Преподаватель вуза руководство студентами



Вопросы реализации профессионально-воспитательных ценностей во внеучебной деятельности вуза качественно меняют и расширяют профессиональные функции преподавателя высшей школы. Модернизация образования, проходящая в стране, требует существенно повысить эффективность и качество воспитательной работы со студентами как приоритета высшего профессионального образования с учетом основных положений Закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012г.) и требований нового образовательного стандарта. В этих условиях очевидной становится роль воспитания как исторически обусловленного объективно — субъективного процесса совершенствования человека и человеческого общества.

Воспитание в период обучения в вузе становится существенным этапом социализации личности, когда молодые люди проходят сложные этапы личностно-профессионального самоопределения, связанные с выработкой собственной жизненной позиции, определением отношения к миру и своей жизни. Современное студенчество является особой социальной категорией, специфической общностью, объединенной общей деятельностью, связями и отношениями, мотивами, интересами и потребностями в учреждениях высшего образования. Соответственно, от высших учебных заведений требуется качественно новое осмысление вопросов воспитания студентов, создания условий для успешного развития, саморазвития и эффективной самореализации студенческой молодежи, ресурсного обеспечения.

В современных педагогических реалиях важными ресурсом воспитания студентов является эффективная деятельность куратора академической группы. Сегодня преподаватель вуза во внеучебной деятельности это и куратор студенческой группы, и координатор деятельности студенческих общественных объединений, и разработчик совместно со студентами инновационных проектов, программ, и наставник студентов в их индивидуальном профессиональном и личностном самоопределении, и художественный руководитель студенческих объединений и студий, и организатор значимых вузовских событий. Однако, опыт практической деятельности в вузе позволяет отмечать, что часто функция куратора студенческой группы высшего учебного заведения сводится лишь к организационной работе: сообщить вовремя необходимую информацию, оказать помощь в выборе старосты и т. д., либо вообще отсутствует. Иногда у преподавателей имеет место установка на то, что студент — взрослый человек, что приводит к не пониманию деятельности куратора во многообразии его ролей. В следствии чего не создаются условия для развития личностных качеств, определения мотивов и потребностей деятельности студентов, появления дружеских связей и отношений, становления субъектной позиции. Все эти недостатки приводят к неполному использованию воспитательных возможностей учебной группы и вуза для развития и саморазвития личности студента. Очевидно, что существующая система кураторства в большинстве случаев носит формальный характер. В связи с этим следует выделять и рассматривать новые подходы к совершенствованию деятельности кураторов, направленной на создание условий для осуществления воспитания студенческой молодежи. Новые роли куратора должны носить характер органического взаимодействия со студентами, демократических отношений, общности интересов и результатов совместной деятельности. Такой подход расширяет рамки основной профессиональной функции преподавателя, она дополняется воспитательной функцией и становится одним из показателей становления личностно-профессиональной позиции вузовского преподавателя.

В представленной статье рассматриваются функции куратора студенческой группы, который в современных условиях как субъект основного профессионального образования, предстает во многообразии ролей, статусов, расширяющих его сферу неформальной субъектной деятельности.

Вся история развития высших учебных заведений в зарубежной и отечественной системе высшего образования показывает, что кураторы — «попечители» (от лат. «сиrаtоr» — попечитель) практически всегда работают в вузе со студентами, хотя следует отметить, что вместе с происходящими изменениями в высшем образовании изменяется их статус, обязанности, и содержание деятельности.

Исследователи истории педагогики отмечают, что одним из первых документов высшей школы Российской Империи, в котором регламентировалась деятельность кураторов являлась инструкция для Томского технологического института. Данный документ был утвержден в 1903 году Императором Николаем II, в нем указано, что «…в обязанности куратора входит ходатайство перед академическими органами об удовлетворении уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей студентов. А также забота об удовлетворении духовных и материальных потребностей студентов, в том числе, устройство научных и литературных кружков, кружков для занятий искусствами, физическими упражнениями, организация студенческих библиотек и читален, столовых, чайных, кассы, помощь студентам при искании дешевых и здоровых квартир». [4.] Инструкция длительное время была одним из основных документов, которые регламентировали деятельность кураторов в университетах России. В дальнейшем в истории развития высшего образования в России прошел значительный и разнообразный путь, в котором было и забвение, и активное возрождение кураторской работы в высших учебных заведениях. Особенно значительной формой воспитательной работы кураторство становится в 50-е годы XX столетия. Куратор назначается в каждую академическую группу с первого по пятый курс и становится помощником администрации вуза, факультета, кафедры в работе со студентами. Основу деятельности кураторов в этот период составляла информационная и посредническая функция, а также контрольная за учебной деятельностью студентов, особенно на младших курсах. Демократические преобразования, произошедшие в России 90-х годах прошлого столетия, изменили взгляд на куратора академической группы и его роль в студенческой жизни. Появились вузы, которые отказались от института кураторства как устаревшего, считая студента молодым взрослым человеком, способным самостоятельно решать проблемы обучения, особенно выделялись негосударственные вузы. В новых вузах было принято решение о сохранении кураторства лишь на первых курсах, а на старших курсах достаточно лишь одного консультанта — преподавателя курса, поскольку многие преподаватели являлись совместителями, фактически работающими в государственных вузах. Стало бытовать общепринятое мнение, что куратор необходим только на первых курсах как опекун для оказания помощи первокурсникам в адаптации к обучению в вузе. Однако в настоящее время в связи с определением воспитания как приоритета высшего профессионального образования роль куратора и круг его задач расширяется.

Воспитательная система современного вуза, включает в себя деятельность кураторов, как определенную воспитательную подсистему, представляющую собой совокупность различных видов деятельности, форм, методов и средств организации, позволяющих реализовать разные стороны воспитания студентов. Эта работа строится в соответствии с основной целью высшей школы, в «Законе об образовании в РФ» (2012г.) отмечается «Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации». [7.ст.69гл.8] Соответственно целью воспитания является формирование и развитие, прежде всего Человека — творческого, самостоятельного, социально ответственного, коммуникативного, с развитой потребностной сферой познания окружающего мира и самопознания; самореализации с учетом индивидуальности; самосовершенствования, саморазвития и самовоспитания.

В законе ст.2 гл.1 воспитание определяется как органичный ценностно-целевой блок и приоритет модернизируемого образования, определяющий содержание, формы, методы обучения, адекватные основным воспитательным ценностям; качественный показатель образовательной деятельности; деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах, семьи, общества и государства. [7.] Понимание данного определения как методологического ключа позволяет выделять деятельность куратора академической группы, как деятельность, направленную на развитие личности и создание условий для развития, самоопределения и самореализации студента. Отмечаем, что деятельность куратора студенческой группы, это педагогическая деятельность, направленная на помощь студенту в обретении самого себя, в работе с самим собой, т. е. в самоопределении и самореализации. В этой связи деятельность куратора можно рассматривать как индивидуальное педагогическое влияние на личность студента, направленное на оказание помощи в решении его личностных проблем, связанных с успешной учебой, деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением. Для успешности такой деятельности необходимо понимание ее системности, с конкретными направлениями содержания, вытекающими из целевых и концептуальных позиций вуза, ориентированных на подготовку специалиста.

