Преимуществом демократического стиля руководства не является стимулирование инициативы подчиненных

ГПОУ ТО «Крапивенский лесхоз-техникум»

Контрольная работа рассмотрена на                                         «Утверждаю»

заседании цикловой комиссии общеобразовательных и

специальных дисциплин                                                        Заместитель директора по УР

                                                                                                            Т.В. Картавая  

Протокол № __                                                                                 «__»_______________ 2018 г

«____» _________________________

Председатель_______ О.А. Коростылева

      Контрольная работа

Дисциплина

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ И МЕНЕДЖМЕНТ

Преподаватель

О.А. Коростылева

Группа

41- ЛХ

Код специальности

                                   35.02.01.

Форма обучения

                                       Очная

с. Селиваново 2018 г

ГПОУ ТО «Крапивенский лесхоз-техникум»

Контрольная работа  по дисциплине

Экономика организации и менеджмент

 для студентов IV курса

Вариант

I

Форма обучения

очная

Код специальности

35.02.01.

Вариант I.

1.Английское слово «менеджмент» употребляется, когда мы говорим:

      1) управление;

      2) управление в сфере услуг;

      3) управление в рыночных условиях.

2. Менеджмент — это:

      1) наука и искусство;

      2) наука, практика и искусство;

      3) практика.

3. Впервые менеджмент был определен как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц:

      1) Э. Мэйо;

      2) М. Фоллет;

      3) А. Файоль.

4. В истории менеджмента какой школы не существует:

      1) классической;

      2) адаптивной;

      3) школы человеческих отношений.

5. Какой организации не существует:

      1) формальной;

      2) неформальной;

      3) адаптивной.

6. Какую цель обычно организация перед собой не ставит:

      1) выживание;

      2) приумножение прибыли;

      3) сокращение производства.

7. Побуждение себя и других людей к действиям, позволяющим достичь целей организации, есть:

      1) планирование;

      2) контроль;

      3) мотивация.

8. Высокий социальный статус – это пример:

      1) социальной потребности работника;

      2) потребности в признании;

      3) потребности в безопасности.

9. Какого типа  стратегии не существует:

      1) стратегии роста;

      2) стратегии приумножения;

      3) стратегии ограниченного роста.

10. Выберите несуществующий принцип принятия управленческого решения:

         1) принцип единоначалия;

         2) принцип большинства;

         3) принцип меньшинства.

11. Существование неформальной организации:

         1) показатель слабости руководителя;

         2) результат умелого руководства;

         3) естественное явление для организации.

12. Поведение одного лица, вносящее изменения в поведение других, есть:

         1) влияние;

         2) власть;

         3) руководство.

13. Демократическое руководство характеризуется:

         1) разделением власти и участием работников в управлении;

         2) невмешательством руководства в процесс принятия решений;

         3) 4высокой степенью единоличной власти руководителя.

14. Стиль руководства — это:

         1) наиболее привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным;

         2) система разработанных норм взаимоотношений между руководителем и подчиненными;

         3) порядок введения изменений.

15. Компромисс – это стиль разрешения конфликтов, который заключается в том, что:

         1) стороны идут на взаимные уступки друг другу;

         2) при принятии решения партнеры могут оказывать друг на друга давление, принуждение;

         3) одна из сторон стремится любым путем выйти из конфликтной ситуации.

16. Если человек старается не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями, то этот стиль поведения называется:

          1) уклонение;

          2) принуждение;

          3) компромисс.

17. Формой делового общения не является:

          1) переговоры;

          2) беседа;

          3) изучение бизнес-плана.

18. Каналом (способом) передачи информации в организации может быть:

           1) строго определенный перечень нормативных документов (приказ, распоряжение и т.д.);

           2) общее собрание, совещание;

           3) любой способ (приказ, доверительная беседа)

Преподаватель______________ О.А. Коростылева

                                                 «__» _____________ 2018 г.

ГПОУ  ТО  «Крапивенский лесхоз-техникум»

Контрольная работа по дисциплине

Экономика организации и менеджмент

 для студентов IV курса

Вариант

II

Форма обучения

очная

Код специальности

35.02.01.

Вариант II.

1. Какого метода управления не существует?

      1) социально-психологического;

      2) материального;

      3) либерального.

2. Приказ относится:

      1) к административным методам управления;

      2) к экономическим методам управления;

      3) к психологическим методам управления.

3. Основатель менеджмента Ф. Тейлор относится:

      1) к классической школе;

      2) к школе человеческих отношений;

      3) к научной школе.

4. Какого подхода в истории менеджмента не существует:

      1) количественного;

      2) системного;

   3) качественного.

5. Какие качества должны быть у менеджера:

      1) коммуникабельность, ответственность, решительность;

      2) терпение, усидчивость, пунктуальность;

      3) медлительность, осторожность, исполнительность.

6.  Делегирование полномочий является:

      1) отказ от полномочий;

      2) передача полномочий;

      3) превышение полномочий.

7. Контроль — дорогое удовольствие, поэтому стоит:

      1) доверять подчиненным;

      2) тщательно продумать, каким образом и кто будет его постоянно осуществлять;

      3) осуществлять его в случае необходимости.

8. Среднесрочное планирование предполагает: планирование деятельности организации на срок:

      1) от 1 до 5 лет;

      2) от полугода до 1 года;

      3) до 3 лет.

9. Если решение принимается коллективом и ответственность несет коллектив, то такое решение:

      1) коллегиальное;

      2) коллективное;

      3) единоличное.

10. Несуществующая стадия процесса принятия решений:

         1) принятие решения;

         2) реализация решения;

         3) оценка эффективности принятого решения.

11. Человек, имеющий возможность воздействовать на группу людей, направлять и организовывать их работу, является:

         1) неформальным лидером;

         2) формальным лидером;

         3) авторитетным работником.

12. Неформальный лидер может оказывать:

         1) положительное влияние на коллег;

         2) отрицательное влияние на своих коллег;

         3) как положительное, так и отрицательное влияние на своих коллег.

13. Преимуществом демократического стиля руководства не является :

         1) создание благоприятного психологического климата в коллективе;

         2) обеспечение четкости и оперативности управления;

         3) стимулирование инициативы подчиненных.

14. Наиболее эффективным является:

         1) авторитарное руководство;

         2) адаптивное руководство;

         3) демократическое руководство.

15. В настоящее время отношение к конфликтам:

         1) негативное;

         2) положительное;

         3) конфликт – это естественное явление, которым необходимо управлять.

16. Наиболее эффективный стиль разрешения конфликта в организации:

          1) компромисс;

          2) принуждение;

          3) решение проблемы.

17. К невербальным средствам общения относят:

          1) взгляд;

          2) словесное обращение;

          3) приказ на доске объявлений.

18. Люди хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Это действие фактора:

           1) привлекательности;

           2) отношения;

           3) рефлексии.

Преподаватель______________ О.А. Коростылева

                                                 «__» _____________ 2018 г.

ГПОУ ТО «Крапивенский лесхоз-техникум»

Контрольная работа по дисциплине

Экономика организации и менеджмент

 для студентов IV курса

Вариант

III

Форма обучения

очная

Код специальности

35.02.01.

Вариант III.

1. Какого типа экономики не существует:

      1) планового;

      2) рыночного;

      3) адаптивного.

2. Какого менеджмента не существует:

      1) стратегического;

      2) финансового;

      3) стабилизационного.

3. Среди различных подходов в истории менеджмента наиболее молодым является:

      1) ситуационный;

      2) основанный на поведении человека;

      3) системный.

4. Система «пожизненного найма» при приеме на работу присутствует:

      1) в американской модели менеджмента;

      2) в японской модели менеджмента;

   3) в западноевропейской модели.

5. Тактика — это:

      1) совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели;

      2) программа действий, устанавливающая главные цели;

      3) описание порядка выполнения управленческих задач.

6. Считается, что организация добилась успеха если:

      1) получила дополнительную прибыль;

      2) достигла своей цели;

      3) выпущенный ею товар пользуется спросом у потребителей.

7. Видимый контроль:

      1) представляет собой контроль над качеством работы подчиненных, работающих непосредственно вблизи руководителя;

      2) означает, что выполняемая работа обязательно будет проверена руководством;

      3) отражает формальную процедуру осуществления контроля.

