Акционерное общество может сменить свою организационно правовую форму и стать обществом с ограниченной ответственностью. Данная процедура несет под собой реорганизацию путем преобразования, порядок перехода от одной формы к другой закреплен в Гражданском кодексе и Законе об акционерных обществах. В ходе процедуры акционерное общество перестает существовать, а вместо него создается общество с ограниченной ответственностью. Однако все права и обязанности полностью переходят новому обществу. Преобразование АО в ООО может осуществляться по многому ряду причин, далее в статье будет рассмотрено как провести данную процедуру.
- Подготовка и инвентаризация активов
- Решение о преобразовании АО в ООО
- Уведомление регистрирующего органа о преобразовании АО в ООО
- Регистрация ООО
- Уведомление после регистрации
Подготовка и инвентаризация активов
Подготовительный этап по преобразованию АО в ООО может быть одним из самых важных. На данном этапе происходит принятие решения, урегулируются разногласия между держателями акции, осуществляется подготовка документации для реализации данного вида изменений в обществе.
Инвентаризация — это проверка наличия имущества и состояния финансовых обязательств общества на определённую дату. Осуществляется инвентаризация юридического лица по месту его нахождения, а конечной целью является составление передаточного акта и оценка стоимости акций.
Этой процедурой занимается комиссия, в состав которой могут входить бухгалтеры, экономисты и другие ответственные лица. Всю информацию об имуществе организации вносят в акты или описи. Проведение данной процедуры требуется на основании статьи 12 закона «О бухгалтерском учете» № 402 — ФЗ от 06.12.2011 года.
Во время заполнения актов не разрешаются какие-либо помарки, все допущенные опечатки исправляются зачеркиванием с указанием верных сведений над опечаткой. Данный акт должен быть подписан всеми членами комиссии. Подробное описание проведения инвентаризации закреплено приказом Минфина РФ №49 от 13.06.1995 года.
Важно учесть, что несмотря на то ,что на сегодняшний день в ГК РФ нет упоминания о необходимости передаточного акта при реорганизации путем преобразования, статьей 20 закона «Об акционерных обществах» закреплено требование о его составлении. Основываясь на этом мы рекомендуем оформить данный акт, даже исходя из того, что он вообще может не понадобиться в данном процессе, так как данный акт не подлежит передаче в ИФНС.
Решение о преобразовании АО в ООО
Решение о преобразовании общества принимает общее собрание акционеров, но зачастую в АО существует Совет директоров (Наблюдательный совет). При функционировании Совета директоров (Наблюдательного совета) он принимает первичное решение о преобразовании общества, а затем предоставляет на обсуждение общего собрания. Все решения формируются в протоколе, в нем содержатся сведения о вынесении вопроса о реорганизации на рассмотрение общего собрания Акционеров, утверждение плана проведения данной процедуры, инвентаризация и составление передаточного акта, подготовка проекта устава для будущего ООО, а также проведение рыночной оценки акций.
Совет директоров (Наблюдательный совет) устанавливает порядок извещения о запланированном собрании. Сведения о проведении общего собрания должны быть получены участниками в срок не позднее тридцати дней до непосредственно самого собрания. Участники могут быть оповещены с помощью заказных писем, вручения уведомлений под роспись либо иными способами, определенными уставом. Сообщение обязано содержать день, адрес проведения, повестку мероприятия, правила и место ознакомления с документами, а также другие данные.
Если количество акционеров составляет менее пятидесяти, то в данном случае Уставом возможно предусмотреть осуществление функций Совета директоров (Наблюдательного совета) общим собранием. При отсутствии в организации Совета директоров (Наблюдательного совета) Устав общества должен определять лицо или орган осуществляющий решение вопроса о проведении собрания и утверждающий повестку дня.
В обществе, состоящим из одного единственного акционера, решение вопроса о реорганизации принимается им единолично.
Решение о реорганизации АО в ООО должно содержать наименование и место нахождения будущего ООО, также в решении должен быть отражен порядок и условия преобразования, порядок обмена акций на доли в уставном капитале, указание о единоличном исполнительном органе, утверждение Устава, дополнительно указываются такие пункты как список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре, список членов коллегиального исполнительного органа.
Закон устанавливает проведение голосования по правилу, которое предусматривает что одна акция дает один голос на голосовании.
При проведении собрания необходимо наличие кворума, который должен составлять не менее чем 3⁄4 голосов от голосующих акций. Важно помнить, что Устав АО предусматривает иное количество голосов, необходимое для принятия решения, но оно не может быть меньше количества голосов, установленного законодательством.
Результаты голосования по вопросам реорганизации фиксируются в протоколе. Помимо сведений, установленных в пункте 3 статьи 20 Закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в протоколе необходимо отразить ответственных лиц, на плечи которых будет возложено оформление и подача документов для государственной регистрации.
На голосовании некоторые акционеры могут проголосовать против преобразования общества или вовсе не участвовать в голосовании. В данном случае эти лица имеют право потребовать выкуп обществом принадлежащих им акций в случае положительного решения по преобразованию АО в ООО (п. 1 ст. 75 Закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Порядок выкупа регулирует статья 76 Закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Требование о выкупе акций может быть подано не позже по прошествии 45 дней, как решение было принято общим собранием. Также с момента получения обществом данного требования и до момента внесения в реестр акционеров записи о переходе прав собственности к обществу или до момента отзыва данного требования акционер лишается права на совершение сделок, связанных с отчуждением или обременением этих акций с третьими лицами.
