общества, имеет широкие полномочия и несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Компетенция совета директоров определена ст. 65 Закона об АО. При этом закон определяет минимальный перечень вопросов, отнесенных к компетенции совета директоров. Такой перечень является открытым: к компетенции совета директоров относятся и «иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом общества». Поэтому устав АО может предусматривать наличие у совета директоров дополнительных полномочий.

В компетенцию совета директоров общества входит решение вопросов общего руководства деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания. Иными словами, один и тот же вопрос может быть включен в компетенцию общего собрания или совета директоров, если на то имеется указание в уставе АО.

Вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества.

Совет директоров играет важную роль в сфере общего руководства деятельностью и во внутренней организации общества. В этой сфере совет директоров обладает компетенцией по следующим направлениям:

  • — определение приоритетных направлений деятельности общества и осуществление стратегического руководства;
  • — определение финансово-хозяйственной политики общества.

Осуществляя компетенцию в данном направлении, совет директоров должен:

  • — определять стратегию развития общества;
  • — ежегодно утверждать финансово-хозяйственный план;
  • — утверждать процедуры внутреннего контроля.

Совет директоров вправе образовывать исполнительные органы общества, если уставом принятие решения по этому вопросу отнесено к компетенции совета директоров. Полномочия по образованию исполнительных органов сопровождаются полномочиями по досрочному прекращению их полномочий. Если образование исполнительных органов отнесено к компетенции общего собрания, то совет директоров не вправе досрочно прекратить полномочия исполнительных органов.

Если вопрос об образовании и досрочном прекращении полномочий исполнительных органов относится к компетенции общего собрания акционеров, то устав может наделить совет директоров правом приостанавливать полномочия единоличного исполнительного органа и управляющего. Вместе с тем совет директоров не вправе приостанавливать полномочия коллегиального исполнительного органа.

Устав может наделить совет директоров правом принять решение об образовании временных исполнительных органов. Если вопрос об образовании исполнительных органов относится к компетенции общего собрания, то совет директоров должен принять решение о проведении внеочередного общего собрания для избрания нового состава исполнительных органов.

Председатель совета директоров вправе подписывать договоры между обществом и членами исполнительных органов. Кодекс корпоративного поведения рекомендует советам директоров определять условия договоров с менеджерами, в том числе и размер выплачиваемого им вознаграждения.

Исполнительные органы общества подотчетны совету директоров и общему собранию акционеров. Поэтому совет директоров осуществляет контроль над деятельностью исполнительных органов. Чтобы совет директоров мог выполнять функции контроля, необходимо наделить его полномочиями по утверждению процедур внутреннего контроля над финансово-хозяйственной деятельностью общества, как это рекомендует сделать Кодекс корпоративного поведения.

Закон об АО предусматривает право совета директоров запросить протокол заседания коллегиального исполнительного органа (п. 2 ст. 70). Совет директоров может разрешить генеральному директору или члену коллегиального исполнительного органа занимать должность в органах управления другого юридического лица (п. 3 ст. 69 Закона об АО).

Устав общества может предусматривать, что совет директоров назначает корпоративного секретаря общества и заключает с ним договор, в том числе определяет размер его вознаграждения.

К компетенции совета директоров отнесено утверждение внутренних документов общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено законом к компетенции общего собрания, а также иных внутренних документов, утверждение которых уставом отнесено к компетенции исполнительных органов общества.

Кодекс корпоративного поведения рекомендует, чтобы совет директоров утверждал внутренние документы, касающиеся:

  • — дивидендной политики;
  • — информационной политики;
  • — этических норм;
  • — контрольно-ревизионной службы;
  • — управления рисками;
  • — проверки финансово-хозяйственной деятельности общества;
  • — корпоративного секретаря.

К компетенции совета директоров отнесено создание филиалов и открытие представительств общества, а также их закрытие.

Совет директоров обеспечивает реализацию и защиту прав акционеров, а также содействует разрешению корпоративных конфликтов. Для реализации этой функции к компетенции совета директоров отнесены вопросы, связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров.

В целях урегулирования корпоративных конфликтов совет директоров может образовать комитет по урегулированию корпоративных конфликтов.

К компетенции совета директоров отнесены вопросы, связанные с управлением активами и уставным капиталом общества, а именно: вопросы о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; определение цены имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг; использование резервного и иных фондов.

Вопросы, относящиеся к компетенции совета директоров, определяются и Законом об АО, и уставом общества. В частности, Кодекс корпоративного поведения рекомендует относить уставом к компетенции совета директоров следующие вопросы:

  • — утверждение процедур внутреннего контроля над финансово-хозяйственной деятельностью общества;
  • — утверждение процедур общества по управлению рисками, обеспечения их соблюдения, анализ эффективности;
  • — назначение корпоративного секретаря общества;
  • — вопрос о приостановлении полномочий генерального директора (управляющей организации), сроки и основания приостановления полномочий;
  • — утверждение условий договоров с генеральным директором (управляющей организацией) и членами правления, включая условие о вознаграждении.

