Превышение должностных полномочий руководством

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий;

г) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

д) в отношении несовершеннолетнего;

е) из корыстной или иной личной заинтересованности, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные с применением пытки, —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет.

(часть 4 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 307-ФЗ)

5. Деяния, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего или причинение тяжкого вреда его здоровью, —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет.

(часть 5 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 307-ФЗ)

Примечания. 1. Под пыткой в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса понимается любое действие (бездействие), которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль либо физические или нравственные страдания, чтобы получить от него или третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера.

2. Не является пыткой причинение физических или нравственных страданий, которые возникают в результате правомерных действий должностного лица или другого лица либо неизбежно сопряжены с такими действиями.

(примечания введены Федеральным законом от 14.07.2022 N 307-ФЗ)

Одним из преступлений, которое квалифицируют в действиях чиновников и должностных лиц, является превышение своих полномочий. Это достаточно тяжкое правонарушение, за которое предусмотрено суровое наказание, вплоть до реальных сроков лишения свободы. Но нужно отметить, что санкции сильно отличаются в зависимости от конкретного вида превышения должностных полномочий, потому стоит подробно разобраться в том, какие они бывают. Об этом, а также о том, какое наказание предусмотрено в каждом из случаев, мы поговорим в данной статье.

Основные виды превышения должностных полномочий

Согласно ст. 285 УК РФ, превышение должностных полномочий – это умышленные действия, совершаемые должностным лицом, которые явно выходят за пределы его должностных обязанностей. При этом важно, что такие действия должны нанести определенный ущерб физическому или юридическому лицу, государству или обществу. К должностным лицам относятся чиновники, руководители государственных предприятий, сотрудники правоохранительных органов, судов, служащие Вооруженных сил, представители местных и федеральных властей. Действие статьи не распространяется на частных лиц, коммерческие организации, объединения граждан и т.д.

Какие же виды этого преступления различают в следственной и судебной практике? К основным из них относят такие:

  • лицо берет на себя полномочия, которые принадлежат другому должностному лицу – к примеру, если местные власти издают постановление или принимают закон, который относится к компетенции федеральных властей;
  • должностное лицо совершает действия, на которые имеет право только в некоторых ситуациях, и в данном случае такие обстоятельства не наступили – как пример можно привести ситуацию, когда подозреваемого помещают под арест, даже если такая санкция не предусмотрена по статье, по которой он обвиняется. Еще один пример – сотрудники ГИБДД отправляют на штраф-площадку автомобиль за незначительные нарушения ПДД (например, отсутствие аптечки или не пристёгнутый ремень);
  • единоличное принятие решения, которое должно приниматься коллегиально – в качестве примера ситуации можно привести утверждение протокола по выборам на избирательном участке, которое самостоятельно утверждает глава комиссии, без необходимой процедуры голосования всех членов УИК;
  • действия, совершаемые должностным лицом, которые явно выходят за пределы его полномочий и в принципе не могут входить в такие рамки – к примеру, если ректор ВУЗа издаст приказ собирать со студентов оплату за учебу, хотя они учатся на условиях госзаказа, т.е. бесплатно, это можно квалифицировать как превышение служебных полномочий.

Конечно, это не единственные возможные виды правонарушения. Но для того, чтобы действия квалифицировались как превышение служебных полномочий, должно одновременно соблюдаться несколько условий:

  • обвиняемый занимает государственную должность или место работы подразумевает выполнение соответствующих функций;
  • действия не входят в рамки полномочий согласно занимаемой должности;
  • деяния нанесли ущерб, который можно оценить;
  • между нарушением полномочий и нанесением ущерба есть четкая взаимосвязь.

Если некоторые из этих обстоятельств не имеют доказательств, дело может быть переквалифицирован в другую статью, например, преступная халатность, невыполнение служебных обязанностей и т.д.

Уголовная ответственность за превышение должностных полномочий

Если в действиях чиновника подозревается данное преступление, ему грозит достаточно суровое наказание. Конкретные санкции сильно зависят от состава и вида превышения должностных полномочий, и могут включать следующие виды ответственности:

  • если чиновник совершает правонарушение впервые, и ущерб не относится к категории крупного или особо крупного, наказание можно заключаться в штрафе до 80 тыс. рублей, аресте до 6 месяцев или условном сроке до 4 лет. Также часто следует запрет занимать определенные должности, а если преступление было связано с личной выгодой – конфискация имущества;
  • для главы местного самоуправления или чиновника, занимающего государственную должность, ответственность за те же деяния более строгая – штраф до 300 тыс. рублей, принудительные работы на срок от 2 до 5 лет, или лишение свободы на срок до 7 лет. Также, как и в предыдущем случае, дополнительно может быть установлен запрет на определенные должности и конфисковано имущество;
  • в случае, если правонарушение совершалось в составе организованной группы (например, глава местной власти действовал в сговоре с секретарем, помощниками, другими должностными лицами), или если действия привели к тяжким последствиям, совершались с угрозами жизни или здоровью, с применением насилия или использованием оружия, санкции еще более строгие – лишение свободы на срок до 10 лет. Совмещенный со штрафом, конфискацией имущества и запретом на работу в госсекторе.

