Президент российской федерации осуществляет общее руководство исполнительной властью

Президент Российской Федерации:

а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности <*>;

б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации <*>;

б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти <*>;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации <*>;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1» настоящей статьи), и освобождает их от должности <*>;

д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности <*>;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов <*>;

е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом <*>;

е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации <19>;

е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий <*>;

е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты <*>;

е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;

ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий <*>;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

———————————

<19> Статья 83 дополнена пунктом «е.2» в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 22 июля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 22 июля, N 0001201407220002).

Закон и право. 2021. № 12. С. 38-41. Law and legislation. 2021;(12):38-41.

Научная статья УДК 342.6

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-12-38-41

Президент Российской Федерации и исполнительная власть

NIION: 1997-0063-12/21-007 MOSURED: 77/27-001-2021-12-207

Саида Назировна Керамова1, Юнус Шарипович Шихмирзаев2

1 2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Республика Дагестан, Россия

1 saida14@yandex.ru

2 shikhmirzaev@icloud.com

Аннотация. В статье анализируются место и роль Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти, влияние президентской власти на исполнительную власть в связи с конституционной реформой 2020 г.

Указывается, что Президент РФ осуществляет верховное управление в административно-политической сфере жизнедеятельности государства и полностью определяет формирование, организацию работы и деятельность исполнительной власти в данной сфере. Результатом исследования является вывод о значительном укреплении связи между Президентом Российской Федерации и исполнительной властью после внесения поправок в Конституцию РФ.

Ключевые слова: Президент РФ, исполнительная власть, конституционная реформа, полномочия, поправки к Конституции Российской Федерации.

Для цитирования: Керамова С.Н., Шихмирзаев Ю.Ш. Президент Российской Федерации и исполнительная власть // Закон и право. 2021. № 12. С. 38—41. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-12-38-41.

Original article

President of the Russian Federation and the executive branch

Saida N. Keramova1, Yunus Sh. Shikhmirzaev2

1 2 Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russia

1 saida14@yandex.ru

2 shikhmirzaev@icloud.com

Abstract. The article analyzes the place and role of the President of the Russian Federation in the system of executive power, the influence of the presidential power on the executive power in connection with the constitutional reform of 2020. It is said that the President of the Russian Federation exercises supreme control in the administrative and political sphere of the life of the state and completely determines the formation, organization of work and the activities of the executive branch in this area. The result of the study is the conclusion about a significant strengthening of the relationship between the President of the Russian Federation and the executive branch after the introduction of amendments to the Constitution of the Russian Federation.

Keywords: President of the Russian Federation, executive power, constitutional reform, powers, amendments to the Constitution of the Russian Federation.

For citation: Keramova S.N., Shikhmirzaev Yu.Sh. President of the Russian Federation and the executive branch // Law and legislation. 2021;(12): 38—41. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-12-38-41.

Глобальные политические и социально-экономические изменения в Российской Федерации предопределили необходимость

© Керамова С.Н., Шихмирзаев Ю.Ш. М., 2021.

перехода системы государственного управления на качественно новый уровень, для которого характерны максимальная централизация, эффективность и результативность административно-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021

управленческих структур, конкретизация их роли и реализуемых полномочий.

В связи с этим в 2020 г. в Конституцию Российской Федерации были внесены существенные поправки в сфере организации публичной власти, в том числе в области взаимоотношений Президента и исполнительной власти, свидетельствующие о видоизменении формы государственного правления в России.

В настоящей статье мы рассмотрим вопрос о месте и роли Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти.

Прежде всего, надо сказать, что если ранее Президент координировал деятельность органов государственной власти, то теперь он координирует деятельность органов публичной власти. А с учетом того, что в Конституции обязанность роспуска Государственной Думы заменена правом роспуска, можно сказать, что происходит постепенный переход к президентской республике.

Отметим, что в ч. 1 ст. 10 Конституции РФ (в ред. от 14.03.2020) определен круг тех органов, которые осуществляют государственную власть в Российской Федерации. Однако если Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть, Правительство — исполнительную власть, суды — судебную власть, то в отношении Президента такой ясности нет.

Как полагает И.С. Масликов, «Президент имеет свою компетенцию в управлении государством, отделенную от компетенции органов законодательной, исполнительной и судебной властей» [5, с. 64].