В свою очередь акционер может отозвать свое требование в течение 45 дней с даты принятия решения о реорганизации.
Уведомление регистрирующего органа о преобразовании АО в ООО
Лицо, назначенное обществом, в течение 3 рабочих дней обязано оповестить регистрирующий орган о том, что в обществе принято решение о реорганизации путем преобразования. Для этого ему необходимо оформить уведомление по форме Р12003 и предоставить его в уполномоченный орган вместе с протоколом собрания, в котором зафиксировано решение о преобразовании.
Важно знать, что данное уведомление должно быть нотариально удостоверено.
В свою очередь, на основании полученных документов регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) пометку о том, что организация находится в стадии реорганизации в форме преобразования.
Важно понимать, что в ходе данной процедуры нет необходимости публиковать об этом уведомление в «Вестнике государственной регистрации». Однако, основываясь на статье 60.1 ГК РФ, документы о регистрации ООО могут быть направлены не раньше, чем через 3 месяца после появления записи о начале процедуры реорганизации в ЕГРЮЛ. Данный срок дается для обжалования решения о реорганизации недовольными данной процедурой лицами.
Регистрация ООО
Как было оговорено выше, по истечении трех месяцев со дня внесения записи о реорганизации общества в ЕГРЮЛ в регистрирующий орган необходимо предоставить пакет документов на регистрацию ООО. В данный пакет входят следующие документы:
- заявление о государственной регистрации по форме № Р12001;
- протокол общего собрания акционеров АО, на котором принято решение о реорганизации;
- устав создаваемого ООО (за исключением случаев, когда общество будет действовать в рамках типового устава);
- документ об уплате государственной пошлины, на сегодняшний день ее размер составляет 4000 тысячи рублей.
Важно помнить, что заявление по форме Р12001 обязательно необходимо нотариально заверить.
Дополнительно может быть предоставлен документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений о страховых взносах и страховом стаже. Однако отсутствие данного документа не является основанием для вынесения отказа, так как он может быть предоставлен по межведомственному запросу регистрирующего органа.
Нужно понимать, что в зависимости от региона регистрирующим органом могут быть запрошены дополнительные документы, в связи с чем перед подачей комплекта документов настоятельно рекомендуем уточнить у регистрирующего органа полный список необходимых документов.
Данный пакет документов может быть предоставлен лично, представителем (в этом случае необходимо будет предоставить нотариальную доверенность), по почте и другими разрешенными способами.
Уведомление после регистрации
В момент внесения записи о государственной регистрации в ЕГРЮЛ общество обязано сообщить об этом регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг, в связи с чем ему необходимо передать документ, подтверждающий это. Данным документом является «Лист записи ЕГРЮЛ».
По факту регистрации общество также должно уведомить Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ), эту процедуру необходимо сделать в течение 30 дней с момента внесения записи в ЕГРЮЛ, для чего предоставляется уведомление о погашении всех размещенных акций, копия о том, что АО прекратило деятельность, копия протокола собрания АО.
На этом процедуру преобразования можно считать завершенной, однако нужно помнить, что все обязанности по уплате налогов, которые лежали на АО, впредь переходят к ООО.
Остались вопросы?
Звоните или пишите в наш чат!
Порядок действий
^К началу страницы
Независимо от формы реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) вам необходимо пройти следующую процедуру.
1
Выбираем форму
В течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации нужно в письменной форме уведомить регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации с приложением решения о реорганизации.
2
Формируем пакет документов
После того как сведения о реорганизации опубликованы дважды, нужно собрать соответствующие документы и представить их в регистрирующий орган.
Документы, связанные с завершением реорганизации, могут быть представлены в регистрирующий орган после 30 дней с даты второго опубликования сообщения о реорганизации юридических лиц в журнале «Вестник государственной регистрации», а также истечения трёх месяцев после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации.
При реорганизации в форме преобразования публиковать сведения о реорганизации не требуется.
3
Определяемся с инспекцией
При присоединении документы подаются в налоговую инспекцию по месту нахождения организации, к которой происходит присоединение.
4
Сдаем документы
Подать документы можно одним из нескольких удобных для вас способов.
5
Получаем документы
На 6-й рабочий день заявитель лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности может получить документы о государственной регистрации.
Документы могут направить в ваш адрес и по почте. В пределах территории Москвы документ можно получить также через DHL Express и Pony Express.
Выбор формы
^К началу страницы
В течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации нужно в письменной форме уведомить регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации с приложением решения о реорганизации.
Если в реорганизации участвуют более двух компаний, то к уведомлению прилагается решение о реорганизации каждой из них. Уведомление в этом случае направляется юридическим лицом, которое приняло решение последним, либо лицом, указанным в решении о реорганизации.
На основании уведомления регистрирующий орган в течение 3 рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (лица) находится в процессе реорганизации.
Заявителями при внесении сведений о начале реорганизации могут выступать:
- руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица. В случае реорганизации двух и более юридических лиц — руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, последним принявшего решение о реорганизации либо определенного решением о реорганизации, или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этих юридических лиц;
- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Внимание! Уведомление о реорганизации публикуется в «Вестнике государственной регистрации», а также в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. В нем указываются сведения о каждом участнике реорганизации, ее форме, приводятся порядок и условия заявления кредиторами своих требований, а также иные сведения, предусмотренные законом.