8. Стратегическое планирование:

      1) отличается от долгосрочного;

      2) является синонимом долгосрочному;

      3) не существует.

9.  В зависимости от руководящей инстанции, в которой принимается решение, оно бывает:

      1) высшего уровня;

      2) базового уровня;

      3) административного уровня.

10.  Решения определяющие принципиальные аспекты развития предприятия, называются:

         1) исполнительскими;

         2) концептуальными;

         3) стратегическими.

11.  Комитет является возможным типом:

         1) формальной организации;

         2) неформальной организации;

         3) такой формы организации работы не существует.

12.  Члены неформальной организации:

         1) удовлетворяют свои потребности в общении, взаимопомощи, принадлежности;

         2) являются ее заложниками;

         3) пользуются поддержкой руководства.

13.  Авторитарный стиль уместен, если:

         1) необходимо принять решение в кратчайшие сроки;

         2) необходимо повысить удовлетворенность исполнителей своим трудом;

         3) предприятие заинтересовано в инициативных и творческих работниках.

14.  Минимальное участие руководства, отсутствие порицания и похвалы, формальный тон характеризуют:

         1) адаптивное руководство;

         2) либеральное руководство;

         3) демократическое руководство.

15.  Симптомами стресса не являются:

         1) хроническое переживание, проблемы со сном;

         2) эмоциональная неустойчивость, нервозность;

         3) отзывчивость, инициативность.

16.  Управление конфликтами – это умение в большей степени необходимо:

          1) менеджерам технического уровня;

          2)  менеджерам управленческого уровня;

          3) менеджерам институционального уровня.

17.  Замкнутость, нерешительность, застенчивость – это примеры:

          1) социальных барьеров;

          2) этнокультурных барьеров;

          3) психологических барьеров.

18.  Существуют следующие формы распоряжения:

           1) приказ, запрос;

           2) просьба, приказ, запрос;

           3) приказ, просьба, запрос, «доброволец».

Преподаватель______________ О.А. Коростылева

                                                 «__» _____________ 2018 г.

ГОУ СПО ТО «Крапивенский лесхоз-техникум»

Контрольная работа  по дисциплине

Экономика организации и менеджмент

 для студентов IV курса

Вариант

IV

Форма обучения

очная

Код специальности

35.02.01.

Вариант IV.

1. Какой профессии на рынке труда не существует?

      1) системный менеджер;

      2) стратегический менеджер;

      3) менеджер персонала.

2. Менеджером правильно будет считать:

      1) руководителя производственного отдела;

      2) администратора торгового зала;

      3) верны ответы, а) и б).

3.  Важность управленческой роли администратора подчеркивал:

      1) Ф. Тейлор;

      2) А. Файоль;

      3) Э. Мэйо.

4. У. Тейлор подчеркивал важность:

      1) рационализации производственного процесса;

      2) социальных гарантий для работников;

   3) процесса обучения в организации.

5. Производительность труда в организации имеет:

      1) денежное выражение;

      2) количественное выражение;

      3) верны оба ответа.

6. Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет собой:

      1) одно из подразделений в структуре предприятия;

      2) сферу контроля;

      3) сферу доверия.

7. Социальные потребности это:

      1) потребность быть принятым в коллективе, получить поддержку доброжелательное отношение людей;

      2) потребность работника в социальном пакете, дополнительных льготах;

      3) желание участвовать в жизни организации.

8.   А. Маслоу принадлежит:

      1) теория потребностей;

      2) теория возможностей;

      3) теория ресурсов.

9.  Метод «мозговой атаки» представляет собой:

      1) коллективное обсуждение предложенных руководством решений;

      2) способ принятия решения, при котором высказываются различные идеи, затем каждая обсуждается в группе экспертов;

      3) способ принятия решения.

10.  Большинство сложных решений менеджеру приходится принимать:

         1) в условиях неопределенности, неполной информированности;

         2) в условиях полной определенности, уверенности;

         3) в условиях риска.

11.  Председатель профсоюза является:

         1) неформальным лидером;

         2) формальным лидером;

         3) и формальным, и неформальным лидером.

12.  При работе с неформальной группой следует:

         1) сочетать различные методы управления;

         2) наиболее часто использовать административный метод;

         3) использовать только социально-психологический метод.

13.   Выделяют следующие уровни зрелости подчиненных:

         1) низкий, приемлемый, средний, высокий;

         2) низкий, средний, высокий;

         3) низкий, средний, выше среднего, высокий.

14.  Если подчиненный убежден в том, что руководитель может помешать удовлетворению какой-либо его потребности, то руководитель использует следующую форму власти:

         1) власть, основанную на принуждении;

         2) традиционную власть;

         3) эталонную власть.

15.  Какого стиля разрешения конфликта не существует:

         1) уклонение;

         2) прекращение;

         3) сглаживание.

16. Производственный конфликт в основном возникает из-за:

          1) нечеткого разделения функций, несоответствия норм;

          2)  низкого уровня организации труда, низкой квалификации работников;

          3) несовпадения ценностей, личной неприязни.

17.  Правилом успешной коммуникации не является:

          1) учитесь умению слушать другого;

          2) устанавливайте коммуникацию не только сегодня, но и завтра;

          3) если хочешь быть услышанным, говори.

18.  Недопустимо надевать в деловой обстановке:

           1) ювелирные украшения;

           2) парик;

           3) босоножки.

Преподаватель ______________О.А. Коростылева

                                                 «__» _____________ 2018 г.

Тест-опрос

Тема «Стили управления»

Студент__________________________
группа ____________________

Форма
обучения ___________________________________________

1.     Авторитарное
руководство характеризуется:

a.      разделением
властей и участием работников в управлении;

b.     невмешательством
руководителя в процессе принятия решений;

c.      высокой
степенью единоличной власти руководителя.

2.     Теория,
разработанная Р.Блейком и Дж. Моутоном, называется:

a.      управленческая
модель;

b.     управленческая
решетка;

c.      управленческая
структура.

3.     Стиль
руководства – это:

a.      наиболее
привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным;

b.     система
разработанных норм взаимоотношений между руководителем и подчиненным;

c.      порядок
введения изменений.

4.     Преимуществом
демократического стиля руководства не является:

a.      создание
благоприятного психологического климата в коллективе;

b.     обеспечение
четкости и оперативности управления;

c.      стимулирование
инициативы подчиненных.

5.     Недостатком
авторитарного руководства являются:

a.      затраты времени
на принятие решений на согласовании;

b.     громоздкая
система контроля;

c.      отсутствие
должностного контроля со стороны руководства.

6.     В
управленческой решетке Р.Блейка и Дж. Моутона точка 1.9 соответствует:

a.      стилю
жесткого администрирования;

b.     либеральному
стилю руководства;

c.      управлению
по среднему пути.

7.     Наиболее
эффективным считается управление, соответствующее точке:

a.      1.1

b.     5.5

c.      1.9

d.     9.1

e.      9.9

8.     Наиболее
эффективным является:

a.      авторитарное
руководство;

b.     адаптивное
руководство;

c.      демократическое
руководство.

9.     Минимальное
участие руководства, отсутствие порицания и похвалы, формальный тон
характеризуют:

a.      авторитарное
руководство;

b.     адаптивное
руководство;

c.      демократическое
руководство.

10. Авторитарный стиль
уместен, если:

a.      необходимо
принять решение в кратчайшие роки;

b.     необходимо
повысить удовлетворенность исполнителей своим трудом:

c.      предприятие
заинтересовано в инициативных и творческих работниках.

11. Точка в
управленческой решетке, соответствующая наиболее редко встречающейся модели
поведения руководителя:

a.      1.1

b.     5.5

c.      9.9

Задание

Какие средства вы можете предложить менеджерам для удовлетворения потребностей работников, исходя из классификаций потребностей,

предложенных А. Маслоу, Ф. Герцбергом, Д. Мак-Клелландом?

Выполнение практического задания

1. Группа разбивается на команды по 5-7 человек в каждой. Каждая группа, приняв решение в процессе обсуждения, заполняет табл. 5.