Совет директоров подотчетен в своей деятельности общему собранию акционеров, поэтому наряду с годовым отчетом рекомендуется представлять акционерам и отчет совета директоров.

Избрание членов совета директоров

Члены совета директоров избираются общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном законом и уставом общества, на срок до следующего годового общего собрания акционеров (п. 1 ст. 66 Закона об АО).

Членами совета директоров могут быть только физические лица, как акционеры, так и лица, не являющиеся акционерами данного общества.

Не могут быть членами совета директоров:

  • — юридическое лицо;
  • — члены ревизионной комиссии общества;
  • — члены счетной комиссии, утверждаемой общим собранием акционеров.

Чтобы эффективно осуществлять руководство деятельностью общества, члены совета директоров должны обладать знаниями, опытом и навыками, необходимыми для правильного принятия решений. Поэтому устав общества может содержать конкретные требования, предъявляемые к членам совета директоров.

Члены совета директоров действуют в интересах общества, поэтому они не должны иметь конфликта интересов. Поэтому Кодекс корпоративного поведения не рекомендует избирать в совет директоров лицо, являющееся участником, генеральным директором (управляющим), членом органа управления или работником юридического лица, конкурирующего с обществом.

Количественный состав совета директоров

Между эффективностью кумулятивного голосования и числом членов совета директоров существует прямая зависимость: чем большее число таких членов должно быть избрано, тем большая возможность будет у миноритарных акционеров избрать своего представителя в совет директоров. Совет директоров должен иметь количественный состав, оптимальный для принятия быстрых и взвешенных решений и для нормальной организации деятельности самого совета директоров. Поэтому Закон об АО лишь предусматривает, что количественный состав совета директоров общества определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров, но не может быть менее чем пять членов (п. 3 ст. 66).

В соответствии с Законом об АО для обществ с числом акционеров — владельцев голосующих акций более тысячи количественный состав совета директоров не может быть менее семи членов, а для обществ с числом акционеров — владельцев голосующих акций более 10 тысяч — менее девяти членов.

Количественный состав совета директоров должен определяться с учетом требований законодательства, а также конкретных потребностей самого общества и акционеров. В большинстве акционерных обществ количественный состав совета директоров составляет от шести до десяти членов.

Организация деятельности совета директоров

Положение о совете директоров должно определять организацию деятельности совета директоров, а именно: порядок проведения заседаний, их регулярность, формы проведения заседаний (очная и заочная), форму уведомления о заседании, порядок принятия решений. При этом члены совета директоров должны иметь возможность получать всю необходимую информацию для принятия решений по вопросам повестки дня. Предоставление информации осуществляется исполнительными органами в соответствии с установленными в обществе процедурами, в частности, если в обществе введена должность корпоративного секретаря — то через секретаря общества.

Обычно заседания совета директоров созываются его председателем по его собственной инициативе. Председатель обязан созвать заседание совета директоров по требованию:

  • — членов совета директоров;
  • — ревизионной комиссии (ревизора);
  • — аудитора общества;
  • — исполнительного органа общества;
  • — а также иных лиц, определенных уставом общества.

Кодекс корпоративного поведения рекомендует предусматривать в уставах право акционеров требовать созыва совета директоров. Вместе с тем совет директоров является самостоятельным органом, который не должен быть подвержен неоправданному влиянию со стороны других органов общества и акционеров. Поэтому в уставе рекомендуется предусмотреть право требовать проведения заседания совета директоров только для акционеров, владеющих двумя и более процентами голосующих акций, и только для рассмотрения вопросов, перечень которых следует определить в уставе.

Кворум — минимальное число членов совета директоров, которые должны участвовать в заседании совета, для того, чтобы на таком заседании могли приниматься решения, имеющие силу. Кворум для проведения заседания совета директоров определяется уставом, но не должен быть менее половины от числа избранных членов совета директоров.

В случае, когда количество членов совета директоров становится меньше количества, составляющего указанный кворум, совет директоров обязан принять решение о проведении внеочередного собрания акционеров для избрания нового состава совета директоров. Оставшиеся члены совета директоров вправе принимать решение только о созыве такого внеочередного собрания акционеров.

Образование коллегиального исполнительного органа

Коллегиальный исполнительный орган может образовываться ло усмотрению самого хозяйственного общества. В акционерном обществе образование этого органа осуществляется общим собранием акционеров или советом директоров, в зависимости от предусмотренного уставом (пп. 8 п. 1 ст. 48, пп. 9 п. 1 ст. 65 Закона об АО), в обществе с ограниченной ответственностью избрание коллегиального исполнительного органа относится к компетенции общего собрания участников (п. 1 ст. 41 Закона об ООО).