На основе ст. 80 Конституции РФ можно отметить, что как глава государства Президент Рос -сийской Федерации не входит в структуру исполнительной власти. Однако Президент «имеет возможность воздействия на формирование и работу органов исполнительной власти» [3, с. 69].

После внесения поправок в Конституцию в 2020 г. изменился административно-правовой статус Председателя Правительства и самого Правительства, который во многом стал более зависим от Президента. Если ранее Президент имел право только председательствовать на заседаниях Правительства, то теперь, согласно новой редакции Конституции РФ, он также осуществляет общее руководство Правительством (п. «б» ст. 83, ч. 1 ст. 110).

Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура

которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента, и освобождает Председателя Правительства от должности. Однако Государственная Дума утверждает лишь ту кандидатуру, которую ей представляет Президент. Он принимает отставку Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации. Значит, эти руководители министерств и ведомств уже не подчиняются главе Правительства. Получается, что Председатель Правительства лишен большей части своих полномочий в качестве главы исполнительной власти.

Следует согласиться с C.B. Гунич и А.Е. Ступ-ницким в том, что непонятна роль Председателя Правительства РФ, ранее возглавлявшего и определявшего основные направления деятельности данного органа государственной власти, который «теперь лишь организует его работу и несет персональную ответственность перед главой государства за осуществление возложенных на Правительство полномочий» [1, с. 61].

Таким образом, административно-правовой статус Председателя Правительства претерпел ряд изменений, касающихся сокращения его прав, в том числе формирования структуры органов исполнительной власти, руководства деятельностью Правительства, отчетности и ответственности перед Президентом и т.д., тогда как полномочия Президента по руководству органами исполнительной власти расширились.

B итоге мы ясно видим усиление президентской власти, что, по мнению А. А. Султанова, «приводит к мысли о становлении в России клас -сической президентской республики, когда Президент возглавляет Правительство» [6, с. 118]. Значит, Президент фактически руководит исполнительной властью, т.е. становится частью исполнительной власти. Главным недостатком этой поправки является ее неопределенность. Трудно предположить, какие правовые последствия после нее наступят.

B контексте статьи важно подчеркнуть, что согласно Конституции Российская Федерация является смешанной республикой.

Как полагает А.Н. Тетерин, норма об осуществлении Президентом общего руководства Правительством является продолжением процесса преобразования Российской Федерации как смешанной республики [7, с. 57].

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021

Такого же мнения придерживается Е.В. Лу-тенко, подчеркивая, что новая Конституция закрепила «смешанный тип формы правления в государстве, где Президент «осуществляет верховное управление в административно-политической сфере жизнедеятельности государства» и «полностью определяет формирование, организацию работы и результаты деятельности исполнительной власти в указанной сфере» [4, с. 245].

Однако другие ученые думают по-другому.

Например, И.С. Масликов считает, что «Российская Федерация является сильной президентской республикой» [5, с. 65].

В своем ежегодном Послании Федеральному собранию в 2020 г. Президент сказал, что «Россия должна оставаться сильной президентской республикой».

Как считает Р.М. Дзидзоев, в России изменилась форма государственного правления России, осуществлен переход страны от полупрезидентского (смешанного) правления к президентскому, основанному на доминирующем положении главы государства в системе исполнительной власти, и, в то же время, включающему некоторые элементы парламентаризма [2, с. 43].

Исходя из сказанного можно сделать следующие выводы.

Институт Президента Российской Федерации является основным звеном системы исполнительной власти в России, что обусловлено широкими полномочиями главы государства; поправки в Конституцию еще более упрочили его положение.

Поэтому, как представляется, несмотря на то, что согласно Конституции Россия является смешанной республикой, надо согласиться с учеными, которые полагают, что нашу страну следует считать президентской республикой.

Значительный объем полномочий Президента в сфере исполнительной власти после внесения поправок в Конституцию РФ, укрепление связи между Президентом Российской Федерации и исполнительной властью позволяют отнести его к исполнительной власти.

Список источников

1. Гунич C.B., Ступницкий А.Е. Модернизация полномочий главы государства в контексте поправок к Конституции Российской Федерации // Lex Russica (Русский закон). 2021. № 3 (172).

