1. Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
(в ред. Указа Президента РФ от 17.11.2008 N 1624)
(см. текст в предыдущей редакции)
Руководство деятельностью Министерства обороны Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.
(в ред. Указа Президента РФ от 06.07.2010 N 845)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации (далее — Вооруженные Силы).
Минобороны России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (далее — подведомственные Минобороны России федеральные органы исполнительной власти).
(в ред. Указа Президента РФ от 09.02.2018 N 60)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Основными задачами Минобороны России являются:
1) выработка и проведение государственной политики в области обороны;
2) нормативно-правовое регулирование в области обороны;
3) нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил и подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;
4) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны, координация деятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координация строительства войск и воинских формирований;
5) координация и контроль деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;
5.1) координация деятельности войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
(пп. 5.1 введен Указом Президента РФ от 10.08.2011 N 1081)
6) организация применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации;
7) поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил;
осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил;
9) обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
10) выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями (далее — международное военное сотрудничество) и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями (далее — военно-техническое сотрудничество).
4. Минобороны России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и настоящим Положением.
5. Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
(п. 5 в ред. Указа Президента РФ от 05.03.2022 N 96)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Минобороны России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что именно
Министерство обороны играет ключевую роль в обеспечении организации и
функционирования системы национальной обороны страны.
Правовые основы обороны страны установлены в Конституции РФ.
Конституция РФ содержит ряд важных норм и положений, касающихся обороны. Так,
ст. 59 Конституции устанавливает: «Защита Отечества является долгом и
обязанностью гражданина Российской Федерации»; ч. 2 этой статьи предусматривает
несение гражданином РФ военной службы в соответствии с федеральным законом; п.
«м» ст. 71 устанавливает, что в ведении РФ находится оборона;
Президент РФ (ст. 87) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами
Российской Федерации.
Дальнейшее развитие конституционные положения получили в федеральных
законах «Об обороне» от 31 мая 1996 г., «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г., «О статусе военнослужащих от 27
мая 1998 г., «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»
от 26 февраля 1997 г. и др.
Принципиальное значение для регулирования вопросов обороны и военного
строительства имеет Указ Президента РФ «О создании Вооруженных Сил Российской
Федерации» от 7 мая 1992 г.
Федеральный закон „ Об обороне “ от 31 мая 1996 г. является правовой основой организации обороны и во многом по-новому трактует вопросы обороны,
что очень важно с точки зрения административного права.
Понятие «оборона» сформулировано в ст. 1 названного
Федерального закона. В этой статье установлено: «Под обороной понимается
система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер
по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации,
целостности и неприкосновенности ее территории».
Законодательство Российской Федерации в области обороны основывается
на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской
Федерации и включает в себя федеральные конституционные законы, федеральные
законы, Федеральный закон об обороне и законы Российской Федерации в области
обороны.
В целях обороны создаются Вооруженные Силы РФ. К обороне привлекаются
пограничные, внутренние, железнодорожные войска, войска Федерального агентства
правительственной связи и информации, войска гражданской обороны.
В целях обороны устанавливается воинская обязанность граждан РФ и
военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти,
органов местного самоуправления и организации независимо от форм собственности,
а также собственников транспортных средств.
Целью данной курсовой работы является исследование структуры и
организации деятельности Министерства обороны РФ.
В рамках курсовой работы будут решены следующие задачи:
— рассмотрено понятие
обороны Российской Федерации и основы ее организации;
— исследованы
организационно-правовые формы управления обороной;
— исследованы механизмы
оперативного управления вооруженными силами и гражданской обороны;
— исследованы механизмы
комплектования Вооруженных сил РФ;
— рассмотрены организационные
принципы деятельности Министерства обороны РФ.
Предметом исследования является деятельность Министерства обороны
РФ.
Объектом исследования выступают организационные механизмы
деятельности Министерства обороны РФ.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы.
Глава
1. Организационное устройство Министерства обороны
1.1.
Нормативно-правовое обеспечение организации и деятельности Министерства
обороны Российской Федерации
Министерство обороны Российской
Федерации (Минобороны России) — федеральный орган исполнительной
власти (федеральное министерство), проводящий государственную
политику и осуществляющий государственное управление в области обороны,
а также координирующий деятельность федеральных министерств, иных федеральных
органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по вопросам обороны.
Минобороны России является органом управления вооружёнными силами России за исключением
войск ГО, пограничных войск, внутренних войск и др. Возглавляется Министром
обороны Российской Федерации, назначаемым и освобождаемым от должности Указом
Президента Российской Федерации по представлению Председателя Правительства
Российской Федерации.
Следует отличать (в качестве омонима, дефиниции) два значения
понятия Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России):
— структурно (де-юре)
Минобороны России — федеральный орган исполнительной власти, орган управления
Вооружёнными Силами Российской Федерации, юридическое лицо, учреждение в
составе министра, подразделений, имущества и личного состава министерства,
осуществляющее функции в области обороны; имеет почтовый адрес, флаг и эмблему;
возглавляется Министром обороны Российской Федерации, руководится Президентом
Российской Федерации;
— собственно (де-факто)
Минобороны России — совокупность объектов, органов военного управления и
личного состава, находящихся в ведении Министра обороны и решающих задачи в
интересах министерства и государства.
Статья 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» определяет оборону как систему политических, экономических, военных, социальных,
правовых и иных мер по подготовке к вооруженной
защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности территории.
В целях обороны устанавливается воинская
обязанность граждан РФ и военно-транспортная обязанность
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и
организаций независимо от форм
собственности, а также собственников транспортных средств.
В целях обороны созданы Вооруженные силы
Российской Федерации согласно Указу Президента РФ от 7 мая 1992 г. № 466 «О создании Вооруженных сил Российской Федерации».[1] Они призваны защищать
суверенитет, территориальную целостность и другие важные интересы
Российской Федерации в случае совершения вооруженной агрессии
против нее. Вооруженные силы также могут быть использованы для выполнения
задач, вытекающих из международных обязательств
Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с Военной
доктриной Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706[2] Вооруженные силы могут
применяться на территории России в
случаях противоправной деятельности националистических и других организаций, направленной на
дестабилизацию внутренней обстановки, попытки насильственного свержения
конституционного строя, создания незаконных вооруженных формирований и др.