Как видно, даже для чиновников, судимых впервые, наказание может быть связано с лишением свободы, хотя судебная практика показывает, что в таких случаях обычно ограничиваются условными сроками или штрафами. В любом случае, нужно помнить, что статья УК про превышение должностных полномочий достаточно строгая, а критерии действий довольно размытые, потому столкнуться с ней могут даже те госслужащие, которые и не подозревают о том, что совершили правонарушение.

Что же делать в ситуации, когда вас обвиняют в данном преступлении? Конечно же, сразу обращаться за помощью к адвокатам. Опытный адвокат по уголовным делам быстро разберется в деле, найдет доказательства невиновности своего доверителя и сделает все, чтобы закрыть процесс до его рассмотрения в суде или добиться оправдательного приговора. В случае, если это невозможно, действия юриста помогут добиться максимально легкого наказания – штрафа или условного срока вместо лишения свободы.

Заключение

Превышение должностных полномочий может включать в себя достаточно разнообразные действия и иметь разные степени тяжести, от которых зависит в том числе строгость наказания. Но в целом статья достаточно тяжелая, поэтому в случае выдвижения обвинений рекомендуется без промедлений заручиться поддержкой квалифицированного адвоката, который сможет добиться смягчения приговора или закрытия уголовного дела.

Превышение должностных полномочий (ст. 286 Уголовного кодекса РФ) может выражаться в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: а) относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); б) могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц); в) совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; г) никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»). Общим для всех этих случаев является то, что должностное лицо совершает действия, явно выходящие за пределы прав и полномочий, предоставленных ему законом. Неправомерные действия должностного лица при превышении должностных полномочий должны быть непосредственно связаны со служебной деятельностью субъекта, когда он выступает не как частное, а как официальное лицо. Другими обязательными признаками объективной стороны превышения власти или служебных полномочий являются наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также причинная связь между действиями и последствиями. Объем прав и полномочий субъекта определяется его должностной компетенцией, которая закрепляется в различных нормативных актах (законах, уставах, положениях, инструкциях, приказах и т.п.). Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом государственных или общественных интересов — это в значительной степени оценочное понятие. Прежде всего существенным следует считать нарушение должностным лицом конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 2 Конституции РФ). Физический вред будет считаться существенным нарушением прав гражданина, если он выражается в причинении хотя бы легкого вреда здоровью. Материальные убытки, причиняемые должностным злоупотреблением, могут быть как в виде реального материального ущерба, так и упущенной выгоды. Существенное нарушение прав и законных интересов организации может быть связано с незаконным вмешательством в ее деятельность, ограничением свободы предпринимательства и иной не запрещенной законом экономической деятельности, повлекшими крупные убытки для организации, ограничением конкуренции и т.п. Существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства можно видеть в создании серьезных помех и сбоев в работе государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, подрыве авторитета органов государственной власти и органов местного самоуправления, сокрытии и попустительстве совершению преступлений и т.п. Субъектом превышения должностных полномочий может быть только должностное лицо. Комментируемое преступление совершается только с умыслом (конкретизированным или неконкретизированным). Виновный осознает, что совершает действия, которые явно (т.е. бесспорно, очевидно) для него самого выходят за пределы предоставленных ему законом прав и полномочий, предвидит последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства и желает или сознательно это допускает либо относится к последствиям безразлично. Мотивы совершения преступления могут быть любыми (месть, карьеризм, иные личные побуждения, корысть, ложно понимаемые интересы дела и т.д.) и не имеют никакого значения для квалификации, хотя и учитываются при назначении наказания. Преступность деяния, явно выходящего за пределы должностных полномочий, исключается лишь в ситуации крайней необходимости (ст. 39 УК РФ) и обоснованного риска (ст. 41 УК РФ). По части 1 ст. 286 УК РФ наступает наказание в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо ареста на срок от четырех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до четырех лет. Квалифицированным видом превышения полномочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ) является совершение соответствующих деяний лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. Под лицами, занимающими государственные должности РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов — Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, федеральные министры, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центрального банка РФ, Председатель Счетной палаты РФ, судьи, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ и др. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, — президенты республик, губернаторы или другие главы субъектов Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты представительных органов субъектов Федерации, члены правительства и др. Действия наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Особо квалифицированным видом превышения власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 286 УК РФ) признается деяние, предусмотренное ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, если оно сопровождалось насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств, причинением тяжких последствий. Каждого из названных обстоятельств достаточно для квалификации по ч. 3 ст. 286 УК РФ, хотя нередко они наличествуют одновременно. Сам факт совершения должностным лицом незаконных действий с насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств является грубым посягательством против охраняемых законом прав граждан, интересов общества или государства и рассматривается как существенное их нарушение независимо от наступления каких-либо иных вредных последствий. Насилие при превышении должностных полномочий может выражаться в нанесении потерпевшему побоев, причинении вреда здоровью любой тяжести, истязании, лишении жизни потерпевшего. Угроза применения насилия при превышении должностных полномочий — это высказанное намерение совершить вышеназванные действия. Квалификацией по ч. 3 ст. 286 УК РФ охватывается причинение потерпевшему любого вреда здоровью, кроме случаев причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК РФ, а также умышленного убийства. В последних случаях действия виновного должностного лица нужно квалифицировать по совокупности ч. 3 ст. 286 и ч. 3 или ч. 4 ст. 111 или ст. 105 УК РФ. Убийство и причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенные представителем власти или иным должностным лицом при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, квалифицируются только по ст. 108 или ст. 114 УК РФ. Применение оружия или специальных средств как квалифицирующее обстоятельство по п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ имеет место в случаях, когда по делу установлено фактическое использование этих предметов для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или вреда здоровью, а также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность. К оружию относятся устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели (ст. 1 Федерального закона от 13.12.96 № 150-ФЗ «Об оружии»). Оружие может быть огнестрельным, холодным, метательным, пневматическим, газовым, а также основанным на использовании электрической энергии, радиоактивных излучений и биологических факторов. Ответственности по п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ подлежит должностное лицо, применившее при превышении своих полномочий оружие любого назначения (боевое, служебное, гражданское, в том числе газовое оружие самообороны, спортивное или охотничье). Специальные средства (резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, водометы и бронемашины, средства разрушения преград, служебные собаки и т.д.) состоят на вооружении органов милиции, внутренних войск, федеральных органов государственной охраны, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, судебных приставов, органов правительственной связи и информации, ведомственной и вневедомственной охраны. При превышении должностных полномочий, сопровождавшемся применением оружия или специальных средств, необходимо, чтобы они применялись в нарушение установленных оснований и порядка их использования. Причинение тяжких последствий является признаком особо квалифицированного превышения должностных полномочий (ч. 3 ст. 286 УК РФ). При этом необходимо, чтобы имелись все другие объективные и субъективные признаки этого состава. Эти тяжкие последствия должны быть связаны с нарушением прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. К тяжким последствиям, в частности, рекомендуется относить: крупную аварию; причинение смерти или тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку; дезорганизацию работы государственного или муниципального органа, а также учреждения; нанесение материального ущерба в особо крупных размерах и т.п. По ч. 3 ст. 286 УК РФ наступает ответственность в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Уголовная ответственность за превышение должностных полномочий