2. Дзидзоев P.M. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федера-

ции: новые грани взаимоотношений / / Журнал рос. права. 2021. Т. 25. № 5.

3. Жиганова Е.А. Место и роль Президента Российской Федерации в формировании и деятельности системы федеральных органов исполнительной власти // Актуальные проблемы права: научный подход молодых исследователей: Сб. науч. ст. / Под общ. ред. В.Н. Некрасова. Вологда, 2020.

4. Лутенко Е.В. Полномочия Президента Российской Федерации в органах исполнительной власти // NovaUm.Ru. 2020. № 28.

5. Масликов И. С. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021. № 8 (135).

6. Султанова А.А. К вопросу о трансформации административно-правового статуса председателя Правительства Российской Федерации: политико-правовой аспект // Правовая парадигма. 2021. Т. 20. № 2.

7. Тетерин А.Н. Президент в системе разделения властей после конституционной реформы // Конституционные поправки и конституционная система: Матер. регионального «круглого стола». Улан-Удэ, 2020.

References

1. Gunich S. V., Stupnitsky A.E. Modernization of the powers of the head of state in the context of amendments to the Constitution of the Russian Federation // Lex Russica (Russian Law). 2021. № 3 (172).

2. Dzidzoev R.M. The President of the Russian Federation and the Government of the Russian Federation: new facets of relations / / Journal of Russian Law. 2021. Vol. 25. № 5.

3. Zhiganova E.A. The place and role of the President of the Russian Federation in the formation and activity of the system of federal executive authorities // Actual problems of law: a scientific approach of young researchers: A collection of scientific articles / Under the general editorship of V.N. Nekrasov. Vologda, 2020.

4. Lutenko E. V. Powers of the President of the Russian Federation in executive authorities // NovaUm.Ru . 2020. № 28.

5. Maslikov I.S. Constitutional and legal status of the President of the Russian Federation / / Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management. 2021. № 8 (135).

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021

6. Sultanova A.A. On the issue of the transformation of the administrative and legal status of the Chairman of the Government of the Russian Federation: political and legal aspect // The legal paradigm. 2021. Vol. 20. № 2.

Информация об авторах Керамова С.Н. — старший преподаватель Шихмирзаев Ю.Ш. — магистрант

Information about the authors Keramova S.N. — senior lecturer Shikhmirzaev Yu.Sh. — undergraduate student

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 13.09.2021; одобрена после рецензирования 08.10.2021; принята к публикации 14.10.2021.

The article was submitted 13.09.2021; approved after reviewing 08.10.2021; accepted for publication 14.10.2021.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Нотариат. 6-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки / Под ред. Г.Б. Мирзоева, Н.Д. Эриашвили, Н.М. Илюшиной.

ISBN: 978-5-238-02629-9

Представлена история становления и организация нотариа-тов в Российской Федерации; дана характеристика норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие при удостоверении нотариусами бесспорных прав и фактов; рассмотрены вопросы свидетельствования документов, выписок из них, оформления наследственных прав, придания документам исполнительной силы и выполнения других предусмотренных законом действий в целях обеспечения защиты прав и интересов граждан и юридических лиц.

Учтены последние изменения в законодательстве о нотариате и проанализированы новые нормативные акты, относящиеся к нотариальной деятельности.

Для студентов и аспирантов юридических вузов, а также руководителей хозяйствующих субъектов.

7. Teterin A.N. President in the system of separation of powers after the constitutional reform // Constitutional amendments and the constitutional system: Materials of the regional «round table». Ulan-Ude, 2020.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации <*>.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

3. Правительство Российской Федерации руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации <*>.

4. Председателем Правительства Российской Федерации, Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, федеральным министром, иным руководителем федерального органа исполнительной власти может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Председателю Правительства Российской Федерации, заместителям Председателя Правительства Российской Федерации, федеральным министрам, иным руководителям федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации <*>.

Президент
Российской Федерации является главой
государства.

Президент
является гарантом Конституции , прав и
свобод человека и гражданина. Президент
основные направления внутренней и
внешней политики государства.Президент
как глава государства представляет
Российскую Федерацию внутри страны и
в международных отношениях. Президент
избирается сроком на шесть лет гражданами
на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном
голосовании . Одно и то же лицо не может
занимать должность Президента более
двух сроков подряд.