Федеральным законом «Об обороне» установлено, что к обороне привлекаются пограничные войска, внутренние войска
МВД России, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны, воинские формирования других
федеральных органов исполнительной
власти.
Другие войска, воинские формирования и органы:
1)
участвуют в разработке Плана применения Вооруженных сил РФ,
федеральных государственных программ вооружения, развития
оборонно-промышленного комплекса и оперативного оборудования территории Российской
Федерации в целях обороны;
2)
участвуют совместно с Вооруженными силами РФ в отражении агрессии
против Российской Федерации в соответствии с Планом применения Вооруженных сил
РФ;
3)
организуют подготовку к совместным с Вооруженными силами РФ действиям в целях
обороны;
4)
участвуют
в подготовке граждан РФ к военной службе;
5)
обеспечивают осуществление мероприятий по оперативному оборудованию
территории Российской Федерации и по подготовке коммуникаций в целях обороны;
6)
привлекаются к совместной с Вооруженными силами РФ оперативной и мобилизационной
подготовке;
7)
выполняют иные задачи в области обороны в соответствии с
федеральными
конституционными законами, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ.
Вопросы координации деятельности других
войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в
области обороны, а также координации строительства и развития других войск и воинских
формирований определяются Президентом РФ.
Организация обороны включает:
1)
прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
2)
разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины
Российской Федерации;
3)
правовое регулирование в области обороны;
4)
строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности
Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований
и органов, а также планирование их применения;
5)
мобилизационную подготовку органов государственной власти
Российской
Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного
самоуправления и организаций, независимо от
форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
6)
создание запасов материальных ценностей государственного и
мобилизационного резервов;
7)
планирование и осуществление мероприятий по гражданской и
территориальной обороне;
обеспечение защиты сведений, составляющих государственную
тайну;
9)
развитие
науки в интересах обороны;
10)
финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием
средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных сил РФ, других воинских
формирований и органов;
11)
международное сотрудничество в целях коллективной безопасности,
совместной обороны и другие мероприятия в области обороны.
Общее руководство Вооруженными силами
осуществляет Президент РФ, являющийся Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами (ст. 87 Конституции РФ). Кроме того,
Законом «Об обороне» определены
полномочия Федерального собрания РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов Федерации, других государственных органов, органов местного
самоуправления, функции организаций
и обязанности их должностных лиц в области обороны, а также права и обязанности граждан в этой области.
Так, Президент РФ:
1)
определяет основные направления военной политики Российской
Федерации;
2)
утверждает
военную доктрину Российской Федерации;
3)
осуществляет руководство Вооруженными силами РФ, другими войсками, воинскими
формированиями и органами;
4)
в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии
против
Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или
частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное
положение с незамедлительным
сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе, отдает приказ Верховного
Главнокомандующего Вооруженными силами РФ о ведении военных действий;
5)
исполняет полномочия в области обеспечения режима
военного положения
в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом;
6)
принимает в соответствии с федеральными законами решение
о привлечении Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов к
выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;
7) утверждает концепции и
планы строительства и развития Вооруженных
сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных сил РФ,
Мобилизационный план Вооруженных сил
РФ, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях
военного времени органов государственной
власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного
самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных
ценностей государственного и
мобилизационного резервов и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;
утверждает федеральные государственные программы вооружения
и развития оборонного промышленного комплекса;
9)
утверждает программы ядерных и других специальных
испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний;
10)
утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих
замещению высшими офицерами в Вооруженных силах РФ, других
войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей,
подлежащих замещению полковниками (капитанами
1 ранга) в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает
высшие воинские звания, назначает
военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их
от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;
11)
утверждает структуру, состав Вооруженных сил РФ, других войск,
воинских формирований до объединения включительно и органов,
а также штатную численность военнослужащих Вооруженных
сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
12)
принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных сил РФ, других
войск, воинских формирований от соединения и
выше;
13)
утверждает общевоинские уставы, положения о Боевом знамени
воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке
прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах,
военно-транспортной обязанности;
14)
утверждает положения о Министерстве обороны РФ (далее:
Минобороны России) и федеральных органах исполнительной власти (органах),
уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими
формированиями и органами, определяет вопросы координации деятельности
федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной
власти субъектов Федерации в области обороны;
15)
утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской
обороны;
16)утверждает планы размещения
на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а
также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и
ядерных отходов;
17)ведет переговоры и
подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая
договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии
Вооруженных сил РФ в операциях по
поддержанию мира и международной безопасности;
18)издает указы о призыве
граждан Российской Федерации на военную службу, военные
сборы (с указанием численности призываемых граждан Российской Федерации и их
распределения между Вооруженными силами РФ, другими войсками,
воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан РФ, проходящих военную службу по призыву в
порядке, предусмотренном федеральным
законом;
19)
утверждает предельное количество военнослужащих Вооруженных
сил РФ, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование
к федеральным органам государственной власти;
20)осуществляет иные полномочия
в области обороны, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными
конституционными законами, федеральными законами и законами
Российской Федерации.
Полномочия Федерального собрания в области обороны следует рассматривать исходя из полномочий Совет Федерации
и Государственной думы.
Например, Совет Федерации:
1)
рассматривает расходы на оборону, установленные
принятыми Государственной думой федеральными законами о федеральном
бюджете;
2)
рассматривает принятые Государственной думой федеральные
законы в
области обороны;
3)
утверждает
указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного
положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных сил РФ,
других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их
предназначению;
4)
решает вопрос о возможности использования Вооруженных
сил РФ за
пределами территории Российской Федерации.
Государственная дума выполняет всего два полномочия:
1) рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые
федеральными законами о федеральном бюджете;
2) принимает федеральные законы в области обороны.
Органы исполнительной власти субъектов
Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с
органами военного управления в пределах своей компетенции
обеспечивают исполнение законодательства в области обороны.
