Правовые нормы содержатся в инструкции пользователя телефона

Контроль уровня достижения планируемых результатов
освоения программы по праву10 класс (итоговый)

1. Цель и содержание
итоговой работы по обществознанию

Определить
уровень сформированности предметных результатов у учащихся 6 класса по итогам
освоении программы по обществознанию.
Итоговая контрольная работа проводится в один день.

2. Структура работы и
характеристика заданий

Работа содержит две
группы заданий.

1
группа 
(Часть 1 № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8)
задания базового уровня сложности
.
В них проверяется освоение базовых знаний и умений по предмету, обеспечивающих
успешное продолжение обучения в 7 классе школы. Учащимся предлагаются
стандартные учебные или практические задачи, в которых очевиден способ решения,
изученный в процессе обучения.

2
группа
 (Часть 2 № 1, 2,) – задания повышенной сложности.
В них проверяется готовность учащихся решать нестандартные учебные или
практические задачи, в которых нет явного указания на способ выполнения, а
учащийся сам должен сконструировать способ решения, комбинируя известные ему
способы либо привлекая знания из разных предметов. Содержание заданий
предполагает либо возможность использования нескольких решения, либо применение
комплексных умений, либо привлечение предметных знаний и умений.

В работе внутри
содержательного блока одновременно представлены задания как базового, так и
повышенного уровней.

3
группа
(Часть 3 №1, 2) — задания повышенного уровня. Задания
с выбором ответа (Часть 1 № 1-8), в которых  предлагаются варианты
ответов, из которых необходимо выбрать правильные;

·        
задание с кратким ответом (Часть 2 № 1-4), требующее один
единственный ответ;

·        
задания с развёрнутым ответом (Часть 3 № 1-3), в которых надо
дать развёрнутый полный ответ.

Работа содержит 8
заданий. Она рассчитана на один урок. В ней 6 заданий
базового     уровня сложности, 2 задания – повышенного.

3. Условные
обозначения

Уровень сложности: Б
– базовый, П – повышенный. Тип задания: ВО – с выбором  ответа, КО – с
кратким ответом, РО – с развёрнутым ответом.

4. Время и способ
выполнения проверочной работы

Выполнение заданий
разной сложности и разного типа оценивается с учётом следующих рекомендаций.

·        
В заданиях с выбором ответа из предложенных вариантов ученик
должен выбрать только верный ответ. Если учащийся выбирает неверные ответы, то
задание считается выполненным неверно.

·        
В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый
краткий ответ.

В
заданиях с развёрнутым ответом ученик должен дать полный развёрнутый ответ.

1.Решите
тест:

Вариант
1

1.К
числу прикладных юридических наук относится:

  
А).теория государства и права;

  
Б).криминалистика;

  
В).судебная медицина;

  
Г).международное частное право.

2.На
службу в органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке граждане РФ

  
А).не моложе 16 лет и не старше 40 лет;   В).не моложе 18 лет и не старше 40
лет;

  
Б).не моложе 18 лет и не старше 45 лет;   Г).не моложе 18 лет и не старше 50
лет.

3.К
числу организационно – юридических наук относится:

  
А).правовая кибернетика,               В).нотариат,

  
Б).прокурорский надзор,                  Г).судебная психология.

4.
Человек использует право не только для решения конфликта. Оно нужно ему и
тогда, когда возникает потребность созидать, предотвращать опасные поступки.
Право необходимо, чтобы регулировать общественную жизнь. Речь идёт о:

   
А).теории примирения,                    В).теологической теории,

   
Б).регулятивной теории,                  Г).классовой теории.

5.Первые
государства зародились:

   
А).на рубеже 4-3 тыс. до н.э.            В).на рубеже 2-1 тыс. до н.э.

   
Б).в 3-2 тыс. до н.э.                            Г).в 5-4 тыс. до н.э.

6.Право
формируется в обществе и должно представлять собой совокупность правил, которые
удобны для людей, ибо не навязываются извне, но государство придаёт им
общеобязательный характер, санкционирует, и за их нарушение следует юридическая
ответственность. Так понимали право представители:

  
А).нормативистской
теории,                    В).психологической теории,

  
Б).социологической школы права,           Г).теории примирения.

7.К
числу общеправовых принципов относятся:

  
А).несменяемость судей,                         В).восстановление нарушенных
прав,

  
Б).состязательность сторон,                    Г).свобода труда.

8.Правила
поведения, установившиеся в обществе в результате многократного и длительного
применения, называются:

  
А).обычаями,     Б).мононормами,    В).моральными нормами,    Г).корпоративными
нормами.

2.Объясните
понятия:

1.адвокат

2.дееспособность

3.Вставьте
пропущенные слова.

1.Норма
права – установленное или санкционированное ________________ правило поведения,
за нарушение которого наступает _____________ ответственность.

2.Деятельность
по созданию, изменению или отмене правовых норм в юриспруденции называется

_______________.

Вариант
2

1.Правовые
нормы содержатся в:

  
А).инструкции пользователя сотового телефона,

  
Б).Законе РФ «О правах потребителя»,

  
В).кодексе гимназиста,

  
Г).брачном договоре.

2.К
числу больших социальных групп относятся:

  
А).этносы,

  
Б).община,

  
В).школьный класс,

  
Г).профессиональные группы.

3.Правовые
нормы, содержащие определения важных юридических понятий, называются:

  
А).охранительными,   Б).декларативными, 

  
В).дефинитивными,   Г).учредительными

4.По
методу правового регулирования различают нормы:

  
А).императивные и диспозитивные,

  
Б).поощрительные и нормы наказательного характера,

  
В).конституционного, гражданского, административного, финансового, трудового и
т.д. права,

  
Г).постоянные и временные.

5.К
числу принципов правотворчества относятся:

  
А).научность,   Б).гласность,   В).либерализм,   Г).профессионализм.