Формирование пакета документов
^К началу страницы
После истечения тридцати дней с даты второго опубликования сообщения о реорганизации юридических лиц в журнале «Вестник государственной регистрации», а также истечения трёх месяцев после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации необходимо подготовить и представить в регистрирующий орган следующие документы:
- заявление о государственной регистрации в связи с завершением реорганизации юридического лица (юридических лиц) (форма № Р12016);
- учредительный документ. Представляется в одном подлинном экземпляре, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава (преобразование, разделение, выделение, слияние);
- договор о присоединении (присоединение);
- договор о слиянии (слияние);
- передаточный акт (разделение, выделение);
- квитанция об уплате госпошлины в размере 4000 руб. Сформировать квитанцию на уплату госпошлины можно с помощью сервиса «Уплата госпошлины». Квитанция представляется по желанию;
- документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда.
Внимание! Подпись заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, когда документы направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Внимание! При направлении документов для государственной регистрации в форме электронных документов, в том числе через МФЦ и нотариуса, уплачивать государственную пошлину не требуется!
Внимание! Документ, подтверждающий представление сведений в органы Пенсионного фонда, не обязателен. Нужную информацию у территориального органа Пенсионного фонда налоговый орган запросит самостоятельно.
Подача документов
^К началу страницы
- непосредственно в инспекцию лично
- через представителя по нотариально удостоверенной доверенности
При формировании электронного пакета образы документов должны быть отсканированы с учетом определенных технических требований и заверены вашей электронной цифровой подписью (ЭП), либо нотариуса.
Перейти
Получить ЭП вы можете в Удостоверяющем центре, аккредитованным Минкомсвязью России
Внимание!
Ключ электронной подписи должен быть действителен на момент подписания электронного документа и на день направления документов в налоговый орган.
Электронные документы упаковываются в транспортный контейнер с описью вложения.
Инспекция примет документы и выдаст (направит) расписку в их получении.
Получение документов
^К началу страницы
На 6-й рабочий день заявитель лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности может получить документы о государственной регистрации:
- лист записи ЕГРЮЛ;
- один экземпляр учредительного документа с отметкой регистрирующего органа.
Документы в ваш адрес могут быть отправлены по почте.
В пределах территории Москвы документы можно получить также через DHL Express и Pony Express.
Содержание
- Что нужно сделать: пошаговая инструкция
- Этап 1. Подготовительный
- Этап 2. Решение о реорганизации
- Этап 3. Отправка уведомлений
- Этап 4. Прохождение проверок
- Этап 5. Информирование сотрудников
- Этап 6. Сверка с ПФР
- Этап 7. Регистрация ООО
- Дополнительные действия
- В соответствии с п. 11 ст. 84 НК РФ в случае реорганизации налогоплательщика налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку.
- Передаточный акт должен содержать:
- Подготовка и инвентаризация активов
- Решение о преобразовании АО в ООО
- Уведомление регистрирующего органа о преобразовании АО в ООО
Частные акционерные общества, ранее известные как ЗАО, существуют в России и по сей день. Однако с 1 сентября 2014 года правила ведения бизнеса для таких организаций были значительно ужесточены. Главное изменение заключается в том, что они не могут вести реестр, который необходим для идентификации всех акционеров.
Для выполнения такой работы необходимо получить лицензию и воспользоваться услугами специальной организации, которая не имеет права собственности или иной доли участия в АО. Помощь не является бесплатной.
Исходя из этих положений, учредители бывших ЗАО и ОАО считают, что реорганизация путем преобразования в ООО позволит избежать дополнительных расходов. Кроме того, эта форма наиболее близка к обычному ЗАО.
ООО как юридическое лицо имеет ряд преимуществ.
- Нет необходимости делить уставный капитал на доли и, соответственно, приобретать дополнительные услуги по ведению учета у сторонних компаний.
- Вклад учредителя становится частью уставного капитала, где каждый владеет определенной долей.
- Риски распределяются между всеми участниками в соответствии с их долями.
Преобразование из закрытого акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью сохраняет все права и обязанности компании по отношению к третьим лицам, возникшие в период существования компании, и передает их правопреемнику.
Что нужно сделать: пошаговая инструкция
Процесс изменения формы — реорганизация — не является особенно сложным. Однако необходимо соблюдать четкие процедуры, чтобы как можно быстрее уложиться в сроки и избежать проблем с налоговыми и другими органами.
Этап 1. Подготовительный
Права и обязанности самой организации по отношению к кредиторам и другим третьим лицам в случае инициирования присоединения остаются нетронутыми. Единственным исключением является сам учредитель. Такое положение упоминается в статье 58, пункт 5 Гражданского кодекса Российской Федерации, который гласит.
- Нет необходимости составлять передаточное право для регистрации. Правопреемник четко определен — рекомендуется в процессе разрешения ООО. однако юрист, по крайней мере, составляет проект документа для себя. требуется для обеспечения надлежащего соответствия бухгалтерскому делу.
- Обновление закрывающихся кредиторов. Действительно, поскольку бизнес продолжает существовать, нет необходимости стирать финансовые, имущественные или иные обязательства.
- Также нет необходимости отправлять уведомление о ликвидации в Государственный бюллетень отзывов.
Перерегистрация начинается не сразу. Необходимо предпринять ряд шагов, прежде чем собрать членов для принятия решения.
- Инвентаризация активов.
- Оценка стоимости акций, если некоторые учредители не согласны с реорганизацией и решили продать свои права собственности
- Разработка нового законодательства
- Определение списка лиц, имеющих право участвовать в принятии решения. Этот список должен быть составлен не менее чем за 35 дней до даты проведения «общего собрания», как это определено в статье 51 Федерального закона № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 года.