Организации независимо от форм собственности
в соответствии с законодательством РФ:
1)
выполняют договорные обязательства, предусмотренные государственным
контрактом, заключенным на выполнение государственного оборонного
заказа на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение
энергетическими и другими ресурсами, производство, поставки и ремонт
вооружения и военной техники, другого военного имущества, а также договорные обязательства
по подрядным работам и предоставлению услуг
для нужд Вооруженных сил РФ, других
войск, воинских формирований и органов;
2)
выполняют мобилизационные задания по подготовке и созданию
на военное время специальных формирований;
3)
обеспечивают и принимают участие в выполнении мероприятий по гражданской и
территориальной обороне;
4)
осуществляют мероприятия, предусмотренные планами перевода
экономики страны (мобилизационными планами) на работу в условиях
военного времени, планами и заданиями накопления материальных ценностей
государственного и мобилизационного резервов, на
основе договоров, заключаемых с федеральными органами исполнительной власти, которым эти задания установлены
Правительством РФ;
5)
исполняют военно-транспортную обязанность в порядке,
устанавливаемом Правительством РФ;
6) осуществляют воинский учет работников и в
соответствии с законодательством РФ предоставляют для нужд
обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией
понесенных расходов в порядке,
устанавливаемом Правительством РФ.
1.2.
Организационная структура центрального аппарата и руководящие кадры
Министерства обороны Российской Федерации
Под обороной
РФ понимается система политических, экономических военных, социальных, правовых
и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного
нападения, а также защиты населения, территории и суверенитета Российской
Федерации. Основным правовом актом, закрепляющим основы организации обороны РФ,
является Закон РФ «Об обороне»[3].
В целях
обороны устанавливаются воинская обязанность граждан РФ[4] и военно-транспортная обязанность
федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и
организаций независимо от форм собственности, а также собственников
транспортных средств[5].
В целях
обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.
К обороне
привлекаются пограничные войска федеральной службы безопасности, внутренние
войска Министерства внутренних дел РФ[6],
войска гражданской обороны.
Для
выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические
и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах
исполнительной власти, служба внешней разведки РФ[7], органы федеральной службы
безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные
органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной
подготовки органов государственной власти РФ, а также создаваемые на военное
время специальные формирования.
Общее
руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент РФ, являясь Верховным
Главнокомандующим Вооруженными Силами (ст. 87 Конституции РФ), а также
Правительство РФ.
Президент РФ
определяет основные направления военной политики, утверждает военную доктрину,
объявляет состояние войны, вводит на территории Российской Федерации военное
положение.
Непосредственное
руководство Вооруженными Силами возложено на Министерство обороны Российской
Федерации (Минобороны России) оперативное управление Вооруженными Силами
осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил.
Минобороны
России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной политики,
нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные
федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами
Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области.
Руководство
деятельностью Минобороны России осуществляет Президент РФ.
Минобороны
России действует в соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской
Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации»[8].
В структуру
Минобороны России входят службы и им равные подразделения, центральные органы военного
управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные
подразделения. Министерсво является органом управления Вооруженными Силами РФ.
Минобороны
России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной
службы по военно-техническому сотрудничеству[9],
Федеральной службы по оборонному заказу[10],
Федеральной службы по техническому и экспортному контролю[11] и Федерального агентства специального
строительства.
Основными
задачами Минобороны России являются:
выработка и
проведение государственной политики в области обороны;
нормативно-правовое
регулирование в области обороны;
нормативно-правовое
регулирование деятельности Вооруженных Сил и подведомственных Минобороны России
федеральных органов исполнительной власти;
координация
деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной
власти субъектов РФ по вопросам обороны, координация деятельности войск,
воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также
координация строительства войск и воинских формирований;
координация и
контроль деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов
исполнительной власти;
организация
применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными
законами, федеральными законами и международными договорами РФ;
поддержание в
необходимой готовности Вооруженных Сил;
осуществление
мероприятий по строительству Вооруженных Сил;
обеспечение
социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан,
уволенных с военной службы, и членов их семей;
выработка и
реализация государственной политики в области международного военного
сотрудничества РФ с иностранными государствами и международными организациями и
военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами и
международными организациями.
Минобороны
России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления
военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы
(военные комиссариаты).
Федеральная
служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России).
ФСВТС России
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
контролю и надзору в области военно-технического сотрудничества РФ с
иностранными государствами и подведомственна Минобороны России, которое
осуществляет координацию и контроль ее деятельности. Руководство деятельностью
службы осуществляет Президент РФ.
ФСВТС России
в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и
Правительства РФ, международными договорами РФ, приказами и директивами
Министра обороны РФ в части, касающейся ФСВТС России, а также Положением о
Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству утвержденным Указом
Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1083[12].
В систему
ФСВТС России входят центральный аппарат ФСВТС России, ее территориальные
органы, представительства ФСВТС в РФ и в иностранных государствах, а также
организации, учреждаемые для обеспечения деятельности ФСВТС России.
Основными
задачами ФСВТС России являются:
осуществление
в соответствии с законодательством РФ контроля и надзора в области
военно-технического сотрудничества;
участие в
разработке совместно с другими федеральными органами исполнительной власти
государственной политики в области военно-технического сотрудничества и
внесение в установленном порядке соответствующих предложений Президенту РФ, в
Правительство РФ и Минобороны России;
обеспечение
совместно с другими федеральными органами исполнительной власти реализации
основных направлений государственной политики в области военно-технического
сотрудничества, определяемых Президентом Российской Федерации;
осуществление
в соответствии со своей компетенцией во взаимодействии с другими федеральными
органами исполнительной власти государственного регулирования в области
военно-технического сотрудничества.
ФСВТС России
имеет геральдический знак — эмблему и флаг.
Федеральная
службу по оборонному заказу (Рособоронзаказ).
Рособоронзаказ
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим деятельность
по контролю и надзору за выполнением федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного
самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами установленных
Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами
и другими нормативными правовыми актами РФ норм и правил в сфере
государственного оборонного заказа.
Рособоронзаказ
находится в ведении Минобороны России и осуществляет свою деятельность
непосредственно и через подведомственные организации.