6.Этот
вид правотворчества связан с изданием нормативных правовых актов отдельными
учреждениями, организациями. Речь идёт о :

  
А).договорном правотворчестве,              Б).делегированном правотворчестве,

  
В).локальном правотворчестве,                 Г).чрезвычайном правотворчестве.

7.Право
законодательной инициативы в РФ принадлежит:

  
А).губернаторам,           Б).Президенту РФ,        В).Конституционному Суду
РФ,

       
            Г).представительным органам субъектов Федерации.

8.Родиной
правового прецедента считают:

  
А).Францию,      Б).Англию,      В).Германию,      Г).США.

2.Объясните
понятия:

1.закон

2.кодекс

3.Вставьте
пропущенные слова.

1.Законотворчеством
занимаются _________________ органы государства.

2.Широкое
(представительное) обсуждение законопроекта в комитете законодательного органа
власти называется  _______________.

Ответы к итоговой
контрольной работе по праву  для 10 класса.

1 вариант

2 вариант

      Часть 1.

        Часть 1

1.

А

Б

2.

В

А

3.

В

Б

4.

А

Г

5.

А

А

6.

Б

А

7.

В

Б

8.

А

Б

     
Часть 2

      
Часть 2

1.

Адвокат (лат. advocatus — от advoco —
приглашаю) — лицо, профессией которого является оказание
квалифицированной юридической помощи физическим лицам ( (организациям), в том числе защита
их интересов и прав в 
суде

Закон в юриспруденции — в узком смысле нормативный правовой акт, который принимаетсяпредставительным (законодательным) органом государственной
власти
 в особом
порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается
возможностью применения мер государственного принуждения.

2.

Дееспосо́бность — возможность лица своими
действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Согласно ст. 60 
Конституции РФ в полном объеме дееспособность возникает у
лица по достижении им 
совершеннолетия

Ко́декс (лат. codex — книга) —
систематизированный сборник нормативно-правовых актов какой-либо
отрасли или нескольких
отраслей.

     
Часть 3

     
Часть 3

1.

Законом,юридическая

законодательные

2.

Юридические
факты

Парламенские
слушания

СПЕЦИФИКАЦИЯ

к итоговой
контрольной работе по праву для

обучающихся 10
класса.

1.    Назначение  проверочной  работы — оценка общеобразовательной подготовки  по праву  учащихся 10  класса общеобразовательных
учреждений в рамках итоговой аттестации.

2.  Документы, определяющие содержание проверочной
работы.

1.
Федеральный государственный образовательный стандарт, основного общего
образования;

2.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Основная школа. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения);

3.Примерная
программа по учебным предметам. Обществознание. 10-11 классы: проект — М.:
Просвещение, 2011 (Стандарты  второго поколения);   

4.Основная
образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ с.Нижнеаверкино.                    

.

    3. Структура проверочной работы.

Работа состоит из 3 частей

           
4. Распределение заданий проверочной работы по содержанию и видам учебной    

            
деятельности.

                  
Работа составлена в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основных образовательных
программ» (см. Обществознание). Цель работы: проверка видов деятельности,
умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся по данному курсу в
соответствии с «Требованиями к уровню подготовки учащихся 10 классов». Работа
состоит из 2 вариантов по 12 заданий в каждом.

Первая часть
работы состоит из 8 тестовых заданий с выбором одного правильного ответа из
четырех предложенных. Задания позволяют выявить знания базового
обществоведческого  материала курса.Вторая часть включает задания на умение
сравнивать и анализировать, выявлять и характеризовать существенные признаки
обществоведческих понятий.Третья часть предполагает умение работать с текстом,
устанавливать причинно-следственные связи, приводить свои примеры,
аргументировать свою позицию. Проверочная работа
предусматривает следующие виды учебной деятельности:
воспроизводить   знания,    применять   их    в  
знакомой    и    незнакомой    ситуациях, соотносить понятия и определения,
логически мыслить, выбирая лишнее.
Задания на   воспроизведение   знаний
охватывают содержание  всех  частей 
проверочной работы  и  обеспечивают контроль
усвоения основных вопросов
курса на базовом уровне Применение знаний  требует более сложной
мыслительной
деятельности: сравнивать,анализировать, 
объяснять понятия
, явления, выявлять
причинно-следственные связи. 

        5. Время выполнения работы. На выполнение проверочной работы отводится 45минут.

        
6.Число вариантов в работе.
Два

            7.Система оценивания отдельных заданий и работы в целом (таблица 2)

                                      
Таблица 2

Часть
работы

Критерий
оценивания

Всего
баллов по каждой части

Часть 1

Верный
ответ-1 балл

Неверный
ответ- 0 баллов

8 баллов

Часть 2

1 задание
– 2 балла (названы 5 отличий)

                   
1 балл   (допущена 1 ошибка)

2,
задания -2 балла (верный ответ)

                    
0 баллов (неверный ответ)

4 баллов

Часть 3

Верно
выполнил задание -5 балла

Допустил
одну ошибку – 2 балла.

5
баллов.

Всего
баллов

17

             8.
Норма выставления оценок
утверждена на заседании МО педагогов

           
гуманитарного цикла.

Баллы

0-9

10-12

12-14

15-17

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

С древности, как возникло право, до настоящего времени спорят юристы, философы, другие ученые: «Что такое право? Какими признаками обладает Ваше право?» Единого мнения нет. Тем не менее можно выделить основные признаки права, описать формы проявления правового начала, исследовать его функции и роль.

Право — система возведенных, в закон общеобязательных правил поведения субъектов права, выражающих волю политически господствующих социальных групп или всего общества, обеспеченных силой государственного принуждения, сознательностью граждан и направленных на регулирование правоотношений. Это — одна из нормативных систем, регулирующая отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов. Право закрепляется в официальных документах государства. Направлено на обеспечение устойчивости, организованности, оптимальных условий функционирования общества.