Воспитательная работа в вузе — работа творческая и перенос функций прямого управления-руководства не совместим с ее спецификой, понимание и выделение ее в системе, как целостного социального организма, позволяет рассматривать куратора студенческой группы — преподавателя вуза, как одного из ее субъектов. Именно реализация субъектной специфики куратора позволяет определить его взаимодействие со студентами как процесс позитивного взаимовлияния всех и общий результат содержания деятельности на базе общепринятых ценностей. Куратор как участник этого взаимодействия в реальной совместной деятельности со студентами, выступая его субъектом, проявляет творчество, активность, профессиональную позицию профессиональные знания, умения и компетенции, позитивное влияние.

Современное понимание и классификация кураторства в отечественной высшей школе, выделяемое в публикациях Гришаева О. В., Зелеевой В. П., Кучеровой И. Л., Щербаковой М. В. представляет несколько кураторских типов. [2; 3.] Выделенные типы имеют свои определения, в которых выделяется одна из доминирующих ролей и функций, характеризующая деятельность куратора. Рассматриваются следующие типы: куратор — информатор, куратор- организатор, куратор-психотерапевт, куратор-родитель, куратор- приятель, куратор — беззаботный студент, куратор-администратор. На наш взгляд в деятельности куратора студенческой группы требуется объединение функций, таких как информационная, организационная, коммуникационная, контролирующая (административная), творческая. Выделение общих функций деятельности современного куратора, будет способствовать определению направлений и содержания деятельности куратора, а так же очерчивать формы и виды совместной со студентами деятельности. Каждый вуз в современной ситуации формирует свой комплекс функций кураторов студенческих групп с приоритетом воспитания, индивидуальной поддержки и содействия личностному развитию студентов. Так в Бурятском государственном университете в «Положении о кураторе академической группы» выделены следующие функции:

  1. «Совместно с профессорско-преподавательским составом и активом группы куратор участвует в организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов.
  2. Куратор знакомит студентов с организацией учебного процесса в университете, с основными нормативными документами и положениями, с Государственным образовательным стандартом и учебным планом по специальности.
  3. Куратор информирует студентов о режиме работы библиотеки, кружков, секций, творческих коллективов, подразделений социального блока университета и т. д..
  4. Куратор способствует адаптации студентов к новой системе обучения, ориентации в правах и обязанностях, культурному, физическому и творческому совершенствованию.
  5. Куратор направляет усилия на создание организованного сплоченного коллектива в группе, ведет работу по формированию актива группы.
  6. Куратор способствует формированию профессиональной ориентации, мотивации к будущей деятельности специалиста, развитию интереса к избранной профессии
  7. Куратор оказывает помощь активу студенческой группы в организационной работе, содействует привлечению студентов к трудовой, научно-исследовательской работе и развитию различных форм студенческого самоуправления.
  8. Совместно с органами студенческого самоуправления участвует в организации коллективного досуга студентов, в привлечении студентов к активному участию в интеллектуальных, спортивных, творческих мероприятиях университета.
  9. Куратор информирует руководство о состоянии учебного процесса в студенческой группе, о запросах, нуждах и настроениях студентов». [6.]

Выделенные функции имеют предметный, общий характер, но в тоже время детализируют деятельность начинающего куратора. Куратор, выполняя те или иные роли, расширяет возможности своих взаимодействий со студентами в воспитательном и учебном процессе, соответственно его функции усложняются. Выделяются следующие общие функции кураторов: социально-педагогическая, научно-методическая, организационно-воспитательная, коммуникативно-рефлексивная и аналитико-диагностическая. Несомненно, наличие этих функций требует серьезного совершенствования профессионально-педагогической компетентности куратора.

Таким образом, можно отметить, кураторство — одна из профессиональных функций вузовского преподавателя, связанная с его личностно-профессиональной позицией. Проявление профессиональных функций в работе куратора требует серьезного акцента на мировоззренческую и технологическую составляющую деятельности, от которой напрямую зависит развитие личности студента и ее социально значимых качеств. От куратора требуется учет гуманистических основ взаимодействия со студентами и отношение преподавателя к себе как к участнику воспитательного процесса, т.е субъекту воспитания и носителю профессионального знания. Считаем необходимым выделить следующие профессиональные качества, которыми должен обладать куратор как преподаватель высшей школы: педагогическая эрудиция; педагогическое целеполагание; педагогическое (практическое и диагностическое) мышление; педагогическая интуиция; педагогическая наблюдательность; педагогический оптимизм; педагогическая находчивость; педагогическое предвидение; педагогическая рефлексия. Необходимо выделить в работе кураторов такие виды деятельности, как консультирование и наставничество. Консультирование занимает важное место в процессе организации и проведения социально ориентированной деятельности. Наставничество направлено на поддержку студентов непосредственно во время осуществления ими социально — значимой деятельности.

Профессиональная функция куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых способствует успешному выполнению данных профессиональных обязанностей и влияет на стиль деятельности куратора. Выделение кураторства как профессиональной функции вузовского преподавателя, ориентирует на изменение в программах подготовки по направлению «Педагогическое образование», включение в программы подготовки бакалавров, магистров и аспирантов в базовой или вариативной части изучение дисциплин (модулей), способствующих получению профессиональных знаний, умений, формированию профессиональных компетенций и опыта кураторской деятельности. Особенно следует обратить внимание на специфику кураторской деятельности как индивидуально ориентированной и творческой деятельности. Поскольку в целом качественная кураторская деятельность в студенческой группе решает задачи становления личности студента как будущего специалиста — профессионала.

Литература:

  1. Гайдукова С. С. Формирование социально-организационной компетентности будущих педагогов во внеаудиторной воспитательной работе вуза: Автореф. дис…канд. пед. наук: -Краснодар, 2012.-22 с.
  2. Записная книжка куратора студенческой группы: методические рекомендации по организации воспитательной деятельности куратора / О. В. Гришаев, М. В. Щербакова. — Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009. — 134 с.
  3. Зелеева В. П. Совершенствование работы кураторов студенческих групп на диагностической основе/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ksu.ru/infres/nikolaev/2002/gl3_1_4.htm
  4. Мартынова М. Д. Управление процессом профессионального и культурного становления студентов через институт кураторства// Университетское управление. — 2004. — № 5–6. — С. 104–106.
  5. Методический календарь куратора: Методическое пособие / [Сост. В. В. Кугунуров, А. П. Платонова, Т. Д. Дьячковская, Н. М. Мельникова]. Учебно-организационное управление ЯГУ имени М. К. Аммосова. — Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2009.-68 с.
  6. Рогалева Г. И. Основы кураторской деятельности в вузе: учебно-методическое пособие./Г. И. Рогалева — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2015.- 98с.
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». –М.: Омега.2013–134с.

Основные термины (генерируются автоматически): студенческая группа, куратор, академическая группа, Высшее образование, студент, вуз, высшая школа, деятельность куратора, создание условий, учебный процесс.