- Планирование собрания, на котором будет рассматриваться вопрос о перераспределении голосов. В соответствии со статьей 53 Федерального закона № 208-ФЗ акционеры должны быть уведомлены об этом событии повесткой дня, подлежащей реорганизации, не менее чем за 30 дней до указанной даты.
Следует обратить внимание на требования, предусмотренные законодательством об ООО. Например, в соответствии с пунктом 3 статьи 7 ФЗ № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 года количество участников должно быть не более 50.
Этап 2. Решение о реорганизации
Официальный документ для перерегистрации составляется общим собранием участников. Если компания учреждена физическими лицами, то решения принимаются исключительно акционерами. Документ обязательно должен содержать.
- Название и реквизиты реорганизованного АО и новой компании
- Размер уставного капитала
- Характеристика обмена ценных бумаг на акции капитала
- Порядок действий, необходимых для проведения реорганизации.
Составленный протокол подлежит обязательному утверждению. Согласно статье 3, раздел 3 Гражданского кодекса РФ, эти обязанности возлагаются на нотариуса и лицо, на которое ранее было возложено соблюдение реестра SA.
Этап 3. Отправка уведомлений
Если принято решение о перерегистрации, то о начале процедуры необходимо уведомить Федеральную налоговую службу. Только после его подачи налоговые органы фиксируют начало реорганизации единого государственного реестра юридических лиц.
- Решение учредителя, заверенное по всем правилам.
- Заполненная форма заявления. Документ формы R12003. Также должно быть заверено у нотариуса.
Документы подаются заявителем, который несет ответственность за АО. Установленный законом срок подачи документа — три дня после собрания, на котором было утверждено решение о принятии решения. Несоблюдение срока может повлечь за собой штраф, согласно статье 14.25 КоАП РФ он составляет 5 000 рублей.
Направлять отдельные уведомления о реорганизации в пенсионные фонды и фонды социального страхования не требуется. Эта обязанность была отменена в 2015 году.
Этап 4. Прохождение проверок
Процесс перерегистрации тесно связан с другой процедурой — клирингом. На практике предприятие прекращает свое существование, а на его месте появляется правопреемник. Статья 89 Налогового кодекса гласит, что налоговые органы могут проводить «выборочные проверки таких предприятий».
Ее целью является определение правильности уплаты налогов за определенный период — аудит.
Проведение таких проверок является не обязанностью, а правом органов власти. Поэтому не все компании подвергаются этому процессу. Однако не следует исключать возможность визита инспектора.
Этап 5. Информирование сотрудников
По закону работодатели не обязаны информировать работников о своем решении провести реорганизацию. В связи с этим не предусмотрено никаких сроков или конкретных форм уведомлений о реорганизации.
Однако, если обратиться к статье 77 АЕК РФ, то можно увидеть пункт о том, что работник отказывается от продолжения трудовых отношений. Это происходит в связи с реорганизацией юридического лица. Поэтому целесообразно проинформировать работника о перерегистрации АЕ во избежание дальнейших конфликтов с ним.
Если же, помимо изменения формы организации, изменились условия или договоры, заключенные с работником, то после обновления должностной инструкции необходимо обязательно проинформировать его о предстоящей процедуре. Такие положения отражены в статье 74 Трудового кодекса РФ. Там же установлен предельный срок уведомления работников — не менее чем за два месяца до планируемых изменений.
Работники, не согласные с изменениями, подлежат увольнению с выплатой компенсации.
Этап 6. Сверка с ПФР
Соглашение также не является обязательным этапом процесса реорганизации. Ранее соглашения были направлены на получение специального свидетельства от Федеральной налоговой службы, без которого считалось невозможным начать процедуру перерегистрации. Однако после отмены обязанности предоставлять справку из ПФР в налоговые органы такие соглашения стали редкостью.
Почему этот необязательный шаг нельзя игнорировать? Все просто: юридическое лицо освобождается от обязанности предоставлять отчеты в Пенсионный фонд, но море продолжает запрашивать у него информацию. Если он обнаружит просроченную задолженность или не подаст претензию, действие постановления может быть приостановлено. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, рекомендуется произвести взаимозачет.
Этап 7. Регистрация ООО
Как указано в статье 57 Гражданского кодекса РФ, реорганизация считается состоявшейся с момента государственной регистрации правопреемника АО. Только после регистрации нового общества в реестре происходит ликвидация открытого акционерного общества. До этого момента АО считается действующим и обязано платить налоги.
Нет необходимости создавать АО или принимать решение о восстановлении состава учредителей. Регистрация осуществляется на основании следующих документов
- Заявление. Образец документа — форма R12001. должен быть заполнен и заверен у нотариуса; Устав ООО.
- Письмо, подтверждающее возможность регистрации компании по заявленному юридическому адресу.
- Должен быть приложен договор на эксплуатацию объекта или подписанный договор аренды.
- При направлении в ГНС — заявление о смене налогового режима.
Пакет сформулированных документов подается:.
- Непосредственно в налоговые органы бывшим директором ООО.
- Письмом, отправленным почтой России. Желательно почтой, зарегистрированной по списку.
- Электроника.
Обязательным условием для регистрации общества с ограниченной ответственностью является предоплата государственной пошлины в размере 4000 рублей за 2020 год. Однако, если документ подается в электронном виде, пошлина за перерегистрацию может быть уменьшена на ту же сумму.
После получения документов о регистрации ООО и закрытии ЗАО процесс реорганизации считается завершенным. При этом необходимо учитывать ряд важных моментов.