Общество, для того чтобы нормально развиваться, должно быть организованным. Нужно, чтобы поведение отдельных людей, их групп и коллективов каким-то образом направлялось, ставилось в известные рамки, так или иначе поощрялось или, наоборот, ограничивалось. Такое упорядочение поведения осуществляется при помощи общих правил — норм. Норма (от латинского слова norma) — образец, правило поведения. Она установлена людьми и обращена к людям. Этот образец поведения распространяется на неопределенный круг случаев и позволяет установить в жизни людей общий для всех порядок. Различаются правовые, моральные, политические, экономические, корпоративные (это нормы общественных организаций) нормы, а также нормы обычаев, традиций. Главное место среди них занимают нормы права и морали. Рассмотрим их более подробно.

Исторически мораль возникла задолго до появления государства и права. Мораль — это сложившиеся в обществе духовные начала. Они выражены в известных общих правилах: справедливости, добра, достоинства, чести. Большинство людей в своих поступках руководствуются прежде всего моральными нормами, когда оценивают свои поступки и поступки других людей, так как в них выражаются их идеалы, представления о самом важном в жизни. С ходом развития человечества возникла потребность в особом регуляторе общественных отношений, так как существующие нормы обычаев, традиций не смогли справиться с задачами социального регулирования. Нужен был по сравнению с ними более сильный регулятор. Таким нормативным регулятором стало право. Постепенно сложившиеся, устойчивые обычаи становились законами.

Государство и право возникли одновременно, это два взаимосвязанных социальных явления. Государство без права представляло бы собой корабль, на котором каждый делает то, что ему заблагорассудится: один крутит штурвал, второй поднимает паруса, а третий опускает якорь. Никто при этом не смотрит на карту и компас. Что стало бы с таким кораблем, вы прекрасно понимаете. Главное предназначение права — воздействие на общество, его совершенствование и развитие. Именно поэтому право является фактором общественного прогресса.

По мнению историков, первые правовые акты появились в IV — III вв. до н. э. За долгую историю своего существования право меняло внешнее выражение, форму. Право Древней Греции и, особенно Древнего Рима, считается классическим, то есть образцовым, достойным подражания. Законы устанавливались, исходя из представлений о необходимости соблюдения определенной меры, общественных норм поведения. Большое влияние на развитие последующей мировой юридической мысли оказало римское право. В буржуазную эпоху в жизнь вошли юридические аксиомы: нельзя применять не предусмотренные законом наказания, осуждать дважды за одно и то же преступление, судить за действия, не предусмотренные уголовным законом, лишать человека правовой защиты и др.

Рассмотрим как формировалось право. Было два пути. Первый путь, когда первобытные обычаи перерастали в нормы права, государство делало их общеобязательными для исполнения. Французский писатель Жозеф Жубер (1754 — 1824) очень метко подметил: «Лучшие законы рождаются из обычаев». Правила поведения, заключенные в обычаях, проходили как бы проверку временем, изменялись в соответствии с потребностями жизни и были готовой правовой нормой. Второй путь, когда оно устанавливалось государством в виде принятия нормативно-правовых актов, т.е. установления норм, правил поведения, которых до этого в обществе не было. Таковы почти все законы Петра I.

Почему право называется «правом»? Прежде всего потому, что право неотделимо от важнейшего морального принципа — справедливости (например, слова «право», «правое», «справедливое»). Но не только поэтому. Главное в том, что право всегда действует через права, то есть через предоставляемые отдельным людям и целым коллективам, организациям юридические возможности. Право определяет, является ли их поведение правомерным либо неправомерным, незаконным, и потому наказуемым.

Нередко в одинаковом значении используются слова «право» и «закон». Право исходит от государства в форме закона. Именно в нем содержатся нормы — правила поведения. Законами называются такие правовые акты, которые принимаются высшими органами государственной власти и являются главными, ведущими. А среди них высшей юридической силой обладает Конституция (Основной Закон). На ее основе и в соответствии с ней издаются все остальные законы. Наряду с законами существуют и другие правовые акты, хотя и подчиненные законам, но также содержащие определенные правила поведения: постановления, инструкции, правила, приказы и т. п. Эти нормы соединены друг с другом смысловыми узами, являются звеньями одной цепи законодательства. Вместе с законами они составляют источники права — документы, в которых содержатся правовые нормы.

Право используется в трех значениях. Первое — совокупность норм, которые регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушение которых взыскивает государство. Другое значение — личная возможность. Эта возможность гарантируется законом. Речь идет о таких правах человека, как право на свободу совести, религии, на труд, образование, социальное обеспечение и т. д. И наконец, мы часто используем слово «право» в неюридическом значении. Это тоже личная возможность, но не зафиксированная в законах. Мы говорим: «Я имею право на внимание, на свою точку зрения». И эти права достойны такого же уважения, как и обеспеченные поддержкой закона. Для нас важно первое значение, оно и поможет ним сформулировать понятие права.

Сущность права выражается в том, что оно выступает и качестве регулятора общественных отношений. Регулировать отношения — значит направлять поведение людей, вводить его в определенные рамки, предупреждать совершения действий, опасных для общества. В этом ценность права для общества. Можно выделить два основных направления правового воздействия. Во-первых, это регулятивная функция, т.е. устанавливающая правила поведения в целях стабилизации и развития отношений, соответствующих интересам людей, общества и государства. Во-вторых, охранительная функция, т.е. охраняющая общественно полезные и пресекающая общественно опасные, вредные для людей, общества и государства отношения.

На схеме изображено, какие же признаки определяют понятие «право». Рассмотрим их.

Признаки права:

  • общеобязательность
  • формальная определенность
  • обеспеченность исполнения принудительной силой государства
  • многократность применения норм
  • справедливость содержания норм

В отличие от морали и других неправовых социальных норм правовые нормы являются обязательными для всего населения, проживающего на территории данного государства. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 24 мая 1996 года и одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года, а Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 года введен в действие с 1 января 1997 года. С этого времени он приобрел силу закона, то есть распространил свое действие на всю территорию Российской Федерации, стал общеобязательным для всех.