Таблица 5

Особенности удовлетворения разных групп потребностей

Группы потребностей

Средства удовлетворения потребностей

2. По истечении 10-15 минут выступающий от одной из групп озвучивает свой вариант. В случае несогласия заслушиваются точки зрения и аргументы других групп.

При заполнении таблицы 5 можно использовать следующие методы и формы стимулирования, применяемые в мотивационных программах современных отечественных предприятий:

1.Обеспечение уровня заработной платы на уровне выживания.

2.Оплата спортивно-оздоровительных услуг.

3.Проведение корпоративных праздников в строительной организации.

4.Проведение корпоративных тренингов.

5.Назначения работника руководителем новых проектов, требующих творческого подхода.

6.Предоставление современных средств оргтехники.

7.Льготные кредиты на жилье.

8.Официальное оформление трудовых отношений.

9.Продвижение работников по карьерной лестнице с учетом достижений в работе в строительной организации.

10.Подарки работникам к дням рождения.

11.Предоставление работнику свободы выбора средств и методов решения поставленных перед ним задач.

12.Близкое расположение места работы к дому.

21

13.Выделение специальных помещений для курения.

14.Регулярный пересмотр оплаты труда работника в соответствии с результатами аттестации.

15.Организация регулярных встреч руководителей с коллективом.

16.Проведение акции «Лучший работник месяца».

17.Удобная мебель на рабочем месте рабочий инструмент.

18.Обеспечение сопровождения охраны для работников, доставляющих денежные средства.

19.Проведение церемонии присвоения звания «Лучший работник».

20.Оплата питания, доставка горячих обедов в офис и строй. участок.

21.Организация выездных мероприятий, посвященных Дню строителя.

22.Освещение в прессе, упоминание руководством в публичных выступлениях личных заслуг работника.

23.Обеспечение медицинской страховкой работника и членов его семьи

24.Вручение почетных наград. Присвоение рангов и званий.

25.Строительство собственной столовой.

26.Направление работника за счет средств компании на выездные семинары и курсы повышения квалификации.

27.Эргономичное обустройство рабочих помещений.

28.Предоставление служебного транспорта, автостоянки.

Приведенный список рекомендуется дополнить способами, предложенными

самостоятельно.

Тема 10. Управленческие решения

Цель практического занятия: закрепление имеющихся теоретических знаний по теме «Управленческие решения в организации«, развитие у студентов способности анализировать, приводить аргументы в поддержку своего мнения.

Деловая игра «Использование коллективных методов принятия решений

в организации «.

Цель: научиться вырабатывать управленческие решения в результате коллективной работы.

Задачи:

исследовать методологию принятия управленческих решений;

22

исследовать особенности применения коллективных методов принятия управленческих решений;

исследовать методологию командной работы;

изучить практику использования коллективных методов принятия управленческих решений;

В ходе занятия студенты:

а) анализируют управленческий кейс использования коллективных методов принятия управленческих решений в организации;

б) делятся на группы и применяют полученные методологические знания. 1). Все участники игры делятся на временные творческие коллективы

(ВТК) по 5-6 человека.

2). Моделируют и рассматривают проблемные ситуации, готовят решения, используя методы:

а) «мозгового штурма»; б) матричный «парных сравнений»;

в) «метод судей»; г) «чередующего ранжирования».

3) Во время обсуждения нет ни авторитетов, ни новичков – есть только ведущий и участники. Главной задачей обсуждения является выдвижение новых идей и творческой, дружеской обстановке. Запрещаются любые критические замечания и промежуточные оценки.

Практическая работа 2. Использование метода «Затраты-эффект» при выборе вариантов.

Цель: закрепление практического навыка принятия управленческого решения при выборе вариантов в условиях ограниченного финансирования[2]

Тема 11. Информационное обеспечение управления организацией

1. Деловые коммуникации Цели:

Углубить свои представления о структуре процесса коммуникации;

Лучше понять задачи, которые решаются в процессе взаимодействия с другими людьми;

Развить навыки устной и письменной коммуникации;

Составить план саморазвития в сфере делового общения.

Задача практического занятия 1: определить значение и место коммуникаций в управленческой деятельности, разобраться в многообразии

23

методов осуществления межличностной и организационной коммуникаций и

повышения их эффективности.

Студенты должны уметь:

определять понятие коммуникации и ее цель в осуществлении управления организацией;

разбираться в основных методах коммуникаций в организации;

выявлять основные преграды, препятствующие эффективной коммуникации;

оценивать важность коммуникационных сетей для управленческой эффективности в организации.

Ситуация 1.1. Ниже приводятся выдержки из беседы двух руководителей предприятия (организации) о каналах распространения информации:

Я всегда использую только объективные источники информации: служебные документы, данные диспетчерской службы и рекомендации АСУ. В коммуникационном процессе нет места слухам и субъективной информации.

Я с тобой не совсем согласен. Слухи можно и нужно использовать. Выявив каналы их распространения, можно организовать утечку информации и узнать о реакции на нее по каналам обратной связи. Возможная оценка реакции персонала способствует правильной подготовке нововведений на производстве.

Постановка задачи

1.Какую точку зрения вы разделяете? Обоснуйте свою позицию.

2.Какая информация, поступающая по субъективным направлениям, является более точной?

Ситуация 1.2. Исследователи в области управления считают, что информация не может возникнуть из ничего: в основе ее лежит сообщение, в основе сообщения — идея.

При изучении менеджмента дискутируются вопросы: может ли информация возникнуть из ничего? Может ли она существовать без своего материального носителя? В каком виде она представлена в системах? Зависит ли эффективность функционирования системы управления от выбора носителя и способа кодирования информации при выполнении конкретных информационных процедур?

Постановка задачи

1.Согласны ли вы с этими утверждениями или нет? Обоснуйте.

2.Опишите, какие вы знаете виды носителей и способы кодирования и декодирования информации?

Разобрать:

24

Ошибки, мешающие услышать и понять собеседника;

Приёмы активного слушания;

Невербальные коммуникации;

Инструктирование подчинённых.

Тест “Коммуникации в управлении” Внимательно прочитайте утверждения, отметьте неверные.

1.Целью коммуникационного процесса является передача информации.

2.Кодирование идеи происходит в ходе ее формулирования.

3.Канал превращает идею в сообщение.

4.Одновременный обмен устной и письменной информацией обычно эффективен.

5.Декодирование происходит на этапе передачи информации.

6.Обратная связь облегчает передачу информации.

7.Шум искажает смысл на любом этапе коммуникационного процесса.

8.Семантика является межличностным барьером в коммуникации.

9.Время используется как невербальная коммуникация.

10.Умение слушать просто необходимо менеджеру. 11.Оценка работы — это способ обратной связи в организации. 12.Коммуникации создают структуру организации.

13.Выбор средства сообщения ограничивается единственным каналом.

14.Между восприятием и коммуникацией нет прямой связи.

15.Принуждение не связано с сокрытием информации.

16.Обмен информацией предполагает ее восприятие. 17.Коммуникация — это передача информации от одного лица к другому.

18.Коммуницировать можно только с помощью нематериальных средств.

19.Формализация обедняет коммуникации.

20.Поставки являются формой коммуникации между организациями.

Тема 12. Личность в управлении. Формы власти и влияния

Цель практического занятия: А) закрепление имеющихся теоретических знаний по разделам «Личность в управлении, ее роль и функции. Власть в управлении», развитие у студентов способности анализировать, приводить аргументы в поддержку своего мнения. Б) Рассмотреть взаимодействие руководителя и подчинённых, эффективное лидерство.

1. Функциями руководителя принято называть основные направления его деятельности и задачи, которые он призван решать. Обсуждение функций руководителя можно провести по следующему плану:

25

стратегическая функция (постановка целей, выработка стратегий,

составление планов);

административная функция (организация исполнительства, текущая координация, контроль, управление кадрами, стимулирование);

экспертно-инновационная функция (разработка новых видов изделий,

перестройка организации, консультирование);

коммуникационная функция (прием посетителей, ведение переговоров,

ответ на письма и звонки);

социальная функция (создание благоприятного климата, поддержание традиций, помощь подчиненным);

лидерская функция (воодушевление коллектива на осуществление преобразований).