Руководство
деятельностью службы осуществляет Президент РФ.
Рособоронзаказ
уполномочен осуществлять:
контроль за
проведением конкурсов (торгов) на размещение заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд по
государственному оборонному заказу;
государственный
контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований технических
регламентов в отношении продукции (работ, услуг), поставляемой по
государственному оборонному заказу.
Рособоронзаказ
в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и
Правительства РФ, международными договорами РФ, приказами и директивами
Министра обороны РФ в части, касающейся Рособоронзаказа, Положением о
федеральной службе по оборонному заказу утвержденным Указом Президента РФ от 21
января 2005 г. № 56с «Вопросы Федеральной службы по оборонному
заказу»[13].
Федеральная
служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).
ФСТЭК России
является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области
противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также
специально уполномоченным органом в области экспортного контроля. Служба
является органом защиты государственной тайны, наделенным полномочиями по
распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну.
ФСТЭК России
организует деятельность государственной системы противодействия техническим
разведкам и технической защиты информации и руководит ею и подведомственен
Минобороны России.
Руководство
деятельностью ФСТЭК России осуществляет Президент РФ.
Служба
действует в соответствии Положением о Федеральной службе по техническому и
экспортному контролю утвержденным Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1085[14].
ФСТЭК России
осуществляет следующие полномочия:
разрабатывает стратегию и
определяет приоритетные направления деятельности по обеспечению безопасности
информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, по
противодействию техническим разведкам и по технической защите информации;
разрабатывает и вносит
Президенту РФ и в Правительство РФ проекты законодательных и иных нормативных
правовых актов РФ по вопросам своей деятельности;
издает нормативные
правовые акты по вопросам своей деятельности;
разрабатывает и
утверждает в пределах своей компетенции методические документы, организует их
издание;
организует и финансирует
работы по изучению излучений различной физической природы, возникающих при
использовании неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;
осуществляет в пределах
своей компетенции межведомственный контроль за обеспечением защиты
государственной тайны, контроль за соблюдением лицензионных требований и
условий, а также рассмотрение дел об административных правонарушениях;
вносит в установленном
порядке представления о применении мер ответственности за нарушения
законодательства РФ по вопросам своей деятельности;
организует радиоконтроль
за соблюдением установленного порядка передачи служебной информации
должностными лицами организаций, выполняющих работы, связанные со сведениями,
составляющими государственную и (или) служебную тайну, при использовании открытых каналов
радио-, радиорелейных, тропосферных, спутниковых и других линий и сетей
радиосвязи, доступных для радиоразведки, подготавливает предложения,
направленные на предотвращение утечки информации по указанным каналам;
организует и проводит
лицензирование деятельности по осуществлению мероприятий и (или) оказанию услуг
в области защиты государственной тайны;
выполняет в установленном
порядке специальные работы по противодействию техническим разведкам и по
технической защите информации;
организует использование
активных средств противодействия техническим разведкам;
участвует совместно с ФСБ
России в проведении специальных экспертиз по допуску организаций к проведению
работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также принимает участие в
проведении государственной аттестации руководителей организаций, ответственных
за защиту указанных сведений;
организует работы по
изучению влияния неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств на
организм человека и окружающую среду;
участвует в разработке и
проведении мероприятий по противодействию техническим разведкам и по
технической защите информации в федеральных органах исполнительной власти и
органах исполнительной власти субъектов РФ;
участвует в согласовании
вопросов размещения на территории РФ дипломатических представительств и
консульских учреждений иностранных государств;
участвует в осуществлении
контроля за проведением мероприятий по предотвращению утечки по техническим
каналам информации, составляющей государственную
тайну, и конфиденциальной информации;
осуществляет иные функции
в установленной сфере деятельности.
Федеральное
агентство специального строительства (Спецстрой России).
Спецстрой
России является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим в интересах обороны и безопасности государства организацию работ
в области специального строительства, дорожного строительства и связи силами
инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских
формирований при Федеральном агентстве специального строительства. Руководство
деятельностью агентства осуществляет Президент РФ.
Спецстрой
России подведомствен Минобороны России, которое осуществляет координацию и
контроль его деятельности и осуществляет свою деятельность непосредственно и (или)
через входящие в его состав воинские формирования.
Основными
задачами Спецстроя России являются:
строительство
объектов специального и производственного назначения, обеспечивающих оборону и
безопасность государства, правопорядок, а также обустройство войск, жилищное
строительство и строительство объектов социальной инфраструктуры для
Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, федеральных
органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ,
органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в
порядке, установленном законодательством РФ;
2)
строительство и реконструкция предприятий и организаций ядерного комплекса,
предприятий по хранению и уничтожению химического и иных видов оружия массового
поражения, а также других критически важных для государства объектов;
3)
техническое прикрытие и восстановление автомобильных дорог оборонного значения,
а также автомобильных дорог общего пользования на территории РФ;
4)
строительство и капитальный ремонт в мирное и в военное время автомобильных
дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог общего пользования,
осуществляемые в качестве подрядчика;
5) прикрытие,
повышение живучести, эксплуатация и восстановление единой сети электросвязи РФ
для обеспечения обороны и безопасности государства;
6) участие в
восстановлении специальных объектов в районах, пострадавших в результате
чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и стихийных бедствий;
7)
строительство и восстановление объектов мобилизационного назначения для
федеральных органов исполнительной власти, а также объектов оперативного
оборудования территории РФ в целях обороны;
обеспечение в пределах своих полномочий боевой и мобилизационной готовности
воинских формирований;
9)
организация подготовки военнослужащих и гражданского персонала воинских
формирований для решения задач специального и дорожного строительства,
эксплуатации и восстановления единой сети электросвязи РФ.
Глава
2. Основные направления деятельности Министерства обороны РФ
2.1.
Оперативное управление Вооруженными силами
Оперативное управление Вооруженными силами
осуществляет Генеральный штаб, содержанием деятельности которого является разработка
предложений по военной доктрине Российской Федерации, плана строительства
Вооруженных сил, федеральной государственной программы
оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях
обороны, мобилизационных плана и выполняет другие функции.