Нормы права необходимо исполнять всем. В этом деле не должно быть преимуществ ни у кого. Не существует исключений, связанных с должностью, национальностью, образованием и т. д. Таким путем достигаются единые, устойчивые руководящие начала в общественной жизни.

Даже если общество разделено на сословия, правовые нормы в равной мере затрагивают интересы и тех, кто «наверху», и тех, кто «внизу». Родовитый дворянин А.В. Сухово-Кобылин (1817 — 1903), например, по недоказанному обвинению в причастности к убийству много лет пребывал в цепких лапах неправедного правосудия, что дало ему материал для сатирических пьес «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина».

В нетоталитарных государствах право всегда оказывается на стороне истины. Это свидетельствует о его самоценности. Хорошо известен результат слушания в царском суде дела Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова. Суд присяжных оправдал ее.

В правовых нормах точно, в деталях отражаются требования, предъявляемые к поведению людей. Правовые нормы являются границами дозволенного, предписанного, либо запрещенного поведения. Словом, правовые нормы не просто идеи, мысли, а строго формально изложенные в правовых актах предписания. Такая формальная определенность позволяет понимать правила поведения однозначно и применять их на всей территории однообразно, она препятствует распространению насилия и произвола.

Правовые нормы не всегда исполняются добровольно, тогда их применение обеспечивается принудительной силой государства — виновные привлекаются к юридической ответственности. Юридическая ответственность осуществляется в зависимости от конкретной ситуации компетентными государственными органами (судом, прокуратурой, органами следствия и дознания и т. д.). Существование и действие правовых норм связаны с деятельностью государственных органов. Без принудительной силы право стало бы набором никому не нужных правил.

Правовые нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Правило поведения действует до тех пор, пока оно не отменено.

Нормы права — это не застывшие раз и навсегда догмы, они постоянно совершенствуются в соответствии с особенностями эпохи, как правило, становятся гуманнее, демократичнее. Право, выражая общую и индивидуальную волю граждан, утверждает в обществе принцип справедливости. Древнеримский оратор Цицерон говорил: «Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели».

Сделаем краткие выводы. Государство и право появились в результате развития человеческого общества и должны служить его интересам.

Государство стало особой политической организацией, осуществляющей управление обществом, его охрану и обеспечивающей его экономическое и социальное развитие. Для этого у государства имеется аппарат принуждения и управления. Своим велениям оно придает обязательную силу для населения всей страны. Велика роль государства в защите прав человека, управлении экономикой, борьбе с преступностью, развитии науки, культуры, образования.

Право — многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Право — средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения Вашего права. Одновременно с этим право несет идею справедливости и гуманизма.

Государство и право должны уважать и охранять права личности.

Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.

Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам защиты Вашего права в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru

Ко мне за юридической помощью обратился военнослужащий, который приказом командования был привлечен к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Обжалование решения в гарнизонный военный суд, другие вышестоящие инстанции результатов не принесло, так как суды оценивали действия военнослужащего исключительно исходя из требований инструкции, определяющей порядок работы с ведомственными документами, утвержденной вышестоящим командованием.

Изучив содержание инструкции, я пришел к выводу о наличии оснований для признания ее недействующей в порядке гл. 21 КАС РФ. В частности, оспариваемый нормативный правовой акт (далее – НПА), затрагивающий права и свободы граждан, не прошел госрегистрацию в Минюсте России в соответствии с п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009, а также не был опубликован согласно требованиям п. 8 и 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Кроме того, инструкция как НПА накладывала на неопределенный круг лиц обязательства, не предусмотренные отраслевыми законами, имеющими большую юридическую силу. При этом конкретные процедуры вообще не были урегулированы данными законами, а содержащиеся в последних положения, в отличие от инструкции, носили диспозитивный характер, т.е. являлись не абсолютными и не обязательными.

В связи с этим в рамках предусмотренной законом процедуры я обратился в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением о признании инструкции недействующей.

Позиция процессуального оппонента (военного ведомства) сводилась к следующему. Во-первых, оспариваемая инструкция является не НПА, а организационно-распорядительным актом должностного лица. Во-вторых, она адресована конкретным лицам – подчиненным должностных лиц военного ведомства – и не распространяет регулируемые ею правомочия на неопределенный круг лиц.

Ознакомившись с возражениями военного ведомства, я проанализировал, по каким критериям акты определяются в качестве нормативно-правовых.

Читайте также

Верховный Суд разъяснил порядок оспаривания НПА

Пленум ВС РФ принял доработанное постановление, касающееся рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами

27 декабря 2018

Как указал Верховный Суд в п. 2 Постановления
Пленума от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками НПА являются: его издание в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, наличие правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В постановлении также пояснено, что признание акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом. В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы.

В связи с этим я проанализировал содержание инструкции, которая была издана органом государственной власти. В ней содержались правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, так как фамилии конкретных должностных лиц не указывались, а положения не ограничены периодом действия и рассчитаны на неоднократное использование в отношении не только лиц, проходящих военную службу в настоящее время, но и граждан, которые поступят на военную службу в будущем, – т.е. лиц, поименный состав которых невозможно заранее предвидеть применительно к любому отдельно взятому моменту времени и, следовательно, индивидуализировать – на что и было обращено внимание суда.

По такой категории дел в качестве заинтересованного лица привлекается Минюст, который при необходимости проводит правовую экспертизу НПА, оценивая названные признаки.

В ходе судебного заседания Минюст поддержал исковые требования о признании инструкции недействующей, поскольку из содержания документа следовало, что в нем содержатся правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц. Кроме того, в Минюст инструкция на регистрацию не поступала, информация о ее опубликовании также не представлена.