Количество членов правления, срок их полномочий, компетенция коллегиального исполнительного органа определяются уставом общества. Сроки, порядок созыва и проведения заседаний коллегиального исполнительного органа, а также порядок принятия им решений устанавливаются уставом и внутренними документами.

Компетенция коллегиального исполнительного органа не должна дублировать полномочия единоличного исполнительного органа. Так, например, если в компетенцию единоличного и коллегиального органов входит полномочие по утверждению внутренних документов общества, то принятие конкретных документов должно быть разграничено (например, директор утверждает положения об аттестации работников, правила внутреннего трудового распорядка, а правление -положения о материальном стимулировании персонала, о предоставлении работникам дополнительных льгот и т.д.).

При наличии в хозяйственном обществе коллегиального исполнительного органа зачастую он служит механизмом ограничения полномочий единоличного исполнительного органа. Так, в компетенцию коллегиального органа передаются полномочия по утверждению наиболее важных сделок — по предмету (например, с недвижимым имуществом, основными средствами и прочими ценными активами) или по сумме — в размере, определенной стоимости активов общества, более низком, чем это требуется для признания сделки крупной, но значительном, чтобы предоставить возможность ее заключения непосредственно единоличному исполнительному органу общества. Обычно цена таких сделок варьируется от 5 до 10% балансовой стоимости активов хозяйственного общества.

В компетенцию правления очень часто включаются вопросы об утверждении оперативных финансово-хозяйственных планов общества и отчетов об их исполнении, разработка методических документов по осуществлению бизнес-процессов.

Членом коллегиального исполнительного органа является физическое лицо, которое может не быть акционером или участником хозяйственного общества. Традиционно члены коллегиального исполнительного органа выполняют какую-либо трудовую функцию в обществе, находятся на руководящих должностях.

Cовет директоров АО: небольшой ликбез

Здравствуй, Регфорум!

Совет директоров может быть образован в любом акционерном обществе. Если же у общества 50 и более владельцев голосующих акций, этот орган создается обязательно. В данной статье будут раскрыты некоторые наиболее сложные вопросы создания совета директоров, его компетенции и эффективной работы.

Совет директоров (наблюдательный совет) как высшее руководство обществом в периоды, когда не проводятся собрания акционеров, призван контролировать исполнение решений собрания акционеров, заниматься выработкой стратегической политики компании.

У совета директоров широчайшая компетенция, он не вмешивается в решение только тех вопросов, которые являются исключительной компетенцией иных органов управления.

Вопросы, решаемые Советом директоров

Деятельность правления – объект первостепенного контроля со стороны совета директоров, в том числе, совет директоров определяет состав правления и порядок его деятельности, он подготавливает для утверждения собранием акционеров положения о работе правления;, а члены правления периодически представляют совету отчеты о своей деятельности. Заключением и расторжением контрактов исполнительных органов с обществом занимается совет директоров, также совет может инициировать собранию вопрос о прекращении полномочий Генерального директора или, если это позволяет сделать устав компании, совет директоров принимает это решение самостоятельно.

  • Совет директоров, по рекомендации правления общества, вправе утверждать организационную структуру общества, внутренние нормативные документы, если их утверждение не является компетенцией других органов управления. Также совет директоров рассматривает вопросы использования фондов общества.
  • Вправе одобрить крупную сделку, если стоимость имущества по сделке составляет 25 — 50% балансовой стоимости активов общества, но надо помнить, что решение должно быть единогласное, иначе оно передается на решение собрания акционеров.
  • Совет директоров определяет действия в области получения и выдачи займов, ссуд, гарантий, кредитов, а также определяет источники покрытия убытков и порядок удовлетворения кредиторских претензий.
  • Совет директоров выносит на решение общего собрания вопрос о выпуске акций, изменении уставного капитала, рекомендует собранию его величину, условия и порядок совершения этих действий.
  • Совет директоров вырабатывает рекомендации собранию акционеров, касающиеся размера дивиденда по акциям и порядка его выплаты, а общее собрание не может своим решением увеличить рекомендованный размер дивиденда, на уменьшение запрета нет.
  • Самостоятельно Совет директоров вправе принять решение о выпуске облигаций, если в уставе не указано иное.
  • пп. 14, п. 1, ст. 65 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее – ФЗ об АО) прямо отдает на решение совета директоров вопросы создания представительств, филиалов и дочерних компаний. Однако вопрос об их ликвидации не отдан на решение ни собрания акционеров, ни исполнительных органов общества, следовательно, ликвидировать представительства, филиалы и «дочки» также может совет директоров.
  • Кроме того, Совет директоров регулирует взаимоотношения общества с акционерами: утверждает сроки и порядок оплаты акций, приобретаемых акционерами, определяет порядок изъятия в срок не оплаченных акций. Также совет директоров распоряжается неразмещенными акциями компании.
  • Вопрос добровольной ликвидации общества и назначения ликвидационной комиссии советом директоров выносится на решение общего собрания, также советом директоров определяются сроки предъявления претензий кредиторов.
  • Необходимо помнить, что советом созываются общие собрания акционеров общества, определяется процедура его подготовки и проведения. Следовательно, совет директоров должен рассматривать и одобрять вопросы, планируемые к рассмотрению на собрании, даже вопросы, относимые к исключительной компетенции собрания.