Содержание

Введение

1.
Взаимодействие преподавателей и
студентов в вузе

1.1
Взаимодействие преподавателей и
студентов в вузе как социологическая
проблема

1.2
Категория социоэтикета в рамках отношений
«преподаватель-студент»

1.3
Педагогическое общение

1.4
Позиции преподавателя в процессе
взаимодействия со студентами

2.
Конфликты

2.1
Конфликты в студенческой среде: проблемы
диагностики и урегулирования

2.2
Тип конфликта «студент – преподаватель»

Заключение

Библиографический
список

Введение

Качество
подготовки любого специалиста в
современных условиях определяется не
только уровнем его знаний, но и
профессиональными умениями, позволяющими
ему творчески решать возникающие
проблемы, активно взаимодействовать с
людьми на основе установления субъектных
отношений. Система вузовского образования
по обучению специалистов должна обладать
широким набором средств, обеспечивающих
развитие умений. Одним из наиболее
важных моментов в этом является то
взаимодействие, которое складывается
между преподавателем и студентом:
вступая в субъектные отношения и являясь
их активным участником, студент начинает
воспринимать реализуемые способы
общения как норму, как свой индивидуальный
выбор.

Педагогическое
взаимодействие в системе «преподаватель
— студент» представляет собой систему
взаимных воздействий субъектов,
включенных в совместную деятельность
на основе общих целей профессионального
образования. Подобное взаимодействие
имеет большое принципиальное значение
с точки зрения аксиологической
составляющей, поскольку это взаимодействие
между преподавателем и студентом влияет
на формирование системы ценностей
будущего специалиста, таких как человек,
истина, образование, профессия и другие.

Важно
иметь в виду, что процесс взаимодействия
преподавателя и студентов протекает в
столкновении целей, интересов, жизненных
позиций, мотивов, личного индивидуального
опыта, что вызывает диалектические
изменения форм взаимодействия в ходе
учебного процесса.

Эффективность
педагогического взаимодействия на
учебных занятиях зависит от множества
факторов (успешного определения целей
совместной деятельности, соответствия
педагогической тактики конкретной
задаче данного взаимодействия, активности
самих студентов и т.д.). Среди них важную
роль играет фактор оптимального выбора
методов обучения, реализация которых
в конкретных условиях образовательного
учреждения дает высокий уровень качества
подготовки студентов. В последние годы
изучаются педагогические возможности
методов активного обучения (проблемные
лекции, групповые дискуссии, анализ
конкретных ситуаций, динамические пары,
конференции, ролевые и деловые игры,
видео метод, мультимедиа и т.д.), которые
наряду с традиционными (объяснение,
рассказ, работа с учебником, беседа,
показ и т.д.), способствуют повышению
интенсификации, эффективности, качества
и результативности процесса обучения
в вузе.

Данная
тема курсовой работы является наиболее
актуальной в настоящее время, так как
она рассматривает наиболее значимые
стороны межличностных взаимодействий,
которые возникают в процессе обучения.

Задачи
работы:

  1. Проанализировать
    взаимодействие преподавателей и
    студентов в вузе как социологическая
    проблема;

  2. Рассмотреть
    категорию
    социоэтикета в рамках отношений
    «преподаватель-студент»;

  3. Ознакомиться
    с позициями преподавателя в процессе
    взаимодействия со студентами;

  4. Изучить
    природу конфликта между студентом и
    препадователем.

Предметом
исследования являются взаимодействие
преподавателя и студента. Объектом
исследования – преподаватель и студент.

При
написании данной курсовой работы
использовались учебники Лукашевича
В.В. «Психология и педагогика»,
Немова Р.С. «Психология», Кан-Калика
В. А. «Основы профессионально-педагогического
общения», различные Интернет –
ресурсы.

1.1 Взаимодействие преподавателей и студентов в вузе как социологическая проблема

Взаимодействие
в сфере высшего профессионального
образования – это взаимодействие
преподавателей и студентов, возникающее
в ходе реализации их личных и общественных
интересов. В процессе развития
взаимодействия создается структура
отношений преподавателей и студентов,
которая закрепляется на уровне их
межличностных контактов.

Изучение
взаимодействия преподавателей и
студентов в вузе является одной из
актуальнейших проблем. Данный феномен
представляет собой предметную область
целого ряда теорий межличностных
отношений, рассмотрение которых выявляет
особенности взаимодействия, заданных
природой образовательных услуг.

Высшее
образование создается процедурами
взаимодействия участников образовательного
процесса, каждый из которых одновременно
выступает и как субъект, преследующий
общие цели, и как объект ориентации для
других индивидов. Взаимодействие
общностей студентов и преподавателей
– результат взаимосогласованных
единичных действий, включающих индивида
(группу индивидов), цели деятельности,
социальную ситуацию, представленную
средствами обучения и атмосферой вуза,
нормы и ценности, посредством которых
определяется качество образования в
высшем учебном заведении.

При
исследовании взаимодействия преподавателей
и студентов в сфере высшего образования
большое значение приобретает объективная
обоснованность ожиданий субъектов,
выступающих в качестве участников
взаимодействия. Различия во взаимных
ожиданиях преподавателей и студентов
охватывают широкий круг проблем – от
ценностных ориентаций до качества
получаемых знаний и эффективности их
усвоения.

Немаловажную
роль при анализе взаимодействия играет
изучение не только явных, но и латентных
функций, выполняемых институтом высшего
образования. Непредвиденные последствия
помогают поддерживать непрерывное
воспроизводство практики взаимодействия
в высшем образовании, выполняя латентную
функцию усиления общностной идентификации,
например, статусной принадлежности.
Обучая, преподаватель должен выявить
скрытый мотив обучаемого, на удовлетворение
которого студент вуза ориентирован в
первую очередь: престиж, расширение
кругозора, приобретение научных знаний
и др. Поэтому одним из основных требований
к организации образовательного процесса
должна стать готовность преподавателя
удовлетворить «невысказанные»
пожелания студента.

Повышение
степени удовлетворенности от процесса
взаимодействия включает в себя обеспечение
степени комфортности в системе взаимных
действий, адекватного восприятия себя
и партнера по взаимодействию. Ожидаемый
результат совместной деятельности
определен наличием общей цели, отвечающей
интересам всех и способствующий
реализации потребностей каждого,
средствами и условиями ее достижения,
уровнем квалификации
профессорско-преподавательского
состава.

Центральная
проблема во взаимодействии преподавателей
и студентов – это проблема их
взаимоотношений. Каждый из участников
образовательного процесса входит в
социальную ситуацию, обладая неким
накопленным опытом и с культурными
предпосылками. Разделяемые всеми
участниками когнитивные и нормативные
предпосылки являются основой для
взаимодействия.

В
сфере высшего образования преобладает
установка одинакового подхода ко всем
студентам. Данный порядок закреплен
институционально. Закрепление
уважительного отношения к преподавателю
– обязательное правило ожидания
вежливого отношения со стороны студента.
Аналогичного правила должны придерживаться
также преподаватели при взаимодействии
со студентами. Взаимное преломление
социальных норм и ценностей в сознании
участников образовательного процесса,
его осмысление и отражение в реальных
действиях преподавателей и студентов
определяет доминанту личностно —
ориентированного подхода в образовательной
деятельности.