Военный прокурор, в свою очередь, возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержав доводы административного ответчика.

По результатам рассмотрения заявления ВС удовлетворил исковые требования, указав, что нормы оспариваемой инструкции, включая приложения к ней, обладают всеми существенными признаками НПА, от которых зависит возможность реализации определенных прав и свобод военнослужащих, а кроме того, документ издан неправомочным должностным лицом федерального государственного органа, не зарегистрирован и официально не опубликован в установленном порядке, в связи с чем инструкция подлежит признанию недействующей полностью со дня ее издания – независимо от иных оснований и доводов.

Далее я обратился в гарнизонный военный суд в порядке ст. 350 КАС с заявлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым обстоятельствам в связи с признанием Верховным Судом НПА недействующим. В итоге решение было пересмотрено, а дисциплинарное взыскание, основанное на данной инструкции, в 2021 г. признано незаконным с его отменой и восстановлением военнослужащего в правах.

Основные доводы гарнизонного военного суда свелись к следующему: возникшие с военнослужащим правоотношения могли регулироваться исключительно НПА, который, в свою очередь, был признан недействующим. В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при разрешении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства. Согласно ст. 16 КАС вступившие в законную силу судебные акты по административным делам являются обязательными и подлежат исполнению на всей территории России.

Из заключения по материалам служебного разбирательства следовало, что военнослужащий, нарушив положения инструкции, совершил дисциплинарный проступок, за который подлежал привлечению к дисциплинарной ответственности в соответствии с требованиями Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Данных о других нарушениях заключение не содержало.

Хочу обратить внимание на следующее требование законодательства в данной сфере. Особенностью дел, подобных рассмотренному, является то, что проверка судом законности решений госоргана в порядке нормоконтроля (вне связи с защитой субъективных прав заявителя) недопустима. То есть в описательно-мотивировочной части судебного акта обязательно должна быть дана оценка примененному конкретному НПА, которая должна вытекать из заявленных стороной требований. Если решение суда будет принято без ссылки на положения НПА, в принятии административного искового заявления о признании данного НПА недействующим по изложенным причинам будет отказано.

Таким образом, обжалование НПА в порядке КАС может оказать существенное влияние на возникшие из данного акта общественные правоотношения в различных сферах, когда решения госоргана зависят от соответствующих инструкций, регламентов, правил и т.п.

Гаспарян Нвер

Потерпевшая, а не подсудимая

Уголовное право и процесс

Тезисы речи в прениях в защиту адвоката Дианы Ципиновой, обвиняемой в применении насилия в отношении полицейского

19 мая 2023

Мадатов Олег

Максимкина Юлия

Редько Денис

Редько Денис

Адвокат АП Краснодарского края, Краснодарская краевая коллегия адвокатов «ЮГ»

Исключить нельзя внести

Арбитражный процесс

Проблемы порядка и способа обжалования решений антимонопольного органа о включении юрлица в РНП и исключении из него

16 мая 2023

Вороной Вадим

Иванков Никита

Тест по теме «Правовая норма»

Тест по теме «Правовая норма»

  1. Нормы права регулируют: (один вариант ответа)

А. чувства человека Б. намерения человека В. убеждения человека Г. поведение человека

2.    Правовые нормы содержатся в:

А. журнале «Человек и закон» Б. указе президента РФ В. законе «О политических партиях»

 Г. паспорте об эксплуатации оборудования

3. Часть правовой нормы, определяющей последствия за совершенные действия, называется:

А. гипотезой Б. диспозицией В. санкцией Г. Квалификацией

4. Какого вида юридической ответственности НЕ существует:

А. административной Б. гражданско-правовой В. Моральной Г. Материальной

5. Гипотеза определяет __________ , при которых будет действовать данная норма права.

6.Социальной нормой называют: (один вариант ответа).

А. норму права, регулирующую положение работающих граждан по найму

Б. правило поведения общего характера, установленного государством 

В. основные представления о должном поведении человека

Г. правило поведения, регулирующие отношения между людьми в процессе их совместной жизни и деятельности, выработанное обществом, социальной группой

7. К трудовым правоотношениям относятся:

А. отношения между работником и работодателем

Б. отношения между арендатором и арендодателем

В. отношения между двумя организациями

Г. отношения между гражданином и органом государственной власти

8.К элементам правовой нормы относятся: (несколько вариантов ответа)

А. преамбула Б. санкция В. диспозиция Г. гипотеза

9. Соотнесите понятия и их значение.

1. гражданская ответственность 2. административная ответственность  

3. юридическая ответственность 4. материальная ответственность

А. совокупность предусмотренных законом мер принуждения, применяемых в установленном законом порядке к лицу, совершившему правонарушение

Б. совокупность предусмотренных законом мер, которая выражается в обязанности виновного возместить причиненный им имущественный вред

В. совокупность предусмотренных законом мер в отношении граждан, должностных и юридических лиц за совершенное ими административное правонарушение

Г. совокупность предусмотренных законом мер в отношении граждан за ущерб, причиненный ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей            

19.01.38

Для чего нужна должностная инструкция

Должностная инструкция, являясь одним из основных локальных нормативных актов, регулирующих взаимоотношения между работником и работодателем, тем не менее, не удостоилась внимания законодателя. О ней не было упоминания в российском КЗоТе. В Трудовом кодексе РФ она также не названа, но, несомненно, именно ее имеет в виду законодатель в числе «иных локальных актов, непосредственно связанных с трудовой деятельностью работника», обязательных для ознакомления под роспись каждого поступающего на работу (ч. 3 ст. 68 ТК).

Закон не предусматривает обязанности работодателя по разработке и утверждению этого документа. Однако факт обязательного ознакомления с ним работника при приеме на работу, во-первых, свидетельствует о необходимости принятия должностных инструкций по каждой должности, закрепленной штатным расписанием, а, во-вторых, об обязанности работодателя знакомить работника с ней в случаях изменения трудового договора и при временном исполнении обязанностей по другой должности.