Превышение должностных полномочий (ст. 286 Уголовного кодекса РФ) может выражаться в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: а) относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); б) могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц); в) совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; г) никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»). Общим для всех этих случаев является то, что должностное лицо совершает действия, явно выходящие за пределы прав и полномочий, предоставленных ему законом. Неправомерные действия должностного лица при превышении должностных полномочий должны быть непосредственно связаны со служебной деятельностью субъекта, когда он выступает не как частное, а как официальное лицо. Другими обязательными признаками объективной стороны превышения власти или служебных полномочий являются наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также причинная связь между действиями и последствиями. Объем прав и полномочий субъекта определяется его должностной компетенцией, которая закрепляется в различных нормативных актах (законах, уставах, положениях, инструкциях, приказах и т.п.). Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом государственных или общественных интересов — это в значительной степени оценочное понятие. Прежде всего существенным следует считать нарушение должностным лицом конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 2 Конституции РФ). Физический вред будет считаться существенным нарушением прав гражданина, если он выражается в причинении хотя бы легкого вреда здоровью. Материальные убытки, причиняемые должностным злоупотреблением, могут быть как в виде реального материального ущерба, так и упущенной выгоды. Существенное нарушение прав и законных интересов организации может быть связано с незаконным вмешательством в ее деятельность, ограничением свободы предпринимательства и иной не запрещенной законом экономической деятельности, повлекшими крупные убытки для организации, ограничением конкуренции и т.п. Существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства можно видеть в создании серьезных помех и сбоев в работе государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, подрыве авторитета органов государственной власти и органов местного самоуправления, сокрытии и попустительстве совершению преступлений и т.п. Субъектом превышения должностных полномочий может быть только должностное лицо. Комментируемое преступление совершается только с умыслом (конкретизированным или неконкретизированным). Виновный осознает, что совершает действия, которые явно (т.е. бесспорно, очевидно) для него самого выходят за пределы предоставленных ему законом прав и полномочий, предвидит последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства и желает или сознательно это допускает либо относится к последствиям безразлично. Мотивы совершения преступления могут быть любыми (месть, карьеризм, иные личные побуждения, корысть, ложно понимаемые интересы дела и т.д.) и не имеют никакого значения для квалификации, хотя и учитываются при назначении наказания. Преступность деяния, явно выходящего за пределы должностных полномочий, исключается лишь в ситуации крайней необходимости (ст. 39 УК РФ) и обоснованного риска (ст. 41 УК РФ). По части 1 ст. 286 УК РФ наступает наказание в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо ареста на срок от четырех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до четырех лет. Квалифицированным видом превышения полномочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ) является совершение соответствующих деяний лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. Под лицами, занимающими государственные должности РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов — Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, федеральные министры, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центрального банка РФ, Председатель Счетной палаты РФ, судьи, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ и др. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, — президенты республик, губернаторы или другие главы субъектов Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты представительных органов субъектов Федерации, члены правительства и др. Действия наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Особо квалифицированным видом превышения власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 286 УК РФ) признается деяние, предусмотренное ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, если оно сопровождалось насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств, причинением тяжких последствий. Каждого из названных обстоятельств достаточно для квалификации по ч. 3 ст. 286 УК РФ, хотя нередко они наличествуют одновременно. Сам факт совершения должностным лицом незаконных действий с насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств является грубым посягательством против охраняемых законом прав граждан, интересов общества или государства и рассматривается как существенное их нарушение независимо от наступления каких-либо иных вредных последствий. Насилие при превышении должностных полномочий может выражаться в нанесении потерпевшему побоев, причинении вреда здоровью любой тяжести, истязании, лишении жизни потерпевшего. Угроза применения насилия при превышении должностных полномочий — это высказанное намерение совершить вышеназванные действия. Квалификацией по ч. 3 ст. 286 УК РФ охватывается причинение потерпевшему любого вреда здоровью, кроме случаев причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК РФ, а также умышленного убийства. В последних случаях действия виновного должностного лица нужно квалифицировать по совокупности ч. 3 ст. 286 и ч. 3 или ч. 4 ст. 111 или ст. 105 УК РФ. Убийство и причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенные представителем власти или иным должностным лицом при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, квалифицируются только по ст. 108 или ст. 114 УК РФ. Применение оружия или специальных средств как квалифицирующее обстоятельство по п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ имеет место в случаях, когда по делу установлено фактическое использование этих предметов для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или вреда здоровью, а также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность. К оружию относятся устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели (ст. 1 Федерального закона от 13.12.96 № 150-ФЗ «Об оружии»). Оружие может быть огнестрельным, холодным, метательным, пневматическим, газовым, а также основанным на использовании электрической энергии, радиоактивных излучений и биологических факторов. Ответственности по п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ подлежит должностное лицо, применившее при превышении своих полномочий оружие любого назначения (боевое, служебное, гражданское, в том числе газовое оружие самообороны, спортивное или охотничье). Специальные средства (резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, водометы и бронемашины, средства разрушения преград, служебные собаки и т.д.) состоят на вооружении органов милиции, внутренних войск, федеральных органов государственной охраны, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, судебных приставов, органов правительственной связи и информации, ведомственной и вневедомственной охраны. При превышении должностных полномочий, сопровождавшемся применением оружия или специальных средств, необходимо, чтобы они применялись в нарушение установленных оснований и порядка их использования. Причинение тяжких последствий является признаком особо квалифицированного превышения должностных полномочий (ч. 3 ст. 286 УК РФ). При этом необходимо, чтобы имелись все другие объективные и субъективные признаки этого состава. Эти тяжкие последствия должны быть связаны с нарушением прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. К тяжким последствиям, в частности, рекомендуется относить: крупную аварию; причинение смерти или тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку; дезорганизацию работы государственного или муниципального органа, а также учреждения; нанесение материального ущерба в особо крупных размерах и т.п. По ч. 3 ст. 286 УК РФ наступает ответственность в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Перейти должностной рубеж: когда осудят за превышение полномочий