Социальный
мир студентов формируется в результате
социальных взаимодействий друг с другом
и с преподавателями. При этом решающее
влияние на студентов оказывает
символическое окружение, т.к. оно
способствует формированию их сознания
и человеческого «Я». С позиций
символического интеракционизма,
взаимодействие между преподавателем
и студентом рассматривается как
непрерывный диалог, в процессе которого
они наблюдают, осмысливают намерения
друг друга и реагируют на них. Для
создания устойчивого и комфортного
взаимодействия и преподавателям, и
студентам приходится прилагать немало
усилий. Таким образом, рассмотрение
проблемы социального взаимодействия
преподавателей и студентов – это поиск
ответов на самые разные вопросы: каковы
условия возникновения социального
взаимодействия, как оно развивается,
что необходимо предпринять, чтобы
взаимодействие было эффективным, какие
факторы оказывают на него влияние и
т.п.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #

    07.06.2015237.06 Кб41.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Нажмите, чтобы узнать подробности

Неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса в вузе являются возникающие в ходе педагогического общения отношения преподавателей и студентов. Выявленная структура отношений позволила определить их особенности, характерные для каждого качественно нового этапа обучения студентов. Для рассмотрения этих особенностей представлены выявленные типы вузовского педагога как субъекта учебно-воспитательного процесса.

Первый тип (условно названный «профессионалом») отличается педагогической направленностью, высоким интеллектом, глубоким знанием своей специальности в теории и на практике. В преподавании хорошо владеет методикой, отработал систему подачи знаний. Имеет достижения в научно-исследовательской работе благодаря развитой творческой направленности. Проявляемый экстравертированный характер помогает ему устанавливать позитивные отношения со студентами и коллегами. У студентов, как правило, пользуется высоким нравственным и интеллектуальным авторитетом. Ему подражают, им восторгаются в открытую и хвалят в его отсутствие.

Второй тип (условное название — «организатор») отличается активной направленностью на общественную работу. Часто отвлекается для выполнения разных поручений. В достаточной степени владеет специализацией и методикой, умеет наладить контакт со студентами. Вместе с тем у ряда носителей этого типа отсутствует выраженное стремление к научно-исследовательской работе, и это мешает укреплению их авторитета не только среди студентов, но и среди коллег. В качестве куратора опекает своих последователей по мелочам, и это также не способствует положительному отношению к нему.

Третий тип (условное название — «методист») имеет выраженную склонность к постоянному стремлению совершенствовать мастерство преподавания, развитые методические и речевые способности. Зачастую его методическая направленность в работе преобладает над глубиной научного содержания материала, но сам преподаватель, как правило, не считает это отрицательной стороной своей целенаправленной деятельности. Пользуется авторитетом у среднеуспевающих студентов, но не всегда удовлетворяет запросы творческих («интеллектуалов» или «идеальных») студентов. Невысокий научный его потенциал снижает авторитет преподавателя. В отношениях со студентами ровен, требователен, но не всегда выходит за пределы учебной деятельности.

Четвёртый тип (условное название — «учёный») отличается творческим, аналитическим характером ума, склонностью к теоретической деятельности, творческой переработке информации и т.д. В ряде случаев его научно-исследовательская деятельность превышает способности и склонности к преподаванию, устная речь беднее письменной. Его увлечённость наукой, занимающая много сил и энергии, не способствует деловому и межличностному общению со студентами. Отдельные преподаватели этого типа вступают в конфликты со студентами, высказывают и на деле проявляют презрение к их «тупости», бесперспективности в науке. В силу сосредоточенности на научной деятельности «учёный» недооценивает и порученную ему воспитательную работу. Ограниченность его воспитательного потенциала препятствует воздействию на студентов.

Пятый тип (условное название — «пассивный») отличается индифферентным отношением ко всем участкам работы в вузе: преподаванию, воспитанию, научно-исследовательской и общественной деятельности. У авторитетных в коллективе преподавателей и студентов не пользуется уважением. Контакт с воспитанниками не несёт воспитательного потенциала.

В свою очередь, студенты выделяют группы современных преподавателей:

1)преподаватели-«вечные студенты» — они понимают студентов, видят в студентах личность, охотно дискутируют на разные темы, обладают высоким интеллектом и профессионализмом;

2)преподаватели-«бывшие моряки» — пытающиеся навести военную дисциплину в вузе, под словом дисциплина эти люди понимают тотальное безоговорочное разделение их точек зрения, они ценят «рабство», а не интеллект и умение логически мыслить, пытаются задавить личность, «я» студента путём административных мер;

3)группа преподавателей, которые отбывают часы, позволяют студентам всё делать, лишь бы им не мешали.

Старшекурсники среди преподавателей видят: «безразличных», «завистливых», «ограниченных», «господ-баринов», «роботов» и т.п., но замечают и тех, кто «выкладывается в работе», «наслаждается работой со студентами» — гурманы, «друзья». По их мнению, наиболее распространённый тип преподавателя в высшей школе — это «преподаватель-стандарт»: «знает предмет, живёт своей работой, труден в общении, упрям, амбициозен, не интересен ни себе, ни студентам».

Традиционные отношения в системе «преподаватель — студент» зависят от описанных типов педагогов и носят субъективный характер.

Субъективные педагогические отношения не учитывают особенностей трёх этапов обучения студентов и по этой причине не способствуют формированию нравственной воспитанности будущих специалистов высшей квалификации.

Весь процесс обучения и воспитания студента можно разделить на три этапа: первый этап (1-2 курсы) — формирование нравственно-волевой основы личности в период адаптации; второй этап (3 курс) — расширение и углубление нравственного потенциала личности в период специализации; третий этап (4-5 курсы) — завершение формирования нравственности молодого специалиста в период самовыражения и личностной самореализации.

Особенности нравственного развития студентов во время адаптации в вузе таковы, что при дифференцированных, детальных характеристиках наблюдается значительная «амплитуда колебаний» их нравственной устойчивости в различных поведенческих ситуациях — от осознанного самоконтроля до легкомыслия и отсутствия нравственных рамок, вседозволенности и бесконтрольности в поведении и общении. Таков диапазон нравственного отношения к жизни.

В связи с основной целью нравственного воспитания — помочь студенту сформировать нравственно-волевую основу своей личности — на первом этапе выдвигается ряд конкретных педагогических задач.

Одной из наиболее важных следует считать установление в процессе преподавания, воспитательного воздействия такого стиля отношений преподавателей к студентам, который бы предопределил и служил примером для осуществления будущим специалистом социально значимых деловых и межличностных отношений. Важно, чтобы студенты 1-2 курсов не видели в отношении к себе преподавателей расхождения с моральными истинами и принципами, провозглашёнными в процессе воспитания; сами преподаватели, являя образец коллективизма, гуманизма, оптимизма, честности и справедливости, скрывали бы от студентов имеющиеся у себя недостатки, проявляя себя с лучшей стороны.

В отношениях «преподаватель — студент» всё более должны развиваться обратные связи «студент — преподаватель» как младшее партнёрство. Стимулирование активных, инициативных обратных связей — важное звено воспитательного процесса среднего курса.

На третьем этапе сущностным содержанием воспитательной деятельности становятся индивидуализированные педагогические отношения «на равных». Этим будет достигаться опосредованное воспитательное воздействие на закрепление и развитие положительных нравственных устоев личности современного высококвалифицированного специалиста. Опосредованность нравственного воспитания адекватными педагогическими отношениями на выпускных курсах должны стать педагогической «сверхзадачей».