Правовая природа и значение должностной инструкции

Должностная инструкция – составная часть документально оформленных трудовых отношений; это документ, лаконично и доступно описывающий все необходимые и достаточные условия исполнения сторонами трудового договора в части использования умения, навыков и опыта работника с наибольшей пользой для каждой из сторон.

Должностные инструкции выполняют организационные, регламентирующие и регулирующие функции. Они призваны содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их профессиональной квалификации, совершенствованию функционального и технологического разделения труда.

Принятие должностных инструкций способствует достижению различных целей, среди которых можно выделить общие и специальные. К общим относятся рациональное разделение труда, правильный подбор кадров, их расстановка и использование. Среди специальных целей отметим обеспечение объективности при аттестации работника, его поощрении или наложении на него дисциплинарных взысканий.

С помощью должностных инструкций легко проследить «цепочку» ответственности. Почти любая бухгалтерская ошибка, как правило, является следствием неверных действий не только конкретного исполнителя, поскольку одни работники эти действия обеспечивают исходными данными, другие планируют процесс работы и его результаты, третьи увязывают эти действия и ожидаемые результаты с действиями и результатами работы других служб и подразделений. Поэтому в случае совершения дисциплинарного проступка, т.е. неисполнения или ненадлежащего исполнения работником возложенных на него трудовых обязанностей по его вине (ч. 1 ст. 192 ТК РФ), следует, прежде всего, обратиться к тексту инструкции, чтобы выяснить, нарушение каких обязанностей допустил работник и входили ли они вообще в перечень вменяемых ему обязанностей. В случае отсутствия у работника обязанности совершать те или иные действия дисциплинарная ответственность исключается.

Должностные инструкции – необходимое и действенное средство управления персоналом. Их наличие позволяет:

исключить дублирование функций при выполнении определенных видов работ;

обеспечить взаимодействие сотрудников, занимающих разные должности, при решении производственных и управленческих задач;

дать объективную оценку деятельности работника при решении вопроса о соответствии занимаемой должности, присвоении специальных званий и квалификационных разрядов;

обосновать необходимость наложения взысканий при невыполнении или некачественном исполнении работником возложенных на него трудовых обязанностей.
Говоря о правовой природе должностной инструкции, прежде всего отметим такие ее качества, которые непосредственным образом связаны с личностью работника, с защитой его прав и интересов в процессе трудовой деятельности, с его воспитанием в процессе труда.
Итак, во-первых, должностная инструкция – это руководство для самого работника. Она содержит информацию о том, каких действий от него ожидают и по каким критериям будут оценивать результаты его труда. Она предоставляет ориентиры для повышения уровня квалификации работника в рамках данной должности.

Во-вторых, должностная инструкция – основа для установления оценки результатов трудовой активности работника и принятия решения о судьбе его трудового договора (повышение по должности, перевод, перемещение, увольнение, зачисление в резерв руководителей, направление на дополнительное обучение и т.п.).

В-третьих, должностная инструкция опре­деляет профессиональный образ работника в соответствии с трудовой функцией, т.е. устанавливает требования для занятия конкретного рабочего места. Конечно, в нее допустимо включать только требования, посвященные деловым качествам работника, т.е. связанные с наличием:

1) профессионально-квалификационных качеств, т.е. установленных централизованными требованиями по определенной профессии, специальности, квалификации или закрепленных работодателем в виде трудовых навыков и умений (владение одним или несколькими иностранными языками, работа на компьютере в качестве персонального пользователя, машинописная скорость и др.);

2) личностных качеств (состояние здоровья, уровень образования, стаж работы, внешний вид, интеллектуальный уровень, черты характера и способности);

3) иных требований (например, наличие гражданства РФ для государственных служащих).
При этом недопустимы ограничения и преимущества, связанные с полом, расой, цветом кожи, национальностью, языком, происхождением, имущественным, семейным, социальным и должностным положением, возрастом, местом жительства, отношением к религии, политическими убеждениями, принадлежностью к общественным объединениям и другими социальными свойствами личности, не имеющими отношения к деловым качествам работника (ст. 3, 64 ТК РФ). Составленная подобным образом должностная инструкция позволит избежать споров в ситуациях, когда на одно рабочее место имеется несколько претендентов. Работодатель вправе выбрать того работника, который в наибольшей степени соответствует требованиям, установленным инструкцией.

В-четвертых, с помощью должностной инструкции можно отказать в трудоустройстве лицам, которые по своим деловым качествам не «вписываются» в ее параметры или были уволены из предыдущей организации по отрицательным мотивам, за нарушения трудовой дисциплины. Таким бывшим работникам, по нормам трудового права, нельзя отказать в приеме на работу при наличии у них должных профессиональных качеств. Но в этих ситуациях инструкция может прийти на помощь работодателю, если в ней заложены такие деловые критерии для занятия должности, которые у нанимающегося отсутствуют.

В-пятых, должностные инструкции используются при определении стоимости рабочей силы, иными словами, при разработке локальных положений об оплате труда. При этом учитываются различные параметры, содержащиеся в инструкции: квалификационный разряд, совмещение профессий (должностей), сложность работ, условия их выполнения, наличие полной материальной ответственности и т.п. В-шестых, в случае индивидуального трудового спора, связанного прежде всего с соответствием работника занимаемой должности, комиссия по трудовым спорам или суд всегда руководствуются данным организационно-правовым документом.

Правовые основы разработки и принятия должностных инструкций

Правовое регулирование должностных инструкций относится к сфере нормотворчества федеральных органов исполнительной власти. Основаниями для разработки должностных инструкций являются два ведомственных ак­та: Единый тарифно-квалифицированный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (КСД).