В Кодексе корпоративного поведения, утвержденном распоряжением ФКЦБ РФ от 04.04.2002 N 421/р содержится ряд вопросов, которые рекомендовано отнести к компетенции совета директоров, это необходимо отразить в уставе:

  • утверждение процедур управления рисками;
  • утверждение процедур внутреннего контроля над финансово-хозяйственной деятельностью;
  • утверждение в должности корпоративного секретаря;
  • утверждение договоров с исполнительными органами общества, включая порядок их вознаграждения;
  • решение вопроса о приостановке полномочий генерального директора, управляющей организации.

Избрание членов Совета директоров

Совет директоров, как выборный орган, должен избираться на общем собрании акционеров кумулятивным голосованием.

Голосование проводится только общим списком. Число голосов одного акционера, умножается на количественный состав совета директоров общества, закрепленный в уставе. Акционер может отдать голоса полностью за одного кандидата или распределить их по своему усмотрению между всеми или несколькими кандидатами.

Избранными считаются кандидаты, которые набрали большее число голосов акционеров.

Сложная, на первый взгляд, система избрания органа управления, имеет главное достоинство – она позволяет акционерам – владельцам малого числа голосующих акций обеспечить своему кандидату место в составе совета директоров, путем консолидации всех имеющихся голосов и передаче их одному кандидату.

На практике акционеры иногда сталкиваются с трудностями при голосовании:

  1. ошибки при распределении голосов;
  2. кумулятивное голосование не предполагает возможности одному члену совета директоров досрочно прекратить свои полномочия, прекращение полномочий возможно только в отношении полного состава совета директоров.

Необходимо понимать, что, несмотря на то, что совет директоров избирается только на период до годового общего собрания, однако переизбираться неограниченное количество раз члену совета директоров никто не запрещал. Если же в сроки, установленные законом, годовое собрание не проводилось, то совет директоров слагает с себя полномочия, за исключением вопросов подготовки собрания.

В литературе отмечается, что такой короткий период полномочий совета директоров (1 год) характерен именно для России и США и объясняется тем, что акционеры могут, в случае необходимости, быстро переизбрать совет директоров, если сочтут его работу не эффективной.

Статья 26. Органы нотариальной палаты

Комментарий к статье 26

1. Частью 1 настоящей статьи определяется перечень органов нотариальной палаты:
1) общее собрание членов нотариальной палаты;
2) президент нотариальной палаты;
3) правление нотариальной палаты;
4) ревизионная комиссия нотариальной палаты;
5) иные органы, создание которых предусмотрено уставом нотариальной палаты.
Например, в соответствии с п. 7.1 Устава Московской городской нотариальной палаты органами нотариальной палаты являются только общее собрание членов, президент, правление и ревизионная комиссия.
2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи компетенция органов нотариальной палаты регламентируется гражданским законодательством, настоящими Основами и уставом нотариальной палаты.
Справедливо замечание В.В. Яркова, что компетенция палаты не может определяться гражданским законодательством, поскольку ГК определяет статус палаты как субъекта гражданского, а не публичного права. Поэтому ссылка на гражданское законодательство как основание определения компетенции нотариальной палаты является сомнительной <40>.
———————————
<40> См.: Комментарий законодательства Российской Федерации о нотариате (постатейный) / А.А. Анисимова, Р.С. Бевзенко, В.А. Белов и др.; под ред. Д.Я. Малешина. М.: Статут, 2018.