Дифференциация педагогических отношений в зависимости от каждого учебного этапа и одновременная их индивидуализация применительно к гено- и фенотипу личности отдельного учащегося позволило в ходе специального исследования добиться эффективного формирования социально значимой совокупности нравственных черт, качеств и свойств у будущего специалиста — выпускника вуза.

Качество образования любого специалиста в современных условиях определяется не только уровнем его знаний, но и профессиональными навыками, позволяющими ему творчески решать возникающие проблемы, активно взаимодействовать с людьми на основе создания субъективных отношений. Система высшего образования для подготовки специалистов должна иметь широкий спектр инструментов, обеспечивающих развитие навыков. Одним из самых важных моментов в этом процессе является взаимодействие, которое развивается между учителем и учеником: Вступая в субъектные отношения и являясь их активным участником, студент начинает воспринимать реализуемые способы общения как норму, как свой индивидуальный выбор.

Педагогическое взаимодействие в системе «учитель-ученик» — это система взаимного влияния субъектов, вовлеченных в совместную деятельность на основе общих целей профессиональной подготовки. Такое взаимодействие имеет большое принципиальное значение с точки зрения аксиологической составляющей, так как это взаимодействие между преподавателем и студентом влияет на формирование системы ценностей будущего специалиста, таких как человек, истина, образование, профессия и другие.

Важно учитывать, что процесс взаимодействия преподавателя и студента протекает в столкновении целей, интересов, жизненных позиций, мотивов, личного индивидуального опыта, что вызывает диалектические изменения в формах взаимодействия в процессе обучения.

Эффективность педагогического взаимодействия на учебных занятиях зависит от многих факторов (удачное определение целей совместной деятельности, соответствие педагогических тактик конкретной задаче этого взаимодействия, активность самих студентов и т.д.). Среди них важную роль играет фактор оптимального выбора методов обучения, реализация которых в конкретных условиях учебного заведения обеспечивает высокий уровень качества образования учащихся. В последние годы педагогические возможности активных методов обучения (проблемные лекции, групповые дискуссии, разбор конкретных ситуаций, динамические пары, конференции, ролевые и имитационные игры, видеометод, мультимедиа и т.д.), которые наряду с традиционными (объяснение, рассказ, работа с учебником, беседа, демонстрация и т.д.), способствуют интенсификации, повышению эффективности, качества и результативности учебного процесса в вузе.

Взаимодействие в сфере высшего профессионального образования — это взаимодействие преподавателей и студентов, которое происходит в реализации их личных и общественных интересов. В процессе развития взаимодействия возникает структура отношений между преподавателем и студентом, которая устанавливается на уровне их межличностных контактов.

Взаимодействие преподавателя и студента - Авторитет преподавателя

Авторитет преподавателя

Роль преподавателя в современном вузе возрастает, увеличивается сфера его психолого-педагогического влияния на студентов. Учитель больше не может быть только проводником знаний и информации, он должен быть и педагогом, и психологом, и психотерапевтом. От этого во многом зависит успех его/ее педагогической деятельности и авторитет.

Авторитет учителя — это неотъемлемая характеристика его профессиональной, педагогической и личностной позиции в коллективе, которая проявляется в отношениях с коллегами и учениками и влияет на успешность образовательного процесса.

Авторитет учителя состоит из двух компонентов: Ролевой авторитет и авторитет личности. Если несколько лет назад преобладала роль авторитета, то сейчас главное — личность учителя, его яркая, неповторимая индивидуальность, которая оказывает воспитательное (педагогическое) и психотерапевтическое влияние на учеников.

Авторитет учителя формируется при достаточно высоком уровне развития трех видов педагогических умений: «профессиональных» (научные знания); «коммуникативных» (знания о своих учениках и коллегах); «гностических» (знания о себе и умение корректировать собственное поведение).

Основными показателями авторитета личности учителя являются:

  1. взаимосвязь самооценки учителя с оценкой его личности учениками и коллегами.
  2. способность воспринимать и обрабатывать противоречивую и сложную информацию, чтобы найти разумный выход из сложных учебных и жизненных ситуаций.

На основе проведенных психологических исследований был выявлен ряд характеристик авторитетных и неавторитетных учителей. Авторитетные учителя обладают высокой педагогической наблюдательностью, уважением к ученикам, стимулированием их активности и интеллектуальной деятельности, гибкостью и нестандартностью в педагогических решениях, удовлетворенностью процессом общения с учениками. У неавторитарных учителей преобладают жесткие, авторитарные методы в педагогическом общении, наличие коммуникативных стереотипов в учебном процессе, монологическое общение, неумение уважать учеников независимо от их учебных успехов.

Личные качества (в порядке предпочтения), на которых основан авторитет учителя:

Профессионализм и глубокое знание предмета.

Способность выражать свои мысли осмысленно и доступно.

Высокая общая культура и эрудиция.

Скорость реакции и мышления.

Умение отстаивать и аргументировать свою точку зрения.

Способность использовать экспрессивные (невербальные) средства.

Способность понимать психологию ученика, его сильные и слабые стороны.

Внимание к собеседнику. Благожелательность и терпение.

Строгость в сочетании со справедливостью.

Психическая устойчивость и находчивость в сложных ситуациях.

Ухоженный внешний вид.

К признакам, противопоказанным в классе, относятся:

Высокомерие, грубость, недоброжелательность;

Нарциссизм;

Наставничество;

Застенчивость;

Медленно реагирует; Консерватизм;

Усилия по притеснению студента;

Беспорядочность; лень;

Чрезмерная эмоциональность, взрывчатость;

Отсутствие способностей к преподаванию.

Стили общения преподавателя

Стили руководства учителя:

  • автократический (автократический стиль руководства), когда учитель осуществляет единоличное руководство коллективом учащихся, не позволяет им высказывать свое мнение и критику, учитель последовательно предъявляет требования к учащимся и осуществляет жесткий контроль за их выполнением;
  • Авторитарный (властный) стиль руководства позволяет студентам участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном итоге принимает преподаватель в соответствии со своими установками;
  • Демократический стиль предполагает внимание и учет мнения учеников со стороны учителя, он старается понять их, убедить, а не командовать, ведет диалоговое общение на уровне глаз;
  • Стиль игнорирования характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнь студентов, практически устраняется от руководства студентами и ограничивается формальным выполнением задач по передаче учебной и административной информации;
  • Конформистский стиль проявляется в том случае, когда учитель устраняется от руководства группой учеников или реагирует на их желания;
  • Непоследовательный, нелогичный стиль — в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния, учитель осуществляет один из вышеперечисленных стилей руководства, что приводит к дезорганизации и ситуативности отношений между учителем и учениками, возникновению конфликтных ситуаций.

От выбранного стиля зависят не только отношения между преподавателем и студентами, но и отношение студентов к учебному процессу и самим знаниям.