Для оперативного управления Вооруженными силами существуют военные округа (например, Ленинградский
военный округ) и флоты (например,
Балтийский и Северный флоты). Военные округа действуют в соответствии с
Положением о них, утвержденным Указом Президента РФ от 27 июля 1998 г. № 901.[15] В пределах своих границ военные округа осуществляют оперативное
руководство объединениями,
соединениями и воинскими частями видов и родов Вооруженных сил.
В организации обороны и руководстве
Вооруженными силами определенное место отводится военным советам,
которые создаются Президентом РФ в видах Вооруженных сил, в родах войск, в
военных округах и на флотах.
В систему органов управления обороной входят военные комиссариаты, образуемые в городах и районах,
возглавляемые военными комиссарами.
Они действуют в соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ
от 15 октября 1999 г. № 1372.[16]
Для понимания организационных мероприятий, проводимых государственными органами власти в области обороны,
необходимо уяснение таких понятий, как «состояние войны», «военное
положение», «мобилизация», «гражданская
оборона», «территориальная оборона».
Состояние войны объявляется
федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую
Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае
необходимости выполнения международных договоров Российской
Федерации.
С момента объявления состояния войны или
фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий,
но не ранее их фактического
прекращения.
Основания и порядок введения и отмены
военного положения, а также режим военного положения
определяется Конституцией РФ (ст. 87) и Федеральным конституционным
законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».[17]
Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские
формирования и органы применяются в период действия военного
положения в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и
международными договорами Российской Федерации,
федеральными конституционными законами, федеральными законами,
нормативными правовыми актами Президента РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании указов Президента РФ на
территории, на которой введено военное положение, применяются
следующие меры:
1) усиление охраны общественного порядка и
обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных
государственных и специальных объектов, объектов,
обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование
транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также
объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья
людей и для окружающей природной среды;
2)
введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование
транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также
объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья
людей и для окружающей природной среды;
3)
эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного
назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы
с обязательным предоставлением таким жителям стационарных
или временных жилых помещений;
4)
введение и обеспечение особого режима въезда на
территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также
ограничение свободы передвижения по ней;
5)
приостановление деятельности политических партий, других общественных
объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную
деятельность, подрывающую в условиях
военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;
6)
привлечение граждан в порядке, установленном Правительством
РФ, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий
применения противником оружия, восстановлению поврежденных
(разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения
и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями
и эпизоотиями;
7)
изъятие в соответствии с федеральными законами
необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой
государством стоимости изъятого имущества;
запрещение или ограничение выбора места пребывания либо
места жительства;
9)
запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и
пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
10)
запрещение забастовок и иных способов приостановления или
прекращения деятельности организаций;
11)ограничение движения
транспортных средств и осуществление их досмотра;
12)запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных
местах в определенное время суток и предоставление федеральным органам
исполнительной власти, органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органам военного управления права при необходимости осуществлять
проверку документов, удостоверяющих
личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и
транспортных средств, а по основаниям, установленным
федеральным законом, — задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не
может превышать 30 суток;
13)
запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых
веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств
и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества,
спиртных напитков. В случаях, предусмотренных
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, у граждан
производится изъятие оружия, боеприпасов,
взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций — изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники
и радиоактивных веществ;
14)
введение контроля за работой объектов, обеспечивающих
функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой
типографий,
вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих
радиостанций индивидуального пользования;
15)
введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и
сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за
телефонными переговорами, создание органов
цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;
16)
интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного права граждан иностранного
государства, воюющего с Российской Федерацией;
17)
запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской
Федерации;
18)
введение в органах государственной власти, иных государственных
органах, органах военного управления, органах местного самоуправления
и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;
19)прекращение деятельности в Российской Федерации иностранных
и международных организаций, в отношении которых правоохранительными
органами получены достоверные сведения о том, что указанные
организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и
безопасности Российской Федерации.
Кроме того, на территории, на которой введено военное положение, референдумы и выборы в органы
государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся.
Порядок мобилизационной подготовки и
проведения мобилизации определяется федеральными законами,
нормативными правовыми актами Президента РФ и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 26
февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и
мобилизации в Российской Федерации»[18] под
мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий,
проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской
Федерации, экономики субъектов Федерации и экономики муниципальных образований,
подготовке органов государственной власти, органов
местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных сил РФ, других войск, воинских
формирований, органов и создаваемых
на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований (далее:
специальные формирования) к
обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению
потребностей государства и нужд населения в военное время.
Под мобилизацией в Российской Федерации
понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской
Федерации, экономики субъектов Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти,
органов местного самоуправления и
организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных сил РФ, других войск,
воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и
состав военного времени.
Мобилизация в Российской Федерации может быть
общей или частичной.
Кроме того, для обеспечения Вооруженных сил
РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных
формирований транспортными средствами в период мобилизации и в военное
время в Российской Федерации устанавливается
военно-транспортная обязанность.
Военно-транспортная обязанность
распространяется на федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного
самоуправления, организации, в том числе на порты, пристани,
аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, автозаправочные
станции, ремонтные организации и иные организации, обеспечивающие
работу транспортных средств, а также на граждан — владельцев
транспортных средств.
Возмещение государством убытков, понесенных
организациями и гражданами в связи с предоставлением в целях
обеспечения обороны страны и безопасности государства транспортных
средств и другого имущества, находящихся в их собственности,
осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
Порядок исполнения военно-транспортной
обязанности определен Положением о военно-транспортной
обязанности, утвержденным Указом Президента РФ от 2 октября 1998 г. № 1175.[19]
2.2.