Рассмотрим компетенцию органов нотариальной палаты на примере Московской городской нотариальной палаты.
Согласно Уставу Московской городской нотариальной палаты Президент является единоличным исполнительным органом Палаты, избираемым из числа нотариусов сроком на 4 года. Президент осуществляет текущее руководство деятельностью Палаты.
Президент осуществляет следующие полномочия:
— представляет Палату во взаимоотношениях с органами законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления, а также в отношениях с юридическими и физическими лицами и действует от ее имени без доверенности;
— представляет интересы Палаты в международных организациях, а также участвует в международных программах профессионального сотрудничества, обмена информацией научного, правового и прикладного характера;
— организует и координирует деятельность членов Палаты по обеспечению и защите прав и законных интересов участников гражданско-правовых отношений;
— представляет и защищает права и законные интересы членов Палаты в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления, а также в отношениях с юридическими и физическими лицами;
— организует контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, а также обязанностей, предусмотренных Уставом палаты и Кодексом этики;
— организует рассмотрение жалоб и иных материалов в отношении членов Палаты;
— организует работу Правления, формирует проект повестки дня и проводит заседания Правления;
— предлагает Правлению для избрания кандидатуры вице-президентов;
— образует советы и рабочие группы при Президенте;
— дает поручения членам Правления по вопросам, отнесенным к его компетенции;
— осуществляет иные полномочия, как перечисленные в Уставе, так и не отнесенные Уставом к исключительной компетенции Собрания или компетенции Правления. То есть его компетенция формируется по остаточному принципу.
Правление нотариальной палаты является постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом Палаты. Правление избирается собранием из числа нотариусов, являющихся членами Палаты, сроком на 4 года. Президент является членом Правления по должности.
Правление осуществляет общее руководство деятельностью Палаты, за исключением решения вопросов, отнесенных действующим законодательством и уставом к компетенции собрания.
Численный состав Правления — 14 человек, включая Президента. Правление возглавляет Президент, который председательствует на его заседаниях. При отсутствии Президента или невозможности ведения им заседания Правления ведет заседание один из вице-президентов, а при их отсутствии — один из членов Правления по решению Правления.
Правление осуществляет, к примеру, следующие полномочия:
— представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им содействие в осуществлении нотариальной деятельности;
— принимает решения о созыве Собрания в порядке, предусмотренном настоящим Уставом;
— утверждает проект повестки дня Собрания;
— подготавливает материалы по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции Собрания либо принятым Собранием к своему рассмотрению, в том числе подготавливает для Собрания предложения по приобретению в собственность, отчуждению или залогу недвижимого имущества;
— организует исполнение решений Собрания и Правления;
— принимает решения о совершении Палатой сделки (или нескольких взаимосвязанных сделок), связанной с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения Палатой прямо либо косвенно движимого имущества, стоимость которого составляет 700 000 рублей и более, а также сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, и др.
Заседания Правления проводятся по мере необходимости, но не реже чем один раз в два месяца.
Собрание нотариальной палаты является высшим органом Палаты. Решения, принятые собранием в пределах своей компетенции, обязательны для исполнения членами Палаты и ее органами.
К компетенции собрания относится, в частности:
— определение приоритетных направлений деятельности Палаты, принципов формирования и использования ее имущества;
— утверждение и изменение устава Палаты;
— избрание Президента и Правления, досрочное прекращение полномочий Президента, Правления и членов Правления;
— избрание Ревизионной комиссии и досрочное прекращение ее полномочий и полномочий членов Ревизионной комиссии, утверждение Положения о Ревизионной комиссии и внесение в него изменений;
— утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора (профессионального аудитора) Палаты;
— утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса, сметы доходов и расходов Палаты на очередной финансовый год и изменений в нее;
— принятие решений, связанных с реорганизацией или ликвидацией Палаты в случаях и порядке, установленных федеральным законом;
— определение размера, порядка и способов уплаты членских взносов и других платежей и др.;
— принятие решений об одобрении сделок, связанных с приобретением, отчуждением либо обременением недвижимого имущества Палаты, в том числе в совершении которых имеется заинтересованность.
Собрание осуществляет и иные полномочия, в частности решает иные вопросы, относящиеся к уставной деятельности Палаты.
3. По правилам ч. 3 комментируемой статьи президент, правление и ревизионная комиссия нотариальной палаты избираются общим собранием членов нотариальной палаты. Выборы президента и правления нотариальной палаты осуществляются тайным голосованием.
4. Часть 4 настоящей статьи предусматривает возможность для любого нотариуса, занимающегося частной практикой и являющегося членом этой нотариальной палаты, быть избранным в органы нотариальной палаты. Право такого нотариуса быть избранным в органы нотариальной палаты не может быть ограничено ее уставом.
Вместе с тем одно и то же лицо не может занимать должность президента нотариальной палаты более двух сроков подряд.
Следует учитывать, что в письме ФНП от 26 февраля 2014 г. N 460/03-16.3 «О сроках пребывания в должностях президента нотариальной палаты и президента Федеральной нотариальной палаты» даны разъяснения указанного правила.
При решении вопроса о применении указанных выше положений комментируемого Закона во времени следует учитывать, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на правоотношения, возникшие после введения его в действие. Распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу, вправе только законодатель. На необходимость соблюдения этого принципа неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ (Определения от 18 января 2005 г. N 7-О, от 1 декабря 2009 г. N 1549-О-П и от 13 мая 2010 г. N 828-О-О).
С учетом того обстоятельства, что новая редакция комментируемой статьи вступила в силу с 1 февраля 2014 г. и ей не придана обратная сила, ФНП полагает, что положения настоящих Основ, ограничивающие срок пребывания одного и того же лица в должности президента нотариальной палаты, Президента ФНП двумя сроками, могут быть применены к лицу, которое избирается на должность президента нотариальной палаты или Президента ФНП после 1 февраля 2014 г.
Между тем некоторую сложность представляет определение числа возможных повторных сроков пребывания одного и того же лица в должности президента (нотариальной палаты, ФНП), избранного до 1 февраля 2014 г. и продолжающего после 1 февраля 2014 года осуществлять свои полномочия. В данном случае ФНП полагает необходимым учитывать, что отношения по осуществлению президентом нотариальной палаты, ФНП своих полномочий носят длящийся характер и по общему правилу к ним должен применяться закон, действующий в настоящее время. Срок полномочий президента (нотариальной палаты, ФНП), избранного до вступления в силу действующей на сегодняшний день редакции комментируемой статьи и ст. 31 настоящих Основ и осуществляющего такие полномочия на дату — 1 февраля 2014 г., следует рассматривать как первый из двух сроков.
Вместе с тем указанные выше подходы к решению рассматриваемой проблемы применимы только в том случае, если устав нотариальной палаты субъекта РФ на момент вступления в силу новой редакции комментируемой статьи 26 и ст. 31 настоящих Основ не содержал ограничения числа сроков пребывания одного и того же лица в должности президента нотариальной палаты. Если же устав нотариальной палаты на 1 февраля 2014 г. содержал аналогичное ограничение, то следует исходить из положений устава.
5. Согласно ч. 5 комментируемой статьи с утратой лицом статуса нотариуса прекращаются его полномочия в соответствующих органах нотариальной палаты.
Статус нотариуса лицо может потерять в соответствии со ст. 12 настоящих Основ.
Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, может быть уволен в соответствии с трудовым законодательством.
Нотариус, занимающийся частной практикой, может сложить полномочия по собственному желанию либо по решению суда.
Суд может принять решение о лишении частнопрактикующего нотариуса права нотариальной деятельности в случаях:
1) осуждения его за совершение умышленного преступления — после вступления приговора в законную силу;
2) ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;
3) по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, в случае невозможности исполнять обязанности по состоянию здоровья и в других случаях, предусмотренных законодательством;
4) признания его банкротом.
6. Частями 6 и 7 комментируемой статьи устанавливаются некоторые особенности проведения выборов президента нотариальной палаты субъекта РФ.
Если выборы президента нотариальной палаты признаны несостоявшимися или президент палаты досрочно прекратил полномочия, новые выборы президента нотариальной палаты назначаются не позднее чем через 3 месяца со дня признания данных выборов несостоявшимися или прекращения полномочий президента нотариальной палаты.
Если в результате голосования по выборам президента нотариальной палаты ни одно лицо не набрало большинство голосов (при условии, что кандидатов больше двух), в тот же день проводится второй тур голосования, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов.
7. По правилам ч. 8 настоящей статьи при голосовании на общем собрании членов нотариальной палаты члены нотариальной палаты, являющиеся нотариусами, занимающимися частной практикой, имеют право решающего голоса, а другие члены нотариальной палаты — право совещательного голоса.
Решения общего собрания членов нотариальной палаты принимаются простым большинством голосов (более 50% голосов) участвующих в его заседании лиц с правом решающего голоса.
8. Часть 9 комментируемой статьи устанавливает правило принятия решения иными органами нотариальной палаты. Они принимаются простым большинством голосов (более 50% голосов) всех участвующих в заседании соответствующего органа лиц, если иное не предусмотрено уставом нотариальной палаты.