Известный психолог В.А. Кан-Калик разработал следующие стили педагогического общения:

  1. Общение, основанное на высоких профессиональных установках учителя, его отношении к педагогической деятельности в целом. О них говорят: «Дети (студенты) буквально ходят по пятам! Кроме того, такие университетские преподаватели стимулируют интерес к общению, а также общие профессиональные интересы, особенно на профильных факультетах.
  2. Общение, основанное на дружбе. Оно подразумевает энтузиазм по отношению к общему делу. Учитель выступает в роли наставника, старшего друга или участника общей учебной деятельности. Однако следует избегать паннибализма. Это особенно актуально для молодых учителей, которые не хотят попадать в конфликтные ситуации.
  3. Дистанционное общение — один из самых распространенных видов образовательного общения. При этом дистанция постоянно прослеживается в отношениях во всех сферах, в преподавании — в отношении авторитета и профессионализма, в воспитании — в отношении жизненного опыта и возраста. Этот стиль формирует отношения между учителем и учеником. Однако это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.
  4. Общение — запугивание — это негативная форма общения, античеловеческая, которая выявляет педагогическую несостоятельность учителя, прибегающего к ней.
  5. Общение в стиле «fairy tail» характерно для молодых учителей, стремящихся к популярности. Она лишь обеспечивает ложный, дешевый авторитет.

Чаще всего в образовательной практике встречается сочетание стилей в разных пропорциях, когда один из них доминирует.

Позиции преподавателя в процессе взаимодействия со студентами

Фасилитатор оказывает студентам образовательную помощь и поддержку, что приводит к повышению продуктивности отдельного студента или группы студентов. Эта поддержка является мягкой, недирективной, не принудительной, но она все же приводит к определенным изменениям в личности студента. Посредством такой поддержки учитель побуждает учащихся реализовать свои намерения в конкретных действиях как формах предметной деятельности, ответственность за которые лежит на самом субъекте. Подобное ненаправленное влияние преподавателя на студентов приводит к изменениям в мыслительной деятельности (повышается уровень креативности), восприятии, сдвигам в эмоциональных проявлениях. Учитель-модератор ставит учеников в положение помощников, попутчиков в поиске общих решений, предоставляет ученикам полную свободу в этом поиске и право выбора собственных решений. При этом функция учителя-модератора реализуется как педагогическая поддержка самопознания учащихся, основанная на установлении ценностно-смысловых отношений субъектов взаимодействия при сохранении их личностной уникальности и целостности.

Профессиональная позиция каждого учителя меняется в процессе взаимодействия. Так, помимо учителя — фасилитатора, представители Санкт-Петербургской научной школы (В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицина) выделяют следующие позиции учителя, которые заключаются в основном в сопровождении и поддержке деятельности учащихся.

Учитель/Наставник. Суть предлагаемой модели заключается в том, что отсутствует традиционное изложение материала преподавателем, функция обучения реализуется через консультирование, которое может осуществляться как в реальном, так и в дистанционном режиме. Консультирование направлено на решение конкретной проблемы. Консультант либо знает готовое решение, которое он может предложить, либо имеет курс действий, который подскажет, как решить проблему. Основная цель преподавателя в этой модели обучения — научить студента учиться.

Преподаватель является фасилитатором. Фасилитация — это деятельность, направленная на раскрытие потенциала и навыков ученика. Фасилитация основана на использовании специальных технологий, которые помогают организовать процесс свободного общения, обмена мнениями и суждениями, а также вовлечь студентов в процесс принятия решений путем реализации внутренних навыков.

Тьютор-преподаватель оказывает образовательную поддержку студентам. Он разрабатывает групповые задания, организует групповое обсуждение проблемы. Тьютор-учитель, как и консультант-учитель, работает не над воспроизведением информации, а над работой с субъективным опытом ученика. Тьютор-преподаватель анализирует познавательные интересы, намерения, потребности и личные устремления каждого ученика. Он разрабатывает специальные упражнения и задания, основанные на современных методах коммуникации, личной и групповой поддержки, продумывает способы мотивации и варианты фиксации результатов работы, определяет направления проектной деятельности. Взаимодействие с преподавателями осуществляется через тьюториалы, дневные семинары, группы поддержки, компьютерные конференции.

Репетитор — это тренер, что в переводе с английского означает руководитель, инструктор. Исходя из перевода этого понятия, рассмотрим его функции в образовательном процессе. Преподаватель-тренер выступает в роли инструктора, который обучает не только специальности, но и освоению студентом будущей профессиональной деятельности через систему приобретения определенных знаний. Преподаватель-тренер помогает студентам пройти определенные курсы, учиться, готовиться к публичным выступлениям на семинарах и стажировках, докладам и презентациям на педагогических, а затем и научных конференциях.

Особенности межличностных конфликтов в высшей школе

В среде учащихся младших классов происходит процесс самоутверждения в группе. В этот период на мотивацию их поведения сильно влияют темперамент, черты характера и степень воспитания. Исследователи отмечают, что для студентов первого курса характерны повышенная самооценка, максимализм, категоричность и однозначность моральных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения. Рационализм и нежелание относиться ко всему легкомысленно порождают свойственное этому периоду недоверие к старшим, включая университетских профессоров. В старших классах учащиеся лучше осознают межличностное взаимодействие, формируются микрогруппы, основанные на принципе межличностной совместимости, в которых межличностный конфликт становится редким явлением. Конфликты разрешаются самими учениками, но могут закончиться разрывом отношений.

Наиболее распространенной причиной конфликта между студентами и преподавателями является неадекватная оценка знаний студентов. В таких ситуациях субъективной стороной могут быть предвзятые претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, который занижает оценку студенту. Есть преподаватели, которые почти никогда не ставят оценку «очень хорошо»; они уверены, что только они могут отлично справиться с предметом. Такой преподаватель находится в постоянном конфликте со студентами. Личность студента и его поведение на лекциях и занятиях (замечания, перебивания, споры) могут повлиять на оценку.

Иногда студенты, считающие оценку своих знаний недостаточной, вступают в открытый конфликт с преподавателем, но чаще студенты несут скрытые формы протеста в виде негативных чувств: недоверия, ненависти, вражды, ревности, жажды мести и т.д., которыми они делятся со всем своим окружением или на форумах студенческих сайтов в Интернете.

Межличностные конфликты с коллегами и руководством также существуют среди преподавателей университетов. Конфликты могут возникать из-за разногласий по конкретному вопросу, который обсуждается на кафедре и не обязательно является академическим вопросом, например, при обсуждении требований трудовой дисциплины (таких как различные задания, дни посещения и т.д.); из-за неравномерного распределения учебной нагрузки, особенно в случаях, когда предоставляются дополнительные заслуги.

Если конфликтные ситуации во взаимодействии ученик-ученик разрешаются самими учениками, то разрешение межличностных конфликтов на уровне учитель-ученик принимает более сложные формы. Главную роль в их предупреждении и разрешении играет учитель, который может применять некоторые обязательные в этих случаях приемы и требования:

  • во время доклада студента необходимо психологически настроить его на максимально возможный плодотворный ответ, исключить возникновение стрессовой ситуации;
  • если ответ неудовлетворительный, студент должен осознать, что его ответ не устраивает преподавателя и не соответствует требованиям учебной программы;
  • студент не должен обижаться ни в коем случае и ни по какой причине.