Президент
приступает к исполнению полномочий с
момента принесения им присяги и прекращает
их исполнение с истечением срока его
пребывания в должности с момента
принесения присяги вновь избранным
Президентом.

Президент
прекращает исполнение полномочий
досрочно в случае его отставки, стойкой
неспособности по состоянию здоровья
осуществлять принадлежащие ему полномочия
или отрешения от должности. При этом
выборы Президента Российской Федерации
должны состояться не позднее трех
месяцев с момента досрочного прекращения
исполнения полномочий.

Президент
Российской Федерации, не являясь
формально главой исполнительной власти,
активно влияет на деятельность
исполнительно-распорядительных ор­ганов,
что выражается в следующих формах:

=
непосредственно (исходя из прямой
подчиненности федеральных органов
исполнительной власти);

=
косвенно (через Правительство).

Во
всех случаях, когда Президент Российской
Федерации не в состоянии выполнять свои
обязанности, их временно исполняет
Председатель Правительства Российской
Федерации.

По
Конституции РФ 1993 г. Президент не является
главой исполнительной власти, каковым
он был по ранее действовавшей Конституции.

Являясь главой государства, он наделен
существенными полномочиями, дающими
ему возможность активно влиять на
организацию и функционирование механизма
исполнительной власти.

Полномочия
Президента в сфере исполнительной
власти:

1)Президент
с согласия Гос Думы Фед-ого Собрания
назначает Председателя Правительства.

2)Председатель
Правительства обязан систематически
информировать Президента о работе
правительства.

3)Президент
имеет право председательствовать на
заседании Правительства.

4)Президент
в праве принять решение об отставке
Правительства.

5)Постановление
и распоряжение Правительства могут
быть отменены Президентом РФ.

6)По
предложению Председателя Правительства
РФ Президент назначает и освобождает
заместителей Председателя правительства.

7)Определяет
структуру федеральных органов
исполнительной.

8)Президент
руководит работой некоторых из числа
таких органов(ФСБ,МИД).

9)Президент
в праве отрешать от должности руководство
высшего исполнительного органа субъекта
федерации.

10)Президент
в праве приостановить действия актов
органов исполнительной власти субъектов
РФ.

13.Правительство рф как высший исполнительный орган государственной власти рф.

Правительство
Российской Федерации

— высший федеральный орган, осуществляющий
исполнительную власть в Российской
Федерации.

Правительство
обладает общей компетенцией.

Полномочия
Правительства:

1)утверждение
положения о фед органах исполнительной
власти подчиненных только ему.

2)установление
предельной численности работников их
аппаратов.

3)утверждение
размера ассигнований на содержание
аппарата.

4)установление
порядка создания и деятельности их
территориальных органов, устан. размера
ассигнований.

5)назначение
и освобождение зам.фед.министров и
руководителей их органов,подчиненных
Правительству.

6)отменять
или приостанавливать действия актов
фед.органов исполнительной власти.

Правительство(статусные
признаки)

-орган
гос власти

-фед
гос орган

-осуществляет
исполнительную власть

-высший
исполнительный орган гос власти

-возглавляет
единую систему исполнительной власти
в РФ

-коллегиальный
орган

-постоянно
действующий орган

Задачи
Правительства:

1)организация
исполнения Конституции РФ,Фед.конституционных
законов,фед-ых законов,указов
Президента,международных договоров.

2)осуществление
систематического контроля за их
исполнением федер.-ыми органами исп.
власти и органами исп. власти субъектов

3)реализация
мер по устранению нарушений законодательства.

Функции:(общие
полномочия)

1)организовать
реализацию внешней и внутренней политики

2)осуществлять
регулирование в соц-экономической сфере

3)обеспечивать
единство системы исполнительной власти
в рф

4)формировать
фед. целевые программы и обеспечивать
их реализацию

5)реализовать
предоставленное ему право законодательной
инициативы

СОСТАВ
Правительства.