2. Групповое обсуждение можно построить в виде дискуссии на тему

«Идеальный менеджер. Кто он?». От определения необходимых личностных качеств следует перейти к обсуждению требований, предъявляемых к менеджеру в отношении профессиональных и деловых качеств.

3. Началом обсуждения форм власти может стать рассмотрение вопроса о происхождении, основах и источниках власти. Власть определяется как возможность влияния на окружающих. Следует определить, какие возможности руководителю дают экономические (собственность на землю, финансовые,

сырьевые, энергетические ресурсы), правовые (трудовые договоры,

контракты и пр.), социальные (власть, закрепленная трудовым коллективом),

моральные (профессионализм, компетентность, нравственные принципы) и

традиционные источники власти. Во всех случаях, когда речь идет о власти,

подразумевается степень влияния. Необходимо проанализировать наиболее распространенные способы управленческого воздействия с точки зрения эффективности влияния руководителя на подчиненного: требование;

убеждение; просьба; внушение; похвала; критика; угроза; «заражение» и

подражание.

4. Провести сравнительную характеристику форм власти с позиций повышения уровня производительности, качества работы, заинтересованности в результатах работы со стороны подчиненных:

административная власть (основанная на законном принуждении); 26

власть, основанная на распределении ресурсов (материальные,

информационные, связи);

экспертная власть (основанная на знаниях и компетенциях);

традиционная власть (основанная на традициях, убежденности, личной харизме, т.е. на добровольном подчинении).

Студенты должны объяснить различие между формальной и реальной властью. В ходе групповой дискуссии следует обсудить вопрос о том, в какой степени могут совпадать границы формальной и реальной власти.

Варианты обсуждаемых тем:

Лидерский потенциал руководителя

Управленческая компетентность

Авторитет руководителя

Развитие уверенности в себе

Способы влияния на подчинённых

Тема 13. Стили управления

Цель практического занятия: закрепление имеющихся теоретических знаний по разделу «Стили управления в организации «, развитие у студентов способности анализировать, приводить аргументы в поддержку своего мнения.

1.При определении сущности стиля руководства следует исходить из того, что каждый менеджер обладает своим индивидуальным стилем,

представляющим совокупность характерных методов, приемов и действий,

используемых в процессе управления.

2. В процессе обсуждения студенты должны дать подробную характеристику одномерным (при котором одна поведенческая установка руководителя преобладает над всеми остальными его качествами) и

многомерным (характеризующимся наличием нескольких уровней подхода к сотрудникам) стилям руководства. Одномерные стили руководства:

1)авторитарный (эксплуататорский и благожелательный),

2)демократический (консультативный и партисипативный),

3)либеральный (попустительский и бюрократический).

Многомерные стили руководства следует рассмотреть на примере

«управленческой решетки» Блейка и Мутона, в которой перекрещиваются между собой самые различные стили руководства, и ситуационной модели

27

Фидлера, выражающей зависимость стиля от конкретной ситуации. На конкретных примерах студенты должны определить стили руководства,

проследить зависимость стиля руководства от ситуации, предпочтений,

личностных качеств подчиненных, возможности воздействовать на ситуацию.

Самостоятельная письменная работа

Заполните сравнительную табл. 6 основных стилей руководства.

Таблица 6

Сравнение стилей управления

Параметр сравнения

Авторитар-

Демократичес

Либераль-

ный стиль

-кий стиль

ный стиль

Подход к принятию решений

Вид распоряжений

На кого возлагается

ответственность

Характер взаимоотношений с

подчиненными

Требования к дисциплине

в строительной организации

Отношение к инициативе

Составить карты памяти по одномерным и многомерным стилям управления (метод Т.Бьюзона) по индивидуальному заданию преподавателя.

Тест. Выберете правильные ответы:

1. Если подчиненный убежден в том, что руководитель может помешать удовлетворению какой-либо его потребности, то руководитель использует следующую форму власти:

а) власть, основанную на принуждении;

б)традиционную власть; в) эталонную власть. 2. Демократическое руководство характеризуется:

а) разделением власти и участием работников в управлении;

б)невмешательством руководства в процесс принятия решений;

в)высокой степенью единоличной власти руководителя. ‘

3.Если подчиненный выполняет распоряжения руководителя, так как верит

внего и в ценность его знаний, то руководитель использует следующую форму власти:

28

а) экспертную; б)эталонную; в) традиционную. 4. Авторитарное руководство характеризуется:

а) разделением властей и участием работников в управлении;

б)невмешательством руководителя в процесс принятия решений;

в)высокой степенью единоличной власти руководителя. 5. Согласно теории «X» Д. Мак-Грегора:

а) если условия благоприятные, то люди будут стремиться взять на себя

ответственность за работу;

б)люди не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;

в)подчиненные готовы к сотрудничеству с администрацией предприятия. 6. Теория, разработанная Р. Блейком и Дж. Мутоном, называется:

а) управленческая модель; б) управленческая структура;

в)управленческая решетка. 7. Стиль руководства — это:

а) наиболее привычная манера поведения руководителя по отношению к

своим подчиненным;

б)система разработанных норм взаимоотношений между руководителем и подчиненными;

в)порядок введения изменений.

8. Выделяют следующие уровни зрелости подчиненных:

а) низкий, приемлемый, средний, высокий;

б)низкий, средний, высокий;

в)низкий, средний, выше среднего, высокий. 9. Средний уровень зрелости предполагает, что:

а) подчиненные хотят принять ответственность, но еще не способны выполнить задачу самостоятельно;

б)подчиненные могут выполнить задачу, но не хотят нести ответственность;

в)подчиненные способны выполнить задачу и готовы нести ответственность.

10. Приемлемый уровень зрелости подчиненных:

а) означает, что подчиненные способны выполнить самостоятельно работу, но не хотят нести ответственность;

29

б)

означает, что подчиненные еще не способны выполнить работу

самостоятельно, хотя готовы принимать на себя ответственность;

в)

вообще не существует.

11. Преимуществом демократического стиля руководства не является:

а)

создание благоприятного психологического климата в коллективе;

б)

обеспечение четкости и оперативности управления;

в)

стимулирование инициативы подчиненных.

12. Недостатком авторитарного руководства является:

а)

затраты времени при принятии решений на согласования;

б)

громоздкая система контроля;

в)

отсутствие должного контроля со стороны руководства.

13. В «управленческой решетке» Р. Блейка и Дж. Мутона точка 1.9

соответствует:

а)

стилю жесткого администрирования;

б)

либеральному стилю руководства;

в)

такой точки в «управленческой решетке» не существует.

14. Наиболее эффективным считается управление, соответствующее

точке:

а)

5.5;

б)

1.1;

в)

9.9.

15. Наиболее эффективным является:

а)

авторитарное руководство;

б)

адаптивное руководство;

в)

демократическое руководство.

16. Возможность влиять, воздействовать на ситуацию или поведение

других людей, называется:

а)

влиянием;

б) властью;

в)

руководством.

17. Согласно теории «У»:

а)

если люди осознали цели, то они будут использовать

самоуправление и самоконтроль;

б)

чтобы заставить людей трудиться, необходимы принуждение,

контроль и угроза наказания; в)

люди боятся ответственности.

18. Минимальное участие руководства, отсутствие порицания и похвалы,

формальный тон характеризуют:

а) адаптивное руководство; б)

либеральное руководство;

30

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

На чтение 7 мин Просмотров 7.7к. Опубликовано 06.04.2022

Демократический стиль руководства – комплекс методов управления, стиль поведения начальника, базирующиеся на гармоничном сочетании единовластия и активного участия персонала в организационных вопросах и принятии управленческих и иных решений. Начальник, придерживающийся данного направления, отдает предпочтение методам убеждения при работе с подчиненными, уверен в их ответственности, профессионализме и исполнительности. В нашей статье вы найдете развернутую информацию о таком стиле руководства.