ЕТКС, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 января 1985 г. №31/3–30 (в ред. от 17 апреля 2009 г. №199), обычно несколько раз в год подвергается изменениям и дополнениям и представляет собой систематизированный перечень работ и профессий по видам производств. Имеются и общие профессии для всех производств. Значение ЕТКС состоит, во-первых, в том, что с его помощью квалификационной комиссией в пределах сложности работ, имеющихся в организации, устанавливается тарифный разряд работника. Причем присвоение высоких разрядов ограничено их лимитом в организации. Во-вторых, используя ЕТКС, все имеющиеся в организации работы распределяются по соответствующим разрядам.

КСД утвержден постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. №37 (в ред. от 29 апреля 2008 г. №200) и содержит по каждой должности три раздела: «должностные обязанности», «должен знать» и «требования к квалификации». Он необходим для правильного наименования должностей, для определения круга обязанностей руководителей и служащих и для составления должностных инструкций.

Анализ этих двух правовых источников позволяет выделить следующие недостатки:
отсутствие указаний на необходимый уровень образования для занятия от­дельных должностей;
недостаточность требований научно-технического прогресса, научной организации труда, а также возрастающих требований к качеству продукции и соответствию международным стандартам;

разряды работ установлены по их сложности, как правило, без учета условий труда.

Эти упущения приводят к тому, что при разработке должностных инструкций часто приходится действовать методом проб и ошибок. Бурное развитие рыночных отношений порождает множество новых профессий, которых нет в справочниках, поэтому на производстве приходится придумывать название должности, требования к ней, квалификационные обязанности и др.

Отрадно, что справочники не навязывают работодателям обязательность своих характеристик по должностям рабочих и служащих. Поэтому в должностных инструкциях, например, ОАО «Автокран» (г. Иваново), как правило, подробно регулируется деятельность работников и указываются возраст работников для занятия отдельных должностей, порядок назначения и освобождения, необходимость знаний правил техники безопасности, охраны труда, промышленной санитарии, пожарной безопасности, подчиненность, обязательность соблюдения трудовой дисциплины, права, обязанности и ответственность работника.

Кроме справочников, содержащих целый комплекс должностных инструкций работников, федеральные органы исполнительной власти принимают единичные нормативные акты по утверждению должностных инструкций отдельных профессий. Например, постановлением Минтруда РФ от 24 декабря 1998 г. №52 утверждена квалификационная характеристика «оценщик интеллектуальной собственности». Таким же образом по­яви­лись квалификационные характеристики по должностям «транспортный экспедитор» (см. Постановление Минтруда РФ от 22.02.1999 №3), «постановщик трюков», «каскадер» (см. Постановление Минтруда РФ от 17.06.1997 №30) и многим другим. Структура данных должностных инструкций аналогична структуре инструкций, содержащихся в квалификационных справочниках. Их появление обусловлено развитием рынка труда, необходимостью придать некоторым профессиям новые функции.

Кроме того, Федеральная служба по труду и занятости приняла ряд писем рекомендательного характера, посвященных составлению должностных инструкций. Так, в соответствии с Письмом Роструда от 9 августа 2007 г. №3042-6-0 должностные инструкции следует разрабатывать по каждой должности (в том числе вакант­ной), имеющейся в штатном расписании. В Письме Роструда от 31 октября 2007 г. №4412–6 разъясняется порядок внесения изменений в должностную инструкцию в связи с изменением обязательных условий трудового договора.

Бурное развитие рыночных отношений порождает множество новых профессий, которых нет в справочниках, поэтому на производстве приходится придумывать название должности, требования к ней, квалификационные обязанности и др.

Разрабатывая должностные инструк­ции, следует учитывать наименования должностей, предусмотренных Обще­российским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016–94, введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. №367 с 1 января 1996 г. Записи о названии должностей в штатном расписании и трудовых книжках работников должны соответствовать указанным нормативным актам, т.к. от точности их наименования зависит решение вопросов социальной защиты работников в части заработной платы, льгот и компенсаций в связи с условиями труда и пенсионным обеспечением. Если трудовые обязанности работника соответствуют характеристикам работ по двум и более должностям, то наименование должности следует определять по должности с наибольшим удельным весом в объеме выполняемых работ.

Правовые нормы, посвященные должностным инструкциям, могут содержаться и в актах субъектов федерации. Например, Рекомендации по организации и проведению работ по охране труда на предприятиях (в организациях) Ивановской области, утвержденные постановлением главы администрации области от 26 августа 1999 г. №554, указывают на необходимость принятия должностных инструкций, устанавливающих права и функциональные обязанности лиц административно-управленческого и инженерно-технического персонала.

Но главным образом локальная база должностных инструкций находится непосредственно в организациях – например, в таком локальном акте, как стандарт организации (ранее называемом СТП), содержащем структурную схему управления юридическим лицом, взаимосвязь и подчиненность структурных подразделений. Стандарт обычно используется при составлении того раздела инструкции, который касается подчиненности работника, взаимодействия его с работниками других структурных подразделений.
В другом документе – положении о структурном подразделении – определяется та часть инструкции, которая касается ее функционального содержания: видов работ, выполняемых работником, его прав, обязанностей, ответственности и непо­средственной подчиненности.
Локальное положение о должностной инструкции или стандарт по ее разработке содержат правила по порядку разработки, согласованию и принятию инструкции, указания на ее реквизиты и структурное подразделение, ответственное за разработку и хранение этих документов.

Унифицированная структура должностной инструкции, согласно ГСДОУ, включает несколько разделов.

В «Общих положениях» устанавливается сфера деятельности работника, порядок его назначения и освобождения, замещение по должности во время его отсутствия, определяются квалификационные требования, его подчиненность определенным должностным лицам и перечень работников, непо­средственно ему подчиненных.

Раздел «Функции» регламентирует основные направления деятельности работника.