Организация гражданской обороны
Гражданская оборона организуется в целях
защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий, а
также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Задачи и организация гражданской обороны
определяются Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».[20]
Гражданская оборона —
система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения,
материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей,
возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий, а также при
возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
—обучение населения способам защиты от
опасностей, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий;
—оповещение населения об опасностях,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
—эвакуация населения, материальных и культурных
ценностей в безопасные районы;
—предоставление населению убежищ и средств
индивидуальной защиты;
—проведение мероприятий по световой маскировке
и другим видам
маскировки;
—проведение аварийно-спасательных работ в
случае возникновения опасностей для населения при ведении
военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
—первоочередное обеспечение населения,
пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой
медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других
необходимых мер;
—борьба с пожарами, возникшими при ведении
военных действий или вследствие этих действий;
—обнаружение и обозначение районов,
подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
—обеззараживание населения, техники, зданий,
территорий и проведение других необходимых мероприятий;
—восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие
этих действий, а также вследствие
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
—срочное восстановление функционирования
необходимых коммунальных служб в военное время;
—срочное захоронение трупов в военное время;
—разработка и осуществление мер, направленных
на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого
функционирования экономики и выживания населения в военное время;
—обеспечение постоянной готовности сил и
средств гражданской обороны.
Силы гражданской обороны —
воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в
области гражданской обороны, организационно объединенные в
войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные
формирования и спасательные службы.
Вооруженные силы РФ, другие войска и воинские
формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в
соответствии с законодательством РФ.
Для решения задач в области гражданской
обороны воинские части и подразделения Вооруженных сил РФ, других войск и
воинских формирований привлекаются в порядке, определенном
Президентом РФ.
Общие задачи и организация территориальной
обороны определяются Президентом РФ.
2.3.
Воинская обязанность и комплектование Вооруженных сил Российской Федерации
Статья 59 Конституции РФ определяет защиту
Отечества как долг и обязанность граждан России, которые реализуются через
комплектование Вооруженных сил РФ.
Организация комплектования Вооруженных сил
определятся Федеральными законами «Об обороне» от 31 мая 1996 г. и «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г., а также Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным
Указом Президента РФ от 19 сентября 1999 г. № 1237, Положением о
призыве на военную службу граждан РФ, утвержденным постановлением
Правительства РФ от 1 июня 1999 г. № 587 и Положением о подготовке
граждан РФ к военной службе, утвержденным постановлением Правительства
РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441.
Воинская обязанность граждан предусматривает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв
на военную службу, прохождение
военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания
в запасе.
Рассмотрим некоторые из этих элементов.
Воинский учет граждан
РФ организуется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными
законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной
службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»
и Положением о воинском учете, утвержденным постановлением
Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. № 1541.
Под воинским учетом понимается
государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и
мобилизационных людских ресурсов. Функционирование системы воинского учета
обеспечивается Минобороны России, МВД России, Службой внешней
разведки РФ, органами Федеральной службы безопасности РФ, органами
исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления
и организациями независимо от организационно-правовой формы (далее: организации).
Воинский учет осуществляется постоянно и
охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету.
Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету,
являются полнота и достоверность данных, характеризующих количественное и
качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Цели и задачи воинского учета:
—обеспечение исполнения гражданами воинской
обязанности, установленной Федеральными законами «Об обороне», «О
воинской обязанности
и военной службе» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации »;
—определение количественного и качественного
состава призывных и мобилизационных людских ресурсов в интересах их
эффективного использования для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
—проведение плановой работы по подготовке
необходимых военных специалистов из числа граждан,
пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу
Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и
специальных формирований с мирного на военное время и
последующего их доукомплектования личным составом.
Воинский учет подразделяется на общий и специальный.
На общем воинском учете
состоят граждане, которые не забронированы за органами государственной власти,
органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время.
На специальном
воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке
бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или
организациями на период мобилизации и на
военное время.
Воинский учет граждан осуществляется военными
комиссариатами районов, городов без районного деления и иных
муниципальных (административно-территориальных) образований (далее:
военные комиссариаты
) по месту их жительства.
В населенных пунктах, где нет военных
комиссариатов, первичный воинский учет граждан осуществляется органами местного
самоуправления.
Следует заметить, что в КоАП РФ 2001 г. выделена отдельная глава (гл. 21), устанавливающая административную
ответственность за правонарушения в области воинского учета.
К таким правонарушениям отнесены:
Статья 21.1. Непредставление в военный
комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет;
Статья 21.2. Неоповещение граждан о вызове их
по повесткам военного
комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет;
Статья 21.3. Несвоевременное представление
сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или
граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного
пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете;
Статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете.
Статья 21.5. Неисполнение гражданами
обязанностей по воинскому учету;
Статья 21.6. Уклонение от медицинского
обследования;
Статья 21.7. Умышленная порча или утрата
документов воинского учета.
Субъектами указанных правонарушений являются
не только граждане
РФ, обязанные состоять на воинском учете, но и должностные лица, ответственные за военно-учетную работу.
Санкции за перечисленные
правонарушения предусматриваются в виде административных штрафов в размере от одной второй до десяти
минимальных размеров оплаты труда..
Законодательством РФ предусмотрены
обязательная и добровольная подготовка к военной службе.
Обязательная подготовка гражданина к военной
службе предусматривает:
—получение начальных знаний в области обороны в
образовательных учреждениях, поскольку государственные
образовательные стандарты общего и профессионального образования их предусматривают;
—подготовку по основам военной службы в
государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении и на учебных пунктах организаций;
—военно-патриотическое воспитание;
—подготовку по военно-учетным специальностям солдат и матросов по
направлению военного комиссариата;
—медицинское освидетельствование и медицинское
обследование;
—лечебно-оздоровительные мероприятия.
Получение начальных знаний об обороне,
включая приобретение навыков в области гражданской обороны, осуществляется в
государственном, муниципальном или негосударственном
образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и
среднего профессионального
образования и в учебных пунктах.
Граждане мужского пола получают начальные
знания в области обороны в соответствии с примерной
программой обучения, согласованной с Минобороны России.
Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в
образовательных учреждениях среднего
(полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего
профессионального образования в
течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах.
В учебных пунктах подготовку по основам
военной службы проходят по направлению военных комиссариатов
граждане, достигшие 16-летнего возраста, не обучающиеся в
образовательных учреждениях и не работающие в организациях.
Подготовка граждан по основам военной службы
проводится в соответствии с государственными
образовательными стандартами.