Дополнительные действия
После завершения процесса реорганизации учредители вновь созданного ООО должны предпринять некоторые действия. К ним относятся: a.
- Замена печати. Старая версия должна быть уничтожена. Создать новую, к которой применяются новые элементы и название.
- Секретарь информируется о решении SA. Акции выкупаются в порядке, определенном в § 50.8 Мобильных ценностей.
- Центральный банк информируется о решении SA. Приобретение акций. Вместе с уведомлением отправляются различные документы.
- Выписки из реестра, относящиеся к ликвидации акций.
- Решение о перерегистрации.
- Подтверждение ликвидации АО, выданное налоговыми органами.
- При изменении должностной инструкции работника, добавлении или исключении какого-либо пункта в контракте формируется новый контракт с работником. Имя работодателя также указывается в новом бланке документа.
- Лицензия выдается заново. Если юридическое лицо осуществляет деятельность, требующую наличия специальной лицензии, то после реорганизации она должна быть переоформлена. Об этом говорится в статье 18 Федерального закона № 99-ФЗ от 4 мая 2011 года.
На практике процесс реорганизации анонимной компании очень прост. Главное — точно следовать всем этапам процесса.
В соответствии с п. 11 ст. 84 НК РФ в случае реорганизации налогоплательщика налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку.
Проверка в этом случае может быть проведена независимо от времени и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором принято решение о проведении проверки.
Кроме того, в соответствии с разделом 1.5 Методических указаний по инвентаризации активов и финансовых обязательств.49 от 13 июня 1995 года, в ходе консолидации должна быть составлена инвентаризация активов. Данные инвентаризации необходимы для подготовки передаточных актов, определения задолженности перед кредиторами и т.д.
Во время консолидации все кредиторы должны быть уведомлены о реорганизации. Кредиторы в этом случае имеют право требовать досрочного погашения всех долгов. В то же время ЗАО должно выкупить акции у участников, которые решили продать.
При реорганизации ЗАО в ООО акции реорганизуемого общества обмениваются на доли участников ООО в порядке, установленном решением общего собрания акционеров ЗАО (раздел 3). 3 ст. 20 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 года).
При конвертации в акции ценные бумаги ЗАО аннулируются (ст. 8. 3.
8 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25 января 2007 г. № 07- 4/ пз-н).
Кроме того, с момента начала процесса реорганизации ЗАО обязано опубликовать два сообщения о реорганизации в средствах массовой информации (бюллетени государственной регистрации), публикующих сведения о государственной регистрации юридических лиц в формате, определенном законом.
После публикации повторных объявлений Регистратору подается ряд документов для регистрации реорганизации в форме преобразования.
Как указано выше, все права и обязанности бывшего ЗАО переходят к последующему ЗАО; ЗАО должно составить передаточный акт, который должен быть утвержден общим собранием акционеров. Одновременно должны быть подготовлены учредительные документы для государственной регистрации реформированного общества (статья 129-ФЗ Федерального закона от 8 августа 2001 года № 14 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон о регистрации).
Передаточный акт должен содержать:
- Положения о правопреемстве в отношении всех обязательств перед всеми кредиторами и должниками реорганизованной компании, включая спорные обязательства. В то же время необходимо проанализировать сумму задолженности каждого контрагента.
- Процесс определения правопреемства в связи с изменением вида, состава и стоимости имущества реструктурируемой компании, в связи с возникновением, изменением и сроками истечения прав и обязанностей реструктурируемой компании. Даты составления передаточного акта и разделительного баланса.
На следующем заседании Генеральной Ассамблеи утверждаются новые учредительные документы ООН. Затем формируется административная структура: необходимым условием преобразования ЗАО в ООО является подписание Закона об ООО всеми акционерами-учредителями реорганизованного ЗАО (за исключением тех акционеров, которые воспользовались своим правом на приобретение акций).
Кроме того, вновь созданное ООО подается на государственную регистрацию. По окончании процесса государственной регистрации ООО получает копию закона о регистрации и устава, свидетельство о регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц и из регистрационной инспекции свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции.
В случае преобразования ЗАО в ООО, регистрационный номер ЗАО аннулируется, а вновь созданное ООО получает новый регистрационный номер (письмо Министерства финансов РФ от 12 декабря 2010 года).
После регистрации нового ООО создается новая печать, вносятся изменения в банковские карты, недвижимость, автотранспорт, товарные знаки, лицензии и т.д.
Подготовка и инвентаризация активов
Подготовительный этап преобразования АО в ООО является одним из самых важных. После принятия решения на этом этапе разрешаются разногласия между держателями акций и составляется документация, касающаяся осуществления такого рода изменений в компании.
Инвентаризация — это проверка активов и финансовых обязательств компании по состоянию на определенную дату. Инвентаризация юридического лица проводится по юридическому адресу, конечной целью которой является составление договора о передаче и оценка стоимости акций.
Этот процесс осуществляется комиссией, в состав которой входят бухгалтеры, экономисты и другие компетентные лица. Вся информация об имуществе организации заносится в акт или опись. Эта процедура необходима согласно статье 12 № 402 — ФЗ Закона «О бухгалтерском учете» от 12 июня 2011 года.
При заполнении описи не допускаются подчистки. Все опечатки исправляются путем удаления правильной информации над опечаткой. Данное действие должно быть подписано всеми членами комиссии. Подробное описание описи приведено в приказе № 49 Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 года.