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Для чиновников и силовиков есть свои составы, по которым их наказывают, когда «государевы люди» используют свою власть, чтобы причинить вред кому-то другому. При этом статусность должности не столь важна. За превышение полномочий (ст. 286 УК) могут посадить и сельского участкового, и губернатора. Доказать вину в таких делах бывает непросто, особенно если нет аудио- или видеозаписей и свидетелей. А эксперты еще поделились советами, как защищаться от необоснованного обвинения в превышении полномочий.

К уголовной ответственности за превышение должностных полномочий можно привлечь любого управленца госучреждения, говорит партнер Q&A Виктор Ушакевич: «От завхоза детского сада до федерального министра». Так, главу сельсовета в Лысковском районе приговорили к трём с половиной годам колонии за то, что тот подписывал подложные выписки из похозяйственных книг. Кроме того, чиновник передавал в органы Росреестра ложные сведения о правах собственности физлиц на участки, принадлежавшие государству. Это привело к тому, что земли ушли из госсобственности.

А экс-руководителю Департамента строительной политики Воронежа Олегу Гречишникову и бывшему главе городского управления строительной политики Владимиру Пешкову все по той же ст. 286 УК дали условные сроки. Следователи установили, что чиновники незаконно попросили одну из строительных фирм отказаться от фактического участия в аукционе на возведение пристройки для местного детсада. За это гендиректору компании пообещали лояльное отношение во время проведения торгов по строительству другого здания (дело № 1-185/2020).

Должностные лица и их нарушения
Должностные лица – представители власти или те работники, которые выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в госорганах и вооруженных силах.
Действия, которые явно выходят за пределы полномочий:

– относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);

– могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если тот не создавал реальной опасности для других лиц);

– очевидно незаконные (пытки, избиения и т. п.);

Источник: Постановление Пленума Верховного суда № 19 от 16 октября 2009 года «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

Этот состав инкриминировали и бывшему главе Республики Коми Вячеславу Гайзеру. По версии следствия, в 2013–2014 годах региональный руководитель поручил мэру Сыктывкара Ивану Поздееву выделить земельные участки для строительства многоквартирных жилых домов без проведения торгов. Это было сделано в интересах компании, принадлежащей знакомому Гайзера, и привело к ущербу на 8,7 млн руб., уверены силовики. 

В похожей ситуации условным сроком отделался бывший губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. Два года назад его признали виновным по ст. 286 УК за то, что чиновник распорядился отменить уже объявленный аукцион по продаже участка земли в самом центре Новосибирска. Юрченко попросил тогда реализовать эту землю конкретному покупателю по цене вдвое меньше рыночной (дело № 22-842/2018). 

Превышение полномочий порой сложно квалифицировать, потому что этот состав схож со злоупотреблением полномочиями (ст. 285 УК). Их можно отличить лишь по мотиву, который преследовали преступники. При «злоупотреблении» всегда есть корыстная или иная личная заинтересованность, объясняет Дмитрий Данилов из



Федеральный рейтинг.

группа
Уголовное право



: «Она выражается обычно в карьеризме. А при «превышении» – ложно понятые интересы службы». 

На практике одни и те же действия (даже с аналогичным мотивом) могут квалифицировать как по одной статье, так и по другой, констатирует эксперт. Тем не менее разграничительный критерий все же можно выделить. Ст. 285 УК вменяют региональным и федеральным чиновникам. По ней в этом году осудили бывшего замглавы Якутска, который давил на руководство строительной фирмы, чтобы ему передали квартиры в новостройке. 

А в прошлом году аналогичный состав инкриминировали и бывшему председателю юридического комитета администрации губернатора Санкт-Петербурга Юлии Осиповой. Она заставила своих подчиненных разрабатывать проекты нормативных актов для местных властей. Хотя, согласно документам, для этих целей привлекалась коммерческая юрфирма, которой выделили более 10 млн руб. Эти деньги чиновница якобы забрала себе. Суд приговорил Осипову лишь к штрафу в 50 000 руб. (дело № 1-392/2019).