Члены:

-Председатель
правительства РФ

-заместители
Председателя правительства РФ

-фед-ые
министры

Председатель

Назначение
и освобождение:

1)ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
назначается Президентом с согласия Гос
Думы Фед-ого Собрания

Президент
обязан внести кандидатуру Председателя
в течение 2х недель недель после вступления
в должность(после присяги) или не позднее
2х недельного срока после отставки
Правительства либо в течение недели со
дня отклонения кандидатуры Государственной
Думой.

Государственная
Дума рассматривает представленную
Президентом кандидатуру Председателя
Правительства в течение недели со дня
ее внесения

В
случае трёхкратного отклонения
Государственной думой представленных
кандидатур Президент назначает
Председателя Правительства, распускает
Государственную думу и назначает новые
выборы.Президент назначает Председателя
Правительства, распускает Государственную
Думу и назначает новые выборы.

2)Основания
освобождения:

-по
заявлению Председателя Правительства
Российской Федерации об отставке;


случае невозможности исполнения
Председателем Правительства Российской
Федерации своих полномочий.

Остальные
члены Правительства

Заместители
Председателя Правительства РФ и
федеральные министры назначаются на
должность и освобождаются от должности
Президентом РФ по предложению Председателя
Правительства.

Способы
смены Правительства:

-отставка

-сложение
полномочий

Варианты
отставки:

-освобождение
от должности Председателя Правительства
РФ-отставка самого Правительства

-Правительство
Российской Федерации может подать в
отставку, которая принимается или
отклоняется Президентом Российской
Федерации

-Президент
Российской Федерации может принять
решение об отставке Правительства
Российской Федерации.

-Государственная
Дума может выразить недоверие Правительству
Российской Федерации.Президент Российской
Федерации вправе объявить об отставке
Правительства Российской Федерации
либо не согласиться с решением
Государственной Думы.Если Государственная
Дума в течение трех месяцев повторно
выразит недоверие Правительству
Российской Федерации, Президент
Российской Федерации объявляет об
отставке Правительства либо распускает
Государственную Думу.

Юр.последствия
отставки:

В
случае отставки или сложения полномочий
Правительство Российской Федерации по
поручению Президента Российской
Федерации продолжает действовать до
сформирования нового Правительства
Российской Федерации.

Варианты
сложения полномочий:

Правительство
слагает свои полномочия перед вновь
избранным Президентом.

Полномочия
Председателя:

-возглавляет
Правительство

-определяет
основные направления деятельности
правительства;

-организует
работу правительства и ведёт его
заседания, обладая правом решающего
голоса;

-представляет
правительство внутри государства и за
его пределами;

-систематически
проводит совещания с членами Правительства,
руководителями федеральных служб и
иных федеральных органов исполнительной
власти, органов и организаций при
Правительстве;

-подписывает
нормативные акты Правительства
(постановления и распоряжения);

-распределяет
обязанности между членами Правительства;

-систематически
информирует Президента Российской
Федерации о работе Правительства.

-представляет
президенту предложения о структуре
федеральных органов исполнительной
власти, о назначении на должность и об
освобождении от должности заместителей
Председателя Правительства (вице-премьеров)
и федеральных министров, о наложении
на них дисциплинарных взысканий и об
их поощрении;

Основные
формы внутриорганизационной работы
Правительства РФ:

1)заседание
правительства

2)заседание
Президиума Правительства

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Автор статьи

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

преподавательский стаж — 20 лет

Задать вопрос автору статьи

Основные полномочия Президента РФ

Замечание 1

Полномочия Президента РФ – это особые полномочия, которыми наделяется Президент страны Конституцией РФ. Президент РФ в соответствии с Конституцией страны (ст. 80) является ее гарантом, главой государства, гарантом прав и свобод гражданина и человека. В установленном порядке Президент осуществляет меры по охране суверенитета страны, ее государственной целостности и независимости, обеспечивает сопряженное взаимодействие разных органов государственной власти.

Президент в сфере политических отношений осуществляет такие полномочия, как: определяет главные направления внешней и внутренней политики России; представляет Российскую Федерацию в международных отношениях и внутри страны.