Избежание конфликтных ситуаций во взаимодействии инструктор-инструктор и инструктор-менеджер зависит от многих факторов, включая следующие:

  • Компетентность и умение руководителя управлять межличностным взаимодействием;
  • Высокий уровень личного развития каждого инструктора.
  • Предоставление возможностей для реализации творческого потенциала каждого члена рабочей группы;
  • равномерное распределение нагрузки между всеми преподавателями;
  • постоянное совершенствование методов взаимодействия со студентами;
  • культивируемого в отделе доброжелательного межличностного взаимодействия между супервайзерами и менеджерами.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

  • Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Коммуникативное поведение подростка
  2. Личностно-ориентированная технология обучения
  3. Возможности обучения при гемиплегии двойной
  4. Коллектив: создание и развитие
  5. Структура педагогического процесса
  6. Образование как объект педагогической науки
  7. Учет особенностей развития общения детей при планировании разных видов деятельности
  8. Воспитательная работа в студенческих общежитиях
  9. Вокальная работа с младшими школьниками в урочной и внеурочной деятельности
  10. Задачи воспитания

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Николаева Л.В.

1

Саввинова Р.В.

1


1 ГОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»

В статье раскрываются особенности взаимодействия преподавателя и студента как условие эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов. Цель статьи – рассмотреть стили взаимодействия преподавателя и студентов как фактор состояния профессионально-образовательной деятельности в вузе. Дается обзор теорий и моделей стиля руководства преподавателя в процессе обучения студентов. Проведен анализ социологического исследования первокурсников и выпускников вуза по вопросу взаимодействия с преподавателями. Предложена технология педагогической фасилитации как наиболее демократического и эффективного стиля руководства работой студентов со стороны преподавателя. Рассмотрены такие позиции преподавателя, как преподаватель-консультант, преподаватель-модератор, преподаватель-тьютор, преподаватель-тренер, соответствующие современному типу образования.

профессиональная подготовка

стиль руководства

социологическое исследование

взаимодействие

фасилитация

консультант

модератор

тьютор

преподаватель-тренер

1. Врублевская Е.Г. Развитие способности педагогов к фасилитирующему общению: Учебное пособие. – Хабаровск: «Колорит», 2001. – 182 с.

2. Димухаметов Р.С. Компоненты эталонной модели креативной фасилитационной образовательной среды подготовки бакалавров педагогики//Вестник Челябинского гос.пед.унив. Вып. 5. – C. 2–13.

3. Жижина И.В., Зеер Э.Ф. Психологические особенности педагогической фасилитации // Образование и наука. – 1992. – № 2.

4. Николаева Л.В. Новые образовательные технологии и принципы организации учебного процесса в современном вузе/Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11. – С. 570–573.

5. Отчет о результатах социологического исследования «Первокурсник-2014», Якутск, 2014//Социологические исследования. – Сайт СВФУ. – www.s-vfu.ru/universitet/o/vuze/

6. Отчет о результатах социологического исследования «Выпускник-2015», Якутск, 2015//Социологические исследования. – Сайт СВФУ. – www.s-vfu.ru/universitet/o/vuze/

7. Столяренко Л.Д. Педагогическое общение // Л.Д. Столяренко. Педагогическая психология для студентов вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – С. 238–247.

Вуз как учебно-воспитательное, образовательное учреждение выполняет социально-педагогическую функцию, цель которой – подготовка квалифицированных специалистов в определенной области. Тема исследования актуальна, т.к. оттого, каких стилей взаимодействия будут придерживаться преподаватель и студент, будут зависеть и мотивация студента, и качество обучения, и индивидуальная работа преподавателя со студентом. Не секрет, что дальнейшую, внеаудиторную работу студент планирует с тем преподавателем, которого он уважает, которому доверяет. Под вне аудиторной работой подразумеваются факультативы, научные кружки, олимпиады, конкурсы и др.

Цель статьи – рассмотреть стили взаимодействия преподавателя и студентов как фактор состояния профессионально-образовательной деятельности в вузе.

Система высшего образования направлена на обеспечение высокого качества образования путем внедрения государственных образовательных стандартов, развитие инновационной деятельности, разработку гибкой системы управления образованием, создание социокультурного пространства, формирование компетентности специалистов.

В данном контексте особую значимость приобретает взаимодействие преподавателя и студента, предполагающее следующие научно-практические направления:

– учебно-методическую и научно-исследовательскую работу со студентами, научное консультирование, научно-методическое обеспечение учебного процесса, апробацию современных образовательных технологий, разработку и апробацию совместных проектов.

Педагогическое взаимодействие преподавателя и студента способствует взаимоактивизации, формирует субъект-субъектные отношения.

Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми.

Столяров Л. выделяет шесть основных стилей руководства преподавателем обучающихся:

– автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом студентов, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к студентам требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;

– авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподаватель в соответствии со своими установками;

– демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений студентов, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;

– игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

– попустительский стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой студентов либо идет на поводу их желаний;

– непоследовательный стиль – преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со студентами, к появлению конфликтных ситуаций [7].

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения: общение на основе высоких профессиональных установок педагога, общение на основе дружеского расположения, общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание. Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них [7].

Из анализа мнений первокурсников о преподавателях из отчета о результатах социологического исследования «Первокурсник-2014» были получены следующие результаты. Социологический отчет был проведен после месяца учебы во время месячника адаптации. В опросе приняли участие 66 % первокурсников (1705 студентов из 2584) [5].

На вопрос «К кому Вы обращались при возникновении проблем с учебой?» 40 % студентов ответили, что обращаются к друзьям, 21 % – к другим, 20 % – к куратору, 17 % – к родителям, 2 % – в деканат.

На вопрос «К кому Вы обращались при возникновении проблемы в отношениях с преподавателями?» ответы были сгруппированы в следующем порядке:

32 % – к куратору, 32 % – другое, 18 % – к друзьям, 13 % – к родителям, 5 % – в деканат.

На следующие вопросы были получены такие ответы:

– «Оцените организованность и пунктуальность преподавателей»:

38 % – качество присутствует всегда; 36 % – части, 18 % – в 50 % случаев; 5 % – редко, 3 % – качество отсутствует.

– «Оцените ясность и доступность изложения материала»:

31 % – качество проявляется почти всегда, 39 % – часто, 23 % – в 50 %, 5 % – редко, 2 % – отсутствует.

– «Оцените эрудированность и культуру речи преподавателей»:

46 % – качество присутствует практически всегда, 33 % – часто, 14 % – в 50 % случаев, 5 % – редко, 2 % – качество отсутствует.

– «Оцените умение наладить контакт с аудиторией и поддержать внимание аудитории преподавателями»:

34 % – качество присутствует почти всегда, 39 % – часто, 20 % – в 50 % случаев, 5 % – редко, 2 % – качество отсутствует.

– «Оцените объективность преподавателей в оценке знаний студентов»:

30 % – качество присутствует всегда, 34 % – почти всегда, 25 % – в 50 % случаев, 5 % – редко, 2 % – качество отсутствует.

– «Оцените доброжелательность и тактичность преподавателей в общении со студентами»:

30 % – качество присутствует практически всегда, 39 % – часто, 21 % – в 50 % случаев, 8 % – редко, 2 % – качество отсутствует.

– «Оцените внешний вид преподавателя»:

50 % – качество присутствует всегда, 31 % – часто, 13 % – в 50 % случаев, 3 % – редко, 3 % – качество отсутствует.