Содержание

  1. Что характерно для демократического стиля руководства
  2. Плюсы и минусы демократического стиля управления
  3. Виды демократического стиля руководства
  4. Качества руководителя и подчиненных, необходимые для использования демократического стиля

Что характерно для демократического стиля руководства

Основные черты демократического стиля руководства – это справедливость, разумный порядок поощрений и взысканий. Всячески одобряются творческий подход к делу, проявление инициативы, трудолюбие. Иначе говоря, пристальное внимание уделяется мотивации сотрудников как залогу их успешной деятельности.

priznaki_demokraticheskij-stil'-rukovodstva

Дружеское общение работников организации между собой также приветствуется. Принято считать, что сплоченный коллектив, действующий как единая команда, способствует процветанию общего дела. Руководитель придерживается спокойного общения с работниками, исключаются как диктатура, так и чрезмерное дружелюбие.

Начальник, выбирающий такое поведение, не властвует над сотрудниками организации, а предлагает им общую, взаимовыгодную деятельность.

Как известно, существуют либеральный и авторитарный стили управления, а также промежуточные варианты: авторитарно-демократический стиль руководства и либерально-демократический стиль руководства. Рассматриваемый в данной статье метод существенно отличается от перечисленных.

Истинный руководитель-демократ не приемлет как авторитарность, так и либеральную вседозволенность, балансируя между ними и представляя золотую середину.

Такой начальник не навязывает свои решения сотрудникам. Его полномочия децентрализованы. Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе строится на том, что высшей ценностью являются интересы не только компании, но и каждого отдельно взятого работника. Данный принцип базируется на том основании, что каждый сотрудник считается важным звеном единого механизма, успешная деятельность которого невозможна без слаженного функционирования всех «звеньев».

Отличительная характеристика демократического стиля руководства – это благожелательный психологический климат внутри коллектива. Задача управленца в данном случае – сплочение сотрудников, внедрение принципов взаимоуважения и доверия.

Описываемый метод руководства способствует появлению у персонала организации бессознательного чувства глубокого пиетета как к непосредственному начальнику, так и к компании в целом. Как следствие, повышаются работоспособность и самодисциплина членов коллектива, каждый сотрудник чувствует свою ценность, становится более ответственным.

cennosti_demokraticheskij-stil'-rukovodstva

Выделяют шесть принципов демократического стиля руководства:

  1. Каждый работник несет ответственность за выполнение данного ему поручения.
  2. У руководства хорошо налажена обратная связь с членами коллектива.
  3. Поручения подчиненным даются в соответствии с их компетенцией и с учетом особенностей личности.
  4. Задачи распределены таким образом, чтобы деятельность каждого сотрудника была связана с работой другого.
  5. Руководство поощряет персонал, придерживающийся командного принципа взаимодействия и способного нести ответственность за результаты.
  6. Грамотно функционирует система коммуникации, когда на любом этапе работы каждый сотрудник может быть услышан начальством.

Читайте также: Благодарственное письмо за выполненные работы

Плюсы и минусы демократического стиля управления

Достоинства демократического метода управления:

  • снижение загруженности руководителя;
  • высокая степень мотивации коллектива;
  • профессионализм при принятии решений.

С одной стороны, данный стиль выглядит оптимальным для внедрения в организации.
Однако существует и ряд минусов.

Несмотря на то, что воспитывается командный дух, важнейшие управленческие решения принимают не линейные сотрудники, а вышестоящее руководство. Рядовые работники остаются в роли только лишь исполнителей поручений.

Конечно, бывают ситуации, когда мнение персонала организации учитывается, и люди могут высказать его. Но в большинстве случаев подчиненные не получают желаемую степень значимости при принятии решений в пределах своей компетенции.

Настоящий руководитель-демократ придерживается мысли, что эффективное ведение дел и результативность работы коллектива возможны только в том случае, когда используются демократические принципы управления.

Нужно оговориться, что описываемый метод неприемлем во время кризиса или других масштабных напряженных ситуаций.

К минусам данного стиля управления также относятся:

  • наличие трудностей при обеспечении результативности деятельности организации;
  • замедленная процедура принятия решений.

Существуют определенные риски, с которыми сталкивается руководитель-демократ. Например, иногда поручения приходится давать людям, которые не несут прямой ответственности за результат исполнения. Если итог будет неудовлетворительным, виновным лицом окажется сам начальник.

В таких ситуациях сотрудники, на плечах которых не лежит груз ответственности, подвержены соблазну отнестись не вполне добросовестно к выполнению поручений руководства. Однако в конечном итоге отвечать придется управленцу, который выстраивает свою деятельность в рамках демократического метода.

principy_demokraticheskij-stil'-rukovodstva

Виды демократического стиля руководства

Существует два вида демократического метода управления: консультативный и партисипативный.

При использовании первого начальник испытывает к сотрудникам доверие, советуется с ними, стремится учитывать их мнение при принятии решений.

Для мотивации работников распространены поощрения. Наказания применяются только в крайних случаях. Вопреки тому, что решающий голос все же всегда за руководителем, подчиненных, как правило, устраивает подобная система управления.

Обычно коллектив всегда уважительно относится к шефу и готов при необходимости оказать ему моральную поддержку.

Читайте также: Методы мотивации персонала

При партисипативно-демократическом стиле руководства управленец всецело доверяет своим работникам по всем вопросам, их взгляд всегда берется в учет, а поступившие от них рациональные предложения применяются на деле.

Характерны совещания с широким обменом мнениями. Сотрудники привлекаются к процессам целеполагания, участвуют в контроле над достижением поставленных целей и задач. В то же время ответственным за результат остается руководитель.

Как правило, демократический метод управления используется в том случае, когда подчиненные более квалифицированы в какой-либо области, чем их непосредственный начальник, и могут привнести в дело что-то новое, использовать творческий подход. Управленец-демократ, если того требуют обстоятельства, может пойти на компромисс либо отменить ранее принятое решение, если работник докажет свою правоту.

Если приверженец авторитарного метода управления использует приказы и давление, то сторонник демократического стиля руководства предпочтет метод убеждения, обоснования выгоды для предприятия и коллектива.

При этом на первом месте стоит чувство удовлетворения работников, возникающее вследствие реализации их творческого потенциала. Исполнители в рамках своей компетенции вправе сами решать, каким образом им следует действовать для достижения поставленных целей

. Для начальства в таком случае важен конечный результат, а не рабочий процесс.

Если вы имеете целью создать сплоченный и дружный коллектив, следует придерживаться демократического метода управления. С его помощью можно сформировать у сотрудников командный дух, честное и ответственное отношение к делу. Руководитель должен уметь гармонично комбинировать силу своего влияния и метод убеждения, чтобы каждый подчиненный мог сформулировать для себя свои личные задачи.

Качества руководителя и подчиненных, необходимые для использования демократического стиля

Личностные качества, которыми должен обладать руководитель, решивший применять демократический стиль управления:

  • искренность;
  • доверие к подчиненным;
  • исключение собственных привилегий;
  • неучастие в повседневном рабочем процессе, контролирование при помощи официальных каналов;
  • намерение делегировать часть полномочий;
  • контролирование результатов;
  • объяснение подчиненным фактов самоличного принятия решений.

При использовании демократического метода руководства между управленцем и персоналом образуется своего рода партнерство.

Сотрудники имеют полное право самостоятельно решать, каким образом исполнять полученные поручения. Как правило, все работники – высококвалифицированные специалисты в своей области.

partnerstvo_demokraticheskij-stil'-rukovodstva

Личностные качества, которыми должны обладать подчиненные, решившие трудиться под руководством начальника-демократа:

  • профессионализм;
  • намерение нести ответственность за свою деятельность;
  • желание быть самостоятельными;
  • потребность к творческому самовыражению в работе;
  • заинтересованность в своей деятельности;
  • ориентированность на перспективный карьерный рост и достижение целей;
  • уважительное отношение к коллегам, намерение выстраивать доверительные контакты;
  • высокая степень самодисциплины;
  • желание принимать управленческие и иные решения, грамотно применять их на практике.

Читайте также: Премирование работников

Рассмотрим несколько примеров демократического стиля руководства.

  1. Существует вероятность, что совещания и собрания коллектива могут превратиться в разговоры без конца и края. Каждый подчиненный может захотеть выразить свое мнение, но необязательно оно окажется по делу. В качестве примера демократического стиля руководства в подобном случае можно рассмотреть следующее решение:

    во избежание описанной ситуации на планерки следует приглашать исключительно тех, кто будет непосредственно задействован в исполнении задачи. Начальник может разбить вопросы по тематикам и для каждого блока созывать отдельные совещания.