Основные полномочия Президента РФ:

  • назначение Председателя Правительства России, ее членов с согласия Государственной Думы, направление политики Правительства, принятие решения об его отставке;
  • представление кандидатуры на должность Председателя Центрального Банка, которую рассматривает Государственная Дума, постановление перед Думой вопроса об освобождении от занимаемой должности Председателя;
  • представление кандидатур Совету Федерации для назначения на должности судей Верховного Суда, Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда, кандидатуры Генерального прокурора, внесение в Совет предложений об освобождении его от должности;
  • внесение предложений о назначении судей для федеральных судов;
  • утверждение военной доктрины Российской Федерации;
  • формирование Совета Безопасности и руководство этим Советом;
  • формирование Администрации Президента;
  • назначение (освобождение) от должности полномочных представителей Президента России, высшего командования Вооруженных Сил.

Президент имеет право, в случае необходимости, ввести чрезвычайное или военное положение как по всей территории страны, так и в отдельных субъектах или регионах.

«Полномочия Президента РФ» 👇

В полномочия Президента входит:

  • назначение (отзыв) из иностранных государств, международных организаций дипломатических представителей России;
  • назначение даты выборов в Государственную Думу, роспуск Думы в законодательном порядке согласно Конституции;
  • назначение даты проведения референдума в установленном порядке федеральным конституционным законом;
  • подписание федеральных законов и их обнародование;
  • внесение в Государственную Думу законопроектов;
  • обращение с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию об основных направлениях внешней и внутренней политики страны, о ситуации и положении, сложившейся в государстве;
  • предоставление политического убежища и решение вопросов о гражданстве России;
  • решение вопросов о помиловании;
  • предоставление государственных наград, присвоение почетных званий, высших специальных и высших воинских званий РФ;
  • осуществление руководством внешней политики государства, обеспечение международных отношениях с главами различных иностранных государств;
  • подписание международных договоров и ведение переговоров;
  • принятие отзывных и верительных грамот аккредитуемых дипломатических представителей, подписание ратификационных грамот.

Для того, чтобы обеспечить согласованное взаимодействие и деятельность органов государственной власти, Президент вправе использовать соответствующие согласительные процедуры, а также передать спорное дело для рассмотрения в судебные органы.

Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

В сфере исполнительной власти Президент выступает, как субъект административного права и обладает исключительными полномочиями. Наибольший объем полномочий закреплен в сфере, связанной с функционированием исполнительной власти. По Конституции Президент не является главой исполнительной власти. Но специфика его полномочий такова, что их соотношение и связь объективно делают неизбежным прямое и косвенное воздействие Президента на деятельность Российского Правительства.

Президент имеет право занимать должность председателя на заседаниях Правительства, принимать решения об его отставке. В отдельных случаях (предусмотренных Конституцией) Президент может отменить распоряжения и постановления Правительства. Правительство слагает свои полномочия перед новым Президентом РФ.

В сфере взаимоотношений с органами исполнительной власти Президент РФ имеет полномочия на применение согласительных процедур для устранения разногласий, возникающих между органами государственной власти РФ и органами госвласти субъектов Федерации, непосредственно между органами власти разных субъектов РФ.

Президент может приостановить действие актов, принятых органами исполнительной власти, если они противоречат федеральным законам, конституционным нормам, международным обязательствам или при нарушении законных прав, интересов и свобод человека до соответствующего решения суда.

Президент обеспечивает слаженное и взаимосвязанное взаимодействие и функционирование Правительства РФ и разных органов государственной власти. Президент осуществляет руководство деятельностью федеральной исполнительной власти, в ведомстве которой находятся вопросы: внутренних дел, безопасности, обороны, иностранных дел, ликвидации последствий стихийных бедствий, предотвращения чрезвычайных ситуаций. По представлению Председателя Правительства Президент утверждает о них разные положения и назначает руководителей.

Замечание 2

Президент осуществляет соответствующие полномочия Председателя Совета Безопасности и Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами России.

Распоряжения и указы Президента обязательны для исполнения на территории всей страны, они не должны противоречить ее Конституции, Федеральному конституционному закону, федеральным законам.

По согласованию с соответствующими органами законодательной власти, Президент назначает на должность губернаторов (глав исполнительной власти) субъектов Федерации.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хлебопечка мулинекс программы выпечки по номерам инструкция
  • Мануал харлей дэвидсон спортстер на русском
  • Левометрин свечи инструкция по применению цена
  • Фонд социального страхования россии руководство
  • Цикатрикс инструкция по применению цена отзывы