Несмотря на то, что в настоящее время Гражданский кодекс РФ не говорит о необходимости составления передаточного акта при реорганизации путем преобразования, важно отметить, что статья 20 Закона «Об акционерных обществах» определяет следующие требования Его составление. Исходя из этого, мы рекомендуем составлять соответствующий акт, даже если предположить, что он не подлежит передаче в ФНС и, следовательно, может вообще не потребоваться в данном процессе.
Решение о преобразовании АО в ООО
Решение о реорганизации компании принимается общим собранием акционеров, в то время как в АО часто существует Совет директоров (Наблюдательный совет). Как только Совет директоров (Наблюдательный совет) начинает свою работу, он принимает первые решения о реорганизации компании, которые затем выносятся на рассмотрение Общего собрания. Все решения заносятся в протокол общего собрания акционеров.
Сюда входит представление плана реорганизации акционерам, утверждение плана, подготовка проекта устава будущего ООО и подготовка рыночной оценки акций. .
Совет директоров (наблюдательный совет) определяет порядок уведомления о запланированных собраниях. Уведомление о проведении общего собрания должно поступить к участникам не менее чем за 30 дней до самого собрания. Участники могут получить уведомление заказным письмом, путем предоставления уведомления под роспись или любым другим способом, предусмотренным подзаконным актом.
В уведомлении должны быть указаны дата, адрес, повестка дня, правила и место ознакомления с документами и другие сведения.
Если число акционеров менее 50, устав может предусматривать, что обязанности совета директоров (наблюдательного совета) исполняются общим собранием. Если совет директоров (наблюдательный совет) отсутствует, законодательством компании должно быть определено лицо или орган, ответственный за принятие решений о парламентском собрании и утверждении.
В компаниях, состоящих из одного акционера, решение о консолидации принимается единственным акционером.
Решение о реорганизации АО в ООО должно включать название и местонахождение будущего ООО. Решение включает процесс и условия реорганизации, доли акций, акции, уникальный исполнительный орган, устав и дополнительную информацию, такую как список членов ревизионной комиссии или аудиторское заключение, список членов коллегиального исполнительного органа.
Закон устанавливает правила голосования, согласно которым акции обеспечивают право голоса в бюллетене.
Собрание должно иметь кворум. Это должно быть не менее 3⁄4 акций, имеющих право голоса; важно помнить, что законодательство AE предусматривает различное количество голосов, необходимых для утверждения решения, которое может быть меньше, чем количество голосов, требуемое по закону.
Результаты голосования по реорганизации заносятся в протокол. Помимо сведений, предусмотренных пунктом 3 статьи 20 закона № 208-ФЗ АО, протокол должен содержать информацию о лице, ответственном за оформление и подачу документов на государственную регистрацию.
В ходе голосования некоторые акционеры могут проголосовать против преобразования компании или не голосовать вообще. В таких случаях эти лица имеют право потребовать от общества выкупа своих акций, если будет принято положительное решение о преобразовании АО в ООО (Закон № 75 «О публичных обществах с ограниченной ответственностью», статья 75). Процедура выкупа регулируется статьей 76 закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Заявки на приобретение акций могут быть поданы общим собранием в срок до 45 дней после вынесения решения. Более того, пока компания не получит это заявление и не зарегистрирует его с переходом права собственности к акционеру, или пока заявление не будет отозвано, акционер не имеет права заключить сделку по продаже или обременению этих акций третьему лицу.
Акционер может отозвать свое заявление в течение 45 дней с момента принятия решения.
Уведомление регистрирующего органа о преобразовании АО в ООО
Лицо, назначенное компанией, обязано сообщить об этом регистратору в течение трех рабочих дней. Принято решение о реорганизации компании путем преобразования. Для этого он должен написать уведомление по форме R12003 и подать его в компетентный орган вместе с протоколом парламентского заседания, в котором зафиксировано решение о преобразовании.
На основании этих документов регистратор вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что учреждение будет реорганизовано путем преобразования.
Важно понимать, что во время этой процедуры нет необходимости публиковать объявление, относящееся к государственным записям. Однако, согласно статье 60.1 Гражданского кодекса РФ, документ на регистрацию ООО может быть направлен через три месяца после внесения в ЕГРЮЛ сведений о процессе реорганизации. Этот срок дается для обжалования решений о реорганизации лицами, которые не удовлетворены процедурой.
Многие владельцы акционерных обществ, осуществив первичную регистрацию АО, рано или поздно начинают задумываются о бремени содержания подобной формы компании и о тех суммах расходов, которые они несут при проведении обязательных мероприятий, вменяемых законом для акционерных обществ.
Дополнительными расходами для акционерного общества является:
- Обязанность передать ведение реестра независимым регистраторам вне зависимости от количества акционеров. С октября 2014 года эта обязанность была установлена для всех ЗАО.
- Обязательная, независимо от критериев, установленных законом, проверка и подтверждение правильности годовой бухотчетности, для которой акционерное общество должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками (пункт 5 статьи 67.1 ГК РФ).
- Принятие общим собранием акционеров решения и состав акционеров, присутствовавших при его принятии, должны подтверждаться реестродержателем или нотариусом.
Помимо этого, дополнительных расходов потребуют любые обращения, к реестродержателю:
- выдача справок,
- выписок,
- смена акционеров,
- дополнительный выпуск ценных бумаг и т.д.
В отличие от акционерных обществ, ООО в гораздо большей степени является защищенным от вхождения в бизнес нежелательных партнеров, а также от возможной угрозы поглощения или же установления над ним контроля со стороны конкурентов.
Поэтому лучшим способом избавиться от различного вида проблем, является преобразование акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью.