  2. Работники могут испытывать стеснение и неловкость при изъяснении. Открытую дискуссию они могут воспринять как зарождающийся конфликт или кляузничество. Начальнику-демократу стоит побеседовать с такими подчиненными и объяснить, что выражение мнения не является доносом на кого-либо.

    Сотрудники должны усвоить, что верное решение рождается именно в ходе широкого обсуждения и учета различных взглядов.

  3. В коллективе бывают работники-молчуны, которые могут не проронить ни слова на планерке. Но если в деятельности компании возникнут сбои, они могут сказать: «Я знал, что так и будет». Руководителю необходимо донести до подобных сотрудников мысль о том, что их позиция считается вредительской.

    Если кто-то заметил недочет, допущенный в процессе совещания, нужно немедленно сообщить об этом, чтобы не тратить усилия и время персонала и организации в целом.

Обновлено: 20.05.2023

Современный демократический стиль управления — это подход к руководству персоналом, который характеризуется значительной степенью свобод и личной инициативы сотрудников под контролем начальства. Демократический стиль руководства — один из наиболее гибких и удобных в современном бизнесе способов взаимодействия руководства и сотрудников. И все же он имеет определенные плюсы и минусы, которые следует рассмотреть более подробно, прежде чем отдавать предпочтение именно такому способу организации труда.

Демократический стиль управления — что это такое

Каждый современный руководитель имеет свой стиль управления — независимо от того, вырабатывал ли он его сознательно, или нет. И несмотря на то, что одинаковых людей не бывает и каждый подход к управлению персоналом является уникальный, общие тенденции позволяют сгруппировать виды коммуникации руководства и персонала в несколько основных видов. О том, что такое авторитарный стиль управления и либеральный можно прочитать в отдельных статьях, далее же будет рассмотрен самый популярный способ в сегодняшних условиях способ коммуникации руководства и сотрудников — демократический.

Демократический или демократичный стиль управления — это такой подход, при котором обеспечивается как возможность определенного контроля руководителя над происходящими в отделе процессами, так и широкая степень свобод сотрудников для проявления своей инициативы. Именно за счет своей универсальности и адаптивности, а также современных требований к организации труда данный подход и является наиболее распространенным. К характерным особенностям именно демократического стиля можно отнести следующие его черты:

  • Открытость к инициативе. В рамках демократического стиля каждый руководитель должен быть открыт к предложениям сотрудников и их инициативе — и она должна соответствующим образом вознаграждаться в случае, если принесет пользу компании или структурному подразделению.
  • Лидерство руководителя. Руководитель в демократических коллективах одновременно играет две роли — он является и активным членом коллектива, и его координатором, и лидером, сохраняя за собой определенный дополнительный вес и авторитет. И это предусматривает дополнительные требования к личности самого начальника.
  • Коллективное участие в процессах. Каждый сотрудник имеет право принимать участие в бизнес-процессах вне зоны своей прямой ответственности и непосредственных основных задач. Более того, такое участие — поощряется руководством.
  • Отношение к формальностям. Главная цель при демократическом подходе — это достижение глобальных целей структурного подразделения, а пути решения могут и не быть предусмотренными нормативными документами. Однако определенное регулирование и методики административного воздействия на сотрудников все же имеют место.
  • Работа на общий результат. Все сотрудники и руководитель должны разделять общую цель компании или коллектива — и работать именно на её достижение, а не на выполнение сухих показателей и соблюдение установленных инструкций или планов.

Непосредственная реализация демократического стиля в менеджменте может очень серьезно варьироваться и отличаться в зависимости от конкретного предприятия. Более того — на практике почти любой руководитель использует методики, в том числе и относящиеся к другим стилям управления персоналом.

Плюсы демократического стиля управления

Демократический стиль руководства не был бы таким популярным, если бы не обладал яркими, четко выраженными достоинствами, которые привлекают в себе как руководителей, так и сотрудников. Поэтому лучше всего будет заранее ознакомиться с ними, чтобы понимать, как именно использование этого подхода к коммуникации с персоналом может помочь развитию предприятия и достижению поставленных перед ним целей. К положительным чертам демократического стиля можно отнести следующие его характерные особенности:

Минусы демократического стиля управления

Конечно, как и любой другой способ работы с подчиненными, демократичный стиль руководства имеет и свои недостатки. Их тоже следует учитывать, так как во многих случаях большую эффективность может обеспечить иной подход к коммуникации с персоналом. К однозначным недостаткам демократического стиля управления относятся следующие его особенности:

  • Медленное принятие решений. Основным недостатком демократического стиля является именно скорость принятия решений — она всегда на порядок ниже чем при других способах управления коллективом. Ведь обсуждение решения, а потом его внедрение и обкатка — все время будут требовать коллективного участия.
  • Сложность разработки новых бизнес-процессов. Так как практически любое глобальное изменение будет требовать коллективного обсуждения, то внедрение новых процессов в компании или в коллективе будет затормаживаться из-за необходимости участия как можно большего количества членов коллектива.
  • Высокие требования к личности руководителя. Демократический стиль при неправильном руководстве может привести к злоупотреблениям со стороны сотрудников и к потере эффективности труда — руководителем просто могут манипулировать ради уменьшения нагрузки и для получения своих личных выгод, не задумываясь о благе компании.
  • Низкая эффективность при экстренных ситуациях. В рамках необходимости принятия экстренных решений наиболее эффективным является авторитарный стиль, который предполагает наличие четких инструкций и прямого подчинения руководителю, без лишних обсуждений и вопросов, чем не может похвастаться демократический подход.

Резюмируя недостатки демократического стиля, можно отметить, что ряд из них могут быть нивелированы при правильной подготовке и наличии опыта у руководителя.

Где и как использовать демократический стиль руководства — примеры

Примеры того, где может применяться демократический стиль управления, могут помочь принять окончательное решение о его внедрении. В первую очередь следует понимать, что такой подход почти не имеет смысла в подразделениях и компаниях, где основная задача сотрудников — выполнять определенную норму трудовых действий, а их инициатива никак не повлияет на деятельность компании. В такой ситуации использование инструментов демократического стиля будет лишь лишней затратой ресурсов.

В следующих же сферах напротив, демократический стиль управления является наиболее оптимальным:

Однако недостаточно знания о том, где именно может применяться демократический стиль управления. Следует также понимать и то, как именно он должен внедряться. Здесь можно выделить несколько основных рекомендаций. В первую очередь, руководитель должен обладать определенным авторитетом и позиционировать себя как лидера команды, а не как простого его участника. То есть — должна присутствовать определенная субординация и исполнительность.

Кроме этого, важно, чтобы при таком подходе всему коллективу регулярно устанавливались четкие задачи стратегического уровня, над которыми эффективнее всего работать именно сообща. Можно обойтись без установки жестких рамок и личных целей, но глобальное общее видение проблематики и поиск путей ее решения — вот что отличает демократический менеджмент на предприятии.

Следует также помнить о том, что данный подход не означает анархию или нецелевое использование ресурсов. Вознаграждаться должна такая инициатива, которая потенциально может привести к хорошему результату — будь это повышение прибыли компании или профессиональное развитие и рост отдельного сотрудника. Не следует поощрять инициативу лишь по факту ее проявления, если сами по себе его идеи неприменимы и не свидетельствуют о личной заинтересованности и нацеленности на результат.

При этом следует всегда соблюдать баланс между либеральными и авторитарными механизмами разрешения конфликтов и установления дисциплины на предприятии. Если работник способен эффективно трудиться без жестких рамок и его личная эффективность повышается — необходимо способствовать освобождению его от формальностей и идти навстречу. Если же эффективность труда от чрезмерной свободы падает — следует напротив, позаботиться о том, чтобы работник имел четко поставленные цели и задачи.

Управление компанией — достаточно сложный процесс. Усилия руководителя направлены на то, чтобы максимально наладить работу в коллективе и сделать ее эффективной. Ранее большим спросом пользовался авторитарный стиль управления, когда сотрудники не могли выразить свое мнение и пойти против руководства. На сегодняшний день все большую популярность обретает демократический стиль управления.