От служебных подлогов к пыткам

 Еще три года назад за превышение полномочий чаще судили чиновников, которые занимались служебными подлогами, чтобы улучшить показатели работы, или нерационально расходовали бюджетные деньги, рассказывает адвокат Михаил Ошеров, председатель КА



Федеральный рейтинг.

группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Уголовное право



. Теперь стало больше разбирательств о пытках и избиениях. По мнению Ошерова, такая тенденция сложилась после того, как два года назад получили огласку пытки в Ярославской колонии. Там 15 сотрудников ФСИН издевались над заключенными. Работники колонии после задержания утверждали, что именно начальник поручал им проводить подобную «воспитательную работу». Суд над одним из надзирателей уже завершился в начале этого года. Он получил четыре года лишения свободы в колонии общего режима. 

В условиях строгой субординации, всеобщего стремления выслужиться и при попустительстве контролирующих органов любое решение начальника или командира часто важнее буквы закона. Даже добросовестным сотрудникам сложно мешать коллегам нарушать закон.  

Матвей Протасов, адвокат, партнер



Федеральный рейтинг.

группа
Уголовное право

Профайл компании


Обвинение по этой статье в целом часто предъявляют полицейским или сотрудникам других правоохранительных органов, говорит руководитель уголовной практики АБ «Павел Хлюстов и Партнеры» Алексей Гуров. По его словам, ст. 286 УК им нередко вменяют наряду со «взяточничеством» или «хищением».

Подпасть под статью могут и те, кто «выбивает показания» из задержанных. Так, этой весной Синарский районный суд Каменск-Уральского Свердловской области приговорил к реальным срокам четырех местных полицейских, которые били подростков и требовали сознаться в кражах. Пытки происходили прямо в полицейском участке и соседнем лесу. Дошло до того, что полицейские заставляли детей копать себе могилы. А за полгода до этого на четыре года в колонию отправили оперативника ФСБ из Петербурга. Он изнасиловал предпринимателя карабином, когда обыскивал его дом.

Проблемы доказать вину

Первое, на что следователи обращают внимание, когда раскрывают подобные преступления, – должностные инструкции. Эти документы изымают из ведомства, где работал подозреваемый, говорит управляющий партнер



Федеральный рейтинг.

группа
Семейное и наследственное право


группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)


группа
Уголовное право



Дмитрий Солдаткин. Нужно выяснить, что чиновник или сотрудник правоохранительных органов их действительно нарушил. Сложность доказывания преступлений во многом зависит от того, как четко описаны полномочия задержанного. По словам бывшего следователя Кирилла Махова, партнера



Федеральный рейтинг.

группа
Уголовное право


29место
По выручке

Профайл компании


, на практике встречаются случаи, когда функционал руководителей описывается абстрактными фразами. Например, «осуществляет общее руководство».

Параллельно силовики сталкиваются и с другими сложностями, когда расследуют дела против своих коллег. Те обладают особым статусом и отлично знают методы работы следователей и оперативников. Потому основные доказательства в таких процессах – телефонные «прослушки», наблюдения за подозреваемыми и оперативные эксперименты, перечисляет Гуров. Если нет «прослушки» и свидетелей, которые подтвердят, что начальник настойчиво приказывал своим подчиненным нарушить закон, то доказать умысел непросто, поясняет Данилов.

Еще одна проблема возникает, когда нужно определить тяжкие последствия от подобного преступления, которые не связаны с причинением имущественного вреда (ч. 3 ст. 286 УК). П. 21 Постановления Пленума ВС от 16 октября 2009 года № 19 относит к ним причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство жертвы силовиков. Но на практике суды указывают таким последствием «подрыв авторитета органов власти» или их «дискредитацию», говорит Ошеров: «То есть оценочные понятия предлагается определить через другой оценочный термин – «тяжкие последствия». По мнению адвоката, использовать такие формулировки, как «подрыв авторитета органов власти» или «их дискредитация», стоит лишь в тех случаях, когда установлен конкретный материальный вред от незаконных действий преступников.

Если речь идет о пытках, то их сложно подтвердить, когда в деле нет ничего, кроме слов потерпевшего и обвиняемого. Проводится медэкспертиза, но ее выводы могут лишь подтвердить наличие увечий, замечает партнер



Федеральный рейтинг.

группа
Уголовное право

Профайл компании


Матвей Протасов. Определить точно, откуда появились эти травмы, очень сложно. По словам эксперта, в таких случаях следствию приходится использовать показания друзей, родственников и сослуживцев обвиняемого, которые узнали о «методах его работы» от него самого. 