Обычно проблем с преобразованием не возникает, но они часто возникают, когда новому ООО необходимо внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Росреестр, как правило, требует сначала зарегистрировать переход права собственности на недвижимое имущество и соответственно заплатить за это госпошлину в размере 22 000 руб. за каждый объект недвижимости. Если у общества много объектов недвижимости, то приходится уплачивать большую сумму госпошлины.
Дело в том, что, по мнению Росреестра, в случае реорганизации юрлица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юрлицу — правопреемнику, поэтому переход права на недвижимое имущество к вновь созданному юрлицу подлежит регистрации в силу ст. 8.1 ГК РФ, так как осуществляется именно переход от преобразуемого юрлица к вновь созданному, а не внесение изменений в записи ЕГРП.
Несмотря на то, что Минфин РФ в своем письме от 21.12.2018 г. N 03-05-04-03/93551 указал, что при обращении юридического лица за внесением соответствующих сведений в ЕГРН в случае преобразования такого юридического лица, должна уплачиваться государственная пошлина, предусмотренная подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса, т.е 1000 руб., Росреестр продолжал требовать уплаты госпошлины в 22000 руб.
Но в настоящее время суды все чаще становятся на сторону предприятий и признают требования Росреестра незаконными.
Так Постановлением АС Северо-Кавказского округа от 17.07.2019 № Ф08-5329/2019, по делу А63-13271/2018 признаны незаконными требования Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконными решения управления о приостановлении государственной регистрации права недвижимого имущества принадлежащего ООО «Мясоперерабатывающий комбинат «Георгиевский».
Фабула дела:
Из материалов дела следует, что 08.02.2017 на основании решении общего собрания акционеров от 09.09.2016 ЗАО «Мясоперерабатывающий комбинат „Георгиевский“» преобразовано в общество с ограниченной ответственностью.
18 мая 2018 года общество обратилось в управление с заявлениями о внесении изменений в запись в ЕГРН в отношении теплопункта, принадлежащего обществу на основании передаточного акта, согласно которому подтверждается переход прав и обязанностей в результате реорганизации.
Государственная пошлина за внесение изменений в записи ЕГРН оплачена в размере 1 тыс. рублей. Росреестр 25 мая сообщил, что приостанавливает госрегистрацию, ссылаясь на необходимость уплаты именно 22 тыс. рублей. А 28 августа Росреестр вовсе отказал в государственной регистрации.
Признавая требования Росреестра незаконными суды указали:
Особенностью реорганизации в форме преобразования, в результате чего происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица, является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица, когда нет изменений в правах и обязанностях его учредителей (участников).
Поскольку юридическое лицо при преобразовании сохраняет неизменность своих прав и обязанностей, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу, закон не предусматривает обязательность составления в этом случае передаточного акта, предусмотренного статьей 59 Гражданского кодекса, от одного лица другому.
Суды пришли к выводу о том, что изменение организационно-правовой формы заявителя не влечет перехода прав на объект недвижимости, поскольку новое юридическое лицо не возникает, а меняется только его организационно-правовая форма, в связи с чем пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования общества, поскольку пунктом 27 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за внесение изменений в записи ЕГРН предусмотрена государственная пошлина в размере 1 тыс. рублей.
Вывод
В настоящее время, при реорганизации путем преобразования нет необходимости государственной регистрации перехода права собственности на имеющиеся объекты недвижимости и уплаты гос.пошлины в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК, а именно 22 тыс. руб.
Реорганизация АО (акционерного общества) на добровольной основе может проводиться в любой допускаемой законодателем форме, включая преобразование в ООО или производственный кооператив. Рассмотрим особенности процедуры реорганизации АО, возможные варианты преобразования, а также практику судебных органов по разрешению спорных ситуаций в этой сфере.
Правовое регулирование реорганизации АО. Общие положения
Законодательное регулирование реорганизации акционерных обществ осуществляется ст. 104 Гражданского кодекса в совокупности с рядом иных норм кодекса и законом «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее ― Закон). В соответствии с п. 1 ст. 104 ГК и п. 1 ст. 15 Закона соответствующее решение может быть принято общим собранием акционеров. При этом, по общему основанию, такое решение носит добровольный характер и зависит от воли акционеров.
Может ли АО применять УСН мы рассказывали в статье.
Обязательная реорганизация или запрет ее добровольного проведения
В то же время указанные нормы отдельно оговаривают, что реорганизация может иметь характер обязательной процедуры в случаях, которые прямо оговорены законом. Так, АО должно быть реорганизовано в обязательном порядке (или не может быть реорганизовано на основании решения акционеров) в следующих случаях:
- при наличии зафиксированных в установленном порядке случаев нарушения антимонопольного законодательства предприятиями, занимающими доминирующее положение на рынке, ― ч. 1 ст. 38 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ;
- при соответствии кредитной организации основаниям, установленным законом для требования Банком России ее реорганизации (нарушение норматива ликвидности, неудовлетворение требований кредиторов в 7-дневный срок и др.) ― пп. 1–3 ч. 1 ст. 189.26, ст. 189.45 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ;
- если организация является специализированным финансовым обществом ― ч. 3. ст. 15.2 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ.
Существуют и иные ситуации, при которых реорганизация в добровольном порядке не может быть проведена или при которых она должна быть проведена в обязательном порядке. Кроме того, законодатель устанавливает некоторые изъятия из общего правила проведения процедуры. Например, в отношении реорганизации акционерного инвестиционного фонда (ст. 9 закона «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 № 156-ФЗ).
Как учитывать акции в учете описано в статье «Правила учета акций в бухгалтерском учете».