Управленческий стиль

Основной задачей любого руководителя является контроль и воздействие на подчиненных. Климат в коллективе зависит от того, по какому принципу руководитель воздействует на сотрудников. Согласно теории доктора социологических наук Ренсиса Лайкерта, условно стили руководства можно поделить на 4 вида:

  • эксплуататорско-авторитарный;
  • патерналистски-авторитарный;
  • консультативный;
  • демократический.

Демократичный стиль подразумевает активное привлечение сотрудников для решения вопросов относительно работы компании, а также принятия важных решений, связанных с организацией рабочего процесса. Данный стиль подразумевает невмешательство начальника и его полную уверенность в профессионализме сотрудников.

Преимущества и недостатки

Демократический подход со стороны лидера имеет свои преимущества и недостатки. Среди преимуществ:

  • активное привлечение сотрудников в жизнь компании и организацию работы;
  • полное доверие по отношению к сотрудникам;
  • работники редко вступают в конфликты за счет того, что все решения принимают вместе;
  • всегда есть возможность найти ответ в любой ситуации, так как задействован нестандартный подход.

Демократичный стиль имеет и незначительные недостатки:

  • невозможность быстро решить вопрос в случае экстренной ситуации;
  • руководитель меньше контролирует весь процесс;
  • необходимость придерживаться новых правил по отношению к качеству руководства.

Что характерно для демократического стиля?

Для демократического стиля управления характерны:

  • полное информирование сотрудников относительно дел фирмы;
  • возможность делегирования дел и обязанностей на любого из сотрудников, таким образом каждый человек в коллективе может проявить самостоятельность и подойти к процессу творчески;
  • полное или частичное отсутствие штрафов и наказаний;
  • получение премий, похвалы при всем коллективе и поощрений;
  • совместный поиск проблемы в случае, когда результаты были отрицательными.

Таким образом демократический стиль управления ориентирован на то, что каждый член команды чувствует себя незаменимым работником, который является важной деталью большого механизма.

К сожалению, не всегда и не везде подобный путь управления применим. Чаще всего его могут использовать офисные работники в области менеджмента, а также люди, причастные к инновационным разработкам. А, например, учитель физкультуры подобный способ использовать не может, ведь он не может полагаться на мнение ученика в обучающем процессе.

Руководитель и сотрудники решают задачу

Руководитель и сотрудники решают задачу

Понятие стиля

Главная задача руководителя любого ранга – подвигнуть своих подчинённых на совершение действий, которые способствуют выполнению поставленной задачи в рамках общих целей компании. От особенности манеры руководства зависят климат в коллективе и методы решения проблем.

Стили управления

Доктор социологии, Ренсис Лайкерт, предложил теорию, по которой стили управления разбиты на четыре категории. Они выглядят следующим образом:

  • эксплуататорско-авторитарный;
  • патерналистски-авторитарный;
  • консультативный;
  • демократический.

Демократический способ работы с коллективом основан на принципе коллегиальности. Преимущество отдаётся привлечению сотрудников к решению вопросов, связанных с организацией рабочего процесса и тактикой управления компанией.

Важно! Признаками подобного стиля являются твёрдая убеждённость начальника в профессионализме подчинённых и вера любого сотрудника в то, что от его работы зависит общее благополучие организации.

Демократический стиль

Преимущества и недостатки

Демократическая позиция лидера, равно с авторитарной и либеральной позициями, имеет свои плюсы и минусы.

К преимуществам можно отнести следующие моменты:

  • полное доверие к персоналу и взаимопонимание;
  • привлечение сотрудников к жизни компании;
  • командный дух объединяет и мотивирует самостоятельность работника в рамках его должностных обязанностей;
  • совместно принятые решения не вызывают большого недовольства у работников;
  • нестандартные подходы позволяют находить ответы на любые поставленные задачи.

К плюсам можно отнести низкую текучесть кадров, получение удовлетворения от работы и благоприятный климат в организации.

Внимание! Процедура принятия решения при демократическом стиле руководства (ДСР) происходит на всех уровнях коммуникации, как по вертикали (среди управленцев), так и по горизонтали (внутри коллектива).

Один из недостатков демократического стиля руководства – это частые сложности с принятием общего решения и его правильностью. Кроме того, к негативным моментам допустимо причислить:

  • невозможность в экстренных ситуациях принимать быстрые решения;
  • отсутствие жёсткой централизации контроля;
  • возникновение новых требований к качеству управления.

Неверно поставленная работа руководителя может привести к злоупотреблению свободами, манипулированием им со стороны подчинённых.

Что характерно для стиля демократии

В основу подобного метода управления компаниями заложены такие характерные черты, как:

  • информирование сотрудников обо всех делах фирмы, задачах и намеченных перспективах;
  • делегирование отдельных полномочий и ответственности на каждого члена компании, тем самым дается возможность проявить самостоятельность и творческий подход в процессе работы;
  • психология поощрительной мотивации: премии, грамоты, устная похвала на виду у всего коллектива, наказания и штрафы являются исключением;
  • ориентация на достижение поставленных целей;
  • при низких результатах не ищут виновных, а рассматривают причины, которые необходимо устранить.

Однако не везде подобная структура управления может работать. Примерами, где может найти применение ДСР, могут служить компании, занимающиеся:

  • офисной работой;
  • использованием труда специалистов высокой квалификации;
  • инновационными разработками.

Кстати. В организациях, где от сотрудника требуется выполнять определённую работу, и его инициатива не может повлиять на деятельность предприятия в целом, применять демократичный стиль нецелесообразно.

Педагоги в школе также не могут пользоваться таким способом руководства. К примеру, учитель физкультуры не может ориентироваться на мнение ученика, принимая от него зачёт по физической подготовке.

Виды ДСР, их сравнение

Демократический стиль имеет два типа:

Каждый из них характеризуется своим рядом условий организации работы.

Консультативный

Начальник, доверяя своим работникам, перед принятием решений или постановкой задач консультируется с подчинёнными. В процессе такого общения руководитель отбирает лучшие и ценные предложения. На их основании формируются задачи. При таком подходе сотрудники получают удовлетворение от того, что могут поддержать начальника, подсказать ему правильное направление. Как результат – никого не смущает, что указания спускаются сверху. Обычно за хорошими предложениями следует поощрение.

Консультативный вид ДСР

Консультативный вид ДСР

Партисипативный

Этот демократичный вид руководства построен на том, что начальник не консультируется, а полностью отдаёт рассмотрение поставленных задач в группу, обеспечивает привлечение всех заинтересованных сотрудников для конструктивных предложений. На них же возлагает контроль над выполнением сформированной цели.

Партисипативный вид ДСР

Партисипативный вид ДСР

Качества руководителя и подчиненных

В таких компаниях руководителя отличают высокий профессионализм и лидерство. Группа его уважает и видит в нём образец для подражания. К качествам начальника-демократа относятся:

  • открытость и доступность при апелляциях и личных встречах с персоналом;
  • доверие к работникам;
  • умение делегировать права и терпеть отказ от личных преимуществ, связанных с должностью.

Руководитель обязан придерживаться обязательного невмешательства в коллегиальную работу.

Сотрудники со своей стороны должны следовать корпоративному стилю, проявляя следующие качества:

  • профессионализм;
  • ответственность;
  • самоконтроль;
  • желание личностного роста и тягу к участию в жизни компании.

Обычно сотрудники, охваченные общей работой, заинтересованы в достижении корпоративных целей, дорожат мнением коллег о себе и чётко ориентируются в своих контрольных правах.

Мы – одна команда

Мы – одна команда

Типичные ошибки руководителя

При определении недостатков в ДСР было отмечено отсутствие жёсткого контроля со стороны начальства. Опора на самостоятельные действия сотрудников, без должной проверки исполнения задачи на всех уровнях, приводит к безнаказанной расслабленности в коллективе.

Панибратство может снизить авторитет начальника и стать препятствием для налаживания чётких деловых отношений. Контроль обязателен, только не прямой, а косвенный (по другим каналам, через непосредственных руководителей). Неправильное делегирование обязанностей приводит к сбою всей системы.