В разделах «Основные обязанности» и «Права» соответственно перечисляются обязанности работника с учетом задач и функций структурного подразделения и основных направлений его служебной деятельности, а также права, которые позволяют ему самостоятельно решать возложенные на него по должности вопросы.

В разделе «Ответственность» указываются виды ответственности за несвоевременное и некачественное исполнение должностных обязанностей и неиспользование предоставленных прав.

В разделе «Взаимоотношения. Связи по должности» перечисляются должностные лица, с которыми работник вступает в служебные отношения и обменивается информацией, и определяется порядок подписания, согласования и утверждения внутренних документов.

Нередко обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, сочетаются с повышенными требованиями, предъявляемыми к руководящим работникам в связи с выполнением ими управленческих функций.

Так, в акционерном обществе «Кранэкс» (г. Иваново) СТП «Организационная система управления предприятием» в число первых локальных нормативных актов включает «Требования к руководителям компании», которые предусматривают, что руководитель:
должен иметь необходимые способности, образование, высокую работоспособность, инициативу и самостоятельность, надежность и исполнительность;

полностью и безоговорочно отвечает за состояние дел на руководимом участке и обязан обеспечивать конечный результат в необходимые сроки;

обязан требовать от подчиненных безусловного выполнения ими своих обязанностей в полном объеме и несет ответственность за их работу; нет ни одной работы подчиненных, за которую не нес бы ответственность руководитель;

должен сочетать высокую требовательность к подчиненным по вопросам производства с заботой и участием в решении проблем работников, обратившихся к нему за помощью по личным вопросам.

Методика разработки должностных инструкций

Должностные инструкции разрабатываются на каждую штатную должность и носят обезличенный характер. Их разработкой или обновлением в крупных организациях обычно занимаются специальные подразделения (как правило, управление персоналом или отдел труда и заработной платы), а в небольших – руководители отделов и служб. Утверждает должностные инструкции руководитель организации единолично. Никакого участия профсоюзов и других представительных органов работников в разработке и утверждении инструкций централизованные нормативные акты не предусматривают, что выгодно отличает этот документ от других локальных актов. Исходной точкой обновления должностных инструкций должен являться перспективный план организации.
Трудовое законодательство не содержит сроков действия должностных инструкций. А вот изменять и дополнять их, на наш взгляд, можно не реже, чем каждые два месяца с учетом правил и процедур, предусмотренных ст. 74 ТК РФ. В числе первых предпосылок для обновления инструкций закон называет изменения организационных или технологических условий труда.

Например, в акционерном обществе «Автокран» действующие должностные инструкции периодически подвергаются существенным изменениям в связи с нововведениями в организации труда и производства, проведением аттестаций работников и рабочих мест.

Подготовительная работа, связанная с обновлением должностных инструкций в обществе, выявила следующие недостатки:

Никакого участия профсоюзов и других представительных органов работников в разработке и утверждении инструкций централизованные нормативные акты не предусматривают

1. В должностных инструкциях поверхно­стно фиксировалось существующее разделение труда, не учитывались структурные изменения и подчиненность в процессе труда. Поэтому инструкции теряли свое значение как документы, регламентирующие работу управляющих структур различных уровней.

2. Права, обязанности и ответственность, как правило, были не сбалансированы и не согласованы в масштабе организации. Это приводило к тому, что работники нередко выполняли несвойственные им функции, нарушалась система взаимоотношений между руководителями и подчиненными.

3. Должностные инструкции руководителей и специалистов имели чаще всего излишне общий характер, были написаны «под копирку» и тем самым теряли организующее и регулирующее значение.

4. Зафиксированные в инструкциях полномочия и ответственность оказывались при проверке оторванными от тех условий, в которых выполнялись конкретные обязанности.
5. В раздел «Права» нередко вносились обязанности работников, что приводило к ослаблению трудовой дисциплины, т.к. ответственность в случае неисполнения полномочий применять было нельзя.

6. Отсутствовал такой обязательный признак должностной инструкции, как ее индивидуальность относительно рабочего места, в частности не учитывались особенности труда, связанные с режимом рабочего времени, условиями труда, материальной ответственностью и т.п. Нормотворческая работа с локальными документами общества «Автокран» производилась с учетом положения о том, что должностная инструкция должна лежать в основании иерархии локальных нормативных актов организации. Новые должностные инструкции должны были четко обозначить образ работника, его соответствие определенной трудовой функции (должности, специальности, квалификации), т.е. установить требования для занятия конкретного рабочего места (образование, стаж, совмещение профессий, наличие дополнительных деловых навыков и умений), круг обязанностей, полномочия и ответственность. В дальнейшем была построена пирамида, включающая такие локальные акты, как положения о структурных подразделениях, об оплате труда и премировании и др. В результате в акционерном обществе были усилены требования к большинству должностей по сравнению с ведомственными нормативными актами.

Таким образом, должностные инструкции занимают одно из центральных мест в локальном регулировании трудовых отношений. Они являются необходимым и действенным средством управления трудом в организациях, соответствуют защитным и воспитательным началам трудового законодательства.

__________________
 Старобинский Э.Е. Менеджер и его время. Управление персоналом 1997; №4: с. 81.
 Тишков В.А., Федулов Ф.С. Составление должностных инструкций – возможные подходы с позиций унификации. Менеджмент в России и за рубежом 1998; №7: с. 22.
 Государственная система документального обеспечения управления: Сборник плакатов и учебные формы основных организационно-распорядительных документов. М.; 1991. С. 19.

Автор: Геннадий Хныкин, доктор юрид. наук, профессор кафедры трудового права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва.

Дата публикации: 01.04.2010.

http://www.kadrovik.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=11027&mode=thread&order=0&thold=0

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цикловир таблетки инструкция по применению детям
  • Сколько времени хранится должностная инструкция работника
  • Дипроспан уколы инструкция по применению от чего помогает цена аналоги
  • Справка контроль руководства
  • Хитозан форте инструкция по применению отзывы пациентов