Подбор преподавателей, проводящих подготовку граждан по основам военной службы, осуществляется, как
правило, из числа офицеров,
пребывающих в запасе, имеющих высшее или среднее военное образование, а
также выпускников военных кафедр педагогических образовательных учреждений высшего профессионального образования, обладающих необходимыми знаниями и высокими
морально-деловыми качествами.
При невозможности заместить штатную
должность преподавателя лицом, имеющим звание офицера и
пребывающим в запасе, разрешается, в виде исключения, назначать на эту должность
пребывающих в запасе прапорщиков, мичманов,
сержантов, старшин, солдат или
матросов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование.
Учебные пункты создаются по решению главы
органа местного самоуправления на базе одной организации, насчитывающей не менее
20 граждан, подлежащих призыву на военную службу и не прошедших подготовку по основам военной службы, или
нескольких организаций (объединенные
районные или городские учебные пункты).
Ответственность за организацию учебных
пунктов возлагается на руководителей организаций, на базе которых
они создаются.
Оценка знаний граждан, обучающихся основам
военной службы в учебных пунктах, осуществляется путем проведения зачетов. Для приема зачетов в организации создается комиссия в
составе представителя органа местного
самоуправления (председатель комиссии), представителей соответствующего
военного комиссариата и территориальных
органов, осуществляющих управление гражданской обороной.
По окончании обучения основам военной службы
гражданам вручаются
соответствующие справки о прохождении подготовки.
Списки граждан, прошедших подготовку в
учебных пунктах, с результатами сдачи зачетов по основам военной
службы направляются в военные комиссариаты по месту воинского учета граждан.
Сотрудники военных комиссариатов делают соответствующие записи
в учетных картах призывников и удостоверениях граждан,
подлежащих призыву на военную службу.
Занятия в учебных пунктах проводятся 2-3 раза
в неделю по 2-3 часа. Для проведения занятий по основам военной службы
в учебном пункте оборудуется специальный кабинет. Кроме того, в
учебном пункте необходимо наличие военного имущества, общевоинских
уставов, учебных пособий и другого имущества.
Организации, на базе которых созданы учебные пункты, обеспечивают указанные пункты помещениями, мебелью,
учебной техникой и необходимыми
финансовыми средствами.
Территориальные органы, осуществляющие управление
гражданской обороной на территории субъектов Федерации и на
территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне,
предоставляют военным комиссариатам имеющиеся у них классы, принимают
участие в
проведении занятий по основам военной службы.
Руководитель организации, на базе которой
создается учебный пункт, в том числе объединенный, по
согласованию с органом местного самоуправления, соответствующим
военным комиссариатом, территориальным органом, осуществляющим
управление гражданской обороной, назначает из числа пребывающих в запасе офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов и старшин,
работающих в организации, нештатного
начальника учебного пункта, его заместителя по воспитательной работе и инструктора-преподавателя основ военной
службы.
Добровольная подготовка гражданина к военной
службе предусматривает занятие военно-прикладными
видами спорта, обучение в военных оркестрах, обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных
учреждений. Положение о таких
учреждениях утверждается Правительством РФ.
Полномочия федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и
органов местного
самоуправления в этой сфере деятельности определены Положением о подготовке граждан РФ к военной службе,
утвержденным постановлением
Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441.
Призыв на военную службу призывников
организует глава органа местного самоуправления совместно с
военным комиссаром города или района. Непосредственно работу по
призыву осуществляет призывая комиссия.
Призыв на военную службу граждан организуют
военные комиссариаты
и осуществляют призывные комиссии, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях
федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Федерации
(руководителя высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Федерации.[21]
Призывники подлежат обязательному
медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о
военно-врачебной экспертизе, утвержденной постановлением
Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123. Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения
категории годности к военной службе.
При наличии оснований, предусмотренных
Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»,
указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от
призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва
на военную службу.
Призыв на военные сборы —
важный элемент воинской обязанности. Их применяют для подготовки к военной службе
граждан, пребывающих в запасе.
Проведение военных сборов в иных целях не
допускается.
Продолжительность военных сборов, место и
время их проведения определяются Минобороны России или
федеральным органом исполнительной власти, в котором Федеральным
законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба.
Продолжительность военного сбора не может
превышать два месяца. Общая продолжительность военных сборов,
к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не
может превышать 12 месяцев.
Периодичность призыва граждан на военные
сборы не может быть чаще одного раза в три года.
Порядок прохождения военных сборов гражданами,
пребывающими в запасе, определен Положением о проведении военных
сборов, утверждаемым Правительством РФ постановлением от 26
июня 1993 г. № 605.[22]
В заключение остановимся на порядке
присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе.
Гражданам, пребывающим в запасе, очередные
воинские звания могут быть присвоены по представлению
должностного лица, руководившего военными сборами, только после прохождения военных сборов и сдачи зачетов, установленных министром
обороны Российской Федерации, но не
более двух раз за время пребывания указанных граждан в запасе:
а) солдату,
матросу, сержанту, старшине, прапорщику и мичману:
—до старшины, главного корабельного старшины
включительно — военным комиссаром;
—до старшего прапорщика, старшего мичмана включительно — военным комиссаром субъекта Федерации;
б) офицеру:
—до майора, капитана 3-го ранга включительно —
командующим
войсками военного округа;
—до полковника, капитана 1-го ранга
включительно — министром обороны Российской Федерации.
Гражданам, пребывающим в запасе и не имеющим
воинского звания офицера, успешно сдавшим во время прохождения военных сборов
зачеты по программе подготовки офицеров запаса, воинское звание офицера может
быть присвоено министром обороны Российской Федерации.
Пребывающим в запасе сотрудникам органов
внутренних дел, Государственной противопожарной службы МЧС
России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотиков, таможенных органов
Российской Федерации, а также лицам, уволенным со службы в указанных
учреждениях и органах, воинские звания
присваиваются министром обороны Российской
Федерации в аттестационном порядке с учетом имеющихся у них специальных званий.