Защита от необоснованных обвинений

Оппонировать грамотному, честному и принципиальному следствию по этому составу будет крайне проблематично, сразу предупреждает Гуров. Для этого обвиняемый и его адвокаты могут обратить внимание на процессуальные нарушения, которые силовики могли допустить, когда занимались оперативно-разыскными мероприятиями по делу. Как показывает опыт, в этой части следствие допускает много ошибок, говорит Гуров. Необходимо точно определить, действительно ли обвиняемый навредил кому-то своими действиями или нет. По словам Ошерова, следствию еще нужно постараться доказать, что ущерб наступил именно из-за этого конкретного нарушения полномочий, а не по другим причинам.

Если инкриминируемое преступление не является насильственным, то адвокатам нужно доказывать, что у их доверителя не было умысла совершать что-то противозаконное, советует Данилов. Тогда есть вероятность, что суд все переквалифицирует на ст. 293 УК – «Халатность», максимальное наказание – не больше трех лет лишения свободы. Так произошло в деле бывшего председателя комитета правительства Ленинградской области по природным ресурсам Александра Степченко. По версии следствия, вырубка леса в заказнике «Шалово-Перечицкий», которую разрешил чиновник, нанесла ущерб свыше 500 млн руб. Изначально чиновнику вменяли превышение полномочий, но затем следователи переквалифицировали обвинение на халатность и прекратили дело по сроку давности. Они установили, что корыстной заинтересованности не было, а решение Степченко принял на основании положительного заключения экспертов, на которых не влиял. 

Универсальный совет для сотрудников правоохранительных органов дает Ушакевич: «Надо записывать на аудио или видео беседы с подозреваемыми». Если подозреваемый дал признательные показания, но потом обнаружил, что других доказательств против него нет, он может отказаться от своих слов и заявить, что их выбили под пытками. Тогда под следствием могут оказаться уже те, кто его задерживал и допрашивал.

  • Уголовный процесс

Превышение должностных полномочий ст. 286 УК РФ. Нужен адвокат по превышению должностных полномочий? Звоните, отвечу на все Ваши вопросы! Превышение должностных полномочий предусмотрено статьей 286 УК РФ.

Что значит превышение? Особенности квалификации

Это совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий. Полномочия у всех должностных лиц разные, и как правило содержатся в их должностных инструкциях. 

Для квалификации такого деяния по ст. 286 УК РФ необходимо, что бы оно повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Квалифицированный состав

По ч. 2 ст. 286 УК РФ — это когда должностное лицо занимает государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно должность главы органа местного самоуправления.  

Если деяние совершено с приведенными ниже квалифицирующими признаками, то оно уже будут квалифицироваться по ч. 3 ст. 286 УК РФ. Вот эти признаки… 

а) с применением насилия или с угрозой его применения

Применение насилия означает нанесение потерпевшему побоев, причинение физической боли, легкого и средней тяжести вреда здоровью, ограничение свободы (например, связывание), истязание.

Умышленное причинение смерти или тяжкого вреда здоровью не охватывается составом превышения должностных полномочий и требует квалификации по совокупности с соответствующими статьями УК о преступлениях против личности.

Угроза применения насилия (включая угрозу убийством) означает высказанное или иным образом выраженное вовне намерение виновного причинить потерпевшему вред здоровью, когда у последнего имелись действительные основания опасаться приведения ее в исполнение; 

б) с применением оружия или специальных средств

Сам по себе факт незаконного применения оружия связан с существенным нарушением прав граждан, вне зависимости от наступления каких — либо иных последствий.

При определении понятия «оружие» следует руководствоваться Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150 — ФЗ «Об оружии». Перечень специальных средств установлен различными нормативными правовыми актами. Например, Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1998 г. N 634 «Об утверждении Перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1584 «Об утверждении Перечня боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также специальных средств, состоящих на вооружении Федеральной службы судебных приставов».

Специальные средства

Это средства, предназначенные для применения на определенных законом основаниях в целях пресечения правонарушений и нейтрализации правонарушителей.

К специальным средствам относятся: резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, служебные собаки, электрошоковые устройства и другие средства, состоящие на вооружении органов внутренних дел, внутренних войск, федеральных органов государственной охраны, органов Федеральной службы безопасности, органов уголовно — исполнительной системы и др.

Специальные технические средства, применяемые в оперативно — розыскной деятельности, в том числе технические средства, предназначенные для негласного получения информации, к специальным средствам не относятся.

Применительно к п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ к специальным средствам относятся лишь такие приспособления и устройства, которыми, как и оружием, может быть причинен вред жизни или здоровью людей.