Разделение и выделение АО
Разделению и выделению АО посвящены ст. 18, 19 Закона соответственно. Данные формы имеют ряд схожих характеристик. Главное их различие заключается в том, что при разделении общества возникают новые юридические лица с прекращением существования разделяемого, в то время как юрлицо, из которого выделяется новое общество, продолжает осуществлять свою деятельность.
По смыслу п. 2 ст. 19 Закона выделение может быть произведено лишь в форме акционерного общества, т. е. законодатель не предполагает изменение организационно-правовой формы выделяемой организации. Об этом, в частности, свидетельствует упоминание в подп. 3 п. 3 ст. 19 Закона о том, что при принятии решения о выделении решается вопрос о способе размещения акций выделяемого общества. Аналогичный вывод следует и из подп. 3 п. 3 ст. 18 Закона в отношении разделения общества.
К выводу о невозможности изменения формы выделяемого из акционерного общества нового юридического лица, а также вновь образованных в результате разделения организаций приходит и судебная практика. Так, обобщая сложившуюся практику судов и обозначая свою позицию, Пленум Высшего арбитражного суда в п. 20 постановления «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»» от 18.11.2003 № 19 (далее ― Постановление) указал, что разделение или выделение юридических лиц из АО в иной форме, нежели акционерное общество, невозможно.
Как преобразовать ООО в АО, описано в КонсультантПлюс. Оформите бесплатный онлайн-доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Как реорганизовать ООО путем выделения, мы писали в статье.
Реорганизация АО в форме слияния и присоединения
При слиянии акционерных обществ в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона возникает новое юридическое лицо с прекращением существования тех, что участвуют в слиянии. Подп. 3 п. 3 этой нормы указывает, что при заключении договора, являющегося основанием для реализации процедуры слияния, в нем необходимо указывать условие о порядке конвертации акций объединяемых юридических лиц в акции вновь создаваемого в результате реорганизации общества. Такое же требование к содержанию договора о присоединении установлено и подп. 3 п. 3 ст. 17 Закона.
Постановление ВАС в п. 20 озвучивает аналогичную позицию, согласно которой изменение формы при слиянии и присоединении не представляется возможным. Суд исходит из того, что ст. 16, 17 Закона не предусматривают возможности АО присоединиться или объединиться с организацией иной формы. Единственной целью рассматриваемых форм реорганизации может являться создание акционерного общества, но только более крупного.
Как реорганизовать ООО путем присоединения, читайте в материале.
Особенности преобразования АО в ООО
Преобразование акционерной компании в общество с ограниченной ответственностью подчиняется правилам ст. 20 Закона. Так, процедура реорганизации в указанной форме включает в себя следующие основные этапы:
- вынесение исполнительным органом общества на рассмотрение общего собрания акционеров вопроса о реорганизации АО в ООО;
- принятие общим собранием решения о реорганизации (его содержание должно соответствовать требованиям п. 3 ст. 20 Закона);
- составление и направление в инспекцию налоговой службы заявления о регистрации реорганизации;
- обмен акций общества на доли в уставном капитале вновь создаваемого ООО;
- завершение процедуры (получение документов из налоговой инспекции по результатам рассмотрения заявления о реорганизации).
Практические трудности вызывает процедура обмена акций на доли в уставном капитале ООО. В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 20 Закона в решении о преобразовании акционеры должны определить порядок такого обмена. При четкой регламентации процедура реализуется без серьезных проблем, что подтверждает постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.04.2016 по делу № А12-26775/2015.
Алгоритм регистрации преобразования АО в ООО привели эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Про разные виды акций есть статьи на нашем ресурсе:
- «Что такое обыкновенные акции, их признаки и особенности».
- «Что такое привилегированные акции и какими правами они наделюят владельцев».
Смена ЗАО на АО
С вступлением в силу нововведений Гражданского кодекса, внесенных законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ, такие понятия, как закрытое или открытое акционерное общество, перестали существовать. Вместо них введены понятия непубличного и публичного акционерного общества.
В связи с этим в силу ч. 5 ст. 3 закона 99-ФЗ с 01.09.2014 создание организаций в форме закрытого акционерного общества уже давно стало невозможным. При урегулировании правоотношений с участием ЗАО и в отношении организаций данной формы применяются нормы об акционерных обществах. То есть ЗАО фактически считаются АО, и изменения организационно-правовой формы дополнительно не требовалось (ч. 10 названного закона).
Однако внести изменения в учредительные документы бывшего ЗАО с целью приведения их в соответствие с действующими нормами ГК все же было необходимо. Но на основании ч. 7 ст. 3 закона 99-ФЗ сделать это следовало при очередном внесении изменений, не связанных с необходимостью приведения документов в соответствие с новеллами законодательства.
Итоги
В заключение подведем некоторые итоги:
- при разделении акционерного общества или выделения из него юридического лица организационно-правовая форма АО должна быть сохранена;
- слияние и присоединение акционерных обществ возможно только с организациями, имеющими ту же организационно-правовую форму;
- цель реорганизации в форме слияния или присоединения ― укрупнение акционерного общества, соединение активов нескольких АО;
- преобразование акционерного общества, в том числе в ООО, осуществляется по правилам ст. 20 Закона;
- с 01.09.2014 предприятие невозможно зарегистрировать в форме ЗАО, а ранее созданные ЗАО приравниваются к АО;
- приведение учредительных документов ранее созданных ЗАО в соответствие с нормами ГК должно было осуществляться вместе с очередным внесением изменений в указанные документы.