Заключение
На основании проведенного
исследования можно сделать следующие выводы:
1. Оборона страны
является одной из важнейших внешних функций государства. В содержание этой
функции входит осуществление комплекса мер экономического, политического,
социального, научно-технического, правового и военного характера,
обеспечивающих готовность и способность страны отразить любые военные
нападения, посягательства на суверенитет и территориальную целостность
государства.
2. Роль Министерства
обороны в системе органов исполнительной власти велика, и перед данным
ведомством стоит важнейшая задача обеспечения четкого функционирования системы
организации обороны как подготовки к вооруженной защите Российской Федерации,
целостности и неприкосновенности ее территории. Эта задача находится в русле общегосударственных
приоритетов в сфере национальной безопасности и обороноспособности в широком
понимании этого слова, включая, в частности, экономику. По существу речь идет о
создании системы военно-политического управления, обеспечения военной
безопасности как предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз
Российской Федерации.
3. Ведущую роль в
осуществлении обороны страны играют Вооруженные Силы. Вместе с тем согласно
Закону к обороне привлекаются Пограничные войска РФ, внутренние войска Министерства
внутренних дел РФ, Железнодорожные войска РФ и др.
Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения
агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты
целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для
выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской
Федерации.
Вооруженные Силы
Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняют
задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил
Российской Федерации. Применение
Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения задач в соответствии с
международными договорами Российской Федерации осуществляется на условиях и в
порядке, оговоренных в этих договорах и установленных законодательством
Российской Федерации.
Список
литературы:
1.
Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. 71, 83,
87, 89, 106, 114.
2.
Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»// СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.
3.
Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках МВД Российской Федерации»//Там же. 1997. № 6. Ст. 711.
4.
Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной
подготовке и мобилизации в Российской Федерации»//Там же. 1997. № 13. Ст. 1014.
5.
Федеральный
закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»//Там же. 1998. № 7. Ст. 799.
6.
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»//Там же. 1998. № 13. Ст.
1475.
7.
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»//Там же. 1998. № 22. Ст. 2331.
8.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»//Там же. 2002. № 30. Ст. 3030.
9.
Указ
Президента РФ от 7 мая 1992 г. «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации » //Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 19. Ст. 1077.
10. Указ
Президента РФ от 23 июня 1995 г. № 626 «О порядке присвоения
офицерского воинского звания гражданам, успешно завершившим
обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при
государственных образовательных учреждениях
высшего профессионального образования»//Рос. газета. 1995. 27 июня.
11. Указ
Президента РФ от 16 июля 1997 г. № 727 «О первоочередных
мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации
и совершенствованию их структуры»//СЗ РФ. 1997. № 29. Ст.
3516.
12. Положение
о порядке прохождения военной службы: утверждено Указом Президента РФ от
16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы»//Там
же. 1999. № 38. Ст. 4534.
13. Положение
о военных комиссариатах. Утв. Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1372//Там же. 1999. № 42. Ст. 5013.
14. Указ
Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706 «Об утверждении Военной
доктрины Российской Федерации»//Там же. 2000. № 17. Ст.
1852.
15. Положение
о Министерстве обороны Российской Федерации. Утв. Указом
Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082//СЗ РФ. 2004. №
34. Ст. 3538.
16. Положение
о воинском учете. Утв. Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. № 1541//Там же. 1999. № 1. Ст. 192.
17. Положение
о призыве на военную службу граждан Российской Федерации. Утв.
Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 г. № 587//Там же.
1999. № 23. Ст. 2857.
18.
Агапов А.Б. Федеральное административное право России:
Курс лекций. М.: Юристъ, 2007.
19.
Административное право:Учебник для вузов /Под ред.
Д.Н.Бахраха. М.: БЕК, 2006.
20.
Административное право РФ: Учебник/Под ред. А.П.Алехина и
Ю.М.Козлова. М.: ТЕИС, 2008 .
21.
Бахрах Д.Н. Административное право России. Ч. 2.
Принуждение по административному праву:Учебник для ВУЗов. Екатеринбург, 2008 .
22.
Российское административное право: Учебник /Под ред. В.М.
Манохина, Ю.С. Адушкина, З.А. Багишаева. М.: Юристъ, 2008 .
23.
www.mil.ru – официальный сайт
Министерства обороны РФ
Министерство обороны Российской Федерации
Редакция от 15.08.2016.
Описание статуса и полномочий надзорного органа в области обеспечения конфиденциальности и защиты информации
Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Руководство деятельностью Министерства обороны Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации. В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения. Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации (далее — Вооруженные Силы).
Минобороны России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федерального агентства специального строительства (далее — подведомственные Минобороны России федеральные органы исполнительной власти).
Минобороны России осуществляет следующие полномочия:
-
организует деятельность по обеспечению информационной безопасности, защите государственной тайны в Вооруженных Силах;
-
организует в установленном порядке в пределах своей компетенции работы по оценке соответствия вооружения и военной техники, а также по сертификации средств защиты информации, стандартизации оборонной продукции и каталогизации предметов снабжения, метрологическому обеспечению войск (сил);
-
осуществляет в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, аккредитацию органов по сертификации испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну;
-
организует в установленном порядке патентно-лицензионную, изобретательскую, рационализаторскую работу, в том числе рассмотрение заявок и выдачу патентов на секретные изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники, осуществляет управление правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, находящиеся в ведении Минобороны России, в том числе исключительными правами на них, проводит мониторинг их использования, а также участвует в мероприятиях по их правовой защите;
-
разрабатывает и устанавливает своими нормативными правовыми актами и технической документацией (конструкторской, технологической и программной документацией, техническими условиями, документами по стандартизации, инструкциями, наставлениями, руководствами и положениями) обязательные требования в области технического регулирования к оборонной продукции (работам, услугам), поставляемой для Вооруженных Сил Российской Федерации по государственному оборонному заказу, к продукции (работам, услугам), используемой в Вооруженных Силах Российской Федерации в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, к объектам, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, а также к процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, утилизации и захоронения указанных продукции и объектов.
Акты, регулирующие деятельность надзорного органа в области обеспечения конфиденциальности и защиты информации
- Распоряжение Президента РФ от 16.04.2005 № 151-рп «О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне»
- Указ Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»