Под применением оружия и специальных средств следует понимать как фактическое их использование для физического воздействия на потерпевшего, так и угрозу их применения, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозит опасность; 

в) с причинением тяжких последствий

Тяжкими последствиями при превышении должностных полномочий являются крупные аварии, длительные остановки транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы учреждения, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах, резкое осложнение социальной обстановки в конкретной местности, причинение тяжкого вреда здоровью или смерти хотя бы одному человеку.

Формы вины

Психическое отношение к смерти и причинению тяжкого вреда здоровью может быть выражено только в форме неосторожности. Неосторожное причинение смерти в результате умышленного превышения полномочий — типичный пример необоснованного применения работниками милиции огнестрельного оружия.

Вина по отношению к иным тяжким последствиям может быть как умышленной, так и неосторожной. К числу тяжких последствий следует отнести также и причинение тяжкого вреда здоровью человека.

При этом дополнительной квалификации по ст. 111 УК РФ не требуется, если ответственность за причиненный вред квалифицировалась бы по ч. ч. 1 или 2 ст. 111 УК РФ В остальных случаях необходима дополнительная квалификация деяния.

Последствия, вред

Преступное деяние, предусмотренное ч. 3 ст. 286 УК РФ, квалифицируется по совокупности с ч. 4 ст. 111 УК РФ лишь при доказанности умысла на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего.

Не требует дополнительной квалификации по ст. 109 УК РФ причинение смерти потерпевшему по неосторожности.

Если же превышение должностных полномочий было сопряжено с убийством, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений по ч. 3 ст. 286 УК РФ и соответствующей части ст. 105 УК РФ.

В случаях, когда должностным лицом причиняется вред здоровью потерпевшего средней тяжести или тяжкий, а также в случае, когда причиняется смерть потерпевшему, но указанный вред причинен в условиях превышения пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, содеянное охватывается соответственно ст. ст. 108 или 114 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 286 УК РФ не требуется. 

Спецсубьект

Преступление может совершить только должностное лицо. Если Вы таковым не являетесь, то привлечь Вас к уголовной ответственности по ст. 286 УК РФ невозможно.

Объективная и субъективная сторона

Деяние, предусмотренное в ст. 286 УК РФ возможно только в виде действия. Преступление считается оконченным с момента наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Наступление таких последствий обязательный признак этого состава, в случае его отсутствия деяние квалифицируется не как преступление, а как дисциплинарный проступок или административное правонарушение.

Мотив совершения данного преступления не является обязательным признаком при квалификации. Преступление совершается только с прямым умыслом, т.е. лицо при его совершении осознает, что совершает действия, которые выходят за пределы его полномочий, желает наступления последствий или сознательно их допускает. 

Более подробно квалификация данного преступления рассмотрена на странице сайта при рассмотрении квалифицирующих признаков ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). У данных преступлений квалифицирующие признаки полностью идентичные. Вы можете прочесть о них на соответствующей странице сайта. Желательно ознакомится с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19. 

Отличие ст. 285 от ст. 286 УК РФ

Конечно, между этими составами преступлений есть и отличия. Самое главное различие, что при превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) незаконные действия виновного лица не входят в его должностные обязанности, а при злоупотреблении должностными обязанностями  (ст. 285 УК РФ) входят в компетенцию виновного!  

В п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 выделяются четыре вида превышения должностных полномочий: 

1) совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица, 

2) совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им только при наличии особых условий, указанных в законе или подзаконном акте и отсутствовавших в данной ситуации, 

3) совершение должностным лицом действий, которые никто ни при каких обстоятельствах не вправе совершить, 

4) единоличное совершение должностным лицом действий, которые могут быть совершены лишь коллегиально. 

В каждом из этих четырех видов очевидно, что деяние виновного выходит за пределы его полномочий и непосредственно с ними связано. При превышении полномочий должностное лицо осуществляя свои права и обязанности по службе выходит за их рамки.

Если же деяние должностного лица не связано с его полномочиями, то оно не являются признаком преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ.  Например, когда должностное лицо совершает убийство, ограбление и т.д. Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства — понятие оценочное. 

Разобрались? Если необходима помощь — звоните, постараюсь Вам помочь… 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что такое подавляющее руководство
  • От чего таблетки пирацетам в таблетках взрослым помогает инструкция
  • Руководство по снайперскому делу
  • Феи из аниме руководство по выращиванию фей
  • Ваз 2113i 14i 15i руководство по эксплуатации