Новая редакция Ст. 147 ЖК РФ

1. Руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.

2. Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.

3. Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества.

3.1. Членом правления товарищества собственников жилья не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом, или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества. Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества.

4. Правление товарищества собственников жилья является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества.

5. Заседание правления товарищества собственников жилья созывается председателем в сроки, установленные уставом товарищества.

6. Правление товарищества собственников жилья правомочно принимать решения, если на заседании правления товарищества присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов правления товарищества. Решения правления товарищества принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов членов правления, присутствующих на заседании, если большее число голосов для принятия таких решений не предусмотрено уставом товарищества. Решения, принятые правлением товарищества, оформляются протоколом заседания правления товарищества и подписываются председателем правления товарищества, секретарем заседания правления товарищества.

Комментарий к Статье 147 ЖК РФ

1. Правление товарищества собственников жилья — это коллегиальный исполнительный орган управления товарищества, подотчетный общему собранию членов товарищества, который осуществляет руководство текущей деятельностью товарищества. Поскольку указанная деятельность весьма многогранна, постольку правление вправе принимать решения по всем вопросам, за исключением тех из них, которые относятся к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (см. ч. 2 ст. 44) и компетенции общего собрания членов товарищества (см. ч. 2 ст. 145 Кодекса).

Ряд конкретных вопросов, решение которых входит в обязанности правления товарищества, определен в ст. 148 Кодекса (см. указанную статью и комментарий к ней).

Следует также учитывать, что собственной компетенцией, установленной в ст. 149 Кодекса, обладает также председатель правления товарищества. Правление как коллегиальный орган не вправе осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа.