– «Используются ли на занятиях презентации, мультимедиа учебники, видеофильмы, видеолекции ?»

78 % – да, 22 % – нет.

– «Проводятся ли на занятиях деловые или ролевые игры?»

48 % – да, 52 % – нет.

– «Используется ли на занятиях методическая работа в малых группах, командах?»

78 % – да, 22 % – нет.

– «Оцените работу куратора»:

47 % – отлично. 32 % – хорошо, 11 % – удовлетворительно, 7 % – неудовлетворительно, 3 % – затрудняюсь ответить.

Как видно из ответов, первокурсники, проучившиеся месяц и не привыкшие еще к новым социокультурным условиям, преподавателям, очень строго подходят к оценке преподавателей.

Анкетирование выпускников из отчета о результатах социологического исследования «Выпускник-2015» показало более высокие результаты. Анкетированием было охвачено 63 % от общего числа студентов (2220 из 4545 студентов) [6]. На следующие вопросы были получены такие ответы:

«Удовлетворены ли Вы качеством преподавания дисциплин?»

79 % – да, 15 % – затрудняюсь ответить, 6 % – нет.

«Удовлетворены ли Вы работой куратора?»

83 % – да, 9 % – затрудняюсь ответить, 4 % – нет.

«Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями «Студент-преподаватель»

85 % – да, 11 % – затрудняюсь ответить, 4 % – нет.

Анализ ответов показывает, что выпускники более удовлетворены отношениями с преподавателями и качеством преподавания. За несколько лет учебы они более тесно работали с преподавателями по курсовым, дипломным, контрольным работам, получали индивидуальные консультации, посещали кружки и факультативы, работали над совместными проектами, статьями, участвовали в конференциях различного уровня.

Для эффективного взаимодействия преподавателей и студентов мы предлагаем использование технологии фасилитации. Под педагогической фасилитацией подразу мевается усиление продуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого стиля общения и личности педагога [1].

Разработку концепции педагогической фасилитации начал в 50-е годы XX века К. Роджерс совместно с другими представителями гуманистической психологии. В отечественной науке по данной проблеме работают Э.Ф. Зеер, И.В. Жижина, Р.С. Димухаметов, Е.Ю. Борисенко, Л.Н. Куликова, Е.Г. Врублевская). Е.Г. Врублевская рассматривает фасилитацию как особый вид педагогического общения, в ходе и результате которого при определенных условиях осуществляется осознанное, интенсивное и продуктивное саморазвитие его субъектов. Фасилитирующее общение в духовно-ценностном поле его участников порождает их нравственное самопреобразование и совершенствование. Выделены основные педагогические условия, обеспечивающие развитие способности преподавателя к такому взаимодействию [1]. В исследовании Р.С. Димухаметова на основе андрагогического, синергетического, ценностно-акмеологического подходов разработана концепция фасилитации, создающая фундамент для системы повышения квалификации. Определен алгоритм управленческих действий преподавателя и студента: мотивообразующая деятельность, формирование цели, поиск предмета познания, поиск средств познания, реализация процесса, рефлексия [2].

Педагогическая фасилитация предъявляет ряд требований как к процессу обу чения, так и к профессионализму преподавателя, особенно к его умению строить взаимоотношения со студентами. Обучение по данной технологии в корне отличается от традиционной формы обучения и направлена на формирование творческого, активного специалиста, способного принимать решения в любой нестандартной ситуации. Задача преподавателя – включить студентов в совместную ориентировку, разделить с ними ряд управленческих функций в целях создания условий для формирования глубокого интереса к дисциплине и возникновения реальных содержательных мотивов учения [3]. Фасилитация – феномен межличностного общения, который усиливает продуктивность обучения субъектов образовательного процесса за счет особого стиля общения и личности педагога [2].

По нашему мнению, педагогическая фасилитация – это качественно более высокий и соответствующий современным требованиям уровень обучения студентов. Практически студент усваивает ровно столько, насколько он был активен в учебном процессе. Никакое эмоциональное и логически построенное изложение материала не дает желаемого эффекта, если студенты являются пассивными слушателями. Студенты самостоятельно осваивают отдельные темы, готовят сообщения, слайд-презентации, рефераты. При самостоятельном поиске и проработке материала они лучше осваивают тему, пропуская ее через себя.

При фасилитации обучения преподаватель использует нетрадиционные методы и приемы, способствующие творческому усвоению необходимой информации, умению рассуждать, искать новые проблемы в уже известном материале. Педагогические условия использования метода: значимость учения для студентов, конгруэнтность преподавателя, психологическая безопасность и свобода. Значимость учения для студентов является основой для получения знаний. Только значимое учение является наиболее продуктивным. Психологическая безопасность достигается за счет признания ценности, самобытности личности студента и создания обстановки и условий для его творческого развития. Психологическая свобода предполагает формирование креативности студентов, их самовыражение [4].

Таким образом, повышение познавательной активности, сотворчество при фасилитирующем общении главных субъектов учебного процесса – преподавателя и студентов – является эффективным условием профессиональной подготовки бакалавров педагогики.

Представители Санкт-Петербургской научной школы (В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицина), помимо преподавателя-фасилитатора, выделяют следующие позиции преподавателя, которые также придерживаются демократического стиля общения: преподаватель-консультант, преподаватель-модератор, преподаватель-тьютор, преподаватель-тренер (coach), что в переводе с английского означает репетитор, инструктор. Преподаватель-тренер помогает студентам в прохождении определенных учебных курсов, в учении, в подготовке к публичным выступлениям в ходе семинарских и практических занятий, выступлений с докладами и сообщениями на учебных, а затем и научных конференциях. Образовательный процесс вуза реализуется во взаимодействии его субъектов – преподавателей и студентов. Рассмотренные профессиональные позиции преподавателя современного вуза способствуют как развитию субъектной позиции студента, так и образовательному взаимодействию в целом.

Таким образом, при любой модели взаимоотношений преподавателя и студента профессионально важными качествами педагогического общения являются:

1) уважение к студентам, наличие потребности и умений общения, коммуникативные качества;

2) способность эмоциональной эмпатии и понимания;

3) гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студентов;

4) умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

5) умение управлять собой, своими психическими состояниями, управлять настроением.

Таким образом, повышение познавательной активности, сотворчество при фасилитирующем общении главных субъектов учебного процесса – преподавателя и студентов – является эффективным условием профессиональной подготовки бакалавров педагогики.

Преподаватель и студент как субъекты взаимодействия испытывают потребность в установлении и расширении связей для определения наиболее значимых областей взаимодействия, которое предполагает взаимную заинтересованность в конечном результате – подготовку квалифицированного специалиста. Качество обучения при этом напрямую зависит от качества взаимоотношений преподавателей и студентов.


Библиографическая ссылка

Николаева Л.В., Саввинова Р.В. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-2.
– С. 351-354;

URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35270 (дата обращения: 19.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Не могу найти техническое руководство
  • Авторитарность или руководство по
  • Валацикловир цена 500мг инструкция по применению таблетки
  • Назонекс инструкция по применению цена аналоги дешевле взрослым
  • Биофел рсн для кошек инструкция по применению