Типичные ошибки руководителя

Типичные ошибки руководителя

Видео

Что такое стиль управления

Существует множество классификаций стиля руководства, созданных и отечественными, и зарубежными менеджерами, маркетологами, психологами, социологами. Но все их можно свести к четырем основным типам:

  • диктаторский или авторитарный,
  • бюрократический или директивный,
  • демократический или коллегиальный,
  • либеральный или личностно-ориентированный.

Диктатор, или Авторитарный стиль управления

Плюсы авторитарного стиля

  • Четкое распределение обязанностей. Руководитель, как правило, разбивает поставленную общую задачу на несколько мелких и распределяет их среди подчиненных. Но при этом у сотрудников зачастую нет общей, целостной картины происходящего.
  • Дисциплина. Неизменная спутница тотального контроля – железная дисциплина в коллективе. Дисциплина и порядок.
  • Умение быстро находить выход в стрессовых ситуациях. Собственно, это и стрессом назвать нельзя – сотрудникам остается только быстро выполнять команды начальника.

Минусы авторитарного стиля

Бюрократ, или Директивный стиль управления

Подобный вариант управления особенно часто встречается в среде руководителей среднего звена в крупных компаниях, чья бизнес-модель построена по западноевропейскому или американскому образцу. В таких компаниях практически для каждой ситуации прописаны свои корпоративные стандарты и требования. Часто звонишь клиентам или поставщикам? Вот корпоративный регламент ведения телефонных переговоров. Нужны ручки, карандаши и прочая канцелярия? Вот регламент по заполнению форм и регистрации запроса. Необходимо установить программу на рабочий компьютер? Вот регламент по обращению в техподдержку и форма подачи заявки. И должность линейного руководителя превращается в некую надстройку, звено, необходимое для передачи запросов и форм по установленным регламентам.

Плюсы директивного стиля

Минусы директивного стиля

  • Отсутствие творческого начала. Когда регламентирован каждый чих, а на любое действие уже прописан скрипт, фантазии просто негде проявиться.
  • Безынициативность работников. Хотя в ряде компаний новаторские идеи приветствуются и поощряются. Правда, для подачи рационального предложения, как правило, тоже необходимо заполнить ряд документов.
  • Невысокий потенциал для развития. Сделать головокружительную карьеру в рекордные сроки под началом приверженца бюрократического стиля управления весьма и весьма непросто.

Демократ, или Коллегиальный стиль управления

В отличие от предыдущего варианта, демократический стиль управления подразумевает более творческий подход. Руководители подобного типа предпочитают не единоначалие, а коллегиальный способ решения задач. Ставятся лишь общие задачи, а разработку конкретных шагов по их выполнению руководитель передает в руки сотрудникам. Начальник советуется с работниками, активно продвигает все их инициативы, делегирует свои полномочия подчиненным.

Плюсы демократического стиля

  • Минимум ошибок в работе. Все-таки старая пословица про количество голов очень правдива. Чем больше людей привлекается к поиску решения, тем большего количества подводных камней удастся избежать.
  • Сплоченность команды. Общение между всеми сотрудниками на равных способствует объединению коллектива. Так люди могут вместе работать годами и десятилетиями.
  • Умение объединяться в трудные для компании моменты. Даже в кризисные годы такой коллектив предпочтет потерпеть и переждать, нежели увольняться и искать новое место.

Минусы демократического стиля

Либерал, или Личностно-ориентированный стиль управления

Либеральный стиль руководства необходим (действительно необходим!) в творческих коллективах. Именно такое обращение способно максимально стимулировать сотрудников к работе. Задача либерального руководителя – обозначить цель и создать условия для ее достижения, оставив за подчиненными возможность самостоятельно находить пути решения.

Плюсы личностного стиля управления

  • Благоприятный климат в коллективе. Хорошие отношения между сотрудниками и руководителем – залог успешной и долгой работы.
  • Минимальная текучка. Из столь теплого коллектива и уходить-то не хочется. Даже на более высокую зарплату.
  • Возможность самовыражения и самореализации. И это весьма немаловажный фактор для личностей с сильным творческим началом.

Минусы личностного стиля

Все не без изъянов: какой стиль управления лучше?

Ответ прост – никакой. В чистом виде любой из выбранных типов поведения рано или поздно принесет не только бонусы, но и огромные разочарования. Выход в комбинировании различных стилей и манеры поведения в зависимости от сложившегося коллектива и каждой конкретной ситуации.

Зачастую даже с одним и тем же сотрудником нужны разные, порой диаметрально противоположные стили управления. Может потребоваться и участие, и поддержка, а кое-где и жесткая рука с суровым окриком.

Как добиться такой гибкости? Учеба, саморазвитие – и опыт, тот самый опыт, который не заменишь ничем.

Читайте также:

      

  • Аналитическая справка о содержании нововведения его роли в жизни образовательной организации в доу
  •   

  • Структурные компоненты конфликта их характеристика кратко
  •   

  • Шаблоны для консультаций для родителей в детском саду
  •   

  • Фон для презентации на тему профессии для детского сада
  •   

  • Занимательные задачи в курсе математики начальной школы самообразование

Управление компанией — достаточно сложный процесс. Усилия руководителя направлены на то, чтобы максимально наладить работу в коллективе и сделать ее эффективной. Ранее большим спросом пользовался авторитарный стиль управления, когда сотрудники не могли выразить свое мнение и пойти против руководства. На сегодняшний день все большую популярность обретает демократический стиль управления.


Управленческий стиль

Основной задачей любого руководителя является контроль и воздействие на подчиненных. Климат в коллективе зависит от того, по какому принципу руководитель воздействует на сотрудников. Согласно теории доктора социологических наук Ренсиса Лайкерта, условно стили руководства можно поделить на 4 вида:

  • эксплуататорско-авторитарный;
  • патерналистски-авторитарный;
  • консультативный;
  • демократический.

Демократичный стиль подразумевает активное привлечение сотрудников для решения вопросов относительно работы компании, а также принятия важных решений, связанных с организацией рабочего процесса. Данный стиль подразумевает невмешательство начальника и его полную уверенность в профессионализме сотрудников.

Преимущества и недостатки

Демократический подход со стороны лидера имеет свои преимущества и недостатки. Среди преимуществ:

  • активное привлечение сотрудников в жизнь компании и организацию работы;
  • полное доверие по отношению к сотрудникам;
  • работники редко вступают в конфликты за счет того, что все решения принимают вместе;
  • всегда есть возможность найти ответ в любой ситуации, так как задействован нестандартный подход.

Демократичный стиль имеет и незначительные недостатки:

  • невозможность быстро решить вопрос в случае экстренной ситуации;
  • руководитель меньше контролирует весь процесс;
  • необходимость придерживаться новых правил по отношению к качеству руководства.

Что характерно для демократического стиля?

Для демократического стиля управления характерны:

  • полное информирование сотрудников относительно дел фирмы;
  • возможность делегирования дел и обязанностей на любого из сотрудников, таким образом каждый человек в коллективе может проявить самостоятельность и подойти к процессу творчески;
  • полное или частичное отсутствие штрафов и наказаний;
  • получение премий, похвалы при всем коллективе и поощрений;
  • совместный поиск проблемы в случае, когда результаты были отрицательными.

Таким образом демократический стиль управления ориентирован на то, что каждый член команды чувствует себя незаменимым работником, который является важной деталью большого механизма.

К сожалению, не всегда и не везде подобный путь управления применим. Чаще всего его могут использовать офисные работники в области менеджмента, а также люди, причастные к инновационным разработкам. А, например, учитель физкультуры подобный способ использовать не может, ведь он не может полагаться на мнение ученика в обучающем процессе.

Обычно главными чертами начальника-демократа считают открытость, умение выстраивать доверительные отношения с работниками и делегировать свои полномочия. Такой руководитель никогда не вмешивается в работу коллектива. Коллектив в свою очередь демонстрирует ответственное отношение к работе, профессионализм и самоконтроль. Все вышеперечисленные качества отражают сущность стиля руководства. Любого руководителя грамотно строить коммуникации с сотрудниками научит курс Викиум «Эффективное общение. Онлайн интенсив».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Telfast инструкция на русском от чего
  • 0503771 форма бюджет инструкция по заполнению
  • Руководство для оператора nc 230
  • Инструкция к телефону bq 2430 tank power
  • Laser magic ball инструкция на русском