Таким образом, компетенция правления товарищества собственников жилья определяется по остаточному принципу: данный орган вправе решать любые вопросы деятельности такого товарищества, не отнесенные к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товарищества и председателя правления товарищества. С учетом этого обстоятельства и должны определяться в уставе товарищества полномочия правления.

2. Решение общего собрания членов товарищества собственников жилья об избрании состава правления принимается простым большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.

В состав правления не могут быть избраны, например, собственники помещений в многоквартирном доме, не являющиеся членами товарищества собственников жилья. Кроме того, членами правления не могут быть лица, являющиеся членами ревизионной комиссии данного товарищества (см. ч. 1 ст. 150 Кодекса).

3. В ч. 3 ст. 147 Кодекса речь идет не о председателе товарищества, а о председателе правления товарищества, статус которого как единоличного исполнительного органа определен в ст. 149 Кодекса. Целесообразно, чтобы законодатель исправил допущенную в рассматриваемой норме терминологическую неточность.

В связи с тем, что председатель правления избирается из состава правления, авторитетные юристы справедливо указывают на то, что данные положения Кодекса противоречат общему порядку формирования исполнительных органов. Один исполнительный орган не вправе создавать другой исполнительный орган, тем более, что оба контролируют деятельность друг друга. Председатель правления является единоличным исполнительным органом, а не сменяемым председателем, наделенным чисто организационными функциями, связанными с созывом и ведением заседаний правления. Как исполнительный орган, председатель отвечает перед общим собранием за свою деятельность, что обусловливает необходимость его избрания собранием, а не правлением (формирование исполнительных органов относится к компетенции высшего органа управления товарищества — см. ч. 2 ст. 145 Кодекса) <1>. Поэтому представляется, что в ст. ст. 145 и 147 Кодекса необходимо внести изменения, относящие избрание председателя правления товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества.
———————————
<1> См.: Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005 — 2007. С. 333.

4. В уставе товарищества собственников жилья можно установить порядок, в соответствии с которым при рассмотрении на ежегодном общем собрании членов товарищества отчета о выполнении годового плана о финансовой деятельности товарищества (см. п. 8 ч. 2 ст. 145 Кодекса) общее собрание рассматривало также отчет правления о других его действиях.

При составлении финансовых планов и соответствующих отчетов целесообразно учитывать Рекомендации по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья, утвержденные Приказом Госстроя РФ от 14.07.1997 N 17-45 <1>.
———————————
<1> Финансовая газета. 1997. N 45, 46.

5 — 6. Порядок деятельности правления целесообразно детально регламентировать в уставе товарищества или в специальном локальном акте типа положения о правлении. Такой акт может быть утвержден на общем собрании членов товарищества.

Другой комментарий к Ст. 147 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья определяет роль правления в системе органов управления товарищества собственников жилья, цели его деятельности, порядок формирования.

Как орган управления товарищества правление осуществляет руководство его деятельностью. Правление принимает решение по достаточно большому кругу вопросов. Как это определено ч. 1 комментируемой статьи, правление вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением отнесенных к компетенции общего собрания.

Правление избирается общим собранием (из числа членов товарищества) и подотчетно ему. Решение принимается, при наличии кворума, большинством голосов присутствующих на собрании членов ТСЖ или их представителей. Правление избирает из своего состава председателя правления.

2. Срок полномочий правления ТСЖ определяется уставом товарищества, но не может превышать 2 лет.

3. Решения принимаются на заседаниях правления, если за них проголосовало большинство членов правления (при наличии кворума). На заседании ведется протокол.

4. Обязанности правления определены ст. 148 ЖК РФ. Так, правление контролирует внесение членами товарищества обязательных платежей и взносов; заключает договоры на обслуживание и ремонт общего имущества дома; проводит общее собрание членов товарищества и т.д. Согласно ст. 146 ЖК общее собрание ведет председатель правления или его заместитель, а в случае их отсутствия — один из членов правления.

Правление товарищества собственников жилья избирается общим собранием из числа членов товарищества. Срок его деятельности устанавливается уставом товарищества (но не более чем 2 года).

Правление товарищества избирает из своего состава председателя правления товарищества на срок, установленный уставом товарищества.

Председатель правления товарищества действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы, совершает сделки, не требующие обязательного одобрения правлением или общим собранием, и проч. (ч. 2 ст. 149 ЖК РФ). Председатель правления обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых обязательно (ч. 1 ст. 149 ЖК РФ). Председатель правления представляет на решение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, обслуживающих многоквартирный дом, положение об оплате их труда (п. 10 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ). Председатель созывает заседание правления в сроки, установленные уставом товарищества. Заседание правления правомочно при наличии большинства членов правления. Решение правления оформляется протоколом (ст. 147 ЖК РФ).

Если акционеры крупной фирмы считают, что единоличного исполнительного органа, представленного в лице генерального директора, для эффективного управления недостаточно, то они могут образовать коллегиальный – правление компании.

Общие сведения про правление ООО и АО

Правление – исполнительная структура компании, в состав которого входят высшие менеджеры АО или ООО. Данная управленческая единица не является обязательной и может быть создана акционерами компании, если ее наличие предусмотрено уставом фирмы.

Структура корпоративного управления в компании

Структура корпоративного управления в компании

Особенности работы правления

Все что связано с работой правления должно быть прописано уставом компании. Вот главные особенности:

  • Правление руководит работой компании в период между собраниями учредителей или акционеров предприятия в пределах, установленных уставом и решениями акционеров.
  • Возглавляет данный орган председатель правления.
  • Правление самостоятельно распоряжается всеми активами фирмы за исключением отнесенных уставом к ведению собрания акционеров или совета директоров.
  • Правление самостоятельно принимает решения по отнесенным к его компетенции вопросам.
  • Оно представляет интересы предприятия в отношениях с госорганами, судами, физическими и юридическими лицами.
  • Данный орган уполномочен формировать планы коммерческой и производственной деятельности фирмы, вести переговоры с поставщиками и потребителями изделий или продукции, определять условия покупки или продажи сырья и продукции.
  • Правление может распоряжаться отведенной ему частью прибыли.

Нормативное регулирование

Деятельность правления ограничена законодательными актами. Такими как:

  • Гражданский кодекс РФ (ст. 103).
  • Для ООО – законом №14 ФЗ, регламентирующим деятельность обществ в целом.
  • Для АО – это закон №208 ФЗ.

Виды

Законодательство не ограничивают учредителей компании в выборе вида исполнительного органа. Это может быть:

  • Единоличное управление в лице генерального директора или президента.
  • Коллегиальное управление.

Вид и полномочия коллегиального исполнительного органа должны быть четко обозначены в уставе и других внутренних документах АО или ООО. Будь то:

  • Правление в главе с председателем.
  • Или дирекция, возглавляемая генеральным директором.

Устав ООО с правлением (образец)

Устав ООО с правлением

Скачать устав ООО с правлением можно здесь.

Кто в него входит

Правление может быть сформировано двумя способами:

  • Собранием акционеров.
  • Советом директоров.

В него могут быть включены физические лица имеющие отношение к работе компании и приглашенные со стороны. В состав правления входят:

  • Председатель.
  • Представители финансового управленческого блока: главный бухгалтер или директор по экономике.
  • Главы производственных или коммерческих структур: начальник производства, коммерческий директор.
  • Главный инженер (если есть такая должность).
  • Остальные члены правления избираются из представителей менеджмента фирмы или приглашенных специалистов.

Чем отличается от совета директоров и наблюдательного совета

Законы РФ, регулирующие деятельность АО и ООО, устанавливают иерархическую структуру обществ следующим образом:

  1. Собрание акционеров или учредителей – главный руководящий орган, заседания которого происходят один раз в год. Он принимает ключевые решения.
  2. Совет директоров. Действует в перерыве между конференциями учредителей. Занимается вопросами развития бизнеса и контролирует работу правления.
  3. Правление. В отличие от остальных управленческих структур занимается оперативным управлением реальной хозяйственной деятельности фирмы.

И если Собрание ежегодное, то в перерывах между созывами его функции осуществляет наблюдательный совет.

Созыв правления

Правление созывается председателем по мере необходимости. Так как это орган оперативного управления, то заранее сроки созыва не устанавливаются. Ведет правление его председатель. На нем могут решаться вопросы, поднятые:

  • Председателем правления.
  • Председателем совета директоров.
  • Одним из акционеров.
  • Одним из членов правления.

Решение принимается простым большинством, при этом при равенстве голос председателя имеет перевес. Протокол заседания предоставляется:

  • Совету директоров.
  • Ревизионной комиссии.
  • По требованию – акционерам.

Положение о правлении ООО на примере коммерческого банка доступно в виде бланка здесь.

Положение о правлении ООО (образец)

Полезная информация по теме

Главным документом, регламентирующим деятельность правления, является устав. Поэтому в нем должны быть расписаны следующие условия работы данного управленческого органа:

  • Кто и каким образом избирает его членов.
  • Количественный и качественный состав правления (он может быть четным и нечетным).
  • Порядок утверждения в должности члена правления.
  • Срок действия избранного состава.
  • Его компетенция.
  • Режим работы и порядок вынесения решений.

У нас вы можете скачать образец положения о правлении АО.

Пример положения о правлении АО

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Амоксициллин детский 250 мг инструкция по применению цена
  • Бак сет инструкция для детей грудного возраста
  • Panasonic sa pm07 инструкция по применению на русском
  • Наринэ закваска для йогурта инструкция по применению
  • Клинексин 5 инструкция по применению в ветеринарии